Цикл сказок салтыкова щедрина

Министерство образования, науки и молодежи республики крым государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение республики крым сакский технологический техникум методическая разработка урока

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

 РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ

Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Республики Крым «Сакский технологический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине
«Литература»

Тема :« Жизненный и творческий путь М.Е.
Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие произведений. Гротеск, аллегория,
символика, язык, обобщающий смысл сказок
»

Разработала
преподаватель русского языка и литературы

                              
Покотило Любовь Юрьевна

Тема 1.2.6. Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889)                 

Урок № 43

Тема: Жизненный
и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие произведений.
Гротеск, аллегория, символика, язык, обобщающий смысл сказок.   

Цель: познакомить
студентов с жизнью и творчеством писателя; определить жанровое своеобразие
произведений; дать определение понятиям «гротеск», «аллегория», «эзопов язык»;
развивать умения студентов пользоваться дополнительными источниками информации;
воспитывать любовь к литературе.

Оснащение:
презентация, тексты сказок, аудиозапись сказки «Коняга», текст сказки.

Тип урока:
комбинированный:

Вид урока:
изучение нового материала.

Технологии:

-Информационно-коммуникационные:

 поиск студентами
дополнительной информации;

ИКТ-технологии
(презентация, аудиозапись ( фрагмент);

творческое задание
к сказке «Коняга» (рисунки);

 составление
сенкана (на этапе подведения итогов);

-Проблемные вопросы
на обоснование, конкретизацию, логику рассуждения

Ход
урока

Я
писатель,

 в
этом мое призвание

1.Организационный
момент.

2.Объявление темы,
определение целей урока.

3.Мотивация
учебной деятельности студентов.

Сегодня на уроке
мы познакомимся с жизнью и творчеством М.Е.Салтыкова-Щедрина. Всю свою жизнь он
посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях
самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного
права, оставшиеся в быту и психологии людей. На примере этого писателя мы
увидим искреннюю любовь к своему народу, неравнодушие к тяжело работающим
людям, которые обмануты власть имущими. И этой любви мы попробуем научиться у
него.

4.Работа с новой
темой

Сообщение студента

Характеристика общественно-исторической
жизни России 70-х годов
 XIX века.

В конце 60-х, в 70-е годы в России поднимается очередная волна
крестьянских бунтов. Миллионы нищих, бесправных крестьян не желали терпеть
остатков крепостничества и покорно сносить новые формы буржуазного гнета. А тут
еще неурожаи, эпидемии, «хроническое голодание».

Бунтующее крестьянство не было способно на организованную
борьбу.  Его протест выразила революционная молодежь 70-х годов –
НАРОДНИКИ.

Тысячи юношей и девушек из интеллигентных, обеспеченных семей
«пошли в народ», рассчитывая поднять крестьянство на социалистическую
революцию. А царское правительство довершило разгром: сотни народников были
заключены в тюрьмы, сосланы на каторгу, отправлены в ссылку.

Тогда оставшиеся на свободе перешли к террору. Было совершено
покушение на Александра II. В результате – царь был смертельно ранен. Александр
III начал с казни организаторов покушений – Желябова и его товарищей. Маховик
реакции раскручивался все сильнее и сильнее, пока в конце концов не ударил по
«Отечественным запискам» Салтыкова-Щедрина (апрель 1884).

Н.А.Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин в 70-е годы продолжили дело
Чернышевского и Добролюбова, а в «Отечественных записках» воспитали целую
группу писателей-разночинцев.

Именно в эти годы появилась поэма «Кому на Руси жить хорошо»,
основные произведения Салтыкова-Щедрина. В те же 70-е годы  Л.Н.Толстой
публикует роман «Анна Каренина», во второй половине 60-х гг. Ф.М.Достоевский
создает один из лучших своих романов – «Преступление и наказание», а в 70-е гг.
– романы «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Преподаватель

Именно на это неспокойное время пришелся пик славы
Салтыкова-Щедрина. Но кто же это? Откуда берёт начало столь известный писатель?

Работа с эпиграфом

Знакомство с жизнью и творчеством писателя (презентация)

Родился 15 января (27 н.с.) в селе
Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в
родовом имении отца. Первое образование в биографии Салтыкова-Щедрина (Щедрин —
псевдоним) было получено в домашних условиях – с ним занимались: сестра,
священник, гувернантка. Затем он учился в Московском дворянском институте,
Царскосельском лицее. Во время обучения в лицее начали печататься его
стихотворения, однако позже разочаровавшись в своей поэзии, оставил это
занятие.

Чтение стихотворения студентом

  ВЕСНА

   Люблю весну я;
все благоухает

   И смотрит так
приветливо, светло

   Она наш дух
усталый пробуждает;

   Блистает солнце —
на сердце тепло!

   Толпятся мысли
быстрой чередою,

   Ни облачка на
небе — чудный день!

   Скажите же, ужель
печали тень

   Вас омрачит?
Чудесной тишиною

   Объят весь мир,
чуть слышно, как поет

   Над быстрой
речкой иволга уныло…

   Весною вновь все
дышит и живет

   И чувствует
неведомые силы.

   И часто мы вдвоем
с тобой встречали

   Весною солнце
раннею порой;

   Любили мы
смотреть, как убегали

   Ночные тени;
скоро за горой

   И солнце
удивлялось: вид прелестный!

   Чуть дышит тихий
ветер; все молчит,

   Вдали село объято
сном лежит

   И речка вьется;
свежестью чудесной

   Проникнут воздух
чистый, над рекой

   Станицы птиц,
кружась, летают; поле

   Стадами
покрывается; душой

   Все вновь живет,
и просит сердце воли…

   А вечера
весенние?

    В 1844 после окончания лицея служил
чиновником в канцелярии Военного министерства. «…Везде долг, везде
принуждение, везде скука и ложь…», такую характеристику дал он
бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с
литераторами, посещение «пятниц» Петрашевского, где собирались
философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими
настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

    Первые повести Салтыкова
«Противоречия» (1847), «Запутанное дело» (1848) своей
острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных
французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за «…вредный
образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю
Западную Европу…». В течение восьми лет живет в Вятке, где в 1850 был
назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность
часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь.
Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества
писателя. В конце 1855 после смерти Николая 1, получив право «проживать
где пожелает», возвращается в Петербург и возобновляет литературную
работу. В 1856 — 57 были написаны «Губернские очерки», изданные от
имени «надворного советника Н. Щедрина», ставшего известным всей
читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.

    В это время женится на 17-летней
дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд
писателя с государственной службой. В 1856 — 58 был чиновником особых поручений
в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке
крестьянской реформы.

    В 1858 — 62 служил вице-губернатором в
Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы
людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.

    В эти годы пишет рассказы и очерки
(«Невинные рассказы», 1857 — 63; «Сатиры в прозе», 1859 —
62), а также статьи по крестьянскому вопросу.

    В 1862 выходит в отставку, переезжает
в Петербург и по приглашению Некрасова входит в редакцию журнала
«Современник», который в это время испытывает огромные трудности
(Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость).
Салтыков берет на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное
внимание отдает ежемесячному обозрению «Наша общественная жизнь»,
которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

    В 1864 Салтыков выходит из редакции
«Современника», причиной послужили внутрижурнальные разногласия по
вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Возвращается на
государственную службу.

    В 1865 — 68 возглавлял Казенные палаты
в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу
«Писем о провинции» (1869). Частая смена мест службы объясняется
конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся»
в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был
отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переезжает в
Петербург, принимает приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала
«Отечественные записки», где работает в 1868 — 84. Салтыков теперь
целиком отдается литературной деятельности. В 1869 — 70 пишет «Историю
одного города», вершину своего сатирического искусства.

    В 1875 — 76 лечился за границей,
посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с
Тургеневым, Флобером, Золя.

    В 1880-е сатира Салтыкова достигает
кульминации в своем гневе и гротеске: «Современные идиллии» (1877 —
83); «Господа Головлевы» (1880); «Пошехонские рассказы»
(1883 — 84).

    В 1884 журнал «Отечественные
записки» был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале
«Вестник Европы».

    В последние годы жизни создал свои
шедевры: «Сказки» (1882 — 86); «Мелочи жизни» (1886 — 87);
«Пошехонская старина» (1887 — 89). За несколько дней до смерти он
написал первые страницы нового произведения «Забытые слова», где
хотел напомнить «пестрым людям» 1880-х об утраченных ими словах:
«совесть, отечество, человечество …другие там еще…».

Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля
по старому стилю) 1889 в Санкт-Петербурге, похоронен рядом с Иваном Тургеневым.

Сообщения студентов об интересных фактах из жизни писателя.

1.У будущего писателя была деспотичная мать. Забелина
Ольга Михайловна была напрочь лишена человечности, и ее образ позже воплотится
в «Господах Головлевых». В семье было шестеро детей, и, несмотря на то, что
Миша слыл любимчиком, семейных разборок он навидался сполна. Но мальчика это будто,
наоборот, закалило. Период до десяти лет автор впоследствии почти
автобиографично опишет в «Пошехонской старине». Салтыков всегда вспоминал свое
детство с горечью и, как правило, не любил о нем говорить. Детство его
проходило в основном в одиночестве, все старшие дети уже разъехались учиться. А
воспитанием его мало занимались по-настоящему.

2.Интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина
начинаются уже с его фамилии. Из двух ее частей настоящей является первая –
Салтыков, а вторая – Щедрин – появилась позже как псевдоним. Жизнь его будто
делится на две части: Салтыков – чиновник, и Щедрин – литератор, сатирик,
писатель. В 1847 году состоялся дебют Салтыкова-Щедрина как литератора. Сначала
рецензии, а потом две повести, опубликованные в журнале «Отечественные
записки». Выходили они под псевдонимами М. Непанов и М. С.

Настоящая слава к нему пришла в 1856 году,
когда он опубликовал свой цикл «Губернские очерки», с этого момента и вошел в
практику псевдоним Николай Щедрин, впоследствии ставший составляющей его
фамилии. А также появилась традиция публиковать свои произведения циклами.

3.Период обучения в Царскосельском, а затем в
Александровском лицее становится и периодом начала творчества
Салтыкова-Щедрина. Примечательно, что стихи, которые он писал в то время,
характеризовались учителями как «неодобрительные» . И касалось это не стиля, а
содержания, ведь уже тогда Михаил начинал проявлять свою склонность к
высмеиванию недостатков окружающего его мира. Эти стихи в сочетании с далеко не
идеальным поведением заставили Михаила окончить Александровский лицей по
второму разряду. Хотя с его знаниями он вполне мог получить и первый разряд.

Преподаватель.

Мы уже говорили о том, что писатель обратился к
жанру сказки. Как вы думаете, почему он выбрал именно эту форму
повествования?
(Сказки Салтыков — Щедрин писал,
чтобы притупить бдительность цензуры на столь сатирические произведения._

-Итак,
сатирик обратился к этому жанру  из-за цензурных преследований. Чтобы обойти
цензурные препятствия, Салтыков — Щедрин создал особый язык, особую манеру
письма. Язык он называет “эзоповским”, а манеру “ рабьей”, так как рождается
она в обществе, где нет свободы слова, где честные люди, по выражению Герцена,
жили “с кляпом во рту”.


Что такое эзопов  язык? Что вы знаете об этом художественном приеме?

Сообщение.

Эзопов
язык
— вынужденное иносказание, художественная
речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к
легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя
жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках,
вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь —
своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических
приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а
иносказательно.

В
России эзопов язык широко использовался сатириками. Объяснение этому можно
найти в знаменитом словаре Владимира Даля. Он писал: «Цензурные строгости
вызвали небывалый расцвет эзоповского языка. Русские писатели, вследствие
притеснений цензуры, вынуждены были писать эзоповским языком» Наиболее видные
из них — И. А. Крылов, прославившийся своими баснями, и, конечно же, любимый
многими М. Е. Салтыков-Щедрин с его злой и беспощадной сатирой, призванной
«отправлять в царство теней все отживающее»

Этим
языком и в этой манере написано большинство произведений Щедрина. Среди них — и
цикл «Сказки для детей изрядного возраста»

-Ребята,
как вы понимаете смысл выражения  «для детей изрядного возраста»?

(Салтыков-Щедрин
пишет «сказки» «для детей изрядного возраста», то есть для
взрослого читателя, которому надо от¬крыть глаза на жизнь. Сказка по простоте
своей формы дос¬тупна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому осо¬бенно
опасна для тех, кто в ней высмеивается. Опираясь на народную мудрость,
используя богатство народной речи и образы, созданные народом, проникнувшись
чисто народным юмором, Щедрин создаёт произведения, цель которых — пробудить
народ, воспитать его в свободолюбивом духе, всколыхнуть в нём чувство
собственного достоинства, чувство ответственности за свою жизнь. Великий
сатирик стремится к тому, чтобы “дети изрядного возраста” возмужали.)


Салтыкова – Щедрина называют великим сатириком.  Скажите, что такое сатира? Чем
она отличается от юмора? (слайд 16)

(Сатира
— вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство,
гневное, обличающее изображение пороков человека или общества)

Юмор
— это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение
человека, явления.)


Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?

B)
Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается,
представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.

Г)
Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и
горькая насмешка, – это сарказм.


Итак, виды комического: сатира, юмор, ирония, сарказм.

-О чем же писал Щедрин, какие темы поднимал? Что
общего в сказках?

Главные герои- животные (аллегория);

Осмеяние человеческих пороков (слайд 16)

В жанровом отношении
сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они
аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные
сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты,
троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг
сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.

Кроме того, важную роль в сказке
М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

Запись определений

Прослушивание
сказки «Коняга»

(аудиозапись)


Кто герои этой сказки? (Животное.)


Ребята, является ли сказка «Коняга» аллегоричной? (Да, потому что в ней животное
уподобляется людям)


О чем рассуждает автор в сказке?(о судьбах народа, о его бесправии и бессилии,
о гнете со стороны тех «градоначальников»)


чём сатира произведения?

Был
у Коняги брат – Пустопляс. Пустопляс – тоже конь, но ему достались не труд и
голод, а овес, медовая сыта и теплое стойло. Пустоплясы не только жили за счет
Коняги, они еще вели о нем ученые разговоры.

Поле,
на котором работают мужик и коняга безгранично так же, как бескрайна их работа
и значение для государства. А, по-видимому, в образах Пустоплясов заключены все
высшие слои населения: барины, чиновники – которые только лишь наблюдают за
работой коняги, потому что их жизнь легка и безоблачна. Они красивы и сыты, им
дается та пища, которую предоставляет коняга своим нелегким трудом и сам живет
впроголодь.

 Салтыков-Щедрин
призывает задуматься над тем, что столь тяжелый труд русского народа на благо
государства не предоставляет ему свободы от крепостничества и не избавляет его
от унижений перед чиновниками и баринами, которые живут легко, которые могут
позволить себе многое.

 Проблема
народа и бюрократии и в наше время очень актуальна, потому что для современных
читателей она будет интересна и любопытна. Так же благодаря применению такого
художественного средства как эзопов язык проблема сказки «Коняга» остра и по
сей день.


Скажите, какова идея сказки?

Основная
мысль «Трудом праведным не наживёшь палат каменных». Все рассуждения
о том, что труд будет справедливо оценен — рассуждения, слова.

В
несправедливом обществе нет справедливой оценки труда.

-Какова
тема сказки? (народ и господствующие классы)

-Что
олицетворяет образ Коняги? Как называется этот язык?(эзопов) Символом
крестьянской России является образ Коняги. Коняга – крестьянин, труженик,
источник жизни для всех. Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России,
но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел – вечный каторжный труд.
«Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования…
» — восклицает сатирик. До предела замучен и забит Коняга, но только он
один способен освободить родную страну. «Из века в век цепенеет грозная
неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто
освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на
долю эта задача: мужику да Коняге»… Эта сказка – гимн трудовому народу
России, и не случайно она имела такое большое влияние на современную Щедрину
демократическую литературу.


чём гипербола? Найдите примеры в тексте (Нет конца работе)


В чём сатира? Из года в год, каждый день, длится работа крестьянина и коняги,
но ничего кроме усталости и боли она им не приносит. Зато брату коняги
Пустоплясу напротив все оборачивается овсом, теплым стойлом и медовой сытой.
«Работа» Пустопляса заключается лишь в ведении пустых «ученых» разговоров о
простом народе. В этом вся сатира Салтыкова-Щедрина об интеллигенции 19 века.

5.Заключительное
слово преподавателя.


Ребята, Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно-тематическое
содержание сказок:
обличение самодержавия, обличение господствующего
класса, обличение бездеятельных либералов, показ положения угнетенного народа.

Писатель
искусно использует в своих сказках сатирические приемы –

гротеск,
гиперболу, сарказм, аллегорию. 

Сказки,
наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл
аллегорических сказок. В них практически нет положительных героев; даже народ
изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а
преподносит ему нравственный урок. Я надеюсь, что сегодня такой урок получили и
вы.

6.Подведение
итогов, выставление оценок.

А)Беседа

-Что
нового вы узнали сегодня на уроке?

— Какие
особенности имеют произведения Салтыкова-Щедрина?

-Какие
сатирические приёмы использовал автор?

Б) Составление
сенкана к слову Салтыков-Щедрин

1
существительное, связанное с темой урока

2
прилагательных

3
глагола

4 фраза
(из 4 слов)

5
синоним к 1 слову

В)
выставление оценок

Домашнее задание. Прочитать
сказку «История одного города»

выполнить анализ
по плану

Сочинение: Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина
Салтыков-Щедрин

Блестящий сатирик второй половины XIX века, “Человек необычайной веселости”, “мастер уникального смеха, смеясь которым человек становился мудрее” (В. Луначарский). М. Салтыков-Щедрин писал, действительно, очень остроумно. Д. Писарев даже упрекал его за это, дескать, ему бы “ракету пустить да смех произвести”. Салтыков-Щедрин сумел продолжить в русской литературе традиции Ф. Рабле и Дж. Свифта, указать путь А. Чехову, М. Булгакова, И. Ильфа и Е. Петрова, А. Платонова, М. Зощенко. Писатель смог соединить журналистику и беллетристику, заставил литературу стать злободневной сатирой.

Будущий писатель родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. Он был шестым ребенком в семье. Отец его принадлежал к древнему, но обедневшему роду Салтыковых, а мать была купеческой дочерью. Именно она, властная, думавшая только о доходах, сумела сохранить и приумножить состояние семьи, но о детстве писатель вспоминать не любил.

Первое свое произведение писатель написал еще 6 лет на французском языке – это было поздравление отца в день его рождения. Уже в юном возрасте Михаил свободно владел французским и немецким, а русскому языку немного позже его обучил крепостной живописец Павел.

В 1836 году Салтыков успешно сдает экзамены и поступает на полный пансион сразу в третий класс дворянского Московского института. Где он пытался заняться переводами из В. Гюго, Г. Гейне, успешно сдает экзамены за третий класс, но из-за малолетства его оставляют на второй год.

В 1838 году, как лучшего ученика его переводят в Царскосельский лицей, что сильно огорчило Михаила, желавшего поступить в Московский университет. В лицее он стал лучшим учеником, пишет стихи. Первая публикация датируется мартом 1841 года: в журнале “Библиотека для чтения” напечатано стихотворение “Лира” за подписью “С-в 1841 г.”.

Но творчество уже не поощрялось в Царском Селе, и будущий писатель, несмотря на блестящие знания, был выпущен из лицея в низком чине и переведен на службу в военное ведомство. Как воспитанник лицея на казенные средства он должен был отработать шесть лет во благо государства.

Живя в Петербурге, Салтыков занялся написанием рецензий для местного издательства “Современник”, публикует несколько своих повестей: “Противоречия” (1847, “Отечественные записки”, псевдоним М.

Непанов) и “Запутанное дело” (1848, там же за подписью “М. С.”). Первую работу В. Белинский назвал “идиотской”, а вторую комитет цензуры признал “вредным” сочинением.

По личному распоряжению Николая І писателя “немедленно” отправили в Вятку под надзор местного губернатора.

“Вятский плен” продлится неполные восемь лет. За это время Салтыков освоил неплохую карьеру (от низшего чиновника до советника губернаторского правления), вблизи ознакомился с бюрократической системой, обыденным укладом жизни помещиков, крестьян – все это станет материалом для его произведений.

Лишь после кончины Николая І Салтыков смог вернуться в Петербург. Сразу начата работа над “Губернскими очерками” (1856-1857), подписанными псевдонимом Н. Щедрин и принесшими автору признание и популярность. Ему пророчат славу, называю будущим Гоголем.

Писатель одновременно сотрудничает с несколькими издательствами, оставаясь при этом на государственной службе: в 1858 году назначен вице-губернатором в Рязань, но из-за постоянных баталий с губернатором Н. Муравьевым переведен в Тверь.

На службе Салтыкову пришлось трудно: не занимался коррупцией, судил помещиков, стоял за крестьян. За это и получил прозвище “вице-Робеспьер”.

В 1862 году писатель смог выйти ненадолго в отставку и заняться исключительно литературой. Вернувшись в Петербург, Щедрин сразу же возобновляет сотрудничество с “Современником”, который оказался в тот момент без ведущих критиков. За 1863-1864 годы он опубликовал в “Современнике” 68 произведений, среди которых находились первые рассказы из цикла “Помпадуры и помпадурши” (1863–1874), и знаменитый сатирический роман “История одного города” (1869-1870). Однако в 1864 году материальные трудности вынудили Щедрина вновь вернуться на службу – начальником Казенной палаты в Пензе, что повлекло за собой два года творческого молчания. Только в 1868 году в ранге действующего статского советника Салтыков уйдет на заслуженный отдых навсегда (его даже не наградят орденом, как было принято в таких случаях). В этом же году он стал редактором “Отечественных записок” и до закрытия журнала в 1884 году печатается только там. Щедрин возглавит это издание после смерти Н. Некрасова в 1877 году, опубликует пьесы А. Островского, роман “Подросток” Ф. Достоевского, рассказы В. Гаршина, Д. Мамина-Сибиряка и др.

В конце 1860-х – начале 1870-х годов в совершенстве сформируется индивидуальный стиль писателя, образованный на большом задействование иносказания, которое и поможет писателю обойти цензуру. После Щедрин создаст еще множество циклов. В этих произведениях сатирически отражена картина современной России, в ней высмеяны общественные пороки, описана типичная бюрократия и реакционеры.

Особое место в наследии Салтыкова-Щедрина занимают “Сказки” (1869-1886). Они повествуют о народной жизни, об интеллигенции, о правительстве и помещиках, о нравственных проблемах. Сказки сатирического направления Салтыкова-Щедрина имеют много общего с народной сказкой, хотя автор обходится без прямых сюжетных заимствований из народного устного творчества.

Он плотно использует фольклорные элементы (зачины, троекратное повторение, присказки, пословицы и поговорки). В основу его сказок легло общественное мировое понимание, а герои имеют такие же понимания о добре и зле, что и фольклорные персонажи, хотя в щедринских финалах не обязательно добро должно победить зло.

Язык, переданный в сказках близок народному, ведь они предназначены для простого люда.

Итоги своего жизненного пути автор подводит в последних произведениях – цикле “Мелочи жизни” (1868-1887) и книге “Пошехонская старина” (1887-1889). Писатель готовит 10-томное издание своих сочинений. Жизнь М. Салтыкова-Щедрина остановилась 28 апреля (10 мая) 1889 года. По личному желанию его похоронили на Волковском кладбище в Петербурге рядом с И. Тургеневым.

Unknown

Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (1), — читать школьное сочинение на УкрЛибе

Сказка — малый эпический жанр, истоки которого коренятся в устном народном творчестве. В основе сказки лежат вымышленные, фантастические или авантюрные события, а финал чаще всего оптимистический: добро побеждает зло. Как и большинство других эпических жанров, сказка параллельно существует в фольклоре и в форме авторского литературного творчества.

Форму народной сказки использовали многие писатели. Их литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Одним из ярчайших образцов жанра русской литературной сказки стал цикл фантастических миниатюр М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Призванием М.Е. Салтыкова-Щедрина была политическая сатира, основным оружием — бичующий смех, социальным идеалом — общество равноправных, свободных, счастливых людей.

Для сатиры Салтыкова-Щедрина были обычны приемы художественного преувеличения (гипербола, гротеск), фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира.

Эти приемы приводили сначала к появлению сказочных эпизодов внутри произведений, а затем и к первым самостоятельным сказкам как к жанру. Именно сказки стали итогом многолетних жизненных наблюдений и размышлений писателя.

В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, в них широко используется гротеск и гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. Но в отличие от народных сказок, сказки Салтыкова-Щедрина всегда острополитичны, в них ставятся самые животрепещущие вопросы современной ему жизни.

Каждая из сказок Щедрина — законченное и совершенное произведение. Но целостное представление о замысле и идее возникает только после знакомства со всем сказочным циклом.

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обратился еще в 60-е годы XIX века, создав три замечательных произведения: “Дикий помещик”, “Пропала совесть” и “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

Большинство же сказок цикла, состоящего из тридцати двух произведений, было написано в 80-е годы. Все сказки объединяются в цикл общими идеями и темами.

Основной смысл цикла — в развитии идеи непримиримости классовых интересов в эксплуататорском обществе, в стремлении поднять самосознание угнетенных, пробудить в них веру в собственные силы. Не случайно сборник сказок М. Е.

Салтыкова-Щедрина издатели-подпольщики назвали “Сказками для детей изрядного возраста”, то есть для взрослых, вернее, для тех, кто не только размышляет о жизни, но в ком пробуждается осознание своего человеческого достоинства.

Почему писателем был избран именно этот жанр? Во-первых, для едкой обличительной сатиры хороша была аллегорическая форма, ведь иносказания — любимая сфера мастера эзопова языка.

Во-вторых, любая сказка заключает в себе или откровенное назидание (как мораль в басне), или фокусирует народную мудрость, идеальные представления.

В-третьих, язык сказок необыкновенно ярок и образен, что позволяет наиболее точно донести до читателя идею произведения.

По своему содержанию сказки Салтыкова-Щедрина больше всего похожи на бытовые или плутовские, но действующие лица в них (как в баснях или сказках о животных) — звери, птицы, рыбы…

С волшебными сказками щедринские роднит использование традиционных зачинов, присказок: “жили да были” (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), “в некотором царстве, в некотором государстве” (“Дикий помещик”, “Недреманное око”), “в старые годы, при царе Горохе” (“Дурак”) и другие; “ни в сказке сказать, ни пером описать”, “по щучьему велению, по моему хотению” и тому подобное; встречаются и троекратные повторы.

А дальше начинаются новаторские введения: в основе сатирической фантазии Щедрина лежат народные сказки о животных, и каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж.

Герои-животные вроде ведут себя, как им положено, но вдруг проскользнет что-то, присущее человеку, да еще принадлежащему к определенному сословию и живущему в то или иное историческое время (“премудрый пискарь”, например, просвещенный, умеренно-либеральный, в “карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется”).

Кроме всем известных по народным сказкам трусливого зайца, туповатого медведя, хищной щуки писатель придумывает новые обобщающие образы-аллегории: карась-идеалист, орел-меценат и другие.

Язык сказок Салтыкова-Щедрина тоже не совсем сказочный: фольклорные обороты в нем смешиваются с канцеляризмами, книжная лексика сменяется просторечием (причем как в речи персонажей, так и в авторском повествовании).

Это создает комические эффекты несоответствия, например, положения в обществе — умственному кругозору (Орел-меценат, если понимал что-то, произносил одно слово: “Имянно”).

Излюбленные художественные приемы Щедрина — ирония, гипербола и гротеск, которые усиливают горестные впечатления от столкновения с “чудесами” русской жизни.

Так, например, генералы, откормленные мужиком (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сделались “веселые, рыхлые, сытые, белые”. Такое перечисление неоднородных определений как однородных звучит издевательски: только сытое тело может развеселить генералов.

В “Диком помещике” почти те же эпитеты еще больше усиливают обличение паразитизма “русского дворянина” — “тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”.

Сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на несколько основных тематических групп. Это сатира на правительственные верхи, эксплуататорские классы: “Дикий помещик”, “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

Обличение поведения и психологии обывательски настроенных интеллигентов: “Премудрый пискарь”, “Самоотверженный заяц”, “Карась-идеалист”, “Вяленая вобла”.

Изображение трудолюбивых, талантливых, могучих и вместе с тем покорных своим угнетателям народных масс: “Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Богатырь”. Пропаганда новой морали: “Дурак”, “Христова ночь”.

В сказке “Медведь на воеводстве” разворачивается беспощадная критика самодержавия в любых его формах — в лесу царствуют трое воевод-медведей, разных по характеру: злого сменяет ретивый, ретивого — добрый, но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни.

Зло заключается не в частных злоупотреблениях отдельных воевод, а в звериной природе власти. В сказке “Орел-меценат” Щедрин показывает враждебность деспотической власти просвещению, а в “Богатыре” история российского самодержавия заключена в образе гниющего богатыря и завершена полным его распадом и поражением.

Обличению паразитической сущности господ посвящены сказки о диком помещике и двух генералах. Между ними много общего: и в том и в другом случае писатель оставляет господ наедине, освобожденными от кормильцев и слуг. Но перед “освобожденными” от мужика господами открывается один-единственный путь — полное одичание.

В сказке “Карась-идеалист” писатель развенчивает драматические заблуждения русской и западноевропейской интеллигенции, примыкающей к социалистическому движению.

Карась-идеалист исповедует высокие социалистические идеалы и готов к самопожертвованию ради их осуществления, он верит в достижение социальной гармонии через нравственное перерождение, перевоспитание щук.

Но дело совсем не в “злых” и “неразумных” щуках: сама природа хищников такова, что они проглатывают карасей непроизвольно—у них тоже “комплекция каверзная”.

С негодованием и болью пишет Салтыков-Щедрин о трудящихся, жизнь которых можно приравнять только к каторге (“Коняга”).

“Работой исчерпывается весь смысл его существования, для нее он зачат и рожден, вне ее он не только никому не нужен, но как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб”.

Писатель возмущен пассивностью народа, каким-то врожденным холопством: умный мастеровитый “мужичина” в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” не только беспрекословно служит генералам, но и всячески унижается перед ними: им нарвал спелых яблок, а себе взял одно кислое; по требованию “хозяев” сплетает себе веревку и сам же себя привязывает, “чтоб не убег”. Это предел абсурдности холопского поведения, но в этом проявляется и главная особенность сказок Щедрина — сочетание смешного и трагического.

Тем не менее, вера Салтыкова-Щедрина в свой народ, в свою историю остается неизменной. Свою надежду на счастливое преображение жизни, на неизбежность справедливого возмездия писатель воплотил в сказке “Христова ночь”. Вначале мы видим тоскливый серый пейзаж.

На всем лежит печать сиротливости, все сковано молчанием, задавлено какой-то грозной кабалой. Но раздается звон колоколов, и мир оживает. Совершается великое чудо: воскресает поруганный и распятый Христос.

Воскресает, чтобы словами “Мир вам!” к народу, не утратившему веры в торжество правды, клеймить “мироедов”, но все же открывает им путь к спасению — суд их совести беспощадный, но справедливый. Только предателей не прощает Христос, обрекая их на вечное странствие.

На наших глазах совершается страшный суд, но не в загробном мире, а на земле, где много оступившихся, забывших христианские идеалы. Это, конечно, всего лишь утопия, но писатель верил в нее, потому что без такой веры жить невозможно.

“Я люблю Россию до боли сердечной”, — писал Щедрин. И все его творчество, вся жизнь — яркое тому доказательство.

Сочинение на тему «Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина»

Перед вами сочинение, в котором проводится анализ сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. Данное сочинение поможет вам в подготовке к урокам русской литературы.

В сочинении упоминаются произведения Господа Головлевы, История одного Города, Сказки для детей изрядного возраста, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.

Сатира Салтыкова-Щедрина – сочинение

А.С. Пушкин, говоря о Фонвизине, назвал его «сатиры смелый властелин». Это определение в большей степени подходит великому русскому сатирику — Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину.

Он использовал в своем творчестве самые разные литературные жанры: романы, повести, рассказы, очерки и пьесы. Все они, как бы сливаются в одно целое, ярко и могуче изображают целое историческое время.

Критикуя в своих произведениях темные и порочные стороны жизни, Салтыков-Щедрин всегда явно или скрыто, если того требовала цензура, воспевал счастливые идеалы социальной справедливости, разума и света.

Выступая беспощадным обличителем общественных пороков «сверху донизу», Салтыков-Щедрин исходил из своих собственных глубоких впечатлений и наблюдений жизни.

Состоя на государственной службе в должности вице-губернатора, Михаил Евграфович воочию познакомился с царскими структурами власти и убедился, что государство прежде всего стоит на страже интересов правящего сословия — дворянства. Нужды простого народа никого не заботили, а напротив, считалось, что русский мужик счастлив и всем доволен.

Его обманывали, обкрадывали, унижали и притесняли различные слои чиновничества, с которым писатель вплотную познакомился и изучил его, находясь в ссылке, в Вятке.

Умело замечая в жизни все негативные ее проявления, известный сатирик воспроизводил действительность в своих произведениях с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации и гротеска. Бескомпромиссностью своих суждений о предмете осмеяния Салтыков-Щедрин снискал у своих современников уважение и восхищение. Его называли «диагностом наших общих зол и недугов«.

Описывая в «Господах Головлевых» жизнь дворянской семьи, писатель остро высмеивает ущербную личность, тонко исследует природу зла в психологическом плане человека. Достается от его иронии и чиновникам да начальникам различных рангов, которые он едко изображает в «Истории одного города«.

Здесь повествование ведется от лица летописца-обозревателя, который насмешливо коллекционирует пороки своего города. Конечно, сатира писателя создает образы высокой степени условности, но такие образы яснее и контрастнее дают нам возможность увидеть реальные недостатки и изъяны общества того времени, его различных слоев.

Многие из образов Салтыкова-Щедрина напоминают нам и сейчас встречающихся людей. Такие типы показаны в сатирических «Сказках для детей изрядного возраста«. Это великолепное произведение было издано нелегально, потому что царская цензура сочла его за яростный выпад против правящего класса.

В сказках Щедрина изображено множество типов господ: помещиков, купцов, чиновников и прочих. Все они нарисованы художником высокомерными, заносчивыми и при этом совершенно беспомощными, неумелыми и глупыми.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин пишет с присущей ему иронией:

«Служили генералы в какой-то регистратуре…, Следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали».

Они ничего не умели делать, кроме как жить за чужой счет. Твердо зная, что булки растут на деревьях, они верили в свою исключительность, не задумываясь нисколько о собственной личной значимости. Разве нет таких «генералов» в нашей жизни? Они нередко встречаются, амбиции их велики.

Они желают только иметь, а работать, по их убеждению, обязаны такие «бездельники«,  как мужик из «Повести…» Изобличительная пародия Салтыкова — Щедрина, всегда снисходительная к народу-труженнику, ставит в укор мужику его безропотность и покорность.

Мужик показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит, но вот получает приказ вить для себя веревку, чтоб не убежал, и он с готовностью берется за дело.

В сказке «Дикий помещик» Щедрин так же высмеивает неспособность русских господ прожить без своих, хоть и дурно пахнущих, мужиков.

Героя этой сказки мучает холопий дух и неприглядный вид его крестьян, он мечтает избавиться от них.

И вот, оставшись один-одинешенек, он превращается в «дикого помещика»: «весь… оброс волосами… а когти у него сделались как железные«.

Сказки писателя полны сетований, что народ слишком молчалив, терпелив, забит и темен. Он смиренно несет лишения н свой тяжкий труд, не помышляя даже о сопротивлении.

В сказке «Медведь на воеводстве» писатель показывает, на что способно возмущение народа. Медведь, который своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, оказался посаженным на рогатины, с него «содрали шкуру».

Понятно, почему эти сказки не допускали к изданию. Здесь явно слышится угроза жестокому правящему классу.

Уничтожающе беспощадная сатира Салтыкова-Щедрина воспроизводит действительность как нечто превратное, несообразное, несостоятельное, она вызывает очищающий смех над пороками времени и общества и одновременно возбуждает воспоминание о высших жизненных ценностях: добре, истине, красоте. Провожая в «царство теней все отжившее«, сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина тем самым защищает положительное, подлинно живое, нравственное и духовное начало человека.

Читать произведения великого сатирика довольно непросто, не все в его творчестве понятно и интересно современному человеку. Но большинство «детей изрядного возраста» до сих пор с удовольствием читают «правдоподобное неправдоподобие» салтыковской сатиры.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина ℹ️ особенности и своеобразие жанра, черты, композиция и идеи, проблематика произведений, роль в литературе

Меню статьи:

  • Детальнее о сатире русского писателя
  • О чем рассказывают сказки?
  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  • Герои повести и события
  • Выводы из сказки
  • Образ народа в сказках русского автора
  • Актуальны ли сказки сегодня?
  • Почему сказки – уникальны?
  • История рождения сказок
  • Тематическое своеобразие сказок
  • «Карась-идеалист»
  • Художественные приемы сказок Сатира
  • Олицетворение
  • Контрастность
  • Символичность
  • Ирония
  • Политические сказки
  • Творческая манера автора
  • О либералах и обывателях
  • «Премудрый пескарь»
  • О бюрократах и народе
  • «Медведь на воеводстве»
  • О нравственных добродетелях
  • Михаила Салтыкова-Щедрина считают одним из великих русских сатириков. Писатель – своей жизнью и талантом – доказывал необходимость борьбы за свободу обычных людей. Прежде всего – свободу от рабства, от крепостнического строя. Так что «Сказки» Салтыкова-Щедрина – пример неумолимой, едкой, но утонченной сатиры, высмеивания пороков социума.

    Писатель критиковал абсолютизм, крепостной гнет. В 1861 году по Российской империи прогремела реформа: крепостные якобы получили свободу. Но на деле осталась масса пережитков былого порядка. Эти пережитки встречались не только в общественных обычаях, нормах, но и в сознании людей.

    Бывшие крепостные оставались такими же покорными, трусливыми и безвольными, отдаваясь на волю эгоизма своих угнетателей.

    Общая характеристика

    При подготовке доклада или сообщения по теме необходимо начать с основных черт, которые присущи сатире русского писателя. Кратко проблематику сказок Салтыкова-Щедрина можно обозначить следующими моментами:

    1. Тема власти, неуважения человеческой личности.
    2. Глупость, не знающая границ, но в высшей степени самоуверенности.
    3. Недостатки просветительской деятельности наделенных властью.
    4. Раболепие и страх, воплощением которого является премудрый пескарь, герой одноименного произведения.

    В цикл входит 32 небольших по объему текста, в каждом из которых человеческие пороки высмеиваются емко, остроумно, но очень выразительно.

    Своеобразие произведений сатирика состоит в том, что герои, типичные представители своего времени, изображены в облике животных. Но за медведем, орлом-меценатом, подводными жителями без труда угадываются черты современников Михаила Евграфовича. Народ, обездоленный, униженный, но работящий и добродушный, выведен им на страницах в облике коняги из одноименной сказки.

    Автор не может не восхищаться уникальным потенциалом русского крестьянства, но осуждает его покорность и страх перед теми, кто находится выше по сословной лестнице. Особенно наглядно эта тематика звучит в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Остроумие и оригинальные находки

    Сказки Салтыкова-Щедрина стали апогеем его сатирического прошлого, его итогом. Эти тексты представляют собой особый пласт юмористической литературы, отличный от произведений европейской и русской сатирических традиций. Можно выделить следующие уникальные черты, настоящие новшества классика:

    1. Гармоничное переплетение реальности и фантастических мотивов.
    2. Активное использование таких литературных приемов, как гипербола, гротеск, ирония на фоне фольклорных традиций.
    3. Герои лишены индивидуальных черт, это своеобразные маски, символы. Конечно, обобщенные образы были присущи и другим писателям, но только Щедрин замаскировал человеческие пороки в образах животных, следуя за традициями Эзопа и Крылова, великих баснописцев.

    Раскрывая важнейшие темы, писатель отказывается от традиционного морализаторства, он дает читателю возможность самостоятельно сделать выводы. Задача автора — лишь в гротескной форме представить каждый порок, высмеять его, показать абсурдность ситуации. А отнюдь не читать проповеди.

    Злободневные вопросы

    Чтобы написать хорошее сочинение «Салтыков-Щедрин и его творчество», важно рассмотреть, какие же важнейшие вопросы были освещены в сказках.

    Так, «Медведь на воеводстве» — это емкая аллегория самодержавия, которое падает в результате бунта. Под образами медведей, пришедших к власти, автор показывает русских монархов.

    Каждый из Топтыгиных стремился к обогащению, не думал о вверенных им подданных, не стремился улучшить жизнь в лесу.

    «Дикий помещик» — произведение, посвященное взаимоотношениям народа и барина. Помещик, привыкший, что все за него делают крестьяне, стал совершенно беззащитным и неприспособленным к жизни.

    Со временем он настолько отупел, что, возненавидев «крестьянский запах», возжелал, чтобы все мужики исчезли. Этому герою и в голову не пришло, что он полностью зависим от своих крепостных.

    В гротескной жестокой форме писатели выводит перед читателем образ глупого, ленивого, но очень избалованного барина.

    Аналогичная тематика оживает на страницах «Повести» о генералах и мужике. Но здесь автор смеется не только над генералами — напыщенными, важными, но совершенно бесполезными. Со слезами на глазах Щедрин рисует и образ русского крестьянина, находчивого, сообразительного, работящего. Но вынужденного терпеть унижения, готового подчиняться, неспособного сбросить с себя узы рабства.

    Таковы основные вопросы, которые важно отразить в сочинении на тему «Салтыков-Щедрин и его сказочное творчество».

    Вариант 2

    Одним из направлений литературного творчества писателя является цикл сказочных произведений, состоящий из тридцати двух новелл, написанных автором в остросатирической манере.

    Все многочисленные сказка писателя отличаются особой манерой письма, многочисленными художественными приемами изображения, исключительными портретными описаниями, разнообразием диалогов и пейзажей.

    Особым идейным содержанием сказок является их общедоступная и ярко выраженная форма, которая наполнена лучшими народнопоэтическими традициями, включающими в себя элементы народных сказаний, легенд, пословиц, поговорок и передающими авторскую позицию по отношению к добру и злу, богатству и нищете, надежде на неминуемое торжество справедливости и разума. Народные изречения подаются в сказках автором в социальных, политических толкованиях.

    • Сюжетная структура произведений органично сочетает в себе реальное и фантастическое, переплетающиеся между собой, отражая жизненные моменты и вымышленные, передавая неповторимость образности и склада народного фольклорного языка, в котором стирается грань привычных понятий и даже положительные герои наделяются отрицательными чертами, раскрытыми затем писателем.
    • Образы героев сказочных произведений, в которых писатель изображает животных, близки к традиционным описаниям в баснях и сатирических сказках, выражающих резкую оценку, мораль и поучение в форме социальных аллегорий для иллюстрации человеческих пороков на примере звериного обличия.
    • В качестве художественных приемов писатель активно применяет в произведениях гиперболы, сравнения, преувеличение, антитезы, противопоставление, а также афористичность и авторскую самоиронию, отражая в доступных формах трактовку сложнейших политических и нравственных проблем.

    Главным отличием сказок писателя от аналогичных произведений других авторов, направленных на преображение и воспитание человеческих личностей, является введение в содержание собственных произведений политической сатиры, придающей сказкам злободневный и общечеловеческий смысл, акцентируя внимание на деспотичности существующего самодержавного строя, обличая его негативные стороны и показывая непримиримость интересов простого народа и правящей верхушки, которая нещадно эксплуатирует трудящееся население. Тем самым писатель в завуалированной форме в своих сказочных произведений призывает к свержению царского режима, видя в этом спасения от гнета для русского народа, ярко обличая и раскрывая человеческие пороки, недостатки, а также общественные. Именно поэтому сатирические сказки писателя несут в себе острую социальную направленность.

    Отражая состояние общества, включая все его социально-общественные слои, используя юмористическую, комическую форму в сказках, писатель выполняет свою главную литературную задачу в виде злого осмеяния порочного характера существующей власти, неся в произведениях огромный энциклопедический смысл.

    Другие сочинения: ← Анализ сказки Премудрый пескарь↑ ДругиеЭзопов язык Салтыкова-Щедрина →

    Тематическая специфика

    Еще более детально разобраться в том, какие именно темы поднимал сатирик, поможет таблица. В ней указаны основные тексты и рассмотренные в них аспекты.

    Примеры сказок Основные вопросы Кратко о художественных особенностях
    Медведь на воеводстве, Орел-меценат Высмеивание царской власти, невежества и откровенной глупости министров, дворянства и прочих лиц, приближенных к трону. Активно используется едкая сатира, сарказм. Писатель не скрывает свой гнев.
    Орел-меценат Осмеяние деятельности монарха на почве просвещения Используются образы птиц, каждая из которых воплощает определенные черты, при этом вполне реалистичны. Например, сороки любят все блестящее.
    Дикий помещик, Повесть про то… Угнетенность крестьянства. Глупость и наглость помещиков. Гротескная ситуация помогла показать абсурдность того, что происходит в реальности. Крестьяне, сильные и умелые, вынуждены кормить бестолковых и бесполезных генералов и помещиков.
    Самоотверженный заяц Тематика взаимоотношений сильного и слабого, наделенного властью и лишенного ее. Самоунижение, внутренняя слабость. Классические герои — злобный волк и трусливый заяц в своих обычных амплуа выражают человеческие пороки.

    Таковы основные моменты, которые волнуют писателя и рассматриваются им в сатирических текстах. При подготовке сообщения, посвященного смыслу и художественным особенностям произведений Щедрина, нужно указать, что автор использует традиционные черты животных (заяц труслив, волк — хищник, медведь — неуклюжий увалень), но наделяет своих героев социально значимыми чертами.

    Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

    Книга Салтыкова-Щедрина «Сказки» включает тридцать два произведения. Сказки обычно определяют как итог его сатирического творчества.

    Салтыков-Щедрин затронул в этих маленьких произведениях множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем. Он широко представил и глубоко осветил жизнь русского общества второй половины XIX в., воспроизвел всю его социальную анатомию, коснулся всех основных классов и группировок.

    Произведения щедринского сказочного цикла объединяются некоторыми общими идеями и темами. Эти общие идеи и темы, проникая друг в друга, придают определенное единство всему циклу и позволяют рассматривать его как произведение целостное, охватываемое общей идейно-художественной концепцией.

    Самый общий смысл в проблематике «Сказок» заключается в развитии идеи непримиримости классовых интересов в обществе, в стремлении понять самосознание угнетенных, в пропаганде социалистических идеалов и необходимости общенародной борьбы.

    Идея непримиримости классов и борьбы против социального неравенства особенно ярко выражена в сказках «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Карась-идеалист», «Бедный волк» и др.

    Сатирик, с одной стороны, рисует картину классовых противоречий, произвола властей и страдания угнетенных, с другой — разоблачает и клеймит несостоятельность и вред всяких рецептов мирного урегулирования классовых интересов.

    В художественном зеркале «Сказок» представлены: 1) сатира на правительственные верхи самодержавия и эксплуататоров; 2) сатира на поведение разных слоев интеллигенции; 3) положение народных масс; 4) моральные проблемы и проблемы революционного мировоззрения.

    Значение в творчестве сатирика

    В сочинении на тему сказок Салтыкова-Щедрина важно отразить и значение этого тематического пласта в творческом пути автора.

    Здесь писатель отказывается от традиционной морали, не стремится чему-либо учить своих читателей.

    Он берет обычных героев-животных, даже не меняет их традиционный фольклорный облик, но наделяет человеческими чертами, которые и высмеивает в комичной гротескной форме.

    Таким образом, каждый герой призван обобщать специфические черты, присущие определенному сословию. Орел воплощает собой царя и его приближенных, заяц и премудрый пескарь — представителей простого народа, коняга — крестьянство.

    Такое описание помогало автору в сказочной форме передать волнующие его мысли, зашифровать за героями-животными пороки современности.

    Конечно, Михаил Евграфович понимал, что цензуру обойти ему не удастся, слишком откровенна его сатира, многие политические деятели того времени узнавали в героях себя.

    Таковы основные особенности сказок великого русского классика, произведений уникальных, самобытных, необычных.

    Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

        Книга Салтыкова-Щедрина “Сказки” включает тридцать два произведения. Сказки обычно определяют как итог его сатирического творчества.

        Салтыков-Щедрин затронул в этих маленьких произведениях множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем. Он широко представил и глубоко осветил жизнь русского общества второй половины XIX в., воспроизвел всю его социальную анатомию, коснулся всех основных классов и группировок.

        Произведения щедринского сказочного цикла объединяются некоторыми общими идеями и темами. Эти общие идеи и темы, проникая друг в друга, придают определенное единство всему циклу и позволяют рассматривать его как произведение целостное, охватываемое общей идейно-художественной концепцией.

        Самый общий смысл в проблематике “Сказок” заключается в развитии идеи непримиримости классовых интересов в обществе, в стремлении понять самосознание угнетенных, в пропаганде социалистических идеалов и необходимости общенародной борьбы.

        Идея непримиримости классов и борьбы против социального неравенства особенно ярко выражена в сказках “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Карась-идеалист”, “Бедный волк” и др.

    Сатирик, с одной стороны, рисует картину классовых противоречий, произвола властей и страдания угнетенных, с другой – разоблачает и клеймит несостоятельность и вред всяких рецептов мирного урегулирования классовых интересов. 

        В художественном зеркале “Сказок” представлены: 1) сатира на правительственные верхи самодержавия и эксплуататоров; 2) сатира на поведение разных слоев интеллигенции; 3) положение народных масс; 4) моральные проблемы и проблемы революционного мировоззрения.

        Словами и образами, полными гнева и сарказма, Щедрин изобличает в сказках принципы эксплуататорского общества, идеологию и политику дворянства и буржуазии. Резкостью сатиры против верхов самодержавия отличаются три сказки: “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат” и “Богатырь”.

    В сказке “Медведь на воеводстве” издевательски высмеиваются царь, министры, губернаторы, заметны признаки памфлета на правительство Александра III.

    Основной смысл этой сказки состоит в разоблачении жестоких невежественных правителей эпохи и монархии как антинародной деспотической государственной системы. 

        В сказке “Орел-меценат” писатель высмеивает деятельность царизма на поприще просвещения. Орел-меценат решил заняться водворением наук и искусств при дворе, учредить “золотой век” просвещения.

    В этом произведении Щедрин заклеймил холопство в народе и искусстве, показал, что монархический строй враждебен подлинному просвещению.

    Он допускает его только в таких пределах и в таком виде, которые потребны для услаждения паразитических верхов: “орлы для просвещения вредны”.

        Карающий смех сатирика не оставляет в покое представителей массового хищничества – дворянство и буржуазию. Они выступают в сказках то в обычном социальном облике помещика (“Дикий помещик”), генерала (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), купца (“Верный Трёзор”), кулака (“Соседи”), то – и это чаще – в образах волков, лисиц, щук, ястребов и т.д. 

        Умение сатирика обнажать “хищные интересы” крепостников ярко проявилось уже в первых его сказках – “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” и “Дикий помещик”. Приемами остроумной сказочной фантастики Щедрин показал, что источником материального благополучия и дворянской культуры является труд мужика. Генералы-паразиты обнаружили повадки диких зверей, очутившись на острове без прислуги, одни: “В глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились”. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло им обычный “генеральский” облик.

        В повествовании же о диком помещике мужик не нашелся… И помещик одичал, с головы до ног оброс волосами, “ходил же все больше на четвереньках”, “утратил даже способность произносить членораздельные звуки”.

        Щедрин высмеивает лицемерие хищников-тунеядцев и разных прекраснодушных апологетов разбоя.

    Волк обещал помиловать зайца (“Самоотверженный заяц”), другой волк однажды отпустил ягненка (“Бедный заяц”), орел простил мышь (“Орел-меценат”), добрая барыня дала погорельцам милостыню, а поп обещал им счастливую загробную жизнь (“Деревенский пожар”) – об этом пишут с восхищением другие…

    Салтыков ниспровергает все эти панегирики, усыпляющие бдительность жертв. Разоблачая ложь о великодушии и красоте “орлов”, он говорит, что “орлы суть орлы только и всего. Они хищны, плотоядны … хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное время (от разбоя) дремлют”.

        Еще больше внимания, чем верхам, сатирик уделил в своих сказках изображению быта, психологии, поведения “пестрых людей”, разночинной массы, разоблачению обывательского страха перед жизнью.

    В “Премудром пискаре” сатирик выставил на публичный позор малодушие той части интеллигенции, которая в годы реакции поддалась постыдной панике.

    Пискарь, чтоб не быть съеденным хищными рыбами, забился в глубокую нору, лежит и “все-то думает: кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет?” Он не заводил ни семьи, ни друзей. “Он жил и дрожал – только и всего”.

        Щедрин в сказке “Самоотверженный заяц” иронизирует, с одной стороны, над наглыми волчьими повадками поработителей, а с другой – над слепой покорностью их жертв.

        В сказке “Карась-идеалист” речь идет о тех идейных заблуждениях, утопических иллюзиях, которые были присущи части передовой интеллигенции, принадлежавшей к лагерю демократии и социализма. В ней звучит мотив наивного правдоискательства и критика утопических иллюзий о возможности достижении социальной гармонии путем морального перевоспитания эксплуататоров.

        Скорбная дума о положении народа, о его судьбе, о его нуждах, любовь к нему и забота о его счастье проходят через все творчество Щедрина.

    Образ народа представлен во многих сказках и, прежде всего, в таких, как “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Праздный разговор”, “Коняга”, “Кисель” и др.

    В них писатель воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, горькие раздумья над судьбой угнетенного народа и свои светлые надежды на силу народную. 

        Наряду с политическими и социальными проблемами Щедрин постоянно касался в своем творчестве и проблем моральных.

    Осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде революционно-демократической нравственности посвящены такие сказки, как “Пропала совесть”, “Добродетели и пороки”, “Дурак”, “Баран Непомнящий”, “Христова ночь”, “Приключение с Крамольниковым”.

    В них сатирик показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитическом обществе, где совесть превращена в “негодную тряпицу”, добродетели легко уживаются с пороками на почве лицемерия, подлинное человеческое достоинство признают ненормальным, опасным и подвергают гонению.

        Особое место в творчестве Щедрина занимают сказки о правдоискателях (“Христова ночь”, “Рождественская сказка”, “Путем-дорогою”). В них раскрывается трудность борьбы за правду и все-таки необходимость ее.

        Внести сознание в народные массы, вдохновить их на борьбу за свои права, пробудить в них понимание своего исторического значения – в этом состоит основной идейный смысл “Сказок” Щедрина, и к этому он призывает своих современников.

  • Цивилизация и технологии сочинение роковые яйца
  • Церковь покрова пресвятой богородицы тверь сочинение
  • Цивилизация и природа друзья или враги итоговое сочинение
  • Цивилизация и технологии итоговое сочинение аргументы из литературы
  • Цивилизация и технологии итоговое сочинение аргументы господин из сан франциско