Цитатный план рассказа золотой петух

Тема урока: рассказ а.и. куприна золотой петухцели урока: осознание идейного содержания, построения и системы образов рассказа куприна золотой петух, обучение

Тема
урока:
 Рассказ А.И. Куприна «Золотой петух»

Цели
урока
:
осознание идейного содержания, построения и системы образов рассказа Куприна
«Золотой петух», обучение анализу прозаического произведения, формирование
духовных ценностей, чуткости, видения прекрасного в обыденном через восприятие
произведения.

Дата: 24.02.2020г.

 обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение
понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

— развивающие: развивать внимание, логику рассуждения.

— воспитательные: прививать
интерес к литературе, формировать нравственные качества.

Предметные
результаты:
 знакомство с биографией
А.И.Куприна; умение выразительно читать художественный текст, понимать
композиционный план литературного произведения, применять навык анализа эпического
произведения; расширение  теоретико-литературных представлений; понимание
образной природы литературы как явления словесного искусства.

Метапредметные
 результаты: 
смысловое чтение;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение работать
индивидуально и в группе; способность участвовать в речевом общении, соблюдая
нормы речевого этикета.

Личностные
результаты: 
воспитание интереса к предмету
через  разнообразные виды работы; ориентация в системе моральных норм и
ценностей.

           
1.Познакомить с основными этапами биографии А.И.Куприна.

2.Давать устный  ответ  на вопрос
по тексту произведения.

3.Передавать в сжатой форме содержание
эпического произведения.

4.Развивать умение выразительного чтения,
логического мышления, устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 Организационный момент. Этап мотивации.

Организация
обучающихся,  включение в деятельность на личностном уровне.

Учитель предлагает учащимся прослушать аудиозаписи с
пением  различных птиц: дятел, кукушка, несколько видов петухов, синица.

(слайд 1 — прослушивание мелодии)

После прослушивания задаёт вопросы:

-Заворожила ли вас эта мелодия?

-Пение каких птиц вам удалось услышать на записи?

-Часто ли вы слышите эти звуки  на улице?

-Когда поют петухи обычно?

-Слышали ли вы пение петуха?

 В нашей жизни  много обыденных мелодий,
окружающих нас, но почему-то не каждый человек может увидеть красоту в
обычном..

А кого вдохновило пение петуха?

Верно, дома вы ознакомились с произведением А.И.
Куприна «Золотой петух»

Включение в деловой ритм урока.

(слайд 2)

Учитель цитирует Роберта Бернса:

 «Чтение хороших книг — это разговор с самыми
лучшими людьми прошедших времен, и при том такой разговор, когда они сообщают
нам только лучшие свои мысли… о добре и зле, о любви и преданности, о вере и
безверии, о милосердии и справедливости…»

Учащиеся
прослушивают аудиозапись

— Нам
удалось услышать дятла, кукушку, петухов


сожалению, нет.

-Обычно петухи поют рано утром, предвещая восход
солнца.

Александра
Куприна

Целеполагание

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний учащихся.

Повторение
изученного материала

У вас на столах смайлы, выскажите свое отношение к
рассказу.

Вопросы:

Назовите героев.

Что произвело на вас самое сильное впечатление в
рассказе?

 Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт разговор на
нашем уроке?  

— Какие рассказы вы читали, в которых мелодия
становится одним из главных героев? Приведите примеры.

— Итак, сегодня мы обсудим  замечательный рассказ Александра
Ивановича Куприна «Золотой петух». (слайд 3)

-Оформление записей в тетради (слайд4)

Как вы думаете, почему Куприн написал поэму о петухе?
Что вдохновило его?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, мы должны знать как
жил Александр Иванович

 Разговор пойдёт о петухе и о его песне.

Учащиеся записывают в тетрадях число, классная работа и
тема урока.

Учащиеся
не знаю ответа, но высказывают предположения.

1) Познавательные:

-общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

— анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

— контроль и оценка прогнозирования (при анализе
учебного действия).

Извлечение необходимой информации из текста

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью

Постановка учебной задачи.

Учитель
дал некоторым учащимся предварительное задание:

1)      Портрет
Куприна – кадета

2)     
Название
и адрес музея в Наровчате

3)     
Список
дат (26 августа 1870, 1917 и др)

4)      Название
произведения «Золотой петух»

Связать полученные сведения с биографией
А.И. Куприна

Несколько
заранее подготовленные учащиеся рассказывают о биографии Куприна.

1) Регулятивные:

— целеполагание как постановка учебной задачи,

— планирование,

— прогнозирование.

2) Познавательные:

— умение структурировать знания, постановка и
формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые
высказывания.

 Изучение нового материала

Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В
нем писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой
радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюбленности в жизнь.

-Как вы думаете, какие слова будут ключевыми на нашем
уроке? 

На слайде
записаны слова
: пение петуха, утро,
музыка, солнце,чудо,  школа.

— Каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна
«Золотой Петух»?

— Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее
яркими?

— Где происходят события, описанные в рассказе?

— Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются
чувства писателя, живущего вдали от родины.

 А сейчас давайте обратимся к отрывку на стр. 49 и
выразительно прочтем его.

— Какое слово, прозвучавшее в данном эпизоде, передаёт
впечатление, испытанное рассказчиком при виде картины пробуждающейся природы?

— Как передано в рассказе звучание петушиного пения?

— Какие музыкальные термины звучат в тексте?

— Ключевыми словами на нашем уроке будут
слова: петух, утро, музыка, солнце, чудо.

Рассказ проникнут чувства ми тоски по родине
и любви к жизни. События происходят на даче писателя.

Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я знаю
силу и пронзительность петушиного крика…» до слов «…победоносный крик
петуха». (стр. 50)

Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я
тогда проснулся ещё до рассвета…» до слов «…от которых, казалось, дрожала
каждая частица воздуха».

-Писатель испытал удивление.

Выразительное чтение от слов «И теперь, в этот
стыдливый час…» до слов «…сияющим взглядом его лучезарных глаз». (стр 50-51)

Развитие аналитических способностей:
выявление основных понятий  темы с последующим их сравнением — работа с
текстами

Лексическая
работа

Найдите
в тексте слова, которые вызывают у вас затруднения в понимании текста.

Найдите
значения этих слов в словаре.

Пианиссимо, фуга.

Работа со словарём. Пианиссимо — чрезвычайно тихое звучание, один из оттенков динамики в музыке.

Фуга — музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической
музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в
соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде,
тему — короткую мелодию, проходящую через всю фугу.

Физминутка

Дать учащимся возможность отдохнуть, сменить деятельность.

Ах ты, Петя — простота

Ах ты, Петя — простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

Петя, Петя — петушок!

Что ты раненько встаешь?!

Детям спать не даешь. (Дети
кладут голову на парту, имитируют сон.)

Чтобы нам совсем проснуться

Нужно потянуться! (Делают
несколько упражнений.)

Выполняют
физические упражнения Выполняют физические упражнения для снятия усталости

Работа в
группах

— В каждой группе на партах лежат листочки с заданием.
Ваша задача- посовещаться и дать ответ.

Задания на листочках:

1 группа: составить словарь звуков

2 группа: составить словарь цвета

Используя словарь цвета и звуков можем ли мы по
аналогии используя приём «словесного рисования» описать любую другую птицу?

 Свист дрозда; мощный и звонкий; звуки
изумительной чистоты, красоты и звонкости; петушиный крика; паровозный
свисток; земными звуками, свистки; победоносный крик петуха; торжествующих
прекрасно-яростных звуков; песня сотен тысяч восторженных петушиных голосов.
полнозвучно льется мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do;
звонкий певучий вал; непостижимая фуга; восклицания радости; кричали
металлическими голосами восторженные легионы; отдаленными восклицаниями
радости; нежнейшее пианиссимо; хриплый басок.

золотые и серебряные трубы; пурпурно-золотого; золотой
огонь; золотыми трубами; бледного розового; розово-золотым; зеленые и голубые
отливы его доспехов вороненой стали;: красные, черные и белые

Устно
пробуют описывать птиц

Коммуникативные:
развитие умений слушать собеседников, принимать совместные решения

Итог
урока

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка
результатов деятельности своей и всего класса.

Чтобы
подвести итог урока и выразить своё отношение к уроку составьте синквейн о
петухе

Учитель
оценивает работу учащихся. Выставляет отметки.

Учащиеся
составляют синквейн и несколько человек зачитывают свои работы. Синквейны
прикрепляют на стенд.

Домашнее
задание

Учитель
предлагает домашнее задание по выбору:

  1. Составить кроссворд о произведении
    «Золотой петух»
  2. Найти музыку, которая подойдет под
    произведение «Золотой петух»
  3. Найти интересные факты о жизни
    Куприна

Получают
отметки, записывают домашнее задание

Конспект урока смыслового чтения на тему «Рассказ А. И. Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа».

Предмет: литература

Класс: 5

Учитель: Удальцова Л.Б.

УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

  • Тип урока: художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.
  • Цели:
  • – выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе;
  • – формирование навыков лексической работы, работы с учебником;
  • – воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа.

Задачи: – обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.- развивающие: развивать внимание, логику рассуждения.

  1. – воспитательные: прививать интерес к литературе, формировать нравственные качества.
  2. Планируемые результаты
  3. Личностные: формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; прославление природы, неисчерпаемая влюбленность в жизнь, ощущение праздника, величия происходящего, осознание бесконечности обновляющейся жизни; : воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы; ориентация в системе моральных норм и ценностей.
  4. Метапредметные:
  5. – смысловое чтение; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; умение осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении
  6. Предметные:
  7. -умение отвечать на вопросы по прослушанному илипрочитанному тексту; понимать композиционный план литературного произведения, применять навык анализа эпического произведения; расширение теоретико-литературных представлений( владение литературоведческими терминами«рассказ») .
  8. ХОД РОКА

I. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Наш урок хочу начать вот с такой фотографии. .(СЛАЙД 1)

II. Актуализация знаний. Ориентиры предвосхищения.

– Посмотрите на неё. Какие слова-ассоциации возникают у вас при взгляде на неё?

Утро деревня рассвет солнце тишина и т.д. (СЛАЙД 2)

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Можете предположить?

  • (Ответы учащихся).
  • -А если добавить слова:
  • Пение хор нота фуга пианиссимо (СЛАЙД 3)
  • -О чём тогда пойдёт речь?

Ответы учащихся (о музыке). О какой музыке пойдёт речь?

СЛАЙД 4 (аудиозапись-петушиное пение)

-Как же связать эти два ряда слов?(необычные сочетания)

-А теперь посмотрите на название рассказа А.Куприна «Золотой петух». ( СЛАЙД 5)

– О чём будет рассказ А.Куприна, с жизнью и творчеством которого вы познакомились на прошлом уроке?

Предположения детей.

-Тогда послушайте начало рассказа Куприна.

« Не могу точно сказать, когда случилось это чудо…

Я тогда проснулся ещё до света, проснулся как- то внезапно, без мутного перехода от сна к яви, с чувством лёгкой свежести и со сладкой уверен­ностью, что там, за окнами, под открытым небом, в нежной ясности занимающегося утра происходит какое-то простое и прелестное чудо….»

-Ваши предположения о том, что будет дальше? Что же это за чудо? Как соотносятся между собой эти три ряда слов? ( СЛАЙД 6)

Ответы детей.

(Возможно, это рассказ о том, каким увидел раннее утро писатель и в чём необычость его восприятия утреней картины пробуждающейся природы).

-Чтобы подтвердить ваши предположения, давайте познакомимся с рассказом А.И.Куприна «Золотой петух». Итак, тема нашего урока

РАССКАЗ А.КУПРИНА «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ». ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА.

-Определите цель урока.

Цель урока: чтение и анализ рассказа А.Куприна «Золотой петух» . СЛАЙД 7

  1. Задачи: СЛАЙД 8
  2. Познакомиться с содержанием рассказа
  3. Выяснить значение незнакомых слов
  4. Выяснить тему и основную мысль произведения
  5. Выявить, какие художественно-изобразительные средства используются в рассказе
  6. Оценить свою работу.

Прежде чем мы будем читать рассказ, обратите внимание на мини-словарики (см. Приложение 1), которые лежат у вас на партах. В них вы можете найти значение непонятных вам слов.

III. Чтение текста учителем

IV. Анализ текста.

-Какое впечатление произвёл рассказ? Что же это за чудо? В чём необычность восприятия увиденного рассказчиком?

Необычно восприятие рассказчиком петушиного пения утром, необычны чувства автора, необычны образы героев.

Ребята, цель нашего урока – чтение и анализ рассказа. Поэтому давайте разделимся на группы, и каждая группа получает задание.

V. Работа в группах. Раздаются листочки с текстами(см. Приложение 2)

  • Инструктаж групп.
  • VI. Отчёт групп
  • Слово учителя.

Откуда такое восприятие? Только потому, что Куприн обладал поэтической натурой? Где происходят события?

– В конце 1919 года Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине. Чужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у отца горькую тоску по далекой России.

Восхищаясь французским пейзажем, писатель вспоминает черты родной русской природы.

В 1923 г. появился рассказ «Золотой Петух».

В нем писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюбленности в жизнь.

-Чудесна и одухотворена природа вокруг. Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры создают картину, наполненную жизнью. А жизнь- это солнце, тепло, любовь ко всему живому. И вот таким даром любви и обладал А.И.Куприн – даром любить, восхищаться прекрасным вокруг себя.

-Итак, о чём рассказ «Золотой петух? .Тема? Основная мысль?

Тема: красота мира природы

Основная мысль: автор восхищается красотой природы, величием и гармонией мира.

VII. Проверка понимания содержания текста.

– Понять идею произведения нам помогает его композиция. Поработайте в парах. Вам надо восстановить цитатный план в правильной последовательности. Проверка ( СЛАЙД 9)

-Вернёмся к началу урока. Совпали ваши ожидания перед чтением текста? Смысл заглавия рассказа: «Золотой петух» -это солнце, без которого жизнь на земле невозможна.(СЛАЙД 10)

-Мы сейчас структурируем содержание рассказа в виде солнца.( на магнитной доске). Первый круг – это композиция (цитатный план.) Второй полукруг – тема произведения. Третий полукруг – основная мысль. А художественно-выразительные средства и чувства автора– это лучики солнца (работа 1и 2 группы)

Создание солнышка.

Анализ произведения «Золотой петух» (А. Куприн)

VIII . Итоги урока.

Мы достигли цели урока?

Задачи все выполнили?

IX.Рефлексия.

Ребята, вам понравился сегодняшний урок? С каким настроением вы уйдёте с урока?

Поднимите руки-лучики верх, если урок вам понравился.

Все работали хорошо. Мне было очень приятно с вами работать. Особенно хочу отметить работу…

Домашнее задание:Напишите отзыв- впечатление об услышанном или увиденном вами в удивительном мире природы.

Приложение 1

Мини-словарик к рассказу А.И.Куприна «Золотой петух»

Легион

1. В Древнем Риме: крупная войсковая единица. Легион состоял из 5 тыс. пехотинцев и нескольких сотен всадников.

2. Название особых воинских частей в некоторых странах. Иностранный л.

Когорта

1. В Древнем Риме: отряд войска, десятая часть легиона.Одно из подразделений римского легиона со времен Мария, который усилил легион до 6000 человек и разделил его на 10 когорт

Пианиссимонареч. (спец.).

Очень тихо, тише, чем пиано.

Пианиссимо – чрезвычайно тихое звучание, один из оттенков динамики в музыке.

Фуга

Сочинение по рассказу Золотой петух Куприна

Наверно, каждый, когда-нибудь читал такое интересное, и по своей сути уникальное своими красочными эпитетами проведение, которое называется «Золотой петух» великого писателя, написавшего множество произведений. Но интересен рассказ не только этим, а также своей историей.

Шла бурная Гражданская война. Так как Александр Иванович находился на стороне Белых, поэтому ему не удалось остаться на Родине. Но вдохновение он нашел не в этом. Красоты французского города Виль-д’Аврэ и подтолкнули на написание данной истории. Так, с помощью литературы творец нашел спасение от всех тягот жизни.

Что же хотел донести автор с помощью произведения? Прежде всего Куприн восхищается утренней природой, а помогают ему в этом великолепные эпитеты.

Нельзя не процитировать его собственные слова: «В еще холодном воздухе стояли наивные ароматы трав, листьев, коры, земли…» Но не только этим вооружился автор для «Золотого петуха».

Вторая основная мысль — это непонимание со стороны равнодушного человека к величественной природе. Но в тот же момент рассказчик любуется «живой» натуре, воспевая её красоты…

Именно в основных мыслях заключается суть рассказа. Во-первых, яркая колоритность, необычайно красивая к утру. Ну а во-вторых, отношения между фауной и человеком. Их сходства, различия. Именно ее олицетворяет главный персонаж рассказа «Золотой петух», или если быть точнее согласно тексту, «огромный лоншанский петух».

Но автор представляет его как птицу Феникс, полную своими мифами, которая сжигает и снова величественно и с надеждой возрождается. И вот вечер. Смолки земные петухи. Рассказчик улавливает тончайшее пианиссимо, можно с уверенностью сказать, становиться частью природы, её целым. Человек всегда пытался понять ее натуру.

Анализируя стилистику написания композиции, а также средства олицетворения, надо подчеркнуть, что автор выражает все простым для читателя языком, с помощью красивым и приятных для слуха эпитетов, и олицетворений. Куприну удалось ярко и выразительно описать утренний восторг и восхищение музыкой петуха, а реалистичность дают рассказу четкое и реалистичное описание – рассуждение.

Итак, подытоживая данное сочинение хотелось бы упомянуть критическую точку рассказа, раскрывающую суть только в конце: ««Я знаю сам, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более.

Мое сухое сердце не вместит неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога». Эта суть всего рассказа – человеку не дано понять, что чувствуют существа природы, близкие ей.

Ну а вообще всегда приятно выйти на улицу, вдохнуть свежий воздух и услышав пронзительную музыку петуха думать: «А ведь это Золотой петух!»

`

По рассказу Золотой петух

Популярные сочинения

  • Зимний пейзаж – сочинение
    На улице январь. Небо чистое, голубое. Солнышко ярко светит, но плохо греет. Жгучий мороз щиплет нос и щеки, без рукавичек и шарфа на прогулку не выйдешь! Вздохнешь глубоко, и тут же в воздухе
  • Анализ сказки О рыбаке и рыбке Пушкина
    Сказка А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке – это кладезь народной мудрости. Она представляет интерес и для взрослой, и для детской аудитории. В ней образно представлены такие понятия, как человеческая мораль
  • Анализ рассказа Деревня Бунина
    Произведение И. А. Бунина рождалось в самом начале революционного времени. Оно вобрало в себя волнения народа, встретившегося лицом к лицу с неизвестностью

Анализ рассказа «Золотой петух» (А.И. Куприн)

  • Краткие содержания
  • Куприн
  • Золотой петух

Рассказчик просыпается недалеко от Парижа, в окрестностях. Он находится в бодром расположении духа. Словно ожидая какого-то обыкновенного чуда, распахивает окно и присаживается на подоконник.

Утро по истине чудесное. В воздухе веет травой и растениями, а туман еще не успел рассеяться до конца. Со всех концов обычно доносится утренняя мелодия дроздов и скворцов, пробуждающая все живое, но только не в этот раз.

Вместо привычного птичьего напева слышатся доселе неведанные, мощные звуки.

Спустя время становится понятно – это петушиные крики. Они пронзают все струнки души, оставляя рассказчика под глубоким впечатлением от этого действа. Именно такими звуками, по его мнению, в Древнем Риме победоносная армия цезаря встречала своего императора.

Солнце поднимается из-за горизонта, этот Великий Золотой Петух озаряет и пронзает все вокруг, изменяя окрас из бледно-розового в ярко-оранжевый цвет.

Это настолько поражает разум повествователя, что мысли сбиваются с толку и непонятно, лучи солнца звенят золотыми трубами, или гимн петуха сверкает солнечными лучами. Рассказчик размышляет о чуде рассвета.

Спустя некоторое время, петухи начинают замолкать, вот уже и самый последний закончил свое солнцепоклонное пение.

Впечатленный этой восхитительной петушиной музыкой, рассказчик чуть позже полудня оказывается в одном из сельских домов, во дворе которого, в лучах яркого солнца, стоит огромных размеров лоншанский петух. Подойдя поближе, можно заметить, как его перья переливаются разными красками, словно доспехи.

Нагнувшись к этому красавцу, повествователь осмеливается поинтересоваться у этого гордого, величественного создания, не он ли сегодня на рассвете так прекрасно практиковался в пении.

Нехотя повернув голову в сторону нежданного гостя, петух, недовольно, с призрением бормочет себе под нос что-то больше похожее на: «Какое вам до этого дело?»

В душе у рассказчика ни капли обиды, лишь некое удивление. Ведь для него прекрасно понятно, что он всего лишь человек – слабое, жалкое существо, которое не способно вместить в своем сердце весь безумный восторг петуха, воспевающего своего священного, солнечного бога. Но ведь это не значит, что повествователь не может тоже по-своему быть влюблен в это прекрасное, лучезарное светило?

Рассказ учит быть более чутким и внимательным к окружающему нас миру, ведь иногда самое удивительное и замечательное можно найти в обыденных вещах.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания

Рассказ «Золотой петух» – одно из произведений, написанных А.И. Куприным за рубежом.

Выступая за Белую армию во времена Гражданской войны, писатель не смог оставаться на Родине после поражения своей стороны. Эмиграция далась ему тяжело, как и многим его соратникам: людям было сложно найти достойную работу и адаптироваться в новых условиях.

Куприн жил в Финляндии, а затем и во Франции. Именно здесь в 1923 году, будучи очарованным красотами живописного Виль-д’Аврэ, он написал рассказ «Золотой петух». Литература давала ему стимул бороться с судьбой и преодолевать трудности. Он не прекращал работать, хоть и не знал порой, удастся ли опубликовать его труды.

История написания

Автор написал произведение за границей. Во время происходящей Гражданской войны Куприну, выступая на стороне Белых, не удалось остаться на Родине.

Эмигрантам в те времена было тяжело: адаптация в непривычной военной среде и поиск достойной работы были не легки. Очарование красот французского Виль-д’Аврэ в 1923 году и подтолкнуло автора на работу над повествованием «Золотой Петух».

Благодаря литературе он преодолевал все сложности судьбы. Он постоянно писал, хотя и не мог знать точно, будут ли опубликованы его труды.

Композиция и конфликт

Как такого конфликта в рассказе нет. Это обусловлено тем, что произведение представляет собой восхищение красотой и величественностью природы – от крика петуха и до аромата трав.

Однако уловить критическую точку всё же можно, но лишь в конце рассказа:

«Я знаю сам, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более. Мое сухое сердце не вместит неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога».

В этом заключается следующая главная мысль писателя в рассказе «Золотой петух»: человеку не дано понять то, что чувствуют существа, всё ещё близкие природе. Люди всё дальше уходят от первозданной неделимости с природой, теряя ощущение беспричинной радости и восторга от красоты мира.

Рассказ «Золотой петух» интересен с точки зрения своей композиции: начиная с описания утра – неспешного и умиротворённого – писатель переходит к динамичности крика петуха. «Сила и пронзительность петушиного крика» придают живости всему повествованию.

Куприн будто наращивает интенсивность действия, подходя к финалу произведения. Он рассуждает о масштабах утреннего крика петухов, о распространённости этого явления, о том, что вовлечено в этот процесс.

И лишь появление солнца прерывает поток размышлений:

«Вот и солнце. Еще никогда никто — ни человек, ни зверь, ни птица — не сумел уловить момента, когда оно появляется, и подметить секунды, когда все в мире становится из бледного розового — розово-золотым, золотым. Вот уже золотой огонь пронизал все: и небо, и воздух, и землю».

Рассуждая о солнце и его связи с петушиным хором, Куприн приходит к финалу, где человек тревожит петуха, оставаясь в итоге наедине со своими мыслями о произошедшем.

Александр Куприн — Золотой петух

Золотой петух

* * *

  Сочинение про Очумелова из рассказа Хамелеон

Не могу точно сказать, когда случилось это чудо. Во всяком случае, – если не в день летнего солнцестояния, 21 июня, то очень близко к нему. А происходило оно на даче, в Виль-д’Аврэ, в десяти километрах от Парижа.

Я тогда проснулся еще до света, проснулся как-то внезапно, без мутного перехода от сна к яви, с чувством легкой свежести и со сладкой уверенностью, что там, за окнами, под открытым небом, в нежной ясности занимающегося утра происходит какое-то простое и прелестное чудо. Так, иногда меня ласково пробуждали до зари – веселая песня скворца или дерзкий, но мелодичный свист черного дрозда.

Я распахнул окно и сел на подоконник. В еще холодном воздухе стояли наивные ароматы трав, листьев, коры, земли. В темных паникадилах каштанов еще путались застрявшие ночью, как тончайшая кисея, обрывки ночного тумана. Но деревья уже проснулись и поеживались, открывая радостно и лениво миллионы своих глаз: разве деревья не видят и не слышат?

Но веселый болтун-скворец и беззаботный свистун-дрозд молчали в это утро. Может быть, они так же, как и я, внимательно, с удивлением, прислушивались к тем странным, непонятным, никогда доселе мною не слыханным звукам – мощным и звонким, – от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха.

Я не вдруг понял, что это пели петухи. Прошло много секунд, пока я об этом догадался. Мне казалось, что по всей земле трубят золотые и серебряные трубы, посылая ввысь звуки изумительной чистоты, красоты и звонкости.

Анализ произведения «Золотой петух» (А. Куприн)

Рассказ создан А. И. Куприным под эмоциями от французской природы. Лирика, составляющая рассказ, указывает читателю на то, что даже обыкновенные вещи могут быть прекрасными и увлекательными. Об этом рассказе и пойдёт речь в статье.

История написания

Автор написал произведение за границей. Во время происходящей Гражданской войны Куприну, выступая на стороне Белых, не удалось остаться на Родине.

Эмигрантам в те времена было тяжело: адаптация в непривычной военной среде и поиск достойной работы были не легки. Очарование красот французского Виль-д’Аврэ в 1923 году и подтолкнуло автора на работу над повествованием «Золотой Петух».

Благодаря литературе он преодолевал все сложности судьбы. Он постоянно писал, хотя и не мог знать точно, будут ли опубликованы его труды.

Стилистика золотого петуха

Рассказ содержит эмоции самого рассказчика, лирические зарисовки и наполнен сравнением и описанием.  Важное значение Куприн придает процессам внутри окружающего мира и описанием красоты природы. Реалистичность направлению придаёт детальное и четкое описание  обычного утра.

Основная идея и направление

Автор восхищается величественностью и могуществом природы – от аромата трав до петушиного крика, что обуславливает отсутствие конфликта в повествовании.  Но в конце повествования всё-таки можно уловить критическую нотку. Рассказчик критикует себя за сухое сердце и за то, что петух священно восторгается своим «золотым» богом, воспевает солнце как не может человек.

В рассказе «Золотой петух» в том и заключается идейная мысль автора: человеку трудно понять чувство созданных природой существ. Люди утрачивают ощущение радости, неделимости с окружающей их изяществом.

Композиция «Золотого Петуха» очень интересна динамичностью: с умиротворенного и эстетичного утра автор переходит на описание контраста, которым выступает крик утренней птицы. Пронзительная и сильная песня петуха оживляет всё повествование.

В конце этого рассказа резкость действий наращивается. Куприн в финале пишет о масштабности утреннего петушиного хора, о том, что вовлечено и как распространено данное явление.

И лишь с появлением утреннего солнца поток лирических размышлений прекращается. По словам автора, всё пронизано солнечным светом, никто не умел поймать момент появления солнца.

Автор подмечает, что с появлением солнца всё окрашивается в розовый или розово-золотой цвет.

Повествуя о связи песен петуха и восхода солнца, автор приходит к выводу, в котором люди, всё-таки, тревожат петуха и остается с рассуждением о происходящем.

Суть «Золотого Петуха»

Название можно интерпретировать с разных сторон.

  1. С одной стороны, Золотым Петухом автор описывает простого петуха, перья которого в лучах нежного солнца блистают, когда он начинает свою песню. Автор также называет золотыми и сами песни петуха.
  2. Вторая сторона названия взята из сравнения Золотого Петуха и дневного светила. Рассказчик сравнивает петуха, начинающего своё утро перед восходом, и солнце, также торопящегося к встрече с петухом и утром. Они схожи: являются символом пришедшего нового дня и просыпаются раньше человека.

Суть рассказа

Куприн описывает очарование и резкость петушиных песен, природу утра, главное внимание уделяя описанию первых петушиных возгласов. Автор рассуждает о том, что вызывает крик птиц: определенный день в году? Или крик петуха празднует «в честь памяти трёхсотого тысячелетия Древнего Петуха — прародителя всех петухов в мире»?

Автор настолько восхищен происходящим, что даже интересуется у одного их петухов о смысле его участия в хоре. Финал этих размышлений приводит рассказчика к выводу, что он не сможет испытать такой восторг от восхода солнца, как эта птица. Людям доступна простая радость, наслаждение приятными моментами.

Главные действующие лица рассказа

Автор  творческий и чуткий человек. Эмоционально восхищается красотой во всём. То, с какой поэтичностью описана природа наталкивает на мысль, что автор чуткий человек. Несмотря на все трудности автор всё равно радуется восходу и утру.

Петух — Птица достойная и надменная. Из-за непонимания не придает внимание на человека.  Автор описал петуха как птицу грамотную, гордую, умную и преданную своему заданию.

Солнце  Солнце автор сравнивает с богом, с  Фениксом.  Огненный шар, символизирующий начало нового дня. Дневное светило описано наряду с петушиным резким хором и играет основную роль.

Темы рассказа

  1. Очарование, контрастность и необыкновенность утра.
  2. Природа и человек. Человек несовершенен в отношениях с природой. Автор хочет донести идею о первозданном. О неделимости природных процессов.

Основная идея

Автор описал красоту, контраст и очарование природы. Также рассказчик указывает на то, что некоторые не видные взгляду природные процессы происходили веками. Основная мысль рассказа о том, то человеку нужно учиться видеть прекрасное в самом обычном.

Стилистика написания

Рассказ написан понятным языком. Составлен с помощью олицетворений, эпитетов и сравнений. Обилие и разнообразие средств литературного слога позволяет Куприну эмоционально и подробно описать природу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ произведения «Золотой петух» (А. Куприн)

Анализ эпизода А. куприна Золотой петух

Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух» — характерный пример лирических зарисовок этого писателя. Сквозь все его творчество проходит образ природы, которая в художественном мире Куприна неразрывно связана с концепцией человека.

«Золотой петух» входит в цикл живописных миниатюр, основная тема которых – поэтический, гармоничный и прекрасный мир природы.

Сюжет этой истории довольно прост: лирический герой (личность которого в данном случае приближается к личности самого автора) повествует о случае, произошедшем с ним ранним летним утром на даче недалеко от Парижа. Пробудившись от яркого света и утренней свежести, герой, распахнув окно, садится на подоконник.

С каким наслаждением вдыхает он в себя ароматы растений и земли, с какой внимательностью и чуткостью наблюдает он за пробуждением всего живого. Особый трепет в сердце героя (не случайно он называет это чудом) вызывает звонкий и пронзительный петушиный крик, который разносится по всей округе.

Этот удивительный по своей чистоте и силе звук вызывает целую цепочку воспоминаний в душе героя. Не раз ему приходилось слышать пение петухов на родине, и сейчас, во Франции, он вновь ощутил прелесть этой чудесной музыки.

В описании петушиного пения как нельзя лучше проявляется концепция природы Куприна, затронутая им во многих других произведениях.

Столкновение со всем живым становится для героя (и самого автора) попыткой приблизиться к таинству мира, хотя бы ненадолго отвлечься от дел и бытовых забот и ощутить совершенно иное чувство времени.

Простое пение петухов, казалось бы, совершенно заурядный звук, который у простого обывателя не вызвал бы никаких эмоций, воспринимается героем как волшебная музыка. А сами петухи представляются ему особыми царственными существами, несущими на Землю свет и поклоняющимися своему золотому богу.

Каждая деталь, каждый момент жизни природы, по Куприну, — это великое таинство. Все художественные средства, использованные в рассказе, призваны подчеркнуть эту мысль.

Простая композиция, практически лишенная любых сюжетных поворотов, показывает читателю, что важными в данном случае являются только те чувства и ощущения, которые рождаются в душе героя. Рассказ «Золотой петух» — одна из лучших лирических миниатюр Куприна, прекрасный образец импрессионизма в литературе.

В этом произведении автор выразил всю глубину переживаний, которые происходят в сердце чуткого тонко чувствующего человека, и те особые ни с чем не сравнимые впечатления, которые дарит ему мир природы.

Урок-мастерская по рассказу А.И. Куприна «Золотой петух»

Коршакова А.Г.,

  • учитель русского языка
  • и литературы
  • МБОУ «Мезенская СОШ»

Урок-мастерская по рассказу А.И. Куприна «Петух»

  1. Цели:
  2. • выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе средствами мастерской.
  3. • формирование навыков выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы в группах;
  4. • воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа.
  5. Ход урока.

1.Вступление.

А) Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!

Б) Организационный момент (повторение правил, определение ролей)

2. Индуктор

Утро… Какие слова притягивает к себе это слово? Утренние слова! Ловите!

  • 3.Чтение начала текста (ученик)
  • – Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют обдумывания?
  • ( ответы на вопросы по первой части текста, составленные учащимися дома)
  • – Как, по вашему мнению, должен завершиться данный текст?
  • 4. Разрыв
  • …Я не вдруг понял, что это пели…( магнитофонная запись «Крик петуха» )
  • – Подберите ассоциации.
  • Самоконструкция, социоконструкция.

5. Чтение остального текста учителем.(Название рассказа учащимся не сообщается)

Выразите одним словом свои впечатления. (Работа по цепочке)

6. Открытие фамилии автора.

Презентация: 1- 7 слайды

7. Восстановите последовательность микротем текста (работа в группах). Совместная проверка с использованием презентации и обсуждение итогов работы.

8 слайд – План

  1. Пробуждение человека и природы.

  2. (Непонятные звуки).

  3. Удивительное открытие

а) волшебный хор петушиного племени

б) (чудесная фуга)

4. Что случилось сегодня с петухами?

5. (Великий Золотой Петух).

6. Встреча с лошанским петухом

7. (Но разве не позволен и мне?)

Самоконструкция, социоконструкция

8. Работа в группах.

Давайте наметим маршрут дальнейшей работы. Какие слова в данном тексте чаще всего повторяются, являются ключевыми?

  1. (петух, музыка, цвет, чудо, солнце)
  2. 9 слайд – заповеди 6, 1
  3. Задание группе музыкантов:
  1. Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Музыка»

  2. Объясните толкование незнакомых слов (9 слайд – см. гиперссылку- презентация «Музыкальный словарик», подготовленная учащимися дома)

  3. Укажите месторасположение данных терминов в тексте. С какой целью их использует автор?

  4. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики звуковой гаммы рассвета? Что помогают понять они в тексте.

Задание группе художников:

  1. Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Цвет», составив на доске цветовую палитру текста.

Укажите месторасположение их в тексте. С какой целью их использует автор в каждом случае?

  1. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики цветовой палитры текста?

Задание группе

  1. Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Чудо».

  2. Познакомьтесь с происхождением этого слова по этимологическому словарю. О каком чуде рассказывает Куприн?

  3. Какие эмоции вы связываете со словом «чудо»? А какие эмоции испытывает герой текста? Составьте на доске эмоциональный ряд текста . Как он связан с содержание текста?

  4. Объясните значение слова «экстаз»

9.Выступление групп. (Тематические группы слов записываются учащимися на доске)

10. Самостоятельное просмотровое чтение учащимися текста статьи «Музыка солнца» (см. приложение)

Отметьте знаком «+» предложения, содержащие уже известную вам по рассказу А.И.Куприна информацию.

Что в статье показалось вам интересным, помогающим понять рассказ А.И.Куприна?

– Какие слова, словосочетания, фразы в тексте рассказа передают слияние музыки и цвета?

10 слайд – орган

11. Индуктор.

Золотой, пурпурный, розовый, мажорный, чудесный, гимн, хор, восторг, радость, старые, пожилые, молодые…

К какому слову подобраны ассоциации ? (праздник)

12.Работа со «Словарем поэтических образов» Н.Павлович

– Кто же творит чудо, превращая обыкновенный рассвет в праздник ? Кого Куприн называет чудотворцем?

( человек, племя петухов, лошанский петух, Солнце-Петух)

– Знакомство со словарем (рассказ учителя с показом некоторых страниц электронной версии словаря).

Человек живет в двух языковых мирах. Первый – это мир, в котором ценится точность и однозначность высказывания. Депутат в Думе, покупатель в магазине – все они должны сделать так, чтобы их высказывание понималось однозначно. Второй языковой мир – это мир необычных смыслов – поэтические образы, шутки, намеки, придумывание слов, детские слова. Это мир поэтический.

В нем часто несходное становится сходным. Ни один из нас не принадлежит только одному из этих миров. Оба они одинаково важны для нас. Словарь образов облегчает путь читателя во второй мир – поэтический. Зачем это нужно делать? Известно, что одни люди любят поэзию, другие к ней равнодушны. Но любить можно только то, что понятно.

Чтобы получать радость от поэзии, наслаждаться ее чудесами, необходимо понимать поэтический язык.

– Познакомьтесь с несколькими страницами словаря. Какие поэтические образы, строчки, найденные вами, перекликаются с рассказом Куприна? Найдите им соответствия в рассказе.( группам раздаются ксерокопированные страницы словаря)

  • Составьте группу поэтических образов
  • (Самоконструкция. Социоконструкция)
  • 1)Петух – … воин, витязь, рыцарь, герой, часовой
  • Певун, певец
  • Кудесник
  • Бог, божок
  • Труба иерихонская, фанфара
  • Корабль
  • Глашатай новой жизни
  • Золото
  • 2) Пение петуха – гимн
  • Богослужение, благовест
  • Огонь, костер

– Какие образы вы бы добавили, прочитав рассказ А.И.Куприна?

  1. (Петух – трубач
  2. солнцепоклонник
  3. Царь
  4. Солнце
  5. Пение петухов – фуга
  6. славословие )
  7. – А если бы вам пришлось на основе текста составлять ряд поэтических образов к слову «солнце», как выглядела бы статья словаря?
  8. ( Солнце – петух
  9. музыкант, органист,
  10. Бог
  11. праотец
  12. корабль
  13. Феникс
  14. Жизнь)
  15. – Какие поэтические образы повторяются в полученных группах? (группы следует записать на доске)
  16. – С какой целью Куприн вводит в рассказ образ птицы Феникс?
  17. 11 слайд –мифологическая справка, значение образа

– Какие образы из славянских мифов, народных сказок можно было бы ввести в словарную статью? Объясните свой выбор.

  • 12 слайд – Ярила, Даждь-бог, Жар-птица
  • – Чему, кому поют гимн земные петухи и Солнце-Петух?
  • 13. Авторское «я» в рассказе
  • 13 слайд – заповеди 2, 9
  • – В каких частях текста вы почувствовали присутствие автора?

– Как завершается рассказ? Каким вы увидели здесь автора?

14 слайд – «А.И.Куприн – художник, близок душою к радостному лозунгу: « Да здравствует…!» ( В.Львов-Рогачевский )

  1. 15 слайд.
  2. – Какой заголовок к рассказу вы бы подобрали? (ответы по цепочке)
  3. 14. Музыкальная иллюстрация

Многие композиторы в своем творчестве пели тоже пели гимн солнцу. В русских операх «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь», А.П. Бородина и др.звучат хоры «Славься», в которых образ солнца является центральным. Существуeт и инструментальная музыка, рисующая рассвет..

– Прослушайте 3 музыкальных отрывка. Какой из прослушанных отрывков мог бы, по вашему мнению, стать музыкальной иллюстрацией к рассказу Куприна? Аргументируйте свой ответ. Напишите сочинение-миниатюру.

(С.С.Прокофьев Концерт для фортепиано с оркестром № 1; А.Н.Скрябин «Божественная поэма», «Поэма экстаза»; Э.Григ «Утро»; М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» и др.)

  • ( выступление по желанию)
  • 15. Рефлексия
  • Звучит крик петуха ( см. 15 слайд)
  • – Поделитесь своими впечатлениями (по цепочке, учитывая желание ребят):
  • 1. Сегодня я понял…,
  • 2. Я почувствовал…,
  • 3. Сегодня меня удивило…,

4. Сегодня было (интересно, неинтересно)…, т.к…

5. Сегодня мне было …(трудно, легко и т.д.) работать в группе, потому что…

6. Самое главное для себя я понял, когда…(слушал,читал, смотрел, сравнивал, подбирал и т.д.)…

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орешковская
средняя общеобразовательная школа»

Рузского
городского округа

                                  
                                                            Утверждаю:

                                                                                           
Директор МБОУ

  
«Орешковская СОШ»

 
__________ /М.Н. Храброва

                                                                                        
«____»___________2020г.

                                                                                       
Приказ №60 от 31 августа 2020 г.

Рабочая
программа по родной (русской) литературе

5
класс

Составитель
программы:

Зотова
Мария Александровна,

учитель
русского языка и литературы

первой
квалификационной категории

д.
Орешки

2020-2021
учебный год

Рабочая
программа по
РОДНОЙ
(РУССКОЙ)ЛИТЕРАТУРЕ
для 5 класса разработана в соответствии
с

  • Федеральным
    государственным образовательным стандартом основного общего образования,
    утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
    Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);
  • Приказом
    от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства
    образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
    утверждении федерального государственного образовательного стандарта
    основного общего образования»;
  • требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
    273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • основной
    образовательной программой ООО МБОУ «Орешковская СОШ».

с
учетом:

  • «Концепции
    преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением
    Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
  • «Концепции
    программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации»,
    утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;
  • перечня
    «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации,
    рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо
    Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. №
    НТ- 41/08).
  • Данная
    программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных
    часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с
    учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
    возрастных особенностей учащихся.

на
основе

  • Примерной
    рабочей программой по учебному предмету «Родная литература (русская)» для
    5-6 классов (70 часов)/ Под общ. редакцией М.В. Бабкиной. – Курск: ООО
    «Учитель», 2019. – 29 с.;
  • Рабочей
    программы по литературе для 5-9 классов под редакцией В.Я. Коровиной (изд.
    «Просвещение», М., 2014 г.),
  • учебного
    плана МБОУ «Орешковская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год. 
  • учебника
    для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе, в 2-х
    частях, 5 класс, авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.
    Коровин, изд-во «Просвещение», 2016 г.

Учебно-методический
комплект
,
используемый для достижения образовательной цели в соответствии с образовательной
программой.

Данная
программа обеспечивается  текстами произведений, входящих в перечень «100
книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации,
рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08), а также
учебником для общеобразовательных организаций с прил. на
электрон. носителе, в 2-х частях, 5 класс, авторы-составители: В.Я. Коровина,
В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, изд-во «Просвещение», 2015 г.

Место предмета в учебном плане МБОУ
«Орешковская СОШ»:

Согласно учебному плану МБОУ «Орешковская СОШ» на
2020-2021 учебный год на изучение родной (русской) литературы на уровне
основного общего образования отводится в 5 классе 0,5 часа в неделю, 17 часов в
год.

Для реализации образовательных программ с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в МБОУ «
Орешковская СОШ» созданы условия для функционирования электронной
информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися
образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения
обучающихся:

— электронные информационные ресурсы

— электронные образовательные ресурсы.

Цели и задачи программы:

Изучение
«Родной литературы» направлено:

•          воспитание
ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

•          приобщение
к литературному наследию своего народа;

•          формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

•          обогащение
активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

•          получение
знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

•          Объект
изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и
историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе
системной деятельности школьников как организуемой педагогом, так и
самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про
себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного,
сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма,
последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Как
часть образовательной области «Родной язык и родная литература»» учебный
предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с учебным предметом «Родной
язык (русский)». Русская литература является одним из основных источников
обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных
навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию
учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной
русской речью.

Место
учебного предмета: обязательное изучение литературы на этапе основного общего
образования предусматривает ресурс учебного времени для 5 класса в объёме 17
часов.

I.           
Литература как учебный
предмет
играет ведущую роль в
достижении личностных, метапредметных, предметных результатов
обучения и воспитания школьников.

Личностные
результаты:

·    воспитание
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

·    формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории 
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

·    формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;

·    формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог и достигать в нём
взаимопонимания;

·    формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного 
отношения к собственным поступкам;

·    формирование
коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

·    осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

·    формирование
основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

·    развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные
результаты изучения литературы в основной школе:

·   
умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в
учёбе, развивать мотивы и интересы свое познавательной деятельности;

·   
умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;

·   
умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·   
владение
основами самоконтроля, самоанализа, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
смысловое чтение;

·   
умение
организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе;

·   
умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности;

·   
владение
устной и письменной речью;

·   
формирование
и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных
технологий.

Предметные
результаты:

Важнейшими
умениями в 5 классе являются следующие:

·          
умение
определять тему и основную мысль произведения (5
6 кл.);

·          
умение
владеть различными видами пересказа (5
6 кл.);

·          
умение
правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических
произведений;

·          
умение
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5
7 кл.);

·          
выразительное
чтение произведений или отрывков из них наизусть;

·          
осмысление
и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного
произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.)

·         
умение
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос,
лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и
драматические тексты);

·         
умение
обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв
о прочитанном произведении;

·         
умение
выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии
содержания прочитанного произведения;

·         
умение
составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

·         
умение
объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться
справочным аппаратом учебника;

·         
умение
владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады,
рефераты;

·         
умение
письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную
темы;

·         
умение
выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания
литературоведов, делать выводы и умозаключения;

·         
умение
высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

·         
умение
сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинение по картине;

·         
работать
с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5
9 кл.);

·         
пользоваться
каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в
Интернете (5
9 кл.).

5-классник получит возможность
научиться:

·    анализировать художественное произведение
во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (
например, историей, ОДНКНР);

5-классник
получит возможность узнать:

·    о месте и значении русской литературы в
мировой литературе;

·    о важнейших литературных ресурсах, в том
числе в сети Интернет;

·    имена ведущих писателей, значимые факты их
творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших
«вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной
культуре;

·   
о соотношении и
взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

            
II.  
 

1.      Наименование
дисциплины в соответствии с учебным планом
РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА.

Содержание учебного
предмета, 5 класс

                                                                Введение
(1 час)                                                               

Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература
как нравственный ориентир и основа нравственной памяти,
как национально-культурная ценность народа. Своеобразие родной
литературы.

Русский
фольклор (2 часа)

Сказки «Бой на Калиновом мосту»,
«Дочь-семилетка», «Ворона и рак».

Нравоучительный
и философский характер русских народных сказок.
Тема защиты родной земли,
бескорыстного служения Отечеству, единения перед лицом врага в волшебной
богатырской сказке героического содержания «Бой на Калиновом мосту». Образы
трёх Иванов
как выразителей основной мысли сказки, их нравственное
превосходство. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. Р.Р.
Анализ сказки
.

Теория литературы: Типы сказок
(о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказки (присказка, зачин, повтор,
концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сказочный персонаж, типы
сказочных персонажей. Образы животных.

Развитие
речи:
работа со словарями, составление словарной статьи,
сказывание сказки.

Возможные виды внеурочной
деятельности:
вечер сказок, «Своя игра» по теме «Русский фольклор» или
«Русские сказки».

Связь с другими искусствами: кинофильмы и
мультипликационные фильмы по мотивам сказочных сюжетов.

Литературная
сказка (1 час)

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»,  «О 
четырёх  глухих»;  Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»; А.Н.
Толстой

«Золотой ключик, или Приключения Буратино»
(1-2 по выбору).
Отличие литературной сказки от сказок народных.
Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке.

Теория литературы:
литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки.

Развитие речи: отзыв о
самостоятельно прочитанной литературной сказке.

Древнерусская литература (1 час)

Домострой.  Как детям
почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём.
«Домострой» как памятник русской литературы
XVI века,      сборник правил, советов и наставлений
по всем направлениям жизни человека и семьи.

Теория литературы: жанры
древнерусской литературы (летописание, поучение).

Развитие речи: пересказ текстов
древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с
иллюстрациями.

Русская
басня (2 часа)

Русские басни. Русские баснописцы XVIII
века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность;
просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о
писателе. Басни
«Ворон
и Лиса», «Петух и жемчужина».

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о
писателе. Басня «
Лишь
только дневный шум замолк…».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о
писателе. Басни
«Ворона
и Лиса», «Волк и Ягнёнок».

С.В. Михалков. Басни: «Грибы»,
«Зеркало» и другие по выбору. Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный
сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: чтение
наизусть, чтение по ролям.

Возможные виды
внеурочной деятельности:
конкурс на лучшую инсценировку басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями,
мультипликационные фильмы по басням писателей.

Из литературы XIX века (4 часа)

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа
произведения. Особенности жанра. Композиция думы.
Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал
человека, верного Родине и народу.

Теория литературы: дума как жанр литературы,
монолог героя, лирическое начало, ораторский стиль (риторические вопросы,
восклицания, обращения).

Развитие
речи:
выразительное чтение.

Связь
с другими искусствами:
прослушивание фрагментов
оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).

А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление
желания мстить через осознание важности человеческой жизни.

Теория
литературы:
повесть как жанр литературы, сюжет, конфликт.

Развитие
речи:
краткий пересказ, словесное рисование.

Связь
с другими искусствами:
просмотр фрагментов
художественного фильма «Выстрел» (1966 г., СССР, режиссёр Наум Трахтенберг).

Ф.И. Тютчев. «Зима
недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в
осени первоначальной…»;
А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И.С.
Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А.Н. Майков. «Ласточки»;
И.З.Суриков. «Зима» (отрывок).
Выразительное
чтение наизусть стихотворений (по выбору). Обзор стихотворений.

Теория
литературы
: эпитет,
метафора, олицетворение, стихотворный размер.

Развитие
речи.

Выразительное чтение наизусть.

Урок
контроля по разделу:
Контрольная работа по теме «Литература XIX века» (тест, письменный ответ на
проблемный вопрос)

Из литературы XX века (9 часов)

Паустовский К.Г. «Заячьи
лапы»,

«Кот-ворюга», «Старый повар». «Исаак Левитан». Доброта и сострадание, реальное
и фантастическое в сказках Паустовского. Развитие
речи:
пересказ.

В.П. Астафьев.

«Зачем я убил коростеля?». Смысл
названия  рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. «Белогрудка». Отношение
человека к природе. Призыв писателя к милосердию, бережному и трепетному
отношению ко всему живому на земле (1 рассказ по выбору).

Теория литературы: рассказ,
завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные
виды чтения, письменный отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: выставка-конкурс
рисунков учащихся.

Ю.Я.
Яковлев. (1-2 рассказа по выбору).

Поиски
правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал».

Рассказ
«Багульник».
Что
позволяет человеку «раскрыться», «распуститься», подобно багульнику?

Рассказ
«Реликвия». Как сохранить память о войне?

Теория литературы:
композиция, рассказ, завязка,
кульминация, развязка.

Развитие
речи:
выборочный
пересказ, характеристика персонажей, письменный отзыв об эпизоде,
сочинение-письмо с фронта.

Родная природа в произведениях поэтов XX
века.

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе. И. С.
Никитин «Русь»; А. К. Толстой «Край ты, мой родимый край..»; И. Северянин
«Запевка» ; Н. Рубцов. «Родная деревня»;
Стихотворные
лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического
восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения.
Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических
стихотворениях.

Теория литературы: Стихотворный
ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Развитие речи: Выразительное чтение
наизусть.

Современная литература (1 час)

Людмила
Улицкая.
Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо».

Теория
литературы: 
рассказ как жанр литературы, композиция
(завязка, кульминация, развязка).

Развитие
речи:
выборочный пересказ, словесный портрет,
характеристика персонажа, цитатный план.

Тематический план_5 класс_17 часов (2020-2021 уч.г.)

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

П/Р

1       
 

Своеобразие
родной литературы.

1

Родная литература как национально-культурная ценность
народа. Своеобразие родной литературы.

2       
 

Русский
фольклор.

1

1

Тема
защиты родной земли, бескорыстного служения Отечеству, единения перед лицом
врага в волшебной богатырской сказке героического содержания «Бой на
Калиновом мосту».
Образы трёх Иванов
как выразителей основной мысли сказки, их
нравственное превосходство Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности
сюжета. Р.Р. Сказывание сказки, работа со словарём.

3       
 

1

1

Народные
представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых
сказках «Дочь-семилетка», «Ворона и рак».

4       
 

Литературная
сказка

1

1

В.Ф.
Одоевский. Сказка «О  четырёх  глухих».
Отличие
литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей
русского народа в литературной сказке. Р.Р.Отзыв

5       
 

Древнерусская
литература.

1

1

«Домострой»
как памятник русской литературы
XVI века, сборник правил, советов и наставлений
по всем направлениям жизни человека и семьи.
Р.Р. Пересказ

6       
 

Литература
XVIII века

1

1

Русская басня в XVIII в. В.К. Тредиаковский. «Ворон и Лиса»,
«Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк». А.П.
Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок». Пороки, недостатки, ум,
глупость, хитрость, невежество, самонадеянность, просвещение и невежество как
основные темы басен. Р.Р. Чтение наизусть

7       
 

Литература
XX века

1

Русская басня в XX веке.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. Р.Р.
Чтение наизусть

8       
 

Литература
XIX века

1

1

К.Ф.
Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра.
Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека,
верного Родине и народу. Р.Р.Выразительное чтение

9       
 

А.С.
Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания
мстить через осознание важности человеческой жизни. Р.Р. Краткий пересказ

10     

1

1

Проверочная
работа по теме «Литература XIX века»

11     

Поэтический
образ Родины (19 в.)

1

1

Образы
Родины в пейзажной лирике Ф. Тютчева, А. Плещеева и др. (обзор) Выразительное
чтение стихотворений, элементы анализа. Р.Р. Выразительное чтение
наизусть.

12     

Литература
XX века

1

1

К.Г.
Паустовский. Рассказы «Барсучий нос», «Последний чёрт», «Подарок», «Прощание
с летом», «Жильцы старого дома», «Кот – ворюга», «Резиновая лодка». На выбор
три рассказа. Р.Р. Пересказ

13     

1

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?».
Смысл названия рассказа. Проблема человеческой жестокости и ответственности
за свои поступки. Р.Р. Письменный отзыв на эпизод.

14     

1

Ю.Я.
Яковлев. Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне? Р.Р. выборочный
пересказ.

15     

1

Стихотворные
лирические произведения о Родине, родной природе. И. С. Никитин «Русь»; А. К.
Толстой «Край ты, мой родимый край..»; И. Северянин «Запевка» ; Н. Рубцов.
«Родная деревня». Р.Р. Чтение наизусть

16     

Современная литература

1

Современная литература. Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства
и сиротства в рассказе «Капустное чудо». Р.Р. Цитатный план

17     

Итоговый
урок

Проверочная
работа по теме «Русская литература» (тест, письменный ответ на проблемный
вопрос)

Календарно – тематическое планирование_5
класс_17 часов в год


п/п

Содержание

Дата

план

Дата

факт

1       
 

Родная литература как национально-культурная ценность
народа. Своеобразие родной литературы.

04.09

2       
 

«Бой
на Калиновом мосту» волшебная сказка героического содержания. Р.Р.
Сказывание
сказки, работа со словарём
.

18.09

3       
 

Народные
представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых
сказках «Дочь-семилетка», «Ворона и рак».

02.10

4       
 

В.Ф. Одоевский.
Сказка «О  четырёх  глухих».
Отличие литературной сказки от сказок
народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной
сказке. Р.Р.Отзыв

16.10

5       
 

«Домострой»
как памятник русской литературы
XVI века, сборник правил, советов и наставлений
по всем направлениям жизни человека и семьи.
Р.Р. Пересказ

30.10

6       
 

Русская басня в XVIII в. В.К. Тредиаковский. «Ворон и Лиса»,
«Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк». А.П.
Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок». Р.Р.
Чтение наизусть

20.11

7       
 

Русская басня в XX веке.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. Р.Р.
Чтение наизусть

04.12

8       
 

К.Ф.
Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра.
Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека,
верного Родине и народу. Р.Р.Выразительное чтение

18.12

9       
 

А.С.
Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания
мстить через осознание важности человеческой жизни. Р.Р. Краткий пересказ

15.01

10   
 

Проверочная
 работа по теме «Литература XIX века»

29.01

11   
 

Образы
Родины в лирике Ф. Тютчева, А. Плещеева и др. (обзор) Выразительное
чтение стихотворений, элементы анализа. Р.Р. Выразительное чтение
наизусть.

12.02

12   
 

К.Г.
Паустовский. Рассказы
«Барсучий нос», «Последний
чёрт», «Подарок», «Прощание с летом», «Жильцы старого дома», «Кот – ворюга»,
«Резиновая лодка» и др. На выбор три рассказа. Р.Р. Пересказ

26.02

13   
 

В.П. Астафьев. «Зачем я убил
коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема человеческой жестокости и
ответственности за свои поступки. Р.Р. Письменный отзыв на эпизод.

12.03

14   
 

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о
войне? Р.Р. выборочный пересказ.

02.04

15   
 

Стихотворные
лирические произведения о Родине, родной природе. И. С. Никитин «Русь»; А. К.
Толстой «Край ты, мой родимый край..»; И. Северянин «Запевка» ; Н. Рубцов. «Родная
деревня».
Р.Р. Чтение
наизусть

16.04

16   
 

Современная литература. Людмила Улицкая. Тема
послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо». Р.Р.
Цитатный план

30.04

17   
 

Проверочная
работа по теме «Русская литература» (тест,
письменный ответ на проблемный вопрос)

21.05

  • Цитатный план рассказа дубровский по главам
  • Цитатный план рассказа бирюк
  • Цитатный план рассказа спящая царевна
  • Цитата в сочинении считается за одно слово
  • Цитата к сказке спящая царевна жуковский