Цитаты из сказки царевна лягушка

Автор на чтение 16 мин. просмотров 130 опубликовано 19.02.2021 классическая русская народная сказка самый интересный жанр литературы для детей.

На чтение 16 мин. Просмотров 130 Опубликовано

Классическая русская народная сказка – самый интересный жанр литературы для детей. Колдовство, загадки, волшебные превращения, чудеса и приключения – всё это присуще русской сказке. Главные герои “Царевна лягушка” – образец лучших человеческих качеств, они учат мудрости и доброте. Такие произведения воспитывают эстетический вкус, любовь к родному языку, учат верить в чудеса, мечтать. “Царевна-лягушка” – это волшебная сказка, так как в ней присутствуют мифические элементы, перевоплощения. Такие сказки – особенно плодотворная почва для детского творчества, развития художественных и литературных способностей.

carevna-lyagushka-glavnye-geroi-47822.jpg

Характеристика героев “Царевна-лягушка”

Главные герои

Царь

Отец трёх сыновей, который приказал им выпустить стрелы в разные стороны, чтобы найти своих будущих жён. Даёт задания своим невесткам, чтобы узнать, кто из них лучшая мастерица, хозяйка, умелица.

Старший сын

Его стрела упала на боярских двор, оттуда он привёз себе невесту.

Средний сын

Его стрела попала на купеческий двор, дочь купца стала его супругой.

Младший сын

Иван нашёл свою судьбу на болоте, оттуда он привёз себе лягушку. Это его расстроило, но пришлось выполнять отцовскую волю. Смелый, ловкий, добрый молодой человек. Благодаря тому, что он пожалел животных (щуку, зайца, медведя), они помогли ему раздобыть яйцо с Кощеевой смертью.

Дочь купца, дочь боярина

Обе невестки оказались неумелыми хозяйками, завистливыми родственницами: ни хлеба испечь, ни рубаху пошить, ни танцевать не научены. Они карикатурно пытаются повторить чудеса, сделанные Василисой, из-за чего Царь прогоняет их с пира.

Царевна-лягушка (Василиса Премудрая)

Заколдованная красавица Василиса, мудрая жена, умелая хозяйка. Ночью снимает шкуру лягушки и выполняет задания царя. Удивляет и радует свёкра, он хвалит её, чему очень завидуют остальные родственники. На пиру у царя Иван царевич впервые видит свою жену в человеческом облике, прибегает домой и бросает шкуру лягушки в печь. Оставалось всего три дня до конца заклятья…Из-за этого Василиса Прекрасная превратилась в кукушку и улетела от любимого к Кощею.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Баба-Яга

В поисках своей возлюбленной Иван заходит в избушку Бабы-Яги. Она чудовищно безобразна, зла и хитра, но давняя вражда с Кощеем делает Ивана её союзником. Рассказывает царевичу, где искать жену и как убить Кощея.

Кощей Бессмертный

Его смерть была на конце иголки, которая находилась в яйце. Добыть “погибель” оказалось очень сложно, ведь он много столетий прятал её. Иван-Царевич добыл заветную иглу и вернул себе любимую.

</tr></table>

В школьной программе сказку “Царевна-лягушка” изучают в 5 классе. Характеристика героев и анализ художественного текста будет необходим для читательского дневника и подготовки к уроку. В сказке “Царевна-лягушка” герои традиционны и привычны, однако они по-своему самобытны и колоритны. Особенно интересны описания тех картин, когда завистливые невестки пытаются удивить царя своими “умениями”, соревнуясь в выпечке хлеба, шитье, танцах.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» Жанр: народная волшебная сказка.Главные герои сказки «Царевна-лягушка»

  1. Иван Царевич, младший сын царя, добрый и верный, не убивал животных и пожалел лягушку.
  2. Василиса Премудрая, она же царевна-лягушка, очень мудрая девушка, которой любое дело было по плечу, красавица.
  3. Царь отец, хитрый и с юмором.
  4. Старичок, дал клубок Ивану
  5. Баба-яга, старушка, которая помогал Ивану

План пересказа сказки «Царевна-лягушка»

  1. Три стрелы трех сыновей
  2. Боярыня, купчиха и лягушка
  3. Царский каравай
  4. Царский ковер
  5. Царский пир
  6. Сгоревшая кожа
  7. Старичок и клубок
  8. Бедные звери
  9. Баба-Яга
  10. Смерть Кощея.

Кратчайшее содержание сказки «Царевна-лягушка» для читательского дневника в 6 предложений:

  1. Иван Царевич посылает стрелу в болото и женится на лягушке
  2. Царевна Лягушка справляется со всеми заданиями царя и оказывается красивой Василисой Премудрой
  3. Иван Царевич сжигает кожу лягушачью, и Василиса улетает, Иван следует за ней.
  4. Старик дает ему волшебный клубок, который указывает путь к бабе-яге
  5. По пути Иван Царевич спасает разных зверей, а баба-яга показывает ему путь к смерти Кощея.
  6. Иван с помощью зверей убивает Кощея и находит Василису Премудрую

Главная мысль сказки «Царевна-лягушка» В этой сказке две главных мысли: помоги ты и помогут тебе, и неуемное любопытство может причинить большие страдания всем людям.Чему учит сказка «Царевна-лягушка» Сказка эта учит нас прежде всего слушаться родителей, даже если их просьбы кажутся странными, учит верить своим любимым и не быть слишком любопытным, учит терпению, учит умению отвечать за свои ошибки, учит быть благодарным, справедливым, добрым.Отзыв на сказку «Царевна-лягушка» Мне эта сказка очень нравится. Необычный образ царевны-лягушки, которая превращается в Василису Премудрую кажется очень привлекательным. Василиса была такой умной, что ее отец Кощей даже превратил ее в лягушку, но она все равно нашла свое счастье. Конечно и Иван Царевич молодец, он не остановился перед трудностями и нашел свою Василису. В этой истории много чудесного и местами смешного.Признаки волшебной сказки в сказке «Царевна-лягушка»

  1. Волшебные превращения — в лягушку, в голубку
  2. Волшебный помощник — клубочек
  3. Волшебные существа — баба-яга, Кощей
  4. Троекратные повторы: три сына, три невестки, три стрелы, три задания царя, три дня, три года, три хлеба, три пары сапог.

Пословица к сказке «Царевна-лягушка» Не по виду суди,а по делам гляди. Умел сказать, умей и ответ держатьКраткое содержание, краткий пересказ сказки «Царевна-лягушка» Было у царя три сына и решил царь, что пора сыновьям жениться. Велел взять им луки и пустить стрелы куда глаза глядят. Пустили сыновья стрелы, у старшего на боярский двор залетела, у среднего к купцу, а у младшего на болото. Пошел младший сын стрелу искать, смотрит лягушка ее держит. Не хотел Иван-царевич лягушку брать, но та его уговорила. А царь увидел лягушку, посмеялся, и сказал сыну на ней жениться. Приказал царь невесткам за ночь хлеб испечь. Расстроился Иван, а лягушка его спать укладывает, кожу сбрасывает и Василисой Премудрой становится. Испекла он хлеб с городами, зверями и птицами. Царь хлеб старшего сына велел дворне отнести, хлеб старшего сына — от большой нужды есть, а хлеб младшего сына только по праздникам кушать. Велел царь ковер выткать. Опять лягушка кожу сбросила и выткала ковер с цветами и узорами. Царь ковер старшего сына велел на лошадь надеть, ковер среднего сына у ворот положить, а ковер младшего по праздникам расстилать. Пригласил царь сыновей с невестками на пир. Иван вперед пошел, а лягушка сказала чуть позже приедет. И вот смеются гости над Иваном, а тут гром и молнии — лягушонка в коробчонке едет. Да только приехала карета и Василиса Премудрая. Все гости были поражены. А Василиса ест, косточки за один рукав складывает, вино за другой заливает. Как пошли танцевать, махнула Василиса руками — озеро с лебедями получилось. А другие невестки махнули руками — гостей облили, да костями закидали. Тут Иван домой сбегал, да кожу спалил. А Василиса увидела, опечалилась. Три дня не хватило ей для того, чтобы от колдовства освободиться. Превратилась Василиса в голубку и улетела к Кощею, отцу своему. Опечалился Иван, взял три хлеба железных и трое сапог железных, и пошел жену искать. Долго шел, два хлеба съел, две пары сапог сносил, встретил старика. Дал старик Ивану клубок и пошел Иван за клубком. Встретил по дороге медведя, селезня, зайца и щуку, но не убил, а отпустил. Пришел Иван к бабе-яге, та его накормила и напоила, да рассказала, что Василиса Премудрая у Кощея в плену. А смерть Кощея в сундуке на дубу лежит. Нашел Иван тот дуб, прибежал медведь, вырвал дуб с корнем, из сундука заяц выбежал, да только заяц Ивана его догнал. Из зайца утка — ее селезень поймал, яйцо в воду упало — его щука принесла. Сломал Иван Царевич иголку и умер Кощей. Вышла к нему Василиса Премудрая и стали они счастливо жить.Иллюстрации и рисунки к сказке «Царевна-лягушка»

Сказка «Царевна — лягушка» является народной и несет в себе некий смысл – она учит добру, веры в победу добра над злом. Главные герои сказки «Царевна-лягушка» хорошо знакомы всем детям.

Содержание

Рассказ о героях «Царевны лягушки»

Главные герои сказки «Царевна лягушка» – это Иван Царевич, Василиса Премудрая и Кощей Бессмертный. Есть и второстепенные персонажи. К ним относятся родители Царевича, Баба Яга, братья Ивана Царевича, колдун.

Основная идея, красной нитью проходящая через все сочинение — от чистого сердца помогай другим, будь бескорыстен и рано или поздно это вернется тебе большим добром.  Сказка учит быть целеустремленным, нести ответственность за свои поступки, не боятся трудностей, и все вершины будут покорены.

Положительные герои сказки «Царевна лягушка»

Основные положительные герои сказки царевна лягушка – Василиса Премудрая и Иван Царевич.  Василиса являет собой настоящий идеал женщины: умная, преданная, любящая. Ее таланты многогранны, а красота просто поражает. А вот главный герой сказки Царевна Лягушка Иван Царевич добрый, доблестный, храбрый  и самоотверженный персонаж, который ради любимой готовый идти хоть на край света. Ему по плечу даже смертельная схватка с негативным персонажем сказки – Кощеем Бессмертным. К тому же Царевич не раз проявлял великодушие, бескорыстность и милосердие. Эти качества позволили ему найти себе верных друзей, которые не раз оказывали помощь Ивану Царевичу.

Стоит отметить, что в сказке Царевна Лягушка главные герои не смогли бы пройти все испытания без своих помощников, второстепенных персонажей — говорящие звери, помогающие Василисе мамки — няньки, старик, который подарил Царевичу путеводный клубок, Баба-Яга, помогавшая найти ему путь в царство Кощея.

Отрицательные герои сказки «Царевна лягушка»

Отрицательным героем является Кощей Бессмертный. Он зловредный,  любвеобильный и фигурирует во многих народных сказках как похититель красавиц.  Его поступки далеки от нравственных и честолюбивых, но он всегда получает по заслугам.

Здесь даны основные сведения о русской народной сказке «Царевна-лягушка», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» существует в нескольких обработках. Здесь представлено краткое содержание и краткий пересказ этой сказки в обработке А. Афанасьева.

Главные герои сказки

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

По велению царя его сыновья должны были жениться. Приказал он им так выбрать невест: выстрелить в чистом поле из лука. Где стрела упадёт, там и должен каждый был искать себе невесту.

Младший сын, Иван-царевич, нашёл свою стрелу в болоте. Пришлось ему жениться на лягушке.

С заданиями царя лягушка справлялась лучше жён старших сыновей. На пир она приехала в облике красавицы.

Иван царевич сжёг лягушачью кожу, чтобы жена всегда оставалась красавицей. Но из-за этого жена его исчезла. Нашёл её царевич у Кощея Бессмертного, победил этого злодея и освободил свою жену.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

У царя было три сына. Велел он им жениться. Чтобы найти невесту, каждый из сыновей должен был в чистом поле наугад выстрелить из лука. На чей двор стрела прилетит, там и должен был свататься молодец.

Стрела старшего брата упала на боярский двор к боярышне. Среднего брата стрела прилетела на двор купца к купеческой дочери.

А стрела младшего брата, которого звали Иваном-царевичем, долетела до болота. Там её поймала лягуша-квакуша.

Иван царевич огорчился, но отец заставил его жениться на лягушке.

Когда сыновья женились, царь приказал, чтобы их жёны испекли ему к завтрашнему дню хлеб.

Пришёл Иван-царевич домой невесел и рассказал лягушке о приказе отца. Та его успокоила, уложила спать, а сама сбросила кожу лягушачью и превратилась в красавицу Василису Премудрую. Вышла она на крыльцо, позвала мамок-нянек и велела им испечь такой хлеб, какой она ела, живя у батюшки.

Утром Иван-царевич увидел прекрасный хлеб и отнёс его отцу. Царю очень понравился этот хлеб. Отдал он сыновьям новый приказ: чтобы их жёны соткали по ковру за одну ночь.

Иван-царевич огорчился и поведал о приказе лягушке. Снова она успокоила его да спать уложила.

Мамки-няньки за ночь соткали ковёр, изукрашенный узорами и златом-серебром.

Очень был доволен царь, поблагодарил Ивана-царевича за ковёр. И сразу же приказал, чтобы все три сына пришли к нему вместе с жёнами, чтобы люди на них посмотрели.

Пришёл Иван-царевич домой грустный, сообщил лягушке о приказе отца. Лягушка сказала, чтобы он один шёл в гости к царю. Велела она, чтобы царевич, услышав стук-гром, сказал, что «это лягушонка в коробчонке едет».

Так он и сделал. Подъехала к дворцу красивая карета, запряжённая в шесть лошадей. Вышла из неё красавица — Василиса Премудрая.

Когда гости пировали, Василиса Премудрая остатки питья из стакана вылила себе в рукав, поела, а косточки лебединые спрятала в другой рукав.

Жёны старших царевичей сделали то же самое.

Стала Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула она рукой — появилось озеро, махнула другой — поплыли по нему лебеди.

И жёны братьев Ивана-царевича начали плясать и махать руками, но из рукавов только брызги воды летели да кости. Одна в глаз царю угодила. Разгневался он и прогнал жён старшего и среднего сына.

Иван-царевич поторопился первым прийти домой. Нашёл кожу лягушачью и сжёг её. Приехала жена, не нашла кожу. Опечалилась Василиса Премудрая и сказала царевичу, что если бы он подождал немного, была бы она вечно его женой. Попрощалась и сказала, чтобы искал Иван-царевич её «за тридевять земель, в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного».

Превратилась она в белую лебедь и вылетела в окно.

Закручинился Иван-царевич и пошёл куда глаза глядят. Встретился ему старичок, узнал о несчастье царевича и сказал, что отец Василисы Премудрой сердился, что она умнее его и велел, чтобы она была лягушкой три года.

Дал старичок царевичу клубочек и велел идти туда, куда он покатится. Иван-царевич так и сделал.

Встретился ему в поле медведь, хотел убить его царевич. Медведь попросил оставить его в живых и обещал пригодиться когда-нибудь. Пожалел царевич медведя.

Встретились ему в пути селезень и заяц, они тоже просили их не убивать и обещали пригодиться. Пожалел их Иван-царевич.

На морском берегу увидел он щуку. Попросила она пустить её в море. Иван-царевич бросил её в воду и пошёл снова за клубочком. Привёл клубок его к избушке на курьих ножках. Попросил царевич, чтобы избушка встала к нему передом, а к морю задом. Когда избушка повернулась, царевич зашёл в неё.

Увидел он на печи бабу-ягу. Спросила баба-яга, зачем добрый молодец к ней пожаловал. Иван-царевич сказал, чтобы сначала его напоила-накормила, выпарила в бане, а потом и спрашивала.

Когда баба-яга всё это сделала, царевич поведал ей, что ищет Василису Премудрую. Баба-яга сказала, что Василиса Премудрая сейчас у Кощея Бессмертного, которого победить очень трудно. Смерть его на кончике иголки, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук — на дубу. Дуб охраняет Кощей Бессмертный.

Сказала баба-яга, где это дерево растёт. Дошёл Иван-царевич до дуба, не зная, как достать с него сундук. Прибежал медведь, выворотил дуб из земли, сундук разбился.

Выскочил оттуда заяц — да наутёк. За ним погнался другой заяц, разорвал первого в клочки.

Из зайца выпорхнула утка, её догнал в небе селезень, ударил, яйцо утка и выронила прямо в море.

Заплакал Иван-царевич, но вынырнула из моря щука и дала ему яйцо. Разбил царевич яйцо, достал иголку, обломил её кончик — и помер Кощей.

А Иван-царевич с Василисой Премудрой вернулись домой и долгие годы жили счастливо.

Заключение к краткому пересказу

В сказке «Царевна-лягушка» раскрыты следующие темы:

Основная мысль (идея) состоит в том, что ради любви нужно быть готовым преодолеть любые трудности и препятствия.

Сказка учит:

Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Размышления у парадного подъезда» — краткое содержание стихотворения Н. А. Некрасова«Приключения Оливера Твиста» — краткое содержание и пересказ по главам романа Ч. Диккенса«Анна Каренина» — краткое содержание и пересказ по частям и главам романа Л. Н. Толстого«Василий Тёркин» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А. Т. Твардовского

Краткая характеристика героев сказки «Царевна лягушка» изложена в этой статье.

Сказка «Царевна — лягушка» является народной и несет в себе некий смысл – она учит добру, веры в победу добра над злом. Как и у всех волшебных повестей, здесь есть счастливый конец и главные герои.

Содержание

Характеристика главных героев царевна лягушка

В этой сказке есть два главных героя – Иван Царевич и Василиса Премудрая, вокруг которых и закрутился весь ее сюжет. Поэтому мы составили для Вас краткое описание героев сказки царевна лягушка.

Характеристика Ивана Царевича

Он является самым младшим сыном Царя и, к тому же, холостым. Со сказки видно, что у него почтительные и доверительные отношения с родителями, ведь по настоянию отца он пустил стрелу с целью найти себе жену. И даже когда Иван Царевич попал в лягушку, он все же женился на ней по совету родителей.

Среди негативных черт его характера  выделяются нетерпеливость, восприимчивость и очень часто у него нет своего мнения. Вы только вспомните, когда Иван Царевич раньше нужного времени сжег лягушиную кожу Василисы Премудрой из–за того, что старшие братья над ним смеялись.  Но вместе с тем главный герой имеет железную волю, он целеустремленный и не робеет перед трудностями (царевич изгрыз 3 хлеба железных и износил 3 пары железных сапог), добр и милосерден не только по отношению к людям, но и к животным. Из этого следует сделать вывод, что Иван Царевич является положительным персонажем. Он никому не сделал ничего плохого.

Читая сказку можно наблюдать за его трансформацией: вначале герой был домашним и капризным, но выйдя из опеки родителей, он прошел долгий путь сложных испытаний  и раскрылся как отважный, смелый человек.

Характеристика Василисы Премудрой

Василиса Премудрая является главным женским персонажем. Ей присущи величественная гордость и простота, мягкий характер и гибкий ум, а также полное сердце неиссякаемой любви. В девушке сосредоточены лучшие черты народного русского характера. Не зря ее назвали Премудрой. Она освоила в совершенстве волшебные премудрости и в этом деле превзошла даже своего отца – могущественного колдуна. Василиса также проявила себя как рукодельница, хозяйка и волшебница. Главная черта ее характера – это умение принимать правильные решения и сохранять спокойствие в любых испытаниях.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/carevna-lyagushka/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post_4.html
  • https://kratkoe.com/tsarevna-lyagushka-geroi/
  • https://blmb.ru/carevna-lyagushka-kratkoe-soderzhanie/
  • https://kratkoe.com/harakteristika-geroev-tsarevna-lyagushka/

Литературная викторина

«Путешествие в мир сказок»

Цель:


Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Предварительная работа:



Чтение сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.

Подготовительный этап:



Заранее формируются две команды детей.

ХОД

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, который украшен шарами и иллюстрациями различных сказок.
Ведущий:
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок». Давайте поприветствуем наших участников.
Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.
Итак, мы начинаем!

1 конкурс «Разминка»

Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?

(Жучка)

Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

2 конкурс «Загадочный».


Необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6. Посадил дед в огороде

Чудо — овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

7. Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

8.Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Кувыркались, забавлялись,

Петушку не помогали.

«Только не я!», «Только не я!»,

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились. (Колосок)

9. Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал. (Теремок)

    «Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне» (Емеля)

    «Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)

    «Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно…

Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат!

Хвост не вытащу назад» (Волк)

    «От мачехи и от сестер

Одни упреки и укор.

Ох, не сносить головушку,

Если бы не коровушка» (Хаврошечка)

5. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

6. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

7. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

8. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

9. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

10. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

4 конкурс



«Угадай из какой это сказки?».


Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.

На экране появляются предметы:

Сапоги-скороходы. (мальчик-с-пальчик)
Скатерть-самобранка. (Старик Хоттабыч, Два Ивана)
Золотой ключик (Приключения Буратино)

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

Соломенный домик (Три поросёнка)

Берестяной короб (Маша и медведь)

Красная шапочка (Красная шапочка)

Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки.

5 конкурс «Исправь ошибку в названии сказок»

Слушайте внимательно.

«Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Волк и пятеро щенят»,
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Петушок Ряба»

«Утки – лебеди»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

6

конкурс «Живая сказка».



Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»).

А пока команды готовятся к конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?

Игра со зрителями.

«Добавь словечко к названию сказки»

Гуси -…(Лебеди)
— Царевна -…(Лягушка)
— Аленький — …(Цветочек)
— Вини -….(Пух)
— Маша и ….(Медведь)
— Заюшкина …(Избушка)
— Крошечка -….(Хаврошечка)
— Сивка -…(Бурка)
— Мальчик …(С пальчик)
— Красная …(Шапочка)
— Спящая ….(Красавица)
— Вершки -…(Корешки)

Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

7 конкурс «Вопрос-ответ».


Командам нужно ответить на мои вопросы:

1. Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)
2. Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Золушке)
3. Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)
4. Кто взял спички и поджёг синее море? (Лисички)
5. Кто сварил кашу из топора? (Солдат)
6. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба)
7. Как звали девочку из сказки «Снежная королева»? (Герда)
8. Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин? (Простоквашино)
9. Кто лечил больных зверей? (Айболит)
10. Назовите героя, который живёт на крыше? (Карлсон)
11. Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля)
12. Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)
13. Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

8 конкурс «Волшебный сундучок»


Дети вытаскивают из сундучка задания. Отвечают на вопрос «
Кому принадлежат эти слова?»

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко)

Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Битый не битого везет,

Битый не битого везет (Лиса)

Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)

Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском (Козлята)

9 конкурс «Угадай мелодию».


Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).

10 конкурс «Найди домик для героя сказки»


На полу перед каждой командой разложены имена героев сказок. На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.
Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Золушка, Дюймовочка, Волк, Лиса, Мальвина, Айболит, Петух)

11 конкурс «Сказочные задачки».(Конкурс капитанов)


Каждой команде нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.

1.Сколько зверей встретил в лесу Колобок? (4 — заяц, волк, лиса, медведь)
2.Сколько лепестков у Цветика-семицветика? (7)
3.Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». 4.Сколько их стало всех вместе? (8 – волк и 3 поросенка, Маша и 3 медведя)
5.Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? (5 – дедка, бабка, внучка, жучка. Кошка, мышка)
6.Назовите пять сказок, героем которых была лиса.
7.Сколько героев в сказке «Зимовье зверей»? (Волк и медведь, бык, баран, гусь, петух и свинья.)

Молодцы, капитаны!

Вот и подошла к концу наша викторина «Путешествие в мир сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок.

А сейчас слово предоставляется жюри.

Подведение итогов.
Награждение. Вручение призов.
Звучит музыка, дети выходят из зала.

Нина Кошкина

Занятие Викторина

«Как мы знаем сказки» для детей старшей группы

Воспитатель: Кошкина Н. А.

Цель: Выяснить, какие сказки, и каких сказочных героев знают дети. Выявить лучших знатоков сказок, способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти.

Воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

Необходимый материал: книги с иллюстрациями из сказок, волшебная шкатулка, атрибут для жеребьевки, набор игрушек, костюм почтальона Печкина.

Вос-ль: Дети, сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. Слушая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.

Сейчас мы с вами разделимся на две команды с помощью волшебных киндер- сюрпризов (дети берут контейнеры: у кого пустой – одна команда, у кого нет другая).

И так, начинаем 1 конкурс «Отгадай сказку»/
я буду загадывать вам загадку, а вы будете называть сказку.

Всем извесно на Руси,

Ждали маму с молоком

А пустили волка в дом

Кто же эти

Маленькие дети (Семеро козлят)

Что за гостья в дом пришла

К трем лесным медведям?

Там поела, попила

В трех кроватях поспала,

А хозяева вернулись

Еле ноги унесла. (Три медведя)

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет (Федорино горе)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал

А лисице на зубок все ж попался (Колобок)

Миша по лесу идет,

Короб на спине несет-

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела. (Маша и медведь)

В гости к бабушке пошла

Пироги ей понесла

Серый волк за не следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)

У Аленушки- сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла

Братца Ваню проморгала (Гуси- лебеди)

Лисичка – сестричка очень хитрая была.

Зайчика – трусишку из избушки прогнала

Петух лишь сумел за зайца постоять,

Взял острую косу и сумел лису прогнать. (Лиса и заяц)

Колотил да колотил

По тарелке носом

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавль).

И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки

Хороша, как солнышко,

Кто же это? (Золушка)

В какой сказке девочка, чтобы попасть из леса домой, спряталась в коробе с пирогами, которую нес медведь. (Маша и медведь)

Переходим к следующему конкурсу «Волшебная шкатулка».
/ на столе накрытый красивым покрывалом стоит шкатулка/ открываем — дети посмотрите, кто-то нам принес волшебную шкатулку, откроем и посмотрим, что там. Какие-то предметы в ней лежат. Сейчас мы с вами посмотрим.

(да ведь это предметы из сказок, сейчас мы с вами быстро определим в какой сказке есть эти предметы)-/достаю по очереди

Шляпа с пером

Горошина.

Банка с вареньем

Клубок ниток

Золотой ключик

Тарелка, чашка, сковорода

Физминутка

Дети, у вас есть любимая сказка?/Сейчас мы узнаем их.

Попрошу всех дружно встать, будем мы сейчас играть. /дети встают в круг/

Игра «Ты катись веселый бубен» /стоя в кругу, дети по очереди передают бубен, произнося текст: «Ты катись веселый бубен, быстро, быстро по рукам.

У кого остался бубен тот назовет свою любимую сказку и героя из нее».

/бубен нужно стараться передавать быстро/

Дети посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы сказали, что любите сказки. Тогда я предлагаю вам узнать знакомую сказку по картинке на обложке»./дети отгадывают название знакомых сказок. /

3. Следующий конкурс «Сказочные фразы»

Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Помогите закончить фразу.

В некотором царстве ….в некотором государстве.

По щучьему велению… по моему хотению.

Скоро сказка сказывается…да не скоро дело делается

Несет меня лиса… за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы.

И я там был, мед-пиво пил…по усам текло, а в рот не попало.

Стали они жить — поживать. и добра наживать.

Дед бил не разбил… баба била, била

Дай мне за уточку… девочку

Стоит в поле теремок….

Жили- были…

4. Конкурс «Узнай сказку» или сказочного героя.

1. Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком

Вместо туфелек копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Ниф- ниф, Наф- наф, и нуф- нуф)

2. Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко — красных сапогах. (Кот в сапогах)

3. И зайчонок и волчица

Все бегут к нему лечиться (Доктор Айболит)

4. Озорной весельчак

В окно влетает просто так

К малышу попал он в дом

И устроил там погром. (Карлсон)

5. Чтоб взлететь ей над землей

Ступа ей нужна с метлой. (Баба Яга)

6. Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка и внучка?/Жучка/

7. В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка/Гуси –лебеди/.

8. В Простаквашино живет

Все хозяйство там ведет

Адрес точно я не знаю

Но фамилия морская (Матроскин)

Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин. /здоровается/

Я принес вам телеграммы. Хотите, я вам их прочитаю? /да/

5. конкурс «Телеграммы»
(почтальон Печкин читает, дети узнают героев сказок.)

1Дорогие гости, помогите! Паука — злодея загубите! (Муха-Цокатуха)

2Все закончилось благополучно, только хвост остался в проруби. (Волк)

3 Очень расстроена, нечаянно разбила золотое яичко. (Мышка)

4. Спасите, нас съел Серый Волк. (Козлята)

5Помогите найти хрустальную туфельку. (Золушка).

6 От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас. (Колобок).

7 Спокойствие только спокойствие. Я съел еще одну баночку варенья. (Карлсон)

8. Не садись на пенек, не ешь пирожок. (Машенька).

А теперь наоборот,я буду называть героев сказки, а вы название ее.

1. Царь, три сына, стрела, болото. /царевна- лягушка/

2Отец, мачеха, три дочери, туфелька, фея. /Золушка/

3Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка/Дюймовочка/.

4Злая мачеха, дочь и падчерица, дед Мороз. /Морозко/

Почтальон Печкин хвалит детей за хорошее знание сказок и предлагает поиграть с ним в игру «Кого не стало?»/дети двигаются в разных направлениях, по сигналу приседают и закрывают глаза, одного из детей накрывает покрывальцем и предлагает узнать, кого нет среди детей/.

После игры почтальон Печкин прощается с детьми. /мне очень понравилось у вас, я хочу вам оставить гостинца/

Дети, наша встреча подходит к концу. Мы очень быстро будем путешествовать по сказкам. За каждый правильный ответ я буду давать фишку

6 конкурс «Блицтурнир»

1 Жилище бабы яги?

2Кто из обитателей стал женой Ивана-царевича?

3 Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полет?

4 Что потеряла Золушка?

5Какие цветы собирала падчерица в сказке «12 месяцев»

6 Веселый человечек-луковка?

7 Герой сказки, путешествующий на печи?

8Кто смастерил Буратино?

9 Кем стал гадкий утенок?

10 Почтальон из Простаквашено?

11 Чем ловил волк рыбу из сказки «Лисичка – сестричка и Серый волк»?

12Крокодил, друг Чебурашки?

7 Конкурс «Парные картинки».

Дети, художник нарисовал картинки к сказкам, но они все перемешались. Вам нужно собрать сказки. Командам предлагаются конверты с картинками/большая картинка из сказки разрезана на части/ Одной команде сказка «Маша и медведь», второй «Лисичка- сестричка и серый волк»

Подведение итогов конкурса. Призы. Угощения.

Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, и хочу предложить каждому из вас нарисовать дома иллюстрацию к своей любимой сказке.

Петракова Н.А.
Угадай сказку
(игра для учащихся 5­6 классов)
Цели:
 В увлекательной игровой форме развивать у учащихся устойчивый
интерес и любовь к чтению.
 Развитие навыков устной связной речи, обогащение словарного запаса.
 Развитие творческой активности.
Эта игра проводится в форме телепередачи «Угадай мелодию» в
несколько этапов. Участник, набравший меньшее количество очков или звезд,
выбывает из игры.
I тур ­ Отборочный: «Русские народные сказки»
(Всем желающим задаются вопросы. За каждый правильный ответ
вручается звезда. В основную игру выйдут те, у кого будет три и более звезды.
Их должно быть не более 5 человек.) Читаются отрывки из сказок, название
которых и служат ответом.
1. Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел
прикрыть попонкой – и то побоялся; повёз бездомную во чисто поле,
свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не
видали дочерниной смерти. (Морозко)
2. Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда­сюда –
нету! Кликала, заливалась слезами, причитала, что худо будет от отца и
матери, ­ братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле; метнулись
вдалеке гуси­лебеди, и пропали за темным лесом. (Гуси­лебеди)
3. Стрелец не оробел, схватил ружье, стрелил и попал ей в левое крыло;
вместо собаки кинулся другой Семён, схватил лебедь на море и принес
1 на корабль. Лебедь обернулась опять царевной, только левая рука у неё
была подстрелена. Лекарь у них свой, тотчас руку у царевны вылечил.
(7 Симеонов)
4. Царю жалко было козленочка, да делать нечего – она так пристает, так
упрашивает, что царь наконец согласился и позволил его зарезать.
Видит козленочек: уж начали точить на него ножи булатные, заплакал
он, побежал к царю и просится:
­Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки
всполоскать. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
5. Иван­царевич пошел выбирать себе коня, на которого руку положит,
тот и падает; так и не смог выбрать себе коня, идет по городу, повесил
голову. Ниоткуда взялась старуха, спрашивает: «Что, Иван­царевич,
повесил голову?» ­ «Уйди, старуха! На руку положу, другой
пришлепну – мокренько будет.» (Кощей Бессмертный)
6. Прошел еще один год; говорит Иван­царевич своей младшей сестрице:
«Пойдем во зеленом саду погуляем!» Погуляли немножко, и опять
встает туча с вихрем, с молнией. «Вернемся, сестрица, домой!»
Вернулись домой, не успели сесть, как ударил гром, раздвоился
потолок, и влетел ворон; ударился об пол и сделался добрым
молодцем. «Ну, Иван­царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел
сватом: отдай за меня Анну­царевну!» (Марья­Моревна)
7. Пришли братья к царю и подали полотенца. Хорошее полотенце у
старшего сына, у среднего – еще лучше, а Иван­царевич подал
полотенце – и нельзя описать: красивей всех и лучше всех. Задает царь
еще задание, чтобы на другой день принесли все по скатерти. Старший
брат пошел своей жене заказывать, средний – своей, а Иван­царевич
опять заливается слезами, идет к речке. (Царевна­лягушка)
8. Царевич ударился об пол – и сделался перышком; она положила
перышко в коробочку и отворила дверь. Сестры и туда смотрят, и сюда
2 заглядывают – нет никого! Только они ушли, красная девица открыла
окно, достала перышко и говорит: «Полетай, мое перышко, во чистом
поле, погуляй до поры до времени!» (Перышко Финиста – Ясна сокола)
9. Шел он целый день и устал несказанно, и только хотел присесть
отдохнуть, вдруг нагнал его серый волк и говорит ему: «Жаль мне тебя,
Иван­царевич, что ты изнурился, жаль мне и того, что я заел твоего
коня… Садись на меня и скажи, куда тебя везти и зачем?» (Иван­
царевич и серый волк)
10.Он залез в левое ухо – напился, наелся, в правое – нарядился. И стал
такой молодец – ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! Поехал;
обгоняет весь народ, катит – вся земля дрожит! Догнал братьев –
хлестнул плетью. (Сивка – бурка)
11.Барин пошел посмотреть, а в ухе лошади действительно мальчик, в
золотой шапочке. Барину понравилась золотая шапочка, он и говорит:
«Мальчик, дай мне золотую шапочку – жениться», – «Тебе дай, ты не
отдашь». – «Нет, отдам, дня через два привезу!» Отдал мальчик
шапочку, барин взял, сел и уехал. (Мальчик спальчик)
II тур ­ Былинный
1. Из того ли то из города из Мурома,
Из того села из Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обедне поспеть хотел он в стольный Киев­град.
(Илья Муромец и Соловей разбойник)
2. Взговорит Алеша Попович млад;
­ Ай ты, братец Яким Иванович,
В грамоте поученый человек,
Посмотрим на камени подписи,
Что на канени подписано.
3 (Алеша Попович и Тугарин Змеевич)
3. А во том­то городе во Коргуне
Ни царя­то не было, ни царевича,
А ни короля – то не было и ни королевича
Как ни князя не было и ни княжевича:
Тут жила – была Маринка дочь Кайдалова
(Глеб Володьевич)
4. Подъезжает он ко речке ко Смородинке
Да ко той он ко грязи он ко Черной,
Да ко тою ко березе ко поклялыя,
К тому славному кресту ко Леонидову,
Засвистал­то Соловей, да по соловьеву,
Закричал злодей­разбойник по звериному.
(Илья Муромец и Соловей ­ разбойник)
5. Щукой – рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей – соколом летать ему подоблака,
Серым волком рыскать да по чистым полям.
(Вольга и Микула Селянинович)
6. Закинул тоньку в Ильмень – озеро,
Добыли рыбу – золоты перья;
Закинули другую тоньку в Ильмень­ озеро,
Добыли другую рыбу – золоты перья;
(Садко)
7. –Ай ты ей, Владимир стольно­киевский!
А нынче что у тебя теперь на разуме;
Выдаешь девчину сам за женщину,
За меня, Василисту за Микуличну?
(Ставр Годинович)
4 8. – Видно, царь морской требует
Живой головы во сине море,
Делайте, братцы, жеребья вольжаны,
Я сам сделаю на красноем на золоте,
…Спускайте жеребья на сине­море:
Чей жеребий ко дну пойдет,
Таковому идти в сине море.
(Садко)
Окончился II тур. К сожалению, нашу игру покидают те, кто набрал
меньшее количество звезд (называются выбывшие так, чтобы осталось 2
человека). Но победителя нет, если нет проигравшего.
III тур ­ Финал: Сказки А.С.Пушкина
(Участники торгуются начиная с 7 строк после подсказки.)
1. Сказка о чудесах на суше и славных делах на воде.
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
33 богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор.
2. Сказка о том, что жадность к добру не приводит.
(Сказка о рыбаке и рыбке)
«Разбранила меня старуха,
Не дает старику мне покою;
Надобно ей новое корыто;
Наше­то совсем раскололось».
5 Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
3. Сказка о коммерсанте.
(Сказка о попе и о работнике его Балде)
Время идет, и срок уж близенько.
Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заранее трещит.
Вот он попадье признается:
«Так и так: что делать остается?»
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
4. Сказка о говорящем флюгере.
(Сказка о золотом петушке)
Год, другой проходит мирно,
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробуждён:
«Царь ты наш! Отец народа!­
Возглашает воевода –
Государь! Проснись! Беда!»
5. Сказка о чудесном воскрешении.
(Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях)
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.»
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
6 И прищелкивать перстами.
Вот и определился наш победитель. Им стал (называют Ф.И. победителя).
А теперь, если вы согласны, суперигра.
IV тур­ Суперигра: Сказы Бажова
За 3 минуты вам предстоит отгадать 7 сказов.
1. –Это дело в наших руках. Завтра пробьем дудку сперва на месте костра, а
потом под сосной испробуем. Тогда и увидим, пустяшный твой разговор
или всамделе что на пользу есть. С этим и спать легли. Федюнька тоже
калачиком свернулся, а сам думает: «Над чем это филин хохотал?»
(Огневушка – поскакушка)
2. Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит – Муренка лежит
спокойнехонько. Даренка и повеселела. Села к окошечку, смотрит в
сторону покосных ложков и видит – по лесу какой­то комочек катится.
Как ближе подкатился, разглядела – это козел бежит. Ножки тоненькие,
голова легонькая, а на рожках по пять веточек. (Серебряное копытце)
3. Поворотился Илюха в ту сторону. Видит ­ девчонка подходит. Простая
девчонка, в обыкновенный человеческий рост. Годов так восемнадцати.
Платьишко на ней синее, платок на голове синий, и на ногах бареточки
синие. А пригожа эта девчонка – и сказать нельзя. (Синюшкин колодец)
4. – Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера. За удалость да твердость
твою вот тебе подарок. Пусть у Данилы все мое в памяти останется.
Только вот это пусть накрепко забудет! – и полянка с диковинными
цветами потухла. – Теперь ступайте в ту сторону, ­ указала Хозяйка.
(Горный мастер)
5. Работа ходко идет. Низ камня отделал. Как есть, слышко, куст дурмана.
Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки – все пришлось лучше нельзя.
Прокопьич и то говорит – живой цветок­то, хоть рукой пощупать. На, а
как до верху дошел – тут захолодило. Стебелек выточил, боковые листики
тонехоньки – как только держаться? (Каменный цветок)
7 6. И вот пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто.
Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все
зеленые, то желтые с крапинками. На которых опять цветы медные. Синие
тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашены, что и сказать нельзя. И
платье на ней – на Хозяйке­то меняется. (Медной горы Хозяйка)
7. Как Настасья уехала, Танюшка побегала много – мало по хозяйству и
забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник,
серьги навесила. В это время и пых в избу этот хитник. Танюшка
оглянулась – на пороге мужик незнакомый, с топором. Испугалась
Танюшка, сидит, как замерла, а мужик ойкнул, топор выронил, глаза
захватил, как обожгло их. (Малахитова шкатулка)
Награждение победителя.
Литература
1. Бажов П.П. Данило­мастер: Избранные сказы// Сокровища русской сказки. –
М.: ГИФ «Рос. Книж. СОБР.», 1993
2. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. – М.: «Детская
литература», 1979
3. Сказки русских писателей. ­ М.: «Детская литература», 1980
4. Фольклор народов России. В 2 т. – М.: Дрофа, Вече, 2002
8

Материал будет интересен и полезен учителям начальных классов и педагогам группы продлённого дня.

Конкурс для младших школьников «Любимые литературные сказки»

(Участвуют 3-5 команд по 5-7 человек — знатоков литературных сказок, они придумывают название своей команде, девиз и рисуют свою эмблему.)

Конкурс 1. «Найди знакомые имена»

Каждой команде выдается табличка «Сказочные герои». В клетках таблички записаны имена хорошо знакомых ребятам героев детских книг и сказок. Но буквы имен записаны не всегда в одной строчке. Например, как имя одной из героинь сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Участники должны отыскать эти имена. Здесь их восемь. (Время выполнения задания до 3 минут.)

Ответы:

ris6

(Первые три команды, справившиеся с заданиями, получают соответственно 4, 3 и 2 балла.)

Конкурс 2. «Герои сказок в загадках»

Ведущий читает по одной загадке каждой команде. Нужно угадать героя сказки. За правильный ответ команда получает 1 балл (если каждая команда отгадала верно три загадки, то за этот конкурс получает 3 балла).

Чтоб взлететь над землей,

Ступа ей нужна с метлой. (Баба-яга.)

Деревянный шалунишка

Подружиться мог бы с книжкой.

В театр кукол он попал,

Куклам верным другом стал. (Буратино.)

Любит мед, друзей встречает

И ворчалки сочиняет,

А еще — пыхтелки,

кричалки, сопелки… Ух!

Забавный медвежонок… (Пух).

Не остался без хвоста

Добрый ослик наш… (Иа.)

Испекла бабуля деду —

Дед остался без обеда:

В лес мальчишка убежал,

На носок лисе попал. (Колобок.)

В Простоквашино живет.

Все хозяйство там ведет.

Адрес точный я не знаю,

Но фамилия — морская. (Кот Матроскин.)

Той девчонки нет прекрасней,

Той девчонки нет умней.

И Пьеро, ее вздыхатель.

Целый день поет о ней. (Мальвина.)

Да, ребята, в этой книжке

Малыши живут, малышки,

И живет один чудак.

Все он делает не так.

Неумейкой он слывет.

Кто его нам назовет? (Незнайка.)

Озорной весельчак

В окно влетает просто так.

К Малышу попал он в дом

И устроил там погром. (Карлсон.)

Загадки А. Кочергиной

Конкурс 3. «Дополни имя литературного героя»

Ведущий называет первую часть имени литературного героя, а участники игры (по очереди) дополняют недостающее имя героя.

1. Папа… Карло.

2. Домовенок… Кузя.

4. Почтальон… Печкин.

5. Синьор… Помидор.

6. Карлик… Нос.

7. Царевна… Лебедь.

8. Железный… Дровосек.

9. Оле-… Лукойе.

10. Старик… Хоттабыч.

Конкурс 4. «Волшебные предметы»

В круг встают по 3 участника игры из команд, чередуясь с 1—2 игроками из других команд. Далее звучит стихотворение — вступление к игре.

Предметы волшебные в сказках бывают,

Героев желанья они исполняют:

Ковер-самолет — над миром подняться,

Чудесный горшок — сладкой кашей питаться.

А ну-ка попробуй и ты, мой дружок,

Волшебных предметов набрать кузовок.

Вспоминай, не зевай, Те предметы называй.

А. Кочергина

Участники конкурса по очереди (по кругу) называют известные им волшебные предметы из сказок. Если игрок не может назвать волшебный предмет или повторяется, то он выходит из игры. Побеждает команда, чей игрок остался последним (или в случае, когда 2—3 игрока из разных команд остались и называют волшебные предметы достаточно долго, команды получают по 3 балла, остальные по 3 и 1 баллу).

Конкурс 5. «Кто автор сказки?» (конкурс капитанов)

1. «Красная Шапочка» (Шарль Перро).

2. «Конек-Горбунок» (Петр Ершов).

3. «Буратино» (Алексей Толстой).

4. «Снежная королева» (Г.Х. Андерсен).

5. «Чиполлино» (Джанни Родари).

2-я часть задания. Каждому капитану назвать по одному еще не названному писателю-сказочнику.

За каждое из выполненных заданий капитан команды получает по 1 баллу.

Конкурс 6. «Угадай, что в сундучке» (конкурс болельщиков)

В сундучке лежат сказочные волшебные предметы. Болельщики команды должны прослушать загадку и догадаться, какой волшебный предмет в сундучке. За верный ответ команде приплюсовывается 1 балл.

Ровно семь лепестков,

Нет пестрее цветков.

Оторвешь лепесток —

Полетит он на восток,

И на север, и на юг,

И вернется к нам он в круг.

Ты желанье загадай,

Исполненья ожидай.

Что же это за цветок?

Лютик? Ландыш? Огонек? (Цветик-семицветик.)

Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!

Ты, дружок, ее узнай-ка:

Стоит только расстелить —

Всех сумеет накормить.

Много всяких будет блюд.

Как стряпуху ту зовут? (Скатерть-самобранка.)

Много верст впереди.

Как бы их быстрей пройти?

Ты попробуй их обуть —

Одолеешь мигом путь. (Сапоги-скороходы.)

Отправляется в полет

Не ракета — самолет.

Не простой — расписной,

Не стальной, а льняной,

Не с крылом, а с бахромой. (Ковер-самолет.)

Если ты ее наденешь,

Можешь хоть куда идти,

И при этом неприятель

Не сможет в ней тебя найти. (Шапка-невидимка.)

Загадки А. Кочергиной

Конкурс 7. «Инсценирование сказки»

Каждая команда получает от 2 до 4 баллов.

Подведение итогов

Награждение победителей и вручение подарков.

Игра-викторина «В гостях у сказки»

​
заинтересовать детей в чтении книг;

​
расширить их кругозор и словарный запас;

​
воспитывать у ребят чувство добра, справедливости, умение любить видеть красивое.

Оборудование: эмблемы команд, выставка книг, рисунки сказочных героев, билеты с заданиями, карточки со скороговорками, диск с песнями, поощрительные призы.

Условия игры: в игре принимают участие дети 1 – 5 классов. Играют 2 команды. За каждый правильный ответ — 1 очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Ход викторины.

Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня, мы с вами побываем в гостях у сказки.

С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, встречаемся с ними и в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые.

Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.

Цель нашей сегодняшней викторины – вспомнить как можно больше сказок
, их авторов и героев, а ещё больше приобщиться к чтению.

А теперь давайте представим наше жюри.

В нашей викторине участвует 2 команды, команда «Сказочники» и команда «Волшебники»!!!

Команды в студию!!!

Команды, в которой участник отвечает на задание, зарабатывает очко для своей команды. Если представитель команды не знает ответа, может ответить участник другой команды, принеся своей команде очко.

(звучит песня «В гостях у сказки»)

Давайте будем мы играть!

Раз, два, три, четыре, пять…

Кто в викторине победит?

Конечно, лучший эрудит!

У нас сомнений в этом нет –

Он самый первый даст ответ.

Первый конкурс «Сказочные фразы».

Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.

(команды отвечают по очереди)

1.​
В некотором царстве…(в некотором государстве).

2.​
По щучьему велению…(по моему хотению).

3.​
Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).

4.​
Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).

5.​
И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).

6.​
Стали они жить — поживать…(и добра наживать).

Второй конкурс «Угадай сказку».

(за каждый правильный ответ 1 очко)

Вопросы для первой команды:

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

К дому подошла – обманула петуха.

Унесла его в тёмные леса,

За высокие горы, за быстрые реки.

(Петушок – золотой гребешок.)

2. В какой сказке главных героев спасает от догонявших гусей речка с кисельными берегами, яблоня с ржаными пирожками?

(Гуси – лебеди.)

3. В сказке у хозяйки было три дочери: одноглазка, двуглазка, трёхглазка?

(Крошечка Хаврошечка.)

4. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына-все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» (рус.нар.сказ. Царевна-лягушка.)

Вопросы для второй команды:

1. Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

2. В какой сказке девочка, чтобы попасть из леса домой, спряталась в коробке с пирогами, которую нёс медведь?

(Маша и медведь.)

3. В какой сказке главный герой говорит такие слова:

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах.

Несу косу на плечах: хочу лису посечи!

Слезай, лиса, с печи!

(Лиса и заяц.)

4. «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван — дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы, а дома всё больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…»(Сивка- бурка.)

Третий конкурс «Назови героя»

Ведущий
. У сказочных героев есть двойные имена, а у сказочных предметов есть двойные названия. Я буду называть слово, а вы недостающую его часть.

Называется первая часть предмета или имени сказочного героя, а все дружно договаривают вторую часть.

1 Команде

Карабас… (Барабас)

Кощей…(бессмертн ый)

Красная… (шапочка)

Иван… (царевич)

Мальчик… (с пальчик)

Елена… (прекрасная)

Змей… (Горыныч)

Курочка… (Ряба)

2 Команде

Золотая… (Рыбка)

Доктор… (Айболит)

Баба… (Яга)

Сивка… (Бурка)

Синбад… (Мореход)

Гуси… (Лебеди)

Конек… (Горбунок)

Жар… (Птица)

Четвертый Конкурс «Телеграммы».

(Воспитатель читает телеграммы, которые принёс почтальон Печкин. Дети отгадывают автора телеграммы.)

Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите! (Муха-Цокотуха)

Всё закончилось благополучно,

только хвост остался в проруби. (Волк)

Очень расстроена.

Нечаянно разбила золотое яичко. (Мышка)

Спасите! Нас съел Серый Волк! (Козлята)

Помогите найти хрустальную туфельку. (Золушка)

От дедушки ушёл, от бабушки ушёл, скоро буду у Вас! (Колобок)

Спокойствие, только спокойствие. Я съел ещё одну баночку варенья. (Карлсон)

Не садитесь на пенёк, не ешьте пирожок. (Машенька)

Пятый конкурс «Удивительные превращения».

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

Вопросы для 1 команды:

Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

Гадкий утёнок (в лебедя).

Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).

Вопросы для 2 команды:

Братец Иванушка (в козлёнка).

Василиса Прекрасная (в лягушку).

Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).

Шестой конкурс «Лотерея».

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем вас

На конкурс – лотерею.

Участники подходят к жюри, берут билеты, на которых написано, что им надо сделать: прочитать стихотворение, спеть песенку назвать несколько пословиц или загадок. Лучший в этом конкурсе приносит команде 2 очка.

А пока наши участники готовятся мы проведем конкурс для зретилей:

Седьмой конкурс «Блицтурнир» (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)

Жилище Бабы-Яги. (избушка на курьих ножках)

Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича? (лягушка)

Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт. (метла)

Что потеряла Золушка? (туфельку)

Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)

Герой сказки, путешествующий на печи. (Емеля)

Кто смастерил Буратино? (Папа Карла)

Кем стал гадкий утёнок? (Лебедя)

Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)

Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик. (Тортила)

Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестрич ка и Серый Волк»? (хвостом)

В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её? (Кот в сапогах)

Подруга семи гномов? (Белоснежка)

​
Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше. (Карлсон)

(звучит песенка Чебурашки)

Молодцы! Ребята, вы все сегодня отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Вы отлично знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. А в заключение мне хочется сказать: «Ребята, читайте сказки, они помогут вам в жизни.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

Задания к теме «Русские народные сказки» («Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка») (5 класс)

Задание
№ 1:
заполните
таблицу, расположив цитаты из сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» в
верной последовательности:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

(А) «Разнеслась
вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их
землю напасть…». (Б) «Вдруг… выезжает чудо-юдо о шести головах». (В) «В
некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха…». (Г)
«Пустили кузнецы братьев, сами за ними кузницу закрыли…». (Д) «Лежит
на печке старая старуха да охает». (Е) «Взяли братья мечи булатные,
взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали». (Ж) «А
Иван — крестьянский сын… приловчился и отсек чуду-юду огненный палец». (З) «Вдруг
… выезжает чудо-юдо девятиголовое». (И) «Смотрят — лежит на поле ковер
мягкий, а на нем подушки пуховые». (К) «В первую ночь отправился в дозор
старший брат». (Л) «Смотрят братья – стоит колодец, а в колодце
серебряный ковшик плавает». (М) «Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое».
(Н)
«А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой…». (О) «Подъезжают
к самой реке Смородине, к калинову мосту». (П) «Привел Иван братьев под
калиновый мост, показал им чудо-юдовы головы». (Р) «Долго ли, коротко ли
ехали – увидели яблоньку». (С) «Тут Иван… поднял змеиху да со всего
размаху ударил ее о сырую землю». (Т) «На другую ночь отправился в дозор
средний брат». (У) «…летит за ними сама старая змеиха». (Ф) «…
пойду к реке Смородине платок искать – обронил там».

Ключ:

Буква-соответствие

Цитата

1

В

«В
некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха…».

2

А

«Разнеслась
вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на
их землю напасть…».

3

Е

«Взяли
братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и
поехали».

4

Д

«Лежит на
печке старая старуха да охает».

5

О

«Подъезжают
к самой реке Смородине, к калинову мосту».

6

К

«В первую
ночь отправился в дозор старший брат».

7

Б

«Вдруг…
выезжает чудо-юдо о шести головах».

8

Т

«На другую
ночь отправился в дозор средний брат».

9

З

«Вдруг …
выезжает чудо-юдо девятиголовое».

10

П

«Привел
Иван братьев под калиновый мост, показал им чудо-юдовы головы».

11

М

«Выезжает
чудо-юдо двенадцатиголовое».

12

Ж

«А Иван —
крестьянский сын… приловчился и отсек чуду-юду огненный палец».

13

Ф

«… пойду к
реке Смородине платок искать – обронил там».

14

Л

«Смотрят
братья – стоит колодец, а в колодце серебряный ковшик плавает».

15

Р

«Долго ли,
коротко ли ехали – увидели яблоньку».

16

И

«Смотрят —
лежит на поле ковер мягкий, а на нем подушки пуховые».

17

У

«…летит за
ними сама старая змеиха».

18

Г

«Пустили
кузнецы братьев, сами за ними кузницу закрыли…».

19

С

«Тут Иван…
поднял змеиху да со всего размаху ударил ее о сырую землю».

20

Н

«А Иван –
крестьянский сын с братьями вернулся домой…».

Задание
№ 2:
расположите
пункты плана русской народной сказки «Царевна-лягушка» в верной последовательности:

(1) Встреча Ивана-царевича с
медведем, селезнем, зайцем, щукой. (2) Иван-царевич и «старый старичок».
(3) Иван-царевич и Баба Яга. (4) Сватовство царевичей. (5)
Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковер за одну ночь, приехать на
пир). (6) Спасение Василисы Премудрой.

Ключ:

4, 5, 2, 1,
3, 6.

(4) Сватовство царевичей.

(5) Приказы царя (испечь
каравай хлеба, выткать ковер за одну ночь, приехать на пир).

(2) Иван-царевич и «старый
старичок».

(1) Встреча Ивана-царевича с
медведем, селезнем, зайцем, щукой.

(3) Иван-царевич и Баба Яга.

(6) Спасение Василисы
Премудрой.

Задания к теме «Русские народные сказки» («Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка») (5 класс)

Задание
№ 1:
заполните
таблицу, расположив цитаты из сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» в
верной последовательности:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

(А) «Разнеслась
вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их
землю напасть…». (Б) «Вдруг… выезжает чудо-юдо о шести головах». (В) «В
некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха…». (Г)
«Пустили кузнецы братьев, сами за ними кузницу закрыли…». (Д) «Лежит
на печке старая старуха да охает». (Е) «Взяли братья мечи булатные,
взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали». (Ж) «А
Иван — крестьянский сын… приловчился и отсек чуду-юду огненный палец». (З) «Вдруг
… выезжает чудо-юдо девятиголовое». (И) «Смотрят — лежит на поле ковер
мягкий, а на нем подушки пуховые». (К) «В первую ночь отправился в дозор
старший брат». (Л) «Смотрят братья – стоит колодец, а в колодце
серебряный ковшик плавает». (М) «Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое».
(Н)
«А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой…». (О) «Подъезжают
к самой реке Смородине, к калинову мосту». (П) «Привел Иван братьев под
калиновый мост, показал им чудо-юдовы головы». (Р) «Долго ли, коротко ли
ехали – увидели яблоньку». (С) «Тут Иван… поднял змеиху да со всего
размаху ударил ее о сырую землю». (Т) «На другую ночь отправился в дозор
средний брат». (У) «…летит за ними сама старая змеиха». (Ф) «…
пойду к реке Смородине платок искать – обронил там».

Задание
№ 2:
расположите
пункты плана русской народной сказки «Царевна-лягушка» в верной последовательности:

(1) Встреча Ивана-царевича с
медведем, селезнем, зайцем, щукой. (2) Иван-царевич и «старый старичок».
(3) Иван-царевич и Баба Яга. (4) Сватовство царевичей. (5)
Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковер за одну ночь, приехать на
пир). (6) Спасение Василисы Премудрой.

  • Цитаты из сказок для детей для конкурса с ответами
  • Цитаты из сказки по щучьему велению
  • Цитаты из рассказа улыбка брэдбери
  • Цитаты из сказки дикий помещик
  • Цитаты из рассказа обломов