Цитаты из рассказа ночь исцеления

Тема. стремись творить добро по рассказу бориса екимова ночь исцеления. тип урока: урок-размышление. 1.слайд 2 цели: 1. дать возможность детям

Тема. «Стремись творить добро» по рассказу Б$ориса Екимова “Ночь исцеления”.

Тип урока: урок-размышление.

1.Слайд 2 Цели:

1. Дать возможность детям поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим и уважения к другим народам, нуждающимся; воспитать культуру человеческих отношений.

2.Продолжить знакомство с некоторыми приемами анализа художеств$енного

произведения, углубить представление о характере героя, данном в развитии,

воспитывать сочувствие, сострадание, сопереживание, научить$ тепло относиться к беспомощной старости, разделять чужую боль.

3.Усовершенствовать навыки сопоставительного анализа. Научиться обобщать, делать выводы.

*образовательные: расширить знания учащихся об истории России в годы Великой Отечеств$енной войны; усовершенствовать навыки сопоставительного анализа; углубить представление о характере героя, данного в развитии.

*развивающие: развивать у учащихся творческие и познавательные способности, речь, внимание, воображение.

* воспитательные: воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать окружающим.

Получить образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям.

Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.$

2.Оборудование урока:

1.Таблица “Элементы сюжета”.
2.Мультимедийная презентация;
3. портретов матерей военных лет.
4.Ксерокопии текста рассказа Б.Екимова “Ночь исцеления”.

5.Рабочие тетради учащихся.

$

3.Опережающее домашнее задание:

Общее: Прочитать рассказ. Подготовиться к пересказу основных эпизодов. Провести сопоставительный анализ образов героев по 6 вопросам и сдела$ть соответствующие выводы. Выписать в тетради описание внешности главных героев.
Индивидуальное:

Ученик готовит сообщение об авторе, стихотворение А.Дементьева «Доброта», рассматреть вопросы толерантности в разных литературных произведениях М.Горький «Легенда о Данко», А.П.Платонов «Юшка»

В.Г.Короленко «Дети подземелья», Марк Алданов «Чертов мост»

В.Быков «Альпийская баллада»

  1. План урока:

I. Слово учителя Беседа по произведениям русской литературы на тему «Толерантность»

$

2.Работа с афоризмами.
II. Сообщение об авторе.
III. Беседа по выявлению усвоения содержания.
IV. Пересказы основны$х эпизодов.
V. Описание внешности главных героев.
VI. Сопоставительный анализ.
VII. Творческая работа по тексту – раскрытие душевного богатства Гриши.
VIII.Обобщающая беседа – размышление.
IX. Заключение по уроку.
X. Домашнее задание.

  1. Вступительное слово учителя. Вход в урок.$

Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда — вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.

Скрестим же шпаги наших мнений и вместе сочиним урок.

$
6. Ход урока


Слайд 3

— Работат$ь мы будем в группах:

Первая группа – литературоведы; вторая группа – историки.

1.Вступительное слово учителя.
Темой нашего занятия сегодня снова будут вопросы толерантности.

Слайд 4

(Вопросы толерантности- добра, терпимости, всепрощения, милосердия)

Мы продолжим разговор на эту тему, следуя по страницам русской литературы. Ведь литература – зеркало жизни, в ней нашли отражение все сколько-нибудь важные вопросы, волновавшие наших соотечественников на протяжении многих веков, $в том числе и вопросы толерантности. Отдельные учащиеся ( ИСТОРИКИ) выполняли индивидуальные задания – рассматривали вопросы толерантности в разных литературных произведениях, они будут дополнять ответы и комментировать их. Другим предлагается вспомнить содержание предложенных произведений и попытаться найти правильный ответ на полученное задание. Н$о начать мне хочется с самой древней книги – Библии, одной из заповедей Христа людям звучат такие слова:

Слайд 5 «Возлюби ближнего своего, как самого себя.» Библия

$Слайд 6 «Тема толерантности в русской литературе»

Учитель: Обратимся к другим произведениям. Добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.

Слайд 7 «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота. У каждого русского свой характер. Но есть у них общее – любовь к Родине, к близким и чужим, скромность, милосердие, терпимость и понимание – все то, что издавна отличало русского человека$ и делало его по-настоящему красивым.»

А.Н.Толстой «Русский характер»

Слайд 8

М.Горький «Легенда о Данко», А.П.Платонов «Юшка»

В.Г.Короленко «Дети подземелья», Марк Алданов «Чертов мост»

В.Быков «Альпийская$ баллада»

М.Горький «Легенда о Данко»

«Это был трудный путь, и люди, утомление им, падали духом. Вот$ они в злобе и в гневе обрушились на Данко. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Тогда и в его сердце вспыхнуло негодование, но от жалости к людям оно погасло. И вот его сердце вспыхнуло огнем спасти их, вывести на легкий путь. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. – Идем! – крикнул Данко и бросился вперед. И вдруг степь расступилась перед ним. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул $он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер. »

М.Горький «Легенда о Данко»

А.П. Платонов «Юшка»

«Юшка – главный герой. Взрослые и дети издевались над ним в деревне. Они обзывали, били и кидались в него камнями и палками. Он никогда не отвечал злобой на зло, потому что он любил людей. В деревне он всем безвозмездно помогал по хозяйству. И все пользовались его добротой и трудолюбием. Он был особенный, и поэтому люди считали его блаженным. Многие открыто ему говорили, что он бесполезно живет. А когда он решил защитить себя и спросил – чем же он помешал им?- его убивают. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумления оставались среди людей и тратились меж ними, потому чт$о не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство. »

Платонов «Юш$ка»

В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Рассказ Короленко «Дети подземелья» это яркий пример взаимоотношений людей разных социальных положений.

Семья Васи обеспеченная, заслуживающая уважение, так как отец Васи – судья, но разобщенная. В этой семье чувство одиночества и не понимания. После смерти$ матери в семье все отдаляются друг от друга. Судья не занимается детьми, не разговаривает, не живет их жизнью. Васю он считает бродягой и вором.

В семье Тыбурция, которая выброшена в подземелье, жизнь построена на понимании, поддержке, заботе и любви друг к другу. Валек вынужден воровать не для богатства, а чтобы накормить отца и сестру. Вася, пораженный этими трепетными отношениями, становится добрым, заботливым, терпеливым. Когда судья узнает правду о сыне, что Вася умеет ценить дружбу, что он добрый, отзывчивый, умеет сочувствовать горю других людей, отец изменил свое отношение к нему. Понимание сына и сочувствие горю сближает их, а понимание заставляет противостоят$ь любому горю. В частности у них клятвы не могилке Маруси, наверное, о человеческом горе, что они будут всегда помогать везде, где бы оно не встречалось.

В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Марк Алданов «Чертов мост»

Для возбуждения ненависти к$ Суворову приходили слухи о свирепости из Парижа в армию русского главнокомандующего о том, что в Измаиле он вырезал 1000 турок и 1000 поляк при штурме. Но это не вызывало ненависти и жажды мщения у солдат французской армии, не раз видевших заботливость полководца к солдатом противника. Он часто появлялся на своей др$яхлой клячонке в седле перед началом боя, держа в руках записную книгу не обращая внимания на стрельбу.

Вечером после вечернего совета он сел за стол и начал писать приказ об отступлении. Прежде он никогда не сомневался правоте дела, которому служил. Что заставило его сделать это? Справа от него внизу, у самой подошвы горы, горели огни некоторых домов. В его седую голову вдруг пришло, что какой ужас, какие бедствия принесла армия жителям этого ни в чем не повинного края. Скаты горы были покрыты виноградниками. Там, где растет виноград, народ всегда добр и радушен. А старая башня свидетельствовала о древней культуре народа. Еще утром оттуда уходили люди, унося и уводя добро на тележках. (Он отдал приказ о применении грозных мер против грабителей)

$Марк Алданов «Чертов мост»

В. Быков «Альпийская баллада»

Краткий ответ: «Альпийская Баллада» В. Быкова. В ней рассказано о трёх днях свободы бежавших из фашистского лагеря русского военнопленного Ивана и и$тальянской девушки Джулии, оказавшейся рядом с ним. В нечеловеческих условиях настигающей погони фашистов Иван принял на себя ответственность за чужую ему девушку и спас её ценой своей жизни. Эти трое суток свободы озарила короткая, но ослепительная, как молния, любовь. Русский солдат погиб, а «итальянская сеньора» через всю жизнь пронесла светлую память о нём, разыскала его следы в России, нашла его родных и написала письмо им, чтобы рассказать землякам правду о подвиге их односельчанина, ведь «никто не забыт и ничто не забыто». А ведь они даже не знали языка друг друга!

2. Вывод. Учитель

Мы сегодня остановили внимание всего на семи эпизодах из произведений русской литератур$ы, в которых нашли отражение вопросы толерантности. Это малая часть из её великого наследия, но эти примеры доказали нам, что Тема толерантности в русской литературе актуальна во все времена.

СЛ$АЙД 9

Драйзер восхищался одной заповедью Христа, заповедью о служении другим: «Для того чтобы Он (человек) мог получить хоть какую-то радость на отведенном ему коротком отрезке пути, он должен думать – как улучшить положение не только для себя, но и для других. Если мы собираемся улучшить положение для других, то нам надо спешить. Время уходит. По этому пути я пройду всего лишь один раз. Так пусть я сейчас совершу$ какой-нибудь достойный поступок или проявлю доброту. Пусть я не упущу случая это сделать, ибо по этому пути я никогда больше не пройду».

3. Беседа Учителя

Дома вы прочитали рассказ. Он вам понравился?

Герой рассказа преподаст нам жизненный урок. А какой урок, вы скажете в конце урока.

4. Работа с афоризмами

$

Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы.

— Эпиграф к уроку я предлагаю вам выбрать (на столах у учеников лежат карточки с эпиграфами).

Каждый ребенок читает свой афоризм и пытается его объяснить. Учитель в случае необходимости ему помогает.

Слайд 10

$Эпиграф – изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения

$

Афоризмы для работы

— Посмотрите на предложенные высказывания известных людей и попробуйте выбрать в то, которое больше всего подходит к нашей теме. Запишите его в тетрадь.

(на столах у учеников лежат карточки с эпиграфами).

1. «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». (Конфуций)

2. «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием». (Конфу$ций)

3. «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л.Толстой)

4. «Кто ищет зла, к тому оно приходит». (Соломон)

5.«Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря $на семейную многочисленность.Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к чужим людям».

( Василий Белов, известный современный писатель)

6. «Самое главное человеческое качество – умение сопереживать, сострадать$ кому – то и в горе, и в радости» В. Сухомлинский.

7. « Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человек» Саади.


8.«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, и поднимается в нем великая сила – $человеческая красота. У каждого русского свой характер. Но есть у них общее – любовь к Родине, к близким и чужим, скромность, милосердие, терпимость и понимание – все то, что издавна отличало русского человека и делало его по-настоящему красивым.»

А.Н.Т$олстой «Русский характер»

«Честь, благородство сами собой не возникают, становление человеком происходит в отеческом доме. Русскому человеку свойственно желание добра, жалости, терпения и милосердия, как способность дышать, а зло – исключение из правила.»

Владимир Набоков

Слайд 11( ЭПИГРАФ)

«Честь, благородство сами собой не возникают, становление человеком происходит в отеческом доме. Русскому человеку свойственно желание добра, жалости, терпения и милосердия, как способность дышать, а зло – исключение из правила.» $

Владимир Набоков

5. Беседа Учителя

Учитель. Хорошо. Теперь познакомимся с автором произведения – Борисом Петровичем Екимовым.$

Индивидуальное задание. 2.

Ученики из группы историков рассказывают о жизни и творчестве Б. Екимова.

$

Слайд 12.

Борис Петрович Екимов родился в 1938 году в городе Игарке Красноярского края. Наиболее известные произведения: «Елка для матери», «Ночь исцеления», «За теплым хлебом», «Живая душа», «Родительский дом». Вопрос о самоопределении чело$века в жизни – центральный в творчестве Б.Екимова. По убеждению писателя, он начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б.Екимов центральным нервом многих своих рассказов.

$Рассказ о писателе и его произведениях. Сообщение подготовленного ученика:

Борис Екимов он родился 19 ноября 1938 года в далекой северной Игарке Красноярского края, куда родители будущего писателя – специалисты по пушнине — приехали работать. Отец Бориса Екимова, Петр Александрович, вскоре тяжело заболел и умер в мае 1939 года в Иркутске, на своей родине. Мать, Антонина Алексеевна, уехала с сыном в Казахстан, на станцию Или, неподалеку от Алма-Аты, где с малолетним сыном проживала высланная как жена «врага народа» ее родная сестра Анна Алексеевна. Сестры решили жить вместе и прожили так всю жизнь. Муж сестры матери, к счастью, вернулся из лагеря живым, и в конце войны им вс$ем разрешили вернуться в Россию, правда, «без права проживания в областных центрах». Так Екимов оказался в поселке Калач-на-Дону Волгоградской области, у донских казаков. Путь в литературу начался с книжного чтения. Читать он научился в 4 года у соседской девочки-первоклассницы. Окончив среднюю школу, учился в Сталинградском механическом институте, но, как рассказывает сам писатель, институт «не домучил». Служил в армии, работал на заводе электромонтером. Первый рассказ был напечатан в 1965 году в журнале «Молодая гвардия». Окончил высшие литературные курсы при Литературном институте. Наиболее известны такие произведения писателя, как рассказы «Офицерша», «Елка для матери», «Живая душа», «Родительский дом», «За теплым хлебом», «Ночь исцеления». Всего им выпущено более 20 кн$иг. Борис Екимов – лауреат премии имени И.А. Бунина, премии Москва – Пена. Сейчас живет в Вологде. В заключении сообщения хочу привести слова самого Бориса Екимова: «Хорошая литература сродн$и религии. Они пытают заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою жизнь пристойно».

  1. Слайд 13 Словарная работа.

Толкование лексического значения слов эгоизм, милосердие, сострадание, гуманность, терпимость


— Посмотрите и вспомните значение слов и запишите его в тетрадь.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.
терпимость –

$

Понимание – это способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей и другого человека

-Учитель$. Найдут ли они отражение в нашем рассказе Бориса Екимова “Ночь исцеления”.

-Учитель. О чём это произведение?

-Ответы учащихся.

— О воспоминаниях о войне.$

— Об исцелении души.

— О переживаниях бабы Дуни.

— О доброте внука.

— О равнодушии детей бабы Дуни к её страданиям.

— Об одиночестве бабы Дуни.

— О развитии души Гриши.

7$. Закрепление знаний, умений и навыков.

$1. Работа с текстом рассказа. Анализ рассказа.

— Кто является главным героем рассказа?

— Определите тему рассказа (литературоведы подсказывают, что такое тема произведения).

Слайд 14

тема произведения — круг событий, образующих жизненную основу произведения

$-Какие проблемы затронуты в рассказе Екимова?

* Последствия войны для мирных людей, память о войне.

*Взаимоотно$шения двух поколений.

*Гуманное отношение к страдающему человеку.

— На сколько частей можно разделить рассказ?

(три части, первая часть – приезд Гриши,

вторая часть – первая ночь в деревне,

третья часть – ночь исцеления).

Учитель поясняет, что автор использует прием сна, с помощью которого хочет показать, что память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших Велик$ую Отечественную. Война даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы.

$

— Определите основные элементы сюжета.


Слайд 15

Завязка – тревожные сны бабы Дуни.
Развитие действия – приезд внука, его разнообразные занятия; радость бабушки; переживания по поводу тревожного сна.
Кульминация – на$хождение единственно верного способа исцеления бабушки.
Развязка – надежда на полное исцеление бабушки.

— Поделив рассказ на части, мы разбили его на микро темы.

— Найдите ключевые слова первой части (одна, одиночество).

— Почему баба Дуня редко ездила в гости к детям?

— Как сама баба Дуня относилась к своему недугу?

$— Что пережила баба Дуня в годы войны?

-Какие детали помогают нам узнать происходящее много лет назад?

Сны – это художественная деталь (записываем определение в тетрадь).

$СЛАЙД 16.

Художественная деталь – мельчайшая изобразительная подробность, элемент пейзажа или портрета, вещь, поступок, психологическое состояние.

— Какое слово часто повторяла во сне баба Дуня? (карточки)

— Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов при нормированной системе их распределения

—Обратимся к тексту произведения

Учитель$: Дома вы должны были вдумчиво, с исследовательским подходом проследить за характерами героев, сравнить их по 6 вопросам. Таким образом, переходим к сопоставительному анализу, попутно делая краткие соответствующие выводы.

Дети

$

Внук

1. Поддерживаю ли они бабу Дуню?

  • $“свили гнезда в городе”;

  • наезжали редко – хорошо, коли раз в год”;

  • И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету”.

Дети отдалились не только от родных мест, но и от матери.

$

… в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом, не скучал”.

Внука тянет к родным истокам, к родному человеку.

$

2. Как это отражается на жизни бабы Дуни?

И снова баба Дуня осталась одна”. Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней.

Ей очень не хватает детей.$ Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы.

Внук приехал… А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты… Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в до$ме”. С Гришкиным приездом она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и заботах.

С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться.

3. Как они переносят тревожный сон бабы Дуни?$

Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь… С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало”.

Приезд матери им в тягость.

$

На предупреждение бабушки отвечает: “Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном”. Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: “В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы…”.

Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке.

4. В чем проявляется их забота?

Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало”.

$Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам.

Сейчас, со стороны,$ она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще ночи в слезах…” Допытывается: “Ты вправду плачешь?”. “… это только снится, или это было?”. Старается понять ее. Обдумывает, как ей помочь.

Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем.

5. Как успокаивали бабу Дуню?

Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «“Молчать!” Она перестанет. Мы пробовали”.

Мы” – это ро$дители Гриши: невестка бабы Дуни, не родной ей человек, и сын Петяня, видимо, целиком доверившийся своей жене.

Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль.

…опустился $на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково…”. “Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме…”. “.$.. настойчиво повторял” слова.

Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния.

6. Как относятся к прошлому?

Про старые годы вспоминал о$тец. Но для него они прошли”. “Все люди прожили горькое и забыли”.

Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала детей, сколько могла. Даже на сборы желудей ходила одна.

Слезы катились и катились… Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать…»

Внук наделен острым чувством любви и жалости, способн$остью сострадать горю близкого и любимого человека.

—Какое впечатление произвел на вас рассказ?

$*Впервые задумался над тем, что и моим близким нужна моя помощь.

* мне стало страшно, что до сих пор война так мучает людей.

* Я подумал: а что бы я сделал на месте Гриши? $Смог бы так, как он?)

—Какие чувства вы испытали во время чтения?

*Тревогу, жалость к бабе Дуне.

* Жалость к тем, у кого нет близких, к остающимся один на один со своей бедой.

$

* Удивлен поведением Гриши.

— Какое впечатление произвел на вас рассказ, какие чувства вы испытывали во время чтения?

— Впервые задумался над тем, что, может быть, моим близким нужна моя помощь.

— Мне стало страшно, что война до сих пор мучает людей.

— Я почувствовала жалость к одиноким людям, у которых нет близких, и облегчение, ког$да Гриша смог исцелить свою бабушку.

Учитель

-Да, Борис Екимов поднимает очень важные проблемы в своем рассказе: гуманное отношение к страдающему человеку, учит тепло относится к беспомощной старости, разделять чужую боль. Таким образом, писатель говорит о милосердии.

Рефл$ексия

Гришин способ долгий, трудный, мягкий, чуткий, добрый ; он успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний, т. е. исцеляет ее, именно ей помогает. Гриша проявляет гуманность, любовь , милосердие, сострадание.

5 Работа над раскрытием символик$и заглавия.

Задания по группам. 1 группа — подобрать однокоренные слова к слову исцеление.

СЛАЙД 17.

(Целитель, целебный, целительный, исцелять,$ исцеляющий).

Подобрать синонимы к слову исцеление.

(Излечение, выздоровление, восстановление здоровья).

Назвать ассоциации, возникающие при слове исцеление.

( Возрождение, воскрешение, очищение, обретение здоровья).

— Как вы понимаете смысл названия? О каком и чьем исцелении идет речь?

Исцеление – это полн$ое выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша выступает в роли целителя, лечащего силой внушения, лаской, любовью. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается. Гриша исцелился от своего равнодушия, он стал чувствовать чужую боль, научился сострадать. Это исцелилась, очистилась от непонимания его душа. Может быть, под влиянием рассказа кто-то из нас исцелится от черствости и равнодушия.

— Добротой и лаской можно исцелить бабу Дуню: « И придет исцеление». Чуткос$ть, внимательность, забота мальчика сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые. Исцелился и Гриша. Исцелился от черствости, от равнодушия.

ВЫВОД$

—Вернемся к эпиграфу урока (слайд ). Раскрывает ли он содержание рассказа, беседы?

—Какой урок преподал нам Б.Екимов?

Слайд 18

(Урок доброты, человеколюбия.)

7 И$нформация о домашнем задании.

Слайд 19

$1 Напишите письмо Грише, выразив свое отношение к нему.

2 Подберите пословицы и поговорки о доброте и милосердии.

8 Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш разговор. Подвести итог я попрошу вас самих. Чтобы это сделать, нужно закончить фразу, начатую мной, передавая из рук в руки маленький живой росточек.

— сегодня на уроке я узнал, что…

— мы сегодня говорили о…$

— сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…

— я понял, что …

$Слово учителя. Война не только убивает, ранит физически, в большей степени калечит морально. И кровоточат всю жизнь раны тех, кто выстоял, выстрадал, завоевал Победу. Не пожалейте ласкового слова, теплого взгляда для этих людей. Они заслужили это. Может быть, рядом с вами живут люди, которым необходима помощь. Бабушки и дедушки не просят помощи, они ждут ее.

*Самое главное человеческое качество – умение сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости. (В.Сухомлинский).

$
9. Заключительное слово учителя.

В душе героя происходят перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию. Произошло исцеление не только бабушки, но и внука. Он повзрослел.  Милосердие, доброта Гриши сделали то, чего не смогли врачи и взрослые.                               $

  Нам, людям XXI века, следует поучиться у этого мальчика душевной чуткости и доброте.

Б.П. Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию.

$Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее.                         

Этот рассказ помог мне осознать, что главное в отношениях с близкими людьми  $— это доброта, ласка, чуткость и понимание.

$Надо только учиться слушать их, понимать и сострадать, как понимал и сердечно переживал герой Бориса Екимова Гриша.

10. Выразительное чтение наизусть стихотворения подготовленным учеником (индивидуальное задание).

-Вот и подошел к концу наш разговор. Подвести итог нашему разговору поможет стихотворение А.Д.Дементьева

$Доброта”.

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,
Ты однажды возьми и добро про$сто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на земле станет больше улыбкой одной!

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!

Помните стихотворение К. Кулиева:

$На мир смотрите добрыми глазами,

Чтоб добрым было слово, добрым труд,

Пусть дураки сочтут вас дураками,

Злодеи малодушными сочтут.

Нам, людям, лишь добро приносит счастье.

Оно в конце сильнее зла всегда;

Поги$бнет в яме волк с кровавой пастью,

Пожар погасят ветер и вода.

Пусть у глупца спокойней жизнь и краше,

Пусть в жизни сам злодей не знает зла,

Добро вовеки будет богом нашим,

$Ему- молитва наша и хвала.

Дейл Карнеги « Вместо того, чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять». В заключение послушайте китайскую притчу “Ладная семья”:

$Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

$Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

— И всё?$

Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

— И мира тоже.

$— Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Всем спасибо за урок.

$Самоанализ открытого урока литературы в 8 классе на тему

«Стремись творить добро»

по рассказу Бориса Екимова “Ночь исцеления”.

Открытый урок литературы в 8 классе был проведён в рамках районного семинара заместителей директоров по воспитательной работе на тему «Толерантность – путь к миру.

Во всех федеральных программах изучение отечественной литературы в 11 классе завершается обзором новейших произведений. Обзор этот целесообразно подготавливать заранее, в 8 — 10 классах: через организацию самостоятельного чтения учащимися лучших образцов современной литературы, которые обсуждаются на уроках внеклассного чтения.$

$Чем больше литературный опыт юных читателей, тем сложнее и глубже становится работа на уроке.

Учащиеся 8–9 классов – в мире литературы уже не новички. Уроки-исследования, уроки-конференции, уроки-раздумья – именно здесь учащиеся могут применить имеющийся опыт работы с текстом, могут найти параллели между произведениями и историческими эпохами, изображенными в них. А традиционно на уроках литературы внимание школьников обращается на такие произведения, в которых говорится о ценностях человеческой жизни, о деятельном сострадании, уважении достоинства,

Тип урока: урок -размышление$

Основная цель урока: Поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим. $

2. Продолжить знакомство с некоторыми приемами анализа художественного произведения и навыками сопоставительного анализа.

3. Получить образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям.

Для достижения целей использовались:

Мультимедийная Презентация$

Работа с таблицей

Работа с дополнительными источниками

 Различные формы и методы работы:

Словесный методы (рассказ, работа с учебником)

$Наглядный (презентация)

Практический (работа с таблицей)

Проблемная ситуация

Фронтальная форма работы (на этапе актуализации знаний и изучения нового материала)

Индивидуальная (со стороны учителя индивидуальный подход к каждому ученику)

Жанр небольшого рассказа позволяет держать само произведение в центре внимания, включить всех учащихся в работу по восприятию, истолкованию, оценке художественного текста. Как показывает практика, в основном все ученики класса успевают прочитать$ текст.

При работе над рассказом Б. Екимова «Ночь исцеления» учащимся 8 класса были предложены вопросы и задания разного уровня сложности, с таким расчетом, чтобы ни один ученик не остался бы вне аналитической работы по рассказу.

Разнообразие форм и методов, а также последовательность в построении урока позволили избежать монотонности на уроке$ .

В течение всего урока поддерживалась высокая работоспособность и хорошая психологическая атмосфера , применяя разные средства обучения. Виды работ чередовались. Дети были заинтересованы материалом урока

Время урока была использована рационально. Подведены итог$и.Я считаю, что дети усвоили материал урока хорошо и цели достигнуты.

На уроках литературы во время анализа художественных текстов приучаю детей не оправдывать или осуждать, а стараться понять поступки того или иного героя, сложившуюся ситуацию. Приучаю рассматривать поступки героев с двух точек зрения: современной и с точки зрения той эпохи, в которой жил герой, и тех обстоятельств, в которых он действовал. Очень важно тактично, умело подводить ребят к важным выводам, поскольку не всегда они могут это сделать самостоятельно. Не секрет, что современные дети стали меньше читать. Стараюсь привить любовь к книге, особое, трепетное отношение и ува$жение к этому великому изобретению человечества. Пусть дети прочтут меньше книг, но книг лучших, и пусть эти несколько книг запомнятся им на долгие годы, пусть какая-либо книга станет их «учебником жизни», помощницей..

$

На уроках литературы во время анализа художественных текстов приучаю детей не оправдывать или осуждать, а стараться понять поступки того или иного героя, сложившуюся ситуацию. Приучаю рассматривать поступки героев с двух$ точек зрения: современной и с точки зрения той эпохи, в которой жил герой, и тех обстоятельств, в которых он действовал. Очень важно тактично, умело подводить ребят к важным выводам, поскольку не всегда они могут это сделать самостоятельно. Не секрет, что современные дети стали меньше читать. Стараюсь прив$ить любовь к книге, особое, трепетное отношение и уважение к этому великому изобретению человечества. Пусть дети прочтут меньше книг, но книг лучших, и пусть эти несколько книг запомнятся им на долгие годы, пусть какая-либо книга станет их «учебником жизни», помощницей. С этой целью провожу уроки типа «Эта книга помогла сделать мне правильный выбор», «Собирательный образ книги в русской литературе». С этой же целью предлагаю ученикам вести копилку мудрых высказываний, что развивает, обогащает, оттачивает эстетический вкус, воспитывает, дисциплинирует. Результатом уроков по развитию речи (сочинения разных жанров, изложения с элементами сочинения, рубрика «Проба пера») стал не только школьный альманах творческих работ,

$«толерантность» от латинского глагола «переносить, выдерживать, терпеть».

В английском языке «толерантность» — это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

$Во французском – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов.

В китайском «быть толерантным» — значит проявлять великодушие в отношении других.

В арабском «толерантность» — прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, рас$положенность к другим.

В персидском$ – терпимость, готовность к примирению.

В русском языке «толерантность» — способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам и ошибкам.

$Великий педагог В.А. Сухомлинский : “ Вы живете среди людей, проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо”.

В заключение послушайте китайскую притчу “Ладная семья”:

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царил$и в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл в$ладыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

$- И всё?

Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

— И мира тоже.

— Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Всем спасибо за урок

Краткое содержание Ночь исцеления Екимов

К бабушке Дуне в село приехал внук Гриша, покататься на лыжах и сходить на рыбалку. Он вырос и почти на все праздники приезжал в гости к своей бабушке. Дети Дуни давно повзрослели и ухали жить в город. Поэтому старушке было только в радость приготовить вкусный обед и ужин, испечь любимые внуком пироги и тихонько ждать Гришу, глядя в окно. В старости бабушка Дуня стала разговаривать и кричать во сне, поэтому приезжая в гости к сыну и дочери старалась не оставаться на ночь, чтобы не пугать родных и не доставлять им беспокойство.

После ужина старушка сказала внуку Грише, чтобы не пугался, когда она будет во сне кричать и разговаривать, что это старость. Ночью Гриша услышал бабушкины крики во сне о том, что она потеряла карточки на хлеб и у нее отбирают желуди, которые она собрала, чтобы прокормить своих детей. Сначала Гриша очень испугался, потом пошел в комнату к бабе Дуне и разбудил ее.

Утром Гриша с друзьями поехал на лыжах к Дону рыбу ловить. Пообещал бабушке привезти много рыбы, чтобы она сварила уху. К вечеру он так устал, что ночью уже не слышал Дуниных криков. Через день Гриша пошел на почту звонить маме. Он ей рассказал про бабушкины крики по ночам. Мама посоветовала в этот момент громко крикнуть бабушке слово «молчать» и она должна уснуть. Возвращаясь назад, Гриша стал думать, как помочь бабушке. Он не хотел жестоко, по его мнению, кричать бабушке «молчать».

Наступившей ночью он не лег спать, а стал ждать, когда бабушка начнет кричать во сне. Старушка начала опять бормотать, что потеряла продуктовые карточки. Гриша встал на колени около кровати и стал говорить, что все хорошо, карточки нашлись. Он долго повторял: «Возьмите бабушка ваши карточки, которые вы потеряли в синем платочке. Я их нашел». «Берите карточки и спите спокойно, спите», — говорил Гриша, успокаивая бабушку. Она уснула.

Через некоторое время баба Дуня опять стала кричать во сне и проситься переночевать. Бабушка кричала, что у нее есть документ, а она едет повидать в госпитале мужа. Гриша на этот раз тоже успокоил бабушка, и она спокойно заснула до утра.

Когда Гриша лег в кровать, он подумал, что завтра расскажет бабе Дуне, как он успокаивал ее ночью. Потом вдруг ясно понял, что нельзя говорить. Нужно каждую ночь так делать, но молчать, тогда старушка исцелится.

Рассказ учит быть добрее, сердечнее к своим родным и близким и тогда они будут жить долго и счастливо.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Екимов. Все произведения

Ночь исцеления. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Нелли жила со своим дедом. У нее был брат, Фред Трент, склонный к авантюрам и жульничеству. Ночью девочка была дома одна, — старик играл в карты. Днем на нее ложились все домашние обязанности

Рассказ Валентины Осеевой «Почему?» начинается со сценки баловства мальчика со своим четвероногим другом Бумом. Они находились одни в столовой, мальчик лихо раскачивался на стуле

Произведение начинается с того, как хор злых сущностей призывает Демона на землю, дабы он уничтожил всю красоту, созданную, когда то богом. Демон соглашается, под предлогом того

Повесть начинается с того момента, где отец Алисы Селезневой сидел и думал, какой подарок преподнести дочери на именины. Но тут позвонил археолог Громозека, прибывший с планеты Колеида, где проводил исследования, и попросил профессора принять его

Главные действующие лица: Прометей, Гефест, Насилие, Власть, Ио, Гермес, Океан, хор океанид. Насилие и Влада вместе с Гермесом приводят Прометея к месту исполнения наказания (скалы в далекой скифии)

Борис Екимов — Ночь исцеления:
Краткое содержание

Поселок на Дону. Подросток Гриша, высокий, румяный, смуглый, гостит у бабушки Дуни. Хоть внук днями с ребятами то на реке, то в лесу, а бабе Дуне уже не одиноко. «Живым духом веяло в доме». А вот сын и дочь приезжали раз в год. Чаще ездила она к ним в город. Да вот беда: стал беспокойным сон. Видятся ей пережитые война и голод – она и кричит. Дети ее к врачам водили. Пила она и таблетки. Без толку. Помогал только окрик: «Молчать!» Жалея детей, она больше не оставалась у них ночевать. Вот и перед внуком совестно. Но Гриша уверяет, что спит «мертвым сном». А ночью просыпается от крика: «Люди добрые! Карточки потеряла!» А на руках у нее Петяня (отец Гриши), Шура, Таечка. Как без хлеба выжить? И плачет бабушка навзрыд. Разбудил ее Гриша. Но затихла она ненадолго. «Не отымайте, Христа ради…» Это у нее лесники желуди отнимают. Не положено собирать. А из них муку можно сделать.

Для отца Гриши война в прошлом, а для бабушки и сейчас рядом. «Как помочь?» Хотел внук рявкнуть «молчать!», но вместо этого ласково «подал» ей утерянные карточки в синеньком платочке, успокоил. А потом сел у печки и заплакал от жалости. И к ней, и к людям той поры. А баба Дуня во сне уже пробирается к мужу в госпиталь. Просится переночевать. Гриша успевает «вовремя», пока она еще не заплакала. «Пускает» на ночлег: «На бочок и спите». В ту ночь бабаня больше не кричала. Утром Гриша хотел рассказать, какое лекарство нашел для ее психики. И вдруг осознал: «нельзя говорить». Просто «делать и молчать», пока не придет полное «исцеление».

Читательский дневник по рассказу «Ночь исцеления» Екимова

Сюжет

Подросток Гриша в гостях у бабушки Дуни в донском селе. С недавних пор она начала кричать во сне. Снится война. Ее дети знают: после окрика «молчать!» она затихает. Но внук не кричит, а успокаивает плачущую бабушку. «Возвращает» ей во сне потерянные карточки на хлеб, «пускает» переночевать, когда она идет в госпиталь к мужу-фронтовику, «разрешает» набрать в лесу желудей для муки. Такое отношение лечит бабушку. И Гриша утешает, помогает ей во сне, ожидая ночи, когда придет полное исцеление.

Отзыв

В названии рассказа идет речь об исцелении душ героев. Тема рассказа – эхо войны, незаживающая память о ней, связь поколений. Ни одну семью война не обошла стороной. Муж Дуни на фронте, она с тремя детьми выживает в тылу. Эти впечатления оказались самыми сильными в жизни бабы Дуни. Внук Гриша понял: страдание и страх лечатся состраданием, любовью. Рассказ учит сопереживать, ценить жизнь, мир, беречь близких, знать и помнить историю своей страны, лечить душевные раны друг друга любовью.

План рассказа «Ночь исцеления»

  1. Радость бабы Дуни от приезда внука.
  2. Слезы бабушки в снах про войну.
  3. Бабушка мешает всем спать.
  4. Окрик – не лекарство.
  5. Помощь внука в снах бабушки.
  6. В ожидании ночи исцеления от боли.

Вопросы к рассказу «Ночь исцеления»

  1. В какое время года происходят события рассказа? (зимой).
  2. Что снится бабе Дуне? (война и голод).
  3. Как дети пытались ее вылечить? (визиты к врачам, таблетки, окрики).
  4. Что испытывает Гриша к плачущей бабушке? (сострадание, жалость).
  5. Какие карточки во сне обронила бабушка? (хлебные).
  6. Сколько детей бабушка растила в войну? (троих).
  7. Что делали из желудей люди в войну? (муку для чуреков, лепешек).
  8. Кого во сне Дуня навещала в госпитале? (мужа).
  9. Что делает Гриша, «приходя» в сны бабушки? (успокаивает, помогает).
  10. Чего хочет добиться Гриша своим лечением? (исцеления, выздоровления).

Анализ рассказа «Ночь исцеления»

В названии рассказа – ожидание ночи исцеления опаленной войной души родного человека. Главный герой – Гриша. Его характер дан в развитии. Подросток учится сочувствию, сопереживанию, отзывчивости. Он ищет и находит лекарство для душевных ран бабушки. Это не окрик, а внимание, сострадание, любовь. Случай с бабушкой помог ему повзрослеть душой, излечиться от равнодушия, понять важные вещи про жизнь, народ, войну, память.

Внук приезжает для себя – отдохнуть. Постепенно его отношение меняется. Перед ним – мама его отца. И война не в учебнике истории, а рядом. Он решил молчать о своем рецепте лечения, чтобы не разрушить веру бабушки в его слова ночью.

Поиск себя в этом мире, выбор, каким быть, как относиться к людям – одна из проблем рассказа. Гриша из нового поколения, не знавшего войны. Но не разрывает связь поколений, а разделяет боль тех, кто войну пережил. Детям бабы Дуни не хватило терпения, сочувствия, времени. Их лекарство было резким окриком. Милосердие, забота, понимание – лекарства от одиночества, душевной боли и равнодушия.

Краткое содержание Екимов Ночь исцеления для читательского дневника

Старушка очень плохо спит, кричит во сне, видит кошмары. Самый страшный сон о том, как она потеряла в войну хлебные карточки, а они жизненно нужны её детям. Внук берётся её вылечить: ночью проговаривает спящей, что карточки нашлись. И бабушка просыпается практически здоровой и спокойной. И только в последний момент мальчишка решает не хвастаться. Решается сохранить магию исцеления в тайне.

Главная мысль

Главное – проявлять внимание к людям, но не выставлять свои добрые дела, чтоб не разрушить чудо. Важно сохранить саму веру человека.

Краткое содержание Екимов Ночь исцеления

К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому, убирает и готовит, чтобы всех накормить. И так всю жизнь она трудилась – всё делала для других. Единственный недостаток у неё – мешает другим спать ночами. И не храпит ведь – кричит от ужаса, хотя сама этого очень стыдится. Всегда предупреждает гостей, старается плотней закрыть двери… Снится ей опять война, которая, хоть и закончилась, будто продолжается в воспоминаниях людей. Страх не пережит, не побеждён. Он постоянно с ней, но только ночью, когда отошли заботы дня, он набрасывается на свою жертву. Как будто это настоящее эхо войны.

Внук, разбуженный ночью, подходит к бредящей старушке, вслушивается, понимает, что за кошмар ей снится. Мальчик сам испуган, так как ощущает ужас в её криках, отчаяние в неразборчивых словах спящей. И придумывает, как ей помочь, просто от доброты душевной. Приходится ночью сидеть около кровати и повторять спящей, что карточки нашлись. Точней, она сама во сне просит добрых людей помочь. Она кричит, что это было на хлеб для её детей. Возможно, кто-то из них уже умирает от голода. И во сне она воспринимает слова внука, верит им, успокаивается.

Конечно, мальчик гордится, что он сумел так ловко всё придумать, обмануть ночной кошмар. Внук собирается рассказать о том, какой он сообразительный, всем – и в первую очередь, естественно, самой бабушке. Но в последний момент он понимает, что так разочарует ей, обманет надежды на то, что кончились её страдания. И он заставляет себя молчать.

И всё-таки он понимает, что, возможно, придётся повторять «бабушкиному подсознанию» о найденных карточках снова и снова, ночь за ночью.

Весьма популярный рассказ для выразительного чтения.

Читать краткое содержание Ночь исцеления. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Екимов Борис Петрович. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Ночь исцеления

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Владимир Леонидович Дуров был талантливейшим писателем, но это не основной его род деятельности. В молодости Дуров учился в военной гимназии, но увлекся цирком и полностью посвятил

Первые строчки романа повествуют нам о радости, которая переполняет Колю Плужникова. Наконец-то он закончил военное училище и думал теперь о том, как он поскорее прибудет домой.

В кочующем цыганском таборе вечер, старый цыган ждёт свою дочь, которая отправилась гулять по полям. Земфира возвращаетсяне одна, а с молодым человеком по имени Алеко. Она сообщает отцу, что он решил оставить прежнюю жизнь и стать цыганом.

Ершов Петр Павлович написал интересную сказку для детей, где главный герой Иванушка-дурачок дружит с ослом, а тот ему помогает в различных ситуациях. Хоть история простая и содержит много волшебства, в ней есть моменты

В романе присутствуют две сюжетные линии, которые объединяет Лес, а также два главных персонажа – Перец и Кандид, которые с ним связаны. Они очень разные, но оба сильно выделяются в своем окружении

Антоновские яблоки

Автор-рассказчик вспоминает недавнее прошлое. Ему вспоминается ранняя погожая осень, весь золотой, подсохший и поредевший сад, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок: садовники насыпают яблоки на телеги, чтобы отправить их в город. Поздно ночью, выбежав в сад и поговорив с охраняющими сад сторожами, он глядит в темно-синюю глубину неба, переполненного созвездиями, глядит долго-долго, пока земля не поплывёт под ногами, ощущая, как хорошо жить на свете!

Рассказчик вспоминает свои Выселки, которые ещё со времени его дедушки были известны в округе как богатая деревня. Старики и старухи жили там подолгу — первый признак благополучия. Дома в Выселках были кирпичные, крепкие. Средняя дворянская жизнь имела много общего с богатой мужицкой. Вспоминается ему тётка его Анна Герасимовна, ее усадьба — небольшая, но прочная, старая, окружённая столетними деревьями. Сад у тётки славился своими яблонями, соловьями и горлинками, а дом — крышей: соломенная крыша его была необыкновенно толстой и высокой, почерневшей и затвердевшей от времени. В доме прежде всего чувствовался запах яблок, а потом уже другие запахи: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета.

Вспоминается рассказчику его покойный шурин Арсений Семеныч, помещик-охотник, в большом доме которого собиралось множество народу, все сытно обедали, а затем отправлялись на охоту. На дворе трубит рог, завывают на разные голоса собаки, любимец хозяина, чёрный борзой, влезает на стол и пожирает с блюда остатки зайца под соусом. Автор вспоминает себя верхом на злом, сильном и приземистом «киргизе»: деревья мелькают перед глазами, вдали слышны крики охотников, лай собак. Из оврагов пахнет грибной сыростью и мокрой древесной корой. Темнеет, вся ватага охотников вваливается в усадьбу какого-нибудь почти незнакомого холостяка охотника и, случается, живёт у него по нескольку дней. После целого дня, проведённого на охоте, тепло людного дома особенно приятно. Когда же случалось проспать на следующее утро охоту, можно было весь день провести в хозяйской библиотеке, листая старинные журналы и книги, разглядывая заметки на их полях. Со стен смотрят фамильные портреты, перед глазами встаёт старинная мечтательная жизнь, с грустью вспоминается бабушка.

Но перемёрли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч. Наступает царство мелкопоместных дворян, обедневших до нищенства. Но хороша и эта мелкопоместная жизнь! Рассказчику случалось гостить у соседа. Встаёт он рано, велит ставить самовар и, надев сапоги, выходит на крыльцо, где его окружают гончие. Славный будет денёк для охоты! Только по чернотропу с гончими не охотятся, эх, кабы борзые! Но борзых у него нет. Однако с наступлением зимы опять, как в прежние времена, съезжаются мелкопоместные друг к другу, пьют на последние деньги, по целым дням пропадают в снежных полях. А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светятся в темноте окна флигеля: там горят свечи, плавают клубы дыма, там играют на гитаре, поют.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

«Антоновские яблоки» — краткое содержание и пересказ по главам рассказа И. А. Бунина

Здесь даны основные сведения о рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки», представлено его краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев, указаны темы и идея этого рассказа.

Описание книги для читательского дневника

  • Автор: Иван Алексеевич Бунин.
  • Название произведения: «Антоновские яблоки».
  • Жанр: рассказ.
  • Год написания: 1900.
  • Издательство: «ИГ Лениздат».
  • Год издания: 2012.
  • Страниц: 16.

Краткие сведения о произведении

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки» написан в 1900 году и опубликован в том же году в журнале «Жизнь». Это произведение построено как лирический монолог-воспоминание. В нём присутствует мотив прощания с уходящим в прошлое миром дворянских усадеб.

Автор изобразил не только жизнь помещиков, но и рассказал о крестьянском быте. Рассказ «Антоновские яблоки» является ярким образцом поэтической прозы.

Главные герои рассказа и их краткая характеристика

  • Рассказчик — помещик, который грустит по ушедшему великолепию дворянского усадебного быта, по исчезновению старого уклада жизни.
  • Анна Герасимовна — барыня, важная, приветливая. Это тётка рассказчика, зажиточная, но не очень богатая дворянка. Она хозяйственна, любит вспоминать про старину.
  • Арсений Семёныч — шурин рассказчика. Этот помещик был страстным охотником и гостеприимным хозяином. На охоту он ездил вместе с другими помещиками. Арсений Семёныч высок, строен, худощав, но широкоплеч, а красивым лицом похож на цыгана.

Темы

В рассказе И. А.Бунина «Антоновские яблоки» раскрыты темы:

  • запустение помещичьих усадеб;
  • ностальгия;
  • красота и гармоничность природы.

Идея

Основная мысль (идея) рассказа «Антоновские яблоки»: людям дороги воспоминания о детстве и юности. Любовь к родным местам помогает человеку переживать сложные ситуации в зрелом возрасте. Автор косвенно призывает потомков беречь культуру предков, помнить об ушедшем и о связи времён.

Рассказ «Антоновские яблоки» заставляет задуматься о том, что культурное наследие предков является ценным для воспитания последующих поколений, что нужно не забывать о нём.

Цитаты из рассказа «Антоновские яблоки»

  • «Хорошие девушки и женщины жили когда-то в дворянских усадьбах!»
  • «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб».

Изобразительно-выразительные средства

  • Эпитеты: ржаной аромат новой соломы; душистый дым вишнёвых сучьев; крепкий запах грибной сырости; мёртвая тишина; заповедные чертоги.

Словарь незнакомых слов

  • Гумно — площадка для молотьбы.
  • Дули — род груши.
  • Клавикорды — струнно-клавишный инструмент.
  • Пунька — сарай, кладовая.
  • Рига — постройка для сушки и обмолота зерновых культур.
  • Требник — богослужебная книга, в которой излагается чинопоследование треб (таинств, обрядов и т. д.).

Очень краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)

Рассказ «Антоновские яблоки» почти полностью «бессюжетный» и состоит из воспоминаний.

Вспоминает рассказчик погожую осень, когда в усадьбе чувствуется запах антоновских яблок. Мещане-садовники грузили яблоки в телеги для продажи в городе. В праздничные дни они устраивали продажу яблок прямо в саду, у большого шалаша. Торговали весело, даже на гармони иногда играли.

Вспомнилась рассказчику, как по дороге на охоту проезжал он богатую деревню Выселки, где было много долгожителей. Уклад средней дворянской жизни по своей домовитости имел много общего с укладом жизни богатых мужиков. Такова была дворянская усадьба тётки рассказчика Анны Герасимовны. Всё в усадьбе и в доме было прочно, а сад был запущен и славился яблоками разных сортов. Сейчас таких усадеб, как у тётки, осталось мало, и в них уже не видно жизни.

Шурин рассказчика Арсений Семёныч был страстным охотником. Часто в ясные осенние дни у него собирались соседи-помещики и вместе отправлялись на охоту. Далее описывается охота с борзыми собаками и красота леса, похожего на «заповедные чертоги».

Заканчивалась охота вечером, и уже в темноте приезжали охотники к какому-нибудь холостяку помещику и, бывало, жили у него по нескольку дней. Иногда рассказчик просыпал охоту и, после прогулки по саду, принимался знакомиться с библиотекой хозяина-помещика. В ней было много старинных книг с пометками на полях, сделанных предками хозяина.

Сейчас многое изменилось в помещичьих усадьбах, наступила пора обедневших мелкопоместных дворян. Но жизнь в таких усадьбах тоже хороша. Ранним утром, приказав кухарке ставить самовар, идёт мелкопоместный смотреть, как крестьяне молотят снопы на гумне. Такие помещики тоже любят охоту, но начинают охотиться только когда выпадет первый снег, так как собаки у них гончие, борзых нет.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Рассказчик вспоминает свежее утро погожей осени, поредевший сад и «запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести».

Мещане-садовники насыпают яблоки в телеги мужиков, которых они наняли, чтобы отвезти яблоки в город. Мужики одно за другим едят яблоки, но мещане не против этого — такой здесь обычай.

Особенно сильно пахнет яблоками около большого шалаша, где ночевали летом мещане-садовники.

В праздничные дни около этого шалаша — настоящая ярмарка. Приходят покупать яблоки «бойкие девки-однодворки в сарафанах», приходят «барские» крестьяне и молодая старостиха, «важная, как холмогорская корова». У неё на голове «рога» — косы, положенные по бокам макушки. Покупают яблоки за копейку или за яйцо и мальчишки.

Вспоминает рассказчик, как, бывало, поздней ночью он выбежит в сад, возьмёт ружьё у мещанина-садовника и выстрелит в воздух. Мещанин одобрительно говорит, чтобы он постращал воров, а то всю дулю (грушу) отрясли.

Чувствовал молодой барин, «как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Глава 2

«Ядрёная антоновка — к весёлому году», — этой приметой начинается вторая глава. Если антоновка уродится, значит, уродится и пшеница, и рожь.

Вспомнился рассказчику один такой урожайный год. На заре велит молодой барин засёдлывать лошадь и бежит на пруд умываться, затем в людскую — позавтракать с работниками картошкой и хлебом.

Затем, по дороге на охоту, проезжает он Выселки. Барские Выселки всегда славились «богатством» и долгожителями. Деду Панкрату, например, было не меньше ста лет. Помнил рассказчик и его жену, старуху-крестьянку в рубахе всегда белой-белой — «совсем хоть в гроб клади».

Дворы в Выселках были кирпичные, крепкие, под стать старикам. За железными дверями пунек и амбарчиков у богатых мужиков чего только не было.

Склад богатой мужицкой жизни тогда был похож на склад жизни средних дворян. Жизнь в усадьбе тётки рассказчика Анны Герасимовны, не очень богатой, но зажиточной помещицы, по домовитости была похожа на жизнь семьи богатого мужика.

Усадьба у Анны Герасимовны небольшая, но прочная, с множеством надворных построек. Сад у тётки славился яблоками, горлинками и соловьями, а дом — очень высокой, толстой соломенной крышей.

Хотя крепостного права уже не было, но у тётки рассказчик его чувствовал. Когда какой-нибудь барин въезжал во двор, все старые дворовые люди снимали шапки и низко кланялись.

В доме у тётки стоит чудесный запах яблок, всюду там чистота и тишина. Анна Герасимовна выходит к гостю «важно, но приветливо и сейчас же, под бесконечные разговоры про старину, про наследства, начинают появляться угощения».

Глава 3

Сейчас такие усадьбы, как была у Анны Герасимовны, сохранились, но их очень немного, и «в них уже нет жизни…»

Угасающий дух помещиков поддерживала в последние годы только охота.

Страстным любителем охоты был шурин рассказчика Арсений Семёныч. Когда осенью наступала ясная погода, окрестные помещики перед охотой собирались у Арсения Семёныча. Рассказчик вспоминает, как гости после сытного обеда шумно говорили о предстоящей охоте, а любимец хозяина, чёрный борзой, вскочил на стол и стал пожирать остатки зайца. Арсений Семёныч, выйдя из кабинета, напугал и собаку, и гостей выстрелом, собака с визгом спрыгнула со стола, а хозяин, смеясь, сказал: «Жалко, что промахнулся!» — и позвал выезжать на охоту.

А после охоты, когда уже пора на ночёвку, долго охотники собирают в лесу разбежавшихся борзых. И уже в темноте вваливалась ватага охотников в усадьбу какого-нибудь помещика и жила там иногда по нескольку дней.

Иногда в такой усадьбе рассказчик просыпал охоту и тогда принимался за старые книги, похожие на церковные требники, рассматривал заметки у них на полях, сделанные гусиным пером. Потом переходил к сентиментальным романам, к журналам с произведениями «Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина». И с грустью вспоминал рассказчик, как читала бабушка стихи из «Евгения Онегина», как играла на клавикордах.

Глава 4

С той поры прошло не так много времени, но в помещичьих усадьбах многое изменилось. Умерла Анна Герасимовна, старики в Выселках, Арсений Семёныч застрелился. «Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства». Но и мелкопоместная жизнь хороша!

Рано встав, мелкопоместный приказывает кухарке ставить самовар, затем идёт на гумно, к воротам риги, смотрит на молотьбу.

В ноябре мелкопоместному дворянину охотиться не с чем: борзых у него нет, но когда выпадет первый снег, начнётся охота с гончими. Тогда съедутся мелкопоместные, будут пить на последние деньги и по целым дням охотиться в полях.

Краткое содержание Антоновские яблоки Бунина

Рассказчик вспоминает о том, что когда-то в прошлом места детства. Ведь, когда он был маленьким, он жил в деревне, которую тогда считали даже очень богатой деревней, ведь именно в ней много всего росло, продавалось.

Деревня носила название Выселки. Дома, как ни странно для деревни, там были кирпичные, а это уже первый признак по тем временам – что деревня богатая. И там долго жили люди, особенно старики и бабушки. Это тоже показывало, что деревня очень обеспеченная. Кстати, обеспечение у всех людей, которые жили в этой деревне, как ни странно, было похожее. Даже те, кто должен был по социальному уровню находиться в бедноте, на самом деле, был достаточно обеспечен, почти как самые богатые люди в селе.

Также, ему вспоминалась тетка Анна Герасимовна. И особенно ее усадьба. Ее усадьба, которая была не слишком большой, но красивой, а также прочной, и еще ее место обитания казалось таким старинным, а потому – весьма необычным.

Также, что очень запоминалось и нравилось детворе – это то, что вокруг ее дома стояли уже долго время столетние деревья, что было очень красиво и естественно. Также, у нее был сад, в котором было много яблонь, ведь именно этим он и славился в первую очередь. Даже соловьи и горлинки там были, потому что сад нравился к тому же и птицам.

Крыша была соломенной, и очень толстой, а потому – все восхищались этой крышей. А какие запахи были в доме у тетки Анны. Ведь в доме в первую очередь запах старой мебели, а также – яблок, спелых, сочный и вкусных.

Даже шурин вспомнился рассказчику. Ведь это был человек, который любил охотиться. И, к тому же, в его доме всегда много собиралось людей, друзей и их знакомых. Там всегда было шумно, или почти всегда, все веселились на званых обедах, которые он давал, как помещик.

Также, у него всегда было много собак, так как они нужны были ему для охоты. Рассказчик сам себя помнит на таком званом обеде, как он со всеми после сытного обеда – на вороном коне, который мчит слишком быстро, как кажется. Все вокруг мелькает – деревья, люди на конях, и еле-еле видна дорожка впереди.

Собаки гавкают, все мчатся, нет никакой остановки. Потом, когда уже сильно стемнеет, все охотники просто от некуда деться, уставшие, вваливаются в дом какого-то охотника возле лес, и там и остаются ночевать. Бывает, что и по нескольку дней там живут.

Произведение тёплых воспоминаниях детства.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. Все произведения

Антоновские яблоки. Картинка к рассказу

Сейчас читают

«Царь Борис» — это заключительная часть исторической трилогии Толстого. Она охватывает события от венчания Бориса Годунова на царствие до его смерти, перед которой объявляет он царем своего сына Федора.

Чтобы поправить здоровье после ранения, Печорин приезжает в Пятигорск. Здесь он встречает своего старого знакомого, с которым в глазах общества он находится в самых лучших человеческих отношениях

Повесть написана о трех молодых врачах, которые ищут свое место в жизни. Главными героями являются три друга, которые только отучились в ленинградском мединституте. Каждый из них обладает своим уникальным характером

В одном селе жил старик. Был он хромым и седым, со шрамом на лице. Он сторожил колхозный сад. Также он зарабатывал себе на жизнь плетением и продажей корзин.

В произведении «35 кило надежды», написанном французской писательницей Анной Гавальдой, рассказывается о жизни Грегуара. Маленький мальчик плохо учиться в школе. Из-за этого в семье его постоянно ругают и упрекают за плохие отметки

  • Цитаты из рассказа бедная лиза
  • Цитаты из рассказа гранатовый браслет
  • Цитаты из рассказа маленький принц
  • Цитаты из рассказа бежин луг тургенев
  • Цитаты из рассказа ася