Цель составления рассказа по картинке

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми. воздушный шарик. взрослый просит ребнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

93410821 Risunok 8

1. Ответить на вопросы:

Кто и где потерял воздушный шарик?

Кто нашёл шарик на поле?

Какой был мышонок и как его звали?

Чем мышонок занимался на поле?

Что мышонок стал делать с шариком?

Чем закончилась игра с шариком?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Домик для гусеницы.

1. Ответить на вопросы:

Про кого будем составлять рассказ?

Расскажи, какая была гусеница и как её звали?

Чем гусеница занималась летом?

Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?

Что гусеница сделала с яблоком?

Почему гусеница решила остаться в яблоке?

Что гусеница смастерила в своём новом жилище?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Домик для гусеницы».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Жила — поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик

Новогодние приготовления.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

93411011 Risunok 11

1. Ответить на вопросы:

Какой приближался праздник?

Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?

Расскажи, какая была ёлка.

Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.

Чем дети украсили ёлку?

Для чего в комнату принесли лестницу?

Что прикрепила к макушке ели девочка?

Куда дети посадили игрушечного деда мороза?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Новогодние приготовления».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.

Неудачная прогулка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

93411188 Risunok 14

93411130 Risunok 13

1. Ответить на вопросы:

Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.

Где гулял мальчик со своей собакой

Что увидела собака и куда побежала?

Кто вылетел из яркого цветка?

Что маленькая пчёлка делала в цветке?

Почему пчёлка укусила собаку?

Что случилось с собакой после укуса пчелы?

Расскажи, как мальчик помог своей собаке?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Неудачная прогулка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Как мышонок забор красил.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:

Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.

Чем решил заняться в выходной день мышонок?

Что мышонок купил в магазине?

Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах

Какой краской мышонок стал красить забор?

Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?

Придумай продолжение этого рассказа.

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как мышонок забор красил».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом — оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор

Утёнок и цыплёнок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

93411254 Risunok 15

1. Ответить на вопросы:

Придумай клички утёнку и цыплёнку.

Какое время года изображено на картинках?

Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?

Расскажи, как друзья переправлялись через реку:

Почему цыплёнок не пошёл в воду?

Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?

Чем закончилась эта история?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.

Удачная рыбалка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

93411291 Risunok 17

1. Ответить на вопросы:

Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.

Что взяли с собой друзья?

Где друзья устроились для ловли рыбы?

Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?

Куда кот кинул пойманную рыбку?

Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?

Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.

Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.

Находчивый мышонок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

93411510 Risunok 39

1. Ответить на вопросы:

Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.

Расскажи, кто жил в доме у девочки.

Что девочка налила в кошачью миску?

Что сделала кошка?

Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?

Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?

Чему удивилась кошка, когда проснулась?

Придумай продолжение этой истории.

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Находчивый мышонок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.

Как ворона горох вырастила.

93411584 Risunok 40

93411643 Risunok 41

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:

Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?

Что петушок нёс домой?

Кто заметил петушка?

Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?

Почему ворона не съела весь горох?

Как птица посеяла семена гороха в землю?

Что показалось из земли после дождя?

Когда на растениях появились стручки гороха?

Чему радовалась ворона?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.

Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.

Часто
родители говорят, что не
разбираются в живописи, что и сами могут сказать о картине только два слова:
нравится или не нравится, красиво или не красиво.

Но всё не так сложно, как
вы думаете!

Конечно, перед тем, как проводить с ребёнком такое занятие,
родителям необходимо подготовиться. Нужно найти подходящую картину для составления
рассказа.

Изображение на картине должно
быть понятно малышу, вызывать какие-то эмоции, либо воспоминания из личного
опыта или из известных ему
художественных произведений.

При отборе картин для
рассказа пользуйтесь следующими правилами:

·
Желательно, чтобы картина была
нарисована великими художниками в стиле
жанровая живопись, чтобы ребёнок приобщался с раннего возраста к искусству,
проверенному временем.

·
Можно использовать и картины
современных художников, а также художников -иллюстраторов, которые рисуют
картинки для детей.

·
Действие, изображённое на картине
должно быть понятно современному ребёнку. Если
события на картине непонятны ребёнку, даже если вы ему рассказываете, что происходит или может произойти с героями картины, такую
картину лучше не использовать для рассказа.

·
На картине изображены дети.

·
На картине изображены животные.

·
На картине изображены дети и животные.

И вот вы
подобрали картину, например, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина.

Взрослый предлагает малышу посмотреть на картину. Не нужно ничего
говорить или объяснять в первые 2- 3 минуты, пока малыш рассматривает картину.
После того, как ребёнок перевёл свой взгляд от картины на другие предметы,
можно начинать задавать ему вопросы. (В скобках приведены примерные ответы
ребёнка).

Вопросы.

1.Понравилась тебе картина? (да)

2.Где происходит действие, нарисованное
на картине? (в лесу)

3.Какие деревья растут в этом лесу?
(сосны)

4.Если в лесу растут только сосны, как
называется такой лес? (сосновый)

5.Какое время года изображено на
картине? (лето)

6.Почему ты понял, что это лето? (видна
яркая зелёная трава, медведи зимой спят в берлоге и не гуляют по лесу)

7.Какое время суток изображено на
картине? (утро)

8.Почему ты понял, что это утро? (Солнце
ещё не поднялось высоко в небо, поэтому лес полностью не освещён яркими
солнечными лучами. Солнце падает только на высокие макушки сосен.)

9.Как ты думаешь, почему высокая сосна
упала и разломилась на две части? (Видимо, была гроза с громом и молнией. И
одна молния попала прямо в дерево, поэтому сосна упала и разломилась на две
части.)

10.Кто изображён на картине? (медведи)

11.Сколько медведей на картине? (4
медведя)

12.Все четыре медведя одинаковые? (Нет.)

13.Как ты думаешь, большой медведь – это мама медведица или папа
медведь? (мама медведица)

14.Кто остальные три медведя? (Это
медвежата)

15.Что делают медвежата? (Два медвежонка
залезли на поваленное дерево и хотят кататься на нём как на горке, а третий ещё
не залез, но тоже хочет к ним присоединиться.)

16.Что делает мама медведица? (Она ругает
медвежат.)

17.Почему мама — медведица ругает
медвежат? (Волнуется за них. Боится, что медвежата ещё очень неуклюжие, что они
упадут с поваленного дерева и получат травму.)

18.Как ты понял, что мама — медведица
ругает медвежат? (Медведица смотрит на медвежат, которые залезли на поваленное
дерево, пасть у неё открыта и видны
зубы. Чувствуется, что ей не нравится поведение медвежат, она злится. А медвежата,
которые залезли на поваленное дерево, смотрят на маму медведицу.)

19.Как ты думаешь, медвежата послушались
свою маму и слезли с поваленного дерева? (нет)

20.Как ты думаешь, мама — медведица
накажет медвежат за непослушание? (да)

21.Как может мама медведица наказать
медвежат? (отшлёпает их по попе)

22.А ты всегда слушаешься свою маму?
(ответ ребёнка из личного опыта)

Ольга Ларионова

НОД. Наши имена и фамилии.

Дать сведения о значении имени
, фамилии
.

Уточнить знания о семье, о том, кто такие родные.

Формировать представление о составе семьи.

Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных
.

Развивать связную речь.

Способствовать развитию познавательного интереса.

Материал. Портреты для игры (Носов, Круглов, Солнцев, Худяков)

Рисунки детей на тему «семья»
.

Словарь имён и фамилий
.

Литература.

1. Волчкова В. Н Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.

2. Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти своё «Я»
. Книга – путеводитель для ребёнка 6лет.

3. Ривина Е. Родословная в детском саду
: история и образ семьи/Дошкольное воспитание. №12, 2007.

4. Сергеева Л. Н. Учимся любить родное слово. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Новгород. 2000.

5. Орлова Е. О. Имя в моей жизни. В. Новгород. 2004.

6. Хигир Б. Имена и судьбы
. Москва. 2004.

7 Унбегаун Б. Словарь русских фамилий
.

Ход занятия

Ребята, Вы помните, когда в первый раз пришли в детский сад?

А помните, как знакомились с ребятами?

Как вы запоминали своих друзей? (по внешнему виду, по одежде, по имени
)

У каждого человека есть имя. Произнесите каждый своё имя по очереди. Как красиво звучат ваши имена
.

А по имени можно узнать
, кто это мальчик или девочка?

Значит, есть имена
, какие?

Каждое имя можно назвать ласково. Как вас ласково называют родители?

У каждого имени есть своя история
. Существует словарь имён. Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители подбирают имя и хотят видеть своего ребёнка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым. Давайте посмотрим, что означают ваши имена
(находим в словаре значение имён)
.

Физкультминутка. Дети становятся в круг, водящий в центре, бросает мяч ребёнку. В ответ ребёнок должен назвать.

1. Назови три имени девочек
.

2. Назови (например, Полину)
ласково.

3. Как зовут твою маму?

4. Как зовут твою сестру?

5. Назови три имени мальчиков
.

6. Назови своего папу ласково.

Имя ребёнку выбирают родители, а фамилию кто-нибудь выбирает
?

Фамилия переходит от папы
. А папе она от кого досталась (от дедушки)

Можно прожить без фамилии
?

Очень трудно. У нас в группе две Насти. Как мы их различаем?

Когда то очень давно на Земле людей было не очень много, у каждого было имя, а фамилии не было
. Но людей становилось всё больше и стали придумывать фамилии
. Фамилии
придумывали по внешнему виду, например похож человек на зайца, стал Зайцев, похож на синичку, стал Синицыным. Придумывали по профессии, например, был кузнецом, стал Кузнецов. А чаще всего от имени
, например, папа Сергей, вот и стала вся семья Сергеевы.

Чтобы узнать, откуда произошли ваши фамилии
, заглянем в словарь.

Игра. Посмотрите, художник нарисовал несколько портретов, но забыл подписать фамилии
. Попробуйте догадаться кто из этих людей Носов, Круглов, Солнцев, Худяков.

У нас с вами есть имя, есть фамилия
, а что ещё есть, что мы забыли? Вот пока Катя маленькая, её называют Катей. А когда вырастет, как её будут называть?

Отчество от кого нам достаётся?

Ребята, а как вы думаете, что же такое семья?

Это люди, которые любят друг друга, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Семья объединяет родных
: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев, сестёр. Это наши родные
, родственники, родня.

Кирилл подготовил нам сегодня стихотворение. Послушайте внимательно, чтобы услышать кто же в стихотворении родня?

Мама с папой – моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю

Скоро всем подарки куплю

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню — волшебная щётка

Молоток настоящий – братишке

Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке

А ещё есть друг у меня,

Друг Серёжка мне тоже родня

Я к нему прибегаю с утра

Без него мне игра не игра

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю.

Как вы думаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи?

Это стихотворение шуточное. Не все его герои являются членами одной семьи. Мама, папа, сестрёнка, братишка – это родня. Друг Серёжка не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим и заботимся о них. Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому не является роднёй герою стихотворения.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька.

Этот пальчик – наш малыш!

Зовут его Ванюша!

Итог. А теперь давайте вспомним, на рисовании вы рисовали свою семью.

Кто хочет рассказать о своей семье по рисунку?

Ольга Викторовна Чистякова

Составляем рассказ по картинке

Дорогие учителя и родители!

Предлагаемое пособие поможет вам в занятиях по развитию речи ваших детей.

От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Речевое развитие — это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. К сожалению, устная речь младших школьников зачастую бедна и однообразна, ограничена очень скудным словарным запасом, поэтому создание даже небольшого письменного текста вызывает у детей серьёзные трудности.

Как правило, созданный учеником текст состоит из коротких и однотипных предложений. В нём часто нарушена логическая последовательность, неправильно определены границы предложений, необоснованно повторяются одни и те же слова. Задача родителей и учителей — постоянно развивать устную и письменную речь детей. Учить ребёнка составлять связный рассказ, писать сочинения — это значит учить грамотно, последовательно и красиво излагать свои мысли.

Работа по развитию речи очень трудоёмкая, требующая большого количества времени. Проще и эффективнее всего начинать обучение, используя наглядный материал. В нашем пособии вы найдёте цветную вкладку с картинками, по которым разработаны занятия с младшими школьниками.

Те заботливые родители, которые обеспокоены проблемой развития грамотной речи у своих детей, найдут в этой книге все необходимые рекомендации.

В пособии кратко изложены основные теоретические вопросы: типы текстов, виды сочинений по картинке, методика работы над ними.

Практическая часть содержит подготовительные упражнения и планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.

В пособии рассматриваются только тексты-описания и тексты-повествования. Не забывайте, что в основном в начальной школе работа направлена на создание смешанных текстов (текстов-повествований с элементами описания или с элементами рассуждения). Здесь представлены следующие виды сочинений по картинке:

1) сочинение-описание отдельного предмета;

2) сочинение-описание явления природы;

3) сочинение-описание по серии сюжетных картинок;

4) сочинение-повествование по сюжетной картинке;

5) сочинение-повествование по серии сюжетных картинок.

Сначала можно ограничиться устным рассказом по картинке,

а затем перейти к написанию текста. Занятия не должны проводиться от случая к случаю. Только систематические занятия дадут положительный результат.

Желаем успехов!

Текст
— это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст посвящен определённой теме и имеет основную мысль.

Тема
текста — то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль
текста — то, в чём автор хочет убедить читателя.

У каждого текста есть название — заголовок.
Чтобы озаглавить текст, необходимо кратко назвать его тему или основную мысль.

Обычно текст состоит из трёх частей.

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Каждая часть текста записывается с красной строки.

Различают три типа текстов: описание, повествование, рассуждение.

Описание
— текст, в котором описываются предметы, люди, животные, растения или явления природы. Цель описания — дать наиболее полные, точные сведения о предмете.

К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое?

Текст-описание насыщен именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.

План текста-описания.

1. Вступление (предмет описания).

2. Основная часть (характерные признаки предмета).

3. Заключение (оценка).

Повествование
— текст, в котором рассказывается о каком-либо событии, случае.

К тексту-повествованию можно поставить вопрос что делает?

В тексте-повествовании используются глаголы.

План текста-повествования.

1. Вступление (завязка действия).

2. Основная часть (развитие действия).

3. Заключение (развязка).

Текст-повествование — наиболее доступный ребёнку вид сочинения.

Рассуждение
— текст, в котором говорится о причинах явлений или событий.

К тексту-рассуждению можно поставить вопрос почему?

В тексте-рассуждении используются слова, указывающие на связь мыслей: во-первых, во-вторых, в-третьих, потому что, поэтому, следовательно
, наконец, итак
и т. п.

План текста-рассуждения.

1. Вступление (тезис).

2. Основная часть (доказательства).

3. Заключение (вывод).

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ ПО КАРТИНКЕ

Рассказ по картинке
— это изложение своих мыслей, чувств по иллюстрации, рисунку в книге.

Данный вид работы не только развивает устную и письменную речь ребёнка, но и формирует его умение вникать в смысл и содержание картинки и контролировать, чтобы вымысел не противоречил действительности, а также обогащает словарный запас школьника.

При работе над сочинением по картинке можно соблюдать определённый порядок действий.

1. Создайте эмоциональный настрой на занятие, заинтересуйте ребёнка этим видом работы.

2. Дайте ребёнку возможность внимательно рассмотреть картинку (если это серия сюжетных картинок и нарушена их последовательность, то попросите его восстановить порядок расположения рисунков).

3. Ответьте на вопросы ребёнка, если они возникли, а затем задайте свои: по содержанию картинки, выявлению темы и основной мысли, настроению и чувствам, связанным с восприятием рисунка.

4. Вместе обсудите возможные варианты заголовка и выберите наиболее удачный.

5. Составьте план будущего сочинения.

Составить план
сочинения — значит озаглавить каждую его часть. Помните, что заголовок должен отражать тему или главную мысль каждой части. При работе над серией сюжетных картинок составить план — значит, озаглавить каждый рисунок.

6. Проведите лексическую работу: подберите синонимы, сравнения, образные выражения, определите точное значение слов и т. п.

7. Попросите ребёнка рассказать получившийся текст по плану, используя опорные слова и словосочетания.

Доброжелательным тоном укажите на недочёты и фактические ошибки, вместе исправьте их.

8. Дайте ребёнку время самостоятельно написать сочинение. (В это время и взрослый может попробовать свои силы в написании сочинения).

Если у ребёнка во время работы возникнут вопросы по написанию каких-либо слов или постановке знаков препинания, не требуйте вспомнить правило, скажите правильный ответ, не отвлекайте его от творческого процесса.

Важно, чтобы ребёнок не испытывал страха перед исправлениями, поэтому покажите, как надо аккуратно зачеркнуть ошибочно написанное слово или букву.

Пусть ребёнок сначала сам проверит свою работу. Положите перед ним орфографический словарь и научите им пользоваться. Затем сами проверьте сочинение. Ни в коем случае не пользуйтесь красной ручкой! Возьмите зелёную ручку и отметьте на полях знаками «+» или «!» то, что у ребёнка получилось (удачно подобранное сравнение, правильно составленное предложение и т. п.). Сначала похвалите его за удачные моменты в работе, а потом корректно подскажите, где есть ошибки, вместе найдите их и исправьте.

Прочитайте ребёнку своё сочинение или образец сочинения из данной книги. Дайте ему возможность проверить вашу работу, найти в ней достоинства и недостатки (можно использовать собственную систему оценивания работы, например нарисовать весёлую или огорчённую рожицу).

10. В конце занятия поблагодарите друг друга за приятные минуты общения, поделитесь своими чувствами и впечатлениями, договоритесь о следующем занятии.

И ещё несколько советов.

Ни в коем случае не выбрасывайте детские сочинения! Собирайте их в отдельную папку, организуйте домашнюю выставку лучших работ ребёнка, попросите прочитать сочинение бабушке, однокласснику и другим близким людям.

Выбирая рисунок для занятия, имейте в виду, что сочинение-повествование по серии сюжетных картинок — наиболее простая форма сочинения.

Сочинение-повествование по сюжетной картинке труднее предыдущего. Здесь ребёнок должен уметь использовать свои знания, свой жизненный опыт, чтобы создать в воображении сюжет.

Сочинение-описание — самая трудная форма сочинения.

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ОТДЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА

I. Подготовительная работа.

1. Ответь на вопросы.

Какой овощ изображён на картинке?

Какой формы этот овощ?

Какой размер, цвет, вкус помидора?

Есть ли запах у этого овоща?

Какие блюда с помидорами ты любишь?

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.

Составление рассказа по сюжетной картине «Скоро в школу»

Цель: составление рассказа по сюжетной картине.

Задачи:

1. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.

2. Активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень».

3. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета: завязка, кульминация, развязка. Самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным.

Оборудование: сюжетная картина «Скоро в школу», картины времен года, сундучок, осенние слова, мешочек,  предметные картинки, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент.

В: Ребята, я хочу вам загадать интересную загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен.

Я — красивая желтая.

Как вы думаете, что это?

В: Найдите картину — отгадку на эту загадку. (Картины времен года развешаны в разных частях групповой комнаты. Дети находят картину — отгадку, подходят к ней.) Правильно, это осень.

В: Как вы догадались, что это осень?

Д: Созрел урожай, птицы летят к югу, деревья раздеваются, деревья кроме елочек и сосен желтеют.

Основная часть.

В: Ребята, у нас с вами есть сундучок, где живут разные слова, в него мы соберем осенние слова. Если светит солнце, небо светлое, дует теплый ветерок, шуршат желтые листья, то какими словами можно сказать про осень?

Д: Солнечная, теплая, ранняя, ясная, золотая.

В: Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень?

Д: Хмурая, холодная, дождливая, поздняя, пасмурная.

Молодцы ребята, вот, сколько осенних слов мы положили в наш сундучок.

В: Ребята, давайте вспомним, что еще может происходить только осенью, а поможет нам в этом волшебный мешочек (дети достают по очереди картинку с изображение школьных предметов и рассказывают, что на ней изображено и как это связанно со школой).

Физминутка:

Каждым утром перед школой

Делаем зарядку.

Очень нравится зарядку

Делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать.

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать,

Приседать и вставать.

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

В: Ребята, про школу у меня есть картина.

Воспитатель выставляет картину «Скоро в школу», предлагает детям внимательно рассмотреть ее и ответить на вопросы. Педагог напоминает, что отвечая на вопросы, нужно обращать внимание на свою речь, отвечать полным ответом, желательно употреблять в речи такие формы обращений, как: «Я думаю, что… », «Мне кажется, что… »

— Ребята, как вы думаете, в какое время года дети начинают учиться? (осенью)

— Ребята, посмотрите на картину и скажите, кто изображён на ней? (На картине изображены мальчик с девочкой).

— Какое настроение у детей?

— Как они одеты? Почему?

— Какой день изобразил художник на картине? (1 сентября)

— Почему вы так думаете? (дети несут букеты цветов)

— Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

— Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики, школьники, первоклассники.)

— Кто встречает детей в школе? (Учитель)

— Какие деревья нарисованы на картине?

— Как можно назвать картину? Придумайте ей название.

— Как вы думаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?

Дидактическая игра с мячом «Продолжи предложение»

В: Дети, предлагаю поиграть в игру, где я буду начинать предложение, а вы продолжите его.

В детском саду – воспитатель, а в школе — … (учитель)

Продолжи фразу: «Первый раз, в первый …(класс)

Школьные принадлежности носят в … (портфеле)

В больнице лечат, а в школе … (учат)

Дети в школе сидят за … (партой)

В школе урок начинается после … (звонка)

После урока дети отдыхают на … (перемене)

Книга толстая, а тетрадь … (тоненькая)

Учитель пишет мелом на … (доске)

У доски нужно отвечать … (громко)

На уроке нужно сидеть … (тихо)

В семье – дети, а в школе они — … (ученики)

Хорошие и плохие отметки ставят в … (дневник)

Пенал большой, а ластик … (маленький)

Чтобы было, где писать, в школе нам нужна … (тетрадь)

Кто альбом раскрасит наш? Ну конечно … (карандаш)

В: Ребята, вот было бы здорово, если бы мы попробовали придумать рассказ о том, что изображено на картине?

Педагог поясняет. Сначала расскажите, что произошло с детьми до того как они подошли к школе, а затем о том, что вы видите на картине.

Не забудьте рассказать:

— Когда происходило действие? Какой был день?

— Герой рассказа? Его описание. Чем занимался?

— Где всё происходило?

— Что интересного видели дети по дороге в школу?

— Чем всё закончилось?

Рассказы детей. 

Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными (группа из нескольких человек).

Если дети затрудняются придумать события, предшествовавшие изображенным на картине, воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает. Начало рассказа может быть таким.

Примерный рассказ.

«Наступило долгожданное сентябрьское утро. Дети были готовы идти в школу. Еще с вечера они приготовили портфели, учебники и поставили праздничные букеты в вазы. Коля боялся опоздать в школу, и поэтому встал пораньше. Во дворе он встретил Катю с цветами, и они вместе пошли в школу…»

Дальше дети рассказывают о событиях, изображенных на картине. Воспитатель следит, чтоб рассказ получился законченным.

Примерное продолжение рассказа.

«По дороге они смотрели на яркие желтые листья на деревьях, красивые пушистые облака на небе. Возле школы они встретили нарядных и веселых ребят, которые тоже спешили на встречу с учителем. Когда закончились уроки, Катя с Колей вернулись домой в хорошем настроении»

Заключительная часть.

Анализ занятия:

В: Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали? Ответы детей.

В: Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Еще хочу отметить ребят, у которых получился интересный рассказ.

Тема: «Мебель. Составление рассказа по сюжетной картинке «Мебельный магазин».

Цель: формирование  лексико – грамматической компетенции и связной речи.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

— уточнять, расширять и активизировать словарь семантического поля по лексической теме;

— учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке;

— учить логическому построению высказывания;

Коррекционно – развивающие:

— развивать общую, мелкую моторику;

— развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

— развивать умение использовать в речи сложноподчиненные предложения цели;

— согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё» с существительными;

— развивать память, внимание, мышление;

Коррекционно – воспитательная:

— воспитывать у детей аккуратное отношение к предметам мебели.

Оборудование: предметные картинки: диван, комод, кровать, шкаф, стол, стул, кресло; сюжетная картинка «Мебельный магазин» (пособие Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н), мячик, магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный этап.

— Ребята, сегодня мы поговорим о мебели и отправимся в путешествие. Хотите? (Да). А куда мы отправимся, вы узнаете попозже.

   На доске вы видите картинки. Нужно выбрать одну картинку с мебелью и назвать ее ласково. Игра «Назови ласково» ( кресло – креслице, диван – диванчик…)

  Дети поочередно по предъявленным картинкам  называют мебель и садятся на места (картинку забирают с собой на стол).

2.Коррекционно –развивающий этап.

 Упражнение «Мебельный магазин».

— Что это все такое? (Мебель).

— Где продают мебель? ( В магазине).

— Как называется магазин, где продают мебель? (Мебельный магазин).

— Сегодня мы отправимся в путешествие  в … мебельный магазин.

В мебельном магазине много разной мебели. Назовите мебель со словом «много» ( например, кресло – много кресел, стол – много столов и т.д.) Игра «Один – много».

   Давайте представим, что вы купили эту мебель. Назовите ту мебель, про которую можно сказать «Моя (напр., моя кровать), «мой» (мой диван, мой комод, мой шкаф, мой стол, мой стул), «моё» (моё кресло). Игра «Моя, мой, моё».

  Игра «Ответь на вопрос».

— Для  чего ты купила (а) стул? (Я купил(а) стул, чтобы на нем сидеть.)

— Для чего ты купил(а) кровать? (Я купил(а) кровать, чтобы на ней спать.)

И т.д.

— Для чего нужна мебель? (Мебель нужна для того, чтобы было удобно и комфортно жить.)

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.               Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.       Загибаем пальчики, начиная с больших.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили

Много мебели в квартире.        Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и  

стучим кулачками.

Игра «Отгадай –ка». Картинки с отгадками дети вывешивают на доску.

Под крышей – четыре ножки,

А на крыше – суп да ложки.

                                    (Стол.)

Я удобный, очень мягкий, и нетрудно угадать –

Любят взрослые и дети посидеть и полежать.

                                                                     (Диван).

Меня в комнате каждый приметит.

Я большой и красивый, заметьте.

Много ящиков есть, есть и полки,

Полированных дверец – три створки.

                                                             (Шкаф).

Спинка есть, а не лежит,

Четыре ножки, а не ходит,

Он всегда стоит, всем сидеть велит.

                                                 (Стул.)

Игра «Назови части».

Уточняем знания детей: у стула есть 4 ножки, спинка и сиденье.

У стола есть 4 ножки и крышка (столешница).

Игра «Что изменилось?» с 5 картинками: стол, диван, шкаф, стул, кровать.

Динамическая пауза «Магазин».

Утром в магазин пойдем, (ходьба на месте)

Мебель там приобретем:

Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх)

И табурет, (приседают)

Кровать – на ней нам будет мягко спать. (кладут сложенные ладони под левую щеку)

Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют левую ладонь, чтобы получился «стул»)

И стол еще.  (разводят руки в стороны)

Работа с сюжетной картинкой «Мебельный магазин».

Рассмотреть картинку и обсудить, что на ней нарисовано (объяснить слово «фургон» — грузовая машина с закрытым кузовом).

  Вопросы:

-В каком магазине была семья? (Семья была в мебельном магазине.)        

— Что купила семья? (Семья купила стол, стулья, кресла, кровать, шкаф и тумбочку.)

— Что делает папа? (Папа помогает грузить мебель в фургон.)

— Куда семья привезет мебель? (Семья привезет мебель в свою квартиру.)

— Куда мама и папа поставят большой деревянный шкаф и широкую мягкую кровать? (Папа и мама поставят большой деревянный шкаф и широкую мягкую кровать в спальню.)

— Где будут стоять тумбочка для телевизора и два мягких кресла?

(Тумбочка для телевизора и два мягких кресла будут стоять в гостиной.)

— Куда поставят круглый стол и стулья? (Круглый стол и стулья поставят на кухню.)

— Как будет в квартире? ( В квартире будет уютно, удобно и красиво.)

Упражнение «Послушай  и перескажи».

Прочитать рассказ, составленный из ответов на вопросы.

1 ребенок пересказывает рассказ.

3. Итоговый этап.

— Встанет с места тот, кто подберет к слову «мебель» слово –признак.

Мебель (какая?) – красивая, удобная, мягкая, кожаная, деревянная, новая, старинная …

Конспект занятия на тему:

«Мебель. Составление рассказа

по сюжетной картинке «Мебельный магазин»

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности

        Подготовила:

учитель –логопед Злобина О.В.

Самоанализ подгрупповой образовательной деятельности по теме:

«Мебель. Составление рассказа по сюжетной картинке

 «Мебельный магазин».

Подготовила:

учитель –логопед Злобина О.В.

   Тема подгрупповой образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Мебель. Составление рассказа по сюжетной картинке «Мебельный магазин».

1.Замысел занятия: путешествие в мебельный магазин.

План:

1.Организационный этап

Игра «Назови ласково»

2.Коррекционно –развивающий этап

Игра «Мебельный магазин»

Игра «Один –много»

Игра «Мой, моя, моё»

Игра «Ответь на вопрос»

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Игра «Отгадай –ка»

Игра «Назови части»

Игра «Что изменилось?»

Динамическая пауза «Утром в магазин пойдем»

Работа с сюжетной картинкой «Мебельный магазин»

Упражнение «Послушай и перескажи»

3.Итоговый этап.

Игра «Подбери слово –признак»

Мебель (какая?) – удобная, красивая, новая…

2.Тема «Мебель» поможет в усвоении таких последующих тем, как «Мой дом,  моя квартира».

3. Цель: формирование  лексико – грамматической компетенции и связной речи.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

— уточнять, расширять и активизировать словарь семантического поля по лексической теме;

— учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке;

— учить логическому построению высказывания;

Коррекционно – развивающие:

— развивать общую, мелкую моторику;

— развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

— развивать умение использовать в речи сложноподчиненные предложения цели;

— согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё» с существительными;

— развивать память, внимание, мышление;

Коррекционно – воспитательная:

— воспитывать у детей аккуратное отношение к предметам мебели.

4. Выбрала такую структуру образовательной деятельности потому, что именно в игровой форме происходит более быстрое  усвоение материала, дети заинтересованы.

5. Словесные и наглядные методы прекрасно сочетались  в данном занятии.

6.Условия для проведения данной образовательной деятельности были благоприятные  (психологическая обстановка спокойная, доверительная; наглядный материал современный и доступный; по времени занятие длилось 30мин, что соответствует СанПиНу.

7.Отклонений от плана ОД не было.

8. Таким образом, цель и задачи, поставленные на ОД, — достигнуты. Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе ОД были решены, удалось избежать перегрузки благодаря пальчиковой гимнастике и динамической паузе, а также быстрой сменой игровых упражнений.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 лет).

  1. Образовательная ситуация.

Мышонок и воздушный шар.

Цель – Учить детей составлять рассказы из четырех-пяти предложений на всю предложенную тему.

Задачи:

  1. Учить детей отвечать на вопросы.
  2. Обогащать словарный запас детей.
  3. Побуждать детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Словарь:  мышонок, воздушный шарик, нашел, надувать, подул, подхватил, полетел, маленький, огромный.

Ход занятия:

В группу вносится воздушный шарик, детям предлагается его рассмотреть.

Ответить на вопросы:

-Что это?

— А какого цвета?

— Для чего нужен воздушный шарик?

-Как с ним можно играть?

— А что я сделала?  (бросила)

 После серии вопросов детям предлагается поиграть в воздушный шарик.

Воспитатель: Ребята, а я знаю историю про одного мышонка и воздушный шарик.

Воспитатель выставляет первую картинку

— Кого вы видите на картинке? Как мышонка можно назвать?

— Что нашел мышонок Плик на дороге?

— Какой был шарик по размеру?

— А как вы думаете, кто потерял шарик?

— Как мог шарик попасть на дорожку?

Воспитатель показывает вторую картинку

— Что мышонок стал делать с шариком?

Воспитатель выставляет третью картинку

— Какой стал шарик по размеру?

Четвертая картинка

— Чем закончилась игра с шариком?

— Что же случилось с мышонком?

Девочки гуляли на лугу и потеряли воздушный шарик.  Мышонок Плик искал зернышки, но вместо них нашел на дорожке маленький, воздушный красный шарик. Мышонок стал надувать шарик. Он дул, дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил мышонка с шариком и понес над полем. А когда ветер стих, мышонок Плик опять очутился на земле.

Кто хочет попробовать рассказать историю, которая произошла с мышонком Пликом? (3-4 рассказа)

Закрепление результата:

 Что мы сегодня делали?

Про что мы сегодня с вами придумали рассказ?

А вы дома маме с папой расскажите?

2 Образовательная ситуация:

Домик для гусеницы.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (с одним закрытым  последним элементом)

Цель: Продолжать учить детей составлению рассказа по серии сюжетных картинок с добавлением последующих событий (на закрытом фрагменте).

Задачи:

  1. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие.
  2. Продолжать обогащать словарь детей.
  3. Учить отгадывать загадки.

Словарь: зеленая, красное, спелое, сочное, веселая, добрая, залезла, увидела, прогрызла, построила.

Ход занятия: В группу вносится яблоко и предлагается его немного рассмотреть.

— Ребята, как вы думаете, что такое дом?

— У кого есть дома? (у людей, животных, насекомых)

Послушайте загадку и скажите о ком она:

Волосата, зелена,

В листьях прячется она,

Хоть и много ножек,

А бегать не может.

— Как вы думаете, у гусеницы есть дом?

— А где она может жить? (в коре, в ягодах, фруктах, в цветах, на грибочке и т.д)

— А вот в таком нашем яблоке смогла бы гусеница жить?  (показываем наше наглядное яблоко)

Воспитатель выкладывает 3 картинки, а четвертая закрыта.

— Расскажи какая была гусеница (Как ее звали? Какого цвета?(зеленая) Какой характер у нее был (добрый, веселый)

— Что гусеница нашла на дереве? (Яблоко)

— А какое это яблоко? (красное, сочное, спелое)

— Что гусеница стала делать с яблоком?( грызть)

— Сколько дырочек гусеница прогрызла? (2)

— А как ты думаешь, гусеница просто хотела съесть яблоко или что-то другое с ним сделать? ( Она хотела построить домик)

Воспитатель открывает четвертую последнюю картинку.

— Ребята, смотрите, что сделала гусеничка с  яблочком? (Построила домик)

Воспитатель без предварительного проговаривания рассказа предлагает детям воссоздать историю, которая произошла с гусеницей.

3 Образовательная ситуация:

Как ворона горох вырастила:

Взрослый читает рассказ и  просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности и  самостоятельно составить рассказ.

Цель:  Учить детей составлять рассказы, на основе образца воспитателя, выкладывать сюжетные картинки в логической их последовательности.

Задачи:

  1. Учить раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета.
  2. Продолжать учить составлять связанный краткий сюжет рассказа.
  3. Способствовать развитию осознанности правил составления серий картинок.

Ход занятия: Сюрпризный момент: в группу прилетает ворона, и она хочет детям что-то рассказать.

— Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня прилетел в гости? (Ворона)

— Давайте спросим, как ее зовут. Скажи,  как тебя зовут? (Каркуша).

Каркуша  сегодня специально прилетела к нам за помощью. Ей прислал фотографии ее друг ворон, о том какая замечательная история с ним приключилась. Но Каркуша случайно уронила конверт, и все фотографии рассыпались. И теперь она не может выложить их в нужной последовательности и не понимает, что же произошло.  Давайте ей поможем?!

Воспитатель: Я расскажу, что произошло, а вы, ребята, попробуете разложить картинки в нужном порядке.

Рассказ: Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом. Петушка заметил ворон. Он ткнул клювом в мешок и оторвал заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворон стал лакомиться сладкими горошинками, а когда наелся, решил вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворон поглядывал на свои растения и радовался богатому урожаю гороха, который ему удалось вырастить.

Дети выкладывают картинки в нужной последовательности.

Затем следует физкультминутка. (Во время, которой картинки опять спутывают)

Воспитатель: Дети, наша Каркуша немного глуховата, она не очень хорошо расслышала мой рассказ, может быть, кто-нибудь из вас попробует рассказать ей историю, которая произошла с ее другом вороном? И покажет ей, как нужно раскладывать картинки?

Далее слушается 3-4 рассказа. (Если ребенку трудно воспроизвести рассказ, то воспитатель задает наводящие вопросы: Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю? Что петушок нёс домой? Кто заметил петушка? Что сделал ворон, чтобы полакомиться горохом? Почему ворон не съел весь горох? Как птица посеяла семена гороха в землю? Что показалось из земли после дождя? Когда на растениях появились стручки гороха? Чему радовался ворон?)

Воспитатель: Каркуше очень понравились ваши рассказы, когда ей снова понадобится ваша помощь, она снова прилетит к вам.

Рефлексия:

Воспитатель: — Дети, скажите, кто к нам сегодня прилетал?  (Ворона, Каркуша)

— А как она выглядит?  (Черная, с большим клювом)

— Что с ней случилось? (Она рассыпала фотографии)

Ребята, сегодня обязательно расскажите своим папам и мамам, кто к нам прилетал, и как мы помогли.

Консультация для воспитателей

Составление рассказа по картинке

 «Картинка без запинки».

В работе представляется опыт работы по применению современных методов по развитию речи детей дошкольного возраста. Участников мастер-класса знакомят с методикой обучения творческому рассказыванию по картине детей дошкольного возраста Н. Н. Мурашковска, Н. П. Валюмс. В процессе мастер – класса педагоги обучаются конкретным навыкам в работе с детьми по составлению рассказа по картине.

Ключевые словаразвитие речи дошкольника, Н. Н. Мурашковска, Н. П. Валюмс «Картинка без запинки», творческое рассказывание по картине.

ФГОС нацеливает нас на создание благоприятных условий для развития речи дошкольников: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речиразвитие речевого творчества. Замечено, что особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине. Детские рассказы страдают скудностью, длительными паузами между предложениями. Но главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Возникшее противоречие мы попытались решить с помощью методики «Картинка без запинки» Мурашковска И. Н. и Валюмс Н. П. Это пошаговый метод, помогающий получить гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картинке на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности всех детей. Методика представлена как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может представить несколько творческих рассказов по картинеиспользуя алгоритмы мыслительных действий, поэтапные шаги и инструментарий. Методика доказала свою актуальность, дополняет Основную общеобразовательную программу ДОУ, максимально увеличивая ее эффективность.

Инновационная направленность методики «Картинка без запинки» состоит в том, что она может быть использована как в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ. У таких детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива.Важным и ценным моментом является продуманная мера помощи в зависимости от ситуации: стимулирующая, направляющая или обучающая.Педагог имеет возможность оказать разного типа помощь ребенку: умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь между объектами.

Представление опыта путем прямого комментированного показа в действии основных приемов работы по картине «Собака со щенками».

Составление творческого рассказа по картине проводится в несколько этапов. Каждый этап можно рассматривать как локальный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. Итоговым можно считать рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Этап 1. Состав картины.

Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование, проведение замены объектов схемами.

Игра «Подзорная труба»

В данной ситуации к нам на помощь пришел волшебник Дели-Давай, который все умеет делить на части и объединять. Возьмите в руки подзорную трубу и посмотрите через нее. Да так, чтобы в глазок попадал только один какой-то объект. Что вы видите через свой глазок? Идет охота за подробностями. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске.

Результатперечислены все объекты на картине (собака, щенок 1, щенок 2, будка, забор, миска, зерно, трава, воробей 1, воробей 2, ошейник, деревья) (Рис. 1)

Рис. 1. Состав картины

Игра «Ищу родственников»

Найдите «родственника»каждому объекту по принципу:

• живая – неживая природа (собака, щенки, трава, воробьи, деревья – небо, земля)

• природный мир – рукотворный мир (собака, щенки, трава, воробьи, деревья, земля, небо – будка, миска, забор, ошейник)

• целое – частное (собака – голова, туловище, ноги, хвост)

• по месту нахождения (перед забором — собака, щенки, трава, воробьи, миска, за забором — деревья)

• по выполняемой функции (будка – жилище, миска — посуда)

Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами

Цель: установление взаимосвязи между объектами по разнообразным понятиям.

Волшебник Дели-Давай умеет объединять. Соединим два кружочка и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках. Поиграем в игру «Ищу друзей».

Результат: установление зависимости между объектами по разнообразным параметрам. (Рис. 2)

Рис. 2. Установление взаимосвязей между объектами

Этап 3. Характеристики объектов и действий.

Цель: учить детей «вхождению» в картину и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Предлагаю вам последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка и рассказать нам о своих ощущениях. Играть с вами будут волшебники.

Первого волшебника зовут «Я слышу». Расскажите. Какие звуки вы слышите в картине? (визжат щенки, шумит ветер, поют птицы, дышит собака, мама разговаривает со щенками).

Второго волшебника зовут «Я ощущаю запахи». Чем пахнет на лужайке? Расскажите, что вы почувствовали? (пахнет деревней, дует ветерок, пахнет травой и цветами, пахнет шерстью собак)

Третьего волшебника, который пришел поиграть, зовут «Я ощущаю лицом и руками». Он поможет вам потрогать предметы на картине руками. Что вы чувствуете? (шерсть мягкая и пушистая язык у собаки мокрый и теплый, а нос холодный; на улице жарко; трава мягкая и прохладная, а песок горячий)

Волшебник «Я пробую на вкус» предлагает вам рассказать кто чем питается и вкусно ему или нет. (я – щенок, люблю мамино молочко, но умею уже есть кашу из миски)

Результат: рассказ, отражающий впечатления от запахов, тактильных, слуховых и вкусовых ощущениях.

Этап 4. Копилка образных характеристик.

Цель: обогащать словарь детей образными выражениями.

На этом этапе детям предлагается поиграть в игру «Подбери такое же по цвету». Я вам покажу карточку, а вы должны подобрать объект на картине такого же цвета. (море — небо такое же голубое, белая сирень – облака белые, шоколад – пятна у собаки и щенков)

Поиграем в игру «Подбери такое же по форме». Я вам покажу карточку, а вы должны подобрать объект на картине такой же формы(треугольник – крыша у будки, круг – миска, квадрат — будка)

А теперь другая игра «Найди такое же по материалу». Я вам покажу карточку, а вы должны подобрать объект на картине, сделанный из такого же материала. (дерево – будка, забор, металл – миска, зерно — каша)

Результат: составление описательных загадок.

Этап 5. События предшествующие и последующие.

Цель: учить детей выстраивать временную последовательность событий.

Наша подзорная труба вместе с волшебником Дели-Давай обследовала все уголки картины. Но к нам в гости пришел еще один волшебник «Отставай-Забегай». С ним мы можем представить, что с героями картины было раньше или будет потом. Давайте посмотрим на картину и ответим на вопрос «Какое время суток изображено?» Почему так решили? Сейчас день, а что было с собакой и щенками утром? Что будут они делать вечером?

Результат: составление ребенком описательного рассказа с использованием приема перемещения во времени.

Этап 6. Разные точки зрения.

Цель: учить детей описывать окружающую действительность при разном эмоциональном состоянии.

Представьте, что все мы собаки. Мы проснулись рано утром, хочется есть, миска пустая. Какое настроение у нас? Опишите все вещи, которые нас окружают. (трава колючая, миска грязная, птицы надоедают, жарко, хозяйка ленивая). А теперь пришла хозяйка и накормила нас. Какое настроение теперь? Опишите предметы, которые нас окружают. (травка мягкая, шелковистая; птички щебечут и играют с нами; подул легкий ветерок) Включаем описание с разных точек зрения в рассказ.

Заключительное слово.

Применяя данную методику для рассказа по картине, не следует стремиться сразу к составлению полного рассказа. Лучше проверить несколько шагов на одной картине, и добавлять по шагу. И только когда дети активно овладеют отдельными шагами, в них созреет необходимость перейти на следующий уровень – согласование всех частей описания в целый рассказ.

Думаю, что эти методы и приемы обучения дошкольников творческому рассказыванию по картине пригодятся вам в работе. Данная работа сложна для детей и педагогов, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам успехов в работе!

  • Церковь вознесения на улице неждановой сочинение 10 предложений
  • Цель сказка о рыбаке и рыбке
  • Церковно приходская школа как пишется
  • Цель автора сказки дюймовочка
  • Цель викторины по сказкам пушкина для детей