Цикличный ритм как пишется

Соотношение длительностей звуков в их последовательности называется ритмом. здесь под последовательностью звуков понимается их появление и исчезновение с течением времени,

Соотношение длительностей звуков в их последовательности называется ритмом. Здесь под последовательностью звуков понимается их появление и исчезновение с течением времени, например, сначала появился первый звук, затем второй звук, затем возникла пауза, после которой возник третий звук и т.д. Любая музыкальная композиция представляет собой чередование различных звуков и пауз между ними.

Наряду с ритмом в музыке используется понятия метра. Метр — абстрактная пульсация времени, которая определяет закономерное чередование сильных и слабых долей. Представьте, что кто-то равномерно, но неслышно бьёт по столу пальцем, чередуя сильные и слабые удары в четко определенной последовательности, например, первый удар производится сильнее, а второй — слабее, затем опять удар сильнее, а второй слабее и т.д. Мы не слышим эти удары, но они существуют. Метр как и время невидимы, но ход времени можно увидеть благодаря равномерному движению секундной стрелки, а метр можно услышать благодаря метроному — прибору, который равномерно воспроизводит щелчки в момент появления долей.

Зачем нужен метр? Он задаёт ход длительностей подобно тому, как эталонные часы задают ход времени. Представьте ситуацию, когда длительность секунды в разных часах различна. В одно и тоже время в одном и том же месте у одного человека часы показывают 4 часа утра, а у другого уже 8 вечера, у третьего 23:15, а у четвёртого 13:00 — обед. Поезд приходит на вокзал в 14:00. Можно ли по часам всех этих людей определить время прихода поезда? Нет, но это можно сделать, если все часы синхронизировать друг с другом для отображения ими одинакового времени. Теперь представьте, что каждый музыкант в оркестре будет играть длительности так, как захочет. Один будет играть четвертную 3 секунды, а другой — 1 секунду. Моментально возникнет рассинхронизация и какофония. Метр позволяет это устранить.

Расстояние от одной сильной доли до другой сильной доли называется тактом. Такты в нотной записи отделяются друг от друга вертикальной тактовой чертой. Закономерность чередования долей метра выражается в следующем:

  • первая доля — сильная (самая сильная), остальные — слабые.
  • расстояние между сильными долями одинаково по времени
  • количество долей в одном полном такте в точности равно указанному с помощью размера значению. Размер — дробная величина, в числителе которой указано количество длительностей, а в знаменателе — сама длительность. Например, размер 4/4 (четыре четверти) указывает на то, что сумма длительностей (нот и пауз) в одном такте должна быть в точности равна сумме длительностей четырех четвертных нот.

Метр — это своего рода координатная сетка, а ритм — различные фигуры, которые могут быть построены на данной координатной сетки. Метр и ритм взаимосвязаны между собой, в чем легко можно убедиться. На рис. 1 показана простая последовательность длительностей.

Последовательность длительностей

Рис. 1. Последовательность длительностей.

Где в этой последовательности сильные доли, сколько долей в такте и как эти длительности расположены в такте? На эти вопросы ответить невозможно. У нас есть последовательность длительностей, но нет закона их чередования. В зависимости от размера длительности можно распределить по тактам различным образом.

Группировка длительностей с использованием разных размеров

Рис. 2. Группировка длительностей с использованием разных размеров.

На рис. 3 показан закон чередования долей с размером четыре четверти. Красными штрихами показаны сильные доли, синими — слабые. Третья доля в размере 4/4 — относительно сильная доля, но сейчас это не важно.

Закон чередования долей

Рис. 3. Закон чередования долей.

Здесь картина другая: закон чередования долей известен, но не определены длительности. Для получения разных ритмических фигур необходимо распределить выбранные длительности по долям метра (рис. 4).

Различные ритмические фигуры

Рис. 4. Различные ритмические фигуры.

Закон чередования длительностей, выраженный при помощи размера, остаётся неизменным все три такта на рис. 4, а длительности и их последовательность может изменяться.

Основа ритмического рисунка часто создаётся при помощи трёх элементов ударной установки: бочки, ведущего и хай-хета. Удар по каждому из них — событие, которое в музыкальных редакторах обозначается в виде ромба. Среди всего множества ритмических рисунков можно выделить два основных: игра восьмыми и игра шестнадцатыми в размере четыре четверти. Запись партии ударных можно начать с записи партии любого элемента, но проще всего данную запись начать с определения координатной системы для привязки событий при игре восьмыми или шестнадцатыми. Для этого можно использовать бумагу в клеточку. Координатная сетка при игре восьмыми показана на рис. 5, где вертикальные линии обозначают моменты времени игры восьмых (при размере 4/4 в одном такте может находиться 8 восьмых). Красные вертикальные линии обозначают 4 доли. Игра восьмыми означает то, что восьмая является минимально возможной длительностью, поэтому события могут располагаться только на вертикальных линиях. Получается наглядная привязка событий к вертикальным линиям сетки.

Система координат для записи партии ударных при игре восьмыми

Рис. 5. Система координат для записи партии ударных при игре восьмыми.

При игре восьмыми партия хай-хета часто состоит из равномерно чередующихся восьмых, поэтому смело рисуем восемь ромбов на каждой вертикальной линии. События бочки и ведущего записываются исходя из того, какой ритмический рисунок требуется получить. Некоторые базовые ритмические рисунки показаны на рис. 6.

Базовые ритмические рисунки при игре восьмыми

Рис. 6. Базовые ритмические рисунки при игре восьмыми.

Вариант 1.

скачать

Вариант 2.

скачать

Вариант 3.

скачать

Вариант 4.

скачать

В размере 4/4 для счета долей и установки темпа используется один из приведенных ниже способов счёта:

  • Раз-два-три-четыре — счет четвертными (счет по долям)
  • Раз-и-два-и-три-и-четыре-и — расширенный счет
  • Раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь — счет восьмыми

Первые вариант счета удобен тем, что он считается по долям (щелчкам метронома). Ряд сложных ритмических фигур проще всего понять используя этот вариант счёта. Второй вариант счета является универсальным и позволяет понять игру между долями. Третий вариант удобен при записи партий ритма. Если понять ритмическую фигуру не получается, то нужно использовать другой способ счёта. Лучше всего считать под метроном. В противном случае навык ровного счета будет улучшаться медленно, если вообще он будет улучшаться. Ниже даны примеры, которые помогут освоиться со счетом.

Счет целой длительности

Рис. 7. Счет целой длительности.

Пример 1. Целая

скачать

Числами на рис. 7 обозначены доли метра. Счет ведется таким образом, чтобы акцент в слове совпадал по времени с моментом появления доли.

Счет половинных

Рис. 8. Счет половинных.

Пример 2. Половинные

скачать

Счет четвертных

Рис. 9. Счет четвертных.

Пример 3. Четвертные

скачать

Для счета четвертных на рис. 9. более удобным был бы счет по долям, но счет долей при расширенном счете получается более равномерным.

Счет восьмых

Рис. 10. Счет восьмых.

Пример 4. Восьмые

скачать

Счет шестнадцатых

Рис. 11. Счет шестнадцатых.

Пример 5. Шестнадцатые

скачать

Разные длительности

Рис. 12. Разные длительности.

Пример 6. Разные длительности

скачать

Синкопы

Рис. 13. Синкопы.

Пример 7. Синкопы

скачать

Триоли

Рис. 14. Триоли.

Пример 8. Триоли

скачать

При счете триолей удобнее считать не доли, а ноты в триоли: Раз-два-три, Раз-два-три, Раз-два-три, Раз-два-три. При этом доли считаются неявно.

Пунктирный ритм

Рис. 15. Пунктирный ритм.

Пример 9. Пунктирный ритм

скачать

Счет ритмической фигуры с пунктирным ритмом может показаться сложным. Проще всего пунктирный ритм представить в виде триоли, у которой нет второй длительности. Вместо неё продолжает звучать первая длительность.

Александр Страшко
admin@starport.ru
30.01.11

Жизнь человека – это неутомимое движение в пространстве и времени. Гармоничность этого движения зависит от того, насколько точно оно совпадает или дополняет движение окружающей среды.

Природа вещей или происхождение ритма

Так уж сложилось, что беззвучное движение встречается крайне редко. Движение маятника, ход стрелки часов, биение сердца, работа мотора, шум листвы, журчание ручья, смена времён года, дня и ночи – у каждого явления есть своё звучание и характерная хорошо узнаваемая ритмическая организация.

ритм в музыке это

Человек, утоляя жажду познания, находится в системе координат, центром которой является он сам. Первоначально понятия большой-маленький, быстрый-медленный ребёнок классифицирует относительно своего роста и темпа работы сердца.

Постепенно становятся доступными сравнения предметов и явлений между собой в отстранённой системе координат, однако основы не уходят в небытие, а переходят на уровень подсознательной регуляции. Таким образом, можно утверждать, что основу жизни составляет соразмерная смена явлений, действий, форм – ритм жизни в макро- и микромасштабах, который играет одну из ключевых ролей и в музыкальном искусстве.

Ритмическая организация жизни и музыки

Слово «ритм» греческого происхождения и в дословном переводе обозначает соразмерность. Ритм в музыке – это упорядоченное чередование звуков различной длительности, один из основных элементов выразительности в музыкальной палитре, поскольку звуки без ритмической огранки не могут образовывать мелодию.

Как и поэзия, музыка – это искусство, простирающееся во времени, имеющее свою графическую систему записи. Основной графемой записи звуков является нота – условный знак, указывающий высоту и относительную длительность звука. Следует отметить, что ту систему записи звуков, которую можно увидеть сегодня, ввели в обращение только в шестнадцатом веке. До этого момента деление длительности нот происходило не на две части, а на три. Со временем появилась разность в окраске нот (длинные звуки – белые, а короткие звуки – чёрные), а следом появились «хвостики» в виде штилей и флажков.

В обыденной жизни человеку приходится часто делить целое на две половины или четыре равные части, а иногда и на восемь частей. Этот принцип действует и в определении длительности нот:

  • целая нота – имеет белый окрас и является обозначением длинного звука;
  • половинная нота – составляет по длительности звучания половину целой, также имеет белый окрас, но к ней приставлен штиль, который и отличает её от предыдущего знака;
  • четвертная нота – звучит только четвёртую часть от целой ноты, окрашена в чёрный цвет и имеет штиль;
  • восьмая нота – по аналогии составляет восьмую часть целого, чёрная со штилем и одним флажком.

Существует и более мелкое деление времени звучания и более крупное, но для того, чтобы разобраться в ритмической организации, приведённых длительностей нот более чем достаточно.

длительности нот

Если сравнивать с ежедневными ритмами человека музыкальный, то следует определиться с системой отсчёта. Нашу жизнь ежедневно отсчитывают обыкновенные стрелки часов. А вот ритмическая жизнь музыкального произведения зависит от метра и темпа.

Как различать ритм, метр и темп

На просторах интернета часто цитируют результаты исследований психологов по восприятию бесформенных клякс человеком. Выводы учёных говорят о том, что зрительное восприятие человека (как и слуховое) опирается на уже знакомые образы как на «шаблон» и только после «ощущения опоры» может включить «представление» многообразие других вариантов. Роль опоры в музыке играет метр – от греческого «мера».

Подобно дыханию и сердцебиению, музыкальная ткань состоит из напряжения (сильная доля) и разрядки (слабая доля). Графически музыкальный метр обозначается через размер (изображается в виде дроби и указывает количество долей определённой длительности от одной сильной доли до следующей за ней). Роль ритма в музыке – это создание неповторимого образа мелодии.

Трёхдольный метр, например, в представлениях современного человека связывается с вальсом. Чтобы не путать метр с ритмом достаточно сделать один раз несложное упражнение: ногами поочерёдно отстукивать трёхдольный метр вальса (первая сильная доля – левой ногой, две слабые доли – правой ногой), а руками воспроизвести ритм «Болеро» Мориса Равеля.

пунктирный ритм

Этот пример ещё раз подчёркивает значение ритма в музыке: трёхдольный метр (ассоциирующийся у многих слушателей с плавным вальсом) перестаёт быть «белым и пушистым» и, благодаря ритмическому рисунку, приобретает жёсткость и настойчивость.

С определением темпа всё проще, но есть и свои нюансы. В нотной графике всё, что связано с темпом, обозначается итальянскими терминами, а щепетильные композиторы в начале произведения выставляют значение метронома.

Метроном – это прибор, помогающий определять скорость исполнения при помощи шкалы, на которой можно установить разное количество ударов в минуту. Иногда, композиторы указывают темп на русском, английском, французском языках, но, несмотря на это, значение остаётся прежним.

Просторы пунктирного ритма

Графическое изображение звучания музыки не ограничивается обозначением иностранных терминов, нот, пауз, метра. Существуют и специфические обозначения, такие как точка. Точка, поставленная справа от ноты, обозначает не что иное, как пунктирный ритм и удлиняет звучание ноты наполовину. Что же касается характерологических особенностей этого ритма, то в быстром темпе он несёт энергетику порыва, натиска, настойчивости, устремлённости. Как пример можно рассмотреть «Монтекки и Капулетти» из балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

ритм в современной музыке

Звучание же пунктирного ритма в среднем темпе выражает другие настроения: сомнение, задумчивость, мимолётный порыв. Данное утверждение хорошо иллюстрирует вальс «Сладкая Грёза» из «Детского альбома» П. Чайковского или Прелюдия ми-минор Фредерика Шопена. Тот же композитор использовал пунктирный ритм в медленном темпе для изображения отчаяния, безысходности, подавленности во второй части сонаты для фортепиано, более известной как «Траурный марш».

Территориальные претензии синкопы

Синкопа – это название ритма в музыке. Суть её заключается в перенесении акцента с сильной доли метра на слабую (иначе говоря со вдоха на выдох). Создаётся ощущение ритмического перебоя, который вносит в музыкальную палитру остроту и напряжённость. Сам термин происходит от греческого слова и обозначает пропуск чего-либо. Красочностью этой ритмической организации пользовались многие композиторы, и, в зависимости от метра и темпа произведения, данный ритм способен широко обогатить музыкальный язык.

значение ритма в музыке

Например, «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Синкопа в этом произведении является зерном, из которого прорастает мелодия, сохраняя ритм «сомнений». Или вальс П. И. Чайковского ми-бемоль – мажор: темп произведения быстрее, чем в предыдущем варианте, поэтому синкопа передаёт волнение, робкую мечтательность. Ещё больше возрастёт роль синкопированных ритмов в современной музыке.

Такой загадочный свинг

Что же такое свинг, и чем он отличается от остальных ритмических матриц? Название образовано от английского слова (в дословном переводе – «покачивание»). Стал известен благодаря развитию джазовой музыки, в свою очередь джаз – это гармоничное развитие и преобразование спиричуэлса (очень иллюстративна композиция «Вернёмся с Иисусом», но не в исполнении академических хоровых коллективов).

Стоит заметить, что «характерное покачивание» ритмического рисунка негритянских песнопений стойко сохраняется и в современном джазовом творчестве. Чтобы представить себе звучание свинга, достаточно вообразить, что первый из каждой пары играемых звуков исполняется длиннее второго, что на слух воспринимается как триоль. Поскольку свинг – это ритмическая матрица, то и влияние темпа на её характерологические особенности тоже велико. Это и быстрый бескомпромиссный вариант Майкла Бубла Spiderman Theme, и проникновенный, можно сказать, «исповедальный» свинг Нины Симоне — Feeling Good.

название ритма в музыке

А такие известные исполнители свинга, как Элла Фицджеральд и Дюк Эллингтон, способны убедить слушателя в том, что всем известная композиция «Караван» не может существовать вне свинга.

Нужно заметить, что свинг — это не что-то из ряда вон выходящее, и как пример — неповторимый Луи Армстронг в композиции Go Down Moses. Ритм в современной музыке не ограничивается только донной матрицей, он многогранен, и зачастую эксперименты композиторов приобретают невообразимые рельефы.

Особые ритмические фигуры, как кружевное украшение в музыке

Под особыми ритмическими фигурами понимаются триоли, квартоли, квинтоли и т.д. Происходят они от деления одной доли на произвольное количество (3,4,5,6,7) равных частей. По времени звучания эти группы не отличаются от разделённой доли и имеют только один акцент (это всегда первый звук в группе).

затакт в музыке

Особую красочность и атмосферность приобретает музыкальная ткань при одновременном воспроизведении нескольких ритмических фигур, чем виртуозно воспользовался Джордже Энеску в произведении «Румынская рапсодия» ля-мажор. Однако нельзя забывать, какую роль в восприятии ритма играет темп. В рапсодии используются темпы от умеренных до быстрых, что окрашивает произведение в игривые, искромётные, завораживающие оттенки. Мастерски пользовался в своих произведениях разными ритмическими изысками пианист и композитор Ференс Лист («Венгерская рапсодия» №2, к примеру).

Что же касается медленных и умеренных темпов в использовании особых ритмических рисунков и затакта в музыке, то в данном случае хочется упомянуть Фредерика Шопена и его непревзойдённые Ноктюрны. Для польского композитора ритм в музыке – это одно из главных средств выразительности. Известный «Ноктюрн Ля-бемоль мажор» — яркая иллюстрация данного утверждения.

Художественные краски ритма

Совершенно очевидно, что ритм тесно связан с темпом, мелодикой, динамикой. Однако нельзя отрицать, что ритм в музыке – это первооснова и связующая нить между остальными выразительными компонентами.

Разнообразие ритмических матриц, заимствованных от предыдущих поколений, царит в современной музыке. И неважно, какой национальности композитор, какие ритмы и стили предпочитает использовать в своих композициях — ценно то, что он общается со слушателем на понятном ему языке, описывает знакомые переживания и чувства.

Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

изучаем ритм в музыке

Ритм является основополагающим элементом при исполнении музыкального произведения. При этом можно говорить о независимости ритма от мелодии. Так каждый человек мог наблюдать вокруг себя тысячи примеров отдельного существования, начиная от биения сердца и заканчивая ударными инструментами, не имеющими звуковысотной составляющей. Мелодии же без ритма быть практически не может.

Вне зависимости от степени профессионализма, каждый музыкант должен считаться с основами ритма, знать специфическую терминологию, а также уметь воспроизводить произведение или музыкальный фрагмент в предложенном ритме. На данной странице разбираются основные понятия и терминология, необходимая для практики.

Ритм, длительности и паузы

Давайте рассмотрим, что такое ритм. Музыкальный термин представляет собой четкую организацию музыки во временном пространстве. Образуется структура из последовательности длительностей и пауз. В таблице указаны длительности, а также их обозначение.

Название длительности

Обозначение при записи

Количество счетов на одну длительность

На нотном стане

Вне нотного стана

Целая

 Цикличный ритм как пишется

 Цикличный ритм как пишетсяЦикличный ритм как пишется

1 и 2 и 3 и 4 и

Половинная

 Цикличный ритм как пишется  Цикличный ритм как пишется

1 и 2 и

Четверть

 Цикличный ритм как пишется  Цикличный ритм как пишется

1 и

Восьмая

 Цикличный ритм как пишется

Цикличный ритм как пишетсяилиЦикличный ритм как пишется

1

Шестнадцатая

 Цикличный ритм как пишется

Цикличный ритм как пишетсяили Цикличный ритм как пишется

В два раза меньше восьмой

Существует специальная таблица, показывающая соотношение длительностей между собой.

 Цикличный ритм как пишется

Отдельную категорию составляют триоли. Данные длительности появляются при делении не на две части, как это происходило в вышеуказанных случаях, а на три.

Цикличный ритм как пишется

Стоит разобраться с таким понятием, как пауза в музыкальном ритме. Пауза – это временной отрезок в музыке, который заполняется тишиной. Существуют следующие по размеру паузы:

  1. Целая пауза. По длительности равна целой ноте. Обозначается черным, закрашенным прямоугольником над третьей линией нотного стана.
  2. Половинная пауза. Равна половинной ноте. Обозначается черным прямоугольником, располагающимся на третьей линии нотного стана.
  3. Четвертная пауза приравнивается к четверти. Обозначается фигурно практически на весь нотный стан.
  4. Восьмая пауза по длительности схожа с восьмой. По обозначению напоминает прописную букву «ч».
  5. Шестнадцатая пауза равна соответствующей ноте. На письме схожа с предыдущей длительностью, отличием является удвоение хвостика.

 Цикличный ритм как пишется

Необходимо отметить, что некоторые музыканты воспринимают паузы, как остановки, в результате чего сбиваются с общей ритмической канвы. Пауза – это знак молчания, который играет большую роль в произведении. Настоятельно не рекомендуется съедать паузы за счет другой предшествующей ноты, удлиняя ее длительность. В противном случае, теряется музыкальная мысль. Особенно важно учитывать данный принцип при игре в оркестре, ансамбле или коллективе. Ведь если не будут учитываться паузы, то звуки будут накладываться друг на друга, создавая неблагозвучия.

Основная терминология

Ритм в профессиональной музыке не может обойтись без таких понятий, как такт, метр, темп и размер.

  • Метр представляет собой равномерное чередование акцентов в музыкальном произведении.
  • Такт представляет собой единицу измерения метра, которая исчисляется нотами или паузами. В размере четыре четверти первая нота в такте – это сильная доля, вторая – слабая, третья – относительно сильная, четвертая слабая. Между собой такты делятся чертой. Закрывает произведение двойная черта.

Цикличный ритм как пишется

  • Размер – две цифры, располагающиеся одна над другой, стоящие вначале нотного стана. Верхняя цифра показывает количество длительностей в такте, а нижняя какая длительность преобладает. Располагается обозначение после ключа и ключевых знаков. Примечательно, что показатель дублируется только один раз вначале произведения, на следующих строчках не нужно вновь указывать размер. Исключением является смена на новый.

На рисунке представлен размер 4/4 (четыре четверти)

Цикличный ритм как пишется

Указание четвертей не означает, что в такте будут использоваться только данные длительности. Могут быть использованы разные по величине длительности, но их сумма не должна превышать размер. Рассмотрим правильный и неправильный примеры.  

 Цикличный ритм как пишется

Цикличный ритм как пишется

Стоит учесть, что размеры бывают простыми, сложными, смешанными и переменными.

К первой простой группе относят преимущественно двух или трехдольные размеры, в которых имеется всего один акцент на сильную долю. Наиболее распространенными можно считать размеры на две четверти, на две половинные, две восьмые, три четверти, три восьмые и три половинные.

Цикличный ритм как пишется

Сложные размеры появляются при слиянии двух простых, обычно они имеют к основному акценту на сильную долю, еще дополнительный относительный. В данную группу входят: четыре четверти, шесть восьмых, двенадцать восьмых, шесть четвертей и т.д.

Цикличный ритм как пишется

Смешанные составляют особую категорию. Они образуются от соединения нескольких простых неодинаковых размеров между собой. Группа включает такие единицы, как пять четвертей, пять восьмых, а также семь четвертей и семь восьмых.

Цикличный ритм как пишется

Переменный размер характерен прежде всего для фольклорной музыки, прежде всего для русской народной песни. Ярким примером является песня «Сидел Ваня».

 Цикличный ритм как пишется

Популярный размер четыре четверти изображают, как заглавную букву С, поэтому не стоит пугаться данного обозначения.

Цикличный ритм как пишется

  • Темп – это музыкальная характеристика, определяющая скорость исполнения музыкального инструмента. Обычно темп размещается вначале произведения над нотным станом, и написан на итальянском языке. Существует три группы медленные, умеренные и быстрые темповые обозначения. В зависимости от выставленного значения произведение может звучать по-разному. Обычно темп выставляется на специальном устройстве, которое называется метроном. Чем больше значение, тем быстрее будет темп.

Дополнительные знаки

Существуют некоторые знаки нотации, которые активно участвуют в образовании ритма. Если две ноты, находящиеся на одном звуковысотном уровне залигованы, то это означает, что первый звук должен держаться суммарное количество по времени. Обычно это требуется для соблюдения группировки в сложных размерах.

Цикличный ритм как пишется

Например, возьмем размер четыре четверти. Он сложный и имеет один сильный акцент на первой доле, и один относительно сильный на третьей доле. Таким образом, на первой и третьей доле такта должны оказаться ноты. Чтобы записать ритм четверть, половинная и четверть необходимо соблюсти основные группировочные правила.

Цикличный ритм как пишется

Так если после ноты стоит точка, то это увеличивает ее звучание ровно в половину. Например, четверть с точкой равняется по звучанию четверти с восьмой.

Цикличный ритм как пишется 

Часто длительность с точкой идет рядом с таким понятием, как пунктирный ритм. Термин обозначает ритмическую фигуру, состоящую из длительности с точкой и ее логического по счету завершения. Так наиболее распространенными вариантами являются четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая. Рассмотрим на нотном примере.

 Цикличный ритм как пишется

Цикличный ритм как пишется

Как можно заметить по изображению пунктирный ритм используется в основном на сильных или относительно сильных долях такта.

Еще одним из дополнительных знаков можно назвать фермату.

Цикличный ритм как пишется

Этот музыкальный знак обозначает, что исполнитель может выдерживать ноту, помеченную фермату неограниченное количество времени.

Основные системы ритмослогов

Существует специальная система ритмослогов, помогающая на практике научиться правильно воспроизводить различные длительности. Данная система была придумана в Венгрии в прошлом столетии и активно используется в музыкальных школах в первые годы обучения музыки, когда закладывается ритмическая основа. Итак, существуют следующие ритмослоги:

  • Целая – Та-а-а-а
  • Половинная – Та-а
  • Четверть – Та
  • Восьмая – Ти
  • 2 шестнадцатые – Ти-ри
  • Пунктирный ритм: четверть с точкой и восьмая – та-ай – ти.

Также были разработаны специальные ритмослоги для определения пауз:

  • Целая – Па-у-уза.
  • Половинная – Па-а
  • Четвертная – Па
  • Восьмая – пи

Подобное восприятие длительностей позволяет в несколько раз быстрее освоить даже сложные ритмические фигуры и научиться быстро читать с листа музыкальные произведения.

Упражнение №1. Усвоение ритмослогов

Пропойте мелодию в предложенном ритме, используя ритмослоги.

Цикличный ритм как пишется

Сравните с ответом, представленном ниже:

 Цикличный ритм как пишется

Советы для быстрого освоения ритма и упражения

  1. Ежедневная практика. Как бы это не было банально, но только ежедневная практика может привести вас к хорошему результату. Необходимо работать над ритмом примерно полчаса в день, чтобы добиться прочной базы.
  2. Первое время стоит использовать метроном. На столе или крышке фортепиано отстукивайте предложенный ритм. Выставляйте вначале медленный темп, от 40 до 60 ударов, затем переходите к более подвижным темпам. Старайтесь сразу попадать в сильные доли.
  3. Используйте систему ритмослогов.

Стоит учитывать, что при игре на фортепиано в работу включены две руки. При этом ритм в каждой из рук может быть различным, чтобы заранее проработать технику требуется делать специальные упражнения.

Упражнения на поочередное вовлечение правой и левой руки, создающее перекличку. Верхняя строка для правой руки, нижняя для левой. Отстукивать ритм необходимо в среднем темпе, в котором вы не будете делать ошибки. При появлении ошибок или остановок требуется перейти к более медленному темпу. Стучать можно на столе или крышке фортепиано под метроном.

№1

Цикличный ритм как пишется

№2

Цикличный ритм как пишется

Более сложными упражнениями являются те, в которых ритмические фигуры отбиваются одновременно двумя руками.

№1

Цикличный ритм как пишется

№2

Цикличный ритм как пишется

Если вы хотите больше упражнений, то рекомендуем вам познакомиться с учебником Ольги Берак «Школа ритма». Пособие делится на несколько частей по размерам. Вначале идут двухдольные размеры, затем идут трехдольные размеры.

Программы для самоконтроля в изучении

Если человек пытается самостоятельно освоить ритм без профессиональной помощи, то ему необходимо проводить контроль, который достигается при помощи современных технологий. Существуют специальные программы, в которых можно проверить собственные знания ритма.

Абсолютный слух 2

В данной программе разработан специальный раздел «Ритм», в котором можно найти следующие разделы для освоения ритмических фигур:

  • Теория. В категории представлены минимальные основополагающие сведения, касающиеся ритма, а также можно послушать как по времени звучат разнообразные длительности.
  • Чтение. При помощи встроенного в приложении метронома требуется отстучать записанный выше ритм, не допуская ошибок.
  • Диктовка. Необходимо правильно записать ритмический рисунок, который вы услышали.
  • Имитация. После прослушивания ритмических фигур необходимо правильно их записать.

В каждом из вышеуказанных разделов есть дополнительные подразделения на определенные ритмические фигуры. Это позволяет добиться совершенства в ритмическом плане.

Цикличный ритм как пишется

Цикличный ритм как пишется

Стоит отметить, что в сети интернет существует огромное количество электронных метрономов, которые ни сколько не уступают реальным аналогам. Они достаточно просто настраиваются, при чем каждый человек может самостоятельно отстучать ритм, в котором он собирается исполнять произведение или музыкальный фрагмент.

На данной странице мы познакомили с основной терминологией, которая пригодится начинающему музыканту, а также дали необходимые упражнения и рекомендации для усвоения темы. Материал поможет лучше понимать музыкальный текст, а также быстрее ориентироваться и точнее воспроизводить нотную запись.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

  • Цивилизация и прогресс рассказы
  • Цикл рассказов булгакова юного врача кроссворд
  • Цивилизация благо или трагедия сочинение
  • Цивилизация и технологии итоговое сочинение вельд
  • Цикл записки охотника открывался рассказом малиновая вода хорь и калиныч бурмистр певцы бежин луг