Кадры из фильма «Каменный цветок» (1946)
СССР, Мосфильм, 1946, цветной (Agfacolor), 1 негатив — 9 ч., 2147м., 78 мин.(1:18:06),
2 негатив — 9 ч., 2380м., 83 мин. (1:23:30), 35 мм, 1.37:1, монофонический.
Выпущен на экран 29 апреля 1946 года в московских кинотеатрах: Ударник. Метрополь. Киноактера. Москва, Колизей. Художественный, Центральный, Родина, Форум, Таганский, Орион. Шторм, ЦПКиО им. Горького. С 10 июля 1946 года в иркутском кинотеатре «Гигант».
.
Первый советский цветной игровой фильм на многослойной цветной пленке Agfacolor.
В 1947 году фильм «Каменный цветок» удостоен Сталинской премии I степени. На первом Каннском кинофестивале (1946) картине присужден большой международный приз жюри фестиваля за лучший цвет.
© Николай Майоров, 2013. Пример для сравнения монтажа 1-го и 2-го цветного негатива фильма «Каменный цветок». (Исходный формат ролика 2К)
Авторы сценария: П.Бажов, И.Келлер. Режиссер-постановщик А.Птушко. Оператор-постановщик Ф.Проворов. Художники: М. Богданов, Г.Мясников. Композитор Л. Шварц. Звукооператоры: Б. Вольский, Э. Форманек. 2-й режиссер А. Слободник. Ассистент режиссера К. Беран. Ассистент оператора Р. Шталь. Художник по костюмам О. Кручинина. Ассистент по монтажу М. Кузьмина. Архитектор X. Угер. Директор картины Г. Кузнецов.
В ролях: Е. Деревщикова(Катя), В. Дружников (Данила, мастер), Т. Макарова (Хозяйка Медной горы), М. Трояновский (Прокопыч), С. Зайцев (Ефимка), М. Яншин (Северьян), А. Кельберер (дед Слышко), Н. Темяков (барин), А. Петухова (барыня), Н. Орлов (старый каменщик), Л. Дейкун (Вихориха), В. Кравченко (Данила, мальчик).
По мотивам уральских сказов Павла Бажова “Малахитовая шкатулка”, “Две ящерки”, “Каменный цветок”, “Горный мастер” и “Медной горы хозяйка”.
Старый дед Слышко рассказывает детям старинный сказ про мастера Данилу, одного из замечательных художников-самородков, которых всегда в изобилии рождала русская земля. Данила еще мальчиком, обучаясь у старого мастера Прокопыча, овладел тайной обработки камня, научился создавать из малахита замечательные произведения искусства. Шкатулка и чаша, сделанные им по заказу барина, вызывают одобрение Прокопыча и других старейших мастеров Урала. Восхищается ими и невеста Данилы, скромная и мечтательная девушка Катенька. Только сам Данила не удовлетворен своей работой. Он стремится к совершенству в искусстве резьбы по” камню. По зову Хозяйки Медной горы, прекрасной властительницы уральских подземных богатств, Данила спускается в ее царство. Он преодолевает соблазны и искушения, которыми испытывает своего пленника владелица подземных сокровищ. Ни ее холодная красота, ни ослепительный блеск драгоценных камней, ни художественное совершенство волшебного каменного цветка, не могут заставить Данилу забыть о людях. Верная любви, его невеста Катенька ищет своего суженого. Любовь и верность побеждают. Подземная царица освобождает пленника. Она позволяет Даниле унести наверх познанную им в подземном царстве тайну камня.
=======================================================
Американская печать о советском кинофильме «Каменный цветок»
НЬЮ-ЙОРК, 02.01.1947 (ТАСС). Американская печать дает высокую оценку советскому кинофильму «Каменный цветок», первая демонстрация которого состоялась в США 29 декабря. Газета «П. М.» заявляет, что очаровательная русская народная сказка, которая получила на кинофестивале в Каннах первый приз, «конечно, выиграет приз и вызовет восхищение везде, где она будет показана». Газета подчеркивает, что достоинство фильма — в его простоте и превосходной игре актеров.
Газета «Нью-Йорк тайме» заявляет, что фильм «Каменный цветок» свидетельствует об умении советских постановщиков показать «трудную простоту*. Особенно высоко газета отзывается о работе кинооператора — о его с’емках сцен в лесистых горах. Эти с’емки, по словам газеты, являются «искусными, естественными и поразительно живыми». Кинообозреватель газеты «Нью-Йорк геральд трибюн» заявляет, что этот фильм, конечно, заслуживает премии за цветную с’емку, которая является естественной и реалистической, и что финальные сцены являются самыми яркими.
-
Вечерняя Москва, №98, 25.04.1946, стр. 3. А. Птушко «Каменный цветок». Как создавался фильм.
-
Вечерняя Москва, №101, 29.04.1946, стр. 4. Цветной фильм «Каменный цветок»
-
“Правда”, 13.05.1946, №113, стр. 3, «Каменный цветок»;
-
“Известия”, 08.05.1946;
-
«Комсомольская правда». 11.05.1946;
-
“Советское искусство”, М., 17.05.1946, 13.06.1947;
-
“Литературная газета”, 18.05.1946;
-
“Труд”, 12.05.1946,
-
“Учительская газета”, М., 15.05.1946;
-
“Вечерняя Москва”, 25.04.1946, №98, стр. 3. А.Птушко «Каменный цветок» Как создавался фильм»
-
“Вечерняя Москва”, 06.05.1946;
-
“Вечерняя Москва”, № 304, 30.12.1946, стр. 3, Успех фильма «Каменный цветок» в Финляндии.
-
Вечерняя Москва, №2, 02.01.1947, стр. 3. Американская печать о советском кинофильме «Каменный цветок»
-
Вечерняя Москва, №132, 07.06.1947, стр.3. Сталинская премия за 1946 год.
Выпуск на экран:
Франция (France) — сентябрь 1946 (Cannes Film Festival)
Финляндия (Finland) — 29.11.1946
Швеция (Sweden) — 02.121946
США (USA) — 27.12.1946
Германия (Germany) — 08.04.1947
Франция (France) — 11.07.1947
Другие названия:
Czarodziejski kwiat (Poland), Fiore di pietra, Il (Italy), Fleur de pierre, La (France), Flor de piedra, La (Argentina), Kivinen kukka (Finland), Petrino louloudi, To (Greece), Steinerne Blume, Die (Austria), Stenblomman (Sweden), The Stone Flower (USA)
__________________________________________________________________________________
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА.
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |
История про Медной горы Хозяйку – первый из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Степан работал на заводе. Однажды он пошел покосы посмотреть. Ему встретилась прекрасная незнакомка в малахитовых одеждах. Это была сама Хозяйка Медной горы. Горная царица велела передать приказчику, чтобы никто не трогал Красногорский рудник. Степан выполнил поручение, но приказчик разозлился, велел выпороть парня. Потом Степана заковали, в цепях отправил работать в забой. Малахитница забрала рудокопа, предложила пожениться. Степан честно признался, что помолвлен с Настеной. Хозяйка подарила девушке малахитовую шкатулку, наполненную украшениями. Молодые люди с помощью волшебницы получили волю. Малахитница все-таки забрала приглянувшегося ей парня в свою страну.
Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.
День праздничный был, и жарко — страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет.
Один-от молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный. В глазах зелено, и щеки будто зеленью подернулись. И кашлял завсе тот человек.
В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железну руду добывали. Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой, — ровно его кто под бок толкнул, — проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать — лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.
Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.
— Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей.
А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.
«Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила». От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта — малахитница-то — любит над человеком мудровать.
Только подумал так-то, она и оглянулась. Весело на парня глядит, зубы скалит и говорит шуткой:
— Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-от ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько.
Парень испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а все ж таки девка. Ну, а он парень — ему, значит, и стыдно перед девкой обробеть.
— Некогда, — говорит, — мне разговаривать. Без того проспали, а траву смотреть пошли.
Она посмеивается, а потом и говорит:
— Будет тебе наигрыш вести. Иди, говорю, дело есть.
Ну, парень видит — делать нечего. Пошел к ней, а она рукой маячит, обойди-де руду-то с другой стороны. Он обошел и видит — ящерок тут несчисленно. И все, слышь-ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены.
Девка смеется.
— Не расступи, — говорит, — мое войско, Степан Петрович. Ты вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленьки. — А сама ладошками схлопала, ящерки и разбежались, дорогу дали.
Вот подошел парень поближе, остановился, а она опять в ладошки схлопала, да и говорит, и все смехом:
— Теперь тебе ступить некуда. Раздавишь мою слугу — беда будет.
Он поглядел под ноги, а там и земли незнатко. Все ящерки-то сбились в одно место, — как пол узорчатый под ногами стал. Глядит Степан — батюшки, да ведь это руда медная! Всяких сортов и хорошо отшлифована. И слюдка тут же, и обманка, и блески всякие, кои на малахит походят.
— Ну, теперь признал меня, Степанушко? — спрашивает малахитница, а сама хохочет-заливается.
Потом, мало погодя, и говорит:
— Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.
Парню забедно стало, что девка над ним насмехается да еще слова такие говорит. Сильно он осердился, закричал даже:
— Кого мне бояться, коли я в горе роблю!
— Вот и ладно, — отвечает малахитница. — Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему и скажи, да, смотри, не забудь слов-то:
«Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душнoму козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть».
Сказала это и прищурилась:
— Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела, а теперь иди да тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Изробленный он человек, что его тревожить да в это дело впутывать. И так вон лазоревке сказала, чтоб она ему маленько пособила.
И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног — лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:
— Не забудь, Степанушко, как я говорила. Велела, мол, тебе, — душнoму козлу, — с Красногорки убираться. Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!
Парень даже сплюнул вгорячах:
— Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.
А она видит, как он плюется, и хохочет.
— Ладно, — кричит, — потом поговорим. Может, и надумаешь?
И сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул.
Парень остался один. На руднике тихо. Слышно только, как за грудкой руды другой-то похрапывает. Разбудил его. Сходили на свои покосы, посмотрели траву, к вечеру домой воротились, а у Степана одно на уме: как ему быть? Сказать приказчику такие слова — дело не малое, а он еще, — и верно, — душнoй был — гниль какая-то в нутре у него, сказывают, была. Не сказать — тоже боязно. Она ведь Хозяйка. Какую хошь руду может в обманку перекинуть. Выполняй тогда уроки-то. А хуже того, стыдно перед девкой хвастуном себя оказать.
Думал-думал, насмелился:
— Была не была, сделаю, как она велела.
На другой день поутру, как у спускового барабана народ собрался, приказчик заводской подошел. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит:
— Видел я вечор Хозяйку Медной горы, и заказывала она тебе сказать. Велит она тебе, душнoму козлу, с Красногорки убираться. Ежели ты ей эту железную шапку спортишь, так она всю медь на Гумешках туда спустит, что никому не добыть.
У приказчика даже усы затряслись.
— Ты что это? Пьяный али ума решился? Какая Хозяйка? Кому ты такие слова говоришь? Да я тебя в горе сгною!
— Воля твоя, — говорит Степан, — а только так мне велено.
— Выпороть его, — кричит приказчик, — да спустить в гору и в забое приковать! А чтобы не издох, давать ему собачьей овсянки и уроки спрашивать без поблажки. Чуть что — драть нещадно!
Ну, конечно, выпороли парня и в гору. Надзиратель рудничный, — тоже собака не последняя, — отвел ему забой — хуже некуда. И мокро тут, и руды доброй нет, давно бы бросить надо. Тут и приковали Степана на длинную цепь, чтобы, значит, работать можно было. Известно, какое время было, — крепость. Всяко галились над человеком.
Надзиратель еще и говорит:
— Прохладись тут маленько. А уроку с тебя будет чистым малахитом столько-то, — и назначил вовсе несообразно.
Делать нечего. Как отошел надзиратель, стал Степан каелкой помахивать, а парень все ж таки проворный был. Глядит — ладно ведь. Так малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает. И вода куда-то ушла из забоя. Сухо стало.
«Вот, — думает, — хорошо-то. Вспомнила, видно, обо мне Хозяйка».
Только подумал, вдруг звосияло. Глядит, а Хозяйка тут, перед ним.
— Молодец, — говорит, — Степан Петрович. Можно чести приписать. Не испужался душнoго козла. Хорошо ему сказал. Пойдем, видно, мое приданое смотреть. Я тоже от своего слова не отпорна.
А сама принахмурилась, ровно ей это нехорошо. Схлопала в ладошки, ящерки набежали, со Степана цепь сняли, а Хозяйка им распорядок дала:
— Урок тут наломайте вдвое. И чтобы на отбор малахит был, шелкового сорту. — Потом Степану говорит: — Ну, женишок, пойдем смотреть мое приданое.
И вот, пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идет — все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает. Идут-идут, остановилась она.
— Дальше, — говорит, — на многие версты желтяки да серяки с крапинкой пойдут. Что их смотреть? А это вот под самой Красногоркой мы. Тут у меня после Гумешек самое дорогое место.
И видит Степан огромадную комнату, а в ней постеля, столы, табуреточки — все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, а на ем цветки медны.
— Посидим, — говорит, — тут, поговорим.
Сели это они на табуреточки, малахитница и спрашивает:
— Видал мое приданое?
— Видал, — говорит Степан.
— Ну, как теперь насчет женитьбы?
А Степан и не знает, как отвечать. У него, слышь-ко, невеста была. Хорошая девушка, сиротка одна. Ну, конечно, против малахитницы где же ей красотой равняться! Простой человек, обыкновенный. Помялся-помялся Степан, да и говорит:
— Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.
— Ты, — говорит, — друг любезный, не вихляйся. Прямо говори, берешь меня замуж али нет? — И сама вовсе принахмурилась.
Ну, Степан и ответил напрямки:
— Не могу, потому другой обещался.
Молвил так-то и думает: огневается теперь. А она вроде обрадовалась.
— Молодец, — говорит, — Степанушко. За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку. — А у парня, верно, невесту-то Настей звали. — Вот, — говорит, — тебе подарочек для твоей невесты, — и подает большую малахитову шкатулку. А там, слышь-ко, всякий женский прибор. Серьги, кольца и протча, что даже не у всякой богатой невесты бывает.
— Как же, — спрашивает парень, — я с эким местом наверх подымусь?
— Об этом не печалься. Все будет устроено, и от приказчика тебя вызволю, и жить безбедно будешь со своей молодой женой, только вот тебе мой сказ — обо мне, чур, потом не вспоминай. Это третье тебе мое испытание будет. А теперь давай поешь маленько.
Схлопала опять в ладошки, набежали ящерки — полон стол установили. Накормила она его щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается. Потом и говорит:
— Ну, прощай, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне. — А у самой слезы. Она это руку подставила, а слезы кап-кап и на руке зернышками застывают. Полнехонька горсть. — На-ка вот, возьми на разживу. Большие деньги за эти камешки люди дают. Богатый будешь. — И подает ему.
Камешки холодные, а рука, слышь-ко, горячая, как есть живая, и трясется маленько.
Степан принял камешки, поклонился низко и спрашивает:
— Куда мне идти? — А сам тоже невеселый стал. Она указала перстом, перед ним и открылся ход, как штольня, и светло в ней, как днем. Пошел Степан по этой штольне, — опять всяких земельных богатств нагляделся и пришел как раз к своему забою. Пришел, штольня и закрылась, и все стало по-старому. Ящерка прибежала, цепь ему на ногу приладила, а шкатулка с подарками вдруг маленькая стала, Степан и спрятал ее за пазуху. Вскоре надзиратель рудничный подошел. Посмеяться ладил, а видит — у Степана поверх урока наворочено, и малахит отбор, сорт сортом. «Что, — думает, — за штука? Откуда это?» Полез в забой, осмотрел все да и говорит:
— В эком-то забое всяк сколь хошь наломает. — И повел Степана в другой забой, а в этот своего племянника поставил.
На другой день стал Степан работать, а малахит так и отлетает, да еще королек с витком попадать стали, а у того — у племянника-то, — скажи на милость, ничего доброго нет, все обальчик да обманка идет. Тут надзиратель и сметил дело. Побежал к приказчику. Так и так.
— Не иначе, — говорит, — Степан душу нечистой силе продал.
Приказчик на это и говорит:
— Это его дело, кому он душу продал, а нам свою выгоду поимет
ь надо. Пообещай ему, что на волю выпустим, пущай только малахитовую глыбу во сто пуд найдет.
Велел все ж таки приказчик расковать Степана и приказ такой дал — на Красногорке работы прекратить.
— Кто, — говорит, — его знает? Может, этот дурак от ума тогда говорил. Да и руда там с медью пошла, только чугуну порча.
Надзиратель объявил Степану, что от его требуется, а тот ответил:
— Кто от воли откажется? Буду стараться, а найду ли — это уж как счастье мое подойдет.
Вскорости нашел им Степан глыбу такую. Выволокли ее наверх. Гордятся — вот-де мы какие, а Степану воли не дали. О глыбе написали барину, тот и приехал из самого, слышь-ко, Сам-Петербурху. Узнал, как дело было, и зовет к себе Степана.
— Вот что, — говорит, — даю тебе свое дворянское слово отпустить тебя на волю, ежели ты мне найдешь такие малахитовые камни, чтобы, значит, из их вырубить столбы не меньше пяти сажен долиной.
Степан отвечает:
— Меня уж раз оплели. Ученый я ноне. Сперва вольную пиши, потом стараться буду, а что выйдет — увидим.
Барин, конечно, закричал, ногами затопал, а Степан одно свое:
— Чуть было не забыл — невесте моей тоже вольную пропиши, а то что это за порядок — сам буду вольный, а жена в крепости.
Барин видит — парень не мягкий. Написал ему актовую бумагу.
— На, — говорит, — только старайся смотри.
А Степан все свое:
— Это уж как счастье поищет.
Нашел, конечно, Степан. Что ему, коли он все нутро горы вызнал и сама Хозяйка ему пособляла. Вырубили из этой малахитины столбы, какие им надо, выволокли наверх, и барин их на приклад в самую главную церкву в Сам-Петербурхе отправил. А глыба та, которую Степан сперва нашел, и посейчас в нашем городу, говорят. Как редкость ее берегут.
С той поры Степан на волю вышел, а в Гумешках после того все богатство ровно пропало. Много-много лазоревка идет, а больше обманка. О корольке с витком и слыхом не слыхать стало, и малахит ушел, вода долить стала. Так с той поры Гумешки на убыль и пошли, а потом их и вовсе затопило. Говорили, что это Хозяйка огневалась за столбы-то, слышь-ко, что их в церкву поставили. А ей это вовсе ни к чему.
Степан тоже счастья в жизни не поимел. Женился он, семью завел, дом обстроил, все как следует. Жить бы ровно да радоваться, а он невеселый стал и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял.
Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И все, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит. В осенях ушел так-то да и с концом. Вот его нет, вот его нет… Куда девался? Сбили, конечно, народ, давай искать. А он, слышь-ко, на руднике у высокого камня мертвый лежит, ровно улыбается, и ружьишечко у него тут же в сторонке валяется, не стрелено из него. Которые люди первые набежали, сказывали, что около покойника ящерку зеленую видели, да такую большую, каких и вовсе в наших местах не бывало.
Сидит будто над покойником, голову подняла, а слезы у ей так и каплют. Как люди ближе подбежали — она на камень, только ее и видели. А как покойника домой привезли да обмывать стали — глядят: у него одна рука накрепко зажата, и чуть видно из нее зернышки зелененькие. Полнехонька горсть. Тут один знающий случился, поглядел сбоку на зернышки и говорит:
— Да ведь это медный изумруд! Редкостный камень, дорогой. Целое богатство тебе, Настасья, осталось. Откуда только у него эти камешки?
Настасья — жена-то его — объясняет, что никогда покойник ни про какие такие камешки не говаривал. Шкатулку вот дарил ей, когда еще женихом был. Большую шкатулку, малахитову. Много в ей добренького, а таких камешков нету. Не видывала.
Стали те камешки из мертвой Степановой руки доставать, а они и рассыпались в пыль. Так и не дознались в ту пору, откуда они у Степана были. Копались потом на Красногорке. Ну, руда и руда, бурая, с медным блеском. Потом уж кто-то вызнал, что это у Степана слезы Хозяйки Медной горы были. Не продал их, слышь-ко, никому, тайно от своих сохранял, с ними и смерть принял. А?
Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка!
Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало.
Вдова Степана Настасья осталась с тремя детьми. Два мальчика были похожи на родителей, а девочка Танюшка ни на одного из них. Танюша была красавица, черная и с зелеными глазами, характер у нее тоже был особенный: ни подруг, ни женихов не было
Старшие сыновья уже могут помогать матери, а Танюшка еще слишком мала для этого. Как ни было трудно Настасье, малахитовую шкатулку она не продавала. Танюшка особенно тянулась к этой отцовской памяти и просила мать ее не продавать. Она любила играть с драгоценностями и они ей очень шли, в отличие от матери.
Испугавшись, что дело может кончиться тем, что шкатулку выкрадут, Настасья прячет ее от дочери. Но та находит материнский тайник и продолжает втайне примерять украшения, уверяя, что камни несут ей добро. За этим занятием ее и застает нищая побирушка, зашедшая в избу водички попросить. Утолив жажду, нищенка решает задержаться на некоторое время в гостеприимном доме, в качестве платы за постой обещая научить Танюшку вышивать дивные гобелены шелком и бисером. Слово свое она сдержала и даже снабдила свою ученицу необходимыми для работы материалами. Вскоре странница отправилась дальше, оставив на память Танюшке ценный артефакт – пуговку, посредством которой могла общаться с нею.
Теперь семья не бедствовала, рукоделие приносило доход, но вскоре у них сгорело все имущество. И Настасья решает продать шкатулку. Шкатулку покупает местный приказчик Паротя, точнее, его жена и бывшая любовница молодого барина Турчанинова. Но и приказчиковой жене украшения оказались не по размеру. Между тем Турчанинов увидев покупку своей бывшей возлюбленной и захотел поговорить с прежней владелицей. Увидев Танюшку он предложил ей руку и сердце. В качестве доказательства своей порядочности он преподносит ей в подарок выкупленные у бывшей любовницы украшения.
Девушка согласилась подумать в ответ на исполнение ее желания: увидеть царицу в той палате, в которой добытый ее отцом малахит есть. Турчанинов соглашается и отправляется в столицу, чтобы подготовить все к ее визиту.
В Петербурге он рассказывал всем, что скоро женится на ослепительной красавице и приглашает девушку в Петербург. Договорившись, что жених встретит ее на ступенях дворца, Татьяна надела все драгоценности из шкатулки и отправилась на встречу. Чтобы прохожие не ослепли от блеска самоцветов, она их прикрыла старенькой шубкой. Барин, увидев Танюшку во дворце в бедной шубке, застыдился и сбежал.
Танюшка же легко проникла на территорию дворца, предъявив в качестве пропуска охранникам свои украшения. Сдав шубку челяди, она направилась в малахитовые палаты, но там ее никто не ждал, так как императрица назначила аудиенцию в другом зале. Поняв, что жених ее нагло обманул, она шагнула в ближайшую малахитовую колонну и растворилась в ней.
Турчанинов остался и без невесты, и без содержимого малахитовой шкатулки: украшения хоть и не вошли в камень вслед за Танюшкой, оставшись на поверхности, но собрать их не получилось.
Сборник рассказов «Малахитовая шкатулка» был написан Павлом Бажовым, который создал его на основе историй Уральского горнозаводского фольклора. Ими любил баловать своих слушателей горняцкий сказитель Василий Хмелинин. «Уральские сказы», как их иначе называли, стали выходить в периодическую печать с 1936 по 1945 год, а потом их перевели на разные языки мира.
Много наград и премий за свою жизнь получил П. Бажов. «Малахитовая шкатулка» (краткое содержание которой будет представлено немного ниже) — это уникальная литературная сокровищница, которая вошла в школьную программу для внеклассного чтения. Это тот народный фольклор, который, как настоящий самородок, по-своему ярко и изысканно представляет русскую культуру.
«Малахитовая шкатулка»: краткое содержание для читательского дневника
В перечень сборника «Малахитовая шкатулка» входит много увлекательных рассказов, среди которых: «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер» и т. д. Наверно, у каждого из нас в детстве была такая книга. Рассказ «Малахитовая шкатулка» стал продолжением произведения «Медной горы хозяйка». Это нашло свое одобрение у юных читателей.
Приступая к теме «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание для читательского дневника», мы опишем только самые важные события и линии сюжета.
Итак, все началось с того, что после смерти каменных дел мастера Степана малахитовая шкатулка, которой его одарила Хозяйка Медной горы, досталась в наследство его жене Настасье и детям. Еще при муже она надевала на себя все эти драгоценности, но носить не могла, так как они начинали мучить ее. То мочки тянули, и они распухали, то кольцо сдавливалось, и палец синел, а когда однажды бусы примерила, то ощутила, будто бы холодный лед приложили к ее шее.
Бажов, «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание
Настасья хотела продать эти украшения и даже приценивалась. Знающий в этих вопросах толк человек подсказал ей, что немалых денег стоит эта малахитовая шкатулка. Краткое содержание дальше повествует о том, что Настасья поначалу долго не хотела продавать ее, и все думала про черный день. А тем временем покупателей было много: кто сто рублей давал, а кто и двести — каждый хотел малограмотную вдову обмануть, но она не торопилась.
А все потому, что у них со Степаном родилось двое сыновей и младшенькая дочка Танюшка. Она очень сильно оплакивала смерть отца. Единственным утешением для нее стала шкатулка с драгоценностями, «тятина памятка», которую мать стала давать ей поиграть. После всей работы по дому она бралась примерять на себя кольца и сережки из шкатулки. От них она чувствовала утешение, радость и тепло.
Вор
Как-то раз сидела Татьяна дома, одна без матери и братьев, и после уборки как всегда принялась заниматься любимым делом — примерять и рассматривать украшения. Интригой продолжается «Малахитовая шкатулка». Краткое содержание дальше рассказывает, что в этот момент к ним в дом вдруг зашел незнакомый мужик, у которого в руках был топор. Танюшка повернулась к нему, а он, увидев ее, как закричит, глаза начал тереть и буквально ослеп от необыкновенного блеска ее камней. Девочка испугалась, выпрыгнула в окно и побежала звать соседей. Никто потом так и не понял, то ли это вор был, то ли просто человек милостыню пришел просить, как он сам и утверждал.
Странница
Без хозяина семье жилось туго, и Настасья часто стала думать о том, что ее может спасти от нищеты малахитовая шкатулка. Краткое содержание продолжается тем, что однажды в их доме появилась убогого вида женщина, которая попросилась переночевать. Хозяйка возражать не стала и пригласила ее в дом. А странница оказалась совсем непростой, и за короткое время Танюшка к ней очень привязалась. Женщина научила девочку вышивать шелком и бисером.
Матери это занятие было не по душе, так как ни золотых нитей, ни бисера у них не было. Но странница сказала, что на первое время она даст Татьяне все необходимое, а остальное девушка сама себе потом заработает. Тогда-то мать и успокоилась.
Секрет
Потом Танюшка, дождавшись, когда в доме родных никого не осталось, решила показать страннице подарок ее отца — малахитовую шкатулку. Они вместе спустились в погреб, и там девушка открыла заветную коробочку. Краткое содержание сказки «Малахитовая шкатулка» дальше продолжается тем, что старушка сразу попросила ее примерить драгоценности. Когда девушка все на себя надела, то странница подправила ей камни так, что они заблестели еще ярче. Затем она сказала, чтобы Танюшка смотрела вперед и не оглядывалась не нее. И вдруг та видит, что стоит посреди малахитовой царской палаты молодая девушка необыкновенной красоты вся в драгоценных украшениях, а рядом с ней мужчина с раскосыми глазами, похожий на зайца, а она на него почти не смотрит. Странница сказала, что эти комнаты украшены малахитом, который ее отец добыл, а кто эта красавица, она потом поймет, и заулыбалась.
И вот теперь женщина засобиралась в дорогу. Она оставила на память о себе пуговку и сказала, что если возникнут вопросы по работе, пусть девушка в нее заглядывает. Там она сразу увидит все ответы.
Пожар
И тут случилось несчастье — дом их сгорел. Поджигатели, наверное, рассчитывали на то, что Настасья, в конце концов, шкатулку продаст, так как нужда ее заставит.
Выставила она цену в две тысячи рублей. Сначала покупателя не было, но потом приказчик новый Паротя с женой приехал, и ей уж очень приглянулись эти украшения, а так как она была любовницей барина Турчанинова, то и деньги у нее такие нашлись. Однако украшения она носить так и не смогла.
Портрет
Но вскоре приехал Турчанинов на рудники, чтобы и денег нарыть, и возлюбленную вернуть. Паротя знал это и решил опередить события. Был у него с собой портрет Танюшки золотом вышитый, который он попросил ее же и вышить. Его он и показал барину. Тот, увидев там красавицу, так и обомлел и приказал немедленно показать ее ему. С этой минуты он забыл про всех женщин на свете и шкатулку малахитовую выкупил у приказчика для Танюшки. А потом сразу попросил девушку надеть украшения и следом сделал ей предложение. Но она поставила условия, чтобы он показал ей царскую малахитовую комнату из «тятиной добычи».
Турчанинов тотчас отдает приказ запрягать лошадей, но Татьяна сама пообещала приехать на конях. К этому времени весь Петербург уже «стоял на ушах» от слухов о невесте Турчанинова и о шкатулке. Танюшка наказала своему жениху ждать ее возле крыльца. Но когда тот увидел, что она шла пешком, укутанная в платок и шубку, постеснялся и спрятался. Дворцовые лакеи не хотели пропускать ее. Но когда она скинула свою верхнюю одежду, то на ней было такое платье, которого у самой царицы не было.
Царские малахиты
Царица же, войдя в комнату для приемов, никого не обнаружила и тоже от удивления поспешила выяснить, где эта своевольница. Танюшка совсем рассердилась на барина и сказала ему, что это она царицу велела ей показать, а не ее царице нужно показывать. После этих слов прислонилась она к малахитовой стене и растаяла навечно. Только камни остались сверкать, да пуговка на полу валялась. Турчанинов поднял ту пуговку, а в ней сама Танюшка смеялась над ним и называла его полоумным зайцем.
Больше про нее никто ничего не слышал, только поговаривали потом люди, что Хозяйка Медной горы двоиться начала — в одинаковых нарядах сразу двух девушек видели.
Так закончился рассказ «Малахитовая шкатулка». Краткое содержание, однако, не заменит оригинала. Поэтому лучше прочитать его самостоятельно.
Как почти все сказы Бажова, «Малахитовая шкатулка» представляет собой «предание гор Уральских». Она входит в одноименный сборник вместе с такими известными произведениями, как: «Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец», «Золотой волос», «Серебряное копытце» и проч.
Сказ «Малахитовая шкатулка» является продолжением рассказа «Медной горы хозяйка», так как в нем речь идет о дочери Степана и Настасьи — Танюшке. Эти сказы создавались в 1936-1938 годах, и позже были объединены ним в сборник «Малахитовая шкатулка». Сквозным персонажем во всех рассказах сборника выступает сама Хозяйка. Причем во многих рассказах она сама и не появляется, а действует опосредованно. Сам рассказ не очень большой, но мы постараемся еще больше сократить его, предоставив вашему вниманию краткий пересказ.
«Малахитовая шкатулка»
Бажов не сразу дал рассказу такое название, сначала он назывался «Тятино подаренье», но перед самым выходом его в печать автор решил поменять название. Как мы можем судить сейчас, оно оказалось на редкость удачным. Но это не совсем относится к теме нашего разговора, мы же обещали вам пересказать то, что написал Павел Петрович Бажов. «Малахитовая шкатулка» (краткое содержание сказа мы изложим ниже) повествует нам о событиях, которые развиваются через несколько лет после приключений героев, описанных в сказе «Медной горы хозяйка».
Удачной семейной жизни у Степана с Настасьей не получилось – она овдовела, оставшись с двумя детьми. Старшие сыновья уже могут помогать матери, а Танюшка еще слишком мала для этого. Чтобы занять дочь, Настасья дает ей поиграться своим свадебным подарком от самой Хозяйки в конце предыдущего сказа — развитие чудесных событий и решил продолжить Бажов. «Малахитовая шкатулка», краткое содержание которой вы сейчас читаете, не зря носит такое название. Она полна ювелирных изделий, сработанных горными мастерами из местных самоцветов. Настасье эти украшения не подошли: стоило ей вдеть в уши серьги, нанизать кольца и украсить себя ожерельем, как дело заканчивалось тем, что мочки начинали опухать, пальцы отекали, а шею охватывал тяжелый и холодный ошейник.
Вот и дала она по доброте душевной маленькой Танюшке поиграть с драгоценностями. Девчушка пришла в полный восторг! Моментально сообразив, что кольца предназначены для пальцев, а серьги положено вдевать в уши, она начала примерять на себя гарнитуры, глядя на которые императрицам впору было почувствовать себя нищенками.
Испугавшись, что дело может кончиться тем, что шкатулку выкрадут, Настасья прячет ее от дочери. Но та находит материнский тайник и продолжает втайне примерять украшения, уверяя, что камни несут ей добро. За этим занятием ее и застает нищая побирушка, зашедшая в избу водички попросить. Утолив жажду, нищенка решает задержаться на некоторое время в гостеприимном доме, в качестве платы за постой обещая научить Танюшку вышивать дивные гобелены шелком и бисером. Слово свое она сдержала и даже снабдила свою ученицу необходимыми для работы материалами. Вскоре странница отправилась дальше, оставив на память Танюшке ценный артефакт – пуговку, посредством которой могла общаться с нею. Этот прием позаимствовал из старинных русских сказок Бажов.
«Малахитовая шкатулка»: краткое содержание. Развитие событий
Семья бедствовать перестала, так как рукоделие приносило неплохой доход, но тут судьба наносит семейству очередной удар – пожар. Сгорело все, нажитое непосильным трудом. Чтобы выжить, Настасья принимает решение продать шкатулку, и покупатель находится моментально. Им оказывается местный приказчик Паротя, точнее, его жена и бывшая любовница молодого барина Турчанинова. Но и приказчиковой жене украшения оказались не по размеру.
Между тем Турчанинов, решив осмотреть свое уральское имущество, покинул Петербург и появился в Полевой. Посмотрел приобретение своей бывшей возлюбленной и захотел поговорить с прежней владелицей. Увидев Танюшку, он моментально воспылал высокими чувствами и, не сходя с места, предложил ей свою руку, сердце и состояние. В качестве доказательства своей порядочности он преподносит ей в подарок выкупленные у бывшей любовницы украшения.
Танюшка не отказала напрямую, но поставила условие, что ответ даст после того, как ее познакомят с императрицей. Причем церемония знакомства должна произойти в палатах, украшенных малахитом, который добыл покойный Степан, а пока она считает себя условной невестой и временной хранительницей содержимого шкатулки. Несколько опешив от таких требований, Турчанинов соглашается и отправляется в столицу, чтобы подготовить все к визиту невесты.
Бажов «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание – окончание
В Петербурге он начал хвастаться тем, что скоро женится на ослепительной красавице. Такая новость взволновала весь столичный бомонд, и сама императрица пожелала увидеть это уральское чудо красоты. Турчанинов моментально извещает Танюшку о том, что она должна прибыть в Петербург. Договорившись, что жених встретит ее на ступенях дворца, Татьяна Степановна надела на себя все драгоценности из шкатулки и пешочком отправилась на встречу. Чтобы прохожие не ослепли от блеска самоцветов, она их прикрыла старенькой шубкой. Завидев столь скромно одетую невесту, жених со стыда готов был провалиться сквозь мраморный пол, и позорно ретировался с места встречи. Танюшка же легко проникла на территорию дворца, предъявив в качестве пропуска охранникам свои украшения. Сдав шубку челяди, она направилась в малахитовые палаты, но там ее никто не ждал, так как императрица назначила аудиенцию в другом зале. Поняв, что жених ее нагло обманул, она высказала ему все, что думает, а потом шагнула в ближайшую малахитовую колонну и растворилась в ней. Турчанинов остался не только без невесты, но и без содержимого малахитовой шкатулки: украшения хоть и не вошли в камень вслед за Танюшкой, оставшись на поверхности, но собрать их не получилось. А на Урале с тех пор стали являться народу две Хозяйки…
Сказка «Малахитовая шкатулка» П. Бажова была написана в 1938 году. Это одно из лучших произведений писателя, вошедших в сборник под названием «Уральские сказы». Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Малахитовая шкатулка» на нашем сайте. Книга является продолжением сказки Бажова «Медной горы Хозяйка».
Основные персонажи сказки
Малахитовая шкатулка главные герои:
- Настасья – вдова Степана, добрая, простая, трудолюбивая женщина.
- Танюшка – дочь Настасьи и Степана, очень красивая, но своенравная девушка.
- Женщина-странница, она же Хозяйка Медной горы – волшебница, которая видела в Танюшке свою приспешницу.
Другие персонажи:
- Паротя – слабохарактерный, жадный приказчик, который влюбился в Танюшку.
- Турчанинов – молодой богатый барин, невежественный, недалекий, некрасивый молодой человек.
Бажов «Малахитовая шкатулка» очень кратко
«Малахитовая шкатулка» краткое содержание для читательского дневника:
У Настасьи, была шкатулка, подаренная мужем. Ему шкатулка досталась от Хозяйки Медной Горы. Украшения из ней женщина не могла носить, испытывала большую боль, когда надевала. Купцы хотели купить драгоценности, но Настасья всем отказывала. Один знакомый мастер оценил ее в 1000 рублей.
Танюша, дочь Настасьи играла украшениями, надевая их ощущала тепло. Одна странница научила ее шить необычным шелком, который удивительно светился. Также она дала ей канал связи при помощи пуговицы и показала видение комнаты с малахитом. Когда сгорел дом, семья решила, что прокормить себя можно продажей малахитовой шкатулки.
Купившая украшения жена приказчика не сумела их носить. В итоге молодой барин Турчанинов стал новым хозяином. Он решил жениться на прекрасной Татьяне. Она согласилась, с условием, что он представит ее царице. Но оказалось, что царица сама хотела посмотреть на нее. Войдя в ту же комнату, что в видении, девушка разочарована барином исчезает, а камни оказываются каплями.
Смысл сказа кроется в чистой и неприкосновенной совести многих уральских женщин. Это произведение Бажова наставляет будущее поколение жить верой и правдой. А ложь, непременно вылезет наружу. Честь и достоинство человека в этом произведении оказалось превыше всего.
Это интересно: Сказка «Медной горы хозяйка» была написана в 1936 году. Для лучшей подготовки к уроку по литературе в 5 классе рекомендуем прочитать на нашем сайте. Центральным персонажем в этом поучительном рассказе стала мифическая владычица Уральских гор, популярный персонаж легенд и поверий местных горняков.
Короткий пересказ «Малахитовой шкатулки»
Девушка получает в наследство от отца малахитовую шкатулку. Драгоценности в шкатулке оказываются волшебными, они превращают девушку в ещё одну Хозяйку Медной Горы.
Начало истории — в сказе «Медной горы Хозяйка»
После смерти мужа у Настасьи осталась шкатулка, сделанная из малахита, которую подарила им на свадьбу Хозяйка Медной горы.
В этой шкатулке хранилось много женских украшений. Ещё при жизни мужа Настасья несколько раз надевала их, но ходить в них не смогла: и жмут они, и давят. Тогда сняла она их и спрятала в дальний угол сундука. Многие хотели купить шкатулку, большие деньги предлагали, но Настасья отказывалась — время не пришло.
Было у Настасьи трое детей: два сына и маленькая дочь Танюшка. Темноволосая и зеленоглазая девочка, как подкидыш, ни на кого из семьи не была похожа.
В кого только зародилась! Сама чёрненька да басенька, и глазки зелёненьки. На наших девчонок будто и вовсе не походит.
Очень она отца любила, плакала часто. Чтобы её утешить, мать дала ей со шкатулкой поиграть. Примерила девочка украшения, а они как будто для неё изготовлены — так ей от них тепло.
Выросла Танюшка, часто стала сама доставать шкатулку и любоваться украшениями. Однажды, когда Настасья в очередной раз отлучилась, надела на себя Танюшка каменья, любуется, а в это время в избу забрался вор. Глянул он на украшения, и словно ослепило его что-то, а девочка успела сбежать.
Рассказала Танюшка об этом матери, та поняла, что вор за шкатулкой приходил, и тайком от детей зарыла её под печью. Только шкатулка Танюшке сама показалась — засияла ярким светом из-под пола. С тех пор девочка тайком с украшениями играла.
Несколько следующих лет Настасье тяжело жилось, но она выдержала, шкатулку не продала. А потом сыновья подрабатывать начали, и Танюшка научилась вышивать шёлком и бисером. Вышло это случайно. Зашла к ним однажды странница, попросилась пожить, а в благодарность научила девушку узорам диковинным.
Танюшка к страннице потянулась, как к родной матери, и рассказала ей про шкатулку. Странница попросила её каменья на себя надеть, а потом показала ей красивую, зеленоглазую девушку точно в таких же украшениях. Стояла эта зеленоглазая в отделанной малахитом комнате, а рядом с ней какой-то белобрысенький вертелся. Странница объяснила, что это — комната в царском дворце, малахит для которой Танюшкин отец добывал.
В тот же день странница собралась уходить. На прощание она оставила Танюшке шёлковых ниток и пуговицу стеклянную. Ничего в той пуговице ценного не было, а всмотрится в неё девушка, и перед ней любой узор вырисовывается. Очень это помогало Танюшке в её работе. Лучшей мастерицей в округе стала. Парни вокруг Танюшиного дома все тропинки истоптали, но она ни на кого не смотрела.
Танюшкино рукоделье на моду пошло. Не то что в заводе аль в нашем городе, по другим местам про него узнали, заказы посылают и деньги платят немалые. Доброму мужику впору столько-то заробить.
Тут-то беда их и настигла. Случился как-то пожар, сгорела Настасьина изба дотла, только шкатулка и уцелела. Пришлось её продать жене нового управляющего заводом. Женщина эта была любовницей молодого барина — сына владельца всех окрестных рудников. Старый барин перед смертью решил выгодно женить сына, а любовницу его выдал замуж за иностранца, бывшего учителя музыки, и отправил его управляющим на дальний завод.
По-русски управляющий хорошо выговаривал только одно слово — «пароть», за что и прозвали его Паротей, но человек был неплохой, зря не наказывал.
Украшения жене управляющего не подошли — и давят, и жмут, и колятся. Местные мастера отказались украшения исправлять — «на одного кого тот мастер подгоняет, другому не подойдёт, что хошь делай». Тем временем помер старый барин. Его сын, не успевший жениться, сразу же отправился к любовнице.
А Паротя между тем успел увидеть Татьяну, запал на неё и заказал ей вышить золотом её же собственный портрет. Танюшка согласилась, но сказала, что изобразит не себя, а другую девушку — «зеленоглазую», которая ей в пуговице узоры показывала. Посмотрел Паротя на портрет и изумился: это же вылитая Танюшка, только в иноземном платье. Портрет этот Паротя показал молодому барину и рассказал ему о малахитовой шкатулке.
Он, слышь-ко, малоумненький был, мотоватый. Однем словом, наследник. К камням-то сильное пристрастие имел. Щегольнуть ему было нечем, — как говорится, ни росту, ни голосу, — так хоть каменьями.
Шкатулку барин перекупил, потом вызвал к себе Танюшку. Та сразу узнала в нём того белобрысенького, который возле зеленоглазой вертелся, а барин покой потерял, даже выйти за него замуж предложил. Девушка вроде согласилась, но условие поставила. Пусть барин ей царицу покажет и малахитовую комнату, для которой отец камень добывал.
В назначенное время приехала Танюша во дворец, а её никто не встретил. Барин увидел её в платке и деревенской шубке и за колонну спрятался. Тогда она сама во дворец вошла и шубу сняла. А на ней платье краше, чем у самой царицы, и украшения из малахитовой шкатулки, которую она у барина на временное пользование взяла, переливаются. Все её красотой залюбовались.
Тут барин к ней подскочил и своей невестой назвал. Девушка его остановила и велела вести в малахитовую комнату. Барин испугался: что царица скажет на такое своеволие. Но Танюшка и слушать его не стала, сама эту комнату нашла, к стене малахитовой подошла. Тут и царица явилась, требовать стала, чтобы ей невесту барина показали.
Обидно Танюшке стало, что жених её царице показывать собирался, а не наоборот, отказала ему. Потом прижалась Танюшка к малахитовой стене и исчезла. Остались от неё только драгоценные камни и стеклянная пуговица. Камни барин собрать не смог — они у него в руках каплями растеклись. А в пуговице увидел барин зеленоглазую и «последний умишко потерял».
С тех пор никто Танюшку не видел. Только люди поговаривать стали, что у горы теперь две хозяйки в одинаковых платьях появляться стали.
Другая сказка Бажова «Синюшкин колодец» – история, написанная в 1939 году, которая учит жить честно, по совести, трудиться в радость. Помнить, что злоба и жадность всегда наказываются. для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения и подготовиться к уроку литературы.
Содержание «Малахитовой шкатулки» с цитатами
П. Бажов «Малахитовая шкатулка» краткое содержание с цитатами из произведения:
После смерти мужа – известного в округе горняка Степана – у Настасьи осталась малахитовая шкатулка с богатыми украшениями, которая досталась им в подарок от самой Хозяйки Медной горы. Она знала истинную цену этим драгоценностям, и даже в самое тяжелое время отказывалась продавать их местным торгашам.
У Настасьи было трое детей: двое парнишек и младшенькая, Танюшка. Девочка с ранних лет привлекала к себе внимание непривычной для здешних мест красотой – «сама черненька да басенька, а глазки зелененьки
». Танюшка с детства привыкла играть украшениями из малахитовой шкатулки, а когда подросла, то стала носить их – они подходили ей, как никакой другой красавице.
К тому времени Танюшка «научилась шелками да бисером шить
», да так, что даже самые опытные мастерицы диву давались. Научила же Танюшку рукоделию нищая странница, что попросилась у Настасьи немного пожить, передохнуть с дальней дороги.
И что интересно – Танюшка и со своими близкими была не очень ласковой, «а к этой женщине так и льнет, так и льнет
», а та в ответ ее «доченькой
» называет. На прощанье женщина подарила Танюшке маленькую пуговичку, и наказала поглядеть на нее, как забудет что-то по рукоделию или «либо трудный случай подойдет
».
Как повзрослела Татьяна – краше ее невесты не сыскать. Многие парни пытались с ней заговорить, вот только девушка была со всеми холодна. Вскоре семью настигла беда, и полностью сгорел дом, скотина, все хозяйство. Только малахитовую шкатулку и успели спасти, которую пришлось продать. Танюшке было очень горько, но волшебная пуговичка дала свое согласие.
Однажды приезжий приказчик Паротя, сраженный красотой Татьяны, попросил, чтобы она вышила ему свой портрет. Во время застолья, будучи под хмельком, она показал вышитый шелком портрет молодому богатому барину Турчанинову, который тут же влюбился в зеленоглазую красавицу. Он выкупил ее украшения, и предложил выйти за него замуж. Танюшка согласилась, но поставила условие – барин должен был показать ей царицу в дворцовой комнате, украшенной малахитом, что добыл Степан.
Турчанинов тут же отправился в Санкт-Петербург, где всем стал рассказывать о своей прекрасной невесте. Эти разговоры достигли ушей самой императрицы, которой захотелось взглянуть на уральскую красавицу.
Когда Татьяна появилась во дворце, она быстро разоблачила нечистые намерения барина, который устыдился ее скромного платья. Татьяна же у всех на глазах прислонилась к малахитовой стене, и будто растворилась в ней. С тех пор сказывали, «будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видали
».
Заключение
Сказка учит уважать чужой труд, не лениться и не опускать руки даже в самой сложной жизненной ситуации. Истинная красота и богатство не в драгоценных камнях, а в самом человеке.
Другая сказка «Серебряное копытце» Бажов написал в 1938 году. В рассказе автор описал жизнь маленькой сиротки Даренки и старика Коковани, которым посчастливилось увидеть волшебного козла по прозвищу Серебряное копытце. Рекомендуем прочитать , которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы во 2 классе.
Видео сказка «Малахитовая шкатулка» Бажов
В сказке «Малахитовая шкатулка» повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков. В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина. Автор выразил свой восторг и восхищение теми людьми, которые не продадут свою совесть и душу ни за какие богатства. Человеческая честь – неподкупна!
1. Павел Петрович Бажов;
2. «Малахитовая шкатулка»;
3. 5 класс;
4. Жанр: сказ;
5. Год написания: 1938. В этом году, как и годом ранее, в Советском Союзе проходили массовые аресты и репрессии.
6. Эпоха, которая описывает в произведении – это конец XVIII — первая половинаXIX, когда на Урале активно развивалась горнодобывающая промышленность. Эпоха крепостного права.
7. Главные действующие лица:
Танюшка- дочь Степана, Настасья – вдова Степана, мать ТанюшкаМедной горы Хозяйка.
8. Сюжет произведения:
После смерти Степана у Настасьи осталась малахитовая шкатулка с женскими украшениями.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Танюшка очень любила играть «тятиным подарением» и была против продажи шкатулки. Настасья сама украшения носить не могла, а Танюшке в них было очень хорошо.
Однажды к ним пришла странница (судя по всему Хозяйка), попросилась на ночлег и научила Танюшку вышивать шелком и бисером. Танюшка рассказала ей про малахитовую шкатулку, та попросила посмотреть, предложила Танюшке надеть всё это на себя. После чего попросила повернуться лицом к стене и молча смотреть: перед ними появилась огромная комната с малахитовыми столбами с нарядно одетыми людьми, а среди них одна зеленоглазая в украшениях из малахитовой шкатулки. Танюшка сказала об этом и всё исчезло. Перед уходом странница подарила Танюшке пуговку, в которой маячила та зеленоглазая девушка и сказала, что во всём эта пуговица будет ей помогать.
Вскоре дом Настасьи сгорел, пришлось продать шкатулку. Танюшка зарабатывала деньги вышивкой. За ней начал ухаживатьприказчик по прозвищу Паротя. Он обещал привезти ее в Петербург и показать ей императрицу. Однако не сдержал обещания: Танюшка сама приехала в Петербург, а когда ее стали показывать царице, рассердилась, подошла к стене и растворилась. С тех пор, говорят, в рудниках стали видеть двух Хозяек.
9. Личное мнение.
Данное произведение мне понравилось прежде всего своим интересным сюжетом. Кроме того, у него язык сказа очень образен, выразителен, передает говор местности, в которой происходит действие – уральской деревни. Герои сказа живые, со своими достоинствами и недостатками. Им сопереживаешь, разделяя или нет их решения. Читая сказ «Малахитовая шкатулка», хочется перенестись туда, где происходят события, познакомится с главными героями, возможно, помочь советом.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
В доме жительницы села Лесково Калачеевского района Веры Карпенко – около сотни жителей. Это многочисленные куклы, которых бывший зоотехник начала делать, когда вышла на пенсию. Едва ли не половина – узнаваемые персонажи русских народных сказок. О том, почему для мастерицы так важны фольклорные персонажи, как она придумала и освоила новую технику изготовления кукол, – в материале РИА «Воронеж».
От теста – к куклам
Часто бывает, что после выхода на пенсию у людей проявляются способности, о которых раньше они и не подозревали. Кто-то начинает вязать, кто-то – плести мебель из лозы, кто-то – писать картины. А кто-то – создавать кукол.
Большинство изделий Веры Карпенко, выполненные по ее собственной технологии, – популярные сказочные герои, не похожие друг на друга. Часто это композиции из двух-трех работ.
Начиналось все с тестопластики.
– Куклами я начала заниматься как только вышла на пенсию. А до того немного работала с соленым тестом, – рассказала хозяйка и показала свои «хлебные» работы, тоже, кстати, имеющие отношение к сказочной тематике.
Дом без сказки жить не может, любит повторять бывший колхозный зоотехник, а ныне – искусный мастер. Из соленого теста Вера делала не только обереги и сказочных героев, но и, например, сюжет по мотивам какого-то полузабытого ею стихотворения о войне.
– Там девушка провожает парня на фронт, он обещает ей обязательно вернуться и, конечно, погибает. Потом она выходит замуж за его родного брата, а своего новорожденного первенца они называют именем погибшего солдата.
С тестом, говорит рукодельница, работать несложно: на каждое изделие требуется стакан муки, полстакана мелкой соли и треть стакана воды – это и есть заготовка для будущей работы. Потом она покрывается акриловыми красками, и все готово.
– Единственный нюанс: любую фигурку надо делать за один присест – тесто не выдерживает длительного хранения. Всего у меня порядка сотни работ в такой технике. Но это, честно говоря, надоело. И я решила попробовать что-то другое. Так в моей жизни появились куклы, – поделилась Вера Карпенко.
Какие формы!
Рождение кукол куда сложнее, признается рукодельница. Они бывают из шерсти, из пенопласта, из соломы… Из-за скромных материальных возможностей Вера придумала свою технологию рождения сказки.
– Половина лица делается из керопласта (керамическая масса для лепки. — Прим. РИА «Воронеж»), другая – из пенопласта, как и туловище. Руки-ноги из алюминиевой проволоки, потом они облепляются папье-маше. После этого туловище окрашивается акриловыми красками, и уже затем из каких-то лоскутков, которых всегда полно в шкафу любой хозяйки, я шью куклам одежду, – объяснила мастерица.
– Самое трудное здесь – лепить лицо, которое я обычно делаю при помощи молда (специальная силиконовая форма. — Прим. РИА «Воронеж»). Использую ножик, чтобы сделать более характерные рот и нос. Но еще труднее – одеть куклу, руки-ноги которой не вращаются вокруг своей оси, как у обычных кукол, тут приходится крутить их вокруг своей оси по-всякому.
Примечательно, что рост всех фигур «привязан» к высоте полок в серванте – сделаешь выше, они просто не поместятся внутри.
Всех знаем в лицо
Самая удачная ее работа, на взгляд Веры, – сюжет кинокомедии «Кавказская пленница» – Шурик, влюбленный в Нину, и осел. Это один из самых любимых фильмов мастерицы, и потому она с особым трепетом дала жизнь его главным героям.
Рядом на соседних полках – Иван-царевич на сером волке, который вместе с Еленой Прекрасной мчится через темный лес, спасаясь от погони. Есть и персонажи сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». А еще парень с девушкой – герои популярной песни 2000-х годов «А ты меня любишь? Ага!».
Возле – Хозяйка медной горы из одноименного сказа Петра Бажова. Чуть поодаль – несколько фигур цыган по мотивам фильма «Табор уходит в небо».
– Самое важное для меня – делать так, чтобы все куклы получались разными, не похожими друг на друга. Единственно, чем они могут быть похожими, так это чертами лица, ведь большинство из них сделано в одной форме. А все остальное – совершенно разное, – добавила Вера.
– Есть еще одна хитрость – кукла гораздо ближе к человеку, чем что-то сделанное по технологии тестопластики. Она теплее, роднее ему, что ли… И новый нюанс – сколько я фотографировала своих кукол, сколько из них размещала по разным уголкам своего дома, а выходило одно: более выгодно они смотрятся именно на фоне какого-нибудь фотопейзажа или большой картины на заднем плане. И обязательно, чтобы там была изображена природа. А на фоне обычных стен или ковров эти работы заметно проигрывают, – сетует мастерица.
Сезон творчества
Обычно мастера крайне неохотно делятся своими планами, но Вера все же рассказала о том, что сейчас она работает над сюжетом к военному фильму «В бой идут одни старики» – там, где Ромео возле самолета прощается с летчицей Машей, в которую успел влюбиться с первого взгляда.
– Очень хочу доделать эту работу ко Дню Победы 2022 года, сейчас у меня уже есть заготовка, фигурки главных героев. Не знаю, как пойдет дело, но обязательно постараюсь! В этом плане тестопластика больше дисциплинирует мастера, ты точно знаешь, что должен закончить работу сегодня, а в работе с куклами у тебя есть и сегодняшний, и завтрашний и послезавтрашний дни.
Ни одну из своих работ Вера даже не пыталась продать. Четыре сына и три внука настаивают на том, чтобы они не покидали родительского дома.
– Что до выставок, то это ведь надо списываться с организаторами, куда-то вывозить все это богатство.
У супругов Карпенко каждый весенне-летний день – на вес золота: сад, огород, хозяйство. И лишь осенью и зимой Вера относительно спокойно может общаться со своими любимыми сказочными героями.