Цитатная характеристика владимира дубровского из рассказа дубровский

Роман дубровский - одно из интереснейших прозаических произведений пушкина. сколько поколений с увлечением читают его, сочувствуя, сопереживая и негодуя вместе

Роман «Дубровский» — одно из интереснейших прозаических произведений Пушкина. Сколько поколений с увлечением читают его, сочувствуя, сопереживая и негодуя вместе с автором и главными героями! Более того — можно уверенно заявить, что интерес к роману не угаснет со временем.

Типология произведения

Тип (вернее, жанр) его можно отнести и к семейному, и к социально-бытовому, и авантюрно-приключенческому, и любовному, и историческому. Критики-литературоведы долгое время не могли прийти к мнению о том, повесть это или именно роман? И вообще, насколько завершены сюжетные линии, сформированы личности героев, раскрыт конфликт – для нас так и останется неизвестным. Ведь произведение, датированное 1833 годом, нашли в рукописях писателя. Пушкин не закончил его – он предполагал дать дальнейшее развитие судьбам персонажей. И всё же, изданный в 1841 году, роман вызывает живейший интерес у поклонников настоящих художественных произведений, особенно у подростков и юношей.

История создания

характеристика Дубровского

В основе романа лежит история, напоминающая драматические события из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Вражда двух семейств, ставшая причиной несчастной любви молодых представителей родов Троекуровых и Дубровских, однако, перенесена Пушкиным на отечественную, русскую почву. И предыстория её кроется не столько в средневековых преданиях, сколько в современной нашему поэту действительности. О событиях, которые в романе описаны, узнал писатель от своего приятеля Нащокина. Тот рассказал однажды о мелкопоместном дворянине Островском (характеристика Дубровского, точнее Дубровских – отца и сына, совпадает по многим деталям с его историей и указывает, что именно данный человек стал прототипом обоих героев), который долгое время вёл с соседом земельные тяжбы. Но так как его противник был богаче и влиятельнее, он выжил Островского из стен собственного дома. И тот, возмущённый несправедливостью судей и властей, сколотил из своих крестьян банду разбойников, грабя других помещиков.

Прототипы и художественный вымысел

характеристика старшего Дубровского

На этом, пожалуй, сравнительная характеристика Дубровского-старшего и Дубровского-младшего с их прототипом заканчивается. Пушкин, естественно, изменил фамилию героев, ввёл в историю авантюрный сюжет, новых персонажей, любовную линию. И разбоем, собственно, занимается младший представитель семейства, тогда как обижен был старший. Причём Владимир – не обычный грабитель-злодей. Он – разбойник поневоле, по несчастному стечению обстоятельств. Это, скорее, жертва роковых сил, нежели сознательный борец за справедливость, грозное возмездие всем власть имущим. Да и противник Андрея Гавриловича и Владимира, барин Троекуров, описан весьма живо, колоритно, чего не было в версии Нащокина. Ну и, наконец, название повествования. У Пушкина роман озаглавлен датой начала написания. А «Дубровский» — вольная версия издателя.

Два приятеля

сравнительная характеристика Дубровского и Троекурова

Действие в произведении приходится на 20-е годы 19-го столетия. Завершается спустя полтора года от начала описываемых событий. С первых же строк романа перед нами разворачиваются картины жизни провинциальных русских помещиков: их неторопливый уклад, характерные детали быта, заботы и забавы. Характеристика Дубровского Андрея Гавриловича и Троекурова Кирилы Петровича, с которыми нас знакомит автор, строится по принципу противопоставления, или контраста. Они и в самом деле очень разные во всём, начиная от материального положения и заканчивая взглядами на жизнь.

«Меж ними всё рождало споры…»

характеристика Дубровского из романа Дубровский

Начнём с того, что Кирила Петрович Троекуров был весьма богат и влиятелен. На всю округу славился он зажиточными, крепкими деревнями с вышколенными крепостными. Крестьяне боялись барина до смерти, но и кичились ним, по рабской своей психологии, перед таким же «братом-крепостным» других помещиков, не столь высоко взлетевших. Характеристика Дубровского-старшего иная. Он принадлежит к роду, не менее знатному и старинному, но давно обедневшему. И если Троекуров, будучи военным, вышел в отставку в почётном звании генерал-аншефа, что принесло ему немало привилегий и почестей, то Андрей Гаврилович вернулся из гвардии всего лишь небогатым поручиком. Владеет он Кистенёвкой – небольшой деревушкой в несколько десятков неказистых, покосившихся крестьянских изб с прилегающими к ней полями, и берёзовой рощей.

Нравственные качества

Одного богатство и власть развратили, воспитав в нём непомерную гордыню и презрение ко всем, стоящим ступенькой ниже на социальной лестнице. Характеристика старшего Дубровского в этом плане иная. Он тоже горд, но эта гордость развилась в нём от ущемлённого самолюбия и бедности. Именно в них кроется причина напускного высокомерия, повышенного требования уважения к себе окружающих. Бедность же развила в герое обострённое чувство собственного достоинства и справедливости. И тут опять сравнительная характеристика Дубровского и Троекурова указывает на нравственное превосходство первого. Не терпя унижения сам, Андрей Гаврилович никогда не опускался до подобного обращения с другими. Даже крепостные не лицемерно лебезят перед барином, внутренне замирая от ужаса, а относятся к нему с искренним почтением. Недаром не хотят они идти «под Троекурова», предпочитая участь беглых разбойников.

«Они сошлись…»

краткая характеристика Дубровского

Однако характеристика Дубровского из романа «Дубровский» и Кирилы Петровича имеет некоторые точки соприкосновения. Оба, как мы уже установили, служили в армии и гордились этим. Оба женились по большой и искренней любви, оба вскоре стали вдовцами с малыми детьми на руках. Правда, если в Андрее Гавриловиче мы можем предположить столь сильные и романтические чувства, то в душевность Кирилы Петровича верится с трудом. И всё же… О том, что он может любить глубоко, говорят отцовские отношения к Марье Кирилловне, которой Троекуров потакает во всех просьбах и капризах, хотя внешне и строг. Правда, чувства его слепы, прочно переплелись с самодурством, что и приведёт к трагедии в судьбе Маши. Краткая характеристика Дубровского жизненной истории (увы, но всё, что здесь сказано о героях, далеко не полный отчёт и психологический портрет их) близка, но не идентична: потеряв жену, герой в строгой нежности воспитывает «Володьку», единственного сына. Отправляя его от себя в Петербург, давая хорошее гвардейское образование и воспитание, на что тратится львиная доля скудных доходов, Андрей Гаврилович надеется, что его наследник окажется удачливее и счастливее. А когда Троекуров планирует брак отпрысков их семейств, старый поручик твёрдо отвечает: Владимир лучше женится на ровне, дворяночке бедной, но уважающей его, чем станет игрушкой в руках избалованной барыни.

Причина ссоры

сравнительная характеристика Дубровского

Сравнительная характеристика Дубровского с Троекуровым была бы неполной, не упомяни мы об общей их страсти – охоте. Как ни разбирался в тонкостях её Кирила Петрович, но такого дотошного знатока, каким был Дубровский, ещё стоило днём с огнём поискать. За это Троекуров безмерно уважал бедного соседа, высоко ценил и привечал. Ни один выезд не обходился без него. А уж если по какой-либо причине отставной поручик отсутствовал, генерал-аншеф брюзжал, ругался, был недоволен всем и вся, и никакая охота не получалась. К тому же только Дубровскому он позволял держаться с собой на равной ноге, уважал за то, что приятель сам никогда не лебезил и не позволял с собою обращаться свысока. И всё же между соседями было тайное соперничество и предмет невольной зависти бедняка к богачу. Это – знаменитая псарня Троекурова, источник его законной гордости и чванства. И она же – несбыточная мечта Дубровского. Неосторожные слова псаря в адрес Андрея Гавриловича задели его дворянскую честь, а попустительство Кирилы Петровича усугубило обиду. Так и разбилась дружба, которой завидовал весь околоток. И началась вражда, затронувшая множество судеб и разбившая счастье двух молодых сердец – Маши и Владимира.

А что было дальше, можно узнать, прочитав замечательное произведение Пушкина!

Характеристика Дубровского

Краткое содержание повествования

О таком серьёзном произведении сложно говорить, не обозначив хотя бы кратко его сути. Не вдаваясь в подробности и не составляя цитатного подробного плана, стоит назвать отражённые в повести следующие события:

Характеристика Владимира Дубровского

Сюжет романа

  1. Два старых друга-помещика, бывшие сослуживцы, бедный Дубровский и зажиточный Троекуров, у которых двое взрослых детей — Володя и Маша — ссорятся из-за мелочи. Троекуров исполняется злобы и решает отомстить соседу. Он поднимает связи, благодаря которым находятся сведения, формально свидетельствующие о том, что поместье не принадлежит старшему Дубровскому, и Троекуров отписывает его себе. Узнав об этом, Дубровский-старший внезапно трогается умом. Владимиру посылают печальное сообщение из дому, и тот вынужден бросить всё и в срочном порядке ехать в родовое гнездо.
  2. Похоронив отца, болезнь которого быстро отобрала остаток жизненных сил, и вникнув в суть происходящего, молодой дворянин придумывает план мести соседу, ставшему причиной безвременного ухода его единственного родителя и поместья, где прошло его счастливое детство. На сторону младшего Дубровского переходят все отцовские крепостные, отказывающиеся подчиняться убийце.
  3. Владимир переодевается учителем и, скрывая своё происхождение, внедряется в дом Троекурова в качестве преподавателя его детей. Больше всего времени он посвящает Маше, к которой у него появляются самые горячие чувства. По ходу событий молодой человек приходит к тому, что любовь сильнее мести и отменяет все планы возмездия будущему, как он надеется, тестю.
  4. Однако Машу отец решает выдать за богатого князя против воли дочери, которая ответно полюбила своего учителя, и планы молодого барина на счастье в личной жизни рушатся. Он, собрав своих людей, предпринимает неудачную попытку выкрасть девушку на пути к храму, куда её везут для венчания, но не успевает этого сделать, ловит пулю от князя, после чего его люди увозят своего лидера.

На этом канву можно считать обозначенной. В заключительных строках автор упоминает, что Дубровский, оставшийся без имения и с разбитым от горя сердцем, решает уехать из России. И на прощание просит своих людей бросить разбой и встать на честный путь. О дальнейшей судьбе героя автор не упоминает.

Главный персонаж романа

Владимир Дубровский — центральный персонаж произведения, основное его действующее лицо.

Характеристика Владимира Дубровского, с биографией которого Пушкин начинает знакомить читателя лишь в третьей главе, направляет к мысли, что в дальнейшем он станет эгоистом и гулякой, бестолково прожигающим свою жизнь. Главный герой мало выделяется среди остальных своих сверстников: проживает на деньги батюшки и нимало не беспокоится о том, откуда они у отца появляются. Он молод и имеет возможность разрешить себе излишествовать, поскольку он:

  • играет в карты на деньги;
  • влезает в долги;
  • позволяет себе развлечения.

Главный герой Дубровский

Он практически не заинтересован в своём будущем, поскольку, как и его приятели, предаётся мечтам о состоятельной невесте, супружество с которой разрешит все его трудности. Можно сказать, что главная черта того молодого повесы, какой был показан читателю в самом начале рассказа о нём, — это беззаботность и легкомыслие. Но очень скоро станет ясно, что это всего лишь дань молодости и что в характере дворянина есть своего рода золотая жила.

Историческая основа произведения

Описание Дубровского из романа «Дубровский» свидетельствует о том, что образ главного героя взят из подлинных исторических событий.

В 30-е годы, ко времени написания романа, стартует новый этап в творчестве Пушкина. Отворачиваясь от чисто романтических героев и сюжетов, автор переносит свое внимание на реальность. Он пробует себя в реалистических сюжетах и героях. Теперь его цель — изобразить действительность такой, какая она есть. Пушкина начинают беспокоить проблемы современного ему общества. Именно им он адресует свой самый знаменитый роман.

Кстати оказалась и история, рассказанная Александру Сергеевичу его приятелем Нащокиным. Речь шла о бедном белорусском дворянине Павле Островском, владельце небольшого села под Минском. Из-за войны с Бонапартом все документы на его родовое гнездо сгорели. Состоятельный сосед юного Островского решил воспользоваться сложившейся ситуацией и отнял у Павла имение. Крепостные Островского взбунтовались и отказались повиноваться новому владельцу. Вместе со своим прежним хозяином они предпочли стать разбойниками. Судьба Островского, как и Дубровского, неизвестна.

Характеристика Владимира Дубровского из романа

Важно, что фабула всего романа базируется именно на его образе. Это и отражено в наименовании. Впрочем, согласно желанию писателя, сам герой возникает лишь в третьей главе, а её предваряют все те драматичные происшествия, которые и создают завязку этой увлекательной, своего рода бандитской истории.

Несмотря на то что в стиле написания романа часто перемешиваются старинные слова и выражения, этот приём автора помогает создать у читателя чувство реальности описываемого, окунуть его в происходящее того времени целиком. Непосредственно Владимир Дубровский же высказывает свои мысли и эмоции языком абсолютно правильным с точки зрения нынешней оценки, а это формирует у читателя образ интеллигентного и образованного, умного человека.

Характеристика Дубровского

Историческая основа произведения

В начале произведения автор рисует образ сына старого помещика. Это молодой гвардеец, офицер, который, как и многие его современники и однокашники, беспечно прожигает свою молодость. Но по ходу сюжета образ повесы постепенно рассеивается.

Владимир рано остался без матери, с отцом не имел возможности часто встречаться, поскольку воспитывался в кадетском корпусе, что было типичным образованием для молодых людей того времени. На период событий, которые описаны в романе, он не встречался с отцом уже в течение 8 лет. Из более или менее близких людей, которым было интересно его воспитание, была только старая няня.

Получив известие о болезни батюшки, Владимир открывается читателю уже абсолютно с иной стороны. Перед читателем обнаруживаются такие прекрасные явления человеческих отношений, как сыновья любовь, нежность к отцу, ответственность за своё наследие (поместье, люди). Печальная весть тут же принуждает его изменить свой образ жизни, отказаться от своих обыденных занятий. Несмотря на то что подобные перемены и пугают его неизвестностью, Владимир без сомнений пишет рапорт на временное увольнение и даже выказывает решимость покинуть службу окончательно.

Когда молодой дворянин прибывает в поместье своего батюшки, которое включает в себя дом с крепостными людьми, раскрываются его самые прекрасные качества. Автор показывает это через описание уважительного отношения Владимира к крепостным и их ответного отношения к своему юному хозяину, совершенного доверия к нему.

Краткое содержание повествования

Конечно, такое искреннее признание нельзя объяснить только лишь невольнической привычкой подчиняться. Автор показывает, что оно вызвано почтением к образованности юного офицера. Располагает сельчан также и та смелость, с которой дворянин начинает улаживать дела и встаёт на охрану не только собственных интересов, но и всех жителей поместья, всей деревни. Люд понимает, что пришёл настоящий помощник и заступник. Это выражается в словах старого кучера, где он просит не выдавать их и обещает: «Мы уж за тебя встанем!».

С интересной и весьма располагающей стороны раскрывается нрав молодого Дубровского и во время его пребывания в имении Троекурова, где он принял вид учителя-француза. Мужество и смелость, которые он обнаружил при встрече с медведем в комнате для забав, самообладание и интеллигентность за ужином, благоприятно выделяющие его среди всех приглашённых. Умение свободно вальсировать лишь прибавляет шарма к его образу.

Наряду с этим, обнаруживается благородство в действиях не только в рядовых разбойничьих набегах, но и в отношении к заклятым врагам, хотя им он, как это могло показаться, мог бы без сожаления воздавать за причинённое зло.

Образ Дубровского, который создан гением Пушкина, цельный и содержательный. При этом внешность Владимира весьма банальна. Согласно словесному портрету Троекурова, он среднего роста, глаза карие, нос непрямой. То есть ничем не выделяющаяся внешность. Тем не менее плавно по ходу повествования описание главного героя дополняется и внутренними, и внешними особенностями, а они исподволь создают полноту образа Владимира Дубровского.

Вероятно, этот образ впоследствии окажется реализацией других благородных персонажей. К таковым можно причислить:

  • Пугачёва в романе «Капитанская дочка»;
  • Сильвио в рассказе «Выстрел»;
  • царя Гвидона в поэтической «Сказке о царе Салтане…» и других героев известных творений классика.

В течение повествования романа, с ходом всё более ускоряющегося действия, у читателя формируется завершённый портрет главного героя-разбойника: отважного, твёрдого, справедливого и при этом страдающего от своего положения обедневшего помещика и от несостоявшейся любви, которая волею случая была разрушена из-за случайных событий. В результате перед читателем предстаёт романтический персонаж, которого автор-гений сотворил по образцу наиболее ярких персонажей европейских романтических произведений, наделив его при этом глубоко национальными особенностями.

Испытание в горниле любви

Дубровский и Машенька

Перед своим героем автор ставит, кроме ситуации с поместьем и врагом Троекуровым, еще одну, не менее сложную задачу. Владимиру теперь предстоит выбрать между личной местью и любовью к Маше, дочери врага. Через этот выбор и его решение читатель также имеет возможность полюбоваться красотой души молодого когда-то повесы, имевшего меркантильные намерения в отношении женского пола. Дубровский отвергает личную месть и выбирает нежные чувства, любовь к Машеньке. Он отказывается от мщения «как от безумства», о чем и говорит своей избраннице.

Искренне любящий, он готов на все ради благополучия Маши, однако ему не хватает времени и возможностей для того, чтобы оградить девушку от ненавистного ею и им самим замужества. Отказавшись от отмщения соседу, потеряв свое имение, любимую девушку и надежду на спокойное будущее, Владимир получает, по замыслу автора, нечто большее — раскрытие и развитие своей огромной и благородной души, закрепление ее качеств в горниле испытаний.

Финал, открытый для читателя

Дочь Машенька в романе

Образ молодого разбойника в произведении выглядит очень ярко, реалистично и в полном соответствии с реальной историей Островского. Владимир воплощает собой личность, изначально никоим образом не склонную к какой-либо преступной деятельности. Однако Владимир вступает на эту дорогу под гнетом обстоятельств, оказавшихся выше его возможностей.

Несмотря на то что поступки главного персонажа обусловлены и понятны, Пушкин не останавливается на одном лишь раскрытии характера Владимира Дубровского, злободневного сюжета и обычном следовании человеческой природе в описании действий пострадавшего героя.

Пуститься в амбиции, строить планы отмщения и воплощать их изощренными способами — это все естественно имеется в природе человека и не требует какой-то особой внутренней работы, превозмогания самого себя. Но для Пушкина это было бы слишком мелко и неинтересно, это не несло пользы для развития читателя. А именно эту задачу в числе прочих ставили в литературе писатели и поэты того времени.

Финал остается открытым. Пушкин не ограничивает отношение читателя к этой истории конкретной концовкой. Нам неизвестна судьба ни самого Дубровского, ни его возлюбленной. Однако вектор дальнейшей жизни главного героя можно просмотреть по тому, сколько раз он уговаривает своих людей прекратить разбой. В одном из финальных обращений к соучастникам-разбойникам он просит их раскаяться и отказаться от этого дела, проведя «остальную жизнь в добросовестных трудах и изобилии».

  • Цитата перед сочинением как называется
  • Цирк сказка перед сном
  • Цирк уснул сказка на ночь
  • Цилиндро поршневой как пишется
  • Цилиндр или целиндр как правильно пишется