Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Устаревшие слова в русских народных сказках и былинах
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Устаревшие слова в русских сказках и былинах
2 слайд
Описание слайда:
Задачи: 1. Изучить устаревшиеслова и их разновидности. 2. Проанализировать устаревшую лексику в русской народной сказке «Царевна – лягушка» и былине «Вольга и Микула Селянинович». 3. Выявить тематические группы устаревших слов.
3 слайд
Описание слайда:
Устаревшие слова Историзмы Архаизмы Устаревшие слова и их разновидности
4 слайд
Описание слайда:
Историзмы Историзмы – это названия предметов, которые со временем навсегда исчезли из жизни. Например, кафтан, треуголка,веретено
5 слайд
Описание слайда:
Архаизмы Архаизмы– это устаревшие названия предметов и понятий, которые всё ещё присутствуют в современной жизни, но по той или иной причине получили другое название. Например, чело (лоб), длань (ладонь), ветрило ( парус).
6 слайд
Описание слайда:
Виды архаизмов Архаизмы делят на группы: Фонетические – устаревшие слова, отличающиеся от современных синонимов особенностями звучания, например: младой– молодой; брег– берег; гошпиталь – госпиталь. Словообразовательные — архаизмы, в которых употребляется устаревший суффикс, не применимый к современной лексике, например: музеум – музей; вотще– вообще. Лексические – устаревшие слова, полностью вышедшие из обихода, на смену которым пришли современные синонимы, например: око – глаз; уста – рот; ланиты– щёки.
7 слайд
Описание слайда:
Устаревшая лексика в русской народной сказке «Царевна – лягушка» В основном здесь представлены лексические архаизмы: мудрёными, рыскучии, кликать, пособили, кручиниться, глянул, воротился, загоревал, горница, издыхает. Дело пытаешь или от дела лытаешь? (Дело ищешь или ленишься, отлыниваешь от работы?)
8 слайд
Описание слайда:
Историзмы в сказке обозначают звания, профессии, должности, сословия, которые когда-то существовали на Руси: царь, царевичи, купец, боярышня, конники, скороходы. Устаревшая лексика в русской народной сказке «Царевна – лягушка»
9 слайд
Описание слайда:
Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович» Имя Вольга филологически связано с литературной формой – Олег. Микула – древнерусская речевая форма мужского личного имени Николай. Отчество ( прозвище) Селянинович произошло от устаревшего слова селянин ( то есть житель села, крестьянин).
10 слайд
Описание слайда:
В былине представлены разные виды архаизмов. Это фонетические архаизмы: Оболока – облака Хоробрая – храбрая Лексические архаизмы: Оратай – пахарь Орет– пашет Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»
11 слайд
Описание слайда:
Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович» Названия предметов быта, связанные с крестьянским трудом: Омешик– сошник у плуга, подрезывает и вздымает пласт. Присошечек – лопатка для отворота земли. Обжи – оглобли сохи. Сошка – соха. Соха– примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли. Гужики – кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи. Рогачик – рукоятка сохи.
12 слайд
Описание слайда:
Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович» Повытряхнути – вытряхнуть До пабедья – до полудня, до обеда Могучиих – могучих Крестьяновати – быть крестьянином, заниматься земледелием Конь оставается – конь отстаёт Похваливати –хвалить
13 слайд
Описание слайда:
Тематические группы устаревших слов в русской народной сказке «Царевна – лягушка» и былине «Вольга и Микула Селянинович» Устаревшие слова Сказка Былина Сословия, должности , господствующие классы царь, царевичи, купец, боярышня, конники, скороходы оратай, селянин Одежда кафтанчик, шилом пяты Жилище горница, палаты, терем Объединения людей дружинушка
14 слайд
Описание слайда:
Тематические группы устаревших слов в русской народной сказке «Царевна – лягушка» и былине «Вольга и Микула Селянинович» Устаревшие слова Сказка Былина Жилище горница, палаты, терем Предметы быта престол, котомка омешики,присошечек, сошка,гужики,рогачик Оружие лук Меры веса, длины денежные единицы верста пуд, грош
15 слайд
Описание слайда:
Заключение В русской народной сказке «Царевна – лягушка» и былине «Вольга и Микула Селянинович» употребляются и историзмы, и архаизмы. Устаревшие слова служат названиями реалий, существовавших в Древней Руси, помогают нам полнее и ярче представить жизнь, быт наших предков. Нельзя забывать устаревшие слова, так как они часть нашего языка, они связующая нить с историей нашей страны, историей нашего народа.
16 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
Вы можете оставить жалобу на материал.Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 310 человек из 63 регионов
- Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Учебник:
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
Тема:
§ 27. Устаревшие слова
Номер материала:
ДБ-1527017
Вам будут интересны эти курсы:
ВикиЧтение
Строение и законы ума
Жикаренцев Владимир Васильевич
Как ум отражён в русских сказках и былинах
В сказках, летописях, былинах, мифах предки донесли до нас строение ума и законы, по которым он работает, донесли в образной форме (см. [22]). Логикой в современном понимании они не владели, потому что обладали целостным умом, поэтому, сочиняя тексты, они использовали образы. Образы несут в себе и форму, и наполнение, поэтому разговаривать образами легче и быстрее, чем мыслями, выстроенными в логические цепочки.
В сказках ум представлен Кощеем Бессмертным. Он Бессмертный, потому что половинчатый ум на земле никогда не истребить, пока человек имеет мужское и женское тела – половинки.
В сказках Кощей обычно похищает либо Василису Прекрасную/Премудрую, либо маленького мальчика. Также мальчика иногда похищает какая-то другая злая сила, символизирующая в этом случае страхи, которые могут взять ребёнка. Мальчика идёт в таких случаях выручать либо его сестра, либо мать. Это означает, что мальчика и мужчину может выручить из лап страха и восстановить только женщина, что и видно из жизненных примеров.
Василису Прекрасную обычно выручает Иван-дурак, после чего становится царевичем или правителем своего царства. Ум действительно похищает у мужчины его вторую половину, потому что сам половинчатый. Когда Иван находит женское начало в себе и снаружи, он становится целым и правителем царства – то есть правителем своей жизни.
В сказках Иван представлен дураком, потому что умный человек полон шаблонов и знаний как должно всё быть – они составляют его «я», а «я» бессмертно. Оно и есть Кощей. Чтобы найти женское начало, нужно либо не иметь знаний, быть как дурак, либо отказаться от них.
Есть выражение: «Я есть путь», принадлежащее Иисусу Христу. Оно означает, что «я» человека есть путь.
Кощей никогда не похищает Ивана-царевича, потому что современный ум-эго и патриархальный христианский ум это одно и то же, а последний изначально отрицает женское начало. В данном случае сказки говорят нам о том, что нужно выручать женское начало, и рассказывают, как это сделать.
Почему нужно выручать женское начало, ясно показано в «Слове о полку Игореве» (см. [21]).
Змей Горыныч в сказках и былинах олицетворяет половинчатый ум, а также Велесову Силу Жизни (см. рис. 5). Ум имеет желания и привязывает к жизни на земле, а задача у предков была достигнуть небесного рая. Для этого нужно было победить Змея – свой ум. Как это сделать, смотрите ниже.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
А. П. Богданов. О красоте русских типов
А. П. Богданов. О красоте русских типов
Мы сплошь и рядом употребляем выражения: «это чисто РУССКАЯ красота, это вылитый РУСАК, типичное РУССКОЕ лицо» …Подмечая ряд подобных определений русской физиогномии, можно убедиться, что не нечто фантастическое, а реальное лежит в
Война против русских детей
Война против русских детей
Реформу сравнивают с невидимой войной против населения России. Если продолжить эту мысль, то война против детей — это даже среди войн на уничтожение есть самый жестокий и самый подлый род войны. Тут подрезается корень народа, его надежда на
Две стадии исцеления расщепления в сказках
Две стадии исцеления расщепления в сказках
Две стадии процесса, описанные в сказках, о которых мы будем говорить ниже, изображают процесс исцеления, в результате которого преодолевается расщепление между человеческим и божественным, Эго и Самостью, неизбежно
31 МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕМОКРАТОВ
31 МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕМОКРАТОВ
С середины XIX в. для российской научной и социальной мысли являлось типичным материалистическое осознание природы психических явлений. Под воздействием работ Чарльза Дарвина о генезисе растительных и
КАНАДСКАЯ ПСИХОПАТИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИЯ СРЕДИ РУССКИХ ДУХОБОРОВ
КАНАДСКАЯ ПСИХОПАТИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИЯ СРЕДИ РУССКИХ ДУХОБОРОВ
Интересна также психопатическая эпидемия, охватившая недавно духоборов Канады и едва не кончившаяся для многих их них печально. Заимствуем из газет описание, принадлежащее перу г-жи Мак-Гахан, этой
3 Дух в сказках
3
Дух в сказках
Я бы с удовольствием предложил читателю больше современного материала сновидений, но боюсь, что индивидуальный характер снов значительно затруднит наше изложение и потребует значительно большего объема по сравнению с тем, который
4 Териоморфная символика духа в сказках
4
Териоморфная символика духа в сказках
Описание архетипа не будет полным без упоминания одной особой формы его проявления, а именно — его животной формы. Она относится к териоморфизму богов и демонов имеет тот же психологический смысл. Форма животного
О сказках, которые умеют себя защищать
О сказках, которые умеют себя защищать
Между Моралью и Религией много общего. Во-первых, это – сказки для взрослых, написанные в весьма произвольной форме, вперемежку запугивающие и сентиментальные, далеко не всегда добрые, но обязательные к исполнению. Есть между ними и
Глава 7 Тень, анима и анимус в волшебных сказках
Глава 7
Тень, анима и анимус в волшебных сказках
Хотя почти все в волшебных сказках в конечном счете вращается вокруг символа Самости (или «упорядочивает» с его помощью), во многих из них также можно обнаружить мотивы, заставляющие нас вспомнить о таких понятиях Юнга, как
Глава 4. «Африканоженщина» на русских просторах
Глава 4. «Африканоженщина» на русских просторах
Если с утра вы застряли в пробке, днем у вас случилась ссора с начальником отдела, в обед вы уронили на любимые брючки кусок пиццы и нанесли себе двойной ущерб, вечером вас неудачно постригли, придя домой, вы узрели дневник
ПОСМОТРИМ НА РУССКИХ СО СТОРОНЫ
ПОСМОТРИМ НА РУССКИХ СО СТОРОНЫ
Общеизвестно, что все мы видим чужие недостатки куда лучше, чем собственные. Но в сущности то же самое можно сказать и о достоинствах. Говорят, что чужая душа — потёмки. А наша собственная? Из этой книги читатель, надеюсь, поймёт, как мало мы
Мозговой штурм отражен: идей меньше, идеи хуже
Мозговой штурм отражен: идей меньше, идеи хуже
Теперь давайте подойдем к тому же вопросу с другой стороны и поговорим о так называемом мозговом штурме. Пожалуй, это самая известная и распространенная техника из всего, что выросло на почве творческого мышления «за
3. Инцест в мифах и сказках
3. Инцест в мифах и сказках
Образы сексуализированного насилияЯ описала инцест как убийство души. Мифы, легенды и сказки повествуют о том же. Жестокость, зло, насилие как часть человеческой жизни отражены во всех наших мифологических традициях как утрата или продажа души,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №78» Железнодорожного района г. Барнаула
Символика белого и красного цветов
в рассказе И.А. Бунина «Лапти»
(исследовательская работа)
Выполнила Рыбачёк Кристина,
ученица 7-А класса
МБОУ «СОШ №78» г.Барнаула
Руководитель Умрилова Людмила Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №78» г. Барнаула
Барнаул-2014
Содержание
Введение……………………………………………………………………………2
Символика белого и красного цветов в мировой культуре……………………..3
Символика белого и красного цветов в рассказе И.А. Бунина «Лапти»………5
Заключение…………………………………………………………………………8
Список источников………………………………………………………………..9
Введение.
Актуальность
На уроках литературы мы часто рассуждаем о том, какую важную роль играют изобразительные средства в тексте. Действительно, как, например, часовой механизм не будет работать без малюсенького винтика, так и авторский замысел не будет полностью воплощен без художественной детали, эпитета, метафоры… Вдумавшись, «вглядевшись» в эти слова, можно разгадать многие загадки произведения, ответить на многие вопросы.
Познакомившись на уроке литературы с рассказом И.А. Бунина «Лапти», я обратила внимание на обилие белого и красного цветов в произведении и решила найти ответ на вопрос: какую роль играют эти цвета в произведении?
Цель данной работы:
- выявить символику белого и красного цветов в рассказе И.А. Бунина «Лапти».
Начиная исследование, я поставила перед собой следующие задачи:
- выявить символику белого и красного цветов в мировой культуре;
- выявить, какими новыми смыслами наполнены эти цвета в рассказе И.А. Бунина, с какими образами они связаны в данном тексте.
Объект исследования: рассказ И.А. Бунина «Лапти»
Предмет исследования: белый и красный цвета и связанные с ними образы.
Методы исследования: метод анализа и синтеза.
Практическая значимость: данная работа может быть использована как дополнительный материал к урокам литературы или на занятиях литературного кружка.
Символика белого и красного цвета в мировой культуре
«Всякий цвет может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак или символ»[1], — так начинается вступительная статья в одном из интернет-словарей символов. Действительно, с давних пор люди наделяли цвета особыми значениями, тайными смыслами. Символика цвета имеет давнюю историю. Она нашла отражение в мифах, сказках, древних преданиях, повериях и суевериях, обычаях наших предков. При этом цвета символизировали не только какие-то отвлеченные понятия, но и вполне конкретные явления: например, социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика цветов, дожившая до наших дней.
Белый цвет символизирует чистоту, невинность, радость. В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали – уже в античности этот цвет значил стремление к духовности и к простоте, к тому, что считали (и сейчас считают) истиной. У христиан белый – это божественный свет. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белый цвет стал символом торжественности и величия, вот почему белую одежду носили цари и жрецы.
Белый – цвет дня. У многих народов мир родился из яйца – белок и желток (солнце). Во многих культурах (как тут не вспомнить известные нам с детства русские народные сказки!) есть упоминания о молочных (т.е. белых) реках – символе жизни. А, например, в алтайских мифах на третьем слое неба размещается сут-кол (молочное озеро) — небесный первоисточник жизни. Молочное озеро, как и молоко, символ чистоты и святости у кочевников Центральной Азии. С этой небесной сферой непосредственно связана жизнь людей на земле. Это жизнепроизводящий центр Вселенной. Озеро является резервуаром, в котором плещутся будущие жизни. Из молочного озера жизнь перетекает на землю.
Таким образом, белый цвет ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце.
Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы «поглощает» все остальные цвета и соотносится с пустотой, ледяным молчанием, холодом и в конечном итоге — со смертью.
Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном, потому что для человека, покинувшего этот мир, начинался новый путь – в иной мир. Смерть считалась началом новой жизни, и белый цвет становился символом забвения всего, что он пережил в этом мире, в нашей, земной, жизни: новую жизнь надо начинать с чистого (белого) листа.
У некоторых племен Африки и Автралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый и сегодня является цветом траура.
Также люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. В русских сказках, былинах часто встречается устойчивое словосочетание «красна девица». У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «любимый». В Китае об искреннем, красивом душой человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.
Красный – цвет любви, красоты. Но в то же время этот цвет ассоциируется с кровью и огнем. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Так, с одной стороны, красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну.
Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».
Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
Символика белого и красного цвета в рассказе И.А. Бунина «Лапти»
В рассказе И.А. Бунина эти цвета также неоднозначны.
Сюжет небольшого по объему рассказа прост: зимой, в ненастную погоду в одном из отдаленных хуторов, занесенных снегом, умирает маленький мальчик – барский сын. Он бредит и просит дать ему красные лапти. Для ребенка красные лапти — мечта, возможно, последняя просьба умирающего. Но никто не может в такую пургу дать мальчику то, что он просит: за лаптями необходимо идти в Новосёлки, соседний населённый пункт, а в такую вьюгу никто не решается покинуть пределы хутора, так как это очень опасно. Именно поэтому не могут связаться с доктором – да и не поедет сюда никакой доктор в такую погоду.
Нефёд — простой мужик, главный герой рассказа — узнав о желании ребенка, отправляется в путь, никого не спрашивая, так как не может противиться желанию души ребёнка, и никакое ненастье его не пугает…
На следующий день у дороги новосельские мужики нашли Нефеда мертвым, и именно эта находка спасла им жизнь.
Финал бунинского рассказа открытый: «за пазухой Нефёда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином», но неизвестно, выздоровел ли мальчик, удалось ли Нефёду спасти его. И все же смерть героя не напрасна: он уже спас новосельских мужиков.
Уже с самого начала в рассказе начинает звучать тема смерти, которая оказывается неразрывно связана со снежной стихией, вьюгой, белым цветом: «непроглядная вьюга» (как неизвестность), «белый от снега и холодный дом» (символ «большого горя» — тяжелой болезни умирающего ребенка). Белый цвет с самого начала рассказа также неразрывно связан с красным цветом, который становится, с одной стороны, символом болезни, приближающейся смерти, страданий (ребенок мечется «в жару, в бреду», «весь огнем горит»), с другой – символом надежды на спасение («какие-то красные лапти», которые ребенок «как будто вполне разумно», порой приходя в себя, просит, жалобно плача и умоляя).
Само собой разумеющимся считается то, что «в такой ужас» из дома выходить нельзя: до Новоселок шесть верст, идти нужно через снежное поле, которое в такое ненастье превращается в «белое, куда-то бешено несущееся степное море», «бездну снежного урагана и мрака» (враждебную, бесконечную стихию). Мотив зловещего звучания этой враждебности усиливается и временем суток – «ночь была еще страшнее»: страшно за ребенка, который продолжает метаться в бреду, за Нефеда, судьба которого неизвестна, потому что он ушел, «утопая по сугробам… и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Деепричастие «утопая» и глагол «потонул» уже с самого начала указывают на то, что живым Нефед домой не вернется: он уходит в другой мир, из которого не возвращаются, символами которого и являются вьюга, снежное поле, «степное море», мрак, «бездна снежного урагана». Кстати, и появление его в рассказе так же символично: он входит в дом, неся «солому на топку» (чтобы затопить печь – внести в дом тепло, жизнь). «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло…»: его портрет словно предвещает то, что случится.
Две стихии (белый и красный цвета, холод и жар, вода – «снежное море» — и огонь) не просто взаимодействуют: они одновременно сближены и разведены, дополняют и противостоят друг другу. Снежная стихия связана с полем (символ враждебности, войны, агрессии), с бесконечностью, с мраком (интересным становится и взаимодействие белого и черного цветов). Стихия огня связана с ограниченным пространством – домом: печь, свеча у постели больного мальчика. Интересен каждый из этих образов-символов: печь (символ тепла, домашнего уюта, жизни) в рассказе приобретает другое значение: дом «холодный», значит, печь не топлена – она становится символом уходящей жизни, приближающейся смерти. Свеча тоже не становится символом жизни, надежды: «сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем», язычки которого рисуют на «огненной» стене «несказанно великолепные и грозные видения». Пламя прерывисто и ненадежно, как и жизнь мальчика, повисшая на волоске. Ребенок мечется в бреду, он на грани жизни и смерти. А прекрасные и грозные видения на стене словно часть того запредельного, неизвестного, что уже находится за гранью земной жизни. И все же дом – это относительная безопасность, здесь звучат молитвы матери и еще живет, пусть и совсем слабая, надежда.
Красные лапти становятся единственной надеждой на выздоровление ребенка, их его «душа желает» — это хорошо понимает Нефед («Значит…надо добывать»), именно поэтому он и не может поступить иначе и, жертвуя собой, отправляется в свой последний путь, вступает в схватку со смертью.
Рассвет приходит в дом со «зловещим стуком в окно»: новосельские мужики привезли тело мертвого Нефеда, который, даже погибший, оказался их спасителем – вывел их из снежного мрака, показал путь к человеческому жилью. Интересна здесь символика окна – границы, разделяющей мир живых (дом) и иной мир, мир смерти (поля, мрака, стихии). Стук в окно («зловещий») как весточка из другого мира – привезли мертвого Нефеда. Дом наполняется жизнью, голоса звучат явственно, совсем не так, как звучали ночью: мужики, благодаря Нефеду, остались живы – так, может, и мальчик останется жив? Ведь Нефеду удалось достать новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. Об этом автор не пишет, оставляя финал рассказа открытым. Да, наверное, это уже и не важно, потому что главное в этом рассказе – подвиг Нефеда, его жертва во имя любви к мальчику, к людям.
Заключение
Итак, как мы видим, И.А. Бунин в рассказе «Лапти» использует традиционные символические значения белого и красного цветов: они противостоят друг другу (холод – жар, смерть — жизнь). Но в то же время, они максимально сближены, потому что неразрывно связаны между собой темы жизни и смерти: смерть Нефеда – это спасение жизни новосельских мужиков, возможно, и больного мальчика (очень хочется на это надеяться).
Белый цвет одновременно является символом смерти и внутренней чистоты, благородства, альтруизма главного героя рассказа.
Символика красного цвета также неоднозначна: он соединяет значения жизни, надежды, «горящего сердца» (с этими значениями связан образ красных лаптей) и смерти (образ прерывистого пламени свечи, болезнь мальчика, жар).
Соединяясь, эти цвета превращаются в один большой символ – символ жертвы во имя бескорыстной любви к людям.
Список источников
- Бунин И.А. Лапти// http://az.lib.ru/b/bunin_i_a/text_2180.shtml
- Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., 2000
- Жюльен Н. Словарь символов. Урал. Л.Т.Д.,2000
- Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., Издательство «Торсинг», 2001
Интернет-ресурсы
- Википедия — свободная энциклопедия
http://ru.wikipedia.org
- http://mironovacolor.org/theory/humans_and_color/symbolism/
- Одухотворенность вод
http://www.phototerritory.ru/index/odukhotvorennost_vody
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 55.
УКМ «Перспектива»
Маленькие и большие секреты страны Литературии
Раздел «Истоки литературного творчества»
1. Перечислите истоки литературного творчества. С какими видами народного творчества вы были знакомы раньше? С какими познакомились в этом году?
Истоками литературного творчества оказывалось творчество народное, произведения фольклора.
В прошлых классах мы уже познакомились с такими истоками, как считалки, пословицы и поговорки, песни, загадки, приметы, народные сказки.
В этом году мы познакомились с такими истоками, как притчи, былины и мифы.
2. Перечитайте притчу царя Соломона о ленивцах и вспомните басню Крылова «Стрекоза и муравей». Можем ли мы сказать, что притча явилась истоком басни? Как в этом произведении проявилось творчество баснописца?
Положительным героем притчи и басни оказывается Муравей. Он трудолюбивый и заботиться о завтрашнем дне. Соломон предупреждает ленивца, что если тот не начнёт работать, то к нему придут бедность и нужда. В басне Крылова Стрекоза ленилась и к ней пришли бедность и нужда.
Мы можем сказать, что притча явилась истоком басни.
Но творчество баснописца Крылова превратило эту притчу в литературное произведение. В его басне Стрекоза и Муравей получили узнаваемые образы, характеры. Автор описал поведение героев, их поступки и сделал поучительный вывод для читателя.
3. Создайте свой текст о былинах и былинных героях. Начните так:
Рассказ о былинах и былинных героях для 4 класса
Былины славят русских богатырей, подчёркивая их удивительную силу, мужество, доброту, благородство. Былинные герои — воины, защитники Отечества, им присуще чувство долга.
До нас дошли множество былин, в которых говорится о различных подвигах богатырей во славу родной земли, родного народа. Богатыри служили князю, стерегли границы Родины на заставах, но при этом заботились о простом народе больше, чем о князе.
Князь в былинах зачастую комичен, он жаден и тщеславен, он обижает богатырей. Так, в одной из былин князь Владимир посадил Илью Муромца в подвал, где богатырь должен был погибнуть. Но в трудную для столицы минуту князь вспомнил о Муромце, выпустил его, а богатырь разгромил врагов.
В другой былине Илья Муромец находит огромное богатство. И он строит церкви и раздаёт деньги нищим. Он заботиться о народе. Он проявляет небывалое бескорыстие.
Богатыри в былинах разные. У каждого свой характер, свои достоинства и недостатки. Так, Алеша Попович был заносчив, а Садко — хвастлив. Но их объединяет одно — умение забыть о себе в трудную для страну минуту. И тогда богатыри бьются до конца, не щадя себя и своих врагов.
Я горжусь богатырями, этими былинными героями, которые верой и честью служили Отчизне в те далёкие времена.
4. В тематическом каталоге школьной библиотеки найдите книги о богатырях. Какие подвиги совершили Алёша Попович и Добрыня Никитич?
Алёша Попович победил Тугарина Змеевича, который захватил Киев и унижал князя и его жену.
Добрыня Никитич победил Змея, который похищал женщин.
Вместе они участвовали в битве с ратями царя Додона, где прославился Святогор.
5. Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Богатыри» Васнецова». Кого из русских богатырей представил художник? Напишите текст «Былинные богатыри — защитники земли русской».
На этой картине художник изобразил Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.
Текст «Былинные богатыри — защитники земли русской» для 4 класса
Во все времена у земли русской находились мужественные защитники, которые берегли её от врагов.
В очень отдалённое время такими защитниками были богатыри, о подвигах которых мы узнаём из былин. Богатыри всегда вставали на пути врагов, боролись с преступниками и обманщиками, защищали простой народ.
Одними из самых известных богатырей были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Их образы легко представить, взглянув на картину Васнецова «Богатыри».
В центре изображён старый казак Илья Муромец, самый сильный, самый уважаемый в народе богатырь. Он совершил огромное количество подвигов и никогда не отступал перед врагом, даже многократно его превосходящим силами.
Это необычайно благородный богатырь, хозяин своего слова, честный и бескорыстный. Среди других богатырей слово Ильи Муромца было законом. Вот и на картине он стоит в центре, внимательно озирая из-под ладони границы родной земли.
По правую руку от Ильи, слева для зрителя, показан Добрыня. Это второй по силе богатырь. Он также прославился многими подвигами и заслужил уважение в народе. Он держит руку на мече, готовый выдернуть его и обрушить на опрометчивого врага.
По левую руку от Ильи расположился Алёша. Это тоже славный богатырь, не раз спасавший русскую землю. Но в отличии от старших товарищей, Алёша несдержан, тщеславен, может испугаться в сражении. Тем не менее, рядом с Ильёй и Добрыней, Алёша представляет собой такую же грозную силу.
Такие разные по характерам богатыри отлично сражались вместе ради общей цели. И это позволяло им хранить рубежи нашей родины в неприкосновенности.
6. Что такое миф? Каких мифологических героев вы знаете? Что о них можно рассказать?
Миф — это народное предание о богах и героях.
Я знаю многих героев древнегреческих мифов.
Это Геракл, очень сильный полубог, который совершил двенадцать подвигов.
Я знаю Ясона, который похитил в Колхиде золотое руно.
Я знаю Тесея, который победил Медузу Горгону и спас Андромеду.
Я знаю хитроумного Одиссея и многих других участников Троянской войны.
Всё это были сильные люди, которые сражались между собой и с чудовищами, и обыкновенно побеждали. В их подвигах героям помогали Боги.
7. Найдите в школьной или домашней библиотеке сборники сказок, загадок, пословиц и поговорок, былин. Сделайте выставку. Составьте аннотацию на один из сборников.
Аннотация на сборник «Русские пословицы и поговорки» для 4 класса.
Сборник «Русские пословицы и поговорки» был издан в серии «Классики и современники» издательством «Художественная литература» в 1988 году.
В его составлении принимали участие три автора, но сборник вышел под редакцией П. Аникина.
Начинается сборник предисловием, статьёй Аникина, в которой писатель рассказывает о том, что такое пословицы и поговорки.
В сборнике 332 страницы. Пословицы в нём расположены в алфавитном порядке.
В приложении к сборнику приведены некоторые статьи из книги В. Даля «Пословицы русского народа»: гадания, месяцеслов, приметы, присказки и прибаутки.
Это очень интересная и полезная книга, в которую я всем советую заглядывать как можно чаще.
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация «Устаревшие слова в русских сказках и былинах» (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Устаревшие слова в русских сказках и былинах
Автор проекта: Комарова Валерия, ученица 7 класса
МБОУ «Кичигинская СОШ»
Наставник проекта: Дудинская Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы
-
2 слайд
Описание слайда:
Цель работы:
выявить роль устаревших слов в русских народных сказках и былинах
Задачи работы:
1) выбрать из сборников сказок и былин те, в которых употребляются устаревшие слова;
2) классифицировать устаревшие слова;
3) составить словарик устаревших слов,
встретившихся в этих произведениях -
3 слайд
Описание слайда:
Устаревшие слова — это слова современного русского языка, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре
Историзмы (от греч. historia – рассказ о прошлых событиях) – это слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества (царь, престол, кафтан, вершок, булава) .Архаизмами (от греч. аrchaios-древний) называют слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми (супостат, булат, крата, плат, рать).
-
4 слайд
Описание слайда:
Устаревшие слова в русских народных сказках
Сказка – это повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил
-
5 слайд
Описание слайда:
Былины – произведения устной народной поэзии. В них повествуется о богатырях и народных героях
Устаревшие слова в русских былинах -
6 слайд
Описание слайда:
Устаревшие слова, выделенные из русских народных сказок
«Шабарша»
Ай потешить вас сказочкой?Потешный – предназначенный для увеселения, потехи, охоты, кулачного боя, театрального представления, для военных игр, упражнений.
Потешить – порадовать.
-
7 слайд
Описание слайда:
«Елена Премудрая»
Кто меня кличет? (Клич – возглас, призыв. Кличет – обращается с призывом.)
Ну, — думает солдат, — наделал я дела; вся моя служба ни за грош пропала. (Грош – медная монета достоинством в две копейки.)
-
8 слайд
Описание слайда:
Устаревшие имена собственные в былине
Имя Вольга филологически связано с литературной формой – Олег.
Микула – древнерусская речевая форма мужского личного имени Николай.
Отчество ( прозвище) Селянинович произошло от устаревшего слова селя′нин ( то есть житель села, крестьянин). -
9 слайд
Описание слайда:
Тематические группы историзмов
Название одежды:
Кафтан –русская старинная мужская долгополая одежда.
Название денежной единицы:
Грош – старинная монета, оцениваемая в 2 копейки.
Названия реалий Древней Руси:
Дружинушка – войско князя.
Получка – дань. Дань – подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых. -
10 слайд
Описание слайда:
Названия предметов быта, связанные с крестьянским трудом:
Омешики – сошник у плуга, подрезывает и вздымает пласт.
Присошечек – лопатка для отворота земли.
О′бжи – оглобли сохи.
Сошка– соха. Соха– примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.
Гужики – кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи.
Рогачик– рукоятка сохи. -
11 слайд
Описание слайда:
Составляющие сохи
-
12 слайд
Описание слайда:
Заключение
Слова из русского прошлого добавляют в речь русского человека краски эмоций и выразительность смысла, осуществляя одновременно, незримую духовную связь русского человека со своими историческими корнями.
Привычка использовать эти слова позволит вам сохранить свою русскую душу, обеспечит преемственность поколений и позволит нам, русским, остаться уникальным народом. -
13 слайд
Описание слайда:
Используемая литература
1)Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь для 7 класса. Часть 1. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций.- Москва, «Просвещение», 2015. — 111с.
2)Даль.В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского язык: современное написание. — Москва, Астрель, 2006.- 349с.
3)Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы 18 – 19 веков. / сост. Л.А.Глинкина.- Оренбург, Оренбургское книжное издательство, 1998. – 280с.
4)Литература. Учебник — хрестоматия для 7 класса. Часть 1. /автор-составитель— В.Я.Коровина. — Москва, «Просвещение», 2009.
5)Ожегов С.И.. Словарь русского языка. — Москва, Оникс, Мир и образование, 2007. – 976с.
6)По щучьему велению. Русские сказки от А до Я. / сост. В. Соколовский. — Пермь, «Урал – Пресс ЛТД», 1993. – 207с.
7)Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей 18-20 веков. Москва, Дрофа, 2000.
8)Русский язык. 6 класс. Учебник общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т. Григорян, О.М. Александрова, А.Д. Дейкина, И.И.Кулибаба. Москва. «Просвещение», 2010.
9) Словарь устаревших слов. По произведениям школьной программы. /сост. Ткаченко Н.Г. и др. -
14 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание! До новых встреч!
-
15 слайд
Описание слайда:
Устаревшие слова в русских сказках и былинах
Автор проекта: Комарова Валерия, ученица 7 класса
МБОУ «Кичигинская СОШ»
Наставник проекта: Дудинская Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Красочная презентация расскажет о роли устаревших слов в русских сказках и былинах, даст их классификацию, познакомит с происхождением некоторых собственных имен существительных.
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Индивидуальный проект «Устаревшие слова в сказках и былинах»
-
Презентация для индивидуального проекта «Петербург — музей под открытым небом»
-
Индивидуальный проект «Петербург — музей под открытым небом»
-
Статья :«Великая тайна» жизни и творчества Алексея Васильевича Кольцова».
-
Сценарий внеклассного мероприятия «Рождественская викторина»
-
Открытое занятие «Роль искусства»
-
Мероприятие «Любовью материнской мир прекрасен»
-
Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5454891 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»