Авторские игровые сказки
Автор: Дмитревская Надежда Евгеньевна
Организация: МБОУ СОШ №5 «Обыкновенное чудо»
Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар–Ола
Хочу поделиться своей находкой — нестандартными приёмами обучения детей от 2 лет слушанию сказок, в которых развиваются не только психические процессы, но и моторика, происходит знакомство с окружающим миром. И всё это — в игре! В тексте использована потешка «Солнышко-вёдрышко», не являющаяся интеллектуальной собственностью автора.
Авторские игровые сказки
Цель: Развитие психических процессов детей.
Задачи: 1.Развивать речь, моторику, координацию движений, внимание, мышление, артикуляцию.
2.Обучать детей умению владеть своим телом, находиться в воображаемой ситуации, ознакомление с окружающим.
3. Прививать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения, способствовать появлению интереса к художественному слову.
Актуальность: Дети раннего возраста любят сказки, но всегда и не сразу бывают готовы выслушать их до конца. В игровых сказках дети являются не пассивными слушателями, но активными участниками сказок, их «сорасказчиками», даже в случае, если они не умеют пока говорить.
Игровые сказки не требуют множества атрибутов, они удобны как педагогам, так и родителям в случае, когда нужно заинтересовать, занять ребёнка.
Солнышко и дождик
Оборудование: игрушка – котик, туча, солнце, металлофон.
Вышел котик погулять, а на улице солнышка не видно, туча небо закрыла (над головами детей появляется изображение тучи), и дождик закапал: кап да кап, кап да кап (имитируем дождик постукиванием пальца по ладони, либо на металлофоне по очереди). Не любит котик, когда дождик идёт, и зонтика у него нет. Надо котика от дождика спрятать, сделаем зонтики?! (из ладоней делаем «зонтики», собирая пальцы в щёпоть). Постоял котик у Саши, обсох у Маши, спрятался у Наташи…(поочерёдно котик прячется у всех детей). А дождик льёт, не перестаёт. «Мяу-мяу, где же солнышко?» — грустит котик. Надо тучку прогнать и солнышко позвать. Подуем на тучку, дружно! А теперь нам солнышко позвать нужно!
«Солнышко — вёдрышко!
вращают кистями поднятых рук.
Выгляни в окошко!
приставляют ладошку к глазам.
Солнышко, нарядись!
протягивают обе руки вперёд.
Красное, покажись!»
ставят руки на пояс и качают головой вправо и влево.
Вышло солнышко опять, можно котику гулять!
Цветок
Дождик шёл (пальцем постукиваем по ладошке),
Дул ветерок (дуем),
Солнышко сияло (соединяем 2 ладони, растопырив пальцы).
И раскрылся вдруг цветок (раскрываем ладони, собранные в виде бутона),
Всем приятно стало. («Нюхаем» воображаемый цветок).
Прилетела тут пчела: «з-з-з» (пальцем имитириуем хоботок),
Попила нектара (постукиваем по раскрытой ладони).
Деткам мёду принесла (руки сжимаем в кулаки)
Сладкого в подарок (раскрываем ладонь, «угощаем» друг друга).
Мышка и кошка
Бежала по дорожке маленькая мышка («шагаем» пальцами). Поймала её кошка: «цап-царап!» (накрываем «мышку» ладонью другой руки). Мышка говорит: «Отпусти меня!» (покачиваем обе кисти). Кошка отвечает: «Тогда покорми меня!» Отпустила мышку. Стала мышка котлетки жарить (хлопаем ладошкой о ладошку, переворачивая, имитируем), да кошку угощать (протягиваем раскрытые ладони). Налила молочка в блюдце (соединяем ладони «мисочкой», протягиваем их вперёд). Наелась кошка (гладим живот) и говорит: «А теперь давай играть!» (Хлопаем в ладоши) Мышка согласилась, только сказала: «Чур, ловить буду я!» (Выставляем указательный палец вверх).
Проводятся догонялки с детьми – мышка ловит.
Орешник (сказка без конца)
Рос куст орешника (стоим, руки вверху). Подул на него ветер (произносим: «ш-ш-ш!», закачался орешник, посыпались с него спелые орехи: тук-тук-тук-тук (садимся на корточки, стучим поочерёдно кулаками по полу, приговаривая «тук-тук»). Один орешек увидала белка, схватила его – и убежала (делаем хватательное движение рукой и прячем за спину воображаемый орех). Другой мышка забрала (то же другой рукой). Ещё два укатились (крутим кулаками). А один из орехов корешки дал (выставляем указательный палец на пол) и стал расти. Рос, рос (тянемся), и вырос большим орешником.
При желании сказку можно повторить со слов «подул на него ветер»
Улитка
Дети сидят на полу с вытянутыми ногами.
Проснулась улитка, высунула свои глазки (из кулачка, лежащего на ноге, выставляем 2 пальца). Дунул ветер (дуем) – спряталась улитка (прячем пальцы). Перестал дуть – снова высунула глазки улитка (вытягиваем 2 пальца). Пошёл сильный дождь (постукиваем по кулаку, имитируя дождь), испугалась улитка – и опять в свой домик спряталась. Дождь закончился. Улитка выглянула из домика и поползла вниз по травинке (достаём 2 пальца из кулака, скатываем медленно кулак – улитку по ноге в сторону пальцев). Показалась ей травинка дли-и-нной дорогой. Внизу сидела гусеница, которая увидев улитку, обрадовалась и сказала: «привет!» (качаем стопой).
Маша и утёнок
Маша шла гулять в сапожках,
У неё замёрзли ножки. (Ходьба)
Чтобы ножки отогрелись,
Нужно побежать скорее. (Бег)
Маша весело бежала,
Свои ножки согревала.
Всё бежала, да бежала,
И утёнка повстречала.
(Останавливаемся, складываем щёпотью пальцы руки)
— Как же в холод ты такой
Без сапог идёшь босой?
Отвечал утёнок Маше:
(раскрываем щёпоть пальцев, имитируя открывание клюва)
— Хороши сапожки ваши,
Но утятам не нужны ни сапожки, ни штаны.
Наши лапки в холода
Не замёрзнут никогда.
(Водим пальцем из стороны в сторону)
А детишкам пригодится
Одеваться научиться!
Дмитревская Н.Е.
Приложения:
- file0.docx.. 13,0 КБ