Цитатный план рассказа выстрел пушкин

910 слов рассмотрим коротко одно из известных творений а.с.пушкина, повесть выстрел. такой обзор поможет быстрее познакомиться с основными моментами сюжета

(910 слов) Рассмотрим коротко одно из известных творений А.С.Пушкина, повесть «Выстрел». Такой обзор поможет быстрее познакомиться с основными моментами сюжета произведения или воскресить в памяти давно прочитанную книгу.

Собственно, начинается повесть с того, что герой, от лица которого ведется повествование, углубляется в свои воспоминания, где находит эпизод, в котором он знакомится с неким Сильвио, 30-летним отставным офицером, жившим отшельником в далекой глуши. Знакомство с Сильвио произошло в среде офицеров, которые уважали его за отвагу и удаль, а кроме того – за особую точность. Отставной военный стрелял невероятно метко, он попадал в грушу, поставленную на голову коллеги, из дульнозарядного пистолета с 30 шагов. Но Сильвио был человеком закрытым, и редко его видели радостным, все больше мрачным.

Однако имел место быть инцидент, после которого репутация Сильвио несколько ухудшилась. А дело было так – во время ссоры в Сильвио бросил подсвечник особо вспыльчивый офицер и промахнулся за малым.  Свидетели этого происшествия ожидали, что Сильвио вызовет обидчика на дуэль, однако, этого не случилось. Более того, тот офицер помирился с Сильвио. С течением времени офицеры забыли об этом инциденте, но помнил рассказчик, который задался вопросом: а не является ли Сильвио трусом? А Сильвио, вероятно, почувствовал, о чем думает его товарищ, и поведал ему историю своей жизни лично.

В свое время Сильвио пользовался популярностью в своем полку благодаря удалому нраву. Он гулял и пил, будучи на службе в армии. Однако Сильвио превзошел один из офицеров, и превзошел он его храбростью, которая граничила с безрассудством. Сильвио завидовал этому офицеру и сделал так, что вскоре они оба оказались на дуэли.  Это было несложно, достаточно, оказалось, просто высказаться об офицере в нелестной форме.

Первым выпало стрелять офицеру, и он промахнулся. Но мужчина был по-прежнему равнодушен к своей гибели и всячески это выражал: он ел ягоды и бросал косточки в сторону Сильвио. И Сильвио приберег свое право выстрела для вдальидущей перспективы, то бишь, он придет и выстрелит позже, как он сам сказал – когда граф Б. перестанет относиться к своей жизни равнодушно.

Наконец, он получил весть о женитьбе того офицера, который был графом. Он решил использовать свое право выстрела.

После этого следует вторая глава, которая начинается с того, что рассказчик переехал на время в глушь, где скучал без привычного ему общества, но ему долго скучать не пришлось, поскольку вскоре приехала богатая чета. Он попал к ним в гости, они разговорились, и в ходе разговора рассказчик обращает внимание на две пули, всаженные друг в друга. После этого тема разговора перетекла в тему оружия и стрельбы, в ходе беседы выяснилось, что эти всаженные пули – дело рук Сильвио, а сам богач с женой – тот офицер с супругой.

Дело было так – граф в то время вместе с женой проводил медовый месяц, праздновал женитьбу. После одной из конных прогулок он встретил у себя дома Сильвио, который предложил новый жребий. И на этот раз первым стрелял граф, и второй раз он промахнулся. Настал черед Сильвио, он только начал целиться, как вбежала жена вызванного на дуэль графа. Граф хотел ее успокоить, отшутившись, но этот план провалил Сильвио, который признался, зачем шел. Жена графа бросилась ему в ноги, умоляя не убивать ее мужа. Граф же, видя такой позор, потребовал своего выстрела, однако, Сильвио не стал  его убивать. Он насытился унижением противника и ушел, а, выходя, выстрелил в картину и попал в пулю, которой по нему промахнулся граф.

Дальнейшая судьба Сильвио незавидна – он погиб при восстании Ипсиланти.

Отзыв

Мне повесть Пушкина пришлась по нраву, ведь она остросюжетная, в ней много переломных моментов в, казалось бы, такой короткой истории мести. Однако на ее примере можно увидеть, чем оканчивается одержимость эгоизмом и гордостью. И в этом показано равновесие зла и добра.

Сложилось мое мнение о повести так из-за фактов, которые имеют место быть в тексте. Так, Сильвио предстает перед нами редкостным эгоистом, который не гнушается убить человека, если тот его, хоть в чем-то превосходит. На это же указывает и его стремление убить человека, которое основано не на гневе, а непосредственно на ненависти за то, что тот лучше его в чем-то. Он годами вынашивал свою месть, что показывает, насколько он злой и хладнокровный. Он почти убил человека, ему оставалось всего лишь спустить курок, но он в последнее мгновение передумал.

У меня сложилось отрицательное впечатление об этом персонаже, но, нужно  отметить, что позиция автора несколько иная, хоть и слабо прослеживается – он не относится к герою негативно.  В повествовании истории поочередно участвуют 3 рассказчика.  Осуждает Сильвио центральный рассказчик, что проскальзывает в его же словах, но тоже не все время, его позиция меняется:  с осуждения переходит на самоуничижение.

Невольно задаешься вопросами – чему же учит писатель в этом произведении? Как он по-настоящему к нему относится с сочувствием или с осуждением? Я считаю, что поучительный смысл повести, ее  суть заключаются в неоднозначной характеристике персонажа. В нем уживаются как позитивные, так и негативные черты характера и качества. В Сильвио присутствуют положительные черты: храбрость, независимость, упорство. Также имеются и негативные – жестокость, мстительность, угрюмость.

Пушкин специально раскрывает перед читателями внутренний мир героя с 3 ракурсов, включая свое собственное видение героя, позицию главного рассказчика в отношении Сильвио и мнение о нем графа.  Основная мысль повести «Выстрел» заключается в стремлении автора показать разносторонность и многогранность характера человека,  противоречивость его внутреннего мира.  Пушкин обращает внимание читательской аудитории на относительность таких понятий как добро и зло, которые одновременно существуют в каждом человеке.

Завершая сказанное выше, я хочу добавить, что повесть «Выстрел» учит нас  не  делать поспешных однозначных выводов – хороший человек перед нами или плохой, а пытаться оценить человеческий поступок и его самого с разных позиций или сторон.  Человек не может быть только белым или только черным, у каждого из нас имеются и положительные, и отрицательные качества души.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?

Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.

Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».

В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».

В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».

Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.

2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.

Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса

В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.

Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.

Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».

Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.

О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.

Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.

А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.

Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.

3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?

Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».

Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.

По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.

В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».

4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?

Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.

5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?

В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.

Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.

Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».

Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.

6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.

Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.

Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.

7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.

Я читала много рассказов Толстого о детях. 

Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.

Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.

Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.

Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.

1

Древнегреческая поэма «Одиссея» — второе произведение после «Илиады», авторство которых присваивают Гомеру – поэту Древней Греции. Примерной датой создания произведения является 8 век до нашей эры, а состоит поэма из 24 песен. Вот подробный анализ произведения по плану. А здесь Вы найдете кратчайшее содержание поэмы «Одиссея».

Главные герои «Одиссеи»

Чтобы разобраться в прочитанном было проще, посмотрите на героев книги и поймите, кто есть кто.

  1. Одиссей – царь Итаки. Это хитрый, ловкий и идейный персонаж. Одиссею покровительствует богиня мудрости – Афина. Ему присущи такие качества, как верность, целеустремленность и острый ум. 
  2. Пенелопа – жена Одиссея. По своему характеру Пенелопа похожа на мужа: она обладает смекалкой, находчивостью и преданностью. Она стойко переживает все невзгоды и продолжает поддерживать домашний очаг в ожидании Одиссея. 
  3. Телемах – сын Одиссея. Для него характерны храбрость, отвага, ум и честность. Телемах дорожит своей семьёй и статусом царевича. 
  4. Олимпийский пантеон – боги с горы Олимп, помогающие или мешающие героям произведения.  

Краткий пересказ

(1250 слов) «Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который, странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен» — так начинается поэма (Илионом в древности называли Трою). События, описываемые в произведении, повествуют об Одиссее и его возвращении домой. Пенелопа ждёт своего мужа уже 10 лет. Она остаётся ему верна, несмотря на то, что к ней каждый день сватаются новые мужчины. Каждый из них хочет занять трон Итаки. Женщина выдумывает новые и новые хитрости, чтобы заставить женихов ждать. Например, каждый день она ткет саван в память о муже, а ночью распускает его. Пока она не закончит работу, смотр женихов не состоится. Три года длился этот обман, а тем временем жениха расхищали богатства царя, пируя за счет Одиссея.

Богиня мудрости Афина является к Телемаху, сыну Одиссея, и уговаривает его отправиться на поиски отца. Она предлагает посетить Пилос и Спарту. После пребывания в этих местах Телемаху становится известно о том, что его отец находится в плену у нимфы Калипсо. Она удерживала героя на своём острове 7 лет, лишь Гермес – ещё один покровитель Одиссея, от имени всего олимпийского пантеона призывает Калипсо отпустить царя Итаки. Калипсо полюбила Одиссея, поэтому не хотела его отпускать. А он тосковал по жене, но не мог противиться чарам богини и сбежать с острова.

Почему же боги мешают герою вернуться домой? А дело в том, что на обратном пути из Трои Одиссей вместе с товарищами заночевал в пещере, угостился сыром и жареным мясом козлят, но оказалось, что там живет циклоп. Он съел 6 спутников Одиссея. Полифем хотел съесть и царя Итаки. В отместку Одиссей опоил его крепким вином, а затем ослепил его и покинул пещеру вместе с товарищами, прицепившись к баранам и овцам циклопа. Без глаза он не мог нащупать пленников. Одиссей принес любимого барана циклопа в жертву. Полифем пожаловался своему отцу — Посейдону, богу моря и брату Зевса. Тот начал мстить Одиссею без жалости. 

Начались злоключения героя. Одиссей заснул на своем корабле, а его товарищи развязали мешок, подаренный богом ветров Эолом. Там были ветры, а не щедрые дары. Эти ветры отнесли корабль прочь от Итаки. Путники оказались на острове Эола, но тот их прогнал.

Одиссей приплыл на остров великанов лестригонов, которые тоже были людоедами, как и циклопы. Хитрые великаны заманили путников в ловушку и съели большую часть команды. Одиссей спасся на корабле, который стоял вне бухты.

Затем Одиссей оказался на острове Эи, где жила колдунья Цирцея, дочь бога солнца Гелиоса. Она встретила его людей радушно, но посмеялась над ними и превратила их в свиней. Одиссей узнал об этом и призадумался. На помощь к нему пришел Гермес — бог, настроенный к нему дружелюбно. Он дал любимцу белый цветок, запах которого разрушал чары Цирцеи. В решающий момент колдовство не подействовало, и Цирцея стала молить о пощаде. Она даже предложила разделить с ней ложе в качестве жеста доброй воли. Он не отвечал на ее ласки, пока она не расколдовала всех людей на острове. Они жили вместе долго: она родила от него трёх сыновей: Агрия, Латина и Телегона.

Одиссей тосковал по жене и захотел вернуться домой. Цирцея посоветовала ему отправиться в царство мертвых, чтобы узнать от предсказателя свою судьбу на родине. Одиссей исполнил все, что она велела, принеся в жертву Аиду и его жене Персефоне корову и черного барана. От их крови он отгонял души близких и родных, пока не дождался прорицателя. Тот рассказал, как добраться домой, что его там ждет, а также поведал, как помириться с Посейдоном (принести жертву там, где его весло примут за лопату).

Одиссей вернулся к Цирцее и получил еще несколько полезных рекомендаций. В частности, он узнал о предстоящей встрече с сиренами, которые сводили с ума моряков своим пением. В пути Одиссей приказал своим людям заткнуть уши воском, а себя — привязать к мачте. Он хотел услышать пение, но сохранить жизнь.

Следующим подарком Посейдона стала встреча с монстрами, которых Одиссей тоже успешно миновал, правда, Сцилла все-таки съела 6 его спутников:

Огромная Харибда («водоворот»), дочь бога Посейдона, трижды в день всасывала у своего утёса массы воды и потом со страшным шумом извергала ее. На противоположной скале обитала Сцилла, дочь ужасных монстров Ехидны и Тифона. Это было чудовище с шестью жуткими собачьими головами и двенадцатью ногами.

Одиссей решил набрать провианта на острове Гелиоса. Предсказатель велел не трогать баранов и овец Гелиоса, но изможденные моряки, пока Одиссей спал, зарезали несколько быков. Гелиос обиделся и пожаловался Зевсу. Когда корабль вышел с острова, Зевс направил в него молнию и разрушил судно. Одиссей спасся один. Ухватившись за обломки, он кое-как доплыл до острова Калипсо. И нимфа взяла царя себе. Она накормила путника и легла с ним. Вскоре она родила от мореплавателя близнецов Навсифоя и Навсиноя. Прошло 7 лет. Одиссей очень соскучился по дому. И Зевс сжалился над ним. Он велел нимфе отпустить Одиссея домой.

После освобождения от Калипсо Одиссей сразу же направился домой на плоте, но на его пути встречается враг – Посейдон. Бог морей и океанов вызвал шторм, чтобы убить главного героя. Но его затея не удалась, так как милосердная богиня Левкотея (Ино) дала герою покрывало, которое чудом спасло его от гибели в море. Он добрался до острова Дрепана, на котором жило племя феаков. Там он уснул. На берегу его нашла дочь царя — Навсикая. История героя вызвала сочувствие при дворе. Одиссея одарили и отправили в Итаку. После доставки Одиссея Посейдон превратил корабль его спасителей в утёс.

Одиссей проснулся уже на родном берегу. Там он встретил богиню мудрости Афину в образе пастуха. Богиня мудрости открылась ему и предложила Одиссею сделать из него бедного старца, он соглашается и уходит служить к пастуху Эвмею. К этому самому пастуху и направляется Телемах. Происходит встреча отца и сына. Они выработали совместный план действий под строжайшей тайной.

Тем временем женихи решают убить Телемаха по дороге, чтобы он не мешал им бороться за трон. Но им не удается это сделать.

Одиссей наконец-то добирается до дома, правда, в образе того же старца. Его принимают за нищего и оскорбляют в его же доме. Даже местный бродяга вызывает его на бой. Но Одиссей быстро победил попрошайку. Настала ночь. И тогда старец попросил сына спрятать все оружие женихов. Одиссей гневается и решает убить всех соперников. 

Тем временем Пенелопа заподозрила кое-что. Она позвала старика к себе и спросила, не знает ли он чего-нибудь о судьбе ее мужа. Так Одиссей понял, что жена все еще ждет его и любит. Но пока он не выдал себя. Зато старая кормилица, поспешившая омыть его ноги, увидела старый шрам, но сохранила тайну по приказу царя.

На следующий день под натиском женихов Пенелопа решает устроить соревнования между всеми претендентами на её сердце. Задача всего одна – пропустить стрелу через 12 колец. Все мужчины порадовались простоте задания, но они не могли знать о подвохе. Натянуть лук и пустить из него стрелу мог только хозяин вещи, а им был никто иной, как сам Одиссей. Телемах выводит мать из комнаты, а Одиссей с помощью лука убивает самого наглого жениха — Антиноя. Пенелопа узнаёт мужа и искренне радуется его возвращению. Одиссей, как и задумал, убил почти всех женихов (их было 112, но царь пощадил глашатая Медона и певца Фемия) и некоторых развратных служанок. Поначалу родные убитых хотят восстать против него и отомстить, но Одиссею, многоумному царю, с помощью Афины всё же удается сохранить мир. 

«Крови не лейте напрасно и злую вражду прекратите» — говорит в конце произведения мудрая Афина.

Последние годы Одиссей провел в попытке умилостивить Посейдона, и у него это получилось. За расправу с женихами он должен был 10 лет прожить в изгнании, и провел это время с пользой. Итакой правила Пенелопа. Затем Одиссей вернулся и погиб, когда его сын от Цирцеи, не зная, что это за остров, напал на Итаку и поразил отца копьем. После этого он умилостивил богов и женился на Пенелопе, а Телемах — на его матери, Цирцее.

Автор: Ксения Сизова


Подборка по базе: Русская литература_6 класс_Тема Рождества в литературе_Образы Ок, Искусство пейзажной зарисовки присутствует практически в каждом , В произведении Александра Куприна.docx, «Один день Ивана Денисовича» краткое содержание повести Александ, Мой Анализ произведений для чтения.docx, Мой Анализ произведений для чтения.docx, Повести Белкина.pptx, Анализ исходного текста Тургенев поднимаем в своём произведении , Повести Белкина.pptx


О произведении

«Повести Белкина» — первое завершённое прозаическое произведение Пушкина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года.

Иван Петрович Белкин — персонаж, вымышленный Пушкиным. Это молодой помещик, занимавшийся на досуге сочинительством и умерший в 1828 году. Он сочинил 5 повестей. Его краткая биография описывается в предисловии к книге.

Пушкин писал каждую повесть в том или ином существующем к тому времени направлении в русской литературе:

  • «Выстрел» — реализм;
  • «Метель», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» — сентиментализм;
  • «Гробовщик» — содержит элементы готической повести.

Гробовщик

Повесть закончена 9 сентября 1830 года в селе Большое Болдино, где увидели свет и остальные повести из цикла «Белкина», через неделю после приезда Пушкина в город. Это была первая повесть из пяти написанных. Образ гробовщика взят с реального человека: на Большой Никитской, напротив дома невесты Пушкина действительно существовала лавка гробовщика Адриана.
Повесть «Гробовщик» условно можно разделить на две части: первая повествует о переезде гробовщика, знакомстве с соседом и праздновании его серебряной свадьбы.

Вторая часть – сны гробовщика. Первый, о смерти и погребении купчихи Трюхиной, очень реалистичен.

Во втором же сне к гробовщику приходят все похороненные им (и обманутые) мертвецы. От смерти его спасает только пробуждение. В конце всё заканчивается тем же, чем и начиналось – семейными хлопотами. Все мистические предупреждения забыты.

Выстрел

«Выстрел» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в 1830 и изданная в 1831 году.

Рассказ относится к литературному направлению реализм и повествует об истории дуэли отставного гусара Сильвио и графа Б***. Повесть состоит из двух разделов, в первом рассказчик узнает начало истории от Сильвио, во втором – ее завершение от графа.
Интересно, что первая глава повести носит автобиографический характер, так как содержит элементы дуэли Пушкина с офицером Зубовым, произошедшей в июне 1822 года в Кишиневе. Историк Пётр Бартенев, описывая эти события и ссылаясь на очевидцев, писал, что Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока Зубов стрелял первым. После того, как Зубов промахнулся, Пушкин ушёл не стреляя.

Станционный смотритель

Пожалуй, самой печальной из всех историй А.С. Пушкина в этом цикле можно назвать повесть «Станционный смотритель». История бедной девушки, соблазненной дворянином – традиционный сюжет прежде всего в западноевропейской прозе, но хорошо знакомый и русскому читателю. В повести «Станционный смотритель» рассказывается о судьбе мелкого чиновника — станционного смотрителя Самсона Вырина. С первых же строк своего повествования Пушкин выступает как писатель-гуманист, возмущающийся бесправным положением низшего сословия.
Все персонажи повести сложны, среди них нет ни безупречных, незаслуженно гонимых жертв, ни корыстных и черствых гонителей. Драма разлуки отца и дочери — не следствие злого умысла, а результат общественного уклада, сословной иерархии. При этом, один из основных мотивов «Станционного смотрителя» — разобщенность близких людей.

Барышня-крестьянка

Повесть из цикла «Повестей Белкина», законченная 20 сентября 1830. В соседское имение приезжает молодой барин Алексей. Лиза, дочь помещика, хочет познакомиться с красавцем. Девушка, зная о том, что молодой барин любит по утрам объезжать лес, переодевается в крестьянское платье и рано утром, прихватив лукошко, идёт в лес…
Идея повести – в стремлении человека быть выше предрассудков, отстаивая свое право на счастье. Достаточно переступить через условности, чтобы стать счастливым. Судьба героев по счастливой случайности сложилась благополучно, а конец ознаменован торжеством вечных ценностей: любви, семьи и дружбы.

Смысл, заложенный А. С. Пушкиным, заключается в утверждении вечных ценностей и в критике сословных предрассудков. Именно социальные барьеры препятствуют счастью.

Метель

«Метель» —произведение из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Александра Пушкина. Развивая мотив судьбы и предопределения в жизни человека, автор в повести «Метель» создает образы заурядных людей и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимый рок.
Герои повести влюблены друг в друга. Родители девушки препятствуют браку, и молодые люди решают бежать и тайно венчаться. Все спланировано и рассчитано: верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями, батюшка готов венчать. Но судьба рассудила по-своему. Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на собственную свадьбу. И эта же метель привела к деревенской церкви проезжего офицера Бурмина, который скуки ради и оказался под венцом с незнакомой барышней.

Вывод

Идея цикла в том, что автор показал все этажи русского общества, снизу до верху. Здесь всё изложено сжато и просто, нет ни одного лишнего слова. Пушкин не объясняет поступки своих героев, тем более не пускается в пространные объяснения мотивов их действий. Тем не менее, читатель прекрасно понимает мотивы поступков его героев, с их достоинствами и недостатками. Персонажи повестей не являются яркими индивидуальностями, как большинство пушкинских героев. Они типичные представители своей среды. На первом плане у них бытовая сторона. Но пушкинское построение рассказа, развитие сюжета, кульминация и счастливая развязка держат интерес читателя на протяжении всего повествования.


Урок по теме: «Эгоизм ради эгоизма»   (По повести А.С.Пушкин «Выстрел»)

1.Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем работать с «Повестями Белкина», созданными Пушкиным в Болдино в 1830 году. Работая с текстом, обращаем внимание на три основных понятия:

  • Смысл жизни
  • Цель жизни
  • Ценность человеческой жизни.

2.Лексическая работа.

Месть- действие в отплату за причинённое зло, возмездие за что-нибудь.

Ненависть- чувство сильной вражды, злобы.

Эгоизм- себялюбие, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

3. Задание по группам:

  • Характеристика Сильвио
  • Описание комнаты
  • Рассказ Сильвио
  • Состояние Сильвио во время 1 дуэли.
  • Рассказ графа.
  • Состояние Сильвио во время 2 дуэли.

4. Определение порядка повестей.

Последовательность повестей, в которой они были созданы:

Порядок созданный Пушкиным.

Гробовщик

Выстрел

Станционный смотритель

Метель

Барышня-крестьянка

Гробовщик

Выстрел

Станционный смотритель

Метель

Барышня-крестьянка

Композиция произведения.

1-я часть.

1.Рассказ офицера о военной жизни и о столкновении Сильвио с молодым поручиком.

2.Рассказ Сильвио о первой дуэли с графом.

2-я часть

1.Рассказ офицера повествователя о деревенской жизни.

2.Рассказ графа о второй встрече с Сильвио.

3.Сведения о дальнейшей судьбе героя.

Образ главного героя. Отчёт групп.

— Кто главный герой повести?

1 группа.

Опытность, угрюмость, крутой нрав, злой язык, таинственность.

Вывод: перед нами личность неординарная, притягательная, способная на многое – на дела великие, героические.

— Какой поступок чуть было не повредил ему во мнении молодёжи?

—  Для Сильвио важно общественное мнение?

2 группа.

Пушкин кратко и образно рисует жилище Сильвио: «голые стены, источенные пулями», как эмблема разрушенного очага.

3 группа.

— Что же не даёт покоя Сильвио?

— Какие слова из его рассказа передают его отношение к молодому графу? («Злобствовал», «волнения злобы», «его равнодушие взбесило меня», «злобная мысль», «думал о мщении»)

— Уместно ли слово «месть»по отношению к действиям Сильвио?

Единственный повод для вызова – пощёчина, она преднамеренно спровоцирована им самим. Причиной послужило то, что»первенство моё поколебалось», возникло желание утвердить своё превосходство над молодым счастливчиком.

Не «месть», а «ненависть» движет героем, толкает его на поступки (стремление унизить человека)

4 группа.

«я его возненавидел», — звучит в рассказе Сильвио повествователю. Дуэль же «взбесила» героя.

— Какой «бес» овладел им? Раскройте смысл этой метафоры.

Герой дал такое направление судьбе, которая преследует чёрную, недостойную цель. Ради «мести» он от многого отказывается.

— От чего, например?

— Как относится к рассказу Сильвио офицер-повествователь? А как вы относитесь к поступку героя?

5 группа.

— А теперь переходим к кульминации повествования.

— Каким увидел граф Сильвио, ожидающего в кабинете? («… увидел в темноте человека, запылённого и обросшего бородой»; от его голоса «волосы стали вдруг на мне дыбом»)

6 группа.

— Что так изменило героя?

— Какая внутренняя жизнь и работа шли в сознании Сильвио в течение явно нелёгких для него лет?

— Чем закончилась эта дуэль?

— Какой выстрел вынес Пушкин в название повести?

— Что хотел сказать Сильвио своим выстрелом в картину? Ещё раз показать своё превосходство?

Выстрел похож на своего рода точку.

— Чему мог поставить точку герой?

Выстрел Сильвио знаменует миг озарения. Не пора ли было поставить точку бессмысленной озлобленности и повернуть жизнь в иную сторону? Теперь мы можем объяснить, почему автор не заканчивает на этом эпизоде повесть, а дописывает ещё один абзац. Мы теперь видим:ив его жизни появился новый смысл.

Вывод:

Он задумал дьявольскую месть, ещё не понимая, что, по сути дела, лишает счастья прежде всего самого себя. Эгоизм ради эгоизма. Все остальные достоинства человека (храбрость, верность руки, удаль) лишь условия достижения цели.

— Что же получается?

Смысл жизни – добиться превосходства над всеми.

Цель жизни –месть.

Ценность человеческой жизни невысока.

Произведение не столько о самой дуэли как таковой, а о всей жизни главного персонажа, которая так или иначе оказалась посвящена желанию отмщения.

Мы говорим о том, как важны для Пушкина такие понятия, как «дом», «семья», «семейное счастье». Обратите внимание , с чего начинается вторая часть повести. Пушкин ещё раз обращает внимание читателя не важность счастливой семейной жизни, важность наличия у человека домашнего очага.

Сильвио задумал дьявольскую месть, ещё не понимая, что лишает прежде всего самого себя жизни: нет ни семьи, ни детей.

— О чём эта повесть?

Не о дуэли повесть, а о смысле жизни человека, о пути человека к этому смыслу, о дороге жизни от себя прежнего к себе иному. Поддавшись искушению, нужно найти силы остановиться, поставить на этом точку и повернуть свою жизнь в русло добра и справедливости.

Эта мысль была так важна для автора, что он вынес повесть «Выстрел», написанную предпоследней,  в начало цикла.

Д/З: прочитать  повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

  • Цитатный план рассказа станционный смотритель
  • Цитатный план к сказке о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс 21 пункт
  • Цирковая сказка красная шапочка
  • Цитата рассказ о себе
  • Цистерна как пишется правильно и почему