Цветик семицветик про что сказка

Время чтения: 13 мин.жила девочка женя. однажды послала е мама в магазин за баранками. купила женя семь баранок: две баранки

Время чтения: 13 мин.

Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.

Женя идет с баранками

Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела. Сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, и счастливо облизывается.

— Ах, вредная собака! — закричала Женя и бросилась ее догонять.

Женя догоняет собаку

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала.

Вдруг откуда ни возьмись — старушка.

— Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала.

Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

— Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется — цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.

Женя и Цветик-семицветик

С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

— Этот цветик, — сказала старушка, — не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.

Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало.

Что делать? Женя уже собиралась по своему обыкновению заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.

— А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!

Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я была дома с баранками!

Женя и Цветик-семицветик

Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках — связка баранок!

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!»

Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон — семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и — бац! — раскололась на мелкие кусочки.

Женя разбила вазу

— Ты опять что-то разбила! — закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку? Тяпа-растяпа!

— Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! — закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

Женя и волшебная цветок

Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни — глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.

Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.

Женя играет с мальчиками

— Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!

— Чего захотела! Не видишь — это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.

— Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?

— Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.

— Значит, не принимаете?

— Не принимаем. Уходи!

— И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам — кошкин хвост!

Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе! Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок. Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!

Женя и белые медведи

— Ай, мамочка, замерзаю! — закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый — нервный, второй — злой, третий – в берете, четвертый — потертый, пятый — помятый, шестой — рябой, седьмой – самый большой.

Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.

Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе! И в тот же миг она очутилась опять во дворе.

Мальчики смеются над Женей

А мальчики на нее смотрят и смеются:

— Ну и где же твой Северный полюс?

— Я там была.

— Мы не видели. Докажи!

— Смотрите — у меня еще висит сосулька.

— Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?

Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит — у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной — большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках.

Девочки играют с куклой

Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы.

«Ну, — думает, — я вам сейчас покажу, у кого игрушки!»

Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: «папа-мама», «папа-мама». Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу.

Женя и куклы

Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась. Но это было только начало.

Женя убегает от игрушек

За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях.

Женя и игрушки

Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.

— Довольно, довольно! — в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову.

-Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь…

Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили… Уже весь город был завален до самых крыш игрушками. Женя по лестнице — игрушки за ней. Женя на балкон — игрушки за ней. Женя на чердак — игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.

Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.

Женя и Цветик-семицветик

И тотчас все игрушки исчезли.

Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.

— Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила — и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и думает:

«Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю- ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет, лучше два кило «прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика.

Сладости

А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

— Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

— Витя. А тебя как?

— Женя. Давай играть в салки?

— Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

Женя и мальчик

— Как жалко! — сказала Женя. — Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

— Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

— Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

Дети бегают

Конспект НОД по формированию ценностно —    смыслового восприятия художественной литературы.

Тема: « Путешествие по сказке В. П. Катаева « Цветик-             семицветик»

Возрастная группа : подготовительная (6-7 лет).

Цель:   приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям  ,  формирование интереса и потребности в чтении ( восприятии) художественной литературы.

Задачи:

1. Образовательные:

— закрепить знания детей о сказке В. П. Катаева « Цветик- семицветик», о ее жанровых особенностях; 

расширить и закрепить знания детей о  понимании нравственного смысла сказки, оценки поступков и характера главной героини;

— закрепить знания детей о положительных и отрицательных героев сказок.

2. Развивающие: 

— Развивать речевую и познавательную активность детей;

— развивать  мышление , воображение, творчество, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения, умение выполнять различные игровые задания;

— развивать умение различать основные жанры литературных произведений.

3. Воспитательные:

— воспитывать нравственные качества на примере поступков героев литературных произведений;

— воспитывать умение сопереживать, желание прийти на помощь, слушать друг друга.

Интеграция образовательных областей:

« Социально – коммуникативное развитие»

— углублять  представление детей о доброте как ценном, неотъемлемом качестве каждого человека, о необходимости совершать добрые поступки ;

— помочь осознать основное содержание сказки « Цветик – семицветик»;

— формировать  нравственного воспитания детей в  игровой деятельности.

 «Художественно — эстетическое развитие»

— продолжать использование художественного слова , эстетично – оформленного оборудования;

— закреплять  умение выражать эмоции художественными средствами изображения ;

— использовать  музыкальные произведения , как средства обогащения образовательного процесса ;

— использовать  средства продуктивной деятельности ( аппликации ) для закрепления результатов восприятия художественного произведения

« Физическое развитие»

— формировать осознанную потребность в двигательной активности ;

— обогащать двигательный опыт детей, умение выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением.

« Речевое развитие»

— продолжать совершенствовать умение выстраивать свои ответы в соответствии с речевыми нормами, аргументировать свое мнение;

— развивать связную речь, обогащать словарный запас детей в использовании слов вежливости;

— стимулировать проявление речевой активности.

 « Познавательное развитие»

— закреплять понятие « художественная литература»;

— углублять понятие « жанр» художественной  литературы;

— развивать познавательные и творческие способности детей.

Предварительная работа: 

знакомство с творчеством В.П. Катаева, чтение сказки « Цветик – семицветик», чтение русских народных и авторских сказок,  чтение рассказов, заучивание стихотворения « Доброта»,  беседа « Что такое доброта?», домашнее задание « Загадай желание»,  заучивание песни « Лети, лети, лепесток»,

Форма организации : фронтальная.

Форма проведения: игровое путешествие.

Методы и приемы:  

Игровой – игровые ситуации,  дидактическая игра, словесные задания.

Словесный  – беседа по сказке, обсуждение, постановка проблемных вопросов, объяснение , уточнение, поощрение.

Наглядный – рассматривание , показ, демонстрация. .

Практический  – решение проблемных ситуаций, физкультминутка, аппликация.

Планируемый результат: способность эмоционально реагировать на литературные и художественные произведения, определять настроение, характер, поведение героев произведений.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: иллюстрации к сказке « Цветик – семицветик», картинки с изображением портрета В. П Катаева и его произведений, , картинки « Правила доброты» и « Положительные и отрицательные герои сказок. Модель волшебного цветка , Музыкальный центр, аудиозаписи детских песен, карточки для игры « Добрый и злой», « волшебный»  сундучок с «волшебными» предметами, « волшебная» книга, заготовки для аппликации « Цветик – семицветик».

Структура и методические приемы НОД :

1.Вводная часть.

 Организационно – мотивационный  этап:

— приветствие – стихотворение.

— постановка цели.

— отгадывание загадки.

2. Основная часть:

-совместная работа с детьми

1) Словесное задание « Расскажи сказку»

2) Беседа « Правила доброты»

3) Чтение стихотворения « Доброта»

4) Дидактическая  игра « Добрый и злой»

5) Физкультминутка.

6) Игра « Волшебный сундучок»

6) Словесное домашнее задание « Загадай желание»

7) Аппликация « Цветик — семицветик» : самостоятельная деятельность детей.

3. Заключительная часть:

   Рефлексия: подведение итогов, обсуждение результатов.

Список используемой литературы:

« Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Методическое пособие « Ознакомление дошкольников с художественной литературой» О.С. Ушакова.

Ход НОД.

1 . Вводная часть.

Орг. момент:

 Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. 

— Придумано кем то

  Просто и мудро.

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро приветливым лицам!

Каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро – длится до вечера!

— Ребята, давайте улыбнемся друг другу,  и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.  ( Сели)

1. Основная часть.

Сюрпризный момент:

    1)     – Ребята, сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?

Тогда отгадайте загадку:

Разукрашиваем летом

Клумбы, парки, цветники

Мы своим красивым цветом,

А зовемся, мы …….( Цветы).

— Молодцы, отгадали загадку.

— Ну, тогда смотрите! ( снять накидку с цветка).

— Ребята, посмотрите, у нас в группе появился необычный цветок.

— Вы узнали этот цветок?( это цветик- семицветик).

— Нам его подарила  волшебница.

— Что же  необычного в этом цветке? ( Он  исполняет  желания).

— Скажите, а  из какой он сказки? ( « Цветик – семицветик»).

— Кто написал эту сказку?

( Известный русский писатель , создавший книги для детей и взрослых Валентин Павлович Катаев).

— Сколько лепестков у этого волшебного цветка?

— Ребята, ну надо же! Цветок где- то потерял один свой лепесток.

— Волшебства не будет , пока не найдется   седьмой лепесток.

Нам необходимо его найти!

— Но для того нам нужно попасть в сказку и выполнить задания.

— Вы готовы ?

— Тогда закройте глаза и все вместе скажем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять

В гостях у сказки мы опять.

2 )    – Вот мы и в сказке .

1. Задание. « Расскажи сказку»

— Рассмотрите иллюстрации к сказке.

— Ребята, кто главный герой сказки?( Девочка Женя ).

— Что случилось с Женей,  и как у нее появился волшебный цветок?

— Для чего ей подарила добрая бабушка – волшебница  этот цветок?

— Сколько желаний она загадала?

— Какие желания она загадала?

— Какие из желаний, вам показались ненужными , пустяковыми? Почему вы так решили?

— Какие желания показались важными? Объясните почему вы так думаете.

— Что вы можете сказать о Жене ?  Какая она по характеру?

( Добрая, чуткая, рассеянная, невнимательная).

— Ребята, похожа ли эта сказка на рассказ? Если да, то чем?

— Но почему мы говорим , что это сказка? Что сказочного в этой истории?

( Исцеление больного  мальчика Вити, Волшебница, волшебный цветок,  приключения, чудеса).

— С первым заданием справились. Молодцы!

2. Задание. « Правила доброты»

— Что такое  доброта?

— Что значит быть добрым?

— Какие правила доброты вы знаете?( По картинке)

Доброта- это отзывчивость,  сочувствие, сопереживание, внимание к людям, все положительное, хорошее, полезное.

— Ребята, кто знает стихотворение о ДОБРОТЕ?

— Вероника М. прочитает нам стихотворение « Доброта»

Доброта нужна всем людям ,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

 « Добрый день» и «Добрый вечер».

 И не зря ведь есть у нас

Пожеланье « В добрый час».

Доброта – она от века

Украшенье человека!!!

— Молодцы! Вы знаете что такое быть добрым.

3.   Задание .  Игра « Добрый и злой»      Волшебная книга.

— Ребята, во всех сказках есть положительные, добрые герои и отрицательные, злые.

— Назовите черты характера добрых и злых героев сказки.  ( По картинке).

« Добрую сказку в душе береги

С добрых героев пример ты бери».

— Назовите добрых героев сказок и злых.( Картинки перепутались)

— Ребята, нам пора отдохнуть. Представьте себя героями из разных сказок.

Физкультминутка « Сказочные превращения» ( Стоя у стульчиков)

4. Задание. « Волшебный сундучок»

Посмотрите! Какой то Волшебный сундучок!!!

— Ребята, в каждой сказке есть волшебные предметы, которые помогают сказочным героям.

— Давайте посмотрим, может быть здесь мы  найдем наш лепесток.

( Один ребенок подходит к столу,  достает  волшебные предметы.

Назвать предмет и назвать из какой он сказки)

— Волшебная палочка. золотой ключик, дудочка, лепесток.

— Мы справились со всеми заданиями и нашли лепесток. Теперь наш Цветик – семицветик стал опять волшебным.

5. Задание. « Загадай желание»   Домашнее задание

— Ребята, представьте себя на месте Жени и загадайте одно , но полезное и доброе желание.

— Загадывать желания вы будете по очереди , передавая лепесток друг другу .

 Начнем мы все вместе и скажем волшебные слова из сказки

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели……

( Дети загадывают желания).

— Можно мне тоже загадать желание?

— Я хочу , чтобы дети в нашей группе были самыми добрыми, самыми дружными , умными, честными, заботливыми, самыми любящими и самыми любимыми.!!!

—  Как вы думаете исполнятся наши желания?

 — Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

« Раз, два, три, четыре , пять

Вот и в группе мы опять»

3.   Заключительная часть.

 Аппликация « Цветик – семицветик».

— Ребята, у меня есть отличная идея ! Я предлагаю вам самим для себя сделать Цветики — семицветики.

Аппликация по образцу.

( Пройти за столы . ).

— Ребята, посмотрите на свой цветик- семицветик.

Заберите его домой. И как только вам захочется помочь кому- нибудь очень сильно , захочется совершить добрый и полезный поступок , вспомните о нашем сказочном путешествии.

Нужно очень постараться и у вас обязательно все получится.

— Обязательно ли и иметь волшебный цветок , чтобы делать добрые дела?

Дети: Нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту .

Рефлексия:

— Вам понравилось путешествие в сказку?

— Ребята, что было самым интересным?

— Чему нас научило это путешествие?

— А как вы думаете, почему мы справились со всеми заданиями?

Дети: — Потому что мы очень дружные,  помогаем друг другу.

— Ребята , вы большие молодцы! Спасибо вам за вашу работу и старание!

— Теперь, мы хотим подарить нашим гостям маленькие цветики – семицветики, чтобы и ваши самые сокровенные желания обязательно исполнились.

Конспект
интегрированного занятия

Тема:«Цветик-семицветик»

Возрастная
группа: дети от 6 до 7 лет

http://detsad77.yaguo.ru/wp-content/uploads/2017/02/img0.jpg

Подготовила:

                                                                                                                        Воспитатель
высшей

                                                                    Квалификационной
категории Федосова Н. Н.

                                                   
Оренбург, 2021

Конспект интегрированного занятия в
подготовительной группе «Цветик — семицветик».

     
Тип занятия:
открытое.

     
Образовательная область:
речевое развитие.

     
Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие,
художественно-эстетическое развитие.

     
Цель:
совершенствование навыков использования
математических знаний в совместно-игровой деятельности в процессе решения
практических заданий.

     
Программные задачи:

Образовательные:

·         
Систематизировать знания детей по
формированию элементарных математических представлений через игровые задания.

·         
Совершенствовать счётные навыки
количественного и порядкового счёта в пределах 10.

·         
Упражнять в умении правильно пользоваться
клеем и ножницами.

·         
Закрепить знания о днях недели, частей
суток.

·         
Закреплять навыки уравнивания двух
неравных групп предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

·         
Закрепление знаний о том, что предмет
(лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько разных
частей (на две, четыре).

·         
Закреплять знания о геометрических фигурах
и умение составлять изображение предметов, в которых присутствуют геометрические
фигуры.

Развивающие:

·       
Развивать познавательный интерес,
внимание, память, практически -действенное мышление, логические операции,
сообразительность.

·       
Способствовать развитию коммуникативных
навыков.

·       
Развивать творческое воображение,
эстетическое восприятие.

·       
Развивать умение пространственной
ориентировки на листе бумаги, чётко следовать инструкции.

·       
Развивать координацию движений и умение
ориентироваться в пространстве вокруг себя.

Воспитательные:

·         
 Воспитывать устойчивый интерес к
математике, двигательной активности и художественно- эстетическому труду.

·         
Воспитывать самостоятельность, трудолюбие
и аккуратность при выполнении заданий.

·          
Воспитывать навык культуры поведения и
общения со сверстниками, проявление доброжелательного отношения друг к другу,
взаимопомощь и взаимовыручку.

Виды
детской деятельности детей:
игровая, коммуникативная,
двигательная,        музыкальная, конструирование, изобразительная.

Методы
и приёмы:
реализации содержания образовательной
деятельности

Наглядный:
просмотр презентации.

Словесный:
вопросы к детям.

Игровой:
появление письма, игры задания, физкультминутка, создание игровой ситуации.

Создание
среды для организации и проведения занятия:
письмо
от девочки Жени, цветок «Цветик-семицветик» с заданиями, предметные картинки
(ёлочки, вороны). На каждого ребёнка: круги разного размера, тарелочка с
картинками-игрушками, ножницы, лист бумаги с изображением цветка, клей, детали
для аппликации «Цветика-семицветика», салфетки.

Предварительная работа:

 Чтение сказки В.Катаева
«Цветик-семицветик», беседа по сказке;

Рассматривание иллюстраций;

Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик»;

Заучивание пословиц о доброте.

Планируемые результаты:

Проявляет
инициативу и самостоятельность.


Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх.


Умеет выражать свои мысли и желания.


Развита крупная и мелкая моторика.


Умеет договариваться.

План
занятия:

1.    
Вводная часть:

Создание
проблемной ситуации.                                                             3
мин.

Создание
мотива для деятельности детей.

Определение
цели.

2.    
Основная часть:

Словесная
игра «Назови вежливое слово».                                             25
мин.

Разминка
для ума.

Определение
букв (гласная, согласная).

Физкультурная
пауза.

Дидактическая
игра «Собери вазу», «Расставь игрушки по местам».

Офтальмотренаж.

Продуктивная
деятельность: изготовление «Цветиков-семицветиков».

Пословицы
про доброту.

3.    
Заключительная часть:

Оценка
деятельности детей и самооценка.                                              2
мин.

Подведение
итогов занятия.

Длительность
занятия                                                       30 мин.

Мотивационно-поисковая
ситуация (собери цветок).

1.Организационный
момент (дети под музыку заходят в музыкальный зал)

Воспитатель:
Ребята сегодня я пригласила вас в музыкальный зал, чтобы отправиться с вами в
увлекательное путешествие в сказку. Вы хотите отправиться со мной?

Предполагаемые
ответы детей:
  Да!

Воспитатель:
Тогда не забудьте взять с собой в дорогу своих друзей вежливые слова и хорошее
настроение.

Словесная
игра:
«Назови вежливое слово» (Спасибо,
пожалуйста, здравствуйте).

Воспитатель:  
Кто-то бросил на дорожку,

                           
Посмотрите, письмецо.

                            
Может, это лучик солнца,

                            
Что щекочет нам лицо?

                            
Может это воробьишко,

                            
Пролетая, обронил,

                            
Может, кот, письмо как мышку,

                           
На дорожку заманил?

Воспитатель
рассматривает конверт и сообщает, что оно не простое, а волшебное.

I
часть. Вводная часть.

Воспитатель:
Конверт. Звуковое письмо в детский сад №144 для подготовительной группы
«Пчёлки». Эта, наверное, нам. Давайте посмотрим, что в нём. Ребята, садитесь
все удобно (звучит фонограмма) 

«Эта сказка о
девочке, которая не пожалела» ……

(воспитатель
включает сказку «Цветик-семицветик»)

Воспитатель:
Интересно, о какой такой сказке идёт речь?

Вы ребята не
догадываетесь?

СЛАЙД
№ 1

Здравствуйте
мальчики и девочки. Меня зовут Женя. Одна волшебница подарила мне чудесный
«Цветок» и, сказала, что у него есть предназначение, а какое я смогу узнать,
только выполнив сначала все задания на лепестках. А я затрудняюсь это сделать.
Может быть из вас найдутся ребята, которые справятся с ними? Вот такое письмо
нам прислала девочка Женя. Догадались о какой сказке идёт речь? Справимся ли
мы? Давайте попробуем, а вдруг у нас получится?

Предполагаемые
ответы детей:
Конечно поможем Жене.

Воспитатель:
«Цветик-семицветик» затаил загадку.  На каждом лепестке цветка есть задания, если
мы сделаем всё правильно, выполнив задания на всех лепестках, то разгадаем в
чём его секрет.

Воспитатель:
Ребята «Цветик-семицветик» очень красивый, яркий. А, что еще он вам напоминает?

Предполагаемые
ответы детей:
Разноцветную радугу.

Воспитатель:
Из каких цветов состоит радуга, давайте вспомним.

Ответы
детей.

II.
Основная часть.

Воспитатель:
С какого цвета начинается радуга?

Ответы
детей:
С красного.

Воспитатель:Значит
и мы будем выполнять задания с красного лепестка. Но сначала нам нужно попасть
в сказку: (Лиза произнеси волшебные слова)

                                              
Если палочкой волшебной

                                              
Я взмахну четыре раза

                                              
В мире сказок непременно

                                              
Мы окажемся все сразу

                                              
Считаем: раз, два, три, четыре.

                            
                 Вот мы и в сказочном мире

 Итак, слушайте:
«Разминка для ума»

Воспитатель:Первое
задание красного лепестка. Отвечать быстро и правильно. Если затрудняешься,
пусть помогут ребята.

·       
Что ещё в природе или в жизни бывает семь?

·       
Сколько месяцев в году?

·       
Какой сегодня день недели?

·       
Какой день недели идёт после субботы?

·       
Какой по счёту будет четверг?

·       
Какой второй день недели?

·       
Назови первый рабочий день недели?

·       
Назови все времена года?

·       
Перечисли все осенние месяца?

·       
Перечисли все зимние месяца?

·       
Перечисли все весенние месяца?

·       
Перечисли все летние месяца?

Воспитатель:
Молодцы, ребята! Выполнили задания красного лепестка, открываем его. Что мы
видим?

 Ответы
детей:
Букву «Д».

Воспитатель:
Правильно, ребята. А она гласная или согласная? 

Ответы
детей:
согласная.

Воспитатель:Молодцы.
Какой по цвету следующий лепесток?

Ответы
детей:
Оранжевый.

Воспитатель:
За какой покупкой мама отправила Женю в магазин?

Ответы
детей:
За баранками.

Воспитатель:
А, на какую геометрическую фигуру похожа баранка?

Ответы
детей:
Круг.

Воспитатель: 
А вот и задание:

Нам с вами
необходимо разделить круг на четыре части. Присаживайтесь за столы. Мы будем
работать с ножницами. Кто мне скажет правило безопасной работы с ножницами?

Ответы
детей.

Воспитатель:
А теперь я хотела спросить у вас, как из
круга получить четыре части? Что для этого нужно сделать Лера?

Ответ:
Круг необходимо сложить пополам и по линии сгиба разрезать его на две части, а
затем ещё каждую часть сложить пополам и по линии сгиба разрезать ещё на две
части. Дети выполняют задание.

Воспитатель:
Антон, как называется одна из четырёх частей круга?

Ответ:
Одна четвертая часть круга.

Воспитатель:
Рома, что больше одна четвёртая частькруга или целый круг?

Ответ:Целый
круг.

Воспитатель:
Артём, что меньше, круг или одна четвёртая часть круга?

Ответ:
Одна четвертая часть круга.

Воспитатель:
Молодцы, ребята! Мы справились с заданием. На сколько частей поделили круг?
Ребята, а для чего мы выполняем задания «Цветика-семицветика».

Ответы
детей:
Чтобы узнать его предназначение.

Воспитатель:
Можем переворачивать оранжевый лепесток. Открылась ещё одна буква. Ярослав
назови её и скажи она гласная или согласная?

Ответы
детей:
Буква «О», гласная.

Воспитатель:
Ребята, а что произошло с баранками пока Женя шла домой?

Ответы
детей:
Пока Женя шла домой и смотрела на
витрины магазина, собака съела все баранки. Когда Женя спохватилась, баранок не
было. Побежала девочка за собакой, собаку не догнала, лишь заблудилась.

Воспитатель:
Ребята, а можно одним ходить в незнакомые места?

Ответы
детей:
Ходить в незнакомые места одним
нельзя.

Воспитатель:
Почему?

Ответы
детей:
Можно заблудиться.

Воспитатель:
Что нужно знать, чтобы не заблудиться в городе?

Ответы
детей:
Нужно знать свой домашний адрес.

Воспитатель:Пришло
время нам отдохнуть.

Проводится
 физ.минутка.

В
сказку дружно мы идём

И
цветок с собой берём

Красный
лепесток

Стали
дружно на носок,

Оранжевый
и жёлтый-как

солнышко
ясное.

Идём
на пятках, настроение прекрасное!

Зелёный-дружно
шагаем в ряд.

Голубой-прыжки
всегда бодрят.

Синий
лепесток велит нам кружится.

А
фиолетовый на отдых дружно-садится.

Воспитатель:
Ребята, а какого цвета будет следующий
лепесток с заданием?

Ответы
детей:
Жёлтого.

Воспитатель:
А, куда мы должны попасть чтобы выполнить задания жёлтого лепестка?

Ответы
детей:
К Жене домой.

Воспитатель:
А как это сделать?

Ответы
детей:
Произнести волшебные слова.

Воспитатель:
Верно! А какие слова произнесла Женя лепестку? Давайте скажем вместе:

Лети,
лети, лепесток

Через
запад на восток,

Через
север, через юг

Возвращайся,
сделав круг.

Лишь
коснёшься ты земли

Быть
по- моему вели.

Воспитатель:
Вели, чтобы мы оказались у девочки, Жени
дома для того –чтобы выполнить задание. Ребята, что было дальше, когда Женя
пришла домой?

 СЛАЙД
№2

Предполагаемые
ответы детей:
Пришла Женя домой,
отдала маме баранки. Потом решила, что цветок в самом деле волшебный. Его нужно
поставить в самую красивую вазу, потянулась за любимой маминой вазочкой. В это
время за окном увидела мимо летящих ворон.

Воспитатель:
А как узнать сколько ворон было за окном?

Ответы
детей:
Нужно посчитать.

Воспитатель:
Решили птицы сесть каждая на ёлочку. Рома посчитай сколько ворон (7) , а  Лиза
посчитает сколько ёлочек (5).  Что нужно сделать, чтобы ёлочек стало столько
сколько ворон?

Ответы
детей:
Добавить две ёлочки.

Воспитатель:
Что мы можем сказать о количестве и ёлочек и ворон?

Ответы
детей:
их стало одинаковое количество.

Воспитатель:
Теперь каждой вороне досталась ёлочка.
Молодцы, справились с заданием жёлтого лепестка. Переворачиваем лепесток, какую
букву увидим? Она гласная или согласная?

Ответы
детей:
Буква «Б», согласная.

Воспитатель:
Пока Женя считала ворон, ваза выскользнула у неё из рук и разбилась. Ребята как
помочь Жене чтобы мама её не ругала?

Ответы
детей:
Нужно собрать вазу.

Воспитатель:
Как вы думаете, с помощью этого слайда мы сможем собрать вазу?

Ответы
детей:
Да.

СЛАЙД
№3

Воспитатель:На
столах лежат геометрические фигуры, из них нужно собрать вазу. Это задание
зелёного лепестка.

Ответы
детей:
Собирают вазу из геометрических
фигур. Звучит спокойная музыка.

Воспитатель:

·       
Какая фигура находится в верхней части
вазы? (трапеция)

·       
Рома, скажи, какие стороны у квадрата
равны? (у квадрата все стороны равны)

·            
Какая фигура находится под квадратом и
треугольником? (прямоугольник)

·            
Назовите фигуру, которая находится в
нижней части вазы? (трапеция)

·            
Лиза, скажи, какие стороны равны у
прямоугольника?

Воспитатель:
Вот и собрали вазу, молодцы!
Переворачиваем зелёный лепесток и появилась ещё одна буква, назовите её? И
скажите она гласная или согласная?

Дети:
Буква «Р», согласная.

Воспитатель:
Продолжаем выполнять задания, чтобы разгадать секрет «Цветика-семицветика».
Захотелось Жене много игрушек. Сколько игрушек получила девочка и что об этом
говорится в сказке?

Ответы
детей:

Воспитатель:
Чтобы не попасть в такую же ситуацию, как Женя, нам нужно игрушки расставить по
своим местам. Это задание голубого лепестка. Подходите к столам, посмотрите, у
вас лежит лист бумаги и картинки с игрушками на тарелке, будьте внимательны,
игрушки нужно обязательно расставить по своим местам. Я буду вам говорить, а вы
раскладывать картинки игрушек туда, куда я скажу. Будьте внимательны!

·            
В верхний правый угол-куклу матрёшку

·            
В нижний правый угол-юлу

·            
В нижний левый угол-вертолёт

·            
В середину листа-мячик

·            
В верхний левый угол-мишка

Воспитатель:
Все справились? Давайте посмотрим на
слайде.

СЛАЙД
№4

·       
Лера, какая игрушка находится в правом
верхнем углу?

·       
Антон, где расположен мячик?

·       
Артём, где расположен мишка?

·       
Лиза, какая игрушка расположена в правом
нижнем углу?

Воспитатель:
Молодцы, расставили игрушки. Справились с
заданием. Значит мы можем открывать голубой лепесток и посмотреть что находится
там. Артём назови букву, которая написана на лепестке.

Ответы
детей:
Эта буква «О», гласная.

Воспитатель:
Следующий лепесток какой ребята?

Ответы
детей:
Синий.

Воспитатель:
С помощью этого лепестка Женя отправилась на Северный полюс. А нам нужно с вами
назвать животных Севера. (Это задание синего лепестка).

Ответы
детей:
Белые медведи, моржи, тюлени,
пингвины, северный олень.

СЛАЙД№
5

Воспитатель:
Вы перечислили животных крайнего севера. Так вот задание от медведей Северного
полюса: Ребята, назовите планету на которой вы живёте? На какой планете вечная
мерзлота? Что вы знаете о планетах?

Ответы
детей:
Мы живём на планете Земля. Самая
холодная планета- это Уран.

Воспитатель:
А какое стихотворение мы знаем о планетах. Давайте расскажем:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Воспитатель: Какая
по счёту была планета Венера? Какая самая маленькая планета?

Ответы детей:Венера-вторая,
самая маленькая-Плутон.

Воспитатель: Справились с
заданием и открываем лепесток, какую букву мы видим? Антон назови её?

Ответы детей: Буква «Т»,
согласная.

Воспитатель: Остался всего
один лепесток. Какой седьмой цвет радуги?

Ответы детей: Фиолетовый.

Воспитатель: Ребята скажите,
пожалуйста, на что потратила Женя последний лепесток?

Ответы детей: Потратила
последний лепесток на то, чтобы помочь мальчику выздороветь.  

Воспитатель: Верно. Задание
фиолетового лепестка. Нужно сделать цветики-семицветики для детей которые
нуждаются в помощи. Как мы можем это сделать?

Ответы детей: Мы можем их
слепить, нарисовать, а можно сделать аппликацию.

Воспитатель: Я предлагаю вам,
ребята, тоже совершить добрый поступок, мы сделаем сами цветики-семицветики для
других детей, вложим их в конверт и отошлём по почте. Пусть каждый из детей сам
для себя загадает заветное желание.  А сейчас наши глазки немного отдохнут, а
потом мы приступим к аппликации.

Офтальмотренаж

СЛАЙД№6

Воспитатель:
Отдохнули? Я вам предлагаю пройти на свои
места и сделать вот такой красивый цветок. Звучит запись песни «Дорогою
добра» (М.Минков-Ю.Энтин). Дети работают за столами.

Воспитатель:
Я предлагаю вам пройти на ковер и посмотреть какие красивые цветы у нас получились.

·       
Ваня, посмотри какой тебе цветок больше
всего понравился?

·       
Лиза а какой цветок самый красивый на твой
взгляд?

Воспитатель:
Мы справились с заданием, у всех
получились очень красивые цветы, мы можем смело переворачивать фиолетовый
лепесток и посмотреть какая же буква там прячется? Ярослав назови последнюю
букву.

Ответы
детей:
Буква «А», гласная.

Воспитатель:
В чём же секрет этого волшебного цветка?

Ответы
детей:
Из букв получилось слово –Доброта.

Воспитатель:
Ребята давайте вспомним пословицы о добре и
добрых делах.

Дети: 
1)Жизнь дана на добрые дела.

2) Добрые дела
красят человека.

3) Доброе
сердце-лучше богатства.

4) Не ищи красоты,
ищи доброты.

5) Доброе дело
дороже богатства.

6) Все любят добро
да не всех любит оно.

7) Учись доброму,
так худое на ум не пойдёт.

8) не одежда
красит человека а его добрые дела.

Дети:Добрым
быть совсем не просто!

Не зависит доброта
от роста!

Доброта приносит
людям радость,

И взамен не
требует награды.

Доброта с годами
не стареет.

Доброта от холода
согреет.

Если доброта как
солнце светит,

Радуются взрослые
и дети.

Воспитатель:
Молодцы, ребята. Я надеюсь, что вы тоже будите всегда добрыми и радовать
окружающих своими добрыми делами. Складывайте свои «Цветики-семицветики» в
конверт. А нам пора возвращаться в детский сад: (Лиза произнеси волшебные
слова)

                                        
Снова палочкой волшебной

                                        
Я взмахну четыре раза

                                        
В детский садик непременно

                                        
Дети все вернутся сразу

                                       
Считаем: раз, два, три, четыре.

III.Заключительная
часть.

Воспитатель:
Наше путешествие по сказке подошло к концу. Кто скажет чем мы сегодня занимались?
Кому мы помогали? Какие выполняли задания? Какое задание было самым трудным?
Какое задание было самым интересным? Чему учит эта сказка? Мне тоже понравилось
выполнять задания. Я благодарю вас за ваши хорошие ответы. Вы были сегодня
умными, добрыми, внимательными, старательными.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» с. Калинаул Казбековского района

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Как хорошо мы знаем сказки!»

99765979 1

Подготовила и провела: воспитатель

Гоймирзаева Садия Абдулайсовна

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Как хорошо мы знаем сказки!»

Тема«Как хорошо мы знаем сказки!»

Цель: углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках, активизировать словарный запас, вспоминая знакомые сказки (с опорой на мнемотаблицы) и сказочных героев.

Задачи:

— закреплять представления детей о книгах;

— систематизировать знания детей о сказочных персонажах и их атрибутов;

— развивать память, мышление, наблюдательность, внимание;

— развивать связанную речь, за счет описания сказки, ответов на вопросы;

— развивать умение давать описательную характеристику героям;

— развивать умение слушать друг друга;

— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща;

— развивать коммуникативные навыки;

— способствовать развитию образного мышления, художественных образов;

— воспитывать интерес к художественной литературе.

Демонстрационный материал: книги различных размеров и разного содержания, герои сказок нарисованные на картинках, предметы-атрибуты сказочных героев, цветик – семицветик (из картона, мнемотаблица.

Раздаточный материал: разрезанные картинки с изображением сказок, сказочных персонажей, картинки с рисунками, которые не дорисовал художник, цветные карандаши, восковые мелки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

(Книга)

Ребята мы долго с вами говорили про книги, о том какие они бывают? Про что рассказывают? о бережном отношении с книгами. Делали очень интересные книги дома с родителями и рассказывали про них друг другу и в группе сделали свою собственную книгу. Интересные у нас были задания?

Ребята, а почему говорят: «Книга – источник знаний». (Дети отвечают)

Воспитатель: Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир — рассказывают об интересном. О чем может рассказывать книга? (Дети отвечают)

Ребята, а какие бывают книги? (ответы детей: толстые, тонкие, большие маленькие, с толстыми и тонкими страничками, со сказками)

Эта книга- сложное слово!

В ней много интересного и нового.

Она расскажет обо всем на свете,

Будут умнее с нею дети! (Энциклопедия, учебник)

Ребята, а из чего состоит книга? (обложка, страницы)

Что пишется на обложке книги? (автор, название, город, год, имя художника)

А кто запомнил, как называются картины в книжке? (иллюстрации)

Воспитатель: с помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы про книги, я буду начинать, а вы продолжать:

Будешь книжки читать – будешь все знать.

Береги книгу – она поможет тебе жить.

Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь.

Золото добывает из земли, а знания — из книги.

Книга твой друг, без неё как без рук.

Хорошая книга – лучший друг.

Сюрпризный момент: под музыку выходит Баба яга. Говорит: «Сидите тут, умненьких из себя строите? Да ничего то вы про сказочки не знаете! Точно не знаете! Это я самая самая-я все знаю, а вы ничегошеньки не знаете! И книжечки тут понаделали! Зачем? Вам не надо, а вот мне в самый раз! (забирает книги, сделанные детьми и убегает, оставляет цветик семицветик).

Воспитатель: ну вот прилетела, сказала, что мы ничего про сказки не знаем, книжки наши забрала, а мы так старались! Цветочек оставила, а что это за цветок? Тоже наверное из сказки украла. Что же делать? Давайте докажем бабушке яге что мы все знаем и про книги и про сказки и про сказочных героев, а цветик семицветик нам поможет!

Давайте возьмемся за руки, оторвем первый лепесток и скажем:

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с первым заданием!

Физ.минутка:

В тёмном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)

Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)

Нос крючком, (наклоны)

Глаза большие, (показывают)

Словно угольки горят. («Фонарики»)

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились со вторым заданием!

Воспитатель: Смотрите, у меня есть таблица с картинками из очень известной сказки. Давайте вспомним сказку по картинкам и расскажем ее.

Дети говорят название сказки. По очереди описывают сказку с опорой на мнемотаблицу («Гуси-лебеди»).

Воспитатель: Вот и справились со вторым заданием! Сказки вспомнили! А третье?

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с третьим заданием!

Воспитатель: А теперь вспомним героев сказок! Подумайте ребята, кто мог так про себя говорить?

1. Был в гостях, застрял, вылезти не могу. (Вини – Пух.)

2. Не могу сдвинуться с места. Хвост примерз. (Волк.)

3. Осталась у разбитого корыта. Не ждите. (Старуха из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке.)

4. Помни, все исчезнет после двенадцати часов. (Фея из сказки Ш. Перро «Золушка».)

5. Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора.)

6. Не люблю грязь, не мытых детей, сразу высылаю армию моющих и чистящих средств (Мойдодыр)

7. Купил семена, посадил, урожай вырастил огромный не справляюсь, приезжайте собирать. (Дед из сказки «Репка».)

8. Построила домик, а он растаял, ничего, пойду поживу у зайца! (Лиса)

9. Никто от меня такого не ожидал, а я съел людоеда, подружился с королем и помог хозяину удачно жениться! (Кот в сапогах)

Воспитатель: Какие вы молодцы сказочных героев знаете!

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с четвертым заданием!

Воспитатель:

А какие герои бывают? (добрые и злые)

Давайте мальчики опишите героя – Сказочного богатыря- Алешу Поповича какой он? (сильный, мужественный, высокого роста, добрый, справедливый)

Девочки, а вы опишите мне золушку? Какая она? (добрая, нежная, тихая, красивая, трудолюбивая)

Воспитатель: А в пятом задании нам придется подвигаться.

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по — нашему вели!

Вели чтобы мы справились с пятым заданием!

Воспитатель: смотрите на столе есть вещи, которые принадлежат сказочным героям, давайте определим, что это за вещи, какому герою принадлежат и из какой сказки!

Дети по очереди берут предмет и отгадывают (платок Маши, бутерброд- подскочил и прямо в рот, крылья которые подарили Дюймовочке эльфы, хрустальная туфелька, клубок по которой Иван царевич искал путь к Кощею бессмертному, стрела Царевны лягушки, пенек на котором сидел медведь и отдыхал, волшебная палочка феи, шляпа кота в сапогах, корона, капуста, градусник).

Воспитатель: Молодцы! Вроде все угадали, а у нас остался один лепесток и последнее задание.

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели, чтобы мы справились с седьмым заданием!

Воспитатель: давайте сядем за столы. Смотрите перед вами картинки, которые художник не успел дорисовать. Давайте поможем ему дорисовать то, чего на картине не хватает!

Дети дорисовывают.

Стук в дверь. Дети с воспитателем идут смотреть кто пришел? Стоит корзина с книгами и письмо от Бабы Яги!

Садимся на коврик читаем письмо:

«Дорогие дети группы РОМАШКИ, я была не права! Оказывается вы всё знаете: сказки, книжки, героев сказочных! Я летала на своей метле вокруг детского сада и подглядывала за вами в окошко, все видела! Обещаю больше ничего не воровать, особенно книжки!

Я к вам обращусь товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ваша любимая бабушка Яга!

И подарки я вам приготовила! Раскраски со сказочными героями!»

Итог занятия:

Ребята что мы сегодня вспоминали?

А какие задания вам понравились больше всего?

А для чего все-таки нужны книжки?

А что больше всего любят читать дети?

А из какой сказки приходила Баба Яга?

Молодцы! А теперь если хотите, будем раскрашивать раскраски-подарки Бабушки –Яги!

7

«Цветик-семицветик» — сказка Валентина Катаева, написанная в 1940 году. Посвящена писателю Борису Левину. Впервые опубликована в «Литературной газете» (1940, 10 февраля) и журнале «Мурзилка» (1940, № 2); в дальнейшем неоднократно переиздавалась и была включена в детские хрестоматии. Произведение стало основой для мультипликационных фильмов «Цветик-семицветик» (1948) и «Последний лепесток» (1977), эпизода одного из выпусков киножурнала «Ералаш», а также одноимённой короткометражной ленты (1968).

Сюжет[править | править код]

Главная героиня сказки — девочка Женя — неожиданно получает от незнакомой старушки волшебный цветок с семью разноцветными лепестками, способный исполнять желания. Для этого нужно оторвать один из лепестков и произнести заклинание:

Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли —
Быть по-моему вели.

Женя, имеющая возможность семь раз распорядиться волшебной силой цветка, поначалу использует его магическую силу нерационально. Она просит, чтобы цветок вернул баранки, съеденные уличной собакой, склеил разбившуюся вазу, перенёс героиню на Северный полюс, а затем возвратил обратно во двор. Позавидовав девочкам, имеющим красивые игрушки, Женя «велит», чтобы у неё были все куклы, мячи и велосипеды мира. Когда желание исполняется, героиня отрывает ещё один лепесток (тот, что фиолетовый) с просьбой отправить игрушки обратно в магазины[1][2].

В итоге Женя обнаруживает, что у неё остался последний (голубой) лепесток. Она решает не торопиться и сделать правильный выбор. Размышления героини о том, что предпочтительнее — два килограмма шоколадных конфет, трёхколёсный велосипед или билеты в кино и цирк, — прекращаются, когда она знакомится с сидящим у ворот мальчиком Витей. Девочка предлагает новому знакомому поиграть в салочки, однако мальчик объясняет, что это невозможно: он хромой на всю оставшуюся жизнь. С помощью семицветика Женя избавляет Витю от вечного недуга и обретает тем самым товарища для игр[1][2].

Создание, публикации, критика[править | править код]

«Цветик-семицветик» был написан в начале 1940 года в Переделкине. Восемь лет спустя Валентин Катаев рассказал в интервью, что замысел сказки о том, «как надо жалеть людей», возник у него после получения известия о гибели писателя Бориса Левина; ему же автор и посвятил произведение. «Написал сказку „Цветик-семицветик“, думая о том, как надо жалеть людей. Написал, узнав, что умер светлый и талантливый человек — Борис Левин (погибший на финской войне писатель)». В феврале 1940 года историю про девочку Женю и её волшебный цветок опубликовали сразу два издания: «Литературная газета» и детский журнал «Мурзилка» (с иллюстрациями художника Михаила Храпковского)[3]. Произведение, весьма благожелательно встреченное советской критикой, было включено в хрестоматии для детского чтения[4]; педагоги отмечали, что сказка отличается «простотой, естественностью и глубиной»[5].

В постсоветский период появились другие оценки «Цветика-семицветика». Так, публицист Михаил Горелик в статье «Детское чтение» («Новый мир», 2006, № 2) представил свою трактовку катаевского произведения. Согласно его версии, героиня, оказавшаяся на Северном полюсе, в окружении белых медведей, «едва не стала жертвой социальной мифологии». Отметив, что это и другие желания Жени «абсурдны», а сама экспозиция сказки «намеренно затянута», Горелик назвал финал истории про исцелившегося Витю «горьким и двусмысленным»: «Счастливый мальчик бежит — и бежит так быстро, что его спасительница, как ни пытается, не может догнать его. Она отдала ему самое дорогое, он встал на ноги (визуализация метафоры) — и был таков. Она остается одна»[6].

На статью Горелика откликнулась литературовед Наталья Шевцова, которая сочла, что его интерпретация «Цветика-семицветика» (как и пересказ другой сказки Катаева — «Дудочка и кувшинчик») тенденциозна и призвана дискредитировать детскую советскую литературу. Отдельно Шевцова выделила взаимоотношения Жени и Вити, в которых Горелик увидел обобщённую историю судеб жертвенных женщин и сделал отсылку к семейной истории Булата Окуджавы[7]. О том, что творчество Катаева в постсоветскую эпоху действительно переосмысливалось рядом критиков, писал и филолог Константин Поздняков — по его словам, среди публикаций, в которых писатель выглядит как «законченный циник» (определение из очерка литературоведа Вячеслава Огрызко[8]), особняком стоит статья Дмитрия Быкова «Семицветик»[9]. Быков начал её фразой «Катаев был лучшим советским писателем», а завершил напоминанием, что заклинание «Лети, лети, лепесток…» знают наизусть дети разных поколений, в том числе родившиеся в XXI веке. Узнаваемый наказ «быть по-моему вели́» автор статьи дополнил пожеланием:

Вели, чтобы мальчик Валя Катаев был сейчас в своей счастливой, ленивой, ослепительной предреволюционной Одессе, чтобы друзья хвалили его стихи и чтобы все гимназистки были его[10].

Художественные особенности[править | править код]

Основы советской авторской сказки были заложены в 1920-х годах, с выходом «Трёх толстяков» Юрия Олеши. Три следующих десятилетия определяются исследователями как время расцвета этого жанра: в 1930—1950-х годах были изданы «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина, «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева, «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Дудочка и кувшинчик» и «Цветик-семицветик» Валентина Катаева и другие произведения. Большинство из них имеет оригинальные сюжеты (в отличие от литературных сказок XIX века, нередко базирующихся на фольклорной основе), а их герои, как правило, обладают реалистичными характерами. В ряде советских литературных сказок имеется характерная особенность: фольклорные элементы в них соседствуют с узнаваемыми приметами эпохи[11].

Так, в «Цветике-семицветике» есть сказочный зачин («Жила-была на свете девочка Женя»)[12], а старушка, отдавшая Жене цветок, исполняет функции фольклорного дарителя[13]. Отсылкой к народным сказкам являются и многократно повторяемые глаголы повелительного наклонения: «лети», «возвращайся»[13]. При этом фольклорная поэтика органично сосуществует рядом с реалиями 1930-х годов, к которым относятся, например, игры детей в папанинцев[11]. Само произведение — прозаическое, однако часть текста в нём написана в рифму и напоминает считалки — речь идёт о заклинании («Лети, лепесток, через запад на восток…») и белых медведях, которых Женя встречает на Северном полюсе: «первый — нервный, второй — злой, третий — в берете» и т. д.)[14].

Исследователи обращают внимание на цветовую палитру, которая присутствует в названии сказки: семь лепестков совпадают по цвету с радужным спектром. Героиня, потратив на сиюминутные просьбы шесть лепестков, остаётся с последним — голубым, символизирующим воплощение «голубой мечты», заветного желания. Именно с его помощью девочка исцеляет Витю[15][2]. Финал истории рассматривается — в том числе — с экзистенциальной точки зрения:

Разрешая коллизии «сказочным» путём, В. Катаев, с одной стороны, снимает остроту переживания своей экзистенции больным ребёнком, а с другой стороны, он через сюжетную линию Жени подводит читателя к постановке экзистенциальных вопросов: выбора ценностей, самоопределения, ответственного отношения к себе и другим[16].

Адаптации[править | править код]

В 1948 году появилась первая мультипликационная версия «Цветика-семицветика» (режиссёр — Михаил Цехановский, автор сценария — Валентин Катаев). Создатели рисованного мультфильма «поделили» пространство ленты на две условные части — сказочную и реальную. Старушка-дарительница, преподносящая девочке Жене волшебный цветок, напоминает героиню фольклора — добрую фею, умеющую угадывать мысли и помогать в сложных ситуациях[17]. В 1949 году фильм получил первую премию на международном кинофестивале в Марианске-Лазне[18]. Валентин Катаев был сценаристом и короткометражного художественного фильма «Цветик-семицветик», снятого в 1968 году на киностудии имени М. Горького. Над картиной работали режиссёры Борис Бушмелев и Гарник Аразян, музыку к ленте написал композитор Евгений Крылатов[19][20].

В 1977 году на экраны вышел рисованный мультипликационный фильм «Последний лепесток», поставленный режиссёром Романом Качановым по мотивам «Цветика-семицветика». Исследователи отмечают, что присутствие фольклорной темы в работе Качанова сведено к минимуму — бо́льшая часть действия происходит в реальном мире. Свидетельством того, что создатели фильма дистанцировались от первоисточника, является и название мультипликационной сказки, не совпадающее с оригинальным[21].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Галанов, 1982, с. 95—96.
  2. 1 2 3 Савинкова, 2011, с. 28—29.
  3. Шаргунов, 2016, с. 410.
  4. Галанов, 1982, с. 95.
  5. Путилова Е. О. Очерки по истории критики советской детской литературы. 1917-1941. — М.: Детская литература, 1982. — С. 106. — 173 с.
  6. Горелик М. Я. Детское чтение // Новый мир. — 2006. — № 2.
  7. Шевцова Н. В. Коммуникативные намерения современных критиков при оценке детского чтения советской эпохи // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. — 2012. — № 5.
  8. Огрызко В. В. Законченный циник, но дьявольски талантлив: Валентин Катаев // Литературная Россия. — 2014. — № 5.
  9. Поздняков К. С. Игра в «Мовизм» Валентина Катаева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2015. — Вып. 1—4.
  10. Быков, 2006, с. 122—132.
  11. 1 2 Левченкова О. С. Феномен чуда в русской литературной сказке 30-90х гг. XX века // Филологические науки. — 2000. — № 5. — С. 72—80.
  12. Плешкова, 2014, с. 76.
  13. 1 2 Плешкова, 2014, с. 77.
  14. Галанов, 1982, с. 96.
  15. Плешкова, 2012, с. 32.
  16. Алимжанова Т.В., Алимжанова О.Д. Экзистенциальная проблематика в рассказе В. Катаева «Цветик-семицветик» // Наука XXI века: теория, практика, перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа: Аэтерна, 2014. — С. 105—107.
  17. Плешкова, 2014, с. 80.
  18. Цветик-семицветик (недоступная ссылка). Энциклопедия отечественного кино под редакцией Любови Аркус. Дата обращения: 11 января 2016. Архивировано 12 февраля 2015 года.
  19. Цветик-семицветик. Телеканал «Культура». Дата обращения: 12 января 2016.
  20. Цветик-семицветик (недоступная ссылка). Энциклопедия отечественного кино под редакцией Любови Аркус. Дата обращения: 12 января 2016. Архивировано 18 января 2017 года.
  21. Плешкова, 2014, с. 81—84.

Литература[править | править код]

  • Быков Д. Л. Вместо жизни. — М.: Вагриус, 2006. — 464 с. — ISBN 5-9697-0163-7.
  • Галанов Б. Е. Валентин Катаев: Очерк творчества. — М.: Детская литература, 1982. — 112 с.
  • Плешкова О. И. Теория литературы и практика читательской деятельности. — М.: Флинта, 2012. — 156 с. — ISBN 978-5-9765-1477-5.
  • Плешкова О. И. Технология литературного образования: кино и мультипликация в процессе изучения литературы. — Барнаул: АлтГПА, 2014. — 154 с. — ISBN 978-5-88210-732-0.
  • Савинкова А. Е. Творчество В.П. Катаева для детей: литература и мультипликация (о сказке «Цветик-семицветик») // Вестник АлтГПА. — 2011. — № 6. — С. 27—29.
  • Шаргунов С. А. Катаев: «Погоня за вечной весной». — М.: Молодая гвардия, 2016. — 703 с. — ISBN 978-5-235-03917-9.

  • Цветик семицветик распечатать текст сказки без картинок
  • Цветик семицветик музыкальная сказка
  • Цветаева сказки матери читать полностью
  • Цветешь и пахнешь как пишется
  • Цвет карбункула в рассказе шерлока холмса