Царевна лягушка встреча с волшебной сказкой 5 класс конспект урока

Урок 4. русские народные сказки. царевна-лягушка как волшебная сказка урок 5. царевна-лягушка. василиса премудрая и иван-царевичурок 6. царевна-лягушка. поэтика волшебной



Урок 4. Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка
Урок 5. «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич
Урок 6. «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки

УРОК 4
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» КАК ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

Основное содержание урока.
Повторение сведений о сказках. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.

Основные виды деятельности учащихся.
Актуализация полученных в начальной школе представлений о сказках. Чтение статьи учебника «Русские
народные сказки». Выделение в ней жанровых особенностей сказок. Групповая работа с иллюстративным материалом из раздела «Продолжаем знакомство с
фольклором» по общему плану. Чтение статьи учебника «Жанры народных сказок», толкование структурных элементов сказок. Восприятие и выразительное
чтение сказки. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью
словарей и справочной литературы. Выражение личного отношения к прочитанному (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).
Самостоятельная работа. Письменное выполнение задания из раздела «Продолжаем знакомство с фольклором»; самостоятельное чтение
сказки «Царевна-лягушка» (до конца) и составление её плана; художественный пересказ одного из эпизодов сказки. Работа с иллюстративным материалом к
сказке по вопросам и заданиям практикума «Читаем, думаем, спорим…». Подбор материалов на тему «Художники — иллюстраторы сказок» с использованием
интернет-ресурсов, подготовка к выполнению коллективного учебного проекта.
Проект. Составление под руководством учителя электронного альбома «Художники — иллюстраторы сказок».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Повторение сведений о сказках

Вступительная беседа (актуализирует представления пятиклассников о сказках, сформированные в начальной школе):

Назовите ваши любимые сказки. Чем они вам нравятся? Перескажите кратко интересные эпизоды прочитанных вами сказок.

Кто является героем сказок? Есть ли у сказки автор? Кто он?

Чем похожи и чем отличаются события, изображённые в сказках, от реальной жизни?

Чем обычно заканчиваются народные сказки?

В чём необычность языка сказок?

II. Чтение статьи учебника «Русские народные сказки»
и выделение в ней характерных особенностей
сказок (см. статью ниже):

в сказке есть фантастические и неправдоподобные элементы;

в сказке действуют и говорят не только люди, но и животные;

образы и сюжеты сказок вошли в пословицы;

сказки воссоздают старый быт;

народные сказки не знают непоправимых несчастий, у них всегда счастливый конец;

в сказках отражаются народные представления о нравственности и красоте.

III. Работа с иллюстративным материалом
в разделе учебника «Продолжаем знакомство с фольклором»

(см. раздел ниже) в группах

Г р у п п а 1.
«Морозко».

Г р у п п а 2.
«Кот, петух и лиса».

Г р у п п а 3.
«Гуси-лебеди».

Г р у п п а 4.
«По щучьему велению».

Общий план работы с материалами учебника:

1. Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Назовите автора иллюстрации.
2. Прочитайте отрывок из сказки.
3. Вспомните название сказки.
4. Перескажите кратко её финал.
5. Дайте краткий ответ на вопрос, как в сказке отразились народные представления о нравственности и красоте.

IV. Чтение статьи учебника «Жанры народных сказок» (см. статью ниже):

Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных/

Знакомство с понятиями постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка.

V. Чтение сказки «Царевна-лягушка» с начала до слов
«Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно», поиск незнакомых слов и определение их значения.

VI. Обобщающая беседа:

Что нового вы узнали о сказках?

Назовите жанры народных сказок. Чем они различаются? Приведите примеры.

Понравилось ли вам начало сказки о царевне-лягушке? К какому жанру относится сказка «Царевна-лягушка»?

Домашнее задание

Выполнить письменно задание 2 из раздела учебника «Продолжаем знакомство с фольклором».

Дочитать сказку «Царевна-лягушка» до конца, составить её план, выполнить задание 3 из раздела учебника «Волшебная сказка и её герои» или подготовить
художественный пересказ одного из эпизодов сказки:

• Поиски невест.
• Выполнение царских заданий.
• На царском пиру.
• Иван-царевич ищет царевну-лягушку.
• У Бабы-яги.
• Помощники Ивана-царевича.

Групповое задание.

С помощью учителя и родителей подобрать в Интернете иллюстративные материалы на тему «Художники — иллюстраторы сказок» (подготовка к выполнению
коллективного проекта), распределить задания в группе по подготовке проекта.

Индивидуальное задание.
Рассмотреть иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка» из практикума «Читаем, думаем, спорим…» и ответить на вопросы к сказке.


УРОК 5
«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА».
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ И ИВАН-ЦАРЕВИЧ

Основное содержание урока
Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств. Сказка в актёрском исполнении. Иван-царевич как победитель
житейских невзгод. Животные-помощники. Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-яги и Кощея Бессмертного. Народная мораль в характере и поступках героев.

Основные виды деятельности:
Различные виды пересказа фрагментов сказки, чтение эпизодов сказки по ролям, устное рецензирование чтения и пересказов одноклассников. Характеристика
сказочных героев (в том числе сравнительная) и средств создания их образов: Василисы Премудрой, Ивана-царевича, животных-помощников, Бабы-яги и Кощея
Бессмертного (по группам). Прослушивание материалов фонохрестоматии и рецензирование актёрского чтения. Чтение
и обсуждение статьи учебника «Герои народных сказок в оценке писателей». Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на проблемный вопрос.
Практическая работа. Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану.
Самостоятельная работа. Устное выполнение заданий из раздела «Продолжаем знакомство с фольклором»; подготовка к сказыванию сказки
с использованием сказочных композиционных элементов; устные рассказы о главных героях сказки (по выбору); создание иллюстраций к сказке, подготовка
к их презентации, устные рассказы о понравившихся иллюстрациях к сказкам.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Пересказ фрагментов сказки, чтение эпизодов сказки по ролям, рецензирование чтения и пересказов одноклассников.

Беседа о героях начнётся с ответа на вопрос 2 из раздела учебника
«Волшебная сказка и её герои»
. Эту работу можно организовать в группах.

I. Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе
Василисы Премудрой лучших человеческих качеств.
Сказка в актёрском исполнении

Г р у п п а 1. Василиса Премудрая.

Как выглядела царевна-лягушка?

Найдите в сказке описания её внешности (в болоте, на пиру). Какой вывод можно сделать об истинной и ложной красоте?

Как Василиса Премудрая выполняла царские задания?

Прочитайте, как она пекла хлеб и ткала ковёр.

Почему у неё результаты работы оказывались выше, чем у жён других царевичей?

Как выглядела и вела себя Василиса Премудрая на пиру у царя? Почему она всё время хотела помочь Ивану-царевичу?

Используя материалы фонохрестоматии, послушайте, как читает актриса слова Василисы Премудрой. Какие качества её
характера передаются в чтении?

II. Иван-царевич как победитель житейских невзгод

Г р у п п а 2. Иван-царевич.

Опишите, что чувствовал Иван-царевич, когда его стрела попала к лягушке.

С каким настроением Иван-царевич получал задания царя для своей жены и как он воспринимал её работу? Найдите в сказке примеры, подтверждающие ваши мысли.

Почему Иван-царевич поторопился сжечь лягушачью кожу? Как это его характеризует?

Найдите в сказке описание трудностей, которые преодолевал Иван-царевич в поисках жены. Что можно сказать о его характере?

Подберите определения, характеризующие героя.

Перескажите один из эпизодов сказки от лица Ивана-царевича, передавая его чувства и настроение.

Почему его путь к Василисе Премудрой был таким долгим и трудным?

III. Животные-помощники.
Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-яги и Кощея Бессмертного

Г р у п п а 3. Помощники Ивана-царевича.

С кем встретился Иван-царевич в пути?

Кто помогал ему в поисках жены?

Почему животные помогали Ивану?

Какими показаны в сказке Баба-яга и Кощей Бессмертный? Почему?

Перескажите, как животные помогали Ивану победить Кощея.
Постарайтесь передать при этом чувства рассказчика, его отношение к событиям.

IV. Народная мораль в характере и поступках героев

Чтение и обсуждение статьи учебника «Герои народных сказок в оценке писателей».

V. Письменный ответ на вопрос (работа может быть закончена дома):

— Как в характере и поступках героев отразились народные представления о добре и зле (на примере черт характера и поступков одного из героев сказки)?

Домашнее задание

Выполнить устно задания 4 и 5 из раздела учебника «Продолжаем знакомство с фольклором».

Выписать из сказки о царевне-лягушке примеры присказки, зачина, концовки, повторов, постоянных эпитетов и подготовиться сказывать сказку с
использованием этих композиционных элементов.

Подготовить устные рассказы о Василисе Премудрой и Иване-царевиче (по выбору).

Индивидуальные или групповые задания.

Создать иллюстрацию к сказке о царевне-лягушке (или к самостоятельно прочитанной сказке)
или принести в класс иллюстрированные издания сказок, подготовив рассказ о понравившихся иллюстрациях.


УРОК 6
«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА».
ПОЭТИКА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

Основное содержание урока
Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика
в волшебной сказке. Вариативность народных сказок.

Основные виды деятельности учащихся. Чтение, защита и рецензирование домашних письменных работ. Чтение статьи учебника «Обогащаем
свою речь» и сказывание фрагментов произведения с использованием сказочных элементов. Участие в коллективном диалоге о роли сказочных элементов
и языке сказок.
Выявление характерных для народных сказок художественных приёмов и фантастических элементов и определение их роли в сказке.
Выявление в сказках разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ животного, образ предмета). Сопоставление
вариантов сказок. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказке, рецензирование иллюстраций к сказкам из практикума «Читаем, думаем,
спорим…». Устные и письменные сопоставления иллюстраций разных художников к сказкам.
Самостоятельная работа. Письменное сообщение об особенностях народных сказок; подготовка к чтению по ролям фрагментов сказки
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; работа над коллективным учебным проектом «Мой любимый художник — иллюстратор сказок»; составление викторины
по иллюстрациям к сказкам.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Народная мораль в сказке: добро побеждает зло

Чтение и обсуждение 2—3 письменных работ

на тему
«Как в характере и поступках героев отразились народные представления о добре и зле?» и вступительная беседа:

Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

Как в сказке переданы народные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо?

II. Связь сказочных формул с древними мифами.
Изобразительный характер формул волшебной сказки

III. Чтение статьи учебника «Обогащаем свою речь» и сказывание фрагментов произведения с использованием сказочных элементов.

Обобщающая беседа:

Из прочитанных самостоятельно сказок приведите примеры зачинов, концовок, присказок. Чем они сходны и чем отличаются?

Подумайте, обязательны ли они в сказках и что исчезнет, если их убрать.

Приведите примеры постоянных эпитетов, троекратных повторений, преувеличений. Какова их роль в сказках?

Найдите в тексте сказки или в самостоятельно прочитанных сказках примеры старинных народных слов и выражений. Какой характер они придают повествованию?

Найдите в сказке примеры музыкального, ритмического повествования.

IV. Фантастика в волшебной сказке

Назовите элементы фантастики в прочитанных вами сказках.

Какие элементы фантастики чаще всего встречаются в сказках?

Животные и неодушевлённые предметы разговаривают и действуют;
героям сказок помогают волшебные предметы;
герои могут выполнить трудную работу за одну ночь, перенестись чудесным образом на далёкие расстояния, побывать на небесах,
под землёй и под водой.
Продолжите перечень фантастических событий в сказках.

Почему вера древнего человека в чудеса отразилась в сказках разных стран?

V. Вариативность народных сказок

Выполните задание 4 из раздела учебника «Волшебная сказка и её герои».

Какие ещё варианты других сказок вам известны?

Вспомните похожие сюжеты русских и зарубежных сказок. Чем они отличаются?

Почему в фольклоре существуют варианты одной и той же сказки?

С помощью устного словесного рисования создайте словесный портрет понравившегося вам героя сказки.

Рассмотрите в учебнике иллюстрации к сказке о царевне-лягушке. Назовите их авторов. Какие эпизоды сказки они иллюстрируют?
(Учитель может показать классу и другие иллюстрации к сказкам, найденные в практикуме «Читаем, думаем, спорим…», в художественных альбомах или в Интернете.)

Покажите классу свои иллюстрации к сказкам и объясните, почему вы создали именно такие иллюстрации.

Сравните иллюстрации разных художников к одним и тем же сказкам. Какие из них, по-вашему, наиболее близки к текстам сказок?

Домашнее задание

Подготовить письменное сообщение об особенностях народных сказок.

Прочитать самостоятельно сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» и подготовить чтение по ролям её первой части (три
поединка Ивана и чуда-юда).

Индивидуальное или групповое задание.

С помощью родителей создать компьютерную презентацию «Мой любимый художник-иллюстратор сказок» и подготовить рассказ о художнике-иллюстраторе сказок
с показом его работ (см. страницу «Иван Яковлевич Билибин – художник-иллюстратор»).

Составить викторину по иллюстрациям к сказкам.

Следующие уроки: Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


РУССКИЕ
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Что такое сказка? — таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории: о том, как лиса
училась у журавля летать, как шла далёкими лесными дорогами девица Марья к жениху Финисту, как ковёр-самолёт служил Ивану-царевичу…

Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. Но если не ответить на этот вопрос, создается ошибочное впечатление, что,
мол, сказка — пустяк, достойный занять лишь пустое воображение; «сказка — складка», «сказка — врака». Но если сказка только плетение словес, игра ума,
чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения занимают людей многие столетия?

А. С. Пушкин заметил:

Сказка — ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали
сказочникам, перенимали у них приёмы художественной выразительности, а главное, стремились удержать в собственном творчестве высоту полёта, богатство смысла
сказок.

Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы. Обронит кто-нибудь: «Битый небитого везёт!» — и вспоминается сказка о незадачливом волке. Скажут: «По щучьему
веленью» — и на память приходит чудак Емеля. Неумеренному мечтателю непременно напомнят сказку о молочных реках и кисельных берегах, а сказку про белого бычка
— хитрецу… Сказочные истории живут в сознании миллионов людей. В 1941 году Алексей Толстой в статье «Родина» писал: «Наша земля немало поглотила полчищ
наезжавших на неё насильников» — и тут же вспомнил сказку о бое Ивана — крестьянского сына с чудом-юдом на калиновом мосту…

Сказки словно подчинили себе время, и это касается не только волшебных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказок такая власть
над временем? Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу.

В подробностях воссоздаётся в сказке старый быт: невесту себе журавль нашёл недалеко — за болотом, в семи верстах. Мысли цапли, решившей исход сватовства,
типичны для старого времени: будет ли у журавля чем кормить жену?! Приключения животных похожи на людскую жизнь — и человеческим смыслом они-то и интересны.

Волшебные сказки — образец слияния развлекательного вымысла и того серьёзного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Сказки не знают непоправимых
несчастий. Они неизменно ставят героев в положение победителей, заставляют слушателей ликовать, когда чудовище повергнуто в прах, а злодей наказан.

Широко известны наряду со сказками о животных, волшебными сказками и сказки бытовые.
По В. Аникину

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ЗНАКОМСТВО
СО СКАЗОЧНЫМ ФОЛЬКЛОРОМ

1. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок.
Назовите эти сказки.
Подготовьте пересказ одной из них (на выбор).

Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре…
Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.

— Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!..

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеётся:
— На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

2. Прочитайте определение сказки в Кратком словаре литературоведческих терминов. С какими жанрами сказок вы познакомились? Приведите примеры каждого вида.

3. Иллюстрации каких художников к русским народным сказкам вам особенно нравятся? Почему?

4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них?

5. Обратите внимание на постоянные эпитеты в сказках, присказки, зачины, концовки.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ЖАНРЫ
НАРОДНЫХ СКАЗОК

Сказки о животных

Бытовые сказки

Волшебные сказки

«Лиса и волк»
«Лиса и журавль»
«Теремок»

«Кашица из топора»
«Жена-спорщица»

«Царевна-лягушка»
«Сивка-бурка»
«Марья Моревна»

Постоянные эпитеты — красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом, например: «живая вода»,
«добрый молодец», «красная девица».

Присказка — ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. Заканчивается она часто словами: «Это не сказка, а присказка, сказка
будет впереди». Например: «Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет в субботу,
когда поешь мягкого хлеба».

Зачин — начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке,
например: «Жил да был крестьянин…», «Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка…», «За тридевять земель, в тридесятом
царстве жил-был царь с царицею…», «В старые годы у одного царя было три сына…», «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…», «Жил да
был царь с царицею…».

Концовка — «После того они жили долго и счастливо», «Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец», «Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей
сказке конец», «И стали они вместе жить да поживать да добра наживать».

Итак, концовка — это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но ещё чаще и обращение к
слушателю («…а кто слушал, молодец») или рассказ сказочника о самом себе: «Ия там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

* * *
Вот какие премудрости есть у народной сказки, а без них и сказка не сказка. Запомним их, будем замечать, какие есть в сказках присказки, зачины, концовки,
постоянные эпитеты, повторы («жил-был», «ехали-ехали», «шёл-шёл»), как они украшают сказку, помогают её запоминать, сохранять важную особенность сказки
— напевность. Будем не рассказывать, не пересказывать, а сказывать её, как делали это сказочники.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА
«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» И ЕЁ ГЕРОИ

1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)? Какие особенности народной сказки вы в ней
обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.

2. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

3. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу? Постарайтесь рассказать близко
к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

4. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших народных сказок. Постарайтесь найти
примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки — ритмичное, складное, как стихотворение:

Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт,
где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут,
где кольнёт третий — птицы летят…

Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

5. Сказка — это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки
«Царевна-лягушка»? Кто помогал Ивану-царевичу? Почему? За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

6. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор? Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите
о чудесных помощниках.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

При подготовке пересказа, или, как мы говорим, cказывания, сказки обратим внимание на зачин, особое напевное его произнесение («В некотором царстве, в
некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич…»), решение царя женить своих детей, беспрекословное повиновение
сыновей решению батюшки, наконец, совет, как найти своих невест («Где стрела упадёт, там и сватайтесь», т. е. совет не перечить судьбе, довериться ей).

Очень важны при сказывании повторы: три раза летела стрела, три раза давал задание царь своим невесткам и три раза оценивал их работу.

В сказке передаётся народная мораль: хорошая работа Василисы Премудрой оценивается так, как оценил бы её народ («Вот этот ковёр в моей горнице по большим
праздникам стелить!», «Вот этот хлеб только в большие праздники есть!»); царевна-лягушка оберегает своего мужа от горестей и печалей («Не тужи, Иван-царевич!
Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!»).

В сказке много старинных народных слов и выражений (хлебы печь, диву дался, испекла к завтрему, узорами мудрёными, никогда таких не видывал, ни в сказке
сказать, ни пером описать, кликать мамушек, как мне не кручиниться, молвил, воротился и т. д.), их следует включить в пересказ.

Музыка, стихотворный ритм слышатся в описании труда царевны-лягушки. Прочитайте строки выразительно. Постарайтесь при чтении передать этот ритм.

Взяла она частые решета, мелкие сита,
просеяла муку пшеничную,
замесила тесто белое,
испекла каравай — рыхлый да мягкий,
изукрасила разными узорами мудрёными:
по бокам — города с дворцами, садами да башнями,
сверху — птицы летучие,
снизу — звери рыскучие.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)

Автор статьи Участник:Орлова Ольга

Царевна лягушка встреча с волшебной сказкой 5 класс конспект урока

Статья посвящена разработке системы уроков на тему: «Русская народная сказка «Царевна-лягушка»».

Она включена в учебный план по литературе 5 класса и рассчитана на 3 урока:
1.Сказка как вид народной прозы. Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
2.Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой.

3.Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Ивана-Царевича.

Перед началом проведения уроков по данной теме учителю необходимо разработать технологическую карту учебной темы. Карта разработана в программе Mindmeister.
Ниже представлены примеры информационных карт уроков.

Урок №1

Тема урока: Сказка как вид народной прозы. Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
Задачи урока:
-познакомить с волшебной сказкой;
-обучить художественному пересказу, в котором максимально сохраняется текст произведения;
-развить навыки беглого выразительного чтения.
Содержание учебно-познавательной деятельности учащихся:
До урока:
Из учебника В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева «Литература 5 класс» в 2-х частях (часть 1) прочитать статью «Русские народные сказки» на стр. №8-9
На уроке:
Беседа по вопросам с опорой на статью «Русские народные сказки», чтение сказки учителем из учебника В.Я. Коровиной «Литература 5 класс» стр.13-24, фронтальная беседа по вопросам учебника, помещенным после сказки- стр. 25 учебника, обучение художественному пересказу, составление и запись плана пересказа.
Методический инструментарий учителя:
До урока:
Прочитать статью в учебнике В.Я. Коровиной «Литература 5 класс» стр. №8-9; подготовить вопросы по статье; прочитать материал по сказкам (история, сказители); прочитать сказку «Царевна-лягушка» из учебника В.Я. Коровиной «Литература 5 класс» стр.13-24, подготовить план пересказа; разработать критерии оценивания устного ответа учащихся; разработать домашнее задание на следующий урок.
На уроке:
Организационный момент; провести опрос учащихся по прочтенной дома статье; познакомить учащихся с волшебными сказками, историей создания, рассказать о сказителях… кто они. Прочитать с выражением сказку, задать вопросы по волшебным сказкам; предоставить учащимся самим найти зачин, повторы, концовку; устная беседа по эпизодам сказки; оценить устные ответы учащихся; составить и записать план пересказа; выдать домашнее задание на следующий урок.

Урок №2

Тема урока: Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой.
Задачи урока:
-подготовить учащихся к анализу сказки;
-помочь увидеть художественные особенности жанра;
-помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера
Содержание учебно-познавательной деятельности учащихся:
До урока:
Прочитать сказку, подготовить пересказ одного эпизода, отметить границы начала и окончания всех эпизодов сказки.
На уроке:
Беседа по прочитанной сказке. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке. Чтение эпизодов. Вопросы по эпизодам сказки. Разыграть один эпизод, стараясь передать основные мысли фрагмента. Чтение второго эпизода по ролям, вопросы по эпизоду направленные на анализ образа героев, обсуждение черт характера героев. Чтение третьего эпизода-сравнительный анализ поведения царевен (вопросы по тексту эпизода); просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина (ссылка на иллюстрацию) и репродукции картины В. Васнецова. (ссылка). Беседа с учащимися, какой образ им ближе. Обобщающая беседа.
Методический инструментарий учителя:
До урока:
Подготовить вопросы к обобщающей беседе. Подготовить вопросы к эпизодам общие и на анализ образа героев. Подготовить презентацию с краткой информацией кто такой В. Васнецов и содержанием репродукции его картины; подготовить вопросы о картине; разработать домашнее задание на следующий урок.
На уроке:
Организационный момент; вступительная беседа; проверка домашнего задания; работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке; задать наводящие вопросы для подведения логических выводов по характеристике образа царевны-лягушки; продемонстрировать презентацию с краткой информацией кто такой В. Васнецов и содержанием репродукции его картины «Царевна-Лягушка»; беседа обобщающего характера; оценить работу учащихся на уроке; выдать домашнее задание на следующий урок.

Урок №3

Тема урока: Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Ивана Царевича.
Задачи урока:
-развивать речь учащихся
-научить обобщать проанализированный материал
-раскрыть внутренний мир героя
-закрепить изученный материал (провести тест)
Содержание учебно-познавательной деятельности учащихся:
До урока:
Подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком», подготовиться к тесту по сказке «Царевна-лягушка»
На уроке:
Отвечая на вопросы учителя и опираясь на прочитанную сказку, составить характеристику Ивана-царевича. Работа с текстом (работа над эпизодами), чтение и анализ по вопросам. Чтение в лицах и ответы на вопросы учителя. Письменно ответить на вопросы теста.
Методический инструментарий учителя:
До урока:
Подготовить вопросы к фронтальной беседе по содержанию сказки, подготовить вопросы по эпизодам с целью анализа эпизода, разработать вопросы общие и на анализ образа Ивана-царевича. Разработать и подготовить тест и критерии оценивания по пройденному материалу на тему: Сказка как вид устного народного творчества. Сказка «Царевна-лягушка».
На уроке:
Организационный момент; задать вопросы по эпизодам, вопросы по характеристикам героев сказки, вопросы по образу Ивана –царевича, проверка домашнего задания, оценка ответов учащихся; итоговая обобщающая беседа; проведение тестирования; выдать домашнее задание на следующий урок.

Ресурсы

  1. Царевна-лягушка
  2. Учебник по литературе 5 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев в 2-х частях. Часть 1.
  3. Программа Mindmeister

Урок литературы в 5 классе.

Тема урока: «Волшебная сказка «Царевна-лягушка».  Василиса Премудрая и Иван – царевич.».

Тип урока:  урок общеметодической направленности.

Цель урока:  научить давать характеристики героям, оценивать и обсуждать поступки и поведение сказочных героев, работать по содержанию текста.

Этап урока

Виды деятельности на уроке

Компетенции учителя

УУД

Результат

Организационный этап (мотивационный)

1

1. Приветствие учащихся

Организационная: уметь создавать ситуацию мотивации к обучению («стартовое желание учиться»)

Вступительное слово учителя:

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку … (пять)

Личностные, регулятивные:

• умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности»;

• установление целевых приоритетов;

• самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Личностные, регулятивные:

• выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;

• соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующих функций познавательного мотива;

• осознание самого себя как движущей силы своего научения

2.Проверка готовности учащихся к уроку

 (предметное портфолио учащихся, закладки в книгах, рабочие тетради, ручки, карандаши)

Коммуникативно-образовательная: формировать атмосферу исследования, творчества, сотворчества

Познавательные:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• формулирование проблемы

Познавательные:

• умение переходить от одного вида общения к другому;

• умение видеть проблему;

• проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству

Коммуникативные: речевые действия (речевое отображение): описание, объяснение, доказательство, убеждение содержания планируемых действий для достижения цели, решения задач в форме громкой социализированной речи, в форме внутренней речи

Коммуникативные:

• умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Технологии:  дифференцированный подход; индивидуально-личностное обучение, технология здоровьесбережения

Этап урока

Этап целеполагания: постановка целей и задач урока

2

1.Проверка Д/З

Учителем читаются либо слова героев сказки «Царевна – лягушка», либо их описание; учащимся необходимо определить, кто говорит эти слова в тексте, либо чье это описание:

— Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь.

—  Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят.

—  Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали, как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили.

—  Катится он по высоким горам, катится он по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам.

—  Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? Дело пытаешь или от дела лытаешь?

—  Снарядился, взял лук, да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою.

Как вы думаете, для чего мы с вами вспомнили героев сказки? Над чем мы будем работать на сегодняшнем уроке?

Методическая: уметь включать учащихся в разные виды исследовательской, аналитической деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы

Личностно-регулятивные:

• готовность к самообразованию;

• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Личностно-регулятивные:

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества с партнером;

Познавательные:

— формирование умения постановки и формулирования прблемы

— формирование умения делать выводы и  обобщения

— формирование умения производить отбор и вычленять нужную информацию

Познавательные:

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации;

• обнаруживать ценность или недостоверность информации, находить пробелы в информации и находить пути восполнения пробелов;

 • использовать приемы работы с учебной книгой

Коммуникативная: уметь определять и помогать учащимся формулировать проблему.

Коммуникативные:

— строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами

—  умение учитывать и предвидеть разные возможные другие мнения;

— умение обосновывать и доказывать собственное мнение;

Коммуникативные:

— использовать приемы работы с учебной книгой, аргументировать свой маршрут работы.

  Технологии: поэтапное формирование умственных действии; индивидуально-личностное обучение; первичное проектирование индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения.

Этап урока

Этап актуализации знаний, умений, навыков

3

1. Фронтальная устная работа по схеме: вопрос – ответ – коррекция ответа другими учениками – самокоррекция.

— Что такое сказка?

— Чем отличается авторская сказка от народной?

— Какие виды сказок нам известны?

— Расскажите об особом построении сказок.

— Что такое эпитет, гипербола?

— Для чего нужны  в сказках чудеса? Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках вам известны?

— Назовите любимые сказки и их героев.

— На какие две группы можно разделить сказочных героев? Назовите положительных и отрицательных героев сказки «Царевна – лягушка»

Образовательная: формирование понятий и организация своих и ученических действий на их основе

Личностно-регулятивные: — — умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их

— высказывать предположения на основе наблюдений.

— самостоятельно делать выводы

Личностно-регулятивные:

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации

2.Индивидуальное заранее подготовленное сообщение ученика о том, почему Василиса Прекрасная предстает пред нами в образе лягушки.

Коммуникативная: уметь определять и помогать учащимся формулировать цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций)

Познавательные:

• формирование навыков применения теоретических знаний

— формирование умения выстраивать верные и логически законченные высказывания

— преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Познавательные:

правильно применять теоретические знания

— разграничивать основную и дополнительную информацию

— преобразовывать и сохранять информацию

Рефлексивная: уметь занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев

Коммуникативные:    реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности

Коммуникативные:

• аргументировать свою точку зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод, выбор;

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающее обучение технология здоровьесбережения

Этап урока

Этап освоения нового (исследовательский этап)

4

1.Работа в группах  с опорой на вспомогательные карточки – подсказки. Составление характеристик  героев сказки по опорным вопросам:

Ι гр — Василиса Премудрая

— Как выглядела царевна-лягушка? Найдите в сказке описания ее внешности (в болоте, на пиру). Какой вывод можно сделать об истинной и ложной красоте?

— Как ВП выполняла царские задания? Прочитайте, как она пекла хлеб и ткала ковер. Почему у нее результаты работы оказались выше, чем у жен других царевичей?

— Как выглядела и вела себя ВП на пиру у царя? Почему она все время хотела помочь Ивану-царевичу?

ΙΙ гр – Иван – царевич

— Опишите, что чувствовал ИЦ, когда его стела попала к лягушке? С каким настроением ИЦ получал задания царя жля своей жены и как он воспринимал ее работу? Найдите в сказке примеры, подтверждающие ваши мысли.

— Почему ИЦ поторопился сжечь лягушачью кожу? Как это его характеризует?

— Найдите в сказке описание трудностей, которые преодолевал ИЦ в поисках жены. Что можно сказать о его характере? Подберите определения, характеризующие героя.

— Почему путь ИЦ к ВП был таким трудным и долгим?

ΙΙΙ гр – животные–помощники

— С кем встретился ИЦ в пути?

— Кто помогал ему в поисках жены? Почему животные помогали Ивану?

— Какими показаны в сказке Баба-яга и Кощей Бессмертный? Почему?

Методическая: включать в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывая индивидуальные способности учащихся к участию в самостоятельной и организации групповой (коллективной) деятельности

Личностно-регулятивные:

—  планирование – составление плана и последовательности действий;

—  формирование ситуации саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формирование опыта:

сотрудничества в совместном решении задач

—  соблюдать моральные нормы в отношении взрослых людей и сверстников в школе и дома, во внеучебных видах деятельности;

Личностно-регулятивные:

• устойчивый познавательный интерес;

• становление смыслообразующих функций познавательного, исследовательского, аналитического мотива

2.  Представление учащимися результатов проделанной работы; либо оценивание и дополнение, либо опровержение выступлений учащимися других групп.

Образовательная:     формирование навыков групповой работы с учебником;

актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действия

Познавательные:

—  поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания;

— умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

— определение основной и второстепенной информации;

— построение логической цепи рассуждений

— выработка навыков индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

Познавательные:

• откликаться на содержание текста:

– связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями, полученными из других источников;

– оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

• откликаться на форму текста:

– оценивать не только содержание, но и форму, а в целом – мастерство исполнения

– использовать полученный опыт, информацию для обогащения предметных знаний, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном тексте

Коммуникативная: установление правил продуктивной коллективной работы учащихся и учебных действий на их основе

Коммуникативные:

 —  умение  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

—  уважительное отношение к партнерам, внимание к чужой личности;

—  интеграция в группу (пару) сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым в условиях решения предметной задачи

Коммуникативные:

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные поставленной предметной задаче;

• строить монологическое контекстное высказывание;

• определять цель, функции участников, способы взаимодействия;

•формулировать вопросы;

• инициативно сотрудничать в поиске и сборе, обработке информации

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока;  дифференцированное обучение, проблемное обучение, технология здоровьесбережения

Этап урока

Этап закрепления знаний (этап фиксации)

5

Физ. минутка

Проводится  стоя у парт, учащиеся изображают зверей:

— Шел, шел Иван-царевич и пришел в дремучий бор. Попался ему навстречу медведь косолапый. Не убил зверя ИЦ, пожалел.

— Идет он чистым полем, глядь, а над ним летит большой селезень. И его пожалел ИЦ, не убил.

— Идет дальше ИЦ голодный, а навстречу ему косой заяц «скачет». «Убью этого зайца»,-подумал ИЦ, но и его тоже не убил.

— Вышел царевич к синему морю, а там на берегу, на желтом песке, лежит щука-рыба, тяжело  ртом дышит. Бросил ИЦ щуку в море, а сам пошел вдоль берега за своим клубочком.

Вот и мы с вами побывали в сказке.

1.Прослушивание фонограммы актерского чтения отрывка сказки «Царевна – лягушка»

2.Чтение по ролям учащимися  отрывка сказки

Ребята, мы с вами дали характеристику героям сказки и прослушали ее исполнение актерами, давайте попробуем показать героев такими, какими мы с вами их увидели, попробуем передать черты характера персонажей при чтении по ролям.

3.Обобщающая беседа:

Почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным?

— Почему героиня сказки названа Василисой Премудрой?

— Действительно ли третий сын Иван – дурак?

— Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

— На основе прочитанной сказки, сделайте вывод, что в представлении  русского народа было « хорошо и что такое плохо».

Образовательная: 

• актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действия

Личностно-регулятивные:

• умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и коррекции их;

• самостоятельное применение знаний в новой ситуации;

• формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом (составление текстов, материалов для устного ответа, сообщения; проведение самопроверки и взаимопроверки выполненной работы, редактирования текста и др.);

• рефлексия, коррекция, самокоррекция

Личностно-регулятивные:

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• выбирать альтернативные способы достижения цели и наиболее эффективный способ

Методическая: 

включать в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа учащихся

Познавательные:

— формирование навыков чтения по ролям

— формирование навыков строить умозаключения на основе самостоятельного анализа

Познавательные:

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации

— использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Организационно-рефлексивная:

создание условий для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» (проблемных зон) учащихся в участии в самостоятельной и групповой деятельности

Коммуникативные:

• формулирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, учителем;

• адекватное использование речи для планирования и регуляции (коррекции) деятельности и результатов выполнения предметной задачи

Коммуникативные:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

• владеть устной и письменной речью;

• строить монологическое контекстное высказывание

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающее обучение, проблемное обучение, технология здоровьесбережения.

Этап урока

Проектирование выполнения домашнего задания (комментирования)

6

1. Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»):

—  определите структуру сказки «Царевна-лягушка».Заполните таблицу композиционных элементов  сказки «Царевна-лягушка»

Экспозиция

Завязка

Развитие сюжета

Кульминация

развязка

—  нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки, объясните свой выбор

—  подготовьте устные рассказы о Василисе Премудрой или Иване царевиче

—  подготовьте пересказ понравившегося эпизода сказки

2. Комментирование содержания памяток для:

• подготовки к пересказу текста

• определения структуры сказки

Образовательная: формирование навыков

самостоятельного выделения основной и дополнительной информации и работы с алгоритмами

Личностно-регулятивные:

• уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• формирование умений по самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности

Личностно-регулятивные:

• проявлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Методическая: ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания

Познавательные: формирование и реализация навыков составления лингвистического (предметного) портфолио с целью накопления вспомогательного материала, направляющего выполнение домашних, самостоятельных заданий и способствующего системной подготовке к итоговой аттестации учащихся

Познавательные: создавать и преобразовывать модели, схемы, алгоритмы, рекомендации для решения предметной задачи (написания, сочинения, составления плана, пересказа текстов публицистического стиля по типу речи рассуждение)

Рефлексивная: формирование умения рефлексии учебных действий и результатов обучения учащимися на основе комментирования учителем достижений учащихся и путей преодоления затруднений в выполнении задания

Коммуникативные: отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи

Коммуникативные: в процессе коммуникации точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Технологии: анализ результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; дифференцированное обучение; индивидуально-личностное обучения,  технология здоровьесбережения

Этап урока

Этап диагностики и рефлексии

7

1. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

2. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале:

«5» —  Я — молодец, у меня все получилось …

«4» —  Я неплохо постарался, но мог бы и лучше, только нужно…

«3» —  У меня сего дня не получилось, потому что …

Организационно-методическая: проектировать способы и формы индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных затруднений учащихся

Личностно-регулятивная: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Личностно-регулятивная: формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности

Технологии: анализ результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения

Урок литературы в 5 классе по учебнику Г.С. Меркина на тему: « Русская народная сказка «Царевна-лягушка»».

Цели:

Выявление основной идеи сказки.

Формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа.

Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.

ХОД УРОКА

Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам к статье «Русские народные сказки».Анализ сказки.Лексическая работа

Объясните написание слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудрёный, молвить, дивиться, снарядиться.

Беседа с обучающимися

Выявление первоначальных впечатлений.О чём эта сказка? Назовите её героев.Кто из героев вам понравился больше всего и почему?Что вы знаете об этих героях? Иван-царевич –один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18- начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки» и др.)

Василиса- Премудрая –персонаж русских народных сказок. В большинстве из них Василиса-Премудрая –дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-Моревны, Елены Прекрасной.

Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?Сообщение обучающегося (исследовательская деятельность)

Согласно поверьям, лягушка –лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.

В христианстве она символизирует и положительные качества (Связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с тёмным миром, болезнью, смертью).

Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в рукава объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей –из косточек, озера – из остатков выпитого.

К каким сказкам относится сказка «Царевна-лягушка» (сказкам о животных, волшебным, бытовым)?3. Проверка домашнего задания (заполнение таблицы, план сказки).Какие пункты плана соответствуют экспозиции, завязке, развитию сюжета, кульминации, развязке?

Композиция волшебной сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Сватовство, приказы царя

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

Иван-царевич убивает Кащея

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Премудрой

Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей? У всякой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки не было. Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки.Где нашли невест старшие братья?Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», бежать?Почему братья смеются над Иваном-царевичем?Почему царь не стал противиться этому браку?Чтение по ролям эпизода «Первый приказ царя» от слов «Поклонились царевичи отцу и пошли…» до слов «Вот этот хлеб только в большие праздники есть». Что мы можем сказать о героине?Когда в сказке впервые появляется имя царевны (Василиса Премудрая)? Почему? Имя появляется тогда, когда героиня сказки начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчёркивается высокое превосходство и ценность человека.Что напоминают эти строчки: «Взяла она частые решёта, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий ». «Где кольнёт иглой раз –цветок зацветёт, где кольнёт иглой другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят»? Эти строки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток? Этим преувеличением подчёркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери. В чём истинная красота героини сказки?Как царевич оценивает работу Василисы? В первом случае царевич «диву давался», во втором случае ковёр получился такой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?Какой вариант сказки больше всего соответствует логике противопоставления Василисы Премудрой остальным царским снохам?Какой предстаёт Василиса в сцене пира?Обучающиеся зачитывают эпизод до слов «Василиса премудрая из кубка пьёт – не допивает…» до слов «А как она перестала танцевать, всё исчезло: и озеро, и лебеди…».Почему царь трижды испытывал невесток? В чём смысл повтора?Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближённые, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.А теперь давайте обратимся к репродукции картин В.М. Васнецова и И.Я. Билибина «Царевна-лягушка». Какой вы представляли героиню? Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу?Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок — захотел навсегда сохранить облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувства стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всём блеске красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорчённый её безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь её внешнюю красоту.Достоин ли Иван –царевич Василисы Премудрой?Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?О чём свидетельствует гипербола: «… две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»?Что рассказал Ивану-царевичу старичок?Сообщение обучающегося о Кащее Бессмертном. Работа с репродукцией картины В.М. Васнецова «Кащей Бессмертный». Кащей (Кощей) Бессмертный – отрицательный персонаж русских народных сказок. Царь, иногда –всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым. Вода сообщает Кащею сверхъестественную силу.Кто подсказал Ивану-царевичу, как расправиться с Кащеем?Давайте обратимся к репродукции картины В.М. Васнецова «Кащей Бессмертный» ещё раз. Сообщение обучающегося о Бабе яге. Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделённая магической силой, ведунья. Живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окружённой частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в её доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга, как правило, отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми?Слово учителя

Кащей Бессмертный олицетворяет собой мир насилия, человека ненавистничества. Он – воплощение той социальной силы, которая нарушила древние родовые порядки равноправия. Кащей способен распоряжаться судьбами людей. Сам же он бессмертен. Его смерть хранится в яйце. Уничтожив, раздавив яйцо, можно положить конец его жизни. Даже в сказках людям трудно мириться с несправедливостью. Поэтому бессмертного Кащея постигла кончина. Пользуясь воображаемыми средствами расправы с Кащеем люди прекращали жизнь этого существа очень надёжным и простым способом: зло раздавливали в зародыше.

Итоги урока. О чём сказка «Царевна-лягушка»? Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омрачённых помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает.Почему сказка называется «Царевна-лягушка»? В образе Царевны-лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.Рефлексия.- Какова была тема сегодняшнего урока?

— Что выполняли на уроке?

— Какое задание вызвало у вас затруднение при его выполнении?

-Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

— С каким настроением вы покидаете сегодняшний урок? ( ребята достают смайлики с разным настроением).

6. Домашнее задание.

Прочитать сказку «Чего на свете не бывает».

Индивидуальное задание

Составить художественный пересказ сказок «Мужи…

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Урок № 5

Тема: «Царевна-лягушка» — встреча с волшебной сказкой.

Цель: Научить давать характеристики героям, оценивать и обсуждать поступки и

поведение сказочных героев, работать по содержанию текста.

Задачи: Формировать умение анализировать текст художественного произведения

Выработать умение строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Формировать умение делать выводы на основании самостоятельного анализа.

Закрепить навык выразительного чтения по ролям.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы:

1. Понравилась ли вам сказка?

2. К какому виду сказок она относится?

3. Какие особенности народной сказки можете назвать?

4. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

5. Почему Василису называют Премудрой?

II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.

Дома ребята уже отметили границы начала и окончания всех эпизодов. В процессе анализа текста ведется словарная работа.

ЧТЕНИЕ ЭПИЗОДА «СВАТОВСТВО ЦАРЕВИЧЕЙ».

Вопросы:

1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?

В некотором царстве, в некотором государстве…; …Где стрела упадет, там и сватайтесь; …Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве

жил царь… испугался Иван, хотел убежать»?

Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу: Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?

Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.

Специально подготовленные учащиеся разыгрывают эпизод, стараются передать основные мысли фрагмента.

Обобщающие вопросы:

-Что вы поняли, читая этот эпизод?

— Какие они — наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»

Звучит второй эпизод сказки. Чтение по ролям.

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай — потом говори..,»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Пересказ эпизода о представлении хлебов.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)

— Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.

Вопросы:

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

(Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.

Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй — «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.

ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»

Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.

Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?

«Василиса Премудрая … пьет … остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного — косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей … чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут».

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим)

III. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.

Учитель предлагает сравнить эти работы художников. Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.

IV. Беседа обобщающего характера.

Вопросы:

1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?

2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?

3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?

4. Чем удивляет и покоряет она нас?

5. В чем ее истинная красота?

V. Заключительное слово учителя.

Василиса Премудрая — образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.

По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки — быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина — Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая — обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.

Что такое «красота»?

В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

Домашнее задание. Подготовить чтение в лицах эпизодов.

Итог урока.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Царевна лягушка к какому виду сказок она относится
  • Царевна лягушка волшебная сказка сочинение
  • Царевна змея сказка слушать
  • Царевна лебедь из сказки о царе салтане картинки раскраска
  • Царевна и царица красота истинная и ложная сочинение 5 класс
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии