С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 22-26.
УКМ «Школа России»
Раздел «Устное народное творчество». Продолжение.
Ответы на вопросы «Рабочей тетради» к вопросам этого раздела про пословицы, загадки, потешки и другие жанры можно посмотреть, перейдя по ссылке.
22. Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.
Это сказки: «Баба-Яга», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка».
23. Найди в домашней или школьной библиотеке сборник «Сказки русских писателей». Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»? Кто из героев говорит слова «Лети, лети, лепесток…»?
Я нашла в библиотеке книгу «Сказки русских писателей», издательство «Детская литература» 1980 год. В ней 688 страниц.
Я читала:
- А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
- А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
- Л. Толстой «Липунюшка»
- Л. Толстой «Царь и рубашка»
- Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
- В Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» в этом сборнике нет, но я читала эту сказку. Слова про лепесток говорит главная героиня — девочка Женя.
24. Обсуди с другом, чему очень важному учат народные сказки.
Народные сказки учат быть добрыми и терпеливыми. Учат преодолевать трудности и находить выход из трудных ситуаций. Учат не бросать в беде друга, приходить на помощь слабым, не обижать маленьких. Учат любить Родину и защищать её от врагов. Учат тому, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует.
25. Составь небольшое сообщение на тему «Чему учат сказки». Начни со слов «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Сообщение на тему «Чему учат сказки» для 2 класса.
Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок. И очень важно уметь находить этот намёк, понимать, чему учат нас народные сказки.
Ведь учат они очень важным вещам — доброте и отзывчивости, честности и гостеприимству. Учат не сдаваться и бороться до конца, учат защищать свою Родину и свой дом, учат заступаться за обиженных и обездоленных.
Много полезного можно почерпнуть для себя читая сказки. Они делают нас лучше, заставляют иначе взглянуть на окружающий мир.
26. Рассмотри внимательно иллюстрацию на странице 36 учебника. Кто на ней изображён? Какой текст соответствует иллюстрации?
Это иллюстрация к сказке «У страха глаза велики».
На ней мы видим, как разбегаются в разные стороны испуганные водоносы и заяц, который их напугал.
Этому рисунку соответствует текст:
«Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, вёдра побросали и домой побежали».
27. Что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что могло произойти после них?
До этого водоносы могли сходить за водой, набрать вёдра и возвращаться домой. А заяц мог сидеть под яблонькой.
После этого водоносы спрятались дома, а зайка спрятался под кустом.
28. Раздели текст на части. Озаглавь их.
Разделим текст на четыре части и дадим каждой название:
- За водой.
- Возвращение с вёдрами.
- Падение яблока и всеобщий переполох.
- Что кому показалось.
29. Восстанови последовательность событий сказки.
Правильная последовательность: За водой. Скорее домой. Ах беда, беда. Робкого и тень страшит.
30. Из каждой части выпиши опорные слова, которые помогут восстановить текст целиком:
Часть 1. Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка, каждый день, колодец, колода, лужица, поросячье копытце.
Часть 2. Трёх-плёх, через огород, яблонька, зайка.
Часть 3. Ветерок, хлоп, под ноги, испугались, лавка, за бабку, на печку, схоронилась.
Часть 4. Охает, медведище, плачет, волк, кудахчет, лиса, пищит, котище, страсти, четыре охотника, собаки.
31. Перескажи сказку, используя иллюстрацию и опорные слова.
Пример пересказа сказки «У страха глаза велики» можно прочитать, перейдя по ссылке.
32. Определи и соедини стрелкой слова, которые наиболее точно говорят о героях сказки «Лиса и журавль».
Лиса: хитрый.
Журавль: умный.
33. Запиши план рассказа о лисе и журавле.
План пересказа сказки «Лиса и журавль» для 2 класса
- Лиса и журавль дружат.
- Угощение на тарелке.
- Обида журавля.
- Угощение в кувшине.
- Дружба врозь.
34. Можно ли лису и журавля назвать друзьями? Запиши ответ и поясни его словами из текста.
Лису и журавля назвать друзьями нельзя, потому что они эгоисты и думали только о себе. Дружба у них пошла врозь.
35. Какова главная мысль сказки?
Главная мысль сказки «Лиса и журавль»: Как ты относишься, так и к тебе относиться будут.
36. Восстанови последовательность событий в сказке «Гуси-лебеди». Что пропущено? Дополни.
Правильная последовательность событий сказки «Гуси-лебеди» с дополнениями:
- За братцем присматривай.
- Налетели гуси лебеди, подхватили мальчика.
- Печка, куда гуси полетели?
- Поешь моего лесного яблочка — скажу.
- Садись кудель прясть.
- Бери братца, беги.
- Яблоня, матушка, спрячь меня.
- Печка, матушка, спрячь меня.
- А тут и отец с матерью пришли.
37. Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы. О чём ещё хотел бы ты спросить?
Пример рассказа о девочке можно прочитать, перейдя по ссылке.
Конспект онлайн занятия
в подготовительной группе
«Узнай сказку-Назови отгадку»
Подготовила
Воспитатель
Шенгелиа В.В.
2020г.
Цель: способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти; воспитывать любовь к чтению художественной литературы. Развитие у ребят сообразительности, находчивости, смекалки, материал викторины предназначен для детей 6-7 лет.Задачи: воспитывать интерес к сказкам, любовь к чтению;
развивать положительные эмоции; учить отличать добро и зло на примерах сказочных сюжетов, поступков героев сказок.
Оборудование: сундучок «Волшебных сказок», картинки с сюжетами из сказок, разноцветные карточки с фразами из сказок.
Ход викторины:
Педагог: — Сегодня, ребята, мы с вами побываем в гостях у сказки.
С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, встречаемся с ними и в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые.
Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.
— Сегодня мы проведём викторину по волшебным сказкам, постараемся вспомнить сказки и сказочных героев, поиграем в игры, узнаем много нового и интересного.
Для этого я попрошу вас разделиться на команды. Каждая команда придумывает себе название по волшебным предметам из сказок.
Пока ребята думают , все отгадывают загадки:
1.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля) «По щучьему велению»
2.В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга) «Царевна-лягушка»
3.Вымолвил словечко – покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю. (Емеля) «По щучьему велению»
4.Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь… (Кащей)
Итак, первая команда называется: » ______________________________».
Вторая команда называется: » ______________________________».
Третья команда называется: » ______________________________».Педагог: У нас на викторине присутствует жюри в составе:_______________
Педагог: начинаем викторину по волшебным сказкам . Нужно открыть волшебный сундучок. Узнать какие там живут сказки.
Вот сундучок » Волшебных сказок» Чтобы его открыть нам нужно вспомнить волшебные слова из сказок.
1. Первый конкурс «Волшебные слова».
Один из участников называет волшебные слова из любой сказки, называет героя и сказку. За правильный ответ дается по 1 баллу.
Команда № 1
По щучьему веленью, по моему хотенью. Емеля . Русская народная сказка » По щучьему веленью».
Команда № 2
Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! Иванушка — дурачок. Русская народная сказка «Сивка — бурка»
Команда № 3
Трах-тибидох-тибидох- (от Старика Хоттабыча )
Снип-снап- снурэ-бурэ-базелюрэ- (Снежная королева из Андерсена)
Абра-Кадабра- (в Мюнхгаузене)
Педагог: повторим все волшебные слова. ( Все хором повторяют ) . Итак, наш сундучок открылся.
В сундучке лежат карточки разных цветов.
2. Второй конкурс «Узнай- ка, сказку»
(По фразе написанной на карточке узнать сказку и кратко рассказать » Цепочкой» всеми участниками команды, использовать в пересказе волшебные слова) За правильный ответ дается по 1 баллу.1. «Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, — ко мне передом, а к лесу задом».
Сказка «Царевна – лягушка»
2. «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!»
Сказка «Сивка – бурка»
3. «Не пей из копытца, козленочком станешь»
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
4. Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? —
«Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.)
5. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то и то-то!
«Цветик-семицветик» Валентин Катаев
6. — Сяду на пенек,
Съем пирожок!
— Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
«Маша и медведь» (Русская народная сказка)
3. Конкурс » Ты мне, я тебе»
Каждый участник команды задаёт вопрос участнику другой команды. если члены команды не знают ответ, помогают зрители) За правильный ответ дается по 1 баллу.• Какой первый приказ был у царя в сказке «Царевна-лягушка»?
(испечь каравай хлеба)
• На каком дереве хранился сундук, в котором была смерть Кощея?
(дуб)
• Почему Василиса Премудрая покинула Ивана-царевича?
(Иван сжег лягушачью кожу)
•Сколько дней искал Иван-царевич свою стрелу?
(Три дня )
•В какой сказке отец бросил дочку зимой в лесу?
(Морозко)
•Что спросил Морозко у девушки в первый раз?
Тепло ли тебе, девица?
•Что лежало в коробе у падчерицы?
(Богатые подарки)
• Что потеряла Золушка?
(Туфельку )
• Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?
(Подснежники. )
4. Конкурс «Добро и зло»
По описанию назвать героя. Описание написано на листочке. Участник берёт из шкатулки листочек и зачитывает, другой участник называет героя.
За правильный ответ дается по 1 баллу.1. Героиня русских сказок, в которой соединились и красота, и богатый ум, и смекалка, и мудрость, и женская мягкость. Она и прекрасная рукодельница, и обладает волшебными чарами. «Премудрая» и «прекрасная» – равнозначные эпитеты, так как для русского человека «красота» была синонимом «мудрости». Ради этой прекрасной героини и совершаются подвиги, и самый простой Иван-дурак может стать царевичем. (Василиса Премудрая)
2. Этот герой является одним известным персонажем русских сказок, который благополучно проходит все испытания, побеждает противника, берет в жены царскую дочь, обретает славу и богатство. Также он в процессе прохождения испытаний добывает какое-либо волшебное животное, которое становится его другом-помощником и верно ему служит. ( Иван — дурак).
3. Выглядит она весьма пугающе и живет в избушке на курьих ножках. Но отличается тем, что дела её хорошие и плохие : она, костяная нога, знает прошлое и будущее, знает то, что неведомо главному герою – места, где спрятаны те диковинные вещи, которые герой ищет, иногда прямо помогает герою, дает ему советы или волшебные предметы., но часто делает пакости… ( Баба — Яга)4.Он отрицательный персонаж русских народных сказок, который имеет свойство похищать прекрасных красавиц. Обладает волшебной силой, он чародей и волшебник. Во многих сказках становится известна тайна победы над ним (ведь смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук зарыт под дубом, дуб растет на острове, остров на море-океане).
( Кощей — бессмертный)
5. Сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой. Этот персонаж явно олицетворяет трепетное отношение славянского народа к хлебу, и его сакральное значение.
(Колобок)
6. У него на голове длинный колпак, сделанный из старого носка, куртка и штанишки, сделанные из яркой красной бумаги. Он по характеру добрый, веселый и жизнерадостный. Он настоящий друг потому, что спас своих друзей от опасности. Он помогает бороться со злом, он добрый, решительный и смелый. Его имя в переводе с итальянского языка означает «деревянный человечек».
(Буратино)
5. Конкурс «Назови сказку и героя сказки».
В данном конкурсе за каждый правильный ответ (надо назвать сказку и героя сказки)будете получать по 1 конфете, какая команда наберет больше конфет та и победит.
Вот ещё одна игра,
Вам понравится она.
Я вопрос хочу задать.
Ваше дело – отвечать.
1. Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
И называется… («Три поросёнка», Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф)
2.Зимним утром баба с дедом
Внучку сделали из снега.
Но не знала крошка эта,
Что беда грозит ей летом.
(Снегурочка из сказки «Снегурочка»)
3.Девочка по лесу шла
И на домик набрела.
Видит, что хозяев нет.
На столе стоит обед.
Из трёх чашек похлебала,
В трёх постелях полежала.
(Маша из сказки «Три медведя»).
4.Буратино приютила
И лечила, и учила,
Когда ж он стал озорничать,
Пришлось его ей наказать.
(Мальвина из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
5.Строго приказала капризная принцесса
Принести зимой цветы из леса.
Кто же зимой смог собрать те цветы?
Я помню ту девочку! Помнишь ли ты?
(Падчерица из сказки « Двенадцать месяцев»)
6.Появилась из цветочка, Всего дюйм была росточком. На ней хотел жениться Крот, Но Ласточка взяла в полёт. И девочку она спасла От старого мрачного Крота. (Дюймовочка из сказки «Дюймовочка») | 7.Уговаривала братца Старшая сестрица: «Ты из лужицы не пей Мутную водицу». Не послушался мальчонка – Превратился он в козлёнка. (Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») |
8. Пирожки — в корзинке. Мчалась по тропинке Девочка бегом. Тёмный лес кругом. Встретилась там с волком. И не знает толком, Как же он её скорей Оказался у дверей, И в кровать улёгся, плут? Девочку-то как зовут? (Красная Шапочка) | 9. Он всегда, как день варенья, Отмечает день рожденья, На штанишках кнопку тиснет, Чтоб отправиться в полёт, Под пропеллером повиснет И летит, как вертолёт. Парень он «в расцвете лет». Кто он? Дайте-ка ответ. (Карлсон) |
10. Сказку быстро вспоминай: Персонаж в ней — мальчик Кай, Королева Снежная Сердце заморозила, Но девчурка нежная Мальчика не бросила. Шла она в мороз, метели, О еде забыв, постели. Шла она на помощь другу. Как зовут его подругу? (Герда) Снежная королева | 11. Сходив однажды на базар, Она купила самовар. Друзей к себе всех пригласила, Кормила их она, поила. Трусливы гости оказались, Помочь в беде ей отказались. Но тут влетел в окно герой И за неё он стал горой. Закончилась свадьбой Вся заваруха, Невесту героя Звать … (Цокотуха.) |
12.А теперь про чей-то дом Разговор мы поведём. В нём богатая хозяйка Припеваючи жила. Но беда пришла нежданно: Этот дом сгорел дотла….. («Кошкин дом») | 13.Сидит в корзине девочка У Мишки за спиной. Он, сам того не ведая, Несёт её домой. Ну, отгадал загадку, Тогда скорей ответь: Что это за сказка? («Маша и Медведь») |
14.Кто-то за кого-то ухватился цепко. Ох, никак не вытащить! Ох, засела крепко! Но её помощники скоро прибегут. Победит упрямицу дружный, общий труд! Кто сидит так крепко? Может, это…. .(«Репка») | 15.С грядки старуха цветок сорвала, Девочке Жене его отдала. В цветке-лепестке есть чудесная сила: Их девочка Женя о чем-то просила. Что надо сказать, лепестки обрывая? Как называется сказка такая? («Цветик-семицветик») |
16.Скорей бы приблизился вечер, И час долгожданный настал! Чтоб мне в золоченой карете Поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает, Откуда и как я зовусь. Но только лишь полночь настанет, К себе на чердак я вернусь! («Золушка») | 17. Хитро он поймал Жар-птицу И похитил Царь-девицу. Он же ездил за кольцом, Был он на небе послом И к числу других затей Спас он тридцать кораблей. И в котлах он не сварился, А красавцем учинился, Да при том еще потом Он же сделался царём. (Иван из сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» |
18. Возле леса на опушке Трое их живёт в избушке Там три стула и три кружки, Три кровати и подушки. Кто-то в домик к ним пришёл, Беспорядок в нём навёл. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя.) | 19. Лечит он мышей и крыс, Крокодилов, зайцев, лис, перевязывает ранки Африканской обезьянке. И любой нам подтвердит: Это — доктор… (Айболит.) |
20.Из маминой спальни Хромой выбегает И мыться грязнуль всех Водой заставляет. Он самый известный В стране умывальник, Для всех остальных Очень грозный начальник. Мочалкам и щёткам Он всем командир, Бойца с детской грязью Зовут … (Мойдодыр.) | 21. Строгий она воспитатель детей, Им не прощает их шумных затей. С кошкой Матильдой та дама живёт, Вкусные плюшки та дама печёт. Плюшечки эти — одно объеденье, Верит та дама, увы, в привиденья, Карлсон-проказник её «укрощает», Кто эту дамочку строгую знает? (Фрекен Бок.) |
6 Конкурс капитанов «Найди знакомые имена»
Капитанам каждой команды выдается табличка «Сказочные герои». В клетках таблички записаны имена хорошо знакомых ребятам героев детских книг и сказок. Но буквы имен записаны не всегда в одной строчке. Участники должны отыскать эти имена. Их восемь. (Время выполнения задания 1 минута). Данное задание оценивается в 5 баллов.
«СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ»
7 Конкурс «Сказочный переполох»
Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей — Ясным соколом. Не должно быть беспорядка в сказках. Получите карточки с названиями сказок и соедините начало и конец названий сказок.
Команды выполняют задание без капитанов.
«Жар-птица и Серый Волк». | «Жар-птица и Василиса-царевна». |
«Царевна Хаврошечка». | «Царевна лягушка». |
«Иван-царевич и Василиса-царевна». | «Иван-царевич и Серый Волк». |
«Крошечка-лягушка». | «Крошечка Хаврошечка» |
«Финист Бессмертный». | «Финист — Ясный сокол». |
«Кощей — Ясный сокол». | «Кощей Бессмертный» |
8. Конкурс «Хоровод сказок»
По началу текста узнайте русскую народную сказку. Каждая команда получает карточки. Один из игроков команды знатоков зачитывает текст и отвечает.
1. «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» («Царевна — лягушка».)
2. «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками…» («Иван-царевич и Серый Волк».)
3. «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…» («Сивка-Бурка».)
Ну, вот и закончилось наше сказочное путешествие. Ребята, трудно было?
Так чему нас учат сказки?
Сказка учит нас дружить,
Верным быть и честно жить
Пусть живут герои сказок в мире детском озорном
Чаще пусть волшебники к нам заглядывают в дом.
— Ребята, наша встреча подошла к концу. До новых встреч!
Формировать способность пересказывть текст эмоционально, последовательно, используя опорные схемы; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, грамматически правильно строить фразы, закреплять знакомые слова на казахском, английском языках; развивать речь, мышление, память, внимание; воспитывать толерантность.
Шамшуменова Ганижамал Болатовна
Ұымдастырылған оку іс – әрекетінің технологиялық картасы
ересектер тобы үшін
Технологическая карта организованной учебной деятельности
для старшей группы
Білім беру аймағы / Образовательные области: Коммуникация
Бөлемдер / Разделы: Художественная литература, развитие речи
Тақырыбы / Тема: Пересказ сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик»
Мақсаты/Цель: Формировать способность пересказывть текст эмоционально, последовательно, используя опорные схемы; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, грамматически правильно строить фразы, закреплять знакомые слова на казахском, английском языках; развивать речь, мышление, память, внимание; воспитывать толерантность.
Көрнекілік/ Наглядность: портрет В. Катаева, ключевые слова- картинки, сюжетные картинки по содержанию сказки, онлайн- вопросы.
Сөздік жұмысы / Словарная работа: сострадание, забота, любовь, помощь, дружба.
Билингвальді компонент / Билингвальный компонент: желтый-сары-yellow, красный-қызыл-red, синий-көк-blue, зеленый-жасыл-green, оранжевый-сарғылт-orange, фиолетовый-кулгін-purple, голубой-көгілдір-white blue.
Іс-әрекет кезеңдері Этапы деятельности | Тәрбиешінің іс-әрекеті Действия воспитателя | Балалардың іс-әрекеті Действия детей |
Мотивациялық – танымдық Мотивационно – побудительный | — Сегодня мы будем лучшими? 1. Работа с ключевыми словами — Внимание! Выкладываю ключевые слова-картинки в следующем порядке: сострадание, любовь, помощь, забота, дружба. Задание: нужно запомнить ключевые слова по порядку (слова убираются, включается таймер, время на запоминание 1 минута) -Выкладываем ключевые слова -Проверяем (появляются снова ключевые слова), у кого, как у меня, поднимают ладошки. Оценивание (Отмечаю на матрице ЗУН правильность выполнения задания каждым ребенком) 2. Онлайн – вопросы Ваня со своей мамой приготовили для вас онлайн-вопросы. Внимание на экран. – А теперь правильный ответ (включаем онлайн-ответы). 3. Работа по коммуникации (трехязычие). Ребята, у меня тоже есть цветок, посмотрите. Чем же он отличается от тех, которые вы сейчас увидели. -Да действительно, это волшебный цветок из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик» Какого цвета лепестки у этого цветка. Надо назвать лепестки на трех языках. | — Да, все у нас получится. Смотрят Запоминают Поднимают ладошки Смотрят. Отвечают. -Неживой, сделанный своими руками, волшебный, у цветка разные лепестки, цветик-семицветик. -Разные |
Ұйымдастырушылық – ізденушілік Организационно – поисковый | Это какой лепесток? А этот? Этот какой? А этот? Этот какой? А этот? Этот лепесток? 4.Работа с текстом Этот цветок не простой, а волшебный. И на прошлом занятии мы читали о нем сказку. Сказка так и называется «Цветик- семицветик», а написал ее Валентин Катаев. Давайте вспомним ее. (На экране появляются последовательно сюжетные картинки по содержанию сказки.). Вот какие чудеса происходили в этой сказке.(Указываю на картинки) Задание: Расскажите сказку друг другу(учитель-ученик). Оценивание: 1.Поднимите ладошки те ученики, которым учителя хорошо рассказывали. 2.Поднимите ладошки те учителя, которых внимательно слушали ученики. (Отмечаю на матрице ЗУН) 5.Физминутка. 6.Дидактическая игра «Слова наоборот» Сильный–слабый умный-глупый здоровый–больной смелый–трусливый высокий–низкий толстый-худой веселый- грустный Мы разные, но мы вместе, потому что мы дружные. 7.Работа по Матрице ЗУН (Задаю вопрос по тексту и показываю на символ, закрепленный за ребенком. Сколько детей, столько и вопросов.) Кто автор сказки? Как называется сказка? 1 желание Жени? 2 желание Жени? 3 желание Жени? 4 желание Жени? 5 желание Жени? 6 желание Жени? | Желтый лепесток, сары күлте, yellow pettle. Красный, қызыл,red. Синий, көк, blue. Зеленый, жасыл, green. Оранжевый, сарғылт, orange. Фиолетовый, күлгін, purple. Голубой, көгілдір, white blue Смотрят. Учителя одевают шляпу и рассказывают. Ученики внимательно слушают. Поочередно поднимают ладошки. Выполняют Называют слова наоборот Отвечают на вопросы: 1.Валентин Катаев 2.»Цветик- семицветик» 3. 1 желание- чтобы я была дома с баранками 4. 2 желание-чтобы мамина ваза стала целой 5. 3 желание- чтобы я сейчас же была на Северном полюсе 6. 4 желание- чтобы я сейчас же очутилась на нашем дворе 7. 5 желание- чтобы все игрушки на свете были мои 8. 6 желание- чтобы игрушки поскорее вернулись в магазины |
7 желание Жени? Какие слова нужно было сказать, чтобы желание исполнилось? Какое желание Жени самое лучшее? Почему? Какое желание ты бы загадал, если б у тебя был волшебный цветок? А после прочтения этой сказки какое желание хочешь загадать? Оценивание (Отмечаю на Матрице ЗУН только правильные ответы) 8.Задание: Выложите сюжетные картинки в той последовательности, как происходили события в сказке.(На экране сюжетные картинки. Минута на запоминание. Картинки убираются). Оценивание (Отмечаю на Матрице тех, у кого верно). | 9. 7 желание- чтобы Витя был здоров 10.Лети,лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг,возвращайся, сделав круг,лишь коснешься ты земли,,быть по-моему вели Чтобы Витя был здоров. | |
Рефлестік – үйлесімділік Рефлексивно – коррегирующий | Чему научила вас сказка? При ответе на вопрос надо использовать ключевые слова: сострадание, забота, любовь, помощь, дружба. (Звучит музыка Шопена «Осенний вальс») — Да, ребята, сострадание забота, любовь, помощь, дружба всегда были главными ценностями на Земле. Я думаю, вы вырастите умными, добрыми, толерантными. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Каждый труд должен оцениваться. Прошу забрать свои заработанные монетки и положить их в свои ячейки в Банке. | Меня сказка научила проявлять сострадание к больным людям. Меня сказка научила заботиться друг о друге. Меня сказка научила любить. Меня сказка научила, что надо помогать друг другу. Меня сказка научила дружить. Слушают Дети кладут монетки в Банк |
Күтілетін нәтеже / Ожидаемый результат:
Воспроизводят: содержание сказки В. Катаева «Цветик- семицветик»
Понимают: смысл произведения
Применяют: пересказывают текст эмоционально ,последовательно, используя опорные схемы; грамматически правильно строят фразы; отвечают на вопросы по содержанию текста; называют цвета лепестков на русском, казахском, английском языках.
-75%
Сохранить у себя:
Технологическая карта «Пересказ сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик»» (22.07 KB)
Автор статьи
В сказках дети сталкиваются с проблемами и их решением. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», сопоставлять их со своей жизнью, он будет расти более сообразительным. И чтобы эти «уроки» хорошо усваивались, они должны быть в доступной для детского понимания форме.
Выбираем сказки по возрасту
При выборе сказок нужно учитывать возраст ребенка1.
3–4 года
В этом возрасте детям интересны и близки сказки о животных, которые рассказывают ребенку, как нужно поступить в той или иной ситуации и почему. Благодаря кратким историям ребенок знакомится с явлениями природы, поступками людей, с первыми понятиями о добре и зле.
В этом возрасте дети часто представляют себя разными животными и их детенышами.
Примеры сказок:
- «Мышонок и карандаш» (В. Сутеев);
- «В сладком морковном лесу» (С. Козлов);
- «Мама для мамонтенка» (Д. Непомнящая);
- «Сказка про маленьких крольчат» (Д. Харрис).
5 лет
С 5 лет ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеком. Среди героев популярны принцы, царевны, персонажи с суперспособностями. Чем старше ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории про людей, представляя себя в разных ролях.
Например, русские народные сказки:
- «Царевна-лягушка»;
- «Царевна Несмеяна»;
- «Волшебное яблочко»;
- «Сивка Бурка».
6–8 лет
В этом возрасте ребенок уже понимает и любит волшебные сказки с превращениями и чудесами. Такими сказками являются:
- «Волшебник Изумрудного города» (А. Волков);
- «Старик Хоттабыч» (Л. Лагин);
- «Королевство кривых зеркал» (В. Губарев);
- «Оле-Лукойе» (Г. Х. Андерсен).
Народные сказки
В сказках разных народов всегда присутствуют общечеловеческие ценности: добро, правда, красота. Народные сказки хороши простотой языка, его приближенностью к разговорной речи и тем, что в них дети узнают о жизни, быте, обычаях народа. Такие сказки учат верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а через преодоление трудностей.
У многих народов сюжеты сказок похожи. Например, «Чудо-яйцо» как пробуждение жизни встречается в 224 сказках, «Золушка» – в 3502.
Сказки для мальчиков и девочек
Деление сказок на «женские» и «мужские» весьма условно. Однако самыми популярными сказками для мальчиков считаются «Три поросенка» и «Колобок». В «Трех поросятах» показан образ героя-победителя, а в «Колобке» вложено предупреждение о том, что можно потерпеть поражение, будучи невнимательным и легкомысленным.
Популярными «женскими» сказками являются:
- «Красная шапочка»;
- «Маша и Медведь»;
- «Крошечка-Хаврошечка»;
- «Морозко»;
- «Золушка».
Во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (в виде человека или животного). Героиня борется с ним («Красная Шапочка», «Маша и Медведь») или влюбляется («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Эти сказки учат девочек любви, состраданию, заботе и житейской мудрости.
Все, что ребенок воспринимает в детстве, сказывается на его взрослой жизни. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать мышцу». Если он видит, что побеждают хитрые, он попробует обманывать и хитрить. Если он видит, что лидирует умный, он будет стремиться развивать собственные знания3. Поэтому читайте или хотя бы просматривайте содержание сказки перед тем, как ее услышит или прочтет ребенок.
Как придумать собственную сказку
Придуманные сказки бывают для детей более значимыми, чем из книг, так как они основаны на их интересах и желаниях. Ребенку всегда приятно осознавать, что главный герой сказки – это он сам.
Приведем 7 правил составления сказок4.
- Краткие предложения, короткая, неутомительная сказка.
- Отсутствие лишних героев.
- Подключение всех каналов восприятия (какие звуки слышатся, какие запахи ощущаются, какие цвета, образы и т.д.).
- Отсутствие осуждения, назидания.
- Минимальное использование частицы «не».
- Включение в сказку проблемы. При этом должно быть соответствие отношений между героями в сказке и в реальности.
- Учет темперамента ребенка:
- холерикам – кратко, динамично, с конфликтом;
- сангвиникам – кратко, динамично, с юмором;
- меланхоликам – с описанием чувств, сентиментальности;
- флегматикам – с подготовительным вступлением и структурно.
Как читать
Для малышей хорошо читать на ночь в качестве ритуала перед сном. Следует ограничиться либо одной небольшой сказкой, либо одной главой. Но обязательно с завершенным сюжетом.
Есть специальные сборники сказок на ночь:
- «Добрые сказки на ночь» (сказки советских писателей);
- «Сказки-засыпайки для маленьких несонь» (И. Гурина);
- «Сказки в пижамах» (И. Зартайская).
С детьми постарше хорошо читать поучительные и познавательные сказки. Затем обсуждать прочитанное, задавать вопросы, находить примеры из жизни.
Например:
- «Не хочу! Не буду! Сказка для капризуль» (Е. Григорьева);
- «Принцесса Торнада» (А. Игнатова).
Так что же почитать
Чаще всего родители ищут короткие, добрые и интересные сказки. Мы подобрали десяток именно таких. Просто вставляйте в поисковик названия.
- «Сказки на один укус» (Ю. Кузнецова).
- «12 месяцев» (С. Маршак).
- «Маленький ангел» (А. Безлюдная).
- «Сказки для добрых сердец» (Н. Абрамцева).
- «Сказки от капризов» (И. Гурина, Т. Холкина).
- «Сказки про Машу» (Г. Лебедева).
- «Трям! Здравствуйте!» (С. Козлов).
- «Цветик-семицветик» и другие сказки (В. Катаев).
- «Сказки-несказки», «Приключения муравьишки» (В. Бианки).
- «Ба из долины прыгучих ручьев» (К. Горбунова).
Видео
Список литературы
- Кабаленова Е. Ю. Народные сказки как уникальная возможность формирования духовно — нравственного здоровья дошкольников // Ямальский вестник. – 2015. – № 1. – С. 99-103.
- Снопова Т. К. Народная сказка – средство воспитания и обучения детей // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №3.
- Сказки для мальчиков и девочек. Санкт-Петербургская мастерская сказкотерапии. сайт
- Зеленко О. В. Современные технологии сказки для психолого-педагогической работы с детьми и подростками // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №5.