Цитаты из школьных сочинений смешные по литературе

Автор: самый зелный 03.03.2021 многомудрый литрекон знает, что готовиться к итоговому сочинению тяжело, ведь впереди маячит финальный босс

Автор:
Самый Зелёный
·

Многомудрый Литрекон знает, что готовиться к итоговому сочинению тяжело, ведь впереди маячит финальный босс — ЕГЭ. При таком набитом доверху графике никто не может сосредоточиться на литературе, особенно если этот предмет не входит в список выбранных экзаменов. Поэтому Литрекон рекомендует Вам взять за основу короткие рассказы для итогового сочинения 2020-2021 года. Это прекрасный материал для аргументов. Его можно освоить за считанные дни до ИС. Приятного просвещения!

«Забвению не подлежит»

Короткие рассказы о войне для итогового сочинения выручат каждого выпускника, ведь в программе не так много «маленьких» произведений на эту тему.

Название книги О чем?
«Память», Юрий Яковлев Девочка рассказывает учительнице о подвиге юной партизанки, и они вместе погружаются в историю.
«Девочки с Васильевского острова», Юрий Яковлев Юная героиня после войны «подружилась» с Таней Савичевой, читая ее дневник о блокаде. Теперь она помогает людям строить памятник.
«В старом танке», Владимир Железников Мужчина и мальчик залезают в танк, ставший памятником в центре города. Герой рассказывает ребенку о своем пропавшем отце и о геройском подвиге неизвестного танкиста. Мальчик хочет разыскать пропавшего без вести отца героя.
«Как мы искали партизан», Елена Пономаренко  Дети в оккупации ищут отряд партизан, голодают, но в финале встречают добрую учительницу, и она помогает им найти отряд.
«Учитель истории», Юрий Яковлев Дети до сих помнят историю об учителе, который принял смерть добровольно вместе со своими учениками. Теперь наряду с танкистом и разведчиком в их игре есть учитель истории.

Но не только война попадается в рамках направления «Забвению не подлежит». Еще более непонятными темами являются вечная актуальность и сохранение памятников искусства. Тут пригодятся не только рассказы, но и поэмы (и даже небольшие повести). Ссылки укажут путь до краткого содержания.

Название книги  О чем?
«Бахчисарайский фонтан», А.С. Пушкин Автор восславляет фонтан хана и рассказывает историю произведения. Вот так фонтан донес историю любви и ревности до наших дней.
«Медный всадник», А.С. Пушкин Искусство увековечило образ Петра и отразило его характер. Оно до сих пор сохранилось и является одним из главных достоинств культурной столицы.
«Пушкину», С.А. Есенин Автор обращается к памятнику Пушкина на Тверском бульваре. Это произведение вдохновило его на новый виток творчества.
«Корзина с еловыми шишками», К.Г. Паустовский Композитор встретил маленькую девочку и посвятил ей мелодию. Она узнала об этом через много лет, и ее душа наполнилась ликованием и жаждой жизни.
«Портрет», Н.В. Гоголь Настоящее искусство не стареет, потому что всегда производит неизгладимое впечатление на человека, как портрет ростовщика из книги.
«Чучело», В.К. Железников Герой всю жизнь потратил на сбор коллекции картин своего прадеда. Он многим пожертвовал, чтобы собрать полотна. Но в финале он отдал их городу и обогатил его уникальным музеем.

Вот еще короткие рассказы о том, что не подлежит забвению:

  1. «Уроки французского», В. Распутин. Автор вспоминает о своей учительнице, которая спасла его от голода в трудные времена. Ее поступок нельзя забыть, ведь героиня совершила нравственный подвиг.
  2. «Болото», Е. Пономаренко. Маленький мальчик чудом выжил после того, как фашисты убили его семью. Он шел к партизанам через болото. Весь путь он прошел только благодаря тому, что помнил советы деда о том, как пройти через трясину.
  3. «Моцарт и Сальери», А.С. Пушкин. Несмотря на то, что Сальери убил Моцарта, в памяти людей остался настоящий талант, перед которым меркнет всякое злодейство.
  4. «Светка», Е. Пономаренко. Героиня вспоминает, как они спаслись от немцев, которые хотели брать у детей кровь для раненых. Ей помогла сбежать подруга, а потом их приютила у себя бабушка Стася. Такое преступление против человечества нельзя забыть.
  5. «Оккупация», Е. Пономаренко. Предатель из русских стал полицаем и был опаснее для родного села, чем оккупанты. Он хотел отправить детей в Германию на работы, но его и других полицаев остановили партизаны. Преступление предателей нельзя забыть, это вечное бесчестье.
  6. «Кортик прапорщика», Н. Бадеев. Сын героя передал в музей кортик своего легендарного отца, который не покинул боевой пост, несмотря на опасность для жизни. Он внес огромный вклад в оборону Ленинграда.
  7. «Корабль из легенды». Рассказ о пушке, которая помогла нашим предкам защитить Родину. Теперь ее место в музее, ведь потомки должны помнить о жертвах, принесенных людьми прошлого ради будущего.

Если этого материала Вам мало, напишите в комментариях, мы добавим необходимое в сжатые сроки.

«Разговор с собой»

В этом году направления итогового сочинения донельзя абстрактны, поэтому для удобства разобьем небольшие рассказы на популярные тематические направления. Ссылки ведут на краткие содержания (для наиболее нетерпеливых читателей).

Вот короткие произведения о призвании и любви к своему делу:

Название книги О чем?
«В прекрасном и яростном мире», А. Платонов Главный герой — талантливый машинист. Он настолько погружен в свою сферу деятельности, что запомнил свой маршрут наизусть и воспроизвел его по памяти, когда потерял зрение.
«Песчаная учительница», А. Платонов Главная героиня стала учительницей в занесенном песком селе, но ее наука оказалась никому не нужной, ведь жители прозябали в нищете из-за стихии. Она приручила пески и помогла беднякам бороться с песком. В финале она уезжает в новую деревню с такими же проблемами.
«Сигнал», В.М. Гаршин Два героя спорят о том, как добиться справедливости. Один предпочитает смирение и честный труд, а другой — идеологическую борьбу. В итоге второй отчаивается и ломает рельсы, чтобы поезд сошел, и власти услышали его жалобы. А первый жертвует собой, чтобы спасти состав и выполнить свой долг.

Вот смысл жизни и его поиски:

  1. «Дары волхвов», О. Генри. Джим и его супруга покупают друг другу подарки, жертвуя самым дорогим, что у них есть. Герои живут ради любви, и этот выбор дарует им неземное счастье.
  2. «Душечка», А.П. Чехов. Героиня перенимает взгляды и смысл жизни своего супруга, и так брак за браком. У нее нет ничего своего, поэтому в финале она чувствует себя опустошенной.
  3. «Дом с мезонином», А.П. Чехов. Художник спорит с гражданской активисткой о смысле бытия. Она выступает за то, что человек должен жить, чтобы приносить обществу конкретную пользу. Он же является индивидуалистом и стремится к красоте и личностному росту.
  4. «Старик и море», Э. Хемингуэй. Герой борется со стихией и старостью, отправляясь на рискованную рыбалку. Он доказывает, что смысл жизни — в борьбе против обстоятельств и победе над своей слабостью.
  5. «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Герой пытается поймать огромного осетра, но едва не погибает и переосмысливает свою жизнь, приходя к выводу, что нагрешил, и судьба наказывает его. Он понял, что эгоистичное существование ради наживы и потребительское отношение к природе — это очень плохо. Важнее всего человеческие отношения и нравственный выбор.

Вот еще интересные произведения к сокращении, направленные на раскрытие наиболее актуальных тем:

Название книги Для каких тем?
«Айвенго», Вальтер Скотт Толерантность

Отношения отца и сына, конфликт разных поколений

Перемены в обществе

Вред консерватизма

Польза традиций и культурных памятников

«Робинзон Крузо», Даниэль Дефо Человек вне общества

Саморазвитие

Жизнь с целью

Влияние религии и созидания на личность

Толерантность

«Кукла», Е. Носов Ценность прошлого

Уроки войны

Совесть

«Очарованный странник», Н.С. Лесков Поиск смысла жизни

Самосовершенствование

Влияние перемен

«Кавказский пленник», Л.Н. Толстой Что способствует развитию человека?

Влияние прошлого на будущее

Отношения в семье

Влияние среды на внутренний мир

Внутренний мир — одна из самых ходовых тем этого года. Короткие рассказы для итогового сочинения могут ее раскрыть, так что ловите список.

Название Темы
«Дама с собачкой» Любовь помогает в познании себя

Контраст внутреннего мира и внешнего

Трудно быть собой

«Хамелеон» Влияние обстоятельств на сущность человека

Ложь перед самим собой

«Человек в футляре» Замкнутость в себе

Страхи, подавляющие личность

Зависимость внутреннего мира от внешнего

«Душечка» Что формирует наш внутренний мир?
Влияет ли окружение на наше мировоззрение?Какие чувства влияют на состояние души?
«Тоска» Проблема одиночества

Как пережить горе?

Что мешает человеку быть счастливым?

Если нужно раскрыть еще какие-то важные темы и подобрать для них короткие рассказы для итогового сочинения, пишите в комментариях. Мы оперативно добавим новую информацию! 

«Время перемен»

«Маленькие» рассказы для итогового сочинения есть и по направлению «Время перемен». Вот самые короткие и универсальные:

  1. «Конь с розовой гривой», В. Распутин. Мальчик меняется к лучшему под воздействием жизненного опыта.
  2. «Холодная осень», И. Бунин. Эпоха перемен слишком быстро меняет условия жизни, и многие люди оказываются за бортом истории.
  3. «Шинель», Н. Гоголь. Новая верхняя одежда делает героя счастливее и меняет его отношение к себе. Чтобы изменить жизнь, нужно начать с самооценки.
  4. «Тапер», А. Куприн. Под лежачий камень вода не течет: если бы Юра не работал по ночам на праздниках и не учился мастерству пианиста, он никогда не познакомился бы с нужными людьми и не стал бы знаменитым композитором. Человек может изменить свою судьбу.
  5. «Беда», М. Зощенко. Что мешает человеку измениться к лучшему? В том числе и вредные привычки.
  6. «Срезал», В. Шукшин. Люди, которые ничего не хотят менять в своей жизни и сидят на одном месте, всегда будут не удовлетворены своим положением. Пример тому — Глеб, который завидовал всем, кто уехал из деревни в город.
  7. «Левша», Н. Лесков. Герой обосновал необходимость перемен в армии, но его никто не услышал. В результате Россия получила значительное отставание в сфере вооружения. Увы, один человек не может изменить мир.
  8. «Дикий помещик», М. Салтыков-Щедрин. Не все изменения идут на пользу людям. Вот барин избавился от крепостных, но в итоге одичал и деградировал, ведь без них не мог даже чулок натянуть.
  9. «Муму», И. Тургенев. Герой переехал на новое место службы, но изменения принесли ему лишь страдания, и он вернулся обратно в деревню. Не все перемены ведут к положительным результатам.
  10. «Мцыри», М. Лермонтов. Герой пытался изменить свою судьбу, но тщетно, все предопределено.

О переменах в себе или вокруг себя писали многие авторы, но не так кратко, как хотелось бы. Но хорошо, что есть подробные краткие содержания, которые по размеру не превышают рассказы. Ссылки в таблице. Вот интересные варианты по направлению «Время перемен»:

Название книги Темы
«Белая гвардия» Революция

Разочарование в переменах

Последствия перемен

«Собачье сердце» Последствия революции

Как трудно даются изменения

Как изменить страну?

Может ли человек изменить мир?

«Ася» Боязнь перемен

Стоит ли бояться перемен?

Зона комфорта

Как Вы знаете, аргументация для итогового сочинения может быть намного шире, чем мы думаем. Не только книги из школьной программы достойны занять свое место в экзаменационной работе. Можно использовать даже статьи из журналов и блогов, было бы желание и умение применить этот материал. Это не сложнее, чем писать сотой сочинение по «Войне и миру». Здесь Вы найдете подборку статеек о переменах в себе и обществе, а также о других важных проблемах этого года.

«Я и другие»

Почему люди друг друга не понимают и как это исправить? Об этом будут многие сочинения по направлению «Я и другие». А вот и короткие произведения на эту тему. Ссылки указывают на краткие содержания.

Название книги О чем?
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Маленький рассказчик рисовал странные рисунки, и взрослые сказали ему, что у него нет таланта. Он поверил, но зря, ведь оказалось, что он просто имел уникальный внутренний мир художника, недоступный обычным взрослым. А ведь родителям нужно было проявить всего лишь немного креатива, чтобы понять своего сына…
«Пересолил», А.П. Чехов Землемер очень боялся ехать с незнакомым возницей через лес ночью, поэтому он приврал о себе, что он, мол, бандит. Но Клим испугался и убежал в лес, оставив землемера в расстроенных чувствах. Недопонимание было следствием страха и недоверия.
«Кошка под дождем», Эрнест Хемингуэй  Он читает газету и не обращает внимания на Нее. Она же вышла на улицу и увидела кошку под дождем. Ее первый порыв — взять животное под уютный кров, но Он остался безразличен и к этому. Их разделяют разные жизненные ценности: ей хочется уюта и семьи, а ему — свободы.
«Челкаш», М. Горький Вор, живущий в городе, и крестьянин из деревни не могут понять друг друга из-за ментальных противоречий и разных жизненных ориентиров.
«Попрыгунья», А.П. Чехов Она — яркая представительница богемы, он — скромный врач. Разумеется, она его недооценивает и всячески принижает, а он ее любит, но не может дать то, что она хочет. Герои не могут найти общего языка, потому что они из разных миров.

А может ли человек обойтись без общества? Вопрос на века. И он очень часто попадался на пробниках этого года. Так что вот короткие рассказы для подготовки к итоговому сочинению, посвященные роли коллектива в жизни личности:

  1. «Пари», А.П. Чехов. Человек уходит из общества на 15 лет и утрачивает человеческий облик.
  2. «Старуха Изергиль», М. Горький. Ларра получает изгнание в наказание и не может вынести этой ноши. В итоге он сам пожелал умереть.
  3. «Ионыч», А.П. Чехов. Несмотря на свое презрение к обществу, Старцев не может покинуть его и абстрагироваться.
  4. «Человек в футляре». Пытаясь жить вне общества человек не развивается, а деградирует.
  5. «Премудрый пискарь», М. Е. Салтыков-Щедрин. Герой всю жизнь держался в стороне от других, потому что боялся, но в итоге попросту растратил все годы на прозябание в темной дыре своего одиночества.

О дружбе, любви, общении нам повествуют вот эти небольшие рассказы для итогового сочинения:

  1. «О любви», А. П. Чехов.
  2. «Тихое утро», Ю.П. Казаков.
  3. «Юшка», А. Платонов.
  4. «Макар Чудра», М. Горький.
  5. «Барышня-крестьянка», А. С. Пушкин.

Чего-то не хватает? Литрекон дополнит список коротких рассказов для итогового сочинения, но напишите ему в комментариях, что лучше добавить?

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Это самое непопулярное направление, на котором многие поставили крест из-за того, что для некоторых тем нужно привлекать прямо совсем-совсем новую литературу. А как быть, если даже современные авторы пишут о прошлом? Правильно, выбирать другое направление! Так что здесь ограничимся кратким списком рассказов, которые более или менее современны.

  1. «Конец блицкрига», С. Алексеев. Современный автор с гордостью пишет о том, как советская армия остановила нацистов. Это говорит о преемственности поколений.
  2. «Шесть спичек», А. и Б. Стругацкие. Ради прогресса ученый жертвует собой и получает серьезную травму. Авторы говорят о том, что самое ценное в мире — это человек, поэтому им жертвовать нельзя.
  3. «Спонтанный рефлекс», А. и Б. Стругацкие. Урм — универсальная рабочая машина. Он имеет исключительные интеллектуальные и физические возможности, это первый в мире искусственный интеллект. Но люди не могут предугадать то, что появилось в машине от людей — спонтанный рефлекс. Это говорит о неоднозначности научного прогресса.
  4. «Улыбка», Рэй Брэдбери. Люди будущего разрушают достижения прошлого, чтобы отомстить предкам за их недальновидность и свои несчастья. Вот так разрушение преемственности поколений ведет к деградации.
  5. «Замечательный костюм цвета сливочного мороженого», Рэй Брэдбери. Герои купили дорогой костюм и носили его по очереди, чтобы стать более успешными. Но оказалось, что новая одежда не способствует исполнению мечты. Важен не статус, а масштаб личности.

Чтобы привести пример, касающийся именно нашего поколения, используйте короткие статьи из СМИ:

А вот и блок статей про отношения нашего поколения с окружающим миром:

Многомудрый Литрекон желает Вам удачи на экзамене!

Метки: 11 класситоговое сочинениекороткие рассказынебольшие рассказы

Читайте также:

                Ìîè ó÷èòåëÿ ðóññêîãî ÿçûêà è ëèòåðàòóðû

     ß áûë óñëîâíî çà÷èñëåí â 1-ûé êëàññ ñåìèëåòíåé øêîëû ïîñåëêà Ñóõîáåçâîäíîå â 1953 ã., ôîðìàëüíî ìíå áûëî 6 ëåò (ðîäèëñÿ 20 ñåíòÿáðÿ 1946  ã.),  èìåë  íåáîëüøîé ðîñò, íî   ìîã ñâîáîäíî áåãëî ÷èòàòü  è ïèñàòü ïå÷àòíûìè áóêâàìè.  ïðåäåëàõ ñîòíè âëàäåë àðèôìåòèêîé. Ñïîñîáñòâîâàë ýòîìó ìîé ñòàðøèé áðàò Èãîðü, ó÷èâøèéñÿ â ñòàðøèõ êëàññàõ ñðåäíåé øêîëû. Îí ìèìîõîäîì äàâàë  íà ìîè âîïðîñû – îòâåòû, è ÿ ëåãêî  èõ óñâàèâàë.  Ýòî áûëî îòêðîâåíèåì äëÿ îòöà è åãî çíàêîìûõ. Îòåö ñòàë ïèñàòü  ïå÷àòíûìè áóêâàìè òåêñòû ìîèõ  âûñòóïëåíèé íà ìèòèíãàõ ïîñåëêà îò èìåíè è ïî ïîðó÷åíèþ äåòåé ìëàäøåãî, ñðåäíåãî çàòåì ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà âî ñëàâó òîâàðèùà Ñòàëèíà. ß ëåãêî çàó÷èâàë èõ è ãîâîðèë íàèçóñòü. Ïîñëåäíåå ìîå âûñòóïëåíèå ñîñòîÿëîñü íà îêòÿáðüñêèõ ïðàçäíèêàõ â ïåðâîì êëàññå îò èìåíè è ïî ïîðó÷åíèþ äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.
     Ïåðâîé ó÷èòåëüíèöåé áûëà ßáëîíñêàÿ Ïàâëà Ñòåïàíîâíà – æåíà ñàìîãî ïåðâîãî äèðåêòîðà øêîëû, äèðåêòîðîì êîòîðîé â òî âðåìÿ áûë Ç.Å. Âåðøèíèí. Îíà ó÷èëà ÷èñòîïèñàíèþ è ôîðìèðîâàëà  ðàçáîð÷èâûé ïî÷åðê, à òàêæå ó÷èëà ÷òåíèþ ñëîâ ïî ñëîãàì. Îòåö êóïèë ìíå ôèëüìîñêîï è ìíîãî äèàôèëüìîâ (íå äåòñêèõ, äðóãèõ ïðîñòî íå áûëî â ïðîäàæå).
    Âíå øêîëû ÿ  ÷èòàë â êàäðàõ  òåêñòû: «Ãîðå îò óìà» Ãðèáîåäîâà., òðèëîãèè Ì. Ãîðüêîãî  «Äåòñòâî», «Â ëþäÿõ», «Ìîè óíèâåðñèòåòû» è äð. Ãëàâíîå â íà÷àëüíîé øêîëå ÿ íàó÷èëñÿ áûñòðî è ðàçáîð÷èâî ïèñàòü. Ýòî òàê ïðèãîäèëîñü â áóäóùåì. Ïàâëà Ñòåïàíîâíà ïðèâèâàëà äðóæåëþáíîå âçàèìîîòíîøåíèå äåòåé êëàññà. È ìû äðóæèëè è íåïðèíóæäåííî ïî÷òè ñîáëþäàëè äèñöèïëèíó øêîëû
     Ñ ïÿòîãî êëàññà íàøåé ðóêîâîäèòåëüíèöåé ñòàëà ó÷èòåëüíèöà ðóññêîãî ÿçûêà è ëèòåðàòóðû Áåëîâà Çîÿ Ìèõàéëîâíà. Ãëàâíîå – îíà ïðèâèâàëà íàì ïðàâèëà ãðàììàòèêè. Ìû èõ ïîâåðÿëè äèêòàíòàìè, èçëîæåíèÿìè ïðî÷èòàííîãî òåêñòà, à, ñàìîå èíòåðåñíîå, ñàìè ïðèäóìûâàëè è ïèñàëè  åãî îêîí÷àíèå.
     Íàïðèìåð, ñûí âûøåë íà áåðåã âñòðå÷àòü ñâîåãî îòöà, êîòîðûé ðûáà÷èë íà ëîäêå. Ðàçðàçèëñÿ øòîðì, ñûí óêðûëñÿ â ðûáàöêîé õèæèíå, äîëãî æäàë è çàñíóë. ×òî áûëî ïîòîì? Íàì ïðåäëàãàëîñü ñî÷èíèòü.  ß ïðèäóìàë, ÷òî îòåö ïîáåäèë øòîðì è âåðíóëñÿ.  Âçÿë ñûíà íà ðóêè è óíåñ åãî ñïÿùåãî èç õèæèíû äîìîé. Êîãäà ñûí ïðîñíóëñÿ, îíè ðàäîñòíî îáíÿëèñü. Ìîé ñîñåä ïî ïàðòå Ëåíÿ Ðóìÿíöåâ ïðèäóìàë ãðóñòíîå îêîí÷àíèå. Íå ñïàâøèé âî âðåìÿ øòîðìà ñûí âèäåë, êàê âîëíû âûáðîñèëè íà áåðåã îáëîìêè ëîäêè, à îòöà íà íèõ íå áûëî.  Ñûí ïîíÿë, ÷òî îòåö ïîãèá, è çàïëàêàë.
      õóäîæåñòâåííîé ñàìîäåÿòåëüíîñòè ãîòîâèëè ïîñòàíîâêè ïî ðàññêàçàì ×åõîâà À.Ï., íàïðèìåð «Çëîóìûøëåííèê». Ìóæèêà ñ þìîðîì èçîáðàæàë Âîâà Ñèðîòêèí, à ÿ íà ïîëíîì ñåðüåçå èãðàë ñëåäîâàòåëÿ. Çðèòåëè àïëîäèðîâàëè.
     Íà ýêçàìåíå ïî ðóññêîìó ÿçûêó ìíå äîñòàëîñü ïðàâîïèñàíèå ÷àñòèöû «áû» ñ ïðåäëîãîì «÷òî»  ðàçäåëüíî è âìåñòå. ß  ñðàçó ïðèäóìàë ïðèìåð – «×òî áû ìîãëè ïîäóìàòü ïåäàãîãè îáî ìíå ïëîõîãî? Âåäü ÿ ïðèøåë â øêîëó, ÷òîáû ó÷èòüñÿ». È çàêîí÷èë ñåìèëåòêó íà îäíè ïÿòåðêè ñ ïîõâàëüíîé  ãðàìîòîé (ñåäüìîé).
      ñðåäíåé øêîëå ó÷èòåëåì ëèòåðàòóðû áûëà Ïåðøèíà Ëèëèàíà Ïàâëîâíà. Îíà óñïåøíî ïðîäîëæèëà ó÷åíüå Çîè Ìèõàéëîâíû. Ïåðâûé íàø êîíòàêò áûë ñïîðíûì ïî ïîâåäåíèþ. Íà óðîêå ôèçêóëüòóðû ÿ òðàâìèðîâàë óêàçàòåëüíûé ïàëåö ïðàâîé ðóêè, è îí áûë òîëñòî çàáèíòîâàí. Ïîýòîìó, ñîñëàâøèñü íà  ýòî, ÿ  îòêàçàëñÿ ïèñàòü ñî÷èíåíèå. Ëèëèàíà Ïàâëîâíà íàñòîÿëà, ÷òîáû ÿ ïèñàë, ïóñòü ñ òðóäîì è íå ðàçáîð÷èâî, íî îíà ñóòü  ìîåãî ñî÷èíåíèÿ ïîéìåò. ß íàïèñàë, è ïîëó÷èë ïÿòåðêó ïî ëèòåðàòóðå.  Ëèëèàíà Ïàâëîâíà èñêðåííå ìåíÿ ïîõâàëèëà, è ÿ ïîëó÷èë è çàïîìíèë ýòîò  óðîê íà âñþ æèçíü.
      ëèòåðàòóðå ìû èçó÷àëè êëàññèêó è ïèñàëè ñî÷èíåíèÿ. Ëèëèàíà Ïàâëîâíà ó÷èëà,   ÷òîáû  ìû  ñòàðàëèñü ïîíÿòü è âûðàçèòü ñìûñë ïðîèçâåäåíèé. Òàê, ÿ ïèñàë ñî÷èíåíèÿ î ïðîòèâîðå÷èâîñòè îáðàçîâ  ðåâîëþöèîíåðà íèãèëèñòà  Áàçàðîâà â ïîâåñòè Òóðãåíåâà  «Îòöû è äåòè», âîåíà÷àëüíèêà ôåëüäìàðøàëà Êóòóçîâà  â ðîìàíå  Òîëñòîãî « Âîéíà è ìèð». Íà óðîêàõ Ëèëèàíà Ïàâëîâíà ïåëà àðèè èç îïåðû ×àéêîâñêîãî «Åâãåíèé Îíåãèí», èñïîëíÿëà âìåñòå ñî ìíîé áåñåäó Åêàòåðèíû ñ Áîðèñîì èç ïüåñû Îñòðîâñêîãî «Ãðîçà». Îòìå÷àëà äèêöèþ îäíîêëàññíèêà Âëàäèìèðà ×àïûãèíà.
     Òåìó ñî÷èíåíèÿ íà âûïóñêíîì ýêçàìåíå ÿ âûáðàë ñàìóþ ñëîæíóþ «Îáðàçû êîììóíèñòîâ â ñîâåòñêîé ëèòåðàòóðå». Ðàñêðûâàë îáðàçû Ïàâëà Âëàñîâà (Ì.Ãîðüêèé «Ìàòü»), Ñåìåíà Äàâûäîâà, Ìàêàðà Íàãóëüíîâà, Àíäðåÿ Ðàçìåòíîâà (Ì.Øîëîõîâ «Ïîäíÿòàÿ öåëèíà»), Êîìèññàðà (Á.Ïîëåâîé «Ïîâåñòü î íàñòîÿùåì ÷åëîâåêå»). Ðàçðåøàëîñü ïîëüçîâàòüñÿ ïåðâîèñòî÷íèêàìè äëÿ íàïèñàíèÿ öèòàò èç íèõ.  ÷èñòîâèêå ÿ èñïèñàë äâå òåòðàäè, è ñ òðóäîì  èõ ñäàë ïî îêîí÷àíèè âðåìåíè ïðîâåäåíèÿ  ýêçàìåíà. Äîïóñòèë îøèáêè – îïèñêè â öèòàòàõ ïåðâîèñòî÷íèêîâ. Ðåøàþùåé áûëà îïèñêà â ñëîâå «áàððèêàäà»,  åãî íàïèñàë ñ îäíîé áóêâîé  «ð».
 èòîãå ïîëó÷èë ïÿòåðêó ïî ëèòåðàòóðå è òðîéêó ïî ðóññêîìó ÿçûêó. Íî Ëèëèàíà Ïàâëîâíà íàñòîÿëà íà ãîäîâîé òâåðäîé ÷åòâåðêå. È ÿ ñòàë ñåðåáðÿíûì ìåäàëèñòîì!
      Ïîëó÷åííûå çíàíèÿ â øêîëàõ ó íàçâàííûõ ó÷èòåëåé ïðèãîäèëèñü â äàëüíåéøåé ìîåé æèçíè. ß ìîã ïèñàòü íàó÷íûå ñòàòüè, êóðñû  ëåêöèè,  ñïåöêóðñû äëÿ ñòóäåíòîâ  ñ ïîíÿòíûì, òî÷íûì ñìûñëîì. ×èñòîâèêè ìîæíî áûëî ÷èòàòü â ðóêîïèñè, à íå â ìàøèíîïèñè. Ïå÷àòàë ïîòîì. È äàæå íåìíîãî ñî÷èíÿë  ñòèõîòâîðåíèÿ è ïðîçó.
     Ãðàìîòíîñòü ïî ðóññêîìó ÿçûêó è ëèòåðàòóðå äàëè ìíå Ó÷èòåëÿ øêîë ïîñåëêà Ñóõîáåçâîäíîå. Îíè âîñïèòàëè íàâûêè ïîâåäåíèÿ ñðåäè  äðóçåé è ëþäåé.

© Copyright: Èâàí Êóðî÷êèí, 2021
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹221061100651

Ðåöåíçèè

Ñïàñèáî, Àëåêñàíäð, Ñâîþ êîíöîâêó «Îíè âîñïèòàëè íàâûêè ïîâåäåíèÿ ñðåäè äðóçåé è ëþäåé» õî÷ó ïðîäîëæèòü â äðóãîé ïðîçå.

Èâàí Êóðî÷êèí   06.09.2021 09:32   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

  • Анекдоты - Вовочка, почему ты не сделал уроки?

    Анекдоты — Вовочка, почему ты не сделал уроки?

    Вовочка, задумавшись, сидит на уроке. Учительница спрашивает: – Что с тобой, Вовочка? Какая проблема тебя волнует? – Да вот беда: мама вчера с курорта приехала и триппер привезла. Сперва подарила его отцу, а затем двум соседям. И теперь все ссорятся между собой. А я не пойму – почему? То ли мама мало привезла, то ли плохо разделила… * * * – Вовочка, почему ты не сделал уроки? – спрашивает учительница.…

  • Анекдоты про Вовочку - Училка задает Вовочке вопрос

    Анекдоты про Вовочку — Училка задает Вовочке вопрос

    – Але, доктор? Приезжайте скорей! Наш Вовочка живую мышь проглотил! – Сейчас еду. Пока глотку ему пошире раскройте и подержите кусок сыра. Может, она сама выйдет. Приезжает доктор, видит – перед Вовочкиной глоткой трясут килькой. – Вы что делаете? Я вам что сказал? Сыр надо держать. – Да мы теперь уже кошку выманиваем…   *********** Фермер принимает роды у коровы, когда замечает, что его 4-летний сын Вовочка наблюдает за этим…

  • Ты где научился так ругаться, Вова? - Анекдоты

    Ты где научился так ругаться, Вова? — Анекдоты

    На уроке: — Дети, кто знает народные пословицы о доброте? Петя: — Ласковый теленок у двух маток сосет. Вовочка: — Значит, ласковая девка… — Все-все, Вовочка, садись! • • • — Ты где научился так ругаться, Вова? — Этому нельзя научиться, это дар природы! • • • — Дети, кто как понимает пословицу «Глаза боятся, а руки делают»? Встает Танечка: — Вот нам вчера задали много…

  • Вовочка, опять дурью маешься?! - Анекдоты

    Вовочка, опять дурью маешься?! — Анекдоты

    Урок. Марья Ивановна кричит на Вовочку: — Вовочка, опять дурью маешься?! — Не, Марья Иванна, я завязал. • • • Заходит Вовочка в класс, разваливается на учительском стуле, кладет ноги на стол и закуривает сигару. Заходит в класс учительница: — Вовочка! Ты что себе позволяешь?! — Марьиванна, иди в жопу. — Ты как со мной разговариваешь?! Я сейчас к директору пойду. — Вали к своему директору.…

  • — Дети, почему аисты улетают на зиму в Африку? - Анекдоты

    — Дети, почему аисты улетают на зиму в Африку? — Анекдоты

    Учитель в школе: — Дети, почему аисты улетают на зиму в Африку? Вовочка: — Потому что негры тоже хотят иметь детей! • • • Учительница спрашивает у учеников, кем они собираются стать, когда вырастут. Петенька: — Я буду врачом. Коленька: — Я буду космонавтом. Машенька: — Я буду мамой. Вовочка: — Я помогу Машеньке стать мамой. • • • Урок в школе, тема урока «Игровые задачи…

  • Вовочка, как твоя фамилия? - Анекдоты

    Вовочка, как твоя фамилия? — Анекдоты

    Заходит Вовочка в игрушечный магазин и спрашивает у продавца: — Скажите пожалуйста, сколько стоит тот тигр? — Пятьсот рублей. Вовочка достает из кармана пятьсот игрушечных рублей: — Тогда дайте мне его, пожалуйста. — Мальчик, эти деньги игрушечные! — Но тигр тоже игрушечный! • • • Приходит Вовочка со школы и говорит папе: — Пап, я опять стекло в школе разбил. — Бля, у вас не школа,…

  • Почему ты получил два по биологии? - Анекдоты

    Почему ты получил два по биологии? — Анекдоты

    Стоит Вовочка на улице, курит сигарету. Тут к нему подходит женщина: — Мальчик, а твои родители знают, что ты куришь? — Тетенька, а ваш муж знает, что вы пристаете к незнакомым мужчинам? • • • Вовочку принимают в скауты. — Как учишься? — Хорошист. — Старшим помогаешь? — А как же! — А с кем ты живешь? Вовочка покраснел: — Да так, с одной… • •…

  • Вовочка, ты пьяненький? - Анекдоты

    Вовочка, ты пьяненький? — Анекдоты

    Приходит Вовочка домой пьяный. Дверь открывает мама и говорит: — Вовочка, ты пьяненький? — В жопочку! • • • Отец — Вовочке: — Двойку исправил? — Исправил. — А ну, покажь! — Вот. — Ну кто ж так исправляет? Дай-ка сюда! • • • Маленький Вова спрашивает: — Тетя, а почему у вас с дядей нет детей? — Знаешь, Вова, нам аист никого еще не принес.…

  • Анекдоты про Вовочку - Дети, у кого самые большие яйца?

    Анекдоты про Вовочку — Дети, у кого самые большие яйца?

    Вовочка приходит домой. Стучит в дверь. Подходит к двери пьяный отец: – Кто там? Вовочка: – Папа, это я. Отец: – Нет, сынок, ты гонишь. Папа – это я.   ********   – Вот наш Вовочка в первый класс пошел. Мы с женой прямо не нарадуемся! Не пьет, не курит, девчонок домой не водит! Не то что три года назад!   ********   Короче, одного мужика сбила машина. Лежит он,…

  • Анекдоты про Вовочку - Вовочка ждет отца домой

    Анекдоты про Вовочку — Вовочка ждет отца домой

    В одесском порту Вовочка, увидев название парохода, пристал к маме: – Мама, а кто такой Сергей Есенин? – Отстань, не морочь мне голову. Биндюжник, стоявший рядом, говорит мальчику: – Ну откуда же маме знать, что «Сергей Есенин» – это бывший «Лазарь Каганович»?   ************** Мама говорит сыну: – Вовочка! Ты только что ходил смотреть на луну, а теперь этими же руками берешь хлеб!   ************** Маленький Вовочка подходит к маме…

  • Вовочка с Танечкой играют в прятки.

    Анекдоты — Вовочка с Танечкой играют в прятки.

    – Вовочка! – строго говорит мать. – Ты почему вчера не был в школе? – А я подарок учительнице делал. – Какой подарок? – А у нее вчера был день рождения. Вот я и решил – пусть отдохнет без меня. * * * Вова пришел из школы домой, родители спрашивают: – Ну, что ты сегодня получил? – «Четыре»! – весело сообщил Вовочка. – А почему не «пять»? – А у нас было всего четыре урока. * *…

  • Анекдоты - Машенька, откуда берется молоко?

    Анекдоты — Машенька, откуда берется молоко?

    Вася съел Snickers. Он сыт и доволен… Вовочка попил пивка. Он ссыт и тоже доволен… * * * Пришел как-то Вовочка на урок накуренный в сопли, а учительница ему: – Вовочка, какое сейчас время года. – Лето. – Вовочка, листики опали, какое время года. – Лето. – Вовочка, сугробы лежат, какое время года. – Лето. – Вовочка, мороз 30 градусов, КАКОЕ ЛЕТО! – Х…евое лето. * * * Вовочка зашел в родительскую спальню и…

  • Анекдоты - Вовочка, опять ДУРЬЮ маешься?!

    Анекдоты — Вовочка, опять ДУРЬЮ маешься?!

    Вовочка спрашивает у отца: – Пап, а у тебя такой больший живот от пива? – Нет, сынок, у меня такой большой живот ДЛЯ ПИВА. * * * – Вовочка! Что бы чего-то добиться, надо учиться упорно! – Марь Ивановна! Вы это в смысле «КАК» или «У ЧЕГО»? * * * Приходит Вовочка в школу весь в синяках. Учительница спрашивает: – Вовочка, что случилось? – Папа побил. – За что?! – А он купил мне…

  • Дорогой, ну зачем ты купил нашему Вовочке небьющуюся игрушку! - Анекдоты

    Дорогой, ну зачем ты купил нашему Вовочке небьющуюся игрушку! — Анекдоты

    Учитель отнимает у Вовочки «Плейбой»: — Хочу завтра видеть твоих родителей! — А чего завтра ждать? Вон — страница 42-43. • • • Училка: — Вовочка, а ты любишь нашего губернатора? — Да, Марь Иванна, как своих родителей. — Почему? — Потому, что губернаторов как и родителей не выбирают. • • • Вовочка одевает резиновые сапоги и мама ему говорит: — На улице же нет грязи!…

Тексты разных лет, которые были на реальном ЕГЭ по русскому языку.

РЕАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЕГЭ 2021 (2 день экзамена 4.06)

Текст 1. Б.Л. Пастернак. О музыке
Текст 2. Т. Скок. О великодушии
Текст 3. С.Л. Соловейчик. О свободе и совести 
Текст 4. К.М. Симонов. О жизненных ценностях
Текст 5. Л.Н. Толстой. О любви к человеку
Текст 6. Ю.М. Лотман. О культурных ценностях
Текст 7. И. Грекова. О взрослении
Текст 8. О.К. Кожухова. О детстве
Текст 9. В.А. Солоухин. Об искусстве
Текст 10. В.А. Солоухин. О техническом прогрессе
Текст 11. Ф.А. Абрамов. Об истинном мужестве
Текст 12. Л.Н. Толстой о любви к ближнему

РЕАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЕГЭ 2021 (1 день экзамена 3.06)

Текст 1. К.Г. Паустовский. «Лефортовские ночи»
Текст 2. А.Н. Толстой.  «В кабинете редактора…»
Текст 3. А.Н. Толстой. О военной журналистике
Текст 4. Л.Н. Толстой. О насилии, желании сделать людей лучше
Текст 5. Л.Н. Толстой. О способности мыслить
Текст 6. К.Г. Паустовский «Базарный Сызган…»
Текст 7. В.Н. Афонин. О детских воспоминаниях
Текст 8. Н.И. Батыгина. об отзывчивости
Текст 9. В.В. Корчагин о страхе и предательстве
Текст 10. Д.А. Гранин. Новый год на фронте 
Текст 11. Ю.Я. Яковлев. О силе материнской любви
Текст 12. Ю.М. Нагибин. О воспоминаниях юности, первой любви
Текст 13. Ю.П. Казаков. Об отчем доме
Текст 14. М.В. Глушко. О горечи утраты
Текст 15. В.М. Шукшин. О Родине
Текст 16. К.М. Симонов. О командире дивизии
Текст 17. Л.Н. Толстой. О душе

РЕАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЕГЭ 2020 (1 день экзамена 6.07)

Текст 1. Паустовский. О красоте русского языка/ об изменениях в русском языке.
Текст 2. Паустовский. О музыке/искусстве на войне
Текст 3. Горький. О вреде философии
Текст 4. Паустовский. «Городок на реке»
Текст 5. Гранин. О картине
Текст 6. Нагибин. О матери
Текст 7. Паустовский. О шедеврах
Текст 8. Богомолов. О войне/природе/поэзии
Текст 9. Гроссман. О красноармейцах
Текст 10. Песков. О Днепре
Текст 11. Быков. Об искусстве
Текст 12. Паустовский. О русском языке
Текст 13. Кожухова о любви к Родине
Текст 14. Белов о таланте
Текст 15. Арсеньев о тайге
Текст 16. Паустовский о воспоминаниях
Текст 17. Солоухин о памятниках
Текст 18. Екимов о литературе/поэзии
Текст 19. Лиханов о моральных ценностях
Текст 20. Гранин о Париже
Текст 21. Сагалович о благодарности
Текст 22. Катаев о войне
Текст 23. Олеша о воспоминаниях

РЕАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЕГЭ 2020 (2 день экзамена 7.07)

Текст 1. Философов. О Чехове
Текст 2. Конецкий. Об айсберге
Текст 3. Гуминенко. Миссия писателя
Текст 4. Песков. О природе
Текст 5. Ильин. О России
Текст 6. Москвин. О войне
Текст 7. Крупин. О Вятке 
Текст 8. Паустовский. О силе
Текст 9. Белов. О народной жизни
Текст 10. Сагалович. о Патриотизме

РЕАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЕГЭ 2019

Текст 1. Катаев. Об исторической памяти.
Текст 2. Паустовский. Об искусстве на войне. 
Текст 3. Шолохов. О профессионализме и поведении на войне.
Текст 4. Платонов. О войне.
Текст 5. Можаев. О природе, исторической памяти, жизненных ценностях. 
Текст 6. Чехов. Об искусстве.
Текст 7. Трифонов. О Родине.
Текст 8. Паустовский. Об историческом наследии.
Текст 9. Распутин. О детстве, матери.
Текст 10. Паустовский. О шедеврах.
Текст 11. Бакланов. О войне.
Текст 12. Каверин. О предательстве. 
Текст 13. Драгунский. О сплоченности на войне.
Текст 14. Солоухин. О любви к Родине.
Текст 15. Алексиевич. О женщинах на войне.
Текст 16. Астафьев. О любви, о войне.
Текст 17. Бунин. О доброте и милосердии.
Текст 18. Чивилихин. Об уничтожении культурных памятников на войне. 
Текст 19. Паустовский. О творчестве.
Текст 20. Васильев. О Любви.
Текст 21. Батыгина. О любви.

РЕАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЕГЭ 2018

Текст по Пескову «Был осенний серенький день в конце листопада.»
Текст по Паустовскому «У каждого, даже самого серьёзного человека…» 
Текст по Каралису «Я позвонил в дверь своей квартиры…»
Текст по Бондареву «Иногда я пытаюсь вспомнить первые прикосновения к миру…» 
Текст по Курочкину «Танки пошли, лейтенант!»
Текст по Бакланову «Каждый раз вот так бегают с вещами, с детишками…» 
Текст по Строганову «Раз в столетие, в самые трудные и отчаянные дни…» 
Текст по Симонову «Вот, — сказал Леонидов, постучав пальцем по газете…» 
Текст по Холендро «Мы остались со старшиной на боковой дороге.»
Текст по Тендрякову «Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой.»
Текст по Паустовскому «На перекрестках лесных дорог, около шалашей, сложенных из сосновых веток…» 
Текст по Горькому «Книги продолжали открывать предо мною новое…» 
Текст по Горькому «Василий Рыбаков, угрюмый парень, силач, любивший молча толкать людей…»
Текст по Кожухову «С детства не слышала отлетающих журавлей.»
Текст по Бакенщику «Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам.» 
Текст по Быкову «Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно.»
Текст по Быкову «Главная претензия к пьесе «Горе от ума»…» 
Текст по Лескову «Мой отец и исправник были поражены…» 
Текст по Алексину «Порою, чем дальше уходит дорога жизни…» 
Текст по Пришвину «Когда человек любит, он проникает в суть мира.»

Сборник всех текстов ЕГЭ по русскому языку

2022-01-02T23:57:00+03:00

2022-01-04T09:36:42+03:00

2022-01-02T23:57:00+03:00

2022

https://inosmi.ru/social/20220102/251243207.html

Чем дразнит «поэзия греха»

Чем дразнит «поэзия греха»

Общество

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html

https://россиясегодня.рф

«Поэзия греха – это также знание», — сказала Сюзан Зонтаг по поводу эротических описаний. В истории эротической литературы есть много сюжетов, связанных с отказом от собственного… ИНОСМИ, 02.01.2022

швеция, общество, европа, шведский, швеция, литература, секс, порнография, эротика

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24144/20/241442067.jpg

2000

1300

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24144/20/241442067.jpg

https://inosmi.ru/social/20180331/241818645.html

https://inosmi.ru/culture/20210405/249489705.html

https://inosmi.ru/social/20200908/248078405.html

https://inosmi.ru/social/20161007/237982107.html

https://inosmi.ru/fareast/20120701/194351180.html

https://inosmi.ru/photo/20211207/251070208.html

https://inosmi.ru/photo/20211110/250870603.html

https://inosmi.ru/photo/20211117/250926226.html

https://inosmi.ru/photo/20211105/250841920.html

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

«Поэзия греха – это также знание», — сказала Сюзан Зонтаг по поводу эротических описаний. В истории эротической литературы есть много сюжетов, связанных с отказом от собственного «я», как способом найти самого себя через кого-то другого.

В культурных разделах уважаемых газет редко уделяется внимание отдельным романам популярной литературы, которая может принимать очень разнообразные формы, хотя и сильно разнящиеся по качеству, будь то фэнтези, научная фантастика, детективный жанр или романтические произведения. Роман, который, пожалуй, никогда не стали бы комментировать влиятельные критики, если бы он внезапно не прославился на весь мир, — это «50 оттенков серого» Э.Л. Джеймс (E L James). Не рецензировали бы и две последующие части трилогии, в которую входит этот роман. Этот последовательный успех, который почти можно сравнить с переполохом вокруг «Кода да Винчи» или книг о Гарри Поттере, ни для кого не прошел незамеченным, хотя прием в прессе был и был обратно пропорциональным популярности романа.

Тот факт, что «50 оттенков серого» — это роман из разряда бульварной литературы, который просто приправили эротическими вкраплениями (в частности из области БДСМ), заставляет поднять вопрос о месте эротических текстов на литературном рынке в сравнении с более традиционной художественной литературой, которая и сама нередко содержит сцены с эротическим зарядом. Однако более конкретное определение чертам эротической литературы – по сравнению с порнографической или непристойной – дать не так уж просто, по крайней мере, если не углубляться очень далеко в прошлое. Конечно, на протяжении уже многих веков для эротического жанра характерен ряд определенных констант, но, тем не менее, содержание и формы изложения в произведениях такого рода постоянно меняются.

Эротическую литературу в первую очередь пишут для того, чтобы отобразить – и возбудить – сексуальное желание. Однако так бывает не всегда. Как отмечает историк Линн Хант (Lynn Hunt), эротические тексты, которые публиковались с 16 по 19 век во многом были написаны для того, чтобы своим шокирующим содержанием подчеркнуть критику в адрес церковных и религиозных властей. Так что неудивительно, что тексты, которые воспринимались как слишком эротические, были запрещены законом или, как минимум, считались предосудительными. Поэтому вполне разумно, как это и делает Хант, описывать историческое развитие такого рода текстов как своего рода игру в перетягивание каната между «писателями, которые хотят проверить границы ”приличного” и церковными и светскими властями, которые хотят держать все под контролем».

Литература, которую относят к разряду эротической или порнографической, часто считается разрушительной для общественной морали. Но несмотря на это – а иногда и именно благодаря этому, она всегда оставалась привлекательной. Широко известный пример такого неоднозначного отношения – история Сэмюэла Пипса (Samuel Pepys), который в 1668 году в своем дневнике написал, что ему попался экземпляр знаменитой фривольной «Школы для девиц» (L’Ecole des filles) и что ему стыдно ее читать. В итоге Пипс сжигает эту проблемную книгу, но лишь после того, как прочитал ее и удовлетворился с ее помощью.

Что считается «приличной» литературой, а что нет, что можно допускать к публикации, а что нет – эти нормы, конечно, менялись от эпохи к эпохе. Поэтому изучение эротической литературы также превращается в изучение трансформаций социальных установок. Это относится и к традиционным романам в тех случаях, когда они выходят за рамки общественно-допустимого диапазона. Например, сегодня мало кто охарактеризовал бы ставшее уже классическим описание женской гомосексуальности в романе «Колодец одиночества» (The well of loneliness) Рэдклифф Холл (Radclyffe Hall) как «развращающее» и стал бы утверждать, что оно разлагающе действует на «тех, кто восприимчив к аморальному влиянию».

В более широкой исторической перспективе эротизм в сегодняшней литературе, например, в том виде, в котором он выражен в книге «Пятьдесят оттенков серого», можно, таким образом, рассматривать в свете двух параллельных линий развития с более или менее четкими точками соприкосновения. С одной стороны, речь идет о том, как изменилось содержание эротического романа и в какой степени это содержание конфликтовало (или все еще конфликтует) с преобладающими в обществе нормами; с другой стороны, о том, как постепенно изменился традиционный роман, в котором все больше места предоставляли эротическим описаниям.

Французский историк Робер Мюшембле (Robert Muchembled) выделил три основные эпохи моральной терпимости на Западе. Для первой, царившей в 18 столетии, характерна определенная свобода после более строгих правил, действовавших во время реформации и в 17 веке. Вторая, известная пуританством, охватывает XIX век и продолжается вплоть до 1960-х годов, когда начинается третья эпоха, позволившая сформироваться более открытому и терпимому социальному климату, по крайней мере, в Европе.

Вышеупомянутую «Школу для девиц» (1655) – справедливо или несправедливо – назвали первым абсолютно «непристойным» произведением во французской литературе. Этот роман, который стал образцом для писателей, работавших в этом жанре в более поздние времена, представляет собой своего рода руководство по сексуальному и эмоциональному воспитанию невинной девушки Фанчон. Подробно описанные сексуальные акты, конечно, поданы совершенно открыто и без прикрас, но вовсе не обязательно, как можно было бы подумать, что они конфликтуют с какими-то нормами. Несмотря на то, что Фанчон узнает много нового, полученные ею уроки остаются в рамках сексуальных обычаев того времени, хотя в то время и считалось делом аморальным их описывать (издателей даже привлекли к ответственности). Этот факт, конечно, касается и многих более поздних работ, в том числе и «Пятидесяти оттенков серого», который остается в рамках общепринятой гетеронормативной двухполюсной системы.

Значительно более ярко выражено бунтарско-ниспровергающее начало в произведениях в духе либертинства 18 века. В них достаточно места отведено для «философии», в рамках которой жизнь рассматривается с точки зрения сексуальной энергии, что выражается очень по-разному – например, аристократически изысканно в салонной драме «Опасные связи» Шодерло де Лакло или как нечто явно аморальное в рассказах и романах де Сада – вот лишь пара примеров из конца столетия.

Интерес к философскому аспекту значительно снижается в эротических текстах, которые пишут наряду с обычной литературной продукцией в 19 веке. Эротический роман становится проще, он обычно разворачивается в буржуазной среде, и встречи поверх классовых границ в нем добавляют эротического напряжения. Повествование всегда явно ведется с точки зрения мужчины. Весьма обширное, и, по имеющейся информации, автобиографическое произведение «Моя тайная жизнь» (My secret life – неизвестный автор последней трети XIX века) часто приводят в пример как очень характерное для своего времени. Целиком его смогли издать в США лишь в 1966 году, что отражает дух нового времени, хотя английского его издателя в 1969 году еще приговорили к тюрьме. Несмотря на вмешательство правосудия и цензуры, доступ к различным эротическим текстам в обществе все рос и рос, в то время как взгляды на них становились более разнообразными.

Популярное в свое время эссе Сьюзан Зонтаг (Susan Sontag) «Порнография как литература», которое она написала в 1967 году и в котором утверждает, что эротические тексты, безусловно, могут быть «интересными и важными литературными произведениями», способствовало формированию более благоприятной атмосферы. В качестве примеров она приводит, например, «Историю глаза» (Жорж Батай — Georges Bataille), «Картину» (Катрин Роб-Грийе — Catherine Robbe-Grillet), «Три дочери их матери» (Пьер Луис — Pierre Louÿs) и, прежде всего, «Историю О» (Полин Реаж — Pauline Réage). По словам Зонтаг, эти работы обладают качествами, которые возвышают их над другой литературой эротического жанра, например, знаменитой «Фанни Хилл» Джона Клеланда (John Cleland). Таким образом, с 60-х и 70-х годов предпосылки для создания эротических эпизодов в литературе в целом меняются, в то время как классические эротические произведения становится все легче переиздавать.

Параллельно с развитием откровенно эротической литературы в традиционной литературе также все больше места отводится эротическим элементам. Это дает авторам дополнительный инструмент, который позволяет углубить описание персонажа и сделать его образ более полным. Как, например, выглядели бы «Мадам Бовари» или «Нана», если бы они были написаны без литературных ограничений своего времени?

Эту литературу, предназначенную для более широкой аудитории, из-за ее содержания порой клеймили как аморальную, и на основании этого она даже становилась предметом судебных разбирательств. Среди наиболее известных случаев — «Мадам Бовари» и сборник стихов Бодлера «Цветы зла» (и то, и другое 1857 года), а также «Любовники леди Чаттерли» (1960 года). Что касается скандинавских произведений, тут можно упомянуть «Песнь о красном рубине» Агнара Мюкле (Agnar Mykle), который 1957 году предстал перед судом из-за предположительно аморального содержания этого романа. Однако в следующем году решением Верховного суда Норвегии его оправдали.

Благодаря изменившемуся отношению общественности, у авторов таких произведений появилась возможность заполучить более обширную аудиторию, о чем свидетельствует успех «Эммануэль». Роман, написанный под псевдонимом Эммануэль Арсан (Emmanuelle Arsan), был создан в 1959 году, но без судебных санкций его удалось опубликовать только в 1967 году, после чего его также очень быстро перевели на шведский язык. Благодаря тому, что такая литература стала считаться более социально приемлемой, среди читателей стало больше женщин, а критики начали уделять ей больше внимания. Примером тому стал, например, роман Алины Рейес (Alina Reyes) «Мясник», который в 1988 году имел большой успех среди читателей и критиков и уже завоевал статус «классики». Традиционный эротический роман писали мужчины для мужчин, хотя рассказчиком часто была женщина. Эротическая литература нового времени не в последнюю очередь характеризуется большим количеством женщин-писательниц, которые помогли найти совершенно новую перспективу. Среди них, например Виржини Депант (Virginie Despentes), Катрин Брейя (Catherine Breillat) и Катрин Милле (Catherine Millet) – это всего лишь несколько примеров актуальных французских имен.

Зонтаг пишет в своем эссе 1967 года, что «то, что можно назвать поэзией греха – это также и знание. Тот, кто грешит, не просто нарушает правила. Он идет туда, куда не заходят другие, и знает то, чего не знают другие». Она также пишет, что сексуальность «потенциально относится скорее к экстремальным, чем к ординарным переживаниям человека», то есть, короче говоря, это некая «демоническая сила».

Темы воспитания и преступления, порой связанного с болезненными переживаниями, часто встречаются в эротической литературе, и, возможно, не стоит удивляться, что, когда сегодня их используют в бестселлерах, не претендующих на литературное качество или психологическую достоверность, они кажутся менее убедительными и дестабилизирующими, чем предыдущие опыты в той же области. В «Эммануэль», например, главную роль играют сама инициация (опытный мужчина инструктирует неопытную женщину) и недавно обретенные эротические озарения.

Другой широко известный и, в данном случае, одобренный критиками роман, где рассматривается вопрос о том, как два человека могут соединиться благодаря смелому исследованию новых сексуальных сфер, — это «Бумажная женщина» Франсуазы Рей (Françoise Rey) 1989 года. В «Истории О» это аспект значительно усилен во всех отношениях темным и бескомпромиссным мазохизмом. Еще большую тревогу вызывает роман «Связь» (1993), который, как утверждается, основан на собственном опыте Ванессы Дуриес (Vanessa Duriès), увлеченной экстремальными практиками, но одновременно подчеркивающей важность правил, которые, несмотря ни на что, следует строго соблюдать, сделав такой выбор.

В этих и подобных им романах встречи с неизвестным, обряды инициации, строгие правила, подчинение, послушание и наказание превращаются в переживания почти религиозного характера. Они означают способность полностью отдаться и найти себя через другого или, если вспомнить Поля Валери (Paul Valéry), вдруг обнаружить, что «ты есть, следователь, я существую».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

  • Цитаты из сказки черная курица или подземные жители 10 цитат
  • Цитаты из сказок шварца
  • Цитаты из сна обломова для сочинения
  • Цитаты из сказки гуси лебеди
  • Цитаты из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс