Цитатный рассказ о чацком

1 комедия горе от ума держится каким-то особняком в литературе 2 главная роль, конечно, роль чацкого, без которой не

1) Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе…

2) Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов…

3) …Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен.

4) Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную».

5) Его идеал «свободной жизни» определен: это – свобода от цепей рабства, которыми оковано общество…

6) «Мильон терзаний» и «горе!» — вот что он пожал за все, что успел посеять.

7) Он чувствовал свою силу и говорил уверенно. Но борьба его истомила. Он, очевидно, ослабел от этого «мильона терзаний»…

8) Он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе — и наносит удар всем, — но не хватило у него мощи против соединенного врага.

9) Он впадает в преувеличения, почти в нетрезвость речи, и подтверждает во мнении гостей распущенный Софьей слух о его сумасшествии.

10) Отделавшись от болтовни Репетилова и спрятавшись в швейцарскую в ожидании кареты, он подглядел свидание Софьи с Молчалиным и разыграл роль Отелло, не имея на то никаких прав.

11) Если б у него явилась одна здоровая минута, если б не жег его «мильон терзаний», он бы, конечно, сам сделал себе вопрос: «Зачем и за что наделал я всю эту кутерьму?» И, конечно, не нашел бы ответа.

12) За него отвечает Грибоедов, который неспроста кончил пьесу этой катастрофой. В ней «ум» Чацкого, сверкавший, как луч света в целой пьесе, разразился в конце в тот гром, при котором крестятся, по пословице, мужики.

13) Но в Софье Павловне, спешим оговориться, то есть в чувстве ее к Молчалину, есть много искренности…

14) Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели ее» с Молчалиным.

15) Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости.

16) Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний».

17) Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие — и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха.



ПОКАЗАТЬ / СКРЫТЬ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Сочинения

  • Сочинение-анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»
  • Что я узнал о послевоенном детстве подростков из произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина?
  • Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша»
  • Каким я представляю рассказчика (по рассказу Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»)
  • Описание левши
  • Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
  • Сочинение «Моя будущая профессия»
  • Что можно узнать о России из сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника»?
  • Сочинение «Зимний день в городе»
  • Сочинение «Могу ли я стать лидером?»
  • Сочинение «Фет — пейзажист»
  • Сравнительный анализ стихотворений «Листья» Ф. И. Тютчева и «Учись у них – у дуба, у берёзы…» А. А. Фета
  • Сочинение «Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»»
  • Сочинение «Рассказ о добром человеке»
  • Сочинение «Речь в защиту смелости»
  • Сочинение «Как я однажды помогал маме»
  • Сочинение ««Шинель» Н. В. Гоголя»
  • Сочинение «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…»
  • Сочинение «Я и моя сестра Мила» (по картине В. Хабарова «Портрет Милы»)
  • Сочинение «Похвальное слово Ломоносову – поэту, учёному, общественному деятелю»
  • Отзыв на историческую балладу А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • Сочинение «Царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову?»
  • Сочинение-эссе «Мой Лермонтов»
  • Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»
  • Сочинение «Товарищество в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»
  • Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)»
  • Сочинение «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу»
  • Сочинение «А. П. Чехов и И. А. Бунин»
  • Сочинение «Как наступает весна в нашем городе»
  • Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие»
  • Сочинение «Образ Юшки (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)»
  • Отзыв по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади»
  • Сочинение на тему «Книга – наш друг и советник»
  • Ответы на вопросы по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? В чём современно звучание романа?
  • Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей
  • Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринев соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия?
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
  • Сочинение «Нравы города N» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
  • Ответы на вопросы по повести Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Ответы на вопросы по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»
  • Анализ стихотворения А. А. Блока «Россия»
  • Сочинение «Юмористическая книга «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“»»
  • Сочинение «Как я понимаю фразу, которой заканчивается повествование «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»»
  • Сочинение на тему «Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат?»
  • Сочинение «Как решить проблему безработицы?»
  • Сочинение «Pros and Cons of Studying Online»
  • Сочинение-отзыв о поэме А. С. Пушкина «Цыганы»
  • Цитатный план к «Слову о полку Игореве»
  • Характеристика Лизы (по повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза»)
  • Право – это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости
  • Сочинение по картине И. А. Тихого «Аисты»
  • Ответы на вопросы по балладе В. А. Жуковского «Светлана»
  • Характеристика персонажей первого действия «Горя от ума»
  • Крылатые выражения из комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова (с указанием персонажа, действия, явления)
  • Комедия в «Горе от ума»
  • Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Просто какое-то чудо совершил этот святой человек!»
  • И. А. Гончаров «Мильон терзаний» (критический этюд) — тезисы
  • «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Какого человека можно назвать добрым?»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Подвиг»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Волшебный край»
  • Филология

  • Гендерная семантика англоязычного поэтического текста
  • Гендерные стереотипы в рекламном дискурсе
  • Границы предложения в англоязычном поэтическом тексте
  • Зрительно-цветовые образы в аспекте текстовой референции
  • Интерпретация как способ понимания художественного текста
  • Интерпретация понятия инварианта в современной лингвистике
  • Интерпретация языковых репрезентаций базовых эмоций человека
  • Интуиция и чувство языка
  • К вопросу о принципах взаимоотношения знаковых систем
  • Комплимент как этическая норма общения
  • Лингвистические факторы регистровой дифференциации лексики
  • Локальные индикаторы развертывания действия в тексте
  • Номинативная структура цветовой метафоры
  • О «недискриминационной» лексике в английском языке
  • Основные смысловые единицы
  • О специфике языковой региональной политики
  • Оценочно-экспрессивная лексика в устойчивых выражениях
  • Переживание времени и грамматическое время
  • Полевые структуры цветообозначающей лексики
  • Поэтический текст как явление письменного языка
  • Прагматический и семантический компоненты в структуре значения слова
  • Предметная сторона значения терминов искусств, философских и научных терминов
  • Природа символа и художественный текст
  • Просодический акцент в читаемом тексте
  • Противоречит ли принцип иронии принципу вежливости в общении?
  • Процесс демократизации современного английского языка
  • Роль междометий и местоимений в создании подтекста в диалоге
  • Самопрезентация в чате
  • Семантика числа в англоязычном поэтическом тексте
  • Семантико-грамматические особенности глаголов, обозначающих фазы действия
  • Семантико-грамматические характеристики устойчивых единиц в деловом английском
  • Семантический диапазон текстопостроения от первого лица
  • Смысловая конвергенция текстов как предмет исследования диалогики текста
  • Статус и семантика вторых компонентов фразовых глаголов
  • Суггестивные аспекты семантики текста
  • Текстовое преломление модальности
  • Теория речевых актов
  • Типология содержательных структур поэтического текста
  • Характеристика текстов общественно-политического содержания
  • Художественная деталь как маркер подтекста
  • Языковая личность: основные направления исследования
  • Языковые основы сенсорной зрительно-цветовой образности
  • Языковое сознание в условиях учебного билингвизма
  • Языковые и неязыковые параметры фатического дискурса
  • На чтение 9 мин. Просмотров 9 Опубликовано

    joganson-mihajlov-gore-ot-uma.png

    Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий является центральным персонажем комедии «Горе от ума» Грибоедова. В этой статье представлена история мнимого сумасшествия Чацкого в комедии «Горе от ума», причины слухов и сплетен о «сумасшедшем Чацком» и т.д.Смотрите: Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума»

    Сумасшествие Чацкого в комедии «Горе от ума»

    На званом вечере у ФамусоваЧацкий и Софья беседуют о Молчалине. Чацкий в очередной раз делает колкое замечание о Молчалине, которое злит Софью:

    «Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит! // Там моську вовремя погладит…» (Чацкий о Молчалине)

    Софья размышляет о том, как отомстить Чацкому за то, что он ее «всегда расстраивает» (действие III явление 13):

    «Ах! этот человек всегда // Причиной мне ужасного расстройства!» (Софья о Чацком)

    Тут же на вечере к Софье подходит господин N, который спрашивает ее мнения о Чацком. Софья в шутку отвечает ему, что Чацкий не в своем уме (действие III явление 14):

    Г. N. Как его нашли по возвращеньи? 

    София. Он не в своем уме.

    Господин N понимает эту фразу буквально и решает, что Чацкий — сумасшедший. Софья не старается разубедить его. Она рада, что глупый сплетник, господин N, верит в выдумку о Чацком:

    «Готов он верить!» (Софья о господине N)

    Господин N сообщает эту сплетню господину D. и другим гостям. Слухи о сумасшествии Чацкого быстро разносятся среди гостей Фамусова. Вскоре уже все гости сторонятся Чацкого и находят в его словах признаки безумия:

    Загорецкий. Да, он сошел с ума. <…> 

    Молчалин. Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. 

    Графиня внучка. Меня модисткою изволил величать! 

    Наталья Дмитриевна. А мужу моему совет дал жить в деревне. <…> 

    Гости обсуждают причины сумасшествия Чацкого. Так, Хлестова предполагает, что Чацкий «пил не по летам», поэтому сошел с ума:

    «Чай, пил не по летам.»

    Фамусов не согласен с Хлестовой и считает причиной сумасшествия Чацкого его образование. По мнению Фамусова, Чацкий стал безумным именно от «ученья» и «учености»:

    «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, 

    Что нынче, пуще, чем когда, 

    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.»

    Наконец званый вечер подходит к концу и наступает время разъезда, Чацкий ожидает свою карету в швейцарской. Он случайно слышит, как гости обсуждают его сумасшествие (действие IV явление 10):

    «Нелепость обо мне все в голос повторяют!« 

    Случайным образом Чацкий выясняет, что слух о сумасшествии распустила сама Софья:

    «Так этим вымыслом я вам еще обязан?..» 

    Чацкий разочаровывается в Софье, Фамусове и московском светском обществе. Он уезжает из Москвы и больше не хочет сюда возвращаться:

    «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.»

    Критика о «сумасшествии» Чацкого

    «Случайный разговор о Чацком, случайная фраза «он не в своем уме» наталкивает Софью на план мести; она бросает в общество мысль, что Чацкий сумасшедший. <…> 

    Искра сплетни тотчас разносится пожаром… <…> … из швейцарской он [Чацкий] слышит, как разъезжающиеся гости общим хором считают его сумасшедшим; он поражен и взбешен… <…>  

    …в довершение драмы ему остается узнать, что это она [Софья] именно расславила его сумасшедшим и вооружила общество…» 

    (М.О. Меньшиков, статья «Оскорбленный гений», книга «Критические очерки», т. 1, 1899 г.)

    Это была история мнимого сумасшествия Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова, причины слухов и сплетен о Чацком и т.д.Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

    Шубин Мстислав

    Слух о сумасшествии Чацкого невольно пускает Софья, когда он цинично иронизирует над Молчалиным, в которого она влюблена, так как она не видит объективных причин, почему Чацкий так отзывается о её женихе. Сплетня быстро разносится среди гостей, а Софья не предпринимает ничего, чтобы исправить свою ошибку. Гости быстро подхватывают её слова, так как Чацкий говорит те вещи, которые для них неприемлемы, его поведение вызывает в них недоумение и негодование. Они рады объявить его сумасшедшим, так как это отличный способ утвердить правоту и справедливость собственных взглядов. На бал первыми приезжает чета Горичей, затем Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий, Хлёстова, Репетилов.

    Пожаловаться

    Гости еще только собираются, а Чацкий уже задыхается среди них. Оказавшись рядом с Софьей, Чацкий сообщает о новых низких качествах ее избранника Молчалина и уходит «в ту комнату», потому что нет больше сил сдерживать себя.

    Софья, еще раз обиженная за Молчалина, наносит Чацкому самый страшный удар: «Он не в своем уме». Эти слова мгновенно становятся не просто достоянием фамусовского общества, Фамусов и его гости сразу поверили слуху, потому что были подготовлены к этому. Софья пускает слух осторожно, сознательно, с целью сделать Чацкого посмешищем, отомстить ему за высокомерие, колкости по отношению к окружающим (в том числе к Молчалину), ведь он, по её мнению, «не человек, змея!». Запуская слух о Чацком, она отлично представляет реакцию общества на него, учитывая общественное настроение. Чацкий отторгается обществом как нечто чуждое, непонятное, не сливающееся с ним. Злорадство, с каким обсуждается новость, — показатель общественного настроения, благодаря слуху раскрывается нравственная коллизия пьесы. Грибоедов мастерски живописует сам процесс — скоротечный, нарастающий, лавинообразный, принимающий конкретные формы: первый, кому Софья сообщает о сумасшествии Чацкого, — некий Г.N.; тот передаёт новость столь же безликому Г.Д.; последний — известному болтуну Загорецкому. В отличие от Г.N. и Г.Д., воспринявших весть с некоторым сомнением, Загорецкий, ни на секунду не засомневавшись, сразу же заявляет:

    «А! Знаю, помню, слышал,

    Как мне не знать, примерный случай вышел;

    Его в безумные упрятал дядя-плут…

    Схватили, в жёлтый дом, и на цепь посадили.»

    Г.Д. ошарашен столь откровенной ложью. Загорецкий, в свою очередь, сообщает новость графине-внучке, которая, оказывается, «заметила сама» в Чацком признаки сумасшествия, а затем Графине бабушке, выносящей приговор: «Ах! окаянный вольтерьянец!». Хлестова поражена непочтительностью героя, Молчалину странны его суждения о службе, для Натальи Дмитриевны сумасшествие кажется «совет … жить в деревне».

    Пустой, нелепый слух распространяется «проворно», так как каждый находит собственное обоснование для этого «вздора».

    И вот уж об этом говорят все. На вопрос Платона Михайловича Горича: «Кто первый разгласил?» — его жена Наталья Дмитриевна отвечает: «Ах, друг мой, все!» (правда, Фамусов приписывает это «открытие» себе). А раз все — значит, это уже т.н. общественное мнение:

    «Поверили глупцы, другим передают,

    Старухи вмиг тревогу бьют —

    И вот общественное мненье!»

    Оно правит бал. В конце пьесы Фамусов, застав Софью в обществе Чацкого и Лизы, изливает гнев на дочь со служанкой, а Чацкому грозит дальнейшими последствиями слуха:

    «…и ваша такова последняя черта,

    Что чай ко всякому дверь будет заперта:

    Я постараюсь, я, в набат я приударю,

    По городу всему наделаю хлопот,

    И оглашу во весь народ:

    В Сенат подам, министрам, государю.»

    Ведь версия о сумасшествии Чацкого должна отвлечь «княгиню Марью Алексевну» от другого слуха — о его дочери Софье. Фамусов хорошо усвоил древний обычай распускать слухи, небылицы с целью отвлечь внимание от другого события («колокола лить»). Фраза «сошел с ума» варьируется в разных значениях. Софья сказала: «Он не в своем уме» — в том смысле, в каком сам Чацкий еще раньше сказал, что сходит с ума от любви. Господин Н. придал ей прямой смысл. Софья подхватывает эту мысль и утверждает ее, чтобы отомстить Чацкому. А Загорецкий усиливает: «Он сумасшедший». Но когда называются приметы сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой фразы: сумасшедший, то есть вольнодумец.

    И тут же устанавливаются причины сумасшествия. Особая роль в распространении сплетни принадлежит Загорецкому — он переводит беседу о причинах сумасшествия Чацкого в область баснословных предположений. Постепенно сплетня приобретает всё больший размах и доходит до гротеска.

    Графиня бабушка:

    «Что? К фармазонам в клоб? Пошёл он в пусурманы?»

    Аргументы в пользу сумасшествия Чацкого, которые выдвигают Фамусов и его гости, делают их самих смешными, так как приводятся факты, на самом деле доказывающие его нормальность.

    Фамусов:

    «О чём? О Чацком, что ли?

    Чего сомнительно? Я первый, я открыл.

    Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!

    Попробуй о властях, и нивесть что наскажет!

    Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

    Хоть перед монаршим лицом,

    Так назовёт он подлецом.»

    Таким образом, главная примета «сумасшествия» Чацкого, в понимании Фамусова и его гостей, — его свободомыслие.

    Пока распространяется сплетня о его сумасшествии, Чацкий в соседней комнате столкнулся с французиком из Бордо и княжнами.

    Разгоряченный этой схваткой, Чацкий появляется в гостиной в тот момент, когда развитие сплетни достигло кульминации.

    Фадеев Ярослав

    В том, что Чацкого выставили сумасшедшим человеком, виновата Софья. Но такое решение у неё созрело не сразу. Девушка не особо была рада встречи с героем. Её оскорбило его шутки в отношении Молчанина. Последний персонаж слишком дорог героини. Когда он падает с лошади, Александр утверждает, что это было сделано намерено. Фамусова приходит в ярость от его черствости. На балу она не смогла сдержаться, ей хотелось преподать ему урок. Каждому гостю она сказала, что молодой человек имеет проблемы с психикой. 

    ПожаловатьсяОтвет / Июль 2019 Софья случайно проговаривается, что Чацкий «не в своем уме». Сплетня, как в игре «испорченный телефон», быстро распространяется среди гостей, обрастая все новыми и новыми подробностями. Гости присматриваются к Чацкому и каждый для себя видит в его поведении нотку безумия. В итоге сплетня разрастается до полнейшего абсурда, принося таким образом развлечение всем гостям. Гостей объединяет пущенный слух о сумасшествии Чацкого, так как он для них — злейший враг. Таким образом, сплетня выступает орудием борьбы против Чацкого. Используемые источники:

    • https://www.literaturus.ru/2016/07/sumasshestvie-chackogo-gore-ot-uma-griboedov.html
    • https://vashurok.ru/questions/gore-ot-uma-kak-razvivaetsya-spletnya-o-sumasshedshem-chatskom-kratko-pochemu-tak-legko-v
    • https://vuzlit.ru/574505/spletnya_sumasshestvii
    • https://vashurok.ru/questions/gore-ot-uma-sostavit-tsepochku-kak-rodilsya-sluh-o-sumashestvie-chatskogo
    • https://nauka.club/questions/pochemu-vse-podkhvatyvayut-spletnyu-o-sumasshestvii-chatskogo.html

    Что происходило в России в начале 20-х годов XIX века? В ответ на усиление правительственной реакции в стране стали зарождаться тайные политические общества, ставящие своей целью коренное преобразование жизни на гуманной и справедливой основе. Столкновение человека декабристских взглядов с дворянами-реакционерами находит отражение в произведениях писателей, которых декабристы считали своими союзниками и соратниками.
    Чацкий — герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», а Онегин — герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Писатели изобразили в своих произведениях разные, противоположные характеры. Онегин — образованный человек, но «лишний» для общества, а Чацкий — передовой человек своего времени.
    У этих героев мы найдем не только различие в характерах, но и сходство в происхождении, воспитании и образовании. И Чацкий, и Онегин учились и воспитывались под руководством иностранцев-гувернеров. О Чацком мы узнаем, что он образованный человек, который занимался литературным трудом, был на службе у министров, жил за границей. Но пребывание там лишь расширило его умственный кругозор, а не сделало поклонником всего иностранного.
    Онегин по сравнению с грибоедовским героем получил поверхностное образование.
    Впоследствии Онегин значительно пополнил свои знания. Он в совершенстве владел французским языком, «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно». Этих познаний и умений было вполне достаточно, чтобы заслужить благосклонность света, который «решил, что он умен и очень мил».
    В характере Чацкого можно заметить дерзость, непримиримость к равнодушным или консервативно настроенным людям. Он любит родину, с сердечной теплотой говорит о ней: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!» Чацкий — человек умный, горячий, но у него под маской иронии скрыто чуткое, отзывчивое сердце. Он может, как и все люди, смеяться и грустить, может быть зол и резок, но другом будет верным и надежным. Горячий и пылкий, он удивительно похож на молодого Пушкина. «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив», — говорит о нем Лиза. Он немного наивен и неискушен в житейских делах. А Онегин… Кто он? «Чудак печальный и опасный, созданье ада иль небес, сей ангел, сей надменный бес»? Нет, не ангел, не демон. Онегин — собирательный образ, «в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданный безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом». У него нет в жизни любви и привязанности. Со скукой, недовольством и раздражением едет Евгений к своему умирающему дяде. Для него главное — наследство. Онегин равнодушен к болезни родственника и ужасается необходимости изображать опечаленного племянника. Он ведет типичную для «золотой» молодежи жизнь: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Но ему все это давно приелось. Ему было скучно с теми людьми, с которыми он вынужден общаться. Жизнь, которую он вел, не устраивала его, но и перемена обстановки не смогла повлиять на Онегина. И в деревне им овладела та же скука.
    Чацкий, мне кажется, выше и умнее Онегина. Это человек передовых взглядов. Он полон светлых идей преобразования общества, с гневом обличает пороки старой Москвы. Его глубокий ум дает ему веру в жизнь, в высокие идеалы. Чацкий возмущен крепостным правом, тем, что помещик может обменять своих верных слуг, которые «не раз и жизнь, и честь его спасали», на трех борзых собак. Он желает служить «делу, а не лицам». «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — отвечает он на упреки и нравоучения Фамусова.
    Онегин же томился, задыхался в своей среде и не знал сам, чего он хочет. Евгений много читал, пробовал заняться литературным трудом, но «труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его». Он не знал, чем занять свой ум, Чацкий серьезно готовился к деятельности на благо отечества. Даже его идейный противник Фамусов отдает должное его способностям, говоря: «Он славно пишет, переводит». Все твердят о его высоком уме.
    Онегин критически относится к укладу жизни дворянского общества, но не предпринимает серьезной попытки что-либо изменить, он далек от декабристских прогрессивных идей.
    Чацкий активно отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком иметь собственные мнения и убеждения и открыто их высказывать. Он стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом. Его возмущает преклонение русских дворян перед французскими модами, языком, их оторванность от своих национальных корней.
    Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
    Хотя по языку нас не считал за немцев.
    Чацкий высокого мнения о своем народе, а Онегин бесконечно далек от него.
    А как проявляют себя в дружбе и любви наши герои? В фамусовском обществе у Чацкого нет друзей. Его здесь ненавидят, даже объявляют сумасшедшим, потому что не признают его взгляды на жизнь, его убеждения. Стоит заметить, что Чацкий постоянно употребляет местоимение «мы», так как считает себя не одиноким в стремлении к переменам. Его друзьями являются те, кто представляет «век нынешний», но Грибоедов лишь упоминает об этих людях, вводя в пьесу внесценические персонажи.
    Онегин был неразлучен с Ленским. Несмотря на то, что друзья были похожи на «лед и пламень», их многое объединяло. Ленский делился с Онегиным своими взглядами и личными переживаниями, он доверял ему. Но Онегин необдуманным поступком вызвал у Ленского чувство ревности, горькой обиды и разочарования в любви и дружбе. Онегин хладнокровно принимает вызов и убивает на дуэли единственного друга, не испытывая к Ленскому ни малейшей неприязни. Он думает только о том, как оценит его поведение поместное общество, которое он совершенно не уважает.
    В основе любви Онегина к Татьяне тоже лежит себялюбие и эгоизм. В своем первом объяснении с ней он чистосердечно признается, что ему чужды сильные, глубокие чувства. Чацкий же любил Софью серьезно, видя в ней будущую жену. Любовь для него не «наука страсти нежной», как для Онегина. Из-за любви к девушке Чацкий возвращается в общество, которое ему глубоко противно. Ему пришлось до дна выпить чашу страданий.
    Чацкий смело и отважно борется за все новое, передовое, за новую Россию, но его нельзя поздравить с победой. Он уезжает из Москвы, чтобы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Но мы уверены, что он останется борцом, который будет и дальше продолжать свою деятельность ради свободы Отчизны. Онегин в конце романа тоже испытывает крах своих надежд на счастье, но в отличие от Чацкого он сломлен этим горем. Если у грибоедовского героя, кроме любви, была общественно-полезная деятельность на благо родины, то у Онегина такого дела нет.
    Грибоедов и Пушкин создали в своих произведениях яркие реалистические образы, вобравшие в себя типические черты людей эпохи 20-х годов XIX века. Они продолжают оказывать влияние на духовное формирование новых поколений.

    Название: Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи
    Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
    Тип: сочинение
    Добавлен 13:31:22 24 января 2003 Похожие работы
    Просмотров: 240
    Комментариев: 13
    Оценило: 4 человек
    Средний балл: 5
    Оценка: неизвестно   Скачать

    Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
    Да, но только в случае крайней необходимости.

    Сочинение: Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи
    Курсовая работа по теме Особенности интегральной и цветной фотографии Липмана
    Доклад по теме Плучек Валентин Николаевич
    Реферат: Unvieling The Satire Of Swift Essay Research
    Схема Сочинения По Истории Егэ
    Курсовая работа: Россия на мировом рынке инвестиций
    Дипломная работа по теме Современные способы утилизации отходов сельского хозяйства
    Реферат по теме Добрынин Анатолий Федорович
    Курсовая работа по теме Сравнительный анализ рисков при использовании облачных сервисов в России и ЕС
    Курсовая работа по теме Выполнение расчётов основных узлов на примере самоходной площадки обслуживания ВС СПО-15М
    Реферат: Законність проведення слідчих дій – гарантія прав і свобод учасників кримінального процесу
    Дипломная работа по теме Несостоятельность (банкротство) юридического лица
    Реферат: История Анатолии
    Возникновение И Развитие Философии Реферат
    Реферат: Когнітивна лінгвістика
    Психофизиологические Особенности Выбора Партнера Курсовая
    Реферат по теме Арт-терапия в школе
    Реферат: Марк Твен. Скачать бесплатно и без регистрации
    Реферат по теме Целебная сила минеральных вод
    Реферат: «История экономических учений»
    Реферат: Понятие и виды объектов, имущества, вещей в гражданском праве Украины
    Реферат: Polysemy In The Semantic Field Of Movement In The English Language
    Курсовая работа: Анализ и оценка аппаратных средств современных ПЭВМ
    Доклад: Короли Норвегии

    Сюжет комедии Грибоедова сам по себе уже достаточно оригинален и необычен. Не могу согласиться с теми, кто считает его банальным. На первый взгляд может показаться, что основное в сюжете — история любви Чацкого к Софье.
    Действительно, эта история занимает в произведении большое место, придавая живость развитию действия. Но все же главное в комедии — общественная драма Чацкого. На это указывает и заглавие пьесы. История несчастной любви Чацкого к Софье и история его конфликта с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета. Проследим за ее развитием.
    Первые сцены, утро в доме Фамусова — экспозиция пьесы. Появляются Софья, Молчалин, Лиза, Фамусов, подготавливается появление Чацкого и Скалозуба, рассказывается о характерах и взаимоотношениях действующих лиц. Движение, развитие сюжета начинается с первого появления Чацкого. И до этого Софья отзывалась о Чацком очень холодно, а теперь, когда тот, оживленно перебирая московских знакомых, заодно посмеялся и над Молчалиным, холодность Софьи перешла в раздражение и негодование: «Не человек, змея!» Так Чацкий, сам того не подозревая, восстановил Софью против себя.
    Все происшедшее с ним в начале пьесы получит в дальнейшем свое продолжение и развитие: он разочаруется в Софье, а его насмешливое отношение к московским знакомым вырастет в глубокий конфликт с фамусовским обществом. Из спора Чацкого с Фамусовым во втором действии комедии ясно видно, что дело тут не просто в недовольстве друг другом. Здесь столкнулись два мировоззрения. Кроме того, во втором же действии намеки Фамусова на сватовство Скалозуба и обморок Софьи ставят Чацкого перед мучительной загадкой: неужели избранником Софьи может быть Скалозуб или Молчалин? А если это так, то кто же из них?..
    В третьем акте действие становится очень напряженным. Софья недвусмысленно дает понять Чацкому, что его не любит, и открыто признается в любви к Молчалину, о Скалозубе же говорит, что это герой не ее романа. Кажется, вот все и выяснилось, но Чацкий Софье не верит. Неверие это еще больше укрепляется в нем после разговора с Молчалиным, в котором тот показывает свою безнравственность и ничтожество. Продолжая свои резкие выпады против Молчалина, Чацкий вызывает ненависть Софьи к себе, и именно она, сначала случайно, а потом и намеренно, пускает слух о сумасшествии Чацкого. Сплетня подхватывается, молниеносно распространяется, и о Чацком начинают говорить в прошедшем времени. Это легко объясняется тем, что он уже успел настроить против себя не только хозяев, но и гостей. Общество не может простить Чацкому протеста против его морали.
    Так действие достигает высшей точки, кульминации. Развязка наступает в четвертом акте. Чацкий узнает о клевете и тут же наблюдает сцену между Молчалиным, Софьей и Лизой. «Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому!» — это окончательное прозрение. С огромной внутренней болью Чацкий произносит свой последний монолог и покидает Москву. Оба конфликта приведены к концу: крушение любви становится очевидным, а столкновение с обществом завершается разрывом. Порок не наказан и добродетель не торжествует.
    Впрочем, от счастливого финала Грибоедов отказался, отказавшись от пятого акта. Рассуждая о четкости и простоте композиции пьесы, В. Кюхельбекер заметил: «В «Горе от ума»… вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам; … тут… нет того, что в драматургии называется интригою. Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, — и только. Это очень просто, но в сей-то простоте — новость, смелость»… Особенность композиции «Горя от ума» в том, что его отдельные сцены, эпизоды соединены почти произвольно.
    Интересно проследить, как с помощью композиции Грибоедов подчеркивает одиночество Чацкого. Сперва Чацкий с разочарованием видит, что его бывший друг Платон Михайлович «стал не тот» в короткий срок; теперь Наталья Дмитриевна руководит каждым его движением и хвалит теми же словами, что позже Молчалин — шпица: «Мой муж — прелестный муж». Итак, старый друг Чацкого превратился в обычного московского «мужа — мальчика, мужа — слугу». Но это еще не очень большой удар для Чацкого. Все же на протяжении всего того времени, когда гости съезжаются на бал, он беседует именно с Платоном Михайловичем. Зато Платон Михайлович потом признает его сумасшедшим, в угоду жене и всем остальным откажется от него. Дальше Грибоедов в середине своего пламенного монолога, сначала обращенного к Софье, Чацкий оглядывается и видит, что Софья ушла, не дослушав его, и вообще «все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». И, наконец, особенно остро чувствуется одиночество Чацкого, когда к нему в друзья начинает навязываться Репетилов, заводя «дельный разговор… про водевиль». Сама возможность слов Репетилова о Чацком: «Мы с ним… у нас… одни и те же вкусы» и снисходительной оценки: «он не глуп» показывает, как далек Чацкий от этого общества, если ему уже не с кем поговорить, кроме восторженного болтуна Репетилова, которого он просто не выносит.
    Через всю комедию проходит тема падения и тема глухоты. Фамусов с удовольствием вспоминает, как его дядя Максим Петрович упал три раза подряд, чтобы посмешить государыню Екатерину Алексеевну; падает с лошади Молчалин, затянув поводья; спотыкается, падает при входе и «поспешно оправляется» Репетилов… Все эти эпизоды связаны между собою и перекликаются со словами Чацкого: «И растерялся весь, и падал столько раз»… Чацкий тоже падает на колени перед разлюбившей его Софьей.
    Так же постоянно и упорно повторяется тема глухоты: Фамусов затыкает уши, чтобы не слышать крамольных речей Чацкого; всеми уважаемый князь Тугоуховский ничего не слышит без рожка; Хрюмина, графиня-бабушка, сама совершенно глухая, ничего не расслышав и все перепутав, назидательно говорит: «Ох! глухота большой порок». Никого и ничего не слышит, увлекшись своими монологами, Чацкий и позже Репетилов. В «Горе от ума» нет ничего лишнего: ни одного ненужного персонажа, ни одной лишней сцены, ни одного напрасного штриха. Все эпизодические лица введены автором с определенной целью. Благодаря внесценическим персонажам, которых в комедии множество, расширяются границы дома Фамусова и границы времени.

    Название: Сюжет и композиция «Горя от ума»
    Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
    Тип: сочинение
    Добавлен 13:50:48 25 февраля 2004 Похожие работы
    Просмотров: 1549
    Комментариев: 17
    Оценило: 9 человек
    Средний балл: 4.2
    Оценка: 4   Скачать

    Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
    Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
    Да, но только в случае крайней необходимости.

    Сочинение: Сюжет и композиция «Горя от ума»
    Курсовая работа по теме «Новая пицца» (бизнес-план)
    Понятие Кадров Реферат
    Заключение К Реферату Обеспечение Водно Химического Режима
    Реферат Про Современных Башкирских Сказителей
    Реферат: Неврози в дітей і підлітків
    Подготовка К Сочинению 9 Класс
    Практическое задание по теме Граждане как субъекты административного права
    Курсовая Работа Пример Сестринское Дело
    Реферат: Этико-эстетическая проблематика А. Конан Дойля
    Реферат: Основные задачи и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации
    Курсовая работа: Организація соціального проектування в Україні
    Контрольная работа: Особенности чрезвычайных ситуаций
    Научные Требования К Реферату
    Сотрудничество детей друг с другом
    Реферат: Nuclear Weapons Essay Research Paper Nuclear weapons
    Курсовая работа по теме Дизайн-концепция внутреннего пространства Республиканской специальной (коррекционной) школы-интерната
    Курсовая Работа На Тему Маркетинговое Исследование Рынка Джинсовой Продукции
    Реферат: Плодоовощные товары
    Курсовая работа: Договор банковского счета. Скачать бесплатно и без регистрации
    Сочинение На Тему Волшебные Слова
    Реферат: Парусный спорт за рубежом
    Доклад: Быстродействующая Электронная Счетная Машина
    Книга: Жизнь Будды (Buddhacarita)

    На чтение 28 мин. Просмотров 9 Опубликовано

    Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — Александр Андреевич Чацкий. Характеристика его представлена с указанием действий и явлений.

    Материалы из этой статьи будут полезны для подготовки к сочинениям.

    Значение фамилии, прототип

    Александр Андреевич Чацкий — главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В черновых вариантах его фамилию автор писал как «Чадский». Это, возможно, был намёк на фамилию одного из интересных людей той эпохи — оппозиционера, философа Чаадаева, которого тоже объявили сумасшедшим. Тогда его фамилию нередко писали как «Чадаев».

    Возможно также, что фамилия указывает на «чад и дым надежд» (действие 4, явление 3).

    Происхождение, воспитание, образование, отношение к службе

    Чацкий — молодой человек, дворянин, имеет 300 или 400 душ крепостных. Когда его отец, Андрей Ильич, умер, он стал жить у его друга Фамусова и воспитывался с его дочерью Софьей.

    Когда Александр вырос, он съехал от Фамусова и редко посещал его дом. Потом влюбился в Софью, но затем не видел её 3 года, так как захотел «объехать целый свет». Был слух, что он лечился на кислых водах, но не от болезни, а, скорее всего, от скуки.

    3 года молодой человек наблюдал, как живут за границей, какие там нравы и взгляды на жизнь. Когда вернулся оттуда, признался, что, несмотря на недостатки людей русского светского общества, «дым Отечества нам сладок и приятен!» (действие 1, явление 7).

    Чацкий умён, образован, отличается независимостью взглядов. Готов служить Родине, но ему «прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2).

    Внешность Чацкого

    Грибоедов не сообщает, как выглядят герои комедии «Горе от ума», но о внешности Чацкого можно догадаться по репликам других персонажей о нём.

    Лиза, служанка Софьи, отзывается о нём как о приятном молодом человеке, а Фамусов как о франте (то есть модно одевающемся, следящим за своим внешним видом). Скорее всего, Александр Андреевич — стройный человек, интересующийся конным спортом (он советует своему другу Горичу ездить верхом и активно проводить время — действие 3, явление 6).

    Характеристика речи Чацкого

    Главный герой комедии красноречив. Его страстные монологи-проповеди убедительны, но направлены они к светским людям, желающим жить только для своих удовольствий. Поэтому те, с кем он ведёт диалоги, перед кем говорит речи, отвергают его свободомыслие.

    Получается, что прав А. С. Пушкин, который считал, что напрасно Чацкий выступает с пламенными речами перед Репетиловым и ему подобными. Но некоторые современные критики считают, что Чацкий стремится к просвещению людей.

    Если в диалогах со Скалозубом, Молчалиным и Репетиловым Александр Андреевич позволяет себе высокомерие и надменность, то, разговаривая с Софьей, он искренен, доверчив и надеется на её понимание.

    Чацкий любит Отечество и критикует то, что, по его мнению, мешает развитию страны. Он надеется благотворно повлиять на представителей «фамусовского общества», призвать их к деятельности на благо Отчизны, а не на получение различных благ любыми путями.

    Но Чацкий один против общества, поэтому получил от него «мильон терзаний» и «горе».

    Поведение и поступки Чацкого. Отношение к нему других персонажей

    Александр воспитывался в доме Фамусова, а повзрослев, стал жить отдельно. Он полюбил Софью, но на 3 года уехал за границу, не писал ей писем, а затем явился и был удивлён её сдержанным отношением к нему. Это говорит о самонадеянности Чацкого, не понимании того, что за 3 года человек, особенно в юности, может измениться духовно. У девушки в 17 лет уже другие мысли и интересы, чем у 14-летней. Неудивительно, что этот молодой человек с его упрёками неприятен Софье.

    Александр Андреевич ошибся в её способности сочувствовать его мыслям, так же как она ошиблась в Молчалине. Софья считает Чацкого гордым, злым, завистливым (действие 3, явление 14).

    Все представители «фамусовского общества» осуждают Чацкого за резкость суждений. Фамусов считает его опасным вольнодумцем (действие 2, явление 2).

    Представляя его Скалозубу, Фамусов говорит, что он не служит, так как не находит в службе пользы. Но если бы захотел, «так был бы деловой». По словам Фамусова, Чацкий «славно пишет, переводит» (действие 2, явление 5).

    Молчалин снисходительно поучает его, как обрести хорошее положение в обществе, не замечая язвительных реплик Чацкого (действие 3, явление 3).

    Платон Михайлович Горич рад видеть Александра Андреевича, с которым был дружен до своей женитьбы.

    Княгиню Тугоуховскую интересует только, богат ли Чацкий.

    Хлёстова осуждает его за непринуждённое поведение и смех.

    Развитие образа Чацкого на протяжении всего действия комедии

    В начале комедии Чацкий — отважный и самонадеянный вольнодумец, а в конце — разочаровавшийся человек, потерявший надежду быть понятым, отверженный обществом. Он высмеивал пороки светского общества перед его представителями. Поэтому неудивительно, что они стали о нём отзываться с ненавистью и злостью.

    Оценка Чацкого автором, современниками и литературными критиками

    Само название комедии «Горе от ума» определяет отношение автора к её главному герою. Грибоедов писал своему другу П. А. Катенину, что у него в комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Ум Чацкого — причина его страданий, отторжения от него других людей.

    А. С. Пушкин считал, что «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён». Он определил этого героя комедии как пылкого, благородного и доброго человека. По мнению Пушкина, автор наградил героя своими мыслями и остротами, но тот говорит умные вещи людям, которые не хотят их слушать и понимать.

    Мнения о главном герое комедии у литературных критиков-современников Грибоедова были различны:

    В более поздней критике интересны следующие мнения:

    Заключение

    Главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий — интересный, неоднозначный персонаж. Мнения автора, читателей, литературных критиков о нём различны. Тип такого человека встречается нечасто, но справедливы слова И. А. Гончарова о том, что появление таких людей неизбежно при смене одного века другим, когда требуется обновление.

    Статья может быть использована при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

    Читайте также: «Горе от ума» — краткое содержание комедии А. С. ГрибоедоваВам также будет интересно почитать:Образ и характеристика Осипа — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»Образ и характеристика Обломова — героя романа И. А. Гончарова «Обломов»Образ и характеристика Максима Максимыча — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Образы и характеристики мальчиков — героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»

    illjustracija-Gore-ot-uma-Chackij-N-Kuzmin.jpg

    Александр Андреевич Чацкий является одним из главных героев знаменитой комедии «Горе от ума» Александра Грибоедова. Смотрите: — Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума»

    Характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума», образ, описание, биография

    Полное имя героя — Александр Андреевич Чацкий:

    «…Александр Андреевич Чацкий…» (цитата из списка действующих лиц)

    Чацкий является дворянином и помещиком. По словам господина Фамусова, у Чацкого есть 400 крепостных крестьян. По мнению Хлестовой, у Чацкого 300 крепостных:

    «Хлёстова: …имел душ сотни три.

    Фамусов: Четыре.» (действие III явление 21)

    Он является членом Английского клуба, в котором состоят богатые, знатные дворяне:

    «Потом, подумайте, член А́нглийского клуба…» (Чацкий о себе, действие III явление 2)

    Чацкий является холостым мужчиной:

    «Княгиня: И хо-ло-стой? 

    Наталья Дмитриевна: Да, не женат.» (действие III явление 7)

    Александр Чацкий — сирота, одинокий человек. Его мать и отец умерли, когда он был ребенком. Известно, что отец Чацкого был другом Фамусова:

    «Позвольте, батюшка. Вот-с — Чацкого, мне друга,

    Андрея Ильича покойного сынок…» (слова Фамусова, действие II явление 5)

    После смерти родителей Чацкий воспитывался в доме Фамусова и с детства дружил с его дочерью — Софией Фамусовой. Повзрослев, молодой человек стал жить отдельно:

    «Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли 

    Привычка вместе быть день каждый неразлучно  

    Связала детскою нас дружбойно потом  

    Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,  

    И редко посещал наш дом…» (София о Чацком, действие I явление 5)

    «Я помню, ты дитёй с ним часто танцовала…» (Хлестова о Софии, действие III явление 10)

    Чацкий является умным, остроумным мужчиной, по мнению Софии и ее отца:

    «Остёр, умён, красноречив…» (София о Чацком, действие I явление 5)

    «Жаль, очень жаль, он малый с головой  

    И славно пишет, переводит. 

    Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…» (Фамусов о Чацком, действие II явление 5)

    Он является красноречивым человеком, по словам Софии и господина Фамусова:

    «…умен, красноречив…» (София о Чацком, действие I явление 5) 

    «Что говорит! и говорит, как пишет!..» (Фамусов о нем, действие II явление 2)

    Александр Чацкий любит острить и «подкалывать» людей, но делает это не с целью навредить. За это София называет его «змеей»:

    «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, 

    Как Александр Андреич Чацкий!» (Лиза о Чацком, действие I явление 5)

    «Послушайте, ужли слова мои все колки? 

    И клонятся к чьему-нибудь вреду?..» (Чацкий о себе, действие I явление 7)

    «Не человек, змея!..» (София о Чацком, действие I явление 7) 

    Он является насмешливым человеком, однако его насмешки всегда направлены против глупых и ограниченный людей:

    «Что помнится? Он славно

    Пересмеять умеет всех;

    Болтает, шутит, мне забавно;

    Делить со всяким можно смех.» (София о нем, действие I явление 5) 

    «На смех, того гляди, подымет Чацкий вас…» (Лиза предупреждает Молчалина, действие II явление 11)

    «Заметно, что вы желчь на всех излить готовы…» (София о Чацком, действие III явление 1) 

    «Град колкостей и шуток ваших грянет. 

    Шутить! и век шутить! как вас на это станет!..» (Софья о Чацком, действие III явление 1)

    «А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить…» (Софья о Чацком, действие III явление 14)

    Судя по всему, Чацкий часто разговаривает с окружающими в резком тоне:

    «Да! грозный взгляд, и резкий тон, 

    И этих в вас особенностей бездна…» (Софья о нем, действие III явление 1)

    По словам Софьи, Чацкий невоздержан на язык и слишком откровенно презирает людей:

    «Зачем же быть, скажу вам напрямик,  

    Так невоздержну на язык?  

    В презреньи к людям так нескрыту?» (Софья о нем, действие III явление 1)

    Чацкий является гордым человеком, «гордецом», по мнению Фамусова:

    «Вот то-то, все вы гордецы!..» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)

    По словам Фамусова, Чацкий является франтом, мотом и сорванцом:

    «…этот франт-приятель; 

    Отъявлен мотом, сорванцом…» (Фамусов о Чацком, действие I явление 10)

    Александр Чацкий — свободомыслящий человек, либерал и вольнодумец, «проповедующий вольность». Фамусов за это называет его «карбонарием», «якобинцем», «опасным человеком». Взгляды Чацкого пугают консервативного Фамусова:

    «Он вольность хочет проповедать!..» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2) 

    «Да он властей не признает!..» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)

    «Ах! боже мой! он карбонари*!..» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)

    (*карбонарий — то есть революционер) 

    «Опасный человек!..» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)

    «Я думаю, он просто якобинец*…» (княгиня Тугоуховская о Чацком, действие IV явление 7)

    (*якобинец — то есть вольнодумец)

    Чацкий является независимым человеком. Он не хочет зависеть от других, как например, Молчалин:

    «Молчалин: Ведь надобно ж зависеть от других. 

    Чацкий: Зачем же надобно?..» (действие III явление 3)

    Чацкий бросил военную службу, а также решил не служить чиновником. Среди дворян было принято выбирать один из этих двух вариантов занятости, но Чацкий не занимается ни тем ни другим:

    «Княгиня. От-став-ной? 

    Наталья Дмитриевна. Да, путешествовал, недавно воротился.» (действие III явление 7)

    Он нигде не служит, потому что не хочет «прислуживаться» и прогибаться перед начальством. А без этого было бы очень сложно сделать карьеру:

    «Служить бы рад, прислуживаться тошно…» (действие II явление 2)

    По мнению Чацкого, дворяне не должны ограничивать себя только карьерой чиновника или военной службой. Он считает, что умный человек может найти себя также в творчестве или науке:

    «Из молодых людей, найдется – враг исканий, 

    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, 

    В науки он вперит ум, алчущий познаний; 

    Или в душе его сам бог возбудит жар 

    К искусствам творческим, высоким и прекрасным…» (мнение Чацкого о себе,действие II явление 5) 

    Он является искренним человеком, не притворщиком, по его собственным словам. Он любит правду и предпочитает, чтобы ему прямо говорили о чем-то. Когда ему нужно притвориться, он подчеркивает, что притворяется «раз в жизни»:

    «К чему обманывать себя мне самого?..»  (слова Чацкого, действие IV явление 10)

    «Зачем мне прямо не сказали, 

    Что всё прошедшее вы обратили в смех?!»(Чацкий — Софье, действие IV явление 14)

    «Раз в жизни притворюсь…» (Чацкий о себе, действие III явление 1)

    Александр Чацкий — чувствительный человек:

    «Кто так чувствителен, и весел, и остер, 

    Как Александр Андреич Чацкий!..» (Лиза о Чацком, действие I явление 5)

    Он является страстным, пылким человеком, по его собственным словам:

    «Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,

    Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та?» (Чацкий сравнивает себя с Молчалиным, действие III явление 1)

    У него есть собственное мнение обо всем в отличие от Молчалина. Например, Чацкий не читает глупые книги, которые пользуются успехом в обществе:

    «Помилуйте, мы с вами не ребяты, 

    Зачем же мнения чужие только святы?» (слова Чацкого, йствие III явление 3) 

    «Я глупостей не чтец, 

    А пуще образцовых…» (действие III явление 3)

    Чацкий возмущен тем, что русское дворянство перенимает все иностранное и что в дворянской среде царит «чужевластье мод», то есть побеждают заграничные модные течения. По словам Чацкого, из-за того что русские дворяне обычно разговаривают на французском, простые крестьяне легко могут принять их за иностранцев. Чацкий ставит в пример китайцев, которые не особо увлекаются всем иностранным:

    «Ах! если рождены мы всё перенимать, 

    Хоть у китайцев бы нам несколько занять 

    Премудрого у них незнанья иноземцев. 

    Воскреснем ли когда от чужевластья мод? 

    Чтоб умный, бодрый наш народ 

    Хотя по языку нас не считал за немцев.» (слова Чацкого, действие III явление 22)

    Чацкий считает простой русский народ «умным и бодрым»:

    «Чтоб умный, бодрый наш народ…» (действие III явление 22)

    В высшем свете Чацкого считают сумасшедшим из-за его вольнодумства и либеральных взглядов:

    «Безумным вы меня прославили всем хором…» (слова Чацкого, действие IV явление 14)

    Александр Чацкий не любит «людскую толпу» и московское фамусовское общество.

    «И в многолюдстве я потерян, сам не свой. 

    Нет! недоволен я Москвой…» (действие III явление 22)

    В начале пьесы господин Чацкий возвращается в Москву после 3 лет «странствий по свету». Все эти годы он не писал Фамусовым и теперь нагрянул к ним, «как с облаков»:

    «Ну выкинул ты штуку! 

    Три года не писал двух слов! 

    И грянул вдруг, как с облаков.» (Фамусов о Чацком, действие I явление 9) 

    «Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2) 

    «Охота странствовать напала на него…» (Софья о Чацком, действие I явление 5)

    Несмотря на годы разлуки, Чацкий по-прежнему любит Софью и надеется на взаимность. По словам Чацкого, все эти три года он дышал и жил чувствами к Софье:

    «…Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,  

    Которые во мне ни даль не охладила,  

    Ни развлечения, ни перемена мест.  

    Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!» (Чацкий о своей любви, действие IV явление 14)

    Однако Софья за эти годы успела забыть о Чацком и увлеклась Молчалиным, который служит у ее отца:

    «И всё-таки я вас без памяти люблю…» (действие I явление 7)

    Узнав о том, что Софья влюблена в Молчалина, Чацкий разочаровывается в ней. Ему обидно, что он спешил и летел к Софье, а получил такую «награду». Чацкому неприятно, что возлюбленная предпочла ему посредственного Молчалина:

    «Слепец! я в ком искал награду всех трудов! 

    Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко. 

    Пред кем я давиче так страстно и так низко 

    Был расточитель нежных слов! 

    А вы! о боже мой! кого себе избрали? 

    Когда подумаю, кого вы предпочли! 

    Зачем меня надеждой завлекли?» (Чацкий о своем разочаровании, действие IV явление 14)

    Расставшись с Софьей и разочаровавшись в целом в московском обществе, Чацкий решает уехать из Москвы:

    «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. 

    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…» (действие IV явление 14)

    Критика о Чацком в комедии «Горе от ума»

    А. С. Пушкин:

    «Читал я Чацкого — много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен…»  (А. С. Пушкин — П. А. Вяземскому, 28 января 1825 г.)

    «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб…»  (А. С. Пушкин — А. А. Бестужеву, конец января 1825 г.) 

    «Из комедии явствует, что одно истинно жалкое и смешное лицо, из всех лиц, выводимых автором, есть Чацкий. <…> Чацкий жалок и смешон потому, что он влюблен в халду, которая не имеет никакой женской прелести, никакой девственной стыдливости. <…>  

    Чацкий жалок и смешон потому, что глупая любовь к Софии Павловне вовлекает его в ревность к Молчалину и Скалозубу, которых признает он ничтожнейшими людьми. <…> 

    Чацкий смешон и жалок потому, что глупая, безалаберная любовь приписала, закабалила его дому Фамусова с жильцами и посетителями его. Он декламирует пред ними на языке им не понятном. Впрочем, за исключением постыдных отношений Софии к Молчалину, в этом доме ничего нет особенно глупого и такого, что бы могло вывести из себя благоразумного и порядочного человека. <…>   

    И опять приходишь к заключению, что Чацкий при всем остроумии своем смешон и жалок: потому что ничего нет смешнее и жалче, как расточать удары свои на воздух. Мы из комедии видим, что Чацкий желчен и раздражителен, что он ругает всех и все, что только на глаза попадается. Но мы не видим, чего бы он хотел, и какого держится он исповедания по вопросам нравственным и общественным. Он негодует на низкопоклонство, на господство французского языка в русском обществе, на одежду. 

    Но эти жалобы, эти упреки не новы, они изношены и стерты до основы. <…> В воззрениях Чацкого ничего нет нового и оригинального…» (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)

    «Из всех лиц комедии Чацкий менее всех имеет положительной истины. Это не столько живой портрет, сколько идеальное создание Грибоедова, выпущенное им на сцену действительной жизни для того, чтоб быть органом его собственного образа мыслей и истолкователем смысла комедии. 

    Грибоедов дал ему светлый, возвышенный взгляд, пылкое, благородное чувство; но растворил его душу и язык желчью едкости, не достигающей до байроновской мизантропии и между тем возвышающейся над паркетным цинизмом Репетиловых…» (Н. И. Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.)

    «Чацкий воспитывался вместе с Софьей, потом, достигнув возраста самостоятельности, то есть восемнадцати лет, «съехал» от Фамусова, но жил в Москве и «редко посещал» его дом. За три года до начала действия, то есть в 1819—1820 годах, уехал из Москвы. <…> 

    Он вступил в кавалерию… <…>  Затем последовал «польский период» его жизни, к которому относится его «с министрами связь»… <…> Он, конечно, русский дворянин, но происхождение ведёт из Польши, как и сам Грибоедов. <…>  

    Больше всего споров с первых дней появления «Горя от ума» вызывает образ Чацкого. Идеи, им высказываемые, оказались сложным сплавом просветительских, романтических и философских течений. Но что бы герой ни говорил, драматург отнюдь не превращал его в нелепого декламатора, ведущего политические споры с гостями на балу, как это представилось Пушкину… или Гончарову… <…>  

    Отсутствие ясно выраженной политической программы в речах Чацкого делает его образ типичным и правдоподобным… …Кто же Чацкий — декабрист? насмешка над декабристами? Ни то ни другое! И по самой существенной причине: к весне 1824 года, когда пьеса была закончена, Грибоедов не знал ни одного члена тайных обществ. <…> Однако декабристы, их идеалы упомянуты автором, но очень своеобразным способом. <…>  

    Конфликт Чацкого с московским обществом отнюдь не так резок, как это представилось последующим эпохам. <…> Тот, кто рождён в московском обществе, кто имеет в нём родственников, пусть дальних, никогда не будет из него изгнан; тот, кто рождён вне его, никогда не будет в него принят.» (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Cемь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013)

    Это был цитатный образ и характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова: описание личности и характера героя, биография Александра Андреевича Чацкого в цитатах.Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»Скачать:

    Александр Андреевич Чацкий – дворянин, имеющийся в своем поместье около 400 крепостных. Он рано осиротел, поэтому большую часть воспитания прошло в доме друга отца, Фамусова. Как только Александр вошел в пору взросления, он стал жить самостоятельно. Ему захотелось познакомиться с жизнью света, и он уехал на 3 года из своего дома. В данной статье мы рассмотрим образ и характеристику Чацкого в комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

    Образование Чацкого

    Чацкий является членом Английского клуба, куда входили богатые и знатные представители дворянства. Он умен, что подтверждается его умением говорить красноречиво. Из слов героев комедии становится известно, что молодой человек знает иностранные языки, пытается сам писать:

    «Он славно пишет, переводит». Речи Чацкого так правильно сложены, что, кажется, он не говорит, а пишет. Передовые взгляды молодого человека не схожи с позициями представителей круга Фамусова. Именно знания и стремление к самосовершенствованию выделяют Александра Андреевича среди других героев произведения. Фамусов видит причину поведения Александра в образовании:

    «Ученье – вот чума,

    Ученость – вот причина…»

    Уходящее в прошлое дворянство готово закрыть школы, лицеи и гимназии, только чтобы Чацкие не появлялись на их пути.

    Противоречивость характера

    Грибоедов пытается приблизить ситуацию в доме помещика к реальности. Это объясняет то, что все герои произведения имеют положительные и отрицательные черты, как обычные люди. Чацкий не исключение.

    Ум и категоричность. Интеллект героя не мешает ему быть бестактным. Он не анализирует свои суждения, не боится высмеивать беззащитных. Они не могут ему ответить тем же, так как ограничены в умственных возможностях. Оправдывает поведение молодого дворянина только высказывания против безнравственности. Категоричными суждениями он пытается с ней бороться. Но, как умный человек, он мог бы понять, что говорит зря. Его высказывания не доходят до тех, к кому они направлены. Временами он просто сотрясает воздух. Создается впечатление, что это разговор с самим собой. Именно это качество не понравилось А.Пушкину. Он считает: метать бисер перед Репетиловыми – не дело умных людей.

    Любовь и страсть. Другое противоречие – это чувства героя. Он влюблен в девушку, которая выбрала другого. Причем их сложно даже просто сравнивать. Любовь сделала Чацкого слепцом. Страсть и желание узнать, кому его предпочли, сравняла его со смешными персонажами комедийного бала. Хочется, чтобы герой ушел со сцены с гордо поднято головой, а он просто бежит подальше от тех, кто пустили про него клевету и развели сплетни.

    Свободолюбие героя

    Чацкий мыслит свободно и не придерживается правил, навязываемых ему старшим поколением. Именно речи пугают Фамусова. Старый помещик включает его в число якобинцев и карбонариев. Ему не понятны идеи Чацкого. Вольномыслие вызывает страх и опасение. Свободолюбие привело молодого человека к непонятному для стариков пути. Привычными для века были две карьерные линии:

    Чацкий не стал ни тем, ни другим. Он не принял законов службы, где следовало подчиняться установленным правилам. Служба сковывала чувственного человека, мешала его развитию. Роль чиновника не подошла к Чацкому. Сидеть за рутиной, бумагами не давала возможности заниматься творчеством, исканиями. Александр пытается найти себя в научной деятельности или на нише литературного творчества:

    «В науки вперил ум…».

    «В душе …жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».

    Не интересуют его ни должность среди чиновников, ни повышения в рангах воинской службы и чины штатских.

    Правдолюбие – основная черта характера. Герой везде добирается до истины, какой бы она ни была. Именно свобода мыслей, либерализм позволили вести его в разряд сумасшедших.

    Слабости Чацкого

    Александр Андреевич, тонко подмечая особенности характера и поведения людей, легко подкалывает и высмеивает их пороки и слабости. Он не пытается словами обидеть или унизить собеседников. Его колкости не все понимают. Большую часть своих суждений он направляет против глупых и ограниченных в интеллекте людей. Он поднимет на смех, выставит шутом так, что высмеиваемый может и не понять, за что над ним потешаются. Другие слабости молодого помещика:

    Резкость суждений. Злится – интонация меняется:

    «грозный взгляд, и резкий тон».

    Гордость. Чацкий не принимает неуважения к себе:

    «…все вы гордецы!».

    Искренность. Александр не хочет хитрить, не желает притворяться. Он изменяет себе только из-за любви к Софии:

    «Раз в жизни притворюсь».

    Чувствительность. Качество героя отличает его от всех гостей в доме Фамусова. Он единственный переживает за девушку, не верит в ее изменения, любовь к ничтожному Молчалину, без принципов и моральных устоев.

    Патриотизм Чацкого

    Через героя Грибоедов передал свое мировоззрение. Он не может изменить раболепство русских людей. Его удивляет преклонение перед всем иностранным. Автор высмеивает такие стремления помещиков: учителя-иностранцы, одежды, танцы, игры и увлечения. Он уверен, что у русского народа должны быть свои учителя. Особое отношение у героя к языку. Ему не нравится, что из русской речи сделали смесь «французского с нижегородским». Он слышит красоту русской речи, ее необычность и напевность. Поэтому в речи много народных слов: давеча, пуще, чай. Он легко вставляет в речь пословицы и поговорки, уважает литературу. Чацкий цитирует классику, но показывает, что иностранные слова должны присутствовать в речи образованного человека, но только там, где им есть место.

    Александр Андреевич, как и вся передовая часть общества, любит русских, ценит народ таким, какой есть:

    «…умный, бодрый наш народ». Но всех людей герой делит на части: толпа, фамусовское окружение и новые люди. Последние живут по законам полезных связей. Они посещают вечера, гуляют по мероприятиям в течение недели, чтобы ублажать тех, от кого может зависеть их положение в обществе. Они готовы на унижения: «упал вдругоряд, уж нарочно». Чацкий призывает изменить образ жизни, уйти от консерватизма и старого уклада. Но его мысли воспринимаются как сумасшествие.

    Другие материалы по комедии «Горе от ума»:

    Краткое содержание

    Образ и характеристика Молчалина

    Образ и характеристика Фамусова

    Образ и характеристика Софьи

    Крылатые выражения

    История создания комедии

    Добавить в избранное

    Чацкий – центральный персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Данный образ неоднозначен: с одной стороны, он выражает мысли самого автора, с другой стороны, герой резок и во многих моментах нагл.

    Биография

    В ходе повествования читатель узнает, что Александр Андреевич Чацкий рано осиротел, вследствие чего оказался в доме друга отца Фамусова, где он воспитывался и рос вместе с дочерью Павла Афанасьевича Софьей.

    Главный герой отправился за границу, чтобы получить достойное образование. В доме Фамусовых он не появлялся три года. Приезд Чацкого становится началом сюжетной линии «Горе от ума».

    Взгляды на жизнь

    Чацкий – настоящий патриот. Находясь за рубежом, он скучал по стране: «И дым Отечества нам сладок и приятен». Вернувшись на Родину, Чацкий видит нравственное падение общества. Он не поддерживает жизненные принципы старшего поколения, привыкшего жить, думая лишь о деньгах и положении в обществе. Главный герой комедии вступает в конфликт с представителями «века минувшего», потому что ему небезразлична судьба той страны, в которой он живет. Чацкий стремится исправить недостатки общества, в котором царит внимание к богатству и чинам.

    Если для фамусовского общества преклоняться перед людьми, которые находятся выше них по карьерной лестнице, нормально, то Чацкий не согласен с этой позицией. Максим Петрович, который для «века минувшего» является своеобразным идеалом продвижения по социальной лестнице, воспринимается Чацким как шут.

    Автор комедии демонстрирует, что человек, который отличается от окружающих свободолюбием, образованностью и желанием жить в соответствии с честью и достоинством, а не в соответствии с материальным состоянием и положением в обществе, оказывается никем не понятым. Чацкий остается одиноким в своих начинаниях, все находящиеся в доме Фамусова принимают главного героя за сумасшедшего. Мировоззрение Чацкого, который хочет донести до людей, что нужно отойти от старых предрассудков, воспринимается как бред умалишенного человека.

    Неоднозначность образа

    Комедия А. С. Грибоедова носит в себе реалистические черты, которые проявляются в сочетании положительных и отрицательных черт персонажей. Анализ героя, вступившего в конфликт с «веком минувшим», позволяет сказать о противоречивости Чацкого.

    Главный герой, как и все фамусовское общество, резок в своих суждениях. Чацкий часто не контролирует все те слова, которые адресует своим противникам. На протяжении всего повествования возлюбленная Чацкого Софья критикует его за то, что его слова колки и резки. Героиня отмечает вспыльчивость характера Чацкого.

    Данная статья, которая поможет написать сочинение «Чацкий», рассмотрит биографию главного героя комедии А. С. Грибоедова и его взгляды на жизнь, а также продемонстрирует неоднозначность образа Чацкого.

    Полезные ссылки

    Посмотрите, что у нас есть еще:

    Тест по произведению

    1. Вопрос 1 из 15

      В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>

      • <label>В 17 веке;</label>
      • <label>В 18 веке;</label>
      • <label>В 19 веке;</label>
      • <label>В 20 веке.</label>

    (новая вкладка)

    Характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова помогает раскрыть особенности конфликта, а также помогает раскрыть идейное содержание произведения. Предлагаем вариант анализа образа главного героя «Горя от ума» в соответствии с планом характеристики Чацкого: биография, характер, мировоззрение. Этот материал поможет при подготовке к уроку литературы в 9 классе.

    +

    План

    1. Биографические сведения
    2. Характер
    3. Мировоззрение
    • Полезные ссылки
    • Тест по произведению

    Биографические сведения

    Александр Андреевич Чацкий в молодости вследствие смерти своего отца оказывается в доме знатного человека Фамусова, где он растет вместе с дочерью владельца дома Софьей. После того как Чацкий уезжает за границу, чтобы получить образование, он возвращается на Родину и приезжает в дом к Фамусовым, чтобы увидеться с Софьей, в которую влюблен.

    Характер

    То, что герой стремится как можно раньше увидеть свою возлюбленную, говорит об искренности его чувств. В отличие от большинства представителей фамусовского общества, Чацкий обладает способностью любить. Главный герой добр и приветлив к Софье и поистине не понимает, почему она холодна к нему.

    Ум – это главный отличительный признак Чацкого. Герой очень образован. Однако название комедии А. С. Грибоедова уже показывает конфликт произведения: справедливому и честному Чацкому приносит горе собственный ум. В финале произведения демонстрируется, что главного героя люди, посетившие дом Фамусова, воспринимают как сумасшедшего. Происходит это из-за взглядов Чацкого на жизнь.

    Мировоззрение

    Центральный персонаж вступает в своеобразную полемику с представителями «века минувшего». Он становится противником общества, где главными ценностями являются деньги, чины и социальный статус. Являясь патриотом, Чацкий отказывается «прислуживаться» конкретным людям. Герой хочет служить, но только в соответствии с честью и достоинством. Его принцип заключен в «служении делу, а не лицам».

    Чацкий не понимает Фамусова, Молчалина, Максима Петровича, которые готовы льстить другим людям, чтобы достичь определенного статуса. Чацкий считает, что такие люди не могут являться настоящими судьями человеческих жизней.

    Центральный персонаж выступает против старых предрассудков, пытаясь донести до окружающих, что нравственные качества человека намного важнее его положения в обществе. Чацкий борется за свободу от различных стереотипов прошлого.

    Однако следует отметить, что поведение Чацкого отличается резкостью и импульсивностью, что говорит о неоднозначности данного образа. Колкие и едкие суждения относительно «века минувшего» становятся причиной непонимания Чацкого обществом.

    Критика по поводу образа Александра Андреевича разнообразна: если А. С. Пушкин не увидел у Чацкого истинного ума, то И. А. Гончаров отметил, что «речь его кипит умом».

    Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума»», рассмотрит биографические сведения из жизни главного героя произведения А. С. Грибоедова, характер персонажа и его мировоззрение.

    Полезные ссылки

    Посмотрите, что у нас есть еще:

    Тест по произведению

    1. Вопрос 1 из 15

      В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>

      • <label>В 17 веке;</label>
      • <label>В 18 веке;</label>
      • <label>В 19 веке;</label>
      • <label>В 20 веке.</label>

    (новая вкладка)Используемые источники:

    • https://blmb.ru/xarakteristika-chackogo/
    • https://www.literaturus.ru/2015/08/chackij-harakteristika-gore-ot-uma-griboedov.html
    • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1161-obraz-i-harakteristika-chackogo.html
    • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/harakteristika-chatskogo.html
    • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/harakteristika-chatskogo-po-planu.html

  • Цитаты героев из рассказа горе от ума
  • Цитаты из книги тринадцатая сказка
  • Цитаты из бедной лизы карамзина для сочинения
  • Цитаты из гранатового браслета для сочинения
  • Цитатный план страшный рассказ чарушин