Царевна лягушка троекратные повторы выписать из сказки

Автор на чтение 16 мин. просмотров 130 опубликовано 19.02.2021 классическая русская народная сказка самый интересный жанр литературы для детей.

На чтение 16 мин. Просмотров 130 Опубликовано

Классическая русская народная сказка – самый интересный жанр литературы для детей. Колдовство, загадки, волшебные превращения, чудеса и приключения – всё это присуще русской сказке. Главные герои “Царевна лягушка” – образец лучших человеческих качеств, они учат мудрости и доброте. Такие произведения воспитывают эстетический вкус, любовь к родному языку, учат верить в чудеса, мечтать. “Царевна-лягушка” – это волшебная сказка, так как в ней присутствуют мифические элементы, перевоплощения. Такие сказки – особенно плодотворная почва для детского творчества, развития художественных и литературных способностей.

carevna-lyagushka-glavnye-geroi-47822.jpg

Характеристика героев “Царевна-лягушка”

Главные герои

Царь

Отец трёх сыновей, который приказал им выпустить стрелы в разные стороны, чтобы найти своих будущих жён. Даёт задания своим невесткам, чтобы узнать, кто из них лучшая мастерица, хозяйка, умелица.

Старший сын

Его стрела упала на боярских двор, оттуда он привёз себе невесту.

Средний сын

Его стрела попала на купеческий двор, дочь купца стала его супругой.

Младший сын

Иван нашёл свою судьбу на болоте, оттуда он привёз себе лягушку. Это его расстроило, но пришлось выполнять отцовскую волю. Смелый, ловкий, добрый молодой человек. Благодаря тому, что он пожалел животных (щуку, зайца, медведя), они помогли ему раздобыть яйцо с Кощеевой смертью.

Дочь купца, дочь боярина

Обе невестки оказались неумелыми хозяйками, завистливыми родственницами: ни хлеба испечь, ни рубаху пошить, ни танцевать не научены. Они карикатурно пытаются повторить чудеса, сделанные Василисой, из-за чего Царь прогоняет их с пира.

Царевна-лягушка (Василиса Премудрая)

Заколдованная красавица Василиса, мудрая жена, умелая хозяйка. Ночью снимает шкуру лягушки и выполняет задания царя. Удивляет и радует свёкра, он хвалит её, чему очень завидуют остальные родственники. На пиру у царя Иван царевич впервые видит свою жену в человеческом облике, прибегает домой и бросает шкуру лягушки в печь. Оставалось всего три дня до конца заклятья…Из-за этого Василиса Прекрасная превратилась в кукушку и улетела от любимого к Кощею.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Баба-Яга

В поисках своей возлюбленной Иван заходит в избушку Бабы-Яги. Она чудовищно безобразна, зла и хитра, но давняя вражда с Кощеем делает Ивана её союзником. Рассказывает царевичу, где искать жену и как убить Кощея.

Кощей Бессмертный

Его смерть была на конце иголки, которая находилась в яйце. Добыть “погибель” оказалось очень сложно, ведь он много столетий прятал её. Иван-Царевич добыл заветную иглу и вернул себе любимую.

</tr></table>

В школьной программе сказку “Царевна-лягушка” изучают в 5 классе. Характеристика героев и анализ художественного текста будет необходим для читательского дневника и подготовки к уроку. В сказке “Царевна-лягушка” герои традиционны и привычны, однако они по-своему самобытны и колоритны. Особенно интересны описания тех картин, когда завистливые невестки пытаются удивить царя своими “умениями”, соревнуясь в выпечке хлеба, шитье, танцах.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» Жанр: народная волшебная сказка.Главные герои сказки «Царевна-лягушка»

  1. Иван Царевич, младший сын царя, добрый и верный, не убивал животных и пожалел лягушку.
  2. Василиса Премудрая, она же царевна-лягушка, очень мудрая девушка, которой любое дело было по плечу, красавица.
  3. Царь отец, хитрый и с юмором.
  4. Старичок, дал клубок Ивану
  5. Баба-яга, старушка, которая помогал Ивану

План пересказа сказки «Царевна-лягушка»

  1. Три стрелы трех сыновей
  2. Боярыня, купчиха и лягушка
  3. Царский каравай
  4. Царский ковер
  5. Царский пир
  6. Сгоревшая кожа
  7. Старичок и клубок
  8. Бедные звери
  9. Баба-Яга
  10. Смерть Кощея.

Кратчайшее содержание сказки «Царевна-лягушка» для читательского дневника в 6 предложений:

  1. Иван Царевич посылает стрелу в болото и женится на лягушке
  2. Царевна Лягушка справляется со всеми заданиями царя и оказывается красивой Василисой Премудрой
  3. Иван Царевич сжигает кожу лягушачью, и Василиса улетает, Иван следует за ней.
  4. Старик дает ему волшебный клубок, который указывает путь к бабе-яге
  5. По пути Иван Царевич спасает разных зверей, а баба-яга показывает ему путь к смерти Кощея.
  6. Иван с помощью зверей убивает Кощея и находит Василису Премудрую

Главная мысль сказки «Царевна-лягушка» В этой сказке две главных мысли: помоги ты и помогут тебе, и неуемное любопытство может причинить большие страдания всем людям.Чему учит сказка «Царевна-лягушка» Сказка эта учит нас прежде всего слушаться родителей, даже если их просьбы кажутся странными, учит верить своим любимым и не быть слишком любопытным, учит терпению, учит умению отвечать за свои ошибки, учит быть благодарным, справедливым, добрым.Отзыв на сказку «Царевна-лягушка» Мне эта сказка очень нравится. Необычный образ царевны-лягушки, которая превращается в Василису Премудрую кажется очень привлекательным. Василиса была такой умной, что ее отец Кощей даже превратил ее в лягушку, но она все равно нашла свое счастье. Конечно и Иван Царевич молодец, он не остановился перед трудностями и нашел свою Василису. В этой истории много чудесного и местами смешного.Признаки волшебной сказки в сказке «Царевна-лягушка»

  1. Волшебные превращения — в лягушку, в голубку
  2. Волшебный помощник — клубочек
  3. Волшебные существа — баба-яга, Кощей
  4. Троекратные повторы: три сына, три невестки, три стрелы, три задания царя, три дня, три года, три хлеба, три пары сапог.

Пословица к сказке «Царевна-лягушка» Не по виду суди,а по делам гляди. Умел сказать, умей и ответ держатьКраткое содержание, краткий пересказ сказки «Царевна-лягушка» Было у царя три сына и решил царь, что пора сыновьям жениться. Велел взять им луки и пустить стрелы куда глаза глядят. Пустили сыновья стрелы, у старшего на боярский двор залетела, у среднего к купцу, а у младшего на болото. Пошел младший сын стрелу искать, смотрит лягушка ее держит. Не хотел Иван-царевич лягушку брать, но та его уговорила. А царь увидел лягушку, посмеялся, и сказал сыну на ней жениться. Приказал царь невесткам за ночь хлеб испечь. Расстроился Иван, а лягушка его спать укладывает, кожу сбрасывает и Василисой Премудрой становится. Испекла он хлеб с городами, зверями и птицами. Царь хлеб старшего сына велел дворне отнести, хлеб старшего сына — от большой нужды есть, а хлеб младшего сына только по праздникам кушать. Велел царь ковер выткать. Опять лягушка кожу сбросила и выткала ковер с цветами и узорами. Царь ковер старшего сына велел на лошадь надеть, ковер среднего сына у ворот положить, а ковер младшего по праздникам расстилать. Пригласил царь сыновей с невестками на пир. Иван вперед пошел, а лягушка сказала чуть позже приедет. И вот смеются гости над Иваном, а тут гром и молнии — лягушонка в коробчонке едет. Да только приехала карета и Василиса Премудрая. Все гости были поражены. А Василиса ест, косточки за один рукав складывает, вино за другой заливает. Как пошли танцевать, махнула Василиса руками — озеро с лебедями получилось. А другие невестки махнули руками — гостей облили, да костями закидали. Тут Иван домой сбегал, да кожу спалил. А Василиса увидела, опечалилась. Три дня не хватило ей для того, чтобы от колдовства освободиться. Превратилась Василиса в голубку и улетела к Кощею, отцу своему. Опечалился Иван, взял три хлеба железных и трое сапог железных, и пошел жену искать. Долго шел, два хлеба съел, две пары сапог сносил, встретил старика. Дал старик Ивану клубок и пошел Иван за клубком. Встретил по дороге медведя, селезня, зайца и щуку, но не убил, а отпустил. Пришел Иван к бабе-яге, та его накормила и напоила, да рассказала, что Василиса Премудрая у Кощея в плену. А смерть Кощея в сундуке на дубу лежит. Нашел Иван тот дуб, прибежал медведь, вырвал дуб с корнем, из сундука заяц выбежал, да только заяц Ивана его догнал. Из зайца утка — ее селезень поймал, яйцо в воду упало — его щука принесла. Сломал Иван Царевич иголку и умер Кощей. Вышла к нему Василиса Премудрая и стали они счастливо жить.Иллюстрации и рисунки к сказке «Царевна-лягушка»

Сказка «Царевна — лягушка» является народной и несет в себе некий смысл – она учит добру, веры в победу добра над злом. Главные герои сказки «Царевна-лягушка» хорошо знакомы всем детям.

Содержание

Рассказ о героях «Царевны лягушки»

Главные герои сказки «Царевна лягушка» – это Иван Царевич, Василиса Премудрая и Кощей Бессмертный. Есть и второстепенные персонажи. К ним относятся родители Царевича, Баба Яга, братья Ивана Царевича, колдун.

Основная идея, красной нитью проходящая через все сочинение — от чистого сердца помогай другим, будь бескорыстен и рано или поздно это вернется тебе большим добром.  Сказка учит быть целеустремленным, нести ответственность за свои поступки, не боятся трудностей, и все вершины будут покорены.

Положительные герои сказки «Царевна лягушка»

Основные положительные герои сказки царевна лягушка – Василиса Премудрая и Иван Царевич.  Василиса являет собой настоящий идеал женщины: умная, преданная, любящая. Ее таланты многогранны, а красота просто поражает. А вот главный герой сказки Царевна Лягушка Иван Царевич добрый, доблестный, храбрый  и самоотверженный персонаж, который ради любимой готовый идти хоть на край света. Ему по плечу даже смертельная схватка с негативным персонажем сказки – Кощеем Бессмертным. К тому же Царевич не раз проявлял великодушие, бескорыстность и милосердие. Эти качества позволили ему найти себе верных друзей, которые не раз оказывали помощь Ивану Царевичу.

Стоит отметить, что в сказке Царевна Лягушка главные герои не смогли бы пройти все испытания без своих помощников, второстепенных персонажей — говорящие звери, помогающие Василисе мамки — няньки, старик, который подарил Царевичу путеводный клубок, Баба-Яга, помогавшая найти ему путь в царство Кощея.

Отрицательные герои сказки «Царевна лягушка»

Отрицательным героем является Кощей Бессмертный. Он зловредный,  любвеобильный и фигурирует во многих народных сказках как похититель красавиц.  Его поступки далеки от нравственных и честолюбивых, но он всегда получает по заслугам.

Здесь даны основные сведения о русской народной сказке «Царевна-лягушка», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» существует в нескольких обработках. Здесь представлено краткое содержание и краткий пересказ этой сказки в обработке А. Афанасьева.

Главные герои сказки

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

По велению царя его сыновья должны были жениться. Приказал он им так выбрать невест: выстрелить в чистом поле из лука. Где стрела упадёт, там и должен каждый был искать себе невесту.

Младший сын, Иван-царевич, нашёл свою стрелу в болоте. Пришлось ему жениться на лягушке.

С заданиями царя лягушка справлялась лучше жён старших сыновей. На пир она приехала в облике красавицы.

Иван царевич сжёг лягушачью кожу, чтобы жена всегда оставалась красавицей. Но из-за этого жена его исчезла. Нашёл её царевич у Кощея Бессмертного, победил этого злодея и освободил свою жену.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

У царя было три сына. Велел он им жениться. Чтобы найти невесту, каждый из сыновей должен был в чистом поле наугад выстрелить из лука. На чей двор стрела прилетит, там и должен был свататься молодец.

Стрела старшего брата упала на боярский двор к боярышне. Среднего брата стрела прилетела на двор купца к купеческой дочери.

А стрела младшего брата, которого звали Иваном-царевичем, долетела до болота. Там её поймала лягуша-квакуша.

Иван царевич огорчился, но отец заставил его жениться на лягушке.

Когда сыновья женились, царь приказал, чтобы их жёны испекли ему к завтрашнему дню хлеб.

Пришёл Иван-царевич домой невесел и рассказал лягушке о приказе отца. Та его успокоила, уложила спать, а сама сбросила кожу лягушачью и превратилась в красавицу Василису Премудрую. Вышла она на крыльцо, позвала мамок-нянек и велела им испечь такой хлеб, какой она ела, живя у батюшки.

Утром Иван-царевич увидел прекрасный хлеб и отнёс его отцу. Царю очень понравился этот хлеб. Отдал он сыновьям новый приказ: чтобы их жёны соткали по ковру за одну ночь.

Иван-царевич огорчился и поведал о приказе лягушке. Снова она успокоила его да спать уложила.

Мамки-няньки за ночь соткали ковёр, изукрашенный узорами и златом-серебром.

Очень был доволен царь, поблагодарил Ивана-царевича за ковёр. И сразу же приказал, чтобы все три сына пришли к нему вместе с жёнами, чтобы люди на них посмотрели.

Пришёл Иван-царевич домой грустный, сообщил лягушке о приказе отца. Лягушка сказала, чтобы он один шёл в гости к царю. Велела она, чтобы царевич, услышав стук-гром, сказал, что «это лягушонка в коробчонке едет».

Так он и сделал. Подъехала к дворцу красивая карета, запряжённая в шесть лошадей. Вышла из неё красавица — Василиса Премудрая.

Когда гости пировали, Василиса Премудрая остатки питья из стакана вылила себе в рукав, поела, а косточки лебединые спрятала в другой рукав.

Жёны старших царевичей сделали то же самое.

Стала Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула она рукой — появилось озеро, махнула другой — поплыли по нему лебеди.

И жёны братьев Ивана-царевича начали плясать и махать руками, но из рукавов только брызги воды летели да кости. Одна в глаз царю угодила. Разгневался он и прогнал жён старшего и среднего сына.

Иван-царевич поторопился первым прийти домой. Нашёл кожу лягушачью и сжёг её. Приехала жена, не нашла кожу. Опечалилась Василиса Премудрая и сказала царевичу, что если бы он подождал немного, была бы она вечно его женой. Попрощалась и сказала, чтобы искал Иван-царевич её «за тридевять земель, в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного».

Превратилась она в белую лебедь и вылетела в окно.

Закручинился Иван-царевич и пошёл куда глаза глядят. Встретился ему старичок, узнал о несчастье царевича и сказал, что отец Василисы Премудрой сердился, что она умнее его и велел, чтобы она была лягушкой три года.

Дал старичок царевичу клубочек и велел идти туда, куда он покатится. Иван-царевич так и сделал.

Встретился ему в поле медведь, хотел убить его царевич. Медведь попросил оставить его в живых и обещал пригодиться когда-нибудь. Пожалел царевич медведя.

Встретились ему в пути селезень и заяц, они тоже просили их не убивать и обещали пригодиться. Пожалел их Иван-царевич.

На морском берегу увидел он щуку. Попросила она пустить её в море. Иван-царевич бросил её в воду и пошёл снова за клубочком. Привёл клубок его к избушке на курьих ножках. Попросил царевич, чтобы избушка встала к нему передом, а к морю задом. Когда избушка повернулась, царевич зашёл в неё.

Увидел он на печи бабу-ягу. Спросила баба-яга, зачем добрый молодец к ней пожаловал. Иван-царевич сказал, чтобы сначала его напоила-накормила, выпарила в бане, а потом и спрашивала.

Когда баба-яга всё это сделала, царевич поведал ей, что ищет Василису Премудрую. Баба-яга сказала, что Василиса Премудрая сейчас у Кощея Бессмертного, которого победить очень трудно. Смерть его на кончике иголки, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук — на дубу. Дуб охраняет Кощей Бессмертный.

Сказала баба-яга, где это дерево растёт. Дошёл Иван-царевич до дуба, не зная, как достать с него сундук. Прибежал медведь, выворотил дуб из земли, сундук разбился.

Выскочил оттуда заяц — да наутёк. За ним погнался другой заяц, разорвал первого в клочки.

Из зайца выпорхнула утка, её догнал в небе селезень, ударил, яйцо утка и выронила прямо в море.

Заплакал Иван-царевич, но вынырнула из моря щука и дала ему яйцо. Разбил царевич яйцо, достал иголку, обломил её кончик — и помер Кощей.

А Иван-царевич с Василисой Премудрой вернулись домой и долгие годы жили счастливо.

Заключение к краткому пересказу

В сказке «Царевна-лягушка» раскрыты следующие темы:

Основная мысль (идея) состоит в том, что ради любви нужно быть готовым преодолеть любые трудности и препятствия.

Сказка учит:

Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Размышления у парадного подъезда» — краткое содержание стихотворения Н. А. Некрасова«Приключения Оливера Твиста» — краткое содержание и пересказ по главам романа Ч. Диккенса«Анна Каренина» — краткое содержание и пересказ по частям и главам романа Л. Н. Толстого«Василий Тёркин» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А. Т. Твардовского

Краткая характеристика героев сказки «Царевна лягушка» изложена в этой статье.

Сказка «Царевна — лягушка» является народной и несет в себе некий смысл – она учит добру, веры в победу добра над злом. Как и у всех волшебных повестей, здесь есть счастливый конец и главные герои.

Содержание

Характеристика главных героев царевна лягушка

В этой сказке есть два главных героя – Иван Царевич и Василиса Премудрая, вокруг которых и закрутился весь ее сюжет. Поэтому мы составили для Вас краткое описание героев сказки царевна лягушка.

Характеристика Ивана Царевича

Он является самым младшим сыном Царя и, к тому же, холостым. Со сказки видно, что у него почтительные и доверительные отношения с родителями, ведь по настоянию отца он пустил стрелу с целью найти себе жену. И даже когда Иван Царевич попал в лягушку, он все же женился на ней по совету родителей.

Среди негативных черт его характера  выделяются нетерпеливость, восприимчивость и очень часто у него нет своего мнения. Вы только вспомните, когда Иван Царевич раньше нужного времени сжег лягушиную кожу Василисы Премудрой из–за того, что старшие братья над ним смеялись.  Но вместе с тем главный герой имеет железную волю, он целеустремленный и не робеет перед трудностями (царевич изгрыз 3 хлеба железных и износил 3 пары железных сапог), добр и милосерден не только по отношению к людям, но и к животным. Из этого следует сделать вывод, что Иван Царевич является положительным персонажем. Он никому не сделал ничего плохого.

Читая сказку можно наблюдать за его трансформацией: вначале герой был домашним и капризным, но выйдя из опеки родителей, он прошел долгий путь сложных испытаний  и раскрылся как отважный, смелый человек.

Характеристика Василисы Премудрой

Василиса Премудрая является главным женским персонажем. Ей присущи величественная гордость и простота, мягкий характер и гибкий ум, а также полное сердце неиссякаемой любви. В девушке сосредоточены лучшие черты народного русского характера. Не зря ее назвали Премудрой. Она освоила в совершенстве волшебные премудрости и в этом деле превзошла даже своего отца – могущественного колдуна. Василиса также проявила себя как рукодельница, хозяйка и волшебница. Главная черта ее характера – это умение принимать правильные решения и сохранять спокойствие в любых испытаниях.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/carevna-lyagushka/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post_4.html
  • https://kratkoe.com/tsarevna-lyagushka-geroi/
  • https://blmb.ru/carevna-lyagushka-kratkoe-soderzhanie/
  • https://kratkoe.com/harakteristika-geroev-tsarevna-lyagushka/

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

V КЛАСС

Аннотация. В статье даётся система работы по
изучению сказки «Царев- на-лягушка.

Ключевые слова: устное народное творчество,
волшебная сказка, фанта- стическое и реальное, анализ эпизодов, разные виды пересказов,
особен- ности народной сказки.

Abstract. The article provides the system for the studying
of the “The Frog Prin- cess” fairy tale and Russian proverbs.

Keywords: folklore, fairy tale, fantastic and reality,
analysis of episodes, different types of retellings, proverbs, people’s wisdom
and experience, brevity and expressiveness.

«В некотором царстве, в некотором госу-
дарстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич…» —
так, поэ- тически настраивая слушателей на восприятие дальнейшего хода событий,
начинается рус- ская народная сказка «Царевна-лягушка», так начинаются и многие
другие сказки, относя- щиеся к волшебным.

Народные сказки, передаваясь из поко- ления в
поколение, из уст в уста, постоянно совершенствовались. «Царевна-лягушка» мо-
жет служить примером высокого мастерства сказителей, сказка необычайно поэтична
и слажена. Именно высокие художественные достоинства сделали её любимым
хрестома- тийным текстом для школы, она издавна вхо- дит в школьные программы и
всегда вызывает интерес у детей 5 класса.

«Царевна-лягушка» — волшебная сказка.
Обращаясь к волшебным сказкам, нужно учи- тывать их особенности при изучении в
пятых классах. Волшебная сказка, происхождение которой фольклористы относят к
доклассово- му обществу, к временам глубокой древности, сохраняет черты давних
традиций, давно за- бытых верований. Она сочетает в себе сверхъ- естественное,
фантастическое и вполне ре- альные элементы действительности. Чем туже сплетены
узлы фантастического и реалисти- ческого миров, тем предметнее, ярче, убеди-
тельнее сказка и её герои.

Фантастичны превращения Василисы Премудрой в
то время, когда она должна ис- печь хлеб, выткать ковёр за одну ночь, но ра-
ботает она так же деловито, как обычная крестьянская девушка, сам процесс труда
реа- лен до мельчайших подробностей, поэтому сказка становится ещё интересней,
а события, описанные в ней, достоверней.

Нет ничего невероятного в том, что сред- ний и
старший сыновья царя женятся на бога- тых невестах, что младший оказывается са-
мым обездоленным, но необычно, что третью стрелу… держит лягушка. Однако без
первых двух реальных описаний, без предварительной психологической подготовки
слушателя и чи- тателя к восприятию столь необычного собы- тия сказка многое
утратила бы в своей худо- жественности.

В.Долгов. Илл. к сказке «Царевна-лягушка».
2001

Важно учесть это обстоятельство при из- учении
сказки: в связи с возрастом при первом прослушивании «Царевны-лягушки» дети
вос- принимают её наивно-реалистически, текст для них не разделяется на
фантастическое и реальное. При анализе и дальнейшем разборе сказки учитель от
эпизода к эпизоду, от слова к слову показывает соединение реального и
фантастического планов, помогает сделать первые шаги к осознанию специфики
литера- туры как искусства.

Важно, чтобы учитель литературы, при- ступая к
изучению сказки «Царевна-лягушка», не настраивался на слишком лёгкий тон, что-
де тема проста, детям доступна, а потому все занятия в классе могут свестись к
прочтению и пересказу, что только изучение литератур- ных произведений
потребует более серьёзной работы. Внимательное прочтение сказки по- может
учащимся убедиться в цельности ха- рактеров произведений устного народного
творчества, осознать силу поэтических средств выражения и художественную цен-
ность изучаемой сказки.

Первый урок по изучению сказки «Царев-
на-лягушка», которая уже прочитана учащими- ся, начинается с небольшой беседы о
том, по- чему эту сказку мы называем волшебной.

Вступительное слово учителя может быть самым
разнообразным по форме: непреры- ваемый рассказ; рассказ, иллюстрируемый
отдельными выдержками из различных на- родных сказок, приводимыми либо самим
учи- телем, либо учащимися, которые вспоминают другие прочитанные ими или известные
им сказки. Вот один из возможных вариантов вступительного слова учителя:

В.Долгов. Илл. к сказке «Царевна-лягушка».
2001

«Сказка, к изучению которой мы присту- паем,
относится к волшебным, у неё даже на- звание необычное — “Царевна-лягушка”. От-
куда же в сказках появились все эти чудеса? Постараемся разобраться в этом. Вы
уже знаете, что создавались сказки в далёкие вре- мена, когда труд человека был
необычайно тяжёлым, изнуряющим, орудия труда наипро- стейшими, когда человек
боялся природы, не умел разумно пользоваться ею. Именно по- этому природа
представлялась человеку страшной, могучей, неподвластной человеку, и он
обожествлял её. Зверям приписывалось божественное происхождение: считалось, что
они могли говорить человеческим языком, ду- мать и чувствовать. Человек
старался “задоб- рить” силы природы. Так возникло почитание так называемых
священных животных, появи- лись сказки и небылицы, где царевна превра- щается в
лягушку, герою помогают разумно действующие звери. Следовательно, сказки

— это не простая выдумка сказочников, а от-
ражение давних верований. Мечта народа о лучшей жизни, лёгком и радостном
труде, по- корении природы, победе добра над злом вы- разилась во многих
народных сказках; об этом мы узнаем, когда будем перечитывать сказку
“Царевна-лягушка”.

У народной сказки много авторов и много
вариантов, каждый из вариантов имеет право на существование. Мы можем прочитать
в различных сборниках одну и ту же сказку, где

герои названы по-разному, их поступки могут
отличаться друг от друга. “Царевна-лягушка”, например, насчитывает 24 варианта.
Когда вы будете хорошо знать тот текст, который поме- щён в
учебнике-хрестоматии, можно будет сравнивать его с другими вариантами, кото-
рые нетрудно найти в библиотеках.

В сказке “Царевна-лягушка” встречаются
привычные для волшебных сказок начало (“В некотором царстве, в некотором
государстве… ”), концовка, троекратные повторения (было три брата, их жёны
получили от царя три зада- ния), постоянные эпитеты (добрый молодец, красная
девица), необыкновенные превраще- ния главной героини. Что они значат, как
помо- гают нам узнать героев, оценить их поступки? Чему нас учит сказка? Будем
же внимательно читать, перечитывать, слушать, наблюдать».

После вступительного слова учитель обра- тит
особое внимание на манеру произнесения, верное интонирование описаний (Кащеева
дуба, ковра, хлеба, работы Василисы Премуд- рой и пр.), чередование
повторяющихся собы- тий (встречи царевича с медведем, зайцем, се- лезнем,
щукой, приказы царя и оценки работы невесток), выявление характеров героев (Ва-
силисы Премудрой, Ивана-царевича), главных мыслей сказки (выражение народной
мечты о покорении природы, победе добра над злом).

Фронтальная беседа после чтения выявит,
насколько понят общий смысл текста, и на- строит учащихся на дальнейшую работу

освоение навыка художественного рассказы-
вания отдельных фрагментов текста:

1.            Как начинается сказка? Встречали
ли вы подобное начало в других сказках? Кто помнит иное начало сказки, но тоже
характерное для народных сказок? Произнесите правильно на- чальные строчки и
сделайте вывод о том, какое начало свойственно волшебной сказке.

2.            Можете ли вы сказать, как звали
царя и всех трёх братьев Ивана-царевича? Может ли кто-нибудь объяснить, почему
назван по име- ни только Иван-царевич? (Желательно подве- сти учащихся к выводу
о том, что сказка лако- нична и экономна в средствах изображения. В ней Иван —
один из главных героев, и он сразу выделен тем, что назван по имени.)

3.            Какие мечты народа воплощены в
сказ- ке? Кажутся ли они вам несбыточными? Есть ли среди них такие, которые в
наше время уже сбылись?

4.            Подумайте и скажите, как надо
расска- зывать сказку, чтобы слушать её было инте- ресно. Встречались ли вам
люди (родные, знакомые), которые интересно рассказывают сказки? (Не забудем
сказать о том, как важно сохранять во время пересказа зачины, кон- цовки,
троекратные повторы, постоянные эпи- теты, выбрать соответственный неторопливый
темп речи, сохранить связность, напевность, обыграть диалоги и пр.)

Такая беседа поможет выяснить, понят ли
школьниками сюжет сказки, её основные ге-

рои, каково первое впечатление от прочитан-
ного текста.

От последних вопросов легко перейти к новому
виду работы — обучению художествен- ному пересказу сказки. Этот вид работы тре-
бует от учителя кропотливой и длительной ра- боты: выяснить, какой именно текст
предстоит учащимся пересказать, что в нём сохранить без изменения, что передать
своими словами, какие интонации более всего подходят, как строится диалог, как
связан эпизод с преды- дущими и последующими, какова главная мысль эпизода, что
в нём самое важное.

Учащиеся 5 класса любят слушать чтение,
рассказывать сами, однако рассказы их одно- типны, их можно назвать свободными,
в них встречаются мельчайшие подробности, чаще всего не главные для текста, но
чем-то заинте- ресовавшие рассказчика. Вместе с тем в их пе- ресказах иногда
трудно уловить логику событий, характеры героев остаются в тени, диалоги пе-
ресказываются неинтересно, даже бойкие пе- ресказы хаотичны. Труднее всего для
учащих- ся — художественный и краткий пересказы.

Обучение художественному пересказу, то есть
пересказу, в котором максимально сохраняется авторский текст, его особенно-
сти, — дело ответственное, сложное и чрез- вычайно полезное. Школьникам 5
класса трудно подготовить к такому пересказу всю сказку или большой рассказ
целиком, по- этому начинать работу целесообразнее с подготовки отдельных
эпизодов, от произве- дения к произведению увеличивая объём отрывков.

Для этого этапа работы заранее на доске должен
быть написан или вывешен план, кото- рый будет ориентиром в подготовке домаш-
него задания. Учитель открывает на доске текст этого плана и отрабатывает с
учащимися один-два эпизода. Вот эпизоды, которые сле- дует подготовить учащимся
к следующему уроку для художественного пересказа:

1.            Выбор невест, или Как сватались
царе- вичи.

2.            Первый приказ царя (испечь
каравай хлеба).

3.            Второй приказ царя (выткать
ковёр за одну ночь).

4.            Третий приказ царя (приехать на
пир).

5.            Встреча царевича с медведем,
зайцем, селезнем, щукой.

6.            Иван-царевич и Баба-яга.

7.            У Кащеева дуба, или Чем
закончилась сказка.

Сказка — самый благодарный и благодат- ный
текст для того, чтобы показать, как звучит связная, напевная речь. Сказка легко
делится на отдельные эпизоды, пересказы этих эпизо- дов отрабатываются вместе с
учителем, класс внимательно следит за рассказчиками. В не- которых случаях
учителю полезно показать детям образец такого фрагментарного худо- жественного
пересказа:

«В некотором царстве, в некотором госу-
дарстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

Позвал однажды царь сыновей своих и го- ворит
им:

—           Дети мои милые! Пора вам о
невестах подумать!

—           За кого же нам, батюшка,
посвататься? Предложил им царь натянуть тугие луки: куда стрела упадёт, там и
свататься. Так и

сделали братья.

Пустил стрелу старший брат — подняла её
боярская дочь.

Пустил стрелу средний брат — подняла её
купеческая дочь.

Пустил стрелу Иван-царевич — подняла её
лягушка-квакушка.

Старшие братья свои стрелы сразу нашли, а Иван-царевич
два дня ходил по лесам и го- рам, на третий день в топкое болото зашёл. Смотрит
— сидит лягушка-квакушка, его стре- лу держит.

Хотел было бежать царевич, отступить от
находки, а лягушка и говорит ему человече- ским голосом: “Бери стрелу, Иван-царевич,
а меня замуж возьми. Жалеть не будешь…” По- думал-подумал Иван-царевич,
завернул её в платочек, принес в своё царство-государство». На первых порах
работы над художествен- ным пересказом образец пересказа учителя особенно
полезен для учащихся. Если уча- щиеся не овладели техникой краткого пере-
сказа, то учителю придётся ещё раз обратиться к этому виду работы. В этом
случае у учителя также должен быть готов образец краткого пе- ресказа того же
эпизода, который был исполь- зован для художественного пересказа: «В не-
котором царстве, в некотором государстве жил-был царь, было у него три сына,
младшего звали Иван-царевич. Позвал однажды царь сыновей и сказал, что пора им
подумать о не- вестах. Натянули братья луки: куда стрела по- падёт, туда и
свататься будут. Стрелы старше- го и среднего братьев подняли боярская и ку-
печеская дочери, а стрелу Ивана-царевича — лягушка-квакушка. Делать нечего —
принёс царевич лягушку в своё царство-государство».

К следующему уроку школьники готовят для
художественного пересказа текст всей сказки, но рассказывать они её будут по
эпи- зодам, названия которых были записаны на доске.

Второй урок целиком посвящается рабо- те с
текстом, более всего на уроке звучит сказка: в чтении учащихся и в их
пересказах, развёрнутых ответах на вопросы учителя, бе- седе об иллюстрациях
В.Васнецова, И.Били- бина, словарной работе1.

«Царевна-лягушка» — так названа сказка, самим
названием отдающая дань любимой и главной героине. Какая же она, эта героиня,
почему кажется прекрасной, почему называ- ется Премудрой? Вспомним, какой мы
видим Василису Премудрую в начале сказки…

Начиная работу с эпизодом «Выбор не- вест, или
Как сватались царевичи», учитель предлагает вспомнить, что царевич вначале
хотел отступить от своей находки, бежать. По- чему?

Внешний облик лягушки испугал его, опечалил.
Запомним, что так испугало, а впо- следствии мучило Ивана-царевича. Из-за
внешнего облика Царевны-лягушки над ним смеялись братья, всё это приводит
царевича к

поспешному решению поскорее избавиться от
лягушечьей кожи, сжечь её при первой же возможности.

Итак, царевич хотел отступить, но что удержало
его от подобного намерения? Как мы можем объяснить его последующее пове- дение?
Школьники внимательно вчитываются в текст. Лягушка говорит человеческим голо-
сом, говорит убедительно: «Возьми, Иван-ца- ревич, жалеть не будешь!» Её
немногие слова говорят о многом: лягушка-то необыкновен- ная, речь её спокойна,
полна какого-то не- объяснимого достоинства.

Что же удивляет в Царевне-лягушке? Ка- кой она
предстаёт перед нами в первый раз? А Иван-царевич? Выводы делают сами уча-
щиеся.

В работе над художественным пересказом эпизода
«Первый приказ царя» можно задать такие вопросы: как встречает Царевна-лягуш-
ка Ивана-царевича? Какими словами? Произ- несите их («Что ты так запечалился?
Иль услы- шал от своего отца слово неласковое?»). Ис- пытания, которым
подвергает царь своих невесток, помогают ещё более убедиться в необыкновенных
достоинствах Царевны-ля- гушки. Прислушаемся к её словам: царевна сразу
догадывается, что царевич опечален. Обратим внимание на то, какой теплотой, че-
ловеческой заботой проникнуты её слова, как задушевна её речь.

Знает ли царевна, что выполнит приказ царя?
Почему не говорит об этом сразу царе- вичу? (Царевна успокаивает
Ивана-царевича:

«Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше
спать-почивать: утро вечера мудренее»). Ца- ревна знает, что выполнит задание
царя, но не торопится заранее сказать об этом. Учащимся нетрудно объяснить это,
заметить в царевне качества скромного и умного человека.

Как можно объяснить, что именно в эпизо- де, в
котором описывается труд царевны, она впервые названа Василисой Премудрой? Для
чего столь подробно описывается самый труд её? («…обернулась красной девицей
Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером
описать! Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшенич- ную,
замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай
разны- ми узорами мудрёными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями,
сверху птицы летучие, снизу — звери рыскучие».)

Стоит обратить внимание, что царевну на-
зывают Премудрой тогда, когда рассказы- вают, как она трудится, и на то, что в
этом эпи- зоде соединены волшебное превращение ля- гушки в царевну и вполне
реальное описание её труда.

Работу с пересказом третьего эпизода —

«Второй приказ царя (выткать ковёр)» можно
несколько усложнить, предложив учащимся вопрос: чем отличается работа Василисы
Пре- мудрой от работы других невесток? (Она ткёт сама, невестки созывают
мамушек, нянюшек и красных девушек. От прикосновения её иглы ковёр сразу
оживает, хотя и неизвестно, чем она вышивает, мамушки вышивают и ткут «кто
серебром, кто золотом, кто шёлком», но ника-

кого волшебства в их работе не происходит.)
Итак, что нас удивляет в описании труда Васи- лисы Премудрой? Она всё делает
сама, труд её волшебный: всё оживает под искусными руками мастерицы. Описывая
необычную ра- боту Василисы Премудрой, автор-народ из- меняет даже стиль
изложения, появляется иной ритм, прочитайте и проследите (этот текст надо
заранее написать, а затем обратить на него внимание учащихся):

Где кольнёт иглой раз — цветок зацветает,

Где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут,

Где кольнёт третий — птицы летят…

Совсем иное дело у других невесток: здесь
говорится о том, чем вышивали ковер, но ни- где не сказано, как они вышивали,
не сказано о радости их творческого труда, его нет. Сказ- ка это подчёркивает.

Вспомним и прочитаем эпизоды, в кото- рых
рассказывается, как постепенно возрас- тает восхищение царевича работой Василисы
Премудрой. Выводы делают дети. Необыкно- венное искусство удивило царевича. Его
удив- ление возрастает по мере того, как проявляет- ся мастерство царевны.

«…Глянул царевич на каравай — диву дал- ся:
никогда таких не видывал!»

«…глянул на ковёр да так и ахнул: такой этот
ковёр чудесный, что ни вздумать, ни взга- дать, разве в сказке сказать!»

Больше, чем испечённому караваю, уди- вился
царевич сотканному царевной ковру, он уже не «диву дался», но «ахнул». Если в
первом случае хлеб был такой, каких он «никогда не видывал», то во втором
случае ковёр был та- кой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке
сказать». Здесь не только мастерство царевны отмечает народ, но и умение Ивана-
царевича оценить это мастерство.

Искусство, мастерство Василисы Премуд- рой
выделяет и царь. Школьники перескажут, как по-разному отнёсся царь к сделанному
своими невестками: резко, негодующе отвер- гает он сделанное старшей и средней
невест- ками, но восхищается трудом Василисы Пре- мудрой: каравай старшего
царевича приказал царь псам бросить, каравай среднего — от большой нужды есть,
каравай младшего —

«только в большие праздники есть!».

Ковром старшего «только от дождя лоша- дей
покрывать», ковёр среднего «…только у ворот… стелить», а ковёр младшего
царь рас- порядился в его горнице «по большим празд- никам расстилать!».
Полезно, чтобы школьни- ки постарались проанализировать оценки царя предметам,
сделанным его невестками. Нужно также объяснить, почему, оценивая ра- боту
Царевны-лягушки, царь повторяет выра- жение «по большим праздникам» и что оно
означает? Что хочет подчеркнуть автор-народ такой оценкой?

Художественный пересказ четвёртого эпизода —
«Пир» — поможет учащимся пред- ставить торжество царевны-лягушки над не-

умехами-невестками. Апофеозом мудрости царевны
является её появление на царском пиру: гремит гром, силы природы, подчиняясь
Василисе Премудрой, откликаются на её пре- вращение и появление. На пиру по
мановению её руки остатки пищи превращаются в озёра и лебедей, затем неожиданно
исчезают. Под- линная красота Василисы Премудрой — внеш- няя и внутренняя —
открылась всем. Что инте- ресного мы увидели в поведении Царевны- лягушки на
пиру? Какой мы видим её впервые? Интересно проходит работа с иллюстра- циями
В.Васнецова и И.Билибина. Учащиеся сравнивают трактовку Васнецова и Билибина:
Васнецов обращает внимание на танец Васи- лисы Премудрой, на музыкантов, её
окружаю- щих, Билибин — на то, как Василиса Премуд- рая удивляет всех
необыкновенными волшеб- ствами,        что         передаётся       через    лица
присутствующих на балу, нарисованных не-

обычайно выразительно.

Во время пересказа эпизода «Пир», бесе- ды и
работы с иллюстрациями Билибина и Васнецова учащиеся обратят внимание не только
на волшебства, которыми столь щедро удивила всех царевна, но и на её красоту,
ко- торая впервые стала всем очевидной. После этого школьники легко объяснят,
почему так торопится сжечь и сжигает лягушечью кожу царевич. Царевна
опечалилась, но она не бра- нит Ивана-царевича, а лишь горестно упрекает его и
одновременно помогает советом: «А те- перь прощай, ищи меня за тридевять
земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у
Кащея Бес- смертного. Как три пары железных сапог из- носишь, как три железных
хлеба изгрызёшь — только тогда и разыщешь меня…» Василиса Премудрая не
говорит, где искать её, но пред- упреждает, что путь будет долгим и трудным.
Это предостережение — тоже помощь.

Последний раз звучат слова Василисы Премудрой
в самом конце сказки: «Ну, Иван- царевич, сумел ты меня найти-разыскать, те-
перь я твоя весь век буду!» Царевна сдержала своё слово, осталась верной
царевичу.

Какой же предстаёт перед нами Василиса
Премудрая? Как относится Иван-царевич к царевне? Почему даже тогда, когда она
встре- чается впервые царевичу некрасивой лягуш- кой, что-то заставляет его
прислушаться к её словам, советам? Чем удивляет и покоряет она всех? Эти
вопросы прозвучат в беседе с учащимися и подведут их к соответствующим выводам
о цельности характера Василисы — Премудрой, прекрасной, сердечной, скром- ной,
терпеливой, заботливой, трудолюбивой, доброй, выразительницы народной мечты о
покорении природы, освоении более совер- шенного и радостного труда. В Василисе
Пре- мудрой соединены лучшие черты русского на- родного характера. И ещё:
Иван-царевич, впервые видя Царевну-лягушку, опечалился и задумался. Но,
подумав, всё-таки взял её с собой. Этот его поступок народ осмысляет и как
проявление милости, и как проявление бе- режного отношения к природе и к
каждому живому существу на свете. Он верит, что имен- но за такое отношение
рано или поздно насту-

пит справедливое воздаяние. А непродуман- ный
поступок Ивана-царевича (сожжение ля- гушечьей кожи), под которым народ
разумеет грубое, бесцеремонное разрушение природы, ведёт к печальным
последствиям, за которые приходится платить дорогую цену.

Задание на дом: подготовить выборочный
пересказ «Путь Ивана-царевича в поисках Ва- силисы Премудрой».

Третий урок начинается беседой (что было после
того, как царевич сжёг лягушечью кожу?). В ходе этой беседы учитель ведёт уча-
щихся от размышлений о характере Василисы Премудрой к обсуждению того, достоин
ли её Иван-царевич. Не надо бояться, если сначала некоторые учащиеся будут
говорить о том, что едва ли можно считать его достойным («Ведь он сжёг
лягушечью кожу», «Он хотел сначала отступить…»). В этом случае беседа
проходит ещё живее, потому что школьники начинают убеждать своих товарищей, что
царевич иску- пает свою вину, вспоминают путь Ивана-ца- ревича, рассказывают о
его поступках.

Каким же предстает в сказке Иван-царе- вич?
Если Василиса Премудрая отличается в первую очередь мудростью, то Иван-царевич

— активностью, милосердием и верностью,
которые более всего проявляются при его встрече с Василисой Премудрой и во
время её поисков.

После царского пира — кульминационного эпизода
сказки, когда Иван-царевич сжигает лягушечью кожу, наступает резкий поворот
сюжета: действие убыстряется, сказка прини- мает более динамический характер.
Меняются и характеры героев. Мы почти ничего не узна- ём о лягушке — она на
время исчезает из на- шего поля зрения, но меняется характер Ива- на-царевича.
Он вынужден волею обстоя- тельств принимать самостоятельные решения и, главное,
самостоятельно действовать.

Изменился ли Иван-царевич с тех пор, ко- гда
мы встретились с ним впервые? Как? Он хотел тогда «отступить», а сейчас? Сразу
ли он решает идти на поиски царевны?

«…Загоревал Иван-царевич неутешно.
Снарядился, взял лук да стрелы, надел желез- ные сапоги, положил в заплечный
мешок три железных хлеба и пошёл искать жену свою, Василису Премудрую…» (Этот
эпизод учащие- ся кратко рассказывают, отмечают, что царе- вич ни минуты не
раздумывает, его решение неизменно и появляется оно сразу же после исчезновения
царевны.)

Привычная сказочная формула: «Долго ли шёл,
коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делает- ся, две пары железных сапог протёр, два же- лезных хлеба сглодал» —
рассказывает о том, какой путь проделал Иван-царевич (школьники эти строки
читают и объясняют, понимая, что эти строки характеризуют царевича).

Вспомним о встречах Ивана-царевича со старым
старичком, Бабой-ягой, медведем, се- лезнем, зайцем, щукой. Как поведение царе-
вича во время этих встреч характеризует его? Как к нему относятся все, кто
встретился в пути? Почему в сказке подчёркивается, что царевич был голоден?
Почему хотел убить

зверей и не убил? Приходим к выводу: не только
жалость и доброта царевича переси- лили его голод, но и бережное отношение к
природе, умение по-доброму распорядиться ею. Постарайтесь объяснить, почему все
по- могают царевичу2.

Путь Ивана-царевича кончается у Кащеева дуба,
описание которого необычайно инте-

ресно тем, что подчёркивает, насколько труд-
но было победить Кащея Бессмертного, на- сколько неприятен и ненавистен Кащей
всему живому: ведь дуб «ветками красное солнце закрыл». Учащиеся соревнуются,
кто вырази- тельнее прочитает наизусть описание дуба и объяснит значение этого
описания. Чтобы по- мочь школьникам, учитель поставит вспомо-

гательный вопрос: «Была ли необходима по- мощь
царевичу в борьбе с Кащеевым дубом? Может быть, он справился бы один? Какой
этот дуб?» Прочитаем наизусть описание дуба:

«Стоит тот дуб, вершиной в облака упира- ется,
корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой
его вершине — кованый ларец…» начале сказки: молчалив, даже боязлив, над ним
смеются братья, потому что он женится на лягушке. Но вот оказывается, что
лягуш- ка — царевна, она прекрасна и мудра. Братья уже не смеются над
Иваном-царевичем (ведь осрамились они со своими жёнами), а сам ца- ревич
отправляется искать Василису Премуд- рую. По пути он находит много помощников:
ему помогают звери, люди, даже Баба-яга. Жалость к животным, смелость,
терпение, вы- носливость — вот немногие, но яркие черты Ивана-царевича. Он
снискал уважение к себе тем, что справедлив, добр, смел, достоин ува- жения и
что борется он против Кащея, которо- го даже Баба-яга называет злодеем3.

Заканчивается урок словом учителя, под-
водящим итог проделанной работе.

Вот примерное содержание заключитель- ного слова
учителя: «Итак, мы с вами читали, пересказывали, выясняли смысл волшебной

сказки “Царевна-лягушка”. Теперь, зная хоро-

Вера Яновна окончила МГПИ им. В.И.Ленина в
1953 году. Начала свою тру- довую деятельность в подмосковной школе

№ 6 г. Балашихи и всегда с благодарностью и
теплотой вспоминает дружный коллектив учителей, который принял её, проявив вни-
мание и заботу. Здесь пришло ясное осо- знание своего призвания, верности из-
бранного жизненного пути.

Затем была ответственная работа председателем
Учебно-методического со- вета Министерства просвещения РСФСР. В 1967 году,
завершив обучение в аспи- рантуре на кафедре методики преподава- ния литературы
МГПИ, Вера Яновна защи- тила кандидатскую диссертацию по разви- тию устной речи
школьников, подготовила сборник «В защиту живого слова», посвя- щённый этой
всегда актуальной проблеме. В дальнейшем жизнь привела В.Я.Ко- ровину в НИИ
школ при МП РСФСР, где она продолжала разрабатывать систему рабо- ты по
обогащению речи учащихся, методику проведения вводных и заключительных уроков,
изучения творчества русских и за- рубежных писателей. В результате выходят
первые вариативные сборники, составлен- ные В.Я.Коровиной: «Сказки Пушкина в
школе», «Пушкин в школе», позднее — «От упражнений к системе развития речи», «На
подступах к риторике», «Фольклор и лите- ратура»; учебные хрестоматии: «Русские
поэты о родной природе», «Мифы народов мира», «Наш ХIХ век» (в соавторстве с

В.И.Коровиным) и др.

В 1994 году Вера Яновна защитила докторскую
диссертацию. Вместе с В.И.Коровиным и авторским коллективом

она принимает самое активное участие в
составлении так необходимого школе пуш- кинского энциклопедического словаря.

Программа и линия учебников, подго- товленные
коллективом авторов под ре- дакцией Веры Яновны, включает прове- ренные
временем классические художе- ственные произведения, предусматривает
формирование знаний и умений, позво- ляющих учителю за школьные годы вырас-
тить квалифицированных читателей и вос- питать их в любви к родной литературе,
ис- тории, культуре. Иными словами, Вера Яновна всю жизнь самоотверженно служит
делу школьного литературного образова- ния в нашей стране, всегда стремится по-
мочь учителю-словеснику выстроить такую систему работы, которая вовлекала бы
де- тей в творческое осмысление прочитанно- го, учила их анализировать,
оценивать ху- дожественное произведение, видеть ма- стерство писателя,
особенности его стиля, развивала устную и письменную речь уча- щихся, их
творческие способности.

Глубокоуважаемая Вера Яновна! За Вами стоит не
одно поколение школьных учителей, работающих по Вашим учебни- кам и
методическим пособиям. За Вами — сотни тысяч российских школьников, ус- пешно
обучающихся по Вашей программе. От всей души поздравляем Вас с юбилеем, желаем
крепкого здоровья, удовлетворе- ния от достигнутого, творческого и насы-
щенного работой долголетия, новых замы- слов и их свершения, прежней преданно-
сти делу своей жизни!

Редакция журнала

шо её содержание, вернёмся к разговору о том,
что сказки создавались не одним челове- ком, а целым коллективом. Сказочники,
пере- сказывая сказку из уст в уста, что-то добавля- ли, что-то изменяли, в
связи с этим появлялись различные варианты одной и той же сказки.

Мы говорили с вами о том, что “Царевна-
лягушка” имеет 24 различные записи. Какие же они, послушайте и сравните с тем
вариантом, который мы только что прочитали: в некоторых записях об обрядах
свадеб не говорится ничего, в других сказано, что во время венчания лягушку
держали на блюдце, в третьих подробно описы- вается, как Иван едет на свадьбу в
карете, а ля- гушку несут на золотом блюде, встречаются тексты, где лягушка
каждую ночь становится красавицей, а днём снова превращается в ля- гушку. В
некоторых текстах царевич сокруша- ется о своих несчастьях молча, в других
говорит: “Чего у меня сделат лягуша! Все станут сме- яться. Лягуша ползат по
полу, только квакат”. В некоторых текстах у Василисы нет имени, её называют
душой-девицей, иногда её имя ме- няется, она становится Еленой Прекрасной, в
других — созывает на помощь мамок-нянек.

Устное народное творчество создаётся народом,
выражает мечты многих поколений. Какие же мечты народа воплощены в сказке
“Царевна-лягушка”»? Учащиеся отвечают, вспоминая о том, как быстро и
необыкновенно удачно справилась лягушка с работой.

Сказка «Царевна-лягушка» рассказывает о том,
как добиваются герои победы, добра и справедливости. Добро и справедливость по-
беждают, но для этого сами герои проходят через трудности и испытания, и только
тогда, когда они сами становятся достойными этого высшего счастья, добро
торжествует.

Мудрость Василисы Премудрой мы наблю- даем на
протяжении всей сказки: она не только мудро отвечает, спрашивает, но печёт
необык- новенный хлеб, ткёт чудесный ковёр, живёт в согласии с природой,
которая ей помогает: гремит гром, предупреждая её появление; об- разуется озеро
с плывущими по нему лебедями. Так воплощается в сказке народная мечта о
единстве человека с природой, об умелом и бе- режном отношении человека к
природе, которая тоже не остаётся безучастной к человеку.

Иван-царевич в начале сказки мало дей- ствует,
кажется не очень умным, но, встреча- ясь с Василисой Премудрой, становится дру-
гим. Оказывается, в нём заложены и ум, и му- жество, и терпение.

Сказка «Царевна-лягушка» убеждает нас в том,
что и в жизни человек многого может добиться благодаря разуму и труду, сердеч-
ности и доброте, смелости и уму.

Уроки в различных школах (городских и
сельских) показали, что при нормальном темпе урока, когда учитель не разрешает
себе повто- рять одни и те же вопросы, отвлекаться от ос- новных вопросов, учащиеся
вполне успевают выполнить то, что запланировано на уроке.

К следующему уроку учащиеся готовят краткий
пересказ сказки, cтараясь передать самое основное в её содержании: приказ царя;

царевичи в поисках стрел; встреча с лягушкой;
мастерство царевны; сжигание лягушачьей кожи и поиски Василисы; старый
старичок; встреча Ивана-царевича с животными; Баба Яга; у Кащеева дуба; помощь
зверей; возвра- щение Ивана-царевич с Василисой Премуд- рой в своё
царство-государство. Учащимся предлагается также ответить на вопросы, по-
мещённые в учебнике-хрестоматии, напри- мер: «Почему эту сказку мы называем
вол- шебной? За что превратил Кащей Бессмерт- ный Василису Премудрую в лягушку?
Что ценит народ в людях и что осуждает?»

Кроме того, все учащиеся получают за- дание на
дом прочитать в учебнике-хресто- матии статью о сказках, которая поможет за-
крепить сведения, полученные в классе и не- обходимые для дальнейшего изучения
народного творчества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1Словарная работа организуется учителем,
например, во время работы с первым эпизо- дом сказки. Можно провести небольшие
на- блюдения с учащимися, спросив их, что и как меняется, если вместо слов: «В
некото- ром царстве, в некотором государстве жил-

был царь» — мы скажем: «В некотором царстве
жил царь…» или: «В государстве жил царь». Что изменилось? Как?

Во время пересказа эпизода «Приказы царя»
интересно обратить внимание на оттенки значений глаголов, передающие печаль ца-
ревича: опечалился, запечалился, печалить- ся — и на использование инверсий,
которые часто встречаются в обычной разговорной речи, усиливают и подчёркивают
главную мысль, оттеняют определения и эпитеты: слово неласковое, ковёр
чудесный, утро вечера мудренее, столы дубовые, скатерти узорчатые. Устное
народное творчество во- обще и сказки в частности помогают уча- щимся осмыслить
истоки искусства слова. 2«Природа и все животные ненавидели Ка- щея
Бессмертного, а поэтому помогали Ивану-царевичу в поисках Василисы Пре- мудрой…
Царевич был добрым, смелым, терпеливым, настойчивым, сначала не- счастным, его
все любили и хотели ему по- мочь…» — из ответов учащихся.

3Вспоминаются слова М.Горького, который

характеризует обобщённый образ сказочно- го
героя, сначала незаметного, преследуемо- го, кажущегося не очень умным, но
затем проявляющего самые светлые черты народ- ного характера: «Герой фольклора
— “ду- рак”, презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их,
всегда — побе- дитель всех житейских невзгод».

  • Царевна лягушка сказка смотреть на ютубе
  • Царевна лягушка сказка читать краткое содержание читательский дневник
  • Царевна лягушка сказка читать текст полностью с картинками бесплатно на русском языке
  • Царевна лягушка начало сказки
  • Царевна лягушка сказка оригинал читать