Царица из сказки о мертвой царевне и семи богатырях раскраска

11 вариантов царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. царица красавица с отвратительным характером и


11 вариантов

  1. Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. Царица — красавица с отвратительным характером и болезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой красавицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.
    Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ради того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.
    Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съедение волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает.
    Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
    Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

  2. Сочинение на тему “Сказка о мертвой царевне”.
    Лейтмотивом пушкинской сказки о “Мертвой царевне” стала вражда возникшая у царицы к своей падчерице. Царица в этой сказке показана очень красивой, но совершенно бездушной. Она любила только себя и поэтому целыми днями сидела у зеркала и разговаривала с собственным отражением. Она спрашивала у него, действительно ли она самая красивая на свете и отражение, зеркальце, отвечало ей, что да – ты красавица, краше всех.
    Но видя, как растет у нее на глазах молодая царевна, царица понимала, что та с каждой минутой становится все красивей. И очень скоро это подтвердило и зеркальце, сказав, что царица уже не такая красивая.
    Это оказался слишком большим ударом для самолюбия царицы и она буквально сошла с ума. Она стала думать как погубить царевну, забыв о том, что человеческая жизнь – это величайшее сокровище на свете.
    Пользуясь своей властью, царица втянула в свои козни Чернавку, простую девку, прислугу, и та отвела царевну в лес, но конечно не стала убивать ее.
    Царевна была слишком молода, чтобы понимать почему на нее так ополчилась мачеха. Она не знала что и думать, и поэтому бежала дальше в лес, а не обратилась за помощью к отцу или жениху. Но тут ей повезло и она встретила богатырей – добрых, ответственных, настоящих джентльменов.
    Тем не менее вражда царицы к царевне продолжалась. И царице было мало того, что царевна живет в глухом лесу, она мечтала убить ее. Злое сердце царицы не знало жалости и трудно поверить, что такие люди действительно могут жить на свете. Мне удивительно, как царица сама не захлебнулась в своей зависти, не утонула в желчи?
    Она попыталась отравить царевну и это ей удалось, хоть и не в полной мере. Царевна уснула сном, который невозможно было отличить от смерти. Но появился Елисей и спас царевну.
    Добро в сказке восторжествовало, злая мачеха-царица умирает от тоски.
    Так мы получаем наглядное доказательство того, что зло само себя изживает. Что только люди добрые, отзывчивые могут жить счастливо. Злые же и завистливые все время мучаются от своей злобы.
    Не будьте злыми и будете счастливыми.

  3. Сочинение на тему “Чему учит сказка “О мертвой царевне”.
    Я с большим удовольствием и восхищением прочитала эту замечательную сказку. Мне очень многое в ней понравилось, но многое заставило задуматься. Ведь не все герои этой сказки положительные, хотя таковых большинство. Есть в ней и яркие отрицательные персонажи, например царица или девушка Чернавка, которая отдала царевне отравленное яблоко. Эти герои представляют в сказке зло.
    Но без них она бы многое потеряла, потому что как в жизни, так и в сказке добро познается через зло.
    “Сказка о мертвой царевне” учит нас внимательно смотреть на людей с которыми мы находимся рядом, учит ценить хорошие, добрые черты их характера и бороться с дурными. Прочитав сказку понимаешь, что зависть и эгоизм – очень плохие черты характера, которые из любого человека могут сделать преступника.
    Меня поразило то, с какой настойчивостью царица старалась быть красивей всех. Это ее стремление говорит о том, что ума она была невеликого, хотя Пушкин и говорит нам обратное. Но здесь я не могу согласится с автором. Умный человек никогда бы не пытался быть лучше всех, потому что понимал бы, что это невозможно. А глупая царица стремилась именно к этому, и оттого умерла, не выдержав очередного приступа зависти. Но ее не жаль.
    Жаль было царевну, когда она как мертва лежала в хрустальном гробу. Вот кто действительно заслужил свое счастье и кротостью нрава, и красотой, и добрым отношениям ко всем на свете. Именно так и должен вести себя каждый нормальный человек и в этом заключается главный урок сказки.

  4. К сожалению, автор в этой сказке приготовил для царевны весьма тяжелую участь. В самом начале, она заблудилась в лесу, но чудом осталась жива, когда набрела на дом богатырей. Но в этом положении царевна была вдалеке от родного дома и от любимого человека, который тут же отправился искать ее по всему свету.
    После этого она была безжалостно отравлена собственной мачехой, которая видела в девушке конкурентку по красоте. В завершении всего девушка была «воскрешена» своим женихом Елисеем. Это чудо свершилось только благодаря любви, которая жила между молодыми людьми.
    Все положительные стороны так и остались в характере царевны. Она не была зла на мачеху за содеянное. Нет. Девушка с честью прожила этот период. К тому же теперь она приобрела сразу семерых братьев, которые в любой момент готовы были за нее пойти на любое действия. Ведь за то время, пока царевна жила в их доме, они стали друг для друга практически родными людьми. Девушка, считала их своими братьями, богатыри называли ее своей сестрицей.
    Когда смерть забрала у них царевну, мужчины долго горевали. Но они так и не решились похоронить девушку, а вместо этого, сделали для нее хрустальный гроб и подвесили его в пещере. Возможно, в глубине души, богатыри надеялись, что девушка рано или поздно «очнется» ото сна и вновь будет радовать всю землю своим присутствием на ней.
    К счастью, Елисею силы природы помогли найти невесту. И с этих самых пор, он больше не расставался со своей возлюбленной.
    Автор хотел показать, что только самое настоящее чувство может совершить чудеса. А так же что рано или поздно даже самые худшие времена заканчиваются. Вот только не всем по силам выдержать испытания судьбы на прочность…

  5. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью.Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля.Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:Всех я вас люблю сердечно;Но другому я навечно Отдана.Мне всех милей Королевич Елисей.Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.

  6. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью. Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:
    Смотрит в поле, инда очи
    Разболелись глядючи
    С белой зори до ночи;
    Не видать милого друга!
    Только видит: вьётся вьюга,
    Снег валится на поля,
    Вся белёшенька земля.
    Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:
    Всех я вас люблю сердечно;
    Но другому я навечно Отдана.
    Мне всех милей Королевич Елисей.
    Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.
    А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.

  7. В этом году я перечитывал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина. Александр Сергеевич написал ее в традициях русских народных сказок. Именно поэтому она так легко читается. Основная схожесть этой сказки с народной заключается в том, что читатель сразу видит разделение на добрых и злых персонажей. И, конечно же, по традиции в этом произведении добро побеждает зло.
    Да и как иначе? Сам конфликт, на котором построена сказка, мог придумать, именно придумать, только отрицательный персонаж. Царица решила погубить молодую царевну лишь потому, что та красивее и моложе. То есть из зависти.
    Большинство персонажей сказки Пушкина олицетворяют добро: царевич Елисей, силы природы и, конечно же, молодая царевна. У добра всегда есть помощники. Жениху царевны, пустившемуся на поиски любимой, помогают и солнце, и месяц, и ветер. Такая сказочная помощь вполне заслужена добротой и верностью царевны и самоотверженностью Елисея.
    Невозможно не полюбить «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Она учит верить в лучшее, даже когда оказываешься в сложной ситуации. Как и во всех русских народных сказках, здесь добро одерживает победу над злыми кознями хитрой и гордой царицы. Даже смерть отступает. Влюбленные венчаются, устраивают пир на весь мир. И, конечно же, в финале сказки Александра Сергеевича – традиционный пир. И автор завершает его описание такими знакомыми всем с раннего детства строчками из русских сказок: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил».

  8. ОБРАЗ ЦАРЕВНЫ В «СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А. С. ПУШКИНА

    Автор не скрывает своей симпатии к юной царевне. Ему нравятся и ее внешний облик, и ее душа. Скром­ная и кроткая, она не кичится своими достоинствами. Когда злая мачеха задумала ее погубить, царевна убеждает Чернавку отпустить ее, ведь она ни в чем не виновата. Царевна добра и доверчива. Она никогда бы не смогла из-за зависти причинить зло невинному че­ловеку. Поэтому она и пошла безропотно и без всяких подозрений в лес со служанкой царицы. Ей не свойст­венны жестокость и вероломство. Она даже не понима­ет, как можно безвинно лишить человека жизни. Кро­тость и доброта царевны внушили любовь даже той, которая должна была погубить ее.
    Очутившись в тереме у семи богатырей, царевна мно­го работала: убирала и готовила, топила печку, создавала уют в их доме. За это братья ценили ее и полюбили всей душой. Девушка отказала богатырям в просьбе выйти замуж за одного из них, потому что хотя и полюбила их всех сердечно, но была другому «навечно отдана». И всем богатырям она становится хорошей сестрой.
    Поэт убежден, что доброта, спокойный характер и уважительное отношение к окружающим в конце концов всегда вознаграждаются. Как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе. Если ты делаешь добро, то и тебе ответят тем же.

  9. Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказ­ке два противоположных человеческих характера. Ца­рица — красавица с отвратительным характером и бо­лезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой краса­вицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.
    Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем ца­рица, но при этом еще скромна и добра. Царевна ни­сколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красави­цей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ра­ди того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.
    Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съеде­ние волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранич­на. «Царица злая» одерживает наконец победу — ца­ревна умирает.
    Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает ца­ревну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскош­ным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
    Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

  10. Автор не скрывает своей симпатии к юной царевне. Ему нравятся и ее внешний облик, и ее душа. Скром­ная и кроткая, она не кичится своими достоинствами. Когда злая мачеха задумала ее погубить, царевна убеждает Чернавку отпустить ее, ведь она ни в чем не виновата. Царевна добра и доверчива. Она никогда бы не смогла из-за зависти причинить зло невинному че­ловеку. Поэтому она и пошла безропотно и без всяких подозрений в лес со служанкой царицы. Ей не свойст­венны жестокость и вероломство. Она даже не понима­ет, как можно безвинно лишить человека жизни. Кро­тость и доброта царевны внушили любовь даже той, которая должна была погубить ее.
    Очутившись в тереме у семи богатырей, царевна мно­го работала: убирала и готовила, топила печку, создавала уют в их доме. За это братья ценили ее и полюбили всей душой. Девушка отказала богатырям в просьбе выйти замуж за одного из них, потому что хотя и полюбила их всех сердечно, но была другому «навечно отдана». И всем богатырям она становится хорошей сестрой.
    Поэт убежден, что доброта, спокойный характер и уважительное отношение к окружающим в конце концов всегда вознаграждаются. Как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе. Если ты делаешь добро, то и тебе ответят тем же.
    Настоящая любовь творит чудеса! Богатыри по- братски любили царевну. Они не похоронили ее, а по­ложили в хрустальный гроб. А царевич Елисей, кото­рому она была «навечно отдана», разбил гроб и силою своей любви оживил свою невесту.

  11. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью. Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:
    Смотрит в поле, инда очи
    Разболелись глядючи
    С белой зори до ночи;
    Не видать милого друга!
    Только видит: вьётся вьюга,
    Снег валится на поля,
    Вся белёшенька земля.
    Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:
    Всех я вас люблю сердечно;
    Но другому я навечно Отдана.
    Мне всех милей Королевич Елисей.
    Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.
    А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо. Также он показывает, то, что у человека внутри дороже того, что у человека снаружи.

Основная завязка сказки это ссора между царицей и царевной. И зачинщиком этой ссоры является царица. Царица начала завидовать невиданной красоте юной падчерице. Она начинает ее считать главной своей конкуренткой. Царица всегда хотела быть самой красивой в своем государстве. Ради сохранения этого титула она готова на все. Царица начинает борьбу за красоту и одновременно пытается убрать со своего пути свою падчерицу. Вступив в эту гонку, она забыло о главном, внутренней красоте. Ее внутренний мир остался без важных человеческих качеств, таких как любовь родных и сострадание. Она начала ставить себя выше всех в государстве. Все эти действия породили враждебный мир между царицей и царевной.

Это женщина была неуверенна и всегда сомневалась в себе. Из-за этого она просила у волшебного зеркала комплементы в свою сторону. Зеркало постоянно поддерживало царицу и стало ей другом, но царица все ровно его разбила. Это еще один поступок, который портит внутренние качества царицы. После этого царица и сама умирает из-за возрождения царевны. Можно сказать, что царицу погубило чужое счастье, которая она хотела испортить.

Также содержание сказки касается достоинства человека. Когда царевна, бродя по лесу зашла в дом к богатырям она сразу принялась за уборку. Богатыри оценили труд девушки и сразу же полюбили ее. Царевна признается богатырям, что влюблена в царевича Елисея и что всю жизнь будет ему верна. В это время царевич Елисей отправляется в поиски царевны. И спустя время он ее находит.

В этой сказке получился счастливый конец. Царевна вышла замуж на Царевича Елисея. И всю жизнь они прожили в любви и согласии. Пушкин смог правильно описать и выразить, через что смогли пройти царевна и царевич для того чтобы создать свою сваю семью, которая была основана на счастье и любви. Иногда, чтобы проверить свою любовь на прочность судьба преподносит нам нелегкие испытания.

Анализ 2

Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее, чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из-за того что от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость.

Царица очень сомневалась в себе, что ей необходима была похвала от зеркала. Зеркало было её единственным другом, которое женщина в конце сказочной истории уничтожила. После этого царица умерла, она так и не могла спокойно смотреть на счастье других людей.

В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.

В сказке почти каждый герой симпатизирует царевне, это также стало причиной для зависти царицы. Царь очень грустит по дочери. Чем не предлог для ревности мачехи?! В произведении жизненные обстоятельства тесно переплетаются со сказочным мотивом. Это мотивирует читателя задуматься над происшедшим и возможно, научит не делать таких же промашек, которые совершили герои сказки. Конечно же, сказка оканчивается счастливо, и добро победило зло.

Все произведения Пушкина учат созиданию, и показывают читателям, до чего доводят недоброжелательное обращение к людям. Зло всегда будет повержено, а добро победит. В конце этой сказки молодая царевна выходит замуж за Елисея. В своём произведении писатель показывает, через какие жизненные испытания прошли влюблённые, чтобы быть вдвоём. Ведь не каждый раз отношения людей складываются хорошо.

Бывает так, чтобы проверить чувства, судьба преподносит влюблённым нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни людям не дается не посильных испытаний. И как бы иногда не было очень тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящие чудеса.

3 вариант

В одной царской семье рождается дочь, но ее мать при родах умирает, а опечаленный царь через некоторое время женится второй раз.

Новая царица, несмотря на редкую красоту, отличается эгоизмом, гордыней, завистливостью и жестокостью. Ее единственным развлечением являются беседы с волшебным зеркальцем, которое всегда подтверждает ее исключительную красоту.

Годы идут и постепенно взрослеет молодая царевна, которая к своему совершеннолетию становится восхитительной красавицей, к которой сватается королевич Елисей.

Однажды царица в очередной раз обращается к зеркальцу и узнает, что она является не единственной красавицей, поскольку появляется конкуренция в виде ее падчерицы. Тогда мачеха отдает приказ служанке заманить царевну в лес и оставить нам связанную на съедение волкам. Однако добрая служанка не выполняет приказ царицы и оставляет девушку свободной в лесной глуши.

Царевна набредает на терем, в которой проживают семь богатырей. Юноши принимают девушку в свою семью в качестве сестры.

В это время королевич Елисей предпринимает попытки поиска пропавшей возлюбленной. Он призывает на помощь силы природы в лице солнца и месяца, однако они не могут ему помочь.

Царица же вновь берет в руки зеркало, но узнает, что царевна не погибла. Мачеха переодевается в старуху и отправляется в терем, где живет девушка. Там она обманом вручает царевне отравленное яблоко, откусив которое девушка умирает. Расстроенные богатыри изготавливают для царевны хрустальный гроб, в который помещают тело девушки.

Отчаявшийся Елисей обращается в последней надежде к ветру, который находит месторасположение царевны, но сообщает юноше о смерти возлюбленной. Королевич решает проститься с любимой. Подойдя к гробу, он не сдерживается и целует девушку и в этот момент царевна оживает.

Счастливые влюбленные возвращаются в царский дворец, при этом злая мачеха, увидев живую царевну, от гнева умирает.

5 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Популярные сегодня темы

  • Взаимоотношения отцов и детей в романе Отцы и дети Тургенева

    Одно из произведений Тургенева Ивана Сергеевича, которое он назвал «Отцы и дети» является культовым. Многие люди, даже далёкие от литературы знают и даже читали эту книгу. Многие критики оценивают её очень высоко.

  • Сочинение Доброта и красота

    Может ли доброта быть как-то связана с красотой? Отрицательный ответ сначала кажется очевидным, ведь эти понятия совершенно не связаны друг с другом: доброту никак не увидеть, а красота, наоборот

  • Сочинение на тему Мудрость

    Мудрость – это способность человека обдуманно принимать верные решения с учётом возникших жизненных обстоятельств.

  • Дружба и друзья в лирике Пушкина сочинение, сообщение, доклад 9 класс

    Тема Дружбы занимает очень большое место в творчестве Пушкина, как и сама дружба занимала огромное место в его жизни. Очень сильно повлияли на Александра Сергеевича друзья

  • Сочинение Мой любимый спортсмен

    Как труден любой выбор. Как не любить Валерия Борзова. Он всю свою спортивную жизнь боролся с собой и американскими бегунами за «выход» из десяти секунд на стометровой дистанции

Тест
по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

№ 1. Бог дает
царице дочь:

а) в Пасху; б)
в Сочельник; в) в Рождество.

№ 2. В какое
время дня «издалече, наконец, воротился царь-отец»?

а) рано
утром; б) в обед; в) вечером.

№ 3. Царь
женился на другой:

а) через
месяц; б) через неделю; в) через год.

№ 4. Царица
была добродушна и мила:

а) с
зеркальцем; б) с Чернавкой; в) с царевной.

№ 5. Какое слово отсутствовало в обращении царицы к зеркальцу «Я ль на
свете всех …»?

а) милее; б) стройнее; в) румяней.

№ 6. Кто это? «Белолица,
черноброва, нраву кроткого такого…»:

а) Чернавка;
б) царица; в) царевна.

№ 7. Царевна,
до зари в лесу блуждая, набрела:

а) на
медведя; б) на палаты; в) на терем.

№ 8. Кем стала
царевна семи богатырям?

а) матерью; б)
сестрицей; в) невестой.

№ 9. Где
братья похоронили молодую царевну?

а) в пустой горе; б) в лесу; в)
недалеко от дома.

№ 10. Что в
обмен на хлеб «нищая черница» бросила царевне?

а) пирожок; б)
яблочко; в) ягоды.

№ 11. Как звали собаку семи богатырей?

а) Орлик;  б) Воронок;  в) Соколко.

№ 12. Кем для
Елисея была царевна?

а) сестрой; б)
женой; в) невестой.

№ 13. Сколько теремов было в приданом у
молодой царевны?

а) три; б) сто сорок; в) сто.

№ 14. Кто
указал Елисею дорогу к невесте?

а) солнце; б)
месяц; в) ветер.

№ 15. К кому не
обращался Елисей в поисках царевны?

а) к солнцу;
б) к месяцу; в) к тучам.

№ 16. Из какого
материала был изготовлен гроб царевны?

а) из
хрусталя; б) из дуба; в) из сосны.

№ 17. Чем закончилась
сказка?

а) праздником;
б) свадьбой; в) народными гуляньями.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

б

а

в

а

б

в

в

б

а

б

в

в

б

в

в

а

б

Тест
по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

№ 1. Бог дает царице дочь: а)
в Пасху; б) в Сочельник; в) в Рождество.
№ 2. В какое время дня
«издалече, наконец, воротился царь-отец»?
а) рано утром; б) в обед; в)
вечером.

3.
Царь
женился на другой: а) через месяц; б) через неделю; в)
через год.
№ 4. Царица была добродушна и мила: а) с
зеркальцем; б) с Чернавкой; в) с царевной.
№ 5. Какое слово отсутствовало
в обращении царицы к зеркальцу «Я ль на свете всех …»? а)
милее; б) стройнее; в) румяней.
№ 6. Кто это? «Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…»: а) Чернавка; б) царица; в)
царевна.
№ 7. Царевна, до зари в лесу блуждая, набрела: а)
на медведя; б) на палаты; в) на терем.
№ 8. Кем стала
царевна семи богатырям? а) матерью; б) сестрицей; в)
невестой.

9.
Где
братья похоронили молодую царевну? а) в пустой горе; б)
в лесу; в) недалеко от дома.
№ 10. Что в обмен на хлеб «нищая
черница» бросила царевне? а) пирожок; б) яблочко; в)
ягоды.

11.
Как
звали собаку семи богатырей? а) Орлик;  б) Воронок;  в)
Соколко
.
№ 12. Кем для Елисея была
царевна? а) сестрой; б) женой; в) невестой.
№ 13. Сколько теремов было в
приданом у молодой царевны? а) три
; б) сто сорок; в) сто. № 14. Кто указал Елисею дорогу к
невесте? а) солнце; б) месяц; в) ветер.
15.
К кому не обращался Елисей в поисках царевны? а) к
солнцу; б) к месяцу; в) к тучам.
№ 16. Из какого материала был изготовлен
гроб царевны?
а) из хрусталя; б) из
дуба; в) из сосны.

17.
Чем
закончилась сказка? а) праздником; б) свадьбой; в)
народными гуляньями.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест
по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

№ 1. Бог дает царице дочь: а)
в Пасху; б) в Сочельник; в) в Рождество.
№ 2. В какое время дня
«издалече, наконец, воротился царь-отец»?
а) рано утром; б) в обед; в)
вечером.

3.
Царь
женился на другой: а) через месяц; б) через неделю; в)
через год.
№ 4. Царица была добродушна и мила: а) с
зеркальцем; б) с Чернавкой; в) с царевной.
№ 5. Какое слово отсутствовало
в обращении царицы к зеркальцу «Я ль на свете всех …»? а)
милее; б) стройнее; в) румяней.
№ 6. Кто это? «Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…»: а) Чернавка; б) царица; в)
царевна.
№ 7. Царевна, до зари в лесу блуждая, набрела: а)
на медведя; б) на палаты; в) на терем.
№ 8. Кем стала
царевна семи богатырям? а) матерью; б) сестрицей; в)
невестой.

9.
Где
братья похоронили молодую царевну? а) в пустой горе; б)
в лесу; в) недалеко от дома.
№ 10. Что в обмен на хлеб «нищая
черница» бросила царевне? а) пирожок; б) яблочко; в)
ягоды.

11.
Как
звали собаку семи богатырей? а) Орлик;  б) Воронок;  в)
Соколко
.
№ 12. Кем для Елисея была
царевна? а) сестрой; б) женой; в) невестой.
№ 13. Сколько теремов было в
приданом у молодой царевны? а) три
; б) сто сорок; в) сто. № 14. Кто указал Елисею дорогу к
невесте? а) солнце; б) месяц; в) ветер.
15.
К кому не обращался Елисей в поисках царевны? а) к
солнцу; б) к месяцу; в) к тучам.
№ 16. Из какого материала был изготовлен
гроб царевны?
а) из хрусталя; б) из
дуба; в) из сосны.

17.
Чем
закончилась сказка? а) праздником; б) свадьбой; в)
народными гуляньями.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест
по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

№ 1. Бог дает царице дочь: а)
в Пасху; б) в Сочельник; в) в Рождество.
№ 2. В какое время дня
«издалече, наконец, воротился царь-отец»?
а) рано утром; б) в обед; в)
вечером.

3.
Царь
женился на другой: а) через месяц; б) через неделю; в)
через год.
№ 4. Царица была добродушна и мила: а) с
зеркальцем; б) с Чернавкой; в) с царевной.
№ 5. Какое слово отсутствовало
в обращении царицы к зеркальцу «Я ль на свете всех …»? а)
милее; б) стройнее; в) румяней.
№ 6. Кто это? «Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…»: а) Чернавка; б) царица; в)
царевна.
№ 7. Царевна, до зари в лесу блуждая, набрела: а)
на медведя; б) на палаты; в) на терем.
№ 8. Кем стала
царевна семи богатырям? а) матерью; б) сестрицей; в)
невестой.

9.
Где
братья похоронили молодую царевну? а) в пустой горе; б)
в лесу; в) недалеко от дома.
№ 10. Что в обмен на хлеб «нищая
черница» бросила царевне? а) пирожок; б) яблочко; в)
ягоды.

11.
Как
звали собаку семи богатырей? а) Орлик;  б) Воронок;  в)
Соколко
.
№ 12. Кем для Елисея была
царевна? а) сестрой; б) женой; в) невестой.
№ 13. Сколько теремов было в
приданом у молодой царевны? а) три
; б) сто сорок; в) сто. № 14. Кто указал Елисею дорогу к
невесте? а) солнце; б) месяц; в) ветер.
15.
К кому не обращался Елисей в поисках царевны? а) к
солнцу; б) к месяцу; в) к тучам.
№ 16. Из какого материала был изготовлен
гроб царевны?
а) из хрусталя; б) из
дуба; в) из сосны.

17.
Чем
закончилась сказка? а) праздником; б) свадьбой; в)
народными гуляньями.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест
по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

№ 1. Бог дает царице дочь: а)
в Пасху; б) в Сочельник; в) в Рождество.
№ 2. В какое время дня
«издалече, наконец, воротился царь-отец»?
а) рано утром; б) в обед; в)
вечером.

3.
Царь
женился на другой: а) через месяц; б) через неделю; в)
через год.
№ 4. Царица была добродушна и мила: а) с
зеркальцем; б) с Чернавкой; в) с царевной.
№ 5. Какое слово отсутствовало
в обращении царицы к зеркальцу «Я ль на свете всех …»? а)
милее; б) стройнее; в) румяней.
№ 6. Кто это? «Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…»: а) Чернавка; б) царица; в)
царевна.
№ 7. Царевна, до зари в лесу блуждая, набрела: а)
на медведя; б) на палаты; в) на терем.
№ 8. Кем стала
царевна семи богатырям? а) матерью; б) сестрицей; в)
невестой.

9.
Где
братья похоронили молодую царевну? а) в пустой горе; б)
в лесу; в) недалеко от дома.
№ 10. Что в обмен на хлеб «нищая
черница» бросила царевне? а) пирожок; б) яблочко; в)
ягоды.

11.
Как
звали собаку семи богатырей? а) Орлик;  б) Воронок;  в)
Соколко
.
№ 12. Кем для Елисея была
царевна? а) сестрой; б) женой; в) невестой.
№ 13. Сколько теремов было в
приданом у молодой царевны? а) три
; б) сто сорок; в) сто. № 14. Кто указал Елисею дорогу к
невесте? а) солнце; б) месяц; в) ветер.
15.
К кому не обращался Елисей в поисках царевны? а) к
солнцу; б) к месяцу; в) к тучам.
№ 16. Из какого материала был изготовлен
гроб царевны?
а) из хрусталя; б) из
дуба; в) из сосны.

17.
Чем
закончилась сказка? а) праздником; б) свадьбой; в)
народными гуляньями.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ПУШАНИНА

БЕЛИНСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

442258,
Пензенская область, Белинский район, с. Пушанино, ул. Пригородная, 146,

ИНН
5810004860   ОГРН 1025801070470

Тел. (84153) 3-53-49

Сравнительный анализ "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" Александра Сергеевича Пушкина и "Спящей царевны" Василия Андреевича Жуковского"

Научно —
исследовательская работа по литературе

ФИО автора: Мурзов
Павел Вячеславович

Место учебы: МОУ СОШ
с. Пушанина, 6 класс

Белинского района,
Пензенской области

ФИО научного
руководителя: Пучкова Наталья Александровна

Должность: учитель
русского языка и литературы

1 первой
квалификационной категории

ФИО руководителя
учебного заведения: Молофеева О. Г.

Телефон приемной:

3-53-49

Содержание

       Введение                                                                                                                   с.
4 — 5

1.     
Сравнительный анализ сказок А. С. Пушкина «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях» и «Спящей царевны» В. А. Жуковского»                         
с. 6 — 21

           
 Название сказок                                                                                                 с.
6

           
 История создания                                                                                              с.
7

           
 Композиция                                               
                                                       с. 8 — 9

           
 Сюжет                                                                                                                с.
10

           
 Форма произведений                                                
                                       с. 11

           
 Герои сказок                                                                         
                             с. 12

           
 Средства художественной выразительности             
                                 с. 13 — 21

2.     
Исследование творческих работ учащихся 6 класса МОУ
СОШ с. Пушанина по  сказкам Пушкина и Жуковского                                 
                                 
с. 22

3.     
Анкетирование среди учащихся школы МОУ СОШ с.
Пушанина           с. 23

 Заключение                                                                          
                                с. 24 — 25

        Список  литературы                                                       
                                 с. 26

        Приложение                                                                                              
с. 27 — 33

Цель: сравнить сказки Александра Пушкина и
Василия  Жуковского, выявить сходства и различия между ними.

Задачи:

1.
Прочитать сказки;

2.
Сравнить названия, время выхода произведений в свет, историю их создания,  
композицию и героев сказок Пушкина и Жуковского;

3.
Сравнить средства художественной выразительности произведений.

4.
Сравнить рисунки по произведениям: «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях» Александра Сергеевича Пушкина  и «Спящая  царевне» Василия
Андреевича Жуковского».

5.
Провести опрос среди учащихся школы по вопросу: какие сказки и каких авторов о
спящей царевне им известны?

Объект исследования — тексты: «Сказка о
мертвой царевне» А. С. Пушкина, «Спящая царевна» В. А. Жуковского.

Предмет исследования: название сказок, истории
создания произведений, жанр, сюжеты, композиция, художественные средства
выразительности, герои произведений, совпадения и различия в них, рисунки
детей.

Гипотеза:

В
сказках «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях» А. С. Пушкина больше различий, чем сходства.

Методы исследования: анализ художественной,
научной, критической литературы; сравнение произведений.

Введение

Изучая творчество Пушкина и Жуковского, нельзя оставить без
внимания самое главное — сферу художественного взаимодействия между поэтами. В
этой сфере соотношение «учитель—ученик» обретает более сложный психологический
рисунок. С одной стороны, влияние Жуковского на Пушкина очевидно
прослеживается. «Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и
разнообразии слогу его [Жуковского]», — писал Пушкин П.А. Вяземскому летом 1825
года. «Можно сказать положительно, что такое сближение действовало
могущественно на Пушкина и окрыляло его талант», — замечает известный биограф
Пушкина П.И. Бартенев. С другой стороны, процесс творческого обогащения был
взаимным, что подтверждают биографы, приводя историко-литературные факты и
сопоставляя их.

 «Жуковский <…> когда приходилось ему исправлять
стихи свои, уже перебеленные, чтобы не марать рукописи, наклеивал на
исправленном месте полосу бумаги с новыми стихами. Сам он редко читал вслух
свои произведения и обыкновенно поручал это другим. Раз кто-то из чтецов,
которому прежние стихи нравились лучше новых, сорвал бумажку и прочел
по-старому. В эту самую минуту Пушкин посреди общей тишины с ловкостью
пролезает под стол, достает бумажку и, кладя ее в карман, преважно говорит:
«Что Жуковский бросает, то нам еще пригодится».

Известно, что Жуковский проверял реакцией Пушкина качество
своих стихов: если Пушкин забывал какой-либо стих из ранее прочитанных ему
Жуковским, то тот его исправлял или совсем вычеркивал.

 Пушкин определял качество того или иного литературного
критика или читателя его отношением к поэзии Жуковского. В письме Кюхельбекеру
он упрекает друга в недостаточно уважительном отношении к Жуковскому: «Не
понимаю, что у тебя за охота пародировать Жуковского: это простительно Цертелеву,
а не тебе».

 Таким образом, каждый из поэтов являлся неоспоримым
авторитетом для другого.?

    
При сопоставлении художественных систем Пушкина и Жуковского одним из
определяющих критериев является критерий жизненных ценностей. У Жуковского –
вера в предопределенность судьбы, вера в то, что на этой земле надо уповать на
провидение. Жизненная философия Пушкина – это философия активной деятельности и
борьбы. Противоположность этих двух философских тенденций сказывается даже в
поэтике, в стиле, в образной символике.

    
Убежденная вера в бренность земного существования привела к исчерпанности у
Жуковского его самостоятельного творчества, и он рано перестал писать
оригинальные произведения. Чудесная элегия “Море” (1822) была последней. Как ни
велик подвиг Жуковского в истории поэзии, но уже во второй половине 20-х годов
он воспринимался только как переводчик.                                

  Лично
меня очень заинтересовал том факт биографии поэтов, что сказки «Спящая царевна»
и «Сказка о мертвой царевне» были написаны Жуковским и Пушкиным в результате
шуточного поэтического состязания на лучшую обработку народной сказки. Мне
стало интересно, насколько похожи эти сказки, много ли общего в них, какие у
них первоисточники и как они перекликаются с ними.  Я решил, что  темой моей  
научно – исследовательской работы будет: «Сравнительный анализ «Сказки о
мертвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина  и «Спящей
царевны» Василия Андреевича Жуковского».

Считаю, что тема моей работы актуальна, так как на уроках
литературы в 5 классе, при изучении сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях», ребята моего класса вместе с учителем литературы
проводили сравнительный анализ данного произведения со сказкой В. А. Жуковского
«Спящая царевна». При изучении данной темы мы столкнулись с трудностями, так
как литературных статей по сравнению данных произведений нам удалось найти
очень мало. И тогда  мы решили сами  провести сравнительный анализ двух сказок
и выявить  их сходства и различия.

   Материал, полученный в результате нашего исследования,
поможет ученикам лучше понимать произведения и характеры героев.

 Я
решил сравнить эти произведения.

1. Сравнительный анализ сказок А. С.
Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Спящей царевны» В. А.
Жуковского».

1.1 Название сказок

    
Свою исследовательскую работу я начал со сравнения названий сказок. У Александра Сергеевича Пушкина произведение называется
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», а у Василия Андреевича
Жуковского  — «Спящая царевна». Уже в заглавии мы видим два совершенно разных
эпитета: мертвая и спящая. У Александра Сергеевича  в названии произведения
озвучено, что сказка не только о мертвой царевне, но еще  и о семи богатырях».
Но в обеих сказках одна и те же героиня — царевна.

Вывод:
у Александра Сергеевича  название произведения  более емкое и содержательное,
чем у Жуковского.

1.2 История создания

Затем
я изучил историю создания произведений. Изучая  литературные статьи,  выяснил,
что лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они
вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной.

Таким
образом, Василий Андреевич написал «Спящую царевну»   в период с 26 августа по
12 сентября 1831 г. Впервые сказка была напечатана в журнале «Европеец», 1832
года, № 1, январь, под заглавием «Сказка о спящей царевне». Сказка написана
была в Царском Селе. Источником для нее послужили немецкая сказка под 
названием «Шиповник» братьев Гримм, а Жуковский напечатал перевод,
озаглавленный «Царевна-шиповник» и французский вариант сказки «Красавица,
спящая в лесу», французского писателя Шарля Перро. Жуковский объединил оба
варианта сказки в одной — «Спящей царевне».

«Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных сказок А. С.
Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино. В основу положена русская сказка,
записанная в селе Михайловском. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало»,
похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные
сказки Арины Родионовны.

Вывод: сказки написаны в разное время. Разница
между написанием сказок составляет 2 года. Жуковский писал свою сказку в
Царском  Селе, а Пушкин в Михайловском, в их основу были положены сюжеты разных
сказок и взяты они из разных источников.

1.3 Композиция

Затем
я приступил к чтению и исследованию текста.

В
обеих сказках есть зачин.

У Жуковского:

Жил-был
добрый царь Матвей;

Жил
с царицею своей.

Он
в согласье много лет;

А
детей все нет, как нет.

У Пушкина

Царь
с царицею простился,

В
путь-дорогу снарядился,

И
царица у окна

Села
ждать его одна.

Завязка:

У Жуковского:

встреча
царицы с раком-пророком и рождение маленькой принцессы,

У Пушкина:

смерть
царицы, появление во дворце мачехи.

Развитие действия:

У Жуковского:

Пир,
взросление царевны, царевна укололась веретеном и уснула, все придворные 
уснули, царский сын забрел во дворец; пробуждение ото сна царевны и всего
дворца.

У Пушкина:

Сватание
царевны, гнев и зависть мачехи. Чернавка уводит царевну в лес, жизнь царевны в
доме 7 богатырей, отравление царевны яблоком, погребение ее в горе, поиски
невесты королевичем Елисеем, спасение царевны, смерть царицы мачехи.

Кульминация:

У Жуковского:

На
колени ставши, к ней

Он
приблизился лицом:

Распалительным
огнем

Жарко
рдеющих ланит

И
дыханьем уст облит,

Он
души не удержал

И
ее поцеловал.

У Пушкина:

 Перед
ним, во мгле печальной,

Гроб
качается хрустальный,

И
в хрустальном гробе том

Спит
царевна вечным сном.

И
о гроб невесты милой

Он
ударился всей силой.

Гроб
разбился. Дева вдруг ожила.

Сказочная концовка одинакова — свадьба, пир.

У Жуковского:

Свадьба,
пир, и я там был

И
вино на свадьбе пил;

По
усам вино бежало,

В
рот ни капли не попало

У Пушкина

И
никто с начала мира

Не
видал такого пира;

Я
там был, мед, пиво пил,

Да
усы лишь обмочил.

Вывод:  я рассмотрел композицию произведений и
выяснил — композиция сказок похожа.

1.4 Сюжет

Рассмотрим
совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского.

Совпадения:

В
обеих сказках царевны прекрасны.

С
обеими царицами происходит несчастье по чьей-то вине.

Кто-то
хочет отомстить из-за зависти.

Зло
с царевнами совершают женщины.

Со
временем  с царевен снимается проклятие.

Обеих
героинь пробуждают женихи.

Обе
сказки заканчиваются свадьбами.

Различия.

Места
действия в сказках различны: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец,
терем в лесу, пустая гора.

 Судьбу царевны Жуковского предсказала
12-я фея — злая колдунья – она все  подстроила так и отомстила за то, что ее не
пригласили на пир.

У
Пушкина царевну выгнала из дома злая мачеха из-за зависти.

 У
Пушкина царевна умерла — у Жуковского уснула.

У
Пушкина царевна мертвая лежала в гробу в гроте 3 дня – у Жуковского — 300 лет
спала.

 Королевичу Елисею помогают силы
природы  отыскать царевну — царевичу Жуковского помогает старик.

Царевна
Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.

У
Пушкина царевна умерла от  яблока – у Жуковского от  веретена.

Пушкинская
царевна пробудилась от того, что её жених ударился  о гроб от горя — у
Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича.

У
Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья
исчезла.

1.5 Форма произведений

Форма
произведения: обе сказки написаны в стихотворной форме.

 Но
сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом

1.6 Герои сказок

  Рассмотрим
героев сказок.

  В
сказке Пушкина героями являются: царь с царицею, царица — мачеха, зеркальце,
царевна молодая, Королевич Елисей, Чернавка, 7 богатырей,

  В
сказке Жуковского: царь Матвей, царица, рак — предсказатель, царевна – дочь, 11
молодых Чародеек, ведьма,  царский сын, старик,

Вывод: в сказке Пушкина 13 героев, а
Жуковского  — 19. В обеих сказках есть царь, царица, молодые царевны и их
женихи. Перечисленные герои являются положительными в обеих сказках. Остальные
герои разные.

1.7 Средства художественной выразительности

Затем
я изучил средства художественной выразительности в сказках.

А. С. Пушнин «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Эпитеты:

1.С белой зари

2.Белёшенька земля

3.Сочельник самый 

4. Царица
высока,

5. Стройна

6. Бела

 7. Горда

8. Ломлива

9. Своенравна

10. Ревнива

11. Добродушна

12. Весела

13.  Всех милее

14. Румяней

 15. Белее

16 .Царевна молодая

17.
Белолица

 18.Черноброва

19.
Нраву кроткого

 20.
Торговых городов

 21.
Мерзкое стекло

 22.
Мать брюхатая

 23.
Зависти чёрной

 24.
Глушь лесная

 25.
С бабой гневной

26.
В такую даль

 27.
Красавица девица

28.
Дочка царская

29.
Бедный царь

 30.
Невеста молодая

 31.
В светлой горнице

32.
Лавки крытые

33.
Люди добрые

 34. Семь румяных

 35. Старый человек

 36. Парень румяный

 37. Красная девица

 38. Милая сестрица

  39. Зеленого вина

  40. Светлая светлица

  41.Утренней зарёй

 42. Руку правую

 43. Пятигорского черкеса

44. Молодцы честные 

45. Братья родные

 46. Царица злая

  47. Милых братьев

 48. Нищая черница

 49. Пёс проклятый

 50. Яблочко наливное

51. Молодое

52.  Золотое;

53. Сердце пёсье

54. Нежною рукой

55. Соку спелого

 56. Алым губкам

57. Белы руки

 58. Плод румяный

 59.
С молодецкого разбоя

 60.
В горести душевной

 61.
С молитвою святой

 62.
Обряд печальный 

63.
Гроб хрустальный

 64.
Мертвою сестрою

 65.
Твоя краса

 66. 
Доброй вести

 67.
Горько плачет

 68.
Круглый год

 69.
С тёплою весною

 70.
Тёмной ночки 

 71.
позолоченный дружок

72. 
Круглолицый

73. 
Светлоокий

 74. 
Месяц ясный 

75.
Девы красной

 76.
Сине море

 77.
Ветер буйный

 78.
Речкой тихоструйной

 79.
Высокая гора

 80.
Глубокая нора

 81.
Во тьме печальной

 82.
Гроб хрустальный

 83.
Прекрасную невесту

 84.
Гора крутая

 85.
Страна пустая

 86.
Тёмный вход

 87.
Тьма печальная 

88.
Изумлёнными глазами

 89.
Дочка царская

 90.
Злая мачеха.                                                                 

В. А. Жуковский  «Спящая царевна»

Эпитеты:

  1. Добрый
    царь
  2. Зеленый
    берег
  3. Добрый
    рак
  4. Знатный
    пир
  5. Чародейки
    молодые
  6. Хромоногая
  7. старая
  8. Злая
  9. Разумный
    царь
  10. Драгоценные
    блюда
  11. Золотые
    блюда
  12. Хлебосольный
    царь
  13. Званные
    гости
  14. Майский
    цвет
  15. Душная
    горница
  16. Пряжа
    тонкая
  17. Огромный
    дом
  18. Царский
    дом
  19. Глубокий
    сон
  20. Мухи
    сонные
  21. Дремучий
    лес
  22. Темный
    лес
  23. Страшный
    бор
  24. Царский
    сын.
  25. Чудесный
    бор
  26. Чудесный
    сон
  27. Сон
    волшебный
  28. Гробовая
    тишина
  29. Приворотный
    лай                                                                 (Приложение
    № 1)

Вывод: в сказке Пушкина эпитетов больше. Все
они различны.

Сравнения у Жуковского:

  1. Грудь,
    как свежий снег, бела
  2. Вспыхнул
    вдруг, как от огня;
  3.  Начал
    жить да поживать, Как дотоле, без забот.          

Сравнения у Пушкина:

1.Год прошел как сон пустой,

2.Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее;

3. Всех я краше;

4. Он лесного зверя злей.

Вывод: сравнений у Пушкина больше.                                 
(Приложение № 2)

Олицетворение у Жуковского:

  1. Рак
    сказал царице так

Олицетворение у Пушкина

1

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.


2.

И
ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,

Всех
румяней и белее».

3.

Что
же зеркальце в ответ?

«Ты
прекрасна, спору нет;

Но
царевна всех милее,
Всех румяней и белее».


4.

Зеркальце
в ответ:
«А царевна всё ж милее,
 Всё ж румяней и белее».

5.

И
молва трезвонить стала:

6.

День
за днем идет, мелькая,

7

И
ей зеркальце в ответ:

«Ты
прекрасна, спору нет;
 Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей

Та,
что всё ж тебя милей».

8.
И услышала в ответ:
 «Ты, царица, спору нет,
 Ты на свете всех милее,
 Всех румяней и белее».

9
— 13

«Свет
наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?

14 —  18

Красно солнце отвечало,

 Я царевны не
видало
.
 Знать ее в живых уж нет.
 Разве месяц, мой сосед,
 Где-нибудь ее да встретил
 Или след ее заметил».

19
—  23

«Месяц,
месяц, мой дружок,
 Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,

И,
обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.

Аль
откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете

Ты
царевны молодой?

24
—  29

«Братец
мой,
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.

На стороже я стою

Только
в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». — «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
 « Погоди; об ней, быть может,
  Ветер знает. Он поможет.
30 —  37

«Ветер, ветер!
Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный…
Вывод: олицетворений в сказке Пушкина значительно больше.   (Приложение № 3)

Анафора у Жуковского:

1. Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

2.Будешь
чудо красоты;

Будешь
всем на радость ты…

3.Начал
пить, и есть, и спать,

Начал
жить да поживать…

  1. Гостья
    жданная у нас.

Гостья званная вошла

  1. Кони
    корму не едят,

Кони сном глубоким спят.

  1. Что
    средь бора дом стоит,

Что царевна в доме спит,

Что проспать ей триста лет,

Что теперь к ней следу нет.

  1. Как
    царевна в доме спит,

Как ее чудесен сон,

Как три века длится он,

Как во сне царевна ждет.

  1. Как
    опасны в лес пути,

Как пыталася дойти…

  1. Тот
    как вкопанный сидит;

Тот не двигаясь идет;-

Тот стоит, раскрывши рот,

  1. Неподвижно
    смотрит он,
  2. Неподвижно
    спит она.

Анафора у Пушкина:

  1. И
    царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась.

  1. Да
    как руку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет.

3. И до смерти испугалась

И взмолилась: «Жизнь моя»!

4.За красавицей душой

За невестой молодой.

  1. Аль
    откажешь нам?

Аль товар не по купцам?

  1. Словно
    сердце песье ноет,

      
Словно хочет ей сказать.

  1. Так
    свежо и так душисто,

Так румяно- золотисто.

  1. Кто
    в глаза ему  смеется,

Кто скорее отвернется.

  1. Ты
    гоняешь стаи туч,

     
Ты волнуешь сине море.

Вывод: анафору чаще использует Жуковский.                               
(Приложение № 4)

2 Исследование творческих работ учащихся 6 класса МОУ СОШ с. Пушанина
по сказкам Пушкина и Жуковского.

  Затем
я провел небольшой эксперимент, в котором приняли участие ребята 6 класса. Всех
учеников я поделил на две группы. Первая группа прочла сказку А. С. Пушкина
««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», а вторая  «Спящую царевну»
Василия Андреевича Жуковского». После прочтения ребятам было предложено
нарисовать по сюжетам сказок рисунки.

Вывод: рисунки по своему содержанию тоже
различны.

3 Анкетирование среди учащихся школы МОУ СОШ с. Пушанина.

  Затем
я провел анкетирование среди учащихся нашей школы.  В анкетировании принимали
участие 126 человек.

  На
вопрос: «Какая сказка вам более известна: сказка В. А. Жуковского «Спящая
царевна» или А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне или о семи богатырях?»

41
человек – назвали сказку Жуковского, 114 – сказку Пушкина.

На
вопрос: «На сюжеты каких сказок похожи данные  сказки?

«Белоснежка
и семь гномов» братья Гримм – 28.

«Спящая
красавица» Шарль Перро – 8.                                            
(Приложение № 5)

Заключение

Исследовав сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и А. С.
Пушкина «Сказка о мертвой царевне или о семи богатырях?», я пришел к выводу,
что в данных сказках больше различий, чем общего. Так как я нашел и доказал 20 различий
и 8 сходств.    

(Приложение № 6)

Различия.

 Данные произведения имеют разное название, разную история
создания, написаны они тоже в разное время и их источники тоже были различны.
Авторы используют разные средства художественной выразительности и в разных
количествах. В сюжете сказок тоже наблюдается много различий. Например,  места
действия в сказках различны: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец,
терем в лесу, пустая гора.

 Судьбу царевны
Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья – она все  подстроила так и
отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

У Пушкина царевну выгнала из дома злая мачеха из-за
зависти.

 У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация)
— у Жуковского уснула.

У Пушкина царевна мертвая лежала в гробу в гроте 3 дня – у
Жуковского — 300 лет спала.

 Королевичу Елисею
помогают силы природы  отыскать царевну — царевичу Жуковского помогает старик.

Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у
Жуковского спит дома.

У Пушкина царевна умерла от  яблока – у Жуковского от 
веретена.

Пушкинская царевна пробудилась от того, что её жених
ударился  о гроб от горя — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя
царевича.

У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у
Жуковского злая колдунья исчезла.

Рисунки, выполненные ребятами 6 класса по сказкам тоже
различны.

Сходств значительно меньше:

Похожа
композиция произведений.

В
обеих сказках царевны прекрасны.

С
обеими царицами происходит несчастье по чьей-то вине.

Кто-то
хочет отомстить из-за зависти.

Зло
с царевнами совершают женщины.

Со
временем  с царевен снимается проклятие.

Обеих
героинь пробуждают женихи.

Обе
сказки заканчиваются свадьбами.

Список литературы

1.     
Азадовский М.К. Источники сказок Пушкина. – М., 1991

        
2.   Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.

  
3. Ефимов Н. История русской литературы в годы революции, «Печать и революция»,
1922; кн. VII, гл. IV; «Литературное наследство», XVI—XVIII, М., 1934

  
4.  Ефремов П., Мнимый Пушкин в стихах, прозе и изображениях, СПБ, 1903;

         5. Жуковский
В. А. Спящая царевна. М., ЭКСМО, 2005.

  
6 . Лазарев В.Я.Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М.,
1984.

       
7. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. М.,1966

8.     
Непомнящий В. О сказках Пушкина.//Пушкин А.С.
Сказки. М.,1967

9.     
Покровский В. И., А. С. Пушкин. Его жизнь и
сочинения, Сборник историко-литературных статей, М., 1905;

     
10. Пушкин А. С. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. — М.:
Астрель АСТ, 2003 .

         11.  Сказки братьев Гримм. М. 1997.

  
12.. Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1970.

  
13.Энциклопедический словарь юного литературоведа.  – М.:
Педагогика-пресс, 1998.

Интернет-ресурсы:

zhukovskiy.ouc.ru/zhykovskii-russian-culture.html

www.zhukovskiy.net.ru

www.a4format.ru

hrono.ru/biograf/bio_zh/zhukovski_va.php

  • Царь гвидон сказка пушкина текст
  • Царевна будур сказка как называется
  • Царевна из сказки о мертвой царевне и семи богатырях рисунки
  • Царевна лягушка кого встретил иван царевич в пути в сказке
  • Царевич нехитер немудер русская народная сказка читать полностью