Литературные произведения для итогового сочинения 2021-2022
Литература к направлению итогового сочинения человек путешествующий: дорога в жизни человека
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Метель»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
- Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
- А.П. Чехов «Остров Сахалин»
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- М. Горький «Фома Гордеев», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», «Старуха Изергиль»
- И.А. Гончаров «Обломов», «Паллада»
- И.С. Тургенев «Записки охотника»
- Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
- Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
- М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- Ч.Т. Ай, «И дольше века длится день»
- В.А. Обручев «Земля Санникова»
- В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
- И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка»
- Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
- М.М. Пришвин «Путешествие»
- А.П. Платонов «Жена машиниста»
- В.А. Каверин «Два капитана»
- К. Булычёв цикл «Приключения Алисы»
- А. Грин «Алые паруса»
- Н.Н. Миклухо-Маклай «Путешествия»
- Гомер «Одиссея», «Илиада»
- А. Данте «Божественная комедия»
- Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
- Д. Дефо «Робинзон Крузо»
- Дж. Керуак «В дороге»
- О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
- Дж. Толкин трилогия «Властелин колец»
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии»
- Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
- Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
- Ф. Купер «Следопыт», «На суше и на море»
- Дж. Даррелл (любое произведение, например, «Моя семья и другие животные»)
- Дж. Лондон «Мартин Иден», «Морской волк», «Дорога», «Сердца трёх» и многие другие.
- Дж. Барри серия «Питер Пэн»
- Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
- М. Сервантес «Дон Кихот»
- У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
- Ч. Диккенс «Рождественская песнь», «Большие надежды»
- У. Грум «Форрест Гамп»
- Д. Митчелл «Облачный атлас»
- Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Литература к направлению итогового сочинения цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
- М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце»
- Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
- В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- Е.И. Замятин «Мы»
- И.А. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы»
- Т.Н. Толстая «Кысь»
- В.О. Пелевин «Generation “П”»
- А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Полдень, XXII век»
- А. Азимов «Позитронный человек», цикл «Основание»
- Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»
- Г. Каспаров «Человек и компьютер»
- А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
- О. Хаксли «О дивный новый мир»
- Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул гром», «Все лето в один день» и др.
- К. Воннегут «Колыбель для кошки»
- С. Лем «Солярис»
- Дж. Оруэлл «1984»
- К. Исигуро «Не отпускай меня»
- Э. Вейер «Марсианин»
- Д. Киз «Цветы для Элджернона»
- В. Рот «Дивергент»
- Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
- Ю. Харари «21 урок для XXI века»
- Т. Чан «История твоей жизни»
- Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
- О.С. Кард «Игра Эндера»
- С. Коллинз «Голодные игры»
- Д. Митчелл «Облачный атлас»
- Ж. Верн «20000 лье под водой»
- Г. Уэллс «Машина времени»
- М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
- Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Литература к направлению итогового сочинения преступление и Наказание – вечная тема
- А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
- А. Камю «Посторонний»
- А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
- А. Островский «Гроза»
- А.А. Ахматова «Реквием»
- А.А. Блок «Двенадцать»
- А.В. Иванов «Тобол»
- А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
- А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ»
- А.И. Солженицын «В круге первом»
- А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга»
- А.Н. Островский «Гроза»
- А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся»
- А.Н. Толстой «Петр I»
- А.П. Платонов «Чевенгур»
- А.П. Чехов «Злоумышленник»
- А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- А.С. Пушкин «Медный всадник»
- А.С. Пушкин «Памятник»
- А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- А.Т. Твардовский «По праву памяти»
- Б.Л. Васильев «Завтра была война»
- Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
- Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- В. Быков «Обелиск».
- В. Гюго «Отверженные»
- В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
- В.А. Каверин «Два капитана»
- В.А. Каверин «Открытая книга»
- В.А. Чивилихин «Память»
- В.В. Быков «Обелиск»
- В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
- В.Г. Ян «Чингиз-хан. Батый. К последнему морю»
- В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
- В.И. Аксенов «Таинственная страсть»
- В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
- В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- В.П. Катаев «Трава забвения»
- В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
- В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама»
- В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
- Ги де Мопассан «Пышка»
- Д. Митчелл «Облачный атлас»
- Дж. Лондон «Мартин Иден»
- Дж. Оруэлл «1984»
- И. Стоун «Жажда жизни»
- И. Тургенев «Муму»
- И.А. Бродский «Посвящается стулу»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
- К. Булычев «Город без памяти»
- Л. Андреев «Иуда Искариот»
- Л. Андреева «Предстояла кража»
- Л. Лоури «Дающий»
- Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
- Л.Н. Андреев «Рассказ о семи повешенных»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- М.А. Булгаков «Белая гвардия»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- М.А. Шолохов «Поднятая целина»
- М.А. Шолохов «Родинка»
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
- М.Ю. Лермонтов «Бородино»
- М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
- Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Литература к направлению итогового сочинения книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
- А.С. Пушкин «Об искусстве», «Моцарт и Сальери»
- М.И. Цветаева «Об Искусстве»
- М.Ю. Лермонтов: Творческое наследие и современная театральная культура
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А.И. Куприн «Гамбринус»
- К.Г. Паустовский «Золотая роза»
- Н.В. Гоголь «Портрет»
- А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
- Л.Н. Толстой «Альберт»
- М.А. Осоргин «Записки старого книгоеда»
- Д.А. Гранин «Картина»
- В.В. Набоков «Дар»
- М. Горький трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»
- Д. Быков «Советская литература»
- З. Прилепин «Книгочет», «Именины сердца. Разговоры с русской литературой»
- Е.И. Замятин «Мы»
- Д. Мережковский «Вечные спутники»
- У. Эко «О литературе»
- С. Моэм «Искусство слова: о себе и других»
- Г. Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
- П. Вайль, А. Генис «Родная речь: Уроки изящной словесности»
- С. Лем «Мой взгляд на литературу»
- П. Зюскинд «Литературная амнезия»
- Ф. Бегбедер «Конец света: первые итоги»
- Р. Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»
- М. Зусак «Книжный вор»
- О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве»
- Г. Миллер «Книги в моей жизни»
- Г. Гессе «Магия книги»
Литература к направлению итогового сочинения кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
- М.Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове…»
- Н.С. Лесков «Левша»
- Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин цикл «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
- Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Господа Головлевы»
- А.Н. Островский «Лес», «Свои люди-сочтемся», «Бедность не порок»
- И.С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Мальчик у Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
- В.Г. Короленко «В дурном обществе»
- М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди»
- Н. Носов серия книг о Незнайке
- И.А. Гончаров «Обломов»
- А.П. Чехов «Маска», «Дуэль», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска», «Человек в футляре»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
- М.А. Булгаков «Собачье сердце»
- А.Н. Толстой «Петр Первый»
- Е.И. Замятин «Мы»
- Стихотворения Ахматовой, Цветаевой, Блока, Есенина, Маяковского, Пушкина, Некрасова, Тютчева, Фета и др.
- А.П. Платонов «Котлован»
- Т. Мор «Утопия»
- Платон «Государство»
- Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»
2 сентября 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
Обзор направлений, примерные темы и подборка литературы.
itogovoe21-22.pptx
itogovoe21-22.pdf
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Примерные темы
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
- Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
- Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
- Что значит «идти по жизни своим путём»?
- Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
- Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Что значит: идти ногу со временем?
Литература
- Н.С. Лесков «Очарованный странник»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
- М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
- И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- Р. Брэдбери «И грянул гром»
- Г. Уэллс «Машина-времени»
- Д. Лондон «Любовь к жизни»
Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Примерные темы
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
- Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие опасности таит в себе технический прогресс?
- Что значит «разумное использование технологий?
- Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
- Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
- Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
- Что значит быть современным?
- Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Литература
- В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
- Ч. Айтматов «Плаха»
- А. Платонов «Котлован»
- А.И. Куприн «Олеся»
- И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
- М. Булгаков «Собачье сердце»
- М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
- Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
- М. Замятин «Мы»
Преступление и Наказание – вечная тема
Примерные темы
- Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
- Что помогает человеку искоренять зло в себе?
- Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
- Каковы могут быть причины преступлений?
- Почему за преступлением следует наказание?
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Свобода и ответственность в жизни человека.
- Что значит быть совестливым человеком?
- Можно ли простить человека, совершившего преступление?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Какую роль играет совесть в жизни человека?
- Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
- Можно ли искупить свою вину?
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
Литература
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
- М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
- А.Н. Островский «Гроза»
- А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
- Л. Андреев. «Иуда Искариот»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
Примерные темы
- Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
- Кумиры моего поколения: какие они?
- Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
- Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
- В какой книге изображён портрет современного поколения?
- Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
- Какие произведения искусства делают вас счастливым?
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
- Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
- Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
- Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Литература
- Л. Андреев. «Иуда Искариот»
- Д.И. Фонвизин «Недоросль»
- Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
- И.А. Гончаров «Обломов»
- Лермонтов «Герой нашего времени»
- М. Шолохов «Судьба человека»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- А. Грин «Алые паруса»
- М. Горький «На дне»
- М. Горький «Старуха Изергиль»
- Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
- А. Н. Толстой «Русский характер»
- А. С. Грин «Зелёная лампа»
- Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
Примерные темы
- Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
- Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
- Может ли государство быть справедливым ко всем?
- Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
- Какими качествами должен обладать счастливый человек?
- Что такое репутация человека в обществе?
- Что значит «быть в ладу с самим собой»?
- Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
- Может ли один человек изменить общество?
- Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
- Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
- Что делает человека подлинно счастливым?
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
- Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Литература
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
- А.С. Пушкин «Медный всадник»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- Н.С. Лесков «Очарованный странник»
- Н.С. Лесков «Левша»
- Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
- М. Булгаков «Собачье сердце»
- М. Горький «На дне»
- Горький «Старуха Изергиль»
Автор: Аксёнова Екатерина Михайловна.
Автор Лариса Зотова На чтение 6 мин Просмотров 11.4к.
Обновлено
Литеровед предлагает познакомиться с вариантами раскрытия темы «Меняются ли люди в эпоху технического прогресса?». Сочинение пригодится выпускникам при подготовке к итоговому сочинению.
Вариант 1
Технический прогресс несет в человеческую жизнь много разных новшеств. Появляются машины, механизмы, облегчающие передвижения и труд людей. Фармацевтическая промышленность разрабатывает лекарства, облегчающие страдания, лечащие тяжелые недуги. Созданы огромные информационные базы, средства слежения и многое другое. Как в этих меняющихся условиях ведут себя люди? Какие изменения претерпевают они? По моему мнению, люди не сильно изменились за последние несколько веков. Я попробую доказать это литературными примерами.
Действие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» происходит в двух временных пластах. Ершалаимские главы отбрасывают читателя на две тысячи лет назад. Московские страницы рассказывают о Москве XX века. Главный герой романа профессор черной магии Воланд, живущий на свете не одну тысячу лет, появляется в Москве тридцатых годов. Он давно знает людей, у него сложилось о них определенное мнение. Сравнивая людей прошлого и московских жителей, живущих в цивилизованном мире, он говорит: «Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…». Слова Волонда подтверждают ершалаимские страницы. Толпа людей отправляет на казнь тихого проповедника и освобождает бунтаря Варравана, который готов возглавить восстание. Если бы этот эпизод повторился в наше время, то всего скорее произошло бы то же самое. Я думаю, что Воланд прав: основные качества людей не меняются, они не зависят от технического прогресса. Люди любят, ненавидят, хотят жить долго и счастливо. Так же, как и сотни лет назад, люди мечтают, стремятся воплотить мечты в жизнь. Конечно, каждый для этого выбирает доступные ему способы. И мечты у всех разные: кто-то мечтает о бутерброде с колбасой, а кто-то совершить открытие, полететь в космос.
Действие романа Т. Устиновой «Ковчег Марка» происходит в наши дни. Среди героев прилетающий на собственном вертолете олигарх, блогер, ведущий рассказ о своих приключениях, спортсмен, директор, охранник. Герои оказались вдали от населенных пунктов по своему желанию, но даже здесь, в горах, есть теплый дом с уютными постелями, электричество, радио. Каких-то сто лет назад это посчитали бы фантастикой, теперь это называется «вдали от цивилизации». Эпоха технического прогресса не смогла изменить эмоциональную составляющую человека. Считающий себя властелином мира олигарх Виноградов даже не запомнил сбитую им девушку. Сергей Васильевич, чьей дочерью она была, похоронив ребенка, потерял смысл жизни. Так было всегда. Богатые люди в большинстве своем считают, что им позволено все, они все могут купить. Обычные люди оказываются бесправными, им нечего противопоставить против силы денег. Достаточно вспомнить историю Дубровского и Троекурова. Всегда были и будут люди, верящие в справедливость, добро и живущие по нравственным законам. И никогда не исчезнут те, кто эти законы признавать не хочет. Противостояние добра и зла находится вне времени.
Подводя итог, можно сказать, что технический прогресс влияет на людей, делает их более умными, интеллектуальными, современными. По своей же сути люди остаются прежними. Достижения технического прогресса – это форма, человеческая душа – содержание. С течением времени, с развитием науки, техники меняется форма жизни, люди, их души остаются прежними. Они живут страстями и эмоциями, идут за любовью, мечтой. В этом смысл жизни.
Вариант 2
Вопрос о том, меняются ли люди в эпоху технического прогресса, на мой взгляд, не имеет однозначного ответа. Если все-таки, выбирать между «да» и «нет», то я выберу первое. Технический прогресс, безусловно, оказывает влияние на общество. Усовершенствование труда, изменение условий жизни, которые ведет за собой технический прогресс, меняют мировоззрение людей, их взаимоотношения, уклад жизни. Недаром говорят, что нравы зависят от времени. Я попытаюсь подтвердить свое утверждение примерами из книг.
Начало технического прогресса обычно связывают с серединой 19 века. Именно с этого времени техника стала развиваться особенно стремительно. Но я хочу сказать о более ранних временах, о жизни первобытных людей. Их достижения кажутся небольшими, но они повлияли на человека ничуть не меньше, а может быть, и больше, чем в наше время. В те времена создание каменных орудий было прорывом, положившим начало эпохе изобретений. Многие ученые считают, что меняющиеся условия жизни влияют на человека глубинно, изменяются даже наследственные данные. На заре человечества люди, населяющие землю, были другими внешне и внутренне. В книге Г. Золотарева «Бронзовый топор» рассказывается, как древние народы осваивали земные недра, открывали для себя способы изготовления ткани путем расщепления волокон стеблей. Постепенно в жизнь человека входили металлические орудия, появлялось новое оружие, которое позволяло добывать больше пищи. Люди научились получать огонь, готовить на нем пищу. Они совершали множество открытий, это делало жизнь более понятной, а человека более сильным. Возможно, в те времена появилось у людей ощущение своей силы, власти над природой. Знакомство с тайнами окружающего мира рождало стремление к новым открытиям. Это стремление сохранилось и у современных людей. Неуспокоенность, пытливость, любознательность заставляет развиваться, изобретать что-то новое, способствует техническому развитию.
Современные люди далеко ушли от своих первобытных предков по пути прогресса. Стремление к улучшению своего материального благосостояния иногда отнимает у них возможность наслаждаться самой жизнью. В рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы знакомимся с богатым человеком. Таких, как он, называют хозяевами жизни, они считают, что могут купить все. Своему герою автор даже не дает имени, потому что его образ типичен для той среды, в которой он обитает. Господин из Сан-Франциско всю жизнь потратил на то, что зарабатывал деньги. В один из дней он решил, что заработал их достаточно. Теперь он мог позволить себе отдохнуть. Герой с женой и дочерью отправился в путешествие, в котором умер. Тот же лайнер, который вез на отдых сильного, богатого господина, малейшие желания которого мгновенно исполнялись, через несколько дней повез назад в трюме его труп. Прогресс облегчает жизнь людей, делая ее более комфортной, физический труд более легким. В то же время человек становится более самоуверенным, считая, что ему подвластно все. Господин из Сан-Франциско даже не мог, наверное, подумать, что смерть имеет власть гораздо большую, чем он сам. Никакие деньги не помогут заключить с ней сделку и отсрочить конец. Жизнь нельзя откладывать на потом, нужно стараться делать то, что хочется, пока ты еще жив.
Подводя итог, можно сказать, что технический прогресс имеет положительную и отрицательную стороны. Он предоставляет человеку большие возможности, облегчает его жизнь, но все хорошее должно быть в меру. Даже в эпоху научно-технического прогресса нельзя забывать о духовных ценностях. Труд и творчество должны оставаться неотъемлемой частью жизни человека, чтобы он не деградировал и поддерживал в себе стремление вперед.
Аргументы по направлению «Цивилизации и технологии – спасение, вызов или трагедия?» помогут в работе над другими темами ваших сочинений, и найти их можно здесь https://literoved.ru/bank-argumentov
Человек путешествующий:
дорога в жизни человека
Поэма М.
Лермонтова «Мцыри»
Главный
герой:
Мцыри, монах, грузинка, барс.
Мцыри
сидел в заточении и мечтал о свободе. Он представлял, как вернётся на Родину
и будет счастлив. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных
исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк
и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые
горизонты.
Александр
Сергеевич Грибоедов пьеса «Горе от ума».
Герои:
Александр
Андреевич Чацкий, Павел Афанасьевич Фамусов, Софья
Фамусова, Алексей Молчалин, Скалозуб, Лизанька
3 года
«странствий по свету», хорошее образование, оказали огромное влияние на
мировоззрение главного героя. Если бы Чацкий не отправился за границу, он бы
остался близок с Софьей, так как стал бы типичным представителем
«фамусовского общества».
Путешествия расширили кругозор Чацкого
и сделали его совершеннее.
Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны
комфорта и не пробует что-то новое.
Роман
Ивана Александровича Гончарова «Обломов».
Герои: Илья Ильич
Обломов, Ольга Сергеевна Ильинская, Андрей Иванович Штольц,
Илья
Ильич мечтает о том, как поедет за границу, будет путешествовать, у него
окажутся жена-красавица и дети. Но мечты трудноосуществимы, поскольку Обломов
не строит никаких планов, не предпринимает какие-либо действия. Воображаемая
дорога дарила покой и радость, а реальная дорога вызвала лишь негативные
чувства.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
Герои: Петр Андреевич Гринев, Марья Ивановна Миронова,
Архип Савальев (Савельич), Алексей Иванович Швабрин, капитан Миронов.
Гринев уехал из
родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и
нашел свою судьбу.
Максим Горький «Старуха Изергиль».
Герои: Старуха Изергиль, Ларра,
Данко.
Данко решил, что необходимо браться за дело и
добиваться решения проблемы. Он пожертвовал собственной жизнью ради
счастья и свободы целого народа. Как бы люди
не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно
пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным
им на достижение успеха.
Максим Горький пьеса «На дне».
Герои: Сатин,
Бубнов, Актер, Васька Пепел, Наташа, Клещ, Анна, Барон, Настя, Квашня,
Алешка, Кривой Зоб и Татарин («кривая дорожка»).
Жители
костылевской ночлежки мирятся с тем положением, в котором они оказались из-за
нежелания что-либо менять. Одни герои с рождения живут бессмысленной жизнью,
но есть и те, которые раньше жили весьма неплохо, однако даже они не хотят
ничего делать для того, чтобы вернуть свое прежнее положение. Все герои выбрали вариант попроще и побыстрее — это и есть
«кривая дорожка», ведь она ведет к цели ценой отказа от своих правил и
установок.
Иван Алексеевич Бунин рассказ
«Господин из Сан-Франциско».
Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.
Всю жизнь он стремился к богатству, примером
для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же
благополучия. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец,
пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие.
Михаил Александрович Шолохов роман-эпопея «Тихий Дон».
Герои: Григорий Пантелеевич
Мелехов, жена Наталья, Аксинья Астахова.
Новые
знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной
и незрелой. Смятения
в душе сопровождали многих людей, на жизнь которых повлияла Гражданская
война. Григорий: «От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как
навоз в проруби».
Михаил Александрович Шолохов рассказ «Судьба
человека».
Герои: Андрей Соколов, жена Ирина, дети
Анатолий, Настенька и Олюшка.
Особое внимание в рассказе уделяется описанию
жизненного пути центрального персонажа Андрея Соколова. Одним из главных
военных испытаний был плен у немцев. Но самая болезненная трудность, которая
настигла Андрея Соколова, заключалась в том, что он потерял тех, кто был ему
дорог-свою семью.
Антон Павлович Чехов рассказ
«Крыжовник»
Герои: Николай
Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский,
Буркин (друг И.И.), Павел Алехин.
Николай Иванович всю
жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Чтобы осуществить
задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом.
Автор описал путь к цели,
который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович пришел к
своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Идя к своему идеалу по
головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией
дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела
человека к нравственному падению, а не триумфу.
Повесть А.И. Куприна «Олеся».
Герои: Иван, Олеся, Мануйлиха.
Иван поехал в Полесье для поиска материала
для повести или романа. Он познакомился с Олесей и полюбил ее, получив много
ярких впечатлений. В поездке человек узнает себя лучше, и новые сведения об
окружающем мире расширяют горизонты личности, помогают определить дальнейшие
пути развития.
Николай Васильевич Гоголь, поэма «Мертвые души».
Герои: Павел Иванович Чичиков, Господин Манилов, Настасья Петровна
Коробочка, Господин Ноздрёв, Михаил Семёнович Собакевич, Степан Плюшкин.
Павел Иванович Чичиков ездил по
окрестностям города, чтобы договориться с помещиками о фиктивной покупке
крестьян, которые уже умерли. Новые впечатления и открытия заставляли его
задумываться о своем будущем. Приобретенные сведения и опыт помогли бы герою
и дальше развивать свою авантюру, если бы его не разоблачили. Путешествие
дарит человеку новые возможности, но то, как он ими распорядится, зависит
только от него.
И.С. Тургенев «Отцы и дети». В путешествии по губернии Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов
находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
А.С.Пушкин
«Капитанская дочка». Герои: Петр Гринев, Маша Миронова,
Савельич, Пугачев, Зурин.
На
протяжении повествования система ценностей Петра претерпевает важнейшие
изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к
состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое
отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно
чистым человеком.
М.Ю. Лермонтов психологический
роман «Герой нашего времени». Григорий Печорин
разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом —
путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
А.С. Пушкин роман
«Дубровский».
Герои: Андрей Гаврилович Дубровский —
помещик, имение которого пытается отобрать Троекуров. Кирила Петрович
Троекуров — помещик. Маша Троекурова — молодая девушка.
Владимир Дубровский смог
получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного
дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Рэй Брэдбери
рассказ «Улыбка»
Герои: Том — мальчик
с чуткой душой, Григсби — типичный представитель разрушенной цивилизации.
Мона Лиза
(Джоконда ) Леонардо да Винчи.
Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического
прогресса стала деградация человечества.
Р.
Брэдбери, рассказ «Вельд».
Герои:
Джордж и Лидия Хедли – родители, Питер и Венди
–дети.
В рассказе говорится о том, как изменилась
жизнь семьи Хедли, когда появился умный дом «Всё для счастья». Достижения
науки и техники произведены для того, чтобы облегчить жизнь людям, но они не
могут дать счастье, скорее наоборот — это уничтожит всю человечность: забота
и искренность во взаимоотношениях между людьми совсем исчезнут.
Андрей Платонов
«Песчаная учительница».
Герои: Мария Никифоровна Нарышкина. . Она
стала изучать новейшие способы борьбы с песком и получила технические знания. Новые технологии
позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты. Прогресс
открыл им научные методы борьбы с неблагоприятными погодными условиями и
практические советы по сооружению баррикад от песка.
А.П. Чехов рассказ «Крыжовник»
Герои: Николай Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский, Буркин (друг И.И.), Павел
Алехин.
Смыслом
жизни Н.И. была покупка участка с собственным насаждением крыжовника. Пришлось
ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели Н.И. решается на
подлость, женится по расчету. Идя к своему
идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с
манией дворянского величия.
Александр
Беляев «Человек-амфибия»
Герои: доктор Сальватор, Ихтиандр, Гуттиэра, Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра.
С одной
стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями,
спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию.
Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и
выходить на сушу на непродолжительное время. Однако человек существо
социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом
психологических и эмоциональных особенностей.
Михаил Афанасьевич Булгаков повесть
«Собачье сердце»
Герои: пес
Шарик, профессор
Филипп Филиппович Преображенский, Доктор Борменталь, алкоголик и дебошир Клим
Чугункин (Полиграф Полиграфович
Шариков).
В повести продемонстрировано настоящее явление научно-технического
прогресса: над псом Шариком известным ученым была проведена уникальная
операция по пересадке человеческого гипофиза, благодаря чему собака
превратилась в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
Эксперимент
оказался неудачным, поскольку профессору удалось лишь физически перевоплотить
собаку в человека, человечностью Шарика ему наделить не удалось. Чтобы быть
человеком, важно обладать человеческими качествами, которые развиваются в
процессе социализации, рядом с другими людьми.
Валентин Распутин повесть «Прощание с Матерой»
Герои:
Дарья Пинигина — самая старая и крепкая жительница Матеры, Павел Пинигин (сын Дарьи, тракторист), Андрей Пинигин младший сын
Павла Пинигина, Настасья – старуха.
На месте деревни-острова Матеры собираются
строить гидроэлектростанцию (ГЭС). С одной стороны, данное событие идет на
благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой
стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую
деревню.
Рассказ А. П. Чехова «Хирургия»
Герои: Сергей Кузьмич Курятин –
фельдшер земской больницы, сорокалетний толстый мужчина. Ефим Михеич
Вонмигласов – дьячок, высокий коренастый старик.
Александр
Иванович Египетский – богатый и образованный помещик, которому Курятин рвал
зуб. В рассказе показано насколько важны знания для врача.
Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать
ему зуб.
Главная
функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и
дети»
Герои: Евгений
Васильевич Базаров, Аркадий Николаевич Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов,
Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова.
Практическое
применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров
действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал
науку вперед.
Иван Алексеевич Бунин
рассказ «Господин из Сан-Франциско».
Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.
Природа,
ее естественность является силой, противоположной богатству, человеческой
самоуверенности, цивилизации. За деньги можно попытаться не замечать ее
неудобств, но это не всегда получается. И переезд на Капри становится для
всех пассажиров “Атлантиды” страшным испытанием.
А.И. Куприн «Олеся»
Герои:
Иван Тимофеевич, Олеся, Мануйлиха, слуга Ярмола.
Вдали от цивилизации облагораживает людей, помогает им
оставаться такими, какие они есть на самом деле. Автор хотел показать, что
общество способно поглотить в себе лучшие человеческие качества, безжалостно
перемолоть их.
А.С.Пушкин «Евгений
Онегин» (К ДОРОГЕ)
Герои: Евгений Онегин (около
26 лет) — молодой повеса, страдающий от скуки.
Татьяна Ларина, Владимир Ленский,
Ольга Ларина.
А. Платонов «В прекрасном и яростном мире».
·
Герои: Александр
Васильевич Мальцев – опытный
машинист, который всем сердцем любит свое дело.
·
Константин – помощник
Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.
Новые технологии — это вызов
для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ?
ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑеÑ
нологии пÑоÑно вÑ
одÑÑ Ð² наÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ. СовÑеменное обÑеÑÑво ÑÑебÑÐµÑ Ð¿ÑогÑеÑÑа. Ðо ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð±ÑÑÑ Ð³Ð¾ÑовÑм воÑпÑинÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ðµ, нÑжно бÑÑÑ Ð³Ð¾ÑовÑм ÑазÑÑÑиÑÑ Ñо, ÑÑо Ñже ÑÑÑаÑело. ÐолодÑм ÑаÑе вÑего ÑÑо ÑделаÑÑ Ð¿ÑоÑе,Ñем ÑÑаÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¿Ð¾Ð¶Ð¸Ð»Ñе лÑди кÑда Ñложнее воÑпÑинимаÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ð½ÐºÐ¸ в ÑеÑ
нологиÑеÑком ÑазвиÑии ÑеловеÑеÑÑва.
ÐезÑÑловно, пÑогÑеÑÑ-ÑÑо Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ ÑовÑеменного обÑеÑÑва,но он должен пÑиноÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑзÑ, а не ÑазÑÑÑаÑÑ Ñо, ÑÑо доÑого лÑдÑм. ÐÑли ÑÑого не пÑоизойдеÑ, Ñо ÑеÑ
ниÑеÑкое ÑазвиÑие пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´ÐµÑ Ðº необÑаÑимÑм поÑледÑÑвиÑм: к поÑеÑе ÑвÑзи Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ землей,к дÑÑевной боли и ÑÑÑаданиÑм лÑдей.
ÐÑпомним повеÑÑÑ Ð. РаÑпÑÑина «ÐÑоÑание Ñ Ð¼Ð°ÑеÑой». РпÑоизведении показана ÑÑдÑба оÑÑÑова ÐаÑеÑа. ÐÑо ÑÑдеÑное,богаÑое, плодоÑодное меÑÑо неизбежно бÑÐ´ÐµÑ Ð·Ð°Ñоплено, Ñак как на Ñеке возводÑÑ Ð¿Ð»Ð¾ÑÐ¸Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑойки ÐÐС. «Ðода в Ñеке и ÑеÑкаÑ
поднимеÑÑÑ Ð¸ ÑазолÑеÑÑÑ, заÑопиÑ, конеÑно, и ÐаÑеÑÑ», поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ñ Ð¼Ð°ÑеÑинÑев Ð½ÐµÑ Ð²ÑбоÑа. ÑивилизаÑÐ¸Ñ Ð²ÑнÑÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ Ð¸Ñ
пÑоÑаÑÑÑÑ Ñ Ð¾ÑÑÑовом, ÑаÑÑÑаваÑÑÑÑ Ñ Ñодной землей, и ÑÑо пÑиноÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¼ Ð±Ð¾Ð»Ñ Ð¸ ÑÑÑаданиÑ. СÑаÑÑÑ
и пÑÑаÑÑÑÑ ÑпаÑÑи ÐаÑеÑÑ, иÑкÑенне пÑоÑивÑÑÑÑ Ð¿ÑиÑ
одÑÑÐµÐ¼Ñ ÑеÑ
ниÑеÑкого пÑогÑеÑÑÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй маÑеÑÐ¸Ð½ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ,ÑÑо Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð±ÐµÐ· ÑÐ¾Ð´Ð¸Ð½Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð¿ÑÑÑой, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ
иÑ
оÑÑÑов,иÑ
деÑевнÑ- ÑÑо маÑÑ, вÑкоÑмивÑÐ°Ñ Ð¸ взÑаÑÑивÑÐ°Ñ Ð¸Ñ
как ÑоднÑÑ
деÑей. Ð.РаÑпÑÑин показÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð¼, как ÑеÑ
ниÑеÑкое ÑазвиÑие ÑазÑÑÑÐ°ÐµÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÑÑаÑÑÑ
жиÑелей.
РазмÑÑлÑÑ Ð¾ Ñом, каким же вÑе-Ñаки должен бÑÑÑ ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ,можно вÑпомниÑÑ Ð¿Ñоизведение Ð. ÐÑнина «ÐоÑподин из Сан-ФÑанÑиÑко». пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´Ñ Ð²ÑоÑой ÑезиÑ. ТеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ пÑиноÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑзÑ, ÑлÑÑÑаÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑÑÑ
лÑдей, позволÑÑ Ð¸Ð¼ наÑлаждаÑÑÑÑ ÐºÐ¾Ð¼ÑоÑÑом в пÑÑеÑеÑÑвии. ÐÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ ÑÑоÑона пÑогÑеÑÑа оÑÐµÐ½Ñ ÑÑко ÑаÑкÑÑваеÑÑÑ Ð½Ð° пÑимеÑе коÑÐ°Ð±Ð»Ñ «ÐÑланÑида», пÑедÑÑавленного в ÑаÑÑказе Ð. ÐÑнина. ÐлавнÑй геÑой Ñ
оÑÐµÑ Ð¾ÑдоÑ
нÑÑÑ Ð¸ поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾ÑпÑавлÑеÑÑÑ Ð² пÑÑеÑеÑÑвие на огÑомном ÑовÑеменном паÑоÑ
оде, коÑоÑÑй пÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой «Ð³ÑомаднÑй оÑÐµÐ»Ñ Ñо вÑеми ÑдобÑÑвами-Ñ Ð½Ð¾ÑнÑм баÑом, Ñ Ð²Ð¾ÑÑоÑнÑми банÑми, Ñ ÑобÑÑвенной газеÑой». ÐиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, ÑÑо пÑогÑеÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»ÑÐµÑ Ð»ÑдÑм наÑлаждаÑÑÑÑ ÑоÑкоÑÑÑ,жизнÑÑ, ÑÑвÑÑвоваÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð¼Ð°ÐºÑималÑно комÑоÑÑно,наÑ
одÑÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ поÑÑеди океана.
Таким обÑазом, ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ-ÑÑо вÑе же Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ ÑовÑеменного обÑеÑÑва. Ðо Ñ Ð´ÑмаÑ, ÑÑо ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð· Ð½Ð°Ñ Ñ
оÑелоÑÑ Ð±Ñ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑивилизаÑÐ¸Ñ Ñла ÑолÑко на полÑÐ·Ñ Ð¸ не доÑÑавлÑла диÑкомÑоÑÑа, менÑÑ ÑÑÑои жизни ÑÑаÑÑÑ
лÑдей, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо ÑÑо неизбежно Ð²ÐµÐ´ÐµÑ Ðº дÑÑÐµÐ²Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑазладÑ, к ÑÐ°Ð·Ð»Ð°Ð´Ñ Ñ Ñамим Ñобой. ТеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ñ
оÑÐ¾Ñ Ð»Ð¸ÑÑ Ð² Ñом ÑлÑÑае, когда он ÑпÑоÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð°ÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ,наполнÑÑ ÐµÐµ ÑдобÑÑвами и ÑоÑкоÑÑÑ.
ÐнÑ.
УважаемÑе, коллеги, пÑовеÑÑÑе, пожалÑйÑÑа, ÑоÑинение моей ÑÑениÑÑ.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐнÑ!
ÐаÑе ÑоÑинение ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ ÑÑебованиÑм в ÑаÑÑи ÑамоÑÑоÑÑелÑноÑÑи, обÑема, опоÑÑ Ð½Ð° лиÑеÑаÑÑÑнÑе аÑгÑменÑÑ.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
ÐÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑокомменÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð² аÑпекÑе заданной ÑемÑ.
ÐеÑвÑй аÑгÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð¸Ð»Ð»ÑÑÑÑиÑÑÐµÑ ÑаÑÑÑ ÑезиÑа, Ñпизод из лиÑеÑаÑÑÑного пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑнен, пÑиÑÑÑÑÑвÑÑÑ ÑлеменÑÑ Ð¿Ñоблемно-ÑмÑÑлового анализа. ÐÑгÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð·Ð°ÑÑиÑан.
ÐÑоÑой аÑгÑÐ¼ÐµÐ½Ñ ÑодеÑÐ¶Ð¸Ñ Ñпоминание о лиÑеÑаÑÑÑном пÑоизведении вне ÑвÑзи Ñ ÑезиÑом, пÑоизведение не оÑмÑÑливаеÑÑÑ Ð² пÑоблемном клÑÑе, не показана Ð¸Ð´ÐµÐ¹Ð½Ð°Ñ ÑпеÑиÑика ÑаÑÑказа «ÐоÑподин из Сан-ФÑанÑиÑко». ÐÑгÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ заÑÑиÑан.
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 1 балл
ÐнÑ, к ÑÐ¾Ð¶Ð°Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑнÑждена оÑмеÑиÑÑ, ÑÑо логика ваÑего ÑаÑÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð°Ð»ÐµÐºÐ¾ не безÑпÑеÑна. ÐÑ Ñолком не оÑвеÑили на вопÑÐ¾Ñ «ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼ должен бÑÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ?», пÑÑаÑÑÑ ÑаÑÑÑждаÑÑ Ð½Ð° дÑÑгÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ — положиÑелÑнÑе и оÑÑиÑаÑелÑнÑе ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¿ÑогÑеÑÑа.
ÐÑÑÑда пÑоÑивоÑеÑаÑие дÑÑг дÑÑÐ³Ñ ÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑоÑинении:
Ðо ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð±ÑÑÑ Ð³Ð¾ÑовÑм воÑпÑинÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ðµ, нÑжно бÑÑÑ Ð³Ð¾ÑовÑм ÑазÑÑÑиÑÑ Ñо, ÑÑо Ñже ÑÑÑаÑело.
пÑоÑивоÑеÑие:
пÑогÑеÑÑ-ÑÑо Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ ÑовÑеменного обÑеÑÑва,но он должен пÑиноÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑзÑ, а не ÑазÑÑÑаÑÑ Ñо, ÑÑо доÑого лÑдÑм.
Так надо или не надо ÑазÑÑÑаÑÑ? ÐепонÑÑно.
ÐÑибки
Ð¢ÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ пÑиноÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑзÑ, ÑлÑÑÑаÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑÑÑ Ð»Ñдей, позволÑÑ Ð¸Ð¼ наÑлаждаÑÑÑÑ ÐºÐ¾Ð¼ÑоÑÑом в пÑÑеÑеÑÑвии.
Ðз ваÑего ÑезиÑа ÑледÑÐµÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑовеÑное ÑÑвеÑждение о Ñом, ÑÑо ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð¿ÑедназнаÑен Ð´Ð»Ñ ÑлÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ ÑолÑко богаÑÑÑ Ð»Ñдей, ÑÑо не ÑовÑем коÑÑекÑно. ÐÑогÑеÑÑ Ð²Ð»Ð¸ÑÐµÑ ÐºÐ°Ðº на беднÑÑ , Ñак и на богаÑÑÑ .
СÑаÑÑÑ Ð¸ пÑÑаÑÑÑÑ ÑпаÑÑи ÐаÑеÑÑ, иÑкÑенне пÑоÑивÑÑÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´ÑÑÐµÐ¼Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого пÑогÑеÑÑÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй маÑеÑÐ¸Ð½ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ,ÑÑо Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð±ÐµÐ· ÑÐ¾Ð´Ð¸Ð½Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð¿ÑÑÑой, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ñ Ð¾ÑÑÑов,Ð¸Ñ Ð´ÐµÑевнÑ- ÑÑо маÑÑ, вÑкоÑмивÑÐ°Ñ Ð¸ взÑаÑÑивÑÐ°Ñ Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº ÑоднÑÑ Ð´ÐµÑей. Ð.РаÑпÑÑин показÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð¼, как ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкое ÑазвиÑие ÑазÑÑÑÐ°ÐµÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÑÑаÑÑÑ Ð¶Ð¸Ñелей.
ÐдеÑÑ Ð½Ð°Ð±Ð»ÑдаеÑÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÐ°Ñ Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑледоваÑелÑноÑÑÑ. СнаÑала Ð²Ñ Ð¿Ð¸ÑеÑе, ÑÑо ÐаÑеÑÑ Ð¿ÑÑаÑÑÑÑ ÑпаÑÑи ÑÑаÑÑÑ Ð¸. ÐоÑом говоÑиÑе, ÑÑо каждÑй обиÑаÑÐµÐ»Ñ ÐаÑеÑÑ (а не ÑолÑко ÑÑаÑÑÑ Ð¸) понимал, ÑÑо Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð±ÐµÐ· Ð Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ñ Ð¿ÑÑÑа. РпоÑом Ñнова огÑаниÑиваеÑе кÑÑг поÑÑÑадавÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ Ð·Ð°ÑоплениÑ, ÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ñ Ð¾ ÑÑаÑÑÑ Ð¶Ð¸ÑелÑÑ . ÐеÑеÑко вÑÑажена мÑÑлÑ.
Таким обÑазом, ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ-ÑÑо вÑе же Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ ÑовÑеменного обÑеÑÑва.
ÐÑо вÑÑажение ÑпоÑÑеблено неÑмеÑÑно, Ñ.к. до ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð²Ñ Ð½Ðµ пÑиводили обÑаÑнÑÑ ÑÑждений, Ñ.е. не ÑомневалиÑÑ Ð² важноÑÑи ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого пÑогÑеÑÑа.
Ðо Ñ Ð´ÑмаÑ, ÑÑо ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð· Ð½Ð°Ñ Ñ Ð¾ÑелоÑÑ Ð±Ñ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑивилизаÑÐ¸Ñ Ñла ÑолÑко на полÑÐ·Ñ Ð¸ не доÑÑавлÑла диÑкомÑоÑÑа, менÑÑ ÑÑÑои жизни ÑÑаÑÑÑ Ð»Ñдей, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо ÑÑо неизбежно Ð²ÐµÐ´ÐµÑ Ðº дÑÑÐµÐ²Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑазладÑ, к ÑÐ°Ð·Ð»Ð°Ð´Ñ Ñ Ñамим Ñобой.
ÐоÑемÑ, еÑли изменÑÑÑÑ ÑÑÑои жизни ÑÑаÑÑÑ Ð»Ñдей, ÑÑо пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´ÐµÑ Ðº ÑÐ°Ð·Ð»Ð°Ð´Ñ Ñ Ñамим Ñобой? Рком здеÑÑ Ð¸Ð´ÐµÑ ÑеÑÑ Ð¾ÑноÑиÑелÑно внÑÑÑеннего Ñазлада? ÐепонÑÑно. СвÑзи Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿ÑедложениÑми неÑ.
Ð¢ÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ñ Ð¾ÑÐ¾Ñ Ð»Ð¸ÑÑ Ð² Ñом ÑлÑÑае, когда он ÑпÑоÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð°ÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ,наполнÑÑ ÐµÐµ ÑдобÑÑвами и ÑоÑкоÑÑÑ.
ÐеÑÑма пÑоÑивоÑеÑивÑй вÑвод, он опÑовеÑÐ³Ð°ÐµÑ Ð²Ð°Ñи же аÑгÑменÑÑ Ð¸Ð· пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ «ÐÑоÑание Ñ ÐаÑеÑой». СÑÑоиÑелÑÑÑво ÐÐС пÑивело к ÑпÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸, ÑÑало Ñдобнее лÑдÑм, комÑоÑÑнее… Ð Ñем же Ñогда негаÑивное влиÑние ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого пÑогÑеÑÑа?
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
РеÑÑ Ð² Ñелом гÑамоÑнаÑ, вÑÑазиÑелÑнаÑ, конÑÑÑÑкÑии ÑазнообÑазнÑ. Ðо нÑжно избавлÑÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÑоÑов.
ÐÑибки
Ð.РаÑпÑÑин показÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð¼, как ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкое ÑазвиÑие ÑазÑÑÑÐ°ÐµÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÑÑаÑÑÑ Ð¶Ð¸Ñелей.
ТавÑологиÑ.
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл
ÐÑибки
ÐÑÑогÑаÑиÑ
ÐÑпомним повеÑÑÑ Ð. РаÑпÑÑина «ÐÑоÑание Ñ Ð¼Ð°ÑеÑой»
ÐеогÑаÑиÑеÑкое название пиÑеÑÑÑ Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑой бÑквÑ.
Ð. ÐÑнина «ÐоÑподин из Сан-ФÑанÑиÑко». пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´Ñ Ð²ÑоÑой ÑезиÑ.
ÐеÑвое Ñлово в пÑедложении пиÑеÑÑÑ Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑой бÑквÑ.
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
ÐмеÑÑо ÑоÑки должна бÑÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑÐ°Ñ (допÑÑÑимо Ñакже ÑиÑе в ÑÑом меÑÑе или двоеÑоÑие).
СÑаÑÑÑ Ð¸ пÑÑаÑÑÑÑ ÑпаÑÑи ÐаÑеÑÑ, иÑкÑенне пÑоÑивÑÑÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´ÑÑÐµÐ¼Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого пÑогÑеÑÑÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй маÑеÑÐ¸Ð½ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ,ÑÑо Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð±ÐµÐ· ÑÐ¾Ð´Ð¸Ð½Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð¿ÑÑÑой, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ñ Ð¾ÑÑÑов,Ð¸Ñ Ð´ÐµÑевнÑ- ÑÑо маÑÑ, вÑкоÑмивÑÐ°Ñ Ð¸ взÑаÑÑивÑÐ°Ñ Ð¸Ñ ÐÐТ как ÑоднÑÑ Ð´ÐµÑей.
ÐÑопÑÑена запÑÑÐ°Ñ Ð¿ÐµÑед как.
ÐÑаммаÑика
СÑаÑÑÑ Ð¸ пÑÑаÑÑÑÑ ÑпаÑÑи ÐаÑеÑÑ, иÑкÑенне пÑоÑивÑÑÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´ÑÑÐµÐ¼Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого пÑогÑеÑÑÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй маÑеÑÐ¸Ð½ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ,ÑÑо Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð±ÐµÐ· ÑÐ¾Ð´Ð¸Ð½Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð¿ÑÑÑой, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ñ Ð¾ÑÑÑов,Ð¸Ñ Ð´ÐµÑевнÑ- ÑÑо маÑÑ, вÑкоÑмивÑÐ°Ñ Ð¸ взÑаÑÑивÑÐ°Ñ Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº ÑоднÑÑ Ð´ÐµÑей.
ÐаÑÑÑение ÑоглаÑованиÑ. ÐÑавилÑно: ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкомÑ.
Ð¢ÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ñ Ð¾ÑÐ¾Ñ Ð»Ð¸ÑÑ Ð² Ñом ÑлÑÑае, когда он ÑпÑоÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð°ÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ,наполнÑÑ ÐµÐµ ÑдобÑÑвами и ÑоÑкоÑÑÑ.
ÐаÑÑÑение видо-вÑеменной ÑооÑнеÑенноÑÑи глаголÑнÑÑ ÑоÑм.
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ÐнÑ, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ логикой ÑаÑÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ над аналиÑиÑеÑкой ÑаÑÑÑÑ.
УдаÑи!