Цитаты из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

сказка о мртвой царевне и о семи богатырях а.с. пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось?
Почему?
Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему?
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло.
Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
А кто воплощаёт силы зла?
Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха.
Кто же помогал ей творить зло? Чернавка.
Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей
злой воли?
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …
Чёрт ли сладит С бабой гневной?
Спорить нечего …
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
Откуда же в царице ненависть к царевне?
Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно.
Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?
Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.
Когда же мачеха вспомнила о падчерице?
Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова.
Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая. ). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны?
От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера.
Отчего умерла царица?
От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Можете ли вы назвать дату рождения царевны?
Да — 6 января, накануне Рождества.
С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им.
Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
… взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я,
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
и Чернавка пожалела бедную девушку:
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
Богатыри, пленившись её скромностью и
красотой, приютили в своём доме:
и царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс:
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь …
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без
устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим
кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)?
Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя …
Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?
Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.
Чем стало для неё это зеркальце? Почему?
Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова …
Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»?
Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.
Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер,
заменить живых людей?
Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?
Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой.
Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

Царица. Зворыкин

Царица. Зворыкин

Царица. Куркин

Царица. Куркин

На первой иллюстрации Зворыкина царица кажется неприступной в своей горделивости, она будто памятник себялюбию и гордыне. На второй подчёркнуты её ломливость и своенравие.
Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему?
Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие.
Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной … Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее … » вызвало такую бурю гнева у мачехи.
Что стало следствием гнева царицы? Какое чувство толкнуло её на преступление?
Царица решила погубить свою падчерицу, зависть толкнула её на преступление.
Почему царица с её кознями и коварством оказалась бессильной перед кроткой царевной?
Кроткую царевну все любили и приходили ей на помощь, она ко всем была приветлива и добра,
никого не обижала и готова была каждому помочь.
Вспомните причины смерти царицы-мачехи и родной матери царевны.
Родная мать царевны умерла от восхищения, счастья, что видит любимого мужа, царица-мачеха — от зависти и злобы …

Описание сюжета

Царь женился на молодой красивой женщине с завистливым характером. Она сразу невзлюбила свою падчерицу, дочь мужа от первого брака. Женщину волновала только собственная внешность. Своей красотой она каждый день любовалась в волшебное зеркало. Оно могло разговаривать и всегда подтверждало царице, что она является самой красивой на свете. Но так было до того момента, пока не подросла юная принцесса.

Злость мачехи

Красотой она превосходила свою мачеху. Но характер имела добрый и покладистый. Её сосватали за царевича Елисея, и в скором времени, должна была состояться свадьба. Но злая царица не могла допустить, чтобы кто-то на белом свете превосходил её по красоте. Она велела Чернавке, своей девушке-прислужнице отвести молодую принцессу в лес, привязать к дереву и оставить на съедение диким зверям.

Однако Чернавка пожалела царевну, и привязывать её не стала. Дочь царя долго бродила по лесу и, наконец, вышла на резной терем. Хозяев дома не было, тогда она решила:

  • прибраться в доме;
  • истопить печь;
  • приготовить еду.

Оказалось, что терем принадлежал семи братьям богатырям. Они вернулись со службы и были очень удивлены порядку в доме. Похвалили девушку и оставили у себя жить.

Отравленное яблоко

А в это время царица через своё волшебное зеркало узнала, что царевна жива. Отругала она свою Чернавку и велела закончить задуманное. Та притворилась старухой-нищенкой и пришла к терему богатырей.

Её очень не хотел подпускать к царевне верный пёс Соколко. Он лаял и бросался на нищенку. Но добрая принцесса всё же смогла кинуть бабушке хлеб, за что в благодарность получила от старушки яблоко. Оно было отравлено, но девушка об этом не знала. Она откусила кусочек и упала замертво.

Вернувшиеся с похода богатыри нашли её бездыханное тело. Они долго горевали. Даже не стали хоронить названую сестру в землю, потому что казалось, та просто уснула. На третий день юноши положили царевну в хрустальный гроб и приковали его цепями к столбам в пещере. Там и осталась спать мёртвым сном юная принцесса.

Поиски невесты

Тем временем царевич Елисей разыскивал свою возлюбленную. Он обращался с вопросом о ней ко всем прохожим, но никто ничего не знал. Отчаявшись, он спросил о царевне у Солнца, Месяца и Ветра. Последний рассказал ему про хрустальный гроб в пещере, и царевич отправился взглянуть на тело любимой в последний раз.

Прибыв на место, он действительно увидел свою невесту в хрустальном гробу. Боль его была столь велика, что он разбил крышку. И тут случилось чудо. Царевна будто очнулась от долгого сна, открыла глаза и села в гробу.

Молодые люди обрадовались встрече и отправились в обратную дорогу. Тем временем весть о возвращении царевны разнеслась по округе. Злая царица как увидела падчерицу, так, тотчас умерла. А влюблённые сыграли свадьбу и стали жить долго и счастливо.

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

Персонажи сказки

Действующих лиц в сказке не очень много. Для читательского дневника их можно оформить в таблицу или сделать список персонажей «Мёртвой царевны» с характеристикой и небольшим описанием:

  • Царица — она же злая мачеха, отправившая юную принцессу на верную смерть в лес.
  • Царевна — дочь царя и падчерица царицы. Очень красивая девушка с добрым характером.
  • Елисей — царевич, жених принцессы. Отважный молодой человек.
  • Семь богатырей — братья, ведущее отшельнический образ жизни в лесном тереме.
  • Чернавка — служанка злой царицы. Девушка с добрым сердцем, но трусливым характером.
  • Соколко — верный пёс, который пытался спасти царевну от отравления.
  • Волшебное зеркало — приданое злой царицы, которое всегда говорило правду.
  • Солнце, Месяц, Ветер — одушевлённые силы природы, которые указали путь Елисею к хрустальному гробу.

В сказке также присутствуют персонажи, которые влияют на сюжет только косвенно. Например, царь. В тексте про него почти не упоминается, только то, что он женился на злой царице и горевал по потерянной дочери.

В самом начале произведения автор описывает царицу — мать принцессы. Но о ней известно лишь то, что она год прождала мужа из похода, сидя у окна, родила дочь в день его возвращения и умерла.

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Читатель не имеет представления о детстве царевны. Она росла тихомолком и вдруг расцвела. Сразу же после этого девушка становится жертвой своей завистливой мачехи. Тут читатель проникается к бедной девушке хорошими чувствами. Чернавка любит свою жертву и не может причинить ей зла. Дальнейшее описание поступков героини раскрывает всё больше положительных качеств.

Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

Характеристика главных героев

Безусловно, роль каждого из персонажей рассказа важна для общей атмосферы сюжета. Однако главных героев, вокруг которых происходит всё повествование истории можно выделить всего 3.

Злая царица

Вторая жена царя, мачеха юной принцессы. Её образ прописан очень ярко и подробно. Используя цитатный пример, женщину можно описать так:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…

Она привыкла выглядеть лучше всех, поэтому честность волшебного зеркала её очень злила. Поведение царицы можно описать как зависть, основанная на злобном характере. Красавица не могла смириться, что кто-то может в чём-то её превосходить, поэтому была готова даже убить, лишь бы оставаться первой красавицей на всё белом свете.

Судя по тому, как царицу боялась её девушка-служанка Чернавка, можно представить, каким характером обладала красавица мачеха. Несчастной подневольной даже пришлось пойти на убийство, так она опасалась гнева своей хозяйки.

В этой сказочной истории царица яркий отрицательный персонаж. Все её действия направлены только в угоду себе и во зло другим людям.

Мёртвая царевна

Дочь царя от первого брака. Красивая и добрая девушка. Весь её образ прописан как сопоставительный злой царице. Например, обе они были красивы, но одна была злая, другая добрая. И мачеха, и падчерица — царских кровей. Но одна всё время проводит перед зеркалом, а вторая с лёгкостью занимается обычной людской работой.

Об этом можно судить из фрагмента сказки, когда девушка оказалась в тереме у семи богатырей:

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку…

По всей видимости, девушка была обучена простой работе по дому, что говорит о её трудолюбии и уме. О добром характере можно судить по поступку с нищенкой. Несмотря на то что умный пёс чуял в старухе неладное, принцесса всё же смогла передать голодной женщине хлеб.

Скромность и честность также были отличительной чертой царской дочери. Она могла бы выбрать себе в мужья одного из братьев богатырей, но честно призналась им, что уже помолвлена с другим. При этом сделав это таким образом, чтобы не обидеть никого из юношей.

Даже для учеников 5 класса сравнительная характеристика царевны и царицы проста и понятна. Дочь царя — яркий положительный персонаж в этой истории, чего нельзя сказать о её мачехе.

Царевич Елисей

Характеристика Елисея из «Сказки о мёртвой царевне» также проста для понимания. Это положительный со всех сторон персонаж. Он не пустил на самотёк пропажу своей невесты, а сам поехал на её поиски, что говорит об упорстве и смелости молодого человека.

Несмотря на свой статус царевича, Елисей отличался вежливостью. Иначе не смог бы получить помощь от сил природы в поиске своей возлюбленной. Он обращается к ним с почтительностью и благодарностью.

Физической силой, молодой жених, по-видимому, тоже не был обижен. Он с лёгкостью разбивает крышку гроба, в котором лежала царевна, а ведь тот был изготовлен богатырями. В целом образ королевича Елисея вырисовывается довольно ярко — красивый и умный молодой человек с упорным характером и добрым сердцем.

АНАЛИЗ «СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ» ПУШКИНА

3.3

(24)

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось? Почему? Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему? В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло. Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра? Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер. А кто воплощаёт силы зла? Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха. Кто же помогал ей творить зло? Чернавка. Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей злой воли? Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но … Чёрт ли сладит С бабой гневной? Спорить нечего … Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути. Откуда же в царице ненависть к царевне? Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно. Вспомните: когда у царевны появилась мачеха? Через год после смерти родной матери: Год прошёл, как сон пустой, Царь женился на другой. Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери? Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе. Когда же мачеха вспомнила о падчерице? Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ: Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее. Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова. Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая. ). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны? От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была. Ждёт-пождёт с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера. Отчего умерла царица? От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула, Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла. Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка: Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь. Можете ли вы назвать дату рождения царевны? Да — 6 января, накануне Рождества. С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им. Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности. Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она … взмолилась: «Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я, Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя». и Чернавка пожалела бедную девушку: Не убила, не связала, Отпустила и сказала: «Не кручинься, Бог с тобой». Богатыри, пленившись её скромностью и красотой, приютили в своём доме: и царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали; Усадили в уголок, Подносили пирожок; Рюмку полну наливали, На подносе подавали. От зелёного вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, Да кусочек прикусила, И с дороги отдыхать Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс: Ей навстречу пёс, залая, Прибежал и смолк, играя; В ворота вошла она, На подворье тишина. Пёс бежит за ней, ласкаясь … А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)? Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя … Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём? Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем. Чем стало для неё это зеркальце? Почему? Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова … Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»? Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало. Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер, заменить живых людей? Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице? Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой. Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

Царица. Зворыкин Царица. Куркин

На первой иллюстрации Зворыкина царица кажется неприступной в своей горделивости, она будто памятник себялюбию и гордыне. На второй подчёркнуты её ломливость и своенравие. Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему? Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие. Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной … Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее … » вызвало такую бурю гнева у мачехи. Что стало следствием гнева царицы? Какое чувство толкнуло её на преступление? Царица решила погубить свою падчерицу, зависть толкнула её на преступление. Почему царица с её кознями и коварством оказалась бессильной перед кроткой царевной? Кроткую царевну все любили и приходили ей на помощь, она ко всем была приветлива и добра, никого не обижала и готова была каждому помочь. Вспомните причины смерти царицы-мачехи и родной матери царевны. Родная мать царевны умерла от восхищения, счастья, что видит любимого мужа, царица-мачеха — от зависти и злобы …

3.3 / 5. 24

.

Краткий анализ

Характеристика героев сказки поможет составить представление о мире персонажей и его атмосфере, а краткий анализ произведения понять его главную мысль. Для читательского дневника в 5 классе упрощённый разбор сказки будет выглядеть следующим образом:

  • Год написания — 1833.
  • Полное название — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  • Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
  • Жанр — стихотворная сказка.
  • Тема — любовь бессмертна.
  • Основная мысль — доброта, любовь и взаимовыручка может противостоять любому злу, даже смерти.

Есть версии, что в основе этого произведения лежат фольклорные мотивы и даже некоторые сказки зарубежных авторов. Однако все критики сходятся во мнении, что сказка — полноценное авторское произведение, написанное в особой Пушкинской манере.

В основе текста цепная композиция с троекратными повторами. Этот метод написания намного облегчает восприятие сюжета даже для самых юных читателей. К тому же система образов, основанная на их противостоянии, чётко квалифицирует каждого из персонажей.

В сказке сразу понятно, кто положительный герой, а кто отрицательный. Причём первых гораздо больше, что делает историю доброй и позитивной.

Произведение учит детей добру и взаимовыручке. Всегда помогать людям, попавшим в трудную ситуацию. Оставаться честным с собой и окружающими, какие бы трудности ни преподносила жизнь.

Персонажи

Главные герои

  • Варвара Краса — Длинная Коса

    Екатерина Гороховская
  • Василиса — Царевна Лягушка

    Юлия Рудина
  • Дарья — Царевна Несмеяна

    Наталья Терешкова
  • Царевна Елена Прекрасная

    Елизавета Захарьева
  • Спящая Царевна Соня

    Алёна Кононова

Второй план

  • Кощей Бессмертный

    Станислав Концевич
  • Кот

    Сергей Мардарь
  • Марлен

    Мария Цветкова
  • Сова

    Светлана Кузнецова
  • Баба Яга

    Сергей Дьячков
  • Улыбка кладовой

    Галина Чигинская
  • Закадровый голос

    Михаил Черняк

Краткое содержание и план «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

 Описание главных и второстепенных героев в сказке

Анализ сказок Пушкина

Сопоставительный анализ произведения Пушкина.

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

Главные герои сказки о мёртвой царевне и семи богатырях

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Читатель не имеет представления о детстве царевны. Она росла тихомолком и вдруг расцвела. Сразу же после этого девушка становится жертвой своей завистливой мачехи. Тут читатель проникается к бедной девушке хорошими чувствами. Чернавка любит свою жертву и не может причинить ей зла. Дальнейшее описание поступков героини раскрывает всё больше положительных качеств.

Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

Другие персонажи

Композиция сказки построена таким образом, что в ней крайне мало отрицательных героев. Единственным островком зла в сказочном мире является завистливая царица, принуждающая служанку совершать чёрные дела. Нет ничего удивительного в том, что мачеха в итоге терпит поражение и погибает.

Таблица персонажей.

Королевич Будущий жених, а также храбрый и настойчивый молодец. Несмотря ни на что, он ищет свою невесту. Характеристика Елисея из сказки о мёртвой царевне крайне положительна. Герой находит свою невесту и буквально воскрешает её из мёртвых, побеждая все злые происки мачехи.
Царь Упоминается эпизодически и нужен лишь для логического построения сюжета.
Первая царица Хорошая женщина, которая терпеливо дожидалась своего мужа и умерла в самом начале повествования.
Чернавка Второстепенный отрицательный персонаж. Именно через свою сенную девушку злая царица осуществила свой коварный план. Однако сама по себе служанка является добрым человеком и вынуждена служить злу под страхом смерти.
Семь богатырей Суровые мужчины, живущие в лесу и, возможно, занимающиеся разбоем. В сказке они играют роль своеобразных защитников царевны. Однако даже такая бригада телохранителей бессильна против козней хитрой царицы.
Яблоко Является своего рода неодушевлённым персонажем. Очень мощный и древний символ искушения в сказке выступает как материализованное предательство.
Солнце и Месяц Одушевлённые небесные стихии, к которым обращается королевич в попытке разыскать невесту. К сожалению, даже они ничего не знают.
Ветер Олицетворение всемогущей стихии, которая сообщает Елисею, что его невеста находится в гробу.

Детям сказка нравится прежде всего и-за обилия положительных героев и счастливого конца. Взрослый читатель также найдёт массу интересного в сюжете и сравнительной характеристике героев.

Анализ произведения

Сюжет сказки о мёртвой царевне и семи богатырях

Сказка о мёртвой царевне, написанная Пушкиным по мотивам народного русского творчества, имеет древние истоки. Сюжетная линия, основанная на конфликте мачехи с падчерицей, стара как мир и встречается в произведениях многих стран мира.

Семь богатырей, живущие в лесу — отголосок древних традиций многомужества и обряда инициации. Именно поэтому подобный сюжет можно найти в легендах и сказках.

Девушка, лежащая в гробу и разбуженная женихом — это та же спящая красавица из сказок Шарля Перро и братьев Гримм.

Главная мысль сказки заключается в сопоставительном анализе внешней и внутренней красоты. Царица выглядела безукоризненно, но со временем ситуация изменилась: падчерица стала более привлекательной. В отличие от мачехи, царевна обладала хорошим душевными качествами. Именно за это её полюбили окружающие.

Краткий пересказ сказки

Царицу погубил собственный нарциссизм. Женщина не могла представить себе жизнь, где она уже не будет всех прекраснее и милее. Осознав, что уже ничего не изменить, мачеха умирает от тоски. А добро празднует свою победу.

Ещё одна черта сказки — верность и преданность. Попав к семи богатырям, девушка отказывается стать женой одного из достойных молодцев. Она остаётся верна своему жениху — Елисею, несмотря на то, что, возможно, уже никогда его не увидит.

Королевич также являет собой пример самоотверженности, преданности и упорства. Жених неустанно ищет свою прекрасную невесту по всему свету. Даже узнав, что царевна мертва и лежит в гробу, он не теряет надежды. В итоге любовь побеждает смерть. Молодые люди венчаются.

План урока:

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной

Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу[1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.

Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».

pushkin i nyanya v mihailovskom
Пушкин с няней в Михайловском

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям

В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.

Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.

Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.

carevna i bogatyri

Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.

Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».

carica i zerkalo

Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.

carevna i chernica

Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.

Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.

Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.

Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.

korolevich elisei

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс[2], которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы[3] и историзмы[4], передающие дух старинного времени: «черница[5]», «очи», «пожаловать», «кручиниться[6]» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать

  • Цитаты из сказки андерсена русалочка
  • Цитаты из сказки белоснежка
  • Цитаты из сказки маленький принц
  • Цитаты из сказки дикие лебеди
  • Цитаты из сказки о золотом петушке пушкина