Цитаты левша из рассказа левша

Урок по повести н.а.лескова левша цели урока: расширение знаний о жизни и творчестве н. с. лескова; формирование навыков анализа текста;

Урок по повести Н.А.Лескова
«Левша»

Цели урока:

  • расширение
    знаний о жизни и творчестве Н. С. Лескова;
  • формирование
    навыков анализа текста;
  • формирование
    навыков анализа исторических событий в жизни России ХIХ века;
  • развитие
    умения характеризовать героев литературного произведения;
  • развитие
    монологической речи учащихся
  • заинтересовать
    учащихся необычностью повествования.

·    

Оборудование:

Портрет Н.С. Лескова; выставка книг по
Лескову, иллюстрации к сказу; на доске — эпиграф к уроку

Там,
где стоит «левша»,

надо
читать «русский народ».

Н.С.
Лесков

1. Слово учителя.  Появилось
это произведение не случайно. В 1878 г. Лесков был в городе Сестрорецке, в доме
оружейного мастера. Будучи знакомым с помощником начальника местного оружейного
завода, Лесков обсуждал с ним вопрос об источниках происхождения одной
прибаутки, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да
им назад отослали». Так и не узнав ничего о возникновении этой присказки,
Лесков в мае 1881 г. написал этот рассказ.

Произведение
Николая Семеновича Лескова стало популярным. Им заинтересовались иллюстраторы,
и сказ приобрел свой облик. В театре и кино сказ «Левша» появлялся не единожды,
в 1964 году был выпущен мультфильм «Левша». А в 2013 году в Санкт-Петербурге
прошла премьера оперы «Левша», которая произвела сильнейшее впечатление на зрителей.
Какой вывод мы можем из этого сделать?

(Из всего сказанного можно сделать вывод, что «Левша» уже много лет
является популярным произведением, которое и в наше время очень интересно
людям).

2.
Беседа. Скажите, ребята,
 почему «Левша» — это не сказка, а
сказ?
 Для этого нужно вспомнить
определения, с которыми вы уже знакомы.

(В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. В ней присутствуют
Необыкновенные говорящие животные, волшебные предметы и фантастические
персонажи есть в сказке.
 

Сказ — жанр литературы, опирающийся на
народные предания и легенды, повествование, присутствуют реальные герои,
которые жили когда-то. ведущееся от лица рассказчика. В конце сказа всегда есть
поучение. Все эти признаки сказа мы видим в «Левше»).


Давайте посмотрим и подумаем,
 кто изображен на иллюстрации и
почему именно она стала главной?

(На иллюстрации мы видим Левшу, который был оружейником из Тулы. Он
выполняет приказ государя, подковывает блоху).


Какую роль он играет в произведении?

(Левша является главным героем сказа).

Верно.
Но почему автор на первое место ставит простого оружейника?

(В произведении один человек подразумевает весь народ).

3. Делаем вывод:

(Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные
предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного
быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора).

— Чем сказ отличается от сказки?

(В основе сказа лежит легенда,
возникшая в свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от
лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи — сказителя).

— Кем мог быть рассказчик, повествователь?

(Рассказчик,
скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много
неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных
произведений,
 исторические персонажи – Александр I и Платов —
показаны с точки зрения простолюдина.)

 Особенность манеры сказа: сказитель
проводит одни взгляды, а автор склоняет к другим, прямо противоположным.
Особенно это проявляется по отношению к Платову.
 Как?
(Платов — главный виновник гибели Левши, не дал времени сбегать за
тугаментом и не вступился потом, когда Левшу не приняли без тугамента в
больнице).

Мелкоскоп

– микроскоп

Преламут

– перламутр

Пубель

– пудель

Тугамент

– документ

4. Вспоминаются
и даются записанные на доске литературные термины:

Антитеза


противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

Гипербола


чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Диалог

 – разговор двух или нескольких лиц.

Портрет

– изображение внешности героя в
произведении.

 Эпиграф 


краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью,
чтобы помочь читателю понять главную мысль.

5. Разминка по содержанию текста (вопрос-ответ) на внимательность
чтения.

левша

С
чего начинается работа “тульских мастеров”?

С молитвы.

К
какому святому обращаются они за помощью?
 

К
Николаю Угоднику.

Как
называет сказитель таблицу умножения?

Долбица
умножения”.

Какое
море омывает Англию в сказе Лескова?

Твердиземное”.

6. Работа по тексту.

— Сегодня мы с Вами раскроем
талант и мастерство героя, патриотизм и талантливость простого русского
человека, увидим авторское отношение к персонажам произведения, проанализируем
составляющие понятия «русский национальный характер»: доброта, патриотизм,
сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, «человечкина душа».

Работа над текстом по главам.

(Большую
часть уроков по «Левше» Лескова рекомендуем отвести работе над текстом по
главам. Рассмотрению каждой главы предшествует словарная работа. Необходимо
остановиться на пояснении исторических реалий и толковании просторечий).

Словарная работа, вопросы к главе первой

Кунсткамера – собрание редкостей, музей.

Складень – складная икона.

1. Кто сопровождает императора Александра Павловича в путешествии по
Европе?

2. От чего государя постоянно предостерегал в этих поездках донской
казак Платов?

Далее
учитель может остановить внимание учащихся на первой фразе произведения: «Когда
император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе
проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Казалось бы, рассказчик
с большим почтением относиться к царю. Однако обратим внимание на слово
«проездиться». Приставка «про» придает этому слову легковесность (ср. пробежать
глазами книгу, прокатиться, прослезиться и пр.). Зачем автору понадобилось это
слово? Очевидно, для того, чтобы принизить фигуру царя, подчеркнуть его
легкомыслие как государственного деятеля, придать его образу сатирические
черты. Царь – победитель, Участник европейских событий, вдруг решил
«проездиться по Европе».

Словарная работа, вопросы и задания к
главе второй

Двухсестная (вм. двухместная) – соединение
слов «двухместная» и «сесть».

Бюстры (вм. люстры ) – соединение слов
«бюсты» и «люстры».

Валдахин (вм. балдахин).

Аболон Полведерский (вм. Аполлон Бельведерский) –
известная статуя, которая хранится в Риме, в Ватикане.

Буреметр (вм. Барометр) – соединение слов
«барометр» и «буря».

1.Куда приглашен был царь англичанами?

2.Смогли ли англичане удивить русского императора?

3.Найдите просторечия в главе второй, постарайтесь объяснить их
значение.

Словарная работа, вопросы и задания к
главе третьей

Целесообразно
обратиться к предложению: «у государя от военных дел сделалась меланхолия».
Здесь автор соединил стилистически несоединимые слова: просторечие «сделалась»
с книжным словом «меланхолия», которое обозначает пассивное состояние души
человека, нежелание что-либо делать, беспричинную грусть. Эти несоединимые
слова автор употребляет с целью подчеркнуть слабость и капризность характера
императора.

Чем удивили англичане императора России?

Далее
предлагаются только вопросы и задания к последующим главам. Словарную работу
учитель может делать по образцу предыдущих глав, а также использовать
комментарии, которые даются к любому изданию
«Левши».

Вопросы и задания к главе четвертой

1.Почему новый император вначале никакого внимания на блоху не обратил?

Найдите
в тексте: «Император Николай Павлович поначалу тоже никакого внимания на блоху
не обратил, потому что при восходе его было смятение, но потом один раз стал
пересматривать доставшуюся ему от брата шкатулку и достал из нее табакерку, а
из табакерки бриллиантовый орех, и в нем нашел стальную блоху, которая уже
давно не была заведена и потому не действовала, а лежала смирно, как
коченелая».

2.Кто помог императору Николаю I разобраться, что за «пустяковина» была в табакерке?

Далее
учитель может обратить внимание на начальную фразу отрывка – обращения царя к
Платову, которая ассоциируется с характером обращения в народных сказках, а
также в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Таким образом, можно
продемонстрировать учащимся связь лесковского сказа с фольклором.

3.Какое поручение было дано царем Платову?

Вопросы и задания к главе пятой

1.Найдите в тексте, как ответили тульские оружейники, когда Платов
«слово государево им передал»
.

Можно
использовать текст в начале главы: «Мы, батюшка, милостивое слово государево
чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется,
а как нам в настоящем случае быть, того мы в одну минуту сказать не можем,
потому что аглицкая нация тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в
ней с большим смыслом».

Итак,
можно сделать вывод, что тульские мастера полны достоинства, а также уважения к
своему и чужому труду. Следует обратить внимание учащихся и на окончание главы:
« — Тонкой работы, — говорят, — мы не повредим и бриллианта не обменим, а две недели
нам времени довольно, а к тому случаю, когда назад возвратишься, будет тебе
что-нибудь государеву великолепию достойное представить».

Вопросы и задания к главам шестой и
седьмой

1.Как описан Левша? Найдите это описание в шестой и тринадцатой главах.

2.Прочитайте, как рассказчик говорит о работе мастеров.

3.Почему автор утверждает, что три тульских мастера «взялись
поддерживать Платова и с ним всю
Россию»? (Учитель должен помочь учащимся
ответить на этот довольно непростой вопрос).

Ответ
на первый вопрос содержится во вступительном слове учителя. Этот вопрос может
выполнять и контрольную функцию: проверить восприятие учащимися лекционной
части урока. Во втором задании нужно использовать следующий текст: «Сошлись они
все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед
Николиным образом лампадку затеплили и начали работать.

День,
два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что-то
такое, а что куют – ничего не известно». Возможно обращение и к другим
примерам.

Примечание. Главы шестая и седьмая
предполагают довольно кропотливую словарную работу. Например: «святой Афон»,
«мастера петь с вавилонами», «камнесечная», «река Зуша» и др.

Вопросы и задания к главе восьмой

Почему Платов так спешил? Найдите в тексте слова, где автор объясняет
поспешность мастеров и Платова.

Обратимся
к тексту: «Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и скорости,
чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».

Вопросы и задания к главам девятой и десятой

1.Почему мастера не раскрыли секрет своей работы Платову?

Ответ
мастеров-туляков был полон человеческого достоинства и профессиональной
гордости: «Напрасно так нас обижаете, — мы от вас, как от государева посла, все
обиды должны стерпеть, но только за то, что вы в нас усумнились и подумали,
будто мы даже государево имя обмануть сходственны, — мы вам секрета нашей
работы не скажем, а извольте к государю отвезти – он увидит, каковы мы у него
люди и есть ли ему нас постыжение».

2.Как поступил Платов с туляками?

«…протянул
руку, схватил своими куцапыми пальцами за шивороток косого Левшу, так что у
того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги».
Можно обратить внимание учащихся на эпитет «куцапыми», который подчеркивает
грубость Платова. Что касается описания Левши, то слово «шивороток» лесковское
и свидетельствует о симпатии и рассказчика, и автора к герою.

Вопросы и задания к главам одиннадцатой,
двенадцатой, тринадцатой

1.Поверил ли царь, что его мастера обманули?

2.Что увидел царь в бриллиантовом орехе?

Вопросы и задания к главе четырнадцатой

1.Почему имени Левши не было на подкове? Как он сам это объяснил?

2.Каков был приказ государя?

Вопросы и задания к главам пятнадцатой,
шестнадцатой, семнадцатой

1.Как принимали Левшу в Лондоне?

2.Почему Левша не согласился остаться в Англии? Как он это объяснил?
Найдите в тексте.

3.Что нравилось герою у англичан?

4.Каким путем отправили Левшу в Россию? Что случилось с ним в дороге?

Вопросы и задания к главам восемнадцатой и
девятнадцатой

1.Как родная земля встретила Левшу?

2.Что беспокоило больше всего тульского мастера перед смертью, что
просил передать он государю?

Следует
обратиться к тексту: « — Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не
чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не
годятся».

Вопросы и задания к главе двадцатой

1.Чем отличается эта глава от предыдущих?

2.Как объясняет автор свое обращение к старине?

3.Почему работники «о прежней старине… вспоминают с гордостью и любовью»?

Следует
обратить внимание на заключительную фразу главы: «Это их эпос, и притом с очень
«человечкиной душою». «Человечкиной»… Странное словцо: тихое, хрупкое, робкое
какое-то. Совсем не с того карнавала: не с «парата» питерского и не с той
вонючей избы, где все без чувств пали…» (Аннинский Л. Лесковское ожерелье. –
М.: Книга, 1982. – С.160).

Физкультминутка

7. Дифференцированные задания по
сказу (по группам).
 Уровневая дифференциация
(Обучающиеся делятся на группы по уровню знаний, интересам, способностям, темпу
усвоения материала).

1 группа

1.
Назовите основные качества характера Левши. (Качества характера Левши:
преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного
достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная
невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой).

(Левша
– неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий –
не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей
работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и
послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех
одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является
для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно
повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися
склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает
уважение англичан.)

2.
Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица:
 «У него хоть и шуба овечкина, так
душа человечкина»?

3.
Чтение по ролям сцены во дворце.
(глава 13)

2 группа

1.
Подготовьте Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):

А)
» – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал,
ставню захлопнул и за своё дело принялся».

Б)
«Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а
озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван;
но ничего, не конфузится».

В)
«…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки
забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может».

Г)
«Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему
отечеству верно преданные».

Д)
«…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род
помешательства достать».


Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?

(Православная
вера
 

1.»…мы…привыкши
в свой приход в церковь ходить»;
 

2.
«наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же
точно должны верить и питомцы»;
 

3.
«вера у нас полнее»)

3 группа

1.
Раскройте и представьте образ Левши по заранее заполненной таблице в тетради,
прочитайте цитаты из текста.

2.
Прочитайте 20 главу и определите, кто теперь говорит с нами: автор или сказитель?

3.
Какие черты входят в понятие » русский национальный характер»?
(доброта, патриотизм, сострадание,
трудолюбие, бескорыстие, вера, «человечкина душа»).

4.
Выделите
  цитаты,  характеризующие  царя  Александра  Павловича,  а затем Платова (цитаты  можно  записать) – 1-10 главы. 

Александр   Павлович  

«Объездил
он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные
разговоры со всякими людьми».

«…Мы,
русские, со своим значением никуда не годимся».

«Государь
на все это радуется».

«Государь
взглянул на пистолю и наглядеться не может».

«Зачем
ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».

«Пожалуйста,
не порть мне политики».

«Вы
есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не
могут».

«Государь
так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».
Платов
 

«Платов…
этого склонения не любил… И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь
иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас
скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет».

«…а
Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит».

«Платов
показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись:
Иван Москвин во граде Туле».

«…а
Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им
полезного учения нет… у англицких мастеров совсем на все другие правила жизни,
науки и продовольствия…»

4 группа

1.
Назовите основные черты сказа. (1. Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от
авторской, и ориентируется на формы устной речи. 2. Сказовые формы
повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например,
народной речи. 3. В сказе имеются следующие особенности: поучительный смысл;
близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.)

2.
Оформите толковый словарь сказа, например, керамиды-пирамиды, мелкоскоп –
микроскоп, преламут – перламутр, пубель – пудель, тугамент – документ и т.д.

3.
Выделите
  цитаты,  характеризующие  царя  Александра  Павловича,  а затем Платова (цитаты  можно  записать) – 11-14 главы. 

Николай   Павлович 

«Государь
Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».

«…Я
на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и
что-нибудь сделают».

«Я
знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».

«…Государь
и тут своей веры не потерял; а только сказал: Привести сейчас ко мне сюда этого
оружейника».

«—
Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите,
пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
 Платов

«…надо
бы подвергнуть ее русским пересмотром в Туле или Сестербеке, не могут ли наши
мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались».

«Сиди,
— говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, — ты мне за всех
ответишь».
 

«А
Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь
изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: Вот вам тугамент!»

«…выбежал
на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья
полетели».

«Платов
ему сто рублей дал и говорит: Прости меня, братец, что я тебя за волосья
отодрал».

5 группа

1.
Выделить (или
  выписать) цитаты,  характеризующие  главных  героев:  царя  Николая  Павловича,  Платова,  левшу.

2.
Приготовить художественный пересказ одной из глав на выбор.

3.
Сказ «Левша»
  иллюстрировался различными
художниками. Обратитесь к иллюстрациям
  Н. Кузьмина  и Кукрыниксов «Первая  встреча  атамана  Платова с туляками» (гл. 5), «По
дороге в Петербург» (гл. 10) и выполните следующие задания:

1.
Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите внимание на то,
как
  каждый  из художников  изобразил  героев.  Каково  отношение  художников к изображаемому?
2. Что общего в манере художников и чем они отличаются друг от друга?
3. Какие иллюстрации вам больше понравились, почему?
4. Озаглавьте рисунки словами текста.

(Кукрыниксы
-общий псевдоним 3-х художников: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991),
Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая Александровича Соколова
(1903-2000). В 1974 г. создали иллюстрации к сказу «Левша». Награждены золотой
медалью Академии художеств СССР).

Рисунки
художников заставляют читателей улыбнуться: зачастую их иллюстрациям присущи
черты карикатурности, которые достигаются нарочитым нарушением пропорций фигур,
заострённостью деталей в изображении героев.

Дополнительно

1.
Какова проблематика данного сказа?

Беспокойство
автора об ущербе преклонения перед иностранным. Зачитать начало: «Объездил
он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные
разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону
преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения
не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если
Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все
провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: «Так и так, и у нас дома свое
не хуже есть», — и чем-нибудь отведет».
 

2.
Какова идея сказа?

Показать,
кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И кто же это
делает? На примере Левши показано, что это простой народ. Левша – тульский
мастер создает национальное богатство, а защищает казак Платов. Не случайно они
оба не имеют семьи – служение Отечеству и делу своему для них превыше всего.

3.
Докажите актуальность сказа Лескова в настоящее время?

В
наше время «американизация» отечественной культуры идет полным ходом.
Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем иностранным. Нужно
оставаться верными самим себе, своей истории и культуре.

Проверка работы групп.

8. Выводы:

— Чем же для каждого из вас  стал  Левша,   этот  герой, имени которого  мы  не знаем,  да и кличка его пишется с
маленькой буквы?
  

(Левша —  главный герой, талантливый мастер, герой
с «человечкиной душой» душа народа, его совесть, олицетворение
народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа,
талантливый мастер, безымянный мастер, на нем держится Россия. Левша — это
символ русского народа. (Обратить внимание обучающихся на эпиграф к уроку)

Так какие же черты русского
национального характера воплощены в Левше?

(Поразительные способности
русского народа, истинный патриотизм, доброта, сострадание, трудолюбие,
бескорыстие, вера и в то же время невежество, ограничившее его возможности).

неказистый мужичок, с
выдранными «при ученье» волосами,
 одетый, как
нищий
 – не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии,
он
 стремится понять военные хитрости англичан и послужить
Отечеству.
  Левша, который едет в Англию без документов,
наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение,
является для писателя воплощением
 идеи
самоотречения во имя
 славы Отечества. Не случайно повествователь передает его
разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы
остаться в Англии.
 Непреклонность героя вызывает уважение англичан.

Итак, мы с вами выделили самые общие особенности сказа
как жанра. Но ведь каждый писатель – яркая индивидуальность, и поэтому в его
творчестве тот или иной жанр проявляется по-своему, по-новому. Сказ у Лескова
служит изображению персонажей, именуемых
 праведниками. 

Кто такой праведник? Праведник – очень важное слово не только
для Лескова, но и для каждого из нас, поэтому значение этого слова можно найти
в любом толковом или энциклопедическом словаре

(Словарь С.И. Ожегова);

б)
святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек,
исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии
 (Православный энциклопедический словарь)

Какие
Заповеди Божии знаете вы?

Праведник – это человек, живущий по Заповедям Божиим.

Праведник
ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди
которого он чтит.
 Русская земля всегда была богата
людьми праведной жизни.

ПРАВЕДНИК –

 нравственная основа христианского
государства
.

 (Вывод записывается в тетрадь.)

– Какое новое слово встретилось в выводе? (Слово “нравственный”.)

Можем мы сказать, что Левше свойственны
нравственные качества?
 Да!

Что такое нравственность?

9. Работа с текстом. Вопрос / ответ

1.
Англичане отправили Левшу в Россию. Каким путём и почему? Что с ним случилось в
дороге?

(Отправили на корабле, так как Левша не знает языков. В дороге герой
затосковал, мог «род помешательства достать»)

2.
Почему Левша не остался в Англии? Что тянет его домой?

(находим в тексте: «Мы Отечеству верно преданные», «у меня дома родители
есть», «Мы к своей Родине приверженные»)

3. А что для него Родина?

(Прежде всего дом, семья. Родина – это вера: «наша русская вера самая
правильная». Изменить Родине – отказаться от веры – это величайший грех для
русского человека. Левша не произносит высоких слов о любви к Родине, к своему
народу, но он постоянно думает о родителях, о Туле, о семье. Все это в душе
Левши)

4. Левша – плоть от плоти русского
народа. Он настоящий патриот. А кто такой патриот?

( «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, он
жаждет единодушия с отечеством» (Н.С. Лесков))

5.
Как же Родина встретила Левшу?
(главы
16-20)

(Выбор ключевых слов: «свалили в квартале на пол», «обыскали», «платье
сняли и часы», «деньги обрали», «на холодном парате в больнице лежал», «вези не
покрытого», «роняют, уши рвут», «он весь избился», «на полу в коридоре
посадили» и т.д.)

6. Что можно сказать о судьбе Левши?

(Горькая, жестокая, плохая, неблагодарная….)

7.
И
 трагическая. В чём трагизм судьбы героя?

(Талант его России не нужен. Даже перед смертью Левша думает не о себе,
а ос воем Отечестве.
Пытается
передать государю, чтобы ружья кирпичом не чистили.
Горестная судьба героя и имя его
обречены на забвение)

8.
Как же автор относится к своему герою?

(Лесков восхищается талантом мастера, выступает за народ, за таких
простых мужиков, каким был Левша.)

9.
В чем смысл слов английского шкипера: «У него хоть и шуба овечкина, так душа
человечкина»?

(Человек,
не красивый внешне, красив душою. У него душа человеческая.)

10.
Какое значение в сказе имеет 20 глава? Ведь она особенная и по стилю
повествования отличается от сказа.

(Здесь говорит сам автор. Он вспоминает старину и говорит о том, что
потомки с гордостью и любовью вспоминают прошлое, потому что это наша история.
Наша гордость. Прошлое вдохновляет народную фантазию, желание творить, как они)

11.
Чем же для нас стал Левша, герой, у которого нет даже имени, да и прозвище
пишется с маленькой буквы?

(Талантливый мастер. Герой с «человечкиной душой», душа народа, его совесть, рыцарь добра и
зла, собирательный образ народа, носитель трудовой доблести, символ русского
народа.)

12.
Какими чертами характера, по вашему мнению, должен обладать русский человек как
представитель нации?

(Добротой, патриотизмом, состраданием, трудолюбием, бескорыстием, верой,
человеческой душой)

13. А Н.С. Лесков? Разве он не истинно
русский национальный писатель?

Л.Н.
Толстого о Н.С. Лескове:
 «Лесков – писатель будущего, и его
жизнь в литературе глубоко поучительна».
 Как вы понимаете слова великого писателя?

(Лесков всегда верил в русский народ, в его талант и трудолюбие. Россия
всегда славилась мастерами, творцами красоты, хотя часто их личная судьба была
горькой. Об этом писал русский писатель Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная
дорога».)

14.
Н.С. Лесков, говоря о Левше, думал и о будущих поколениях, о нас с вами. Мы –
это тоже русский народ. Какими мы должны быть?

(Мы должны знать свою историю, должны читать книги, создавать и беречь
памятники, музеи, гордиться своей страной, её мастерами, должны что-то уметь
делать своими руками)

10. Выставление отметок за урок (аргументированно).

— А закончить наш сегодняшний урок
мне хочется следующим образом. В современном мире тоже встречаются левши –
искусные мастера, которые могут делать чудесные вещи. Русская земля славилась и
будет славиться своими мастерами. Так получилось, что у тульского мастера не
было имени, а только прозвище левша. Но он воплотил в себе все черты русского народа
и стал его символом, символом человека-труженика и патриота. А в Туле создали
памятник левше. В своем произведении Н. С. Лесков успешно объединил трагическое
и комическое, ярко и точно выразив в них горе и радости, недостатки и
преимущества, особенности характера и самобытность русского народа.

11. Домашнее задание.

1.
Напишите эссе на тему «Русская земля славится талантами».

Образ и характеристика левши — героя сказа Н. С. Лескова «Левша»

Левша — главный герой одноимённой повести Н. С. Лескова. Это произведение имеет подзаголовок: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Герой сказа — талантливый мастер-оружейник, всё делавший левой рукой. Автор впоследствии писал, что «там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“ ». Как звали этого героя неизвестно, потому что в его образе автор отразил собирательный образ народа.

Описание внешности и речевая характеристика

Как выглядел левша, читатель узнаёт из 6 главы сказа: он косой, «на шее пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Одет он в казакин, обут в сапоги.

Когда левше пришлось разговаривать с государем, он не робел и толково объяснил, что работу тульских оружейников нужно рассматривать через «мелкоскоп» (микроскоп).

Отношение к работе

Донской казак Платов по поручению государя Николая Павловича доставил тульским оружейникам металлическую блоху, сделанную англичанами и умеющую танцевать, если её завести ключиком. Он передал наказ царя, чтобы они что-нибудь с ней сделали, чтобы превзойти англичан.

Три самых искусных оружейника взялись за эту работу. Сидели они несколько дней, запершись, держали своё дело в страшном секрете. Левша и его товарищи были так самозабвенно захвачены этой работой, что их нельзя было от неё оторвать, пока она была не закончена. Когда попробовали их обмануть и закричали, что горит соседний дом, левша высунулся из окна и крикнул: «Горите себе, а нам некогда», — и снова, захлопнув ставню, принялся за своё дело.

Когда оружейники представили готовую блоху Платову, тот подумал, что они ничего с ней не сделали, да ещё, наверно, её испортили. Стал он ругаться и угрожать мастерам. За то, что Платов усомнился в их искусстве, левша с товарищами держали от него в секрете выполненную работу. Сказали они, чтобы он отвёз блоху царю, и тот увидит «каковы мы у него люди и есть ли ему за нас постыжение».

Левша был самым искусным и талантливым среди мастеров, он выковывал блохе гвоздики для подковок, причём, не пользуясь микроскопом, который был ему не по карману из-за бедности.

Характер левши

Главному герою сказа присущи следующие черты характера:

  • Увлечённость работой, творчеством, усердие в труде, одарённость.
  • Сметливость. В Англии он понял, что англичане ружья не чистят кирпичом, поэтому пули в них не болтаются, и ружья хорошо стреляют.
  • Патриотизм. Про то, чтобы ружья не чистить кирпичом, левша решил рассказать государю. Узнав этот секрет, он сразу заторопился домой. Никому он не рассказал, какой секрет повёз в Россию из Англии. До этого англичане уговаривали его жить у них, но левша не остался в Англии, так как стал очень скучать по Родине и родителям.
  • Скромность. На корабле, идущем в Россию, его поместили, как барина, но он с другими господами сидеть стеснялся, уходил на палубу и смотрел в ту сторону, где была Россия.
  • Религиозность. Перед тем, как приступить к работе, пошли оружейники в Мценск поклониться иконе св. Николая.

Как относятся к левше другие герои

Товарищи по работе уважали этого мастера за трудолюбие и талантливость, поэтому доверили ему самую тонкую работу — выковывание гвоздиков для подковок блохе.

Донской казак Платов, узнав, что блоха не может сейчас танцевать, посчитал, что оружейники испортили её, и побил за это левшу, которого привёз в Петербург.

Государь Николай Павлович, когда увидел, что тульские оружейники подковали блоху, обнял левшу и поцеловал. Тогда придворные тоже стали его целовать, а Платов дал ему 100 рублей и извинился за то, что его «за волосья отодрал».

Англичане удивились, что этот человек делает такую тонкую работу левой рукой. Они сожалели, что он не обучен наукам, поэтому не смог сообразить, что в каждом механизме есть «расчёт силы» и что блоха не может танцевать из-за тяжести подковок. Они хотели, чтобы левша остался у них, считали, что обучившись наукам, он станет удивительным мастером. Относились англичане к нему очень уважительно.

Отношение на Родине его ожидало другое. Когда корабль достиг Петербурга, мастера, ослабевшего от болезни, от «долгого колтыханья» и от алкоголя (он пил, держа пари с английским «полшкипером») привезли в квартальное отделение полиции. Там хорошую одежду с него сняли, часы и деньги забрали и отправили на извозчике в больницу. Пока ждали извозчика, левша замёрз. Долго его возили из больницы в больницу — нигде не принимали без документа. Наконец привезли в простонародную больницу и посадили в коридоре на пол. Там левша умер от того, что, когда его повезли в больницы и пересаживали из одних саней в другие, его роняли, «он весь избился», и затылок у него был расколот. Перед смертью левша успел сказать доктору, чтобы он передал государю, что англичане ружья кирпичом не чистят, и нам нужно делать так же. Но эти предсмертные слова левши не передали государю, так как его приближённый граф Чернышев посчитал, что доктор суётся не в своё дело.

Автор пишет, что если бы довели слова до государя, «в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Заключение

Автор показал, что в страшной судьбе левши виноваты нелепые российские порядки того времени. Тогда русский талант был нужен для того, чтобы пустить иностранцам пыль в глаза, но никто не берёг талантливого человека, не видел в нём национального богатства.

Характеристика образа левши, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Характеристика и образ Левши в рассказе Левша Лескова сочинение

Образ Левшы — это прототип обычного русского человека, который имеет широкую душу и богатый внутренний мир. Он обычный мастер, который любит свое дело. Работал он левой рукой, из-за этого и стал называться левшой, но этот дефект нисколько не мешал ему быть лучшим из лучших.

Главный герой произведения – человек, которого обходят стороной, так как он, по их мнению, немного странный, не от мира сего.

Внешность его не впечатляет. Он имеет косоглазие, выдраны волосы на висках. Одежда давно уже отжила свое время, так как затерта до дыр. Но его это, в принципе, мало беспокоит, как и мнение народа. Левша – человек простой, так сказать, из народа. По своему характеру он смелый и прямолинейный, не боится говорить правду в лицо.

Но не все так красочно в этом персонаже. Левша имеет вредную привычку выпивать. Можно сказать, что он болен, у него душевное расстройство, которое он пытается залечить алкоголем. Это расстройство появилось из-за того, что никто не ценит его талан, и он не может реализовать себя, как творческого человека.

То, что переживает главный герой – это реальность и не вымысел. Многие люди того времени вынуждены были оставить свои идеи творческой реализации в прошлом. Создается двоякое мнение, что государству того времени, было необходимо и выгодно, чтобы люди оставались глупыми и необразованными. Чтобы никто не смог занять высшие должности государства. Глубоко в душе герой Лескова весьма духовен и патриотичен. Он не смог долго прожить в Англии и скорее рвался домой, на Родину.

Левша не образован, как и большинство крестьян государства, но самое главное, что он смог раскрыть в себе талант, заложенный с детства.

В Англии он поразил всех своим мастерством, изготовив гвоздики для подков блохи. Но он, как простой человек, не жаждет славы и признания, он делает то, что любит. В произведении левшу мы видим как старательного работника.

Одна из главных проблем Левши заключается в том, что он топчется на месте, не развивается и не двигается вперед. Его, к сожалению, все устраивает, хотя для многих людей такая жизнь была бы невыносимой.

Левша – это не простой главный герой и прототип русского человека, он олицетворяет весь русской народ, который силен духом и имеет множество талантов. У него, как и у всего русского народа, есть воля к победе. Такими мастерами в то время гордились и ценили, но не все, к сожалению. Умер Левша случайной смертью.

Сочинение про Левшу

Левша является главным героем одноименной повести Николая Семеновича Лескова, написанной им в 1881 году. На примере жизни Левши автор раскрывает проблему судьбы по-настоящему талантливого человека в России в те времена. В какой-то степени, данное произведение и проблема, раскрытая в нем, актуальны и в настоящее время.

По внешности, описанной в повести, можно понять, что Левша был абсолютно непримечательным и непривлекательным человеком, обычным русским юродивым. Левша был бедным крестьянином, малообразованным, забитым и верующим человеком, который скромно одевался, любил старых родителей и жил в маленьком домике. А вот его умения в мастерстве были просто поразительными. Он являлся тульским мастером, настоящим умельцем в своем деле. Вместе с двумя другими иностранными мастерами его выбирают для создания более удивительного изделия, чем английская блоха.

В обязанности Левши входила самая сложная задача – создание гвоздиков для подков. Несмотря на свое косоглазие, он успешно справляется с задачей и даже оставляет свое имя на подкове. Такой результат был просто поразительным, никто не мог поверить в сделанное им дело. Как ни странно, англичане желают иметь у себя такого искусного мастера и приглашают Левшу к себе. С его стороны поступает непонятный другим отказ. Безусловно, причиной данного отказа был патриотизм и желание прославить Россию, но и не только это. Левша считал себя недостойным и непримечательным человеком, который не верил в себя, свои способности и предпочитал жить без известности. Он просто не мог представить себя, живущим в человеческих условиях, в которых он смог бы жить обеспеченно и чувствовать себя комфортнее.

Лесков раскрывает действительно важную проблему в своей повести: несчастная жизнь настоящих талантов в России. Левша являлся непревзойденным мастером, который смог совершить фантастическую работу. Но как при этом складывается его жизнь? Он, человек с золотыми руками, серьезно заболевает и умирает, но никому даже нет до этого дела. В этом присутствует вина самого героя и общества. Поэтому образ Левши не только положительный, но и по-негативному ироничный.

Вариант 3

Сказ автора отличается от других авторов сказочными мотивами, в котором содержатся элементы трагизма.

В «Левше» есть центральный герой, живущий в городе Туле. Он — искусный мастер.

Левша – типично сказочный персонаж. Автор показал в нем мастера, который отличался высоким мастерством, но в науках не был силен.

Левша принимал участие в подковке блохи, что подтверждает талантливость русского мастера. Автор не стал называть Левшу никаким именем, тем самым подчеркнул его характер. Левша привык к тому, что ему постоянно кто-то угрожает. Одежда его небрежна: одна штанина заправлена в сапог, другая нет. Одежка застегнута на крючках, половина крючков потеряна. Так и ходит Левша в подобном виде. Образ Левши представлен в виде грязного и неухоженного мастера, не следившего за собой, ведь он постоянно работает.

Автор выразил в образе Левши маленького мужичка. Левша отвечает за качество выполнения своего мастерства. Левша уезжает в страну Англию, чтобы доказать иностранцам умение творческого мастерства. У него нет денег на еду. Он постоянно голодный. В таком состоянии он добирается до другой страны.

У многих читателей Левша вызывает уважение в том, что он отказывается от выгодных предложений и уезжает домой на родину. У него отсутствует желание оставаться в этой стране. Левша – трудолюбивый и честный человек. Левша — бескорыстный.

Автор характеризует Левшу с положительной стороны. Он показывает своим читателям, что Левша – русский патриот. У него душа простого русского человека. Он верит в религию и нравы русского народа. Мастер проходит через испытания судьбы, но даже перед смертью понимает всю важность военного секрета англичан, которое негативно может отразиться на русской армии.

После возвращения на родину, Левша неожиданно заболевает. Он умирает в полном одиночестве. Его бросили умирать в больнице на полу. В этом выражается отрицательные элементы России – неблагодарность, отсутствие гуманности, в чем заключаются истинные причины неустроенности нашей жизни в России, как подчеркнул писатель.

Читатель замечает, что автор проявляет сочувствие к Левше. Можно заметить жалость к нему, авторские комментарии говорят о прискорбии и горечи утраты. Талант не ценится, о чем подтверждает данное произведение.

Образ Левши можно охарактеризовать, как типичного литературного героя, который вызывает сочувствие, жалость, уважение, гордость за такого человека, ведь он патриот своей родины, не продавшийся буржуям. Без денег и документов он добрался до чужой страны, пытаясь доказать, что и в России есть настоящие искусные мастера своего дела!

Левша охарактеризован автором, как положительный герой.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Левши в рассказе Левша

Популярные сегодня темы

Вере отведена одна из второстепенных ролей в рассказе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Как хорошо, что в нашем городе построили аквапарк. Это райское место. Недавно мои родители решили на выходные отдохнуть вместе со мной в каком-нибудь интересном общественном и развлекательном месте. Их выбор выпал на аквапарк.

На протяжении всего существования человечества, несмотря на поколение, существовала проблема отцов и детей. И столько же времени идет спор о том, возможна ли вообще гармония в отношениях между поколениями

Николай Иванович был добрым, скромным, кротким человеком. Во время государственной службы никому никогда не перечил. И вообще считал, что человек его звания, личного мнения иметь не должен.

Первые понятие о войне мы узнаем, в детстве особенно с картинок многих книг и учебников. Для нас она в то время представляла собой картины сражений, где прямые и стройные шеренги смешивались в однообразную и страшную кучу

Левша — образ и характеристика героя сказа Н. С. Лескова «Левша»

Лесков использовал в названии слово «сказ» и первое издание повести снабдил подзаголовком «Цеховая легенда», чтобы подчеркнуть фольклорное происхождение своего героя. Действительно, этот образ берёт начало с пословицы о туляках, подковавших сделанную в Англии блоху. О народности персонажа свидетельствует и отсутствие у мастера имени. Левша — только прозвище. Безымянность показывает, что герой такой же, как большинство русских людей, что таких, как он, много. Лесков не зря говорил: «Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ».

Отношение к своему мастерству

Левша — один из группы тульских мастеров-оружейников, которым донской казак Платов поручает дело государственного значения – сотворить что-то, что превзойдёт изделие англичан, продемонстрирует превосходство русских умельцев. Поначалу персонаж ничем не выделяется среди других. Ему свойственна та же набожность: он вместе со всеми идёт поклониться «мценскому Николе», получить благословение на работу. Такая же в нём безусловная преданность своему делу. Самоотдача, с которой туляки относятся к платовскому поручению, проиллюстрирована автором весьма образно: в запертом доме с закрытым окнами они стучат молоточками день и ночь, не допуская к себе никого. Даже угроза пожара не может их выманить. Такое поведение говорит о бережном отношении к своему мастерству, стремлении уберечь незавершённую работу от праздного любопытства, от сглаза.

Уважением к своему мастерству объясняется и странное, на первый взгляд, упрямство мастеров, отказавшихся объяснить суть проделанной работы Платову. Их покоробило недоверие генерала. Он предположил, что умельцы обманули доверие царя, смошенничали. В этом эпизоде Левша выдвигается на первый план, индивидуализируется и становится центральным образом сказа. Платов делает его ответственным за предполагаемый провал оружейников.

Характер

Образ Левши не идеален. Больше всего вопросов вызывает его пьянство в компании с английским шкипером. Вынужденный бездельничать герой в алкогольном пари со шкипером находит способ занять время. Но почему автор вообще поднимает эту тему? Зачем наделяет этим пороком Левшу, воплощение талантливости русского народа?

Лесков объяснил алкоголизм героя не только тем, что не хотел создавать образ, далёкий от реальности, но и более важным побуждением. Милосердие, человечный подход к человеку — вот что отстаивает автор. Английский корабль покинули два пьяных человека: русский и англичанин. Английский подданный сразу поступает под наблюдение врача, а русский умелец попадает в полицейский участок. Всю ночь его возят по городу, пока, избитого и закоченевшего, не оставляют на полу «в простонародной Обухвинской больнице». Там и нашёл Левшу англичанин-собутыльник и возмутился, что его лежит в коридоре на полу. «Хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», — гуманистическая мысль, пусть и довольно неказисто изложенная, стала своеобразным девизом сказа. Беречь и ценить человека вне зависимости от его вида и поведения, просто за то, что он человек, отчизна Левши ещё не умеет, но должна научиться.

Другой очевидный парадокс образа был отмечен ещё литераторами XIX века. Человек совершил необыкновенное: подковал невидными даже в «мелкоскоп» гвоздиками механическую блоху. Но хитрое изделие англичан после этого лишилось способности танцевать. Неудивительно, ведь гениальный мастеровой не знает ни «расчёта сил», ни даже арифметики. Безмерная одарённость народа, к сожалению, не находит себе иного применения, чем лишённое практической цели, даже навредившее технической стороне дела, утверждение своего превосходства над иноземцами. Но эти важные для тематики произведения мысли больше относятся к размышлениям автора о России, чем к созданному им персонажу.

Вывод

Характеристика образа левши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Сочинение.
Автор и повествователь в рассказе Н.С.Лескова «Левша»

Рассказ Н.С. Лескова «Левша» — одно из самых популярных произведений писателя. Здесь привлекает сочетание народных, фольклорных истоков с глубокими мыслям и автора о сущности русского национального характера, о роли России и русских в мире. Не случайно это произведение имеет подзаголовок «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». «Левша» сымитирован под народную легенду, хотя позднее Лесков признавался: «Я весь этот рассказ сочинил… и левша есть лицо мною выдуманное». Чтобы стилизовать рассказ под фольклор, выбран повествователь, сильно отличающийся от подлинного автора как особенностями речи, так и биографией. У читателей создается впечатление, что рассказчик — такой же тульский мастеровой, как и умелец-оружейник Левша. Он говорит совсем иначе, чем Лесков, и наделяет действующих лиц несвойственными их реальным прототипам речевыми характеристиками. Например, донской атаман граф Платов, будучи с императором Александром Павловичем в Англии, «велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кизл ярки, дерябнул хороший стакан, на дорожный складень Богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было». И тот же Платов говорит совсем как мужик или мастеровой: «Ах они, шельмы собаческие! Теперь понимаю, зачем они ничего мне там сказать не хотели. Хорошо еще, что я одного ихнего дурака с собой захватил». Не лучше выражается, в представлении повествователя, и сам император: «Нет, я еще желак? другие новости видеть…» Такова же и собственная речь рассказчика, что мы уже видели при описании Платова. Автор «Левши», передоверив ему повествование, непосредственно за собой оставил только подстрочные примечания, благодаря которым у читателей создается впечатление о достоверности фактов, положенных в основу рассказа. Язык примечаний литературно правильный, почти научный. Здесь уже слышен собственный лесковский голос: «Поп Федот» не с ветра взят: император Александр Павлович перед своею кончиною в Таганроге исповедовался у священника Алексея Федотова-Чеховского, котор ый после того именовался «духовником его величества» и любил ставить всем на вид это совершенно случайное обстоятельство. Вот этот-то Федотов — Чеховский, очевидно, и есть легендарный «поп Федот»». А вот голос Левши в рассказе по стилю почти неотличим от речи других персонажей и повествователя. Добавим еще, что Лесков намеренно дает народную огласовку фамилий известных вельмож. Например, канцлер граф К.В, Нессельроде превратился в графа Кисельвроде. Таким способом писатель передал свое негативное отношение к деятельности Нессельроде на посту министра иностранных дел. Главный герой рассказа — человек необразованный, не лишенный свойственных русским недостатков, в том числе дружбы с «зеленым змием». Однако основное свойство Левши — необыкновенное, чудесное мастерство. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев «такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся». Левша не поддается никаким соблазнам и отказывается предать Родину, жертвуя жизнью, чтобы передать: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, войны, они стрелять не годятся». Но чиновники так и не передали ни тогдашнему императору, ни его преемнику этого предупреждения, в. результате чего будто бы русская армия проиграла Крымскую войну. И когда друг Левши «аглицкий полшкипе р» на замечательном ломаном языке утверждает: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», с нами говорит уже сам автор рассказа. И в заключительной главке «Левши» Лесков сбрасывает маску простодушного и малограмотного повествователя, сразу перенося читателей из времени Левши в современность (рассказ был создан в 1881 г.): «Теперь все это уже «дела минувших дней» и «преданья старины», хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать, несмотря .на баснословный склад легенды и эпический характер ее главного героя. Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный народною фантазиею миф он; интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно». Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований», и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благопри
ятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».
.

novstudent.ru | 30.09.2012

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Цитаты к дубровскому сочинение
  • Цитаты из сказки царевна лягушка
  • Цитаты из сказок для детей для конкурса с ответами
  • Цитаты из сказки по щучьему велению
  • Цитаты из рассказа улыбка брэдбери