Царевна разрешающая загадки сказка читать

Автор на чтение 7 мин. просмотров 81 опубликовано 08.03.2021 картина в. васнецова спящая царевна спящая царевна сказка в. а.

На чтение 7 мин. Просмотров 81 Опубликовано

Картина В. Васнецова «Спящая царевна»

«Спя́щая царе́вна» — сказка В. А. Жуковского, написанная 26 августа — 12 сентября 1831 года в Царском селе[1]. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам сюжета немецкой народной сказки «Царевна-шиповник» (нем. Dornröschen), которую он нашёл у братьев Гримм, и французской «Красавица, спящая в лесу» (фр. La Belle au Bois Dormant), обработанной Шарлем Перро. Впервые сказка напечатана в журнале «Европеец», 1832, № 1, январь, стр. 24—37, под заглавием «Сказка о спящей царевне».

История создания

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразный спор: кто лучше напишет сказку, по стилю напоминающую русскую народную. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя»[2].

Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане».

Сюжет

У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась долгожданная дочь. В честь рождения маленькой царевны начинается большой пир, на который пригласили 11 из 12 волшебниц, живших в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-я и предрекла смерть царевны в 15 лет от укола веретена. 11-я, которая не успела ничего пожелать, сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет. Царь, испугавшись, запретил подданным вообще прясть и убрать из царства всё, что связано с прядением. В назначенном возрасте девочка всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через 300 лет её разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра

В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.

ПожаловатьсяСодержание:

История создания

Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.

Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.

Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:

  • борьба добра со злом;
  • благородные поступки;
  • любовь.

В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.

Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.

Основные действующие герои

В сказке есть около десятка действующих персонажей, судьбы которых тесно переплетены. Главными героями «Спящей красавицы» являются:

  • принцесса — долгожданная дочь царя и царицы;
  • принц, разбудивший принцессу от столетнего сна;
  • царь Матвей и его супруга — родители царевны, правители королевства, в котором происходило действие;
  • добрые феи, наделившие новорожденную царевну хорошими качествами;
  • старая злая волшебница, пожелавшая малышке умереть в 15 лет;
  • старуха, по вине которой главная героиня укололась веретеном и уснула на 100 лет.

Краткое содержание

Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.

На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.

В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.

Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.

Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.

Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/спящая_царевна
  • https://vashurok.ru/questions/kakaya-istoriya-sozdaniya-skazki-zhukovskogo-spyaschaya-tsarevna
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/spyashchaya-tsarevna.html

Тема раздела:$ «Сказка мудростью богата».

Тема: Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева».

Цели:

формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результат$е совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.$

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

$Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

$4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению $и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

Фонетическая разминка.

По поднебесью, братцы, медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит.

У нашего луня,

У милого друга,

Сорок кадушек

Солёных лягушек,

Сорок амбаров

Сухих тараканов.

Прочитайте с радостью, восхищением, злостью, удивлением, вопросительно.

$— Что вы прочитали?

— Как вы думаете, почему для фонетической разминки я выбрала именно небылицы?

— Отгадайте, что за фразу зашифровал Афанасий, и вы узнаете тему нашего урока.

АКЗАСА ДУСОРЬМЮТ ТОГАБА.

(Сказка мудростью богата.)

— С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

— А почему дева?

— Ребята, а как вы думаете, почему мудрая, а не «умная»?$

МУДРОСТЬ — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.
Умный — обладающий здравым умом, сообразительностью.

II. Развитие умений.

$- Сколько героев действует в первой части сказки? (5.)

. Подготовка к инсценированию 1-й части сказки.

Обязательно ли должен быть автор? (Нет.) Если автора у нас не будет, то его слова должны принадлежать героям. Давайте добавим необходимые слова, составим сценарий: определим, кому и к$акие принадлежат слова и как их надо произносить, как надо двигаться артистам.

Вариант сценария.

Спят два брата. Богатый встаёт, видит жеребёнка, будит бедного.

Богатый. Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила.

Бедный (вставая, с удивлением). Как можно, чтобы телега жеребёнка родила? Это моя кобыла принесла.

Богатый ($хитро). Кабы твоя кобыла принесла, жеребёнок бы подле был.

Бедный. Пойдём к царю. Пусть он рассудит нас.

Богатый. Пошли.

Идут по сцене. Приходят к царю. Кланяются.

Бедный$. Царь-батюшка, не вели казнить, а вели слово молвить. Рассуди нас, государь, кто прав. Скажи, кому жеребёнок принадлежит: его телеге или моей кобыле.

Царь (задумчиво). Вот что я решил. Загадаю вам четыре загадки и сроку дам три дня. На четвёртый приходите, ответ дайте. Кто отгадает, того и жеребёнок. Вот слушайте первую загадку: что всего в свете сильней и быстрей? А вот остальн$ые: что всего в свете жирнее? Что всего мягче? Что всего милее?

Братья кланяются и уходят. Богатый идёт, почёсывает затылок, останавливается.

Богатый (с облегчением). Пойду-ка я к своей куме, совета у неё попрошу.

Дальше по книге, с. 20–22.

Инсценирование сказки.

Анализ выступлений учащихся:

Доставили ли вам удовольствие артисты своей игрой?

Кто, на ваш взгляд, удачнее передал характер героя?

Что бы вы посоветовали другим исполнителям?

$- а был ли автор? Как мы без него обошлись?

Выборочное чтение.

— Какой персонаж отсутствовал в сценке?

КУМА – крестная мать по отношению к родителям.

— Найдите в тексте, как на загадки ответила кума? Можно сказать, что она глупа? (Нет, просто для неё важнее всего в жизни её дом, хозяйство, её семья.)

$ Чтение 2 части по ролям.

Работа с пословицами.

  • Ум — хорошо, а два – лучше.

  • Умный отличен от глупого.

  • Полна ума палата.$

  • Смекалка и ум к победе ведут.

  • Плохи дела – где сила без ума.

— Что общего у пословиц?

— А какая из пословиц могла бы служить названием сказки «Мудрая девушка»

ФИЗМИНУТКА (Мультфильм «Небылицы в лицах» Весёлая карусель выпуск №5)

2. Сопоставление сказок разных народов. Заполнение таблицы.

— Были прочитаны три сказки. Какие?

— Что их объединяет? (Бытовые)

Прочитайте сказочные приметы, записанные на доске.

На доске:$ зачин, концовка, волшебные герои, народная мудрость, троекратный повтор, волшебные события, добро побеждает зло.

Выберите те сказочные приметы, которые есть у бытовых сказок.

Зачин, концовка, троекратные повторы, народная мудрость, добро побеждает зло.

В бытовых сказках задумка, вымысел проявляется благодаря необычной сюжетной ситуации, волшебного элемента подчас не содержится вовсе.

А сейчас мы с вами постараемся определить, чем отличаются эти сказки друг от друга и что объединяет их.

$Учитель делает записи в таблице на доске, дети – в тетрадях на на с. 34.

Чьи это сказки?

Татарская

Киргизская

Русская

Назовите правителей этих стран

$Падишах

Хан

Царь

Кто был мудрым?

Старик

Девушка Даанышман

$Девочка-семилетка

Сколько в сказке загадок?

3

3

4

Какие?

— как определить, где находится камень?

— как отличить молодого коня от старого?

-как определить, какое из двух брёвен отпилено от верхней половины, а какое от нижней?

— какое расстояние между востоком и западом?

$- какое расстояние между небом и землёй?

— какое расстояние между правдой и ложью?

— что быстрее и сильнее?

— что всего жирней?

— что всего мягче?

— что всего милей?

Кому помогла мудрость?

— юноше

$— старику

— народу

— джигиту

— девушке Даанышман

-старику

$Какие концовки у сказок?

Видно и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдёшься!” — сказал падишах и отменил свой жестокий приказ.

Стыдно стало ему перед женой-умницей. Он понял, что был не справедлив.

Присудил отдать жеребёнка бедному мужику.

Что ценит народ в героях сказок?

$— ум

— мудрость

— ум

— мудрость

— ум

— мудрость

— догадку

Вы заметили, что во всех трёх сказках всесильные правители признали себя побеждёнными? Почему?

Вывод. Мудрость всегда была в почёте. Все народы во все времена ценят умны$х, мудрых людей. Ум, находчивость, метко сказанное слово, житейская мудрость часто спасали людей в трудные минуты.

3. В сказках загадка нередко использовалась для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а, порой и саму жизнь. Можно вспомнить такие сказки: «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Царевна, разрешающая загадки», «Вещий сон», «Мудрые ответы», «Семилетка»). Похожие сказки есть и у других народов мира.

В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником, давала ему право на ночлег.

Издревле на Руси устраивали бои загадок. Участники делились на две группы и по очереди загадывали и отгадывали загадки. Такое состязание называется стенка на стенку, как в кулачном б$ою, поэтому и говорили — бой загадок.

В древнегреческом мифе, злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку. Сфинкс — мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Загадка Сфинкс звучала примерно так: «Кто имеет четыре ноги $утром, две днем, три вечером, и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?». Не отгадавшего героя постигала смерть. Разгадал загадку только Эдип. Ответ таков: это ЧЕЛОВЕК. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.

КРОССВОРД

— Посмотрите на предложенные в кроссворде загадки, на какие две группы их можно разделить? (Авторские и народные загадки.)

РЕЗЕРВ: Ребята, а Афанасий Фёдорович хочет вас пригласить в сказку “Умная внучка” в обработке А.Платонова.$

ΙΙΙ. Итог урока.

С каким настроением уходите с урока?

Как бы вы сами оценили свою работу?

ΙV. Домашнее задание (на выбор).

  1. Прочитать сказку «Умная внучка» в обработке А.Платонова.

  2. Найти в каждой из прочитанных сказок загадки и перечитать их. Определить самую мудрую.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Царевна змея сказка читать
  • Художественный мир некрасова сочинение
  • Художественные детали в рассказе чехова толстый и тонкий составить таблицу
  • Хронятся или хранятся как пишется слово
  • Хрустальная книга сказок clever
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии