Цитаты из рассказа горе от ума грибоедов

Автор: самый зелный опубликовано 01.07.2021 обновлено 01.07.2021 598 слов одним из выдающихся произведений александра сергеевича грибоедова является комедия

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

(598 слов) Одним из выдающихся произведений Александра Сергеевича Грибоедова является комедия «Горе от ума». Здесь автор поставил очень важные и актуальные на все времена проблемы, а также высмеял общественные пороки. Он продемонстрировал читателю столкновение представителей традиционного уклада жизни и приверженца новых прогрессивных идей. Сущность противопоставления может показать сравнение Чацкого и Молчалина. Рассмотрим сравнительную характеристику данных персонажей подробнее.

Чацкий и Молчалин существенно отличаются по своему характеру, взглядам на жизнь, положению  в обществе. Они во всем являются антиподами. Чацкий открыто презирает Молчалина, а Алексей верен своим привычкам и не выражает своего мнения: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Почему же Александр так негативно относится к Алексею? Автор показывает, как Молчалин, чтобы добиться карьерного роста, стремится потакать выше стоящим. Чацкий, в свою очередь, категорически против такого поведения: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Молчалин, судя по его говорящей фамилии, всегда старается либо соглашаться, либо отмалчиваться. А Чацкий, в отличие от него, всегда говорит правду. Если Молчалин стремится у успеху в обществе Фамусова, играет по его правилам, то Чацкий хочет изменить это общество коренным образом.

В образе Молчалина Александр Сергеевич воплотил типичного подхалима. Герой символизирует чинопочитание. Молчалин готов пойти на любые ухищрения ради осуществления собственных желаний, ведь он не может преуспеть честным путем. Основным средствами Молчалина являются услужничество, обман и лесть, но сам он называет эти качества «уверенностью и аккуратностью». Самой заветной мечтой данного персонажа является повышение по службе. Ради своей цели Молчалин ведет себя очень подло и низко. Герой обманывает Софью, что влюблен в нее, чтобы приблизиться к Фамусову.

Александр Чацкий, напротив, искренне полюбил Софью. Его любовь к девушке является самой чистой и преданной. Главный герой не может понять, чем Софью привлек такой подхалим, как Молчалин. Чацкий отказывается от службы, потому что полагает, что только люди, подобные Молчалину, в состоянии добиться карьерного роста. Главный герой возмущен, Молчалин хочет незаслуженно добиться повышения по службе, и всячески подшучивает над героем. Чацкий отличается прямолинейностью, он не боится выражать вслух свои убеждения. В образе Александра Чацкого писатель показал читателю очень образованного и рассудительного человека. Не секрет, что главный герой знает немало успешных и богатых людей, но не льстит им ради денег и влияния. Хотя бы потому, что ему это не нужно. Главным идеалом Чацкого является процветание России. Поэтому он жертвует репутацией и карьерой, чтобы изменить правящий класс и убедить его начать в стране реформы. Он осуждает фамусовское общество из-за его духовной нищеты, пошлости и ничтожных предрассудков.

В образе Молчалина Александра Грибоедов показал типичного сторонника традиционного уклада жизни. Это яркий представитель «века минувшего». Алексей смирился, что он не сможет себе построить успешное будущее без поддержки влиятельных людей. Его, в отличие от Чацкого, устраивает мир застоя, если он будет иметь доступ к кормушке для паразитов в виде казны. Для этого героя главными жизненными ценностями являются богатство, высокое положение в обществе и успешная карьера. Ради этого персонаж готов лицемерить и унижаться. А Чацкий не готов, потому что он сильнее и умнее. Чацкий — представитель «века нынешнего». В отличие от Молчалина, он понимает, что нет чести в том, чтобы быть богатым в нищей и отсталой стране. Герой хочет поменять ее, освободившись от таких застойных явлений, как крепостное право, блат в высших сферах управления, преклонение перед иностранной культурой. Он хочет жить в обществе, где не нужно унижаться, чтобы жить достойно. А Молчалин, будучи более трусливым и менее одаренным человеком, готов смириться с тем, что есть, лишь бы ничего не делать.

В произведении «Горе от ума» Грибоедов продемонстрировал читателю всю суть противостояния двух противоположных взглядов на жизнь. Автор показал борьбу «века минувшего» в лице Молчалина и «века нынешнего» в лице Чацкого. Читатель видит, как пустое и безнравственное общество симпатизирует Молчалину и не признает Чацкого. Александр становится «лишним человеком» в этом бездуховном обществе.

Различия Чацкого и Молчалина Цитаты про Чацкого Цитаты про Молчалина
Главные черты характера «Остёр, умён, красноречив…»  «Услужлив, скромненький…»

«Еще ли не сломил безмолвия печати?..

Наличие и отсутствие гордости «Вот то-то, все вы гордецы!..»  «Мне завещал отец:  Во-первых, угождать всем людям без изъятья…»  
Конфликтность и компромиссность «Зачем же быть, скажу вам напрямик,   Так невоздержну на язык?   В презреньи к людям так нескрыту?»   Молчалин! — Кто другой так мирно всё уладит!  Там моську вовремя погладит,  Тут в пору карточку вотрёт…»
Искренность и неискренность в любви к Софье «И всё-таки я вас без памяти люблю…»   «Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?..»  
Наличие и отсутствие способностей «Жаль, очень жаль, он малый с головой   И славно пишет, переводит.  Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…»  «…Молчалин прежде был так глуп!..  Жалчайшее созданье!  Уж разве поумнел?..»  
Показное смирение и искренность «Кто так чувствителен, и весел, и остёр,  Как Александр Андреич Чацкий!» 

«Да! грозный взгляд, и резкий тон,  И этих в вас особенностей бездна…»

«Молчит, когда его бранят!..» «А он?.. смолчит и голову повесит. Конечно, смирён, все такие не резвы…» 
Наличие и отсутствие собственного мнения «Помилуйте, мы с вами не ребяты,  Зачем же мнения чужие только святы?»  «В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь.» 
Честное и бесчестное отношение к карьере «Служить бы рад, прислуживаться тошно…»  «Молчалин: Ведь надобно ж зависеть от других. Чацкий: Зачем же надобно? Молчалин: В чинах мы небольших.» 
Чувствительность и бесчувственность «Кто так чувствителен, и весел, и остёр,  Как Александр Андреич Чацкий!»  «Вы, сударь, камень, сударь, лед…»  

Метки: 9 классАлександр ГрибоедовГоре от умасравнениетаблица

Читайте также:

На чтение 9 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Самые цитируемые выражения

«Счастливые часов не наблюдают»

. Фразу произносит Софья Павловна, объясняя горничной, как быстро проходят ночи рядом с любимым. Выражение не изменило своего толкования. Им характеризуют состояние людей, увлеченных друг другом. Для них время уходит на задний план, оставляя место только чувствам. Влюбленных переполняет восторг от общения, встреч и положительных эмоций. Следить за временем они не могут и не хотят.

«Ум с сердцем не в ладу»

. Фразу произносит Чацкий. Он объясняет ею свое состояние. Сердце влюбленного не слышит разум. Человек не способен анализировать происходящее вокруг, не замечает обмана и лживых поступков. Ослепленный чувствами, он не слышит в речи истины. Вводит себя в заблуждение, которое впоследствии становится роковой ошибкой. В современной жизни выражение находит место не только в эмоциональной сфере, описывающей чувства взаимной привязанности. Ум не помогает ослепленным своей удачей в бизнесе, в азартных играх.

«Герой не моего романа»

Читайте также:  Сочинение на тему почему грибоедов поменял название горе уму на горе от ума

. Софья Павловна использовала фразу для объяснения того, что один из претендентов на ее руку не может быть ее возлюбленным. Сегодня выражение позволяет убрать из кавалеров тех, кто не может стать женихом по индивидуальному выбору и предпочтениям любого пола.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»

. В речи Чацкого слово служить имеет прямое значение. В современном мире выражение используется гораздо шире. Служить становится синонимом работать. Многим хочется найти такую профессию, в которой не придется выполнять указания верхних ступеней власти, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Большинству хочется, чтобы оценили их знания, умения и опыт.

«День за день, нынче, как вчера»

. Так описывает свою жизнь Алексей Молчалин. Так характеризуют жизнь и современники, если из нее уходят интересные события, остается одна повторяющаяся каждый день рутина. Состояние безысходности слышится за словами, тоска и уныние. Из такого состояния хочется вырваться как можно быстрее.

«Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь»

. Фраза вложена в уста горничной Лизы. Девушка понимает опасность и любви, и немилости. Хочется избежать излишней заботы, злобы и неприязни. Любое чувство со стороны власть имущих, начальства и руководителя чаще заканчивается отрицательно для работника. Именно поэтому хочется, чтобы яркие проявления с их стороны обошли стороной.

«Кому назначено-с, не миновать судьбы»

. Мудрые слова произносит Лиза. Вера в предназначение и в судьбу не пропала и у современников. Событие, которое происходит в жизни, чаще отрицательное, невозможное для объяснения, сводят к проявлению сил свыше. За все несет ответственность судьба.

«Кто беден, тот тебе не пара»

. Речь отца Софии четко разграничивала возможности дочери выбирать будущего мужа. Казалось бы, век деления на бедных и богатых прошел. Но на самом деле, статусное положение не просто осталось, но считается одной из основных причин разводов и несостоявшихся браков. Выражение продолжает жить, расширив свое значение. Любое социальное положение, разделяющее влюбленных, можно объяснить крылатым выражением.

«А судьи кто?»

. Слова Чацкого звучат и поныне. Осуждения людей, не имеющих на это право, встречается так часто, что выражение считается одним из самых популярных. Слово судьи не используется в прямом значении, оно характеризует любого человека, пытающегося преподнести свое мнение, часто ошибочное, как эталон.

Вариант 2

Александр Сергеевич Грибоедов создал замечательную, бессмертную комедию «Горе от ума», практически, два столетия тому назад. В это произведение автор вложил огромный багаж мудрости и знаний. Эти фразы стали крылатыми и по сей день пользуются популярностью у людей. Цитаты настолько яркие, весёлые и точные, что разлетелись на весь мир. Язык на котором написано произведение не устаревает, поэтому людям разного поколения не так трудно читать и понимать смысл комедии. Так же комедия является живым олицетворением и насмешкой над реальностью. Не даром в народе говорят «Век живи — Век учись» Митрофан был тем, кто не желал учиться, а мать его была отнюдь не дальновидной женщиной с кучей амбиций. Автор смеётся над ними и приводит в пример людскому народу, чтобы те не повторяли ошибок.

Фраза «Ах! Злые языки страшнее пистолета.» Как точно подмечено писателем. Бывает, что человек скажет что-то обидное до глубины души, особенно если это близкий человек и уж как не ему знать, куда по больнее можно ударить. Клевета, сплетни за спиной. Всегда находились люди, которые завидовали. У этих злых языков могут быть тысячи мнимых причин, чтобы оскорбить, унизить или просто посплетничать. Языки ранят тонкую, чуткую душу.

Читайте также:  Школа злословия   ::   Шеридан Ричард Бринсли

Знаменитая всеми фраза «герой не моего романа» скорее служить для охарактеризованная любовной темы. Даже в нынешнее время женщины при встрече с противоположным полом могут позволить выразиться данным выражением среди подруг, родителей или же этому молодому человеку.

«Блажен кто верует» Эта фраза тоже относится к характеристике человека. Часто говорят так про верующих людей, про веру не только в Бога, но и в любое благое дело.

«Счастливые часов не наблюдают» Ох, эта крылатая фраза используется для влюблённых парочек. Они так беззаботны, полны мечтаний и стремлений, хотя иногда мечты могут привести не туда куда нужно. Но порой одна вера, способна дать крылья, чтобы влететь высоко-высоко над всеми мирскими проблемами. Она способна дать то, чего не даст никто- это силу не оспоримую не с какой другой.

Таким образом, данные афоризмы стали не просто вековыми пословицами, крылатыми фразами, но ещё служили уникальным средством выразительности среди главных героев. Эти точные высказывания стали не просто крылатыми в России, но и вышли далеко за неё приделы и используются по сегодняшний день. Это наследие всего русского народа, которое будет веками пользоваться популярностью и обретёт ещё большую мудрость.

Действия комедии в стихах «Горе от ума»

Действие 1

Явление 1

Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька середи комнаты спит, свесившись с кресел. (Утро, чуть день брежжится)

Лизанька(вдруг просыпается, встает с кресел, оглядывается)

(Стучится к Софии.)

(Отходит от дверей.)

(Опять к дверям)

Да расходитесь. Утро. — Что-с?

(Голос Софии)

Который час?

Лизанька

Все в доме поднялось.

София(из своей комнаты)

Который час?

Лизанька

Седьмой, осьмой, девятый.

София(оттуда же)

Неправда.

Лизанька(прочь от дверей)

(Лезет на стул, передвигает стрелку, часы бьют и играют.)

Явление 2

Лиза и Фамусов.

Лиза

Ах! барин!

Фамусов

Барин, да.

(Останавливает часовую музыку)

Лиза

Нет, сударь, я… лишь невзначай…

Фамусов

(Жмется к ней и заигрывает)

Ой! зелье, * баловница.

Лиза

Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!

Фамусов

Лиза

Фамусов

Почти.

Лиза

Ну, кто придет, куда мы с вами?

Фамусов

Лиза

Сейчас започивала.

Фамусов

Сейчас! А ночь?

Лиза

Ночь целую читала.

Фамусов

Вишь, прихоти какие завелись!

Лиза

Все по-французски, вслух, читает запершись.

Фамусов

Лиза

Фамусов

Лиза(как можно громче)

Да полноте-с!

Фамусов(зажимает ей рот)

Лиза

Боюсь, чтобы не вышло из того…

Фамусов

Чего?

Лиза

Фамусов

Все ты лжешь.

Голос Софии

Эй, Лиза!

Фамусов(торопливо)

Тс!

(Крадется вон из комнаты на цыпочках.)

Лиза(одна)

Явление 3

Лиза, София со свечкою, за ней Молчалин.

София

Лиза

София

Ах, в самом деле рассвело!

(Тушит свечу.)

И свет и грусть. Как быстры ночи!

Лиза

София

Счастливые часов не наблюдают.

Лиза

София(Молчалину)

Идите; целый день еще потерпим скуку.

Лиза

Бог с вами-с; прочь возьмите руку.

(Разводит их, Молчалин в дверях сталкивается с Фамусовым.)

Явление 4

София, Лиза, Молчалин, Фамусов.

Фамусов

Что за оказия! * Молчалин, ты, брат?

Молчалин

Я-с.

Фамусов

София

Он только что теперь вошел.

Молчалин

Сейчас с прогулки.

Фамусов

София

Фамусов

София

Кем, батюшка?

Фамусов

Лиза

Осмелюсь я, сударь…

Фамусов

София

Фамусов

София

Фамусов

София

Фамусов

Что за история?

София

Вам рассказать?

Фамусов

Ну да.

(Садится.)

София

Фамусов

София

Фамусов

Молчалин

Я слышал голос ваш.

Фамусов

Молчалин

С бумагами-с.

Фамусов

(Встает.)

(Молчалину)

Идем бумаги разбирать.

Молчалин

Фамусов

(Уходит с Молчалиным, в дверях пропускает его вперед.)

Явление 5

София, Лиза.

Лиза

София

Лиза

София

Лиза

София

Лиза

София

Лиза

София

Лиза

София

Лиза

София

Лиза

(Продолжает хохотать.)

София(с огорчением)

Вот так же обо мне потом заговорят.

Лиза

Явление 6

София, Лиза, слуга, за ним Чацкий.

Слуга

К вам Александр Андреич Чацкий.

(Уходит.)

Явление 7

София, Лиза, Чацкий.

Чацкий

Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног.

(С жаром целует руку.)

София

Ах! Чацкий, я вам очень рада.

Чацкий

Лиза

София

Чацкий

София

Ребячество!

Чацкий

София

Чацкий

София

Чацкий

Где нас нет. Ну что ваш батюшка? все Английского клоба Старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век? А этот, как его, он турок или грек? Тот черномазенький, на ножках журавлиных, Не знаю, как его зовут, Куда ни сунься: тут как тут, В столовых и в гостиных. А трое из бульварных лиц, * Которые с полвека молодятся? Родных мильон у них, и с помощью сестриц Со всей Европой породнятся. А наше солнышко? наш клад? На лбу написано: Театр и Маскерад; * Дом зеленью раскрашен в виде рощи, Сам толст, его артисты тощи. На бале, помните, открыли мы вдвоем За ширмами, в одной из комнат посекретней, Был спрятан человек и щелкал соловьем, Певец зимой погоды летней. А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет * который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой,И дым Отечества нам сладок и приятен!

София

Чацкий

София

На ком?

Чацкий

София

Танцмейстер! можно ли!

Чацкий

София

Смесь языков?

Чацкий

Да, двух, без этого нельзя ж.

София

Но мудрено из них один скроить, как ваш.

Чацкий

По крайней мере не надутый. Вот новости! — я пользуюсь минутой, Свиданьем с вами оживлен, И говорлив; а разве нет времен, Что я Молчалина глупее? Где он, кстати? Еще ли не сломил безмолвия печати? Бывало песенок где новеньких тетрадь Увидит, пристает: пожалуйте списать. А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

София

Не человек, змея!

(Громко и принужденно.)

Чацкий

(Минутное молчание.)

София

Да, хорошо — сгорите, если ж нет?

Явление 8

София, Лиза, Чацкий, Фамусов.

Фамусов

Вот и другой!

София

Ах, батюшка, сон в руку.

(Уходит.)

Фамусов(ей вслед вполголоса)

Проклятый сон.

Явление 9

Фамусов, Чацкий (смотрит на дверь, в которую София вышла)

Фамусов

(Обнимаются.)

(Садятся.)

Чацкий(рассеянно)

Как Софья Павловна у вас похорошела!

Фамусов

Чацкий

Ах! нет; надеждами я мало избалован.

Фамусов

Чацкий

Я? — Ничуть.

Фамусов

О ком ей снилось? что такое?

Чацкий

Я не отгадчик снов.

Фамусов

Не верь ей, все пустое.

Чацкий

Фамусов

Чацкий

(Встает поспешно.)

(В дверях.)

Как хороша!

(Уходит.)

Явление 10

Фамусов(один) Который же из двух? «Ах! батюшка, сон в руку!» И говорит мне это вслух! Ну, виноват! Какого ж дал я крюку! Молчалин давиче в сомненье ввел меня. Теперь… да в полмя из огня: Тот нищий, этот франт-приятель; Отъявлен * мотом, сорванцом, Что за комиссия, * Создатель, Быть взрослой дочери отцом!

(Уходит.)

Готовый читательский дневник Горе от ума для 9 класса. В дневнике есть краткое содержание, главные герои, рисунок и читательский отзыв.

Горе от ума

Отзыв о пьесе «Горе от ума» для читательского дневника (А. С. Грибоедов)

Александр Сергеевич Грибоедов

Жанр: Трагикомедия

  • Главные герои:
  • Александр Андреевич Чацкий — прогрессивный молодой дворянин.
  • Павел Афанасьевич Фамусов — консервативный чиновник.
  • Софья — дочь Павла Афанасьевича.
  • Алексей Степанович Молчалин — секретарь Фамусова.
  • Сергей Сергеевич Скалозуб — всеми уважаемый и богатый, но не очень умный полковник.

Дворянин Чацкий вернулся из Германии, где был три года и сразу направился к своей возлюбленной Софье. Он намерен сделать ей предложение, однако встречает холодность и отчужденность. Девушка обижена на то, что он оставил ее на три года одну. К тому же за это время она успела влюбиться в Молчалина, правда об этом она Чацкому не сообщила.

Между тем отец Софьи планировал отдать ее замуж за полковника Скалозуба.

Общаясь с Фамусовым, Чацкий, критикуя существующий дворянский уклад, нелестно отзывался о людях, чьи устремления ограничиваются стремлением к богатству, положением и связями.

Конечно, Палу Афанасьевичу не по душе эти разговоры, поэтому когда в доме появляется Скалозуб, он старается сделать так, чтобы они с Чацким не пересекались.

На званый вечер к Фамусовым собрался весь московский свет.

В разговоре с одним из гостей Софья в шутку назвала Чацкого сумасшедшим, и когда тот появился в зале, никто не усомнился в том, что это на самом деле так.

Вечером Чацкий и Софья стали свидетелями того, как Молчалин признался в любви служанке Лизе. Дочь Фамусова прогоняет Молчалина, а Чацкий упрекает ее в том, что она клевещет на него.

Фамусов выговаривает дочери за легкомысленное поведение и запрещает Александру Андреевичу ухаживать за своей дочерью. Однако тот и не собирается этого делать — главный герой комедии Горе от ума разочаровывается в московском обществе и собирается уехать навсегда.

Что понравилось:

Это честная философская и в некотором роде политическая комедия. Мотив социальной справедливости, лицемерия, невежества и карьеризма, к сожалению, актуален всегда для любого светского современного общества.

Рисунок:

Отзыв о пьесе «Горе от ума» для читательского дневника (А. С. Грибоедов)

Книга «Горе от ума»

Сейчас на уроках литературы изучаем комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Само по себе произведение сложное, так как написано для театра, но мне было очень интересно читать.

В любой драме должен быть конфликт ( в «Горе от ума » их два : любовный треугольник и общественный ). Прочитав, мы видим конфликт между «Новым» и «Старым» миром.

В комедии показана проблема поколений, которая останется в нашем мире навсегда.

2021-09-22 17:26:47 www.livelib.ru/review/2299138

22 сентября 2021 г. 17:26

997

Я тут поняла, что “Горе от ума” читала в школе по диагонали. Настолько внимательно читала, что не помню ровным счётом ничего, поэтому назвать произведение прочитанным язык не повернулся. Решила исправить эту ситуацию. Писать отзывы на классику я не люблю: всё уже сказано миллион раз до меня, но я попробую всё же поделиться впечатлениями.

Удивительно было осознать, что в моём лексиконе имеется такое нереальное количество цитат из этого произведения. Я пользовалась ими и даже не задумывалась, откуда они пошли. Очень интересно оказалось познакомиться с первоисточником и понять, откуда, из какой ситуации каждая цитата вытекает.

Не могу сказать, что произведение меня насмешило, разве что в нескольких местах вызвало скромную улыбку. Тем не менее, сатира не теряет своей актуальности. Казалось бы,…

Развернуть

Пьесы для меня всегда трудно воспринимаемы, но это произведение мне понравилось. Не помню уже по какой причине, но в школе я ее не читала. Многие книги из школьной программы полезно перечитывать в разном возрасте, когда жизненного опыта побольше, начинаешь многое видеть в другом свете, к примеру, то же самое общество.

Хотя, если взглянуть на наше окружение и окружение во время написания “Горе от ума”, то кажется, что ничего и не изменилось. Люди по большей части, все такие же лицемерные, “в погоне за двумя зайцами”, а в итоге не могут ни одного поймать. Всё также любят навешивать ярлыки, на отличных от них. Но я рада, что еще остались такие же как Чацкий, которые говорят все как есть, не кривя душой.

Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей…

Развернуть 2021-09-12 23:41:33 www.livelib.ru/review/2284912

12 сентября 2021 г. 23:41

1K

«Горе от ума» роман в стихах написанный Александра Грибоедова. В котором поднимаются темы индивидуальности, как общество управляет людьми с помощью прав, морали, что будет если человек в этом обществе покажет иной ход мысли.

Вообще с русской классикой у меня очень поверхностные отношения. Пока я не нашел такую книгу, которая мне бы очень сильно понравилась (кроме «Горе от ума» и «Идиота»). Я больше предпочитаю читать зарубежную прозу.

У меня из русской классики было прочитано всего несколько произведений: Достоевский «Идиот»(прочитал только половину, оставил на потом, понравилось), Братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»(довольно интересная фантастика), Юрий Коваль «Суер-Выер»( очень интересная, местами смешная книга, но не очень люблю бессвязные истории),Александр Беляев…

Развернуть

Конечно же всем стоит прочитать такую книгу “Горе от ума” – Александр Грибоедов, ведь это на самом деле величайшем произведение русской классической литературы.

Ведь здесь просто невозможно не восхищаться Чацким, который говорит полностью все, что он думает напрямую и ничего при этом не боится.

А потому я конечно же была восхищена столь прямолинейным человеком, который обличает все фамусовское общество и пытается им показать, кем они являются на самом деле. Но такое поведение молодого человека только лишь оскорбляет его членов.

В своей комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов открыл передо мной обширнейшую картину жизни Российской империи после Отечественной войны 1812 года. События, происходящие в произведении Грибоедова, дали мне много познавательного материала о продажных чиновниках, лицемерном дворянстве, крепостниках-помещиках.

Но, я думаю, главной целью своей книги автор хотел показать передовых людей, зачинателей декабристских взглядов. Представителем нового человека с нравственными убеждениями, положительного героя, патриота, любящего свой народ и свою Родину представлен пред моим взором Чацкий.

Это он обличает все изъяны тех времен: вопросы о крепостном праве, о купленных судах, о подхалимстве, лицемерии.

Вчера заполнила пробел в образовании мужа, совместно посмотрев постановку Малого театра с Виталием Соломиным в роли Чацкого. Поскольку книгу в руки не брала со школы, увидела историю по-новой незашоренным взглядом. Полагаю, что содержание не знает только ленивый, поэтому просто изложу мысли после прочтения (просмотра).

Нас ведь как учили в советской школе? Чацкий – молодец, разоблачает косность, низкопоклонство, глупость и крепостное право.

Софья – пустышка и глупышка, в голове полторы французские фразы, живое олицетворение женского непостоянства. Старик Фамусов – ретроград, готов жечь книги и душить побеги инакомыслия на корню.

Скалозуб – не видящий дальше собственного носа солдафон. И так далее. В общем, мудрец против толпы глупцов.

А на самом деле получается не совсем так, на мой…

Развернуть

Книга на века! Одно из моих любимых произведений русской классики: тонкое, красивое, остроумное. И, конечно, ничего не меняется в нашей России. Полтора века прошло, а вокруг всё те же чинопоклонники Фамусовы, легкомысленные Софьи, расчётливые Молчалины. И немногочисленные Чацкие, герои иного времени.

Главная проблема – это противоборство между «новой» и «старой» жизнью, вечный конфликт поколений, где представителем старого уклада жизни является Фамусов, а приверженцем новых взглядов – Чацкий.

В этом и смысл названия «Горе от ума» – в то время человек прогрессивных взглядов, стремящийся к новой жизни, мыслящий широко и всесторонне, для обывателей, придерживающийся старинки, был безумцем, человеком со странностями.

Для фамусовых и молчалиных таким представителем, страдающим «горем от ума», и является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.

О! если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык? Чьё это сочиненье! Поверили глупцы, другим передают, Старухи вмиг тревогу бьют — И вот общественное мненье Текст вашей рецензии…

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Всего 1K Всего 359

Горе от ума Грибоедова А.С. — читательский дневник

3. Краткий пересказ рассказа

Помня о своей привязанности к Софье Фамусовой, Чацкий едет из-за границы и торопится навестить девушку в Москве. Софья похорошела, но принимает друга холодно. Чацкий выясняет причину охлаждения –

догадывается, что Софья влюблена в секретаря Молчалина.

Чацкий открыто критикует московское общество, включая всех знакомых и Молчалина, что вызывает в Софье желание отыграться. Она сообщает, что Чацкий – сумасшедший, и общество быстро находит этому доказательство.

Позже Софья случайно слышит, как Молчалин заигрывает с ее служанкой, это отрезвляет девушку. А Чацкий разочаровывается в Софье, которая предпочла ему такого низкого человека, и уезжает прочь из столицы.

Смотрите более подробный краткий пересказ комедии “Горе от ума” Грибоедова А.С.

Пушкин говорил, что в пьесе только одно умное лицо – и это сам автор. Чацкий умен, но глупо критиковать общество, которое не готово увидеть свои проблемы. Ни в ком Чацкий не находит понимания и отклика. Его блистательные ироничные правильные суждения кажутся всем безумством. Пьеса учит не тратить энергию на попытки убедить общество в чем-либо, если оно еще не проснулось.

Как умный и деятельный человек, Чацкий мог бы многое дать русскому дворянству и обществу в целом. В нем есть энергия, готовность менять устаревшие принципы, жить по-другому.

Но общество настолько не готово к переменам, что воспринимает Чацкого, исходя из собственной глупости и невежества.

Герой действительно переживает «горе от ума»: здравомыслие Чацкого не понято, поэтому его объявляют безумным.

6. Система образов произведения

Чацкий состоит в двойном конфликте с Молчалиным: он оказывается его соперником в любовном треугольнике, а также противником в системе взглядов и ценностей. При этом Молчалин – антагонист поневоле: он ничего не имеет против Чацкого, он просто хочет выслужиться и получить выгоду.

Всех, кроме Чацкого, можно отнести к представителям фамусовского общества, с которым у героя идейное противостояние.

Репетилов является двойником, пародийным отражением Чацкого. Больше он похож на Загорецкого или Молчалина, которые хорошо усвоили, «как делали отцы»: надо угождать и вовремя унизиться, чтоб возвысить того, от кого зависишь.

7. Словарь незнакомых слов

Започивать — заснуть. Оказия — необычный, редкий случай. Карбонарий — переносное значение: революционер, повстанец (итал). Эшарп — дамский шарф или косынка на шею из легкого материала. Скоморох — уличный комедиант из народного театра.

  • * Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  • * Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым Отечества нам сладок и приятен!
  • * Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь.

* Ах! злые языки страшнее пистолета.

* Дома новы́, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары.

«Горе от ума» читательский дневник школьникам и студентам

«Горе от ума» — это знаменитая комедийная пьеса, в которой высмеиваются пороки аристократии и ложные ценности людей из высшего общества.

Карточка произведения:

  • Автор – Александр Сергеевич Грибоедов.
  • Годы написания – 1822-1824 гг.
  • Жанр – стихотворная комедия, пьеса.
  • Литературные направления – классицизм, реализм, романтизм.

Отличительной особенностью пьесы является ее многогранность. В ней нет точно положительных или точно отрицательных героев, а конфликта параллельно развиваются целых два – любовный и социальный.

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении ????

Когда и где происходит действие

В тексте произведения автор упоминает, что все происходит через 10 лет после окончания Отечественной войне 1812 года, то есть – в 1822 году. Место действия – Москва, дом одного знатного аристократа.

Интересно, что все действие пьесы укладывается в один-единственный день –с утра до поздней ночи.

Главные герои

Все персонажи пьесы очень яркие и имеют неоднозначную, но запоминающуюся характеристику. Большинство из них принадлежат к консервативному аристократическому обществу, но главный герой выделяет среди них свободомыслием, так как он является человеком нового поколения – не только физически, но и духовно.

Основные персонажи:

  1. Александр Чацкий – главный герой. Молодой человек, которому не нравятся общественные устои, и он смело об этом заявляет. Влюблен в Софью.
  2. Павел Фамусов – отец Софьи. Богатый государственный служащий, который считает, что главное в жизни – это добиться высокой должности. Хочет выдать дочь замуж за полковника, который той совсем не симпатичен.
  3. Софья Фамусова – красивая молодая девушка. Мечтает о любви. Равнодушна к Скалозубу и к Чацкому, но с последним решает пофлиртовать на публику. Влюблена в секретаря Молчалина, который не подходит ей по социальному статусу.
  4. Алексей Молчалин – небогатый секретарь, работает у Фамусова. Делает вид, что влюблен в его дочь, чтобы получить расположение чиновника. На самом деле испытывает симпатию к служанке Лизе.
  5. Скалозуб – уже немолодой полковник, получивший высокий пост и всеобщее уважение. Не умен.

В комедии используются «говорящие» фамилии, отражающие характер некоторых героев. Например, это Скалозуб и Молчалин.

Содержание сюжета

Когда-то Александр Чацкий, оставшийся сиротой, вырос в доме Павла Фамусова. Он влюбился в дочку Павла, Софью, и мечтал быть с ней вместе. Поэтому после трехлетнего отсутствия в России Чацкий возвращается к своей любимой.

Но вот незадача – та вовсе не испытывает к нему прежних чувств. Теперь у Софьи новое увлечение. Она проводит ночи с отцовским секретарём Молчалиным – излишне робким молодым человеком, с которым очень приятно быть вместе, но каких-то решительных слов или действий от него не дождешься.

Тем временем Фамусов считает, что ни секретарь, ни молодой Чацкий – не пара его дочери. Софью нужно выдавать замуж за человека знатного и ловкого, такого, который смог дослужиться до высокого чина. Полковник Скалозуб как раз подходит… не беда, что он старый и недалекий. Главное – чин!

Чацкий же находит всеобщее поклонение высоким должностям и деньгам неправильным. Он открыто спорит с Павлом Фамусовым, а потом и со Скалозубом и другими аристократами. Те находят прогрессивные идеи «выскочки» Чацкого дикими и считают, что у того что-то неладно с головой. Так или иначе, общество Чацкого не принимает.

Тем временем Софья становится свидетелем того, как Молчалин падает с лошади. Она сильно пугается, теряет сознание, и все начинают понимать, что между ними с Молчалиным что-то есть. Понимает это и Чацкий, но Софья флиртует с ним, чтобы отвести от себя подозрения, и в людях не стали говорить, что она совершает мезальянс с секретарем.

Вечером у Фамусовых устраивается бал. На нем присутствует и Чацкий, который снова всех шокирует своим свободомыслием. У него еще остается надежда, что Софья испытывает к нему чувства, но кто-то пустил среди людей слух о том, что Чацкий – сумасшедший. Молодой человек переживает, как бы сплетня не дошла до Софьи.

И Софья, и Чацкий случайно слышат разговор Молчалина со служанкой Лизой. Оказывается, что секретарь влюблен в нее, а с Софьей проводит время ради расположения ее отца.

Когда Софья выходит, Молчалин бросается к ней в ноги, но девушка категорично прогоняет его. Чацкий подходит к ней, но тут появляется Фамусов.

Он спрашивает, о том, почему Софья разговаривает с этим сумасшедшим – ведь сама же так его называет. Чацкий понимает, что именно его любимая распустила слух.

Он произносит финальный монолог, полный разочарования в обществе. И уезжает, навсегда оставляя Софью. Ту отец грозится сослать в Саратов – она ведь так опозорила его на людях!

Выводы и главная мысль

В «Горе от ума» автор обнажает важные проблемы, которые мешали российскому обществу развиваться. Это лицемерие, поклонение чинам, угодничество, возвышение материальных ценностей над духовными.

Несмотря на то, что дворяне были богаты, фамусовские аристократы показаны как люди очень бедные внутри.

Такую элиту не ждет никакое будущее, потому что она сама себя истребит своим невежеством и консервативностью.

Собственное мнение о пьесе

Я считаю, что «Горе от ума», в первую очередь, справедливо подчеркивает социальное неравенство и общественные противоречия. Однако также справедливо пьеса заявляет, что от этого неравенства и противоречий никуда не деться – просто потому, что так устроено общества.

После революции 1017 года Россия делала попытку построить общество людей, где все были бы равны, и эта попытка провалилась. То, что мы имеем сейчас – очень похоже на общество Фамусовых. Только в нашем мире потребность в высоком социальном положении заменяет потребность в потреблении материальных благ (и вся рыночная экономика на этом строится).

Но когда появляется человек, который заявляет нам, что наш взгляд на мир и ценности – неправильные, мы едва ли примем его в свой круг с распростертыми объятиями.

Незнакомые слова

Поскольку пьеса написана около 200 лет назад, в ней встречаются слова, которые сейчас уже не используются в русском языке. Среди них:

  1. «Сударь» — уважительное обращение к мужчине дворянину.
  2. «Оказия» — удобный случай для чего-либо.
  3. «Скоморох» – актер, который разъезжает по стране и выступает сразу в нескольких направлениях.
  4. «Почивать» или «започивать» — лечь спать.

Эти слова едва ли пригодятся нам в повседневной речи, но стоит знать их значение хотя бы потому, что они могут встретиться в классической художественной литературе (которая в большинстве своем как раз-таки в XIX веке и создавалась).

«Горе от ума» отзывы и рецензии читателей на книгу????автора Александра Сергеевича Грибоедова, рейтинг книги — MyBook

Смешная пьеса, ничего не скажешь. Порой в голос смеялся, пока читал. Всё произведение можно разобрать на цитаты, и многие из них я и так слышал в жизни, но не знал откуда они.

(действие происходит в литературном кружке)

Собеседник 1

Откроем встречу, господа.Обсудим: Горе от ума.

Собеседник 2

Не прочь я; пьеса – высший бал:Скандал, роман, опять скандал!Любовь и общество – две вечные преграды

И три вопроса: кто, в кого…

  • Собеседник 4(ухмыляется)
  • А главное: что надо?
  • Собеседник 3

Так что же Чацкий? Вовсе не дурак.Хотя чудак! Большой такой чудак.

Собеседник 2

С чего чудак? Единственно умён.Хотя и обществом, конечно, обделён.

  1. Собеседник 3
  2. Злословен он.
  3. Собеседник 2
  4. Да нет же, просто грубНемного, но не глуп.
  5. Собеседник 1

Немного груб. Согласен с вами я.

Собеседник 2(разгорячёно)

Судьба!От общества завеса.

Отказом Софьи он очень опечален…

Собеседник 3(шёпотом)

Но такова ведь пьеса…

Собеседник 2

Уж лучше б он! Чем господин Молчалин.

  • Собеседник 1(после минутной паузы)
  • А что вам Скалозуб? Довольно прост
  • Собеседник 4(зевает)
  • Военный; и душа – блокпост.
  • Собеседник 2
  • И армией лишь только жить -Ну, разве этак можно?
  • Собеседник 1

И Чацкий рад служить…

  1. Собеседник 4(встаёт и кричит)
  2. Прислуживаться тошно!
  3. (все смеются)
  4. Собеседник 2
  5. А вот Молчалин этому лишь рад.
  6. Собеседник 1
  7. Ну, рад-то рад; но разве виноват?
  8. Собеседник 3
  9. Такой малец – печётся о своём.
  10. Собеседник 1
  11. Как Чацкий говорил об нём?
  12. Собеседник 3
  13. Что, мол, дойдёт до степеней известных,Ведь нынче любят бессловесных.
  14. Собеседник 4
  15. Но, правда, говорил – ума в нём только мало,Но чтоб иметь детей, кому ума не доставало?
  16. (все смеются)
  17. Собеседник 1

А Софья что? Читает много, но глупа.

  • Собеседник 4(улыбается)
  • А Чацкого и впрямь свела с ума.
  • Собеседник 2
  • Вот предпочла бы Чацкого, и был тогда б я рад,
  • Собеседник 4

Извольте, друг! Не жизнь была б, а ад!

  1. Собеседник 3
  2. А Лиза так мила осталась для меня,Хотя любви боялась точно бы огня.
  3. Собеседник 2
  4. А общество противное и злое.
  5. Собеседник 4(вспыльчиво)
  6. А общество всегда было такое!
  7. Собеседник 1

Уж ночь пришла; и нынче полнолуние.Пора заканчивать беседу, господа.

  • Собеседник 4(встаёт вместе со всеми)
  • Эх,Всем глупым счастье от бездумья,
  • Всем умным горе от ума.

Рецензия на комедию Горе от ума 9 класс

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Грибоедов

Пьеса «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова уже давно занимает своё почётное место в школьной программе 9 класса. Как и многие произведения этого литературного жанра, читается чаще всего по ролям.

Работа над пьесой шла с 1820 г. по 1824 г. Однако опубликовывать полностью её не спешили. Из-за цензуры она выходила в свет по частям. И лишь к 1862 г. мир увидел её в полном формате.

К сожалению, Грибоедов не дожил до этого времени.

Главной целью автора было донести до читателей то, что во все времена мнение большинства считалось главенствующим, даже если оно не совсем правильное. А таких людей, как Чацкий, просто высмеивают и отвергают. В произведении сопоставлены сразу два конфликта: социальный и любовный, что выходит за рамки классической пьесы одного дня.

Если говорить о главных героях пьесы, то их сложно поделить на положительных и отрицательных. Каждый из них сочетает в себе разные качества. Чацкий пытается донести до людей свою точку зрения, порой слишком настойчиво.

Однако он терпит неудачу и, разочаровавшись в окружающем его обществе, принимает решение покинуть его. Софья тайно встречается с Молчалиным, хоть раньше и была влюблена в Чацкого, чем доказывает свою ветреность. Молчалин же обманывает её ради собственной выгоды, ведь отец Софьи довольно влиятельный человек.

Поведение самого Фамусова сложно назвать образцовым. Он льстит тем, кто ему выгоден, и отвратно относится ко всем остальным. И только служанку Лизу можно назвать более ли менее положительным персонажем. У многих литературных героев произведения есть свои прототипы, знакомые Грибоедова.

К тому же автор использует такой художественный приём, как «говорящие фамилии», что является одной из особенностей пьесы.

Грибоедову удалось передать атмосферу светского общества начала 19 века. В то время оно требовало изменений, но понимали это лишь немногие. Александр Сергеевич отразил это столкновение старого и нового. Но, к сожалению, консервативные дворяне на тот момент не могли принять эти новшества. Ведь они меняли весь уклад их жизни, который складывался веками.

Комедия «Горе от ума» была первой реалистической пьесой того времени. Поэтому она не осталась незамеченной. И даже сейчас она не теряет своей актуальности. Ведь пороки, которые она обличает, живут и по сей день.

Другие темы: ← Женские образы в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовОсобенности языка комедии Горе от ума →

`

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание действий Весной, как только установилась теплая погода, я, моя младшая сестра Таня, наши папа и мама поехали на дачу помогать дедушке и копать землю под грядки и сажать овощи в огороде. Огород у дедушки
  • Почему Чичиков — главный герой поэмы? — сочинение Поэму «Мертвые души» Гоголь задумывал как трилогию, которая покажет Россию в настоящем и будущем. К сожалению, автор закончил только первый том, второй существует лишь в виде отдельных глав и фрагментов, а третий том не был написан вовсе.
  • Сочинение на тему Волшебные слова Каждый человек, начиная с раннего возраста, знает о том, что существуют так называемые волшебные слова, благодаря которым мы становимся вежливыми и можем получить желаемое.

Конфликт в пьесе

Действие происходит в аристократическом обществе. Автор показывает так называемую изнанку социальных установок и подчеркивает абсурдность привычек людей высшего света, их глупость и ограниченность. Именно это в первую очередь отражалось в рецензиях на книгу «Горе от ума», еще когда она увидела свет и до сих пор.

В центре повествования находится общественный конфликт. Мастерски изображено столкновение взглядов высокомерного «фамусовского общества» и убеждений нового времени — это взгляды будущих декабристов. Грибоедов создает картину открытого противостояния между искренностью Чацкого и старыми общественными привычками:

  • Представители знати не считают нужным заниматься собственным образованием, проводят дни в бесконечном бездействии.
  • Чацкий готов пойти на осознанный риск, не боится утратить социальный статус и положение.
  • Главный герой потерпел поражение, оказался непонятым и отвергнутым в кругу своих знакомых.

Конфликт в пьесе очень острый и не допускает мирного разрешения. Его наличие свидетельствует о назревших проблемах в обществе и о глубине затрагиваемых вопросов.

Рецензии

Всегда интересовало, и как Грибоедов умудрился написать такую потрясающую вещь? Все остальные его пьесы, что я читала — вообще не то, какие-то потуги школяра. А ‘Горе от ума’ — ироничная, психологичная, искрометная пьеса, написанная изумительно живым языком. ‘Друг.

Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?’ или там ‘Какие-то уроды с того света, и не с кем говорить, и не с кем танцевать…’ Зачем ее изучают в девятом классе? Только портят впечатление от этой чудесной вещи, заставляя зубрить монолог Чацкого, этого надутого индюка, и вбивая в головы ханжеское и устаревшее прочтение, вот, мол, Фамусов — плохой и глупый, а все его гости — вообще уроды, и только Чацкий — сияющий луч света в темном царстве. Хотя не знаю, может, в наши дни ее уже нормально преподают, но что-то не верится… в мои школьные годы явно преподавали еще по советской методичке. Телеспектакль этот мне в свое время посчастливилось записать на видео с телевизора, и я засмотрела пленку до дыр. У прочтения Меньшикова есть пара узких мест, но в целом — это очень достойное воплощение пьесы. Многие акценты он сместил, во-первых, вовсю попытавшись сделать из высокомерного хама Чацкого человека незлобного, просто невоздержанного на язык, немного вечного мальчишку, но очень искреннего. По возрасту он, конечно, не Чацкий, но театр же. Софья — вот она прекрасна. Она и в оригинале хороша, а тут она прямо… девушка с волей, очень опасная, если ее оскорбить, очень нежная к тому, кого любит. Умна, изящна, красива особой красотой. Фамусов староват. Вот Фамусов… староват и расхлябан, его реплики сливаются в какое-то слегка надрывное и нечленораздельное песнопение, он выглядит так, словно ему завтра уже в гроб пора ложиться… Не то. В оригинале ведь он еще молод. Энергичен, что касается развлечений. Очень житейски умен, хотя и ретроград, и лентяй, и ходок, и прогнуться под кого надо не дурак. Тоже опасен, у них это семейное с Софьей. Оригинальный Фамусов — фактически, мой любимый персонаж, он куда сложнее, чем его школьное определение врага просвещения. ‘Собрать все книги бы да сжечь’ — ну естественно, не собирается он ничего жечь. Он подстраивается под туповатого Скалозуба, он ему наплел бы что угодно, лишь бы тот рассмотрел Софью в качестве возможной генеральши. Этот тоже не одномерен, в принципе, но мог бы быть лучше. Кстати, Скалозуб тут даже прелестен. Он не туповат, а, скорее, простоват, даже с юморком, добрый, в принципе, парень, понимает про себя, что не гений и немного стесняется этого. Хлестова — идеальна! Васильева тут просто столп, из маленькой, проходной роли она (при полной поддержке режиссера, конечно) сделала одну из ярчайших в спектакле. Глуповатая и склочная в оригинале, тут она просто местная царица, центр светской жизни. С каким великолепием она произносит ‘Москва, вишь, виновата…’ — и горечь, и отстраняющая жалость к ‘безумцу’, и неимоверное чувство собственной исключительности, она — верховный судья в этом спонтанном деле о безумии Чацкого. Репетилов довольно забавен. В пьесе, в принципе, ему многовато уделено времени, под конец появление нового лица уже не нужно, читатель-зритель уже утомлен, уже требует развязки. Лишний, если уж честно, персонаж. Но тут он сделал все, что мог. Загорецкий, в исполнении порочного красавца Башарова, вполне впечатляет, неплоха и Горич, и графиня-внучка. Молчалин, конечно, симпатичный, но он умнее в оригинале. С Лизой он тут, на мой взгляд, заигрывает совершенно ненатурально, будто и ее ‘по должности’ любит. И из графини-бабушки сделали какую-то слабоумную, а из княжон — просто марионеток двух господ с инициалами, это слишком подчеркнутый сарказм, я бы, сказала, лишняя это кукольная интермедия. ‘Какой тут смех, над старостью смеяться грех’, как сказала Хлестова, а над многократно уже обсмеянными, с оригинала начиная, глупыми княжнами — тоже. Музыка — еще один большой плюс спектакля. Темы разных героев очень удачно подчеркивают реплики персонажей. Например, когда Софья говорит ‘Он будто мне дороже всех сокровищ’, имея в виду, конечно, Молчалина, всплывает музыкальная тема Чацкого — и героиня туманится, вспоминая прошлое чувство. Тонко! Костюмы и декорации слегка условны, но нет никакого безумного осовеременивания, слава богам, не терплю, когда классику в классическом прочтении ради модернизма обставляют подчеркнуто авангардно. В общем, посмотреть стоит. Особенно тем, кто из школы вынес неприязнь к этой замечательной пьесе — хороший повод взглянуть на нее своими глазами, а не через мутные линзы школьной программы.

Сочинение: Рецензия на пьесу «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(426 слов) Пьеса «Горе от ума», написанная А. С. Грибоедовым еще в 1822-1824, по праву считается одним величайших произведений русской литературы. Эта книга уникальна тем, что сочетает в себе элементы сразу нескольких литературных жанров, таких, как классицизм, романтизм и реализм.

По сей день комедия Грибоедова ставится во многих театрах, и это неудивительно, ведь язык, которым написана эта пьеса, остается понятным, а проблемы, поднимаемые автором, по-прежнему актуальны для россиян.

Необходимо также отметить, что реплики героев «Горе от ума» стали источником огромного количества афоризмов и крылатых выражений.

Все мы неоднократно слышали и произносили такие фразы, как: «…Счастливые часов не наблюдают…», «…В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов! …» и «…Где ж лучше? // Где нас нет…», …Чины людьми даются, // А люди могут обмануться…», — порой даже не осознавая, что это реплики героев, написанные задолго до наших дней.

Основная мысль пьесы заложена в самом ее названии — «Горе от ума», и указывает на то, что человек, чьи интеллектуальные возможности шире, чем у большинства других, зачастую будет не понят и не принят в обществе, как это и произошло с главным героем — Александром Андреевичем Чацким.

Действие разворачивается в среде аристократического общества послевоенного времени (1822 год), и открывает читателю и зрителю глаза на глупость и безнравственность представителей высшего слоя родовой знати.

Аристократия Москвы, так называемое «фамусовское общество», испытывает ненависть к просвещению, культивирует приверженность к старым традициям и слепо подражает иностранцам, что вызывает недоумение и раздражение у Чацкого.

Они же, в свою очередь, не способны понять и принять, пусть и местами резких, но все-таки справедливых суждений вернувшегося из-за границы Чацкого. Даже его возлюбленная Софья не смогла по достоинству оценить его внутренний мир и предпочла его компании глухую деревню.

Герой долго сопротивлялся толпе, но общественное мнение взяло вверх, и нареченный сумасшедшим Чацкий покидает Москву.

Что касается инноваций, привнесенных Грибоедовым в театральный жанр, то это, несомненно, уход от привычного единства действия. Автор демонстрирует читателю параллельно два вечных конфликта: конфликт поколений и конфликт любовный.

Помимо этого, выходя за рамки классицизма, Александр Сергеевич показывает нам, что в каждом человеке есть как плохие, так и хорошие черты, поэтому после прочтения поступки и мысли каждого из героев становятся понятными и кажутся естественными.

Труд Грибоедова переведен на множество языков, однако для меня большое счастье и честь иметь возможность прочитать его в оригинале, осознавая и пропуская через себя каждую фразу и каждую рифму. А закончить свои рассуждения я бы хотела фразой «Все гениальное просто!».

На мой взгляд, она наиболее точно передает секрет успеха этой величайшей комедии в истории русской литературы.

Если современники автора критиковали его за несовершенство стиля, то сегодняшние читатели полюбили его за это, ведь живая русская речь пережила и переполнила все устоявшиеся каноны всех заслуженных критиков.

Надежда Мыльникова

Алексей Бородин поставил «Горе от ума» в РАМТе

В «Горе от ума», которое Алексей Бородин поставил на сцене Российского молодежного театра, почти нет зримого вторжения века нынешнего в приметы века минувшего. И все же спектакль посвящен дню сегодняшнему, в котором, как оказалось, сложнее всего не потерять главного героя. Рассказывает Ольга Федянина.

К «Горю от ума» в РАМТе отнеслись подчеркнуто учтиво, как к пожилой родственнице, которую нужно аккуратно взять под локоть на оживленном перекрестке. Формальных нарушений канона прочтения «школьной» классики в спектакле Алексея Бородина практически нет.

Ну разве что Чацкий (Максим Керин) появляется в доме Фамусовых не из-за кулис, а из ложи, спустившись по поданному трапу,— но это как-то даже и упоминать неловко на фоне привычных уже постановочных вольностей.

Другое дело, что канон в этом «Горе от ума» несколько облегченный — дом Фамусова сценограф Станислав Бенедиктов обозначил спускающимися с колосников бутафорскими колоннами, стилизованным арочным порталом, разделенным на две подвижные половины, и длиннющей полосатой кушеткой для светских разговоров — вот и вся барская усадьба.

Спектакль, однако же, не выглядит старомодным, ну разве что самую малость (да и то, кажется, по собственной доброй воле).

Над чинными корсажами, пелеринами и сюртуками отчетливо вырисовывается современная, как сказали бы во времена Грибоедова, «физиогномия»: коллективный портрет того, что в учебниках литературы раньше называлось фамусовской Москвой. И портрет этот у Алексея Бородина выходит поначалу вроде бы даже и не сатирическим.

Фамусов (Алексей Веселкин) подтянут и весело жизнелюбив — горничную Лизу (Дарья Семенова) обнимает от души, и она ему на шею вешается явно не под гнетом ужасов крепостного права.

К трепетной, нежной Софье (Ирина Таранник) он скорее снисходителен, чем по-настоящему строг, да и безупречного долговязого красавца Молчалина (Даниил Шперлинг) шпыняет больше по привычке и для порядка. Вообще, все перепалки в этом доме больше напоминают семейные шутки, привычные подколы.

И неудивительно, что Чацкий после дальних странствий первым делом ворвется именно сюда: не только из-за Софьи, просто домой. И примут его здесь по-домашнему, похлопают по плечу: эк ты, милый, вырос.

Атмосфера свойской шутки не покинет спектакль до самого финала — вечернее общество у Фамусовых, та самая «Москва», костюмированная, самодовольная, сытая, по сути, безобидна. Как лучезарно безобиден здесь добродушный дуралей полковник Скалозуб (Александр Рагулин), не умеющий связать двух слов.

Это, кстати, делает его едва ли не более странной фигурой, чем Чацкий. Потому что любимое занятие этой «Москвы» — остроумное злословие, текст Грибоедова в спектакле разлетается не на цитаты, а на ворох сплетен.

И когда обиженная Софья скажет о Чацком «он не в своем уме», то «вся Москва» подхватит это и будет передавать по цепочке из уст в уста сладострастно, но не из настоящей злобы или страха, а себе на потребу развлечения.

Да, конечно, это очень узнаваемая, сегодняшняя «вся Москва». Каждые пять минут транслирующая друг другу новую глупость или сенсацию, тратящая все силы и нервы на пустяки, на слова, хорошо устроившаяся Москва, в которой все знакомы друг с другом — и любой безразличен ко всем остальным.

Как несложно догадаться, самая проблематичная метаморфоза этого спектакля — сам Чацкий. Алексей Бородин сталкивает своего героя с кругом, который просто не способен осознать этого героя как угрозу или оскорбление себе — лишь как повод для развлечения.

Но сам-то Чацкий среди них — тоже злоязыкий остроумец, только очень многословный.

Да, вокруг него все говорят про повышение по службе, а он — про всеобщую праздность и бессмысленность — ну так это общество само над собой уже давно посмеивается, как ты его оскорбишь? Фамусов Алексея Веселкина недаром даже финальное «что станет говорить княгиня Марья Алексевна» произносит не в сакраментальном ужасе, а как будто бы в предчувствии увлекательного трепа с княгиней. На этом фоне невозможно выглядеть героем, протестантом, изгнанником: в лучшем (или худшем?) случае — отвергнутым любовником.

Да, что поделаешь, в той Москве, которую с таким притворным благодушием исследует Алексей Бородин, Чацкий, наверное, неизбежно будет выглядеть утомительным, не слишком званым гостем, заехавшим с коротким неудачным визитом в места своей юности. Другое дело, что удаляясь все по тому же трапу куда-то, «где оскорбленному есть чувству уголок», современный Чацкий рискует оказаться примерно в таком же месте, как бы оно ни называлось. Ну разве что без друзей юности.

  • Цитаты из рассказа бедная лиза
  • Цитаты из рассказа гранатовый браслет
  • Цитаты из рассказа маленький принц
  • Цитаты из рассказа бежин луг тургенев
  • Цитаты из рассказа ася