Приветсвуем Вас, тема этой подборки цитаты про любовь для сочинения по литературе. Первым высказыванием будет: Будь с тем, с кем хорошо… Остальные подождут.
Ты очень любишь говорить о любви своей, но забываешь её делиться.
В моей душе нет места злу… Всё занято людьми, которых я люблю!
В любви горе побеждённым!
Моя милая, хорошая, любимая, родная! Ты свет в моём окошке, ты любовь моя!
Любить тех, кто ошибается и заблуждается, — особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди — твои братья; что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле. Марк Аврелий
Большинство мужчин просят доказательств любви, которые, по их мнению, рассеивают все сомнения; для женщин, к несчастью, не существует таких доказательств. Стендаль
Если вы начинаете с самопожертвования ради тех, кого любите, то закончите ненавистью к тем, кому принесли себя в жертву. Б. Шоу.
Непостоянство женщин, в которых я был влюблён, искупалось разве что адским постоянством женщин, влюблённых в меня. Б. Шоу.
Платоническая любовь — чистая идея, возникающая из созерцания платья и улыбки. Братья Гонкур
Любить может каждый, но выстроить долгосрочные отношения могут не все!
Только надуманная любовь поддается укрощению, истинная же не слушает приказов и спастись от нее нельзя. А Дюма-отец.
Лучше настоящая дружба, чем поддельная любовь!
Любовь должна быть с тем, кто хочет с тобой вместе просыпаться всю жизнь.
Любить… друг друга люди перестают только потому, что прежде слишком сильно любили. Ж. Лабрюйер.
Любить… друг друга люди перестают только потому, что прежде слишком сильно любили. Ж. Лабрюйер.
Любить — блаженство; ненавидеть — мука. Весь закон и пророки сосредотачиваются в любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 40).
Нужно жить и быть человеком, любовь придёт, но не теряй себя в ней!
Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом. Дюма
Любить ближнего можно не иначе и не прежде, чем в нашем сердце будет попрано всякое самолюбие, всякая гордость.
Платоническая любовь не знает объятий, потому что бесконечность нельзя обнять. Паоло Мантегацца
Тот, кто испытал большую любовь, пренебрегает дружбой; но тот, кто расточил себя в дружбе, еще ничего не знает о любви. Ж. Лабрюйер.
Что значит любить кого-либо? Значит желать ему блага и делать его, когда возможно. Святитель Димитрий Ростовский
Мне столько раз приходилось слышать о людях, которые умирают от любви, но за всю жизнь я не видела, чтобы кто-нибудь из них действительно умер. М. Валуа.
Приятно,когда просто так любимый дарит тебе огромный букет, ведь приятно же, черт!
Он так нежно дотрагивался до твоего компьютера, как будто прикасается к тебе. Я. Вишневский.
При столкновении и обращении с людьми, содержи в сердце слово люби и, внимая ему, беседуй со всеми с любовью и благорасположением сердца. Не выпускай никогда из сердца этого слова при столкновении с ближним: оно сильно способствует утверждению сердца в любви.
Нужно узнать человека очень близко, чтобы увидеть, что он тебе совершенно чужой.
Любить — значит перестать сравнивать. Бернар Грассе
Любовь — это трепет сердец и жар в груди!
Любовь — это дарить благо другому человеку.
Жить дурно, неразумно — значит не плохо жить, а медленно умирать.
Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века. Марк Твен
Испытай над собою: Один день проси у Бога любви к брату, а другой — живи без любви, и тогда увидишь разницу. Преподобный Силуан Афонский (1866-1938).
Опутанные любовью попеременно то вздыхают, то радуются. Радуются потому, что переносятся в нечто лучшее. Вздыхают потому, что утрачивают самого себя, теряют и разрушают. Марсилио Фичино (XV в.)
Любовь невозможно приобрести, щёлкнув пальцами.
Романтически настроенной женщине претит секс без любви. Поэтому она спешит влюбиться с первого взгляда. Лидия Ясиньская
Crescit amor nummi, quantum ipsa pecunia crescit — растёт любовь к деньгам по мере того, как растёт само богатство.
Если кто-то любит тебя не так, как тебе хочется, это не значит, что он не любит тебя всем сердцем.
Мне столько раз приходилось слышать о людях, которые умирают от любви, но за всю жизнь я не видела, чтобы кто-нибудь из них действительно умер. М. Валуа.
Нужно не только бесстрашие, чтобы встретиться лицом к лицу со своими чувствами, но и… покорная нежность. М. Рэй.
Любите друг друга, но не превращайте любовь в цепи. Пусть лучше она будет волнующим морем между берегами ваших душ.
Раб! Она делает с ним все, что он хочет. Карл Краус
Любить… друг друга люди перестают только потому, что прежде слишком сильно любили. Ж. Лабрюйер.
Я любил её, она любила другого, я забыл её и встретил другую…
В мужчину, которого любят все женщины, не влюбится ни одна из них. Василий Ключевский
Нет таких людей, которые, перестав любить, не начали бы стыдиться прошедшей любви. Франсуа де Ларошфуко
В любви есть смысл, но ровно до тех пор пока Вас любят!
Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.
В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание — вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.
Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.
По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:
- «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
- «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
- «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?
Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:
- «Медный всадник» А. С. Пушкина,
- «Гроза» А. Н. Островского,
- «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
- «Мы» Е. М. Замятина,
- «Кысь» Т. Н. Толстой,
- «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.
3. Преступление и наказание — вечная тема
Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.
Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.
Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.
В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:
- «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
- «Ревизор» Н. В. Гоголя,
- «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.
Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.
Как писать сочинение
Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:
- привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
- тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.
Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.
Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.
Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).
При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.
Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:
- Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
- Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
- Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
- Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
- Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
- Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
- В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.
Источник: МЕЛ
Фразы на все случаи жизни
Статусы про красоту души могут отображать совершенно разные аспекты человеческого бытия, в которых затрагивается вопрос о внутренней гармонии человека, уровне его духовного развития.
- Красота души человека отображается в его плейлисте — любимая музыка задевает струны сердца…
- Некоторым людям нужно было родиться два столетия назад. Ведь красота души уже давно не в моде.
- Люди не сразу видят красоту души; однако все равно от нее намного больше пользы, чем от привлекательной внешности.
- Красота души пленяет навек. К ней невозможно остыть.
- Только естественность и следование истине способны создать истинную возвышенность духа.
- Человеческая красота определяется характером. И мы склонны выбирать для себя тех, чей характер вызывает в нас высшие чувства.
- Мы восхищаемся красотой внешнего, но на самом деле за ней стоит духовная идея.
- Прекрасное вносит в душу мир и покой.
- Невозможно создать нечто прекрасное, если сам не обладаешь красотой духа.
- Небо краснеет на закате и на рассвете. Человек, которому свойственна красота души, одинаков и в горе, и в радости.
- Букет цветов стоит намного дороже, если в подаренное вложена любовь и красота души.
- Душевная чистота не говорит об отсутствии недостатков: ведь тот человек, кто ни разу в жизни не кривил душой, попросту ею не обладает.
- Красота души — в следовании своему высшему идеалу.
- Во множестве перемен лишь красота и гармония духа остается вечной.
- Для одного человека деньги и богатство ценней всего; другому же красота души позволяет замечать звезды на небе, травы и луга под ногами, лучи солнца на ладонях.
- Что такое красота души? Это соответствующая гармония силы и сострадания в человеке.
- Красоту души человека измерить легко: нужно всего лишь обратить внимание на глубину его чувств.
- Душа красива у того человека, кто добр и обладает чистыми мыслями. Такой человек способен противостоять злу.
- Красота человеческой души — это доброта в ее активной форме.
- Невозможно познать красоту духа. Ее можно лишь ощутить, прочувствовать.
- Иногда встречаешь людей, которые похожи на большие окна в ночной тьме — они красивы именно благодаря тому свету, что исходит из их душ…
- Иногда можно встретить людей с поистине красивой душой. Соприкоснувшись с ними всего один раз, ты уже никогда не забудешь их взгляда. И всегда будешь пытаться найти что-нибудь похожее…
Популярные сочинения
- Человек и природа в лирике Лермонтова сочинение
Тема человека и природы в литературе очень важна и является одной из главных. Лермонтов в своём творчестве также раскрывает эту тему, но по-своему. То, что можно понять сразу — это любовь поэта к окружающему миру. - Сочинение Рисование — мое любимое занатие, хобби
У каждого человека есть увлечение, которое служит его отдушиной, позволяет ему расслабиться или, наоборот, зарядиться энергией. Нередко в будущем это превращается в любимую профессию - Сочинение по рассказу Судьба человека Шолохова
Шолохов наполнил трагизмом свое произведение «Судьба Человека». Рассказ посвящен событиям, происходившим в годы Второй Мировой Войны. Произведение пропитано ужасом и несправедливостью
Гармония духа и тела
Есть статусы про красоту души со смыслом, которые рассказывают о комбинации телесной гармонии и духовного начала.
- Если человек обладает телесной красотой — то возникает желание верить и в то, что он красив душой. Если же у него чистая душа — то не замечаешь и физических недостатков.
- Очень много можно повстречать красивых тел. В отличие от них, красивых душ сейчас намного меньше…
- Что такое роскошь? Ее сложно себе позволить: это сочетание красивой души и миловидного облика, что встречается крайне редко.
- Истинная прелесть заключается не в красоте внешней, а в красоте духа и помыслов.
- Внешняя красота никогда не будет лишней; но не стоит на нее надеяться. Ведь лишь красота души — это залог гармонии и счастья.
- Человек, обладающий красотой души, ищет себе подобного: он не поведется на красоту тела без душевного совершенства.
- Влюбляются не только в стройное тело и миловидное лицо. Но и в доброту душевную, радостный смех и умение сострадать другим людям.
- Невозможно украсить тело, если в душе только грязь.
- Внешний вид человека всегда обманчив. Наружность похожа на орех: может попасться полный. А можешь расколоть его — а там пустота.
- Бывает так, что в пестрой и дорогой бутылке — посредственное вино. Точно также и красивый человек: пока не заведешь с ним беседу, не узнаешь, каков он на самом деле.
Красота души и тела в современном обществе
Согласно данным американской ассоциации пластических и эстетических хирургов, жители США потратили порядка 10 миллиардов долларов на косметические процедуры, совершив свыше 9 миллионов оперативных вмешательств. За последние шесть лет эта цифра увеличилась на 197 процентов. Лишь незначительная часть операций проводилась для устранения ярко выраженных уродств и аномалий, большинство же пациентов ложились под нож исключительно по косметическим соображениям.
В то время как индустрия моды, красоты и развлечений получает огромную прибыль, продавая новые стандарты красоты и внешнего облика, мы, как члены этого общества, начинаем испытывать все большую и большую неудовлетворенность нашей наружностью. Мы чувствуем себя все менее значимыми, красивыми, становимся застенчивыми и стесняемся собственного тела. Но почему?
Потому что нам сказали – прямо или косвенно – что мы несовершенны. Мы недостаточно хороши, недостаточно стройны, недостаточно привлекательны, наша кожа выглядит недостаточно молодой или светлой. Мы вынуждены постоянно чувствовать разбитость, непригодность и страх, а также испытываем потребность что-то срочно исправить.
Постоянно появляются новые стандарты и методы улучшения кожи, волос, губ и ногтей, и так изменения касаются примерно каждого сантиметра нашего тела, которым практически невозможно постоянно следовать. Поэтому многие люди идут на поводу давления общества и ради соответствия «стандартам» подсаживаются на непрекращающиеся пластические операции, вводят в организм инородные тела, изнуряют себя жесткими диетами или упражнениями – и все ради того, чтобы выглядеть более красиво и привлекательно.
Ислам же поощряет духовную красоту, чистоту и прекрасные одежды. Мы одеваемся в новые вещи и соблюдаем нормы гигиены, так как это угодно Аллаху. Мы также стремимся есть правильную пищу и оставаться стройными, так как наше тело – аманат, данный на временное пользование Всевышним. К тому же, здоровое тело дает нам больше энергии для помощи обществу и богослужений. Любые усилия хороши, если действия совершаются в рамках разумного. Здесь я хочу обратить внимание на то, как мы воспринимаем тело, в котором мы появились на свет и которое развивалось под действием генетических факторов.
Очень важно напомнить, что именно Аллах – Единый Творец – создал нас такими, какие мы есть: с уникальным цветом глаз, волос, кожи, уникальным телосложением. С Его точки зрения, все люди прекрасны вне зависимости от того, что говорят в обществе. В Коране сказано: «Клянусь смоковницей и оливой, клянусь горою Синаем и этим надежным городом, что Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (Сура «ат-Тин», 95, 1 — 4).
Аллах создал каждого из нас в утробе матери, привел нас в этот мир ничего не знающими, а затем украсил сердца и умы верой, мудростью и разумом. Еще до нашего рождения Он оказал нам честь; Он сотворил нашего праотца, Адама, вдохнул в него Свой дух и приказал ангелам пасть ниц перед первым человеком в знак уважения.
На протяжении всей земной жизни Аллах осыпает нас бесконечными и прекрасными дарами, Он дает опыт, который вдохновляет нас, учит и заставляет чувствовать радость, привязанность, а также любовь к Нему и другим Его созданиям. Он дает жизнь всем Своим творениям и людям, чтобы мы смогли вкусить красоту вечности, где нас будут окружать великолепные дома, приятные спутники, текущие реки и благословения, которые мы даже не можем себе представить. И теперь, после этого, кто посмеет умалить чувство собственного достоинства у вас?
Под столь различной внешней оболочкой и одеждой у каждого из бьются сердца и обитает души, которые точно так же испытывают глубокую связь с Создателем. Благочестивый Ибн Аль-Кайим говорил: «Существующая в сердце пустота может быть заполнена исключительно Всевышним. Обитающая в нем печаль может быть устранена приближением к Аллаху и любовью к Нему. Даже если человеку дать весь мир и все, что в нем есть, он никогда не заполнит эту пустоту без Творца в душе».
Поэтому не важно, как сильно мы изменим наше тело, это не заполнит пустующее место в наших сердцах, предназначенное для Аллаха. Если мы следуем желаниям нафса и постоянно меняющейся моде, то погружаемся в бессмысленную суету и заполняем души мимолетными переживаниями, но не Аллахом. Но когда мы соединяем наши сердца и умы с Вечно Постоянным, Аль-Баки, то позволяем душе приблизиться к Нему. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Дуа — это свет, милосердие — это доказательство, терпение — это озарение; и Коран становится главным аргументом в вашу пользу или против вас. Каждый начинает свой день как вкладчик собственной души, поднимая ее ввысь или либо разрушая ее» (Муслим).
Когда наши души освобождаются, мы видим реальность такой, как она есть на самом деле. Мы перестаем придавать внимание мимолетной физической красоте и сосредотачиваемся на нашей вере, характере и поступках. Именно это приносит нам удовольствие и удовлетворение в жизни, помогая укреплять связь со Всевышним. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) читал дуа: «О, Аллах, сделай мой характер столь же прекрасным, как и мое тело».
Прекрасная нравственность проявляется в искренних намерениях, позитивном отношении к жизни и открытой улыбке. Такой человек умеет благодарить и прощать, закрывает глаза на ошибки других людей, щедро делится любовью и уделяет время поддержке слабых, относиться мягко, уважительно и милосердно к окружающим.
Поэтому, вместо того, чтобы совершенствовать тленную физическую оболочку, не лучше ли обратиться к тому, что действительно имеет значение? Возможно, вместо подтяжки лица или груди следует сосредоточиться на укреплении веры и моральных устоев, вместо сжигания жира липосакции – поработать над устранением высокомерия, гордости и гнева из наших сердец?
Вероятно, вместо операций на веках не лучше ли будет скромно опускать взгляды и поворачивать лицо вместе с сердцем к Истине и предписаниям Аллаха? Эти изменения принесут самый прекрасный и долговременный эффект в обоих мирах. В Коране сказано: «Обрати же свой лик к религии с верностью по установлению Аллаха, которое он предписал людям. То, что сотворил Аллах, не подлежит изменению — таков [закон] истинной веры. Но большинство людей не ведают [этого]!» (Сура «ар-Рум», 30 / 30).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)
Высказывания о внутренней красоте тех, к кому обращены чувства
Статусы про красоту души человека нередко используются и влюбленными — теми, кто больше других способен оценить достоинства духа своего возлюбленного.
- Целая армия тех, кто возжелал твое тело, не стоят и ноготка того, кто полюбил тебя за красоту души.
- Не нужно искать совершенство. Найди того, чья душа будет тебе родной — она будет казаться тебе поистине красивой.
- Ты всегда будешь видеть красивым то, что любишь.
- Лишь прекрасное способно достичь небесных высот; лишь прекрасную душу можно полюбить.
- Те, кто обращают внимание только на твои физические достоинства и не ценят внутренний мир, уже через минуту будут восторгаться другими. Воздай должное: начни тоже превозносить других поклонников.
- Если ты не считаешь душу возлюбленного красивой — твои чувства похожи на фальшивую монету.
- Некоторым кажется, что невозможно построить отношений без красивого, привлекательного тела возлюбленного. Такие люди забывают о том, что красивых тел — тьма, а истинные чувства — редки, как цвет папоротника.
Аналитика культурологии
Автор(ы) статьи: Попова Л. О., Ромах О.В. Раздел: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Ключевые слова: красота духа, самодостаточность человека, благородство, справедливость, дуальность: красота духа – здоровье общества.
Аннотация:
Сегодня, с позиции формирующегося нового космического мироощущения, становится возможным научно обосновать значение красоты в духовном совершенствовании человека. Эта проблема становится все более актуальной, так как в современном мире научно – технического прогресса, красота утратила свое высокое предназначение и понимается как украшательство, роскошь, оторванная от жизни. Так Н.К. Рерих считал, что выходом из кризисной ситуации – является утверждение в сознании людей основ истинной культуры и прежде всего понимания значения красоты.
Текст статьи:
Красота с древнейших времен играла важную роль в жизни народов и, в первую очередь, в духовном развитии человека, его внутреннего мира. Об этом ярко свидетельствует вся история эстетической и философской мысли, накопившая значительный материал различных представлений о духовной сути красоты и ее значении. Человечество с давних пор решает вопрос о совместимости духовной красоты и физического совершенства. Категория красоты духа применима к людям независимо от их возраста и пола и определяет отношение к мудрости, честности, уравновешенности, порядочности человека [3].
Особенно сильно чувство красоты было развито у древних народов. В Древнем Египте и Древней Греции красота воспринималась как источник жизни. Чтобы так ценить красоту, надо, несомненно, обладать высокой духовностью. Великая античная культура была основана на культе красоты. Именно в древнегреческой философии возникла идея красоты как космического явления, и была создана духовная иерархия ценностей, выраженная в триединстве – истины, добра и красоты. Само слово «космос» в переводе с греческого означает «красота», «гармония», «порядок». Мерою прекрасного являлся сам человек как совершенный микрокосм, подобный макрокосму. Идеи греческих мыслителей напитали все последующие культурные эпохи и, соответственно, были развиты на более высоком уровне, а античный классический идеал, составил основу европейской культуры [6].
Восприятие красоты античными философами было обобщено в работах Плотина, где, в частности, красота получала функцию возводящей к божественному и прекрасному в двух специальных трактатах «О прекрасном» и «О мысленной красоте». Согласно его концепции, красота пронизывает весь универсум и является показателем оптимальной бытийственности всех его составляющих. Чем выше уровень красоты, тем выше уровень бытия. «Прекрасное ведь и есть не что иное, как цветущее на бытии», «цветущая на бытии окраска есть красота» [6]. В системе своей теории Плотин разработал стройную иерархию красоты, состоящую из трех ступеней». Первая и высшая — умопостигаемая красота. Она «истекает» от бога — высшего единства блага и красоты, и ее носителями поступенчато выступают ум и душа мира, которая в свою очередь даёт начало следующей ступени — красоте, постигаемой душой человека. На этой ступени находится идеальная красота природы, красота души человека и красота добродетелей, наук, искусств. Нижнюю ступень занимает чувственно воспринимаемая красота, к которой Плотин относил видимую красоту материального мира и красоту произведений искусства.
В работах средневековых мыслителей Гуго Сен-Викторского, Роберта Гроссетеста, Иоанна Скотта Эриугены, Гильома Овернского, Альберта Великого, Бонавентуры, Ульриха Страсбургского, Фомы Аквинского сложилась многоаспектная средневековая концепция красоты. С одной стороны, красота понималась объективно как творение Бога, объективированная сияющая Слава Божия, получающая отражение в материальном мире — его красоте. С другой, — красиво то, что «нравится само по себе» (Гильом), доставляет наслаждение в процессе неутилитарного созерцания вещи. Красота осмысливается как сияние (или просвечивание) «формы» (идеи) вещи в ее материальном облике (Альберт Великий). Развивается световая эстетика, утверждается анталогическая функция красоты (Иоанн Скотт Эриугена) [6].
В противовес этому гуманисты эпохи Возрождения утверждали красоту природы и радость её восприятия. Мыслители и художники итальянского Ренессанса поставили в центр своих эстетических представлений и творческих исканий красоту искусства. Ренессансные мыслители были убеждены, что только в искусстве являет себя истинная красота мира, «божественная идея красоты» (Альберти). Она осеняет художника, и он стремится воплотить ее в своем творчестве, убирая в процессе высвечивания «внутреннего образа» всё преходящее, поверхностное, случайное из своего искусства [6].
С появлением в XVIII в. эстетики как науки красота рассматривается в качестве предмета и главной категории этой науки. Немецкая классическая эстетика внесла ряд диалектических идей в понимании природы красоты духа. В этическом плане Кант рассматривает красоту как «символ нравственно доброго». Он убежден, что неутилитарный интерес к природе, ее красоте свидетельствует о высоком нравственном чувстве созерцающего; а с другой стороны, красота в природе «имеет более высокий смысл», чем в искусстве, то есть обладает своего рода анагогической функцией, ориентирует душу воспринимающего на трансцендентальную сферу. Подход Гегеля к этой категории пронизан историзмом. В красоте он видел один из этапов общемирового движения духа (абсолютной идеи). В своём развитии дух обретает гармоническое единство с материальной формой, идея находит полное и адекватное выражение в форме, и это красиво. Такого состояния абсолютная идея достигает в век классического искусства (Древняя Греция). Красота для Шиллера, как затем для Гердера и ряда других философов выступала чувственным образом (или явлением) истины [6].
На рубеже 19-20 вв. в западно-европейской эстетике получили распространение субъективные и идеалистические воззрения, согласно которым человек в процессе исторического восприятия как бы одухотворяет эстетически нейтральный мир и заставляет его излучать красоту. Только индивид вносит красоту в природу, которая сама по себе лежит «по ту сторону прекрасного и безобразного», она «внеэстетична», как и «внеморальна» и «внелогична» [1].
Особое отношение к красоте существовало и у славянских народов. Так, в эпоху Киевской Руси красота воспринималась как символ святости, благочестия, духовных ценностей [3]. Далее преемственность этих идей была синтезирована в культуре Серебряного века и русском космизме на новом уровне, и возникло новое понимание красоты, как силы способной преобразить человека и мир. Тема красоты проходит через все произведения мировой литературы.
Сегодня, с позиции формирующегося нового космического мироощущения, становится возможным научно обосновать значение красоты в духовном совершенствовании человека. Эта проблема становится все более актуальной, так как в современном мире научно – технического прогресса, красота утратила свое высокое предназначение и понимается как украшательство, роскошь, оторванная от жизни. Так Н.К. Рерих считал, что выходом из кризисной ситуации – является утверждение в сознании людей основ истинной культуры и прежде всего понимания значения красоты. Е. Рерих создала новую концепцию культуры, пронизанную идеями Живой Этики (философии космической реальности), имеющую практическое эволюционное значение. Особое значение в ней придавалось красоте как энергетическому явлению и созидательной силе мироздания, способной преобразить сознание человека [8]. Рерихи существенно изменили формулу Достоевского, который говорил «Осознание красоты спасет мир» [2]. Следовательно, мир спасет не красота сама по себе, а красота возвышенная и утвержденная в сознании человека, его внутренняя красота: красота мыслей, чувств, поступков. Поэтому, Рерихи считали необходимым постоянное стремление к прекрасному, где жизнь основывается на красоте [5]. Учитывая этимологическое значение слова «культура»: культ – поклонение и ур (санскрит) – свет, огонь, Н.К. Рерих определяет культуру как «почитание света», как синтез трех составляющих науки, искусства и этики. В основу культуры Рерих включает триединство – знание, любовь и красота, которое созвучно античной триаде [4]. Эти идеи развиваются на основе нового энергетического мировоззрения, определяя красоту «…как энергетический закон гармонии духа. Красота постигается человеком через культуру, энергетическое поле которой и есть источник красоты» [8]. Таким образом, само понятие «культура» неразрывно связано с понятием «красоты».
Идеи Рериха находят подтверждение в новой научной парадигме о многомерности Вселенной и человека, в которой культура рассматривается как «самоорганизующаяся система духа, действующая в соответствии с уровнем и качеством энергетики этого духа». Сущность красоты, согласно новому космическому мировоззрению заключается в создании гармонии в космосе, и человеке, его внутреннем мире [8]. Следовательно, красота спасет мир тем, что формирует из хаоса – космос (порядок, гармонию) и этот процесс идет как в макро, так и в микрокосме. Красота как категория духа утончает материю жизни и энергетику человека.
Таким образом, история развития понятия с древнейших времён и до наших дней затрагивает все чувства человека. Тема красоты человеческой души остается актуальной и в современном мире, так как духовная красота универсальна, как универсально духовное знание. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенству. И действительно, красота, наряду с истиной и добром, неизменно выступает в составе исходной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия.
Литература
1. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. — М., 1991.
2. Кошин Н.В. «Эстетика Ф.М. Достоевского» — М., 1980.
3.Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. – М., 1987.
4. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М., 1994.
5. Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. – М., 1993.
6. Сталович Л.Н. «Филоcофия красоты» — М., 1980.
7. Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты. – М., 2001.
8.Эстетические воззрения в Учении Живой Этики. Монография. – М., 2005.
Выражения о душевной красоте и уродстве
Существуют статусы про красоту души со смыслом, в которых также упоминается и антитеза духовного совершенства — а именно, порочность и уродство души.
- Красота души увядает от лживости лиц, отсутствия чувств, слабости желаний…
- Лишь жизненный опыт помогает развить чутье на красивые и гнилые души.
- Не стоит раскрывать первому встречному глубины своей души. Ведь если его душа не чиста, можно или заразиться злом, или лишиться веры в человечество.
- За красивым лицом и стройным телом может скрываться настоящее чудовище; так что красота духа — это первое, что нужно искать в людях, чтобы не стать жертвой страшной химеры.
- Иногда красота тела сочетается с духовной красотой; иногда — красота души живет в уродливом теле. Но бывает и убийственное комбо: когда уродливое тело сочетается с чернотой и ленью души.
Древнегреческие философы
Начиная с Аристотеля, многие философы утверждали, что красота – это двоякое понятие. Существует красота тела и красота души. Под первым понимают пропорциональность частей, привлекательность, грациозность. Всё тот же Аристотель говорил, что такую красоту понимает и ценит простой народ, который привык воспринимать и ощущать мир лишь пятью основными чувствами. Тот, кто восхищается такой красотой, «лишь малым отличается от животных», полагающихся только на свои инстинкты.
Иначе дело обстоит с внутренним миром человека. Там действуют иные законы, а значит, и всё, что случается среди его необъятных широт, улавливается иными чувствами. Платон утверждал, что красота души осязаема только людьми добродетельными, ибо прекрасное и дурное не могут сосуществовать, одно другое исключает.
Вторит ему и наш современник – Пауло Коэльо, который говорит, что если человек способен замечать прекрасное, то только потому, что он носит это внутри. Мир – зеркало, отражающее наше истинное.
Цитата — это точное повторение высказывания с указанием автора или дословная выдержка отрывка текста.
Выясним, что такое цитата в литературе, если сначала обратимся к происхождению этого термина. Позднелатинское слово citatio восходит к латинскому cito, что буквально значит «привожу в движение», «призываю».
Цитата может представлять собой сочетание нескольких слов, предложение или отрывок текста, который дословно передает мысль, высказанную определенным автором.
В речи цитату используют в качестве документального аргумента для подтверждения точности, правильности высказанного суждения.
Великий философ древности Цицерон высказал мудрое наблюдение: «Человеку свойственно ошибаться, а глупцу — настаивать на своей ошибке».
Как видим, цитата приводится обязательно с указанием её автора. Этим она кардинально отличается от крылатых выражений фольклора — пословиц и поговорок.
Откуда мы черпаем цитаты, чтобы усилить воздействие своей речи на слушателя?
Происхождение цитат
На протяжении всей своей истории человечество скрупулёзно отбирало и усваивало мудрые мысли наиболее передовых его представителей. Впоследствии меткие суждения, крылатые фразы, зафиксированные и передаваемые из поколения в поколение, стали свидетельством мудрости их авторов и сохранились в веках как бесценное общественное достояние.
Примеры цитат
С этой точки зрения источником цитат, во-первых, всегда служила Библия и священные писания.
В поте лица будешь есть хлеб свой.
Время разбрасывать камни, время собирать камни.
Да минует Меня чаша сия.
Внести свою лепту.
Цитируются крылатые фразы, высказанные по какому-либо поводу мудрецами древности, философами, историческими личностями.
Деяние есть живое единство теории и практики (Аристотель).
Невежество — ночь ума, ночь безлунная и беззвёздная (Цицерон).
Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее (Геродот).
Для усиления выразительности речи можно черпать множество цитат из литературы.
Душа человека заключается в его делах (Г. Ибсен).
Хотеть недостаточно, надо действовать (И. Гёте).
В цитировании не пройдем мимо суждений знаменитых людей.
Смысл имеет лишь жизнь, прожитая ради других (Альберт Эйнштейн).
Только наука изменит мир. Наука в широком смысле слова: и как расщеплять атом, и как воспитывать людей…И взрослых тоже (Николай Амосов).
Я верю, что могущество смеха и слёз сможет стать противоядием от ненависти и страха (Чарльз Чаплин).
Множество цитат принадлежит кинематографу. Емкие выражения киногероев уходят в народ и в подходящем случае охотно цитируются.
Элементарно, Ватсон («Шерлок Холмс и доктор Ватсон»).
Я требую продолжения банкета! («Иван Васильевич меняет профессию»).
Ларису Ивановну хочу! («Мимино»).
Чтобы генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить («Москва слезам не верит»).
Правила цитирования
В качестве дословной передачи суждения определённого автора цитата обязательно заключается в кавычки.
В тексте цитату можно оформить тремя способами:
- прямая речь
- косвенная речь
- предложение с вводными словами.
Источник изображения: rosuchebnik.ru
Рассмотрим детально знаки препинания при каждом способе цитирования.
В предложении содержится указание на автора цитаты. В таком случае цитата оформляется как прямая речь. Слова автора могут предварять цитату, находиться внутри её или заключать предложение.
Понаблюдаем за постановкой знаков препинания:
Педагог А.С. Макаренко считал: «Только живой пример воспитывает ребёнка, а не слова, пусть даже самые хорошие, но не подкреплённые делом».
«Когда я пишу свои песни, — делился с современниками Эдвард Григ, — главное для меня состоит не в том, чтобы сочинить музыку, а в том, что удовлетворить сокровеннейшим намерениям поэта».
«Превратить слово в дело гораздо труднее, чем дело в слово», — утверждал писатель М. Горький.
Цитата может вводится в текст в виде косвенной речи с помощью подчинительного союза. Цитирование оформляется в виде придаточного предложения. Перед подчинительным союзом ставится запятая, а цитата заключается в кавычки и начинается со строчной буквы.
В. Г. Белинский считал, что «только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собой».
Если цитате предшествует вводное словосочетание или предложение, то после него ставится запятая, а дословный текст авторской фразы начинается со строчной буквы.
По мнению Виктора Гюго, «лень — это мать. У неё сын — воровство и дочь — голод».
Как отмечает французский писатель Гастон де Левис, «праздность — это ржавчина души».
Если цитируется стихотворный текст с точным соблюдением строк и строф оригинала, то после слов автора ставится двоеточие, а кавычки для оформления цитаты не употребляются.
Русский поэт Ф. И. Тютчев философски рассуждает о природе:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Если подлинник включен в авторский текст без соблюдения строк, то такая цитата оформляется как прямая речь.
Николай Заболоцкий пишет о красоте человеческих лиц: «Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот составлена песня небесных высот».
Видео «Цитирование»
Цитата и многоточие
В цитировании часто применяется многоточие, если мысль автора приводится не полностью. Например, начало цитаты не используется. В таком случае после авторских слов открываются кавычки, ставится многоточие, а частичная цитата начинается со строчной буквы.
Л. Н. Толстой писал: «…мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что собственно не чувствую, что я понимаю то, что я не понимаю, что могу то, чего не могу».
Если неполная цитата начинает предложение, то её предваряет многоточие, а первое слово пишется с прописной буквы, даже если в оригинале оно начинается со строчной буквы.
«…Пусть каждый совершает свой путь подобно звёздам спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели», — утверждал И. Гёте.
Многоточие ставится в середине цитаты, если в ней пропущены некоторые слова.
Ф. Шиллер считал: «Театр наказует тысячи пороков…и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон».
Неполная цитата завершается многоточием, после которого закрываются кавычки и ставится точка.
М. В. Ломоносов был уверен: «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора…».
Итак, цитаты не только разнообразят и украшают нашу речь, но и делают её более убедительной и содержательной, наполненной сокровенным смыслом. Высказывания известных людей, писателей и поэтов, политических и общественных деятелей являются поистине интеллектуальной сокровищницей человечества, к которой всегда можно обратиться в поиске подходящей цитаты.