Цитаты про войну для сочинения

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. оно одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. о том,

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

2 февраля 2022 года предусмотрен дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) для участников, которые получили «незачёт» или не смогли принять участие в нем в основной срок (1 декабря 2021 года) по уважительным причинам (например, по причине болезни).

Как «подтянуться» за оставшееся время, что повторить и на что обратить внимание – рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования Светлана Меньшенина.


Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма) – последняя часто содержит метафору, предполагает неоднозначность суждения и требует перевода на общеупотребительную лексику, чтобы была понятна проблема, по которой будет развернуто рассуждение.

Пример названия-утверждения – «Путешествовать – это значит изменяться». Оно является законченным суждением, и автор сочинения должен высказать свое согласие или несогласие с тезисом. Эта формулировка требует аргументированного подтверждения или опровержения заключенной в названии позиции.

Вопросный тип формулировки названия – «Технический прогресс – это надежда или опасность для человечества?» – требует самостоятельного ответа на вопрос и его доказательства.

Самым, пожалуй, сложным является вариант названия в форме цитаты, например «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский). В цитате содержится метафора, которую нужно понять и объяснить, в данном случае – что означает «рушится человек».

Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.

Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, что будет частью композиционного фрагмента «я-высказывание». Можно порассуждать о том, что такое дорога, человек путешествующий, жизненный путь, новые технологии, риски цивилизации, экологические проблемы, преступление, совесть, раскаяние, вечные темы, шедевры литературы, гражданин, долг, личная ответственность, социальная справедливость и другое. Автор должен изложить свое понимание основного понятия, и в этом случае ученику поможет обращение к толковому словарю. Можно рассмотреть родо-видовые характеристики понятия, противопоставление к нему, понаблюдать за тем, как оно представлено в малых фольклорных жанрах (пословицах, поговорках), в повседневной речи, что позволит глубже и полнее раскрыть значение ключевого слова в своем рассуждении.

В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.

Аргументация вначале может включать собственные доводы, а уже потом примеры из литературных произведений. Важно при доказательстве своего мнения не ограничиваться общими суждениями или пересказом произведения, а анализировать конкретный эпизод, ситуацию, конкретного героя, которые имеют отношение к проблеме сочинения и делают приведенные доводы убедительными.

Примеры аргументации:

По направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» можно обратиться к таким произведениям, как:
  • «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева,
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова,
  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого,
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н.С. Лескова,
  • «Вишневый сад», «Степь» А.П. Чехова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М.А. Шолохова и др.
В сочинениях направления «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» могут быть использованы:
  • «Гроза» А.Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М.А. Булгакова,
  • «Песчаная учительница» А.П. Платонова,
  • «Мы» Е.М. Замятина,
  • «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина,
  • «Кысь» Т.Н. Толстой,
  • «1984» Дж. Оруэлла,
  • «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери и др.
Приводя аргументацию по направлению «Преступление и наказание – вечная тема», можно привлечь:
  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского,
  • «Войну и мир» Л.Н. Толстого,
  • «Темные аллеи» И.А. Бунина,
  • «Олесю» А.И. Куприна,
  • «Старуху Изергиль» М. Горького,
  • «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова,
  • «Гамлета» У. Шекспира и так далее.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня». Это тематическое направление предполагает рассуждение о произведениях искусства, наиболее близких ученику, и размышления о том, почему они стали для него таковыми. Темы в рамках этого направления позволяют лучше понять себя, разобраться со своими внутренними проблемами. Важно помнить, что, обращаясь к фильму, спектаклю, музыкальному произведению или живописи, нужно говорить о литературе, которая стала основой для их создания.

В сочинениях направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» при доказательстве своего суждения можно опираться на такие произведения, как:
  • «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова,
  • «Недоросль» Д.И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова,

«Историю одного города», сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.

Советую обращаться при аргументации своей позиции не только к объемным произведениям (романам, повестям, драмам), но и к малым жанрам художественной литературы, публицистическим произведениям, в том числе современным. Например, можно использовать цикл миниатюр в прозе А.И. Солженицына «Крохотки», краткие по форме и выразительные по содержанию литературно-философские эссе Ю.В. Бондарева «Мгновения», короткие рассказы В.П. Астафьева «Затеси», В.М. Пескова «Окно в природу», «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева, в которых авторы обращают читателя к темам и проблемам, волнующим человека. Писатели размышляют о цели и смысле жизни, времени, выборе, совести, тайнах природы, отношении к родине, сложных человеческих отношениях, нравственных ценностях.

Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщается тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (свои доводы и примеры из литературных произведений). В этой части (или во вступлении) можно раскрыть значение ключевых понятий. Заключение – это подведение итога, выводы по своим рассуждениям. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.

При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

Таким образом, для успешного написания итогового сочинения учащимся нужно развивать свои аналитические умения, хорошо изучить литературный материал и научиться ясно выражать свои мысли в письменной форме.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Великая Отечественная война в литературе 20 века

Мы не должны забывать страшные минуты войны, горе и смерть миллионов советских людей. Конечно, было бы преступлением не чтить память павших и не вспоминать об этом времени. Память о войне, о геройстве наших солдат, борьба за согласие между народами на планете является основным долгом всех нас. Одной из основной тем в произведениях советских писателей является изображение страшных моментов войны 1941 года. Ведь она вошла в жизнь каждого человека, принесла тревоги и горести.

Своеобразно раскрывает военную тематику писатель В.Быков. Он исследует, используя художественные приемы, моральные основы человеческого поведения в их социальной обусловленности. Если обратиться к его повести «Сотников», то мы видим, как писатель показал нам два образа Сотникова и Рыбака, которые своим отношением к Родине, раскрыли суть истоков героизма и предательства. Ведь отчетливо видно, что Сотников, перенеся все пытки, мужественно погибает, а Рыбак, оставшись наедине с врагом, не может выдержать мучений, предает товарищей.

В повести В. Козько «Судный день» раскрывается тема детей, чье детство прервала война. Вследствие этого у них возникает огромная душевная рана. События описаны через 10 лет после войны в небольшом городке Белоруссии. Главный персонаж Колька Летечка, будучи ребенком, пребывал в концлагере, где у таких ребят, брали кровь для солдат Германии. Все страдания, которые он перенес, отбивают у него память. И когда он присутствует на одном из судов, где судят предателей родины — карателей, мальчик вспоминает все, и это прошлое его убивает.

«Судьба человека» М.Шолохова и «Василий Теркин» Твардовского до сих пор актуальны, так как в этих произведениях с особой силой изображен характер русского человека. Андрей Соколов и Василий Теркин- обобщают образ настоящего русского воина, который прошел все испытания и сохранил в себе отвагу, патриотизм и любовь к Отчизне.

Много еще можно перечислить произведения, в которых отражены страницы Великой Отечественной войны, где с особой силой воспевается героизм наших солдат. Книги о войне воспитывают в молодых людях стойкость, учат их любить Родину.

Вариант 2

Великая Отечественная война нашла широкое отражение в литературе. Он ней писали и те, кто непосредственно воевал, и послевоенное поколение. Писали не только прозу, но и стихи. Писатели и поэты уезжали на фронт военными корреспондентами и центральных, и районных газет. Многие из них пали смертью храбрых, так как не щадили себя и лезли в самое пекло, чтобы правдиво отражать события.

Мне больше всего нравится стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Это своего рода наказ солдата любимой женщине. Если он будет знать, что его ждут, ему и воевать будет легче. Есть в стихотворении такая строка «… ожиданием своим ты спасла меня…» и ещё «…просто ты умела ждать, как никто другой».

Поэма в стихах Александра Твардовского «Василий Тёркин» — это по сути собирательный образ русского солдата. Практичного, смекалистого, рукастого, храброго. Вот, например, как автор пишет про переправу через реку. Отправили Тёркина сообщить, что «взвод на левом берегу жив-здоров на зло врагу …просит огонька туда подбросить…» Поскольку дело было зимой, и чтобы Тёркин не окоченел, его стали растирать спиртом. Тёрли, тёрли, вдруг он просит выпить, «…изнутри согреться мне, чтоб не всё на кожу тратить». Выпил рюмку, согрелся и доложил обстановку. Сработала крестьянская смекалка.

Эти произведения публиковались в военных газетах, их вырезали, бережно хранили в карманах гимнастёрок и планшетах, переписывали друг у друга.

Ольга Бергольц и её «Ленинградская поэма» про осаждённый, но не покорённый Ленинград. Про «дорогу жизни», по которой вывозили из осаждённого города детей, стариков, раненных красноармейцев, а в город везли продовольствие. «…Дорогой жизни шёл к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим, ещё не знают на земле страшней и радостней дороги…»

Про битву за Ленинград Александром Чаковским написан роман-эпопея под названием «Блокада». Про Сталинградскую битву Юрием Бондаревым был написан роман «Горячий снег». Эти оба произведения экранизированы.

Про оборону Москвы Константин Симонов написал роман «Живые и мёртвые». Вторая книга называется «Солдатами не рождаются». Третья книга — «Последнее лето».

Про Великую Отечественную войну писали Юлия Друнина и Муса Джалиль.

Борис Васильев «А зори здесь тихие», «Аты-баты, шли солдаты», « В списках не значится». В романе « А зори здесь тихие» рассказывается о девушках-зенитчицах, которые защищали небо в Карелии. Обычная жизнь прервалась тогда, когда одна из них случайно обнаружила в лесу двух фашистских диверсантов. Правда, потом их оказалось около двадцати. Пять девушек и старшина отправились вслед за ними, чтобы их уничтожить. Все пятеро пали смертью храбрых. Старшина всё-таки выполнил поставленную задачу. А в сводках Совинформбюро была только одна строка «… проходили бои местного значения». И ни слова про подвиг девушек.

После войны старшина и выросший сын одной из погибших девушек в этих местах на большом валуне установили памятную доску с именами девушек.

Это только малая часть произведений о Великой Отечественной войне. Их написано гораздо больше.

Великая отечественная война в произведениях писателей 20 века

Великая отечественная война — это величайшая трагедия 20 века. И не было в СССР семьи, которой она не коснулась. Естественно события, человеческие судьбы, героические истории подвигов, нашли отражения в произведениях писателей и поэтов.
Тема эта, просачивалась в искусство еще во время самой войны. Так, например, во время войны, с 1942 по 1945 годы была написана поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». В ней было 30 глав, каждая из которых описывала тот или иной эпизод фронтовой жизни простого солдата, подававшего пример своей стойкостью, готовностью отдать жизнь за родину и друзей.

В первые годы после войны, тоже были написаны очень достойные произведения. Например, повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», которая была опубликована в журнале «Знамя». В 1946 году. Или повесть Б. Васильева «В списках не значился», посвященная подвигу защитников Брестской крепости, первой встретившей удар нацистских захватчиков. Она имеет документальную основу, как говорит Сам Васильев в эпилоге и основана на реальных впечатлениях о тех событиях.

Впрочем, во все последующие года, вплоть до конца века и до нашего времени, было написано много сильных стихов, романов, поэм, песен и повестей на эту страшную тему. Всего и не перечислить. Она всегда берёт читателя за живое, особенно если ему или его семье, довелось испытать на себе боль утраты близких на этой войне. Лично мне очень нравится рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». В нем речь идет о простом шофере, Андрее Соколове. Попав в плен к нацистам, ему приходится испытать ужасы жизни в концлагере. Не раз видит муки и смерть товарищей и сам бывает на волоске от смерти. Но пытается выжить изо всех сил, ведь дома его ждут жена и трое детей (сын и две дочери) Благодаря счастливой случайности, ему удается выбраться из плена и он попадает в госпиталь на лечение. Там, из письма он узнаёт, что его жена и обе дочери погибли из-за сброса бомбы на их дом и теперь у него остался один сын, который тоже на фронте. Оставшееся время войны, он живет только в надежде на скорую победу и на встречу с сыном. Но буквально в последние дни войны, погибает и сын. Так после войны, у главного героя не остается в жизни ничего и он, потеряв всякую надежду, уезжает в чужой город и работает там водителем грузовика. Вскоре он замечает на улице беспризорного мальчика, который видимо тоже потерял родителей из-за войны. Так как мальчик еще маленький, герою удаётся убедить его, что он его отец, подарив тем самым мальчику счастливое детство, а себе новый смысл жизни.

Подводя итог, могу сказать, что самые проникновенные вещи в литературе на эту тему, были основаны на реальных событиях, как тот же рассказ «Судьба человека». И это не удивительно. Ведь жизнь в такое страшное время рождала истории и судьбы, захватывающие дух сильнее, любых придуманных.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться с друзьями:

Рекомендуем также посмотреть!

Сочинение на тему «Заячьи лапы»

Сочинение на тему «Мой любимый предмет – география»

Сочинение на тему «Мой любимый уголок природы»

Сочинение на тему «Образ тучки из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»

Сочинение на тему «Добро возвращается добром»

Сочинение на тему «Волшебница-зима»

Сочинение на тему «Осень мое любимое время года»

Сочинение на тему «Моя любимая игрушка»

Сочинение на тему «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

Сочинение на тему «8 марта»

Сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Сочинение на тему «Мой любимый герой из сказок Андерсена»

«В списках не значился» Борис Васильев

До сих пор герой повести Бориса Васильева считается символом всех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу. В повести «В списках не значился» автор не щадит читателя, он описывает войну в страшных подробностях, которые невозможно читать без душевной боли. Герой произведения Николай Плужников оказывается в Брестской крепости вечером накануне войны и по собственной воле становится её защитником. Последним защитником: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я — последняя её капля». Через 9 месяцев у бойца закончились патроны, и только тогда Плужников вышел наверх. Такое мужество русского лейтенанта не просто наводило ужас на фашистов, оно вызывало уважение у противника.

«Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой

«Повесть о настоящем человеке» создал писатель, прошедший всю Великую Отечественную войну в качестве корреспондента газеты «Правда». В эти страшные годы он успел побывать в партизанских отрядах в тылу врага, участвовал в Сталинградской битве, в сражении на Курской дуге. Но мировую известность Полевому принесли не военные репортажи, а художественное произведение, написанное на основе документальных материалов. Прототипом героя его «Повести о настоящем человеке» стал советский лётчик Алексей Маресьев, который был сбит в 1942 году во время наступательной операции Красной армии. Боец потерял обе ноги, но нашёл в себе силы вернуться в ряды действующих лётчиков и уничтожил ещё немало фашистских самолётов. Произведение было написано в тяжёлые послевоенные годы и сразу полюбилось читателю, ведь оно доказывало, что в жизни всегда есть место подвигу.

«Прокляты и убиты» Виктор Астафьев

Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт в 1942 году, был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Но в романе «Прокляты и убиты» автор отнюдь не воспевает события войны, он говорит о ней, как о «преступлении против разума». На основе личных впечатлений писатель-фронтовик описал исторические события в СССР, предшествовавшие Великой Отечественной войне, процесс подготовки пополнений, быт солдат и офицеров, их взаимоотношения между собой и командирами, боевые действия. Астафьев раскрывает всю грязь и ужасы страшных лет, тем самым показывая, что он не видит смысла в огромных человеческих жертвах, доставшихся на долю людей в страшные военные годы.

Поэзия и война

Поэзия имела особое положение в военные годы. Стихи и песни помогали воспрянуть духом людям как на фронте, так и в тылу. Многие поэты сами побывали на фронте и знали, какое большое значение имеют стихи и песни для солдат, как они могут их воодушевить, поднять их дух. Известные поэты того времени: Ф. Сухов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, К. Симонов, Ю, Левитанский, А. Твардовский, Н. Майоров, Б. Окуджава.

В стихах и песнях чаще всего прослеживается лирическая личная тема. Очень известим является произведение «Жди меня», написанное К. Симоновым. Это письмо Симонов написал, будучи на фронте, и посвятил его своей возлюбленной, актрисе Валентине Серовой. Изначально это было простое личное письмо, но Симонов читал его своим друзьям, затем прочитал его в радиоэфире. На это стихотворение последовало большое количество положительных отзывов, и он решил его опубликовать. В военные годы это стихотворение стало очень популярным. Солдаты, находясь на грани жизни и смерти, читали наизусть это стихотворение, его сила во многом помогал им выжить.

Особе место в поэзии этих годов занимает творчество В. Лебедева- Кумача. Его произведение «Священная война» — гимн защиты отечества. Этот гимн как нельзя лучше характеризовал грозную непоколебимую силу русского народа.

Особое место в военной прозе принадлежит писателю А. Твардовскому. В 1942 году выходит его знаменитое произведение «Василий Теркин». Василий Теркин — это собирательный образ русского советского бойца. Для него боевой подвиг — это его повседневный труд. Главная идея для него – защита своей Родины. В Теркине собраны лучшие черты русского народа: он добрый, сильный, находчивый, неунывающий, с ноткой грусти, но любит жизнь несмотря ни на что.

«Блокадная книга», Алесь Адамович и Даниил Гранин

Алесь Адамович воевал в составе партизанского отряда. Даниил Гранин был в танковых войсках. Писатели объединились, чтобы рассказать историю осаждённого Ленинграда.

«Блокадная книга» в первую очередь история невероятного героизма, но не того, что показывают в фильмах о неуязвимых воинах. Жители совершали подвиг каждый день тем, что выживали и не сдавались, защищая свой город. Они изливали свои уставшие души в дневниках и устных пересказах. Авторы собрали эти истории и сохранили память о людях, на чью долю выпали суровые испытания войной, голодом и смертью.

В издание 2021 года вошли архивные фотографии блокадных лет.

Купить книгу

Константин Симонов. «Живые и мёртвые» (1955–1971)

В грандиозной трилогии «Живые и мертвые» повествуется о событиях Великой Отечественной войны, начиная с ее первых дней. В основе романа — записки самого автора, сделанные им в разные годы, о судьбах людей, на которые повлияла война.

Цитаты:

«Иногда человеку кажется, что война не оставляет на нем неизгладимых следов, но если он действительно человек, то это ему только кажется»

«Все мы сейчас на войне одинаковые: и злые — злые, и добрые — тоже злые! А кто не злой, тот или войны не видал, или думает, что немцы его пожалеют за его доброту»

«Война каждый час разлучает людей: то навсегда, то на время; то смертью, то увечьем, то раной. И все-таки, как ни наглядишься на все это, но что она такое, разлука, до конца понимаешь, только когда она нагрянет на тебя самого»

«Дожить до рассвета» Василь Быков

Василя Быкова называют автором самых пронзительных книг о войне. В своих произведениях он поднимает вечные вопросы: как в бесчеловечных обстоятельствах сохранить человечность? Ради чего страдает человек, только ли для себя живёт? На эти и другие вопросы ищут ответы персонажи одной из его самых знаменитых повестей «Доживём до рассвета». Главный герой — советский лейтенант Игорь Ивановский, которому хоть и не удаётся выполнить задание, взорвать немецкую базу боеприпасов, но он до последней минуты делает всё возможное и невозможное для победы своего народа. После сильного эмоционального финала повести (тяжело раненный Ивановский подрывает себя гранатой, чтобы уничтожить при этом врага) невозможно остаться равнодушным и не думать о страшных судьбах героев войны.

Сочинение про войну: цитаты, как писать

Для того чтобы раскрыть тему, необходимо провести исследование. Вводя поисковые запросы «война сочинение», «сочинение война» или аналогичные, можно найти немало готовых образцов.

Но не стоит их использовать: есть вероятность, что сочинение про войну появилось в интернете, потому что заняло призовое место в одном из ежегодных конкурсов, посвященных Дню Победы. Следовательно, оно широко известно, и учитель может быть знаком с его содержанием. В таком случае шанс того, что он поставит плохую оценку, достаточно высок.

Лучше потратить немного времени и написать сочинение на тему войны самостоятельно. Благо, материалов за более чем полвека накопилось достаточно и их без проблем можно найти в открытом доступе.

Сочинения о войне имеют ту же структуру, что и сочинения на другие темы. Основными частями таких текстов являются:

  • Вступление.

Как правило, эта часть составляет примерно 1/3 всего текста. В ней содержится ответ на вопрос, чем тема заинтересовала и близка автору, как проходила работа над материалом или о времени и проблеме, которую раскрывает сочинение о войне.

К написанию вступления лучше приступать, когда написаны основная часть и выводы. Здесь уместно использовать цитату о значении войны в жизни людей.

Например, британский политик первой половины ХХ века Невилл Чемберлен писал:

В войне не бывает выигравших — только проигравшие.

Она точно характеризует ситуацию, в которой оказываются все стороны вооруженного конфликта. Без потерь не обходится ни одна сторона.

Американский политик второй половины XIX – начала ХХ века Джонсон Хайрам утверждал:

Первой жертвой войны становится правда.

Цитата точно отражает мысль о том, что во время конфликта каждая из сторон отстаивает собственную правоту, а установление истины мало кого интересует.

Писатель Антуан де Сент-Экзюпери так писал о войне:

Война — не настоящий подвиг, война — суррогат подвига. В основе подвига — богатство связей, которые он создает, задачи, которые он ставит, свершения, к которым побуждает. Простая игра в орла или решку не превратится в подвиг, даже если ставка в ней будет на жизнь или смерть. Война — это не подвиг. Война — болезнь. Вроде тифа.

Цитата говорит о том, что война сводит все потребности человека к одной — выжить, поэтому ее не следует считать подвигом, который вдохновляет других.


Фото: pixabay.com: UGC

  • Основная часть.

В этой части текста раскрывается тема войны. Сочинение здесь стоит построить по такой схеме: утверждение — доказательства — вывод.

Например, раскрывая тему, что такое война, сочинение будет содержать такие утверждения:

  • На фронт уходят молодые люди, которые не имеют жизненного опыта. Вернувшись к мирной жизни, они не всегда приспосабливаются, поскольку не знают другой жизни, кроме окопной. Поэтому общество сталкивается с проблемой так называемого потерянного поколения.

В качестве иллюстрации правильности утверждения можно привести несколько цитат.

Так, 31-й президент США Герберт Гувер утверждал:

Старики объявляют войну, а умирать идут молодые.

Похожую мысль сформулировала писательница Светлана Алексиевич в книге «У войны не женское лицо»:

Умирали за жизнь, еще не зная, что такое жизнь.

  • Войны разжигают политики, а своими жизнями должны расплачиваться обычные граждане.

Эту мысль отлично подтверждает цитата писателя Эрнеста Хемингуэя:

Те, кто сражается на войне, — самые замечательные люди, и чем ближе к передовой, тем более замечательных людей там встречаешь; зато те, кто затевает, разжигает и ведет войну, — свиньи, думающие только об экономической конкуренции и о том, что на этом можно нажиться. Я считаю, что все, кто наживается на войне и кто способствует ее разжиганию, должны быть расстреляны в первый же день военных действий доверенными представителями честных граждан своей страны, которых они посылают сражаться.

  • Война ведет к пересмотру системы ценностей — человек, видевший смерть, смотрит на мир другими глазами.

Это утверждение подкрепит цитата из романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол»:

— А Бога нет? — Нет, друг. Конечно, нет. Если б он был, разве он допустил бы то, что я видел своими глазами?

Разочарование в Боге — один из сильнейших психологических кризисов, который только можно представить. Поэтому отрицание Бога как результат событий на войне показывает, какое разрушительное воздействие на мировоззрение она оказывает.

Сочинение на тему «Война» украсят рассуждения о влиянии войны на жизнь различных групп мирного населения: детей, женщин и мужчин, которые по различным причинам остались в тылу. Их вклад в победу был не менее важен, чем солдатский труд.

Повествуя о войне, сочинение может содержать информацию не о боях или передвижении войск, а о том, что даже в военное время люди умудрялись сохранять любовь и находить близких людей.

Данный тезис украсит цитата писательницы Светланы Алексиевич:

Любовь — единственное личное событие человека на войне. Все остальное общее — даже смерть.

  • Заключение.

В этой части автор излагает выводы, которые он сделал, изучая тему. Важно, чтобы они были логическим продолжением мыслей, высказанных в основной части.

В заключении также уместно использовать цитату, подтверждающую то, что было сказано автором в сочинении.

Например, вице-президент США в администрации Джимми Картера Уолтер Мондейл высказал мысль:

Ветеранов Третьей мировой не будет.

Цитата говорит о том, что еще одной разрушительной войны человечество как вид может не пережить.

Похожая мысль содержится в высказывании физика Альберта Эйнштейна:

Я не знаю, каким оружием будут сражаться в Третьей мировой войне, но в Четвертой будут сражаться палками и камнями.

Важно, чтобы мысли в заключении были обоснованы и высказаны искренне. Тогда сочинение будет оценено высоко.


Фото: flickr.com: UGC

«А зори здесь тихие…» Борис Васильев

«А зори здесь тихие…» — книга-предостережение, заставляющая ответить на вопрос: «А на что готов я ради своей Родины?». В основе сюжета повести Бориса Васильева лежит реально совершённый подвиг времён Великой Отечественной войны: семь самоотверженных солдат не дали немецкой диверсионной группе взорвать Кировскую железную дорогу, по которой доставляли для Мурманска снаряжение и войска. После сражения в живых остался лишь один командир группы. Уже во время работы над произведением автор решил заменить образы бойцов на женские, чтобы сделать историю более драматичной. В итоге получилась книга о женщинах-героях, поражающая читателей правдивостью повествования. Прообразами пяти девушек-добровольцев, вступающих в неравную схватку с группой фашистских диверсантов, стали сверстницы по школе писателя-фронтовика, также в них угадываются черты радисток, медсестёр, разведчиц, которых Васильев встречал в годы войны.

«Судьба человека» Михаил Шолохов

В основе рассказа «Судьба человека» лежит реальная история, произошедшая с автором. В 1946 году Михаил Шолохов случайно встретил бывшего вояку, который рассказал писателю о своей жизни. Судьба мужчины настолько поразила Шолохова, что он решил запечатлеть её на страницах книги. В повести автор знакомит читателя с Андреем Соколовым, который сумел сохранить силу духа, несмотря на тяжёлые испытания: ранение, плен, побег, гибель семьи и, наконец, смерть сына в самый счастливый день, 9 мая 1945 года. После войны герой находит в себе силы, чтобы начать новую жизнь и подарить надежду другому человеку — он усыновляет осиротевшего мальчика Ваню. В «Судьбе человека» личная история на фоне страшных событий показывает судьбу целого народа и твёрдость русского характера, который можно назвать символом победы советских войск над фашистами.

  • Цитаты про любовь для сочинения
  • Цитаты из сказки конек горбунок
  • Цитаты из сказок пушкина для викторины 5 класс
  • Цитаты из сказок пушкина ставшие крылатыми
  • Цитаты к итоговому сочинению по направлению преступление и наказание