Церковь покрова на нерли краткий рассказ

Цель урока: учиться письменно передавать содержание текста по плану. задачи урока: образовательная: составлять предложения и правильно их оформлять на письме,

Церковь покрова на нерли краткий рассказ

20210413 vu tg sbscrb2

Цель урока: учиться письменно передавать содержание текста по плану.
Задачи урока:
Образовательная: составлять предложения и правильно их оформлять на письме, составлять план текста, развивать орфографические и пунктуационные умения, формировать умение орфографического самоконтроля.
Развивающая: развивать связную устную речь и письменную учащихся, логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификацию, развивать орфографическую зоркость и фонематический слух, обогащать словарный запас;
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к результатам своего учебного труда, позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.

Церковь покрова на нерли краткий рассказ

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: Изложение по тексту «Храм Покрова на Нерли».

Класс: 4

Цель урока: учиться письменно передавать содержание текста по плану.

Задачи урока:

Образовательная: составлять предложения и правильно их оформлять на письме, составлять план текста, развивать орфографические и пунктуационные умения, формировать умение орфографического самоконтроля.

Развивающая: развивать связную устную речь и письменную учащихся, логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификацию, развивать орфографическую зоркость и фонематический слух, обогащать словарный запас;

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к результатам своего учебного труда, позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: умеют письменно передавать содержание текста по плану. составляют предложения и правильно их оформляют на письме, составляют план текста, применяют умение орфографического самоконтроля.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

УУД:

Познавательные – осознанно строят речевые высказывания в устой и письменной форме; осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям, находят и воспринимают информацию в учебнике;

Регулятивные — принимают и сохраняют учебную задачу; выделяют известные знания и умения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами и их предложения, осуществлют контроль и коррекцию;

Коммуникативные: аргументировано выражают свое мнение; оказывают помощь товарищу в случаях затруднения.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: понимают личностный смысл учения; проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Средства обучения (в том числе и интернет – ресурсы): презентация.

Ход урока:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ обучающихся

1.Подготовка к восприятию

-Здравствуйте, садитесь.

Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык. (Слайд)

— Как вы понимаете это высказывание? 

— Сегодня вы будете продолжать учиться использовать свои знания и умения по русскому языку.

Приветствуют учителя.

Читают высказывание.

Высказывают свое мнение.

2. Знакомство с текстом

— Сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение.

— О ком будет текст, вы узнаете, посмотрев на изображение. (Слайд)

— Что вы видите?

Правильно, ребята. Сегодня мы будем писать изложение о храме. Тема урока звучит таким образом: Изложение по тексту «Храм Покрова на Нерли».

— Какую цель мы поставим перед собой?

— Какие задачи мы выполним, чтобы достичь цели?

— Попробуйте по заголовку определить, о чём или о ком пойдёт речь в тексте?

— Что мы можем узнать о данном храме?

Слушают.

— Это церковь, храм.

Знакомятся с темой урока.

Предполагают цель:

Учиться письменно передавать содержание текста по плану.

Предполагают задачи:

1.Строить предложения и правильно их оформлять на письме.

2. Составлять план текста.

3.Развивать орфографические и пунктуационные умения.

4. Учиться проверять написанное

Высказывают мнение.

3. Проверка восприятия, вопросы по содержанию

— Кто из вас был прав в своих рассуждениях, мы узнаем, прослушав текст. (с.27, упр.57)

«Храм Покрова на Нерли».

Церковь Покрова на Нерли — прекраснейший памятник древнерусского искусства. Она построена неизвестным зодчим более 800 лет назад на берегу реки Нерль на Владимирской земле.
Как хороша эта маленькая белокаменная церковь! Одиноко стоит она возле вязовой рощи на небольшом холмике у тихого озерца. Издалека виден её тёмно-серый купол-луковка. Церковь украшена резным белым камнем. В ясный день при безоблачном небе дышит поэзией сказки её стройная белизна.
Белокаменный храм Покрова на Нерли называют «белой лебедью» русской архитектуры.

— Это сказка или небольшой рассказ?

— Какой вид данного текста?

— Что вы узнали о храме?

— Кем построена данная церковь?

— Когда она построена?

— Где ее построили?

— Что находится рядом с церковью?

— Чем украшена?

— Как называют этот храм?

Слушают текст.

Отвечают на вопросы:

— Это небольшой рассказ.

— Это повествовательный текст.

4. Составление плана

На сколько частей можно разделить данный тест?

— Найдите 1-ю часть. Прочитайте.

— О чём говорится в этой части?

— Как озаглавим эту часть?

— Найдите 2-ю часть. Прочитайте её.

— О чём говорится в этой части?

— Как озаглавим эту часть?

— Найдите 3-ю часть.

-О чём говорится в ней?

— Как озаглавим эту часть?

-Запишите план. (Слайд)

— Этот текст состоит из трех частей.

Находят в тексте и читают.

— Об истории построения.

— История построения храма.

Находят и читают.

О внешнем виде, украшении храма.

— Внешний вид храма.

Находят и читают.

— «Белая лебедь» русской архитектуры.

5. Орфографическая и словарная подготовка

— Для того чтобы вы написали текст грамотно мы поработаем нам орфограммами, которые вам встретятся в словах.

— Вставьте пропущенные гласные в словах.

— На какую орфограмму все эти слова?

— Как проверить безударную гласную в корне слова? (Слайд)

Словарная работа. (Слайд)

Зодчий – архитектор.

Белокаменная – стены из белых камней, кирпичей.

Вязовая роща – роща в жилой местности.

Купол-луковка –выпуклая форма купола, плавно заостряющаяся на вершине. Напоминает форму луковицы.

ФИЗМИНУТКА

1.Повороты головы.

2.Руки на пояс. Повороты туловища в стороны.

3.Наклоны.

4.Приседания.

Вставляют.

Читают

Выполняют физминутку.

6.Пересказ текста по плану

-Ребята, перескажите текст по плану, который видите на слайде. (Слайд)

Пересказывают текст.

7. Составление изложения.

— Как будем записывать каждую часть текста?

— Пользуйтесь опорными словами, записанными на доске, в соответствии с планом.

— Напишите самостоятельно изложение.

— Будем записывать каждую часть с красной строки.

Пишут изложение.

8. Самопроверка, редактирование.

Проверьте себя, используя вопросы, которые написаны на слайде. (Слайд)

  • Ясно ли передал свою мысль?

  • Нет ли повторов одинаковых слов?

  • Все ли слова употреблены удачно?

  • Проверь орфограммы.

-Прочитайте свое изложение.

-Чему мы учились на уроке?

— О ком этот рассказ?

— Что нового интересного узнали о церкви Покрова на Нерли?

— Бережно относитесь к нашему народному достоянию. Больше интересуйтесь интересными фактами, постройками нашей страны.

Проверяют с опорой на памятку.

  1. Ясно ли передал свою мысль?

  2. Нет ли повторов одинаковых слов?

  3. Все ли слова употреблены удачно?

  4. Проверь орфограммы.

Читают.

Отвечают на вопросы.

2

113555 5ab8b0ebe9113

-75%

Сохранить у себя:

Церковь покрова на нерли краткий рассказ Изложение по тексту «Храм Покрова на Нерли». (30.75 KB)

icon visionoff

icon visionon

За лаконичность и гармонию пропорций церковь Покрова на Нерли, расположенную в 6 километрах северо-восточнее Владимира, называют одной из самых красивых церквей России. Неслучайно она включена ЮНЕСКО в реестр объектов Всемирного наследия. Выстроенная в романском стиле, возвышающаяся на холме, о чьем искусственном происхождении мало кто догадывается, в пору весеннего разлива церковь являет собой манящее, сюрреалистичное зрелище. Ее белоснежный силуэт, окруженный со всех сторон водой, напоминает парящий над синей гладью мираж. И такой же изменчивой, зыбкой кажется ее история.

Что за мастера работали над храмом у Боголюбово, как успели построить его всего за год, каким был изначальный облик церкви и окружала ли ее крепость — этими вопросами ученые задаются до сих пор. Неопровержим лишь факт, что появилась она в период правления Андрея Боголюбского — князя, получившего свое прозвище после строительства резиденции в Боголюбово. Одновременно с княжеской усадьбой и родилась эта загадочная белокаменная церковь.

Посетить ее сегодня можно в любой день, причем как с туристическими целями, так и с религиозными. Скромность внутреннего убранства не пробуждает у путешественников столько интереса, сколько вызывает знаменитый запечатленный на многих картинах внешний облик, поэтому поставить свечу и помолиться здесь можно в относительной тишине. Вход в церковь открыт с 8:00 до 18:00.

Церковь Покрова на Нерли

История церкви Покрова на Нерли у Боголюбово

В XII веке окончательно оформился распад Киевской Руси на отдельные княжества. В ситуации феодальной раздробленности политическую и экономическую силу вместо Киева стали набирать новые центры, и одним из важнейших оказался Владимир. Возвышению Владимиро-Суздальского княжества способствовала политика Андрея Боголюбского, занявшего княжеский престол в 1157 году.

Статус престольного города укреплялся и за счет строительства новых храмов. Артель, существовавшая при Боголюбском, за период 1158—1165 гг. создала множество известных религиозных построек. Точных данных о дате строительства церкви Покрова на Нерли нет. Однако если опираться на сведения о том, что этот храм был воздвигнут в память о сыне Андрея Боголюбского, погибшего в 1165 году от ран после участия в битвах в Волжской Булгарии, то логично предположить, что церковь появилась не раньше этой даты.

Наиболее популярной считается точка зрения, согласно которой церковь Покрова на Нерли построили в 1166 году.

Романский стиль, характерный для русских храмов того периода, указывает на участие иностранных мастеров. Живший в XVIII веке историк Василий Татищев упомянул, что работников для строительства резиденции в Боголюбово и, соответственно, церкви Покрова на Нерли князю Андрею прислал стоявший тогда во главе Священной Римской империи Фридрих Барбаросса. При этом автор сослался на несохранившуюся летопись, отчего достоверность его высказывания все еще под вопросом. Кроме того не было данных и о личных контактах двух политиков, хотя общение могло состояться и при посредничестве послов.

В то же время большинство исследователей согласны с предположением о том, что подряды по строительству церквей на Руси выполняли артели иностранных мастеров. Считается, что таких групп строителей было немного, и они перемещались по всей Европе, выполняя заказы. Рабочих, создавших церковь Покрова на Нерли, мог прислать Андрею Боголюбскому глава галицкого княжества Владимир, в чьих владениях к тому времени было построено много таких храмов.

Загадкой является не только вопрос, кто строил церковь, но и почему было выбрано столь отдаленное место. Доподлинно установлено, что во времена Андрея Боголюбского рядом с участком, на котором стоит храм, река Нерль впадала в Клязьму. В дальнейшем обе водные артерии изменили русло, и о прежнем течении напоминает только старица, но в XII веке этот заливной луг, примыкавшей к устью Нерли, едва ли можно было счесть удачным выбором для размещения храма.

Чтобы грунтовые воды и половодье не испортили постройку, создателям церкви пришлось заложить глубокий ленточный фундамент, поставить на него стены высотой 4 метра и создать искусственную насыпь. В дальнейшем она была обложена белым камнем, а сегодня выглядит как вполне естественный холм. Что подвигло владимирского князя на столь затратное строительство, когда можно было просто выбрать место подальше от воды, исследователи спорят до сих пор.

Немного света на историю выбора расположения храма пролили раскопки, в ходе которых обнаружились обломки белокаменных стен. Выяснилось, что изначально к тому зданию, что можно видеть сегодня, с трех сторон были пристроены галереи, а вокруг находились и другие объекты. В XVI столетии тут был монастырь, а до него, возможно, стояла крепость.

Церковь Покрова на Нерли

На основе этих теорий художники создают реконструкции возвышавшегося на искусственном холме комплекса, и они удивляют размахом и пышностью. Большое подворье, над которым возвышалась церковь, было обнесено высокой стеной, центральные ворота в которой выходили на широкую лестницу, спускавшуюся по белокаменной облицовке к пристани. Восстановление такого облика сделало наиболее популярной версию о том, что церковь была частью парадного комплекса, призванного встречать суда, заплывавшие в реку Нерль, чтобы попасть во Владимир.

Точные данные о монастыре относятся к XVI веку. В следующем столетии он пережил период расцвета, а при Екатерине II был упразднен. К концу XVIII века предпринимались попытки разобрать храм, но они не были завершены. А в 1803 году его даже решили обновить: сферический купол заменили луковичной головой.

Архитектура

Нынешняя церковь — это центральный объем первоначальной постройки, прошедший сквозь 900 лет практически без изменений. Это четырехгранник со стороной 10 метров, если не учитывать выступающие с восточной стороны 3 апсиды. Фасад узнаваем благодаря поясу из высоких, узких ложных арок, что являлось отличительной чертой облика и других церквей Владимиро-Суздальского княжества.

При осмотре здания может показаться, что стены наклонены внутрь, однако все они строго вертикальны, а иллюзия возникает из-за особого сочетания пропорций. Также этот прием визуально «вытягивает» стены, заставляет их выглядеть выше, чем они есть.

Фасад украшен барельефами из белого камня, значение которых также до конца не выяснено. Тут встречаются три изображения царя Давида, иногда называемого псалмопевцем, голуби, львы, грифоны, несущие в когтях лань, а также женские головы, чьи волосы убраны в длинные косы. Всего можно увидеть 19 рельефов.

Храм внутри

Внутреннее убранство церкви Покрова на Нерли с туристической точки зрения интереса не представляет. Это действующий храм, так что тут есть алтарь и иконостас. Также работает церковная лавка. Иногда проводятся обряды, например, венчания. Сложилась даже традиция, по которой пара, соединив судьбы, должна трижды обойти вокруг здания церкви.

А вот исторических фресок здесь не встретить, хотя еще в XIX веке было известно о богатстве внутренней отделки и, прежде всего, потолка. Внутри купола был изображен Христос в окружении серафимов и архангелов. Фрески покрывали и стены. К сожалению, росписи были уничтожены в 1877 году, когда по указанию священнослужителей Боголюбского монастыря было решено обновить помещение храма.

Церковь Покрова на Нерли

Как добраться до церкви Покрова на Нерли

Чтобы посетить эту достопримечательность, нужно доехать до Владимира, из него — до Боголюбово, а дальше — преодолеть пешком примерно 1,5 километра. Если вы пользуетесь общественным транспортом, то доехать до Боголюбово можно на электричке. Выход — на станции «Боголюбово».

От станции к церкви ведет дорога, на лугу переходящая в вымощенную плиткой тропинку. Расстояние от остановки до храма составит 1,3 километра, а по времени прогулка займет около 20 минут. Обратите внимание: Боголюбовский луг давно получил статус историко-ландшафтного комплекса, так что уничтожение растений, выбрасывание мусора и прочий вред природе строго караются штрафами.

Добраться до Боголюбово из Владимира можно и на автобусах. Выходить надо на остановке «Боголюбово-3». Подойдут следующие маршруты из Владимира:

  • № 3с (отправляется от гипермаркета «Глобус»);
  • № 18с (отправление от остановки «Рябинка»);
  • № 53 (от остановки «Оргтруд — Октябрьская улица»);
  • № 102 (отправляется от автовокзала Владимира);
  • № 107 (отправление от санатория имени Ленина).

Выйдя на остановке «Боголюбово-3», нужно пройти примерно 300 метров в обратном направлении до улицы Вокзальной, по ней пройти к железной дороге, перейти пути и следовать через луг к церкви.

Ранней весной в половодье Боголюбовский луг полностью затапливается и добраться до церкви можно только на лодке. Местные жители перевозят желающих примерно за 100–150 рублей.

Если вы едете на личном авто, то нужно выехать из Владимира по улице Растопчина или Добросельской на восточную окраину города и далее на трассу М7. Следовать по ней, не сворачивая, до Свято-Боголюбского монастыря. Возле него можно поставить машину на бесплатную парковку, пройти до улицы Вокзальной и, следуя по ней и перейдя железную дорогу, двигаться через луг к церкви. Платная стоянка расположена рядом со станцией «Боголюбово».

Также можно добраться сюда на такси из областного центра. Поскольку дорог вокруг церкви нет, то заказывать поездку лучше до станции «Боголюбово». Во Владимире работают «Яндекс. Такси», Gett, Uber, «Максим». Для вызова машины воспользуйтесь мобильным приложением.

Панорама церкви Покрова на Нерли под Владимиром:

Видео о храме Покрова на Нерли:

.

Maria

июль 2021

Яндекс и прочие сервисы указывают, что время работы с 8:00. На самом деле храм открывают в 10:00! Но лучше приезжайте пораньше, до наплыва туристов :)

Церковь покрова на нерли краткий рассказ

Николай

май 2018

яндекс не правильно строит маршрут. стоит ехать до станции, таи пешком через мост

Церковь покрова на нерли краткий рассказ

Marina

апрель 2018

Волшебные виды с воды во время разлива! Храм очень впечатлил!

Смотреть отзывы наtripadvisor

Куда сходить и что посмотреть в Боголюбове

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Тема урока  «Чудный храм». Подготовка к сочинению — описанию  по картине

С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»

Цель урока: подготовить учащихся к сочинению по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Задачи урока:                    

Обучающие:

Способствовать формированию умения переноса знаний с одного объекта (текста о памятнике архитектуры) на другой объект (картину);

Формировать умение использовать цитаты в тексте собственного сочинения;

Активизировать лексику учащихся, связанную с описанием памятника архитектуры.

Развивающие:

Развитие связной образной речи и обогащение словарного запаса учащихся;

Развитие орфографической и пунктуационной зоркости;

Развитие  умения  высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Воспитательные:

Воспитание чувства любви к родному языку, к своей Родине,  чувства гордости за свой народ, его культуру и историю

Воспитание уважительного, бережного  отношения к культуре прошлого, к памятникам древнерусского     зодчества;

Обогащение  эстетического  восприятия.

Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация  «Чудный храм», карточки – шаблоны.  Подготовка к сочинению по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Форма урока: круглый стол

Используемые методы и  технологии:    частично-поисковый метод, элементы проблемного обучения, эвристическая беседа, ИКТ

Ход урока.

1Мотивация. Объявление темы урока. Слайд

  1. 2. Вступительное слово учителя.

Работа с эпиграфом к уроку. Эпиграфом  к уроку я предлагаю взять слова К. Бальмонта и Б.Чичибабина

Работа с эпиграфом к уроку.

1.Можно все заветное  покинуть,

Можно все бесследно разлюбить,

Но нельзя  к минувшему остынуть, Слайд

Но нельзя о прошлом позабыть.                                                  К.Бальмонт

— Как  вы  понимаете смысл  высказывания? (Одним из самых святых чувств является любовь к Родине. Память о её прошлом. Без этих чувств у человека не может быть будущего)

     — Что позволяет нам сохранить память о прошлом? (Памятники истории и культуры

Об одном из таких замечательных памятников  архитектуры Владимиро-Суздальской Руси 12 века, о Церкви Покрова на Нерли, пойдет сегодня речь.      Слайд со словами
Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Элина Кийг
— Какими чувствами  проникнуты строки? (Чувством восторга, восхищения  перед  удивительной красотой храма)

      —   Каковы же цели нашего урока?  (Понять красоту маленькой церкви, разобраться, зачем она нужна была человеку прошлого и столь необходима человеку, живущему ныне, а самое главное – совершить попытку описать эту каменную сказку – церковь Покрова на Нерли).

  1. Актуализация знаний. Защита презентаций обучающихся.

-Церковь  Покрова на Нерли – жемчужина русской земли, в 1992 году вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот храм-лебедь плывет по волнам времени и неизменно прекрасен во все времена .           Сегодня мне будут помогать мои ассистенты, которые приоткроют завесу тайны и расскажут о церкви с поэтичным названием

1) Выступление Иванова Юрия «Церковь Покрова на Нерли»

2)  Выступление Хайруллиной  Анастасии «Встреча с чудным храмом»

  1. Подготовка к сочинению. Учитель: Как видите, храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Многие русские художники, преклоняясь перед сказочной красотой церкви, запечатлели ее на своих полотнах. (Слайды) Осетров в книге «Живая Древняя Русь» писал: «Трудно сказать, когда храмом лучше всего любоваться.  Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года»

Искусствовед Лев Любимов писал об этом чуде русского зодчества: «Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойдённых шедевров, нет, может быть, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник воспринимается, как поэма, запечатлённая в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и просветлённого созерцания»

-«Поэму в камне» запечатлел на своей картине и С.Герасимов (Слайды)

3 ассистент. Краткий рассказ о художнике  Родился Сергей Васильевич Герасимов в 1885 году в древнем русском городе Можайске, где впервые им были прочитаны строки Пушкина, Некрасова, Чехова, Островского, открылась красота русского зодчества и живописи, были услышаны лирические голоса природы. Отец его был простым кожевником, но отличался тягой к прекрасному, много читал. Именно он привил сыну любовь к высокой культуре. Первым плодотворным этапом на пути в искусство было поступление Сергея Герасимова в Строгановское училище(1901-1906.  Оно воспитало в начинающем художнике уважение к русской культуре, к народному искусству, познакомило с великими мастерами античности и Возрождения. В 1906 году он поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Художник С.В.Герасимов любил людей и свою родину. У С.В.Герасимова очень много пейзажей, изображающих малую Родину, — родной город Можайск и его окрестности. Он рисовал Подмосковье в разные времена года. . Среди таких работ «Сирень в цвету»(1955), «Начало апреля»(1952), «Вечер»(1950). Часто на его пейзажах можно увидеть изображение старинной башни или крепостной стены, деревянную церквушку, руины собора, часовенку. Увидев белокаменный храм на Нерли, восхищенный ее красотой,  в 1953 году Герасимов написал картину «Церковь Покрова на Нерли», которая  сейчас хранится в  Государственной Третьяковской галерее.Слайд

  1. Предварительная беседа по картине. Проверка домашнего задания.

Итак, мы будем работать над картиной  С.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», в которой удивительным образом слились древнерусская архитектура и русская природа.

В каком стиле вы будете писать сочинение? (Художественный)

Что нам для этого понадобится? (Различные художественные средства: синонимы, эпитеты, метафоры, сравнения).

  • — В центре картины Герасимова мы видим белокаменный храм,  который сразу притягивает взгляд, и нет никакого сомнения в том, что именно она  — композиционный и логический центр картины. На картине изображён не просто один из многочисленных русских храмов, а удивительный памятник архитектуры 12 века, связанный с нашей историей, культурой, поэтическими преданиями и реальными историческими лицами. Постарайтесь передать своё  впечатление от храма, запечатлённого на холсте, каким он вам видится? (Это небольшой храм с луковичным куполом; маленькая церковь, словно летящая ввысь; очень лёгкий и какой-то изящный храм, белопенный, светлый, сказочно-прекрасный, удивительный, дивной красоты)Удачные примеры записываем

Проверим, как вы справились с д/з; составили предложения ,  используя  выразительные  средства (сравнения, олицетворения): словно белая птица, как красавица, словно лебедь, плывет над водой,  белокрылая чайка, манит к себе, летит,  живет века, как свеча, как чудо

(предложения с тире между подлежащим и сказуемым, с согласованными и несогласованными определениями и приложениями).  Примеры; 1) Белокаменный храм Покрова на Нерли – удивительное создание древнерусского зодчества. 2) Это настоящее счастье – увидеть красивейший храм Покрова на Нерли. 3) Маленькая легкая церковь, построенная на Нерли, стоит уже более 8 веков. 4) Храм этот необычайной красоты, светлый, устремленный ввысь. 5)Чудный храм Покрова на Нерли стоит на высоком холме, окруженном  речными водами  и заливными лугами. 6) Белокаменный храм на Нерли, возвышаясь на холме,  привлекает к себе внимание.

  • -Молодцы, ребята! А теперь познакомимся с высказываниями известных искусствоведов, историков, возьмем за образец и сравним с вашими материалами
  • Групповая работа с текстами.

   Прочитайте  несколько высказываний, которые описывали свои впечатления от  храма, увиденного ими когда-то. Проанализируем, как характеризуют авторы церковь Покрова на Нерли. Какие сравнения, эпитеты, метафоры находят они для передачи своих чувств?  Работа сопровождается  музыкой (Шопен «Апрель мечты») Релаксация

1.Водная гладь, заливные луга и, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот лёгкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всём своём бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконичной красоте. Да, это такое же совершенство…, как самые высокие достижения древней Эллады. Л.Д.ЛюбимовСлайд

(Автор первого отрывка говорит  о церкви так, как будто она вырастает из окружающей  её природы. Он сравнивает храм со свечой, устремлённой вверх. Для него храм – воплощение изящества, ясности и красоты, причём красоты совершенной, сопоставимой с искусством Древней Греции).

  1. Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме. У его подножия – небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной лёгкостью, почти невесомостью… В своём белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье. слайд

Ю.С.Рябцев

(Ю.С.Рябцев называет церковь «белокаменным чудом». Он тоже говорит об окружающей храм природе: о поле, холме, озерце… Говорит не только о самом храме, но и его отражении в воде. Автор отмечает стройность силуэта церкви, её лёгкость, невесомость. В его описании появляется красивое и необычное сравнение церкви с невестой в подвенечном платье.)

  1. Изящная и лёгкая церковь, одиноко стоящая над зеркалом вод, необыкновенно поэтична. Она похожа на юную царевну в подвенечном наряде, вся дышит неземной красотой, от которой душа начинает как-то торжественно и грустно томиться. Увидевший её хоть раз уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут. слайд

Н.Н.Воронин

(В последнем тексте подчёркивается изящество, лёгкость, красота церкви, Автор сравнивает её с невестой в подвенечном наряде. Но самое главное – чувство счастья, о котором говорит автор, при виде этого чуда архитектуры.)

— Каждый текст индивидуален, однако в предложенных текстах описывается один и тот же храм, и, возможно, вы заметили, что-то  общее во всех текстах, что их объединяет?

(Эти тексты объединяет восхищение перед описываемой церковью, каждому из авторов она очень нравится; все говорят о храме и о природе вокруг храма, не разделяя их; все отметили лёгкость, невесомость церкви, её стройность, красоту и совершенство)

 Как можно использовать материал? (Как эпиграф, цитаты в форме прямой речи)

Церковь на картине

 —  Вновь обратимся к картине Герасимова «Покрова на Нерли».  Как художнику удалось передать красоту, совершенство церкви на холсте? Что он для этого использовал? (Использует цвет — много светлых, спокойных  красок, через свет – светлый фон, через композицию —  церковь  в центре картины, хотя и расположил ее художник   вдали, на заднем плане, так, что основное место на картине занимает природа. На фоне бескрайнего неба, воды, лугов церковь кажется маленькой, изящной, стройной. Храм кажется стройным, так как, изображая его, художник пользуется в основном вертикальными линиями. Узкие окна, переходы от более широкой части к узкой, остроконечный верх луковицы – всё это словно вытягивает церковь вверх. Церковь отражается в воде, она сливается с белыми облаками.  Величественно возвышается на холме, окруженная цветущей природой..)

Храм  представляет собой единое целое с окружающей её природой.  Опишите словами, что мы видим на картине помимо церкви.

Природа на картине

(Церковь расположена на большом холме-возвышении, заросшем зелёной травой. Рядом с ней и поодаль деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба. По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке. Неширокая река отделяет возвышенность, на которой стоит храм, от другого, более пологого берега, поросшего одуванчиками

_Художник изображает исторический вид церкви или современный?

  Картина отражает современный вид церкви; мы видим фигурки людей на переднем и заднем плане картины, лодку у берега, дым, идущий из трубы)

Вывод: Значит, на картине соединены воедино рукотворное чудо архитектуры, возведённое безвестными мастерами, и вечная природа, земное и небесное, история и современность. Прошлое и настоящее нашей родины.

   -Какое настроение вызывает у вас это соединение в одной картине? Какие чувства вы испытываете?

(чувство гордости за свой народ и его культуру; на душе спокойно, меняются люди, идут года, а церковь стоит всё такая же прекрасная и величавая; чувство умиротворения и покоя, понимаешь, что всё плохое пройдёт, всё хорошее будет стоять вечно)

 — Что вы можете сказать о художнике, который написал такую картину?

(этот человек очень любит свою родину; написать такую картину мог человек, который гордится своей культурой, историей, своей родиной)

Рабочие материалы в помощь учащимся слайд

  1. Составление плана к сочинению (по группам) Предлагается памятка и шаблон. Ваша задача заключается в том, чтобы написать сочинение, в котором вы будете описывать картину и размышлять над тем, что на ней изображено. Вспомните, на что мы обращаем внимание, когда описываем картину? ( о её композиции, а затем рассматриваем церковь и пейзаж, на фоне которого она изображена)

О чём вы можете рассуждать при работе над сочинением в начале, в заключении?

План к сочинению

  1. 1. Вступление.

……………………………………………………………………………..
2. Основная часть.
а) Композиция произведения С.В.Герасимова.

   ………………………………………………………………………..

б) ………………………………………………………………………….

в)………………………………………………………………………………..

  1. 3. Заключение.

 ……………………………………………………………………………

                                      Анализ плана. Проверим себя   Слайд

  1. 1. Вступление.
    Место картины в творчестве художника. (История храма)
    2. Основная часть.
    а) Композиция произведения С.В.Герасимова.
    Белокаменное чудо в центре картины.
    б) Величественная красота.
    в) Единство и гармония с природой.
    3. Заключение.
    Жизнь в веках.  (Мое впечатление от храма) 
  2. Творческая работа учащихся. Отзыв в книге отзывов и предложений.

  — Остается не так много времени до конца урока, и мне хочется, чтобы вы поделились своими мыслями о чудном храме, запечатленном Герасимовым. Представьте, что вы посетили храм.   Поделитесь, пожалуйста,  впечатлениями, оставьте  записи в  книге отзывов и предложений.

Пример. Сегодня я увидела необыкновенный храм Покрова на Нерли. Его красота меня поразила. Он, как белый лебедь, стоит на холме в окружении чудесной природы. Нельзя было без волнения трогать древние камни храма, которым уже 8 веков! Очень красивый храм, удивительное место! Я никогда не забуду сегодняшний день!

Музыка. «Шопен» (Зачитывают 2-3 примера)

  1. 6. Рефлексия. Ребята, зачем же нужны храмы? Чем дорога нынешнему поколению маленькая церковь на Нерли?  (Ответы)
  2. Вывод по уроку. Подтверждением ваших слов служат замечательные строки Б.Чичибабина:

Мы пришли с тобой и замерли,
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова…
Что не камень, а из света весь,
Из любовей, из молитв, —
Вот и с Вечностью сведались:      Слайд со словами
И возносит, и знобит…

Б. Чичибабин

Сегодня  мы попытались приобщиться  к великой Красоте, чтобы через эту красоту вы осознали, что мы, живущие на  хрупкой планете Земля, составляем единый союз с поколениями ушедшими и грядущими.

Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости… (Николай Рерих)

 —_Что еще полезного вы  нашли на уроке? (Расширили свой кругозор, развили речь, пополнили словарный запас. Учились писать сочинение о памятнике культуры.)

8 .  Подведение итогов. Домашнее задание. Написать сочинение  «Чудный храм», используя материалы урока

В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет ре­ка, за рекой — небольшой зеленый холм, на кото­ром воздвигнут Храм. Он стоит в окружении де­ревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении приро­ды, чтобы подчеркнуть его величие, величие освя­щенного места, где было воздвигнуто здание Хра­ма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на карти­не — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками.

  • Церковь покрова на нерли во владимире сочинение
  • Цивилизации и технологии сочинение голова профессора доуэля
  • Цивилизация и природа в рассказе олеся
  • Церковь покрова на нерли информация для сочинения
  • Церковнославянский как пишется слитно или через дефис