Циркониевый как пишется и почему

Четыре точки опоры на челюсти в теории позволяют установить любую конструкцию. также в теории вы можете убить медведя голыми руками


Четыре точки опоры на челюсти в теории позволяют установить любую конструкцию. Также в теории вы можете убить медведя голыми руками

Прежде чем говорить про биомеханику, отмечу, что в промежутке между началом пенсии и смертью у вас выпадут зубы. У ИТ-специалистов это случается чаще до пенсии. Потому что не надо работать ночами, есть пиццу и терпеть. Советская медицина предлагала вам новые зубы, которые спят рядом с вами в стаканчике. Современная медицина предлагает нормальные импланты.

Вы как любой адекватный пациент, конечно, захотите установить всё это как можно быстрее и дешевле. Маркетологи давно всё придумали и назвали это «Зубы за один день», она же All-on-4. Это идеальная с точки зрения математики конструкция, которая представляет собой дугу несъёмного протеза, заменяющую всю челюсть, и монтируемую на четыре винта. Стоит это очень-очень дёшево, от 120 тысяч рублей. Ну, правда, нужно ещё убрать все оставшиеся здоровые зубы, иначе никакого идеала невозможно.

Конечно, идеальная математическая модель довольно криво ложится на реальные биосистемы. Собственно, сейчас я расскажу, в чём разница между прекрасной теорией и реальным миром и где конкретно вас, скорее всего, попробуют ввести в заблуждение, кое-что недоговаривая.

Плюсы подхода

В общем и целом идея отличная. Система All-on-4 имеет доказанную эффективность и приходится как нельзя кстати, когда зубы нужны сейчас, а с финансами сложно.

Без расширения показаний это очень хороший метод. Показания — зубы к удалению по всей челюсти, определённое состояние кости (редко доступное пенсионерам), хорошая остеоинтеграция позже.

То есть дёшево, сердито, серийно и от этого ещё дешевле. Выглядит как медицинская мечта в плане автоматизации

Минусы подхода

Если хоть один имплант из четырёх не приживётся, то несъёмной конструкцию сделать уже невозможно. Остеоинтеграция прогнозируется всегда примерно. Любая хирургия — это совместная работа хирурга и организма пациента. Хирург создаёт условия, а регенеративные способности организма пытаются сделать основную работу. Условно, у вас есть 95-процентный шанс на приживление каждого отдельного импланта. А для работы конструкции нужно, чтобы хорошо прижились именно все четыре. Три не подходят, лицо позже перекосит.

Решение, конечно же, простое — резервирование N+2, то есть установка на шести имплантах (N+1 не подходит из-за осевой симметрии конструкции).

Теперь давайте точнее разберёмся, что такое «всё на 4»

Имплант — небольшой титановый винт с наружной резьбой и внутренней, который устанавливается в челюстную кость и становится корневой частью будущего зуба. Титан отлично приживается, организм его не отторгает, поэтому такой имплант надёжен и долговечен.

Имплант — это точка крепления конструкций, слот интеграции с вашей челюстью через свою внутреннюю резьбу.

На имплант надевается коронка, которая становится новым зубом.


Так выглядит установленная коронка (зуб) на титановый имплант (корень)

bqtqftyblcg9ysiwdn6 n9w0s q
А так на модели

При технологии «всё на 4» устанавливается четыре основных импланта: два в проекции вторых зубов, и ещё два — под углом, чтобы шахта импланта вышла под пятым и шестым зубом. И эти четыре атланта держат весь челюстной протез. Выглядит это так:


Протезирование верхней и нижней челюстей на четырёх имплантах

Для того чтобы сформировать жевательную функцию, нам достаточно 12 зубов на челюсти — хотя бы 12. Это по шесть с каждой стороны. Вот с таким челюстным протезом четыре импланта вполне справляются и достаточно хорошо распределяют нагрузку.

Исторически шведские специалисты из Nobel Biocare (производитель имплантов) профинансировали исследовательскую работу, которой занимался португальский профессор Пауло Мало. Идея установки протеза всего на четырёх имплантах была не нова, но именно Мало окончательно отшлифовал технологию и здорово воплотил её в жизнь, впервые проведя протезирование по системе All-on-4.

Убрать оставшиеся зубы и поставить импланты действительно можно за один день в ряде случаев — когда не произошла резорбция кости в месте для импланта, например. Дальше пациенту ставят временную конструкцию из полимера, он выходит из кабинета с белой улыбкой и ближайшие три месяца питается кашами, котлетами, пюре и вообще любой пищей, которую уже кто-то пережевал за него. Через четыре месяца временную конструкцию меняют на постоянную. Всё это происходит так быстро потому, что нет необходимости ждать, пока интегрируется костный трансплантат, поскольку пациенту вообще не делают костную пластику. Соответственно, Аll-on-4 — это достаточно простая реабилитация из-за низкого объёма хирургического вмешательства. Ну и это всё означает низкую цену (относительно прочих способов установки несъёмных протезов).

Ограничения метода

Предположим, что в том месте, куда оптимальная геометрия рекомендует ставить имплант, зуба нет больше недели. Скорее всего, это означает, что объём костной ткани уменьшился (произошла резорбция), и там нужна, например, аугментация кости.

Но гораздо чаще нужно смотреть не на саму челюсть, а на скелет черепа. И вот тут возникает такая штука, как синус-лифтинг (костная пластика), и, как правило, синус-лифтинга все боятся. Конечно, есть на это и объективная причина: костная пластика увеличивает стоимость операции минимум вдвое. Если мы ставим четыре импланта, то это может стоить от 400 тысяч. А если мы ставим шесть имплантов и при этом делаем два синус-лифтинга, то это уже может стоить от 800 тысяч.

Сложность у операции низкая, и её правильно может сделать практически любой хирург, у которого руки растут из правильного места. С 1964 года всё выполняется часто и довольно рутинно. При синус-лифтинге происходит наращивание костной ткани в области гайморовых пазух, которые расположены в верхней челюсти слева и справа от носа. Когда пациенту удаляют зуб, в месте удаления кость лишается нагрузки. Лишившись нагрузки, кость начинает атрофироваться, и происходит её убыль, из-за чего она начинает приближаться к гайморовой пазухе.

ckfotk8rpugppuqsdhkcyfrqale
Как выглядит резорбция костной ткани

Вся штука в том, что в гайморовой пазухе отрицательное давление — то есть получается, что с той стороны тоже давит. В конечном итоге из-за этой всесторонней давки становится очень мало кости для того, чтобы поставить имплант. По иронии судьбы там чаще всего располагается самый важный и наиболее подверженный кариесу зуб — шестой жевательный. И именно для того чтобы мы в этом месте смогли поставить пациенту шестой жевательный зуб, гайморову пазуху необходимо приподнять с помощью синус-лифтинга — увеличения объёма костной ткани. Костный трансплантат при этом кладётся в участок, где кровоснабжение идёт с четырёх сторон, поэтому процедура очень надёжна.

y1n rcipis2bo9s7k8zykwzjurq
Как костный трансплантат увеличивает объём костной ткани

Вот теперь мы подошли к причине, по которой синус-лифтинг и All-on-4 несовместимы: временную конструкцию ставят минимум на четыре импланта. Если у нас всего запланировано четыре импланта и вокруг одного из них сделана костная пластика, то на оставшиеся три импланта мы не сможем установить временную несъёмную конструкцию. Когда у нас шесть имплантов, то четыре из них обычно стоят в области, которую можно нагрузить.

Ещё один нюанс, который обычно упускается из виду, — в классической версии системы «всё на 4» предполагался циркониевый мост, но так уж у нас повелось, что цирконий стоит дорого. Поэтому на этой конструкции применяют пластиковый мост, который называется гибридно-титановый композитный протез. На гибридно-титановом композитном протезе здорово стираются зубы и соответственно нарушается окклюзия — зубные ряды перестают плотно прилегать друг к другу. В результате получается, что под эту конструкцию будет неминуемо что-то попадать. А ведь суть протеза в том, что для пациента он несъёмный — самостоятельно тщательно прочистить его не удастся. Такой протез придётся менять каждые пять лет. Конечно, это не очень сложно, но это определённо очень неудобно. Вот тут пример того, как можно весело влететь на 3 миллиона рублей и пару операций, если протез не поменять вовремя.

Теперь рассмотрим пример с циркониевой конструкцией, которая более прочна, и менять её не придётся. Основной риск здесь уже следующий в модели рисков, это скол. Он куда менее вероятен. В лучшем случае сколется шестой зуб, тогда мы порадуемся и просто его отполируем. Но может не повезти, и сколется передний зуб. В этой ситуации возможности реставрации попросту нет. Протез успел пожить несколько лет у пациента во рту, и никто не возьмёт его обратно в работу для реставрации. Врач скажет: «Ребята, это несерьёзно. Нужно всё переделать, тут неминуемо накапливались органические компоненты». Если такой протез засунуть обратно в печь на 800-900 градусов, то получится крематорий для бактерий, но всё поплывёт. Поэтому конструкцию протеза лучше разделять на части, особенно, если пациент молодой. Так возможна повторная установка.

Практический совет

Давайте представим, что вы спросили у меня совета: какое протезирование сделать маме, ей 65 лет? Я отвечу, что есть вариант протеза на шести или восьми имплантах. Это даёт нам возможность вариации и более комфортно оформляет десну. Естественно, такая работа будет стоить дороже. Есть вариант протеза на четырёх имплантах, он тоже классный, но со своими минусами — будет забиваться еда, и его сложнее реставрировать. Если кость в порядке, это, возможно, будет дешевле. Можно вообще поставить пластиковый, что ещё дешевле, но его через пять-шесть лет придётся менять. Дальше решать вам. Мы описываем все риски и все исходы в каждом варианте выбора, потому что такова наша биоэтика.

Что творят маркетологи

За All-on-4 обычно приходят пожилые люди. Но так получилось, что одно из преимуществ этой технологии определяется массовостью, поэтому производителям нужно поддерживать определённый объём. Соответственно, их маркетинг влияет на маркетинг клиник, что в медицине всегда приводит к расширению показаний для вмешательства. С точки зрения доказательной медицины в нашей биоэтике это недопустимо, но не все придерживаются таких же взглядов. По этой причине даже молодым людям рекомендуют удалить все зубы и поставить такую конструкцию. Это очень некорректная и крайне тоскливая вещь во врачебной практике.
«Зубы за один день: 120 тысяч рублей за челюсть!» — это то, что вы увидите на щитах на трассе и в контекстной рекламе. Зачем платить больше, когда можно платить меньше? Ну а дальше у пациента появляется ориентир цены.

Дальше из дешёвых материалов делаются дешёвые конструкции по дешёвым технологиям. Что в этом плохого? Часто это продукт низкого качества, который не прошёл клинических испытаний. В лучшем случае имплант просто не приживётся, а протез развалится. В этом плане я обожаю аналогию с пельменями: если они стоят 90 рублей за килограмм, то, наверное, с мясом в них что-то не совсем так. Так же и со стоимостью имплантов. Планирование операции делается на дорогих аппаратах и дорогом ПО. Протезы не штампуются на фабрике, а изготавливаются под каждого пациента индивидуально. Операцию должен проводить опытный челюстно-лицевой хирург. Про такие мелочи, как 30-летняя поддержка имплантов комплектующими (вот тут подробнее) и правильная диагностика, — вообще умолчим.

Дальше эти клиники портят рынок тем, что пациенты в какой-то момент понимают по опыту использования, что именно им поставили. И начинают писать огромное количество негативных отзывов. Но это не технология плохая, и потому импланты не приживаются — а в большинстве случаев это плохие импланты, которые были поставлены плохими руками.

У нас в клинике вилка цен на системы, за которые мы отвечаем своей репутацией, будет примерно такая:

  • 4 импланта + пластиковые зубы: от 720 000 рублей.
  • 4 импланта + циркониевые зубы: от 1 300 000 рублей.
  • 6 имплантов + пластиковые зубы: от 875 000 рублей.
  • 6 имплантов + цирконий: от 1 430 000 рублей.

В регионе, как я говорил, можно найти от 120 000 рублей.

В защиту технологии

Это отличная технология, быстрая и недорогая, с клинически доказанной эффективностью. Во многих случаях её смело можно предложить пациенту, и жить с новыми зубами он сможет долго и счастливо. Дальше вопрос рисков нарушения нагрузок, сколов и контаминации бактериями. Все эти риски можно существенно минимизировать, выбирая шесть точек опоры и нормальные материалы и системы.

P.S. Если вы дойдёте до наших клиник, то говорите, что вы с Хабра, будет скидка 5%.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Определение наречия

Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».

У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.

  1. Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию:
    • запомнить (как?) наизусть,
    • стремиться (куда?) вверх,
    • сообщить (почему?) неспроста.
  2. Признак предмета — наречие примыкает к существительному:
    • путь (какой?) напрямую,
    • платье (какое?) наизнанку,
    • яйцо (какое?) всмятку.
  3. Признак другого признака — наречие примыкает к прилагательному, наречию, причастию:
    • потрясающе яркий,
    • очень хорошо,
    • вдвое больше.

Важно запомнить

Наречия — неизменяемые слова: не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам.

Грамматические особенности наречия

Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.

Неизменяемость наречий

Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:

  • гулять (как?) весело, гуляем весело, будем гулять весело;
  • крайне (в какой степени?) сладкий, крайне сладкого, крайне сладким.

По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:

  • вытереть насухо;
  • стоять справа;
  • сидеть взаперти;
  • пить компот вприкуску.

Только наречия с суффиксом могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:

  • рано — раньше, более рано (раньше всех встать);
  • радостно — радостнее, более радостно (радостнее всех выглядеть).

Знаменательные и местоименные наречия

По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:

  • идти (как?) быстро;
  • стеснительный (в какой степени?) чрезмерно;
  • улыбка (какая?) невзначай.

Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:

  • идти (куда?) туда;
  • (в какой мере?) нисколько не стеснительный.

У местоименных наречий есть своя градация:

Определительные наречия выражают определительно-количественные признаки действия, признака или предмета. Эти слова поясняют глаголы, существительные, прилагательные, наречия и слова категории состояния:

  • лететь (как?) высоко;
  • прыгнув (куда?) вверх;
  • (в какой степени?) очень симпатичный;
  • взгляд (какой?) исподлобья;
  • (в какой мере?) совершенно секретно.

В предложении определительные наречия могут быть обстоятельством или определением.

Обстоятельственные наречия выражают только признак действия. Такие наречия примыкают к глаголам и обозначают различные условия, обстоятельства осуществления действия:

  • нырнуть (куда?) вглубь;
  • светит (когда?) днем;
  • сказать (с какой целью?) в шутку;
  • задеть (по какой причине?) сослепу.

В предложении такие наречия выступают в роли обстоятельства.

Классификация наречий по способу образования

Кроме разрядов по значению, наречия можно классифицировать по способу образования:

  • суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески;
  • приставочно-суффиксальный: сухой — досуха;
  • приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда;

Возможно сложение разных видов:

  • сложение слов: еле, еле — еле-еле;
  • сложение с первым элементом полу-: полулежа; полусидя;
  • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом; половина, сила — вполсилы.

Правописание наречий с дефисом

Через дефис пишутся:

  • наречия на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи с приставкой по- (по-другому, по-хорошему, по-русски);
  • в наречиях на -ых, -их с приставкой во-, в-, которые образованы от порядковых числительных (во-первых);
  • в неопределенных наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то);

Еще дефис используют, когда есть:

  • повторение слов и основ слов (еле-еле, волей-неволей, как-никак);
  • сочетание синонимических слов (нежданно-негаданно).

Приставка по- пишется слитно:

  • в наречиях, которые образованы от прилагательных с помощью приставки и суффиксов -у, -еньку, -оньку (попросту, потихоньку);
  • с формами сравнительной степени наречий (повыше);

Слитно пишутся наречия, которые образованы:

  • соединением предлогов с наречиями (извне, навсегда);
  • соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, втрое);
  • соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую);
  • соединением предлога и существительного (наверх, вследствие);
  • через соединение предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему, отчего).

Раздельно пишутся наречия, образованные из предлога в и полного прилагательного с первой гласной буквой (в открытую).

Синтаксическая роль наречий

Как мы помним, наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета.

В предложении наречия чаще всего выполняют функцию обстоятельства, реже — определения или сказуемого. К этому второстепенному члену предложения можно задать обстоятельственные вопросы: «где?», «как?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?».

Роль наречия в предложении

«Совершенно сумасшедшие, колоссальные цифры, которых никто не ожидал». Такими словами специалисты описывают эффект от одного из важнейших общественных и образовательных событий уходящего года – перезапуска общества «Знание». Почему возрождение образовательного проекта с советскими корнями оказалось столь впечатляющим?

В 1947 году в только что пережившем войну СССР было создано общество «Знание», важнейшей задачей которого было, как легко догадаться, распространение научных знаний. Несмотря на послевоенную разруху, общество работало, и не так уж плохо. Более того, возможно, что сейчас ситуация с этим в чем-то может быть даже похуже, чем в 1950-е. Здесь показателен эпизод из биографии советского физика-иммигранта из Италии Бруно Понтекорво. В начале 50-х он попал в СССР, где с ним случилось следующее.

Прогуливаясь по окрестностям Дубны, Понтекорво заблудился, но к вечеру нашел трактор, и тракторист взялся его подвезти. Желая быть любезным, тракторист спросил, чем именно Бруно занимается в институте. Тот честно ответил: «нейтринной физикой» (одним из создателей которой Понтекорво стал уже в 1930-е годы). Тракторист вежливо сказал: «Вы хорошо говорите по-русски, но все же есть некоторый акцент. Физика не нейтринная, а нейтронная!»

Рассказывая в Италии об этом происшествии, Бруно добавлял: «Надеюсь, я доживу до времени, когда уже никто не будет путать нейтроны с нейтрино!»

Комментируя этот рассказ, докладчик [крупный советский физик, уже после смерти Понтекорво] заметил: «Теперь, хотя Бруно до этого не дожил, его предсказание, пожалуй, сбылось: сегодня люди ничего не знают не только о нейтрино, но и о нейтроне!»

Тракторист из 1950-х ошибался насчет нейтрино потому, что их экспериментально обнаружили только в 1956 году (до того они были гипотезой). Но вот про нейтроны он уже знал, хотя их открыли всего за пару десятков лет до этого разговора. Сегодняшний тракторист довольно редко может похвастаться представлением о частицах, открытых физиками 20 лет назад – и в этом смысле фраза «Сегодня люди ничего не знают не только о нейтрино, но и о нейтроне!» действительно верна.

Ответов на вопрос, почему так получилось, можно предложить много. Один из самых очевидных: до последнего времени российский научпоп справлялся с задачей популяризации не очень хорошо. Есть целый набор научпоп-ресурсов в Сети, есть видеолектории и культурно-просветительские центры, организующие лекции (типа «Архэ»), но на все это мало кто ходит. Посетители этих лекций и ресурсов – часто люди, получившие образование по «научной» стезе, хотя и не всегда оставшиеся после этого работать в науке.

Это тревожный знак: без популяризации науки, способной затронуть детей и подростков действительно широких слоев населения, число желающих заняться наукой никогда не будет слишком большим.

А без таких желающих российская наука неизбежно окажется слабее, чем могла быть.

Поэтому логично, что государство после десятилетий послесоветского забвения попробовало вернуться к ситуации, когда трактористы более или менее интересуются современной им физикой частиц. Уже в 2016 году вышел указ президента о воссоздании общества «Знание», до 2021 года активность его была не особенно заметной для публики.

Наконец в мае 2021 года состоялся перезапуск «Знания», причем на новой, современной основе – включая цифровые платформы. По всей стране был проведен федеральный трехдневный марафон общества. Второй федеральный просветительский марафон «Новое знание», приуроченный ко Дню знаний, прошел с 1 по 3 сентября.

Что мы знаем о «Знании»?

«Несмотря на «малозаметность» деятельности общества в 2016–2020 годах, именно тогда прошла значительная часть подготовительной работы по его восстановлению, особенно в регионах страны, – объясняет газете ВЗГЛЯД Илья Климов, директор петербургского филиала общества «Знание». – И потом, все-таки малозаметным оно было не везде. В частности, в Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов деятельность общества и не прерывалась.

Но определенно после послания президента Федеральному собранию весной 2021 года вся работа «Знания» получила сильнейший новый импульс. Главой наблюдательного совета стал первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, а генеральным директором – Максим Древаль. Очень большую роль сыграло и то, что открытый урок общества провел президент: после этого у нас появилось сразу много известных ученых, желающих дать лекцию в своей области знаний, включая тех, кто до этого о новом обществе почти ничего и не знали».

Климов констатирует, что обновленное «Знание» заметно изменило свои подходы к просветительству. «Мы больше пошли в сторону «цифры», стали уделять больше внимания онлайн-лекциям, чему и пандемия поспособствовала, конечно». Уже первый онлайн-марафон общества получил свыше 70 миллионов просмотров – и это «совершенно сумасшедшие, колоссальные цифры, которых никто не ожидал», – заключает он. Несмотря на то, что этот весенний и последующий сентябрьский марафоны оказались весьма востребованными, «мы не планируем отказываться и от офлайн-форматов, типичных для первого, еще советского общества «Знание».

Климов считает неправильным вообще противопоставлять эти форматы, отмечая, что многие офлайновые лекции общества доступны в видеозаписях (хотя и не все). Те же «Умные недели», проводимые «Знанием», вполне сочетают самые разные форматы в этой области.

«Наши сотрудники всегда стараются привлекать к лекциям лидеров в своей отрасли – будь это бизнесмены-организаторы, ученые или кто бы ни было еще», – подчеркивает собеседник. И это действительно так: в онлайн-марафонах общества в этом году поучаствовал даже Илон Маск, рассказав, среди прочего, что два конференц-зала компании SpaceX названы в честь Циолковского и Королева (чего нет даже в Роскосмосе). Легко видеть, что важность популяризации науки и техники за рубежом понимают хорошо и придают ей большое значение даже в таких бизнес-проектах, которые, казалось бы, напрямую никак не связаны с образованием.

Отвечая на вопрос «Чем вы планируете отличаться от всех остальных научно-популярных проектов в России?», Климов сделал упор на два момента. «Во-первых, все наши онлайн- и офлайн-мероприятия бесплатные». Зачастую лекции до «Знания» были либо полностью платными, либо с бесплатной первой частью лекционного курса – а последующие требовали оплаты. Надо сказать, что общество оплачивает лекции для части своих ученых, но, как ни странно, не для всех: ряд из них отказывается от вознаграждения.

Во-вторых, продолжает Климов: «Наше общество «Знание» – это своего рода знак качества. Все наши лекции и мероприятия проходят серьезный отбор. Мы неоднократно проверяем каждого лектора и каждую его лекцию, а в существовавших до нас лекционных экосистемах это было далеко не так. У нас не бывает роликов с недостоверной информацией, набравших миллионы просмотров, как, к сожалению, иногда случается в области популяризации в других местах».

Климов отмечает, что пока «Знание» еще в начале своего пути. В обществе постоянно идет работа над новыми идеями и направлениями. Например, планируется собственное научпоп-издание, и даже «книжное» издательство, которое поможет публиковать качественные и интересные популярные книги о науке. «Но это пока небольшой инсайд, мы об этом пока официально не объявляли», – полушутливо отмечает он.

«Мы думаем и над тем, чтобы шире премировать СМИ, пишущие о науке, и научно-популярные книги, выходящие в других изданиях», – продолжает Климов. Первый шаг в этой области уже сделан: 7 декабря 2021 года в Москве состоялось вручение премии «Знание-2021».

Что думают о популяризации и «Знании» ученые?

Одним из самых известных ученых, которые были привлечены обществом «Знание», стал Артем Оганов. Кристаллограф с мировым именем, создатель крайне успешного алгоритма предсказания кристаллических структур, а по сути – новых соединений.

Положив эти алгоритмы в основу программы USPEX, ученый не просто дал остальным исследователям мощный инструмент предсказания еще неоткрытых соединений. Вместе со своими коллегами Оганов предсказал сверхтвердую структуру бора, прозрачную фазу металла натрия, стабильные соединения гелия (долго считавшегося не образующим соединений с другими веществами), новые (еще недавно считавшиеся невозможными) хлориды натрия, новые рекордные высокотемпературные сверхпроводники, новые соединения, существующие в недрах Земли и других планет. Его открытия затем много раз подтверждались экспериментально и бесспорно имеют значительное практическое значение.

Артем Оганов рассказал газете ВЗГЛЯД о своем участии в работе общества «Знание».

ВЗГЛЯД: Как вы считаете, чего не хватало российскому научпопу до «реинкарнации» общества «Знание» в этом году? Что не так с популяризацией науки в России сегодня с точки зрения ученого?

Артем Оганов: Очень может быть, что именно общества «Знание» нашей популяризации науки и не хватало. До сих пор был некий, довольно обширный рынок популяризации науки – например, были лектории совершенно разных уровней, от очень высококачественных до крайне низкоуровневых. Какие-то лектории совершенно бесплатные, другие — очень дорогие. Короче, выбор для всех. 

С одной стороны, пускай цветут все цветы, но с другой стороны, должен быть и какой-то стандарт качества. А его до сих пор просто не было. Вы запросто можете наткнуться на лекцию про каких-то рептилоидов, или про то, что ковида не существует, или про то, что вакцины — это плохо. А ведь это не просто глупости, а заблуждения, которые порой наносят людям вокруг нас огромный ущерб.

То есть у нас сложилось такое научпоп-многообразие, в котором остро не хватает камертона, мерила качества. А он очень нужен, без него мы увидим популяризацию не только науки, но и откровенно абсурдных идей.

Кроме того, имевшееся у нас до недавних пор сообщество популяризаторов, на мой взгляд, слишком политизировано. И несмотря на то, что сфера популяризации была вроде бы очень многообразной и децентрализованной, на деле в ней возникла угроза своего рода монополизации мысли. Я неоднократно слышал, что каждый популяризатор, ученый и интеллигент должен быть в оппозиции, должен ходить на митинги и бороться с чуть ли не любым правительством своей страны и тд. – удивительно, но такого нет ни в одной другой стране мира.

Я также слышу (как правило, от крайне слабых ученых), что ученый не может быть верующим – хотя это явно противоречит фактам. По сути, «в нагрузку» с популяризацией науки люди получают и порцию идеологического догматизма. Мне кажется, что это очень плохо. 

Искренне не понимаю, кому и что должен интеллигент, популяризатор или хороший ученый. Думающие люди вполне могут иметь и «левые», и «правые» взгляды, а могут быть и совсем аполитичными. Могут быть верующими, а могут быть и атеистами – это вопрос личного пути человека. Это в КПСС или в отряде октябрят люди кому-то что-то все время должны. Свободный человек должен разве что себе самому и Господу Богу, и его долг только один — быть самим собой.

Артем Оганов (фото: Виталий Тимкив/РИА Новости)

Артем Оганов (фото: Виталий Тимкив/РИА «Новости»)

ВЗГЛЯД: Полагаете, общество «Знание» способно помочь в решении этой проблемы?

А. О.: Я не знаю, способно ли общество «Знание» с помощью своей просветительской деятельности помочь людям быть свободными – это все-таки в основном индивидуальная работа каждого человека над собой. Но вижу, что с перезапуском «Знания» упомянутая группа людей уже лишилась монополии в популяризаторской среде. 

ВЗГЛЯД: В чем был ваш личный мотив поучаствовать в работе общества «Знание»?

А. О.: Для меня все началось с моего детства – тогда общество «Знание» было очень важной составляющей просвещения в нашей стране. В то время мы были одной из самых образованных стран мира, в том числе и благодаря работе этого общества. Образование – залог будущего страны, без которого у нее нет ни перспектив, ни даже смысла существования.

Да, сейчас у нас по-прежнему сохраняется хороший по мировым меркам уровень образованности. Но есть тенденция к снижению уровня образования, и в сравнении с советским он, как мне кажется, значительно проигрывает. Просто посмотрите на то, как неграмотно люди стали писать. Посмотрите опросы в интернете, когда подходят к прохожим на улице и спрашивают их элементарные вещи, а они не могут умножить 2 на 2, или не знают, например, что такое таблица Менделеева — и, самое главное, не хотят этого узнавать, не интересуются ничем новым. Но какой смысл в жизни, если тебе в ней ничего не интересно? 

Так что очень хорошо, что общество «Знание» решили возродить. Мне вообще нравится слово «возрождение», и само это явление – во всех его проявлениях. Пока что я прочел для общества только одну лекцию — приглашали меня много раз, но график в 2021 г. был очень плотным. Надеюсь, что в следующем году смогу прочесть для общества несколько лекций. 

  • Ципрофлоксацин как пишется на латинском
  • Цирк песчаная сказка владивосток отзывы
  • Цирк дю солей как пишется
  • Циклевать полы как пишется
  • Цинк по латыни как пишется