- Справочник
- Словари и глоссарии
- Словарь церковной лексики «Прописная или строчная?»
А
- авва
- Автокефальная Церковь (первое слово с прописной буквы только в офиц. названиях)
- Автономная Церковь (первое слово с прописной буквы только в офиц. названиях)
- агапа
- аггел (в значении падшего; демон)
- агиасма (см. Великая агиасма)
- агиография
- агиология
- агнец (просфора)
- Агнец (Христос)
- Агнец Божий (о Господе Иисусе Христе)
- Агнец Небесный
- академия
- акафист
- Акафист Божией Матери (название Великого акафиста, не относится к остальным акафистам Божией Матери или в честь Ее икон)
- александрийская школа
- Александрийский кодекс (книг Священного Писания)
- аллилуиа (аллилуйя)
- сугубая
- трегубая
- аллилуиарий
- алтарь
- амаликитяне
- амвон
- амма
- аналой
- анафора (Евхаристический канон)
- ангел
- Ангел (служебный дух)
- Ангел Великого Совета (Христос)
- Ангел Хранитель
- Англиканская Епископальная Церковь
- Андреево стояние
- антиминс
- антиохийская школа
- антипасха
- антифоны
- антихрист (в богословских текстах)
- Антихрист (как действ. лицо в каком-л. литературном произведении)
- Апокалипсис (книга св. ап. Иоанна Богослова)
- «Апокалипсис Петра» (апокриф)
- Апостол (богослужебная книга)
- апостол (человек)
- апостольская проповедь
- Апостольская Церковь
- апсида
- Ареопаг
- архангел
- А(а)рхангел Михаил
- архидиакон
- архиепископ
- архиерей
- архиерейский дом
- Архиерейский Собор
- архимандрит
Б
- Безначальный Бог (имя собств.)
- безначальный Бог (одно из свойств Бога)
- Безначальная Троица (имя собств.)
- безначальная Троица (одно из троичных свойств)
- бес
- Бескровная Жертва (с прописной только Евхаристическая Жертва, но не ветхозаветная)
- беспредельный Бог (одно из свойств Бога)
- Библия
- библейская песнь
- Благая Весть (Евангелие)
- благоверная княгиня
- благоверный князь
- благовестие Христово (в знач. «проповедь Христа»)
- Благовещение
- благоволение Божие
- Благодатная Мария
- благодать
- благодать Божия
- Благой Бог
- благой Бог (одно из свойств Бога)
- благость Божия
- благочиние
- благочинный
- блаженная вечность
- Блаженнейший Патриарх (в офиц. документах)
- блаженны
- блаженство
- вечное
- райское
- Бог всяческих
- Бог Господь
- Бог живой
- Бог истинный
- Израилев
- Отец
- сил
- Слово (Сын, Иисус Христос)
- богоборец
- Боговдохновенная Книга (Библия) — предпочтительнее: Богодухновенная Книга
- боговдохновенность — предпочтительнее: богодухновенность
- Ветхого Завета
- людей Божиих
- Священного Писания
- Боговдохновенная Книга (Евангелие) — Богодухновенная Книга
- Боговдохновенное Писание (Богодухновенное Писание)
- Боговедение вселенной
- Богодухновенное Писание
- богодухновенный Давид
- боголюбивый
- Богомладенец
- Богоносный
- богообщение
- богоотступник
- богопознание
- богопочитание
- богородичен (как и др. подобные песнопения)
- Богородичный праздник
- богословие
- богословское мнение
- богослужение
- богоугождение
- богохранимый
- Богочеловек (Иисус Христос)
- Богоявление (двунадесятый праздник)
- Божественная литургия
- Божественное Слово (Бог Сын, Божественный Логос)
- божественный (-ая, -ое) (в качестве почтительного эпитета)
- апостол
- догматы
- колесница
- Моисей
- надежда
- песнопение
- песнь
- пища
- скиния
- служба
- узы
- упование
- храм
- Божественный, -ая, -ое (с прописной все, относящееся к Богу, исходящее от Бога, со строчной – как почтительные эпитеты)
- благодать
- Благодеяния
- вездеприсутствие
- вечность
- Владычество
- воля
- дар Святого Крещения
- дары
- догматы
- Дух (как Ипостась)
- дух (как настроение)
- Естество
- Жизнь
- Законодательство
- знамения
- изречение
- Ипостась
- Кровь
- литургия
- Лица
- любовь (только в знач. «любовь Бога», но не «к Богу»)
- неизменяемость
- неизмеримость
- обетования
- огонь
- озарение
- Откровение (Священное Писание, Апокалипсис)
- Писание
- повеления
- попечение
- природа
- природа (Иисуса Христа)
- проповедь
- проречение
- самобытность
- Свет
- сила
- словеса (только в знач. «Священное Писание»)
- слово
- Снедь (Евхаристические Хлеб и Вино) — (устар., малоупотребительное словосочетание)
- Совет
- созерцание
- споборничество
- сущность
- Тело (в знач. «евхаристическое, Тело Церкви»)
- учение
- энергии
- явление
- Божество (истинное)
- божество (языческое)
- Божество и человечество Иисуса Христа
- Божие промышление (Божий Промысл)
- Божии пророки
- Божий, -ия, -ие (-ые)
- благословение
- ведение
- всеведение
- заповедь
- мудрость
- Откровение (только в знач. «Священное Писание»)
- призыв
- тайна
- человеколюбие
- Божия милость
- Брак (как название таинства)
- братия (монашеская)
- Брачный чертог (в значении Небесной обители)
- будущая (загробная) жизнь
- будущее воскресение (мертвых)
- будущий век
- бытие
- Бытие (библ. книга)
В
- Вавилонская башня
- вавилонский плен (пленение)
- вавилонский столп
- вавилонское столпотворение
- вездесущие Божие
- Великая агиасма
- Великая Лавра (Лавра святого Афанасия на Святой Горе Афон)
- Великая Церковь (неофиц. наименование Константинопольской Церкви)
- великие каппадокийцы
- Великий Врач (Бог)
- великий вход
- Великий Понедельник
- Великий пост
- ветхая пасха
- Ветхий Завет
- ветхозаветная скиния
- ветхозаветный
- вечерня
- Вечеря Господня (в знач. «Тайная Вечеря»)
- вечеря любви (первых христиан)
- вечная жизнь
- вечная память
- вечное блаженство
- вечное спасение
- Вечное Царство
- вечность
- вечный небесный чертог
- Вино радования (Кровь Христова)
- Владыка (Бог)
- владыка (архиерей)
- власти (ангельский чин)
- Воздвижение Креста Господня
- Вознесение Христово
- воинство небесное
- воля Божия
- Воплощение Христово; воплощение (без упоминания Христа)
- воплощенный Бог
- воскресение мертвых
- Воскресение Христово (Пасха)
- воскресший Христос
- Восточная Церковь
- вочеловечение (Христово)
- враг рода человеческого (диавол)
- врата (царские)
- всеблагой Бог
- всеблаженство Божие
- всеведение Божие
- Вседержитель
- вселенная (в значении совокупности территорий, населенных людьми)
- Вселенская Церковь
- Вселенский Патриархат
- Вселенский Собор
- Всемирный русский народный собор
- Всемирный Совет Церквей
- всемогущество Божие
- всенощное бдение
- Всесвятой Дух
- всесильный Бог
- Вторая Ипостась (Христос)
- Вторая книга Царств — Вторая Книга Царств
- Второе Послание к Коринфянам
- Второе Пришествие (Христово)
- Вульгата
- Вход Господень в Иерусалим
Г
- Геннадиевская Библия
- гностицизм
- Голгофский Крест, Голгофская Жертва
- горнее место (в алтаре)
- Горнее Царство (в знач. «Царство Небесное»)
- горний мир
- Господня воля
- Господские праздники
- господства (ангельский чин)
- Господь Бог Саваоф
- Господь Иисус Христос
- Вседержитель
- Сил (т. е. ангельского мира)
- славы
- греко-католичество
- Гроб Господень
Д
- дарохранительница
- дары Святого Духа
- Дева Мария
- деисис (деисус)
- Декалог
- демон
- день ангела (именины)
- день будущего Суда
- день всеобщего воскресения
- День гнева
- день Господень (в значении воскресного дня)
- День Господень (в значении Страшного Суда)
- день иудейского праздника очищения
- день обретения мощей
- перенесения мощей
- прославления мощей
- день Пятидесятницы
- День Судный
- день тезоименитства
- десница Божия
- Десятословие
- Деяния святых апостолов
- диавол (дьявол)
- диакон
- диаконник
- дикирий
- диптих
- дискос
- догма
- догмат
- догматика
- догматическая наука
- догматического развития теория
- дом Авраамов
- дом Божий (храм)
- дом Израилев (народ)
- доминиканский орден (с прописной буквы только в офиц. документах)
- Домостроительство
- Божие
- Воплощения
- спасения
- Древняя Церковь
- Древо Крестное
- дуб Мамврийский
- Дух Божий
- Дух Истины
- Дух Святой
- духовная академия (семинария), но: Московская духовная академия
- Духовная миссия в Иерусалиме
- духовное училище
- душа Христова
Е
- Евангелие (Святое Евангелие) (канонические Евангелия с прописной, и в ед., и во мн. ч.)
- «Евангелие Фомы», как «Апокалипсис Петра» и проч.
- евангелист
- евангельские блаженства
- евангельские заповеди
- евангельский ( -ая, -ое)
- благодать
- добродетель
- жизнь
- житие
- закон
- истина
- история
- проповедь
- слово (в значении «текст»)
- стихира
- учение
- евхаристическая жертва (литургия)
- Евхаристическая Жертва (Христос)
- Евхаристический канон
- Евхаристия
- Египетская земля (геогр. название)
- египетский народ
- египетский царь
- Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь (без запятых)
- единосущие
- Единый Бог
- ектения великая
- ексапостиларий (или светилен)
- елей
- Елеосвящение (название таинства)
- Елизаветинская Библия
- епархиальное управление
- епархиальный совет
- епископ
- Епископальная Церковь
- епитрахиль
Ж
- Жених (в знач. Христос)
- Жены Мироносицы
- Жертва (Христова Искупительная)
- жертва бескровная
- Жертва Голгофская
- Ж(ж)ертва Евхаристическая (здесь различать написание в значении Самого Бога как Жертвы и жертвы как действия Божия: «Господь принес искупительную жертву за грех мира»)
- жертвенник
- Животворящая Снедь (устар., о Евхаристии)
- Животворящий Крест (Крест Христов)
- животворящий крест (в значении крестного знамения)
- жизнь вечная (онтологическое состояние)
- Жизнь Вечная (Христос)
- жрецы израильские
З
- Завет Ветхий
- Новый
- завет Божий (в знач. «заповедь»)
- Завета скиния
- заиорданские колена
- Закон Божий (только как учебный курс)
- закон и пророки
- Закон и Пророки (как названия разделов Библии)
- закон Моисеев
- Законодатель (Бог)
- законодатель (Моисей; но в составе имени в качестве прозвища: Моисей Законодатель, см. название трактата свт. Григория Нисского «Из жизни Моисея Законодателя»)
- законоположение евангельское
- Законоположник (Бог)
- Заместитель Патриаршего Местоблюстителя
- Западная Церковь
- заповеди блаженств
- заповеди Божии
- заповеди евангельские
- Заступница Усердная
- Зачатие честного славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
- звездица
- звонарь
- здание церкви
- земля обетованная
- Зиждитель природы (Бог)
И
- игумен
- иерей
- иеродиакон
- иеромонах
- Иерусалимский храм
- избранный народ
- Издательский совет Русской Православной Церкви
- Издательство Московской Патриархии
- Израильская земля
- израильский род
- Израильское царство (библ.)
- израильтяне
- икона
- иконостас
- илитон
- император Всероссийский
- империя
- имя Божие
- имярек
- Ирмологион (Ирмологий)
- ипакои
- Ипостась (Божественная)
- Первая Ипостась
- Вторая Ипостась
- Третья Ипостась
- Искупитель мира
- Искупление (Христом падшего человечества)
- искупление (человеком за содеянный грех)
- исповедание веры
- исповедник (лик святости)
- Исповедь (как название таинства Покаяния)
- исповедь (процесс, действие)
- Истина (Бог)
- истина
- Истинная Жизнь (Иисус Христос)
- Источник Жизни (Иисус Христос)
- Источник Света (Иисус Христос)
- Исход (книга Библии)
- иудейская александрийская школа
- иудейское законничество
- Иудейское царство
- Иудино колено
К
- канон (в значении правила или церковной службы)
- канон Священного Писания
- каноническая Библия
- канонические книги Ветхого Завета
- каноническое право
- катехизис (катихизис)
- Католическая Церковь (как общее понятие — католическая и православная; первое слово с прописной только в офиц. названиях)
- кафедральный собор
- Кафолическая Церковь
- кедры ливанские
- кивот Завета
- Киево-Печерская лавра
- киевские угодники
- киновия
- клирос
- Книга правил (Номоканон)
- Князь и Царь народов (Господь)
- Ковчег Завета
- кодекс (собрание рукописей, свитков книг Священного Писания)
- колено Иудино
- Левиино и пр.
- колесница Израилева
- кондак
- Константинопольская Православная Церковь
- Конференция европейских церквей
- копие
- Kрест Христов (на котором было совершено распятие Господа)
- крест
- наградной
- наперсный и пр.
- напрестольный
- нательный
- Крестное Древо
- крестное знамение
- крестный ход
- крещение (как процесс)
- Крещение (как таинство)
- Крещение Господне (двунадесятый праздник)
- Крещенский сочельник
- кровь мучеников
- Kровь Христова
- Святая
- кумранский свиток
- купина неопалимая (куст, из которого Бог говорил с Моисеем)
- Купина Неопалимая (эпитет Божией Матери)
Л
- лавра (но: Лавра преподобного Саввы Освященного)
- Левит (библ. книга)
- левит (ветхозав. священнослужитель)
- лжица
- лики ангельские
- литургика
- литургия Божественная
- литургия верных
- литургия оглашенных
- литургия Преждеосвященных Даров
- Лицо Святой Троицы
- лоно Авраамово
- любовь Божия
М
- Маккавеи, братья (библ.)
- малый вход
- Мариино стояние
- мартиролог
- Матерь Божия
- менологий (минологий)
- месяцеслов
- Минея месячная
- миро (святое миро)
- мироварение
- Миропомазание (название таинства)
- митра
- митрополит
- Митрополит (как глава Поместной Церкви)
- Моисеево десяти(о)словие
- молебен с водосвятием
- монастырское подворье
- Московская духовная академия и семинария
- Московский Печатный двор
- мощи святые
- мудрость Божия (если свойство, со строчной, но: София Премудрость Божия)
- мученик
Н
- набедренник
- напрестольное Евангелие
- напрестольный крест
- народ Божий
- народ верующий
- народ израильский
- наследник цесаревич
- начала (чин ангельский)
- небесное воинство (ангельское)
- Небесное Царство
- небесные блага
- Небесные Силы бесплотные
- Небесный Град
- Небесный Иерусалим
- небо (иной мир)
- Невеста Неневестная (эпитет Божий Матери)
- невидимое Божество
- неделя (воскресенье)
- Неделя (как начало названия подготовительных недель и собственно недель Великого поста)
- о Закхее
- о самаряныне
- о слепом и пр.
- неосязаемое Божество
- Непорочное Зачатие
- нерукотворный образ
- Нерукотворный Образ Иисуса Христа (название иконы)
- нетварные Божественные энергии
- Никео-Константинопольский Символ веры
- Никео-Цареградский Символ веры (устар.)
- новолетие (церковное)
- Новый Адам (Христос)
- Новый Завет
О
- обетованная земля
- Обновление святого храма Воскресения (Воскресение словущее)
- обожение
- образ небесного
- Обрезание Господне
- обретение, но: праздник Обретения…
- общее воскресение
- общежительный монастырь
- Октоих
- омофор
- орарь
- освящение
- Освященный Собор
- Острожская Библия
- отдание
- Богоявления
- Пасхи
- Отец (Бог Отец)
- Небесный
- отец (священник, монах)
- отеческая земля
- откровение
- Откровение (в значении «Апокалипсис, книга»)
- Откровение Божественное (в знач. «Священное Писание»)
- откровение Истины
- отпевание
- отцы Церкви
- авторитетные
- божественные
- византийские
- восточные
- древние
- западные
- латинские и пр.
- поздние
- ранние
- святые
П
- панагия
- панихида
- память (какого-л. святого: память пророка Илии, память святых первоверховных апостолов Петра и Павла)
- палица
- паникадило
- папа (в значении епископ Церкви)
- Папа Римский (титул)
- папский примат (догмат)
- паримия (паремия)
- Пастырь Добрый (Христос)
- пастырь (священник, духовный отец)
- Пасха (христ. праздник)
- Пасха Христова
- пасха ветхая
- пасха (иуд.)
- пасхалия
- пасхальный, но: Пасхальное послание Святейшего Патриарха
- патерик
- патриарх
- Патриарх (титул, протокол)
- Патриаршая грамота
- награда
- Патриарший Местоблюститель
- Патриарший Экзарх
- патристика
- патрология
- певчие
- Петров пост
- Первая Ипостась
- Первое и Второе Обретение честной главы Иоанна Предтечи
- Первое и Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа
- Первое послание апостола Петра
- Первое соборное послание
- Первоиерарх
- первородный грех
- Первосвятитель (в знач.: «патриарх»)
- Перенесение Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа
- Песнь песней
- Пешитта
- писания мужей апостольских
- Писание (Священное Писание)
- плащаница Туринская
- Плащаница Христова
- Плоть Христова
- повечерие
- подворье
- Покаяние (название таинства)
- поклонный крест
- Покров Пресвятой Богородицы
- полиелей
- полнота
- Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
- полунощница
- помазание елеем
- на царство
- Поместная Церковь
- Поместный Собор
- Послание к Филиппийцам (в названиях апостольских посланий в синодальном переводе Священного Писания по традиции названия народностей даются с прописной; это соблюдается и в современной орфографии)
- «Послание Варнавы» (апокриф)
- Послание апостола Павла к Римлянам (Первое послание апостола Павла к Kоринфянам и пр.)
- послания соборные
- Последний День (Второе Пришествие)
- Последний Суд (Страшный Суд)
- последование ко Святому Причащению
- Постная Триодь
- потир
- Почаевская Успенская лавра
- пояс (часть облачения)
- пояс Пресвятой Богородицы
- правда Божия
- Праведный Судия (Бог)
- Правитель всяческих (Бог) (устар.)
- православие
- православная традиция
- Православная Церковь
- Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
- православный христианин
- праздник кущей (иуд.)
- праздник Пятидесятницы
- праотцы
- преблагой Бог
- Предание (Священное, в общем смысле)
- предание (частные проявления)
- литургическое
- святоотеческое
- экзегетическое
- Предвечное Слово (Христос)
- Предвечный Совет (Святой Троицы)
- Предстоятель (в знач. «патриарх»)
- Преждеосвященные Дары
- преломление хлеба (древнехрист.)
- Премудрость Божия
- преподобный
- преполовение
- преполовение Пятидесятницы
- Пресвятая Богородица
- Пресвятая Троица
- престол (в алтаре)
- Престол Божества (небесный)
- Престол Божий
- Престол славы
- престолы (ангельский чин)
- Пречистая и Преблагословенная (о Божией Матери)
- притвор
- Причастие (как таинство)
- причащение Святых Христовых Таин (не Тайн) (как действие)
- пришествие Бога, Христа
- пришествие Христово (Воплощение)
- Провидение (Божественное, Божие)
- прокимен
- Промысл Божий (не «Промысел Божий»)
- Промышление Божие
- пророк
- проскомидия
- протодиакон
- протоиерей
- протопресвитер
- псалмопевец Давид (но Псалмопевец, если без имени)
- псалмы
- Псалтирь (книга)
- псалтирь (муз. инструмент)
- Псевдо-Дионисий Ареопагит (устар.), употребление в современных текстах не рекомендуется, вместо него «автор Ареопагитик»
- пустынь (в знач. «монастырь»)
- Пятидесятница (христ. праздник)
- Пятидесятница (иуд. праздник)
Р
- раб Божий
- равноапостольный
- рай
- распятие
- распятый Христос
- регент
- религиоведение
- религия
- Реформация
- риза нетления
- римо-католичество
- Римско-Католическая Церковь
- рождественский (вечер, подарок, елка и т. п.)
- Рождественский (Филиппов) пост
- Рождественский сочельник
- Рождество Пресвятой Богородицы
- Рождество святого Иоанна Предтечи
- Рождество Христово
- Рождшийся (устар.)
- Российский православный университет
- рукоположение
С
- сатана
- Свет Божественный (в знач. Божественной энергии)
- Свет славы (о Христе)
- Светлая заутреня
- Светлая седмица
- Светлое Христово Воскресение
- Светлый понедельник (вторник и т.д.)
- Святой, -ая, -ое
- Жертва
- Истина (в знач. Бог)
- Крещение
- Кровь (Христова)
- Миропомазание
- Пасха
- Писание
- Тело
- Троица
- Церковь
- Святая Библия
- Святая Гора Афон (обычно два слова: Святая Гора, Гора Афон, Святой Афон)
- Святая Евхаристия
- Святая Плащаница (Христова)
- святая плащаница (литургический предмет)
- Святая святых
- Святая Соборная и Апостольская Церковь
- Святая Чаша
- Святейшая Жертва
- Святейший Католикос Востока
- Святейший Патриарх Московский и всея Руси
- Святейший Синод (до 1917 г.)
- святилище
- святитель
- святки
- святая Четыредесятница (Великий пост)
- святой (лик святости)
- святое Евангелие
- святое миро
- святой царственный страстотерпец император Российский Николай Александрович
- Святые Дары
- святые мощи
- святые отцы (см. «отцы»)
- Святые Христовы Таины
- священник
- священнодействие
- Священное Писание
- Священное Предание
- священноначалие Русской Православной Церкви (как собират. сущ.)
- священные книги
- священный
- священный документ
- Священный Синод
- седален
- седмица
- семисвечник
- Семьдесят толковников
- Семя Давидово (о Господе)
- Септуагинта
- серафим
- серафимы (ангельский чин)
- силы (ангельский чин)
- Силы Небесные (ангельское воинство)
- символ
- Символ веры
- Синайская Автономная Церковь
- Синайский кодекс
- синаксарь
- синодик
- Сионская горница
- сионы (дарохранительницы)
- скиния ветхозаветная
- скит
- слава
- Слава Божественная
- Слово (в знач. «Бог Слово»)
- слово (в знач. «слово Священного Писания»)
- слово Божие (Евангелие) (письменный источник)
- служба (святителю Николаю, и т.п.)
- служба церковная
- Служебник (богослуж. книга)
- служение в церкви
- смерть Спасителя
- смерть Христова
- смотрение Божественное
- Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
- Собор Вселенский
- Поместный
- Собор (высший церковный орган управления: Вселенский, Поместный, Архиерейский)
- собор (святых как день памяти: Сибирских, Вологодских, Пермских и др.)
- собор (собрание духовенства)
- собор (храмовое здание: собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна)
- Соборная церковь Святой Троицы (болгарская церковь в Свиштове)
- Соборование (название таинства Елеосвящения)
- соборование (процесс, действо)
- Совет Божественный
- Совет Святой Троицы (Предопределительный)
- Создатель (Бог)
- солея
- Солнце правды (Христос)
- соловецкий чудотворец
- София Премудрость Божия
- сочинения мужей апостольских (не назв. книги)
- Сошествие (Святого Духа на апостолов, Христа во ад)
- спасение (вечное спасение)
- Спаситель
- Стена Нерушимая (эпитет Богоматери)
- степенны
- стихира
- Страсти Христовы
- Страстная седмица
- страстотерпцы
- Страшный Суд (допустимо: Страшный суд)
- Суббота Акафиста
- суббота Димитриевская
- Лазарева
- родительская
- Троицкая
- суд (в знач. частного посмертного суда)
- Суд Божий (Последний Суд)
- Суд праведный
- судьбы Божии
- сущее
- Сущий (также церковносл. Сый, Бог)
- Сын Божий
- Сын Давида (Христос)
- Сын Человеческий (Христос)
- сын человеческий (человек)
- сыны Давидовы (люди)
- сырная седмица
Т
- таинство
- Брака
- Евхаристии
- Елеосвящения
- Крещения
- Миропомазания
- Покаяния
- Священства
- таинство (в знач. Божественной тайны) Воплощения
- тайна Царства
- Божия Промысла
- Тайная Вечеря
- тайнозритель (Иоанн Богослов) (без имени: Тайнозритель)
- Творец (Бог)
- Тело Христово (Божественное Тело, Святое Тело)
- Типикон
- Трапеза (в значении вечного Брачного пира Жизни Будущей)
- трапеза (в повседн. знач.)
- Трапеза Господня (в значении Евхаристии)
- трапезная
- Требник
- Третья Ипостась
- Триипостасный Бог
- трикирий
- Триодь Цветная, Постная
- Трисвятая песнь
- Трисвятое
- Троица Единосущная и Нераздельная
- Троица Святая
- Троице-Сергиева лавра
- троичность
- тропарь
У
- Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
- Усекновение главы святого Иоанна Предтечи
- Успенский пост
- Устав (книга)
- устав (порядок совершения богослужения)
- утреня
Ф
- Фаворский свет
- фараон (библ.)
- фелонь
- Филиокве (Filioque)
- Филиппийцы (в названии книг Св. Писания и в цитатах из них с прописной, в повествовательном авторском тексте – со строчной)
Х
- херувим
- херувимы (ангельский чин)
- Херувимская песнь
- хиротония
- Хлеб (в значении: Тело Христово)
- Божий
- Жизни (в знач. евхаристического)
- Небесный
- общения (в знач. евхаристического)
- хлеб насущный
- храм
- храм Божий
- в честь Успения Пресвятой Богородицы (искл.: Храм Христа Спасителя)
- во имя святителя Спиридона Тримифунтского
- Иерусалимский
- святой
- Святой Софии Премудрости Божией
- храмовый праздник
- христианская Церковь (неофиц. собират. наименование нескольких Поместных Церквей)
- христианский Восток
- христианство
- Христова Церковь (притяжат.), но: христианская Церковь
- Христос Добрый Пастырь
- Христос Пантократор
- Христос Эммануил
Ц
- цари Израилевы (библ.)
- цари израильские (библ.)
- Царица Небесная (Богоматерь)
- царица Савская (библ.)
- царские врата (церк. архит.)
- царские часы (богослуж.)
- Царствие Божие
- Небесное
- Царь Иудейский (Христос)
- Небесный (Бог)
- царь
- Герарский
- Давид
- египетский
- Египетский (фараон)
- Израилев
- Иудин
- колена Иудина
- Моавитский
- Сирии
- Сирийский
- Тирский
- Эфиопский
- Цветная Триодь
- церковная история
- церковнославянский язык
- церковные Соборы
- церковь (здание)
- Церковь (сообщество верующих)
- Церковь (Тело Христово)
- Антиохийская
- Божия
- Греческая
- из язычников
- Римская
- Церковь Единая Святая Соборная и Апостольская
Ч
- Часослов
- часы (службы сут. круга)
- часы Великой Пятницы
- Чаша Жизни (Евхаристия)
- чаша страданий Христовых
- человечество (Иисуса Христа)
- Чермное (Красное) (не Чёрное) море
- чертог Небесный
- Царский
- Честная Кровь Христова
- Честная Троица
- Честной и Животворящий Крест
- Четвероевангелие
- Четии Минеи
- Четыредесятница
- Четьи Минеи
- Чиновник (богослужебная книга)
- чины ангельские
- чудотворец
Ш
- Шестоднев
- шестопсалмие
Э
- Э(э)кзарх
- эллин
- эсхатология
Я
- язычество
- яйцо пасхальное
Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Правописание
Как писать слова, связанные с церковью?
Когда использовалась прописная буква?
В русской гражданской печати XIX – начала XX века многие слова, связанные с церковной тематикой, начинались прописной буквой. Яков Карлович Грот (Русское правописание, СПб., 1885) указывает, что с большой буквы пишутся «имена трех лиц Божества и высших существ, составляющих предмет религиозного почитания христиан: Бог, Господь, Творец, Всевышний, Спаситель, Богородица, Святой Дух, Св. Троица и т. п.; также слова: Провидение, Промысл, Небо, Церковь в духовном смысле» (Здесь и далее дореволюционные издания цитируются в современной орфографии. – Ред.).
Однако в церковной печати на церковнославянском языке прописная буква в начале таких слов не использовалась; вместо нее над словом ставился надстрочный знак – титло. «Прописные (большие) буквы в изданиях церковной печати… ставятся в начале книги или ее отделов (в начале красной строки). Но в середине предложений все слова, не исключая и собственных имен, пишутся (согласно постановлению Св. Синода) со строчных букв» (Д. Д. Соколов. Справочная книжка по церковно-славянскому правописанию. СПб., 1907).
Словари и справочники советских времен предписывали писать со строчной буквы практически все слова, связанные с религией. Своеобразное исключение было сделано для «названий культовых книг»: рекомендовалось писать Библия, Евангелие, Часослов, но (поступать) по библии, по евангелию (см., например: Д. Э. Розенталь, Справочник по правописанию и литературной правке. 3-е изд., М., 1978).
В 90-е годы формулировки рекомендаций по оформлению религиозных названий в практических пособиях и справочниках по правописанию существенно менялись, а главное – пополнялись новыми, доселе не рассматривавшимися случаями и примерами. В «Справочнике по правописанию, произношению, литературному редактированию» (Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова, М., 1999) посвященный религиозной лексике параграф расширен с двух до одиннадцати пунктов, при этом бОльшую часть рассматриваемых наименований рекомендуется писать с большой буквы.
В 2000-е годы некоторые прописные буквы в рекомендациях справочников исчезли. Так, если в изданиях 90-х годов рекомендуется написание Русская Православная Церковь, Поместный Собор, то в справочниках более поздних лет издания приводятся написания лишь с одной (начальной) прописной буквой, что соответствует общим правилам употребления прописных букв в собственных наименованиях.
Отметим, что свод правил правописания 1956 года (Правила русской орфографии и пунктуации) предписывал писать строчными буквами «названия религиозных праздников и постов, а также дней недели, месяцев и т. п.», рекомендуя при этом использовать прописную букву в «индивидуальных названиях, относящихся к области религии и мифологии», не раскрывая суть того, что же все-таки считать «индивидуальными названиями». О написании слова Бог / бог в своде правил не говорится, но «по букве закона» и это слово нужно было писать с большой буквы.
В каких случаях нужно писать слово «Бог» с прописной буквы?
Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006 и более поздние издания) рекомендует писать с прописной буквы слово Бог как название единого верховного существа в монотеистических религиях. Нормативное написание: верить в Бога, молиться Богу.
Однако в следующих случаях рекомендуется написание со строчной буквы:
-
В формах множественного числа, в значении одного из множества божеств, а также в переносном значении: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.
-
В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне связи с религией: не бог весть, бог знает что, бог с ним, не дай бог, ради бога, как бог на душу положит, боже упаси, ей—богу и т. д. Невозможна прописная буква в таком, например, контексте: у него всё не слава богу.
С прописной буквы пишутся также прилагательные Божий, Божественный в религиозном контексте: храм Божий, благодать Божья, Божественная Троица, Божественная литургия. Но: божий одуванчик, божья коровка, божественный вкус (в знач. ‘восхитительный’).
Как пишутся названия церквей и религиозных организаций?
В названиях организаций и органов церковной власти пишется с прописной буквы первое слово и собственные имена.
Русская православная церковь
Поместный собор
Вселенский собор
Священный синод
Евангелическо—лютеранская церковь
Римско—католическая церковь
Однако в православной и вообще церковной среде прописные буквы используются более широко, чем того требуют правила правописания. Так, например, издательство Московской патриархии рекомендует все слова, кроме служебных, писать с большой буквы:
Римско—Католическая Церковь
Евангелическо—Лютеранская Церковь
Методистская Церковь
Как написать фразу: Его преследовали церковь и правительство?
Слово церковь пишется с прописной буквы в двух случаях:
1) в значении ‘Божественное учреждение’ – в богословских текстах, а также если слову церковь в этом значении придается особый высокий смысл, например: Отцы Церкви, Заповеди Церкви;
2) если слово Церковь используется вместо полного названия религиозной организации (например, вместо Русская православная церковь): решение Церкви.
В значениях ‘храм’ и ‘религиозная организация’ слово церковь пишется со строчной буквы, например: ходить в церковь, служить в церкви, отлучить от церкви, отделение церкви от государства.
В примере, который приводится в вопросе, требуется написание церковь со строчной буквы: Его преследовали церковь и правительство.
Как пишутся названия церковных праздников и дней церковного календаря?
В названиях церковных праздников с прописной буквы пишется первое слово и все собственные имена (в том числе прилагательные Христов и Господень):
Пасха Христова
Вход Господень в (во) Иерусалим
День Святой Троицы (Пятидесятница)
Рождество Христово
Крещение Господне
Введение во храм
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Также с прописной буквы пишутся названия постов и собственные названия определенных дней церковного календаря:
Великий пост
Петров пост
Великий четверг
Вселенская родительская суббота
Светлая седмица
Народные названия дней и периодов, связанных с церковным календарем, также пишутся с прописной буквы:
Масленица
Святки
Семик
Прощёное воскресенье
Чистый понедельник
Яблочный Спас
Примечание 1. В «Русском правописании» Я. К. Грота рекомендовалось писать народные названия праздников строчными буквами: масленица, семик, святки, мясоед.
Примечание 2. С прописной буквы пишутся все слова в полном церковном названии праздника Пасхи: Светлое Христово Воскресение.
Как писать названия церковных должностей и титулов?
В документах при написании полных официальных наименований высших церковных должностных лиц употребляются прописные буквы:
Патриарх Московский и всея Руси
Местоблюститель Патриаршьего престола
Вселенский Константинопольский Патриарх
Верховный Патриарх—Католикос всех армян
Католикос—Патриарх всея Грузии
Папа Римский
Однако в прочих текстах наименования этих лиц пишутся строчными буквами:
проповедь патриарха Кирилла
резиденция римского папы
Прочие церковные звания и должности пишутся строчными буквами. Так, со строчной буквы пишутся следующие слова: владыка, митрополит, архиепископ, архимандрит, архиерей, епископ, игумен, дьякон, протодьякон, протоиерей, иерей.
Как обратиться к архиерею?
Словарь «Прописная или строчная» В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой (М., 2011) указывает, что прописные буквы используются при обращении к патриарху: Ваше Святейшество. Обращения к прочим духовным лицам в словаре приводятся в строчном написании: ваше высокопреосвященство, ваше преосвященство, ваше высокопреподобие и т. д.
При этом издательство Московской патриархии рекомендует при обращениях к священнослужителям любого чина писать все слова с прописной буквы:
Ваше Святейшество, Святейший Патриарх Кирилл,
Его Блаженство, Блаженнейший Папа и Патриарх,
Ваше Высокопреосвященство (для митрополитов и архиепископов),
Ваше Преосвященство (для епископов),
Ваше Высокопреподобие (для архимандритов, игуменов, протоиереев),
Ваше Преподобие (для иеромонахов и священников)
Как писать названия канонических книг Библии?
В названиях канонических книг Библии с прописной буквы пишутся первое слово (которое может быть единственным) и входящие в состав названия имена собственные.
При этом следует обратить внимание, что названия жителей, народов (галаты, римляне, коринфяне и др.) не являются именами собственными и пишутся с маленькой буквы. Напротив, нарицательные существительные судья, царство употребляются в названиях книг Библии как собственные имена: Судьи (Книга Судей), Царства (Книга Царств).
Книга пророка Аввакума
Второзаконие
Послание к галатам
Деяния святых апостолов
Послание Иакова
Книга Иисуса Навина
Первое послание Иоанна
Евангелие от Луки
Вторая книга Паралипоменон
Песнь песней
Обратим внимание: слова книга и послание пишутся строчными, если не являются первым словом названия: Первая книга Царств, Второе послание Иоанна. Но как первое слово названия Книга и Послание пишутся с прописной: Книга Судей, Послание к римлянам.
Как писать названия храмов и монастырей?
В названиях монастырей, храмов, икон пишутся с прописной буквы все слова, кроме родовых наименований (церковь, храм, собор, монастырь, лавра и т. д.) и служебных слов. Поэтому верны написания:
собор Парижской Богоматери
храм Христа Спасителя
церковь Донской Иконы Божией Матери
Рождественский собор
Троице—Сергиева лавра (Свято—Троицкая Сергиева лавра)
Это правило нарушается, если название храма содержит слова «во имя»:
храм во имя святителя Тримифунтского Спиридона
храм во имя иконы Божией Матери «Державная» (но храм Державной Иконы Божией Матери).
Какие церковные слова пишутся строчными буквами?
Со строчной буквы пишутся:
-
Названия церковных служб (богослужений) и их частей: литургия (но Божественная литургия), вечерня, утреня, всенощная, крестный ход, полиелей, повечерие, венчание, отпевание. Правильно: пасхальная заутреня.
-
Обиходные названия церковных таинств: принять крещение (но Святое Крещение), прийти на исповедь (но Таинство Покаяния), готовиться к причастию (но Святая Евхаристия).
-
Названия песнопений и молитв: канон, акафист, антифон, прокимен, ектения. Но составные собственные наименования таких произведений пишутся с большой буквы, например: Великий покаянный канон Андрея Критского.
-
Лики святых: святитель Иоанн Златоуст, преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, блаженный Василий Московский, святые благоверные князья Борис и Глеб, Илья—пророк (пророк Илия), великомученица Екатерина. Однако в названиях храмов лики святых пишутся с прописной буквы: храм Преподобного Серафима Саровского, собор Василия Блаженного.
-
Слова многая лета (пожелать многая и благая лета), вечная память (пропеть вечную память)
-
Слова, именующие духовенство, кроме слова Патриарх: настоятель храма, протоиерей, дьякон, протодьякон, игумен, монах, иеромонах, схимник, требный священник.
Как правильно: патриаршего или патриаршЬего? Патриаршие или патриаршьи?
Верно без мягкого знака: патриаршего, патриаршему. А также: патриаршие (Патриаршие пруды).
Прилагательное патриарший в начальной форме выглядит как притяжательное прилагательное, отвечающее на вопрос «чей?» и оканчивающееся на -ий (-jeго), ср.: лисий — лисьего, пастуший — пастушьего, черепаший — черепашьего, птичий — птичьего, человечий — человечьего, монаший — монашьего, помещичий — помещичьего, скомороший — скоморошьего и т. д. Такие слова склоняются по особому (местоименному) склонению, в них пишется разделительный мягкий знак.
Однако слова монарший и патриарший склоняются не по местоименному, а по адъективному склонению, то есть как прилагательные хороший (хорошего), святейший (святейшего), усопший (усопшего), больший (большего), августейший (августейшего) и т. п. В таких словах разделительный мягкий знак не пишется.
По этой причине правильно: патриаршее (не патриаршье) благословение, патриаршая (не патриаршья) ризница, Патриаршие (не Патриаршьи) пруды. И, соответственно: монаршее, монаршая, монаршие.
«Русская грамматика» (под ред. Н. Ю. Шведовой, М., 1980) указывает: «Притяжательные прилагательные орлий (устар.), отчий, монарший и патриарший, основа которых оканчивается на группу согласных (-ий – флексия им. п. ед. ч. муж. р.), изменяются по мягкой разновидности адъективного склонения. Образование от притяжат. прил. монарший, патриарший падежных форм по типу притяжат. прил. соболий, пастуший, волчий для современного языка ненормативно». При этом «у писателей XIX в. встречается образование форм косвенных падежей притяжательных прилагательных женского рода с шипящей согласной перед |j| (казачья, разбойничья) по образцу изменения местоимен. прил. наш, ваш (см. ниже) без |j| в конце основы: Ты не издохнешь от удара Казачей сабли (Пушк.); Не для разбойничей потехи Так рано съехались адехи На двор Гасуба старика (Пушк.); Парень был Ванюха ражий, Рослый человек, – Не поддайся силе вражей, Жил бы долгий век (Некр.) (для современного языка нормативны формы казачьей, разбойничьей, вражьей)».
Итак, различается написание слов: монашьего — патриаршего; монашье — патриаршее; монашья — патриаршая; монашьи — патриаршие.
См.:
-
А. А. Зализняк. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., М., 2008.
-
Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980.
Словарь «Прописная-строчная» представляет собой краткий свод основных выражений православной церковной лексики, принятый в Издательстве Московской Патриархии. Упорядочение написания слов, часто встречающихся в текстах, относящихся к церковной тематике, как нам кажется, насущно необходимо всем пишущим о жизни Русской Православной Церкви.
Имена Божии и Божией Матери
Имена Божии, Божией Матери и относящиеся к ним местоимения и определения пишутся с прописной буквы; слово «имя» — со строчной.
Бог Господь, Единый Бог, Господь-Вседержитель, «Творец небу и земли». «Отче наш; Иже еси на небесех…»
Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, «Единородный, Иже от Отца рожденный».
Дух Святой — «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый…»
Пресвятая Богородица, Дева Мария, «Благодатная Мария», «Благаго Царя Благая Мати», Пречистая и Преблагословенная, «Невесто Неневестная».
Пресвятая Троица: «…благодарю Тя, Святая Троице».
С прописной буквы пишутся также существительные и прилагательные, употребляющиеся в значении существительных, при именовании Господа и Матери Божией, некоторые прилагательные при именовании Господа и Матери Божией:
Богомладенец, Рождшийся, Распятый, Воскресший, Взбранной Воеводе, Заступнице Усердная. «Владычице и Мати Избавителя, приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе: о, Владычице мира, буди Ходатаица».
Истинный Бог; Пресвятая Богородица.
Названия чинов ангельских
пишутся с прописной буквы:
Ангелы, Архангелы, Престолы, Власти…
Ангел Хранитель (без дефиса, оба слова с прописной)
Силы Небесные
Небесные Силы бесплотные
Небесное воинство
Названия, относящиеся ко Кресту
С прописной буквы пишутся слова, обозначающие Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос:
Крест Христов — «Вознесыйся на Крест».
Честной и Животворящий Крест, Древо Крестное.
Во всех других значениях «крест» — со строчной буквы: взять на себя крест Христов (страдания), осенить себя крестом, напрестольный крест, наперсный крест, крест с украшениями.
Названия, относящиеся к Церкви
пишутся с прописной буквы:
Святая Церковь
Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь (без запятых)
Тело Христово
Названия ликов святых
пишутся со строчной буквы:
апостолы, мученики, святители, преподобные и т.д. Именование того или иного святого с именем собственным или без имени — со строчной буквы: святитель Спиридон, преподобный Серафим, «апостол посетил Коринф» и т.д.
Исключения: Преподобный Сергий, Святитель и Чудотворец Николай.
Названия Церквей и религиозных объединений
Православные Церкви: все слова названия, кроме предлогов, пишутся с прописной буквы: Константинопольская Православная Церковь, Православная Церковь в Польше, Православная Церковь в Америке.
Инославные Церкви: все названия, кроме предлогов, пишутся с прописной буквы: Римско-Католическая Церковь, Евангелическо-Лютеранская Церковь, Методистская Церковь, Протестантские Церкви, Древняя Неразделенная Церковь, Ориентальные Православные Церкви (нехалкидонские).
Именование старообрядческих общин не содержит слова «Церковь»; название толков старообрядческих общин (федосеевский, поморский) пишется со строчной буквы. С большой буквы пишется название определенной общины: Московская Преображенская старообрядческая община, Рижская Гребенщиковская старообрядческая община.
Титулы и обращения
Все слова, кроме служебных, в титулах Глав Церквей — как Православных, так и инославных, пишутся с прописной буквы, причем по отношению к руководителям Православных Церквей употребляется только слово Предстоятель или Первосвятитель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Патриарший Местоблюститель, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейший Патриарх (Папа и Патриарх), Святейший Папа Римский, Святейший Католикос Востока и Митрополит Маланкарский, Архиепископ Кентерберийский, При-мас всей Англии и Митрополит, Епископ-Президент Епископальной Церкви в США.
При обращениях к священнослужителям любого чина с прописной буквы пишутся все слова: Его Святейшество, Святейший Патриарх Алексий, Его Блаженство, Блаженнейший Папа и Патриарх, Его Высокопреосвященство (для митрополитов и архиепископов), Его Преосвященство (для епископов), Его Высокопреподобие (для архимандритов, игуменов, протоиереев), Его Преподобие (для иеромонахов и священников).
Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон).
Священноначалие Русской Православной Церкви.
Слова «Патриарший Экзарх», обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово «экзарх» в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока.
Священный Синод.
Церковные праздники
Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы — День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим — Неделя ваий.
В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла.
а) Обновление святого храма Воскресения — Воскресение Словущее.
Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ — название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т.д.
б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
в) в день перенесения мощей… обретения мощей…
г) Новолетие
В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси.
Празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (не «иконе» и не «иконы»).
Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки.
Названия постов, Недель и дней седмичных
Первое слово в названии поста пишется с прописной буквы: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский (Филиппов) пост.
Слово «Неделя» в значении «воскресенье» пишется с прописной буквы (во множественном числе тоже — чтобы отличить от седмиц): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о слепом, Неделя о самаряныне.
Слово «седмица» всегда пишется со строчной буквы. В названиях седмиц только слова «Страстная», «Светлая» и «Троицкая» пишутся с прописной буквы: седмица Страстная, седмица Светлая, седмица Пасхальная, седмица Троицкая, седмица Сырная.
В названиях дней Страстной седмицы оба слова пишутся с прописной буквы: Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.
В названиях дней Светлой седмицы слово «Светлый» пишется с прописной, день недели — со строчной буквы: Светлый понедельник, Светлый вторник и т.д.
В названиях некоторых суббот слово суббота пишется со строчной буквы, название — с прописной: суббота Троицкая, суббота Димитриевская, но: Суббота Акафиста, суббота родительская.
Названия храмов и монастырей
Если храм освящен во имя святого, то в его названии все слова, кроме имен собственных, пишутся со строчной буквы: храм во имя святителя Тримифунтского Спиридона.
Если храм освящен в честь какого-либо праздника или иконы, то название праздника и иконы сохраняет прописную букву: храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм в честь Чуда Архистратига Михаила, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Если название храма дается в сокращенной форме, то оно также пишется с прописной буквы: Николаевский храм (или Никольский, в зависимости от местной традиции), Успенский храм.
Примечание: имена святых в названиях храмов даются в славянской огласовке: Алексиевский храм (не Алексеевский), Михаиловский (не Михайловский), Димитриевский (не Дмитриевский).
Некоторые храмы имеют собственные названия, единичные. Эти названия пишутся с прописной буквы: Кулич и Пасха, Никольский Морской собор, Князь-Владимирский собор (не Владимирский).
Крестовый храм.
Названия монастырей пишутся так же, как названия храмов. Если указано местоположение монастыря, то оно пишется с прописной буквы, так как название города, в котором расположена обитель, вошло в название: Московский Данилов монастырь, Одесский Успенский монастырь, Виленский Свято-Духов (не Духовский) монастырь. Слово «Лавра» всегда пишется с прописной буквы: Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Почаевская Успенская Лавра.
Святая Гора Афон (традиционным является употребление в тексте только двух слов названия — Святая Гора, Гора Афон, Святой Афон).
Благочиния и представительства за рубежом: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, Представительство Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском и всего Востока, Представительство Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, Венгерское православное благочиние, Патриаршие приходы в Финляндии, Патриаршие приходы в США и Канаде, Западноевропейский Экзархат, Среднеевропейский Экзархат.
Названия частей и принадлежностей храма
Названия всех частей храма пишутся со строчной буквы: притвор, трапеза, алтарь, апсида и т.д.
Названия всех принадлежностей храма пишутся со строчной буквы, кроме именования «Царские врата»: престол, жертвенник, солея, горнее место, иконостас и т.д.
Названия священных сосудов и предметов пишутся со строчной буквы: дискос, звездица, лжица, кроме:
Святая Чаша, Потир — как вмещающий Святые Дары, но: дарохранительница,
Святая Плащаница.
Названия всех священных одежд пишутся со строчной буквы.
Деисис, не Деисус, — с прописной буквы.
Названия книг Священного Писания и богослужебных книг
пишутся с прописной буквы:
Святая Библия, Бытие, Исход, Книга Иова, но: Песнь песней, Вторая книга Царств, Книга пророка Исаии, Евангелие, Четвероевангелие, Первое Послание апостола Петра.
Служебник, Требник, Минея Месячная.
Цветная Триодь, но Триодь цветная.
Постная Триодь, но Триодь постная.
Литургическая терминология
Устав Церковный, Церковный Устав.
Название служб суточного круга пишутся с прописной буквы: вечерня, повечерие, утреня, часы Великой Пятницы, великая вечерня, рождественские часы, царские часы, крещенские часы, но: Андреево стояние, Мариино стояние.
Божественная литургия, Литургия Преждеосвященных даров, Тело и Кровь Христовы.
Названия чтений и песнопений пишутся со строчных букв, кроме Блаженны (без кавычек), Богородичен (с Богородичном), Трисвятое: тропарь, кондак, ектения великая и т.д., стихира на «Хвалите», или на «Хвалитех» (тоже устоявший в литургике термин, и даже более часто употребляемый), евангельская стихира, антифоны, степенны, аллилуиарий.
Слова «служба», «чин», «последование», «акафист» в названиях богослужений пишутся с прописной буквы без кавычек: Служба Святителю Николаю, Акафист Божией Матери пред Казанской Ее иконою, Последование ко Святому Причащению, но: Евхаристический канон, Великий канон.
Примечание: Когда пение или чтение посвящены святому, то в названии молитвословий имя святого ставится в дательном падеже: тропарь Преподобному Сергию; если празднику, то название праздника ставится в родительном падеже: служба Успения Пресвятой Богородицы.
Словосочетания «многая лета» и «вечная память» — в кавычках и с малых букв.
После начальных слов регулярно читаемых молитв многоточие не ставится: «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево», «Честнейшую», «Ангельский Собор» и т.д.
Названия всех семи Таинств пишутся с прописной буквы включая слово «Таинство»: Таинство Евхаристии, Таинство Священства, Таинство Брака, Святая Евхаристия, Святое Крещение и т.д.
Некоторые часто употребляющиеся слова и выражения
день тезоименитства
Епархиальное управление — Орловское Епархиальное управление
кафедральный собор — одесский кафедральный Успенский собор
клирики вышли на встречу Владыки «со славой»
молебен с водоосвящением (не «с водосвятием» или «водосвятный молебен»)
молиться о ком-то (не «за» кого-то)
панихида по приснопамятном протоиерее
рукоположить во диакона (пресвитера) к храму Успения Божией Матери
сослужить митрополиту (речь может идти только о клириках, так как один митрополит не может сослужить другому, если только последний не Предстоятель Церкви. О служении двух и более епископов: «Литургию совершали митрополит… и архиепископ… и епископ…»)
Названия учреждений Московского Патриархата
Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата
Издательский Совет Московского Патриархата
Издательство Московской Патриархии
Учебный комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви
Миссионерский отдел при Священном Синоде Русской Православной Церкви
Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и пра-воохранительными учреждениями
Художественно-производственное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино»