Цитаты евгения шварца о сказках

Евгения шварц был талантливым человеком и гуманистом. 2. его произведения по праву принадлежат к классике советской литературы. 3. многие выросли

Евгения Шварц был талантливым человеком и гуманистом.

2. Его произведения по праву принадлежат к классике советской литературы.

3. Многие выросли на его сказках и пьесах. У всех с детства являются любимыми произведения Шварца: «Сказка о потерянном времени», «Два клёна», фильмы-сказки: «Золушка» и «Марья-искусница», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо» и другие.

55e8352d

4.Его пьесы и фильмы давно разошлись на цитаты: «Я не волшебник, я только учусь», «Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Связи связями, но надо же и совесть иметь», «Какое сказочное свинство!».

5. Ещё при жизни сказочника Шварца назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви.

6fd088e6

6. Евгений Шварц — разноплановый писатель. Из-под его пера вышли глубокие пьесы, прекрасные сценарии и поучительные добрые сказки. Как и в детстве, писатель и в зрелые годы не любил историй с плохим концом. Наверное, именно этим объясняется тот факт, что все его самые известные произведения заканчиваются хорошо.

7. Евгений Львович прожил не очень длинную, но яркую, насыщенную и очень интересную жизнь. В ней было многое: война и любовь, опасности и триумфы, сложности и удачи.

bedb338a

8. Евгений Шварц родился в 1896 году в Казани. Его отец, Лев Борисович Шварц, был родом из Екатеринодара, он происходил из еврейской мещанской семьи, учился на медика, а потом стал земским врачом. Его специализация — хирургия.

9.Мать знаменитого писателя, Мария Федоровна Шелкова родом из Рязани, перед замужеством она была слушательницей акушерских курсов, а после их окончания стала акушеркой.

8dae2c51

10.Родители Евгения Шварца любили свои профессии, не гнались за деньгами и часто принимали пациентов бесплатно, особенно если те не могли заплатить.

11. Дед Шварца по материнской линии, Федор Ларин, был цирюльником и жил в Рязани. Дед со стороны отца, Берка Шварц, имел в Екатеринодаре свой мебельный магазин.

65d9fd32

12.В Казани семья прожила недолго. Сначала отец получил назначение в подмосковный Дмитров, а потом, проведя полгода под арестом по подозрению в революционной агитации, был сослан из холодной Казани, в которой он учился, и где родился Женя, в тёплый город Майкоп под надзор полиции. Именно здесь и прошли детские годы писателя.

13.Темпераментный красавец Лев Шварц играл на скрипке, пел, занимался чем-то подпольно-политическим, но главное — играл в любительском театре. Писатель вспоминал: «Отец был сильный и простой. Участвовал в любительских спектаклях. Играл на скрипке. Пел. И расхаживал по дому в римской тоге. Рослый, стройный, красивый человек, он нравился женщинам и любил бывать на людях. Мать была много талантливей и по-русски сложная и замкнутая…».

14.Все современники, а позже и сам Евгений Львович в один голос утверждали, что на любительской сцене она была ещё талантливее отца — по-настоящему одаренная самобытная актриса.

da1fb3f1

15.Казань была для Шварца только тем, что рассказывали о городе родители, то есть, сказкой с мечетями и церквами, базарами и широким трактом. Самой Казани Шварцу так и не удалось увидеть, родителей постоянно переводили из одной больницы в другую, и детство Евгения было полно самых разных впечатлений.

16.Дмитров, где мальчик только научился ходить и самостоятельно кушать, сменился на Армавир. Раннее детство Евгения Шварца прошло в переездах: в дневниках он вспоминает Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань… «Это были разновременные наезды в родной город отца в промежутки между разными его службами до Майкопа».

17. В детстве он был, по его собственным воспоминаниям, очень трудным ребёнком, который постоянно раздражал окружающих. И учителя, и родители часто сокрушённо приговаривали, что из него не выйдет никакого толку.

18. Согласно многим источникам, характер у мальчика был сложный. В нём странным образом сочетались открытость и ранимость, скрытность и болезненная обидчивость.

19.В три года научился читать, ещё раньше – мечтать, и, обладая развитым воображением, выдумывал различные истории, иногда пугая самого себя до полусмерти.

20.Однажды мама спросила пятилетнего Женю, кем он станет, когда вырастет? «Я от застенчивости лёг на ковёр, повалялся у маминых ног и ответил полушёпотом: «Романистом». В смятении своём я забыл, что существует более простое слово – «писатель». Но я не сомневался, что буду писателем»… Женя вырос ярким, веселым и начитанным мальчиком.

1ce65954

21.Писателем Евгений Львович решил точно стать, когда ему было всего 8 лет. Тогда он ещё не умел писать, но он заполнял листы бумаги волнистыми линиями, имитируя тем самым строки текста.

22. Уже в детстве он умел видеть жизнь как череду забавных или грустных историй. С детства Женя не любил сказок с плохим концом. Его мама даже активно пользовалась этим: когда ей надо было заставить сына есть котлеты, она рассказывала сказку, герои которой оказывались в опасном положении, и обещала, что если он не доест, все они утонут.

23.Евгений, крещёный, как и его родители, в православие, считал себя русским. Когда началась первая мировая война, как истинно русский патриот, тайком от родителей подал документы, чтобы поступить в военное училище. И вот в 1914 году вдруг «выяснилось, что я православный, рождённый русской женщиной, стало быть, по всем документам – русский, в военное училище поступить могу только с Высочайшего разрешения, так как отец у меня – еврей». Для Высочайшего разрешения несовершеннолетнему юноше требовалось согласие родителей, а согласия они не дали.

25a256a0

24.Евгений окончил реальное училище, потом решил поступить в главный Университет страны. Москва манила его своими перспективами, к тому же постоянные переезды, а точнее ссылки отца, делали юношу все более чувствительным к несправедливости. В юности Шварц решил, что должен стать юристом.

25.В 1914 году поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста.«В 1915 году на юридическом факультете московского университета я сдавал профессору такому-то римское право. Я сдавал его очень старательно и упорно, но, увы, как я ни бился, юрист из меня не получался. И на другое утро в Майкоп, где проживали тогда мои родители, полетела гордая и печальная телеграмма: «Римское право умирает, но не сдаётся!»… Так Шварц пополнил список сказочников – неудавшихся юристов: Шарль Перро, братья Гримм и Эрнст Теодор Амадей Гофман.

51f5569b

26.Весной 1917 года Евгений Шварц был призван в армию. В апреле 1917 находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других студентов в военное училище в Москву. С августа 1917 года он юнкер в Москве.

27.В том же году Шварц переезжает в Ростов-на-Дону, там его застаёт революция, а вслед за ней – гражданская война, которая именно в этих краях как раз и начиналась.

28.Шварц всегда говорил, что во время Гражданской войны служил в продотряде Красной армии, но на самом деле он был в белой Добровольческой армии и даже участвовал в «Ледяном походе». Как его участник, был награжден медалью. Тремор рук, мучивший писателя — последствия жесточайшей контузии, полученной Шварцем как раз во время «Ледяного похода».

29. Неизвестно, ушел ли он добровольцем или был призван насильно. Но даже не это главное. Как сумел Шварц скрыть этот факт своей биографии, сочинив взамен историю с продотрядом?!

30.В годы, когда и намека на классово чуждых предков в седьмом колене хватало, чтобы сгинуть безвозвратно, Евгений Шварц служил в детском отделе Госиздата. И ведь не сидел в тени – печатался, ставился, выступал, был на виду и слуху. Как не увидел никто? Не вспомнил? Не донес?

e545634b

31. После Гражданской войны Шварц поступил в Ростовский университет. В то же время, он познакомился со своим будущим соавтором Николаем Олейниковым и начал работать в театральной студии. Сначала он даже выходил на сцену в нескольких спектаклях, но потом понял, что его призвание — быть писателем.

32.Но воплотить свою мечту удалось не сразу. Сначала Шварц оставался в театре в качестве актера и режиссера, а оказавшись в Петрограде, стал секретарем у Корнея Чуковского. Именно в Петрограде Шварц начал писать фельетоны и рассказы, а также стал автором детских журналов «Чиж» и «Еж».

a13a5bce

33. Свою первую пьесу, «Ундервуд», Шварц написал в 1928 году. И через некоторое время она принесла ему известность в литературных кругах. Свою следующую пьесу, «Пустяки», Шварц создал для кукольного театра.

34.В период с 1934 по 1936 годы были написаны пьесы «Клад», «Принцесса и свинопас», «Голый король», «Похождения Гогенштауфена» и «Красная шапочка».

35.В 1939 году Евгений Шварц закончил работу над пьесой по андерсеновским мотивам «Снежная королева». В том же году свет увидела пьеса «Кукольный город», а в 1940 году писатель закончил работу над пьесами «Тень» и «Брат и сестра».

85a58fbf

36.Во время Великой Отечественной войны Шварц много и напряженно работал. Сначала Евгений Львович оставался в блокадном Ленинграде и категорически отказывался эвакуироваться. Потом его все-таки уговорили, и он оказался в Кирове, где трудился завлитом местного драматического театра. Затем его отправили в Душанбе, где Шварц и пробыл до окончания войны.

37.1941 год ознаменовался пьесами «Наше гостеприимство» и «Под липами Берлина». Второе произведение вышло в соавторстве с Михаилом Зощенко. В 1942 году Шварц написал «Далекий край», в 1943 году — пьесу «Одна ночь», а в 1944 — «Дракон».

1b10aa3b

38.Как вспоминал сам писатель, главным произведением тех лет он считает пьесу «Дракон». В ней он высмеивал гитлеровскую Германию, а в 1988 году режиссер Марк Захаров снял по пьесе фильм «Убить дракона».

39.В 1946 году читателям была представлена пьеса «Сказка о храбром солдате», в 1948 — «Сто друзей», в 1953 — «Два клена», а в 1956 году — «Обыкновенное чудо». Последнюю свою пьесу, «Повесть о молодых супругах», Шварц написал за год до смерти — в 1957 году.

40. Пик популярности Евгения Шварца как писателя приходится на послевоенные годы. В этот период он начал работу над одним из самых популярных своих произведений — пьесой «Обыкновенное чудо».

722f0c26

41.Несмотря на то, что до войны его пьесы ставили в театрах довольно активно, в первые послевоенные годы он не пользовался расположением властей. Только после смерти Сталина положение изменилось. Инициатором возвращения пьес Евгения Львовича на сцену стала поэтесса Ольга Берггольц. На съезде писателей она назвала произведения Шварца самобытными, а самого Евгения Львовича — гуманным и своеобразным талантом.

2e67bd8d

42.Евгений Шварц активно писал сценарии, по которым в дальнейшем были поставлены замечательные художественные фильмы. Свой первый сценарий, по которому был снят немой фильм «Товарный» 717», Евгений Львович написал еще в 1931 году. Затем были сценарии «Разбудите Леночку», «Леночка и виноград», «Доктор Айболит» и «Зимняя сказка».

43.Перу Евгения Шварца принадлежат сценарии к таким известным фильмам как «Золушка», «Зимняя сказка», «Первоклассница», «Снежная королева», «Марья-искусница» и «Дон-Кихот».

44.В 24 года Шварц женился на актрисе ростовского театра Гаянэ Халайджиевой. В этом браке у писателя родилась дочь, которая впоследствии вышла замуж за известного энтомолога Олега Крыжановского.

9e33dc95

45.Второй его женой стала Екатерина Зильбер. Их отношения были трогательными и романтическими. Шварц писал в одном из писем своей супруге, что был уверен — в его жизни не произойдет больше ничего интересного. Однако в этом браке так и не появились дети.

46.Шварц отличался фантастической работоспособностью и мог писать с утра до ночи. В молодости на создание пьесы у него могло уйти 2-3 недели.

47. Евгений Шварц более десяти лет купался практически в любую погоду — и осенью, и весной, и даже зимой. Он утверждал, что такие водные процедуры помогают сохранить здоровье и являются лучшей профилактикой от всех болезней.

48. За свою жизнь Евгению Шварцу так и не удалось выработать красивый почерк. Писал он очень криво и неразборчиво, и очень этого стеснялся до тех пор, пока не узнал, что у многих знаменитых писателей был ужасный почерк.

49. Писатель был завсегдатаем букинистических магазинов.

50. Евгений Шварц очень любил пешие прогулки и проходил в день минимум 5 километров. Именно во время таких прогулок ему в голову приходили сюжеты новых произведений.

665e21f5

51. Самые известные произведения Евгения Шварца сказочного жанра: «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени», «Золушка», «Снежная королева», «Дракон», «Два брата», «Тень», «Голый король», «Сказка о храбром солдате», «Принцесса и свинопас».

52. Особенностью его произведений является глубокий философский подтекст при видимой простоте и даже узнаваемости сюжетов.

53. Многие его сочинения стали оригинальными трактовками уже знакомых читателям историй, которые он переделал так интересно, что новые произведения позволяли пересмотреть известные сказки.

54. Писатель работал много и плодотворно. Он не только сочинял литературные произведения, но и писал либретто к балетам, придумывал смешные подписи к рисункам, делал сатирические обзоры, репризы для цирка.

09dffcc5

55.Евгений Львович Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Он похоронен на Богословском кладбище.

56. После смерти мэтра была издана его «Телефонная книга», где он записывал свои воспоминания о людях в алфавитном порядке. Эти мемуары необыкновенно интересны, ведь в них запечатлена эпоха 20-50-х, это его «вытоптанное поле» жизни.

57.В них Шварц не выступает как всепрощающий добряк, в своих воспоминаниях он предельно искренен и свободен. Здесь чувствуется некая беспощадность и изощренность, колкости и насмешки сыплются одна за другой. Его главным принципом было – смотреть фактам прямо в лицо и не уходить от них.

43385648

58. В наше время творчество писателя по-прежнему актуально. Драматургия Шварца оказалась созвучна не только двадцатому веку, но и двадцать первому. В чем секрет? На этот вопрос ответил его соратник, режиссер Николай Акимов: «Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье. Наши взгляды на добро и зло».

59.Фильмы-экранизации Евгения Шварца часто можно увидеть по телевидению, не говоря уже о театральных постановках по мотивам его произведений. В школьной программе предусмотрено прочтение некоторых его сказок и пьес.

60.О талантливом писателе было снято несколько биографических документальных фильмов.

6d87611c

фото из открытых источников

Любовь Агеева
13 октября 2021 года

Знаменитый драматург Евгений Шварц – наш земляк. Он родился в Казани 9 октября 1896 года в семье будущих врачей.

Цитаты евгения шварца о сказках

Давно хотела написать о нем, но не получалось. Были другие, более оперативные дела. И вот для этого намерения тоже появился оперативный повод: Казанский театр юного зрителя объявил в октябре о лаборатории по произведениям Евгения Шварца.

 «Я – православный, следовательно, русский» 

Мама будущего драматурга, Мария Федоровна (в девичестве Шелкова, 1875-1942) училась на акушерских курсах, открытых в 1876 году по ходатайству профессора Николая Васильевича Сорокина. Эти курсы позволяли получить высшее образование женщинам, поскольку в университеты их тогда не принимали. Лев Беркович (по другим источникам – Борисович, 1875–1940) тогда был студентом Императорского Казанского университета Он приехал в Казань в 1892 году учиться на врача. В Казани Мария и Лев встретились, полюбили друг друга и решили пожениться. Лев был их первенцем.

Семья Марии проживала в Рязани – дед по матери Федор Ларин был цирюльником, семья Льва — в Екатеринодаре (ныне Краснодар) – дед по отцу Берка Шварц был хозяином мебельного магазина. Еврейская родня была яркой и музыкальной, устраивала вечера с декламацией и спектаклями. Шварцы славились как импровизаторы и острословы. Шелковы, русские родственники по материнской линии, более сдержанные в проявлении эмоций, были не менее артистичны: в рязанском любительском театре играла вся семья, а Марию даже хвалили в провинциальной прессе как хорошую артистку.

По отцовской линии у Евгения были еврейские корни, но он в возрасте семи лет был крещен в православной церкви. «Я – православный, следовательно, русский», – позднее писал о себе Евгений Шварц. А его отец крестился в Михаило-Архангельской церкви Казани в мае 1895 года, после чего его стали звать Васильевичем. Так что семья была православной и русской по культуре.

«Отец – человек сильный и простой, пел, играл на скрипке, участвовал в спектаклях, любил быть на виду. Рослый, стройный, красивый человек, он нравился женщинам и любил бывать на людях. Мать — много талантливее, по-русски сложная и замкнутая», — вспоминал писатель о родителях.

Обнаружив, что сын Женя не только лишен музыкального слуха, но и к простой декламации не способен, интеллигентные родители не скрывали своего разочарования. И без того застенчивому подростку оставалось лишь утешаться своей обреченностью:

«Мне чудится, что все мне глядят вслед и замечают, что я неуклюжий мальчик, и говорят об этом. И тут же я думаю: «Вот если бы знали, что мимо вас идет будущий самоубийца, то небось смотрели бы не так, как сейчас. Со страхом. С уважением».

Лев Шварц был студентом, требующим «особо бдительного надзора». В биобиблиографическом словаре Казанского университета сообщаются о нем некоторые подробности.

Студенты университета доставляли немало хлопот педагогам и жандармам своими революционными настроениями. Отец будущего драматурга с 1897 года тоже входил в   социал-демократический кружок. В 1898 году он окончил университет с отличием, но в том же году был арестован по подозрению как смутьян рабочих фабрик купца Алафузова. Но его отпустили на волю, и он получил распределение в город Дмитров.

Сыну Леве было тогда всего два года, а потому Казани Евгений Беркович не помнил.

В Дмитрове его отец  почти сразу был арестован за антиправительственную пропаганду, после дознания в июле 1900-го на 3 года подчинен гласному надзору полиции в избранном им месте жительства, но вне столиц, столичных губерний, университетских и ряде фабричных городов. Семья выбрала местом жительства город Майкоп Таврической губернии. Лев Беркович служил врачом в городской больнице. Поскольку он продолжал антиправительственную работу, в декабре 1907 года был выслан «как лицо вредное для обществ, спокойствия и порядка».

До 1910 года жили в Баку, где он работал врачом городской амбулатории, затем вернулись в Майкоп. В 1913-м  Льва Шварца вновь выслали из города на 2 года, и он служил железнодорожным врачом в с. Гордеевка Нижегородской губернии. В 1914 году, когда начались боевые действия первой мировой войны, был мобилизован в войсковую больницу Екатеринодара. В советское время семья снова жила в Майкопе, где отец работал врачом.

Здесь названы не все места жительства семьи Льва Шварца. Так что Евгений много что повидал в детстве. В середине 30-х годов родители обосновались в Ленинграде.

Цитаты евгения шварца о сказках

Уже в 8 лет Женя был уверен, что станет писателем. Однако, имея ужасный почерк, он стеснялся сочинять тексты, а просто заполнял листы бумаги волнистыми линиями, имитируя рукопись.

«Жил я сложно, а говорил и писал просто, даже не простовато, несамостоятельно, глупо. Раздражал учителей. А из родителей особенно отца. У них решено уже было твердо, что из меня «ничего не выйдет». И мама в азарте выговоров, точнее споров, потому что я всегда бессмысленно и безобразно огрызался на любое ее замечание, несколько раз говаривала: «Такие люди, как ты, вырастают неудачниками и кончают самоубийством», — вспоминал писатель в дневнике.

После окончания реального училища в Майкопе в  1913 году Евгений приехал в Москву. Есть, как минимум, две версии о том, чем он там занимался. По одному источнику, учился на юридическом факультете Московского университета (1914-1916). Но, видимо, юриспруденция интересовала его мало. Родительские деньги он спускал на билеты в цирк или оперу. К декабрю 1916 года деньги кончились, и обнищавший студент вернулся к родителям в Майкоп.

По другому источнику, Шварц отправился в Москву, чтобы учить латынь с репетитором и ходить вольнослушателем в Народный университет имени Шанявского. Вернее, так представляли себе жизнь сына родители. На самом деле все обстояло несколько иначе. Университет был заброшен после нескольких лекций. Родительские деньги быстро закончились, не помог и отказ от учителя латыни.  Спустя полгода несостоявшийся студент приехал к семье на Рождество. Вид у него был столь жалкий, что родители разрешили сыну остаться в Майкопе.

Цитаты евгения шварца о сказках

Фото майкопского периода

Шла Первая мировая война, и бывшего студента призвали в армию, отправили в Москву, учиться в юнкерское училище. Во времена Гражданской войны Евгений Шварц был на стороне белых, служил в Добровольческой Армии, участвовал в «Ледовом походе» Корнилова, где получил тяжелую контузию при штурме Екатеринодара. Тремор рук, который Шварц ощущал всю жизнь, – ее последствия. Естественно, Шварцу пришлось скрывать свое участие в Белом движении, поскольку это могло привести к большим жизненным осложнениям.

Сначала – актер

После ранения он был демобилизован, поступил актером в «Театральную мастерскую» в Ростове-на-Дону, которую создал молодой режиссер-экспериментатор Павел Вейсбрем. Он женился на актрисе этого театра Гаяне Халаджиевой. Для ее матери и особенно для братьев брак армянки с евреем был чем-то сверхъестественным, и потому они потребовали, чтобы Евгений принял их веру. Он к религии был равнодушен и согласился.

Когда большевики зимой 1920 года заняли Ростов-на-Дону, Евгений был мобилизован в Красную армию и зачислен в политотдел Кавказского фронта как актер и театральный инструктор. После демобилизации Шварц с женой продолжали выступать в «Театральной мастерской». Однако гастроли труппы в голодной советской провинции не приносили никакого дохода, и 5 октября 1921 года по рекомендации Николая Гумилева актеры переехали в Петроград.

Город встретил их холодно: публика уходила после первого действия – то ли из-за плохого качества спектаклей, то ли из-за невозможности долго сидеть в холодном зале. Продержавшись один сезон, «Театральная мастерская» развалилась, но Шварц с женой остались в Петрограде. Они подрабатывали парными скетчами в балаганном театре, получая за вечер два миллиона рублей. Этого хватало, чтобы купить несколько бутербродов с черным хлебом и селедкой.

Потом  – детский писатель

В это время Шварц познакомился с литературной группой «Серапионовы братья», стал писать фельетоны и стихотворные сатирические обозрения под псевдонимами «Щур», «Дед Сарай», «Домовой» и «Эдгар Пепо». Поскольку это у него получалось, он решил сменить актерское ремесло на писательское и начал много печататься. С  1923 по 1928 год вышло несколько десятков публикаций (газетные фельетоны, статьи на злобу дня, детские рассказы и стихи-однодневки для журналов «Чиж» и «Еж»). Однако Корней Чуковский, у которого Шварц служил литературным секретарем,  считал его начисто лишенным всех дарований. Тот отвечает ему острейшим оружием из своего арсенала – иронией.

В 1925 году Шварц поступил в штат детских журналов «Еж» и «Чиж» (ЕЖ – «ежемесячный журнал», а ЧИЖ – «чрезвычайно интересный журнал»). К нему пришла слава детского писателя. 1 июля 1934 года его приняли в Союз писателей СССР.

Когда Шварц познакомился с Екатериной Обух (Обуховой?),  он расстался с первой женой. К моменту их встречи в конце мая 1928 года оба были женаты (она замужем за композитором Александром Зильбером, братом Вениамина Каверина). 16 апреля 1929 года у них с Гаяне родилась дочь Наташа, а в октябре Евгений Львович ушел из семьи к Катерине Ивановне, которая уже полгода как рассталась с мужем. Со второй женой он прожил тридцать лет, до конца своих дней. Ей он посвятил пьесу «Обыкновенное чудо»: Екатерина – это принцесса. Первая жена Гаяне – мачеха из «Золушки». Жены стали прообразами его персонажей.

После премьеры пьесы «Ундервуд» 21 сентября 1929 года Шварц понял, что он драматург и должен писать именно пьесы. Впрочем, что значит «должен»?

«Слава нужна мне была не для того, чтобы почувствовать себя выше других, а чтобы почувствовать себя равным другим. Я, сделав то, что сделал, успокоился настолько, что опустил руки. Маршак удивлялся: «Я думал, что ты начнешь писать книжку за книжкой, нельзя останавливаться!».

В 1934 году он напечатал в журнале «Звезда» пьесу «Похождения Гогенштауфена». Ее действие происходило в советском учреждении, где трудилась в должности управделами некая товарищ Упырева. Она была… вампиром, пила кровь из живых людей. Очень быстро эта пьеса стала страшной крамолой.

Шварца не особо интересовала политика, тем более он не чувствовал себя борцом с советским строем. Но проявлял твердость, когда дело касалось принципов. Он отказался отречься от осужденного друга, поэта Николая Олейникова, помогал семье арестованного товарища –  поэта Николая Заболоцкого. На вопросы о литературной деятельности обычно отвечал так: «Пишу все, кроме доносов».

Сказочник Евгений Шварц

Новый этап в его жизни начался, когда он стал писать сказки. В 1934 году Шварц заканчивает одну из лучших пьес-сказок современности, и сегодня весьма актуальную – «Голый король». Тогда сказки считались вредной буржуазной отрыжкой, которая мешает воспитанию правильного взгляда на жизнь. А зря. На сказках Шварца «Золушка», «Снежная королева», «Принцесса и свинопас», «Голый король», «Красная шапочка», «Сказка о потерянном времени» выросло в нашей стране несколько поколений.  Любовь к сказке осталась с Евгением Шварцем на всю жизнь.

Цитаты евгения шварца о сказках

Сцена из спектакля «Золушка». Казанский театр юного зрителя

Когда началась война, Шварц пришел записываться в народное ополчение. Руки он предусмотрительно держал за спиной, но когда бумаги оформили и осталось поставить подпись, все вскрылось: с таким тремором, сказал военком, стрелять невозможно. Не попав на фронт, Шварц остался в Ленинграде: он выступал на призывных пунктах, писал антигитлеровские сценки и пьесы для радио, а по ночам вместе с женой дежурил на крыше писательского дома на канале Грибоедова. С июля по декабрь 1941 года он вел радиопередачи в Радиоцентре. В августе 1941 года в Ленинградском театре комедии состоялась премьера «Под липами Берлина». Пьесу Шварц написал вместе с М. Зощенко.

Отказавшись от эвакуации в октябре, к концу осени Шварцы поняли, что это уже вопрос не чести, а выживания. Их вывезли из блокады на самолете  в Киров 11 декабря 1941 года. Вещей можно было взять не больше 10 кг на человека, но расстаться с тяжелой печатной машинкой казалось немыслимым. Пришлось уничтожить чемодан рукописей – весь архив, накопившийся за 45 лет жизни.

До июля 1943 года писатель работал завлитом драматического театра. Написал пьесы: «Одна ночь» – о защитниках Ленинграда; «Далекий край» – об эвакуированных детях (материалы собирал в Котельниче летом 1942, в детском доме, эвакуированном из Ленинграда); начал работать над «Драконом».

Когда в 1943 году в Сталинабад был эвакуирован Ленинградский театр Комедии, Шварц приехал туда и стал заведовать литературной частью этого театра. В мае 1944 года вместе с театром приехал в Москву. В августе там состоялась премьера «Дракона».

Послевоенные годы уже не были настолько плодотворными, хотя была создана самая красивая пьеса-сказка – «Обыкновенное чудо». Вышел на экраны «Дон Кихот» – и сразу стал киноклассикой.

Последний год жизни Шварц писал очень мало: многие месяцы постельного режима после инфарктов вогнали его в апатию, работать не удавалось, жизнь в Комарове свелась к ожиданию смерти, которую он называл «днем неимоверной длины». Леонид Пантелеев вспоминал, как Шварц пытался шутить: «Испытываю судьбу. Подписался на тридцатитомное собрание Диккенса. Интересно, на каком томе это случится?». Случилось на третьем, его любимом «Пиквикском клубе», 15 января 1958 года. Последними словами Шварца были «Катя, спаси меня».

Евгений Львович Шварц не раз пытался вести дневник, однако любое систематическое занятие давалось ему непросто. Только в последние семь лет жизни он смог заставить себя писать ежедневно: это стало упражнением в самодисциплине и попыткой нащупать свой стиль не только в драматургии («Надо же наконец научиться писать!»).

«Я боялся, ужасался, не глухонемой ли я. Точнее, не немой ли. Ведь я прожил свою жизнь и видя и слыша, – неужели не рассказать мне обо всем этом?». В итоге довольно быстро дневник превратился в мемуары о детстве и юности, а из записей 1955–1956 годов составилась «Телефонная книга»: Шварц использовал страницы своих огромных тетрадей для создания почти двухсот портретов современников.

«Шварц – единственный писатель, который писал о добре без сентиментальности!»

Предыдущие главки написаны после изучения биографических материалов о Евгении Шварце. О его сказках хочется сказать особо. Поскольку это и мои впечатления о них.

Сказки Шварца называют сказками характеров, по аналогии с комедиями характеров. Вершиной его творчества стали пьесы – переложения сюжетов Андерсена. Герои сказочных сюжетов причудливо сочетаются с персонами реального, современного автору мира. Сказочная поэтика соседствует с бытовыми деталями, отчего персонажи становятся более подлинными и живыми. «А еще корону надел!», – кричит мачеха королю. «Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники»,– говорит Атаманша из «Снежной королевы».

Удивительно, но ему удавалось писать детские сказки, которые были интересны и взрослым. Поскольку за выдуманными персонажами стояли вполне реальные жизненные ситуации. Зрители легко трансформировали их в современные истории с философским подтекстом. Как это случилось, например, со сказкой о голом короле, которая не теряет своей актуальности до наших дней.  Написанная в  1934 году¸ она формально представляла собой своеобразную авторскую компиляцию трех известных сказок Андерсена: «Новое платье короля», «Свинопас» и «Принцесса на горошине». Идейно пьеса была направлена против набиравшего силу, германского фашизма. Но сегодня это сказка вовсе не о Гитлере. Трудно сказать, кто в ней страшнее – король, который делает из людей стадо, или эти люди, творцы правителей-диктаторов.

Цитаты евгения шварца о сказках

Шварц так писал о главном герое этой сказки: «Вы легко угадаете в нем обыкновенного квартирного деспота, хилого тирана, ловко умеющего объяснять свои бесчинства соображениями принципиальными. …В сказке сделан он  королем, чтобы черты его характера дошли до своего естественного предела».

Писатель показал своим творчеством, что в сказках, которые считались «детским чтивом», решаются серьезнейшие жизненные проблемы. Вот как оценивал сказки Шварца известный советский режиссер Н. Акимов:

«…Когда Шварц написал свою сказку для детей «Два клена», оказалось, что взрослые тоже хотят ее смотреть.
Когда он написал для взрослых «Обыкновенное чудо» — выяснилось, что эту пьесу, имеющую большой успех на вечерних спектаклях, надо ставить и утром, потому что дети непременно хотят на нее попасть…
Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло. В том, что его сказки — настоящие современные актуальные пьесы».

Сюжетам своих пьес для взрослых Шварц тоже придавал  сказочно-притчевую форму.  Перенося сказочных персонажей в придуманные обстоятельства, он конструировал вполне реальные ситуации.  При этом его истории вызывали в зрительном зале очень сильные аллюзии.

Пьеса «Тень» Шварца писалась с 1937 по 1940 год. Это сценическое переосмысление одноименной сказки известного датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Перевернуть классическую андерсенскую историю так, что она становится совершенно жизненной и совершенно не о том — это нужно суметь. Так восхищается мастерством драматурга один из рецензентов Интернета. Несмотря на весь «сказочный» антураж, герои говорят такие вещи, что сразу становится понятно: это никакая не волшебная история про убежавшую тень, а аллюзия на социально-бытовую драму про предательство, трусость и ложные ценности. Набор типичных житейских ситуаций.  Спектакль был запрещен сразу после премьеры.

В 1944 году появилась  одна из его лучших пьес — «Дракон». 400 лет правит городом хитрый и могущественный Дракон. Что ни год Дракон требует новую жертву, выбирая себе в невесты прекраснейшую из девушек города. Но вот однажды в город приходит странствующий рыцарь Ланцелот – усталый рыцарь без кольчуги и меча, со шрамами от старых сражений на лице, готовый освободить город от власти чудовища. Тиран повержен в поединке, но его место спешит занять новый «дракон». В ироничной и печальной сказке Евгения Шварца есть говорящие коты, шапки-невидимки и ковры-самолеты.

За основу Шварц взял сказочный сюжет народов Юго-Восточной Азии о драконе, которого нельзя победить, потому что победитель сам обращается в дракона. Но волшебный антураж не скрывал, а только подчеркивал острый социальный подтекст, приглашая зрителей к размышлениям о природе власти и человеческой природе, изуродованной страхом, привыкшей ко лжи и неготовой принять свободу.

Пьеса была разрешена к постановке. Однако сразу после премьеры в Москве пьесу запретили, и при жизни автора она так и не была больше поставлена: запрет был снят лишь в 1962 году. Видимо, на премьере кто-то понял, что пьеса вовсе не про Гитлера, она гораздо глубже и драматичнее.

В 1940-х годах в Драконе видели Гитлера (драматург в самом деле имел в виду его, когда начинал работать над этой пьесой), в 1960-х – Сталина. В конце 1980-х Марк Захаров в своем фильме «Убить дракона» придал Бургомистру явные черты Брежнева. Дракона он показал в трех обличьях – милитаризованном, шоуменском и экзотично-самурайском, а особый упор сделал на погромах, которые устроил народ после избавления от Дракона под радостные возгласы «Свобода!».

Писал Шварц об изуродованных, «вывихнутых» душах людей, на жизненном пути которых встретился дракон. Место Дракона, горожан, Тени или Министра-администратора всегда вакантно для того, кто скажет «все люди – свиньи», «нас так учили» или что «единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного».

«Штука в том, что искусство вносит правильность, без формы не передашь ничего, а все страшное тем и страшно, что оно бесформенно и неправильно. Попадая в литературный ряд, явление как явление упрощается. Поэтому уж лучше сказки писать. Правдоподобием не связан, а правды больше. Вообще сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь, – так говорил Евгений Шварц в одном из интервью, отвечая на вопрос, почему он пишет именно сказки.

Цитаты евгения шварца о сказкахСцена из спектакля «Дракон». Казанский театр юного зрителя

Сказки Шварца, как и любые настоящие талантливые произведения искусства, касаются вечных проблем и ценностей. Да, Шварц многое приблизил к нам: его персонажи говорят как обычные люди, их характеры — это (часто более резко очерченные) характеры обычных людей, которых мы встречаем в жизни. Но сама схема сказки, сами проблемы, поднимаемые в ней, не принадлежат конкретной эпохе или стране. И каждый волен находить в ней то, что близко именно ему, именно здесь, именно сейчас. Ведь лесть всегда остается лестью, жестокая власть — жестокой властью, ложь — ложью.

Человек, ужаснувшийся злу и начавший с ним драться, как безумец, всегда прав, – считал Шварц. Но он был единственным писателем, который писал о добре без сентиментальности, замечено в одном из очерков и нем.

Евгений Шварц на казанских сценах

Казанские театры не так часто обращались к творчеству Евгения Шварца, но оно хорошо знакомо многим по фильмам. Татарский государственный театр кукол «Экият» в 2014 году поставил сказку «Золушка». На сцене ТЮЗа в свое время шли детские сказки: «Два клена», «Снежная королева», «Золушка».

Цитаты евгения шварца о сказкахСцена из спектакля «Золушка». Казанский театр юного зрителя

Пришедший в 1987 году к художественному руководству ТЮЗом Борис Цейтлин выбрал для своего дебюта пьесу «Дракон». Вот как рассказал об этом событии Юрий Благов.

В одном из своих печатных выступлений он говорил о том, что, обращаясь к этой пьесе, он вовсе не ставит своей задачей развенчать культ Сталина. Идея пьесы гораздо глубже.

«Драматург показывает, что происходит с людьми, особенно с молодыми, когда в обществе воцаряется режим страха, всеобщего рабского повиновения грубой силе. Но «Дракон», как и другие пьесы-сказки Шварца, не просто отражает определенный период нашей недавней истории. В них всегда дана перспектива развития сюжета, выходящая за рамки конкретной пьесы и конкретного времени», – так сформулировал режиссер свою задачу в интервью газете «Вечерняя Казань» 26 декабря 1987 года.

Однако включенная в спектакль любимая песня вождя «Сулико», костюм (белый китель, галифе, трубка) и грим героя отнюдь не вводили зрителя в заблуждение относительно того, кого именно изображал актер, игравший роль Дракона. Спектакль был поставлен как откровенный памфлет. Идею драматурга о том, что «в каждом из нас живет свой дракон», наиболее выразительно доносил своим исполнением В. Глушков, сыгравший роль Бургомистра с глубоким проникновением в психологию «маленького человека», волею судьбы вовлеченного в крупную политическую игру.

Цитаты евгения шварца о сказкахСцена из спектакля «Дракон». Казанский театр юного зрителя

Оценивая спектакль, однако, как безусловную победу режиссера, Анна Миллер писала на страницах «Вечерней Казани» 19 декабря 1988 года:

 «Дракон» стал не только открытием для театральной публики, но и режиссерским манифестом постановщика. В нем явственно прозвучали стремление к публицистичности, приглашение к разговору на самые злободневные темы, желание выйти на прямой, открытый диалог с залом… Не всех, правда, устроила чрезмерная прямолинейность спектакля, лишавшая его персонажей объемности, зрительское восприятие – чувственной непосредственности, а саму сказку – тонкой поэтической магии, столь свойственной лучшим пьесам Шварца».

Спектакль «Дракон» сейчас в репертуаре Качаловского театра. Премьера состоялась в октябре 2019 года. Я написала об этом спектакле в «Казанских историях» («Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания» – «Дракон» в Качаловском театре).

Цитаты евгения шварца о сказках

Сцена из спектакля «Дракон» Качаловского театра имени Качалова

В репертуаре этого театра также сказка «Красная шапочка» – музыкальный спектакль в двух действиях.

«Нестареющий сюжет воплотился на сцене в близкой и понятной современному подрастающему поколению виртуально-клиповой эстетике. Задумка режиссера-постановщика Ильи Славутского, на основе старой как мир истории, создать стильный спектакль с элементами шоу, с современной музыкой и зажигательными танцами оправдала себя. Спектакль интересен и понятен даже самому взрослому зрителю.

В этой сказке нет скучного и нудного нравоучения, а есть знакомая история, разыгранная на свой лад молодым поколением качаловских актеров. Они прекрасно двигаются среди ярких расписных деревьев сказочного леса, великолепно поют, дурачатся и вовсе не заигрывают с детьми в зале», – так представляется спектакль на сайте Качаловского театра.

Источники информации:

Цитаты из дневников Евгения Шварца: о бидонах с маслом, оживлении зала, робости перед чиновниками и дне неимоверной длины

Человек, который всегда был прав. Евгений Шварц

О себе он говорил: «Писать могу всё, кроме доносов». И действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы для Аркадия Райкина и кукольные представления для Сергея Образцова, балетные либретто и смешные подписи к картинкам в детских журналах.

Обладал уникальным чувством юмора, мог рассмешить таких искушённых острословов как Михаил Зощенко и Даниил Хармс. И в то же время он выглядел человеком очень закрытым: было в его судьбе такое, о чём особенно не поговоришь. Например, у него, преуспевающего советского писателя и драматурга, было белогвардейское прошлое.

Настоящая слава пришла к нему посмертно, через 25 лет. Его пьесы-сказки были экранизированы. Нет, пожалуй, сегодня в России такого человека среднего и зрелого возраста, который не помнил бы и не любил фильмы «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Тень», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева». Эти фильмы сняты по мотивам произведений Евгения Шварца.

Будущий писатель и драматург Евгений Львович Шварц родился в 1886 году в Российской империи, в Казани. Его отец, медик по профессии, был большим любителем театра. Лев Шварц играл на скрипке, хорошо пел, играл в любительском театре. Отец репетировал роли дома, мать подавала реплики, маленький сын с восхищением наблюдал за чудесными превращениями отца то в римлянина, то в русского купца.

Сын Евгений очень рано почувствовал вкус литературного слова. Слово «писатель» до конца жизни было для него священным. Уже, будучи известным литератором, в свои зрелые годы он признавался, что у него язык не поворачивается называть себя писателем. Шутил, что драматургом уже можно.

Мать запомнила эпизод из детства сына: маленького Женю как-то спросили, кем он будет, когда вырастет. Сын долго молчал, потом лёг у маминых ног на ковёр и чуть слышно прошептал: «Романистом». Уже знал такое слово.

Однако до поры до времени это признание считалось в семье просто шуткой, и повзрослевший юноша Евгений Шварц поступил на юридический факультет Московского университета.

Началась Первая мировая война, и стало не до учёбы. После революции молодой человек воевал против новой власти в рядах корниловской армии. Участвовал в легендарном Ледяном походе. Был контужен.

Ещё до октябрьского переворота Евгений Шварц набирался опыта театральной жизни в любительских спектаклях, а в 1921 году с труппой маленького ростовского театрика приехал покорять Петроград.

Театрик сгинул, актёры разъехались по домам, а Шварц остался в этом городе, как он сам выражался «на цыпочках, с робкой улыбочкой» потихоньку подбираться к миру литературы. У него уже появились друзья среди писателей и поэтов. Первыми, кто поддержал его на новом поприще, были Корней Чуковский и Самуил Маршак. Правда, для начала, начинающему литератору пришлось писать фельетоны в газетах и журналах шахтёрского Донецка.

Только с 1924 года Шварц становится сотрудником уникального авторского коллектива редакции детской литературы Госиздата под руководством С. Маршака. Коллектив авторов создал подлинные шедевры детской литературы, которые и сегодня веселят и развлекают маленьких читателей. Тем более, что даже дедушки и бабушки, а также прабабушки и прадедушки помнят многие стихи и шутки-прибаутки наизусть.

Евгений Шварц очень быстро стал популярным автором не только детских стихотворений, но и детских пьес. Например, «Сказки о потерянном времени».

Жизнь, казалось бы, удалась. Но уникальный талант Шварца требовал дальнейшего развития. В начале 30-х годов в Ленинграде был создан новый театр — Театр комедии, главный режиссёр которого, Николай Акимов, заказал молодому драматургу пьесу на современную тематику по мотивам классических европейских сказок. Замысел был непростой. Но талант, мировоззрение Шварца и особенности личности дали уникальный результат.

Одна за другой были созданы пьесы-шедевры: «Голый король», «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо». Перемешивая фабулы классических европейских сказок, драматург создал аллегории и символы современных ему проблем. Да и сегодня пьесы живы и не сходят со сцены. Можно каждый год пересматривать замечательные фильмы Марка Захарова, снятые по мотивам пьес Шварца, и находить аналогии с сегодняшним днём. А цитировать Шварца можно сегодня тоже вполне уместно.

Шварц доказал своим современникам и далёким потомкам, что сюжеты, испытанные веками, содержат в себе вечные нравственные проблемы.

Для кого писал Евгений Шварц: для взрослых или для детей? Режиссёр Акимов, который сподвиг драматурга на создание таких оригинальных произведений, очень верно подметил, что написанная для взрослых пьеса «Обыкновенное чудо», имеет большой успех и на утренних спектаклях для детей. Такое очень редко бывает в жизни театров.

Что характерно, детским драматургом себя Шварц никогда не считал и шутливо гневался на своего режиссёра:

«Вы меня три раза обозвали детским драматургом, сами Вы детский драматург, милостивый государь!»

Конец 30-х в истории страны были очень непростыми. Многие друзья Евгения Шварца бесследно исчезли в ходе репрессий. Угроза ареста не раз висела и над ним.

Чтобы «остаться в строю» и просто выжить в это опасное время, Евгений Львович стал писать без опасных сказочных аллюзий. Пьесы «Тень» и «Дракон» в сороковые годы были сняты с репертуара театра.

Драматург правильно понял это предупреждение. Шварц стал писать сценарии к мультфильмам и к художественным фильмам. Это была тоже высококлассная работа: «Золушка», «Первоклассница», «Дон-Кихот», «Марья-искусница».

В послевоенные годы в драматургии Шварца стали усиливаться психологические мотивы. В это время появилась пьеса «Повесть о молодых супругах». Евгений Львович сам имел опыт неудачного первого брака, и в своей пьесе он попытался дать некоторые советы молодожёнам.

Автор серьёзно размышляет о том, как в бытовой круговерти буден не растерять тех драгоценных чувств, которые объединили людей в семью. Сегодня мы видим, что эта проблема стала даже актуальнее, чем в 50-е годы прошлого века.

Есть в творческом наследии драматурга ещё одна книга, над которой он работал последние годы своей жизни. Многие исследователи творчества Шварца считают её важнейшей. Как её назвать? Мы в затруднении.

Слова «дневник» и «мемуары» Евгений Львович не любил. Книга большая. 700 страниц документально-мемуарной прозы. Эта книга без иносказаний и аллегорий. Это откровенные мысли о прошлом и современном. За четыре года до смерти Шварц писал о себе в третьем лице:

«Без людей он жить не может… Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло… И в этом взгляде… нашёл точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий Божьих».

Такая жизненная позиция и объясняет, вероятно, особенности его неповторимого творческого метода. Неслучайно в сказке «Обыкновенное чудо», которую драматург считал самой главной в своём творчестве, герой говорит такие слова:

«Сказка рассказывается… для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

Когда-то Бунин сказал о Чехове:

«До самой смерти росла его душа».

Эти же слова, наверно, можно сказать и о Шварце.

Какие бы проблемы драматург не ставил перед положительными героями своих пьес, с какими бы трудностями их не сталкивал, его герои всегда побеждают зло. И это вдохновляет по сей день режиссёров, актёров, зрителей и читателей.

Под конец жизни Шварц был признан классиком отечественной драматургии. Но он никогда не обольщался на свой счёт и знал, что официальному славословию доверять нельзя. Однажды он подарил другу свою книгу и подписал так: «Шварц, человек, тень».

Писатель Леонид Пантелеев оставил воспоминания о дружеских отношениях с Евгением Львовичем. Пантелееву был памятен их последний разговор.

«Испытываю судьбу, — говорил он со смущённой и даже какой-то виноватой усмешкой. — Подписался на тридцатитомное собрание Диккенса. Интересно, на каком томе это случится».

Драматург Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде.

Афоризмы и цитаты Евгения Шварца

  • Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал.
  • Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники.
  • Связи связями, но надо же и совесть иметь.
  • Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
  • Когда-нибудь спросят, а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогу тебе сделать тебе ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.
  • Эх, жалко — королевство маловато, разгуляться негде. Но ничего, я с соседями поссорюсь.
  • Я встречал множество людей, которые не могут не писать, не могут не играть — и не писатели они, и не актёры.
  • Лучшее украшение девушки — скромность и прозрачное платьице.
  • Никому и ничему не верить — это смерть. Всё понимать — тоже смерть. А безразличие — хуже смерти.

Цитаты евгения шварца о сказках

К 125-летию со дня рождения Евгения Львовича Шварца (8 (20) октября 189615 января 1958) сектор текущих периодических изданий Национальной библиотеки Республики Адыгея подготовил материал «Родина моей души».

Замечательный советский писатель Евгений Львович Шварц умел писать все: сказки, пьесы, в молодости – стихи, фельетоны (для газеты «Всесоюзная кочегарка»), смешные рассказики и новеллы. Ему заказывали подписи к картинкам в детских журналах. Он писал киносценарии, сатирические обозрения для Аркадия Райкина и кукольные представления для Сергея Образцова, балетные либретто, цирковые репризы…

Самые известные пьесы Е. Л. Шварца:

Голый король (1934);

Красная Шапочка (1936);

Снежная королева (1939);

Тень (1940);

Сказка о потерянном времени (1940);

Дракон (1944).

Самые известные киносценарии Е. Л. Шварца:

Доктор Айболит (1938);

Снежная королева (1938);

Каин XVIII (1947);

Золушка (1945);

Первоклассница (1948);

Дон Кихот (1957);

Марья-искусница (1959).

«Родина моей души»

Евгения Шварца знают и любят народы всей нашей огромной страны. Но майкопчанам он особенно дорог.

Евгений Львович называл Майкоп «родиной своей души». Писал, что город повлиял на него, что «все, что было потом, развивало или приглушало то, что… зародилось в майкопские годы».

С произведениями Евгения Шварца и литературой о его жизни и творчестве можно познакомиться в следующих подразделениях Национальной библиотеки:

  • отделе абонемента;
  • читальном зале;
  • отделе краеведческой и национальной литературы;
  • информационно-библиографическом отделе;
  • секторе редких изданий;
  • секторе текущих периодических изданий;
  • отделе основного книгохранения.

Предлагаем вашему вниманию материал, состоящий из четырех частей:

  1. Майкоп в жизни Е. Л. Шварца : обзор книг отдела краеведческой и национальной литературы;
  2.  Е. Биневич «Евгений Шварц. Хроника жизни» : обзор книги сектора редких изданий;
  3. обзор журнальных статей из фонда текущих периодических изданий;
  4. список литературы.

С годами пребывания Е. Л. Шварца в Майкопе вас познакомят следующие книги отдела краеведческой и национальной литературы (описание книг – в разделе «Список представленной литературы»). Воспоминания Евгения Шварца о Майкопе можно прочитать в его дневниках, которые содержатся в книгах:

  1. Е. Шварц. Позвонки минувших дней
  2. Житие сказочника. Евгений Шварц. Из автобиографической прозы. Письма. Воспоминания о детстве

Работая над книгой «„Родина моей души“. Евгений Шварц в Майкопе» доктор филологических наук Т. М. Степанова изучила все литературные дневники и мемуары Е. Л. Шварца. Ее книга посвящена детству и юности писателя.

Автор рассказывает о том, как на жизнь, личность и творчество Шварца оказали влияние многие факторы периода его майкопского детства.

Е. Л. Шварц родился 20 октября 1896 года в г. Казани. Волею судьбы будущий писатель с родителями оказался в Майкопе, куда после полугодичного ареста по подозрению в революционной агитации среди рабочих Алафузовских фабрик в Казани под гласный надзор полиции был сослан его отец, земский врач-хирург. Семья Шварцев с пятилетним Женей прибыла в Майкоп весной 1902 года. Здесь прошли его детство и юность.

После окончания реального училища (1913) он учился на юридическом факультете Московского университета (1914–1916). Но именно в Майкопе произошло формирование творческой личности Е. Шварца, эволюция его эстетических взглядов, восприятия им окружающей действительности, человеческих типов, произведений литературы и искусства.

Значительную часть книги составляют дневниковые записи Е. Л. Шварца. Автор собрала воедино из многочисленных воспоминаний Шварца все, что касается нашего города. Эти мемуары настолько колоритно рассказывают о городе и его жителях, что вправе могут считаться «энциклопедией жизни Майкопа 1900–1910-х годов XX века».

Е. Л. Шварц стал практически единственным летописцем жизни молодого провинциального города Майкопа.

Сборник «Материалы первых историко-литературных Шварцевских чтений (11 ноября 2011 года)», выпущенный к 115-летию Е. Л. Шварца, будет полезен всем изучающим его творчество, а также тем, кому просто интересна новая информация о любимом писателе.

Тому, чтобы Первые Шварцевские чтения состоялись, предшествовала большая организационная работа, проведенная сотрудниками Национальной библиотеки: заместителем директора по научно-библиотечной работе И. Н. Корниенко и заведующей читального зала И. Б. Константиновой. Чтения проводились в стенах библиотеки.

Участниками Чтений были ученые, журналисты, учителя, работники культуры, студенты, учащиеся средних школ г. Майкопа, артисты театральной студии Центра творчества Адыгейского государственного университета, почитатели творчества Е. Л. Шварца.

Выступления докладчиков охватили буквально все аспекты творчества писателя. Организаторы ставили перед собой цель, с одной стороны, популяризировать творчество Евгения Шварца, а с другой – максимально рассказать о майкопском периоде жизни, который помог ему «состояться как человеку и как писателю».

От Национальной библиотеки с докладами выступили заведующая информационно-библиографическим отделом Ю. И. Соскова («Е. Л. Шварц в литературоведении») и главный библиотекарь читального зала М. В.  Волковец («Кинематографическая судьба Евгения Шварца»).

Почетным гостем и участником являлась Мария Олеговна Крыжановская – внучка Евгения Шварца, оказавшая большую, в том числе и материальную, поддержку в организации чтений и в выпуске данного сборника.

К 120-летию со дня рождения Евгения Шварца большой знаток и популяризатор его творчества Ирина Борисовна Константинова выпустила книгу «Майкоп глазами сказочника».

Книга оформлена в виде альбома со значительным количеством архивных и современных фотоиллюстраций. Это путеводитель пешеходной экскурсии, рассчитанной на 1,5-2 часа. Данную экскурсию по местам города, связанным с именем Евгения Львовича Шварца и текст к ней, разработала сама автор.

Эта работа представляет собой незаменимый краеведческий материал. История Майкопа представлена наглядно, все иллюстрации сопровождаются глубоким информационным материалом.

Книга написана в очень увлекательной форме.

В секторе редких изданий находится книга Евгения Биневича «Евгений Шварц. Хроника жизни». Особую значимость ей придает дарственная надпись автора.

Автор книги Е. М. Биневич подписал ее в Санкт-Петербурге для нашей библиотеки. А Мария Олеговна привезла эту книгу в Майкоп и вручила во время Первых историко-литературных Шварцевских чтений, которые состоялись 11 ноября 2011 года в Национальной библиотеке. Еще одна дарственная надпись самой М. О. Крыжановской, внучки писателя.

Книга Е. М. Биневича содержит очень ценную информацию. Это первая биография замечательного писателя. В книге прослеживается судьба Евгения Шварца от рождения до последних дней жизни. Автор широко использует тексты самого Шварца, воспоминания его друзей и коллег, архивные материалы. Перед глазами читателя встает весь процесс творчества, все трудности, связанные с ним, которые приходилось преодолевать Евгению Львовичу. Автор книги рассказывает: «Иной раз, когда его спрашивали: «Над чем сейчас работаете, Евгений Львович?», отвечал: «Пишу все, кроме доносов».

Обзор статей из фонда сектора текущих периодических изданий

О жизни и творчестве Е. Л. Шварца рассказывает статья: Осипов Ю. Добрый волшебник Евгений Шварц / Юрий Осипов // Смена. – 2019. – № 7. – С. 52–65.

Статья включена в рубрику журнала «Неизвестное об известном». Поэтому читатель найдет в ней много интересных фактов о жизни писателя.

Вот один из них. Евгений Львович всегда помогал нуждающимся коллегам, хотя сам получал скромные гонорары. Если в доме не было денег, а человек приходил просить в долг, он тут же одевался и шел занимать у знакомых. К Шварцу тянулись и люди, и животные. Дети обожали ходить к писателю в гости, так как принимали его за доброго волшебника.

Статью сопровождают фотографии из личного архива Е. Л. Шварца.

Под конец жизни Шварца все же признали классиком отечественной драматургии. А он, не слишком доверяя официальному славословию, на экземпляре сборника, подаренном одному из друзей, сделал такую надпись: «Шварц, человек, тень».

Леенсон Е. «Дракон» Евгения Шварца – сказочное и реальное / Елена Леенсон // Знание–сила. – 2019. – № 5. – С. 98–104.

Как и многие произведения Шварца, пьеса «Дракон» построена на соединении разных литературных традиций. В ней мы можем увидеть элементы народной сказки, русской и европейской литературной сказки XIX века, литературной фантастической новеллы. Чем-то сюжет пьесы напоминает легенду о святом Георгии Победоносце, чем-то рыцарские романы и одновременно пародию на них. Вместе с тем в пьесе ощущается влияние советской сатирической литературы 1920-х годов.

Автор статьи анализирует пьесу по следующим направлениям: откуда родом герои пьесы, сказочный сюжет и отступления от него, пародия на советскую действительность.

Очень редкие и малоизученные материалы опубликованы в журнале «Нева» за 2018 год.

Воскобоева Е. Евгений Шварц – фельетонист / Петербургский книговик / Елена Воскобоева // Нева. – 2018 – № 11. – С. 228–232.

Из этой статьи можно узнать о Шварце как фельетонисте. Евгения Львовича знают как писателя, драматурга, поэта, киносценариста, публициста. Мало кто знаком с его сатирическими фельетонами, которые публиковались в газете «Всероссийская кочегарка» с 1923 по 1925 год.

Весной 1923 года Евгений вместе со своим другом Михаилом Слонимским приезжает к своему отцу, Льву Борисовичу, в гости. Шварц-старший в то время трудился хирургом в больнице солярного рудника им. Карла Либкнехта под Бахмутом (Донецкая область). Именно здесь они знакомятся с поэтом Николаем Олейниковым, который работал в газете «Всероссийская кочегарка».

В этой газете Шварц опубликовал 119 текстов (рассказов, статей и сатирических фельетонов) под псевдонимами Щур, Дядя Сарай, Блоха, Домовой, Леший, Чертяка. Принадлежность именно Шварцу авторства этих псевдонимов возможно было установить благодаря воспоминаниям М. Л. Слонимского и Э. С. Паперной, сотрудницы этой же газеты в 1920-х годах.

Сегодня фельетоны Евгения Львовича Шварца – это не только сатирические заметки, но и богатый источник сведений о Советском Союзе 1923–1925 годов.

Воскобоева Е. Шварцы и Войно-Ясенецкие: из переписки. 1944–1948 / Елена Воскобоева. // Нева. – 2018. – № 5. – С. 205-209.

Переписка Шварца – богатый источник для изучения его биографии. Круг людей, с которыми Евгений Львович переписывался, широк: писатели и художники, актеры и драматурги, режиссеры и редакторы, композиторы и артисты, ученые и общественные деятели.

Многое из довоенного архива погибло в блокаду. Но часть писем, адресованных родным, близким и друзьям, сохранилась.

В 1943 году Шварц с женой эвакуируются в Сталинабад (Душанбе). Здесь они знакомятся с множеством интересных людей. О многих из них писатель оставил воспоминания в «Телефонной книжке». Одним из сталинабадских знакомых был сын святителя Луки Михаил Валентинович Войно-Ясенецкий. Это знакомство, переросшее в крепкую дружбу, продолжится в Ленинграде.

Из публикуемой переписки можно узнать много интересных фактов о Е. Л. Шварце, а также стать свидетелем творческой истории драматургических текстов и их постановок и экранизаций.

Список представленной литературы.

Книги:

  1. Биневич, Е. М. Евгений Шварц: хроника жизни / Евгений Биневич. – Санкт-Петербург : Изд-во ДНК : Петрополис, 2008. – 635 с., [42] л. ил.
  2. Житие сказочника. Евгений Шварц : из автобиографической прозы, письма, воспоминания о писателе / [составители и авторы предисловия и комментариев Л. В. Поликовская, Е. М. Биневич]. – Москва : Книжная палата, 1991. – С. 27–41.
  3. Майкоп глазами сказочника : (к 120-летию со дня рождения Е. Шварца) : экскурсия по городу Майкопу / Научная библиотека ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» : составитель И. Б. Константинова. – Майкоп : Магарин О. Г., 2017.– 35 с.: цв ил., карты, портр.
  4. Степанова Т. М. «…Родина моей души…». Евгений Шварц в Майкопе : учебное пособие к спецкурсу по литературному регионоведению / Т. М. Степанова. – Майкоп : Издательство АГУ, 2009. – 374 с. : ил.
  5. Шварц, Евгений Львович. Позвонки минувших дней : мемуары / Е. Л. Шварц ; авт. предисл. С. Лурье, сост., авт. примеч. Г. Евграфова. — Москва : Вагриус, 2008. – С. 21–97.

Статьи:

  1. Воскобоева Е. Евгений Шварц – фельетонист / Елена Воскобоева // Нева. – 2018 – № 11. – С. 228–232.
  2. Воскобоева Е. Шварцы и Войно-Ясенецкие: из переписки. 1944–1948 / Елена Воскобоева. // Нева. – 2018. – № 5. – С. 205-209.
  3. Крыжановская М. О. А вдруг случится обыкновенное чудо? : [беседа с внучкой Е. Л. Шварца М. О. Крыжановской / записала Татьяна Филонова] // Советская Адыгея. – 2019. – 20 августа. – С. 1, 4.
  4. Леенсон Е. «Дракон» Евгения Шварца – сказочное и реальное / Елена Леенсон // Знание–сила. – 2019. – № 5. – С. 98–104.
  5. Осипов Ю. Добрый волшебник Евгений Шварц / Юрий Осипов // Смена. – 2019. – № 7. – С. 52–65.

Дополнительный список литературы, знакомящей с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца.

  1. Шварц, Евгений Львович. Живу беспокойно : из дневников / Евгений Шварц ; сост. К. Н. Кириленко. – Ленинград : Сов. писатель. Ленинградское отделение, 1990. – 749 с.
  2. Житие сказочника. Евгений Шварц : из автобиографической прозы, письма, воспоминания о писателе / [составители и авторы предисловия и комментариев Л. В. Поликовская, Е. М. Биневич]. – Москва : Книжная палата, 1991. – 364 с. : ил. – (Популярная библиотека. Дневники. Мемуары. Свидетельства).
  3. Давыдова Т.С. Художественные антиномии в пьесе Евгения Шварца «Тень» / Т. С. Давыдова // Филологические науки. – 2008. – № 5. – с. 26–32.
  4. Карпенко К.А., Королева Е.Л. Литературная игра как лаборатория творчества. Пьесы Евгения Шварца в биографии 8-В / Карпенко К.А., Королева Елена Леопольдовна // Русская словесность. – 2007.– № 8. –С. 74–78.
  5. Ничипоров И. Б. Личность – общество – история в пьесе Е. Шварца «Дракон» / Илья Борисович Ничипоров // Литература в школе. – 2013. –№ 10. – С. 21–23.
  6. Родина моей души: [о творчестве Е. Шварца и памятных местах в Майкопе] / Валерия Ломешина // Советская Адыгея –. –31 марта. – 4.
  7. Степанова Т.М. Образы природы и художественный конфликт в «кавказской» пьесе Евгения Шварца «Клад» / Т.М. Степанова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2008. – № 6. – С. 153–158.
  8. Учамбрина И.А. «Не стоит голову терять…». Урок по пьесе Евгения Шварца «Тень». VII класс / Учамбрина Ирина Алексеевна // Литература в школе.– 2014. – № 10.– С. 37–40.
  9. Хо Хё Ён. Ранние пьесы Евгения Шварца: обзор исследований /. Хо Хё Ён. //. Русская литература. – 2007. – № 1.– С. 271-279.
  10. Юрьева Т.А. Ничего нет дороже времени: урок внеклассного чтения по «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца V класс / Юрьева Тамара Александровна  // Литература в школе. –.2013. – № 10. – С. 36-38.
  11. Чупкова, О. В. «Обыкновенное чудо» Е. Шварца : X класс / О. В. Чупкова //Литература в школе. 2016. – № 6. – С. 39-42.
  12. Шварц Е. В стране моей души: каким запомнился Майкоп великому сказочнику Е. Шварцу / Е. Л. Шварц. // Сов. Адыгея. – 23 авг. – 2008. – С. 3.

Все книги и статьи, представленные в списках, из книжного и журнального фонда Национальной библиотеки Республики Адыгея

В интервью газете «Советская Адыгея» от 20.08.2019 внучка Евгения Шварца  Мария Олеговна Крыжановская на вопрос: Каким запомнился дедушка? – ответила так:

 «Лысым, полным, очень добрым. Меня часто спрашивают, был ли Евгений Львович Ланселотом (герой пьесы «Дракон»). Я раньше отвечала, что нет. А теперь, думаю, что был, потому что своими пьесами он боролся с тиранией, деспотией, причем на разных уровнях. Он писал, конечно, про фашизм, про Гитлера, но там были и глубокие обобщения, которые касаются и нашей истории. Выводы, которые он делает, это фраза, которую произносит Ланселот в конце: «Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них (жителей города) придется убить дракона». Эта фраза о многом, в том числе и о том, что надо заниматься воспитательной работой, чем я и хочу заниматься в Майкопе, когда выкуплю весь дом (в котором жила семья Шварцев), открою в нем музей и театр. Надеюсь, у меня хватит сил и времени это сделать. Ну а что? А вдруг случится обыкновенное чудо?»

Такое прекрасное стремление Марии Олеговны Крыжановской очень важно для нас, жителей Майкопа. Это в значительной мере будет способствовать сохранению памяти о человеке, прекрасном писателе, называвшем наш город «родиной своей души».

В октябре 2020 года волонтеры и поддержавшие их поклонники творчества Евгения Шварца открыли в Майкопе проект «Дом Шварца», направленный на создание единственного в России Культурного центра сказочника. Координатор проекта – журналист Надежда Суховая.

В честь юбилея со дня рождения сказочника волонтеры и поклонники таланта писателя разместили в социальных сетях любимые цитаты из произведений Шварца. Среди тех, кого уже объединил проект, — внучка Шварца Мария Крыжановская, артист балета и педагог Николай Цискаридзе, актер и режиссер Саид Багов, композитор Андрей Семенов, театральный продюсер Лейла Курашинова.

В рамках проекта – литературный онлайн-марафон «Читаем Шварца», запись аудиосказок и пьес для детей и взрослых, посвященная творчеству писателя научная конференция. Волонтеры также готовят квест по шварцевским местам Майкопа, установку на фасадах исторических зданий QR-кодов со ссылками на записи из дневников писателя.

Источник: https://tass.ru/kultura/9775899

В марте 2021 в Майкопе в рамках VI международной Кавказской математической олимпиады стартовала Квест-игра «Интеграл по городу». Автор идеи создания олимпиады и председатель ее координационного совета – ректор Адыгейского государственного университета (АГУ) Дауд Мамий. Этот математический квест, приуроченный к 125-летию со дня рождения Евгения Шварца, назывался «Интеграл по городу: теорема Шварца». Станциями квеста являлись места, которые упоминаются драматургом в его дневниках.

Команды участников, в составе которых от одного до четырех человек, прошли по одному из нескольких составленных организаторами маршрутов, решая математические задачи на специально подготовленных контрольных точках. Задача команды – набрать максимальное количество баллов за минимальное время.

«Мы хотим, чтобы весь 2021 год в университете прошел под знаком юбилея Шварца. Планируем провести конференцию, посвященную творчеству драматурга, пригласив на нее российских ученых. Организовать экскурсии для студентов по связанным с именем писателя историческим местам Майкопа, организовать концерт в рамках проекта «Музыка математического парка» по произведениям, которые он любил», – рассказал корреспонденту агентства ТАСС Дауд Казбекович Мамий.

Источник: https://tass.ru/v-strane/10899369

Материал подготовили: Крутикова Л. М. (зав. сектором); Чалукян Н. А. (гл. библиотекарь).

Ссылка: РОДИНА МОЕЙ ДУШИ

  • Цитаты даля о сказках
  • Цитаты для итогового сочинения 2022 человек путешествующий
  • Цитатный план сказка о рыбаке и рыбке 2 класс
  • Цитатный рассказ о фамусове
  • Цитатный план сказки спящая царевна василий андреевич жуковский