“Что такое доброта” сочинение-рассуждение
Вариант №1
Доброта – это внутреннее чувство человека, которое можно выразить и словами, и поступками. Покормить птиц зимой, собрать игрушки и книги для детей в детский дом, улыбнуться прохожему – это тоже доброта. Если тебя окружают добрые люди, ты сам делаешься добрее. Мне повезло. В моём окружении много людей, для которых нести добро естественно и даже необходимо. Они никогда не выпячивают того, что они добры, они просто несут добро с любовью. Готовясь к этому сочинению, я прочитал афоризм У. Лендера «Не столько доброта делает людей счастливыми, сколько счастье делает их добрыми».
Меня очень заинтересовала эта мысль, и я обсудил её с одним человеком. Он рассказал мне, что есть два типа людей. Одни, не задумываясь, делают добро. Им не важно, кому это добро, им важен сам факт совершения доброго поступка. А другим нужно одобрение и поощрение, потому что они не уверены в том, что совершают добрые поступки. Эти люди более осторожны. Когда я размышлял над этой мыслью, мне на глаза попалась следующая цитата: «Мы не имеем права жаловаться на свой характер, пока не попробуем изменить его». А может быть, изменить свой характер?
И если ты по-настоящему добрый человек, то твой характер будет меняться в сторону доброты. Я часто задумываюсь над этим вопросом. С кем я могу обсудить эту тему? Мне хотелось бы поговорить об этом с учителем русского языка, литературы, истории. Но, наверное, нельзя обсуждать такие серьёзные вопросы с первым попавшимся на улице прохожим. Я хочу поговорить с теми, у кого уже есть опыт общения с людьми, которые постоянно помогают окружающим и делают добрые дела.
Вариант №2
Доброта – это одно из качеств, которое свойственно каждому человеку. Кто-то проявляет ее чаще, а кому-то кажется, что это проявлением слабости. Не один век уже люди спорят о том, полезна доброта или нет. Поэты посвящают ей стихи, призывая нас делать добрые поступки. Доброжелательный человек искренне желает помочь ближнему и думает о ком-то еще, кроме себя. Счастливые люди, которых ничто не беспокоит, всегда дарят позитивные эмоции окружающим и не ждут ничего взамен. К примеру, находясь за рулем машины, вы видите человека, которого нужно куда-то подвести.
Вы можете подумать: «Зачем он мне нужен?». Или же может возникнуть мысль: «Я его подвезу, но пусть он заплатит за поездку». Однако мало кто задумается о том, что, возможно, человеку действительно нужна помощь, и он спешит в больницу или ему срочно нужны лекарства. Это же совсем не трудно подвезти человека, особенно, если вам по пути. Быть может, он сам захочет отблагодарить вас деньгами. А, может, вы просто сделаете для него добро и станете лучше хот бы в своих глазах. Ведь, в сущности, никому ничего не стоит помочь другому. Только представьте, сколько людей могут изменить этот мир к лучшему, если каждый из них сделает хотя бы один-единственный добрый поступок. Даже если этот поступок не будет казаться важным, важно помнить о том, какую огромную пользу он принесет. И только лишь потому, что в один день вы совершили добрый поступок, мир стал чуточку лучше. Добро — великое чувство. Оно делает нас добрее, помогает обрести счастье. Оно способно поднять нам настроение, помочь в трудную минуту. И, несмотря на то, что мы часто пренебрегаем этим чувством или прячем его за множеством масок, оно способно сделать наш мир лучше.
Вариант №3
Что такое доброта? На этот вопрос каждый человек даст свой ответ, который будет во всех случаях правильным. В моём понимании доброта – это самое светлое и искреннее чувство, которое только может быть у человека, выражающееся в желании бескорыстной помощи другим. Помогать можно людям, животным, растениям, но всегда это осуществляется в благих целях. Доброта проявляется в том, чтобы не замечать недостатки других, относиться ко всем доброжелательно, не судить их слишком строго. Доброту не надо делить на чёрную и белую. Добродетели есть и те, которые очень тяжело дались человеку, и те которые, наоборот, даются ему без напряжения. Как говорил Лев Толстой: «Не бойтесь того, что ваша жизнь должна окончиться, бойтесь того, что она так и не начнётся».
В этом и заключается смысл добра – в его непременном завершении. Все мы совершаем в жизни ошибки, но в отличие от героев сказок, которые исправляли свои просчёты за один день, мы готовы бороться с ними неделями и даже месяцами. Люди, которые совершают хорошие поступки, стараются не делать их публично, потому что их могут обвинить в том, что они действуют по принуждению. Таким образом, доброта – прекрасное качество человека, его суть, которая не всегда присутствует в людях. И только иногда проявляется её глубинное состояние, как в примере с девочкой, страдающей ДЦП. Но если добро и доброта будут присутствовать в нашей жизни, то жизнь наша станет лучше. Ведь именно в тех, кто добр душой, люди ищут поддержку и утешение.
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ?
28.09.2021 17:29:19
ÐвÑоÑ: ÐаÑÐ¸Ñ Ð¤Ð¸Ð»Ð¸Ð¼Ð¾Ð½Ð¾Ð²Ð°
Ð ÑовÑеменном миÑе пÑедÑÑавиÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð±ÐµÐ· ÑелеÑонов, компÑÑÑеÑов, планÑеÑов пÑоÑÑо невозможно. Ðногда новÑе ÑеÑ
нологии наÑÑолÑко ÑдивиÑелÑнÑ, ÑÑо кажÑÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑоÑÑим ÑÑдом. ÐÑдÑÑи ÑвлеÑеннÑми инÑеÑеÑнÑми девайÑами, лÑди ÑеÑÑÑÑ ÑвÑÐ·Ñ Ñ Ð²Ð½ÐµÑним миÑом, окÑÑжаÑÑими лÑдÑми. ÐÑбовÑ, дÑÑжба, взаимовÑÑÑÑка, поддеÑжка Ñже не имеÑÑ Ñой ÑенноÑÑи, коÑоÑÐ°Ñ Ð±Ñла Ñанее. ÐоÑÑепенно моÑалÑнÑе ÑÑÑои ÑÑ
одÑÑ Ð½Ð° вÑоÑой план.
РлиÑеÑаÑÑÑе ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ пÑоизведений, авÑоÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ
вÑÑказÑваÑÑ Ñазное мнение по Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ ÑеÑ
ниÑеÑкого пÑогÑеÑÑа. Ð Ñй ÐÑедбеÑи в ÑаÑÑказе «ÐелÑд» пÑÑаеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð½ÐµÑÑи до ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¼ÑÑÐ»Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо ÑеÑ
нологии ÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑпоÑобом ÑлÑÑÑиÑÑ ÐºÐ°ÑеÑÑво жизни, но и заменÑÑÑ Ð¿ÑиÑÑелей, дÑÑзей, ÑоднÑÑ
. РпÑоизведении опиÑÑваеÑÑÑ Ð±ÑÑ ÑемÑи, коÑоÑÐ°Ñ Ð¶Ð¸Ð²ÐµÑ Ð² доме, обÑÑÑÑоенном ÑоглаÑно новейÑим ÑеÑ
нологиÑм. Ð£Ð¼Ð½Ð°Ñ Ð¼ÐµÐ±ÐµÐ»Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð²ÑÑ ÑеловеÑеÑкÑÑ ÑабоÑÑ, вплоÑÑ Ð´Ð¾ завÑзÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑнÑÑков. СовÑеменнÑе ÑÑÑÑойÑÑва, ÑпоÑобнÑе вÑполнÑÑÑ ÑамÑе ÑазнообÑазнÑе ÑÑнкÑии, воÑÑ
иÑаÑÑ ÑиÑаÑелÑ. ÐÑÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð²Ñе Ñвободное вÑÐµÐ¼Ñ Ð² комнаÑе, ÑпоÑобной маÑеÑиализовÑваÑÑ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñажение, деÑи поÑеÑÑли ÑвÑÐ·Ñ Ñ ÑодиÑелÑми. ÐовÑй Ð´ÐµÐ²Ð°Ð¹Ñ Ð·Ð°Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð» ÐиÑеÑÑ Ð¸ Ðенди ÑемÑÑ. СовмеÑÑнÑе ÑÑÐ°Ð¿ÐµÐ·Ñ Ð¸ поÑиделки пÑакÑиÑеÑки пÑекÑаÑилиÑÑ. ÐоÑле Ñого, как оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑми и деÑÑми ÑовÑем ÑÑ
ÑдÑилиÑÑ, ÑодиÑели пÑинÑли ÑеÑение ÑеÑ
аÑÑ Ð¸Ð· «Ñмного» дома. ÐозмÑÑеннÑе ÑÑой новоÑÑÑÑ ÑебÑÑа ÑвеÑдо ÑеÑили пойÑи на ÑбийÑÑво лÑдей, коÑоÑÑе когда-Ñо бÑли Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ
ÑамÑми близкими, Ð´Ð»Ñ Ñого ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° не ÑаÑÑÑаваÑÑÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑбивÑейÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð½Ð°Ñой. Таким обÑазом, ÑовÑеменнÑе ÑеÑ
нологии заменили деÑÑм ÑодиÑелÑÑкÑÑ Ð»ÑбовÑ, ÑеплÑе, нежнÑе ÑÑвÑÑва.
РпÑоблеме ÑазобÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ñдей ÑеÑ
нологиÑми пиÑал Ð.С. ТÑÑгенев в пÑоизведении «ÐÑÑÑ Ð¸ деÑи». Ðз-за Ñого, ÑÑо молодÑе лÑди живÑÑ Ð² ÑовÑеменном миÑе, в ÑпоÑ
Ñ Ð½Ð¾Ð²ÑÑ
ÑеÑ
нологий, иÑ
мÑÑли, ÑенноÑÑи, обÑаз жизни не ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¿ÑинÑипами взÑоÑлÑÑ
, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÑÑ ÑазноглаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÑоÑÑ. Ðвгений ÐазаÑов-Ñеловек, коÑоÑÑй оÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ð´ÑÑ
овнÑе ÑенноÑÑи и ÑÑиÑаеÑ, ÑÑо можно наÑлаждаÑÑÑÑ ÑолÑко маÑеÑиалÑнÑми аÑпекÑами жизни. Ðавел ÐеÑÑÐ¾Ð²Ð¸Ñ ÐиÑÑанов не воÑпÑÐ¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð½Ð¸Ð³Ð¸Ð»Ð¸ÑÑиÑеÑкие нÑавÑ, вÑÑÑей нагÑадой ÑеловеÑеÑÑва ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¿ÑикоÑнÑÑÑÑÑ Ðº иÑкÑÑÑÑвÑ, пÑоÑÑвÑÑвоваÑÑ ÐµÐ³Ð¾. Ðз-за Ð½ÐµÐ´Ð¾Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð´Ð²ÑÑ
поколений Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ ÐºÐ¾Ð½ÑликÑ, коÑоÑÑй заканÑиваеÑÑÑ Ð´ÑÑлÑÑ. Таким обÑазом, ÑазвиÑие миÑа пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко к оÑÐ´Ð°Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ñдей, но и поÑÐ¾Ð¶Ð´Ð°ÐµÑ ÐºÑовопÑолиÑие.
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñог, можно ÑоÑно ÑказаÑÑ, ÑÑо ÑеÑ
нологии ÑазобÑаÑÑ Ð»Ñдей. ÐнализиÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑавленнÑй вопÑоÑ, Ñ Ð²ÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ñ ÑиÑаÑÑ ÐжоÑди РивеÑÑа: «ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð»Ñдей дикими». ÐолÑзÑÑÑÑ Ð²Ñеми новейÑими пÑибоÑами, ÑеловеÑеÑÑво поÑÑепенно пÑевÑаÑаеÑÑÑ Ð² беÑÑÑвÑÑвеннÑÑ
, бездÑÑ
овнÑÑ
ÑобоÑов, Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ
не ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð»Ñбви, ÑважениÑ, ÑÑаÑÑÑÑ. ÐогÑÑжаÑÑÑ Ð² виÑÑÑалÑнÑй миÑ, лÑди оÑдалÑÑÑÑÑ Ð¾Ñ ÑоднÑÑ
, ÑÑановÑÑÑÑ Ð³ÑÑбÑми, ÑеÑÑÑвÑми, Ñезкими.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐаÑиÑ!
ÐÑ Ð²ÑбÑали инÑеÑеÑнÑÑ ÑемÑ, коÑоÑÐ°Ñ ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ, пÑивели лиÑеÑаÑÑÑнÑе аÑгÑменÑÑ.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 ( ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл
Ð2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл
РпеÑвом аÑгÑменÑе Ð²Ñ Ð¿Ð¸ÑеÑе невеÑно ÑÐ°Ð¼Ð¸Ð»Ð¸Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑелÑ.
Ð Ñй ÐÑедбеÑи в ÑаÑÑказе «ÐелÑд» пÑÑаеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð½ÐµÑÑи до ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¼ÑÑÐ»Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ ÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑпоÑобом ÑлÑÑÑиÑÑ ÐºÐ°ÑеÑÑво жизни, но и заменÑÑÑ Ð¿ÑиÑÑелей, дÑÑзей, ÑоднÑÑ .
ÐÑавилÑно: ÐÑÑдбеÑи
ÐÑгÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð¸Ð· «ÐÑÑов и деÑей» не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð·Ð°ÑÑиÑан, Ñак как он не ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ð·Ð°Ñвленной Ñеме. ÐÑ ÑлиÑком волÑно ÑÑакÑÑеÑе ÑемаÑÐ¸ÐºÑ Ð¿ÑоизведениÑ. Ðи о каком ÑазобÑении ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñми Ð.С.ТÑÑгенев не пиÑал. ÐÑ Ð¸ÑполÑзÑеÑе Ð½Ð°Ð±Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð½ÑÑнÑÑ Ð¿Ñедложений, заÑаÑÑÑÑ Ð¿ÑоÑивоÑеÑаÑÐ¸Ñ Ð´ÑÑг дÑÑгÑ. ÐÑи Ñем здеÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ и дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ñе ÑенноÑÑи? РпÑо нигилизм не забÑли. ÐаÑем? СоÑинение ваÑе «ÑпаÑло» Ñо, ÑÑо Ð²Ñ Ð¿Ñивели еÑе один аÑгÑменÑ, коÑоÑÑй Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº Ñеме. ÐÑдÑÑе оÑÐµÐ½Ñ Ð¾ÑÑоÑожнÑ, инаÑе Ð²Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑе не набÑаÑÑ Ð½Ñжное колиÑеÑÑво Ñлов.
РпÑоблеме ÑазобÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ñдей ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñми пиÑал Ð.С. ТÑÑгенев в пÑоизведении «ÐÑÑÑ Ð¸ деÑи». Ðз-за Ñого, ÑÑо молодÑе лÑди живÑÑ Ð² ÑовÑеменном миÑе, в ÑÐ¿Ð¾Ñ Ñ Ð½Ð¾Ð²ÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹, Ð¸Ñ Ð¼ÑÑли, ÑенноÑÑи, обÑаз жизни не ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¿ÑинÑипами взÑоÑлÑÑ , поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÑÑ ÑазноглаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÑоÑÑ. Ðвгений ÐазаÑов-Ñеловек, коÑоÑÑй оÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ð´ÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ñе ÑенноÑÑи и ÑÑиÑаеÑ, ÑÑо можно наÑлаждаÑÑÑÑ ÑолÑко маÑеÑиалÑнÑми аÑпекÑами жизни. Ðавел ÐеÑÑÐ¾Ð²Ð¸Ñ ÐиÑÑанов не воÑпÑÐ¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð½Ð¸Ð³Ð¸Ð»Ð¸ÑÑиÑеÑкие нÑавÑ, вÑÑÑей нагÑадой ÑеловеÑеÑÑва ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¿ÑикоÑнÑÑÑÑÑ Ðº иÑкÑÑÑÑвÑ, пÑоÑÑвÑÑвоваÑÑ ÐµÐ³Ð¾. Ðз-за Ð½ÐµÐ´Ð¾Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð´Ð²ÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð¹ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ ÐºÐ¾Ð½ÑликÑ, коÑоÑÑй заканÑиваеÑÑÑ Ð´ÑÑлÑÑ. Таким обÑазом, ÑазвиÑие миÑа пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко к оÑÐ´Ð°Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ñдей, но и поÑÐ¾Ð¶Ð´Ð°ÐµÑ ÐºÑовопÑолиÑие.
Ð3 ( логика и композиÑиÑ) + 1 балл
Ð4 (ÑеÑÑ) + 1 балл
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÑоÑноÑÑÑ: не ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾ÑвеÑаÑÑ Ð·Ð° вÑÐµÑ ÑиÑаÑелей, воÑÑ Ð¸ÑаÑÑ Ð½Ðµ вÑÐµÑ .
СовÑеменнÑе ÑÑÑÑойÑÑва, ÑпоÑобнÑе вÑполнÑÑÑ ÑамÑе ÑазнообÑазнÑе ÑÑнкÑии, воÑÑ Ð¸ÑаÑÑ ÑиÑаÑелÑ.
СÑилиÑÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ñибка+ ÑакÑиÑеÑкаÑ
СовмеÑÑнÑе ÑÑÐ°Ð¿ÐµÐ·Ñ Ð¸ поÑиделки пÑакÑиÑеÑки пÑекÑаÑилиÑÑ.
Ð ÑаÑÑказе ÑпоминаеÑÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо ÑодиÑели ждали деÑей к ÑжинÑ. ТÑапеза бÑла Ñ Ð»Ñвов, о поÑÐ¸Ð´ÐµÐ»ÐºÐ°Ñ Ð°Ð²ÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ пиÑеÑ.
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ ÑеÑÐ¾Ñ Ð¾Ð²Ð°ÑоÑÑÑ
ÐнализиÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑавленнÑй вопÑоÑ, Ñ Ð²ÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ñ ÑиÑаÑÑ ÐжоÑди РивеÑÑа: «ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð»Ñдей дикими».
ÐÑÑÑе: оÑвеÑÐ°Ñ Ð½Ð° поÑÑавленнÑй вопÑоÑ.
Ð5 ( гÑамоÑноÑÑÑ)+ 1 балл
ÐÑÑогÑаÑиÑ
ÐÑибок не найдено
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
ÐÑибок не найдено
ÐÑаммаÑика
ÐÑибок не обнаÑÑжено
ÐÑак, ÐаÑиÑ, Ñ Ð²Ð°Ñ Ð³ÑамоÑное ÑоÑинение. ÐаÑа ÑабоÑа полÑÑÐ°ÐµÑ «Ð·Ð°Ñеѻ. УвеÑена, ÑÑо бÑдеÑе впÑÐµÐ´Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑелÑнее. УдаÑи вам!
ÐÐ°Ð»Ð»Ñ Ð¿Ð¾ кÑиÑеÑиÑм Ð1: 1; Ð2: 1; Ð3: 1; Ð4: 1; Ð5: 1;
ÐÑоговÑй балл — 5 ÐаÑÑÑ
Учащиеся 11 классов в 2021 году будут сдавать сперва экзамен по литературе (итоговое сочинение). Представляем ниже подробную информацию, которая будет полезна ученикам, педагогам и репетиторам при подготовке к написанию работы.
Итоговое сочинение
Данная работа является обязательной в качестве допуска к ЕГЭ в 11 классе. Проводится по системе зачёт/незачёт.
Сроки проведения
Уже утверждены даты проведения итогового сочинения в учебном году 2021-2022:
01.11.2021 — основной поток;
02.02.2022 — первый резерв;
04.05.2022 — второй резерв.
В случае незачёта у ученика будет ещё 2 попытки для написания итогового сочинения.
Из-за чего может быть пересдача
1. Ученик не смог посетить итоговое сочинение по уважительной причине.
2. Ученик не смог завершить работу из-за состояния здоровья.
3. Ученик получил «незачёт».
При этом к сдаче экзамена не будут допущены те, кто не явился без уважительной причины, кого отстранили от сдачи из-за списывания или нарушения дисциплины.
Направления и темы 2022 года
В 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким актуальным направлениям:
Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Преступление и наказание — вечная тема.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина…
Направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Темы:
- Каким путём человек идёт к самому себе?
- Любовь как путь самопознания. Что может исказить жизненный путь человека?
- Какие цели важно ставить на жизненном пути?
- Как обрести счастье?
- Возможен ли жизненный путь без ошибок?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Путешествие — способ познания себя и мира. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Каковы цель и смысл жизни человека?
- Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
- Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
- Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
- Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
- Могут ли мечты быть помощью во время путешествия? Что значит «идти по жизни своим путём»?
- Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Что значит: идти ногу со временем?
- Что человек ищет в путешествиях?
- Почему люди хотят путешествовать?
- Как путешествия развивают личность?
- Чему человек может научиться в путешествии?
- Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
- Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
- Как выбрать свой жизненный путь?
- Как не сбиться с жизненного курса?
Направление: Направления и темы Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Темы:
- Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
- Как развитие технологий повлияло на общество?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
- Чем опасен технический прогресс?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Можно ли обойтись без науки в современном мире?
- Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Как ученый должен относиться к научным открытиям?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Каким должен быть технический прогресс?
- К чему могут привести научные открытия? Какие научные открытия опасны? Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
- Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие опасности таит в себе технический прогресс?
- Что значит «разумное использование технологий?
- Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
- Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
- Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
- Что значит быть современным?
- Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Направление: Преступление и наказание — вечная тема
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Темы:
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Что можно считать преступлением?
- Война: преступление или подвиг. В чём различие между ошибкой и преступлением?
- В чем опасность преступлений?
- Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека? Почему важны оправдательные приговоры?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Совместимы ли гений и преступление?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Можно ли оправдать преступление?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Может ли преступник раскаяться в содеянном?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Как бороться с преступностью?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Что такое совесть? Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Нужно ли быть милосердным к преступникам? Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
- Что помогает человеку искоренять зло в себе?
- Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
- Каковы могут быть причины преступлений?
- Почему за преступлением следует наказание?
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Свобода и ответственность в жизни человека. Что значит быть совестливым человеком?
- Можно ли простить человека, совершившего преступление?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Какую роль играет совесть в жизни человека?
- Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
- Можно ли искупить свою вину?
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
Направление: Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Темы:
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
- Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
- Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
- Нужно ли читать книги в XXI веке?
- Какие книги вдохновляют современную молодежь?
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- Как музыка влияет на людей?
- Зачем человек слушает музыку?
- Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
- «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
- Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
- Кумиры моего поколения: какие они?
- Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
- Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
- В какой книге изображён портрет современного поколения?
- Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
- Какие произведения искусства делают вас счастливым?
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
- Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
- Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
- Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Направление: Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы:
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Нужны ли перемены современному обществу?
- Что такое общественная справедливость?
- Бывает ли общественное мнение ошибочным?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»? Что значит «любить Родину»?
- В чем польза и опасность патриотизма?
- Как нужно относиться к своей Родине? Как сделать Россию лучше?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
- Как связаны человек и государство?
- Как связаны общество и государство?
- Какие перемены опасны в обществе и государстве?
- Каким образом можно улучшить общество?
- Как можно улучшить государство?
- Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
- Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
- Может ли государство быть справедливым ко всем?
- Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
- Какими качествами должен обладать счастливый человек?
- Что такое репутация человека в обществе?
- Что значит «быть в ладу с самим собой»?
- Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
- Может ли один человек изменить общество? Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
- Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
- Что делает человека подлинно счастливым?
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
- Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Критерии оценивая
При написании работы будет 2 основных требования:
Требование №1. «Объём итогового сочинения»
Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Критерии оценки:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»»;
- «Грамотность».
Следует обратить внимание, что для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Источник: Подробнее ➤
Читайте также
Стало известно, что Рособрнадзор опубликовал официальные данные по поводу написания …
17.11.2021, 21:17
—
2 260
просмотров
Подробнее
В Роспотребнадзоре опубликовали официальную информацию о порядке написания итогового сочинения в 2021 году.
25.11.2021, 17:49
—
2 567
просмотров
Подробнее
Итоговое Сочинение 2021, 2022: даты, темы, примеры и советы к написанию Недавно …
19.11.2021, 23:02
—
1 884
просмотрa
Подробнее
Появилась информация, что Федеральная служба по надзору в сфере образования …
17.11.2021, 16:42
—
640
просмотров
Подробнее
Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе.
19.11.2021, 22:40
—
949
просмотров
Подробнее
Выпускникам с первого дня последнего для них учебного года педагоги говорят …
06.09.2021, 17:30
—
1 180
просмотров
Подробнее
Итоговое сочинение в 11-х классах пройдет 1 декабря, заявили в пресс-службе …
17.11.2021, 15:53
—
517
просмотров
Подробнее
Итоговое сочинение ежегодно пишут ученики 11 классов, так как оно является …
04.09.2021, 16:34
—
381
просмотр
Подробнее
Итоговое сочинение 2021-2022: даты, темы, примеры и советы к написанию Недавно …
17.11.2021, 20:25
—
1 057
просмотров
Подробнее
В конце августа 2021-го Федеральный институт педагогических измерений обнародовал …
05.10.2021, 07:32
—
141
просмотр
Подробнее
Сергей Кравцов объявил пять тем для сочинений, которые школьники будут писать в конце 2021 года.
30.08.2021, 18:49
—
60
просмотров
Подробнее
25 ноября 1971 года родился Андрей Кивинов, российский писатель и сценарист. Широкую …
25.11.2021, 20:06
—
16
просмотров
Подробнее
Необходимость принять изменения в процедуре проведения ГИА для 9 и 11 классов обсуждается уже не один год,…
28.01.2021, 10:49
—
2 013
просмотров
Подробнее
Что будет с ЕГЭ в 2022 году: могут ли вовсе отменить главный экзамен школьников …
26.11.2021, 09:10
—
823
просмотрa
Подробнее
Автор Лариса Зотова На чтение 6 мин Просмотров 11.4к.
Обновлено
Литеровед предлагает познакомиться с вариантами раскрытия темы «Меняются ли люди в эпоху технического прогресса?». Сочинение пригодится выпускникам при подготовке к итоговому сочинению.
Вариант 1
Технический прогресс несет в человеческую жизнь много разных новшеств. Появляются машины, механизмы, облегчающие передвижения и труд людей. Фармацевтическая промышленность разрабатывает лекарства, облегчающие страдания, лечащие тяжелые недуги. Созданы огромные информационные базы, средства слежения и многое другое. Как в этих меняющихся условиях ведут себя люди? Какие изменения претерпевают они? По моему мнению, люди не сильно изменились за последние несколько веков. Я попробую доказать это литературными примерами.
Действие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» происходит в двух временных пластах. Ершалаимские главы отбрасывают читателя на две тысячи лет назад. Московские страницы рассказывают о Москве XX века. Главный герой романа профессор черной магии Воланд, живущий на свете не одну тысячу лет, появляется в Москве тридцатых годов. Он давно знает людей, у него сложилось о них определенное мнение. Сравнивая людей прошлого и московских жителей, живущих в цивилизованном мире, он говорит: «Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…». Слова Волонда подтверждают ершалаимские страницы. Толпа людей отправляет на казнь тихого проповедника и освобождает бунтаря Варравана, который готов возглавить восстание. Если бы этот эпизод повторился в наше время, то всего скорее произошло бы то же самое. Я думаю, что Воланд прав: основные качества людей не меняются, они не зависят от технического прогресса. Люди любят, ненавидят, хотят жить долго и счастливо. Так же, как и сотни лет назад, люди мечтают, стремятся воплотить мечты в жизнь. Конечно, каждый для этого выбирает доступные ему способы. И мечты у всех разные: кто-то мечтает о бутерброде с колбасой, а кто-то совершить открытие, полететь в космос.
Действие романа Т. Устиновой «Ковчег Марка» происходит в наши дни. Среди героев прилетающий на собственном вертолете олигарх, блогер, ведущий рассказ о своих приключениях, спортсмен, директор, охранник. Герои оказались вдали от населенных пунктов по своему желанию, но даже здесь, в горах, есть теплый дом с уютными постелями, электричество, радио. Каких-то сто лет назад это посчитали бы фантастикой, теперь это называется «вдали от цивилизации». Эпоха технического прогресса не смогла изменить эмоциональную составляющую человека. Считающий себя властелином мира олигарх Виноградов даже не запомнил сбитую им девушку. Сергей Васильевич, чьей дочерью она была, похоронив ребенка, потерял смысл жизни. Так было всегда. Богатые люди в большинстве своем считают, что им позволено все, они все могут купить. Обычные люди оказываются бесправными, им нечего противопоставить против силы денег. Достаточно вспомнить историю Дубровского и Троекурова. Всегда были и будут люди, верящие в справедливость, добро и живущие по нравственным законам. И никогда не исчезнут те, кто эти законы признавать не хочет. Противостояние добра и зла находится вне времени.
Подводя итог, можно сказать, что технический прогресс влияет на людей, делает их более умными, интеллектуальными, современными. По своей же сути люди остаются прежними. Достижения технического прогресса – это форма, человеческая душа – содержание. С течением времени, с развитием науки, техники меняется форма жизни, люди, их души остаются прежними. Они живут страстями и эмоциями, идут за любовью, мечтой. В этом смысл жизни.
Вариант 2
Вопрос о том, меняются ли люди в эпоху технического прогресса, на мой взгляд, не имеет однозначного ответа. Если все-таки, выбирать между «да» и «нет», то я выберу первое. Технический прогресс, безусловно, оказывает влияние на общество. Усовершенствование труда, изменение условий жизни, которые ведет за собой технический прогресс, меняют мировоззрение людей, их взаимоотношения, уклад жизни. Недаром говорят, что нравы зависят от времени. Я попытаюсь подтвердить свое утверждение примерами из книг.
Начало технического прогресса обычно связывают с серединой 19 века. Именно с этого времени техника стала развиваться особенно стремительно. Но я хочу сказать о более ранних временах, о жизни первобытных людей. Их достижения кажутся небольшими, но они повлияли на человека ничуть не меньше, а может быть, и больше, чем в наше время. В те времена создание каменных орудий было прорывом, положившим начало эпохе изобретений. Многие ученые считают, что меняющиеся условия жизни влияют на человека глубинно, изменяются даже наследственные данные. На заре человечества люди, населяющие землю, были другими внешне и внутренне. В книге Г. Золотарева «Бронзовый топор» рассказывается, как древние народы осваивали земные недра, открывали для себя способы изготовления ткани путем расщепления волокон стеблей. Постепенно в жизнь человека входили металлические орудия, появлялось новое оружие, которое позволяло добывать больше пищи. Люди научились получать огонь, готовить на нем пищу. Они совершали множество открытий, это делало жизнь более понятной, а человека более сильным. Возможно, в те времена появилось у людей ощущение своей силы, власти над природой. Знакомство с тайнами окружающего мира рождало стремление к новым открытиям. Это стремление сохранилось и у современных людей. Неуспокоенность, пытливость, любознательность заставляет развиваться, изобретать что-то новое, способствует техническому развитию.
Современные люди далеко ушли от своих первобытных предков по пути прогресса. Стремление к улучшению своего материального благосостояния иногда отнимает у них возможность наслаждаться самой жизнью. В рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы знакомимся с богатым человеком. Таких, как он, называют хозяевами жизни, они считают, что могут купить все. Своему герою автор даже не дает имени, потому что его образ типичен для той среды, в которой он обитает. Господин из Сан-Франциско всю жизнь потратил на то, что зарабатывал деньги. В один из дней он решил, что заработал их достаточно. Теперь он мог позволить себе отдохнуть. Герой с женой и дочерью отправился в путешествие, в котором умер. Тот же лайнер, который вез на отдых сильного, богатого господина, малейшие желания которого мгновенно исполнялись, через несколько дней повез назад в трюме его труп. Прогресс облегчает жизнь людей, делая ее более комфортной, физический труд более легким. В то же время человек становится более самоуверенным, считая, что ему подвластно все. Господин из Сан-Франциско даже не мог, наверное, подумать, что смерть имеет власть гораздо большую, чем он сам. Никакие деньги не помогут заключить с ней сделку и отсрочить конец. Жизнь нельзя откладывать на потом, нужно стараться делать то, что хочется, пока ты еще жив.
Подводя итог, можно сказать, что технический прогресс имеет положительную и отрицательную стороны. Он предоставляет человеку большие возможности, облегчает его жизнь, но все хорошее должно быть в меру. Даже в эпоху научно-технического прогресса нельзя забывать о духовных ценностях. Труд и творчество должны оставаться неотъемлемой частью жизни человека, чтобы он не деградировал и поддерживал в себе стремление вперед.
Аргументы по направлению «Цивилизации и технологии – спасение, вызов или трагедия?» помогут в работе над другими темами ваших сочинений, и найти их можно здесь https://literoved.ru/bank-argumentov
Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.
Итоговое сочинение 2022
Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.
Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.
ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:
- 1 декабря 2021 года – основной поток;
- 2 февраля 2021 года – первый резерв;
- 4 мая 2022 года – второй резерв.
Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году. Пересдача будет доступна в таких случаях:
- Ученик не посетил экзамен по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал», «опоздал на маршрутку», а также любимые школьниками «семейные обстоятельства»).
- Ученик не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
- Учащийся получил «незачет».
Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.
Направления и темы 2022 года
Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.
Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.
В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание — вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Возможные темы итогового сочинения по литературе в 2022 году к направлению «Человек путешествующий»:
- Каким путём человек идёт к самому себе?
- Любовь как путь самопознания.
- Что может исказить жизненный путь человека?
- Какие цели важно ставить на жизненном пути?
- Как обрести счастье?
- Возможен ли жизненный путь без ошибок?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Путешествие — способ познания себя и мира.
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Каковы цель и смысл жизни человека?
- Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
- Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
- Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
- Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
- Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
- Что значит «идти по жизни своим путём»?
- Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
- Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Что значит: идти ногу со временем?
- Что человек ищет в путешествиях?
- Почему люди хотят путешествовать?
- Как путешествия развивают личность?
- Чему человек может научиться в путешествии?
- Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
- Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
- Как выбрать свой жизненный путь?
- Как не сбиться с жизненного курса?
Рекомендованная литература
Большие произведения | Короткие произведения |
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» «Путешествие из Петербурга в Москву» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Джеймс Джойс «Эвелин» Ч. Айтллатов «И дольше века длится день» Л.Н. Толстой «Война и мир» А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» Н.С. Лесков «Очарованный странник» А.С. Грибоедов «Горе от ума» Н.В. Гоголь «Мёртвые души» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» Л.Н. Толстой «Война и мир» Р. Брэдбери «И грянул гром» Г. Уэллс «Машина-времени» Д. Лондон «Любовь к жизни» | О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Э. Форстера «По ту сторону изгороди» А. Платонова «Неизвестный цветок» К.Г. Паустовского «Телеграмма» О. Генри «Мишурный блеск» А. Платонова «Юшка» Ф. Брауна «Приказ есть приказ» |
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
В направлении «Цивилизации и технологии…» в 2022 году могут быть предложены такие темы сочинений по литературе:
- Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
- Как развитие технологий повлияло на общество?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
- Чем опасен технический прогресс?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Можно ли обойтись без науки в современном мире?
- Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Как ученый должен относиться к научным открытиям?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Каким должен быть технический прогресс?
- К чему могут привести научные открытия?
- Какие научные открытия опасны?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
- Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие опасности таит в себе технический прогресс?
- Что значит «разумное использование технологий?
- Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
- Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
- Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
- Что значит быть современным?
- Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Рекомендованная литература
Большие произведения | Короткие произведения |
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита». Чернышевский «Что делать?» Шолохов «Поднятая целина» Р. Брэдбери «Вельд» В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой» Ж. Верн «Вверх дном» Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой» Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка» Ч. Айтматов «Плаха» А. Платонов «Котлован» А.И. Куприн «Олеся» И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени» М. Замятин «Мы» | Р. Брэдбери «И грянул гром» В. Шукшина «Микроскоп» М. Гелприна «Свеча горела» Р. Брэдбери «Все лето в один день» Р. Брэдбери «И все-таки наш» У. Эко «Оно» Р. Шекли «Лавка миров» |
Преступление и наказание — вечная тема
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Для тех, кто в 2022 году для себя выбрал направление «Преступление и наказание…» актуальными будут такие темы итогового сочинения:
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Что можно считать преступлением?
- Война: преступление или подвиг.
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- В чем опасность преступлений?
- Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
- Почему важны оправдательные приговоры?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Совместимы ли гений и преступление?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Можно ли оправдать преступление?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Может ли преступник раскаяться в содеянном?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Как бороться с преступностью?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Что такое совесть?
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Нужно ли быть милосердным к преступникам?
- Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
- Что помогает человеку искоренять зло в себе?
- Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
- Каковы могут быть причины преступлений?
- Почему за преступлением следует наказание?
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Свобода и ответственность в жизни человека.
- Что значит быть совестливым человеком?
- Можно ли простить человека, совершившего преступление?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Какую роль играет совесть в жизни человека?
- Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
- Можно ли искупить свою вину?
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
Рекомендованная литература
Большие произведения | Короткие произведения |
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души» «Война и мир» «Дубровский» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» «Песня про купца Калашникова» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Эдгар По «Сердце-обличитель» А. Островский «Гроза» Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» И. Тургенев «Муму» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль» А.Н. Островский «Гроза» А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка» Л. Андреев. «Иуда Искариот» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» | Л. Андреева «Предстояла кража» О. Генри «Родственные души» А.П. Чехова «Злоумышленник» Р. Матесона «Кнопка, кнопка» |
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
- Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
- Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
- Нужно ли читать книги в XXI веке?
- Какие книги вдохновляют современную молодежь?
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- Как музыка влияет на людей?
- Зачем человек слушает музыку?
- Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
- «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
- Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
- Кумиры моего поколения: какие они?
- Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
- Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
- В какой книге изображён портрет современного поколения?
- Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
- Какие произведения искусства делают вас счастливым?
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
- Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
- Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
- Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Рекомендованная литература
Большие произведения | Короткие произведения |
Н.В. Гоголь «Портрет» Л.Н. Толстой «Анна Каренина» А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет» Островский «Лес» А.М. Горький «На дне» М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч» Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни») Л. Андреев. «Иуда Искариот» Д.И. Фонвизин «Недоросль» Юлия Кузнецова «Помощница ангела» И.А. Гончаров «Обломов» Лермонтов «Герой нашего времени» М. Шолохов «Судьба человека» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А. Грин «Алые паруса» М. Горький «Старуха Изергиль» Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» А.Н. Куприн «Гранатовый браслет» А. Н. Толстой «Русский характер» А. С. Грин «Зелёная лампа» Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» | М. Гелприна «Свеча Горела» Н. Тэффи «Мой первый Толстой» О. Генри «Последний лист» |
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
В данном направлении возможны такие темы:
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Нужны ли перемены современному обществу?
- Что такое общественная справедливость?
- Бывает ли общественное мнение ошибочным?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Что значит «любить Родину»?
- В чем польза и опасность патриотизма?
- Как нужно относиться к своей Родине?
- Как сделать Россию лучше?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
- Как связаны человек и государство?
- Как связаны общество и государство?
- Какие перемены опасны в обществе и государстве?
- Каким образом можно улучшить общество?
- Как можно улучшить государство?
- Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
- Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
- Может ли государство быть справедливым ко всем?
- Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
- Какими качествами должен обладать счастливый человек?
- Что такое репутация человека в обществе?
- Что значит «быть в ладу с самим собой»?
- Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
- Может ли один человек изменить общество?
- Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
- Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
- Что делает человека подлинно счастливым?
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
- Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:
Большие произведения | Короткие произведения |
Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Тихий Дон» И.С. Тургенев «Отцы и дети» В. Маяковский «Прозаседавшиеся» Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель» И. Гончаров «Обломов» А. Чехов «Человек в футляре» М. Салтыков-Щедрин «История одного города» А. Островский «Гроза» А. Грибоедов «Горе от ума» Д. Фонвизин «Недоросль» А.С. Пушкин «Медный всадник» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» А.С. Пушкин «Станционный смотритель» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Н.С. Лесков «Очарованный странник» Н.С. Лесков «Левша» М. Булгаков «Собачье сердце» М. Горький «На дне» М. Горький «Старуха Изергиль» | Л.Н. Толстого «Три вопроса» М.Е. Салтыкова-Щедрина «Добротели и пороки» А. Платонова «Юшка» А.П. Чехова «В аптеке» А.П. Чехова «Размазня» А.П. Чехова «Темнота» В. Шукшина «Обида» |
Критерии оценивания
Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).
К работе предъявляются два основных требования:
- Требование №1. «Объём итогового сочинения»
- Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
- «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность».
Важно! Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:
Читайте также:
- Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
- Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
- ЕГЭ по литературе в 2022 году