Цивилизация и природа друзья или враги итоговое сочинение

Все реальные темы итогового сочинения по направлениям от 1 декабря 2021 года. 11 класс. 1. человек путешествующий: дорога в жизни

Все реальные темы итогового сочинения по направлениям от 1 декабря 2021 года. 11 класс.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

101.Как путешествия могут изменить человека?
102.В чём ценность путевых впечатлений?104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106.Книга как путешествие в прошлое.
108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111.Чем путешествие может обогатить человека?
112.О чём может рассказать дорожный дневник?
113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации? 207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
307.Что такое преступление против самого себя?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
309.Когда слово становится преступлением?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле)

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

501.Что значит быть гражданином?
502.Что такое гражданский долг?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена topic.ege.edu.ru

Связанные страницы:

Официальные (реальные) темы итогового сочинения 2021-2022 учебный годДля 11-ти классников (выпускников 2021 года) выложены официальные темы 2021-20212 учебного года. Итоговое сочинение было проведено 1 декабря 2021 года

Темы, аргументы и готовые сочинения по каждому направлению: Купить

Зона 1. Часовой пояс MSK UTC+2 (-1 час к Москве)
Калининградская область
111.Чем путешествие может обогатить человека?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501.Что значит быть гражданином?


Зона 2. Часовой пояс MSK UTC+3 Московское время
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ, Волгоградская область

110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?

213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309.Когда слово становится преступлением?
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?


Зона 3. Часовой пояс MSK UTC+4 (+1 час к Москве)
Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область

113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?


Зона 4. Часовой пояс MSK UTC+5 (+2 часа к Москве)
Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа

104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?


Зона 5. Часовой пояс MSK UTC+6 (+3 часа к Москве)
Омская обл

108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?


Зона 6. Часовой пояс MSK UTC+7 (+4 часа к Москве)
Республика Алтай, Алтайский край, Республика Тыва, Респ. Хакасия, Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область

109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?


Зона 7. Часовой пояс MSK UTC+8 (+5 часов к Москве)
Республика Бурятия, Иркутская область

112.О чём может рассказать дорожный дневник?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?


Зона 8. Часовой пояс MSK UTC+9 (+6 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский районы), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край

106 Книга как путешествие в прошлое.
202 В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306 Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412 Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507 Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?


Зона 9. Часовой пояс MSK UTC+10 (+7 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Верхоянский, Оймяконский и Усть-Янский районы), Приморский и Хабаровский край, Еврейская автономная область

105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307.Что такое преступление против самого себя?
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?


Зона 10. Часовой пояс MSK UTC+11 (+8 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский районы), Сахалинская область, Магаданская обл.

101 Как путешествия могут изменить человека?
212 Шаги цивилизации: обретения и потери.
305 Можно ли заставить человека раскаяться?
402 К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503 Является ли богатство необходимым условием счастья?


Зона 11. Часовой пояс MSK UTC+12 (+9 часов к Москве)
Камчатский край, Чукотский автономный округ

102. В чём ценность путевых впечатлений?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502 . Что такое гражданский долг?

Готовые сочинения, темы и аргументы:

Итогового сочинение (темы, аргументы, готовые сочинения и литература)


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

Текст: В. Арсеньев. Путешествие по тайге…

03.04.2021 00:33:18

Автор: Андрей Адайкин


           В . Арсеньев — русский путешественник и писатель, в данном произведении рассказывает о своем
путешествии по тайге. Как цивилизация влияет на природу? Этим вопросом задается автор рассказа.
            Ð Ð°Ð·Ð¼Ñ‹ÑˆÐ»ÑÑ над этим вопросом, автор, чтобы показать как цивилизация влияет на природу,
делится своими наблюдениями: «Ð¢Ð°Ð¼, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие
жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения». Впоследствии, автор, чтобы
показать какие изменения претерпевают животные, рассказывает о том, как он наблюдал за бурундуком,    
который вынес наружу сухие грибы, корешки и орешки, которые бурундук сохранил про запас, потому
что искать себе пропитание стало намного сложнее, по причине того, что «Ð´ÐµÐ²ÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ леса выгорают,
а на смену им появляются леса, состоящие из лиственницы, березы и осины». Поэтому живущим в лесах
животным становится намного сложнее выживать. Таким образом, на этих примерах писатель
показывает как именно цивилизация влияет на природу.
          ÐÐ²Ñ‚ор считает, что изменение природы, которое неизбежно несёт за собой цивилизация, плохо на
неё влияет, потому что природа начинает утрачивать свою оригинальность.
          Ð¯ согласен с мнением автора, и считаю что влияние цивилизации на природу действительно очень
плохо сказывается на ее обитателях, в том числе и на человеке.
          Ð’ доказательство своим словам приведу пример из литературы, из романа Чингиза Айтматова «ÐŸÐ»Ð°Ñ…Ð°». В центре внимания автора – проблема вмешательства человека в мир природы.
Для того чтобы исполнить план мясосдачи, люди решают убить сайгаков, за которыми в этот момент охотились волки Акбара и Ташчайнар. Вертолеты начинают гнать сайгаков в сторону охотников на уазиках, в процессе этого погибают дети волков. Когда же усталые волки возвращаются в свое родное логово, они обнаруживают, что возле него находятся люди, собирающие остатки сайгаков. Бесцеремонно, совершенно не задумываясь об окружающем мире, человек прокладывает метры новых дорог, он приходит в чужой дом, где грабит и уничтожает естественных обитателей. Это роман показывает, что такое вмешательство может закончиться трагично как для людей, так и для животных.
           Подводя итог, хочу сказать, что каждый из нас должен охранять природу и заботиться о
том, чтобы сохранить ее в первозданном виде.


Здравствуйте, Андрей!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 — Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 — Комментарий + 1 балл.

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.

Второго примера в тексте нет, поскольку проблема определена далеко не основная. Вы «Ð½Ð°Ñ‚янули» пример про бурундука на «Ð¿Ñ€Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñƒ». Бурундук просто время от времени сушит орешки и грибки. Никак этот эпизод не связан с заявленной проблемой.

Взаимосвязь между примерами и анализ при отсутствующем втором примере зачесть нельзя.

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

Не зачтено: этот фрагмент сочинения полностью списан.

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Впоследствии, автор, чтобы
показать какие изменения претерпевают животные, рассказывает о том, как он наблюдал за бурундуком,    
который вынес наружу сухие грибы, корешки и орешки, которые бурундук сохранил про запас, потому
что искать себе пропитание стало намного сложнее, по причине того, что «Ð´ÐµÐ²ÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ леса выгорают,
а на смену им появляются леса, состоящие из лиственницы, березы и осины».

1) Нарушение причинно-следственных связей. Подробнее смотреть В К2 (пример 2).

K6 — Точность и выразительность речи + 1 балл.:

K7 — Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В . Арсеньев — русский путешественник и писатель,  ÐÐ£Ð–НО ТИРЕ в данном произведении рассказывает о своем
путешествии по тайге.

1) Приложение необходимо обособлять с обеих сторон с помощью тире или запятых. Использовать одновременно тире и запятую недопустимо.

Этим вопросом задается автор рассказа.
            Размышляя над этим вопросом, автор, чтобы показать НУЖНА ЗПТ как цивилизация влияет на природу,
делится своими наблюдениями: «Ð¢Ð°Ð¼, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие
жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения».

2) Не обособлено придаточное.

Впоследствии,  Ð›Ð˜Ð¨ÐÐ¯Ð¯ ЗПТ автор, чтобы
показать какие изменения претерпевают животные, рассказывает о том, как он наблюдал за бурундуком,    
который вынес наружу сухие грибы, корешки и орешки, которые бурундук сохранил про запас, потому
что искать себе пропитание стало намного сложнее, по причине того, что «Ð´ÐµÐ²ÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ леса выгорают,
а на смену им появляются леса, состоящие из лиственницы, березы и осины».

3) Лишняя запятая.
4) Не обособлено придаточное.

Таким образом, на этих примерах писатель
показывает как именно цивилизация влияет на природу.

5) Не обособлено придаточное.

K9 — Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Впоследствии, автор, чтобы
показать какие изменения претерпевают животные, рассказывает о том, как он наблюдал за бурундуком,    
который вынес наружу сухие грибы, корешки и орешки, которые бурундук сохранил про запас, потому
что искать себе пропитание стало намного сложнее, по причине того, что «Ð´ÐµÐ²ÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ леса выгорают,
а на смену им появляются леса, состоящие из лиственницы, березы и осины».

1) Нанизывание придаточных. Необходимо разбить как минимум на три предложения. Тяжело воспринимать написанное.

K10 — Соблюдение речевых норм: +1 балл.

Ошибки:

В . Арсеньев — русский путешественник и писатель, в данном произведении рассказывает о своем
путешествии по тайге.

1) Канцеляризм.

Этим вопросом задается автор рассказа.
            Размышляя над этим вопросом, автор, чтобы показать как цивилизация влияет на природу,
делится своими наблюдениями: «Ð¢Ð°Ð¼, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие
жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения».

2) Повтор.

Таким образом, на этих примерах писатель
показывает как именно цивилизация влияет на природу.

Лучше: этими примерами.

Автор считает, что изменение природы, которое неизбежно несёт за собой цивилизация, плохо на
неё влияет, потому что природа начинает утрачивать свою оригинальность.

Лучше: цивилизация меняет природу и уничтожает ее.

K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

 Ð’ . Арсеньев — русский путешественник и писатель, в данном произведении рассказывает о своем
путешествии по тайге.

Мы работаем не с произведением, а с фрагментом какого-то текста. Корректнее употреблять слово «Ñ‚ÐµÐºÑÑ‚».

Общие рекомендации: следует усилить работу  Ð½Ð°Ð´ анализом бессюжетного текста, комментарием, обоснованием собственной позиции, пунктуацией. И не списывайте. Так Вы ничему не научитесь. Удачи!

Баллы по критериям

К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 — Пример 1: 1

K2 — Пояснение к примеру 1: 0

K2 — Пример 2: 0

K2 — Пояснение к примеру 2: 0

K2 — Указание на связь между примерами: 0

K2 — Анализ связи между примерами: 0

К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1

K6 — Точность и выразительность речи: 1

K7 — Соблюдение орфографических норм: 3

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 0

K9 — Соблюдение грамматических норм: 1

K10 — Соблюдение речевых норм: 1

K11 — Соблюдение этических норм: 1

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 1

Итоговый балл — 12

Возврат к списку

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

→ Направления ИС.
→ Примерные темы.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.

Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.

Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог

воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

На чтение 6 мин Просмотров 11.4к.
Обновлено

Литеровед предлагает вашему вниманию два итоговых сочинения по направлению «Цивилизации и технологии – спасение, вызов или трагедия?» на тему «Можно ли обойтись без науки в современном мире?», точка зрения автора аргументирована примерами из художественной литературы.

Вариант 1

Основными составляющими общества являются материальная и духовная сферы. В отличие от материальных ценностей духовные более долговечны. Потребности человечества в духовных ценностях, к которым относится и наука, не знают границ. Наука возникла еще в древности и развивается вместе с обществом, поэтому отделить эти два явления друг от друга невозможно. Развивающееся общество не может обойтись без научных изысканий. Это можно подтвердить примерами из литературы.

Под словом наука обычно понимают особую систему знаний. Исследование разных сторон человеческой жизни, изучение законов окружающего мира, стремление к знаниям движет учеными. В зависимости от направленности существует множество разных наук: медицина, биология, физика,  математика, языкознание и другие. Героем произведения М. Булгакова «Собачье сердце» является профессор Преображенский. Он занимается исследованиями в области медицины. Его опыты направлены на омоложение организма, что очень востребовано в обществе. Люди хотят жить долго, выглядеть молодо. Профессор проводит эксперименты по пересадке органов животных людям, это дает хорошие результаты. Успешные операции сделали Преображенского очень популярным доктором. Другим вопросом является этичность подобного рода операций. Возможно, поэтому образы героев, которые обращались к профессору за помощью, выглядят не симпатично. Да и Шариков, ставший главным экспериментом профессора, проявил себя как наглый, невоспитанный, необразованный тип. Ученый был шокирован результатами проведенной операции, и вернул жизнь милому псу. Я не считаю, что устранение морщин является приоритетным направлением медицины, гораздо важнее борьба с неизлечимыми болезнями, но и здесь без науки не обойтись. За последние годы медицинские светила сделали большие успехи: побеждено много недугов, которые раньше уносили тысячи жизней, проводятся уникальные операции по трансплантации, протезированию.  Изменились методы диагностики: умные машины пришли на помощь докторам и помогают находить причины недомогания.

Наука помогает решить многие проблемы, возникающие в современном мире. Своеобразным гимном науке и ученым является роман Д. Гранина «Зубр». Он рассказывает о труде ученых-генетиков. В центре повествования фигура великого человека, героя своей эпохи Н. В. Тимофеева-Ресовского. Он стоял у истоков современной генетики развития. Его идеи легли в основу биологической защиты всего живого от ядерного распада. В начале карьеры судьба забросила его в Германию, где он трудился до Первой мировой войны. Во время войны он спас многих ученых от расправы. Когда закончились военные действия, его обвинили в сотрудничестве с фашистами. Ученый прошел пытки, лагеря, и после освобождения смог вернуться к научной работе. История жизни ученого говорит о том, что для науки всегда есть место в жизни. Тимофеев-Ресовский умер, но дело его осталось жить. Современная генетика шагнула далеко вперед. Ученые диагностируют наследственные болезни, находят от них лекарства. Генетика по-прежнему представляет большой простор для исследований, еще далеко не все тайны открыты учеными. В будущем будут найдены гены, которые отвечают за продолжительность жизни, предрасположенность к болезням, ген талантливости. Такие открытия внесут большие изменения в жизнь человечества.

Жизнь в современном мире невозможна без научных изысканий. Наука играет важную роль в развитии общества. Научные данные используются во всех областях человеческой деятельности. Они же позволяют сделать прогноз, каким будет будущее планеты Земля.

Вариант 2

Наука призвана объединить, систематизировать все знания человечества, приобретенные им за много веков. Она способствует общественному развитию и тесно взаимосвязана с другими сферами человеческой жизни и деятельности, поэтому обойтись без науки в современном мире нельзя. Я попробую доказать это, опираясь на художественные и публицистические произведения.

Все достижения человечества напрямую связаны с научными исследованиями, открытиями. Значительной фигурой в химии считается Д. И. Менделеев. Трудно найти человека, которому неизвестно его главное открытие «Периодическая таблица химических элементов». О том, насколько огромен вклад ученого в науку, рассказали в произведении «Великий Менделеев» Петр и Вера Слетовы. Главное в натуре Менделеева было стремление к знаниям. Он не был кабинетным ученым и активно участвовал в общественных и производственных делах, где его знания обретали прикладное значение. Он консультировал людей стоящих у власти по различным вопросам. Круг интересов ученого был обширен. Ему все было интересно, и мир щедро открывал перед ним свои тайны. Менделеев был гением в науке и очень скромным человеком в жизни. Он не считал себя уникальным: «Трудился всю жизнь, вот вам и гений». Открытия великого ученого оказали значительное влияние на дальнейшее развитие науки и техники. Если бы не Менделеев, то и полет Гагарина вряд ли бы состоялся. На примере великого химика можно сказать, что наука без практики не может существовать, но и любая практическая деятельность без научной платформы будет стоять на месте. Наука способствует движению, развитию любой человеческой деятельности.

Еще одной сферой жизнедеятельности, полностью поставленной на научную основу, является медицина. Она находится в постоянном поиске, в непрерывном развитии и тесно связана с биологией. Множество болезней, травм, врожденных недостатков требуют лечения. Для этого изобретаются новые способы диагностики, эффективные лекарства. В романе В. Каверина идет речь о создании нового лекарственного препарата пенициллина. Случай сводит главную героиню Татьяну с семьей профессора Лебедева, занимающегося микробиологией.  Постепенно эта наука увлекает девушку. Она поступает в медицинский институт, становится врачом и продолжает заниматься исследовательской работой. Она изучает свойства плесени, продолжая тему начатую профессором Лебедевым. Результатом экспериментов Татьяны становится создание пенициллина, который спасет жизни многих больных. Люди болели всегда, и ученые наблюдали за течением болезни, устанавливали симптомы, причины появления заболеваний, находили препараты для лечения. Медицина необходима современным людям так же, как и много лет назад была нужна нашим предкам, чтобы избавить их от боли и болезней.

Таким образом, ответ на вопрос о необходимости науки в современном мире имеет однозначный ответ. Наука нужна во все времена. В наше время она имеет в арсенале гораздо больше средств для исследований, использует накопленную веками базу научных данных. Скоростной интернет позволяет пользоваться большими объемами информации, компьютерные программы помогают быстро обрабатывать огромные пласты материала. Наука давно вышла за рамки отдельных государств и объединила ученых работой над решением мировых проблем.

Аргументы по направлению «Цивилизации и технологии – спасение, вызов или трагедия?» можно найти по ссылке   https://literoved.ru/bank-argumentov

  • Цивилизация и технологии итоговое сочинение аргументы из литературы
  • Цивилизация и технологии итоговое сочинение аргументы господин из сан франциско
  • Цивилизация и технологии спасение аргументы для итогового сочинения
  • Цементно песчаная как пишется
  • Цель составления рассказа по картинке