Цитирование в сочинении пример

К оформлению диссертационного исследования крайне важно подходить ответственно. на него будет обращать внимание проверяющий, от него же зависит то, допустят

ссылки и сноски_Монтажная область 1.png

К оформлению диссертационного исследования крайне важно подходить ответственно. На него будет обращать внимание проверяющий, от него же зависит то, допустят ли автора к защите. Учитывать нужно множество нюансов, потому как читающий будет смотреть в первую очередь не на практическую и научную ценность работы, а на ее оформление.

Особого внимания при оформлении диссертационного исследования заслуживают сноски и ссылки.

Обратите внимание на сноски и ссылки

Причиной тому является такая процедура, как нормоконтроль.

Нормоконтроль – это процесс, в результате которого проверяющим диссертационное исследование лицом подтверждается или опровергается факт соответствия работы требованиям и нормам, установленным в отношении оформления.

Искать их стоит не только в стандартах: основным документом рекомендательного характера будут методические рекомендации по оформлению диссертации.

Чаще на практике диссертациям уделяется больше внимания, чем, к примеру, дипломным работам. Дело в том, что диссертация – это в первую очередь квалификационная работа, по результатам оценки которой автору присваивается академическая или ученая степень. Это и обуславливает важность внимания к мелочам, даже к таким, как оформление сносок и ссылок.

Еще один аргумент в пользу важности правильного оформления сносок и ссылок – их малое количество по отношению к объему общего текста. Они – буквально якоря для зрения и внимания читающего. По данной причине в случае, если проверяющий уделит внимание их оформлению, а также если они будут оформлены неправильно, нормоконтроль можно не пройти.

Не менее важно указывать исключительно достоверную информацию, все сноски и ссылки должны соответствовать фрагменту текста, который обозначен ими. Есть вероятность, что проверяющий будет знаком с содержанием указанного источника. При несоответствии последнего приведенной информации нормоконтроль также будет провален.

Какие ошибки нельзя допускать

Ни в коем случае не стоит:

  • использовать ссылки на сайты, где публикуются научные работы других авторов;
  • указывать недостоверные ссылки на сайты;
  • использовать старые источники, источники из категории научно-популярной литературы;
  • искажать фамилии авторов, названия их работ, годы и места издания;
  • указывать в сносках или ссылках несуществующие ресурсы или работы.

Что еще важно учитывать: чем сноски отличаются от ссылок, примеры

Обязательное требование к диссертационной работе – наличие ссылок или сносок. Это нужно, чтобы показать проверяющему читателю, откупа автор брал информацию.

Сноски и ссылки отличаются друг от друга. Далее приведены примеры.

Сноска

Это надстрочная комбинация цифр. Цифра или цифры (обычно не превышающие по значению двухзначных чисел) указывают, какой именно источник был использован для написания конкретного фрагмента текста. Непосредственно в тексте сноски приводится развернутая расшифровка.

Нумерация сносок – порядковая, первая цифра всегда 1.

Ссылка

Это упрощенный вариант сноски. Она также позволяет проверяющему читателю понять, откуда была взята та или иная информация. Наглядный пример представлен далее.

Ссылка на использованный источник

В любом из случаев предварительно стоит обратиться к методическим рекомендациям по оформлению диссертационного исследования, чтобы исключить вероятность ошибок. Там же можно найти требование к рекомендуемому количеству источников. Его также стоит соблюдать.
Как создать подстрочную сноску

Со ссылками все понятно и просто: достаточно вставить квадратные скобки и указать в них номер источника и страницы или же страниц (иногда и фамилию, инициалы автора). Сноски требуют большего внимания.

Алгоритм действий следующий:

  • обращение к меню «ССЫЛКИ» (вверху окна редактора Word);
  • клик по «Вставить сноску».

Сноска вставится автоматически.

Создание сноски на примере работы в Word 2013

Есть некоторые общие требования к сноскам. Ими можно руководствоваться, но вернее и лучше инструкции, чем методические рекомендации, найти не удастся. Эти требования:

  • сноски не должны занимать более трети страницы (на одном листе);
  • сноски проставляются сразу после цитат, выдержек, прочих упоминаний информации, взятой из конкретного источника;
  • сноски должно быть достоверными и не содержать искажений информации.

Стоит отметить нюанс, касающийся ссылок.

Существуют также ссылки внутри текста. Они имеют следующий вид: (Иванов И. И. История имени Иван. М.: Интермет, 2006). На практике используются редко.

Особенности работы с подстрочными сносками

Любая подстрочная сноска в общем случае, согласно положениям ГОСТ Р 7.0.5-2008, может включать указания на:

  • название документа;
  • обозначение материала;
  • сведения об издании;
  • данные об объеме источника;
  • номер тома или выпуска;
  • примечания;
  • международный номер;
  • фамилию и инициалы автора, редакторов, переводчиков и т. п.
Примеры
  1. Иванов И. И. История возникновения имени Иван. М., 2016. С. 25.
  2. Александров А. А. Как имя Александр влияет на судьбу мальчика. Ростов, н/д, 2017. С. 144-145.

Здесь н/д – нет данных.

Примеры подробных подстрочных сносок для диссертации

1. Иванов И. И. История возникновения имени Иван: учеб. для вузов. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2016. – С. 250-255.
2. Александров А. А. Как имя Александр влияет на судьбу мальчика / под общ. ред. И. И. Иванова. – Ростов, н/д, 2017. – С. 144-145.

Примеры оформления сносок с указанием на электронные ресурсы

Примеров будет два: один развернутый, другой касается случая, когда непосредственно публикация уже рассмотрена в тексте диссертации. Примеры по порядку:

  1. Национальное издание: нейтрон, путеводитель / Рос. нац. б-ка, Сфера юриспруденции. (СПб), 2005-2007. URL: http://www.ivanov.com/.
  2. URL: http://www.ivanov.com/.

Другие примеры: сноски на книги, сноски на статьи, рецензии

Пример оформления сноски для книги

Иванов И. И. История возникновения имени Иван: М.: Проспект, 2016. С. 250.

Пример оформления сноски для сборника

История возникновения имени Иван / Под ред. И. И. Иванова. М., 2016. С. 25.

Пример оформления сноски для автореферата диссертационного исследования

Иванов И. И. История возникновения имени Иван: автореф. дис. … доктора филол. наук. Екатеринбург, 2016. С. 25.

Это просто примеры, но важно руководствоваться в первую очередь методическими рекомендациями.

Не удается разобраться с правилами оформления? Диссертация на заказ под ключ на Студворк!

Сочинение – это письменная работа, которая показывает, как ученик умеет излагать свои мысли. Сочинения пишут на уроках русского языка, литературы, обществознания, в качестве домашнего задания и как итоговую работу в ОГЭ и ЕГЭ. О том, как написать сочинение на отлично, каких видов они бывают, из каких частей состоят и как оцениваются, расскажем в статье.

Что такое сочинение

Сочинение — письменная работа, в которой нужно логично изложить свои мысли. Оно помогает научиться излагать мысли грамотно и последовательно. Оценивается также отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Чтобы написать красивое сочинение, нужно:

  1. Хорошо познакомиться с объектом сочинения.
  2. Придерживаться структуре “введение, основная часть, заключение”.
  3. Проявить искренность и широту души.

Сочинения пишут всегда от руки.

Объем сочинения зависит от требований конкретного преподавателя. Строгие нормы по объему есть только в экзаменационных работах.

Сочинение не получиться написать, если вы:

  1. Мало читаете.
  2. Мало общаетесь.
  3. У вас нет ручки.

Основные виды сочинений: повествование, рассуждение, сообщение на заданное тему, сравнительная характеристика, эссе.

Чаще всего сочинения задают на лето в младших классах, используют на переводных экзаменах, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку или литературе, истории, а также ЕГЭ по обществознанию в форме эссе.

Классификации сочинений зависят от возраста учащихся и задач обучения. Они бывают обучающими и итоговыми, коллективными и самостоятельными, написанными по литературному материалу или на основании личного опыта и т.д.

Отдельно выделяют классификацию по типу речи, так как она наиболее полно отражает основные особенности структуры и содержания текста.

Посмотрите большой банк сочинений на разные темы

Провел лето Летние каникулы Любовь Детство Счастье

Нужна помощь в написании сочинение?

logo krug min e1580758340706

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Критерии оценивания сочинений

За школьное сочинение выставляются две оценки: первая – за содержание и оформление текста, вторая – за грамотность. За экзаменационную работу в 11 классе – “зачет/незачет”.

Учитель оценивает:

  1. Объем работы. Строгие требования предъявляются только к итоговому сочинению: минимальное количество слов – 250, рекомендуемое – 350. Объем менее 250 слов не оценивается.
  2. Самостоятельность выполнения работы. Здесь учитывается полнота раскрытия темы и ее соответствие содержанию работы, соблюдение структуры, знание художественного произведения, использование литературных аргументов.
  3. Отсутствие речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. Педагоги оценивают стиль речи (художественный, научный, разговорный), ее выразительность, разнообразие, правильность употребления значений слов, знание грамматических и пунктуационных норм языка.

Отметка выставляется в соответствии с указаниями  . Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это требования для учебных программ всех 12 видов образования.

Они определяют, что и как должен изучать ученик, какие знания, умения и навыки, а также личностные характеристики он должен приобрести к окончанию учебной программы.

Например, согласно ФГОС для 1-4 классов, выпускник должен “любить свой народ и Родину”, “уважать и принимать ценности семьи и общества”, “быть любознательным, активно и заинтересованно познавать мир”.

Критерии оценки в ЕГЭ изменяются ежегодно и присылаются в школы в методических рекомендациях Рособрнадзора.

Важный критерий оценки итогового сочинения, который остается неизменным, — самостоятельное написание работы. Допускается прямое и косвенное цитирование, но с обязательной ссылкой.

Общие правила написания сочинений

  1. Четко сформулировать основную мысль.
  2. Составить план с краткими тезисами и доказательствами к ним.
  3. Соблюдать композицию работы и логику изложения.
  4. Проверить соответствие содержания текста выбранной теме, исправить грамматические и речевые ошибки.

Виды сочинений по типу речи

  1. Сочинение-описание – может быть самостоятельным произведением или частью сочинения-рассуждения.
  2. Сочинение-повествование – это по сути, это рассказ о неком событии.
  3. Сочинение-рассуждение – содержит аргументированный ответ на проблему, обозначенную в теме.

Общая структура сочинения

Включает 3 обязательные части, которые дополняются в зависимости от вида работы:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Важно! Отсутствие в сочинении одного из обязательных элементов структуры считается ошибкой.

Введение

Во введении кратко рассказывают о теме, главных аспектах работы, ставят вопрос, который будет раскрыт в основной части.

Для каждого типа сочинения существуют свои требования к содержанию, разберем каждый из них.

Тип сочинения Содержание введения
Повествование Знакомство с героями. Краткий рассказ о времени и месте действия
Описание ФИО автора, название и жанр произведения, год написания

История картины, героя. Их значение для автора, культурная ценность произведения

Рассуждение Краткая характеристика социальных, экономических, политических или культурных  особенностей эпохи. Размышление над основным понятием темы сочинения.

Приводятся факты из жизни писателя, относящиеся к теме. Упоминается отношение автора к проблеме

Основная часть

Показывает уровень понимания темы сочинения. Включает анализ произведения, героя, события или проблемы.

Объем — не менее 2/3 от всего сочинения. В основной части не следует приводить факты, которые не имеют отношения к теме.

Вид Содержание основной части
Повествование Как и любое художественное произведение, состоит из: завязки, развития, кульминации и развязки. Могут быть использованы диалоги, описания и элементы рассуждения
Описание Приводится краткое описание общего сюжета картины: предметы на первом и втором планет, цветовая гамма. Дается портретная характеристика героев: описание внешности и/или внутреннего мира. Говорится об отношение писателя или художника к произведению
Рассуждение Нельзя пересказывать события произведения. Автор подтверждает или опровергает тезисы, заявленные во вступительной части.

Каждая мысль подкрепляется цитатами и примерами. Автор обосновывает личное отношение к позиции писателя.

Заключение

Краткие выводы обобщают итог сочинения. Заключение должно быть логически связано с предыдущими элементами работы.

Вид Содержание
Повествование Личное отношение автора к событиям, героям
Описание Личные впечатления от художественного произведения, героя
Рассуждение Может быть представлено в виде обобщения выводов или риторического вопроса, подчеркивающего актуальность проблемы. Иногда используется обращение к читателю с призывом изменить отношение к проблеме. Очень редко применяю цитату, отражающую мнение автора

Речевые обороты

При написании сочинения-описания и сочинения-рассуждения можно использовать языковые клише.

Вступление:

  • Мне кажется, эта тема интересует многих…
  • Данная тема актуальна для большинства…
  • Я думаю (полагаю, считаю), что …
  • К теме обращались такие писатели как …
  • Перед нами картина замечательного художника …
  • Много произведений посвящено теме …, потому что …
  • Картина написана в жанре …

Основная часть:

  • На … плане мы видим …
  • Художник изобразил ….
  • Интересен сюжет картины …
  • На картине преобладают … цвета.
  • Используя … цвета и оттенки, художник добивается … настроения.
  • В романе автор размышляет о …
  • Эту мысль можно подтвердить цитатой из текста: …
  • Я согласен/не согласен с высказыванием автора, потому что …
  • В качестве примера можно привести высказывание …
  • Писатель заставляет нас задуматься о …
  • Идею о … подтверждает …

Заключение:

  • От картины веет …
  • Когда я смотрю на картину, то ощущаю …
  • В заключение я хочу сказать, что…
  • Можно сделать вывод о том, что…
  • Таким образом, можно говорить о том, что …
  • Высказывание автора стало убедительным доказательством того, что …

Для сочинения-повествования клише не используются. Его пишут как художественное произведение.

Для ваших мыслей не существует клише :)

Для ваших мыслей не существует клише ?

Топ-5 секретов сильного сочинения

Секрет 1. Читайте оригинальные художественные и критические произведения, а не их краткое изложение, чтобы правильно подбирать литературные аргументы и не допускать фактических ошибок.

Секрет 2. Выбирайте тему, к которой можете подобрать для анализа минимум 2-3 произведения.

Секрет 3.  Если не получается начать со вступления, пишите основную часть. Затем перечитайте работу, напишите введение и заключение.

Секрет 4. Доказывайте тезисы цитатами, историческими и биографическими фактами.

Секрет 5. Проверяйте работу на орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки минимум 2 раза: на черновике и после того, как переписали сочинение на чистовик.

Примеры сочинений

Видео о том, как писать сочинение

Вывод

Сочинение — это творческая работа. Чтобы написать сочинение правильно, покажите ваши личные размышления по теме, которые подтверждены литературными примерами. Ваше мнение не должно быть слишком простым и “колхозным”, покажите ваше понимание наивысших ценностей человека: верность, дружба, любовь к родине и др.

Следите, чтобы текст был логичным, целостным и грамотно оформленным.

Важно не забыть сделать вывод, который подведет итог вашим размышлениям.

Правильное определение проблемы в сочинении по ЕГЭ (или итоговом) — залог успешного его написания. Если сформулировать проблему неправильно, то это приведет к тому, что комментарии по проблеме будут некорректными, как и формулировка авторской позиции. В этом случае есть риск за содержание сочинения не получить вообще никаких баллов.

Рассказываю, как сформулировать проблему в сочинении грамотно и легко.

Проблема — предмет обсуждения, вопрос, который автор выдвигает для обсуждения.

Определение проблемы является важнейшей частью работы над сочинением, поскольку она определяет ход мыслей и содержание будущего сочинения в целом.

Какие проблемы могут подниматься в тексте:

  • философские;
  • социальные;
  • политические;
  • нравственные;
  • экологические;
  • эстетические и др.

Как я уже писал, формулировка проблемы определяет ход работы над содержанием текста. Эта работа предполагает:

  • запись комментариев проблемы. Каждый комментарий основывается на 2 примерах, взятых из оригинального текста;
  • отражение авторской позиции;
  • обозначение своего отношения к авторской позиции.

Ваша задача — четко и емко сформулировать проблему, к которой можно привести аргументы (примеры-иллюстрации) с указанием их авторства.

Важно понимать, что в оригинальном тексте может быть и чаще всего есть сразу несколько проблем. Для написания сочинения нужно выбрать только одну. Как это сделать — тоже большой вопрос. Прежде всего нужно определить, какой из них уделяется большее внимание.

Есть 4 способа, с помощью которых можно найти и сформулировать проблему. Выбор конкретного способа зависит от стиля речи, места, в котором формулируется проблема в сочинении, а также от самого автора.

Подходит для текстов, написанных художественным и публицистическим стилем.

Если вам дали задачу сформулировать проблему как можно короче, то можно применить следующую схему:

слово «проблема» + имя существительное в родительном падеже (чего?).

Пример:

Чуковский вполне очевидно иллюстрирует проблему нехватки базового образования в области русского языка.

Такой способ тоже довольно распространен. После сформулированной с помощью риторических вопросов проблемы ссылаются на оригинальный текст.

Вот пример:

Что такое красота? Что она значит в современном мире? Этими и другими вопросами задается автор статьи П. А. Зинченко.

Публицистический текст может содержать формулировку проблемы, записанную самим автором.

Чтобы использовать ее в сочинении, можно взять и оформить ее как прямую или косвенную цитату. Еще один способ в рамках цитирования — вводная конструкция.

Примеры:

«Я все реже думаю о том, какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь», — начинает свой текст А. Б. Пупкин (прямая речь).

«А. Б. Пупкин задумывается о том, «какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (косвенная речь).

«По словам А. Б. Пупкина, «скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (вводная конструкция).

Если проблема, сформулированная в оригинальном тексте, вас полностью устраивает в том виде, в котором она есть, можно ее не цитировать, а просто указать соответствующие номера предложений.

Пример:

Проблема связи поколений четко обозначена Д. К. Декабристовым в 10 предложении.

Первый способ считается наиболее удобным и часто используемым.

Когда формулируете проблему с помощью первого способа, проверяйте, чтобы в предложении не было несколько существительных в родительном падеже, следующих друг за другом.

Некорректная формулировка проблемы:

В тексте обозначена проблема несоблюдения культуры речи носителей языка.

Такую конструкцию можно заменить риторическими вопросами.

Проблема может быть сформулирована в любом месте текста. Но, исходя из практики и здравого смысла, я бы рекомендовал размещать проблему во введении или в самом начале основной части.

Как правило, введение заканчивают формулировкой проблемы. Это нужно для того, чтобы связать вводную и основную части. Далее, в начале основной части текста, проблему нужно будет прокомментировать.

Чтобы все выглядело логично, последовательно и аккуратно, лучше всего выбрать вариант формулировки проблемы в виде риторических вопросов. Они позволят сконцентрировать внимание читателей на ключевые моменты текста.

Если вы работаете над сложным текстом, такой вариант — то, что нужно.

Пример:

Что лежит в основе борьбы поколений? Можно ли избежать столкновения отцов и детей? Именно эти вопросы задаешь себе во время чтения текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы».

Формулировка в виде конструкции «проблема — существительное в родительном падеже» также рабочая.

Пример:

В основе текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы» лежит проблема взаимоотношения отцов и детей.

Также подойдет цитирование.

Пример:

«А. Б. Бобылев показал всю остроту взаимоотношений разных поколений» — пишет К. И. Чуковский.

В основной части проблема располагается непосредственно перед ее же комментарием.

Располагать проблему в начале основной части удобно, так как потом можно сразу комментировать. Это продемонстрирует читателям, что умеете читать и анализировать текст.

Пример:

Говоря об отношениях отцов и детей, автор в своем тексте затрагивает проблему доверия и разницы в восприятии жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что старший сын рассказал о своем поступке не отцу, а совершенно постороннему человеку.

Помимо способа обозначения проблемы в виде конструкции «проблема + существительное в родительном падеже», можно использовать любой другой способ.

Комментарий представляет собой пояснительное замечание или рассуждения по поводу обозначенной в тексте проблемы.

К комментарию предъявляются следующие требования:

  • он должен быть написан на основе прочитанного текста;
  • он должен отражать последовательность авторской мысли;
  • он должен связывать проблему и авторскую позицию.

Исходя из этих требований, можно обозначить, чего делать не стоит при написании комментария:

  • комментировать, не основываясь на исходный текст;
  • просто пересказывать прочитанный текст. Чтобы этого избежать, нужно обобщать и указывать, что именно делает автор (делает акцент, подчеркивает и др);
  • приводить в качестве цитат чересчур большие фрагменты текста.

Что помогает раскрывать проблему:

  • личный опыт и наблюдения;
  • факты, взятые из истории;
  • пословицы, поговорки, афоризмы;
  • высказывания авторитетных людей;
  • статистика;
  • источники литературы.

Вот как может выглядеть комментарий:

как выглядит комментарий в сочинении

Для формулирования проблемы проще всего использовать устоявшиеся речевые конструкции.

Вот некоторые из них:

типичные речевые конструкции в сочинении

Обратите внимание, что все и сразу использовать не стоит: это может привести к загромождению вашего сочинения. К тому же, читатели могут подумать, что ваше сочинение — просто набор шаблонных фраз.

3 простых правила работы с шаблонами:

  1. Если у вас есть список шаблонных конструкций, посмотрите внимательно, какие из них больше подходят для вашей темы.
  2. Конструкции можно изменять, разбавляя их исходным текстом. Но важно убедиться, что нет нарушений в формах слов, требований грамматики и культуры речи.
  3. Продумайте переходы от мысли к мысли. Все должно быть логично и последовательно. В итоге должно получится одно целое.

Надеюсь, эти советы и рекомендации помогут вам справиться с сочинением по ЕГЭ в 2021 году.

По прогнозам Gartner, в 2022 году 70% всех коммуникаций с клиентами в сервисе будет происходить при помощи искусственного интеллекта. Уже сегодня уровень голосовых и письменных цифровых помощников позволяет обрабатывать 60% звонков без участия человека. Все больше банков, телеком-операторов и других сервисных организаций используют их для обработки входящих запросов. Однако довести такие коммуникации до совершенства удается не всем.

Как чат-боты не понимают нас

Недавно я звонил в один известный банк, чтобы выяснить, можно ли открыть брокерский счет на несовершеннолетнего ребенка. Минут десять как минимум я пытался объяснить роботу, что мне нужен не обычный счет, не детская карта, пока наконец машина не сдалась и не переключила меня на оператора. Программа слышит слово «счет» и автоматически относит его к правилам открытия счета. При повторном запросе он вычленяет слово «детский» и находит еще одно совпадение — «детская карта». Очевидно, что сценарий по моему запросу не был учтен нейросетью. Для нее это стало ситуацией неопределенности, в которой она не смогла принять решение.

Многие пользователи принципиально не хотят общаться с цифровым ассистентом и сразу просят перевести звонок на оператора. Причина в том, что получить четкий ответ от робота можно только на очень простой, стандартный вопрос — узнать баланс счета и т.д. Если вопрос сформулировать иначе, например, «почему на моем балансе минус, если я вчера положил на счет 500 рублей», то в 99% случаев бот озвучит вам тот же самый ответ или предложит посмотреть баланс в личном кабинете. 

Сложности возникают, когда человек говорит быстро и эмоционально: искусственный интеллект настроен на спокойную и медленную речь, короткие и внятные вопросы. Он плохо справляется с потоком мыслей и фраз. Если программа привыкла, что клиенты заказывают мясную пиццу, то не поймет, что ему называют Мясную улицу (такая есть в Санкт-Петербурге — прим. ТАСС). 

Это плохо влияет на клиентский опыт, решение задачи затягивается, и, как следствие, лояльность клиента падает. 

Почему разочаровывают чат-боты, на которые потрачены миллионы рублей? 

Как можно это исправить? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять, как устроен бот, как он распознает вопросы пользователей и как находит подходящий ответ. 

Голосовые боты — это софт на основе искусственного интеллекта (ИИ), который может понимать естественный язык и синтезировать речь, чтобы общаться с людьми. 

Сам по себе ИИ не обладает ни волей, ни абстрактным мышлением, ни желанием говорить. Он имитирует общение и, чтобы ответить на вопрос, должен получить входящий сигнал, определить ключевые слова в человеческой речи, проанализировать тысячи заложенных в него кейсов из обращений клиентов и ответов компании, найти совпадения и выбрать правильный сценарий ответа. Для этого чат-бота необходимо качественно обучить. Вот три составляющие обучения:

  • Данные. Базовая информация, с которой предстоит работать системе. База знаний для чат-бота создается на основе клиентского опыта. Чем больше клиентских запросов мы загрузим в систему, тем лучше и точнее она будет работать.
  • Признаки для разметки данных и формирования датасетов. Необходимо не только собрать как можно больше запросов, но и научить его сортировать их по заранее сформулированным признакам. Так, например, запросы в МФЦ на тему «как прописаться в новой квартире», «как зарегистрироваться в квартире» или «какие документы нужны для регистрации» должны быть отнесены к единому признаку — «регистрация».
  • Алгоритмы. Методы для решения поставленной задачи. Они должны быть точными и одновременно вариативными. Так, например, некоторые чат-боты запрограммированы искать ответ самостоятельно и не переключать абонента на оператора. А некоторые просят поставить им оценку, и если в этот момент у пользователя возникает новый вопрос, то ответить на него они уже не смогут — придется звонить еще раз.

Как собирают данные для обучения ИИ

Существует два метода сбора и разметки данных для этой цели: ручной и автоматический. Вручную это делать долго, зато результат получается более точный. Автоматический метод быстрый, но на выходе можно получить не только много ошибок, но и репутационные риски.

Другой популярный банк сформировал базу данных для голосового помощника на основе диалогов, собранных автоматическим путем из открытых источников в Сети. В какой-то момент чат-бот не нашел ответ на поставленный клиентом вопрос и предложил ему… отрезать себе пальцы. Скандал вышел грандиозный: об этом написали многие СМИ. 

Избежать такого рода неприятностей можно исключительно путем постмодерации и проверки данных на токсичность с помощью «биологического интеллекта» — человека.

Разметка данных

Нейросеть вычленяет закономерности и формирует нейронные связи на основе размеченного массива данных. Разметка — процесс достаточно рутинный и утомительный, и без людей здесь тоже не обойтись. 

Теоретически нейросеть может справиться с этой работой самостоятельно и на основе алгоритмов классифицировать загруженные в нее данные. Например, для формирования датасетов в банке можно использовать клиентские досье: сеть разделит их на группы, но при этом не сможет определить, какие клиенты важны, а какие нет. Такой вид разметки используют обычно для предварительной кластеризации данных перед дальнейшей обработкой руками человека. 

Некоторые компании привлекают к решению этих задач собственных операторов (если есть свободные ресурсы) или передают работу на аутсорсинг профильным исполнителям. Чем больше проверок проходит датасет, тем точнее будет впоследствии работать искусственный интеллект, тем эффективнее чат-бот сможет обрабатывать запросы клиентов.

Долгое обучение

Когда чат-бот приступает к работе, его обучение не заканчивается. Для корректировки ошибок нужно анализировать обратную связь, отбирать ситуации, где цифровой помощник не справляется, и исправлять ошибки нейросети — добавлять новые датасеты и прописывать новые сценарии. Нейросеть при помощи подсказок человека обучается с учетом предыдущего опыта. С каждым разом она совершает все меньше ошибок, но все равно могут возникнуть ситуации неопределенности, элементарные для человека и непонятные для машины.

Итак, подытожим причины, из-за которых голосовые помощники могут работать плохо.  

  • На уровне данных: у нейросети слишком мало стартовой информации для «осмысления», недостаток данных.
  • На уровне метрик: ошибки в разметке датасетов, отсутствие постмодерации автоматически размеченных данных или же недостаток датасетов в силу нехватки людей для этой работы.
  • На уровне алгоритмов: использование неправильных алгоритмов, например, KPI на высокий процент автоматической обработки запросов. Как показывает практика, не нужно «заставлять» голосового помощника во что бы то ни стало искать ответы самостоятельно и давать близкий по значению ответ. В случае, если он не находит нужного сценария, он должен переключать абонента на оператора (для контроля уверенности предсказаний используется специальная программа). 

Недостаток проработки любой из этих составляющих ведет к замене пиццы на улицу и всем другим «трудностям перевода». 

Как обучают ИИ, от которого зависит очень многое.

Пример первый. Tesla.

Хороший пример качественного обучения и эффективного использования искусственного интеллекта — опыт Tesla, которая работает над совершенствованием механизма автопилотирования своих автомобилей.

Для обучения нейросети автопроизводитель использует миллиарды сцен, миллионы часов, тысячи терабайт информации, полученных с радаров машин. Это «слепки» конкретных ситуаций, происходящих на дороге. Анализируя полученные данные, система делает предсказания: куда повернуть руль, нажать газ или тормоз и т.д. Безусловно, процесс автоматизирован, но реальная разметка делается с участием человека. Когда человек садится за руль, его действия тщательно фиксируются. На основе полученной информации формируются датасеты, которые используются для обучения сети. Анализ поступающих с машин пользователей данных позволяет постоянно улучшать работу нейросети и совершенствовать автопилот.

Пример второй. Google-переводчик.

Первоначально Google обошел ограничение, связанное с ручной разметкой датасетов: компания использовала официальные документы и их переводы от Европейского парламента и Парламентской ассамблеи Организация Объединенных Наций. Из-за строгости перевода в этих учреждениях эти документы подошли для начального обучения. Но уже на втором этапе разработчики поняли, что для передачи сленга, культурных особенностей речи и других смысловых нюансов без ручной разметки данных не обойтись. Для этого они через аутсорсинговые компании собрали исполнителей, которые работали над разметкой датасетов для постоянного улучшения переводов. Для дообучения понадобились миллионы размеченных документов, и процесс совершенствования системы — как с помощью технологий, так и с помощью людей — продолжается постоянно.

Машина и человек должны работать вместе

Обучение нейросетей без участия человека не дает желаемого результата, несмотря на самые современные методы и технологии. Установка «во имя технологического прогресса лучше распознать плохо и с ошибкой, только без участия человека» имеет мало общего с реальной практикой решения конкретных бизнес-задач, когда важен результат и клиентский опыт.

К сожалению, многим компаниям, сделавшим ставку на технологии и потратившим миллионы на искусственный интеллект, бывает сложно признаться в несовершенстве собственной системы, нанять людей для разметки и исправления ошибок нейросети и начать переключать звонки на операторов ради удобства пользователей.​​​​​​

  • Цитаты стародума из рассказа недоросль
  • Цито как пишется по латыни
  • Цитрусовый как пишется правильно
  • Циферки как пишется правильно
  • Цитаты простакова из рассказа недоросль