Ципочки или цыпочки как пишется

Это упражнение выполняется в двух вариантах. в первом варианте формируется какой-либо факт, процесс, явление, а затем формируется цепочка противоречий. правила

Это упражнение выполняется в двух вариантах. В пер­вом варианте формируется какой-либо факт, процесс, явление, а затем формируется цепочка противоречий. Правила рассмотрим на примере.

Пример:

— За окном идет снег.

— Это хорошо. Можно кататься на лыжах.

— Кататься на лыжах вредно — можно сломать ногу.

— Хорошо, что сломана нога, можно читать книгу.

— Книги читать вредно — портятся глаза.

В другом варианте этого упражнения формируется проблемная ситуация с очевидным противоречием. За­дача слушателей — показать способ разрешения проти­воречия. Задача воспитателя — показать, что предло­женное решение порождает новые противоречия.

Упражнение «Елочка»

Записать стартовое слово, какое-нибудь имя суще­ствительное в единственном числе и именительном па­деже. В течение 40 секунд к этому слову подбирают ас­социирующиеся слова. Делать переключение каждые 40 секунд от последнего слова.

Глава 6. Технологии развития связной речи

Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся пра­вильно отражать их в речи. При формировании рече­вых умений — морфологических, грамматических и фонематических обобщений и противопоставлений — важно, не допуская механических тренировок, для осоз­нания связей, смысла больше внимания уделять анали­зу, учить наблюдать, анализировать и обобщать языко­вой материал разного уровня.

Последовательность занятий по обучению связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначился такой порядок работы (Т.А. Ткаченко):

1.Воспроизведение рассказа, составленного по демон­стрируемому действию.

2.Составление рассказа по следам демонстрируемого действия.

3.Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.

4.Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

5.Составление рассказа по серии сюжетных картин. ^

6.Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.

7.Составление рассказа по одной сюжетной картине. Данная система занятий по обучению связной речидетей с общим недоразвитием речи разработана Т.А. Тка­ченко.В связи с широким освещением достижений в обла­сти нейропедагогики появляются новые методы разви­тия как творческих, так и речевых способностей детей. Одним из таких эффективных методов развития ребен­ка является использование интеллектуальных карт.

Интеллект-карты

Интеллект-карты — это уникальный и простой ме­тод запоминания информации. Метод интеллектуаль­ных карт наиболее полно отвечает особенностям рабо­ты человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благо­даря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целост­ного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при пост­роении карт зрительных образов обеспечивается созда­ние глубокого впечатления, что существенно увеличи­вает запоминаемость материала и способность к вос­произведению .

При построении карт идеи становятся более четки­ми и понятными, хорошо усваиваются связи между иде­ями; метод позволяет как бы взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения са­мых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организо­ванным, четким, логичным.

Составление карты памяти предполагает использо­вание различных графических средств (рисунков, сим­волов, стрелочек, шрифтов).

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширять и модернизировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, назва­ние новой темы). Используя разноцветные ручки, выво­дятся из «главной идеи» линии (ветви), каждая из ко­торых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наибо­лее полно соответствовало теме данной ветви. На круп­ных ветвях помещаются более мелкие, соответствую­щие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

Можно детализировать карту настолько, насколь­ко это нужно для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему «дереву» карты (именно в этом и заключается движе­ние от общего к деталям: в центре находится общее — тема (ее сразу видно), а во все стороны от этой ключе­вой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности). Ключевые слова пишите печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта под­бирается в соответствии с важностью данного ключе­вого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собствен­ными символами (правое полушарие в своей деятель­ности ориентируется не на слова, а, в основном, на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.

Советы по составлению интеллектуальных карт:

· В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).

· Для каждого ключевого момента проводятся расхо­дящиеся от центра ответвления, используя ручки раз­ного цвета.

· Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления де­талей.

· Добавляются символы и иллюстрации.

· Писать надо разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ (печатны­ми) буквами.

· Важные идеи записываются более крупным шриф­том.

· Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.

· Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

· При построении карты памяти лист бумаги распола­гается горизонтально.

· Для совершенствования интеллектуальных карт тре­буется практика.

Применение метода интеллектуальных карт особен­но эффективно в процессе обучения. Понятно, что педа­гог сам будет составлять интеллектуальные карты по теме занятия, но, тем не менее, ребенок по ней будет запоминать лексику, составлять предложения и рассказ, т. е. он будет мыслить радиантно, на основании есте­ственных законов мышления. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, прово­дить целенаправленную работу по формированию сло­варя и связной речи.

В процессе работы с применением интеллектуаль­ных карт дети учатся не только пользоваться опреде­ленными словами и словосочетаниями, но и приобрета­ют средства, позволяющие самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей с применением интеллектуальных карт опи­рается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления ок­ружающей жизни и явления языка разного уровня.

Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ас­социаций, пополнения и активизации словарного запа­са, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количествен­ное определение общих и отъемных частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классифика­цию предметы, учится различать видовые понятия.

Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, форми­руется желание быть активным, проявлять инициати­ву, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по ин­теллектуальным картам способствует формированию мо­тивации к обучению, эмоционально-волевой сфере, уме­нию работать в коллективе, внимание, усидчивость, на­стойчивость.

Известно, что большое значение для развития связ­ной речи у детей с речевыми нарушениями имеет моти­вация, т. е. желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состо­яться при условии наличия у ребенка словаря, внутрен­него плана высказывания и желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве, и задача педаго­га — чувствовать речевую готовность к устному выска­зыванию у каждого ребенка.

Если у ребенка есть словарь, но нет образа в голове, мыслей о чем и как говорить, логопед вынужден будет постоянно побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, так как нет мотива к устному высказыванию.

Если у ребенка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выска­кивать к доске и уже после нескольких слов начнет молчаливо ждать помощи от взрослого.

Формирование связной речи с применением интел­лектуальных карт у детей объединяет все три фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помога­ющие воспроизведению словаря, план высказывания, отраженного в каждой ветви дерева карты, и желание сказать о том, что наглядно и понятно.

Степень соотнесенности слова и образа характеризует качественную сторону словарного запаса. Процесс усвое­ния значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщенным значением опирается на обоб­щение чувственных данных. Только на этой основе ста­новится впоследствии возможным овладение обобщенным значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем мно­гообразнее отражается в восприятиях и представлениях окружающий мир, тем шире возможность овладения обоб­щенным значением слов и выше его уровень. Поэтому возможность с помощью интеллектуальных карт чувствен­но познать значительное количество объектов и явлений и их свойств, а также возможность произвести сопостав­ление усвоенных слов с обозначаемыми объектами рас­ширяют значения и понимание слов. Несмотря на то, что дети обычно правильно употребляют слова в том или ином контексте, их знания при тщательной проверке часто оказываются вербальными, не опирающимися на конкретные представления, а значение слов либо непра­вомерно сужается — слово остается как бы привязанным к единичному признаку, объекту или конкретной ситуа­ции, либо чрезмерно отвлекается от своего конкретного содержания, тем самым утрачивая свое значение.

У детей с речевыми нарушениями наблюдаются на­рушения словарно-семантичеекой стороны речи, форма­лизм употребления значительного количества слов, связь с их конкретными чувственными характеристиками. Усваивая новое слово, например, «тыква», ребенок мог никогда не видеть этот овощ, не знать ее признаков. При этом он может весьма активно употреблять это слово, не имея точного представления. Рассматривая картинки с изображением, например, овощей, ребенок подвязывает новое слово к данному обобщающему понятию, в резуль­тате чего формируется не только образ в памяти, но он связывается с обобщающими понятиями.

Усвоение грамматического строя речи происходит в процессе общения со взрослыми на основе слухового восприятия и последующего подражания. При общении с окружающими дети с нормальным психофизическим развитием имеют все условия для успешного овладения грамматическим строем. Но достаточно часто дети с ре­чевыми нарушениями оказываются в условиях, резко ограничивающих возможность общения, что отрицатель­но сказывается на формировании у них речевых навы­ков и языкового чутья.

Накопление словарного запаса и усвоение грамма­тического строя речи родного языка способствуют раз­витию связной речи. Но недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов делают рассказы детей информативно бедными, им труд­но строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Устная речь детей с нарушениями речи часто бывает сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планиру­ют свое высказывание.

Опыт работы показывает, что дети, имеющие рече­вые нарушения, при обучении на лексико-грамматических занятиях особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс ста­новления связной речи.

Важнейшими из таких средств являются нагляд­ность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Методика обучения детей с речевыми нарушениями предполагает обязательное их использование.

Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, раз­бить ее на конкретные образные единицы, с последую­щей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе челове­ческого мозга. Единицей информации является целост­ный самостоятельный «образ-факт», который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта.

Последовательность занятий по развитию связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания (теория «Поэтапного формирова­ния умственных действий», разработанная советским психологом П.Я. Гальпериным). В результате обозна­чился такой порядок работы с применением интеллек­туальных карт:

1.Выделение основных ключевых понятий по теме.

2.Называние картинок, изображенных на карте.

3.Составление предложений по каждой ветке дерева.

4.Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Наглядность при данном виде работы представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемых детьми на кар­те. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нуж­но ясно представлять себе объект рассказа (предмет, со­бытие), уметь анализировать, отбирать основные для дан­ной ситуации общения свойства и качества, устанавли­вать причинно-следственные, временные и другие отно­шения между предметами и явлениями. План расска­зывания обеспечивается порядком картинок, последо­вательно выстроенных на каждой ветке дерева. Наличие модели высказывания обеспечивает успешность состав­ления связного высказывания, а также создаются пред­посылки и возможность работы над творческим расска­зыванием. Поэтому наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, сделанный логопедом, обес­печивают составление рассказа детьми.

Например, составление интеллектуальной карты по рассказу: «Летний день в лесу» (рис. 8).

На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик, застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушон­ком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летне­му дождику.

Таким образом, применение карт памяти в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствует речевому развитию ребенка. Методика дей­ствительно оказывается очень эффективной для детей с нарушениями речи, так как на всех этапах работы пре­дусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря грамматического строя и планирующей функции речи. В результате при­менения интеллектуальных карт ребенок развивается, он не только учится усваивать информацию, но и опе­ративно с ней работать.

толковый словарь ушакова

ЦЫ́ПОЧКИ, цыпочек, ед. нет. В выражениях: на цыпочках или на цыпочки — на кончиках пальцев ног или на кончики пальцев ног. «Я на цыпочках и в сильном волнении выбрался из комнаты.» Л.Толстой. «Плутовка к дереву на цыпочках подходит.» Крылов. Встать на цыпочки.

толковый словарь ожегова

ЦЫ́ПОЧКИ: на цыпочках (ходить) или на цыпочки (встать) на кончиках (или на кончики) пальцев ног. На цыпочках ходить перед кем-н. (также перен.: заискивать, всячески угождать; разг. неод.).

энциклопедический словарь

ЦЫ́ПОЧКИ -чек, -чкам; мн. О кончиках пальцев ног. Ходить на цыпочках. Встать на ц. Стоять на цыпочках.

академический словарь

-чек, -чкам, мн.

на цыпочках{ или} на цыпочки

на кончиках пальцев ног или на кончики пальцев ног.

Появилась Зоя и стала ходить по комнате на цыпочках, давая тем знать, что Анна Васильевна еще не проснулась. Тургенев, Накануне.

То поднимаясь быстро на цыпочки, то опускаясь на каблуки, Петух сказал небольшую, но прочувствованную речь. Куприн, На переломе.

ходить на цыпочках {перед кем}

заискивать перед кем-л.

— Его-то выгонят? Да вы сдурели, аль нет? Да ведь Егор-то Ильич перед ним на цыпочках ходит! Достоевский, Село Степанчиково.

поговорки

Ходить на цыпочках. Разг. 1. перед кем. Заискивать перед кем-л. Ф 2, 237. 2. Вести себя осторожно, осмотрительно. Глухов 1988, 166.

словарь русского арго

орфографический словарь

цы́почки на цы́почках, на цы́почки

словарь ударений

цы́почки; ходи́ть на цы́почках; встать на цы́почки

формы слов

цы́почки, цы́почек, цы́почкам, цы́почками, цы́почках

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 2

грамматический словарь

цы́почки мн. <ж 3*a>: на цы́почках; на цы́почки

этимологический словарь

Словенское — cipati (неуклюже идти).

В русском языке слово употребляется с начала XII в., однако не исключено, что появилось оно намного раньше. Это слово во многих славянских языках появилось почти одновременно и имело сходные значения: «слабо топать ногами», «тихо красться следом» и т.п. С подобным значением оно попало и в русский язык. Это слово — звукоподражание.

Родственными являются:

Украинское — ципки.

Сербохорватское — цупкати (прыгать).

Польское — cupac.

Чешское — cupati.

Производные: цыпки, на цыпочках.

этимологический словарь русского языка

ЦЫПОЧКИ (в выражениях на цыпочках и на цыпочки). Собств.-р. Образовано как форма мн. ч. от звукоподражательного цып (ср. нем. zippeln — «ходить короткими шагами»).

этимологический словарь

цы́почки

мн. цы́пки, укр. ципки́ мн., словен. сíраti «неуклюже идти» наряду с сербохорв. цу̏пкати «прыгать», чеш. сuраti «слабо топать ногами», польск. сuрас́ «тихо красться следом».

Все это звукоподражания, как и нов.-в.-н. zippeln, ziрреrn «семенить», ср.-в.-н. zippeltrit «семенящий шаг»; см. Бернекер I, 130; Преобр., Труды I, 50 и сл.; Соболевский, ЖМНП, 1886, сент., стр. 145.

история слов

Цыпочки.

П. П. Свиньину тот же автор [И. И. Дмитриев — Л. А.] писал: «слово ципочки (по поводу выражения на цыпочках, вместо на пальцах. — В. В. ) употребительно было доселе не между авторами, а деревенскими только старухами» (Дмитриев И. И. Соч., СПб., 1893, 2, с. 289). Но этот последний протест И. И. Дмитриева — против слова на цыпочках — ярче всего показывает, как расплывчаты были границы «литературного» просторечия, при отсутствии твердых норм. На цыпочках (на цыпках) встречается не только у Пушкина в «Руслане и Людмиле»:

Злодей в глубокой тишине,

Привстав, на цыпочках ко мне

Подкрался сзади, размахнулся…

(III, стихи 442-444)

в «Евгении Онегине»:

Чу… снег хрустит… прохожий; дева

К нему на цыпочках летит

И голосок ее звучит…

(5, IX)

в «Каменном госте»:

А сам покойник мал был и тщедушен.

Здесь, став на цыпочки, не мог бы руку

До своего он носу дотянуть.

(Дон Гуан)

Ср. у Дельвига:

И, взявши посох в руки,

На цыпочках тишком

Укрылся от науки…

(К Таушеву, 1815)

Ср. в «Российском музеуме» Влад. Измайлова, 1815, ч. 11 в статье: «Портрет или о сходстве лица»: «Будучи низким, он хотел казаться высоким; приподнимался на цыпочках и держал выше голову»); но и у самого Н. М. Карамзина в «Рыцаре нашего времени»: «Слышу, слышу, как ты (майор Фадей Громилов), не привыкнув ходить на цыпках в комнатах знатных господ, стучишь ногами еще за две горницы» (Соч., 1848, 3, 261 ) (ср. в письме Н. А. Полевого к А. А. Бестужеву от 20 декабря 1830 г.: «Помню, что вы разгадали и прежде Карамзина. Его время прошло без возврата. Слов становится недостаточно; надобны мысли. Вы не поверите, как Карамзин и все карамзинское ныне упало. Может быть, мы вытягиваемся на цыпочки (курсив мой. — В. В. ); все однако ж лучше, чем сгибаться, чтобы уравнять себя с пигмеями» (Н. К. Козьмин. Из переписки Н. А. Полевого с А. А. Бестужевым // Изв. по русск. яз. и слов. Ак. наук. 1929, 2, кн. 1, 205). Ср. у Державина: «Шел на цыпках, чуть дышал» (2, 513, 18).

(Виноградов. Язык Пушкина, с. 389-390).

В письме к П. П. Свиньину (1825), критикуя язык «Московского телеграфа», И. И. Дмитриев заявляет: «Слово ципочки употребительно было доселе не между авторами, а деревенскими только старухами» (Дмитриев, 2, с. 389; ср. Язык Пушкина, с. 389).

(Из наблюдений над языком и стилем И. И. Дмитриева // Виноградов. Избр. тр.: Язык и стиль русских писателей, с. 35).

сканворды

— На них ходят балерины и те, кто не хочет разбудить спящего.

полезные сервисы

Как пишется цыпочки или цыпочьки?

Как правильно «цыпочки» или «цыпочьки»

Чтобы узнать как пишется то или иное слово, необходимо определить какой частью речи оно является. Далее найти правило русского языка, которое определяет правописание необходимого слова. С этим мы сейчас вам поможем.

Правильно писать:
«ЦЫПОЧКИ»

По какому правилу проверить слово «цыпочки»

Употребление ь для обозначения мягкости согласных

Мало кто может пройти этот тест по русскому с первого раза! Попробуйте свои силы!

Данное правило гласит:
В сочетаниях ч, щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется.

Неправильно
«ЦЫПОЧЬКИ»

Употребление слова в цитатах «цыпочки»

Она задёрнула штору, чтобы лучи утреннего солнца не ударили мальчику в лицо, и на цыпочках выбралась из комнаты.

Выждав немного, я на цыпочках подошла к кухне и замерла, прислушиваясь.

Словно балерина, девочка на цыпочках прошлась туда-сюда, присела, выпрямилась, метнулась в сторону и в страхе схватилась за голову.

Как правильно пишутся слова цыпочки, на цыпочках?

Правильный вариант написания слов: цыпочки, на цыпочках

Правило

Это словарное слово, которое мы рекомендуем запомнить. Для проверки правильности написания используйте орфографический словарь русского языка, например, под редакцией Д.Н.Ушакова.

Звук «ц» только твердый.

После «ц» буква «ы» пишется в следующих случаях:

  1. В окончаниях слов (гонцы, ножницы, отцы, беженцы, вереницы, столицы, бледнолицый, куцый) и в суффиксе -ын (сестрицын подарок, птицын, синицыным);
  2. В словах цыган, цыпленок, цыкать, на цыпочках, цыц и образованных от них словах, например: цыганский табор, на цыпочках, цыплячье счастье;
  3. В суффиксах прилагательных и фамилиях на -цын (Голицын, Лисицын, Курицын, но: Ельцин).

В остальных случаях (в корневых морфемах и словах на -ция) после буквы «ц» пишется «и», например: цивилизация, традиция, цинк, панцирь, цитата, цинга, цирюльник, циферблат.

Морфологический разбор слова цыпочках

1. Часть речи — имя существительное
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: цыпочка (именительный падеж единственного числа);
Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, общий род, 1-е склонение;
Непостоянные признаки: предложный падеж, множественное число.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит, И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перушки! какой носок!

«Ворона и Лисица» — Крылов Иван

Ухожу на цыпочках. Бывали у меня с Ю-ю особенные часы спокойного семейного счастья. Это тогда, когда я писал по ночам: занятие довольно изнурительное, но если в него втянуться, в нем много тихой отрады.

То ль дело, как ранехонько Пробудишься, зевнешь — На цыпочках, тихохонько Из спальни улизнешь (Пока еще пронзительно Жена себе храпит)…

Правописание «Ы» и «И» после «Ц» в словах

Написание «ы» и «и» после «ц» свя­за­но с той частью сло­ва, в кото­рой име­ет­ся эта орфо­грам­ма. Рассмотрим, в каких слу­ча­ях пишет­ся бук­ва «и», а когда бук­ва «ы» после «ц» в сло­вах рус­ско­го язы­ка.

Буква «и» после «ц»

Буква «и» после «ц» пишет­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

Это напи­са­ние отме­тим в род­ствен­ных сло­вах с этим же кор­нем:

  • цифрово́е изоб­ра­же­ние,
  • цирково́й артист,
  • нарци́ссовый запах,
  • дисциплини́рованный уче­ник,
  • па́нцирная сет­ка.

Большинство слов рус­ско­го язы­ка пишут­ся с бук­вой «и» после «ц» в корне.

Исключением явля­ют­ся сло­ва, в корне кото­рых после «ц» пишет­ся бук­ва «ы»:

Это напи­са­ние сохра­ня­ют про­из­вод­ные от них лек­се­мы, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи.

Понаблюдаем:

  • цыган­ский табор,
  • смуг­лая цыган­ка,
  • весе­лый цыганё­нок,
  • петь по-цыган­ски,
  • цыпля­чий пух,
  • наша цыплят­ни­ца,
  • гром­ко цыкнуть,
  • не надо цыкать
  • цып-цып и др.

Указанные слова-исключения из орфо­гра­фи­че­ско­го пра­ви­ла лег­ко запом­нить, если их объ­еди­нить в одну фра­зу:

Цыган встал на цыпоч­ки и ска­зал цып­лён­ку: «Цыц»!

Возможно, что эти слова-исключения вам помо­гут запом­нить весе­лые сти­хи поэта-сатирика Аркадия Хайта, авто­ра сце­на­ри­ев муль­ти­пли­ка­ци­он­ных филь­мов «Ну, пого­ди!» и «Приключения кота Леопольда»:

Цыган цып­лён­ка уви­дал,
Заиграл на скри­поч­ке,
А цып­лё­нок услы­хал —
Станцевал на цыпоч­ках.
Цыц, ребя­та! Не шуметь!
А то цыган собьёт­ся,
Перестанет скрип­ка петь,
Танец вот пре­рвёт­ся…

2. Буква «и» пишет­ся в заим­ство­ван­ных сло­вах, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ция:

  • инспекция
  • демон­страция
  • репе­тиция
  • ком­по­зиция
  • интел­ли­генция
  • план­тация
  • интуиция

Буква «ы» после «ц»

I YI posle TS

Выбор бук­вы «и» или «ы» после «ц» зави­сит от места в сло­ве и от грам­ма­ти­че­ской фор­мы лек­се­мы. Буква «ы» пишет­ся в основ­ном после «ц» не в корне, а в дру­гих мор­фе­мах:

1. в окон­ча­ни­ях слов:

а) у суще­стви­тель­ных в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла роди­тель­но­го паде­жа и мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • воз­ле гра­ницы
  • у таб­лицы
  • две посло­вицы
  • мимо око­лицы
  • у моей при­я­тель­ницы
  • две умницы
  • люби­мые уст­рицы
  • вкус­ные голубцы
  • пев­чие птицы
  • шум­ные улицы

б) у при­ла­га­тель­ных

2. в суф­фик­се -ын- при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных:

  • сест­рицына шаль,
  • импе­ра­трицын трон,
  • яще­рицын хвост,
  • пле­мян­ницын теле­фон,
  • лисицына нора,
  • курицыно гнез­до,
  • синицыно перо,
  • куницын мех.

Образец рассуждения

Obrazets rassuzhdeniya

Проверьте усво­е­ние все­го пра­ви­ла, вста­вив нуж­ные бук­вы в сти­хо­тво­ре­ние А. Курляндского и А. Хайта:

Ц…плёнок в ц…рке высту­пал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъ­ез­жал
И ц…фр он знал нема­ло.
Он из ц…линдра доста­вал
Морковь и огурц…
И толь­ко одно­го не знал:
Где ци, а где там цы.

источники:

http://pravica.ru/tsypochkakh

http://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/pravopisanie-y-i-i-posle-ts-v-slovah.html

Смотреть что такое ЦЫПОЧКИ в других словарях:

ЦЫПОЧКИ

цыпочки на цыпочках — (on) tiptoe ходить на цыпочках — tiptoe

ЦЫПОЧКИ

цыпочки
на цыпочках..
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999.
цыпочки
цирлы
Словарь русских синонимов.
цыпочки
сущ., кол-во синонимов: 2
• цирлы (2)
• цыпки (5)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
цирлы… смотреть

ЦЫПОЧКИ

Цыпочки. П. П. Свиньину тот же автор [И. И. Дмитриев — Л. А.] писал: «слово ципочки (по поводу выражения на цыпочках, вместо на пальцах. — В. В. ) упо… смотреть

ЦЫПОЧКИ

-чек, -чкам, мн.
◊на цыпочках{ или} на цыпочкина кончиках пальцев ног или на кончики пальцев ног.
Появилась Зоя и стала ходить по комнате на цыпочках,… смотреть

ЦЫПОЧКИ

Словенское – cipati (неуклюже идти).В русском языке слово употребляется с начала XII в., однако не исключено, что появилось оно намного раньше. Это сло… смотреть

ЦЫПОЧКИ

1) Орфографическая запись слова: цыпочки2) Ударение в слове: ц`ыпочки3) Деление слова на слоги (перенос слова): цыпочки4) Фонетическая транскрипция сло… смотреть

ЦЫПОЧКИ

цыпочки сущ.мн.жен.неод. (3)
пр.
(Крадется вон из комнаты на цыпочках.)ГоУ 1.2 (рем.).
Вон он на цыпочках, и не богат словамиГоУ 3.3.
К Людмиле крад… смотреть

ЦЫПОЧКИ

цыпочки цы́почкимн. цы́пки, укр. ципки́ мн., словен. сíраti «неуклюже идти» наряду с сербохорв. цу̏пкати «прыгать», чеш. сuраti «слабо топать ногами»,… смотреть

ЦЫПОЧКИ

корень — ЦЫП; суффикс — ОЧК; окончание — И; Основа слова: ЦЫПОЧКВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ — ЦЫП; ∧ — ОЧК; ⏰ — И; Слово Цыпоч… смотреть

ЦЫПОЧКИ

мн. цыпки, укр. ципки мн., словен. сiраti «неуклюже идти» наряду с сербохорв. цупкати «прыгать», чеш. сuраti «слабо топать ногами», польск. сuрас «тихо красться следом».Все это звукоподражания, как и нов.-в.-н. zippeln, ziрреrn «семенить», ср.-в.-н. zippeltrit «семенящий шаг»; см. Бернекер I, 130; Преобр., Труды I, 50 и сл.; Соболевский, ЖМНП, 1886, сент., стр. 145…. смотреть

ЦЫПОЧКИ

мн.на цыпочках, на цыпочки — de puntillasходить на цыпочках — andar de puntillasвстать на цыпочки — ponerse de puntillas

ЦЫПОЧКИ

• на цыпочках
lábhegyen• на цыпочках
lábujjhegyen* * *мнна цы́почках — lábujjhegyenСинонимы: цирлы

ЦЫПОЧКИ

Ходить на цыпочках. Разг. 1. перед кем. Заискивать перед кем-л. Ф 2, 237. 2. Вести себя осторожно, осмотрительно. Глухов 1988, 166.Синонимы: цирлы

ЦЫПОЧКИ

мн.на цы́почках — ayak uçlarına basarakвстать на цы́почки — ayak uçlarına kalkmakСинонимы: цирлы

ЦЫПОЧКИ

на цыпочках — sur la pointe des piedsвстать на цыпочки — se dresser sur la pointe des piedsСинонимы: цирлы

ЦЫПОЧКИ

ЦЫПОЧКИ цыпочек, ед. нет. В выражениях: на цыпочках или на цыпочки — на кончиках пальцев ног или на кончики пальцев ног. Я на цыпочках и в сильном волнении выбрался из комнаты. Л. Толстой. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. Крылов. Встать на цыпочки.<br><br><br>… смотреть

ЦЫПОЧКИ

цы́почки; ходи́ть на цы́почках; встать на цы́почкиСинонимы: цирлы

ЦЫПОЧКИ

мн(бесшумно) de mansinho, sem fazer barulho- на цыпочкахСинонимы: цирлы

ЦЫПОЧКИ

Ударение в слове: ц`ыпочкиУдарение падает на букву: ыБезударные гласные в слове: ц`ыпочки

ЦЫПОЧКИ

ЦЫПОЧКИ: на цыпочках (ходить) или на цыпочки (встать) — на кончиках (или на кончики) пальцев ног. На цыпочках ходить перед кем-нибудь (также перен.: заискивать, всячески угождать; разговорное неодобр.)-… смотреть

ЦЫПОЧКИ

на цы/почки; на цы/почкахСинонимы: цирлы

ЦЫПОЧКИ

Rzeczownik цыпочки pl. palce

ЦЫПОЧКИ

мн.- на цыпочках — встать на цыпочки
Синонимы: цирлы

ЦЫПОЧКИ

на цыпочках — sur la pointe des pieds встать на цыпочки — se dresser sur la pointe des pieds

ЦЫПОЧКИ

на цыпочках — auf den ZehenspitzenСинонимы: цирлы

ЦЫПОЧКИ

цы́почки,
цы́почек,
цы́почкам,
цы́почки,
цы́почками,
цы́почках
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
цирлы… смотреть

ЦЫПОЧКИ

ц’ыпочки на ц’ыпочках, на ц’ыпочкиСинонимы: цирлы

ЦЫПОЧКИ

Ходить на цыпочках перед кем.Ходити навшпиньки (навшпиньках, лок. на здибочках) перед ким.

ЦЫПОЧКИ

Ходить на цыпочках — хадзіць на пальчыках (на дыбачках) встать на цыпочки — стаць на пальчыкі (на дыбачкі)

ЦЫПОЧКИ

ходить на цыпочках — хадзіць на пальчыках (на дыбачках)встать на цыпочки — стаць на пальчыкі (на дыбачкі)

ЦЫПОЧКИ

: на цыпочках ходить, на цыпочки встать barmaqlarının üstündə, ayaqlarının ucunda, barmaqlarının ucunda.

ЦЫПОЧКИ

pl- встать на цыпочки- на цыпочках

ЦЫПОЧКИ

на цыпочках auf den ZehenspitzenСинонимы: цирлы

ЦЫПОЧКИ

мн.
— встать на цыпочки- ходить на цыпочках
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
цирлы

ЦЫПОЧКИ

см.:сопля на цыпочкахСинонимы: цирлы

ЦЫПОЧКИ

мн.
ходить на цыпочках буттун учу менен басуу;
встать на цыпочки буттун учу менен туруу.

ЦЫПОЧКИ

ходить на цыпочках аяқтың ұшымен жүру, ептеп жүру;- встать на цыпочки аяқтың ұшымен тұру

ЦЫПОЧКИ

цыпочки = мн. : на цыпочках on tiptoe; ходить на цыпочках (go* on) tiptoe.

ЦЫПОЧКИ

Хөлийн хурууны үзүүр, өлмий, өлмий дээрээ явах, гэтэх, мяраах

ЦЫПОЧКИ

только мн.: на цыпочках аяк очында; встать на цыпочки аяк очына басу

ЦЫПОЧКИ

цыпочк||имн. разг:
на ~ах, на ~ στά νύχια, στίς μύτες τῶν ποδιών.

ЦЫПОЧКИ

мн. ч. (употр. в сочетаниях) на цыпочках — auf den Zehenspitzen.

ЦЫПОЧКИ

цы’почки, цы’почек, цы’почкам, цы’почки, цы’почками, цы’почках

ЦЫПОЧКИ

цыпочки ц`ыпочки на ц`ыпочках, на ц`ыпочки

ЦЫПОЧКИ

: ходить на цыпочках чӗрне вӗссӗн утса ҫӳре

ЦЫПОЧКИ

на цыпочках – аяқтың ұшымен жүру

  • Цирк никулина новогодняя сказка
  • Церковь это большая божья семья сочинение
  • Цикл рассказов трава мурава
  • Цепочная карусель парк сказка
  • Цербер на английском как пишется