Цикл рассказов записки охотника романы повести

: странствуя с ружьм и собакой, рассказчик записывает сатирические истории о нравах и быте крестьян и своих соседей-землевладельцев, описывает природу,

: Странствуя с ружьём и собакой, рассказчик записывает сатирические истории о нравах и быте крестьян и своих соседей-землевла­дельцев, описывает природу, размышляет о родной земле, народе и его будущем.

В оригинале повествование ведётся от лица помещика — заядлого охотника. Имя рассказчика в тексте не упоминается, однако в нём угадывается сам Тургенев.

Хорь и Калиныч

В одном селе жили два друга — зажиточный и хозяйственный рационалист с большой семьёй и бедный, мечтательный идеалист, бездетный холостяк. Окружающих удивляла давняя дружба таких разных людей.

Ермолай и мельничиха

Не способному работать и умеющему только охотиться мужику, беззаботному на людях и тирану в семье, понравилась мельничиха. Некогда барыня разлучила её с любимым, выгнала из дому и продала мельнику.

Малиновая вода

Три мужика поговорили и разошлись. Один, нищий и пугливый, жил из милости у садовника. Второй, зажиточный вольноот­пущенный, вспоминал пиры бывшего хозяина. Третий жаловался на барина и огромный оброк.

Уездный лекарь

Доктор пытался вылечить красивую дочь бедной вдовы. Девушка призналась ему в любви. Доктор не устоял и три ночи провёл с ней. Вскоре девушка умерла, а доктор женился на богатой и злой купчихе.

Мой сосед Радилов

Бедный помещик-вдовец и сестра его покойной жены полюбили друг друга. Женщина ревновала к умершей и воспоминаниям о ней. Чтобы избежать этого, помещик уехал с любимой из дома, бросив старушку-мать.

Однодворец Овсяников

Зажиточный немолодой крестьянин придерживался русских обычаев и имел обо всём собственное мнение. У него была красивая статная жена и непутёвый племянник. Соседи его уважали и дружили с ним.

Льгов

Два охотника решили пострелять на пруду уток, взяли лодку у местного рыбака и наняли помощника. Полная лодка дичи случайно перевернулась, все оказались в холодной воде, сильно продрогли, но спаслись.

Бежин луг

Заблудившийся охотник к ночи набредает на крестьянских ребятишек, которые сидят у костра, стерегут лошадей и рассказывают друг другу страшные истории о покойниках, русалках, домовых и прочей нечисти.

Касьян с Красивой Мечи

В селе жил немолодой человек, родившийся карликом, он был грамотным, ловил на продажу соловьёв и лечил людей травами. С ним жила девочка-сирота. Он считал её родственницей, очень любил и учил грамоте.

Бурмистр

Селом одного помещика управлял бурмистр. Перед помещиком он заискивал, и тот ему полностью доверял. На самом деле бурмистр был мстительным и хитрым, фактически владел селом и брал мужиков в кабалу.

Контора

Для управления своим имением помещица создала контору во главе с главным конторщиком. За спиной хозяйки он брал взятки, мстил недругам, разлучил влюблённых, но последнее слово оставалось за помещицей.

Бирюк

Охотник пережидал грозу у лесника, которого боялись окрестные мужики. При нём лесник отпустил браконьера — умирающего от голода мужика, и охотник понял, что лесник на самом деле добрый человек.

Два помещика

Жили два помещика-холостяка. Один, бывший генерал, был скуп и груб с нижестоящими, любил женщин и жил с экономкой. Второй, полный старичок, был гостеприимным, крестьян наказывал, но они его любили.

Лебедянь

Присматривая на ярмарке лошадей, рассказчик встретил богатого князя и его нахлебника. Рассказчика обманули: всучили хромую лошадь. Вскоре он встретил князя, успевшего сменить наскучившего нахлебника.

Татьяна Борисовна и её племянник

Небогатая помещица воспитывала нежного и вкрадчивого племянника-сироту, но не любила. Племянник уехал учиться на художника, затем вернулся, растолстел, стал дерзким и неряшливым. Тётка его обожает.

Смерть

Рассказчик видел, как умерли надорвавшийся мельник, придавленный деревом мужик, больной чахоткой приятель. Он пришёл к выводу, что русские умирают, словно совершают обряд — холодно и просто.

Певцы

Рассказчик случайно зашёл в кабак и попал на состязание певцов. Состязались молодой парень и мужик средних лет. Победил парень: в его пении звучала русская душа, и у слушателей были слёзы на глазах.

Пётр Петрович Каратаев

Помещик влюбился в крепостную богатой старухи и захотел её выкупить, но старуха отказала. Тогда помещик выкрал девушку. Узнав об этом, старуха разорила помещика, а крепостная вернулась к хозяйке.

Свидание

Избалованный камердинер барина соблазнил девушку-крестьянку. Уезжая с барином в Питер, он распрощался с девушкой и заявил, что не может жениться на ней, поскольку она не образованна и недостойна его.

Гамлет Щигровского уезда

Юноша рано осиротел. Его обокрал дядя, на остатки наследства он уехал в Европу, влюбился, испугался, вернулся домой, женился, овдовел, служить чиновником не смог и скоро понял, что стал пустым местом.

Чертопханов и Недопюскин

Обнищавший помещик, ожесточившийся гордец и забияка, познакомился с бедным чиновником, добрым, мягким, ленивым сластолюбцем, заступился за него и взялся его опекать. С тех пор друзья стали неразлучны.

Конец Чертопханова

От обнищавшего помещика ушла любимая, потом умер лучший друг. Затем он купил коня и очень привязался к нему, но его украли. Помещик с трудом вернул любимца, но понял, что конь не тот, убил его и умер.

Живые мощи

Охотник заехал на отдалённый хутор и встретил там свою крепостную, некогда красавицу. Упав с крыльца, она перестала ходить, страшно исхудала и сильно мучилась. Вскоре её муки кончились, она умерла.

Стучит!

Поехав ночью в город, охотник и его спутник нарвались на разбойников, которые потребовали денег на выпивку и уехали. Охотник вскоре узнал, что на той же дороге в ту же ночь ограбили и убили купца.

Лес и степь

Рассказчик любил встретить на охоте рассвет, побродить по лесу жарким летним днём, насладиться морозными зимними днями, сказочной золотой осенью или первым дыханием весны и песней жаворонка.

Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие — Егорова Н. В. 2016

Цели: ознакомиться с жанровым понятием цикл, с циклом рассказов Тургенева; научить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков.

Методические приемы: словарная работа, беседа, комментарии учителя.

Ход урока

I. Знакомство с книгой «Записки охотника»

1. Слово учителя.

Тургенев с детства наблюдал, жестокие капризы и самодурство своей властной матери, угнетающей крепостных крестьян, дворовых и собственных детей. Но, будучи по натуре человеком мягким, лирическим, писатель писал о жизни помещиков, крепостном праве, расколе русского общества на господ и рабов языком впечатлительного певца природы и народной жизни, как неравнодушный знаток и заступник угнетенного и униженного человека. Автор книги «Записки охотника» был деревенским жителем с детских лет, увлеченным охотником и путешественником, просвещенным дворянином и заботливым помещиком.

Рассказы из цикла «Записки охотника» появились 1847 г. в журнале Некрасова «Современник». Сам автор называл их «мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете».

При появлении в журнале «Современник» некоторых очерков Тургенева критике и читателям сразу вспомнилось совсем другое имя — Гоголь, автор «Мертвых душ». Гоголь ведь тоже был замечательным лириком в своей прозе, и особенно в знаменитых авторских отступлениях «Мертвых душ». Тургенев писал свои «охотничьи» рассказы о русском народе в основном во Франции, книга Гоголя о путешествии Чичикова по России создана в Италии. Композиции этих произведений можно назвать одинаковыми. В произведениях очерки и типы русских людей скреплены воедино образом путешествующего по родной земле рассказчика. Но тургеневский герой не одержимый бесцельной деятельностью пройдоха, как Чичиков, а орловский помещик на охоте, пространство сужено до границ черноземной губернии и в основном включает знакомые места писателя. А авторское отношение выражается с замечательной лирической смелостью, что и делает тургеневскую прозу столь поэтичной. Но это очевидное сходство говорит и о понятном родстве главной идеи Гоголя и Тургенева, о том, что их цель — создать новый образ России и ее народа, расколотого, угнетенного сверху донизу, не поступившись при этом реализмом и художественностью и соединив лирику с острой социальной сатирой.

2. Краткий пересказ рассказов книги «Записки охотника».

II. Особенности жанра «Записок охотника» и их оценка в критике

1. Словарная работа.

Ученики записывают определения:

Цикл — не случайная подборка произведений одного жанра и общей тематики. Эта поэтический организм, клеточки которого, обладая относительной самостоятельностью, своей взаимосвязью друг с другом образуют «более широкое общее содержание, чем смысл отдельных вещей или механической совокупности, суммы». (П. Громов).

Цикл (от греч. «круг») — группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. Встречаются циклы стихотворений, рассказов, повестей, романов.

2. Разбор особенностей «Записок охотника».

На то, что «Записки охотника» являются циклом, а не случайной подборкой рассказов, указывает следующее:

    - закрепленное за каждым рассказом его определенное место;

    - общность героев: все рассказы цикла объединяет собой рассказчик, несколько раз встречается упоминание о Ермолае, два рассказа посвящены Чертопханову и Недопюскину;

    - тематическое и идейное единство рассказов — все истории рассказывают о жизни помещиков и крестьян, о природе, о приключениях охотников.

Композиция рассказов — зеркальна. Небольшая предыстория, часто сопровождаемая пейзажем, затем знакомство с новым героем: его портрет, история жизни, затем беседа с ним. Концовка, как правило, неожиданная, никаких выводов, никакой морали мы не встретим: нам предоставляется право самостоятельно делать выводы.

3. Слушаем доклад учащего об оценке «Записок охотника» в критике (см. дополнительный материал к уроку).

III. Человеческие типы в рассказах Тургенева

    1. Аналитическая беседа.

    - О чем книга «Записки охотника»? Каких героев вы увидели? («Записки охотника» — это книга о народе, его социологическое описание в характерных типах и жизненных ситуациях. Это портреты, воспроизведенные с фотографической точностью.)

    - Как достигается точное изображение героев и жизни? (Этой точности писатель добивается в прозе, подобно художнику, и уходит при этом очень далеко от «физиологических» описаний натуральной школы и от сентиментальных деревенских рассказов своей учительницы Жорж Санд. Вся поэзия и музыка тургеневской лирической прозы связана с русским простым народом, представленным в рассказах разнообразно, но одинаково самобытно и привлекательно. Каждое лицо здесь появляется продуманно и для читателя становится новым открытием, ведущим его к вполне определенным выводам и обобщениям.)

    - Как выражено авторское отношение к крестьянам? (Глубокое сочувствие к угнетенному народу в «Записках охотника» выражено в любовном изображении индивидуальности каждого крестьянина-героя. Духовное богатство тургеневских героев раскрывается с разных сторон. Здесь и хозяйственная сообразительность, и дальновидность Хоря, и поглощенность Касьяна исканиями справедливости, и мечтательность тонко чувствующего красоту природы Калиныча, здоровая чарующая непосредственность ребятишек из «Бежина луга», глубокая человечность долготерпения страдающей Лукерьи.

    Показывает Тургеневы разные формы протеста крестьян против крепостного права.)

    - Какие еще характеры крестьян вы увидели в рассказах? (Тургенев видел в крестьянской среде не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей, смирившихся со своим рабским положением, духовно искалеченных и развращенных, перенявших привычки и понятия своих господ.)

    2. Выполнение задания.

Заполнить таблицу. Ученики делятся на 4 группы, каждая группа заполняет столбцы для 3 (4) героев. При ответе представителя каждой группы, учащиеся заполняют незаполненные столбцы.

Имя героя

Портретное описание

Социальный статус

Черты характера

Отношения с другими героями

Хорь

Калиныч

Ермолай

Арина Тимофеевна

Зверков

Бирюк

Лукерья

А. П. Пеночкин

Софрон Яковлевич

Яшка Турок

Перевлесов

П. Е. Чертопханов

Т. И. Недопюскин

IV. Образ рассказчика в «Записках охотника»

    - Какие сходства и различия вы отметили между автором и героем-рассказчиком? (Между рассказчиком и автором много общего. Но, поскольку автор — реальный человек, он шире и глубже выдуманного им героя.)

    - Какими качествами наделил Тургенев рассказчика? (Своего героя-рассказчика Тургенев наделяет несколькими функциями: разговорить и понять героя, почти бесстрастно рассказать об увиденном. Тургенев решил, что подходящим героем может стать молодой мужчина, который много путешествовал, свободный, хорошо воспитанный барин, увлекающийся охотой. Он должен уметь располагать к себе людей, а значит быть хорошим психологом.

    Из уст героя-рассказчика мы ближе узнаем жизнь героев книги, мы наблюдаем их непосредственно. Он просто и естественно внедряется в различные «миры», потому что такой же русский человек, как и те, о которых повествует. Он доверчив, открыт, понятен.)

    - Что мы знаем о жизни самого рассказчика? (Автор сообщает нам о жизни рассказчика только некоторые факты: общие биографические подробности (упоминание о матери, о Спасском, о том, что жил за границей), которые ни к чему не обязывают и не хуже любых других. Зато они очень достоверны.)

    - Какими идеальными чертами наделил автор героя? (Рассказчику Тургенева — носитель добра, он лишен индивидуальных черт характера, свойственных каждому человеку, которые могли бы помешать ему рассказать о происшедшем, могли бы увести в сторону от главной мысли повествования.)

    - Какие еще приемы, помимо героя-рассказчика, Тургенев использовал для передачи главной мысли своей книги? (Помимо образа рассказчика, автор пользуется другими приемами для передачи главной мысли произведения. Это и прямое обращение к читателю, и выбор героев, и композиция рассказов, и особенности жанра «Записок…».)

V. Подведение итогов урока

Тургеневская книга «Записки охотника» полна поэзии и правды русской природы и народной жизни. Все здесь объемно, зримо, полно красками, звуками, запахами. Автор этой великой книги о русском народе лучше нас понимал ее социальный смысл и звучание, ее историческое значение: «Бывают эпохи, где литература не может быть только художеством — а есть интересы высшие поэтических интересов». И все же его «Записки охотника» и поныне остаются одной из самых светлых, поэтичных, художественных книг русской литературы. И произошло это потому, что героем книги стал не только русский народ, но и русский язык.

Домашнее задание

    1. Читать роман «Отцы и дети» (гл. 1-11) и ответить на вопросы:

    - Почему точно указано начало действия?

    - Рассказать о прошлом Н. П. Кирсанова (гл. 1, 3-5).

    - Встреча отца с сыном (гл. 2).

    - Хозяйство Н. П. Кирсанова (гл. 3).

    - Положение крестьян (гл. 3).

    - Почему биографические сведения Базарова даны скупо, без подробностей?

    - С какой целью Аркадий рассказывает Базарову историю жизни дяди? Как этот рассказ характеризует самого Аркадия?

    - Павел Петрович с первых минут знакомства испытывает к Базарову антипатию, которая выливается в спор (гл. 6). Чем можно объяснить это отношение?

— Ваше отношение к Базарову, Аркадию, Павлу Петровичу.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему:

    «Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа «Отцы и дети». Художественное своеобразие романа».

Дополнительный материал

Жанровое своеобразие первых же отрывков из «Записок охотника» было отмечено читателями «Современника»: «Хорошо, очень хорошо: только что ж это такое — повесть не повесть, путешествие не путешествие…». Форма рассказов и очерков Тургенева определена как «очень удачная», поскольку она дала писателю «свободу… исходить вдоль и поперек пространное русское царство и на пути знакомиться с разными лицами и явлениями той сферы жизни». С появлением отдельного издания книги «Записки охотника» в 1852 г. о ней заговорили как о «книге, которая после “Мертвых душ”» произвела самое сильное впечатление на читателей». В критике появились прямые сравнения тургеневской книги о «живых душах» России с «Мертвыми душами» Гоголя — «явлением аналогическим по материалу и строю с “Записками охотника”».

Л. Толстой назвал автора «Записок охотника» «создателем новых форм», так как он полагал, что «каждый большой художник, открывающий новое в жизни, неизбежно должен создавать и свои формы…».

«Записки охотника» — не подборка «пестрых» рассказов, механически собранных в книгу и внешне скрепленных общим заглавием, а органическое единство, внутри которого действуют особые закономерности, порожденные образным взаимодействием, взаимосвязью рассказов. Эта взаимосвязь создает поэтический контекст, бесконечно расширяющий в книге художественную емкость составляющих ее очерков». (Ю. Лебедев)

«В «Записках охотника» следует видеть цикл сближенных самим автором произведений, стремившимся самим сближением их выразить то «дополнительное» содержание, которое возникает сверх «суммы» отдельных значений элементов, входящих в цикл, и реализуется в связях и отношениях, в образной перекличке, в контрастах и параллелях, в развитии «сквозных» мотивов». (С. Е. Шаталов)

«Ощущение переменчивости жизни создается еще с помощью «открытых» концовок и «подхватывающих» начал тургеневских рассказов…

Концовки тургеневских очерков не приостанавливают нужного художнику ощущения переменчивости жизни, они постоянно движутся к началам новых и новых встреч, порождая тяготение одного рассказа к другому, «рифмуя» кадры в изменяющейся картине мира.

Эта рифма усиливается тем, что разомкнутое окончание очень часто подхватывается началом следующего очерка». (Ю. Лебедев)

«Опыт физиологического очерка был учтен и использован Тургеневым в построении сюжета: острая динамика действия, характерная для новеллы, порой сменяется уточняющим описанием явления, портрета, пейзажа. Самозначимая увлекательная интрига вытесняется бытовыми коллизиями реальной повседневности людей». (Э. А. Шубин)

«Рассказ — более сложный жанр, основывающийся на физиологическом очерке, но предлагающий оттенки типа, характера героя. Для воспроизведения характера нужна система поступков, нужен сюжет, т. е. определенная последовательность эпизодов, выполняющая художественные задачи. Меняется природа портрета. Возникают проблемы диалога, психологизма. Рассказ — это то, что было, это изображение в “снятом виде”». (В.И. Кулешов)

В 40-е годы XIX в. В.Г. Белинский, проявляя огромный интерес и значение малой прозе, писал, что «малые прозаические жанры должны знакомить именно с Россией низов. В 40-е годы эта роль первоначально отводилась физиологическому очерку, что объясняется не только особенностями развития литературы, спецификой данного жанра, но и отношением к народной массе, взглядом на нее. Она воспринималась как неподвижная… Жанр очерка предполагал характеристику, классификацию типов, он был описательным и мог выполнять роль жанра-ознакомителя до тех пор, пока господствовало представление о русской жизни как неподвижной, как о некой совокупности сословий, профессий, занятий. Назначение малых жанров в этих условиях литература видела в характеристике народных типов, в накоплении материала для синтетических форм «большой» повести и романа».

И. Тургенев предполагал, что отдельные рассказы должны были являться фрагментами целого. Неслучайно так вдумчиво отбирал он рассказы для сборника: некоторые по цензурным соображениям так и остались незаконченными, некоторые показались ему «недостаточно интересными или нейдущими к делу».

Анализ цикла рассказов «Записки охотника» И.С.ТургеневаВ эпоху, когда складывались нравственные принципы и убеждения Тургенева, когда формировался Тургенев-гражданин, на первый план уже выдвигался вопрос об освобождении крестьян от крепостного права. Понемногу все громче и громче раздавались голоса, сначала намекавшие на необходимость такой реформы, затем советовавшие введение ее, а затем уже и прямо требовавшие подобной реформы. Тургенев обратил все свои усилия против самого позорного явления русской жизни – крепостного права.

Тургенев — прекрасный живописец русского мира, и задуманный им план, проходя с котомкой охотника по различным местам и закоулкам России, ознакомить нас со многими людьми и характерами,удался в полной мере. Это мы видим в «Записках охотника».

Какова история создания цикла рассказов «Записки охотника»? Первые рассказы из этого цикла увидели свет в конце 40-х годов XIX века, в то время, когда основы крепостного права держались крепко. Власть дворянина-помещика ничем не ограничивалась, не контролировалась. Как человек, Тургенев видел в крепостничестве высшую несправедливость и жестокость; в силу этого, и разумом и сердцем Тургенев ненавидел крепостное право, которое для него было, по его собственному выражению, личным врагом. Он дал себе известную «Аннибаловскую клятву» не складывать никогда оружия против этого врага. Выполнением этой клятвы и стали «Записки охотника», которые являются не только общественно-значимым произведением, но и обладают большими достоинствами с литературно-художественной точки зрения.

В 1852 году «Записки охотника» впервые были выпущены отдельным изданием.

Какую главную цель преследовал И.С.Тургенев про создании этого произведения? Главная цель «Записок охотника» — обличение крепостного права. Но подошел автор к реализации своей цели оригинальным способом. Талант художника и мыслителя подсказали Тургеневу, что во главу угла надо ставить не предельные случаи жестокости, а живые образы. Именно таким образом художник достучится до русской души, до русского общества. И ему удалось это сделать в полной мере. Эффект от художественного произведения оказался полным, потрясающим.

«Записки охотника» — это цикл, состоящий из 25 рассказов, иначе их называют очерками, из жизни крепостных крестьян и помещиков. В некоторых рассказах автор «мстит» своему врагу (крепостному праву) очень осторожно, в других он совсем забывает о враге, и помнит только о поэзии природы, о художественности бытовых картин. Следует заметить, что рассказов такого рода немало. Из двадцати пяти рассказов усмотреть прямой протест против крепостничества можно в следующих: «Ермолай и Мельничиха», «Бурмистр», «Льгов», «Два Помещика», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание». Но и в этих рассказах в деликатной форме выражается этот протест, таким несущественным элементом является он наряду с чисто художественными элементами рассказов. В остальных рассказах не слышится никакого протеста, они освещают стороны помещичьего и крестьянского быта.

Главная тема «Записок охотника» — судьбы крестьянства в эпоху крепостного права. Тургенев показал, что крепостные — это тоже люди, что они тоже находятся во власти сложных душевных процессов, им присуща многосторонняя нравственная жизнь.

Главная мысль «Записок охотника» — это «мысль о достоинстве человеческом», о гуманности. Крепостная зависимость — это зло, она отделяла крестьян непроходимой пропастью от остального человеческого общества, вообще от умственной культуры. Крестьянину приходилось собственными силами и в своей собственной среде искать удовлетворения насущным запросам человеческой души. Кругом — люди или равнодушные или враждебные ему. Рядом с ним такие же «униженные и оскорбленные», как и он сам. Всякий, кто сколько-нибудь по своим способностям и природным наклонностям выдавался над темной средой, должен был чувствовать глубокое, мучительное одиночество. Не с кем отвести душу, некому поверить глубокие чувства, вложенные так некстати в сердце крепостного.

В чем заключается характерная особенность этого масштабного произведения Тургенева? Прежде всего, необходимо отметить полный реализм «Записок охотника». Реализм этот составляет основу творчества Тургенева. По справедливому указанию Белинского, Тургенев не сумел бы художественно обрисовать характер, которого он не встречал в действительности. Такой склад творчества дал возможность Тургеневу раскрыть общечеловеческую сущность крестьянской души и нарисовать два основных крестьянских типа: Хоря и Калиныча. В рассказе «Бежин луг» он указал и в детской среде те же два основных типа: Павлуша – будущий Хорь, Ваня – Калиныч. Изобразив всесторонне крестьянство и помещичью среду, Тургенев сделал крупный шаг вперед по направлению к реализму, в сравнении с величайшим из предшествовавших ему реалистов – Гоголем. Но Гоголь видел действительность в своем преломлении. Тургенев же ту же действительность умел рассмотреть всесторонне, и у него жизнь разворачивается во всей ее полноте. И при таком полном, всестороннем освещении жизни Тургенев проявляет в «Записках охотника» совершенную объективность.

«Записки охотника» не представляют все же прямого нападения на крепостное право, но наносят ему жесточайший удар косвенно. Тургенев изображал зло таковым не с явной целью бороться с ним, но потому, что видел его отвратительным, возмущающим чувство человеческого достоинства. Следствием его реализма и объективности и является изображение в «Записках охотника» типов положительных и отрицательных, привлекательных и отталкивающих, как в крестьянской среде, так и в помещичьей. При этом Тургеневу необходимо было обладать высокой степенью наблюдательности. Подобную наблюдательность отмечал в Тургеневе и Белинский, который писал, что талант Тургенева – наблюдать явления и передавать их, пропуская через свою фантазию, но не опираться при этом только на фантазию.

Благодаря своей наблюдательности, Тургенев обрисовывал до мельчайших подробностей своих действующих лиц и их облик, как нравственный, так и внешний, во всем, что было характерного для них и в одежде и в манере выражаться и даже в жестах.

«Записки охотника» обладают высоким художественным достоинством. Они представляют полную и яркую картину русской жизни, изображенной так, как она и проистекала перед автором. И эта правдивая картина приводила читателя к мысли о несправедливости и жестокости, господствующих по отношению к народу. Крупное художественное достоинство «Записок охотника», помимо их беспристрастности, заключается и полноте нарисованной в них картины. Освещены все типы современной Тургеневу России, обрисованы и привлекательные и отталкивающие лица, охарактеризованы и крестьяне и помещики.

Внешним достоинством «Записок охотника» является та сила влияния, которое они оказывают на читателя, благодаря языку, которым они написаны, и, особенно, живости и красоте описаний. В качестве примера таких описаний можно указать сцену пения Якова Турка; читатель вместе с автором переживает все, что навеяло на слушателей это пение, и нельзя не поддаться поэтическому обаянию воспоминаний о лебеде, навеянного на автора пением Якова. Не менее поэтичны и сильны по своему воздействию на душу читателя описания, встречающиеся в рассказах «Свидания», «Бежин луг», «Лес и степь».

Все достоинства «Записок охотника», как художественного произведения, в связи с высокогуманными идеями, которыми проникнуты рассказы, обеспечили им прочный успех не только у современников Тургенева, но и у последующих поколений.

(811 слов) Великий русский литератор И. С. Тургенев писал свои сочинения в реалистическом направлении. Одни из его популярных творений — это рассказы, которых он создал великое множество. Они представляют интерес для современной читательской аудитории и являются актуальными в любом обществе, так как в них затрагиваются важные темы и проблемы. Многим хорошо известны рассказы Тургенева, вошедшие в его сборник, цикл рассказов, «Записки охотника». Среди произведений этого цикла есть рассказ «Малиновая вода». Он был написан Тургеневым в 1847 г. во Франции, а через год его опубликовали в «Современнике». Как и все произведения автора, рассказ относится к реалистическому направлению.

Мы рассмотрим кратко содержание текста «Малиновая вода» Тургенева, который имеет антикрепостническую направленность.

Начинается произведение с того, что в особо жаркий августовский денек главный герой, будучи на охоте, попадает к ручью, называемому в народе «Малиновой водой».

Он отпивает из ключа, после чего делает привал и начинает отдыхать. Тут наш персонаж обратил внимание на пару пожилых рыбаков, одного он опознал – это был Степушка, который жил в Шумихино у Митрофана. Митрофан был крупной фигурой среди крестьян, ибо работал садовником, промышлял у сгоревшего дома своих хозяев. Был женат, жену звали Аксинья, она тоже была деловой женщиной и занималась скотиной, держала скотный двор. А дети Митрофана и Аксиньи были лодырями.

А старик Степушка как бы существовал, и как бы его не было – о нем никто ничего не знает, ему не платят ни гроша, он не имеет статуса в социуме. О нем никто ничего не знал, по большей части потому, что он особо ни с кем не общался.

Но о нем в крестьянской среде ходили сплетни – говорили, что Степушка приходился незаконнорожденным сыном барина, а матерью его была плененная барином турчанка. И по этой причине ему было разрешено жить в доме барина. Но с ограничениями – не приближаться к ручке и не принимать участия в празднествах.  Степушка жил особнячком, в религиозных мероприятиях не участвовал.

Митрофан относился с Степушке неоднозначно – он его не звал к себе, но и не отгонял.

После этого мы узнаем, что Степушка был человеком весьма трудолюбивым, и днями занимался своими делами, которые, однако, сводились к простому – к добыче пропитания.

Наружность Степушки была непримечательна – на небольшом лице был острый нос, между которым посажены два маленьких желтых глаза. Уши были похожи на уши летучих мышей.

На этом описание Степушки оканчивается, и главный герой опознает второго рыбака – это был Туман, в миру именуемый Михайлом Савельевым. О нем информации немного больше – он в свое время работал на графа, но каким-то чудом смог стать вольным, после чего подался к мещанину, который жил, содержа почтовый двор, при доме известного в свое время барина Петра Ильича. Его многие знали и помнили,  он был славен своими балами. Но позже он по непонятным причинам обеднел и поехал на поиски работы, где и помер, не найдя желаемого для себя и окончив свои дни в номере гостиницы. Становится известно о том, что Туман работал у Ильича дворецким в свое время. Туман – человек добрый и приятный, симпатичный.

После этого охотник подошел к Туману и завел с ним разговор. Тот начал с ностальгии по былым временам, когда он был дворецким, когда граф балы закатывал роскошные, когда у него было большое количество любовниц… об одной он был особого мнения – той уж не было в живых, звали ее Акулина, она была самой красивой и злой из всех любовниц.  По заверениям Тумана,  именно Акулина загубила жизнь графа, ведь она требовала от него все больше и больше.

Также Туман поминал добрым словом и самого покойного графа, хоть тот иногда и бил людей. Но о любовницах барина говорил нелестно, ибо, по его мнению, они, являясь людьми из низшего сословия,  только разоряли графа своими глупостями.

После этого рыбаки и главный герой обратили внимание на доносящийся шум, а потом и увидели источник этого шума, который был опознан Туманом и назван им Власом. Тот поведал, что держал путь неблизкий, в столицу, дабы найти там своего барина и попросить его о снижении оброка, или выпросить барщину. Кроме того, Влас поведал о гибели сына. А потом и о финале путешествия, который не назвать успешным – барин прогнал крестьянина, который обратился к нему напрямую, в то время как должен был обратиться сначала к приказчику. Заодно барин узнал о том, что крестьянин имеет недоимки, что разгневало его еще больше.

Туман спросил Власа о том, что тот собирается предпринять. На что тот ответил, что деваться ему некуда, выхода из сложившейся ситуации попросту нет – сын болел перед смертью, и сам не платил. Теперь у Власа и жена голодает, а он не может ей помочь абсолютно ничем. Охотник спросил о долге, который висит на Власе – как оказалось, Влас должен барину практически сто рублей. Спустя полчаса четверка, сведенная судьбой, разошлась по своим делам.

В этом рассказе Тургенев демонстрирует читателям, с какими трудностями приходится сталкиваться крепостным. Главным персонажем в тексте является Петр Ильич. Его равнодушие к судьбе крепостных и разгульный, праздный образ жизни привели обнищанию и разорению. Автор говорит нам о том, что нельзя быть равнодушным и жестоким к окружающим и вести никчемную, праздную жизнь, потому что все плохое потом к тебе вернется.

«Бежин луг» входит в сборник рассказов под названием «Записки охотника». И.С. Тургенев был любителем охоты, и все лето, предшествующее написанию сборника, провел в деревне, занимаясь любимым увлечением и общаясь с другими охотниками.

Анализ произведения «Бежин луг» (И.С. Тургенев)

Анализ рассказа Бежин луг

Красота природы и жизнь простого народа вдохновили его на написание рассказа «Бежин луг». Рассказ основан на реальном случае, произошедшем с Тургеневым на одноименном лугу.

Жанром данного произведения соответственно является рассказ. Направление рассказа –  реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.

Композиция рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.

Герои рассказа –  деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика.

Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.

Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи. Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы. Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.

Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.

Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.

Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.

Тема рассказа – это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее.

Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе. Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими.

Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.

Рассуждение про Бежин луг

В своём рассказе “Бежин луг” Тургенев описывает жизнь крестьянских детей в крепостнической России. Он показывает, как нелегко жилось им в это время, как им приходилось трудиться наравне со взрослыми, получая при этом жалкие гроши.

Рассказ ведется от имени охотника Пётра Петровича. Он охотился в лесу и уже собирался идти домой, но в темноте сбился с дороги и вышел к Бежину лугу. Там горел костёр, а рядом сидели деревенские мальчики: Федя, Илья, Павлуша, Ваня и Костя.

Они варили картошку и рассказывали друг другу о нечисти и её проделках. Ребятам было от 8 до14 лет, они выгнали на ночь лошадей на выпас и в разговорах коротали время. В их историях реальность переплеталась с суевериями и необразованностью.

В своем возрасте эти ребята уже многое умели делать: пасти лошадей, работать в поле и дома, собирать грибы и ягоды. К примеру, мальчикам 12 лет уже приходилось работать на фабрике. При этом их жестко эксплуатировали, потому что надсмотрщик даже не разрешил детям на ночь уйти домой. В то время широко применялись телесные наказания, как ко взрослым, так и к детям.

Особенно Тургенев выделил Павла, мальчика из бедной семьи. У него был сильный голос, умный взгляд, спокойствие и уверенность. Пока все сидели, Паша следил за костром, варил картошку и даже бросился спасать лошадей от волка. Этот мальчик говорил не много, но был мудр не по годам.

Автор очень точно передал искренность, доброту и непосредственность деревенских детей. Описывая красоту окружающей природы, он также раскрыл проблемы простого народа: необразованность, нищету, жестокость помещиков и т.д. Описания русской земли и детей пробирают до глубины души.

Заканчивает свое произведение Тургенев описанием рассвета, который служит как бы финальным аккордом. Мастерство писателя дает читателям возможность ощутить красоту родной природы, заметить то, что происходит в ней ежесекундно, дарит надежду на лучшее.

Сочинение по рассказу Тургенева

Рассказ «Бежин луг» входит в знаменитый цикл «Записки охотника» И. С. Тургенева. У Тургенева в этом цикле в большинстве главные герои обычные крестьяне, в этом и есть уникальность этих рассказов. В произведении «Бежин луг» главные герои, кроме автора, это простые крестьянские мальчишки.

Также в этом произведении есть такой прием как рассказ в рассказе, что делает это произведение особенным. Этот прием можно сравнить с русской матрешкой. Это когда внутри произведения идет повествование от его героев о случившемся, так сказать, история внутри истории.

Автор в начале произведения описывает русскую природу и все, что его окружает во время того как он возвращается с охоты. Тургенев уделял особое внимание пейзажам русской природы. Но выходя на знакомый холм, автор видит не то, что ожидал, он видит незнакомую для него местность, после чего пытается сориентироваться и все-таки, найти дорогу домой. Но понимает, что заблудился окончательно.

Но вдруг видит огоньки и направляется к ним. Сначала автора встречают две собаки, а потом прибегают крестьянские мальчишки. Действие происходит летом, и лошадей выводили по ночам, чтобы их в жаре днем не мучили оводы и другие насекомые.

А за лошадьми следить отправляли мальчиков, для них же это было желаемым времяпрепровождением. Автор остается с мальчиками, чтобы переночевать, ведь от усталости он не мог продолжить свой путь.

Мальчиков было пятеро. Федя был самым старшим из них, ему было на вид лет четырнадцать, по виду можно было сказать, что он из богатой семьи. Стройный, кудрявый, белокурый со светлыми глазами.

Павел или Павлуша с черными волосами и серым глазами, большой головой и неуклюжим телом, около двенадцати лет как и Ильюше. Ильюша, светловолосый, постоянно натягивал на свои уши шапочку, горбоносый и постоянно щурится. Костя, мальчик лет десяти, с веснушками и глубокими, задумчивыми глазами.

Мальчики рассказывали друг другу истории о сверхъестественных ситуациях, о которых слышали или же сами на себе прочувствовали. В рассказе есть тема народных поверий. Мальчики говорят о приведениях, домовом, водяном, русалке и о родительском дне, в который можно увидеть призрака или же человека который умрет в последующий год.

Павлуша же отличается от других мальчишек и не очень верит в нечистую силу. Но когда идее за водой к реке, слышит голос мальчика, который утонул в этой реке, и мальчик этот звал его. И в конце автор сообщает нам, что Павел в этот год разбивается, упав с лошади.

Также в этом произведении есть тема природы и человека. Тема детей, детей и труда. Как уже сказано, Тургенев придавал большое значение природе. Через описание видов автор передает отношение, настроение, чувства героев. И как же важно, как человек относится к окружающей его среде, надо уважать природу вокруг нас и беречь ее.

Также обратим внимание на то, что нужно приучать детей к труду и любви к природе – это одна из основных тем рассказа «Бежин луг». И на примере обычных крестьянских мальчишек Тургенев и показывает, какими дети могут быть трудолюбивым и с каким уважением они могут относится ко всему, что их окружает.

О чем рассказ – сюжет произведения

Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей.

Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать.

Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел — немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи.

А у Ильюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это — развлечение, детские забавы.

Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.

В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета.

Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство писателя, любовь к родной земле и людям.

Художественное своеобразие Бежина луга

Тема красоты русской природы неоднократно отражалась в творчестве писателей и поэтов России. Каждый из них, словно художник, рисовал художественным словом картинку живого уголка природы. Особенно красивыми языковыми оборотами описывается картина русской природы в произведениях И.С.Тургенева.

Каждое его творение – творческий пейзаж окружающего его живого мира. Великий русский писатель, тонко чувствуя психологию человеческой души, повествует о простых вещах в свойственно только ему форме — связи человека с природой.

Особенно ярко просматривается она в его произведении «Записки охотника»- цикле рассказов, посвященных жизни и быту крестьянской деревни.

Одно их произведений сборника рассказ «Бежин луг». Это первое произведение, в котором И.С.Тургенев обращается к образу крестьянской детворы. Они главные действующие лица повествования. В рассказе из пять. Все они собрались на лугу, в народе прозванном Бежин, и у костра вели беседу. Автор становится очевидцем происходящего.

Каждый мальчик в рассказе – это прежде всего личность, со своим характером, отношением к жизни. Одни из них мальчуган, которого зовут Павлуша. Мальчик не красив внешне, по одежде можно судить о бедности семьи, но сильный характер просматривается уже в детском возрасте. Он варит похлебку, рассуждая о звездах, рыбе, воде.

Мальчик не верит в суеверие, он храбрый и полагается только на свою судьбу. Он не самый старший в компании (ему 12 лет), но приятели его уважают и к нему прислушиваются. Впоследствии автор узнает, что Павлушка погибает от падения с лошади.

Старший по возрасту в компании мальчишек тринадцатилетний Федя. Тонкие черты лица, кудрявые светлые волосы, выразительные глаза привлекают внимание автора к персонажу. Мальчик из богатой семьи выехал в поле не для работы, а скорее для общения. Ведет себя как старший, держится достойно.

Словно противоположность Федора писатель описывает Илью. Ему как и Павлуше двенадцать лет. Он из бедной семьи, работает на фабрике вместе с братом. Болезненное лицо, мальчик верит во все народные приметы.

С маленьким личиком, покрытым веснушками описывает рассказчик мальчика по имени Костя. Бедно одетый, маленького роста парню на вид лет десять. Он трусоват, но переборов страх каждую ночь выходит на работу вместе с друзьями пасти табун.

Душа компании младший Ваня. О нем Тургенев пишет немного, но из нескольких фраз можно сделать вывод, что мальчик любознательный, с широко открытой душой.

В таких трудолюбивых, красивых душой крестьянских детях видит автор будущее России. Он любит своих героев и с пониманием относится к каждому слову, сказанному мальчишками.

Рассказ «Бежин луг»- выдержан в жанровой манере рассказа: небольшой по объему, одно сюжетная линия. Композиционно произведение состоит из четырех разделов. Начало рассказа — экспозиция, повествует о летнем дне, красоте окружающей природы. Плавно писатель подводит к завязке — скитание в лесу охотника — рассказчика повествования.

Основная часть рассказа — кульминация, встреча героя с крестьянскими мальчиками, их рассказы при ночном костре. Завершает повествование — эпилог, повествование о несчастной судьбе Павла.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь – сочинение.

Тему рассказа можно определить, как единение человека и природы. Автор психологически тонко подводит к мысли ценности бытия. Человек должен ценить каждый прожитый день. Несмотря на суеверие и безграмотность крестьянских детей Тургенев видит в них продолжение будущего России.

Анализ рассказа И. Тургенева «Бежин луг»

Время на чтение: 11 минут

История написания

Сборник «Записки охотника» объединил несколько очерков, в том числе рассказ «Бежин луг». История создания сборника «Записки охотника» началась со знакомства Тургенева со знаменитым критиком Виссарионом Белинским В 1843 г.

Именно он вдохновил писателя на написание этих произведений. В 1845 году Иван понял, что теперь хочет заниматься исключительно литературной деятельностью. Лето того года он провел в селе, где в свободное время общался с крестьянами и их детьми, а также охотился.

Вернувшись домой, он с головой окунулся в творческую работу.

Первые идеи о написании произведения стали появляться у Ивана Сергеевича в конце лета 1850 года. Тогда появились первые рукописные заметки в черновике с планом повествования. Уже в начале 1851 года работа над рассказом была закончена и в феврале Тургенев опубликовал его в журнале «Современник».

Автор недолго думал над названием рассказа и не вкладывал в него глубокого смысла. Он лишь подыскал нечто особое, за счет чего произведение, в котором описывались чудесные русские пейзажи, будет мелодично называться и запомниться публике.

Литературоведы, исследовавшие творчество писателя, выяснили, что подобного названия не существует. По всей видимости, Тургенев выбрал выдуманное название вместо существовавшего в действительности рядом с его деревней луга Рудинское болото — это звучало не слишком красиво.

Жанр произведения

«Бежин луг» по жанру относится к рассказу. Произведению присущи все характерные для него черты:

  • маленький объем;
  • повествовательное содержание;
  • одна сюжетная линия.

По направлению оно относится к литературе реализма, хотя и рассказу и присущи черты романтизма — легенды, переплетающиеся с реальной жизнью героев и поэтичные описания пейзажей.

Тема и проблематика

Основной темой произведения является природа и ее единение с людьми, их тесная взаимосвязь. Описанию мест, где разворачиваются события, Тургенев уделяет особое внимание. Настроения природы глубже раскрывают чувства и эмоции персонажей.

В рассказе писателем была поднята тема проблема жизни простого люда. Ведь дети крестьян, казалось бы, должны были наслаждаться беззаботным детством, а вместо этого они обязаны работать не меньше взрослых.

Мальчики ночами пасут лошадей и следят, как бы на табун ни напали волки. Но несмотря на такие тяготы жизни, ребята радуются каждому дню и не унывают.

И даже на работе они всегда находят как развлечься, и часто рассказывают друг другу невероятные истории.

Так Иван Сергеевич хотел выделить основную идею произведения — человек обязан ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь.

Писатель также поднял тему народных верований и легенд. На примере мальчишек, что так любили их пересказывать друг другу по ночам, автор продемонстрировал, как сильно необразованные деревенские жители больны верой в существование чего-то мистического.

Как пример, плотник Гаврила, который увидел русалку из-за своей буйной фантазии, потом становится мрачным и много думает о своем будущем и этом знаке. А Ульяна, которая случайно встретила своего «двойника», стала ждать своей скорой смерти.

Ее бесконечные мысли о приближавшейся кончине действительно стали причиной ранней смерти. Сельская девушка Акулина, которой показался водяной, сошла с ума. С тоской и печалью Тургенев понимает, что причиной этого всего является элементарное отсутствие образования у сельских жителей.

А вера в приметы делает их рабами своих страхов.

Еще одна затронутая в произведении проблема — это хрупкая детская душа, психология и мировосприятие ребенка. Тургенев хотел пробудить в читателях желание относится к крестьянским детям с нежностью и пониманием, думать о них и их судьбе. На примере пятерых мальчишек Иван Сергеевич показал как богат внутренний мир деревенских детей и как тонко они порой чувствуют природу.

Характеристика главных героев

Рассказ Тургенева примечателен тем, что его события разворачиваются вокруг простых людей. Писатель в основном повествует о крестьянских детях — описывает их внешний облик, жизнь и мысли. Каждый герой по-своему примечателен и индивидуален.

  1. У Павлуши не совсем привлекательная внешность, но его умные серые глаза и властный, сильный голос компенсируют внешние недостатки мальчика. Парню 14 лет и друзья уважают его. Павлуша родился в бедной крестьянской семье и ходил в одежде с латками. При этом он довольно умен и рассказывает товарищам о разных явлениях природы. Он реалист и не верит во всяческие сказания и приметы, а также парень очень храбрый и решительный. В развязке произведения автор рассказал, что мальчишка разбился насмерть, когда упал с лошади.
  2. Федор был самым старшим среди мальчишек. Его семья была обеспеченной, а потому он сразу выделялся на фоне других хорошей, красивой одеждой. Ночная поездка была для него способом развлечь себя, а не заработать денег. У него светлые волосы и красивая внешность. Он мало говорит и по большей части слушает других мальчишек. Федя ощущает свое классовое превосходство, а потому ведет себя покровительственно. У Феди добрая душа, он спрашивает о том, как здоровье младшей сестры мальчика Вани и приглашает ее к себе. Он знает, что их семья бедная, а потому обещает вкусные угощения.
  3. Илье, кажется, лет двенадцать. Парень одет в чистую, аккуратную одежду и внешне он ничем не примечателен. Мальчишка работает вместе со старшим братом на предприятии по производству бумаги и знает, откуда берутся деньги. Он горд тем, что относится к рабочему классу, но не хвастается этим. Илюша слишком суеверный, а потому боится того, о чем предупреждают народные верования.
  4. Косте с виду лет десять, он добр и ласков. Этот мальчишка выглядит болезненно, совсем маленький и хиленький. Его семья очень бедная, и ребенок плохо одет. Его острое лицо напоминает белку, а большие, черные глаза выглядят грустными и вдумчивыми не по годам. Он немного трусливый, но Косте все равно нравится ходить в ночное и слушать рассказы друзей.
  5. Ванечка был самым неприметным и маленьким, с виду ему было лет семь. На его нежное детское лицо спускались кудрявые русые волосы. Он всю ночь лежал под рогожкой и промолвил всего пару слов. Но и из них было понятно, что у него отзывчивая и великодушная натура, а также он слегка картавит. Было заметно, что мальчик очень любит свою младшую сестру, почему и отказывается от обещанных Федей гостинцев в ее пользу. У Вани добрые глаза.

Характеристика самого охотника в рассказе практически не раскрывается. Но по совпадениям с Тютчевым становится понятно, что образ автобиографичен.

Композиция изложения

У рассказа сложная многослойная композиция. Он состоит из таких частей:

  • экспозиция — описание красоты природы днем;
  • завязка — образ охотника, рассказ про его скитания по лесу.
  • кульминация — встреча у костра с крестьянскими детьми.
  • эпилог — повествование о судьбе мальчишки по имени Павлуша.

Повествование ведется первого лица, любителя охоты. Если кратко, то он однажды июльским вечером охотился за тетеревами и заблудился. Герой увидел свет костра и пошел на него, тогда он оказался на большом луге, который местные прозвали Бежиным. Вокруг огня сидели пять деревенских мальчишек. Мужчина попросился у них на ночлег, и лежа, стал наблюдать за ними.

Рассказ о мальчиках начинается с портретной характеристики каждого из них. На смену ним поочередно приходят монологи мальчишек.

Их яркие, ни на что не похожие характеры отпечатываются на манере их повествования. Как результат, история каждого крестьянина приобретает свои уникальные оттенки интонации.

Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные рассуждения, оценки их поведения и наблюдения за ними.

Ключевой особенностью композиции являются описания пейзажей, которым Тургенев уделил много внимания.

Все события в рассказе непрерывно переплетаются с окружающей людей природой, ее изменениями, что происходят в течение дня.

Сюжет произведения становится еще более насыщенным за счет включения писателем в композицию монологов, пейзажных зарисовок, портретов и своих кратких примечаний к событиям рассказа.

Роль пейзажа в рассказе

Иван Сергеевич страстно любил природу, а потому во многие повести и рассказы из «Записок охотника» включил очерки пейзажей. Он относился к природе с особым трепетом и считал, что она живет своей не зависимой ни от кого жизнью.

В тексте Тургенева пейзажи описываются конкретно, во всех деталях, но в то же время они окутаны переживаниями творца и всех героев рассказа.

Он написал «Бежин луг» так, что природа в рассказе не просто фон, а инструмент, через который можно раскрыть чувства и переживания героев.

В своем рассказе Тургенев использует множество эпитетов, таких как: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце — не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман». Автор также не скупится на метафоры: «солнце… мирно всплывает», «краски все смягчены» и сравнения — «облака исчезают… как дым».

Каждая смена пейзажа передает и меняющееся настроение заказчика, его тревогу. С появлением у охотника таких эмоций яркий летний день приобретает темные и черные цвета.

Иван Сергеевич мастерски передает красоту, что таится в природе, и читатель словно сам становится участником, описываемых им событий.

Писатель словно учит своего читателя наслаждаться окружающей красотой, замечать ее и ценить.

«Бежин луг» анализ рассказа Тургенева – план, тема, жанр, история создания произведения – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

В своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев всегда с большой любовью описывал картины русской природы, крестьянский быт. Свой рассказ «Бежин луг» писатель посвятил простым крестьянским детям, мастерски передав тонкости детской психологии. Литературный анализ рассказа по плану будет полезен при подготовке к уроку по литературе ученикам 6 класса.

Содержание

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Главные герои
  • Жанр

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бежин луг.
  • Год написания – 1851 год.
  • История создания – Рассказ «Бежин луг» стал частью цикла «Записки охотника», в котором Тургенев описал непередаваемое очарование русской природы и незамысловатой крестьянской жизни.

Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему суеверия в жизни необразованного темного керстьянства.

Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамленные воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году, стал частью сборника под названием «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными персонажами стали обычные крестьяне, описанные автором с большой любовью и теплотой.

Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В. Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель все свободное время проводил на охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой натуралистичностью.

К работе над рассказом «Бежин луг» Тургенев приступил осенью 1850 года, и уже в начале 1851 года он был готов, и опубликован в популярном журнале «Современник».

Автор не придал особого смысла названию своего произведения – он просто подыскал звучное название рассказу, фоном которому послужили прекрасные пейзажи.

Более того, этого названия нет ни на одной топографической карте, и, как позже выяснили исследователи творчества Тургенева, он заменил неблагозвучное наименование реально существовавшего луга «Рудинское болото» на более поэтическое – «Бежин луг».

Тема

Будучи непревзойденным мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.

В своем произведении автор поднял проблематику жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о жизненных тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.

Крестьянские мальчишки всю ночь должны пасти табун лошадей, следя за тем, чтобы к ним не подобрались волки. Однако вся неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркую и интересную жизнь. И даже во время работы они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.

Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе ее милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.

В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильно могут быть порабощены простые, необразованные люди идеей мистицизма.

Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем.

Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Ее непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни.

Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.

С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной всех этих зол является невежество деревенских жителей, погрязших в пучине дикого суеверия. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет – все это тяжелым грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов.

Композиция

Проводя в рассказе «Бежин луг» анализ, следует отметить, что для него характерно сложное, многослойное композиционное построение.

  • Экспозиция – описание дневного пейзажа.
  • Завязка – появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу.
  • Кульминация – встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра.
  • Эпилог – рассказ о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.

Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологам каждого из них. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру их повествования. В результате каждая история приобретает уникальную интонацию.

Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения.

К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Все происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с ее изменениями, происходящими в течение суток.

Таким образом, пейзаж, портрет, авторские замечания и монологи являются теми художественными средствами, которые были мастерски использованы автором и включены в состав композиции произведения.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бежина луга».

Жанр

«Бежин луг» написан в жанре рассказа, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: небольшим объемом, одной сюжетной линией, повествовательным содержанием.

Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нем явственно проступают черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.

ПредыдущаяСледующая

«Бежин луг» — читательский дневник по рассказу И. Тургенева

Рассказ Тургенева «Бежин луг» написан писателем в 1851 году и стал частью сборника «Записки охотника».

Описание книги для читательского дневника

  • Автор: Тургенев Иван Сергеевич
  • Название произведения: Бежин луг
  • Число страниц: 15.
  • Издательство: «Литера».
  • Год издания: 2017 год
  • Жанр: Рассказ
  • Год написания: 1851 год

Действие рассказа происходит в середине XIX века в крепостной России, в Тульской губернии, в Чернском уезде.

Блуждая по лесу, рассказчик выходит к месту под названием Бежин луг, где знакомится с крестьянскими ребятами и слушает их истории.

  1. Автор-рассказчик – барин, заядлый охотник, большой ценитель природы, всего прекрасного.
  2. Федя – любопытный мальчик четырнадцати лет, барчук, хорошо одетый.
  3. Павлуша – серьезный, черноволосый мальчик, двенадцать лет.
  4. Илюша – двенадцатилетний мальчик, светловолосый, прекрасный рассказчик.
  5. Костя – задумчивый, печальный мальчик десяти лет.
  6. Ваня – семилетний мальчуган, самый маленький в компании ребят.

Заблудившись во время охоты, автор долго плутал по лесу, пока к вечеру не вышел не обширную равнину, которая среди местных жителей имела название Бежин луг. Охотник заметил крестьянских ребятишек, сидевших у костра. Он подошел к ним, и узнал, что мальчики пасли лошадей, и всю ночь должны был сторожить их.

Расположившись у костра, рассказчик принялся рассматривать мальчиков, самому старшему из которых – Феде – было всего четырнадцать лет. Было видно, что он из богатой семьи, и выехал ночью в поле не по нужде, а лишь за компанию с другими ребятами.

Павлуша был одет гораздо хуже, но он притягивал внимание своими умными, честными глазами, и во всем его облике чувствовалась внутренняя сила. Илюше, как и Павлу, тоже было двенадцать лет, и непримечательное лицо его выражало какую-то болезненную озабоченность.

Четвертый мальчик – Костя – был отчего-то задумчив, и его узкое, заостренное личико, как у белки, было усеяно веснушками. Среди ребят был и самый маленький – семилетний Ваня, который лежал в траве и лишь изредка поднимал голову.

Чтобы не смущать ребят своим присутствием, рассказчик сделал вид, что заснул. Мальчики вновь разговорились, и Илюша продолжил, видимо, прерванный рассказ о домовом.

Он рассказал, как однажды с товарищами заночевал в старой рольне на бумажной фабрике. Неожиданно послышались чьи-то шаги наверху, само по себе закрутилось водяное колесо и тут же остановилось, стали подниматься крышки чанов.

Мальчишки не выдержали, и убежали прочь, а домовой громко кашлял им вслед.

В свою очередь, Костя рассказал ребятам, как однажды плотник Гаврила заблудился в лесу и увидел на ветвях русалку, которая завала его к себе. Словно околдованный, Гаврила пошел на зов, но в последний момент успел себя перекрестить. Русалка заплакала и исчезла, а Гаврила с тех пор ходит сам не свой.

Ребята перекусили сваренным на костре картофелем, и продолжили свои рассказы. Илюша поведал друзьям, как одного утопленника похоронили на прорванной плотине. Однажды ночью мимо этого места проходил псарь Ермила, и на могиле утопленника увидел барашка. Ермила взял на руки того барашка, принялся ласкового гладить, а тот неожиданно оскалился и проблеял «Бяша, бяша!».

Мальчики еще долго рассказывали друг другу страшные истории, пока под утро не заснули. На рассвете охотник простился с ними и побрел домой.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Автор заблудился после охоты и прибился к мальчишкам, которые пасли коней. Мальчики разговорились и стали рассказывать страшные истории. Илюша рассказал про домового, а Костя про встречу с русалкой.

Илюша рассказал о барашке на могиле утопленника, а потом про Ульяну, которая увидела сама себя. Потом были рассказы про Тришку, бучило и мальчика Васю.

Ночью все уснули, а рано утром автор ушел, потом он узнал, что мальчик Павлуша погиб в тот же год.

План пересказа

  • 1) Описание великолепия природы Тульской губернии в июльский день.
  • 2) Рассказчик заблудился в лесу после вечерней охоты.
  • 3) Поиск дороги домой, появление автора на Бежином лугу.
  • 4) Встреча с деревенскими мальчишками: Федей, Павлом, Илюшей, Костей и Ваней.
  • 5) Описание внешности ребят.
  • 6) Рассказ Ильи о домовом.
  • 7) История Кости о слободском плотнике Гавриле.
  • 8) Рассказ Ильи о местном утопленнике.
  • 9) Рассвет.
  • 10) Дорога барина домой.

Автор очень тонко, лирично описал красоту окружающей его природы, очарование природных явлений.

Он заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи: блеск костра, утреннюю зарю, туман, шелест листвы в ночной тишине. Вместе с тем он показывает незамысловатую жизнь крестьянских ребятишек, которым в раннем возрасте приходится работать наравне со взрослыми.

Однако они не унывают, не жалуются на судьбу, а живут в гармонии с собой и природой.

Любовь к природе, родным местам, жизни, способность видеть красоту в привычном – важные качества, которые помогают справляться с жизненными трудностями и лишениями.

Чему учит рассказ

Рассказ учит не увлекаться и не забывать следить за дорогой. Учит любить природу и замечать красоту в самых простых и обычных вещах. Учит не бояться ночной темноты, таинственных звуков и страшных историй. Учит тому, что человек сам придумывает для себя страхи, если чего-то объяснить не в состоянии.

Что понравилось

Мне очень понравился этот рассказ по двум причинам. Прежде всего, в нем чудесно описана красота ночной природы, а также потому, что рассказы мальчиков были такими интересными и немного наивными. И мне жаль Павлушу, который показался мне самым интересным и смелым мальчиком из всех.

  • «…В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости…»
  • «…ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»
  • «…Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков…»

«…Вишь ты — фабричные!..»

  1. Рольня – строение, где в чанах вычерпывают бумагу.
  2. Ягдташ – сумка для ношения добытой дичи и необходимых на охоте припасов и приспособлений.
  3. Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
  4. Гуртовщик – погонщик стада, пастух.
  5. Армяк – верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани.
  6. Тятя – отец.
  7. Осинник – осиновый лес или перелесок.
  8. Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе мораль.
  9. Лощина – низко расположенная долина.
  10. Табун – стадо лошадей.

Пословицы

  • Ночь ночевать — не век коротать.
  • У страха глаза велики.
  • Ночью все лошади вороные.
  • Не страшись, да и не хвались.
  • Бойся — не бойся, а судьбы не миновать.

  • Цикл одесские рассказы и э бабеля представляет собой
  • Цигейковая шуба как пишется
  • Цивилизованный человек сочинение итоговое сочинение
  • Цивилизованное общество как пишется
  • Цивилизация и технологии итоговое сочинение какие произведения