Цитаты о ларре из рассказа старуха изергиль

Легенды о ларре и данко из рассказам.горького старуха изергиль.проблематика рассказа и авторская позиция. цели: выявление художественной идеи легенд о данко

Легенды о Ларре и Данко (из рассказаМ.Горького «Старуха Изергиль»).Проблематика рассказа и авторская позиция.

Цели:

  1. Выявление художественной идеи легенд о Данко и Ларре, мифологических источников легенд, особенностей поэтики. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, учебником, таблицами и терминами.

  2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.

  3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, гуманистических взглядов и убеждений.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с творчеством М. Горького;

  2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;

  3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

  4. Рассмотреть отличительные признаки неоромантизма на примере изучаемого произведения.

Оборудование:

Эпиграфы к уроку:«Если только для себя, то зачем ты?»

(Древняя мудрость)

Ход урока

  1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд. 

 Тема урока: «Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция».

С произведением М. Горького вы уже познакомились дома. Сегодня мы попытаемся разобраться в его особенностях. Давайте вместе обозначим задачи урока. 

Учитель.Одним из важнейших вопросов в творчестве М. Горького является вопрос: «Что есть человек?»В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и в качестве заглавий для некоторых произведений берет имена героев-рассказчиков.

На раннем этапе творчества Горького интересует не столько характер, личность, как проявление индивидуального в человеке, сколько некая универсальное понятие человеческой природы, познать которую стремится писатель. Таким образом, свои первые произведения Горький создает как бы под знаком собирания воистину человеческого. Стремясь создавать жизненные ориентиры, Горький во многих ранних рассказах активно использует мифологические, в том числе библейские образы, мотивы, понятия.

Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Проблемой нашего урока будет вопрос: «Что есть человек по Горькому?»

Эпиграфом к нашему уроку,на мой взгляд, подойдут такие слова: «Если только для себя, то зачем ты?»

— Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизма, назовите его отличительные особенности.

Примечание:

Романтизмхудожественный метод, сложившийся в начале XIX века в Германии. Для романтизма характерны особый интерес к личности, её отношение к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального, «двоемирие».[5]

-Назовите отличительные черты романтизма в рассказе.

II. Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы.

1. Какова композиция рассказа? (Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль»,«Легенда о Данко». Все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).

2. Какой приём лежит в основе построения рассказа? (Приём антитезы: легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей – Данко и Ларры).

3. Являются ли они необыкновенными личностями? (Данко и Ларра –личности исключительные. Данко – воплощение идеального типа, «Прометея», заявлен автором как «лучший из всех», а в описании Ларры присутствуют эпитеты, более подходящие для описания животного: «ловок», «хищен», «жесток»,«эгоистичен».)

Групповая работа

4. Анализ легенды о Ларре

  • Кто является главным героем первой легенды?

  • Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

  • Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле)

  • Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, эгоизм,себялюбие)

  • Чем отличается гордость от гордыни?

Примечание:

Гордостьчувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордыня непомерная гордость, чрезмерное высокое мнение о себе.[3:138]

  • Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры.

  • К чему приводит эгоизм героя? (к преступлению)

  • Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

  • Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого?

  • А теперь обратимся к тексту и найдем ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания. В этом нам помогут текстологи, готовившие это задание дома.(…Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей груди, хватаясь за неё руками… И снова он упал на землю и долго бился головой об неё. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы… В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…)[3:35]

  • Вот такая жизнь для героя. Это наказание или свобода?(Да, это страшное наказание. Ларра обречен на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Лару того, ради чего, по его мнению, стоило жить – права жить по собственному закону.)

  • Каково отношение автора к Ларре? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал).

  • Давайте вспомним страницы Библии и ответим на вопрос: кто из известных героев был подвержен подобному наказанию? Мы обратимся за помощью к мифологам из 3-ей творческой группы.

Мифологи: Нам кажется, что такому же наказанию подвергается сын Адама и Евы Каин, который совершает грех братоубийства, за что наказан одиночеством.

«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.»[1:I,4]

  • На примере Ларры Горький представил нам антиидеал героя. А кто же является выразителем идеалистического представления о человеке?

6. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой М.Горького о Данко. И снова обратимся к мифологам.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» [1:II,14]

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.[1:II,3–18]

б) Какие фрагменты легенды о Данко соответствуют библейскому сказанию? Своими открытиями с нами поделятся ребята из группы исследователей, которые готовили ответ дома.

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

  • Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести себя в жертву ради спасения других.)

  • Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии.)

  • Как складываются отношения между Данко и толпой? Обратимся снова к текстологам.

Работа с текстом. (Сначала люди «посмотрели и увидали, что он лучший из всех». [2:46]. Народ верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они «стали роптать на Данко» [2:46], так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. «Люди в гневе обрушились на Данко» потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло».[2:47] Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы также лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

  • Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

7. Самостоятельная работа. Учащиеся сопоставляют образы Данко и Ларры, заполняя графы таблицы. По окончании работы – самопроверка таблицы. (Примерный вариант проецируется на экран).

Таблица

Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького

Критерии

Данко

Ларра

1) Отношение

к людям

«Он любил людей и думал, что…без него они погибнут» [2:47] 

Презрительно-высокомерное («…кроме себя, не видит ничего… У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого») 

2) Толпа — герой

«Дружно  пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…» [2:46]  

Открытое противостояние(«А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…»)  

3) Отличительная черта характера

Альтруизм 

Чрезмерная гордость, полная свобода действий 

4) Отношение к жизни

Кто ничего  не делает, с тем ничего не станется.

«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого…И вот он стал жить, вольный, как птица.» [2:35] 

5) Легенда и современность

Что имеется ввиду? 

Актуальность образа?

6) Поступки, совершаемые героями

Подвиг, саможертвование жизнью во имя спасения людей («разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце…»)

Преступление, убийство той, что отвергла сына орла 

7) Авторская оценка героев

«гордый смельчак Данко», великое горящее сердце Данко.

«Красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». «Он был ловок, хищен, силён, жесток… И нет  ему места среди людей.» [2:35] 

  • Вернемся к проблемному вопросу урока: «Что есть человек по Горькому?»

  • А как вы понимаете словаэпиграфа к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?»

8. Рефлексия

  • Подвиг Данко – это великий поступок, он останется примером и ориентиром для всех нас. И пусть свет его сердца не затухнет никогда.

На память о нашем уроке – эти символические сердечки. И в знак того, что мы вместе пришли к единому мнению о сущности поднятого вопроса, о том, каким должен быть человек в жизни, давайте зажжём и поднимем наши символические сердца.

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?»

ЛЕГЕНДА О ЛАРРЕ

После изгнания из рая Адам и Ева по­селились к востоку от Эдема. Здесь нача­лась суровая и безрадостная жизнь пер­вых людей. Вскоре у них родился сын, которого назвали Каином, затем вто­рой — Авель. Много надежд возлагали родители на детей, но, увы, их мечтам не суждено было осуществиться. Рождение сыновей стало лишь началом новых страданий и горя.

Каин рос грубым и непослушным мальчиком. Авель, напротив, был кро­ток и добр. Каин обрабатывал землю, а Авель пас стада овец. Однажды братья решили преподнести дары Богу. Каин принёс в жертву плоды земли, самоуве­ренно считая, что этим он заслужит Бо­жью милость. Авель же, искренно мо­лясь, смиренно преподнёс лучшую овечку из своего стада. Дар Авеля Бог радушно принял, а приношение Каина отверг. 

Каин затаил обиду на брата, стал ждать подходяще­го случая, чтобы отомстить. Однажды ему удалось за­манить Авеля в поле и убить, совершив невиданное доселе злодеяние. Кровь первого умершего человека обагрила землю… Содеянное не смутило Каина, не вы­звало в нём раскаяния. Напротив, на вопрос Бога: «Где брат твой Авель?» он дерзко ответил: «Не знаю, разве я сторож брату моему?» Господь наказал Каина за грех, сделав его вечным изгнанником и скитальцем на Земле.

«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.»[1:I,4]

– В чем сходство библейской истории и легенды о Ларре? 

– Чем сюжет легенды о Ларре отличается от библейской истории?

  • Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

  • Как относится герой к другим людям?

  • Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?

  • Чем отличается гордость от гордыни? Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры.

  • Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого? Это наказание или свобода?

  • Найдите ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания (ТЕКСТ)

  • Каково отношение автора к Ларре?

Критерии

Ларра

1) Отношение к людям

2) Толпа — герой

3) Отличительная черта характера

4) Отношение к жизни

5) Легенда и современность

6) Поступки, совершаемые героями

7) Авторская оценка героев

ЛЕГЕНДА О ДАНКО

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» [1:II,14]

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.[1:II,3–18]

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? 

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

  • Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?

  • Какой поступок совершил герой ради любви к людям?

  • Как складываются отношения между Данко и толпой? (ТЕКСТ)

  • Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?

Критерии

Данко

1) Отношение к людям

2) Толпа — герой

3) Отличительная черта характера

4) Отношение к жизни

5) Легенда и современность

6) Поступки, совершаемые героями

7) Авторская оценка героев

На чтение 11 мин. Просмотров 2 Опубликовано

portret-maksim-gorkoij-hudozhnik-m-v-nesterov.jpg

Легенда о Ларре является одним из центральных эпизодов рассказа «Старуха Изергиль» Горького. В этой статье читайте текст легенды о Ларре из рассказа «Старуха Изергиль» Горького (эпизод, фрагмент, отрывок). Текст легенды о Ларре можно найти в I-ой главе рассказа.Смотрите: Все материалы по «Старухе Изергиль»

Легенда о Ларре из рассказа «Старуха Изергиль» (текст, эпизод, фрагмент, отрывок)

(отрывок из главы I) «Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки, в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтобы укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там. Вот какая щедрая земля в той стране! Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками. Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но – не нашли ее. И забыли о ней, как забывают обо всем на земле. <…> Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад. И, когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес ее в горы и жил с нею там, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже; когда он стал слабеть, то поднялся, в последний раз, высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них… Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их – он не хочет делать этого. О!.. тогда уж совсем рассердились они. Рассердились и сказали: – Ему нет места среди нас! Пусть идет, куда хочет. А когда развязали его, он спросил: – Что вам нужно? – спросил так, точно они были рабы… – Ты слышал… – сказал мудрец. – Зачем я буду объяснять вам мои поступки? – Чтоб быть понятым нами. Ты, гордый, слушай! Все равно, ты умрешь ведь… Дай же нам понять то, что ты сделал. Мы остаемся жить, и нам полезно знать больше, чем мы знаем… – Хорошо, я скажу, хотя я, может быть, сам неверно понимаю то, что случилось. Я убил ее потому, мне кажется, – что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее. – Но она не твоя! – сказали ему. – Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще… Ему сказали на это, что за всё, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым. Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого. Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, – тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам: – Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание! И тут произошло великое. Грянул гром с небес, – хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, – юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его – не был человеком… А этот – был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек – всё, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго – не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко: – Не троньте его! Он хочет умереть! И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего‑то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем‑то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож – точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы. – Он не может умереть! – с радостью сказали люди. «И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И всё ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»Конец легенды. Это был текст легенды о Ларре из рассказа «Старуха Изергиль» Горького (эпизод, фрагмент, отрывок).Смотрите: Все материалы по «Старухе Изергиль»1587985153_399917_17368908.jpg

2Автор:Максим ГорькийГод: 2003 Объём: 20 стр.Жанр:Роман, прозаСкачать

Краткое описание

Перед тем, как скачать книгу Старуха Изергиль fb2 или epub, прочти о чем она: Cвой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль» Максим Горький написал в 1894 году. В него вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко.Впервые напечатано в «Самарской газете», 1895, номер 80, 16 апреля; номер 86, 23 апреля; номер 89, 27 апреля.Написано, по-видимому, осенью 1894 года. Датировка подтверждается письмом В.Г.Короленко от 4 октября 1894 года члену редакции «Русских ведомостей» М.А.Саблину. В этом письме В.Г.Короленко писал: «Дня три назад я послал в редакцию рукопись Пешкова (псевд. Максим Горький), заглавие “Старуха Изергиль”» (В.Г.Короленко, Избранные письма, III т., Гослитиздат, 1936, стр. 86).Рассказ включался во все собрания сочинений.

Cкачать Старуха Изергиль бесплатно в fb2, pdf без регистрации

Читать книгу Старуха Изергиль полная версия

Читать онлайнрекомендуем прочесть Нулевой номер Жара и пыль Манюня Последний из Плосконогих Ольга, лесная княгиня

Описание

«Старуха Изергиль» Максима Горького – невероятно стройное и красивое произведение, хотя и относится к раннему, романтическому периоду творчества писателя. Сам Горький не раз говорил, что вряд ли напишет что-то более красивое, чем это произведение, в котором голос автора тесно сплетен с голосом главного героя-рассказчика.

Читать рассказ очень легко, он льется как песня. По сути, это три отдельных притчи: легенда о сыне орла Ларре, история жизни Изергиль, история о Данко. Но все эти легенды связаны одной общей мыслью, которая заключается в поиске смысла и ценности человеческой жизни, заключается в единстве и борьбе двух противоположных черт человеческого характера: индивидуализма и стремления к самопожертвованию. Антитеза, прием, который использует Горький, присутствует во всех трех частях рассказа. И если Ларра – персонаж «темный», не заслуживающий даже остаться в человеческой памяти, а Данко – «светлый» и память о его подвиге будет вечно жить в сердцах людей, то Изергиль – простая женщина, которой присуща как любовь к себе, так и стремление жертвовать собой ради любимых. И таковы, по мнению автора, все люди. Горький, писавший это произведение, молод и романтически настроен и именно поэтому верит в отсутствие «чистого эгоизма». Хотя, если читать внимательно, можно увидеть в рассказе и еще кое-что, а именно, зарождающиеся в голове Горького вполне реалистичные мысли об истинной свободе, которой не хватало в современном ему обществе. Недаром он рисует, казалось бы, незначительный образ «осторожного человека», наступившего на потухшее сердце Данко. Горький считает, что одного, но очень яркого примера, вполне достаточно для того, чтобы молодые люди вдохновились и начали вести борьбу за свою свободу.

«Старуху Изергиль» читать полностью можно на нашем сайте, а можно скачать рассказ для дальнейшей работы с ним.

Полезные ссылки

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»?</h3>

    • <label>1894;</label>
    • <label>1895;</label>
    • <label>1897;</label>
    • <label>1899.</label>

(новая вкладка)

Очень кратко:Старая румынка вспоминает свою бурную молодость и рассказывает две легенды: о сыне орла, обречённом за гордыню на вечное одиночество, и о юноше, который пожертвовал собой, чтобы спасти родное племя.

Старуха ИзергильАудиоспектакль. 1 ч 3 мин. Читают Василий Бочкарев и др. Бесплатный отрывок:Василий Бочкарев и др.1 ч 03 минСтаруха ИзергильАудиокнига. 57 мин. Читает Дарья Морозова. Бесплатный отрывок:Дарья Морозова57 минСтаруха ИзергильАудиокнига. 1 ч. Читает Дмитрий Кинге. Бесплатный отрывок:Дмитрий Кинге1 ч 00 мин

Читайте также

maksim-gorkij-staruha-izergil.jpg

  • Название:Старуха Изергиль
  • Автор:Максим Горький
  • Издательство:Олимп, АСТ
  • Жанр:Классическая проза / на русском языке
  • Год:2003
  • Город:Москва
  • Язык:Русский
  • ISBN:5-17-003890-9, 5-8195-0329-5
  • Рейтинг книги:5 / 5
  • Ваша оценка:
  • Избранное:Добавить книгу в закладки

Старуха Изергиль: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Старуха Изергиль»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Cвой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль» Максим Горький написал в 1894 году. В него вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко. Впервые напечатано в «Самарской газете», 1895, номер 80, 16 апреля; номер 86, 23 апреля; номер 89, 27 апреля. Написано, по-видимому, осенью 1894 года. Датировка подтверждается письмом В.Г.Короленко от 4 октября 1894 года члену редакции «Русских ведомостей» М.А.Саблину. В этом письме В.Г.Короленко писал: «Дня три назад я послал в редакцию рукопись Пешкова (псевд. Максим Горький), заглавие “Старуха Изергиль”» (В.Г.Короленко, Избранные письма, III т., Гослитиздат, 1936, стр. 86). Рассказ включался во все собрания сочинений. Печатается по тексту, подготовленному М.Горьким для собрания сочинений в издании «Книга».

Уважаемые правообладатели! Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи. В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/07/legenda-o-larre-staruha-izergil-tekst.html
  • https://a1.bookzip.ru/6155-staruha-izergil.html
  • https://obrazovaka.ru/biblioteka/gorkiy/staruha-izergil-chitat-polnostyu
  • https://briefly.ru/gorkii/staruha_izergil/
  • https://libcat.ru/knigi/proza/klassicheskaya-proza/308569-maksim-gorkij-staruha-izergil.html

«Старуха Изергиль» – ранний рассказ Максима Горького, имеющий глубокий философский смысл.

Произведение, родившееся в его путешествии по Бессарабии, наполнено ласковым теплом южной ночи, запахом шумного моря и красивыми песнями сильных людей, весь день кропотливо собирающих виноград. Одна из них – старуха Изергиль.

Смысл рассказанных ею необычных легенд заключается в самом главном для каждого человека – в любви, гордости, смирении и одиночестве. Но ее долгая жизнь, полная страстей и разочарований, оказывается не менее интересной, чем судьба героев ее новелл.

Краткое содержание

Лирический герой, закончив дневной сбор винограда, вместо того, чтобы гулять и развлекаться со своими ровесниками, любуется природой на берегу моря. Вместе с ним остается старуха Изергиль.

Смысл ее вопроса сводится к одному: молодые должны гулять и петь, а не сидеть со стариками. Она уверена, что хорошо живется только тем, в ком есть сила и огонь. Постепенно между ней и лирическим героем завязывается разговор.

Она рассказывает ему несколько, казалось бы, не связанных историй.

Интересно! Когда рассказ «Старуха Изергиль» появился в газете «Самарская правда», критики писали: «Горький не выдерживает экономии чувств». Любопытно, что в конце 19 века эту особенность отнесли к недостаткам повествования.

О Ларре

В одном из племен орел похищает девушку. Все попытки ее отбить оказываются безуспешными. Через двадцать лет она снова приходит в племя со своим сыном. Это красивый молодой человек, который отличается непомерной гордыней. Он убивает дочь старейшины, которая не соглашается с ним остаться.

Разгневанное племя долго выбирает ему наказание. Наконец, они решают покарать его неуязвимостью и вечным одиночеством. Десятки лет Ларра наслаждается такой жизнью: крадет скот и лучших девушек.

Но однажды устает от этого и сам выходит к людям, чтобы принять смерть. Никто не убивает его, даже силы природы отказываются дать ему покой. Одинокая и пустая жизнь становится самым мучительным наказанием для Ларры, променявшему любовь и уважение окружающих людей на гордыню. По легенде его иссушенная тень до сих пор бродит по свету.

О своей молодости

Смысл своей жизни старуха Изергиль видела в страстях:

  • меняла любовников, переходя от одного к другому,
  • шла против правил морали (например, сбежала от богатого турка, соблазнив его 16-летнего сына),
  • знала цену своей молодости и красоте и пользовалась этим, спокойно живя за счет мужчин.

Одновременно с этим ей не чужды высокие порывы. Так, она освободила любимого мужчину из русского плена, а потом, поняв, что не нужна ему, гордо прогнала. Не согласилась и на сожительство с паном, который в буквальном смысле осыпал ее золотом, продав для этого все свои земли и владения.

Старуха Изергиль смысл жизни видела в том, чтобы поступать так, как велит ее влюбчивое сердце. Но это иссушило ее, как Ларру. Она жалеет об ушедшей молодости, живет в одиночестве. Лирический герой не видит былой красоты своей собеседницы.

О Данко

Легенда о мужественном герое давно вышла за пределы этого произведения, а его имя стало нарицательным. Его народу пришлось скрываться от врагов в густом и темном лесу, и постепенно людьми овладели отчаяние.

Многие предлагали сдаться врагам. Тогда Данко взял на себя смелость вывести людей из леса к новой жизни. Когда они сбились с пути и гневно начали обвинять его, он вырвал из груди свое сердце и осветил дорогу.

Люди вышли к свету и, полные радостных надежд, забыли о подвиге Данко. А один неосторожный человек даже наступил на его сердце. И оно угасло, рассыпавшись в искры.

Объяснение сюжета

Горький показывает три линии судьбы – эгоистическую, зависящую от страстей и жертвенную. Смысл жизни каждый из героев произведения «Старуха Изергиль» находит в своем.

В период расцвета революционных настроений образ Данко волновал его сильнее всех остальных. Для него именно этот герой олицетворяет единственно возможную цель жизни – для людей и их будущего счастья, невзирая на себя и свои желания.

Однако, человеческая жизнь всегда дуалистична: наполнена подвигами и подлостями, смелостью и страхами, любовью и жестокостью. Недаром Ларра и Данко – герои легенд, а старуха Изергиль – смысл настоящей жизни.

Образы героев легенд слишком контрастны, романтичны: Ларра лишен достоинств, а Данко – недостатков. Тогда как старуха Изергиль – живой человек, готовый под влиянием обстоятельств пойти как на подвиг, так и на преступление против совести.

Недаром ее история композиционно расположена посередине между легендами о Ларре и Данко.

Интересно! Имя «Изергиль» переводится со скандинавского как «ясень». Именно это дерево у древних народов символизировало связь царства живых и мертвых. Этим именем Горький хотел подчеркнуть роль героини-проводника между миром легенд и реальной жизнью.

Старуха Изергиль: смысл рассказа

У глубоко философского рассказа – открытая концовка, которую каждый понимает по-своему. Есть мнение о том, что главная героиня заснула вечным сном, перед смертью передав лирическому герою все, что знала о жизни. На этой точке зрения настаивают те, кто видит большую схожесть Изергиль с Ларрой, который также прожигал жизнь и остался в одиночестве.

Другая точка зрения более оптимистична. Героиня уснула, утомленная долгим монологом. Лирический герой, заботливо укрыв ее, размышляет над смыслом и героями легенд, рассказанных старухой Изергиль, и слушает море.

Смысл рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького – в том, что каждый выбирает свою судьбу и в полной мере несет за это ответственность. Сам автор считал это произведение своей главной творческой удачей. С этим согласны многие читатели.

Ранние произведения Максима Горького, в том числе – «Старуха Изергиль», наполнены философским смыслом и пропитаны романтизмом.

На фоне изумительных морских пейзажей необычные герои любят, страдают и рассуждают о самом главном – человеке и обществе, страстях и их влиянии на дальнейшую судьбу.

По Горькому, прекрасно быть сильным человеком и жить для людей, не гася при этом своего внутреннего огня.

Смысл произведения Старуха Изергиль | Какой Смысл

Рассказчик — это путешественник, который натыкается на хижину старухи по имени Изергиль. Они начинают беседу и женщина вспоминает свою бурную молодость и делится воспоминаниями с гостем.

Она говорит о Ларре, сыне орла, который из-за гордости и самолюбия остался совершенно один. Между легендами она упоминает и о своей жизни. О тех, кто пытался завоевать ее сердце, но в итоге остался ни с чем.Вспоминает, конечно же, и о Данко, что вырвал собственное сердце, чтобы помочь людям, но оказался раздавлен.

Конечно же, путешественник запоминает то, что она говорит, и делится ее рассказами с читателем. Собственно, из его записок мы и узнаем об этой встрече.

Смысл названия книги «Старуха Изергиль»

В названии также кроется сакральный смысл. Дело в том, что оно носит имя главной героини рассказа. Но не стоит думать, что тут нет скрытого подтекста. Исследователи не раз отмечали, что это имя схоже по написанию и произношению с древнескандинавским словом «иггдрасиль». Переводится оно как «ясень».

Но именно это дерево является центральным в мифологии древних скандинавов! Оно соединяет мир людей, богов и усопших. Однако если вспомнить, что главы тоже три, а по содержанию они подходят к этим мирам, то все становится на свои места. Вот так вот автор вложил такой глубокий смысл в казалось бы обычное имя!

Смысл произведения

Вообще в произведении явно прослеживаются три темы:

  1. Неподвластная любовь;
  2. Человек в обществе;
  3. Гордость, уничтожающая все.

Горький сквозь понятные читателю истории рассказывает о чести, достоинстве, страхе и любви. Это произведение действительно уникально, ведь в нем автор за минимальное количество символом донес те истины, которые некоторые писатели и в нескольких томах изложить не могут. Великолепно!

Но вернемся к теме. В чем же смысл произведения? А он кроется в самих историях старухи Изергиль! Обо всем по порядку.

В главе с Ларрой, сыном орла, явно прослеживается идея гордого одиночества. Он никогда не будет счастлив, не будет любим, ведь гордыня не позволит ему считаться с другими. Даже украденная девушка не принесет ему никакого счастья. Ларра так и останется один: без друзей, любви и счастья.

Из жизни старухи Изергиль мы понимаем, что никакая любовь, построенная на желании владеть, не будет долговременной. Все ухажеры Изергиль не добиваются счастья с ней, ведь каждая встреча становится последней. Она будто встречается с уже мертвыми людьми. Немного жутко, но в этом и кроется смысл неподвластной любви. Среди всех ухажеров не было того самого, поэтому отношения и не задерживались.

Данко же учит нас понимать систему общества. Для него мы важны только тогда, когда несем какую-либо пользу. И как только мы перестаем это делать — нашу судьбу, подобно сердцу Данко, раздавливают. И тут появляется вопрос: «А нужно ли жить в таком обществе?». Ответ на него придется найти самостоятельно, ведь автор оставляет это читателю.

А завершает картину отлично проработанная и символичная концовка, о которой сейчас и будет рассказано!

Смысл финала книги

Конец рассказа несет в себе философский подтекст. Старуха Изергиль засыпает около моря, рассказчик ее накрывает и любуется природой.

В его голове появляется вопрос: «Сколько же подобных историй знает эта старуха?». С этой мыслью засыпает и он. Здесь Горький хотел показать бесконечное множество идей, существующих в мире.

В чем смысл жизни? Кто станет новым спасителем? Эти и другие вопросы остаются без ответа.

Конечно же, стоит дождаться того момента, когда Изергиль проснется и расскажет новые истории, но автор тонко намекает, что будет это нескоро. Печальное море — самый явный символ. Нам стоит самим начать искать ответы на эти сложные вопросы, самим пережить новые истории и поделиться ими с другими.

Старуха Изергиль является настоящим праведником. Да, она не выделяется красотой, добротой или улыбкой, но ее рассказы создают столько света, что перекрывают все эти качества.

Нам стоит последовать ее примеру и начать передавать уже свои истории. В этом и кроется концовка — Изергиль исполнила свое предназначение и уснула вечным сном, теперь же роль праведника принадлежит рассказчику.

И он справится с этим, ведь старуха донесла до него свои идеи.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». Уроки литературы в 11 классе

Урок № 12. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств

Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов

Урок № 15. Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе и их трагическое столкновение

Урок № 16. Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков

Урок № 17. Контрольная работа по творчеству Максима Горького

УРОК № 13 Тема. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

Цель:

выявить с учащимися особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного
содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа; провести параллель между библейской легендой
о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие; развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания; подвести
учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим
людям.
Оборудование: учебник, текст рассказа «Старуха Изергиль», портрет Максима Горького; таблица.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание изучаемого рассказа; анализируют текст, раскрывающий силу воли, жажду жизни,
накал страстей и стремление к подвигу; объясняют значение композиции в выявлении позиции автора; раскрывают
роль антитезы как средства противопоставления романтического идеала и суровой реальности; принимают участие в дискуссии.

ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний


Беседа

• Какое влияние оказали на становление Максима Горького идеи Ф. Ницше?
Покажите это на примерах из ранних произведений писателя.

III. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы и цели урока

  • Слово учителя
  • IV. Работа над темой урока

  • 1. Аналитическая беседа
  • 2. Слушание пересказа легенды о Ларре

— Одной из основных проблем творчества Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в этом мире. Само время — рубеж столетий,
столкновение эпох — делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором. Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различает
силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. Одним из наиболее ярких ранних произведений Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем
формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея — стремление выявить истинную ценность человеческой личности. «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу…»,— так начинает Максим Горький один из своих лучших рассказов, в котором отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 г. Рассказ относится к ранним произведениям писателя и продолжает романтическую линию рассказов «Макар Чудра» и «Челкаш», в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение
цельной и сильной человеческой личностью. Важнейшим вопросом, составляющим идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», является смысл человеческой жизни. Тема сильной, неординарной личности, непосредственно связана с идеей произведения — служение людям как великий смысл жизни, высшее предназначение. Раскрытию идеи
служат сюжет и композиция произведения, а также особый, героический пафос.
• Итак, мы выяснили, что рассказ «Старуха Изергиль» имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма. (У героя два мира — идеальный и реальный; яркость образов, необычность событий, гиперболизация качеств, патетика, загадочный пейзаж.) • В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? • Какие природные образы вы могли бы выделить? • Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? • Почему именно таким показан пейзаж в природе? • Ваши впечатления от рассказа? Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы?
в исполнении заранее подготовленного учащегося • Каким внешним событием рождена легенда? (Тень, плывущая по небу, — тень Ларры.) • Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Он — сын орла.) • Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный «зверь» на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа. • А что добавила Изергиль непосредственно от себя? • Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость? • Есть такое слово — гордыня. Подумайте, чем различаются два слова — гордость и гордыня. Запишите толкования этих слов.

Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважение.
Гордыня — чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.

• Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.

  1. 3. Слушание пересказов легенды о Данко, библейской истории о Моисее
  2. БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ О МОИСЕЕ
  3. 4. Создание и решение проблемной ситуации: сопоставление библейской истории и легенды о Данко
  4. 5. Коллективная работа по составлению таблицы

  5. «Концепции жизни Ларры и Данко»

в исполнении заранее подготовленных учащихся
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в рабстве в Египте, и им сложно срываться с насиженных мест. Составились обозы, и евреи тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так,
что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя боевые колесницы египтян. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско.
Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало
сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась. Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из неё хлынула холодная вода. Много
милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
• В чём сходство библейской истории и легенды о Данко? • Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? • Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? • Как складываются отношения между Данко и толпой?
(запись в тетрадях) • Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев — гордость, но мы
с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни. Определите их, заполнив таблицу.

Концепции жизни Ларры и Данко
Идеал и антиидеал — два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж — старуха Изергиль, которая, являясь рассказчицей
обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) — альтруизм (Данко).
Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования
Критерий Ларра Данко
Внешность «Красивый и сильный», «холодные
и гордые, как у царя птиц, глаза»
Красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»
Жизненная позиция • Он не похож на других людей — не хочет жить, «как они», хочет
быть свободным, то есть делать что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»; • «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это даёт ему право
презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие,— люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени — «наказание ему
в нём самом»
• «Лучший из всех», «он любил людей и думал, что, может быть,
без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а прежде всего для всех соплеменников, именно поэтому он
ведёт их, жертвуя собой, из тёмного леса к «золотой сияющей реке»; • «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над
собой. Соплеменники «наказывают» Данко за гордость
Итог жизни Одиночество Гибель
Послесловие От Ларры осталась только тень, бродящая по степи От гордого сердца Данко остались
искры, появляющиеся перед грозой
Вывод Крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям Альтруист, выражающий высшую степень любви к людям
Антиидеал Романтический идеал

В чем смысл жизни? (по рассказу максима горького «старуха изергиль») на сёзнайке.ру

Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горького выделила рассказ “Старуха Изергиль” как самый романтический и поэтичный. Его герои — смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа.

Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами — о Ларре и о Данко.

Перед нами несколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь?

Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти.

Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша — “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.

Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

На мой взгляд, Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями.

Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств.

Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в реальном — может сочетаться и плохое, и хорошее. Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого или подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода — делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть, “сохранить себя целым”.

Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел — одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание.

Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек — все, что хотел” и при этом был вольным, как птица.

Тогда почему же, в конце концов, он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”? По-видимому, тому, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

Безусловно романтическим антиподом Ларры является Данко — смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического.

Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки.

То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”.

Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен, как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в глазах его светилось много силы и живого огня”.

Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”.

Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “Что сделаю я для людей?” сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…” Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке.

И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…”

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям.

Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляются “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце.

Не потому ли нам приходится переживать мучительный нравственный кризис?

Легенда о Данко — это духовная гипербола, и великие подвиги не каждому по плечу. Но даже если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»

Цель:

выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”.

Задачи:

Образовательные:

  • рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;
  • отметить особенности композиции рассказа “Старуха Изергиль”как средства раскрытия идейного содержания;
  • выяснить смысл противопоставления героев рассказа “Старуха Изергиль”;
  • провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.

Развивающие:

  • развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания;
  • развивать у учащихся чувство прекрасного.

Воспитательная:

  • подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Оборудование:

портрет М. Горького; карточки с заданиями; презентация к уроку; мультимедиа, тексты.

Формы работы:

беседа, работа с текстом, сравнительный анализ, составление схемы, выразительный пересказ, демонстрация презентации,диалог.

Предварительная подготовка к уроку:

  • Чтение ранних романтических рассказов Горького.
  • Индивидуальное задание – подготовить пересказ легенд о Ларре и Данко, а также библейскую историю о Моисее.

Эпиграф урока:

“Хочу красоты и всего хорошего” “Видно ничего не напишу я так стройно и красиво, как “Старуху Изергиль”. (М. Горький)

Ход урока

1. Вступительное слово

Учитель: Сегодня, ребята, мы прикоснёмся к красоте…. красоте ранних романтических рассказов М.Горького, а именно к рассказу “Старуха Изергиль”. Обратите внимание на эпиграф урока, эти слова, довольно обычные для молодого человека 24 лет от роду, были написаны ещё мало кому известным в России писателем, вошедшим в литературу под именем М.Горький.

Слайд 1

(см. Приложение 1)

Жизнь, которую наблюдал А.Пешков(настоящая фамилия Горького) поражала страшной и странной путаницей характеров и отношений, необъяснимыми противоречиями, бесцельностью однообразного прозябания, рано или поздно кончающегося смертью.

“Что же есть жизнь? Конечное ничто или же переходная форма к лучшему? Вопрос этот сломит меня. Пускай сломает. Я всё-таки не отступлюсь от него”.

Слайд 2

Ответы на эти вопросы писатель не уставал искать никогда. Жизнь привычная, зримая, реальная, преобразованная словом и душой человеческой, открывала новые, неизвестные грани, что оказывалось порой более важным и значительным, чем непосредственные наблюдения.

“Человек рассказывающий” – вот кто поразил юного Пешкова. Что бы не передавалось изустно – сказка, легенда, песня, быль, – оно всегда являлось созданием какого-то особого лица.

А значит, проявлялось главное, что есть в человеке – способность к творению новых сил жизни, очеловечиванию её, привнесению в скучную действительность красоты и добра. Наверное, поэтому в раннем творчестве М.

Горького встречается много рассказов, где повествование ведётся не автором, а рассказчиками, причём их имена нередко становятся названиями произведений. (“Макар Чудра”, “Емельян Пиляй”, “Челкаш”).

Есть одна особенность этих произведений – установка на предельно обобщённый образ. Его основой становится какая-либо одна черта – гордость, честность, трусость, благородство.

Герой – повествователь выполняет сложную функцию. От него исходят обрамляющие легенду реалии – пейзажи, портреты, скупые, но ёмкие комментарии услышанного.

Слайд 3

Каждому человеку в жизни представляется возможность реализовать свой потенциал. Реализуют его и герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, Ларра и Данко.

Вопрос 1-го урока – смысл второго эпиграфа. Вопрос 2-гоурока – в чём смысл композиции рассказа.

Обращаю ваше внимание на второй эпиграф. Что же за стройность и красоту имел в виду Горький, говоря так о своём рассказе? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

– Рассказ имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма:

  1. У героя два мира – идеальный и реальный.
  2. Яркость образов.
  3. Необычность событий.
  4. Гиперболизация качеств.
  5. Патетика.
  6. Загадочный пейзаж.

Слайды 4, 5

– В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Ночью, это самое таинственное время суток.) – Какие природные образы вы могли бы выделить? (Море, искры, небо, ветер, тучи, луна.) – Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (Эпитеты, олицетворение, метафору.

) – Почему именно таким показан пейзаж в природе? (Природа показана одушевлённой, она живёт по своим законам. Она красива, величественна, свободна. Но человек тесно связан с природой, она отражает внутренний мир человека, его желания, стремления. И люди, среди которых живёт Изергиль, сродни природе – сильные, красивые, свободные.

) – Ваши впечатления от рассказа. Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы. (Рассказ старухи о своей жизни обрамлён двумя легендами. В них героиня рассказа выражает своё представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. По этим жизненным ценностям и мы можем судить о героине рассказа.

) Мы вернёмся к этому вопросу, когда будем говорить о жизни Изергиль.

Легенда о Ларре (пересказ)

Каким внешним событием рождена легенда? (Тень, плывущая по небу – тень Ларры.)

– В центре повествования этой легенды – трагическая судьба сына женщины и орла. Он не захотел уважать традиции племени, откуда родом была его мать. Ценил только себя, слышал только свои желания.

– Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Он таким родился, он – сын орла.)

– Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный “зверь” на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите текстом. (Небеса одобрили решение племени.)

– А что добавила Изергиль непосредственно от себя? (“Вот до чего может довести человека гордость и непокорность и вот как могут покарать гордеца бог и люди”.)

– Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость? (Нельзя осуждать человека за гордость, если ему есть чем гордиться и это не идёт против общечеловеческих ценностей. Ларра был осуждён не за гордость вообще, а за гордость эгоиста, попирающего права, честь и достоинство коллектива.)

– Ребята, есть такое слово – гордыня. Подумайте, чем различаются два слова – гордость и гордыня. Запишите.

Гордость

– чувство собственного достоинства, самоуважение. Гордыня – чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.

– Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите текстом. (Она осудила его за гордость, но ведь чувство собственного достоинства было присуще и ей самой.

И тогда станут понятны слова автора, сказанные о старухе: “И стало почему-то страшно жалко её. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а всё-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота”.

Следовательно, она осудила и самоё себя.)

4. Легенда о Данко (пересказ)

– Каким природным явлением рождена легенда о Данко? (Искры на небе.)

– В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко.)

5. Библейская история о Моисее. Сопоставление её с легендой о Данко

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско.

Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо.

Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны.

За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле.

Но в это время вождь их Моисей умер.

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

– В жизни человека, ребята, всегда есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.

– Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? (Сильным, смелым, ради людей пожертвовал собой. Но он тоже выделяется из толпы своими качествами сильного и свободного человека, это и сближает его с Ларрой, однако на этом сходство заканчивается.)

– Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко.

“Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична.

Именно любовь к людям движет поступками Данко.)

– Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев – гордость, но мы с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни. Давайте отобразим это в схеме:

Карточка 1

(см. Приложение 2)

Слайд 6, 7

7. Рассказ о жизни Изергиль

Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. И именно она главная героиня. Давайте вновь обратимся к композиции рассказа. Две легенды обрамляют повествование Изергиль о себе. Они помогают нам понять, что ею движет, какой её характер.

– Какая она, Изергиль? (Это легендарная личность, сильная, волевая, много видевшая на своём веку.

На её глазах сражались и умирали солдаты Польши, любила поляка, который воевал за греков, осуждала русских, ходивших бить мадьяр.

Возможно она была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая 1. Наконец, она рассказывает, как сама помогла бежать из плена восставшим полякам ).

– К каким людям её влекло? (К сильным, ярким характерам. Она симпатизирует борцам за свободу. И всё-таки людей Старуха Изергиль ценит прежде всего за их необычность. Идеалы, за которые борются её любимые, её не интересуют).

– Что является идеалом жизни Изергиль? (Свободная любовь. И с тем, кто посягает на это право, она обходится решительно и сурово).

– Итак. С одной стороны Изергиль являет собой пример, достойный подражания, а с другой стороны она эгоистична, жила только для себя. И легенды, рассказанные ей, указывают на противоречивость её характера. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд.

– Как вы думаете к кому из героев ближе героиня. Отразите позицию героини и позицию автора, поставьте стрелочки.

Карточка 2 (см. Приложеник 3)

Слайд 8

– Докажите примерами из текстапозицию автора. (Приводятся примеры поступков героини, строчки, завершающие рассказ Изергиль о себе. “И вот уже около трёх десятков лет живу здесь…был у меня молдованин, умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу…Нет, не одна, а вон с теми.

”И оговорка Изергиль совсем не случайна: она лишний раз напоминает о глубокой противоречивости характера героини – её стремления жить вместе с гордым, вольнолюбивым народом и её индивидуализм и эгоизм. Даже портрет Изергиль близок портрету Ларры.

Он стал тенью, и её время высушило и внешне и внутренне.)

– Итак, композиция рассказа раскрывает нам образ старухи Изергиль, которая в молодости пережила судьбу и Ларры и Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма и для подвига. Жизненная позиция автора произведения тоже раскрыта.

– Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.)

– И теперь, я думаю, вам понятны слова Горького, взятые эпиграфом к рассказу “Старуха Изергиль”. Людей, которые посвятили свою жизнь служению идеалам добра и справедливости, которые подобно Данко стараются помочь людям, не так уж и мало на нашей земле. Оставьте, ребята, свой след на земле и пусть он будет ярким, как искры от горящего сердца Данко.

Прочитать рассказы М.Горького “Челкаш”, “Макар Чудра”. Отметить особенности рассказов, характерные для Горького. Написать мини-сочинение на тему “Данко нашего времени”.

11.11.2010

  • Цитаты к итоговому сочинению 2022 по всем направлениям
  • Цитаты к сказке черная курица или подземные жители 5 класс
  • Цитаты из школьных сочинений смешные по литературе
  • Цитаты из сказки черная курица или подземные жители 10 цитат
  • Цитаты из сказок шварца