1.
… И мышка и малый кузнечик Стрекочут, ети же их мать Что скажешь ты им, человече? — Так …
Пригов Дмитрий А.. Написанное с 1975 по 1989 гг
2.
… ТРУДНЫЕ ГОДЫ В коридоре Совнаркома стрекотали телеграфные аппараты: та-та, та-та, та-та… Передача — прием …
Прилежаева Мария. Жизнь Ленина
3.
… в которой трещат, жужжат и стрекочут насекомые… — По-моему, мы достаточно отлетели от реки, — промолвила Маграт …
Пратчетт Терри. Ведьмы за границей
4.
… отсчета», «Физика нетипичной зоны»… Счетчик стрекотал, как кузнечик, — Хенк искал кристалл «Протозиды». Он помнил: он сам …
Прашкевич Геннадий. Костры миров
5.
… Прислушиваюсь. Жужжит пчела в волосах, стрекочет сорока в кустах. Сделал предположение, что от волнения на ходу …
Пришвин М.М.. Зеленый шум
6.
… дорога посуше. Стрекозы порхают, кузнечики стрекочут. — Подклинье скоро, — тихо сообщил купец. — Два двора о прошлом годе …
Прозоров Александр. Слово воина
7.
… живность травяная от полноты чувств стрекочет. Одним словом — природа. И сурки в ней по всей степи …
Прокопьев Сергей. Ключик на старт
8.
… усадьбе дороги, громко и старательно стрекотали кузнечики, от цветка к цветку с деловитым жужжанием перелетали пчелы …
Прозоров Александр. Боярская сотня
9.
… ароматом лугов, где поют птицы, стрекочут кузнечики, летают стрекозы. Где он может по своему желанию управлять …
Прозоров Александр. Год полнолуний
10.
… и прилегли в траве. Весело стрекотали кузнечики, порхали бабочки и, совершенно не боясь Белояра, садились на …
Почепцов Г.Г.. Золотой шар
11.
… зловеще поскрипывали в кустах, отчаянно стрекотали на солнце кузнечики да трещали краснокрылые кобылки, выпархивая из-под …
Полевой Борис. Золото
12.
… его приятеля плохи. «И чего стрекочет, сорока!» — с неприязнью подумал он о «сестре медицинских наук». Впрочем …
Полевой Борис. Повесть о настоящем человеке
13.
… рядом в кустах шуршит, стучит, стрекочет сверчок, цикада или кто-то еще. У ночи густой, пряный …
Покровский Ал.. … Растрелять! 1-2
14.
… рядом в кустах шуршит, стучит, стрекочет сверчок, цикада или кто-то еще. У ночи густой, пряный …
Покровский Александр. 72 метра
15.
… будильник на подоконнике. Давно не стрекочет. Его сломал Лео. Лео не переносит стрекота часов. Когда он … релыжнуя лиеныку…» Подругины стенные часы стрекочут, секундная стрелка дергается, время идет нервическими рывками, будто и его …
Полянская Ирина. Прохождение тени
16.
… приветливо ответила кобылка. Неуемные кузнечики стрекотали в траве, создавая постоянный звуковой фон всему, что происходит в …
Поттер Патриция. Романы 1-5
17.
… газик и поехали. Вечер. Цикады стрекочут. Палатки все раскрыты — жарко. Ест профессор узбекскую дыню. Хорошая дыня …
Почепцов Г.Г.. Вдогонку за неизвестным
18.
… которое поможет миллионам утолить жажду… Стрекочет машина. Разматывается с катушки нить. Ему бы в такую вот … и размывали черные чернила. 4 Стрекочет швейная машина «Зингер». Ноги привыкли к ритму. Будто он безостановочно …
Понизовский В.М.. Заговор генералов
19.
… зато сверчок слышен… Сверчок действительно стрекотал. — Ты ведь знаешь теперь, о чем можно просить сверчков, верно …
Постнов Олег. Песочное время рассказы, повести, пьесы
20.
… говор. Послушав, как бойко Люра стрекочет на языке жителей Мшистых Болот, матушка Коста невольно попеняла ей …
Пулман Филип. Полярные огни
21.
… людей и техники. Вверху деловито стрекотали две вертолетные пары, исследуя окрестности на предмет обнаружения глупых «духов … и вертушки висят, этак радужно стрекочут, лаская слух… *** В 09.55 «Беркут» сообщил: — Есть контакт. Три …
Пучков Лев. Рекруты удачи 1-3
22.
… придорожных зарослях пожухлой травы заходились-стрекотали кобылки да в лесу стукнул о дерево дятел, словно подводя … до ближайшего города. А оттуда… Стрекотали в зарослях пожухлой травы кобылки. — Уже жалею, — прошептал странник. И …
Пузий Владимир. Рассказы
23.
… же благоуханным, так же громко стрекотали цикады, а великолепные мужчины все так же разгуливали в сопровождении …
Пулитцер Роксана. Двойняшки
24.
… истребителей. Иногда где-то внизу стрекотали скорострельные «флакфирлинги» — счетверенные зенитные пушки. Изредка то с одной, то …
Пшиманоский Януш. Четыре танкиста и собака
25.
… какие только кузнечики не будут стрекотать, какие вороны не слетятся, как на могилу Гесиода, и так …
Ранович Абрам Б.. Первоисточники по истории раннего христианства
26.
… а то и совсем рядом стрекотали косилки и подпрыгивали, дребезжа, конные грабли с большими изогнутыми зубьями …
Распутин Валентин. Прощание с Матерой
27.
… колоннами отступающих войск носились самолеты, стрекотало бортовое оружие, бахали бомбы. До сих пор мы продвигались благополучно … полем — деревня. Время тянется. Кузнечики стрекочут, бабочки порхают. Обливаешься потом, хотя и не шевелишься. Сярель заползает … деревне никакого движения. Кузнечики так стрекочут, что от напряженного ожидания начинают болеть барабанные перепонки. Время тянется …
Пээгель Юхан. Я погиб в первое военное лето
28.
… И Коба увидел: подвинули. Месяцами стрекотали пулеметы, люди гибли тысячами. Расстрелянных бросали в старые генуэзские колодцы …
Радзинский Эдвард. Сталин
29.
… дерзко на фоне общей тишины стрекотали кузнечики. Непохоже на праздник. «Ну уж стражники-то, по крайней …
Пузий Владимир. Летописи Ниса 1-3
30.
… затихала вдали, и опять начинал стрекотать кузнечик, проповедуя рай. На бэтээрах, низких и юрких, похожих на …
Проханов Александр. Господин Гексоген
Òàèñüÿ: ëèòåðàòóðíûé äíåâíèê
Öèêàäû ñòðåêî÷óò èëè èçóìðóäíûé ñîëîâåé…
***
Öèêàäû ñòðåêî÷óò —
Ïóëåìåòíîþ î÷åðåäüþ…
Ïóëåìåòíîþ ëåíòîé
 òðàâå íåçàìåòíîé…
Ñâåòëÿ÷êè è áóêàøêè
Óêðûëèñü â ðîìàøêå…
Êîëûáåëüíàÿ ïåñíÿ,
Íå áûâàåò ÷óäåñíåé!..
Âèæó ñîí — öèêàä ñîíìû
 ïðåðèÿõ äèêèõ…
Ïðî÷ü èçâåñòíûå äîãìû —
Ïåâöû — ê èçîáèëüþ!
Çäîðîâîé ïðîñíóñü ÿ,
 ðàäîñòè-ñ÷àñòüå,
Öèêàäîé âçîâüþñü,
È óéäóò ïðî÷ü íåíàñòüÿ!
***
Ïðåäñòàâëÿåòå!?. Íå ìîãó óñíóòü… Óæå ïîëíî÷ü, à ìíîãîãîëîñûå öèêàäû çàëèâàþòñÿ òî ñâîèìè òðåëÿìè, òî ñòðåêîòàíüåì, òî öîêàíüåì… ×òî æå ýòî çà íî÷íîé îðêåñòð íà ñàìîì äåëå!?. — âîçìóùàþñü ÿ ïðî ñåáÿ, íî òóò æå ïîä èõ ñòðåêîòàíüå ïðîâàëèâàþñü â ñîí.
Òàê êòî æå ýòè ïåâöû — íàðóøèòåëè ìîåãî ñïîêîéñòâèÿ?
Öèêàäû áîëüøåé ÷àñòüþ ÿâëÿþòñÿ êðóïíûìè íàñåêîìûìè, âîäÿùèìèñÿ âî âñåõ ÷àñòÿõ ñâåòà, ïî ïðåèìóùåñòâó â æàðêèõ ñòðàíàõ. Îíè æèâóò íà äåðåâüÿõ è êóñòàðíèêàõ, ëåòàþò äîâîëüíî õîðîøî. Ñ óìà ñîéòè… Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî îíè âñå æèâóò ïîä ìîèì îêíîì. ß äóìàëà, ÷òî îíè, õîòÿ áû, æèâóò â òðàâå… Ïîìíèòå: «Â òðàâå ñèäåë êóçíå÷èê…» À îíè åù¸ è íà äåðåâüÿõ è êóñòàðíèêàõ… Âîèñòèíó, âåê æèâè — âåê óäèâëÿéñÿ!
Ñàìöû ñòðåêî÷óò èëè ïîþò ïðåèìóùåñòâåííî â ñàìîå æàðêîå âðåìÿ äíÿ, òàê êàê òåïëî ÿâëÿåòñÿ âàæíûì èñòî÷íèêîì ýíåðãèè, êîòîðóþ öèêàäà è òðàòèò íà ïåíèå. Îäíàêî, â ïîñëåäíåå âðåìÿ ó÷¸íûå íàõîäÿò âñ¸ áîëüøå öèêàä, ñòðåêî÷óùèõ â òåíè èëè âî âðåìÿ ñóìåðåê, äàáû çàùèòèòü ñåáÿ è óáåðå÷üñÿ îò õèùíèêîâ. Ïåíèå ñàìöîâ öèêàä ñëóæèò äëÿ ïðèâëå÷åíèÿ ñàìîê. Êàê âàì ýòî íðàâèòñÿ? ß äîëãî íå ìîãó óñíóòü îò èõ ñòðåêîòàíüÿ â ïîëíî÷ü ïîä ñàìûì ìîèì îêíîì, à îíè ñâîèì ñòðåêîòàíüåì ñàìîê ïðèìàíèâàþò!?.
À íàïðèìåð, þæíî-àìåðèêàíñêàÿ öèêàäà ñïîñîáíà èçäàâàòü çâóê, ïîõîæèé íà ñâèñò ïàðîâîçà. Âîò òîëüêî ïàðîâîçíûõ ñâèñòêîâ ìíå è íå õâàòàåò… Çíà÷èò, ìíå åù¸ ïîâåçëî, ÷òî ÿ íå æèâó â Þæíîé Àìåðèêå.
Î÷åíü èíòåðåñíî, ÷òî ïðè ïîìîùè õîáîòêà öèêàäû ïðîèçâîäÿò óêîëû â ðàçëè÷íûå äåðåâüÿ è âûñàñûâàþò èõ ñîêè. ×àñòî ñîê äåðåâüåâ ïðîäîëæàåò âûòåêàòü è ïîñëå óêîëîâ öèêàä è, çàòâåðäåâàÿ íà âîçäóõå, îáðàçóåò òàê íàçûâàåìóþ ìàííó, ïðåäñòàâëÿþùóþ ïèòàòåëüíîå âåùåñòâî. Âîò, îêàçûâàåòñÿ, îòêóäà âçÿëàñü ìàííà íåáåñíàÿ…
Î öèêàäàõ åñòü óïîìèíàíèå â äðåâíåéøåì èç ñîõðàíèâøèõñÿ ïàìÿòíèêîâ ãðå÷åñêîé ëèòåðàòóðû — «Èëèàäå» Ãîìåðà (~ XI-IX ââ. äî í.ý.). Äðåâíèå ãðåêè î÷åíü öåíèëè ïåíèå öèêàä è, êàê èçâåñòíî, Àíàêðåîí íàïèñàë îäó â ÷åñòü öèêàä.
Öèêàäû ôàêòè÷åñêè óïîìèíàþòñÿ â áàñíå Ýçîïà «Êóçíå÷èê è ìóðàâåé» è íàïèñàííîé ïî å¸ ìîòèâàì áàñíå Ëàôîíòåíà «Öèêàäà è ìóðàâåé», âîëüíûì ïåðåâîäîì êîòîðîé, â ñâîþ î÷åðåäü, ÿâëÿåòñÿ áàñíÿ Êðûëîâà «Ñòðåêîçà è ìóðàâåé». Âî Ôðàíöèè è òåì áîëåå â Ãðåöèè öèêàäû îáû÷íûå æèòåëè, à âîò ïîä Ïåòåðáóðãîì, ãäå æèë è ðàáîòàë Èâàí Àíäðååâè÷ Êðûëîâ, öèêàä íåò, è îí îøèáñÿ, íåïðàâèëüíî ïåðåâåäÿ ñëîâî «Cigale» «öèêàäà», êàê ñòðåêîçà.
 öèêàäó, ñîãëàñíî äðåâíåãðå÷åñêîé ìèôîëîãèè, áîãèíÿ Ýîñ ïðåâðàòèëà ñâîåãî ïîñòàðåâøåãî ìóæà Òèòîíà, êîòîðîãî åù¸ þíîøåé îíà ïîõèòèëà, áóäó÷è ïëåíåíà åãî êðàñîòîé. Òàê âîò êåì áûëè ýòè ïåâöû-ñàìöû-öèêàäû â äðåâíîñòè — ïîæèëûìè è êîìó-òî ïðèëè÷íî ïîäíàäîåâøèìè ìóæüÿìè… Êðóòî Áîãèíÿ Ýîñ ïîñòóïèëà, íî ìû âåäü íå òàêèå æåñòîêèå!?. Ê íàñ — â ãîðå è ðàäîñòè äî ãðîáîâîé äîñêè…
***
Ò¸ïëîé íî÷üþ, ãîðíîþ òðîïèíêîé,
ß èäó â îëèâêîâîì ëåñó.
Âèæó â íåáå áåëûé, ÿñíûé ìåñÿö,
 ñåðäöå ðàäîñòü ìèðíóþ íåñó.
Ñâåò è òåíü ïî ìíå ïðîõîäÿò ñåòüþ.
Ðåäêèé ëåñ ïîõîæ íà ñåðûé ñàä.
Íàä ãîðîé äàëåêîé è âûñîêîé
Äâå çâåçäû ïîëíî÷íûå ëåæàò.
Âîò è äîìà. Áåëûé, ÿñíûé ìåñÿö —
Ïðîòèâ áåëîé ìàçàíêè ìîåé.
È âñþ íî÷ü õðóñòàëüíûìè ðó÷üÿìè
Çâîí öèêàä æóð÷èò ñðåäè êàìíåé.
(Èâàí Áóíèí — «Ò¸ïëîé íî÷üþ, ãîðíîþ òðîïèíêîé…» — 1913 ã.)
***
Ïðèáðåæíûé õðÿù è ãîëûå îáðûâû
Ñòåííûõ ðàâíèí ëóíîé îçàðåíû.
Õðóñòàëüíûé çâîí ñëèâàåò ñ íåáîì íèâû.
Öâåòû, êîëîñüÿ, òðàâû èì ïîëíû,
Îí íè íà ìèã íå ìîëêíåò, íî íå áóäèò
Áåññòðàñòíîé ïðåäðàññâåòíîé òèøèíû.
Íî÷ü ñòåëåò òåíü è âëàæíûé áåðåã ñòóäèò,
Íî÷ü òÿíåò âäàëü ñâîé íåâîä çîëîòîé
È ñêîðî áëåñê ïîìåðêíåò è óáóäåò.
Íî ñòåïü ïî¸ò. Êàê êîëîñ íàëèòîé,
Ïîëíà äóøà. Çåìëÿ çîâ¸ò: ñïåøèòå
Ëþáèòü, òâîðèòü, ïüÿíèòü ñåáÿ ìå÷òîé!
Îò áëåäíûõ çâ¸çä, ðàñêèíóòûõ â çåíèòå,
È äî çåìëè, ãäå ñòûíåò ëóííûé ñîí,
Òåêóò õðóñòàëüíî òðåïåòíûå íèòè.
Èç ñîíìà æèçíåé ñîòêàí ýòîò çâîí.
(Èâàí Áóíèí — «Íî÷íûå öèêàäû.»)
***
Ó äðóãèõ ïèñàòåëåé è ïîýòîâ òîæå ìîæíî íàéòè ïîþùèõ íî÷üþ öèêàä, íî ýòî — çàáëóæäåíèå, âåäü öèêàäû ïîþò äí¸ì, íî÷üþ æå ìóçèöèðóþò íî÷íûå ìåíåñòðåëè ñâåð÷êè è êóçíå÷èêè.
Îòíîøåíèå ê ïåíèþ öèêàä ó ÷åëîâåêà î÷åíü ðàçíîå: îò ïîëíîãî íåïðèÿòèÿ äî âîñòîðæåííîãî îáîæàíèÿ. Öèêàäû ðàçäðàæàëè ïîëüñêîãî ïóòåøåñòâåííèêà À. Ôèäëåðà è ÷åøñêèõ Çèêìóíäà è Ãàíçåëêó. Èõ íå ëþáèëè è äðåâíèå ðèìëÿíå.
***
Äâåðü îòïåðòà. Ïåðåñòóïè ïîðîã.
Ìîé äîì ðàñêðûò íàâñòðå÷ó âñåõ äîðîã.
 ïðîõëàäíûõ êåëüÿõ, áåëåííûõ èçâåñòêîé,
Âçäûõàåò âåòð, æèâ¸ò ãëóõîé ðàñêàò
Âîëíû, âçìûâàþùåé íà áåðåã ïëîñêèé,
Ïîëûííûé äóõ è æ¸ñòêèé òðåñê öèêàä.
(Ìàêñèìèëèàí Âîëîøèí — «Äîì ïîýòà» — 1926 ã.)
***
Ïîä òîíêîþ ëóíîé, â ñòðàíå äàëåêîé, äðåâíåé,
òàê ãîâîðèë ïîýò ñìåþùåéñÿ öàðåâíå:
Íàïåâ ñêâîçíûõ öèêàä óìð¸ò â ëèñòâå îëèâ,
ïîãàñíóò ñâåòëÿêè íà ãèàöèíòàõ ñìÿòûõ,
íî ñëàäîñòíûé ðàçðåç òâîèõ ïðîäîëãîâàòûõ
àòëàñíî-ò¸ìíûõ ãëàç, èõ ëàñêà, è îòëèâ
÷óòü ñèçûé íà áåëêå, è áëåñê íà íèæíåé âåêå,
è ñêëàäêè íåæíûå íàä âåðõíåþ, — íàâåêè
îñòàíóòñÿ â ìîèõ ñèÿþùèõ ñòèõàõ,
è ëþäÿì áóäåò ìèë òâîé äëèííûé âçîð ñ÷àñòëèâûé,
ïîêà åñòü íà çåìëå öèêàäû è îëèâû
è âëàæíûé ãèàöèíò â àëìàçíûõ ñâåòëÿêàõ.
Òàê ãîâîðèë ïîýò ñìåþùåéñÿ öàðåâíå
ïîä òîíêîþ ëóíîé, â ñòðàíå äàëåêîé, äðåâíåé…
(Âëàäèìèð Íàáîêîâ — «Ãëàçà.»)
***
Öåëûå íàðîäû ÿâëÿþòñÿ ïîêëîííèêàìè öèêàä: ãðåêè, ÿïîíöû, êèòàéöû, èíäîíåçèéöû, ôðàíöóçû, èòàëüÿíöû, òóðêè.
Íàçûì Õèêìåò, ê ïðèìåðó, íàçâàë èçäàâàåìûå öèêàäàìè çâóêè «ñâåòëûìè, ðàäîñòíûìè ïåñíÿìè».
È åù¸ îäíî ëåñòíîå äëÿ öèêàä âûñêàçûâàíèå, ïðèíàäëåæàùåå àìåðèêàíñêîìó ïîýòó Óîëòó Óèòìåíó:
«ß âñåãäà âîñõèùàëñÿ… ùåáåòîì ïòèö, íî ýòèõ ñòðàííûõ íàñåêîìûõ, îêàçûâàåòñÿ, ìîãó ñëóøàòü ñ íåìåíüøèì íàñëàæäåíèåì… Çàóðÿäíûé ìóçûêàíò, áûòü ìîæåò, ïîäóìàåò: çäåñü âîâñå íåò íèêàêîé ìåëîäèè, íî áîëåå òîíêèé ñëóõ óëîâèò íåïîâòîðèìóþ ãàðìîíèþ… êàêîé ðàçìàõ â ýòîì ìåäíîì ãóäå, íàïëûâàþùåì âíîâü è âíîâü, ïîäîáíî óäàðàì öèìáàëîâ èëè âèõðåâîìó äâèæåíèþ ìåäíûõ ìåòàòåëüíûõ êîëåö».
Åñëè áûòü òî÷íûì, òî öèêàäû íå ïåâöû, à ìóçûêàíòû. È åñëè åùå òî÷íåå, ìóçûêàíòû-öèìáàëèñòû.
Íà íèæíåé ñòîðîíå áðþøêà ó íèõ åñòü ïàðà âûïóêëûõ ïëàñòèíîê öèìáàëîâ. Ê íèì ïîäõîäÿò ìîùíûå ìóñêóëû, âòÿãèâàþùèå èõ âûïóêëóþ ÷àñòü âíóòðü. Êîãäà ìóñêóëû ðàññëàáëÿþòñÿ, âûïóêëàÿ ÷àñòü âîçâðàùàåòñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå. Çâóê óñèëèâàåòñÿ çà ñ÷¸ò ðåçîíèðóþùåãî óñòðîéñòâà. Âñ¸ ïðîèñõîäèò ïî òàêîìó æå ïðèíöèïó, êàê çâó÷èò êîíñåðâíàÿ áàíêà ñ âûïóêëûì äíîì, åñëè ýòî äíî ïîïåðåìåííî âäàâëèâàòü è îòïóñêàòü.
Èíòåðåñíî, ÷òî ó öèêàä òàêîå óñòðîéñòâî åñòü òîëüêî ó ñàìöîâ, è ãðå÷åñêèé ïîýò Êñåíàðõ, íàìåêàÿ íà èçëèøíå âî âñå âåêà ðàçãîâîð÷èâûõ æåíùèí, âîñêëèêíóë:
«Ñ÷àñòëèâà æèçíü öèêàä, òàê êàê ó âñåõ ó íèõ áåçãîëîñûå æ¸íû».
 ñòðàíàõ Äàëüíåãî Âîñòîêà è â Êèòàå öèêàäà ñ÷èòàåòñÿ ëåòíèì íàñåêîìûì è íà çèìíþþ ñïÿ÷êó ïðÿ÷åòñÿ â çåìëå. Áóääèñòñêèå ìóäðåöû óâèäåëè â ýòîé ñèñòåìå ñõîäñòâî ñ òåì, êàê ÷åëîâå÷åñêîå ñóùåñòâî çàíîâî ðîæäàåòñÿ ÷åðåç ñìåðòü, ïåðåõîäÿ èç îäíîãî òåëà â äðóãîå.  äðåâíåé òðàäèöèè êèòàéöåâ ñóùåñòâóåò îáðÿä, êîãäà â ðîò óìåðøåãî êëàäóò ïîä ÿçûê àìóëåò â âèäå íåôðèòîâîé öèêàäû, êàê ñèìâîë âîñêðåøåíèÿ.
Ïî äðóãèì èñòî÷íèêàì, ïåðèîäè÷åñêîå ïîÿâëåíèå öèêàä è èõ òàèíñòâåííîå èñ÷åçíîâåíèå ó íåêîòîðûõ íàðîäîâ (Êèòàé) ñîïðîâîæäàåòñÿ íåìíîãî äðóãîé òðàäèöèåé: â ðîò óìåðøåìó íà ÿçûê êëàäóò «ñèìâîë âîñêðåøåíèÿ» àìóëåò â ôîðìå öèêàäû, ñäåëàííûé èç êîðè÷íåâîãî, ïîä öâåò íàñåêîìîãî, ìèíåðàëà ãàãàòà. Ñîãëàñíî ëåãåíäå, ýòî äîëæíî áûëî ïîìî÷ü íàéòè åìó äîñòîéíîå âîïëîùåíèå â íîâîé æèçíè è ïîçâîëèò ðàçãîâàðèâàòü â çàãðîáíîé æèçíè. Äî ñèõ ïîð ýòà òðàäèöèÿ ñóùåñòâóåò êàê â èçíà÷àëüíîì âèäå, òàê è íåìíîãî èçìåí¸ííàÿ: öèêàäó êëàäóò íà òåëî ïîêîéíèêà.
Öèêàäîé ÿâëÿåòñÿ îäèí èç ãåðîåâ ðîìàíà Âèêòîðà Ïåëåâèíà «Æèçíü íàñåêîìûõ».
Òðèñòà äðàãîöåííîñòåé, ïðåäïîëîæèòåëüíî â ôîðìå öèêàä — çîëîòûõ ï÷¸ë, íåêîòîðûå èç íèõ áûëè èíêðóñòèðîâàíû ãðàíàòîì, áûëè íàéäåíû â ìîãèëå ïåðâîãî ôðàíêñêîãî êîðîëÿ Õèëüäåðèêà I (óìåð â 482 ã. í.ý.).
Ó êèòàéñêîãî õóäîæíèêà Öè Áàéøè (18641957 ã.ã.) åñòü êàðòèíà «Îñåííÿÿ öèêàäà íà öâåòêàõ ëàïèíû».
Ôîëê è ïîï-ïåâèöà èç ÑØÀ Ëèíäà Ðîíñòàäò âîñïåâàåò æèçíü öèêàäû â ïåñíå «La Cigarra», è íàìåêàåò âìåñòå ñ òåì è íà èõ êîðîòêóþ æèçíü.
Íà ìîíåòàõ Äðåâíåé Ãðåöèè òàêæå áûëè èçîáðàæåíû ïîþùèå öèêàäû.
Íàõîæó ó Âÿ÷åñëàâà Âñåâîëîäîâè÷ ÈâÀíîâà íàèêðàñèâåéøåå ñòèõîòâîðåíèå, â êîòîðîì îí ñðàâíèâàåò öèêàäó ñ èçóìðóäíûì ñîëîâü¸ì:
Ãèìí, ñëàãàâøèéñÿ â óñòàõ,
ß ÷åðòèë; à ãîñòüÿ ñàäà,
 ìîé ïðèþò âïîðõíóâ, öèêàäà
Ïðèòàèëàñü íà ïåðñòàõ.
Çà ñòèõè ëü ìîè íàãðàäà,
Ìóç ëþáèìèöà, öèêàäà,
Îò áîãîâ ëè òâîé ïðèâåò?
Èëü îò òîé, êîòîðîé íåò
Íà çåìëå, è åé îòðàäà,
×òî ïî¸ò å¸ ïîýò?
Òû áåçìîëâñòâóåøü â îòâåò,
Çâîíêîãëàñíàÿ ïåâóíüÿ,
Âäîõíîâåííàÿ âåùóíüÿ!
Òîëüêî ïàëüöû ìíå æèâåé
Ìîëîòî÷êàìè ùåêî÷åøü…
Ìèã è â çåëåíè âåòâåé,
Èçóìðóäíûé ñîëîâåé,
Íà ñìîêîâíèöå ñòðåêî÷åøü.
(«Öèêàäà» — Âÿ÷åñëàâ Âñåâîëîäîâè÷ ÈâÀíîâ).
***
11 ìàÿ 2015 ã.
© Copyright: Òàèñüÿ, 2015.
Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:
- 31.05.2015. Àôîðèçìû î íåäóãàõ.
- 30.05.2015. Ðóñëàí è Ëþäìèëà èëè…
- 29.05.2015. Öâåò ëàâàíäû…
- 27.05.2015. Òàèñèÿ — ïðîèñõîæäåíèå è òàéíà èìåíè…
- 26.05.2015. Àôîðèçìû î èíôîðìàöèè è äåçèíôîðìàöèè…
- 25.05.2015. Îïÿòü — äâàäöàòü ïÿòü!?.
- 24.05.2015. Àôîðèçìû î ìî¸ì äîìå…
- 23.05.2015. Àôîðèçìû î äîâåðèè…
- 22.05.2015. Àôîðèçìû î çàâèñòè è íåíàâèñòè…
- 21.05.2015. Ñàøà è Íàòàøà…
- 20.05.2015. Àôîðèçìû î ìîë÷àíèè è áîëòëèâîñòè…
- 19.05.2015. Çóáíàÿ Ôåÿ.
- 17.05.2015. Àôîðèçìû î ëþáâè…
- 16.05.2015. Àôîðèçìû î ñòàðîñòè…
- 15.05.2015. Àôîðèçìû î òîëïå.
- 14.05.2015. ßí Àííû Ãàâàëüäà è ìîè ïÿòíàäöàòü ëåò…
- 13.05.2015. Àôîðèçìû î äóðàêàõ…
- 11.05.2015. Öèêàäû ñòðåêî÷óò èëè èçóìðóäíûé ñîëîâåé…
- 09.05.2015. Ïîçäðàâëÿþ ñ Þáèëååì Ïîáåäû!
- 06.05.2015. Äâåíàäöàòü çîëîòûõ ïðàâèë Ìàéè Ïëèñåöêîé…
- 05.05.2015. Àôîðèçìû î ðåïóòàöèè…
- 04.05.2015. Àôîðèçìû î ïèñàòåëÿõ è ÷èòàòåëÿõ.
- 02.05.2015. Èîñèô Áðîäñêèé. Äîæäü â àâãóñòå.
«НР» собрал коллекцию самых распространенных заблуждений об этом насекомом.
Заблуждение №1. Это кузнечики.
Слыша их песни в жаркие летние дни, так думают многие. Но, оказывается, цикады относится совершенно к другому отряду — равнокрылые хоботные (Hemiptera), семейство: цикады настоящие (Cicadidae). У насекомого шесть ног, две пары крыльев, сложные фасеточные глаза и три простых глазка. А поют цикады, в отличие от кузнечиков, с помощью специальных пластинок на брюшке — цимбалов, которые вибрируют под действием особых мускулов. Цимбалы звучат по тому же принципу, что консервная банка с выпуклым дном, если на него попеременно надавливать пальцем и резко отпускать. Ну и, конечно же, ни одной консервной банке такая громкость и не снилась. А поют цикады 24 часа в сутки, заставить их замолчать может только ливень.
Заблуждение №2. У насекомых век короток
Только не у цикад. Бесспорными долгожителями среди насекомых являются жуки, некоторые из них достигают почтенного пятидесятилетнего возраста. Но по сравнению с другими насекомыми (мухи живут всего месяц, пчёлы – шесть недель) цикада живет необыкновенно долго. Разные их виды живут от года до семнадцати лет.
Интересно, что к певчей жизни они готовятся под землей, где личинки-нимфы питаются соком древесных корней. Дереву это не наносит ущерба. Кто-то из досужих энтомологов подсчитал, что если бы человек потреблял такое же количество пищи, как цикада за 17 лет, он бы довольствовался одной-единственной курицей! А когда выходит на поверхность, вообще обходится без еды.
Заблуждение № 3. Во всем мире одинаковы
А вот и нет. Известно до 1500 видов цикад. Это в основном крупные насекомые, водящиеся во всех частях света, по преимуществу в жарких странах. Все они живут на деревьях и кустарниках, летают довольно хорошо. Самцы стрекочут или поют преимущественно в самое жаркое время дня, по-видимому, пение их служит для привлечения самок.
В Европе встречаются 18, а в наших краях обитает три вида: дубовая цикада (Tibicen haematodes) имеет длину (считая надкрылья) 4,5 см, обыкновенная цикада (Lyristes plebeja) — 5 см, горная цикада (Cicadetta montana) — 2 см в длину. Даже маленькая горная цикада наполняет воздух наших степных лесопосадок и ясеневых лесов громким стрекотанием, напоминающим стрекотание кузнечиков. В самый зной предгорья Кубани и Черноморского побережья Кавказа оглашает отрывистое неумолкаемое стрекотание обыкновенной цикады. В тропиках цикады «поют» еще громче, их стрекот напоминает звук циркульной пилы, а в Южной Америке и в Индии, издаваемые цикадами звуки и по громкости, и по резкости не уступают пронзительному свистку паровоза. Цикады — самые громкие «певцы» среди насекомых: ни сверчки, ни кузнечики, ни другие стрекочущие формы не могут сравниться с цикадами. Их пение во многих странах считается красивым.
Заблуждение №4. Бесполезное насекомое.
Совсем нет. Кроме привычного с детства стрекота, под который проходили летние каникулы во многих южных странах, чтобы наслаждаться пением цикад, их сажают в небольшие, сплетенные из тростника или соломы садки-клеточки, словно птиц, и вечерами слушают их голоса. Этот обычай издревле существовал и на Востоке, и в античном мире.
Наследили эти насекомые и в мифологии, и в литературе. Например, они часто упоминаются в мифах и легендах Греции. Это насекомое было жертвоприношением в честь бога солнца Аполлона. Существует миф о Титане, смертном, которого полюбила богиня зари Эос (в римской мифологии Аврора). Не сумев остановить его старение продляющей жизнь амброзией, из жалости она превратила его в цикаду. Богиня заперла его в своей спальне, где он каждое утро пронзительно приветствовал ее при пробуждении. Это насекомое символизирует отвергнутого влюбленного, а в Китае засушенная цикада является амулетом, отводящим смерть.
А еще их едят. Первые сведения о том, что цикады вкусны, получили еще английские колонисты от местных индейцев, которые один раз в 17 лет собирали их, готовили и ели с большим удовольствием. Колонисты, хотя и считали цикад саранчой, которой наряду с диким медом питался Иоанн Креститель, следовать примеру Предтечи не спешили. Сейчас американские газеты печатают рецепты блюд из цикад, гурманы советуют, как лучше делать заготовки впрок, а один вашингтонский ресторан собирался предлагать своим посетителям закуску из цикад по 10 долларов за блюдо, но в последний момент почему-то передумал.
Заблуждение №5. Попрыгунья-стрекоза?
Ошибаемся не мы одни, на страницах многих произведений можно прочесть о невероятной путанице с кузнечиками и цикадами. У многих авторов цикады стрекочут на лугу вместо кузнечиков, да ещё и где-нибудь в Карелии. На самом деле цикады на Севере не водятся, а в Карелии встречается только в южных районах, но очень редко.
Да и Иван Крылов в своей басне «Стрекоза и Муравей» стрекозой неудачно назвал цикаду. Известно, что стрекозы не прыгают, а цикады имеют прыгательные ноги. Стрекозы и не поют, как цикады. Словом, всё, что говорится в басне о стрекозе, не подходит к ней, а подходит к цикаде. Дело в том, что Крылов использовал сюжет и образы известного французского баснописца Лафонтена, который в свою очередь использовал сюжеты древнегреческих басен Эзопа. На родине Лафонтена стрекотание цикад и сами цикады всем известны, а на севере России, под Петербургом, их практически нет. Крылов в энтомологии видимо был не силён и перевёл слово «cigale» (цикада) как «стрекоза»».
Где живут цикады?
Ареал Ареал вида охватывает все Средиземноморье, Крым, Кавказ, Закавказье. В Крыму вид обитает в горной зоне на Южном берегу полуострова, но отсутствует в степях и почти исчезла в предгорьях. Обитают преимущественно на древесно-кустарниковой растительности.
Что значит цикады?
ЦИКА́ДА, -ы, ж. Хоботное прыгающее насекомое, самцы которого издают характерное стрекотание.
Чем опасны цикады?
Питаются насекомые соком деревьев. Данный вид не относится к особо опасным вредным организмам и карантинным объектам. Цикады не опасны для человека и животных», — рассказали в ведомстве.
Что делают цикады?
Высасывает хоботком соки из различных трав и кустарников, личинки поедают корни растений. После оплодотворения самки приклеивают яйца на разные травы и кустарники; личинки, когда выведутся, зарываются в землю и выползают на поверхность только после последней линьки. У цикад неполный цикл развития.
Чем трещат цикады?
Как стрекочут цикады? У подавляющего большинства видов цикад стрекочут только самцы, для чего на задней части брюшка у них расположен сложный голосовой аппарат, состоящий из мембраны, приводимой в движение специальными мышцами.
Как трещат цикады?
Пение самцов цикад служит для привлечения самок. Цикады используют специальную звуковую мембрану, приводимую в колебание мышцами. Получающийся металлический звук резонирует в специальных полостях внутри тела, достигая большой громкости. Южноамериканская цикада способна издавать звук, похожий на свист паровоза.
Когда плачут цикады?
Когда плачут цикады) — серия визуальных романов, разработанных додзин-кружком 07th Expansion. и выпускавшаяся на Комикетах в период с 2002 по 2006 год, составляет две первые части цикла When They Cry. Начиная с 2007 года, компаниями Alchemist. , Kaga Create и Entergram.
Когда просыпаются цикады?
В США после 17-летней спячки просыпаются шумные цикады Эти периодические цикады также известны под названием «семнадцатилетняя саранча», так как их жизненный цикл составляет 17 лет.
Когда начинают петь цикады?
Они, действительно, начинают петь только после того, как температура воздуха прогреется до 22-25 °C. Звук, который издают цикады – брачная песня самцов: стрекочут они c помощью мембраны, расположенной на заднегруди. У самок же этот орган отсутствуют.
Как стрекочут сверчки?
Сверчки и кузнечики стрекочут с помощью специальных мембран-перепонок на надкрыльях. Характерный звук возникает тогда, когда округлая полупрозрачная перепонка трётся о другую непрозрачную мембрану — как смычок о резонатор.
Что стрекочет?
кузнечиков – скажете вы. Вместе с кузнечиками, сверчками и медведками саранчовые входят в состав отряда Прямокрылых – обширную и значимую группу насекомых. Кстати, кузнечиков чаще можно услышать вечером и даже ночью, тогда же поют и сверчки.
Какое развитие у цикады?
Цикады — пример неполного превращения. Личинки цикад внешне похожи на взрослых, но бескрылы. Их взрослую форму называют «имаго», а стадии развития — личинками. Водные личинки насекомых с неполным превращением называются наяды.
Какие отряды имеют развитие с полным превращением?
Отряды насекомых с полным превращением: бабочки (чешуекрылые), жуки (жесткокрылые), двукрылые, перепончатокрылые, блохи. Большинству видов насекомых свойственно развитие с полным превращением.
Где живут цикады в России?
В России цикады живут преимущественно в степи и лесостепи средней полосы страны, а также на Кавказе. Цикады хорошо известны благодаря уникальному звуку или стрекоту, который издают самцы. Звук производится специальной звуковой мембраной, расположенной на животе насекомого.
Как выглядит муха Цикада?
Цикада — насекомое, чем-то похожее на муху, только очень крупную. Особенно своими большими прозрачными крыльями, в покое сложенными по бокам тела. Это просто цикада — самое долгоживущее насекомое в мире.
Как живут цикады?
Личинки периодических цикад живут под землёй, на глубине от 30 см и более, питаясь соками корней растений. Они остаются неподвижными и проходят через пять стадий развития (превращаясь в нимф) перед строительством туннеля для выхода весной 13-го или 17-го года своей жизни. Эти туннели имеют диаметр около 1-1,5 см.
Как выглядит богомол?
Обыкновенный богомол — это довольно крупное насекомое, размеры которого достигают 4,8-7,6 см у самок и 4,0-6,1 см у самцов. Особи окрашены в зеленые или бурые цвета с желтым оттенком. Прозрачные крылья богомола, отороченные зеленой или бурой окантовкой, хорошо развиты. Довольно длинное брюшко имеет яйцевидную форму.
Как кусают богомолы?
Но более габаритный обыкновенный богомол иногда причиняет людям неприятность. Реальной опасности в этом нет, но кусается он довольно больно. Но что еще хуже – он легко хватает за палец сильными передними ногами, а длинные колючие шипы на них с высокой вероятностью пробьют кожу.
Как выглядит самец богомола?
Итак, у большинства богомолов самец выглядит стройнее самки, его крылья уже, но длиннее, а ноги тоньше. Основным отличием, по которому можно определить большинство видов с L4 (но при очень хорошем зрении/увеличении) служит половая система самок. Каждый сегмент брюшка богомола состоит из верхних и нижних полуколец.
Как выглядит гнездо богомола?
Гнездо богомола называется «оотэка»—коробочка для яиц. Обыкновенные размеры гнезда—один вершок длины и полвершка ширины. Цветом оно походит на пшеничное зерно. На огне оно горит довольно хорошо и издает запах подожженного шелка.
Сколько линек у богомола?
Промежутки между линьками у разных видов разные, стандартное их число — 7-8 (существуют виды, у которых у самцов на одну или две линьки меньше, чем у самок), не считая нулевой (в момент выхода богомола из оотеки).
Какой тип развития у богомола?
Богомолы — насекомые с неполным превращением. Это означает, что у них отсутствует стадия куколки, как, например, у бабочек. Новорожденные особи очень похожи на взрослых, за исключением способности летать и размножаться.
Как быстро растет богомол?
Если вы купили нимфу, то ей потребуется от 4 до 6 месяцев, чтобы достичь взрослой стадии, а после того, как питомец станет взрослым, он будет жить еще 3–8 месяцев. Если держать богомола при относительно прохладной температуре и не кормить обильно, его продолжительность жизни может значительно увеличиться.
Сколько раз в день кормить богомола?
Кормят богомолов в среднем один раз в 2-3 дня, насекомое может съесть несколько кормовых объектов один за другим. Сытость богомола легко определить по наполненности брюшка — у голодного богомола оно плоское, как листик, у сытого оно наполнено, и напоминает набухшую почку.
Сколько лет живут палочники?
10 месяцев
Что ест Богомол обыкновенный?
Богомолы ведут хищный образ жизни и охотятся преимущественно из засады. Питаются обычно другими насекомыми, паукообразными и членистоногими. Крупные виды также охотятся на маленьких ящериц, змей, лягушек, птиц и даже грызунов.
Чем кормить Богомолов в домашних условиях?
Подойдут сверчки, саранча, личинки мучного хруща и восковой огневки. Наиболее подходящим кормом для взрослых богомолов являются мраморные (пепельные) тараканы. Их, как и сверчков, можно не только приобретать в специализированных магазинах, но и выращивать самостоятельно в домашних условиях.
Где обитают богомолы в России?
Юго-восток России, Крымский полуостров, Закавказье, Казахстан, Средняя Азия. Дизъюнктивный ареал. Крымский полуостров, Северное Причерноморье, от Поволжья до Иртыша; Украина (юг Одесской и Херсонской областей), Кавказ, Закавказье, Средняя и Малая Азия, Сирия, Иран, Крит, на востоке до западной Монголии.
Что пьют богомолы?
Хотя богомолы практически не пьют воду, все же желательно поставить на дно клетки небольшое блюдце с водой. Это обеспечит богомолу достаточный уровень влажности. Можно использовать также небольшую крышечку от бутылки. Вместо этого можно раз в день опрыскивать клетку водой.
Подборка стихотворений
***
…смех зазвенел и зазвякал:
– Лошадь упала! –
– Упала лошадь!…
В. Маяковский
I.
…как наши волосы разъяли,
Вот так, без спец ключа,
И как с конца высоковольтной магистрали,
С трёх тысяч вольт, сорвавшихся на волю,
Как искры прыгали с плеча и до плеча,
И там не таяли и не сгорали?
Санкюлотиды едут на гастроли,
И из низин листвяжный дым повалит:
Под эстакадой,
На боковых путях, в ранжирном парке
Сидит на рельсах маневровый тепловоз,
Дыша и фыркая.
Погонщики толпились,
Харкали, каркали, дышали, норовя
Его задеть кривыми молотками,
И прободать гофрированный бок.
Я этого не видел, видит Бог,
Я в лиственном дыму, как в снежном коме,
Я в лиственном дыму, как в снежной коме,
Вгрызался пальцами в перила эстакады:
По ним плелись трехбуквенные коды,
Я знаю, по каким ведут дорогам
Тебя – по горкам, перегонам, виадукам,
Но это всё чужие поезда.
…листва скрывала воду и событья,
Включая те, которых не случалось,
Я помню – звонко, это было звонче
Трех тысяч вольт, сорвавшихся с металла,
Трёх тысяч звёзд в раскосых фонарях,
Но небо близко; птицы не парят
В его кудлатом подрессоренном подбрюшье,
и слышно только этот тепловоз:
Как рыкнет дизель, нехотя, спросонья…
…и вот тогда-то, в летнем расписанье,
Огарки птиц святили водоём,
Покров лежал задолго до Покрова,
Мы шли в нечетном направлении, вдвоём;
Келейно – да,
Купейно – да,
Но всё-таки не купно.
К примеру, вот:
Язык мой – гироскоп мой,
Но показатель степени так мал,
Что не сойти ни с рельсов, ни с ума.
Любимая, ты помнишь, как
Ранжировали нас в ранжирном парке,
Как составитель туго приковал
Друг к другу тормозные рукава
Чужих суставов?
И как хлысты, охочие до порки,
Обязывали нас молчать,
И стрелка механических часов,
Как пьяная, упала в полшестого.
Ты помнишь, как ранжировали нас,
Что всё видавший Чмуха-тепловоз
С досады охромел?
Трёхгранный ключ раскачивал засов,
Пути сплетались в снежной бахроме.
II.
…а я засну, тогда
Волокна разойдутся, как вода.
Я вязкость вяза,
Я липкость тополя,
Фрамуги вздрогнут,
И бордюры вздрогнут,
И пыль всклокочет по полю
От топота трёх тысяч лошадей
От топота трёх тысяч лошадей
Подрасплелись косицы проводов,
Хвосты Тифона.
Но подо мною узкая до боли
Знакомая плацкарта колыбели.
Я засыпаю
Под вой тифона.
***
Прибыл Фернан Магеллан
В Маргилан.
Редечный ветер осыпал с лица
Африканскую чёрную пыль,
Гавриил-архангел трубил в сумпитан,
Зардевалась песчаная мгла.
– Здесь, на суше, великая сушь,
Где же воды твои,
Где же звёзды твои,
Капитан?
– Как причалил к самым вершинам Ной,
По следам сапог
Проливом прольются воды,
И звёзды пройдут по пятам.
…соли в воздухе нет,
и ветер не лает,
Белоснежной сияют слюной
Зубы Памиро-Алая,
И Гравёр обнажает резцы
В облачном небе, похожем на изразцы.
– С юга ходят большие волны.
И костей в этом море не соберём.
– Ваше дело идти, сеньор.
Днём за флагом.
Ночью за фонарём.
– Или ты, продавший корабль свой за долги,
Что пришёл ко мне – бобылём бобыль,
И когда никто
Не давал руки,
Я в твои ладони вложил бобы,
И покуда доски настила
Не искрошатся до золы,
Я тебя закую в кандалы.
…А в разрезах небес проступает ночь,
Вязкая, как живица.
Я не Ной, и здесь
Кораблю не пристать,
И нечем здесь поживиться.
Я подушку измял лицом,
Да никак не приходит сон.
Как скрипят паруса и хрустят рули,
Бесконечная ночь, ледяной пролив,
Непокорный мыс ощетинил горб,
И метель заливает огни земли.
Да и так ли важно, что это было и будет – огонь ли, дым? –
Море будет студёно, и ветер не слишком тих.
Бог всегда заметает перцем свои следы,
Что сухого пути и с собаками не найти.
Но если морские псы нас выведут из вчера,
То железную красную землю
Я не зря целовал;
Возликует – из малых – мой кучерявый раб,
Первым понявший услышанные слова.
… «там» превратилось в «там»,
А «там» превратилось в «где»:
Сыне Божий, Ты
Ходил по воде, да дети твои
По колено в воде стоят.
– Что же видел ты, капитан,
В мутной воде?
– Это – меч, это – латы,
А это – я.
***
А строки сверху вниз,
И падают дождём,
И запятая
В тени зрачка, который пригвождён
К тому, кто их не пишет, а читает.
Но согласись, по меньшей мере, странно
Всей тенью собственной
Дрожать над белизной экрана,
Над белизной, фарфоровой, как зуб,
Над белизной, фарфоровой, как сон,
Как стон,
Как неприметный мыс,
Как облачные сто,
А тень срывается, и падает в грозу,
И я за ней.
В тире и точках строк, назначенных не мне,
И, чем ясней эфир,
Тем ночь темней.
…Экран погас, и снова замерцал;
Шагали электронные сердца,
Двухтактным шагом –
На ноль, один,
И снова, ноль, один
Шеренгами идут чужие речи
О тех, кто не надеется на встречу.
***
И кому проснуться была охота
На одной странице, в одной синтагме?
Ночь качается, точно в груди икота,
Как приливные волны – по диафрагме,
Если запах, единственный в целом свете,
Поведёт, развернув на шестнадцать румбов,
За собой, как пряный молуккский ветер,
Как муссон, как молнии Кататумбо,
То настроен компас, и путь проложен –
Повезёт – за Камень, а нет – под камень,
Только пыль, только звёзды над скальным ложем,
Только ночь с проблесковыми маяками.
***
Я Кальвина не читал, но всё было решено:
Это было давно, совсем не этой весной.
Подошла трясогузка в маске театра но,
И фонарный столб обернулся кривой сосной.
Я сидел, затаясь в стерне подмосковных дач,
Ты шла сквозь горелый лес в венериных башмачках,
Ожерелье порвалось, составы катились вскачь,
И сухая листва дымилась в минусовых очках.
А Москва-река в этом месте почти Сангарский пролив,
И на том берегу неба нет, и нет его сыновей.
Там в смущении Рея стоит, молоко пролив
По пути на вершину холма, где плещется суховей.
И на этом холме свой город построит Ил,
И озон предстоящих гроз в этом воздухе растворён.
Если бросишь камень в ручей – взбаламутишь ил.
Если бросишь за спину – то мы никогда не умрём.
(Диптих)
1.
Город, скроенный
Из аэродинамических труб
Выдувает меня,
Подбрасывает на воздух,
Но даже и с высоты никого о тебе не видно:
Ты родилась от матери,
Я же пошел в отца.
Дуют, дуют
Калмыцкие черные степи,
Выдули меня из города,
Выдули воду из Дона.
Мне теперь вовсе не сплыть до моря.
-1
Город, скроенный из аэродинамических труб,
Полоскал меня, словно простынь, на ледяном ветру,
Норовя подбросить на воздух, но даже там
Я в сплетении облаков искал параллели твоим чертам.
Видишь ли, я – один из глиной забитых ртов,
На меня не хватило вагонов, подвалов,
Чужих паспортов,
Балки сплетались змеями, спускаясь к большой реке,
Но твоей руки не осталось в моей руке.
Ты родилась от матери, я же пошел в отца;
Калмыцкие степи выдули воду, и мне не сплыть до ее конца.
Когда они пришли, говоря – нас выселять отсюда,
Они были культурные люди:
Я взял с собой только твою фотографию.
***
Минус 34. Снег от холода каменеет,
За окном ни пера, ни пуха
Откроешь любую книгу – увидишь Четьи-Минеи,
И только уличный ветер ломится в стылое ухо.
Имя ее вышито гладью кошачьей шерсти
Со складкою лишнего слога.
Было холодно, я ходил, прогревал машину
Это ветер занес мне его в неприкрытое шапкой ухо
Оно с ветром носится там
Оно ломится там
Расширяясь в тепле квартиры –
Кончик радуги так больно вонзается
В наковальню.
Сонет П.С.
Из леденцовой, сахарной шуги
Июля, яркого как свежая помарка,
Мы сеяли минуты и шаги
На склонах герметического парка.
И солнце было вязким, как айва,
Гуляли боги в масках и бахилах;
Я наблюдал, как мысли и слова
Ворочались в орфических могилах,
А ты молчишь, и я тобой молчу
Плечо надеясь прислонить к плечу,
К асфальту альфу, и к бордюру бету,
И время – при известной долготе –
Перемешает части наших тел –
Но орфикам не ведомо об этом.
Сонет М.
Не выбрать три – не значит выбрать пять
Твоих ветров, изломчивых, как нори:
Так долгий век вывихивает пядь,
И тем смиряет шелковое море.
На траверзе мысов твоих ступней
Лежат слова эпохи Бакумацу,
Но берег мой степенней и степней,
И в это море страшно подниматься
Но там, куда теперь не ступит смерд,
Лежит необязательная смерть –
Ее слова и проще, и короче.
От слепоты, безвкусиц и глухот
Дорога норовит идти в обход,
Но требует четырнадцати строчек
***
I.
Дождевой муссон стоит над всей Эспаньолой:
Папа Легба, открой, Папа Легба, я должен выйти
Посмотреть, как проходят пассаты над изумрудно-зеленым,
Я накроюсь ладонью туч, и недолжного не увижу.
Там на гребне холма стоит Буэнавентура Баэс,
Из дождя вырывая серебряные волокна,
Всё моё серебро этот дождь обращает в чёрный,
И табак в нем не тлеет – горит, как сушёный хлопок
За плотной завесой дождя бьют тамтамы и тамбурины,
И в пересохших колодцах клокочет чужая воля,
Это слово пьянее рома, острее, чем запах петрушки,
И свои хороводы водят русоволосые тени,
Потому что в чистилище их адресов не помнят.
Ответь мне, кто бы ты ни был, да хоть бы барон Суббота –
У меня здесь достало и табака, и рома
Заберись на холм, и послушай раскаты грома:
По пятам не услышишь тени убитых тобой хозяев,
Что за чёрной спиною твоей
Змеятся болотными огоньками,
Может, этого ты хотел, злопроклятый Педро Сантана?
Может, ты испугался смерти, и заварил эту кашу?
Может быть, тебе слишком мягко в твоей могиле?
Встань, и выйди сюда, и будь, наконец, мужчиной,
Посмотри, как на западе ветер швыряет пыльные бури,
Потому что там нет ни воды, ни травы, ни леса,
Встань, и выйди сюда, и они, может быть, вернутся,
И тогда это всё обретёт хоть какой-то смысл.
Воскресни, приди, и оправдай перед ними
Хотя бы полшага из наших бледных кривляний,
Бесчестных маршей, в которых немного чести
Итальянских отбросов и каталонских отребий,
Что не чета их прямым и соленым спинам,
Не чета вороным плечам и быстроногим икрам,
Приди, и ударь, как будто мы тоже живые,
Замахнись клинком, как будто ты тоже достоин,
Изожги их дома, изведи их сады, и поля, и рощи,
Изруби в куски их детей и прекрасных женщин,
И они, быть может, увидят – мы тоже люди.
Отпусти меня, черный холм, отпусти меня, чертов остров,
Я бы это Отечество продал, но и даром никто не просит
За большой солёной водой никакой земли не осталось.
II.
Не включенный в губ твоих священную параллельность
(ты вышла, я вышел следом),
Я шел параллельным курсом,
И там провалился в землю, в текстуры,
Будто speedrun’ил в Half Life’е,
И там, и там, где ходит барон Суббота,
Поскольку не ходит одной дорогой с тобою
Помавает костлявой рукою –
На параллельной улице,
И в параллельном доме –
Открой, Папа Легба, это я звоню во все домофоны.
Открой – в пятой квартире,
В двенадцатой квартире,
В двадцать третьей квартире,
В тридцать восьмой квартире,
В сороковой квартире.
Я безмолвие этих постыдных дней, и я не могу окликнуть,
Потому что – ключами, баллончиком, шокером, матерными словами,
Я и приснить не мог бы нашего поцелуя –
И губы соскальзываются с губ,
Как санки съезжают с горки.
Ответьте, лоа,
Ответьте, ответьте, лоа,
Ваши следы многочисленны,
Точно песок на пляже:
Mayday, mayday,
Ответьте, ответьте, лоа,
Ответьте, mayday,
Ответьте,
Ответьте,
Ответьте
– Это ты все придумал,
Нет никакого мая,
Нет, не выйдет,
Не выйдет,
Она никогда не выйдет,
И дух ее не выносит чахоточных улиц,
И бессмертные старшие тебе, сопляк, не в ответе,
И тебе никогда не играть с нею в куклы,
Потому что мальчишки ломают кукол,
Ломают потому что ломают всегда ломают
И ты сломаешь.
***
На кухне пахнет, как после обыска:
Табачным дымом,
Сожжённой пылью,
Холодным ветром предстоящей беды
Из открытой форточки.
Всё нашли до меня,
Ничего не осталось мне.
Город лизнул языком распреснённое море,
Я пришёл на Васильевский остров, и там не умер:
Мёртвые сраму не имут,
Не жившие смерти не имут.
Там, откуда приехала ты, лежит Эфиопия мёртвых,
Там, откуда приехал я, осталась одна глубина.
Скажи мне любое слово, и я стану любое слово.
***
Послушай вот, я расскажу тебе,
Как А и Б сидели на трубе,
И как тихи благопристойной ночью
Уютные шестые этажи:
Теплоноситель по трубе бежит,
И счётчики стрекочут, как цикады,
И, воздух разбирая на цитаты,
Там А и Б сидели на трубе.
И кто-то, знающий законы всей системы,
Кто превращает стены в слово «стены»
И поцелуи в слово «поцелуй» –
Глядит в глазок.
И тень окна ложится на полу,
И лампы тень растает в темноте,
Слова – не те, и звуки в них – не те.
Я расскажу… да нет, не расскажу:
Вот солнце на небо взвалил навозный жук,
Гладь декабря, и снега белизна,
Я никогда и ничего не знал.
Я слишком жив,
И никогда так не сходил с ума.
Но есть зима, в ней города, а в них дома,
И друг на друга все они похожи,
И в недрах их, под толстой зимней кожей,
Благословенные шестые этажи.