Цитатный план по рассказу васюткино озеро

Сочиненияпо литературеастафьевкак васютка выжил в тайгетайга это нескончаемые лесные угодья, в которых остаться в живых невероятно сложно, особенно для
  • Сочинения
  • По литературе
  • Астафьев
  • Как Васютка выжил в тайге

Тайга – это нескончаемые лесные угодья, в которых остаться в живых невероятно сложно, особенно для человека, который с ними не знаком. Произведение В.П. Аставьева посвящено именно тому, как тяжело выживать в условиях тайги, а также храбрости мальчика, который не растерялся в практически безвыходном положении.Главного героя произведения зовут Васютка, он сын таежного рыбака и охотника. Отец часто объяснял ему, как следует себя вести в тайге, при помощи чего добыть огонь, где и как находить еду и готовить ее, как не заплутать, делая метки на коре деревьев, а также многие другие жизненно важные, как оказалось, знания.

К сожалению, Васютка всё-таки заблудился ненароком в бесконечных таежных лесах. Ему захотелось догнать раненного глухаря. Но в обратном пути он не нашел деревьев с метками. Почти пять суток ему пришлось блуждать в опасных чащах, но остаться в живых он смог. Как же ему это удалось? Главную роль в этом сыграли его отличная память и данная природой сообразительность. Он хорошо разбирался в лесе и его законах, потому нашел дорогу к главной реке в том крае – Енисею. Также помогла и его скудная ноша – коробок со спичками для розжига огня, ружье для охоты и несколько кусков хлеба. Он хорошо знал народные приметы, был внимателен и умел сосредотачиваться, что также сыграло ключевую роль в спасении.

Мальчик знал, что если идти на юг, то путь приведет к бесконечной тайге на десятки километров вперед, а северная дорога приведет к тундре, где хотя бы иногда можно наткнуться на поселение. После нахождения нового водоема с кучей рыбы он понял, что нашел проточное озеро, которое держит путь в какую-либо речушку. А та наверняка направляется к Енисею. Туда он и решил идти.

Главное качество Васютки – смелость. Ему было тяжело, но он смог переночевать и не один раз ночью в лесу, где обитали любые животные. Сначала ему казалось, что кто-то к нему крадется в темное время суток, но это оказалась коряга. Терпение и находчивость тоже помогли подростку спастись. Наступали и минуты, когда он отчаивался и не находил в себе сил бороться дальше. Тогда он просто стоял на своем и шел вперед, к своей цели. Услышав пароходный гудок, он смекнул, что звук идет с Енисея, но отдача его на ближайшем водоеме. Так и нашли его проплывавшие мимо люди.

Васютка – это очень маленький, но отважный человек. Озеро, найденное им в лесу, стало называться в честь его поступка Васюткиным озером. Родственники были бесконечно счастливы, когда мальчик нашелся. Рыбакам же понравилось на озерном лове, а карта засветилась новым голубым пятнышком.

Как он оказался один?

О том что произошло, мы узнаем, прочитав рассказ «Васюткино озеро». Как Васютка выжил в тайге?

В лесу мальчишка оказался не случайно. Летняя пора каникул вскоре наскучила мальчику: он перечитал все учебники к новому учебному году и жаждал чего-нибудь интересного. И это произошло.

Его отец был профессиональным рыбаком. Однажды вместе со своей бригадой они отправились за уловом дальше обычного, и Васютка поехал с ними. Он помогал взрослым, собирая для них кедровые орешки.

Когда на ближайших кедрах ничего не осталось, он решил отправиться дальше в незнакомые ему места. Там он оставлял зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться, но все же увлекся погоней за глухарем и заплутал. Каково же было его удивление, когда стало темнеть, а он так и не выбрался из чащи! Что бы сделал любой мальчишка на его месте, оставшись совсем один в темном лесу? Конечно, зарыдал бы от отчаяния! Что же Васютка? А он не заплакал! Взял себя в руки и сумел-таки через пару дней выбраться.

  • Автор: В. П. Астафьев
  • Произведение: Васюткино озеро
  • Это сочинение списано 153 209 раз

Рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро» описывает приключения мальчика, который потерялся в тайге. Главный герой, подросток, продержался почти пять суток в условиях, в которых даже взрослому крепкому мужчине пришлось бы тяжело. Что же помогло Васютке выжить в тайге?

Васютка отправляется за кедровыми орешками, по привычке взяв с собой ружье, краюшку хлеба, нож и спички. Зайдя довольно глубоко в лес, мальчик с удилением замечает глухаря – редкую добычу. Когда Васютка, погнавшись за глухарем, окончательно понимает, что заблудился, его охватывают паника и отчаяние. Тем не менее, он не позволяем этим чувствам взять над собой верх, и усилием воли заставляет себя действовать. Он понимает, что если расслабится, то неминуемо погибнет. Для тринадцатилетнего мальчишки приключение в тайге становится испытанием на прочность, уроком мужества. Именно сила воли помогает ему собраться с мыслями и начать что-то предпринимать.

Конечно, Васютка бы не выжил, если бы с самого раннего детства не впитывал в себя, как губка, знания о тайге. Васютка знает, что всегда необходимо иметь при себе нож и спички. Не будь у него с собой того или другого, он не смог бы развести костер, зажарить утку. В голове у мальчика целый багаж сведений о том, как ориентироваться среди деревьев, как отличать птиц по голосам, как самому добыть, ощипать и приготовить птицу. Именно благодаря своим познаниям он сумел найти дорогу к озеру, которое, в конечном итоге, и спасло его. В этом озере Васютка с удивлением обнаруживает огромное количество рыбы. Разбирарясь прекрасно в ее сортах, мальчик понимает, что рыба речная. Васютка сообразил, что озеро проточное, и, пройдя вдоль вытекающей из озера речушки, вышел к Енисею.

Одинокого мальчишку посреди бесконечной холодной тайги согревают мысли о доме. Благодаря заботе матери у него в сумке оказалась краюшка хлеба, которую принято брать с собой в дорогу по давнему обычаю. Не послушайся Васютка матери, неизвестно, не потерял ли бы он сознания от истощения. Васютка часто вспоминает и мать, и отца, и деда… Мысли о родных, чувство ответственности не позволяют ему расслабиться и предаться унынию.

В своем рассказе писатель описывает человека, который достаточно гармонично вписывается в окружающий мир, не разрушая его, а используя его дары с умом и чувством ответственности. Автор также показывает, как важно правильно воспитывать мальчиков, прививая им такие качества, как мужество, настойчивость, трудолюбие и отвагу.

Посмотрите эти сочинения

  • «Становление характера Васютки» по рассказу «Васюткино озеро» (сочинение) Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность. В этом рассказе автор описывает, как главный герой, подросток, справился с трудностями, […]
  • «Как человек должен относиться к природе» по рассказу «Васюткино озеро» (сочинение) Тема взаимоотношений природы и человека так или иначе прослеживается во всех произведениях Виктора Астафьева. Писатель глубоко и тонко чувствует, как важно человеку беречь природу, относиться уважительно к ее законам. В рассказе «Васюткино озеро» природа предстает как чувствующее ранимое существо, живущее своей собственной жизнью, с которой неразрывно связана жизнь человека. С развитием цивилизации человек все больше и больше теряет связь со своими корнями, с источником жизни. Алчность и ненасытность приводят […]
  • Тайга, наша кормилица, хлипких не любит (сочинение) Тема взаимодействия человека и природы не раз поднималась в творчестве Виктора Астафьева. В его рассказе «Васюткино озеро» два главных действующих лица: Васютка и тайга. Эта идея отражена даже в названии: Васютка выступает как представитель людского рода, а озеро становится символом тайги. На протяжении всего рассказа автор доносит до читателя идею о том, что, будучи сыном природы, человек обязан соблюдать ее законы. Того, кто их нарушает, неминуемо ждет суровое наказание. В самом начале рассказа Васюткин […]
  • Взаимоотношения человека и природы в рассказе «Царь-рыба» (сочинение) В огромном количестве произведений русской литературы 20 века присутствует тема сохранения природы, писатели и поэты задают себе и внимательному читателю вопрос: что для нас природа? Что мы готовы сделать для того, чтобы сохранить ее первозданный вид? Проблема преумножения богатств и сбережения ресурсов стоит перед всем человечеством сравнительно недавно. Ведь именно в 20 веке мы стали остро ощущать это на себе. Над ее решением трудятся лучшие умы планеты, о ней пишут самые талантливые писатели. В рассказах […]
  • Описание речи героев в рассказе «Конь с розовой гривой» Читая некоторые литературные произведения, не только с интересом следишь за сюжетом, но и полностью погружаешься в описываемую эпоху, растворяешься в повествовании. Именно таков рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Во многом этот эффект достигается благодаря тому, что автор сумел передать своеобразную колоритную речь героев. Действие рассказа происходит в глухой сибирской деревушке, поэтому в речи героев много устаревших и просторечных слов. Речь Катерины Петровны, бабушки, особо ими богата. Будучи […]
  • Конь с розовой гривой (сочинение) В рассказах Виктора Астафьева очень часто поднимается тема детства. Читая рассказ «Конь с розовой гривой», сразу погружаешься в чарующий мир, где земляника кажется особо вкусной, где так хочется завоевать авторитет у ребятишек из соседнего двора, и так боишься рассердить бабушку. Название рассказу дал прекрасный пряничный конь, о котором мечтает герой повествования. Этот конь необычайно красив, у него розовая грива и розовые копытца, а сам он белый-белый. Его можно прятать за пазуху и слышать, как он там […]
  • Уроки доброты (по рассказу «Конь с розовой гривой», Астафьев) Рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» погружает читателя в легкий и волнующий мир детства. Сюжет рассказа реалистичен от начала и до конца, однако читателя не покидает ощущение сказки, волшебства происходящего. От первого до последнего слова повествование исполнено любви и доброты. Автор доносит до читателя идею о том, что самые важные в жизни уроки – именно такие уроки доброты. Повествование ведется от первого лица. Главный герой, маленький мальчик, мечтает о розовом пряничном коне. Этот конь – […]
  • Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
  • «Облако в штанах» (анализ) Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений («От усталости», цикл «Я» и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире: Земля! Дай исцелую твою лысеющую […]
  • Художественные особенности «Слова о полку Игореве» Созданное восемь веков назад гением русского народа, «Слово» сохраняет значение немеркнущего образца для современности, для будущего – и своим мощным патриотическим звучанием, и неисчерпаемым богатством содержания, и неповторимой поэтичностью всех своих элементов. Для Древней Руси очень характерен динамический стиль. Он оказывается в архитектуре, в живописи и литературе. Это стиль, в пределах которого всё наиболее значимое и красивое представляется величественным. Летописцы, авторы житий, церковных слов […]
  • Новаторство горького-драматурга в пьесе «На дне» Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о «праведной земле» кульминация, а начало развязки — убийство Костылева. Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии […]
  • Баллада Жуковского «Светлана» (анализ) Среди оригинальных русских баллад наибольшую известность приобрела баллада Жуковского «Светлана». «В балладе, – по словам Белинского, – поэт берет какое‑нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя…» «Светлана» – одна из лучших баллад Жуковского. В ней отразились народные предания, звучат народные песни. Склад баллады, ее ритм, легкий и энергичный размер, музыкальность […]
  • Роль Базарова в развитии основного конфликта романа Тургенева «Отцы и дети» В своем творчестве Иван Сергеевич Тургенев старался всегда идти в ногу со временем. Он горячо интересовался событиями в стране, наблюдал за развитием общественных движений. К анализу явлений русской жизни писатель подходил со всей ответственностью и пытался досконально разобраться во всем. Свой роман «Отцы и дети» писатель точно датирует 1859 годом, когда в русском обществе видную роль стали играть образованные разночинцы, пришедшие на смену угасающему дворянству. Эпилог романа повествует уже о жизни после […]
  • Сочинение на тему «Осень» Так еще по-летнему греет солнышко, но каждый день понемногу становится короче и прохладней. Земля покрывается мягким ковром из разноцветных опавших листьев, а в воздухе пьянительно пахнет высохшей травой и сырой от многочисленных дождей землей. Этот запах, такой знакомый с самого детства − запах осени. И вот уже все чаще небо затягивается серыми облаками, нагоняя тоску и ностальгию, а душу периодически окутывает какая-то легкая печаль, погружая в глубокие философские размышления. Осень − дама капризная и […]
  • Женские образы в романе Гончарова «Обломов» Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе. Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына». Два последних образа – полные противоположности друг другу, их […]
  • Фольклорные традиции в сатирических сказках Салтыкова-Щедрина («История одного города») «История одного города» М. Е. Салтыкова‑Щедрина написана в форме повествования летописца‑архивариуса о прошлом города Глупова, но писателя интересовала не историческая тема, он писал о настоящей России, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи XVIII в., Салтыков‑Щедрин выступает в разных качествах: сначала он ведет повествование от лица архивариусов, составителей «Глуповского летописца», затем от автора, выполняющего функции […]
  • Сочинение на тему «Какую эволюцию претерпевает образ маленького человека в рассказах Чехова» Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А.П. Чехова образ маленького человека существенно отличается. Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди. Писатель […]
  • Историческая правда и вымысел в «Песни о вещем Олеге» Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Поэт заставляет забыть все мелочи и заботы жизни, пробуждает в человеке все лучшее, глубокое и настоящее. Он является автором особого восприятия мира, поэтому до конца постичь суть его мыслей и чувств невозможно. В творчестве Пушкина с исключительной яркостью и полнотой выступают лучшие черты русского характера. Тема исторического прошлого родины всегда волновала поэта. Им было написано такое произведение, как […]
  • Русская жизнь в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной жизни. В ней Некрасов создал многоплановый сюжет и ввел большое количество действующих лиц. Как в произведениях фольклора, повествование строится в форме пути, путешествия, но главный вопрос – один: выяснить представление о счастье русского человека. Счастье – понятие сложное. Сюда входят социальное […]
  • Татьяна Ларина и Катерина Кабанова Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе «Гроза» эта дама — главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика — это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]

Как Васютка выжил в тайге?

Сочинение обязательно должно рассказать об этом. Благодаря своим знаниям о поведении в тайге ему удалось не пасть духом. Хорошо, что мать сказала взять с собой в лес немного хлеба, соль и спички. Иначе пришлось бы ему совсем трудно. А ведь он отказывался, был уверен, что обойдется. Но случается всякое…

Убитого им глухаря мальчик сумел разделать и приготовить по всем правилам, вырыв яму и засыпав углями, поскольку видел, как это делают рыбаки. Он сумел перенять опыт от старших, что немаловажно.

Ночь он провел тревожно, но все же не опустил руки и с самого утра стал искать реку, чтобы выйти из лесу. Его стойкость и упорство помогли ему не пропасть одному.

Он сумел подстрелить и зажарить несколько уток, чтобы утолить голод. А вскоре он наткнулся на водоем. Тогда мальчишка не подозревал, что это не только спасет его, но и сделает знаменитым.

Важное открытие

Озеро оказалось совсем непростым: в нем было много неизвестной рыбы, которую он до той поры не встречал. Васютка смекнул, что неподалеку находится речка, вытекающая из озера. Разведя костер, он привлек внимание рыбаков и вскоре был спасен. Как же изумились рыбаки, когда увидели, какой клад нашел для них мальчик! Богатое ценной рыбой озеро оказалось настоящим подарком. Водоем решили назвать в честь его первооткрывателя — Васюткиным.

Гордость ребенка нельзя передать словами. Как Васютка выжил в тайге? Сочинение, написанное его ровесником в 6 классе, наверняка будет исполнено радостью и гордостью за Васютку. Ведь не каждый мальчишка сможет похвастаться такой отменной смекалкой, как у нашего героя.

Качества настоящего героя, какие они?

Теперь необходимо подвести итоги. Что помогло Васютке выжить в тайге?

  • Во-первых, несомненно, это умение брать себя в руки в трудных ситуациях. Излишняя паника только уводит от нужных мыслей.
  • Умение пользоваться полученной информацией. Мальчик сумел и прокормить себя в лесу, и сориентироваться в незнакомом месте. А как мастерски он привлекал к себе внимание рыбацкого бота!
  • Отличное обращение с оружием помогло ему не пропасть с голоду.
  • Несравненная смекалка Васютки сыграла хорошую роль. Он смог воспользоваться не только полученными знаниями, но и сделать собственные открытия.

Теперь мы знаем, как Васютка выжил в тайге. Сочинение на эту тему будет достаточно эмоциональным и экспрессивным, потому что нельзя не удивляться силе и смелости маленького мальчика. И за свои качества он был вознагражден наименованием озера в его честь.

Популярные сочинения

  • Сочинения по картинам Сурикова
    Василий Иванович Суриков – выдающийся русский живописец, автор масштабных исторический полотен. Творчество Сурикова охватывает вторую половину 19 века – начало 20.
  • Составьте рассказ о труде
    Всем нам с ранних лет известна пословица, «Труд сделал из обезьяны человека». Каждый понимает эти слова по своему, и относиться к сказанному так же. Так чему учит данная фраза? Какой смысл заложен в этих словах?
  • Сочинение на тему Говорящие фамилии в комедии Горе от ума
    “Горе от ума — выдающиеся произведение русского писателя А.С.Грибоедова. Хотя автор и отказался от идеи трех единств, исключив одно из них — единство действия, основным направлением комедии

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Задания к рассказу В. П. Астафьева
«Васюткино озеро» (№ 2) (5 класс)

Задание № 1: составьте
план рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», расположив цитаты №№ 1 — 18 в
верной последовательности:

(А) «Вечерами в избушке становилось людно и
шумно». (Б) «Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть
с глаз матери, а то еще придерется к чему-нибудь». (В) «Рыбаки чинили
неводы, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили». (Г) «И
тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!». (Д) «В несколько
прыжков очутился возле глухаря и упал на него животом». (Е) «Трава стала
попадаться чаще, и уже не отдельными былинками, а пучками». (Ж) «Где это
я? — изумленно подумал Васютка. И, окончательно проснувшись, услышал оживленную
тайгу». (З) «Он снял телогрейку, кепку и… полез на дерево». (И) «Столько
рыбы Васютка еще никогда не видел». (К) «…лес расступился, открыв перед
Васюткой отлогий берег Енисея». (Л) «Перед глазами Васютки небольшое
унылое озеро, подернутое у берегов ряской». (М) «…перед мальчиком
открылось большое, мало заросшее озеро, а то, возле которого он ночевал, было
всего-навсего заливом — отголоском озера». (Н) «От бота отошла шлюпка.
Васютка кинулся в воду…». (О) «…И вот Васютка дома!». (П) «Пароход
всё приближался и приближался». (Р) «Через два дня Васютка… шагал по
берегу речки вверх, а бригада рыбаков на лодках поднималась следом за ним».
(С)
«- Анна! Анна! Нашелся пескаришко-то Анна! Где ты там?». (Т) «С
тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро».

Ключ:

Буква-соответствие

Цитата

1

В

«Рыбаки
чинили неводы, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили».

2

А

«Вечерами
в избушке становилось людно и шумно».

3

Б

«Васютка
покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то еще
придерется к чему-нибудь».

4

Д

«В
несколько прыжков очутился возле глухаря и упал на него животом».

5

Г

«И
тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!».

6

Ж

«Где
это я? — изумленно подумал Васютка. И, окончательно проснувшись, услышал
оживленную тайгу».

7

З

«Он
снял телогрейку, кепку и… полез на дерево».

8

Е

«Трава
стала попадаться чаще, и уже не отдельными былинками, а пучками».

9

Л

«Перед
глазами Васютки небольшое унылое озеро, подернутое у берегов ряской».

10

И

«Столько
рыбы Васютка еще никогда не видел».

11

М

«…перед
мальчиком открылось большое, мало заросшее озеро, а то, возле которого он
ночевал, было всего-навсего заливом — отголоском озера».

12

К

«…лес
расступился, открыв перед Васюткой отлогий берег Енисея».

13

П

«Пароход
всё приближался и приближался».

14

Н

«От
бота отошла шлюпка. Васютка кинулся в воду…».

15

С

«-
Анна! Анна! Нашелся пескаришко-то Анна! Где ты там?».

16

О

«…И
вот Васютка дома!».

17

Р

«Через
два дня Васютка… шагал по берегу речки вверх, а бригада рыбаков на лодках
поднималась следом за ним».

18

Т

«С
тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро».

Задание № 2: поясните
значение следующих слов из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», используя
«Материал для справок»:

(1) Рассолодеть; (2) бригада; (3)
моторка; (4) бот; (5) омуль; (6) перемёт; (7) невод;
(8)
конопатить; (9) тóня; (10) патронташ; (11) затеси;
(12)
валежина; (13) кедровка; (14) кедр; (15) глухарь.

Материал для справок: (А) небольшое
гребное, парусное или моторное судно; (Б) производственная группа,
выполняющая определенную коллективную работу; (В) дерево, упавшее на
землю; (Г) крупная лесная птица семейства тетеревиных; (Д) зарубки,
отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять
дорогу в тайге; (Е) хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых;
(Ж)
лесная птица отряда воробьиных, темно-бурая с белыми пятнами,
питающаяся семенами хвойных деревьев; (З) затыкать щели, дыры в чем-либо
(паклей, пенькой мхом); (И) моторная лодка; (К) большая
рыболовная сеть; (Л) морская рыба семейства лососевых, которая заходит в
реки для метания икры; (М) сумка для ружейных и пистолетных патронов;
(Н)
рыболовная снасть с крючками, которую натягивают на колья; (О) впасть
в расслабленное, полусонное состояние, разомлеть; (П) улов.

Ключ:

Буква-соответствие

Слово

Значение

1

О

рассолодеть

впасть
в расслабленное, полусонное состояние, разомлеть

2

Б

бригада

производственная
группа, выполняющая определенную коллективную работу

3

И

моторка

моторная
лодка

4

А

бот

небольшое
гребное, парусное или моторное судно

5

Л

омуль

морская
рыба семейства лососевых, которая заходит в реки для метания икры

6

Н

перемёт

рыболовная
снасть с крючками, которую натягивают на колья

7

К

невод

большая
рыболовная сеть

8

З

конопатить

затыкать
щели, дыры в чем-либо (паклей, пенькой мхом)

9

П

тóня

улов

10

М

патронташ

сумка
для ружейных и пистолетных патронов

11

Д

затеси

зарубки,
отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять
дорогу в тайге

12

В

валежина

дерево,
упавшее на землю

13

Ж

кедровка

лесная
птица отряда воробьиных, темно-бурая с белыми пятнами, питающаяся семенами
хвойных деревьев

14

Е

кедр

хвойное
вечнозеленое дерево семейства сосновых

15

Г

глухарь

крупная
лесная птица семейства тетеревиных

Задания к рассказу В. П. Астафьева
«Васюткино озеро» (№ 2) (5 класс)

Задание № 1: составьте план рассказа В. П.
Астафьева «Васюткино озеро», расположив цитаты №№ 1 — 18 в верной последовательности:

(А) «Вечерами в избушке становилось людно и
шумно». (Б) «Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть
с глаз матери, а то еще придерется к чему-нибудь». (В) «Рыбаки чинили
неводы, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили». (Г) «И
тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!». (Д) «В несколько
прыжков очутился возле глухаря и упал на него животом». (Е) «Трава стала
попадаться чаще, и уже не отдельными былинками, а пучками». (Ж) «Где это
я? — изумленно подумал Васютка. И, окончательно проснувшись, услышал оживленную
тайгу». (З) «Он снял телогрейку, кепку и… полез на дерево». (И) «Столько
рыбы Васютка еще никогда не видел». (К) «…лес расступился, открыв перед
Васюткой отлогий берег Енисея». (Л) «Перед глазами Васютки небольшое
унылое озеро, подернутое у берегов ряской». (М) «…перед мальчиком
открылось большое, мало заросшее озеро, а то, возле которого он ночевал, было
всего-навсего заливом — отголоском озера». (Н) «От бота отошла шлюпка.
Васютка кинулся в воду…». (О) «…И вот Васютка дома!». (П) «Пароход
всё приближался и приближался». (Р) «Через два дня Васютка… шагал по
берегу речки вверх, а бригада рыбаков на лодках поднималась следом за ним».
(С)
«- Анна! Анна! Нашелся пескаришко-то Анна! Где ты там?». (Т) «С
тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро».

Задание № 2: поясните значение следующих
слов из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», используя «Материал для
справок»:

(1) Рассолодеть; (2) бригада; (3)
моторка; (4) бот; (5) омуль; (6) перемёт; (7) невод;
(8)
конопатить; (9) тóня; (10) патронташ; (11) затеси;
(12)
валежина; (13) кедровка; (14) кедр; (15) глухарь.

Материал для справок: (А) небольшое
гребное, парусное или моторное судно; (Б) производственная группа,
выполняющая определенную коллективную работу; (В) дерево, упавшее на
землю; (Г) крупная лесная птица семейства тетеревиных; (Д) зарубки,
отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять
дорогу в тайге; (Е) хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых;
(Ж)
лесная птица отряда воробьиных, темно-бурая с белыми пятнами,
питающаяся семенами хвойных деревьев; (З) затыкать щели, дыры в чем-либо
(паклей, пенькой мхом); (И) моторная лодка; (К) большая
рыболовная сеть; (Л) морская рыба семейства лососевых, которая заходит в
реки для метания икры; (М) сумка для ружейных и пистолетных патронов;
(Н)
рыболовная снасть с крючками, которую натягивают на колья; (О) впасть
в расслабленное, полусонное состояние, разомлеть; (П) улов.

Дидактическая цель 
создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и
человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами
информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная 
познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева, с жанром “робинзонады” в
русской литературе; способствовать формированию литературоведческих понятий:
“средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”,
“нравственно-эстетический идеал”.

Развивающая 
создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений
анализировать художественное произведение, работать в над литературоведческими
понятиями с помощью интерактивной доски.

Воспитательная 
способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в
русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных
понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на
земле.

Тип учебного занятия 
заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” с созданием
коллективного проекта «Законы тайги».

Методы обучения: частично-поисковый,
исследовательский.

Форма обучения:
фронтальная, групповая.

Средства обучения:
тексты произведения, заранее подготовленный макет проекта.

Оформление урока.

  1. Текст
    рассказа “Васюткино озеро»
  2. Свиток
    , веревка, карандаши
  3. Записи
     учащихся

Ход урока

I. Актуализация
знаний, побуждение интереса к теме

Ребята, сегодня на уроке мы
будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же
время мудрые вопросы.

  • Она
    величественна и похожа на океан.
  • Она
    щедра и сурова.
  • Она
    таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она
    учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она
    раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской Росс

Ответ : тайга

  • Он
    маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он
    беззащитный и в то же время сильный.
  • Он
    сын и одновременно хозяин.
  • Он
    по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он
    совершает ошибку и исправляет ее.

Ответ: это главный герой
рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Какое противоречие возникает
из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге.

Находясь вдали от близких и
родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка
борется за выживание. Китайский мыслитель
 Лу
Синь
 считал: “Пути
не открываются перед теми, кто не борется”.
 Но
не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость
деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны
природы.

— Можно ли назвать наш урок “Поединок
Васютки и тайги?”

Ответ:Нет, в поединке
участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка
смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход
из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

— Ребята, попытайтесь сформулировать
проблемные вопросы сегодняшнего урока.

  • Природа
    – друг или враг?
  • Спасение
    Васютки – чудо или закономерность?
  • Какие
    уроки дает природа герою и читателю?

Обобщая сказанное,
сформулируем
 тему урока: «Законы тайги,
или Уроки мудрости и доброты”

II. Ход урока

  1. В.П.Астафьев
    – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский
    дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое —
    то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это — творчество и
    целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей
    жизни. Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и
    он оказался в детдоме. Но ему хотелось рассказать об озере,
     “открыть
    его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось
    вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от
    любви захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце в лесу, каждый лист…
    И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом
    мире есть”
    . И это озеро стало для писателя своеобразной
    путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и
    главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость
    и стать добрее. (Чтение  начала рассказа)

Читая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке, 13-летнем
мальчике, автор говорит с уважением. Почему Васютка не по годам мудр? Кто был
его учителем?

Ответ : родители, природа, тайга.

  1. Природа
    в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир,
    который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа
    изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания,
    прощает и помогает в выборе пути.

Задание: Какие ловушки устраивает природа?  Чему
учится Васютка, проходя через испытания? Какие подсказки дает природа мальчику?
Можно ли назвать Васютку жертвой тайги?

Итак, природа в рассказе многогранна: она, как змей-искуситель,
соблазняет, запутывает следы, но в то же время дает подсказки, оставляет знаки.

А сейчас посмотрим, как вы
внимательно читали рассказ и знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в
мудрой книге природы?

    1. Как
      в лесу без компаса определить стороны горизонта?
    2. Что
      свидетельствует о близости реки в тайге?
    3. Что
      предвещает вечером смену погоды?
    4. В
      чем особенность эха в лесу?
    5. Как
      сберечь в тайге припасы от грызунов?

Книга не только дает знания,
но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те
навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.Давайте и мы с вами
составим и запишем таёжные законы, которые помогут людям , заблудившимся в
тайге, как Васютка, выжить!

От каждого ряда выходит
представитель и записывает в свиток один таёжный закон, затем представитель
следующего ряда и т.д.

Свиток торжественно
перевязывается верёвочкой и отдается на хранение.

Рефлексия

Итак, наше путешествие по
тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник,
учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за
пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться
из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники
добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам
человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через
природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Задание на дом:

Затеси – это зарубки на
деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе
какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам
предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем
тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст
индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы :

  • Древние
    считали, что родник, озеро, источник — глаз Божий на земле…
  • Природа
    посылает Васютке озеро-загадку…
  • Озеро
    — отражение души Васютки…
  • Тайга-матушка,
    Енисей-батюшка, озеро…

  • Цитата из сказки колобок
  • Цитатная характеристика владимира дубровского из рассказа дубровский
  • Цитата перед сочинением как называется
  • Цирк сказка перед сном
  • Цирк уснул сказка на ночь