Цитаты для сочинение на тему обломов

Добавлено: 29 марта 2021 в 12:00 итоговое сочинение или изложение один из этапов государственной аттестации в 11 классе, своеобразный

Добавлено: 29 марта 2021 в 12:00

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

Итоговое сочинение или изложение — один из этапов государственной аттестации в 11 классе, своеобразный допуск с сдаче единого государственного экзамена. Это мероприятие обычно проходит в декабре, но в связи с пандемией в 2021 году школьникам еще предстоит доказать свое право на участие в ЕГЭ . Чтобы вы смогли лучше подготовиться, мы подготовили статью с основными моментами, которые помогут получить заветный «зачет». Для чего проводят итоговое сочинение? Зачем использовать аргументы? Как оценивается работа? Ответы на эти и другие вопросы вы получите, прочитав наш краткий обзор.

Правила проведения

Итоговое сочинение или изложение проводится в 11 классах российских школ для проверки речевых навыков выпускников, умения рассуждать и приводить аргументы своей позиции. Организаторы утверждают, что это не еще одна контрольная по русскому языку, а междисциплинарное испытание. Конечно, грамотная речь и владение государственным языком — это основной критерий допуска к государственной итоговой аттестации. Однако на итоговом сочинении обязательно пригодится хорошая подготовка по литературе и обществознанию. В этом виде испытания участвует основная доля выпускников, тогда ка изложение могут выбрать участники с ОВЗ и другие особые категории школьников.

На написание работы участникам дается 235 минут. При этом особые категории выпускников (дети с ОВЗ) имеют право на дополнительные 1,5 часа. Для них организуются перерывы для приема пищи и лечебно-профилактических мероприятий. Инструктаж и заполнение бланков выполняются вне лимита времени на сочинение.

В сочинении должно быть более 250 слов с учетом служебных. Рекомендованное количество слов в работе — 350. Если участник нарушил требования к объему, он получает за работу 0 баллов и оценку «незачет». Такую работу придется переписывать. Аналогичный итог будет в случае несамостоятельного написания сочинения (зазубривание чужого текста или переписывание литературного произведения не поможет). В работе допускается цитирование различных источников, но с указанием ссылки (в любой удобной форме) и в объеме, меньшем, нежели объем собственного текста.

При проверке работы эксперты оценивают в том числе и аргументы, приведенные автором и подкрепленные примерами. В противном случае участник получает «незачет». Для аргументации своей позиции можно использовать цитаты и примеры из литературных произведений, устного народного творчества, публицистических, живописных, театральных работ и пр. Если вы планируете представить итоговое сочинение для получения дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в ВУЗ, обратите внимание на требования этого учебного заведения — они могут отличаться от стандартных, в том числе и в части аргументации.

Итоговое сочинение: особенности 2021 года

Первоначально мероприятие планировалось провести 2 декабря минувшего года, но в сложной эпидемиологической ситуации власти приняли решение о его переносе на 5 апреля. В середине марта образовательные власти решили еще раз сместить дату проведения итогового сочинения. В последней редакции проекта расписания указаны следующие сроки:

  • основной этап — 15 апреля;
  • резервные даты — 5 и 19 мая.

Таким образом выпускники успеют получить допуск и продолжить подготовку к основному испытанию — ГВЭ или ЕГЭ 2021 года, первые экзамены которого назначены на конец мая.

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

Темы и аргументы итогового сочинения

Еще осенью прошлого года были опубликованы пять тем итогового сочинения. Все они будут рассмотрены ниже, но сразу рекомендуем не готовить одну из тем, поскольку она может оказаться слишком сложной. Для страховки выберите 2-3 «своих» направления, что в итоге даст возможность выбрать лучший вариант. Далее мы рассмотрим особенности каждой темы и аргументы, которые можно использовать в ответе.

«Забвению не подлежит»

В эту категорию попадают темы, которые посвящены историческим личностям, событиям и явлениям культуры, науки, литературы, философии. В качестве аргументов можно использовать сюжеты произведений с историческим уклоном:

  • «Капитанская дочка»;
  • «Война и мир»;
  • «Слово о полку Игореве»;
  • «Тихий Дон»;
  • «Бородино»;
  • «На западном фронте без перемен».

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

«Я и другие»

Раскрывая тему в рамках этого направления, обратите внимание на роль личности в жизни общества, особенности взаимодействия между людьми, проблематику самоопределения. Плюсом будет опора на личный опыт и примеры из литературных источников.

Аргументы и примеры можно черпать из следующих источников:

  • «Отцы и дети»;
  • «Евгений Онегин»;
  • «Горе от ума»;
  • «Мертвые души»;
  • «Отверженные».

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

«Время перемен»

Тематика этого направления вдохновляет на рассуждения об изменчивом мире и влиянии этих перемен на сознание, поведение и выборы человека. Эти темы поднимаются в следующих произведениях:

  • «Герой нашего времени»;
  • «Обломов»;
  • «Белая гвардия»;
  • «На дне»;
  • «Маленький принц».

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

«Разговор с собой»

В рамках этого направления целесообразно заглянуть в свой собственный мир, понять, являетесь ли вы собой, познали ли собственные возможности.

  • «Преступление и наказание»;
  • «Мастер и Маргарита»;
  • «Доктор Живаго»;
  • «Человек в футляре»;
  • «Гроза».

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Что любит современный человек? Каковы его культурные потребности, личностные устремления? Что характерно для жителя планеты в XXI веке? Эти и другие вопросы помогут справиться с итоговым сочинением.

  • «Гарри Поттер»;
  • «1984»;
  • «Хроники Нарнии»;
  • «Чучело»;
  • «Оно».

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

Занимайтесь на курсах подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu и получите максимум баллов на ЕГЭ и ОГЭ!

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Тема любви в произведении Обломов

Тема любви в романе «Обломов» занимает особое место. Гончаров показывает читателям, какой разной и многогранной может быть любовь. Наделяя способностью любить, автор раскрывает натуру каждого героя. И каждый видит это чувство по-своему, исходя из свойств характера: для кого-то любовь есть не что иное, как дружба, для кого-то она сродни материнским чувствам, или лежит где-то в области фантазий.

Отношения Ильи и Ольги являются главной любовной линией романа. Обломов, погруженный в мир мечтаний, нарисовал для себя идеальный образ Ольги, в свою очередь и Ольга наделила Илью несуществующими положительными качествами. Между влюбленными есть общее – это романтичность, умение видеть прекрасное. Однако во всем остальном они разительно отличаются друг от друга. Отъезд в Петербург все расставляет на свои места. Ольга долго отказывалась признавать обреченность их союза на провал. Но когда Илья в очередной раз отсрочил свадьбу еще на год, Ольга поняла, что «обломовщина» в нем, никогда не даст бракосочетанию состояться.  Старания девушки оказались тщетны, а совместной возвышенной мечтательности слишком мало для того, чтобы сделать любовь жизнеспособной. Не зря символом любви Ильи и Ольги стала весенняя цветущая веточка сирени, которая, не выдержав холодов, к осени отцветает.

Долгожданный покой Илья Ильич обретает с Агафьей Пшеницыной, хозяйкой квартиры. Агафья любила свой дом, была тихой, по-матерински заботливой и старалась во всем угодить Обломову. Для нее на первом месте всегда стоял комфорт и душевное спокойствие мужа. Нездоровый образ жизни, поддерживаемый Пшеницыной для Ильи, в конечном итоге, подтачивает его здоровье. И хотя он был действительно счастлив с ней, ее любовь к сожалению, только потакала пагубным привычкам Ильи Ильича.

Ольга после разрыва с Обломовым, была уверена в том, что человеку дается только одна любовь на всю жизнь. Но Андрей Штольц сумел ее переубедить, он доказал ей, что любовь может быть другой. Между Ольгой и Андреем много общего, к тому же, они друзья с детства. Штольц, воплощает собой идеал мужчины для Ольги. Но выйдя замуж за Андрея, она скучает по той романтичности, одухотворенности, которая была присуща Обломову. Ей не приходится менять Андрея, он вызывает у нее восхищение, и вместе они просто идеальная семья.

Каждый герой Гончарова обрел свое счастье, каждый нашел то, что искал в своей второй половине. Тема любви у Гончарова показывает саму суть многоликости великого чувства, помогает раскрыть сильные и слабые стороны героев.

2 вариант

Светлая и чистая, искренняя любовь необходима каждому человеку. В романе «Обломов» И.А.Гончаров уделяет этому высокому чувству большое внимание.

Ольга Ильинская и Обломов

Эта пара зарождается благодаря желанию Ольги Ильинской переменить Обломова, стать причиной, по которой он изменит свою жизнь. Героиня испытывает искренние чувства, но к сожалению её ожидания не оправдываются возлюбленным. В её глазах он — мечтательный человек, которому просто требуется помощь и поддержка, чтобы он принялся за дело. Однако Обломов — это зрелая, сформировавшаяся личность, для которой лень и апатия стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Даже во имя большой и искренней любви к Ольге Ильинской главный герой не готов идти на жертву своим спокойствием, поэтому их союз распадается.

Обломов и Агафья Пшеницына

Агафья Пшеницына — это простая женщина незнатного происхождения, в квартиру которой переселяется Обломов. Пусть главный герой так и не добрался до своей Обломовки, как он мечтал, но именно в доме Пшеницыной он обрёл всё то, чего ему не хватало. Спокойствие, царящее в доме, забота и уют, исходящие от хозяйки — всё это стало дополнительными условиями для развития в Обломове безделья и лени. Главный герой ведёт тихую жизнь, постепенно погибая от чрезмерной заботы, которую дарит ему возлюбленная, нарушая даже рекомендации врачей, но он безмерно счастлив с головой погрузиться в «Обломовщину», о которой грезил всю свою жизнь.

Ольга Ильинская и Андрей Штольц

Союз, являющийся примером семейного счастья, построенного на дружбе. В Андрее Штольце Ольга Ильинская находит всё то, чего не сумела найти в Обломове. Практичность, трудолюбие, рационализм — важнейшие черты характера героя. В Андрее Штольце нет той мечтательности, поэтичного взгляда на мир, что были присущи главному герою романа, но и сама Ольга Ильинская оказывается человеком прагматичным, поэтому стабильность и уверенность, крепкая дружба, которую дарит ей Андрей Штольц, оказывается предпочтительнее мечтательности и лени Обломова, которого она бы так никогда и не сумела перевоспитать.

Таким образом, в жизни, и особенно в любви, очень важно делать правильный выбор. Бок о бок с надёжным человеком легче переживать жизненные неурядицы, делить горечь и счастье, непрестанно встречающиеся человеку на жизненном пути. Историями героев романа «Обломов» И.А.Гончаров стремится донести до нас, что живёт и процветает лишь тот союз, где влюбленные готовы идти на жертвы и уступки ради того, чтобы сохранить отношения и продлить свои чувства.

Рассуждение Любовь в романе Обломов

В романе» Обломов» автор пытается найти ответы на вечные вопросы. Одним из таких вопросов является чистая, настоящая, искренняя любовь.

Произведение пронизано любовной темой. В романе видно, какие изменения происходят с человеком, когда он влюбляется, как раскрываются положительные черты его характера. Любовь Ильи Ильича к Ольге помогает автору полностью раскрыть образ Обломова.

Но любовная тема здесь имеет и другое значение. Она противопоставляет двух героев. Два совершенно разных персонажа — Андрей Штольц и Илья Обломов проходят испытание любовью. Оба героя в определённый период были влюблены в Ольгу. Их влюблённость, симпатия помогают глубже раскрыть внутренний мир героев.

Всего в романе И. А. Гончарова «Обломов» присутствуют три любовные линии: Обломов и Ольга, Штольц и Ольга, Обломов и Пшеницына. Но самой яркой линией становится любовь между Ольгой и Ильёй Обломовым. При их первой встречи можно было бы смело сказать, что у героев много общего: они искренние, добрые, мечтательные. Однако, были и серьёзные различия: Илья Ильич погряз в «Обломовщине», он не хотел двигаться вперёд, а девушка же, наоборот, всегда стремилась к движению. Ольга смогла вывести Обломова из этого состояния, считая это своим долгом, но все было напрасно. Их любовь была возвышенная, чистая, яркая, но заранее обреченная на провал. Обломов хотя и вышел из состояния застоя, продолжал вести спокойную, размеренную жизнь, откладывать важные дела, мечтать. Девушка же на самом деле не любила героя, она лишь считала своим долгом, помочь выбраться Илье Ильичу из тяжёлого положения. Расставание героев наложило большой отпечаток на главного героя, он замкнулся в себе, впал в депрессию, вернулся к старому образу жизни — «Обломовщине».

Совершенно другая любовь у Ольги и Штольц. История героев началась с дружбы, долгое время они были хорошими приятелями. Между ними было взаимопонимание, уважение друг к другу. Не странно, что после расставания с Обломовым Ольга нашла утешение именно в Штольце. Андрей был воплощением мечтаний Ольги об идеальном мужчине, у них были схожие взгляды на мир, интересы. Даже после свадьбы их отношения можно назвать дружескими. Ольга не смогла найти в Андрее тех душевных качеств, которые были В Илье: мечтательность, доброта, искренность, романтичность, беззаботность.

И. А. Гончаров показывает, что любовь может быть совершенно разной, но её объединяет одно — влюбленные люди меняются, раскрываются их самые чистые и светлые черты. Любовь — это прекрасное чувство!

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в произведении Обломов

Тема любви в произведении Обломов

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Мцыри – любимый идеал Лермонтова 8 класс

    Написанная М.Ю.Лермонтовым поэма «Мцыри» повествует о свободолюбивом грузинском юноше, который мечтал о возвращении на родину из монастыря, где оказался ещё в раннем детстве. Несмотря на печальное завершение этой истории,

  • Сочинение Анализ рассказа Мать Горького

    Роман «Мать» создано совсем нелегкое время, когда навстречу старым взглядам и событиям приходили новые общественные течения, овладевавшие умами людей. Построение произведения показывает

  • Герои повести Ночь перед Рождеством Гоголя (характеристика персонажей)

    Ярким пятном творческого наследия Н. В. Гоголя является рождественская сказка «Ночь перед Рождеством». Благодаря интересным образам, действующим в произведении на фоне местных традиций

  • Хронологическая таблица жизни и творчества Рахманинова

    1873 – появляется на свет в селе Семеново, Новгородская губерния. С раннего возраста обнаружился талант в музыке, практикуется в игре на фортепьяно.

  • Сочинение Что объединяет людей?

    Абсолютно все люди на планете разные. Каждый, человек индивидуален, со своими привычками, характером. Со своими целями на жизнь, стремлениями и мыслями. Естественно люди не могут существовать в полном одиночестве

На чтение 7 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Сочинение Детство и Юность Обломова

Главный персонаж произведения «Обломов» рос в усадьбе Обломовка. Это было великолепное и тихое место. Усадьба была любимым местом Обломова, он любил здесь находиться как в детстве, так и в юности. Ему нравилось здесь очень сильно, так как здесь царила атмосфера любви и заботы.

Обломов считался весьма почитаемым ребенком. Семья никогда не пропускала прием трапезы. Для них это было очень важно. После того, как семейство поело, все окунались в сон. Даже нянечки, которые были обязаны заботиться и охранять маленького Илью. Они непроизвольно закрывали глаза. Именно в такие минуты маленький ребенок был отдан сам себе.

Любимым занятием маленького Ильи было убегать из дома, прогуляться по галерее, гулять по роще. Мать Ильи очень сильно оберегала ребенка. Она ему не разрешала даже погулять во дворе. Мальчик наблюдал за старшими людьми. Смотрел, что они делают. Он все это запоминал и учился на этом.

В совсем юному возрасте, когда мальчику было двенадцать лет, семья отдала его на подготовку Штольцу. Никто из семьи Обломова не понимал всю значимость знаний. Они ждали лишь диплома. Родители Ильи очень жалели его и всегда хотели, чтобы он жил с ними.  

Обломов отличался от других тем, что был слишком мечтательным и впечатлительным. Главный герой очень много мечтал о своем будущем, о том, что будет дальше, о том, как сложиться его дальнейшая судьба. Молодой человек никак не хотел осознавать то, что это лишь иллюзии и нужно жить реальностью. Он думал, что все истории, которые ему рассказывали нянечки по детству – чистая правда.

Тайна нрава, повадок Ильи скрывается в его раннем возрасте. Обломов обладал огромным потенциалом, но, к сожалению, его не смогли вовремя раскрыть. Это и сказалось на характере Ильи. Он стал ленивым и боязливым.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Герои романа Обыкновенная история↑ ГончаровОбраз и характеристика Александра Адуева в романе Обыкновенная история →

Тайна кофе и сигар

Размечтавшись, Обломов описывает идеальную, как ему кажется, жизнь своему единственному другу Штольцу.

«До обеда приятно заглянуть в кухню, открыть кастрюлю, понюхать, посмотреть, как свертывают пирожки, сбивают сливки. Потом лечь на кушетку; жена вслух читает

что-нибудь

новое; мы останавливаемся, спорим… Но гости едут, например ты с женой. <…> После обеда мокка, гавана на террасе…»

Что значит упоминание кофе мокка и кубинских сигар? Чтобы понять это, обратим внимание на реакцию Штольца: тот внимательно слушает друга, но с самого начала уверен, что даже в мечтах Обломов не может придумать ничего лучше Обломовки: «Ты мне рисуешь одно и то же, что бывало у дедов и отцов». Штольц явно неправ. Традиционный, «обломовский» уклад жизни не может удовлетворить главного героя, а мечту его «обломовскими» словами даже не описать: кофе, сигары, террасы — все это следы учебы в университете, прочитанных книг. Обломов, как бы он ни был ленив, образованный петербур­жец и далеко ушел от Обломовки. 

быть как гончаровИнструкция: как написать «Обломова»Например, придумайте героям запоминающиеся имена. Пусть все гадают, что значит фамилия «Обломов»

История создания романа Гончарова «Обломов»

Сейчас Иван Гончаров ни то чтобы очень известен, но в свое время писатель был прорывным. Роман был задуман в 1847 года и писался в течение 12 лет. Как ты понял, работа над романом велась весьма долго. Одна из центральных глав под названием “Сон Обломова” была опубликована уже в 1849 в журнале ”Отечественные записки”. К моменту публикации главы в журнале автор определился с планом своего романа. В том же году Гончаров едет в Симбирск (Ульяновск), чтобы полностью погрузиться в тему патриархальной старины. Далее историю создания романа ждет длительный перерыв.

За это время успеет выйти в печать сборников его очерков «Фрегат Паллада». Иван Гончаров вернется к своей главной книге лишь в 1857 году, спустя 8 лет. Написав в этом году 3 части романа, Гончаров задумывается над финальной четвертой частью романа «Обломов». Заключительный главы 4 части были закончены в 1858 году, но готовя свой роман к печати, автор решил заново переписать роман.

Немаловажное влияние на историю создания романа Гончарова оказала критика первого варианта книги Белинским, который сказал, что Обломов – обыкновенная история. Полностью роман выходит в 1859 и становится главным предметом обсуждения среди писателей и читателей. Толстой писал: «Обломов-поистине великое произведение, подобного которому давно не видывали. Я в восторге от Обломова и перечитываю его.”

FullSizeRender-4.jpg?fit=4032%2C3024&ssl=1

Канал на YouTube

В марте 2010 года на популярном видеохостинге Youtube молодой человек начал вести свой блог, которому дал имя «Oblomoff». По какой причине он взял себе такой псевдоним – история умалчивает. Возможно, он – поклонник бессмертного романа Ивана Гончарова или просто жил, как и книжный персонаж, на Гороховой улице Северной столицы. Он просто занимался любимым делом – снимал и публиковал видео приготовления различных блюд, не рассчитывая на получение большой денежной прибыли или лавров, как тот же Гордон Рамзи. Юноша честно признавался своим подписчикам, число которых тогда едва достигало 25 тысяч, что он не имеет профессионального образования, и скромно относил себя к категории «продвинутого любителя». По его словам, увлечение кулинарией к нему пришло с момента готовки обычной яичницы. Кулинарный гуру, большинство видеозаписей которого стали набирать более миллиона просмотров, учился премудростям поварского искусства вместе со своими зрителями. Причем он не только готовил различные блюда по традиционным рецептам, но и предлагал вместе с ним поэкспериментировать, совершенствуя их или добавляя неожиданные ингредиенты. Не оставлял без внимания блогер и советы своих подписчиков, которые заметили, что ему особенно удаются блюда на гриле или мангале. В 2013 году ему пришла идея выпуска новой видео-рубрики под названием «Славный обзор», дополнившей содержание блога и существенно увеличившей зрительскую аудиторию. Он делал заказ в городских доставках, а затем оценивал уровень обслуживания, соответствие цены и качества. Со знанием дела он проверял рецептуру, долю каждого продукта в составе привезенных блюд, их температуру, вес, дегустировал их вкусовые качества, давал советы потребителям и владельцам доставок. uzn_15248220220.jpg

В 2013 Славный Друже начал делать обзоры на доставки Петербурга Вместе с привычными куриными крылышками, салатом «Цезарь» и шашлыком он теперь радовал своих фанатов рецептами более экзотических яств, к примеру, японской закуски сашими из осьминога, набравшей 2,6 млн.просмотров. uzn_15248221847.jpg Славный Друже часто делал коллаборации с другими блогерами. В 2016 году в компании с Юрием Хованским он предлагал своим подписчикам рецепт элитного хот-дога, учил, как правильно готовить раков к пиву, раскрывал все тонкости приготовления утки по-пекински с Дмитрием Лариным. Гостями его канала были и другие интернет-знаменитости, включая Кузьму, Гоблина, Андрея Нифедова. Славный Друже часто делал коллаборации с другими блогерами В 2015 году он начал путешествовать по разным странам и снимать видеоотчеты о блюдах местной кухни. В Таиланде он пробовал жареных гусениц, в Испании – черную паэлью, из Вьетнама привез рецепт ската на гриле, кобры в соевом соусе. Кроме основного кулинарного канала Друже активно снимал ролики для Oblomoff-stuff, где выкладывал истории, интересные видео из путешествий, отвечал на вопросы фоловеров, давал дельные советы. В рамках канала «Муха не сидела» – предоставлял актуальные обзоры новинок в сфере электроники и цифровой техники. Канал «Качков-дурачков» он создал, чтобы делится опытом занятий тяжелой атлетикой.

Биография Славного Друже

Славный Друже (настоящее имя: Олег Григорьев) – автор популярного видеоблога, посвященного приготовлению пищи, а также обзорам продуктов питания и сервисов доставки еды. uzn_15248214099.jpg

На фото: Славный Друже Oblomoff Вместе с творческим подходом к готовке блюд зрителей подкупает простота, открытость и чувство юмора блогера. В 2018 году число подписчиков его YouTube-канала Oblomoff превысило 2,5 миллионов человек. uzn_15248214779.jpgСлавный Друже – автор популярного видеоблога, посвященного еде В рейтинге самых богатых отечественных видеоблогеров, составленном по итогам второго полугодия 2017 года Российским исследовательским агентством блогеров (РИАБ), он занял 6 место с доходом в 14,5 миллионов рублей (1 место с 27,92 млн. руб. получил обзорщик мобильных гаджетов Wylsacom).

 Крыла́тые слова́ (см. крылатые выражения) — устойчивые воспроизводимые выражения, вошедшие в язык из определенного литературного источника, а также высказывания известных исторических лиц (иногда им приписываемые):

 Кто сеет ветер, пожнет бурю (Библия);

Подобные выражения представляют лаконичные формулировки идей и понятий, характеризующих многообразные явления, ситуации, отношения.

Известным собранием литературных цитат и образных выражений является словарь Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной «Крылатые слова», неоднократно переиздававшийся (1-е изд. — М., 1955). В него включены выражения из русской и иностранной литературы, библейских текстов, греко-римской мифологии, отраженной в памятниках древней письменности:

Не говори с тоской: их нет. / Но с благодарностию: были

В. Жуковский;

Вера без дел мертва есть (апостол Иаков), ахиллесова пята (греч. мифология). Помещены в словарь имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными: Геркулес, Дон Кихот, Обломов, Робинзон. В словарной статье указывается происхождение и значение выражения, приводятся примеры его употребления в художественной литературе и публицистике.

«Большой словарь крылатых слов русского языка» (М., 2000), подготовленный В. П. Берковым, В. М. Мокиенко, С. Г. Шулежковой, содержит около 4000 относительно устойчивых по составу словосочетаний и предложений, а также отдельных слов, источники которых большей частью широко известны или легко восстанавливаются: Сердце, тебе не хочется покоя, Я дежурный по апрелю, авгиевы конюшни, вавилонское столпотворение, без руля и без ветрил, дети лейтенанта Шмидта, голгофа, домострой. Как и в предшествующем словаре, крылатые слова располагаются в алфавитном порядке, а указание их источника и толкование значений дополняется функционально-стилистической характеристикой; богато представлен иллюстративный материал. Отдельный раздел словаря — иноязычные крылатые слова, употребляемые в русской речи без перевода: Finita la comedia ит. досл. Комедия окончена. Употр. в значении ‘всё кончено; наступил конец кому-л., чему-л.’; Enfant terrible фр. досл. Ужасный ребенок, т. е. человек, шокирующий окружающих своим поведением, особенно своей бестактной непосредственностью.

Словари этого типа могут создаваться на материале из ограниченного круга источников: С. Г. Шулежкова «Словарь крылатых выражений из области искусства» (М., 2003), В. М. Мокиенко, К. П. Сидоренко «Словарь крылатых выражений Пушкина» (СПб., 1999), В. М. Мокиенко, К. П. Сидоренко «Школьный словарь крылатых выражений Пушкина» (М., 2005).

Словарь крылатых слов

Словарь крылатых выражений

Ивашко Л. А.

Лексикология. ФраФразеология

Крылатые слова



Крыла́тые слова́ (см. крылатые выражения) — устойчивые воспроизводимые выражения, вошедшие в язык из определенного литературного источника, а также высказывания известных исторических лиц (иногда им приписываемые): Кто сеет ветер, пожнет бурю (Библия);

Подобные выражения представляют лаконичные формулировки идей и понятий, характеризующих многообразные явления, ситуации, отношения.

Известным собранием литературных цитат и образных выражений является словарь Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной «Крылатые слова», неоднократно переиздававшийся (1-е изд. — М., 1955). В него включены выражения из русской и иностранной литературы, библейских текстов, греко-римской мифологии, отраженной в памятниках древней письменности:

Не говори с тоской: их нет. / Но с благодарностию: были

В. Жуковский;

Вера без дел мертва есть (апостол Иаков), ахиллесова пята (греч. мифология). Помещены в словарь имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными: Геркулес, Дон Кихот, Обломов, Робинзон. В словарной статье указывается происхождение и значение выражения, приводятся примеры его употребления в художественной литературе и публицистике.

«Большой словарь крылатых слов русского языка» (М., 2000), подготовленный В. П. Берковым, В. М. Мокиенко, С. Г. Шулежковой, содержит около 4000 относительно устойчивых по составу словосочетаний и предложений, а также отдельных слов, источники которых большей частью широко известны или легко восстанавливаются: Сердце, тебе не хочется покоя, Я дежурный по апрелю, авгиевы конюшни, вавилонское столпотворение, без руля и без ветрил, дети лейтенанта Шмидта, голгофа, домострой. Как и в предшествующем словаре, крылатые слова располагаются в алфавитном порядке, а указание их источника и толкование значений дополняется функционально-стилистической характеристикой; богато представлен иллюстративный материал. Отдельный раздел словаря — иноязычные крылатые слова, употребляемые в русской речи без перевода: Finita la comedia ит. досл. Комедия окончена. Употр. в значении ‘всё кончено; наступил конец кому-л., чему-л.’; Enfant terrible фр. досл. Ужасный ребенок, т. е. человек, шокирующий окружающих своим поведением, особенно своей бестактной непосредственностью.

Словари этого типа могут создаваться на материале из ограниченного круга источников: С. Г. Шулежкова «Словарь крылатых выражений из области искусства» (М., 2003), В. М. Мокиенко, К. П. Сидоренко «Словарь крылатых выражений Пушкина» (СПб., 1999), В. М. Мокиенко, К. П. Сидоренко «Школьный словарь крылатых выражений Пушкина» (М., 2005).

Словарь крылатых слов

Словарь крылатых выражений

Рабочая тетрадь

для подготовки к итоговому

сочинению по пятому

тематическому направлению

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

ИТАК, пятое тематическое направление «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства) сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

АСПЕКТЫ НАПРАВЛЕНИЯ

  • Гражданин, гражданский долг, ответственность гражданина на судьбу своей страны. Взаимосвязь моральных качеств человека и его гражданской позиции. Отношение к Родине, патриотизм, долг перед Отечеством.

  • Социальная справедливость и социальное неравенство. Реформы и их последствия, социальные противоречия. Угнетенные слои населения, «маленький», «лишний», «бывший», «новый», «униженный и оскорбленный» человек, социальное незащищенные слои общества, социальные проблемы.

  • Социальные пороки, причины их возникновения, способы борьбы с ними. Художественная литература как способ борьбы с пороками (обличительная литература, натуральная школа, некрасовская школа). Русский национальный характер.

  • Народное счастье. Поиск правды, тема странничества в литературе. Свобода и ответственность. Свобода как высшая ценность. Тема народного заступничества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА НАПРАВЛЕНИЯ:

гражданин, гражданское общество, народное счастье, гражданский долг, социальная справедливость, социальные пороки, народ, свобода, и ответственность. 

КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖЕМ ВЗЯТЬ?

При раскрытии тем пятого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

  1. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.

  2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).

  3. Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.

  4. Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.

  5. А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.

  6. Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.

  7. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.

  8. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.

  9. М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.

  10. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.

  11. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.

  12. И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.

  13. М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.

  14. А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.

  15. А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.

  16. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.

  17. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.

  18. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.

  19. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.

  20. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.

  21. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.

  22. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.

  23. И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.

  24. Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.

  25. И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.

ПОДБОРКА ТЕМ К ПЯТОМУ ТЕМАТИЧЕСКОМУ

НАПРАВЛЕНИЮ.

Темы сочинений пятого направления ориентированы на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?

  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?

  • Кто счастлив на Руси?

  • Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

  • Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?

  • Кому на Руси жить плохо и почему?

  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?

  • В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?

  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?

  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?

  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?

  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?

  • Что значит «любить Родину»?

  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?

  • Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?

  • Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?

  • Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?

  • Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?

  • Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?

  • Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?

  • Как научиться ценить свою Родину?

  • Как сделать Россию лучше?

  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?

  • Кто виноват в бедах русского человека?

  • Почему люди на Руси страдают?

  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

  • Что мешает нам найти счастье на Руси?

  • Какого человека можно назвать патриотом?

  • Что объединяет нас в одну страну?

  • Как нужно относиться к своей Родине?

  • В чем польза и опасность патриотизма? 

  • В чем польза и опасность критики России?

  • Какими качествами обладает русский человек?

ЦИТАТЫ.

Предлагаем несколько вариантов фраз-эпиграфов (но в основной части приводить эти цитаты, разумеется, тоже можно:

  • Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет.

В. Маяковский

  • А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам,

А Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора.

С. Есенин

  • Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.

В.Сухомлинский

  • Я Родину свою люблю, но государство ненавижу.

Б. Окуджава

  • Может быть народ наш и плох, но он — наш народ, и это решает все.

Василий Розанов

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ

ПРИМЕРЫ

1.

Историческое (предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических и культурных особенностей того времени).

После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как: изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» .Главная проблема поэмы – проблема счастья, и решение её поэт видел в революционной борьбе.

2.

Биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме).

Многие русские писатели и поэты в своём творчестве обращались к теме народа, описывали его жизнь, быт, возмущались несправедливостью существующих порядков, пытались заглянуть в сердце, душу крестьянина. Однако никто до Н.А.Некрасова не смог так глубоко погрузиться во внутренний мир простого человека, так бережно исследовать его и с такой любовью изобразить на страницах своих произведений. Одно из выдающихся творений поэта, посвящённых теме народа, народного счастья, — поэма «Кому на Руси жить хорошо?», где создал ряд ярких образов русских крестьян.

3.

Аналитическое (размышление над центральным понятием, входящим в формулировку темы сочинения).

Счастье-понятие многостороннее.

Не поддающееся какой-то формулировке. У каждого оно индивидуальное, как и любовь, и каждый воспринимает его по-

-своему. Счастье бывает маленькое и большое, мимолётное и на всю жизнь. Каждый день, час, минуту человек испытывает крохотное счастье. Над таким понятием, как счастье, бились многие мудрецы, поэты и просто обыкновенные люди, но результат был таков: сколько людей — столько мнений.

4.

Цитатное (содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения)

«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить »… Эти слова, сказанные более века назад, остаются актуальными и сейчас, принадлежат русскому поэту Фёдору Тютчеву. «Умом Россию не понять»… Действительно, очень многие события из отечественной истории не поддаются пониманию. Россия прошла и через набеги кочевых племен, и через зависимость от монгольского хана, и через множество войн. Было много побед и поражений. Однако ничто не смогло заставить пасть духом русский народ. Он всегда полон патриотизма и любви к Родине, поэтому готов защищать её любой ценой.

5.

Личностное

(заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения)

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения… 

ПОТРЕНИРУЕМСЯ.

Учимся писать вступление.

Задание №1. Составьте аналитическое вступление на одну из тем

  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Составьте цитатное вступление на одну из тем

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как научиться ценить свою Родину?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Составьте личностное вступление на одну из тем

  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАСКРЫВАЕТ ИДЕЮ СОЧИНЕНИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ВОПРОСЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СИСТЕМУ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВЫДВИНУТЫХ ПОЛОЖЕНИЙ.

Основная часть = Тезис + Аргументы

ПОТРЕНИРУЕМСЯ.

Учимся писать основную часть сочинения.

Задание №4. Представьте систему доказательств к сочинению на тему

  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

Тезис №1

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доказательство №1

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Микровывод №1

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тезис №2

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доказательство №2

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Микровывод №2

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №5. Представьте систему доказательств к сочинению на тему

  • Какого человека можно назвать патриотом?

Тезис №1

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доказательство №1

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Микровывод №1

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тезис №2

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доказательство №2

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Микровывод №2

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОДВОДИТ ИТОГИ, СОДЕРЖИТ КОНЕЧНЫЕ ВЫВОДЫ И ОЦЕНКИ.

ПОТРЕНИРУЕМСЯ.

Учимся писать заключение.

Задание №6. Составьте заключение вывод на тему

  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №7. Составьте заключение выражение надежды на тему

  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №8. Составьте заключение оригинальное (зарисовка, которая возвращает к вступлению) на тему

  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №9. Составьте заключение оригинальное (цитата) на тему

  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

1.Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» доказал, что человек не может выбрать Родину, ведь он родился и сформировался в определенной среде, которая уже оказала на него определенное влияние. Так, Андрий был казаком и впитал традиции и нравы казачества. Несмотря на то, что его сходство с отцом прослеживается далеко не во всех аспектах, он также проникается культурой Сечи и перенимает ее кодекс поведения. Андрий пьет, гуляет, дерется и получает от этой жизни удовольствие. Лишь любовь к панночке убеждает его переменить сторону в сражении и предать веру отцов. Герой видит польские нравы в розовых очках своей симпатии к девушке. Поэтому он надевает другие доспехи, но своим в среде поляков не становится. Никто не последовал за ним, когда казаки заманили его в ловушку. А в финале, уже после смерти Андрия, Гоголь выхватывает из толпы на площади красивую панночку, которая смеется. Герой не смог выбрать Родину, Польша ею для него не стала. Зато он предал ту, что была для него единственной.

2.Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

В.М. Шукшин в рассказе «Срезал» демонстрирует разницу между тем, кто покинул малую родину для достижения успеха, и тем, кто остался. Константин Журавлев стал кандидатом наук, нашел жену себе под стать, завел семью. Он стал успешным человеком и достиг высокого уровня благосостояния. Дочь посещала школу и имела все перспективы пойти по стопам родителей. А что нашел в деревне эрудит Глеб Капустин? Он питал свой ум вырезками из газет и случайными источниками знаний, поэтому его образование напоминает не систему, а сборную солянку из неприменимых премудростей. Он остался один, в деревне он не может найти компанию своего уровня, и все смотрят на него, как будто он шут и показывает представление. Он не сделал карьеру, не женился, не завел детей. Самоутверждение, мелкое и подлое, он находит только в унижении тех, кто чего-то добился в жизни. Глебу обидно, что он сам никуда не поехал и ничего не смог сделать. Поэтому его пример убеждает нас в том, что человек должен искать средства для реализации себя в том месте, где для этого созданы все условия. Кандидатом наук в деревне не стать — это очевидно.

3.Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?

Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показал, что люди на Руси зачастую становятся жертвами друг друга и своих слабостей. Социальное неравенство во многом определяется их нежеланием работать над собой. «Умны крестьяне русские, одно нехорошо, что пьют до одурения, во рвы, в канавы валятся — Обидно поглядеть!» — вот так Павел Веретенников, знаток русской жизни, говорит о тех, за кем наблюдает. Конечно, пьяницы тут же находят оправдание: тяжелая работа заставляет их злоупотреблять спиртным. Но неужели бить жен и детей их тоже принуждает труд? Неужели пропивать последние гроши в кабаке и оставлять семью без еды требует лично царь или барин? Все эти проблемы исходят из глубин их душ, порочных и слабых. Можно было бы не выпивать, как сам Некрасов, оказавшийся в столице без материальной помощи отца и вынужденный голодать, чтобы заниматься тем, что ему нравилось. Можно было бы откладывать деньги и начать свое дело, ведь многие купцы были выходцами из крестьянства. Возможности жить хорошо были у всех, но порочные желания и вечные оправдания мешают героям взяться за ум и перестать во всем винить богачей.

4.Кто счастлив на Руси?

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает человека, который был счастлив, несмотря на бедность и униженность положения. В отличие от Раскольникова, который жил на средства матери и сестры, да еще и жаловался на судьбу, Разумихин не получал помощи. Зато он много работал, чтобы оплатить учебу самостоятельно: давал уроки, делал переводы, старался заработать честно. Дмитрий много веселится, общается со всеми, умеет дружить и сопереживать людям, поэтому его окружают позитивные и доброжелательные товарищи, которые выручают и Раскольникова. Все эти юноши не думают о своем высоком статусе и сравнении с Наполеоном. Они трудятся и добиваются успеха, а не замыкаются в своем несчастье. Живет Дмитрий не богаче Родиона, но он счастлив и делится этим состоянием с другими. Значит, внутреннее состояние зависит не от дохода или происхождения, а от того, насколько человек открыт миру и готов к созидательному взаимодействию с ним.

5.Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?

А.П. Чехов в рассказе «Невеста» призывает людей выйти из зоны комфорта и отправиться туда, где их таланты можно раскрыть и усовершенствовать. Его героиня живет в маленьком городе и довольствуется малым — тем, что ей дает обеспеченная бабушка. Для Нади нашли подходящего жениха и сняли дом. И все идет к свадьбе, только вот невесело невесте. Она родилась там, где ее способности пригодиться не могут. В этом городе юной девушке только и остается, что выйти замуж и вести праздную жизнь с скуке и довольстве. Но Надя поняла, что хочет иной судьбы. Благодаря студенту Саше она смогла сбежать из дома и поступить в учебное заведение. Родные простили Надю и приняли ее выбор. А она обрела счастье в саморазвитии, возможном только в большом городе. Увы, в глубинке люди не могут получить достойное образование и найти работу по специальности.

6.Кому на Руси жить плохо и почему?

И.С. Тургенев в рассказе «Му-му» описал судьбу крепостного человека, который был зависим от своей сумасбродной барыни. В условиях рабства люди не могут быть счастливы, в чем мы убеждаемся, читая данную историю. Герасима насильно перевезли из деревни в город, принудили отказаться от брака с любимой женщиной, а потом и лишили единственного близкого ему существа — собаки. Помещица приказала крепостному топить Му-му просто из-за того, что таков был ее каприз. А человек не имел права ослушаться. С горечью Герасим осознал: будучи собакой на крепостной привязи, он сам не может заводить ни семью, ни животных. Он не мог сберечь то, что ему дорого, ведь вся его жизнь была сравнима лишь с участью самой Му-му. Поэтому до конца своей жизни он прожил один. Ему жилось плохо на Руси, потому что он был зависимым человеком и не мог управлять своей жизнью. На таких условиях ему было бы плохо везде.

7.Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?

Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» предложил публике свой план по усовершенствованию России. И он отчасти воплотился в жизнь, ведь был правильным: чтобы женщины жили свободно и счастливо, а мужчины не тащили в одиночку бремя содержания семьи, необходимо создать условия для полноценного вовлечения всех людей в экономические, социальные и политические процессы. Девушки должны иметь право на образование, работу и равные возможности в обществе. Находясь в финансовой зависимости, они становятся предметами торговли и бесправными существами, судьба которых — это узаконенная форма проституции, брак без любви и выбора. Вера могла быть насильно выдана замуж за Михаила, и лишь вмешательство Дмитрия помогло ей встать на ноги и начать себя обеспечивать. Поэтому в финале героиня стала образованной, успешной и счастливой женщиной, а ее семья была построена на любви и взаимоуважении. Сейчас все девушки в нашей стране имеют такие возможности, что изменило нашу жизнь к лучшему.

8.Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал разные точки зрения на долг гражданина перед Родиной. В эпилоге Пьер Безухов настаивает на необходимости перемен и пересмотре прав монарха. Он входит в тайные общества и хочет активно участвовать в формировании политического курса страны и ее законов. Пьер не исключает и возможности открытого выступления против существующего строя. А Николай Ростов, напротив, видит обязанность гражданина в защите государства от таких инициатив. Он открыто признает, что может применить оружие против бунтовщиков, какими бы ни были их намерения. По его мнению, подданые должны подчиняться, а решать глобальные вопросы должен лишь царь. Оба героя осознают свой долг перед Родиной, но его видение у каждого свое. 

9.Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?

Н.В. Гоголь в пьесе «Ревизор» поднимает важные проблемы России, которые пока имеют статус «вечных». Чиновники воруют, халатно относятся к своим обязанностям и всячески унижают своих сограждан, которым повезло меньше. Для героев нет ничего святого: внешне набожные и степенные господа расхищают даже те деньги, которые выделены на строительство церкви. Городничий закрывает глаза на лень и бестолковость подчиненных, их связывает круговая порука. Поэтому они стремятся вовлечь в нее приезжего проверяющего. Подкупы не имеют границ, городничий даже готов отдать свою дочь замуж за Хлестакова, которого едва знает. К сожалению, воз и ныне там, чиновники все еще злоупотребляют своим положением. Видимо, без кардинального ужесточения контроля и наказания за коррупцию невозможно решить эти проблемы раз и навсегда.

10.Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?

М. Горький в пьесе «На дне» продемонстрировал пороки, которые присущи многим русским людям, считающим себя несправедливо обделенными судьбой. Ночлежку населяют далеко не ангелы: шулеры, бывшие каторжники, воры, пьяницы. Даже честный работник Клещ, который так гордится своим положением, сживает со свету жену, бьет ее и оскорбляет. А Василиса, едва вырвавшись из грязи в князи благодаря браку по расчету, тиранит людей без жалости. Увы, нравы этой среды полностью соответствуют уровню ее достатка. Актер, Барон, Сатин, Бубнов вовсе не стремятся трудиться и выходить из нищеты. Им и так нормально, ведь делать ничего не нужно и ответственности никакой. Сатин открыто пропагандирует лень и противопоставляет себя тем, кто трудится. Что мешает им жить хорошо? Они сами и менталитет социального дна.

11.Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?

М. Горький в повести «Детство» показал социальные проблемы, которые, к сожалению, не решены до сих пор. Речь идет о насилии в семье. В доме Кашириных постоянные драки и скандалы. Дети становятся жертвами агрессивного и злого дедушки, которому никто не может помешать учинять унизительные расправы. Василий Васильевич бьет и жену, и детей, хоть они уже и взрослые. Поэтому нас не удивляет тот факт, что сыновья Каширина выросли такими же жестокими, пьющими и неблагополучными родителями. Они готовы убить отца за наследство, а детей не жалеют, как и жен. Один из них даже довел супругу до гроба своими побоями. Сегодня детей из таких семей изымают, но не всегда. Довольно долго они могут терпеть насилие и издевательства. Видимо, в этой сфере закон требуется ужесточить, а контролирующие органы заменить на более эффективные.

12.Как научиться ценить свою Родину?

А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал парадоксальную вещь: люди учатся патриотизму за рубежом! Александр Чацкий получил заграничное образование и несколько лет путешествовал. Глядя на благополучие и прогрессивность других стран, он понял, чего не хватает его Родине. У Александра появилась четкая гражданская позиция. Он сформулировал взгляды и почувствовал желание помочь своей России. Герой думал, что и дома найдет единомышленников. Однако соотечественники оказались более равнодушными и эгоистичными, чем он. Дворяне имели узкий кругозор, из своих хором не выезжали, поэтому им казалось, что все нормально. Реформаторов они считали якобинцами и осуждали. Для них патриотизм ограничивался орденом на шее и безграничной лояльностью правящей элите. Им не хватало опыта Александра и его кругозора, чтобы понять, что России нужно развитие, что у нее есть огромный потенциал, что французики из Бордо — не предел мечтаний.

13.Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» доказал, что благополучие каждого из нас неразрывно связано с Родиной и ее состоянием. Андрей Соколов мог бы отсидеться в погребе и понаблюдать за битвами издалека, а не рисковать собой… Или не мог? Нет, конечно! Враги приходили в каждый дом, разоряли все земли. Альтернативы не было. Андрей не мог наслаждаться счастьем наедине с семьей, когда вражеский снаряд разнес его дом и убил жену и дочерей. Война не щадила никого и показывала каждым своим патроном, что личного счастья на оккупированной земле быть не может. Человек неразрывно связан со своей страной и ее судьбой, поэтому выбирать ему не приходится.

14.В чем польза и опасность патриотизма?

Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» показал изнанку патриотизма, когда людей загоняли на сербскую войну, прикрывая очевидное безумие этой затеи возвышенными речами о благе Родины. Какой? Чьей? Но эти вопросы пропаганда обходит стороной. Общественное мнение обмануто ею. Светские дамы с улыбками и цветами провожают на бойню тех, кто воспринимает геополитику буквально и погибнет, в отличие от хитрых агитаторов. Разговоры о патриотизме прикрывают амбиции властолюбцев и направляют людей на смерть. А по факту судьба «славянских народов» не должна затрагивать интересы солдат из других стран, ведь такая война, как это позже и случится, перерастает в мировую и заканчивается поражением всех участников. Человек должен быть готов защищать только свой дом, а другие спекуляции на патриотизме нужно пресекать, так как они ведут к войне.

15.Какими качествами обладает русский человек?

Н.С. Лесков в сказе «Левша» описал менталитет русского народа в образе главного героя. Он талантлив, патриотичен, религиозен. Левша без образования, микроскопа и большого финансирования смог подковать иностранную танцующую блоху и проявить феноменальное мастерство. Но он же проявляет и отрицательные качества русского человека: много пьет, терпит унижения вышестоящих особ и не понимает свою значимость в стране. Будучи честным, работящим и преданным Родине мастером, он не соглашается переехать в Англию, несмотря на заманчивые условия. Но он же напивается и не выполняет свою миссию: его оружейный секрет теряется, ведь никто не будет прислушиваться к пьянице. Русский менталитет невероятно сложен и парадоксален. У нас талантливый и смекалистый народ, но не знает себе цену и не может постоять за свои права.

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ.

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

В жизни каждого человека возникают трудные ситуации. Иногда он может самостоятельно преодолеть их. Но бывает и так, что без помощи других людей просто не обойтись. Иногда нужно совсем немного, чтобы жизнь человека изменилась к лучшему. Поэтому необходимо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Я думаю, что желание помогать заложено в самой природе человека. В русской литературе немало художественных произведений, отражающих это качество.

Вспомним рассказ Куприна «Чудесный доктор». Автор нарисовал картину полной безысходности, которая царила в семье Мерцаловых. После тяжелой и продолжительной болезни герой рассказа потерял работу и содержать семью стало не на что. Жена, дети и он сам были вынуждены жить в ужасных условиях. Денег не было ни на еду, ни на лекарства для заболевшей дочки. Глава семьи впал в отчаяние и даже задумался о самоубийстве. Но в городском саду он повстречал старика, который, выслушав Мерцалова, поспешил помочь. Старик оказался известным доктором. Он осмотрел девочку, выписал рецепт и оставил семье деньги. Наверное, для известного доктора эта сумма была не очень большой. Но для семьи Мерцаловых помощь доктора Пирогова имела огромное значение. Дочка поправилась, глава семьи нашел работу. Совершенно незнакомый человек помог людям преодолеть сложные жизненные обстоятельства. Целая семья смогла вновь обрести счастье.

В качестве другого аргумента можно вспомнить эпизод из романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников в распивочной знакомится с Мармеладовым, который рассказывает ему о себе и о своей семье. Раскольников узнает о том, как трудна жизнь этой семьи. Провожая Мармеладова домой, Родион незаметно оставляет деньги, вырученные за часы у старухи-процентщицы, на подоконнике. Этот поступок Раскольникова, находящегося не в лучшем финансовом положении, говорит о том, что человеку свойственно откликаться на чужую беду и оказывать помощь.

В заключение хочется отметить, что очень многие люди готовы помогать оказавшимся в трудной ситуации. Например, мы видим, как дети, нуждающиеся в дорогостоящем лечении, получают помощь от миллионов совершенно незнакомых им людей. Безусловно, те, кому нужна помощь, должны ее получить. И всегда найдутся люди, которые эту помощь окажут.
Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить казаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

19

  • Цитаты елисея из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Цитаты евгения шварца о сказках
  • Цитаты даля о сказках
  • Цитаты для итогового сочинения 2022 человек путешествующий
  • Цитатный план сказка о рыбаке и рыбке 2 класс