Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Примерные темы по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Что можно считать преступлением?
- Война: преступление или подвиг.
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- В чем опасность преступлений?
- Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
- Почему важны оправдательные приговоры?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Совместимы ли гений и преступление?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Можно ли оправдать преступление?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Может ли преступник раскаяться в содеянном?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Как бороться с преступностью?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Что такое совесть?
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Нужно ли быть милосердным к преступникам?
- Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
- Что помогает человеку искоренять зло в себе?
- Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
- Каковы могут быть причины преступлений?
- Почему за преступлением следует наказание?
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Свобода и ответственность в жизни человека.
- Что значит быть совестливым человеком?
- Можно ли простить человека, совершившего преступление?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Какую роль играет совесть в жизни человека?
- Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
- Можно ли искупить свою вину?
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
Список произведений «Преступление и Наказание – вечная тема»
- М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель»,
- «Война и мир» Л.Н.Толстой
- «Дубровский» А.С.Пушкин
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
- «Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- А. Островский «Гроза»
- Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
- И. Тургенев «Муму»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
- А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»,»Моцарт и Сальери»
Короткие произведения
- Л. Андреева «Предстояла кража»
- О. Генри «Родственные души»
- А.П. Чехова «Злоумышленник»
Преступление и наказание — вечная тема
Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».
В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:
- мораль и нравственность;
- совесть;
- честь;
- ответственность;
- вина и раскаяние.
Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Из комментариев ФИПИ
В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»
Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна
Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.
Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.
В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.
Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.
Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/primeryi-sochineniy-po-napravleniyu-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html
Обратите внимание на структуру сочинения!
1.В выбранной теме выделены ключевые слова.Далее во вступлении они расшифрованы.
2.В конце вступления есть тезис-это то,над чем человек будет рассуждать в своем сочинении и к чему вернется в выводе.
3 В аргументах –продолжение ваших размышлений с опорой на ключевые слова сочинения (в данном сочинении речь о различии ошибки и преступления)
4.Выводы –это не просто слова типа…в этих аргументах мы все доказали..
Это подведение итогов и ответ на поставленный в теме вопрос с опорой на ваши личные размышления.
Список всех аргументов из литературы «Преступление и Наказание — вечная тема»
«Преступление» этимологически означает «преступить черту», которая является запретной. Этого невозможно сделать, если не пренебречь моральными законами и пойти в сговор с собственной совестью. Совесть, будучи голосом Творца в голове человека, никогда не утихнет, если преступник сохранил хотя бы крупицу человечности.
Убегая от совести, человек придумывает оправдания противозаконному поступку, преисполняется гордыней, снимает с себя ответственность, чтобы снова и снова вершить новые преступления. Но если от совести не удается убежать, то появляется единственная надежда искупить содеянное. Это – раскаяние, на что и пошел Родион Раскольников, главный героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Есть ли оправдание преступлению?
Родион Раскольников, бедный студент, совершил преступление, находясь в тяжелой жизненной ситуации. Никто, кроме грешницы поневоле Сони Мармеладовой, не готов оправдать его. Только несчастная Соня видит в студенте заблудшую душу, такую же, как она сама, а потому Родион получает сочувствие девушки.
Мирное время – это не война, когда преступления оправдываются, ведь законы перестают действовать. Родион Раскольников живет в мирное время и горе ему, если он не сумел приспособиться к жизни в общих для всех условиях.
Каждый преступник – плохой человек?
Можно ли назвать Родиона Раскольникова, обыкновенного студента, плохим человеком? Он – один из многих, нищих и неспособных прокормить себя, а потому решающих пойти на отчаянный шаг. Родион отличается от них лишь тем, что нашел себе оправдание в виде высшей цели, к которой он стремится.
Был ли Раскольником плохим человеком или просто заблудшим, как думает Соня? А может, он был просто слишком самоуверенным и даже оторванным от реальности? Это гораздо ближе к сути. Так что же произошло в голове этого человека, чтобы решиться на убийство?
Крайняя нужда заставила простого студента пойти на преступление. Он решает убить старуху-процентщицу, чтобы хоть немного решить финансовые проблемы. В качестве оружия он выбирает топор. В миг убийства его обнаруживает сестра потерпевшей, и Родион убивает ее тоже.
Страшное орудие подчеркивает не столько хладнокровие преступника, сколько его отчаяние, страх и нужду. Ведь у студента нет денег на оружие, и он выбирает топор, что делает его преступление еще более ужасающим, в первую очередь – для него самого. Ведь Родион – совсем не плохой человек, в обычном смысле этого слова. Он – не обманщик, не мошенник, не плут, не вор. Так что же сделало из него убийцу?
«Идти по головам» на примере Раскольникова
«Цель оправдывает средства», «идти по головам» – в языке много конструкций, которые означают достижение результата любыми способами. Можно сказать, что герой Достоевского идет к своей цели, не видя препятствий, но это – то, что лежит на поверхности. На самом деле Раскольников прекрасно видит, на что он идет и что совершает, но вступает в сделку с самим собой, доказывая, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Эта теория заглушает голос совести, опьяняя его в минуты слабости и страшной нужды.
Родион не идет по головам, он не стремится к цели, он – испытывает себя, свою совесть, силу которой изначально недооценивает.
Теория о сверхчеловеке
Преодолеть свое эго ради великой цели – вот что отличает сверхчеловека от обыкновенного в понимании Раскольникова. Руководствуясь этой идеей, Родион и замышляет преступление. Он старательно вытесняет тот факт, что деньги ему действительно нужны, а значит, на преступление он идет не для того, чтобы преодолеть эго, а наоборот – чтобы удовлетворить эгоистичную цель.
Можно ли называть сверхчеловеком того, кто способен на преступление ради удовлетворения собственных нужд? Риторический вопрос, скорее всего, такого человека назовут слабым.
Но Родион под словом «эго» подразумевает совесть, а ее ему преодолеть точно не удалось. Наоборот – она стала его величайшим наказанием.
Какова цена человеческой жизни?
Жизнь человека принадлежит богу, а значит, только он распоряжается ею. Родион, будучи под властью навязчивой идеи, разделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», за что и поплатился. Он считал, что существует определенная когорта гениев, которым позволено все, ведь они пришли в мир для созидания, и все остальных, являющихся в его понимании расходным материалом, которого не жалко.
Желая проверить свою избранность, Родион идет на убийство. Он доказывал самому себе ничтожность фигуры старухи, сравнивая ее с собой – гением в стесненных обстоятельствах.
Но откуда взялись муки совести? А оттого, что к герою пришло осознание бесценности человеческой жизни, которой не вправе распоряжаться никто, кроме ее создателя. Это осознание привело к жесточайшему раскаянию и падению с воображаемого пьедестала, на котором стоят необыкновенные гении – сверхлюди.
«Кто я – тварь дрожащая, или право имею?»
Совершив преступление и осознав его цену, Родион Раскольников понимает, что двигало им при составлении теории о сверхлюдях. Гордыня. Всего лишь человеческая гордыня, движимая нуждой, стала спусковым крючком для сделки с совестью.
Не существует великой идеи, для которой все способы хороши. Не принесет счастья злодеяние, как и не превратится в сверхличность бедный студент без гроша в кармане.
Реальность оказалась настолько далека от иллюзий, что чуть не убила несчастного героя. Лишь искреннее раскаяние стало его путеводной звездой, а спасти душу помогла простая человеческая любовь, которой его наградила такая же несчастная, как и он, девушка.
Нравственность и преступление
Нарушение нравственных норм часто влечет за собой наказание, как административное или уголовное преступление. Нормы законы тесно связаны с моралью, что ясно видно на примере героев романа. Здесь каждый преступает черту, при этом стремясь доказать законность своего поступка, ведь иначе никак…
Свидригайлов, литературный «двойник» Раскольникова не мучается от угрызений совести, найдя оправдание всему злу, что нанес другим. Мармеладов переступает через жизнь родных. Его жена переступает через Бога. А его дочь Соня переступает через себя. Все они, как и Родион, простые люди, оправдывающие слабости и пеняющие на судьбу.
Но все-таки, сквозь каждую строку романа сквозит мысль, что остаться человеком можно в любой ситуации, даже самой трудной, но для этого нужна твердость характера, которой нет у «обыкновенных» людей.
Муки совести
Совесть – индикатор нравственности человека. Совесть – самый строгий инквизитор, ведь посылает человеку нестерпимые муки, справиться с которыми по силам не каждому. Родион Раскольников в полной мере столкнулся с муками совести, противиться которым он не смог, будучи, в первую очередь, нравственным человеком, хотя и отрицал это. Только приняв решение о чистосердечном признании, герой чувствует освобождение. Тяжелый камень, лежащий у него на душе, наконец, свалился, и теперь любые физические страдания не кажутся пугающими. Что бы ни пришлось пройти герою – он навсегда запомнит, как невыносимы муки совести, и эти терзания ни за что не согласиться испытать вновь.
Герой решает, что раскаяние – единственный способ искупить преступление. А потому заново ищет путь к самому себе, обретая, наконец, целостность личности и покой в душе.
Вывод
Оступиться легко, искупить вину – невозможно в полной мере, ведь любая жизнь – бесценна, а сделка с собственной совестью не принесет ничего, кроме мучительных страданий.
Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/argumentyi-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html
Все реальные темы итогового сочинения по направлениям от 1 декабря 2021 года. 11 класс.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
101.Как путешествия могут изменить человека?
102.В чём ценность путевых впечатлений?104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106.Книга как путешествие в прошлое.
108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111.Чем путешествие может обогатить человека?
112.О чём может рассказать дорожный дневник?
113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации? 207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
307.Что такое преступление против самого себя?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
309.Когда слово становится преступлением?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле)
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
501.Что значит быть гражданином?
502.Что такое гражданский долг?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена topic.ege.edu.ru
Связанные страницы:
Автор:
Самый Зелёный
·
Совесть – это мерило нравственности человека. Чем острее он чувствует несправедливость, тем чище его душа, тем лучше его характер. Чтобы объяснить данное понятие на примере, Многомудрый Литрекон нашел литературные аргументы, отвечающие на вопрос: Что такое совесть? Они помогут Вам написать хорошее сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ по русскому языку. А Вы можете помочь ровесникам, если напишите в комментариях, какое произведение можно добавить к нашему списку.
- В рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой, обманув бабушку, не смог спокойно спать. Всю ночь он мучился от осознания вины, ведь из-за его лжи Катерине Петровне пришлось краснеть на базаре, так как туесок был набит травой, а не земляникой. Чувство, которое заставило мальчика страдать, и называется совестью. Это обостренное чувство справедливости, которое помогает человеку поступать правильно.
- В книге А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой страдал от душевных мук, осознав свою неправоту. Он проиграл крупную сумму, а Савельич (его провожатый) возмутился. В ответ барин своим высокомерием оскорбил преданного слугу. Петр чуть позже понял это и захотел извиниться, ведь не мог спокойно жить с осознанием своей несправедливости. Это понимание и признание ошибки – проявление совести, сущность которой заключается в строгом моральном контроле своих поступков.
- В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» герой узнал о трагедии: его бывшая возлюбленная утопилась, услышав о его предательстве. Только тогда Эраст понял, как жестоко он поступил с девушкой. Муки совести преследовали его всю жизнь, ведь именно он своим равнодушным обращением довел крестьянку до суицида. В данном примере совесть – суровый и беспристрастный судья, который вынес обвинительный приговор.
- В книге Н. В. Гоголя «Шинель» должностное лицо выставило просителя за дверь, чтобы продемонстрировать присутствующим свою власть. Только потом чиновник горько посетовал, что жестоко обошелся с Башмачкиным, который искал защиты своих прав у государства, но нашел лишь цинизм и равнодушие. Герой жалел о случившемся, и это чувство вины – наглядная демонстрация проснувшейся совести.
- В повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Филипп Филиппович смог создать человека в результате операции, но вскоре понял, что сотворил нечто, лишь внешне напоминающее людей. Шариков так и не приобрел того качества, которое отличает личность от зверя – совести. Он вел себя нагло и бесцеремонно, злоупотреблял добротой и терпением профессора, но ни за один проступок не чувствовал ни ответственности, ни вины. Именно это обстоятельство побудило Преображенского свернуть эксперимент. Значит, совесть – это важнейший показатель человечности, без которого люди ничем не отличаются от животных.
- В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерина изменила мужу, не выдержав прозябания без любви и заботы в доме Кабановой. Но вскоре к героине пришло осознание собственной греховности. Верующая женщина не смогла жить без покаяния и во всем созналась семье. Несмотря на негативные последствия, она сделала это, потому что не смогла иначе. Значит, именно совесть дает человеку силы жить в соответствии с морально-нравственными принципами.
- В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий совершил подлость, согласившись зарядить пистолет своего противника холостым патроном. Даже когда стало понятно, что поединок закончится смертью одного из участников, герой не дрогнул и стрелял в безоружного человека. Но когда Григорий попросил перезарядить пистолет, а секундант противника выступил против этого, Грушницкий осознал свою вину и настоял, чтобы они стрелялись на равных условиях. Его решение – запоздавшая победа совести над страхом. Этот пример доказывает, что данное качество – единственный инструмент, позволяющий контролировать соблюдение непреложных морально-нравственных законов.
- Пример чистой совести демонстрирует читателю А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Героиня всю жизнь любила одного человека, но судьба распорядилась так, что замуж она вышла за другого. Когда возлюбленный, наконец, осознал, что хочет вернуть Татьяну, женщина отказала ему, ведь не могла изменить мужу. Моральный долг она поставила выше чувства. Сохранить чистоту души ей помогла именно совесть, которую автор считал нравственной ответственностью человека за свои слова и поступки.
- В книге В. Г. Короленко «Дети подземелья» герой исправил свою ошибку, признав свою несправедливость по отношению к сыну. Вася унес из дома куклу, и отец обвинил его в воровстве. Но в разгар разговора к нему пришел бедняк, объяснивший, что мальчик утешал его больную дочку, которая уже умерла. Судья извинился перед сыном, и его раскаяние пробудила совесть, сущность которой заключается в способности признавать свои ошибки и исправлять их.
- В произведении Н. С. Лескова «Пугало» жители деревни считали Селивана колдуном и грешником, распускали про него ужасные слухи. Однако герой проявил честность и доброту, вернув шкатулку с деньгами, и люди раскаялись в том, что напрасно обвиняли его. Многие из них стали специально останавливаться в постоялом дворе Селивана, чтобы загладить вину. Приведенный пример говорит о том, что совесть – это стремление к истине и готовность принять ее.
Метки: 9 классаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из литературысочинение 15.3Что такое совесть
Читайте также:
Автор На чтение 10 мин. Просмотров 4 Опубликовано
Автор: · 12.04.2018
(303 слова) Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение, во всех тонкостях раскрывающее душу человека с ее переживаниями и радостями. На примере главного героя, Родиона Раскольникова, мы наблюдаем за поведением убийцы, осознавшего всю тяжесть свершенного им преступления. Автор, как истинный психолог, описывает чувства юноши: страх за проделанное, растерянность, сострадание. Но главным душевным составляющим Родиона становится совесть, и именно под ее влиянием Раскольникову удается найти правильный путь и выбраться из сложной ситуации.
Автор поделил роман на две основные части: преступление главного героя и наказание. Можно смело предположить, что платой за убийство для Родиона стала не каторга, а угрызения совести, которые оказались для персонажа мучительнее физических испытаний.
Именно совесть пробуждает разум Раскольникова, который был усыплен теорией «низших и высших людей». Одиозные мысли главного персонажа не позволяли ему трезво оценивать ситуацию, поэтому осознание произошедшего вдвойне ударило по душевному состоянию Родиона. Он не мог держать всей правды в себе, но при этом боялся сознаться в содеянном. Терзающая сердце совесть сводила с ума героя, ему казалось, что все кругом знают о преступлении, и скрывать это не имеет смысла. Лишь Соня Мармеладова, которая, несмотря на порочную профессию, обладала совершенной чистой душой, своим советом помогла Раскольникову сознаться и очиститься перед Богом. Но и сам Раскольников не всегда проходил мимо чужого горя. История с пьяной девочкой, гуляющей мимо Невы, доказывает, что душа персонажа еще жива и его совесть требует справедливости. Родион не был в силах оставить юную девушку, потому что чувствовал себя ответственным за нее. Он следил за действиями незнакомки, и, когда к ней начал приставать господин, внешне похожий на Свидригайлова, главный герой заступился за нее. Лишь потом, покинув это место и девушку, Раскольников вновь погружается в мысли о преступлении, и он сожалеет о помощи, оказанной пьяной незнакомке.
Таким образом, можно сказать, что совесть в романе является еще одним действующим лицом, которое влияет на поступки героев и выстраивает общий ход сюжета.
Автор: Дарья Ситнова
Иерей Стефан Домусчи, кандидат философских наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» значительно более известен, поэтому, наверное, не стоит пересказывать его содержание.
Чем интересен этот роман в связи с рассуждениями о совести? Достоевский, еще находясь в ссылке и встречаясь с разного рода преступниками – этот опыт описан им в «Записках из Мертвого дома» – увидел, что преступники бывают очень разными: бывают те, кто совестью мучаются, а бывают те, кто вообще не задумываются о мучениях совести, те, кто позволили себе преступление «по совести» и совершенно спокойны. Эту идею он пытается развить и проанализировать в романе «Преступление и наказание».
Вся соль идеи Раскольникова в том, что человек может представить своей совести такие разумные, рациональные основания, что она позволит ему любой поступок. Большинство людей живет эмоционально, не осмысляя свои поступки очень глубоко. За какие-то поступки, которые они совершают, совесть их мучает, и они стараются их больше не совершать, за другие совесть их как-то ободряет, и они считают их положительными. Но Раскольников говорит: что если взять некоторую идею и положить ее в основание собственного поступка, то есть создать некую собственную нравственность. Так он и говорит: у людей, которые право имеют, есть своя нравственность, на то они и право имеющие, и, естественно, исходя из этой правды, совесть будет ориентироваться на другие критерии и тогда будет молчать, будет спокойна.
Мы видим, что люди, окружающие Раскольникова, удивляются, во-первых, тому, что он пытается позволить себе убийство по совести, а во-вторых, тому, что он действительно внутренне не ощущает этих совестных мучений. Например, Раскольников говорит: «О, тут мы при случае и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем […] свою собственную казуистику выдумаем […]и себя самих успокоим, убедим себя, что так надо, действительно надо для доброй цели». По большому счету здесь он вскрывает сам механизм действия совести. Действительно, в определенной ситуации человек может так составить события, выдумать такую логику, внутри которой будут оправданы почти любые поступки. Мы видим, например, что убийство мы можем оправдать убийством на войне, жестокость можем оправдать некоторыми воспитательными мерами. По крайней мере, человек на это способен.
И вот мы видим, что Раскольников буквально отвергает совестные мучения и говорит, что это некоторая ошибка: «Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? […] Тем, что он –злодеяние? Что значит слово “злодеяние”? Совесть моя спокойна». То есть первоначально состояние, в которое приходит Раскольников, – это состояние немой совести, когда он настолько убедил ее в своей правоте, что она молчит и не спорит, никак не пытается его укорить.
Глубина романа состоит не только во вскрытии некоторых совестных процессов, но и в том, что Евангелие может оказать на совесть героя исцеляющее влияние. Раскольников, даже находясь уже на каторге, считал, что он просто смалодушничал, что есть все-таки великие люди, которые могут себе позволить те или иные поступки сверх обычных людских поступков. Мы видим, как Соня, которая читаем ему Евангелие о воскресении Лазаря, этим рассказом как бы пробуждает его совесть. Более того, Раскольников, по всей вероятности, переживает некоторые изменения, но интересно, что они остаются за рамками самого романа. Мы видим, что его совесть пробуждается и он встает на путь покаяния, но этот путь покаяния, путь благодатный, который начинается с прочтения Евангелия, остается за границами романа и называется Достоевским другой историей: « А вот теперь начинается другая история». Мы уже не являемся ее свидетелями, и, может быть, это какой-то особый авторский умысел: показать, что дальнейшее возрождение совести с помощью Божьей – это некоторая тайна встречи человека с Богом.
Пример 1
Федор Михайлович Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” поднимает много вопросов: о человеческой морали, о совести, о праве на убийство. Однако центральной темой все же является человеческая совесть, благодаря которой люди могут анализировать свои поступки и делать правильные выводы, помогающие раскаяться и исправиться.
Главный герой романа – Родион Раскольников, бедный студент. Он хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому убил старуху – процентщицу. Родион уверен, что с её смерть многим станет легче жить. Поначалу студент абсолютно уверен, что поступил правильно. Однако потом он анализирует свои действия, задумывается верно ли он поступил или нет, его начинают мучить муки совести. Он морально истощен, очень устал от тягостных дум, поэтому сильно заболевает. Родион переживал, что совершил преступление, оставив улики, однако вроде бы пока никаких доказательств его причастности к этому нет. Его внутренние метания сказываются на внешнем поведении: в участке он ведет себя очень странно, чем почти выдал себя. Так еще и услышав разговор об убийстве старухи, свалился в обморок, чем подкрепил догадки следователя, что он виновен в содеянном. Со временем он осознает, что нельзя сделать мир лучше или помочь другим, совершив злодеяние. Ведь жестокость порождает новую жестокость, и так до бесконечности. Соня Мармеладова, которой он рассказывает о том, что совершил, советует ему пойти к следователю и сознаться. Она убеждает его, что нужно облегчить свою совесть, тогда и на душе станет лучше, тогда он сможет отпустить эту ситуацию, у него появится возможность поменяться к лучшему. Конечно, ему придется понести наказание за свое преступление, но оно того стоит. Необходимо сделать этот шаг, чтобы начать жить дальше. В итоге Родион приходит в полицию и рассказывает правду, его отправляют на каторгу в Сибирь, а Соня едет за ним.
Пример 2
Достоевский был глубоко верующим человеком, которого очень интересовала тема греха и покаяния. Именно поэтому его главные герои часто проходят путь от грехопадения до духовного очищения. Но шанс спастись есть не у каждого, лишь у тех, кто совестлив. Муки совести всегда страшны, их нельзя заглушить, они сводят с ума или помогают воскреснуть, стать лучше.
Раскольников и Свидригайлов. Два героя-двойника. Каким будет борьба каждого из них с собственной совестью? И есть ли она у них вообще?
В начале романа Раскольников одержим безумной идеей о том, что он имеет полное право избавить мир от гадкой, ненужной старухи-процентщицы. Он не только хочет отомстить за всех униженных бедняков, он хочет возвыситься над теми, кто терпит несправедливость всю жизнь. Раскольников замышляет жестокое убийство, а его совесть молчит. Он крадет топор, звонит в дверь. Совесть молчит. Убивает, пытается найти ценные вещи в доме. Совесть нема. И тут происходит то, что наконец вытащит Раскольникова из его безумного состояния душевной глухоты. Появляется Лизавета. Для меня именно она становится символом совести главного героя. Убив безобидную и беззлобную сестру старухи, Раскольников больше не может себя оправдывать. С каждым днем муки совести становятся тяжелее. Это настоящий душевный ад, через который Раскольникову помогает пройти Соня, чтобы он осознал аморальность своей теории. В финале романа он признает, что никаким счастьем нельзя оправдать пролитую кровь, что сделать мир лучше можно только с помощью добра.
Свидригайлов тоже знаком с совестью. Сначала это кажется невероятным. Мать и сестра Раскольникова отзываются о нем, как о злом развратнике. Разве у такого может быть совесть? Мы узнаем о загадочной смерти супруги Аркадия Ивановича. Слухи о том, что ее отравили, витают вокруг вдовца. Неужели он тоже сумел оправдать убийство жены? Наверное, нет. Что же движет убийцей и насильником, когда он помогает сиротам Мармеладова? Снова они, муки совести? Думаю, да. Но Свидригайлову не суждено очиститься и стать лучше, потому что он не покаялся. Нет покаяния — нет прощения. А значит, муки совести будут душить вечно. Свидригайлов пошел по другому пути. А может быть ему не повезло. Раскольникову помогла воскреснуть Соня, Аркадий Иванович остался один на один со своей совестью, Дуня ему отказала. Не справился. Убил себя.
Роман “Преступление и наказание” произвел на меня очень сильное впечатление. Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”.
Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений. Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим. Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией “сильной личности”. Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой “все дозволено”. Герой решил пойти на сделку с собственной совестью.
Примечательно и то, что именно через страшные муки совести Раскольников все-таки приходит к духовному возрождению.
Проблема совести в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”« Сочиненин по картине Ватолиной Вести с фронтаДуховная драма русского европейца Евгения Онегина »Используемые источники:
- https://literaguru.ru/problema-sovesti-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/
- https://academy.foma.ru/sovest-v-russkoj-literature-prestuplenie-i-nakazanie.html
- https://1001sochinenie.ru/russkie-pisateli-i-poety/dostoyevskiy/prestuplenie-i-nakazanie/problema-sovesti/
- https://lit.ukrtvory.ru/problema-sovesti-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/
- «Горе от ума» А.С. Грибоедов
- «ведь нынче любят бессловесных» (Чацкий о Молчалине)
- «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Чацкий Фамусову)
- «что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!» (конец)
- «Счастливые часов не наблюдают» (Софья)
- «Он не в своем уме»(Софья о Чацком)
- «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» (Фамусов Софье)
- «Кто беден, тот тебе не пара» (Фамусов Софье)
- «В мои года не должно сметь
- Свое суждение иметь» (бесхребетность и подобострастие Молчалина)
- «угождать всем людям без изъятья» (Завет отца Молчалину)
- «Дома новы, но предрассудки стары» (Чацкий)
- «ученье — вот чума» (Фамусов)
- «ум, алчущий познаний» (Чацкий)
- «разительная картина нравов» (Пушкин)
- «Недоросль» Д.И. Фонвизин
- «Не хочу учиться, хочу жениться» (Митрофан)
- «Вот злонравия достойные плоды!» (Стародум в конце)
- «Без наук люди живут и жили» (Простакова)
- «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло» (Стародум)
- «Ну еще слово молви, стара хрычовка!» (Митрофан няне)
- «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
- «в ежовых рукавицах» (Отец Гринева сослуживцу)
- «миловать, так уж миловать» (Пугачёв)
- «Береги честь смолоду» ( эпиграф, завет отца Гриневу)
- «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
- Швабрин описывает Машу Гриневу «совершенною дурочкою»
- «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести» — Гринев Пугачеву.
- «Евгений Онегин» А.С. Пушкин
- «Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива»
- Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою! (автор)
- «Мне нравились его черты» (Пушкин об Онегине)
- «Свет решил, Что он умен и очень мил» (об Онегине, светское общество узкое во взглядах, мелкое, низкое)
- «Уж не пародия ли он?» (Татьяна об Онегине)
- Стихи и проза, лёд и пламень
- Не столь различны меж собой. (Онегин и Ленский)
- «сердцем милый был невежда» (Ленский)
- «Как я ошибся, как наказан!» (Онегина письмо)
- «Энциклопедия русской жизни»(о романе)
- «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
- «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».(М.Максимыч о Печорине)
- «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни» (Печорин о Бэле)
- «Что хотите…» (отвечает Печорин Максим Максимычу при встречи)
- «честные» контрабандисты
- «водяное» общество
- «скептик и материалист» (Вернер)
- «из двух друзей всегда один раб другого» (Печорин о дружбе)
- «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете» (П. о Вере)
- «никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном». (Вера о П.)
- «Я люблю сомневаться во всем» (П. глава «Фаталист»)
- живет «из любопытства» (П)
- «нравственный калека» (П)
- В. Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени»
- Перед дуэлью с Грушницким Печорин размышляет: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»
- «Неужто, думал я, мое единственное назначение на земле — разрушать чужие надежды?» (Печорин)
- «Герой нашего времени — это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии» (Лермонтов)
- «Мцыри» М.Ю. Лермонтов
- «Ты хочешь знать, что делал я
- На воле? Жил…».
- Мцыри попадает в «чудный мир тревог и битв»
- В.Г. Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух»
- Идеальная среда для Мцыри та, «где люди вольны, как орлы»
- «Я никому не мог сказать
- Священных слов «отец» и «мать».
- «Ревизор» Н.В. Гоголь
- «ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия» (позиция Ивана Хлестаков)
- Попечитель богоугодных заведений Земляника «Человек простой: если умрет, то и так умрет, а если выздоровеет, то и так выздоровеет»
- «Единственным положительным героем моей комедии является смех» — признавался Гоголь
- С Пушкиным на дружеской ноге. (врет Хлестаков)
- Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. (судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин)
- «Шинель» Н.В. Гоголь
- «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
- он служил ревностно, — нет, он служил с любовью.
- «Мёртвые души» Н.В. Гоголь
- «рыцарь пустоты» (Манилов)
- похож «на средней величины медведя» (Собакевич)
- каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» (интерьер Собакевича)
- дом выглядел «дряхлым инвалидом» (у Плюшкина)
- «прореха на человечестве» (Плюшкин)
- «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!» (размышления автора о Пл.)
- «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? (лир.отступ)
- «Отцы и дети» И.С. Тургенев
- «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других» (Базаров)
- Базаров «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»
- «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
- Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои. (Базаров)
- «Эдакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр!» — Базаров об Одинцовой (цинизм)
- «знайте же, что я люблю вас глупо, безумно…» (признание Базарова)
- Перед смертью Базаров Одинцовой: «Дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет»
- Д. Писарев «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать подвиг»
- «он хищный, а мы с вами ручные» (говорит Катя Аркадию)
- «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
- «кровь по совести проливать можно» (позиция Раскол.)
- «Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных». (обыкн.люди)
- «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово». (необыкн.люди)
- «Тварь дрожащая» – обыкновенные, «право имеющие» – необыкновенные люди.
- «Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано» — Пётр Лужин.
- «Человеку все позволено» — Аркадий Свидригайлов
- «одного поля ягоды» — Свидригайлов Раскольникову
- «Это человек-то вошь!.. Убивать-то право имеете?»(Соня)
- «Гроза» А.Н. Островский
- нищих оделяет, а домашних заела совсем» (Кулигин о Кабанихе)
- Отчего люди не летают так, как птицы? (Катерина)
- Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев. (К. о Т.)
- Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» (Катерина о любви к Борису)
- «Маменька, вы её погубили!» (Тихон после смерти К.)
- «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» (Варвара Катерине)
- «Война и мир» Л.Н. Толстой
- Никогда, никогда не женись, мой друг (Болк. Пьеру)
- «…Отец, жена, сестра — самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми»(А.Болконский)
- «Как тихо, спокойно и торжественно… все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба» (Аустерлицкое небо. А.Б.)
- Нет, жизнь не кончена в 31 год (эпизод с дубом)
- Любовь есть бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.
- Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…
- И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её. (Б. о Наташе)
- Надо жить, надо любить, надо верить…(Пьер)
- «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»(автор о войне)
- Про батарею Тушина было забыто…
- «дубина народной войны»(Тихон Щербатый)
- Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё…
- Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
- «Обломов» И.А. Гончаров
- — Ну, полно лежать! — сказал он, — надо же встать… А впрочем, дай-ка я прочту ещё раз со вниманием письмо старосты, а потом уж и встану.
- — Какая у тебя чистота везде: пыли-то, грязи-то, боже мой! Вон, вон, погляди-ка в углах-то — ничего не делаешь!
- — Понимаешь ли ты, — сказал Илья Ильич, — что от пыли заводится моль? Я иногда даже вижу клопа на стене!
- — Только о деньгах и забота! — ворчал Илья Ильич. — А ты что понемногу не подаёшь счёты, а все вдруг?
- — Уж кто-то и пришел! — сказал Обломов, кутаясь в халат. — А я еще не вставал — срам да и только! Кто бы это так рано?
- «Старуха Изергиль» М. Горький
- Красивые всегда смелые.
- Здоровье — тоже золото.
- Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот — поют.
- И вижу я, что не живут люди, а все примеряются и кладут на это всю жизнь… Каждый сам себе судьба!
- Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.
- «На дне» М. Горький
- Мой организм отравлен алкоголем… (Актер)
- Выходит — снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется…
- Доброта — она превыше всех благ.
- Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! (Сатин)
- На что совесть? Я не богатый… (Бубнов)
- Все мы на земле странники… (Лука)
- Все люди на земле — лишние… (Бубнов)
- Человек — все может…лишь бы захотел… (Лука)
- Смерть — она все успокаивает…она для нас ласковая…(Лука)
- В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин)
- Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать его жалостью…уважать надо. (Сатин)
- Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека! (Сатин)
- «Тихий Дон» М. Шолохов
- Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя бабья любовь.
- В годину смуты и разврата
- Не осудите, братья, брата.
- Умная у тебя голова, да дураку досталась.
- Падко бабье сердце на жалость, на ласку.
- В сущности, человеку надо очень немного, чтобы он был счастлив.
- Жизнь заставит разобраться, и не только заставит, но и силком толкнет на какую-нибудь сторону.
- В жизни не бывает так, чтобы всем равно жилось.
- «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
- Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.
- Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у неё не было детей и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая.
- С желтыми цветами я вышла, чтоб ты наконец нашёл меня…
- Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…
- Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
- Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
- Правду говорить легко и приятно.
- Домработницы всё знают — это ошибка думать, что они слепые.
- История нас рассудит — Коровьеву
- «Матренин двор» А. Солженицын
- «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей.»
- «Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!»
- «Что за манера проклятая — ничего не объяснять нечиновному человеку»
- «Вишневый сад» А.П. Чехов
- Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад.
- О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!..
- Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться. (Епиходов)
- Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает. (Лопахин)
Смотри также цитаты по направлениям:
- «Отцы и дети»
- «Мечта и реальность»
- «Месть и великодушие»
- «Доброта и жестокость»
- «Искусство и ремесло»
- «Надежда и отчаяние»
- «Добро и зло»
- «Война и мир»
- «Он и она»
- « Гордость и смирение»