Сказка «Цветик-семицветик»: читать текст + слушать аудио
Автор: Валентина Катаева
Краткое содержание для читательского дневника
Главные герои:
- Женя. Маленькая и добрая девочка. Легкомысленная, часто забывает о порученном деле, отвлекается по пустякам. Но отзывчивая и готовая помочь другу.
- Витя. Хромой мальчик, которому помогала Женя.
- Старушка-волшебница. Добрая и мудрая.
Краткое содержание: Однажды, когда героиня сказки (ее звали Женя) возвращалась из магазина, баранки, которые она купила, съела собака. Убегая от собаки, Женя заблудилась. Навстречу ей попалась какая-то старуха. Увидев расстроенную девочку, старуха согласилась ей помочь и подарила Жене волшебный цветок. У цветка было семь лепестков. Если оторвать один из них и сказать волшебные слова, то любое желание сбудется.
Первым желанием Жени было оказаться дома вместе с баранками. Цветик-семицветик испольнил Женину просьбу.
Потом были еще желания: склеить разбитую вазу, оказать на Северном полюсе, вернуться с Северного полюса, получить много игрушек… Но все эти желания не приносили Жене никакого удовлетворения.
Когда на цветке остался последний лепесток, девочка решила, что последнее желание должно быть каким-то запоминающимся, важным.
Она случайно встречает хромого мальчика. Поговорив с ним, Женя не раздумывая срывает последний лепесток и загадывает, чтобы нога мальчика стала здоровой.
Сказка заканчивается тем, что счастливые Женя и Витя (так звали мальчика) бегают по двору и играют в салочки.
Мультфильм «Цветик семицветик» смотреть бесплатно в хорошем качестве
Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.
Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела. Сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, и счастливо облизывается.
– Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала.
Вдруг откуда ни возьмись – старушка.
– Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала.
Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:
– Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется – цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.
С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
– Этот цветик, – сказала старушка, – не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.
Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало.
Что делать? Женя уже собиралась по своему обыкновению заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.
– А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!
Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками! Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках – связка баранок!
Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: “Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!”
Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон – семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и – бац! – раскололась на мелкие кусочки.
– Ты опять что-то разбила! – закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку? Тяпа-растяпа!
– Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! – закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни – глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.
Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.
– Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!
– Чего захотела! Не видишь – это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.
– Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?
– Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.
– Значит, не принимаете?
– Не принимаем. Уходи!
– И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам – кошкин хвост!
Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе! Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок. Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!
– Ай, мамочка, замерзаю! – закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый – нервный, второй – злой, третий – в берете, четвертый – потертый, пятый – помятый, шестой – рябой, седьмой – самый большой.
Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе! И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются:
– Ну и где же твой Северный полюс?
– Я там была.
– Мы не видели. Докажи!
– Смотрите – у меня еще висит сосулька.
– Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?
Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит – у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной – большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы.
“Ну, – думает, – я вам сейчас покажу, у кого игрушки!”
Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: “папа-мама”, “папа-мама”. Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу.
Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась. Но это было только начало.
За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях.
Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.
– Довольно, довольно! – в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову.
-Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь…
Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили… Уже весь город был завален до самых крыш игрушками. Женя по лестнице – игрушки за ней. Женя на балкон – игрушки за ней. Женя на чердак – игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины. И тотчас все игрушки исчезли. Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
– Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и думает:
“Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю- ка я себе, пожалуй, два кило “мишек”. Нет, лучше два кило “прозрачных”. Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило “мишек”, полкило “прозрачных”, сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться”.
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный – сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
– Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
– Витя. А тебя как?
– Женя. Давай играть в салки?
– Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
– Как жалко! – сказала Женя. – Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
– Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
– Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 22-26.
УКМ «Школа России»
Раздел «Устное народное творчество». Продолжение.
Ответы на вопросы «Рабочей тетради» к вопросам этого раздела про пословицы, загадки, потешки и другие жанры можно посмотреть, перейдя по ссылке.
22. Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.
Это сказки: «Баба-Яга», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка».
23. Найди в домашней или школьной библиотеке сборник «Сказки русских писателей». Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»? Кто из героев говорит слова «Лети, лети, лепесток…»?
Я нашла в библиотеке книгу «Сказки русских писателей», издательство «Детская литература» 1980 год. В ней 688 страниц.
Я читала:
- А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
- А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
- Л. Толстой «Липунюшка»
- Л. Толстой «Царь и рубашка»
- Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
- В Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» в этом сборнике нет, но я читала эту сказку. Слова про лепесток говорит главная героиня — девочка Женя.
24. Обсуди с другом, чему очень важному учат народные сказки.
Народные сказки учат быть добрыми и терпеливыми. Учат преодолевать трудности и находить выход из трудных ситуаций. Учат не бросать в беде друга, приходить на помощь слабым, не обижать маленьких. Учат любить Родину и защищать её от врагов. Учат тому, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует.
25. Составь небольшое сообщение на тему «Чему учат сказки». Начни со слов «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Сообщение на тему «Чему учат сказки» для 2 класса.
Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок. И очень важно уметь находить этот намёк, понимать, чему учат нас народные сказки.
Ведь учат они очень важным вещам — доброте и отзывчивости, честности и гостеприимству. Учат не сдаваться и бороться до конца, учат защищать свою Родину и свой дом, учат заступаться за обиженных и обездоленных.
Много полезного можно почерпнуть для себя читая сказки. Они делают нас лучше, заставляют иначе взглянуть на окружающий мир.
26. Рассмотри внимательно иллюстрацию на странице 36 учебника. Кто на ней изображён? Какой текст соответствует иллюстрации?
Это иллюстрация к сказке «У страха глаза велики».
На ней мы видим, как разбегаются в разные стороны испуганные водоносы и заяц, который их напугал.
Этому рисунку соответствует текст:
«Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, вёдра побросали и домой побежали».
27. Что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что могло произойти после них?
До этого водоносы могли сходить за водой, набрать вёдра и возвращаться домой. А заяц мог сидеть под яблонькой.
После этого водоносы спрятались дома, а зайка спрятался под кустом.
28. Раздели текст на части. Озаглавь их.
Разделим текст на четыре части и дадим каждой название:
- За водой.
- Возвращение с вёдрами.
- Падение яблока и всеобщий переполох.
- Что кому показалось.
29. Восстанови последовательность событий сказки.
Правильная последовательность: За водой. Скорее домой. Ах беда, беда. Робкого и тень страшит.
30. Из каждой части выпиши опорные слова, которые помогут восстановить текст целиком:
Часть 1. Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка, каждый день, колодец, колода, лужица, поросячье копытце.
Часть 2. Трёх-плёх, через огород, яблонька, зайка.
Часть 3. Ветерок, хлоп, под ноги, испугались, лавка, за бабку, на печку, схоронилась.
Часть 4. Охает, медведище, плачет, волк, кудахчет, лиса, пищит, котище, страсти, четыре охотника, собаки.
31. Перескажи сказку, используя иллюстрацию и опорные слова.
Пример пересказа сказки «У страха глаза велики» можно прочитать, перейдя по ссылке.
32. Определи и соедини стрелкой слова, которые наиболее точно говорят о героях сказки «Лиса и журавль».
Лиса: хитрый.
Журавль: умный.
33. Запиши план рассказа о лисе и журавле.
План пересказа сказки «Лиса и журавль» для 2 класса
- Лиса и журавль дружат.
- Угощение на тарелке.
- Обида журавля.
- Угощение в кувшине.
- Дружба врозь.
34. Можно ли лису и журавля назвать друзьями? Запиши ответ и поясни его словами из текста.
Лису и журавля назвать друзьями нельзя, потому что они эгоисты и думали только о себе. Дружба у них пошла врозь.
35. Какова главная мысль сказки?
Главная мысль сказки «Лиса и журавль»: Как ты относишься, так и к тебе относиться будут.
36. Восстанови последовательность событий в сказке «Гуси-лебеди». Что пропущено? Дополни.
Правильная последовательность событий сказки «Гуси-лебеди» с дополнениями:
- За братцем присматривай.
- Налетели гуси лебеди, подхватили мальчика.
- Печка, куда гуси полетели?
- Поешь моего лесного яблочка — скажу.
- Садись кудель прясть.
- Бери братца, беги.
- Яблоня, матушка, спрячь меня.
- Печка, матушка, спрячь меня.
- А тут и отец с матерью пришли.
37. Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы. О чём ещё хотел бы ты спросить?
Пример рассказа о девочке можно прочитать, перейдя по ссылке.
Вид урока: интегрированный урок. Возраст детей: 8-9 лет.
Время проведения: 45 минут.
Форма организации обучения: практическое занятие.
Цели:
- Научить изготавливать «цветик-семицветик» методом петельной техники.
- Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик-семицветик».
Задачи:
Образовательные
- Подвести к пониманию нравственного смысла сказки «Цветик-семицветик», мотивированной оценке поступков и характера главной героини.
- Формировать интерес к чтению художественной литературы.
Развивающие:
- Пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства, устойчивый интерес к рукоделию.
- Освоить петельную технику плетения бисером.
- Развивать речь, память, логическое и творческое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, настойчивость в достижении цели, аккуратность.
- Способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».
Демонстрационный материал и оборудование: интерактивная доска, презентация к сказке, наглядный образец «волшебного» цветка, выполненный в петельной технике, инструкционно-технологическая карта «Плетение цветика-семицветика из бисера», бисер для работы, проволока, тарелочки для бисера, ножницы, салфетки-подложки на парту.
Методические приемы: беседа, опрос, разбор схемы, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, физминутка, подведение итогов.
Презентация
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа (объявление темы, объяснение задания).
3. Основная часть занятия:
3.1. Практическая работа (объяснение нового материала)
3.2. Физминутка.
4. Итог занятия (анализ работы, уборка рабочего места)
Педагогические технологии:
- Личностно-ориентированная.
- Проблемно-поисковая.
- Групповая.
- Технология сотрудничества.
1. Организационный момент (проблемно-поисковая технология)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас и наших гостей на сегодняшнем занятии.
Но я хочу вас предупредить, что сегодня наше занятие будет не совсем обычным.
2. Вводная беседа (объявление темы, объяснение задания)
Совсем скоро наступит волшебная пора. Время новогодних праздников и рождества. В эту пору все люди, сколько бы им не было лет, мечтают и загадывают желания. И у вас, наверняка, тоже есть желания, да не одно. И я очень хочу, чтобы все ваши желания исполнились.
И мне кажется, я знаю, как вам помочь! Посмотрите, как называется наше занятие? Слайд 1
— Волшебный цветок.
А помните ли вы, какой волшебный цветок может исполнить наши желания?
— Цветик-семицветик.
Да, цветик-семицветик из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Слайд2
А почему этот цветок так называется? (ответы — потому, что у него семь цветов). Какие это цвета?
Давайте вспомним, эту историю о самой обыкновенной маленькой девочке Жене, которая шла в магазин и вдруг встретила волшебницу, которая подарила ей волшебный цветок с семью разноцветным лепестками. Он мог исполнить любые желания девочки.
На что потратила Женя первые шесть лепестков?
— На пустые и глупые желания. Каждое ее желание завершалось неудачей, она не получала никакого удовольствия.
Но последний лепесток был потрачен на что?
— Чтобы возвратить хромому мальчику возможность бегать и прыгать.
Ребята, как вы считаете, какое желание было самым важным?
Рассуждения детей.
Именно после последнего исполнения желания к Жене пришла настоящая радость. Она была счастлива потому, что смогла помочь Вите.
А Чему учит нас эта сказка? Слайд 3
Сказка учит заботиться о других людях. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя.
Добрые дела, сделанные для других, обязательно вернутся сторицей.
Молодцы, ребята, мне понравились ваши ответы!
Я хотела бы подарить вам всем цветики-семицветики! И приготовила для вас такой волшебный букет. Но что-то с ним не так? Посмотрите, у наших цветов не хватает лепестков. К сожалению, по дороге сюда подул сильный ветер и некоторые лепестки разлетелись.
Мы не будем расстраиваться. Я предлагаю вам самим изготовить недостающие лепестки, чтобы концу занятия у каждого в руках оказался волшебный цветок.
Давайте посмотрим, лепестки какого цвета лепестки у нас есть, а какие нам нужно изготовить? Для этого мы должны вспомнить запоминалку о цветах радуги.
Слайд 4
Нужно изготовить Оранжевый, Зеленый, Голубой.
3. Основная часть
3.1 Практическое выполнение задания (личностно-ориентированная, технология проблемно- поисковая, технология сотрудничества).
Сейчас я покажу вам, как сплести лепесток цветка.
Для начала берем отрезок проволоки и делаем на нем петельку, для того, чтобы бисер не рассыпался.
Во время работы не забываем ТБ. Проволока — это колющий предмет, поэтому работать с ней надо крайне осторожно, не делайте резких движений во время работы и старайтесь, чтобы она была всегда ниже вашего лица. Итак, начинаем плести наш лепесток.
3.2. Физминутка (игровая технология).
— Вы немного устали! Давайте немного отдохнем!
Я предлагаю вам небольшую физкультминутку!
Давайте отложим наши принадлежности.
Представьте, что ваш нос — это карандаш, и вы умеете им писать! Давайте напишем вашими носами-карандашами пять цифр от одного до пяти!
Считаем все вместе: один, два, три, четыре, пять. Теперь мышцы шеи у вас отдохнули.
А теперь необходимо, что бы отдохнули ваши глаза!
Представьте, что сильно дует ветер. Поморгаем быстро-быстро.
А теперь потрите ладошки друг о друга, и приложите ладошки к закрытым глазам. Посчитаем до 3. Теперь и мышцы глаз отдохнули! Молодцы!
4. Итог занятия (анализ работы, уборка рабочего места)
Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту, не ждать, когда вас попросят об этом.
Посмотрите, какой яркий цветок!
Ребята, я очень хочу, чтобы ваши желания были искренними, светлыми добрыми!
Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми можно гордиться!
Вам остается только прикоснуться к цветку и загадать заветные желания.
— Спасибо вам за работу, вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали мне и друг другу, всем спасибо.
Инструкционно-технологическая карта «Плетение лепестка цветика-семицветика из бисера».
Наберите на первый отрезок проволоки 18 бисерин. Соедините в кольцо два кончика проволоки, скрутите проволоку несколько раз. Скрутите проволоку с бисером так, чтобы образовалась петелька из бисеринок. Это внешняя часть лепестка.
Наберите на второй отрезок проволоки 8 бисерин. Скрутите проволоку с бисером так, чтобы образовалась петелька из бисеринок. Это внутренний лепесток.
Скрутите между собой внутренний и внешний лепестки. Получился один лепесток цветика-семицветика!
Сплетите по этой схеме еще 2 лепестка цветика-семицветика бисером разных цветов, скрутите лепестки между собой и волшебный цветик-семицветик готов!
Учитель поясняет каждый этап работы и выполняет все операции вместе с детьми.
Проект по лего-конструированию
по сказке В.Катаева
детей старшей группы
«Цветик-семицветик»
Воспитатели группы: №11
Харисова.О.В.
Пересунько.Н.Ю
Проект по лего-конструированию
по сказке В. Катаева
«Цветик – семицветик»
Актуальность
Лего-конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психологические, развивается познавательная деятельность. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают героев из беды, узнают интересные факты.
Готовясь к путешествию, дети, конструируют, учат стихи, работать со схемами. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.
Типы проекта.
По деятельности: творческий.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: средней продолжительности.
Участники проекта.
Педагоги, дети старшей группы МАДОУ №474.
Возраст детей: 5-6 лет.
Продукт детской деятельности.
Композиция из лего-конструктора по мотивам сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»
Проблема проекта.
Сформировать у детей представление о том, как девочка оказалась в парке и встретила Витю.
Игровая мотивация проекта.
Воспитатель вносит в группу книгу В. Катаева
«Цветик – семицветик» и предлагает детям узнать, как девочка при помощи последнего волшебного лепесточка помогла Вите стать здоровым, сконструировать при помощи лего — конструктора сюжет сказки В.Катава и обыграть его.
Цель проекта.
Обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.Учить детей строить из лего-конструктора, выбирая верную последовательность действий, приемы соединения, сочетание форм и цветов.
Задачи проекта:
-
Расширить представление о разных видах построек: деревьев, цветов, водоемов, животных, каруселей. Учить приводить в движения карусели при помощи моторчиков.
-
Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
-
Помогать детям мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое.
-
Поощрять детей в умении строить из лего — конструктора «Деревьев», «Цветов», «Карусели», «Животных», «Птиц»
-
Оказать помочь в развитии фантазии, конструктивного воображения и умения творчески использовать приобретённые навыки.
-
Сформировать математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.
-
Обучать правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
-
Поощрять самостоятельность при работе со схемами.
-
Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, мышление.
-
Совершенствовать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
-
Прививать чувство бережного отношения к лего-конструктору.
-
Поощрять дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда.
Методы и приемы, использованные в ходе проекта:
-
Метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр тематических презентаций.
-
Проблемно-мотивационный метод (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации).
-
Словесный метод (беседа, художественное слово, пояснения).
-
Практический метод (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных схем и чертежей).
-
Эвристический метод (развитие находчивости и активности).
-
Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является моделирование игровых обучающих ситуаций, которые содержат в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап. Этап конструирования.
3. Заключительный этап.
Предварительная работа:
1. Продумывание, проблемы и игровой ситуации.
2. Подготовка схем для конструирования «Деревьев», «Цветов», «Каруселей», «Животных», «Птиц»
3. Подготовка сценария драматизации сказки
Подготовительный этап.
В совместной деятельности знакомили детей с художественной литературой, изучали творчество В. Катаева «Цветик – семицветик». Рассматривали иллюстрации к произведению,просмотр мультфильма «Цветик – семицветик».
Основной этап.
Этап конструирования.
Самым интересным этапом работы над проектом было ЛЕГО — конструирование. В совместной деятельности во второй половине дня мы решили с помощью конструктора Лего — создать парк. С детьми рассматривали схемы, распределяли между детьми кто и что делает. Вместе с детьми составили план-схему проведения проекта. Работа началась….
Создание задней стенки постройки
Работа с механизмами и постройка двигателя
Строительство клумб и деревьев в парке
Итоги проекта.
-
Сформированы умения работы с Лего-конструктором.
-
Научились работать по схемам, чертежам.
-
Самостоятельно могут принимать решения, планировать свои
действия.
-
Способны работать в группе, выполняя коллективную работу.
В течение проекта родители воспитанников принимали активное участие в подготовке к Лего-фестивалю. Они подбирали материал, обогащали развивающую среду в соответствии с запланированной деятельностью.
Итог: участие детей в муниципальном Лего-фестивале среди общеобразовательных учреждений г.Челябинска.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/475468-proekt-po-lego-konstruirovaniju-po-skazke-v-k
Советы библиотекаря: добрая советская и зарубежная классика, а также одна современная волшебная повесть.
Сотрудники библиотек Москвы рассказывают о книгах, которые весело читать с малышами и интересно обсуждать с ребятами постарше. Ольга Хлыстова, которая работает в библиотеке № 266 имени К.И. Чуковского, выбрала произведения Валентина Катаева, Мартина Видмарка, Вениамина Каверина и других писателей.
Малышам
«Цветик-семицветик и другие сказки» Валентина Катаева
Любимые многими поколениями сказки советского писателя Валентина Катаева не нуждаются в отдельном представлении. Считаю, что эта книжка с рисунками всемирно известной художницы Натальи Демидовой должна быть на книжной полке каждого малыша. Если ее у вас нет, приходите к нам в библиотеку.
Одна из самых известных сказок Катаева, «Цветик-семицветик», — его визитная карточка. Девочка Женя получила волшебный цветок, который мог выполнить семь ее желаний. Но только исполнение последнего доставило ей настоящую радость — и все потому, что она загадала его не для себя, а для хромого мальчика Вити. Женя попросила, чтобы Витя вылечился, — и вот они уже бегут играть.
Весь сборник читается на одном дыхании, события запоминаются, их легко пересказать — полезный навык, который пригодится, когда ребенок пойдет в школу.
«Поки и все-все-все» Эдгара Вальтера
Добрая сказка эстонского писателя и художника Эдгара Вальтера о приключениях лесных человечков поков и их друзей сразу полюбилась нашим самым маленьким читателям, она никогда не залеживается на полках библиотеки. Эта книга идеальна для семейного чтения, в ней яркие и красивые иллюстрации, нарисованные самим автором. Можно провести много времени, рассматривая их.
Человечки поки внешне похожи на ожившие болотные кочки. Они обитают рядом с затерянным в лесу хутором мудрого старика Пеки. Буквально засыпая вопросами Пеку, они каждый день узнают что-то новое об окружающем мире. А читатель-малыш учится вместе с ними.
Ребятам постарше
«Старый дом просыпается» Мартина Видмарка
Жил-был старик Ларсон. Жена от него ушла, дети выросли и разъехались кто куда, и он остался в своем доме один. Казалось бы, книга о грусти и одиночестве? Вовсе нет! Однажды к Ларсону придет соседский мальчишка и попросит его присмотреть за комнатным цветком. С этого момента в душе старика начнутся изменения, за которыми очень интересно наблюдать.
Это потрясающе красивая книга. Трогательная история, созданная шведским детским писателем и педагогом Мартином Видмарком, заставляет думать, переоценивать, надеяться и верить. Иллюстрации Эмилии Дзюбак отлично передают смену эмоционального состояния главного героя и его восприятия жизни.
Книга предназначена для детей, но я рекомендую ее всем читателям независимо от возраста. Это история о том, что нельзя опускать руки, что бы ни случилось, и что все изменения, которые с нами происходят, — к лучшему.
«Говорящий сверток» Джеральда Даррелла
Если ваш ребенок не любит читать, попробуйте дать ему это произведение, а лучше почитайте его всей семьей. В нашей библиотеке эта книга есть в переводе Натальи Рахмановой с чудесными иллюстрациями Михаила Беломлинского — рекомендую именно ее. Обещаю, вы получите огромное удовольствие.
Тут и путешествия, и разные чудесные вещи, и опасные приключения: герои попадают в страну Мифландию, где помогают жителям справиться со злодеями-василисками. Помню, в детстве я не могла от нее оторваться, читается на одном дыхании.
Джеральд Даррелл — известный английский писатель. В своих произведениях он часто затрагивает два увлечения — путешествия и изучение животных.
Подросткам
«Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля
«Кондуит и Швамбрания» — это автобиографическая повесть советского писателя Льва Кассиля, впервые опубликованная в 1931 году. Два брата придумывают собственную страну, находящуюся на выдуманном материке, карта которого нарисована как настоящая. Эта игра им не надоедает в течение многих лет, в их стране все время что-то происходит. Параллельно с этим в России происходит революция, которая заставляет братьев посмотреть на мир иначе.
Если у вашего ребенка развитое воображение, обязательно дайте ему эту замечательную книгу. Ему будет интересно следить за жизнью, приключениями, шалостями и играми сверстников из далекого уже прошлого, узнать, как учились и проводили время ребята, когда и в помине не было компьютеров.
Книга написана от имени детей, что делает ее легкой и увлекательной. Прочитав ее, ребенку наверняка захочется самому нарисовать карту вымышленной страны или придумать веселых, шаловливых персонажей.
«Два капитана» Вениамина Каверина
Классика, обязательная к прочтению. Роман о дружбе, любви, верности и стремлении к поставленной цели. Книга идеальна для подростков, переходящих от детской к взрослой литературе. Вместе с героями они начнут лучше понимать всю красоту и сложность окружающего мира, а главное, необходимость верить в мечту и идти к ней.
В небольшом городе Энске маленький Саня Григорьев находит сумку утонувшего почтальона, а в ней письма полярного исследователя. Мальчик тогда не мог и предположить, что эта находка изменит всю его жизнь, а поиск исчезнувшей экспедиции капитана Татаринова станет ее целью.
«Два капитана» — самое известное произведение советского писателя Вениамина Каверина, за него он получил Сталинскую премию второй степени. Роман был дважды экранизирован в СССР — в 1955 и 1976 годах.
Москва «Двух капитанов». 10 адресов, связанных с романом Вениамина Каверина
Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».