Цели и задачи математических сказок

О программе программа повышения квалификации состоит из двух этапов: 1. дистанционный этап 9-18 декабря включает следующие формы работы: дистанционный курс.

О программе

Программа повышения квалификации состоит из двух этапов:
1. Дистанционный этап (9-18 декабря) включает следующие формы работы: дистанционный курс.
2. Очный этап (18-22 декабря) включает следующие формы работы: лекции, семинары, семинары-практикумы, консультации.

Обращаем Ваше внимание, что удостоверение о прохождении программы повышения квалификации выдается только при прохождении обоих этапов!
 

Целевая аудитория
Программа повышения квалификации ориентирована на педагогов-математиков региональных центров выявления и поддержки одаренных школьников; педагогов системы общего и дополнительного образования, ведущих работу по подготовке учащихся к соревнованиям (олимпиадам, конкурсам, конференциям) высокого уровня по математике; педагогов высшей школы, обеспечивающих профориентацию, отбор и поддержку одаренной молодежи на этапах довузовского образования.

Цели и задачи программы
— повышение профессионального мастерства педагогов, осуществляющих подготовку детей к участию в математических олимпиадах и других интеллектуальных состязаниях;
— знакомство с механизмами популяризации математики и опытом их применения в России;
— совершенствование навыков использования интерактивных математических систем на уроках на примере ИМС «Математический конструктор»;
— знакомство слушателей с педагогическим опытом и технологиями работы со школьниками на занятиях, проводимых ведущими специалистами по обучению математически одаренных школьников: дистанционное образование, использование форм математических соревнований на уроках, исследовательская и проектная деятельность

Программа повышения квалификации включает следующие формы работы: дистанционный курс, лекции, семинары, семинары-практикумы, консультации.

Основные темы программы:
— математические олимпиады и турниры (в составе дистанционного учебного курса);
— методическая копилка учителя (в составе дистанционного учебного курса);
— использование интерактивных математических систем на уроках и после;
— популяризация математических знаний и работа учителя;
— математические соревнования и игры;
— дистанционное обучение;
— научно-исследовательская деятельность школьников.

Порядок отбора

Для участия в конкурсном отборе необходимо не позднее 6 декабря  2021 года (до 12.00 по мск) подать заявку на официальном сайте Образовательного центра «Сириус».

7 декабря  2021 года необходимо пройти дистанционное конкурсное задание (тестирование)
на платформе
 «Сириус.Курсы»
Информация о тестировании будет направлена  6 декабря 2021 года на электронную почту, указанную при регистрации. 
Приступить к выполнению заданий можно в любой момент времени, начиная с 8.00  и до 22:00 7 декабря (по мск)
На решение отводится 2 часа.

По итогам конкурсных испытаний формируется ранжированный список слушателей.

Итоговый список приглашенных будет опубликован не позднее  9 декабря 2021 года.

Преподаватели

Андреев

Николай Николаевич

Заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А.Стеклова РАН, лауреат премии Президента Российской Федерации 2010 года в области науки и инноваций для молодых ученых, создатель проекта «Математические этюды», кандидат физико-математических наук

Цели и задачи математических сказок

Гусев

Антон Сергеевич

Методист Центра педагогического мастерства (Москва), директор департамента разработки образовательной среды Образовательного Фонда «Талант и успех», тренер сборной Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по математике, призер ВОШ по математике (2007–2009), член методических комиссий и жюри этапов ВОШ по математике в городе Москве, Московской математической олимпиады, международной олимпиады Мегаполисов и других, лауреат гранта Москвы в сфере образования (2016–2020), методист программы «Большие вызовы» (2016–2021)

Цели и задачи математических сказок

Дубровский

Владимир Натанович

к.ф.-м.н., доцент кафедры математики СУНЦ МГУ, научный руководитель разработки интерактивной среды «Математический конструктор» (фирма «1С»), член редколлегии журнала «Квант», член оргкомитета международного конкурса International Mathematical Modeling Challenge. Почетный работник общего образования. Заслуженный преподаватель МГУ. Многократный лауреат премии Фонда Сороса среди учителей средних общеобразовательных учреждений. Многократный лауреат грантов Москвы в области образования и конкурса фонда «Династия» в номинации «Учитель, воспитавший ученика». Автор ряда учебных пособий, электронных учебных комплексов и статей педагогической тематики. В частности, автор нескольких десятков статей журнала «Квант»

Цели и задачи математических сказок

Пономарёв

Алексей Александрович

Старший методист Центра педагогического мастерства (Москва), начальник отдела развития дистанционных программ Учебно-методического центра Образовательного Фонда «Талант и успех», преподаватель кафедры математики СУНЦ МГУ, старший тренер сборной Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по математике, член методических комиссий и жюри этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике в г. Москве, Московской математической олимпиады, международной олимпиады Мегаполисов и других, лауреат конкурсов фонда «Династия» в номинации «Молодой учитель» (2010, 2011), лауреат гранта Москвы в сфере образования (2013–2020)

Цели и задачи математических сказок

Попов

Леонид Андреевич

Методист Центра Педагогического мастерства, учитель школы №444 (Москва), тренер сборной Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по математике, призер Всероссийской олимпиады школьников по математике (2007, 2009), член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике в г. Москве, Московской математической олимпиады и других, лауреат гранта мэра Москвы в сфере образования (2019)

Цели и задачи математических сказок

Условия участия и размещения

Участие в программе для педагогов, успешно прошедших конкурсный отбор, является бесплатным (без учета проезда, проживания и питания).
Слушатели программы повышения квалификации могут разместиться в отеле Фонда. Возможно самостоятельное размещение слушателей.

Проживание слушателей (без питания) в отеле оплачивается по следующим тарифам:

Категория размещения

Стоимость размещения в сутки

Одноместное

1600 руб

Парное

800 руб

* указанная стоимость действительна только для участников программы повышения квалификации при оплате проживания в момент заселения за наличный расчет или банковской картой.

Дата и время заезда: 17 декабря
Дата и время отъезда: 23 декабря

Обращаем Ваше внимание, что предусмотрено комплементарное размещение (без оплаты раннего заезда и позднего выезда).

Размещение будет происходить в прямой зависимости от заполнения номеров, т.е. в случае отсутствия чётного количества участников на двухместное размещение, участникам программы может быть предложено одноместное размещение по соответствующему тарифу.

Размещение в отелях Краснодарского края возможно при предоставлении одного из следующих документов (сведений):
— медицинского документа, подтверждающего получение первого или второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от коронавирусной инфекции (COVID-19), либо сертификата профилактической прививки от COVID-19 в электронном виде или на бумажном носителе;
— медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом ПЦР, выданного не ранее чем за три календарных дня до вселения (размещения) (для лиц, представивших документы, подтверждающие отвод от иммунизации по медицинским показаниям в отношении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также лиц в возрасте не старше 18 лет);
— медицинского документа о перенесённом заболевании (COVID-19), либо сертификата о перенесенном заболевании COVID-19 из личного кабинета Единого портала государственных и муниципальных услуг (для лиц, со дня выздоровления которых прошло не более шести месяцев до вселения (размещения)) в электронном виде или на бумажном носителе.

Класс: 3.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать вычислительные навыки и умение решать примеры и задачи;
  • закреплять знания таблицы умножения;
  • формировать умения правильно называть компоненты умножения и деления.

Коррекционно-развивающие (развивать и корригировать)

  • математическую речь;
  • произвольное внимание;
  • наглядно-действенное мышление;
  • зрительное и слуховое восприятие;
  • внимание.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать интерес к сказкам.

Ход урока

I. Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет число, которое следует за числом 25. Сядет тот, кто назовет однозначное число. Сядет тот, у кого в апреле было день рождение. Сядет тот, кто назовет самое маленькое двузначное число. Сядет тот, кто назовет число, которое стоит перед числом 100. Сядет тот, кто назовет число на карточке. Сядет тот, кто скажет, сколько будет 2 х 1. Сядет тот, кто назовет четное число. Сядет тот, кто назовет нечетное число. Сядет тот, кто скажет какой сегодня день недели.

— Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

— Скажите, какое сегодня число, месяц, день недели, время года. (рапорт дежурного)

II. Сообщение темы и целей урока

— А теперь у меня для вас загадка:

Любит в луже искупаться,

Сочной травкой наслаждаться.

И на солнышке лежать,

Громко хрюкать и визжать.

Ну, конечно же, не львёнок,

А капризный… .(поросенок)

— Верно, это поросенок. А мы сегодня побываем в гостях у сказочных поросят. Да ни у одного, а сразу у трех поросят. Мы с вами читали сказку про трех поросят. Кто помнит, как их зовут? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф)

(на доске появляются изображения трех поросят)

— Сегодня на уроке мы будем помогать поросятам в их приключениях. А помощь наша будет заключаться в том, что на уроке мы будем закреплять умения решать примеры на умножение и деление, будем решать задачу.

III. Устный счет

— Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Интересная и поучительная сказка, но ведь это английская народная сказка. А когда мы ее с вами проходили, на каком языке мы ее слушали и читали? Для того чтобы мы смогли с вами прочитать эту сказку, ее перевели на русский язык. А кто же нам ее перевел, мы узнаем, решив примеры.

(карточки с примерами на доске)

2 х 8

16 — М

18 : 3

6 — И

4 х 5

20 — Х

8 : 4

2 — А

3 х 4

12 — Л

15 : 3

5 — К

2 х 9

18 — О

3 : 3

1 — В

(показывается портрет С.В.Михалкова)

— Вспомните, из чего был построен домик у Ниф-Ниф? (Домик Ниф-Нифа был построен из соломы.) показ домика.

— А какой еще герой был в сказке? (волк). И только Ниф-Ниф положил на крышу последнюю соломинку, как пришел волк, дунул на домик, тот и рассыпался. Побежал Ниф-Ниф к домику Нуф-Нуфа. Нужно помочь Ниф-Нифу быстрее бежать. Выполним для этого задание.

— Посмотрите, а возле его домика растут какие-то цветы.

— А какое сейчас время года? А какие цветы у нас появляются весной одними из самых первых? Желтого цвета (Мать-и-мачеха)

— Но эти подснежники не простые, а математические. На них записаны примеры, решим их, и вспомним, как называются компоненты и результат при умножении и делении.

2 х 6 = 12 (2- первый множитель, 6 — второй множитель, 12 — произведение)

15: 3 = 5 (15- делимое, 3- делитель, 5 — частное)

(вывешиваются слова — подсказки)

IV. Работа по учебнику

Вот Ниф-Ниф и добежал до домика Нуф-Нуфа. А из чего был построен домик Нуф-Нуфа? (домик Нуф-Нуфа построен из веток). Но и тут уже подоспел волк и разрушил домик Нуф-Нуфа. Побежали два поросенка спасаться к брату Наф-Нафу. Давайте поможем поросятам, чтобы они бежали быстрее. Для этого решим задачу.

Откройте учебник на стр. 178 номер 24 (б).

— Послушайте внимательно задачу. (далее прошу прочитать еще раз задачу сильного ученика)

— О чем говорится в задаче? (в задаче говорится про карандаши и альбом)

А как их можно назвать одним словом? (Это школьные принадлежности) Многие из вас ходили покупать школьные принадлежности с родителями в магазин. Чтобы купить нужный товар, что нам необходимо сделать? (заплатить за него деньги).

Итак, еще раз скажите мне, какие школьные принадлежности купили и сколько штук? (купили 3 карандаша и альбом). Сколько заплатили за покупку? (заплатили 60 рублей).

Что нам еще известно в задаче? (Известно, что альбом стоил 45 рублей)

Прочитайте вопрос задачи (сколько стоил один карандаш)

  • 3 карандаша и альбом — 60 руб.
  • Альбом — 45 руб.
  • 1 карандаш — 7

— Кто повторит задачу по краткой записи.

— Можем мы сразу узнать, сколько стоит один карандаш? Почему? (Нам неизвестно, сколько стоит 3 карандаша). Значит, что мы будем находить первым действием? (сколько стоят три карандаша) Каким действием, мы это узнаем? (вычитанием). После того как мы узнаем сколько стоит 3 карандаша, мы сможем ответить на вопрос задачи? Прочитайте его еще раз. Каким действием? (Делением)

V. Физминутка

— Запишем решение задачи в тетрадь

1) Сколько стоит 3 карандаша?

60 руб. — 45 руб. = 15 руб.

2) Сколько стоит 1 карандаш?

15 руб. : 3 = 5 руб.

— Что нужно было узнать в задачи? Мы узнали? Значит, мы задачу решили? После того, как мы решили задачу, что нужно записать? (Ответ)

VI. Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний обучающихся

— Вы молодцы! Помогли быстро добежать двум поросятам до домика Наф-Нафа. А из чего был построен домик Наф-Нафа? (домик Наф-Нафа построен из камня, кирпича)

Наф-Наф строил свой дом долго и прочно, поэтому волку сюда не попасть. Бился, бился волк, так и не смог попасть в домик к поросятам, так и ушел ни с чем. С тех пор три поросенка стали жить вместе, а в свободное время они любили попить чай с пирожными. Они и для вас приготовили пирожные, в знак благодарности за помощь. (раздаю пирожные с примерами) Но пирожные эти не простые, а с примерами. Давайте решим их.

VIII. Геометрический материал

— Посмотрите на рисунок и скажите, из каких геометрических фигур он составлен.

img1

(показывают у доски и называют геометрическую фигуру)

VIII. Итог урока

— Вот и подошло к концу наши приключения с тремя поросятами.

Чем мы сегодня занимались на уроке? На какие действия мы решали примеры?

Домашнее задание: с. 179 номер 29 (второй столбик).

Добрый день уважаемые коллеги!

Наш мастер класс сегодня посвящен королеве всех наук математике, называется он «Математика без правил» и в процессе мастер класса мы сформируем понятие развивающих игр и познакомимся с опытом работы по применению игр с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, а также игры Колумбово яйцо

В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • развивающие игры могут дать «пишу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
  • их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию. 

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

Колумбово яйцо

Фраза «Колумбово яйцо» означает неожиданно простой выход из затруднительного положения.

Вот так игра «Колумбово яйцо» находится в собранном виде.

1

Вот так его разрезали на необходимые детали

2

Предложите детям рассмотреть внимательно детали игры и найти сходство по форме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. К примеру, фигуры треугольной формы с закруглением (имеют сходство по форме Большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной — похожи на туловище птиц, зверей, морских животных).

3

Немного истории

По преданию, когда Колумб рассказывал историю о том, как он открывал Америку, один из присутствующих сказал: «Что может быть проще, чем открыть новую землю?» В ответ на это Колумб предложил ему простую задачу: как поставить яйцо на стол вертикально? Когда ни один из присутствующих не смог этого сделать, Колумб, взяв яйцо, разбил его с одного конца и поставил на стол, показав, что это действительно было просто.

Название «Колумбово яйцо» очень подходит к предлагаемой головоломке. В ней также приходится долго ломать голову над тем, как собрать из десяти кусочков яйца картинку, а полученное в результате изображение обычно бывает очень простым. Правила игры:

Предложить собрать фигуру из набора «Колумбово яйцо», опираясь с начало на образцы.

Главное нужно помнить:

1. Использовать нужно все фигуры из набора.

2. При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т. е. располагаться только в одной плоскости.

Палочки Кюизинера

Палочки один из немногих дидактических материалов

Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счетные палочки КЮИЗЕНЕРА:

1) Палочки-один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.

2) Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами и т.д.) ребенок получает, играя.

3) Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве.

4) Благодаря палочкам, развивается логическое мышление.

5) Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.

6) Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях и в школе.

7) Этот материал также можно использовать с целью коррекции.

8) Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.

9) Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.

10) Этот материал может быть использован в диагностических целях .

В комплект входят 116 палочек, которые отличаются друг от друга по двум признакам: размеру и цвету. Чем короче палочка, тем чаще она встречается. Например, самых коротких – белых в наборе 25 штук, а самых длинных оранжевых – всего 4. Главный секрет игры мы узнаем, если сложим из разных палочек лесенку. Так становится видно, что каждая предыдущая палочка короче предыдущей на одно деление, т.е. на один белый кубик. Дело в том, что это числа – каждая палочка обозначает свое число от 1 до 10.

4

Развивающая игра «Сказка открывается» – используется для игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование умения соотносить цвет палочки с её 5 значением, освоение операции «декодирование»

5

6

Блоки Дьенеша

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, которые удачно сочетают в себе элементы конструктора и развивающей игры.

Дидактический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. цветом — красные, желтые, синие;

3. размером — большие и маленькие;

4. толщиной – толстые и тонкие.

12 кругов — по 6 толстых и тонких, больших и маленьких кругов красного, синего, желтого цвета, а также 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников,

12 треугольников.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Каждая фигура при всей общей похожести абсолютно уникальна, благодаря особому соотношению этих четырех признаков.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики

7

Дидактическая игра «Волшебное дерево»

Цель: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать предметы по нескольким признакам.

Задание: распредели каждый листок на свою ветку.

8

Автор: Иконникова Ольга Петровна

Организация: МБДОУ «Детский сад №4 к.в. г. Бокситогорска»

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Бокситогорск

«От того, как заложены элементарные математические представления, в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер

Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего, предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Процесс математического развития ребенка связан, прежде всего, с развитием его познавательной сферы (разнообразных способов познания, познавательной деятельностью и т. д., а также с развитием математического стиля мышления).

Благодаря математическому развитию у дошкольников развиваются личностные качества: активность, любознательность, настойчивость в преодолении трудностей, самостоятельность и ответственность. В процессе математического развития происходит общее интеллектуальное и речевое развитие ребенка (доказательной и аргументированной речи, обогащение словаря).

Целью математического развития дошкольника является знакомство с азами математической культуры и привитие интереса к дальнейшему познанию окружающего мира с использованием элементов этой культуры.

  • В соответствии с ФГОС ДО основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:
  • Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
  • Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
  • Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
  • Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
  • Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  • Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
  • Развитие инициативности и активности детей.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений:

  • Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
  • Считает, вычисляет, измеряет, моделирует;
  • Владеет математической терминологией;
  • Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление;
  • Владеет простейшими графическими навыками и умениями;
  • Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.)

Возникает вопрос: Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Т.е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Сегодня нам педагогам необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Так, например, во время прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями, определить форму листьев, высоту кустов и деревьев. Считалки, которые они используют для подвижных игр, тоже математика.

Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности помогает наличие в каждой группе занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно — ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей необходимо строить с учётом следующих принципов:

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
  • формирование математических представлений на основе персептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
  • использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
  • стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение персептивных действий;
  • возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы:

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;
  • сравнение;
  • метод моделирования и конструирования;
  • метод вопросов;
  • метод повторения;
  • решение логических задач;
  • экспериментирование и опыты.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательная деятельность с воспитанниками может проводиться в различных формах:

  • организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
  • демонстрационные опыты;
  • сенсорные праздники на основе народного календаря;
  • театрализация с математическим содержанием;
  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;
  • беседы;
  • самостоятельная деятельность в развивающей среде

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта — реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ”.

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Таким образом, решая математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем, чувствовать свою избирательность, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию. У ребенка растет и реализуется его творческий потенциал.

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».

Список использованной литературы:

1. Акулова Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников / Е. Акулова; Е. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 8. – С. 215.

2. Акулова Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников / Е. Акулова; Е. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 215.

3. Афонькина Ю. Почему у хвоста есть рыба?: Учим детей правильно мыслить и говорить / Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова; Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1. – С. 138.

4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2013.

5 Белова, Е.С. Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников / Е. С. Белова; Е. С. Белова // Психологическая диагностика. – 2013. – № 3. – С. 193.

6. Березина Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования / Т.Н. Березина; Т.Н.Березина // Alma Mater: Вестник высшей школы. – 2014. – № 7. – С. 304.

7. Богат В.Ф. Творческие задачки. ТРИЗ в детском саду / Ребенок в детском саду. – 2012. – № 4. – С. 157.

8. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: 2015.- С.257.

9. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников: Конспект для воспитателя детского сада. – М., 2011.- С. 108.

10. Ишмуратова Е.М. Развитие познавательных функций у детей раннего возраста в различных видах продуктивной деятельности. – 2013. – № 6. – С.166.

11. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 2014.- С. 237.

12. Малеева, З.П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников // Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. – 2014. – № 1. – С.165.

13. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., Просвещение, 2012.- С.105.

14. Рудь Ю.С. Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников. // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 1. – С. 209.

15. Сидорчук Т.А. Развитие творческого мышления методами ТРИЗ и РТВ / Ребенок в детском саду. – 2012. – № 1. – С113.

16. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 2015. – С. 115.

17. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. Столяра А.А. – М.: Просвещение, 2013. -С. 330 с.

Приложения:

  1. file0.docx.. 31,1 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 2,2 МБ

Опубликовано: 22.11.2021

Тип проекта: познавательно-игровой.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность темы

Математика — очень важная наука: она развивает у детей логическое мышление, речь, воображение, память; помогает формировать терпение, настойчивость, творческие способности; учит анализировать, умению объяснять свою точку зрения, более точно излагать свои мысли, планировать свои действия.

Но математика является одним из сложных для усвоения учебных предметов. Для успешного освоения математики необходимо начинать ее изучение уже в дошкольном возрасте. Но простое механическое запоминание материала — зубрежка, не принесет должного результата. Более эффективное понимание математических представлений проходит в контексте практической и игровой деятельности. Важнейшим условием развития математических представлений детей является занимательный математический материал: головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения. Дети, с интересом и удовольствием играя в математические игры, ненавязчиво и прочно усваивают основные математические понятия и закономерности.

Цель проекта: Формирование интереса к занимательным играм математического содержания.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами, цифрами.
  • Дать понятие о пространственных отношениях.
  • Способствовать формированию представлений о равенстве или неравенстве групп предметов на основе счета.

Развивающие:

  • Создавать условия для развития познавательной активности, логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения, мелкой моторики.
  • Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных действиях.
  • Пополнять и обогащать словарный запас детей:
    • Существительными: прямоугольник, овал, ромб, трапеция,шар, куб, цилиндр и др;
    • Прилагательными: самая высокая — пониже — еще ниже — самая низкая, равные, одинаковые, гладкое, колючее, пушистое, жесткое;
    • Числительными: один, первый, на первом (место);
    • Наречиями: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз, далеко, близко;
    • Пространственными предлогами: перед, справа, слева.

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
  • Воспитывать познавательный интерес к математике.

Предполагаемый результат:

У детей развивается интерес к занимательным играм с математическим содержанием, значительно повышается уровень освоения знаний по математическому развитию.

Дети проявляют любознательность и уверенность в себе. Дети уверенно отвечают на вопросы взрослого, активно участвуют в обсуждениях. Воспитывается стремление работать согласованно, умение уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.

Родители — активные участники образовательного процесса (оказывают помощь в изготовлении и закреплении математического материала).

Этапы работы над проектом

I ЭТАП — Подготовительный

Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.

Дидактические и настольно-печатные игры:

  • ««Подбери по форме»
  • «Мои первые цифры»
  • «Найди и назови»
  • «Правильный счет»
  • «Найди фигуру»
  • «Собери фигуру из палочек»
  • «На что похоже»
  • «Разделим и угостим друг друга»
  • «Помоги зайчатам»
  • «Математические пазлы»
  • «Сосчитай и найди цифру»

Наглядно-дидактические пособия:

  • подборка математических пословиц и поговорок, считалок, стихов, загадок и сказок про цифры и геометрические фигуры. Различные иллюстрации по теме;
  • картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пословиц и сказок математического содержания;
  • раскраски с изображением различных геометрических фигур, цифр и предметов похожих на них.Раскрашивание математических раскрасок (по номерам).

Разработка ОД по ознакомлению с окружающим, рисованию, аппликации:

  • Рисование: «Дикие животные из геометрических фигур», «Ветка рябины», «Дымковская лошадка»;
  • Лепка: «Лебедь»,«Снеговик»,«Елка»,«Цветик-семицветик»;
  • Аппликация: «Город из геометрических фигур», «Ковер», «Дом для поросенка»
  • Беседы: «Геометрические фигуры вокруг нас», «Зачем нам цифры?», «Как нам помогают знаки: больше, меньше и равно?».

II ЭТАП — Основной

Деятельность с детьми:

  • Рассматривание иллюстраций геометрических фигур, цифр и предметов похожих на них;
  • Ежедневно считать любые предметы, разделять их по форме, количеству и цвету;
  • Разучивание стихотворений о геометрических фигурах и цифрах;
  • Разгадывание загадок по теме;
  • Дидактические игры: «Пазлы — цифры», «Радужный круг с прищепками», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Точки», «Сколько точек у божьей коровки?», «Найди пару», «Продолжи ряд», «Лабиринты», «Как расположены фигуры», «Угадай, где стоит», «Геоборд», «Судоку из картинок», «квадрат Воскобовича», «Математическое лото»;
  • НОД:
    • Рисование: «Дикие животные из геометрических фигур», «Ветка рябины», «Дымковская лошадка»;
    • Лепка: «Лебедь», «Снеговик», «Елка», «Цветик-семицветик»;
    • Аппликация: «Город из геометрических фигур», «Ковер», «Дом для поросенка»;
    • Беседы: «Геометрические фигуры вокруг нас», «Зачем нам цифры?», «Как нам помогают знаки: больше, меньше и равно?»;
  • Оформление выставок детских работ.

Взаимодействие с родителями:

  • Привлечение к изготовлению дидактических игр
  • Консультации:
    • «Обучение счету и основам математики дошкольников»
    • «Знакомство со счетом и цифрами. Математические дидактические задачи»
    • «Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений»
    • «Как помочь ребенку запомнить графическое изображение цифр»
    • «Дидактические игры на умение детей ориентироваться в пространстве»
    • «Математика — это интересно!»

III ЭТАП — Заключительный

Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.

Публикация материала на сайте ДОУ, в электронных СМИ.

Интеграция образовательных областей и содержание деятельности в соответствии с ФГОС ДО

ОО

Мероприятия

Задачи

Познавательное развитие

Чтение

С.Маршак «Веселый счет», «Десять рассказов»

считалок, стихов, загадок на закрепление счёта и геометрических фигур;

«Три поросёнка»

«Два жадных медвежонка»

«Колобок»

«Три медведя»

«Волк и семеро козлят»

«Руковичка»

Дидактические игры

«Подбери по форме»

«Мои первые цифры»

«Найди и назови»

«Правильный счет»

«Найди фигуру»

«Собери фигуру из палочек»

«На что похоже»

«Танграм»

«Колумбово яйцо»

«Математические пазлы»

«Радужный круг с прищепками»

«Сосчитай и найди цифру»

«Пазлы — цифры»

Беседы

«Геометрические фигуры вокруг нас».

«Зачем нам цифры?»

«Как нам помогают знаки: больше, меньше и равно?»

Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом

Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Совершенствовать умение группировать предметы, составлять целое из частей

Речевое развитие

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены

Закреплять в речи прилагательные (круглый, овальный, прямоугольный и т.д.), числительные (количественные — один, два и т.д.; порядковые — первый, второй и т.д.)

Приучать детей слушать и запоминать сказки, стихотворения, загадки, считалки. Учить составлять рассказы, сказки о фигурах и цифрах

Социально-

коммуникативное развитие

Чтение

математические пословицы и поговорки про цифры и фигуры.

Дидактические игры

«Помоги зайчатам»

«Сколько точек у божьей коровки?»

«Найди пару»

«Лабиринты»

«Продолжи ряд»

«Как расположены фигуры»

«Угадай, где стоит»

«Разделим и угостим друг друга»

«Геоборд»

«Судоку из картинок»

«Математическое лото»

«Точки»

«Квадрат Воскобовича»

«Выложи узор»

Совершенствовать умение выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом

Учить коллективным играм, формировать навыки добрых взаимоотношений в игре

Формировать умение договариваться о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

Воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий

Приучать ориентироваться в пространстве

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

«Дикие животные из геометрических фигур»

«Ветка рябины»

«Дымковская лошадка»

«Рисуем по точкам»

«Штриховка геометрических фигур»

«Математические раскраски»

Лепка

«Лебедь»

«Снеговик»

«Елка»

«Цветик-семицветик»

Аппликация

«Город из геометрических фигур»

«Ковер»

«Дом для поросенка»

Театральная деятельность

«Теремок»

«Волк и семеро козлят»

«Колобок»

«Репка»

Формировать и закреплять представления о форме предметов, величине, расположении частей.

Обучать конструированию из бумаги, из геометрических фигур (изображение животного, цифры и т.д.)

Физическое развитие

Пальчиковые игры

«Покупал баран баранки»

«Червячки»

«Котята»

«Пальчики»

«Дружба»

«Рыбки»

Подвижные игры

«Найди пару»

«Встань на свое место»

«Кто на каком месте?»

«Самолеты»

«Найди, где спрятано!»

«Займи место»

«Не зевай, не ленись и по двое (трое, четверо и т.д.) становись!».

Развивать организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками во всех формах организации двигательной деятельности

Результаты проекта:

Дети проявляют интерес к занимательным математическим играм, самостоятельно ими пользуются; активно участвуют в обсуждениях, высказывают свою точку зрения, мысли и отвечают на вопросы взрослого. В совместной работе дети согласованно работают, доводят начатое дело до конца, помогают и уступают друг другу, проявляют самостоятельность, активность и творческие способности.

В ходе освоения новых дидактических игр, отгадывания загадок, чтения и заучивания стихов про цифры и геометрические фигуры, пословиц и поговорок с математическими понятиями, проведения занятий по продуктивной деятельности по теме проекта, словарный запас детей значительно обогатился и расширился.

Родители активно включились в совместную деятельность с детьми, стали активными участниками жизни детей в детском саду (оказали помощь в изготовлении математического материала).

Презентация проекта:

  • Выставка детских работ по теме «Геометрические фигуры вокруг нас»: «Город из геометрических фигур», «Дикие животные», «Ковер».
  • Занятие по познавательному развитию «Путешествие в страну Цифр»

Приложения:

  • Картотека физкультминуток с математическими понятиями
  • Подборка стихов и загадок про цифры и геометрические фигуры
  • Картотека математических считалок, пословиц и поговорок
  • Подборка консультаций для родителей

Методическая литература

  1. Помораева, Позина: Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. ФГОС — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. — М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
  3. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. — М.: ИРИАС, 2006.
  4. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

  • Целеустремленность это определение для сочинения
  • Целеустремленность вывод к сочинению
  • Цветы подрезаны как пишется
  • Цветы и плоды хруцкий сочинение 3 класс план
  • Цветы посаженные бабушкой как пишется