Цитаты в сочинении оформление

Сочинение не просто авторское высказывание на какую-либо тему. это одна из работ, с помощью которой оценивают итоговые знания студента

Сочинение — не просто авторское высказывание на какую-либо тему. Это одна из работ, с помощью которой оценивают итоговые знания студента по предмету. В частности, сочинение-рассуждение — часть итогового экзамена и ЕГЭ. Поэтому важно знать, какие базовые элементы в нем важны.

Один из таких элементов — аргументация. В этой статье я расскажу, как приводить аргументы в сочинении грамотно.

Аргумент — это доказательство, которое приводят в поддержку тезиса. Вместо слова «аргумент» также используются такие понятия как объяснение, подтверждение, доказательство и др.

К аргументам предъявляются особые требования. В частности:

  • они не должны друг другу противоречить. Здесь я пишу во множественном числе, потому что по требованиям в сочинении должно быть минимум два аргумента;
  • аргумент должен быть достаточным для тезиса, к которому он относится;
  • аргумент должен быть связан с темой и тезисом, а не быть сам по себе.

Все элементы сочинения — тезис, аргументы и выводы — оцениваются отдельно: каждый по своим критериям. С нюансами оценивания лучше разобраться заранее, чтобы потом не было никаких неожиданностей. Тем более, что правила оценки нередко меняются.

После 2020 года правила оценки аргументов тоже изменились. Для оценки аргументов использовался критерий К4. До этого за правильную аргументацию можно было получить 3 балла. После изменений — всего 1.

Изменились и требования к источникам, используемым для аргументации. Это критерий К2. Раньше обязательно нужно было приводить 2 аргумента: один из художественной литературы (лучше всего в виде цитаты), а второй — из любого другого источника. После изменений стало проще. Количество аргументов осталось прежним. Но теперь аргументировать собственную точку зрения можно с помощью каких угодно источников и примеров, в том числе — личного характера.

Важное условие для любого аргумента — соответствие теме, проблематике и позиции автора.

Если вы откроете КИМ ЕГЭ и почитаете критерии оценивания работы, то не увидите там слова «аргумент». Теперь вместо него используется пример-иллюстрация.

Я уже упоминал о том, что аргументов два. Раньше, когда один из аргументов обязательно должен был быть из художественной литературы, приходилось нелегко. Теперь и первый, и второй аргументы можно приводить даже из личного опыта. Для этого не нужно прикладывать каких-то невероятных усилий. Правда, оцениваются такие аргументы ниже.

Многие задаются вопросом, как ввести второй аргумент в сочинении. Каких-то специальных правил нет. Просто имейте в виду, что все должно быть связано и последовательно.

Главное, чтобы и первый, и второй аргументы соответствовали теме и приведенным тезисам.

Для подтверждения или опровержения какого-либо тезиса, выражения согласия или несогласия с автором, используют следующие виды аргументов:

  • этические. Такая аргументация предполагает опору на культурные, нравственные и общечеловеческие нормы. Во всем этом читатель может увидеть себя и, соответственно, больше проникнуться;
  • логические. Эти аргументы апеллируют к разуму, поэтому важно их строить на причинно-следственной связи;
  • личный опыт. Это могут быть случаи из жизни, рассказы друзей и др. Единственный минус таких примеров-иллюстраций — в субъективности. Как правило, доказать или опровергнуть ими что-то объективное невозможно;
  • ссылки на авторитетные высказывания. В частности, на слова лидеров мнений и уважаемых в своей области деятельности персон;
  • народная мудрость. Все, что относится к пословицам, поговоркам, устойчивым мотивам и т. п.

Вот 3 совета, которые помогут справиться с формулировкой аргументации:

  1. Избегайте общих формулировок. Продумывая ответ, постарайтесь найти небанальные и интересные примеры. Обязательно, связанные с темой сочинения.
  2. Используйте иллюстрированные примеры. К таким примерам относятся ссылки на известные произведения, фильмы, высказывания знаменитых людей.
  3. Придерживайтесь логических переходов. Абзацы должны плавно перетекать из одного в другой и быть связанными. Так вы продемонстрируете, что умеете мыслить логически и последовательно.
  4. Не допускайте перефразирования. Тезис и аргументы — разные вещи. Поэтому не стоит объяснять тезисы ими же, но в собственной интерпретации.
  5. Убедитесь, что рассуждения не «размыты». Не стоит писать обо всем и ни о чем. Каждое слово должно нести смысл.

Вот несколько примеров, которые помогут понять, как грамотно аргументировать свою точку зрения:

пример аргумента в сочинениипример аргумента в сочинении-рассуждениикак приводить аргумент пример

Надеюсь, эта статья поможет вам написать подобрать правильно аргументы и написать сочинение, которое будет высоко оценено.

Всем выпускникам становится чуть-чуть легче на душе, когда становится известна структура итогового сочинения. Писать обо всем и ни о чем сложно даже акулам пера, а когда есть конкретный план с набором клише и шаблонов, дело обстоит куда проще и для новичка. Чтобы выиграть допуск на ЕГЭ в честной схватке, нужно знать, что требуется проверяющим. И вот тут Многомудрый Литрекон представляет наиболее полную структуру ИС, план работы и вспомогательные слова и выражения для быстрой адаптации в теме. Приятного просвещения!

План

План итогового сочинения — это то, с чего надо начать неофиту. По нему очень просто раскрыть любую тему и при этом угодить проверяющему.

план итогового сочинения 2021-2022

Вступление (50-70 слов). Здесь нужно обозначить главную мысль сочинения, соответствующую заданной теме. Ее нужно окружить тезисами, обосновывающими ее. Пример вступления для итогового сочинения тут.

Основная часть (состоящая из двух подпунктов) — 200- 300 слов.

Тeзис 1 

  • Логическая связка между вступлением и аргументом 1. Вы начинаете свою мысль с обозначения названия книги и ФИО ее автора.
  • Текст примера. Не нужно пересказывать сюжет книги. Важно написать именно то из аргумента, что подкрепляет Вашу позицию — главную мысль сочинения. Например, если задача — доказать, что люди любят путешествовать, потому что в пути они видят красивые объекты архитектуры, то нужно привести пример из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и рассказать о том, как восторженно автор описал красоты Ханского дворца и древнего фонтана.
  • Микpoвывoд — это oбoбщeниe нaписaннoгo. Нужно объяснить, зачем Вы написали этот пример и что он доказывает.
  • Лoгичeская связка с нoвым аргументом.

Тeзис 2

  • Пpимep.
  • Микpoвывoд.
  • Лoгичeская связка.

Заключение (50-70 слов). Нужно повторить основную мысль, перефразировав ее.

Разбор пунктов

Структура итогового сочинения для 11 класса будет понятнее, если мы расшифруем каждый пункт и добавим немного полезной теории.

Вступление

Здесь Вам нужно сделать три шага:

  1. Дать определение термину, цитате или проблеме, чтобы конкретизировать свои авторские поиски. 
  2. Рассуждения о роли поставленной проблемы в мире, литературе или общественной жизни.
  3. Ответ-тезис на поставленный в формулировке темы вопрос.

Сохраняя эту простую последовательность, Вы упрощаете себе работу над идеальным вступлением. Вот пример.

Все темы мы можем классифицировать и объединить в три группы:

  1. Вопросы. Это самые легкие и понятные темы. Все, что нужно сделать, это ответить на поставленый вопрос с привлечением литературного материала. Нужно максимально точно и недвусмысленно отвечать на исходный вопрос, чтобы работа соответствовала теме и была оценена по достоинству. Для того чтобы облегчить муки творчества и не сидеть перед белым листом полчаса, запомните популярные шаблоны: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. Утверждения (цитаты). Вам нужно доказать, что оно верно, или же опровергнуть его. Но лучше пойти по накатанной и согласиться с избитой истиной, чем пойти против течения и запутаться в собственных мыслях. В итоговом сочинении совсем не обязательно говорить правду и только правду. 
  3. Назывные предложения. Это когда тема состоит из пары слов в именительном падеже.

Основная часть

Вам нужно написать пример и тезис, которые связаны логическими узами. Тезис — это основная мысль, которая подкрепляется доказательством — аргументом из литературы. Одним примером Вы доказываете только одну мысль — это железное правило. Аргументы — это самая «жирная»часть сочинения, и она должна занимать от 60% всего объема. Всего в эссе должно быть два аргумента. По правилам можно и один, и три, но зачем усложнять себе жизнь? Большинство напишет по два, и это тот случай, когда лучше не выделяться из толпы.

Оформление аргумента в итоговом сочинении должно быть таким:

  1. Аргумент = отдельный абзац;
  2. Каждый аргумент заканчивается микровыводом.
  3. Один тезис = один аргумент. 

Структура аргумента проста и лаконична:

  • Называем произведение, автора, жанр и указываем, что упомянутая нами проблема поднималась в нем. Если не знаем жанра, заменяем его на «произведение».
  • Описываем конкретный эпизод из произведения (характеристику, ситуацию) и сразу подводим к тому, что автор хотел этим сказать. Пример должен быть ответом на поставленный вопрос. Если мы говорим, что насилие в отношении детей нельзя оправдать, то аргументируем свою точку зрения, описывая последствия этого преступления, которые описал М. Горький в повести «Детство»: сыновья Каширина стали такими же жестокими, как отец, и направили свою агрессию на него и на своих детей. Желательно не просто пересказывать содержание глав, а переходить на анализ, употребляя такие клише, как «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. 
  • Микровывод завершает аргумент и отвечает на вопрос о том, зачем мы привели этот пример. В нем содержится позиция автора по затронутой нами проблеме или итог нашего анализа ситуации. Например, М. Горький доказал, что насилие над детьми порождает лишь негативные последствия для общества и не может быть оправдано. В этой части используем клише вроде «писатель приходит к выводу… » и т. п.

Заключение

Заключение в итоговом сочинении — это окончательный ответ на поставленный вопрос, который опирается на наши аргументы. Чаще всего оно представляет собой вывод — логическое завершение мысли. Мы доказали то-то и то-то на основании того-то и того-то. Нельзя повторять одни и те же предложения и похожие фразы. Нужно перефразировать то, что уже есть.

Некоторые смельчаки завершают свою мысль призывом к решению проблемы и перебарщивают, призывая непосредственно проверяющих. Лучше всего писать безлично: фразу «давайте жить дружно» лучше написать по-другому — «необходимо жить дружно». «Нужно», «стоит», «лучше», «необходимо», «обязательно» — вот наши верные друзья. Можно написать «мы должны» или «нам необходимо». Но не «вам» или «им».

Можно закончить свое итоговое сочинение описанием Ваших светлых надежд: «Будем надеяться на то, что добро победит зло, а коммунизм наступит завтра». Это не очень то сложно, но при этом легко отклониться от курса и написать то, что вообще не нужно.

Цитаты в качестве заключения — спорный путь. Легко ошибиться и от стресса наделать фактических ошибок. И все же употребление цитат ценится некоторыми проверяющими весьма высоко. Важно не ошибиться и подобрать такую цитату, которая точно подойдет главной мысли сочинения.

Закрепляем материал

Итак, структура итогового сочинения в упрощенном виде выглядит так:

  • Вступление: формулировка тезиса (тезис = то, что доказываем)
  • Тезис 1

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Тезис 2

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Заключение: формулировка вывода.

Помните, что критерии оценивания ИС отличаются от той системы оценок, которая действует в вузе. Поэтому важно опираться на обе и уметь выжать из стандартной формы максимум баллов для поступления или хотя бы твердый зачет для допуска к ЕГЭ. Все подробности об итоговом сочинении этого года ждут Вас в этом обзоре. Ни пуха, ни пера!




В статье рассмотрены стилистические, синтаксические и пунктуационные особенности английского цитирования.



Ключевые слова




:



цитирование, английский язык.

В современном мире цитата является неотъемлемой составляющей языка литературы, науки, бытового общения и заслуживает пристального внимания. Цитаты на английском языке, высказанные известными людьми, очень популярны. Сегодня выпускается много книг, в которых собранно определенное количество цитат на английском.

Цитаты изучаются уже не один десяток лет, при этом они подвергаются исследованию на различных языковых материалах и в различных разделах филологии. Изучение специальной литературы показывает, что в лингвистике был разработан целый ряд проблем цитаты, к которым относятся: выявление и описание типов цитат; синтаксические, пунктуационные и стилистические особенности цитаты; способы введения цитаты в текст и особенности ее функционирования. На сегодняшний день проблема изучения цитирования в английском языке остается актуальной.

В словаре-справочнике лингвистических терминов «Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности, приводимые чьи-либо слова». [2]

Словарь иностранных слов русского языка приводит следующее определение: «Цитата — ссылка, на какое-либо место другого сочинения; приведение слов другого писателя в подтверждение известного мнения». [3]

Цитаты на английском языке представляют собой сокращенное текстовое выражение и делятся на собственно цитаты, которые передают непосредственно информацию, и вдохновляющие цитаты, к которым относятся крылатые фразы, выражения и афоризмы.

В справочнике издателя и автора выделяются следующие свойства цитаты:


  1. Уместность цитаты

Цитаты должны быть использованы только там, где без них невозможно обойтись. Например, передать точный смысл или авторский стиль. В других случаях информацию следует пересказать. Большое количество цитат нарушает связность изложения текста.


  1. Точность

Для цитирования должен браться логически завершенный фрагмент текста, чтобы не потерять смысловую точность цитаты. Не следует выдёргивать фразы из контекста, если это может привести к искажению его смысла. Таким образом, сокращать цитату, убирая лишние для целей цитирования слова недопустимо. [1]

Оформление цитат на английском языке требует особого внимания и может вызвать некоторые трудности, если не знать синтаксические, стилистические и пунктуационные особенности.


Синтаксические особенности

При передаче прямой речи конструкция цитирования в английском языке состоит из двух частей. Первая часть — вводящая клаузема, которая содержит вводящий глагол.

Например:



«I knew I’d seen you,»

I said

.



«Not at all,»

answered Lord Henry

.

Вторая часть — это непосредственно цитата, которая воспроизводит сказанные кем-то слова.

Например:




«Acting! I leave that to you.»

he answered bitterly.




«You are not serious? You are acting?»

she whispered.

В литературных произведениях очень часто цитаты могут вводиться без вводящих клаузем. Автор делает это в тех случаях, если участники диалога были представлены им читателю ранее или он не хочет уточнять, кому принадлежат приводимые им цитаты.

Например:



«It is rather fashionable to marry Americans just now, Uncle George.» — «Is she pretty?» — «She behaves as if she was beautiful. Most American women do. It is the secret of their charm.»



«When do you live?» —»I should be gone now.» — »Well, good-bye. Homo.»



Позиции








вводящего








глагола




.

Вводящая клаузема может занимать разные позиции относительно цитаты. Как правило, она следует за цитатой, но может также предшествовать ей или находиться внутри нее.

Например:



«Rough weather!»



I remarked to the beautiful young lady.





следует за цитатой.




She said quietly



, «I did not know that.» –

предшествует цитате.



«There is only the missus,»



the old man replied,



«and she would not open the door if you made that noise all night.» –

находится внутри цитаты.

Большая часть вводящих глаголов ставится перед цитатой. Но такие глаголы как

agree, command, promise

,

wonder

не употребляются перед цитатой, а следуют за ней.



Инверсии подлежащего и








вводящего глагола

В английском языке существует фиксированный порядок слов. Но при употреблении цитирования, этот порядок слов может меняться и возникает такое явление как инверсия.

Если вводящий глагол стоит после прямой речи и подлежащее выражено именем собственным, то подлежащее часто занимает позицию за глаголом.

Например:



«Never mind,»

said Peter.



«What o’clock is it?»

asked Dorian Gray.

Но, если подлежащее выражено местоимением, оно занимает позицию перед глаголом.

Например:



«We’ve been through so much. And we’ve overcome so much … After you see what we’ve been through, there’s nothing we can’t handle as a community and as a nation,»

she

said.



«Many people perceive progress in terms of race as simply electing more black people,»

he

says.


Стилистические особенности



Глаголы, характеризующие способ произнесения высказывания

Чтобы описать, каким способом было произнесено высказывание, в английском языке можно употребить соответствующий глагол.

К глаголам, обозначающим способ, манеру произнесения высказывания относятся:


call, chorus, cry, whisper, yell, mumble, murmur, mutter, scream, shout, shriek, storm, thunder, wail.

Например:


–«I am waiting,» he

cried

.


–«Don’t you dare touch him!» I

shouted.

Кроме этих глаголов, в литературных произведениях не редко можно увидеть такие, которые обычно используют для описания звуков, характерных для животных,

bark, roar.

Например:



«As two doves,» she

roared

in a harsh, choking voice.



«What?» Harry almost

barked


.

Чтобы описать выражение лица говорящего, возможно также употребление глаголов

smile, grin

или

frown

.

Например:



«I’m awfully sorry.» «Not at all,» I

smiled

.



«Hardly worth turning up for,» he

grinned

.


Пунктуационные особенности

Цитаты могут быть представлены по-разному: одним словом, несколькими самостоятельными словами, одним или несколькими предложениями. Главный принцип в цитировании — это четко отделить свои собственные слова от чужих или слова героев от слов автора.

При цитировании слова или словосочетания, в кавычки заключается только оно, что помогает читателю четко разграничить цитату и слова автора. Если цитируется предложение, то соответственно все предложение заключается в кавычки. [4]

При использовании цитационной конструкции, сама цитата в английском языке заключается в одинарные или двойные кавычки.



Одинарные или двойные кавычки

Как правило, для обозначения цитаты используются двойные кавычки. Именно их используют все газеты, журналы и прочие печатные издания. Однако есть случаи употребления одинарных кавычек. Некоторые публикации используют одинарные кавычки для выделения цитат внутри цитаты, а двойные — собственно для самого цитирования. [5]

Например:



«These daily discriminations are unacceptable in a country of equality and human rights,» he told a news conference.



«She said, ‘Please don’t do this,’ « said the woman, holding an icon in a plastic bag.



Точки: внутри или снаружи

Кроме того, существуют определенные правила, связанные с постановкой точки и запятой. При цитировании прямой речи точка ставится после цитаты и заключается в кавычки.

В высказываниях, в которых цитата завершается вопросительным или восклицательным знаком, точка не ставится. [4]

Например:



The fireman said: «There is no smoke without fire.»



«Please don’t go!» she breathed.



Запятая

В зависимости от контекста, запятая может быть включена в цитату или оставаться за ее пределами. Если запятая используется для разграничения цитат в одном предложении, то она не включается в кавычки.

Если цитата обрывается в середине предложения, она будет заключена в кавычки, и будет стоять запятая.

Например:



The book has been described as «a work of genius», «a marvel» and «unputdownable».



«Harry has taught me many things,» he said.



Двоеточие или запятая

Кроме того, у многих возникают трудности с постановкой двоеточия при передаче прямой речи.

Существует два типа предложений передачи прямой речи. Первый тип предложения начинается с цитаты, далее представляется говорящий. В этом случае после цитаты ставится запятая, которая заключается в кавычки. [4]

Например:



«You don’t understand me, Harry,» answered the artist.



«We’ve been through so much. And we’ve overcome so much … After you see what we’ve been through, there’s nothing we can’t handle as a community and as a nation,»

she

said.

Второй тип предложения начинается с говорящего, далее идет цитата. В этом случае перед цитатой ставится двоеточие.

Например:



He continued: «When Mandela passed away, years later, Trump told me he didn’t think the South African founding father and national hero was a real leader — not the kind he respected. ‘South Africa was once a beautiful country twenty, thirty years ago,’ Trump said, endorsing Apartheid-era white rule.»



Sassoli tweeted: «Shocked and deeply saddened by the horror of the shooting in the German city of #Hanau. Our thoughts go to the victims and their loved ones. We stand united against any form of hatred and violence.»

К особым случаям оформления относятся цитаты с примечаниями или пояснениями автора. Для них в английском языке всегда используют


квадратные скобки


.

Например:



These two nations [America and Russia] seem set to sway the destinies of half the globe.



«You start out in 1954 [the year segregation was outlawed] by saying, ‘Nigger, nigger, nigger’. By 1968 you can’t say ‘nigger’ – that hurts you. Backfires. So you say stuff like forced busing [and] states’ rights.»

Литература:

  1. Мильчин, А. Э., Чельцова, Л. К. Справочник издателя и автора. М.: ОЛМА-Пресс, 2003. — 800 с.
  2. Розенталь, Д. Э., Теленкова, М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1976.
  3. Чудинов, А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Изд. 2-е. — Спб., 1894.
  4. Jordan Penn, The Punctuation Guide [Электронный ресурс] / Jordan Penn. — Режим доступа: WWW. URL: https://www.thepunctuationguide.com/quotation-marks.html#scarequotes. — 01.11.2020
  5. Marko Ticak, Quotation Marks [Электронный ресурс] / Marko Ticak. — Режим доступа: WWW. URL: https://www.grammarly.com/blog/quotation-marks/. — 22.10.2020

Основные термины (генерируются автоматически): цитата, английский язык, прямая речь, кавычка, вводящий глагол, глагол, запятая, слово автора, тип предложения, цитирование слова.

Сочинение-рассуждение — самый распространенный вариант сочинения, к которому прибегают преподаватели для проверки знаний и умений учащихся. Несмотря на популярность — сочинения пишут по окончании обучения в школе (итоговое сочинение) и при сдаче ЕГЭ — не всем удается грамотно подготовиться к написанию.

В этой статье я подробно остановлюсь на тезисах в сочинении и поясню, почему они важны.

В сочинении-рассуждении важны три вещи: тезис, аргумент и вывод. На мой взгляд, ключевым является именно тезис, ведь именно он задает ход сочинению и обуславливает аргументы с соответствующими выводами.

Тезис — отправная точка в ваших рассуждениях на заданную тему. Если упростить, то тезис — то, о чем бы вы хотели высказаться в рамках сочинения.

Если вы пишете сочинение на заданную тему или по какому-либо тексту, то тезисами выступают ключевые идеи, которые в него заложены, цитаты — как прямые, так и Проще, если тему сочинения вы выбираете самостоятельно: так у вас больше возможностей для формулирования тезисов. Но обо всем по порядку.

В зависимости от специфики, параметров и структуры материала, используемого для написания сочинения, тезисы бывают:

  • основными. Они представляют собой центральные положения и главные выводы;
  • простые. Основаны на ключевых аспектах — утверждениях или отрицаниях — без пояснений. Служат основой для основных тезисов;
  • сложные. Как бы состоят из простых и основных, содержат аргументацию по обозначенным положениям — доказательства.

Как корабль назовешь, так он и поплывет. То есть, как тезисы сформулируешь, такое и получишь сочинение. Стандартное количество тезисов для сочинения — от 2 до 5. Для определения точного количества тезисов нужно ориентироваться на требуемый объем работы. Чем больше текст, тем больше должно быть тезисов, ведь на одном тезисе сочинение написать сложно.

Первое, на что вы должны ориентироваться перед тем как написать тезис в сочинении — тема работы. Все тезисы должны быть связаны с темой и концентрировать в себе основную идею текста.

Есть универсальный алгоритм, который помогает грамотно сформулировать тезис в работе. В нем всего четыре пункта:

  1. Цель. Нужно определиться, зачем вы убеждаете читателя в истинности или ложности высказывания. Для этого желательно четко представлять целевую аудиторию. Ваш тезис должен быть интересен читателю, иначе дальше он читать не будет.
  2. Сбор информации. Написать хорошее сочинение можно только в том случае, если до этого прочесть достаточное количество литературы по теме. В процессе вы сможете ссылаться на кого-то и будете понимать, насколько актуальным является то, что вы пишете.
  3. Ключевые слова. В любом тексте важно определить ключевые слова, которые будут опорными точками и скелетом всего текста. Сочинение не исключение.
  4. Больше конкретики. Общие слова и фразы в формулировке тезиса — плохая идея. Конкретика помогает избежать недопонимания и установить контакт с аудиторией. Очевидные вещи тоже лучше не использовать для формулирования тезиса, иначе вам не будет чего доказывать или опровергать.

Примеры тезиса в сочинении:

«Талантов много, а гениев — единицы»;

«От рождения все люди добрые, а жестокими они становятся ввиду несовершенства мира»;

«Дети, не понимающие своих отцов, повторяют их ошибки и добавляют к ним собственные».

«Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека».

«Сила воли, по моему мнению, наш главный союзник в борьбе с собственными слабостями».

Последний этап, который теоретически входит в алгоритм формулировки тезиса — аргументация. Аргумент — высказывание, относящееся к тезису, которое его доказывает или опровергает. И все это — в пределах заранее выбранной темы.

Аргументами могут выступать примеры из жизни (о примерах и связи между ними я уже писал), примеры из литературных источников, отдельные факты.

То, что аргументы тезисов в сочинении необходимы, сомнения не вызывает. Без аргументации тезисы не будут значить ничего.

Аргументация может быть двух видов (соответственно, и аргументы): психологической и логической.

Психологическая аргументация основывается на чувствах, апеллирует к эмоциям, общечеловеческим ценностям и т. д. В случае логической аргументации, автор (то есть, вы) ориентируется на разум и здравый смысл.

Также в процессе аргументации нужно иметь в виду ценность того или иного аргумента. Максимальный балл за аргумент — 2. Столько можно получить, если аргументация включает ссылку на автора текста и название произведения.

В случае, если аргументом является литературное произведение, то нужно еще обозначить героев, особенности их речи и поступков, указать на связь всего перечисленного с темой.

Также можно аргументировать тезис с помощью пословиц, поговорок, афоризмов, которые сделают его более образным и открытым для интерпретации.

Учтите, что аргументация, основанная на примерах из жизни — как личной, так и общественной — оцениваются ниже. Все потому, что их проще подобрать. Но они более понятны читателям.

Надеюсь, теперь у вас не будет проблем с формулировкой тезисов в сочинении.

Учащиеся 8-х классов продолжают отрабатывать навык написания сочинения-рассуждения на литературную тему. Считаем, что не лишним будет в этом деле включить ребят в беседу, где бы они порассуждали, поспорили, сделали вывод. Обратим внимание, что все истолкования должны касаться темы, где подводим итоги, делаем выводы, приводим цитаты. Говорим об образности языка, меткости суждений писателя по тому или иному вопросу. Приводим факты из современной жизни, доказывая актуальность произведения в наши дни. После того, как тема хорошо выяснена, дети неплохо справляются с поставленными целями.

Научить детей самостоятельно мыслить, не пользоваться чужими трудами, не бояться творчества – задача для учителя, которую можно решить простым, известным всем методом, предложенным на уроке.

Цель урока:

  • Отработать умение построения сочинения-рассуждения на литературную тему обобщающего характера;
  • Отработать навыки по составлению плана сочинения;
  • Совершенствовать навыки подбирать эпиграф, вводить в сочинение цитаты.

Оборудование: мультимедийная доска, диапроектор, тексты произведения

Ход урока

1. Объявление темы.

2. Повторение: рассуждение как один из типов речи; сложный план к сочинению; оформление цитат.

3. Работа по выяснению главной мысли сочинения. Обсуждаются вопросы, которые были вынесены в домашнее задание.

— Над чем решил посмеяться Н.В.Гоголь?

— Каков смысл эпиграфа комедии?

Комментируя ответы учеников, учитель сообщит о том, что чиновничество стало истинным бедствием для России. И чиновники сояли, как темный лес, над безгласным народом… Н.В.Гоголь, заметив движущие силы современного ему общества, изобразил в комедии все сословия, кроме духовенства, и на вершине этой пирамиды – правящее чиновничество.

— Какое впечатление произвела комедия на читателя? Как об этом сказал сам драматург?

— Давайте прочитаем отзывы критиков о комедии и попробуем объяснить причины ликования одних и возмущение других. (высвечиваем на мультимедийном экране, частично – у детей на раздаточном материале):

Никто никогда до него (Гоголя) не читал такого курса патологической анатомии русского чиновника. С усмешкой на губах он проникает в самые сокровенные изгибы этой нечистой и злобной души. (А.Герцен)

Гоголь действительно сделал важное дело. Впечатление, произведенное его комедией, много прибавляет к тем впечатлениям, которые накопляются в умах существующего порядка вещей. (А.Никитенко)

Автор выдумал какую – то Россию и в ней какой – то город, в который свалил он все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь… (Вигель – в письме к Загоскину)

Не комедия, а карикатура в разговорах…действие ее не новое и притом несбыточно и невероятно; в ней сначала до конца нет ни одного благородного, возвышенного движения, не только мысли. (Н.Греч)

— Как вы понимаете смысл слов, которые, по воспоминаниям современников, произнес Николай I после просмотра премьеры комедии: «Всем досталось, а больше всего мне».

— Таким образом, уездный городишко, изображенный писателем, — это сколок общества того времени. Показанная в миниатюре сама Россия.

Работа по отбору материала для сочинения

— Ребята, ответьте на вопросы, ответы на которые и помогут вам собрать материал для сочинения.

Аналитическая беседа

— Где и когда происходят события, изображенные в комедии? (Обращаем внимание учащихся на то, что время событий устанавливаем по описаниям судьи, избранного по воле дворянства на эту должность и пятнадцать лет занимающего ее, — следовательно, это 30-е годы 19 века).

— Каким вы представляете уездный город по репликам действующих лиц?

— Кому принадлежит власть в городе? – Какова деятельность? (Следует подчеркнуть, что драматург создавал не столько отдельные фигуры людей, сколько «отдельную корпорацию воров и грабителей». Не случайно потому кольцевое обрамление комедии – массовые сцены, в которых показана вся группа правителей города, обеспокоенных приездом ревизора.

— Почему большое значение в комедии отведено мотиву взятки?

— Как живется горожанам? (В центре внимания положение купечества (4 действие), эпизодические фигуры из народной среды. Это и образы арестантов, не получивших пищи, и забитых солдат, у которых «сверху мундир, а внутри ничего нет», бедных больных, которые «выздоравливают, как мухи». Бесправный народ представлен и в образе слесарши, мужа которой незаконно отдали в солдаты, и высеченной унтер – офицерши. фигуры мещанок, выдвинутых на передний план, предполагают за собой целую группу людей. И, действительно, вслед за появлением слесарши в окно высовывается рука с просьбами, а затем «дверь отворяется и выставляется какая-то фигура во фризовой шинели, с небритою бородою, разбитою губою и перевязанной щекою; за ней в перспективе появляется несколько других №»

— Как вы думаете, изменит ли приезд настоящего ревизора порядки в городе?

Примерный план сочинения (составляем с учащимися)

I. Беспощадный смех великого русского писателя.

II. Сатирическое изображение Н.В.Гоголем порядков уездного города30 – годов 19 века в комедии «Ревизор»

1. Система образов в пьесе.

2. Место и время действия.

3. Ограниченность и низменность интересов правителей города.

4. «Дела в большом запущении».

5. Должностные злоупотребления чиновников.

6. Роль мотивов взятки в комедии.

7. Жертвы из социальных низов.

III. Отсутствие в сюжете комедии смягчающих обстоятельств в адрес правящего чиновничества. Обобщающее значение картин жизни провинциального города, нарисованнных Гоголем.

— Учащиеся работают самостоятельно: на черновиках пишут сочинение.

— По желанию обсуждаем 1-3 написанных текста.

— Приводим ориентировочный текст – вступление.

В литературу 19 века Н.В.Гоголь вошел как писатель-сатирик, автор многих бессмертных произведений. В их числе и комедия «Ревизор», представление которой состоялось в 1836 году.

Говоря об идейном замысле комедии, Гоголь писал: «В «Ревизоре я решил собрать в одну кучу… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливость, и за одним разом посмеяться над всем».

Какие же это несправедливости? Действие происходит в небольшом уездном городе, от которого хоть три дня скачи, ни до какого государства не доскачешь». В городе правят чиновники во главе с городничим. В их руках вся власть. От их воли зависят судьбы социальных низов.

— Далее даем детям рекомендации о последовательном, логичном изложении мыслей, о включении цитат, как подтверждение фактов, суждений.

— Напоминаем о том, что проверять сочинение необходимо 3-4 раза.

— Выставление оценок.

— Рефлексия: Был ли урок полезным в плане познания нового ?

— На что особенно вы будете обращать внимание при написании сочинения-рассуждения на литературную тему?

Домашнее задание:

1. Дописать сочинение

2. Подготовиться к изучению творчества И.С.Тургенева.

  • Цитаты для сочинение на тему обломов
  • Цитаты для декабрьского сочинения 2022
  • Цитаты елисея из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Цитаты евгения шварца о сказках
  • Цитаты даля о сказках