Царевна лягушка сказка слушать аудиосказка лягушка царевна

Русская народная сказка царевна-лягушка v класс аннотация. в статье датся система работы по изучению сказки царев- на-лягушка. ключевые слова: устное

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

V КЛАСС

Аннотация. В статье даётся система работы по
изучению сказки «Царев- на-лягушка.

Ключевые слова: устное народное творчество,
волшебная сказка, фанта- стическое и реальное, анализ эпизодов, разные виды пересказов,
особен- ности народной сказки.

Abstract. The article provides the system for the studying
of the “The Frog Prin- cess” fairy tale and Russian proverbs.

Keywords: folklore, fairy tale, fantastic and reality,
analysis of episodes, different types of retellings, proverbs, people’s wisdom
and experience, brevity and expressiveness.

«В некотором царстве, в некотором госу-
дарстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич…» —
так, поэ- тически настраивая слушателей на восприятие дальнейшего хода событий,
начинается рус- ская народная сказка «Царевна-лягушка», так начинаются и многие
другие сказки, относя- щиеся к волшебным.

Народные сказки, передаваясь из поко- ления в
поколение, из уст в уста, постоянно совершенствовались. «Царевна-лягушка» мо-
жет служить примером высокого мастерства сказителей, сказка необычайно поэтична
и слажена. Именно высокие художественные достоинства сделали её любимым
хрестома- тийным текстом для школы, она издавна вхо- дит в школьные программы и
всегда вызывает интерес у детей 5 класса.

«Царевна-лягушка» — волшебная сказка.
Обращаясь к волшебным сказкам, нужно учи- тывать их особенности при изучении в
пятых классах. Волшебная сказка, происхождение которой фольклористы относят к
доклассово- му обществу, к временам глубокой древности, сохраняет черты давних
традиций, давно за- бытых верований. Она сочетает в себе сверхъ- естественное,
фантастическое и вполне ре- альные элементы действительности. Чем туже сплетены
узлы фантастического и реалисти- ческого миров, тем предметнее, ярче, убеди-
тельнее сказка и её герои.

Фантастичны превращения Василисы Премудрой в
то время, когда она должна ис- печь хлеб, выткать ковёр за одну ночь, но ра-
ботает она так же деловито, как обычная крестьянская девушка, сам процесс труда
реа- лен до мельчайших подробностей, поэтому сказка становится ещё интересней,
а события, описанные в ней, достоверней.

Нет ничего невероятного в том, что сред- ний и
старший сыновья царя женятся на бога- тых невестах, что младший оказывается са-
мым обездоленным, но необычно, что третью стрелу… держит лягушка. Однако без
первых двух реальных описаний, без предварительной психологической подготовки
слушателя и чи- тателя к восприятию столь необычного собы- тия сказка многое
утратила бы в своей худо- жественности.

В.Долгов. Илл. к сказке «Царевна-лягушка».
2001

Важно учесть это обстоятельство при из- учении
сказки: в связи с возрастом при первом прослушивании «Царевны-лягушки» дети
вос- принимают её наивно-реалистически, текст для них не разделяется на
фантастическое и реальное. При анализе и дальнейшем разборе сказки учитель от
эпизода к эпизоду, от слова к слову показывает соединение реального и
фантастического планов, помогает сделать первые шаги к осознанию специфики
литера- туры как искусства.

Важно, чтобы учитель литературы, при- ступая к
изучению сказки «Царевна-лягушка», не настраивался на слишком лёгкий тон, что-
де тема проста, детям доступна, а потому все занятия в классе могут свестись к
прочтению и пересказу, что только изучение литератур- ных произведений
потребует более серьёзной работы. Внимательное прочтение сказки по- может
учащимся убедиться в цельности ха- рактеров произведений устного народного
творчества, осознать силу поэтических средств выражения и художественную цен-
ность изучаемой сказки.

Первый урок по изучению сказки «Царев-
на-лягушка», которая уже прочитана учащими- ся, начинается с небольшой беседы о
том, по- чему эту сказку мы называем волшебной.

Вступительное слово учителя может быть самым
разнообразным по форме: непреры- ваемый рассказ; рассказ, иллюстрируемый
отдельными выдержками из различных на- родных сказок, приводимыми либо самим
учи- телем, либо учащимися, которые вспоминают другие прочитанные ими или известные
им сказки. Вот один из возможных вариантов вступительного слова учителя:

В.Долгов. Илл. к сказке «Царевна-лягушка».
2001

«Сказка, к изучению которой мы присту- паем,
относится к волшебным, у неё даже на- звание необычное — “Царевна-лягушка”. От-
куда же в сказках появились все эти чудеса? Постараемся разобраться в этом. Вы
уже знаете, что создавались сказки в далёкие вре- мена, когда труд человека был
необычайно тяжёлым, изнуряющим, орудия труда наипро- стейшими, когда человек
боялся природы, не умел разумно пользоваться ею. Именно по- этому природа
представлялась человеку страшной, могучей, неподвластной человеку, и он
обожествлял её. Зверям приписывалось божественное происхождение: считалось, что
они могли говорить человеческим языком, ду- мать и чувствовать. Человек
старался “задоб- рить” силы природы. Так возникло почитание так называемых
священных животных, появи- лись сказки и небылицы, где царевна превра- щается в
лягушку, герою помогают разумно действующие звери. Следовательно, сказки

— это не простая выдумка сказочников, а от-
ражение давних верований. Мечта народа о лучшей жизни, лёгком и радостном
труде, по- корении природы, победе добра над злом вы- разилась во многих
народных сказках; об этом мы узнаем, когда будем перечитывать сказку
“Царевна-лягушка”.

У народной сказки много авторов и много
вариантов, каждый из вариантов имеет право на существование. Мы можем прочитать
в различных сборниках одну и ту же сказку, где

герои названы по-разному, их поступки могут
отличаться друг от друга. “Царевна-лягушка”, например, насчитывает 24 варианта.
Когда вы будете хорошо знать тот текст, который поме- щён в
учебнике-хрестоматии, можно будет сравнивать его с другими вариантами, кото-
рые нетрудно найти в библиотеках.

В сказке “Царевна-лягушка” встречаются
привычные для волшебных сказок начало (“В некотором царстве, в некотором
государстве… ”), концовка, троекратные повторения (было три брата, их жёны
получили от царя три зада- ния), постоянные эпитеты (добрый молодец, красная
девица), необыкновенные превраще- ния главной героини. Что они значат, как
помо- гают нам узнать героев, оценить их поступки? Чему нас учит сказка? Будем
же внимательно читать, перечитывать, слушать, наблюдать».

После вступительного слова учитель обра- тит
особое внимание на манеру произнесения, верное интонирование описаний (Кащеева
дуба, ковра, хлеба, работы Василисы Премуд- рой и пр.), чередование
повторяющихся собы- тий (встречи царевича с медведем, зайцем, се- лезнем,
щукой, приказы царя и оценки работы невесток), выявление характеров героев (Ва-
силисы Премудрой, Ивана-царевича), главных мыслей сказки (выражение народной
мечты о покорении природы, победе добра над злом).

Фронтальная беседа после чтения выявит,
насколько понят общий смысл текста, и на- строит учащихся на дальнейшую работу

освоение навыка художественного рассказы-
вания отдельных фрагментов текста:

1.            Как начинается сказка? Встречали
ли вы подобное начало в других сказках? Кто помнит иное начало сказки, но тоже
характерное для народных сказок? Произнесите правильно на- чальные строчки и
сделайте вывод о том, какое начало свойственно волшебной сказке.

2.            Можете ли вы сказать, как звали
царя и всех трёх братьев Ивана-царевича? Может ли кто-нибудь объяснить, почему
назван по име- ни только Иван-царевич? (Желательно подве- сти учащихся к выводу
о том, что сказка лако- нична и экономна в средствах изображения. В ней Иван —
один из главных героев, и он сразу выделен тем, что назван по имени.)

3.            Какие мечты народа воплощены в
сказ- ке? Кажутся ли они вам несбыточными? Есть ли среди них такие, которые в
наше время уже сбылись?

4.            Подумайте и скажите, как надо
расска- зывать сказку, чтобы слушать её было инте- ресно. Встречались ли вам
люди (родные, знакомые), которые интересно рассказывают сказки? (Не забудем
сказать о том, как важно сохранять во время пересказа зачины, кон- цовки,
троекратные повторы, постоянные эпи- теты, выбрать соответственный неторопливый
темп речи, сохранить связность, напевность, обыграть диалоги и пр.)

Такая беседа поможет выяснить, понят ли
школьниками сюжет сказки, её основные ге-

рои, каково первое впечатление от прочитан-
ного текста.

От последних вопросов легко перейти к новому
виду работы — обучению художествен- ному пересказу сказки. Этот вид работы тре-
бует от учителя кропотливой и длительной ра- боты: выяснить, какой именно текст
предстоит учащимся пересказать, что в нём сохранить без изменения, что передать
своими словами, какие интонации более всего подходят, как строится диалог, как
связан эпизод с преды- дущими и последующими, какова главная мысль эпизода, что
в нём самое важное.

Учащиеся 5 класса любят слушать чтение,
рассказывать сами, однако рассказы их одно- типны, их можно назвать свободными,
в них встречаются мельчайшие подробности, чаще всего не главные для текста, но
чем-то заинте- ресовавшие рассказчика. Вместе с тем в их пе- ресказах иногда
трудно уловить логику событий, характеры героев остаются в тени, диалоги пе-
ресказываются неинтересно, даже бойкие пе- ресказы хаотичны. Труднее всего для
учащих- ся — художественный и краткий пересказы.

Обучение художественному пересказу, то есть
пересказу, в котором максимально сохраняется авторский текст, его особенно-
сти, — дело ответственное, сложное и чрез- вычайно полезное. Школьникам 5
класса трудно подготовить к такому пересказу всю сказку или большой рассказ
целиком, по- этому начинать работу целесообразнее с подготовки отдельных
эпизодов, от произве- дения к произведению увеличивая объём отрывков.

Для этого этапа работы заранее на доске должен
быть написан или вывешен план, кото- рый будет ориентиром в подготовке домаш-
него задания. Учитель открывает на доске текст этого плана и отрабатывает с
учащимися один-два эпизода. Вот эпизоды, которые сле- дует подготовить учащимся
к следующему уроку для художественного пересказа:

1.            Выбор невест, или Как сватались
царе- вичи.

2.            Первый приказ царя (испечь
каравай хлеба).

3.            Второй приказ царя (выткать
ковёр за одну ночь).

4.            Третий приказ царя (приехать на
пир).

5.            Встреча царевича с медведем,
зайцем, селезнем, щукой.

6.            Иван-царевич и Баба-яга.

7.            У Кащеева дуба, или Чем
закончилась сказка.

Сказка — самый благодарный и благодат- ный
текст для того, чтобы показать, как звучит связная, напевная речь. Сказка легко
делится на отдельные эпизоды, пересказы этих эпизо- дов отрабатываются вместе с
учителем, класс внимательно следит за рассказчиками. В не- которых случаях
учителю полезно показать детям образец такого фрагментарного худо- жественного
пересказа:

«В некотором царстве, в некотором госу-
дарстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

Позвал однажды царь сыновей своих и го- ворит
им:

—           Дети мои милые! Пора вам о
невестах подумать!

—           За кого же нам, батюшка,
посвататься? Предложил им царь натянуть тугие луки: куда стрела упадёт, там и
свататься. Так и

сделали братья.

Пустил стрелу старший брат — подняла её
боярская дочь.

Пустил стрелу средний брат — подняла её
купеческая дочь.

Пустил стрелу Иван-царевич — подняла её
лягушка-квакушка.

Старшие братья свои стрелы сразу нашли, а Иван-царевич
два дня ходил по лесам и го- рам, на третий день в топкое болото зашёл. Смотрит
— сидит лягушка-квакушка, его стре- лу держит.

Хотел было бежать царевич, отступить от
находки, а лягушка и говорит ему человече- ским голосом: “Бери стрелу, Иван-царевич,
а меня замуж возьми. Жалеть не будешь…” По- думал-подумал Иван-царевич,
завернул её в платочек, принес в своё царство-государство». На первых порах
работы над художествен- ным пересказом образец пересказа учителя особенно
полезен для учащихся. Если уча- щиеся не овладели техникой краткого пере-
сказа, то учителю придётся ещё раз обратиться к этому виду работы. В этом
случае у учителя также должен быть готов образец краткого пе- ресказа того же
эпизода, который был исполь- зован для художественного пересказа: «В не-
котором царстве, в некотором государстве жил-был царь, было у него три сына,
младшего звали Иван-царевич. Позвал однажды царь сыновей и сказал, что пора им
подумать о не- вестах. Натянули братья луки: куда стрела по- падёт, туда и
свататься будут. Стрелы старше- го и среднего братьев подняли боярская и ку-
печеская дочери, а стрелу Ивана-царевича — лягушка-квакушка. Делать нечего —
принёс царевич лягушку в своё царство-государство».

К следующему уроку школьники готовят для
художественного пересказа текст всей сказки, но рассказывать они её будут по
эпи- зодам, названия которых были записаны на доске.

Второй урок целиком посвящается рабо- те с
текстом, более всего на уроке звучит сказка: в чтении учащихся и в их
пересказах, развёрнутых ответах на вопросы учителя, бе- седе об иллюстрациях
В.Васнецова, И.Били- бина, словарной работе1.

«Царевна-лягушка» — так названа сказка, самим
названием отдающая дань любимой и главной героине. Какая же она, эта героиня,
почему кажется прекрасной, почему называ- ется Премудрой? Вспомним, какой мы
видим Василису Премудрую в начале сказки…

Начиная работу с эпизодом «Выбор не- вест, или
Как сватались царевичи», учитель предлагает вспомнить, что царевич вначале
хотел отступить от своей находки, бежать. По- чему?

Внешний облик лягушки испугал его, опечалил.
Запомним, что так испугало, а впо- следствии мучило Ивана-царевича. Из-за
внешнего облика Царевны-лягушки над ним смеялись братья, всё это приводит
царевича к

поспешному решению поскорее избавиться от
лягушечьей кожи, сжечь её при первой же возможности.

Итак, царевич хотел отступить, но что удержало
его от подобного намерения? Как мы можем объяснить его последующее пове- дение?
Школьники внимательно вчитываются в текст. Лягушка говорит человеческим голо-
сом, говорит убедительно: «Возьми, Иван-ца- ревич, жалеть не будешь!» Её
немногие слова говорят о многом: лягушка-то необыкновен- ная, речь её спокойна,
полна какого-то не- объяснимого достоинства.

Что же удивляет в Царевне-лягушке? Ка- кой она
предстаёт перед нами в первый раз? А Иван-царевич? Выводы делают сами уча-
щиеся.

В работе над художественным пересказом эпизода
«Первый приказ царя» можно задать такие вопросы: как встречает Царевна-лягуш-
ка Ивана-царевича? Какими словами? Произ- несите их («Что ты так запечалился?
Иль услы- шал от своего отца слово неласковое?»). Ис- пытания, которым
подвергает царь своих невесток, помогают ещё более убедиться в необыкновенных
достоинствах Царевны-ля- гушки. Прислушаемся к её словам: царевна сразу
догадывается, что царевич опечален. Обратим внимание на то, какой теплотой, че-
ловеческой заботой проникнуты её слова, как задушевна её речь.

Знает ли царевна, что выполнит приказ царя?
Почему не говорит об этом сразу царе- вичу? (Царевна успокаивает
Ивана-царевича:

«Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше
спать-почивать: утро вечера мудренее»). Ца- ревна знает, что выполнит задание
царя, но не торопится заранее сказать об этом. Учащимся нетрудно объяснить это,
заметить в царевне качества скромного и умного человека.

Как можно объяснить, что именно в эпизо- де, в
котором описывается труд царевны, она впервые названа Василисой Премудрой? Для
чего столь подробно описывается самый труд её? («…обернулась красной девицей
Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером
описать! Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшенич- ную,
замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай
разны- ми узорами мудрёными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями,
сверху птицы летучие, снизу — звери рыскучие».)

Стоит обратить внимание, что царевну на-
зывают Премудрой тогда, когда рассказы- вают, как она трудится, и на то, что в
этом эпи- зоде соединены волшебное превращение ля- гушки в царевну и вполне
реальное описание её труда.

Работу с пересказом третьего эпизода —

«Второй приказ царя (выткать ковёр)» можно
несколько усложнить, предложив учащимся вопрос: чем отличается работа Василисы
Пре- мудрой от работы других невесток? (Она ткёт сама, невестки созывают
мамушек, нянюшек и красных девушек. От прикосновения её иглы ковёр сразу
оживает, хотя и неизвестно, чем она вышивает, мамушки вышивают и ткут «кто
серебром, кто золотом, кто шёлком», но ника-

кого волшебства в их работе не происходит.)
Итак, что нас удивляет в описании труда Васи- лисы Премудрой? Она всё делает
сама, труд её волшебный: всё оживает под искусными руками мастерицы. Описывая
необычную ра- боту Василисы Премудрой, автор-народ из- меняет даже стиль
изложения, появляется иной ритм, прочитайте и проследите (этот текст надо
заранее написать, а затем обратить на него внимание учащихся):

Где кольнёт иглой раз — цветок зацветает,

Где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут,

Где кольнёт третий — птицы летят…

Совсем иное дело у других невесток: здесь
говорится о том, чем вышивали ковер, но ни- где не сказано, как они вышивали,
не сказано о радости их творческого труда, его нет. Сказ- ка это подчёркивает.

Вспомним и прочитаем эпизоды, в кото- рых
рассказывается, как постепенно возрас- тает восхищение царевича работой Василисы
Премудрой. Выводы делают дети. Необыкно- венное искусство удивило царевича. Его
удив- ление возрастает по мере того, как проявляет- ся мастерство царевны.

«…Глянул царевич на каравай — диву дал- ся:
никогда таких не видывал!»

«…глянул на ковёр да так и ахнул: такой этот
ковёр чудесный, что ни вздумать, ни взга- дать, разве в сказке сказать!»

Больше, чем испечённому караваю, уди- вился
царевич сотканному царевной ковру, он уже не «диву дался», но «ахнул». Если в
первом случае хлеб был такой, каких он «никогда не видывал», то во втором
случае ковёр был та- кой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке
сказать». Здесь не только мастерство царевны отмечает народ, но и умение Ивана-
царевича оценить это мастерство.

Искусство, мастерство Василисы Премуд- рой
выделяет и царь. Школьники перескажут, как по-разному отнёсся царь к сделанному
своими невестками: резко, негодующе отвер- гает он сделанное старшей и средней
невест- ками, но восхищается трудом Василисы Пре- мудрой: каравай старшего
царевича приказал царь псам бросить, каравай среднего — от большой нужды есть,
каравай младшего —

«только в большие праздники есть!».

Ковром старшего «только от дождя лоша- дей
покрывать», ковёр среднего «…только у ворот… стелить», а ковёр младшего
царь рас- порядился в его горнице «по большим празд- никам расстилать!».
Полезно, чтобы школьни- ки постарались проанализировать оценки царя предметам,
сделанным его невестками. Нужно также объяснить, почему, оценивая ра- боту
Царевны-лягушки, царь повторяет выра- жение «по большим праздникам» и что оно
означает? Что хочет подчеркнуть автор-народ такой оценкой?

Художественный пересказ четвёртого эпизода —
«Пир» — поможет учащимся пред- ставить торжество царевны-лягушки над не-

умехами-невестками. Апофеозом мудрости царевны
является её появление на царском пиру: гремит гром, силы природы, подчиняясь
Василисе Премудрой, откликаются на её пре- вращение и появление. На пиру по
мановению её руки остатки пищи превращаются в озёра и лебедей, затем неожиданно
исчезают. Под- линная красота Василисы Премудрой — внеш- няя и внутренняя —
открылась всем. Что инте- ресного мы увидели в поведении Царевны- лягушки на
пиру? Какой мы видим её впервые? Интересно проходит работа с иллюстра- циями
В.Васнецова и И.Билибина. Учащиеся сравнивают трактовку Васнецова и Билибина:
Васнецов обращает внимание на танец Васи- лисы Премудрой, на музыкантов, её
окружаю- щих, Билибин — на то, как Василиса Премуд- рая удивляет всех
необыкновенными волшеб- ствами,        что         передаётся       через    лица
присутствующих на балу, нарисованных не-

обычайно выразительно.

Во время пересказа эпизода «Пир», бесе- ды и
работы с иллюстрациями Билибина и Васнецова учащиеся обратят внимание не только
на волшебства, которыми столь щедро удивила всех царевна, но и на её красоту,
ко- торая впервые стала всем очевидной. После этого школьники легко объяснят,
почему так торопится сжечь и сжигает лягушечью кожу царевич. Царевна
опечалилась, но она не бра- нит Ивана-царевича, а лишь горестно упрекает его и
одновременно помогает советом: «А те- перь прощай, ищи меня за тридевять
земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у
Кащея Бес- смертного. Как три пары железных сапог из- носишь, как три железных
хлеба изгрызёшь — только тогда и разыщешь меня…» Василиса Премудрая не
говорит, где искать её, но пред- упреждает, что путь будет долгим и трудным.
Это предостережение — тоже помощь.

Последний раз звучат слова Василисы Премудрой
в самом конце сказки: «Ну, Иван- царевич, сумел ты меня найти-разыскать, те-
перь я твоя весь век буду!» Царевна сдержала своё слово, осталась верной
царевичу.

Какой же предстаёт перед нами Василиса
Премудрая? Как относится Иван-царевич к царевне? Почему даже тогда, когда она
встре- чается впервые царевичу некрасивой лягуш- кой, что-то заставляет его
прислушаться к её словам, советам? Чем удивляет и покоряет она всех? Эти
вопросы прозвучат в беседе с учащимися и подведут их к соответствующим выводам
о цельности характера Василисы — Премудрой, прекрасной, сердечной, скром- ной,
терпеливой, заботливой, трудолюбивой, доброй, выразительницы народной мечты о
покорении природы, освоении более совер- шенного и радостного труда. В Василисе
Пре- мудрой соединены лучшие черты русского на- родного характера. И ещё:
Иван-царевич, впервые видя Царевну-лягушку, опечалился и задумался. Но,
подумав, всё-таки взял её с собой. Этот его поступок народ осмысляет и как
проявление милости, и как проявление бе- режного отношения к природе и к
каждому живому существу на свете. Он верит, что имен- но за такое отношение
рано или поздно насту-

пит справедливое воздаяние. А непродуман- ный
поступок Ивана-царевича (сожжение ля- гушечьей кожи), под которым народ
разумеет грубое, бесцеремонное разрушение природы, ведёт к печальным
последствиям, за которые приходится платить дорогую цену.

Задание на дом: подготовить выборочный
пересказ «Путь Ивана-царевича в поисках Ва- силисы Премудрой».

Третий урок начинается беседой (что было после
того, как царевич сжёг лягушечью кожу?). В ходе этой беседы учитель ведёт уча-
щихся от размышлений о характере Василисы Премудрой к обсуждению того, достоин
ли её Иван-царевич. Не надо бояться, если сначала некоторые учащиеся будут
говорить о том, что едва ли можно считать его достойным («Ведь он сжёг
лягушечью кожу», «Он хотел сначала отступить…»). В этом случае беседа
проходит ещё живее, потому что школьники начинают убеждать своих товарищей, что
царевич иску- пает свою вину, вспоминают путь Ивана-ца- ревича, рассказывают о
его поступках.

Каким же предстает в сказке Иван-царе- вич?
Если Василиса Премудрая отличается в первую очередь мудростью, то Иван-царевич

— активностью, милосердием и верностью,
которые более всего проявляются при его встрече с Василисой Премудрой и во
время её поисков.

После царского пира — кульминационного эпизода
сказки, когда Иван-царевич сжигает лягушечью кожу, наступает резкий поворот
сюжета: действие убыстряется, сказка прини- мает более динамический характер.
Меняются и характеры героев. Мы почти ничего не узна- ём о лягушке — она на
время исчезает из на- шего поля зрения, но меняется характер Ива- на-царевича.
Он вынужден волею обстоя- тельств принимать самостоятельные решения и, главное,
самостоятельно действовать.

Изменился ли Иван-царевич с тех пор, ко- гда
мы встретились с ним впервые? Как? Он хотел тогда «отступить», а сейчас? Сразу
ли он решает идти на поиски царевны?

«…Загоревал Иван-царевич неутешно.
Снарядился, взял лук да стрелы, надел желез- ные сапоги, положил в заплечный
мешок три железных хлеба и пошёл искать жену свою, Василису Премудрую…» (Этот
эпизод учащие- ся кратко рассказывают, отмечают, что царе- вич ни минуты не
раздумывает, его решение неизменно и появляется оно сразу же после исчезновения
царевны.)

Привычная сказочная формула: «Долго ли шёл,
коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делает- ся, две пары железных сапог протёр, два же- лезных хлеба сглодал» —
рассказывает о том, какой путь проделал Иван-царевич (школьники эти строки
читают и объясняют, понимая, что эти строки характеризуют царевича).

Вспомним о встречах Ивана-царевича со старым
старичком, Бабой-ягой, медведем, се- лезнем, зайцем, щукой. Как поведение царе-
вича во время этих встреч характеризует его? Как к нему относятся все, кто
встретился в пути? Почему в сказке подчёркивается, что царевич был голоден?
Почему хотел убить

зверей и не убил? Приходим к выводу: не только
жалость и доброта царевича переси- лили его голод, но и бережное отношение к
природе, умение по-доброму распорядиться ею. Постарайтесь объяснить, почему все
по- могают царевичу2.

Путь Ивана-царевича кончается у Кащеева дуба,
описание которого необычайно инте-

ресно тем, что подчёркивает, насколько труд-
но было победить Кащея Бессмертного, на- сколько неприятен и ненавистен Кащей
всему живому: ведь дуб «ветками красное солнце закрыл». Учащиеся соревнуются,
кто вырази- тельнее прочитает наизусть описание дуба и объяснит значение этого
описания. Чтобы по- мочь школьникам, учитель поставит вспомо-

гательный вопрос: «Была ли необходима по- мощь
царевичу в борьбе с Кащеевым дубом? Может быть, он справился бы один? Какой
этот дуб?» Прочитаем наизусть описание дуба:

«Стоит тот дуб, вершиной в облака упира- ется,
корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой
его вершине — кованый ларец…» начале сказки: молчалив, даже боязлив, над ним
смеются братья, потому что он женится на лягушке. Но вот оказывается, что
лягуш- ка — царевна, она прекрасна и мудра. Братья уже не смеются над
Иваном-царевичем (ведь осрамились они со своими жёнами), а сам ца- ревич
отправляется искать Василису Премуд- рую. По пути он находит много помощников:
ему помогают звери, люди, даже Баба-яга. Жалость к животным, смелость,
терпение, вы- носливость — вот немногие, но яркие черты Ивана-царевича. Он
снискал уважение к себе тем, что справедлив, добр, смел, достоин ува- жения и
что борется он против Кащея, которо- го даже Баба-яга называет злодеем3.

Заканчивается урок словом учителя, под-
водящим итог проделанной работе.

Вот примерное содержание заключитель- ного слова
учителя: «Итак, мы с вами читали, пересказывали, выясняли смысл волшебной

сказки “Царевна-лягушка”. Теперь, зная хоро-

Вера Яновна окончила МГПИ им. В.И.Ленина в
1953 году. Начала свою тру- довую деятельность в подмосковной школе

№ 6 г. Балашихи и всегда с благодарностью и
теплотой вспоминает дружный коллектив учителей, который принял её, проявив вни-
мание и заботу. Здесь пришло ясное осо- знание своего призвания, верности из-
бранного жизненного пути.

Затем была ответственная работа председателем
Учебно-методического со- вета Министерства просвещения РСФСР. В 1967 году,
завершив обучение в аспи- рантуре на кафедре методики преподава- ния литературы
МГПИ, Вера Яновна защи- тила кандидатскую диссертацию по разви- тию устной речи
школьников, подготовила сборник «В защиту живого слова», посвя- щённый этой
всегда актуальной проблеме. В дальнейшем жизнь привела В.Я.Ко- ровину в НИИ
школ при МП РСФСР, где она продолжала разрабатывать систему рабо- ты по
обогащению речи учащихся, методику проведения вводных и заключительных уроков,
изучения творчества русских и за- рубежных писателей. В результате выходят
первые вариативные сборники, составлен- ные В.Я.Коровиной: «Сказки Пушкина в
школе», «Пушкин в школе», позднее — «От упражнений к системе развития речи», «На
подступах к риторике», «Фольклор и лите- ратура»; учебные хрестоматии: «Русские
поэты о родной природе», «Мифы народов мира», «Наш ХIХ век» (в соавторстве с

В.И.Коровиным) и др.

В 1994 году Вера Яновна защитила докторскую
диссертацию. Вместе с В.И.Коровиным и авторским коллективом

она принимает самое активное участие в
составлении так необходимого школе пуш- кинского энциклопедического словаря.

Программа и линия учебников, подго- товленные
коллективом авторов под ре- дакцией Веры Яновны, включает прове- ренные
временем классические художе- ственные произведения, предусматривает
формирование знаний и умений, позво- ляющих учителю за школьные годы вырас-
тить квалифицированных читателей и вос- питать их в любви к родной литературе,
ис- тории, культуре. Иными словами, Вера Яновна всю жизнь самоотверженно служит
делу школьного литературного образова- ния в нашей стране, всегда стремится по-
мочь учителю-словеснику выстроить такую систему работы, которая вовлекала бы
де- тей в творческое осмысление прочитанно- го, учила их анализировать,
оценивать ху- дожественное произведение, видеть ма- стерство писателя,
особенности его стиля, развивала устную и письменную речь уча- щихся, их
творческие способности.

Глубокоуважаемая Вера Яновна! За Вами стоит не
одно поколение школьных учителей, работающих по Вашим учебни- кам и
методическим пособиям. За Вами — сотни тысяч российских школьников, ус- пешно
обучающихся по Вашей программе. От всей души поздравляем Вас с юбилеем, желаем
крепкого здоровья, удовлетворе- ния от достигнутого, творческого и насы-
щенного работой долголетия, новых замы- слов и их свершения, прежней преданно-
сти делу своей жизни!

Редакция журнала

шо её содержание, вернёмся к разговору о том,
что сказки создавались не одним челове- ком, а целым коллективом. Сказочники,
пере- сказывая сказку из уст в уста, что-то добавля- ли, что-то изменяли, в
связи с этим появлялись различные варианты одной и той же сказки.

Мы говорили с вами о том, что “Царевна-
лягушка” имеет 24 различные записи. Какие же они, послушайте и сравните с тем
вариантом, который мы только что прочитали: в некоторых записях об обрядах
свадеб не говорится ничего, в других сказано, что во время венчания лягушку
держали на блюдце, в третьих подробно описы- вается, как Иван едет на свадьбу в
карете, а ля- гушку несут на золотом блюде, встречаются тексты, где лягушка
каждую ночь становится красавицей, а днём снова превращается в ля- гушку. В
некоторых текстах царевич сокруша- ется о своих несчастьях молча, в других
говорит: “Чего у меня сделат лягуша! Все станут сме- яться. Лягуша ползат по
полу, только квакат”. В некоторых текстах у Василисы нет имени, её называют
душой-девицей, иногда её имя ме- няется, она становится Еленой Прекрасной, в
других — созывает на помощь мамок-нянек.

Устное народное творчество создаётся народом,
выражает мечты многих поколений. Какие же мечты народа воплощены в сказке
“Царевна-лягушка”»? Учащиеся отвечают, вспоминая о том, как быстро и
необыкновенно удачно справилась лягушка с работой.

Сказка «Царевна-лягушка» рассказывает о том,
как добиваются герои победы, добра и справедливости. Добро и справедливость по-
беждают, но для этого сами герои проходят через трудности и испытания, и только
тогда, когда они сами становятся достойными этого высшего счастья, добро
торжествует.

Мудрость Василисы Премудрой мы наблю- даем на
протяжении всей сказки: она не только мудро отвечает, спрашивает, но печёт
необык- новенный хлеб, ткёт чудесный ковёр, живёт в согласии с природой,
которая ей помогает: гремит гром, предупреждая её появление; об- разуется озеро
с плывущими по нему лебедями. Так воплощается в сказке народная мечта о
единстве человека с природой, об умелом и бе- режном отношении человека к
природе, которая тоже не остаётся безучастной к человеку.

Иван-царевич в начале сказки мало дей- ствует,
кажется не очень умным, но, встреча- ясь с Василисой Премудрой, становится дру-
гим. Оказывается, в нём заложены и ум, и му- жество, и терпение.

Сказка «Царевна-лягушка» убеждает нас в том,
что и в жизни человек многого может добиться благодаря разуму и труду, сердеч-
ности и доброте, смелости и уму.

Уроки в различных школах (городских и
сельских) показали, что при нормальном темпе урока, когда учитель не разрешает
себе повто- рять одни и те же вопросы, отвлекаться от ос- новных вопросов, учащиеся
вполне успевают выполнить то, что запланировано на уроке.

К следующему уроку учащиеся готовят краткий
пересказ сказки, cтараясь передать самое основное в её содержании: приказ царя;

царевичи в поисках стрел; встреча с лягушкой;
мастерство царевны; сжигание лягушачьей кожи и поиски Василисы; старый
старичок; встреча Ивана-царевича с животными; Баба Яга; у Кащеева дуба; помощь
зверей; возвра- щение Ивана-царевич с Василисой Премуд- рой в своё
царство-государство. Учащимся предлагается также ответить на вопросы, по-
мещённые в учебнике-хрестоматии, напри- мер: «Почему эту сказку мы называем
вол- шебной? За что превратил Кащей Бессмерт- ный Василису Премудрую в лягушку?
Что ценит народ в людях и что осуждает?»

Кроме того, все учащиеся получают за- дание на
дом прочитать в учебнике-хресто- матии статью о сказках, которая поможет за-
крепить сведения, полученные в классе и не- обходимые для дальнейшего изучения
народного творчества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1Словарная работа организуется учителем,
например, во время работы с первым эпизо- дом сказки. Можно провести небольшие
на- блюдения с учащимися, спросив их, что и как меняется, если вместо слов: «В
некото- ром царстве, в некотором государстве жил-

был царь» — мы скажем: «В некотором царстве
жил царь…» или: «В государстве жил царь». Что изменилось? Как?

Во время пересказа эпизода «Приказы царя»
интересно обратить внимание на оттенки значений глаголов, передающие печаль ца-
ревича: опечалился, запечалился, печалить- ся — и на использование инверсий,
которые часто встречаются в обычной разговорной речи, усиливают и подчёркивают
главную мысль, оттеняют определения и эпитеты: слово неласковое, ковёр
чудесный, утро вечера мудренее, столы дубовые, скатерти узорчатые. Устное
народное творчество во- обще и сказки в частности помогают уча- щимся осмыслить
истоки искусства слова. 2«Природа и все животные ненавидели Ка- щея
Бессмертного, а поэтому помогали Ивану-царевичу в поисках Василисы Пре- мудрой…
Царевич был добрым, смелым, терпеливым, настойчивым, сначала не- счастным, его
все любили и хотели ему по- мочь…» — из ответов учащихся.

3Вспоминаются слова М.Горького, который

характеризует обобщённый образ сказочно- го
героя, сначала незаметного, преследуемо- го, кажущегося не очень умным, но
затем проявляющего самые светлые черты народ- ного характера: «Герой фольклора
— “ду- рак”, презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их,
всегда — побе- дитель всех житейских невзгод».

                                      
Царевна-лягушка

 На сцене опушка леса. Заросший пруд.
Слышно пение птиц и кваканье лягушек
.

Рассказчик: Весной
однажды три мальчишки,

Припрятав понадёжней книжки,

Решили школу прогулять

(Учились явно не на пять).

На день ушли от зорких глаз,

О них и будет наш рассказ.

И вот три юных шалопая,

О чём-то весело болтая,

По лесу вдоль опушки шли

И пруд запущенный нашли.

Приветлив был весенний лес,

Светило солнышко с небес.

В пруду заросшем у опушки

Под солнцем нежились лягушки.

Коля: Смотрите,
как лягушек много,

Не видел сроду я такого!

Саня: Их здесь
несметное число!

 Коля: Нам просто очень повезло!

Андрей: В чем
повезло? Не понимаем.

Коля: Сейчас три
прута мы сломаем

 И будем вдоль пруда ходить,

 И прутьями лягушек бить!

  Кто всех больше их набьёт,

 Тот получит бутерброд!

 Андрей: А зачем их бить? Мне жалко

 Убивать их этой палкой!

Коля: Жалко? Да и
ты трус, Андрюшка! 

Это ж попросту лягушка! 

Её не за что любить!

Андрей:
Беззащитных стыдно бить, 

Она всё-таки живая.

Коля: Ах, ты,
неженка какая! 

Думал я, что ты крутой.

Саня: Ну его!
Давай с тобой 

Будем мы соревноваться!

 Андрей: Я не трус! Могу и драться

Если надо. Но без дела…

Коля: Слушай,
просто надоело

 Нам нытьё твоё! Уйди!

Андрей: И уйду! 
(Уходит)

Саня: Ты погляди,

  А ведь он почти заплакал.

 Коля: Нытик.
Слёзками закапал!

 Ну, за дело! Посмотри  (Хлещет прутом по
воде)

 Раз – одна, вторая, три!

 Саня: А я тоже не
отстану,

Сразу прутом двух достану!

Вот ещё! Десяток есть!

Коля: Что-то их не
стало здесь, Где они, я не пойму?

Саня: Видно к
берегу тому,

Все они переместились, 

Под корягами укрылись.

 Коля: Ничего, мы
их найдём,

 На тот берег перейдём,

 Нам от этого не хуже.

Саня: Стой,
смотри, вот в этой луже

 Головастиков полно

 Может, прутом заодно

  Мы и их побьём немножко?

 Коля: Больно
мелкие безножки! 

Лучше просто наловить 

И коту потом скормить. 

Только, жалко, банки нету.

Саня: Ну, и что!
Вот есть пакеты!

 Этим ловим, как сачком, 

А вот в этом понесём!

 (Начинают ловить головастиков)

Шесть попалось – выливай!

Снова черпать начинай.

 Коля:  (на его
руке появляется лягушка)
Что такое? Что за чудо?

Эта прыгнула откуда?

На моей руке уселась,

 Словно мне так захотелось.

 И сидит, как неживая.

 Саня: А красивая
какая, Вся, как золото блестит!

Коля: Ой, ладонь
моя горит! И с меня уже довольно!

Мама! Ой, как руку больно! Ой!

  (Вбегает Андрей)

 Андрей: Ребята,
что за крик?

Саня: 
(растерянно) Вот – лягушка, в руку – прыг!

И приклеилась, видать:

Ни стряхнуть, ни отодрать!

Коля: Ой! Спасите,
помогите!

 Эту жабу отлепите!

Ой, ребята, не могу!

Андрей: Может, я
здесь помогу,  (Стряхивает лягушку)

 Коля:  (Трясёт
рукой, как после ожога) Вроде всё.

 Спасибо, друг!

  (Пока ребята заняты Колиной рукой,
появляются   лягушки, освещение несколько меняется)

 Саня: Потемнело
как-то вдруг,

Будто что-то здесь случилось,

Всё как будто изменилось.

Андрей: Правда,
лес вокруг другой

 И народ стоит толпой!

 Странный – весь зелено-бурый,

Смотрит как-то очень хмуро!

Коля: Не побили бы
нас только.

 Саня: Мы куда
попали, Колька?

Андрей: Знать бы
нам, куда попали…

Коля: Может, видим
сон?

 Андрей: Едва ли.

Знаешь, сон никак не может

 Сниться трём одно и тоже.

Саня: Ох, и душно
тут, как в бане!

Кто же это? Марсиане?

Коля: Дай
подумать.

 Мы втроём 

Набрели на водоём, 

Весь заросший, на опушке…

 Андрей: Стой!
Ведь это же лягушки!

Саня: Как лягушки?
Не дури!

Андрей: Да ты
только посмотри

На кого здесь все похожи?

Коля: Ой, и
правда! Ну и рожи!

Саня: Надо же,
какая штука!

Андрей: Дураки мы,
впредь наука!

Надо выбраться отсюда,

А иначе будет худо!

Неспроста нас затащили

И в малявок превратили!

Коля: Как в
малявок?

Всё при мне:

Руки, ноги…

Андрей: По длине

Мы все трое изменились

И в пруду мы очутились.

Жди, теперь придёт расплата.

Саня: Да, мы точно
виноваты…

Нам теперь куда деваться?

Коля: Только
смирно дожидаться,

Чтобы этот зоосад

 Нас вернул скорей назад.

Саня: А вернёт ли?

Коля: Не боись!

Ну, на что мы им сдались?

 А смотрите, здесь занятно:

 Всюду солнечные пятна

 Среди зелени и вон

Что-то странное, как трон!

Саня: И не трон, а
скорее супница.

(Появляется царевна-лягушка,  она проходит
к трону, перед ней все расступаются, кланяются, пока она идёт, начинает
раздаваться хор голосов)

Хор лягушек:
Дорогая царевна-заступница,

                          Защити от беды и
укрой,

                          Справедливый суд за
тобой.

                          Для народа настал
чёрный час,

                          Посмотри, сколько
раненых нас!

1-й голос:   У
меня разбита спина!

2-й голос:  Оторвалась
лапка одна!

3-й голос: У меня
вырван кожи кусок!

 4-й голос: От
удара вздулся мой бок!

5-й голос:
Повредили мне лапку и глаз!

 Саня: Слушай,
Колька, ведь это про нас!

 6-й голос: Наших
малых деток ловили

 И в пакеты их засадили!

7-й голос: Хорошо,
ты вмешалась как раз,

Мы их выпустим в воду сейчас!

(Из огромного полиэтиленового пакета
выпускают головастиков)

Царевна-лягушка:
Успокойтесь, мои дорогие,

К сожалению, люди плохие,

Посетили сегодня наш дом,

Но на них мы управу найдём,

 И накажем сегодня примерно!

Где они?

Придворный: Здесь,
конечно, царевна!

Царевна-лягушка:
Ближе мне их подведите!

 Андрей: Нас?

 Коля: Не надо!

Саня: Помогите! 

(Стража подводит ребят к трону)

Придворный: Здесь
никто вам не поможет,

И захочет – да не сможет

 Будем вас сейчас судить –

Уму-разуму учить!

Царевна-лягушка:
Где мой главный обвинитель?

Обвинитель: Я на
месте.

Не хотите ль,

Чтоб я цифры Вам назвал?

 Царевна-лягушка:
Да, желаю!

Коля: Я – пропал!

Это ведь моя затея…

Саня: Может,
выбраться сумеем.

Коля: Нет, Санек,
всё так ужасно.

 Обвинитель:
Погубили вы напрасно

 Земноводных – 36!

 Раненые тоже есть: 

23 – без лап остались,

 Семь – с глазами распрощались, 

Пять – в рубцах больших, глубоких,

 Трое были в нервном шоке,

 И 12 лягушат  Кожу штопают сидят,

Обвинитель: Трое
без вести пропали.

 Вот что цифры нам сказали!

За такие преступленья

Им, конечно, нет прощенья!

Хор лягушек: Нет,
Царевна, им прощенья!

 Придворный: Тихо
всем! Не кончен суд!

Пусть защитника введут!

Защитник: О,
Царевна, неприятен,

Хоть он нужен и понятен

 Мой нелёгкий скорбный труд.

Всё ведь очевидно тут:

 Виноваты в полной мере,

Ведь никто им не поверит,

Что, когда они нас били,

 Напрочь сразу позабыли,

Что в природе мы давно

 Очень важное звено,

Что проверена не веком

Наша дружба с человеком!  

(обращаясь к ребятам)

 Урожай ваш охраняем,

 От вредителей спасаем.

Если мы исчезнем вдруг,

 Всё съедят они вокруг:

И морковку, и капусту –

В огороде станет пусто!

Но, пожалуй, мы полезней,

 Вас спасая от болезней!

 Саня: От
болезней? Как таблетки?

Защитник: Как
невежественны детки!

 Посмотрите, как бывает,

Кто здоровью угрожает, 

Кто же враг вам?

Эй, солдаты!

Приведите экспонаты!

   (Лягушки вводят Комара и Муху)

 Саня: Гляньте,
Колька и Андрюха,

Это ведь комар и муха!

 Защитник:
Расскажите этим детям,

Что творите вы на свете!

Комар: Коль не
буду я убитым,

Подружусь с энцефалитом

И его в подарок вам

 Я конечно передам!

 Подарю вам малярию,

 Подарю вам лихорадку –

 Заболеете, и сразу

Будет очень вам несладко!

Муха: Вам прожужжу
я лекцию

Про разные инфекции:

Кишечные, глазные

И многие другие.

Про глист и про туберкулёз –

 Себя вам будет жаль до слёз!

Я – не комар, не укушу,

 Но я заразу разношу –

 На своих лапках тонких

 Несу заразы тонны!

Меня остерегайтесь

И чаще умывайтесь,

И мойте все продукты –

 Овощи и фрукты!

 Защитник:
Уведите! Вероятно,

 Всё дальнейшее понятно:

Учинили вы разбой,

Умысел был очень злой

  Иль невежество тупое.

Защищать вас стыд – не скрою!

Саня: Мы не
знали… Мы хотели..

Коля: Изучить мы
не успели…

Андрей: Но вот я
читал рассказ,

Иногда ведь ловят вас!

 Защитник: Ловят
нас не ради скуки,

А для дела, для науки:

Ловят для экспериментов,

 Для занятий у студентов.

И за это, в нашу честь.

Памятники даже есть!

 Для науки мы годимся,

Этим очень мы гордимся.

За науку пострадать –

Вам такого не понять!

Речь моя к концу подходит.

Разум просто не находит

Оправдания для вас!

Лягушонок:  (выступая
вперёд и указывая на Андрея)
А вот этот – был за нас!

 Он не бил нас, не ловил

 И друзей своих стыдил,

Останавливал разбой

И от них пошёл домой.

 Защитник: Хоть один здесь постарался –

Самым умным оказался!

 Царевна-лягушка:
Хоть вы очень виноваты,

 Выслушаем вас, ребята,

Что ж ответите лягушкам?

Коля: Ты скажи за
нас, Андрюшка!

Андрей: Что
ответить? Вам ведь видно,

Что сейчас нам очень стыдно,

Плохо мы учились в школе,

 И не знали мы, что в поле,

И в лесу, и в огороде,

Вы – охрана наша, вроде.

 Что стоите вы на страже

Нашего здоровья даже.

Да, мы очень виноваты,

 Но ведь мы ещё ребята,

И забудем мы едва ли

Всё, что здесь мы услыхали.

Очень просим вас: простите

И домой нас отпустите!

Обвинитель: Через
несколько минут

Вынесет решенье суд!

 Коля: Всё,
ребята, мы пропали!

И зачем мы только стали

В том пруду лягушек бить?

Андрей: Ладно,
Колька, хватит ныть!

Саня: Не
послушались Андрюшку,

 Вот и судят нас лягушки!

Коля: Нам,
конечно, нет спасенья!

Придворный:
Слушайте суда решенье!

 Царевна-лягушка: Я – дочь Квака и
Квакини

Вами правила доныне

Без волнений и хлопот

Не один счастливый год!

 Но сегодняшней весной

 Учинили здесь разбой

Эти двое!

Был и третий, только он

Добротою наделён.

Трусом он не оказался

И за нас он заступался.

 Он один – пойдет домой!

А двоим, за тот разбой,

Наказанье учредили,

Судьи так постановили:

 Чтоб о нас они узнали,

Чтобы лучше изучали

 Все науки о живом,

Их на год к себе возьмём!

Пусть приучатся к культуре,

Побывав в лягушьей шкуре!

Хор лягушек:
Справедливо! Пусть узнают,

Как непросто нам бывает!

 Андрей: Как же я?

Царевна-лягушка:
Иди домой!

 Ты оправдан!

Андрей: Нет,
постой!

 Как я людям покажусь,

Без друзей домой вернусь?

Что родителям скажу?

 Царевна-лягушка: Только правду!

 Саня: Я дрожу,

 Что-то холодно мне, Колька!

 Андрей: С ними возвращусь я только!

 Или с ними оставляйте,

 Не уйду я, хоть стреляйте!

Царевна-лягушка:
Вот как смело ты сказал,

 А друг трусом называл

 И смеялся над тобой!

Андрей: Ну и что!
Между – собой

Мы поссоримся не раз

 И помиримся тот час,

 Потому что мы – друзья!

 Друг без друга нам нельзя!

Андрей
(повернувшись к друзьям) Да не стойте вы – просите!

 Коля: Учинили мы
разбой

Лишь по глупости людской!

Саня: Мы о вас так
мало знали,

 Нам казалось, мы играли,

А игра жестокой вышла.

  Ваша боль для нас – не слышна.

 Если б к вам мы не попали,

 Ничего бы не узнали!

Коля: Лучше нас
побейте тоже,

Но остаться мы не можем!

 Что с родителями будет,

Если нас вот так осудят?

Ведь они с ума сойдут!

Царевна-лягушка:
Выхода не вижу тут!

Андрей: Отпусти
нас поскорей!

Поручусь я за друзей!

Царевна-лягушка:
Странно слышать речи эти,

Человеческие дети непонятны для меня,

 Приговор свой от меня,

Свой народ я тем обижу…

 Придворный: Я,
царевна, выход вижу:

 Дайте им свой талисман,

 И пусть каждый мальчуган

 На руке его подержит!

От худого он их сдержит!

Тем, кто зло задумал вдруг,

 Станет больно кисти рук!

 А лекарство здесь простое –

Дело доброе, любое.

Сотвори добро другим,

Чтоб гордиться можно им,

И тогда без докторов

Снова будешь ты здоров!

Царевна-лягушка:
Их раскаянью я верю.

Мы – лягушки, а не звери.

Есть решенье у меня:

Дружбу детскую ценя,

 Я их с миром отпускаю,

Талисман я им вручаю!

Пусть запомнят каждый час,

Проведенный здесь, у нас.

Пусть запомнят, что лягушки

Для мальчишек – не игрушки!

Талисман подскажет им,

Что нельзя играть с живым!

Хор лягушек:
Поступаешь ты красиво,

Ты мудра и справедлива!

 Нет правителя умнее,

Ты, царевна, всех добрее!

Андрей: Мы тебя
благодарим!

 Саня: Талисман
твой сохраним!

 Коля: На лягушек
никогда

Не поднимется рука!

 Царевна-лягушка:
Что ж прощайте!

В добрый путь!

Помогу я вам заснуть,

На короткое мгновенье

Будет все, как сновиденье.

 (Приглушаются звуки и свет, исчезают
лягушки. Мальчики сидят в тех же позах, спящие).

Саня:  
(потягиваясь) Ну и сон я видел, братцы,

 Долго будете смеяться.

Представляете, потеха…

Коля: Нет, Санек,
нам не до смеха!

Загляни-ка в свой карман.

 Саня: Это что же?

Андрей: Талисман.

Дали нам его лягушки.

Саня: Не
разыгрывай,

Андрюшка! Ты скажи ему, Колян…

Коля: Это –
правда. Талисман

 Мы все вместе получили,

Если б не Андрюха, были

До сих пор с тобой на дне!

Саня: Значит, это
не во сне

 Нас лягушки осудили

И малявками мы были?

 Значит это нас с тобой…

 Андрей: Ладно
вам, пошли домой!

 Все плохое позади.

 Коля: Нет,
Андрюшка, погоди!

 Пред тобой мы виноваты!

 Андрей: Ну, зачем
вы так, ребята?

 Виноват не меньше я,

Что ушел от вас, друзья!

 Просто надо нам стараться

Лучше в жизни разбираться,

Всем ребятам объяснять,

 Чтобы все смогли понять,

Что в природе всё разумно,

 И нельзя вот так бездумно,

Что-то портить, разорять…

 Саня: Ведь от
этого страдать

Сами, прежде всего будем!

Коля: Да уж, это
не забудем…

 Рассказчик:
Скрылось солнце за горой

И друзья пошли домой.

Тут и кончен нас рассказ.

 Он, случайно, не про вас?!


Текст сказки «Царевна — лягушка»:

В старые годы у одного царя было три сына. Вот когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:
-Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить,
посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.
Сыновья отцу отвечают:
— Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?
— Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.
Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили.
У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярс-
кая дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, под-
няла ее купеческая дочь.
А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не
знает куда. Вот он шел, шел, дошел до болота, видит — сидит лягушка,
подхватила его стрелу. Иван-царевич говорит ей:
— Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу.
А лягушка ему отвечает:
— Возьми меня замуж!
— Что ты, как я возьму в жены лягушку?
— Бери, знать судьба твоя такая.
Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой.
Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, средне-
го — на купеческой, а несчастного Ивана-царевича — на лягушке.
Вот царь позвал сыновей:
— Хочу посмотреть, которая из ваших жен лучшая рукодельница. Пускай
сошьют мне к завтрему по рубашке.
Сыновья поклонились отцу и пошли.
Иван-царевич приходит домой, сел и голову повесил. Лягушка по полу
скачет, спрашивает его:
— Что, Иван-царевич, голову повесил? Или горе какое?
— Батюшка велел тебе к завтрему рубашку ему сшить.
Лягушка отвечает:
— Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее.
Иван-царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с се-
бя лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей,
что и в сказке не расскажешь.
Василиса Премудрая ударила в ладоши и крикнула:
— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Сшейте мне к утру такую
рубашку, какую видела я у моего родного батюшки.
Иван-царевич утром проснулся, лягушка опять по полу скачет, а рубашка
уж лежит на столе, завернута в полотенце. Обрадовался Иван-царевич, взял
рубашку, понес к отцу. Царь в это время принимал дары от больших сыно-
вей. Старший сын развернул рубашку, царь принял ее и сказал:
— Эту рубашку в черной избе носить.
Средний сын развернул рубашку, царь сказал:
— В ней только в баню ходить.
Иван-царевич развернул рубашку изукрашенную златомсеребром, хитрыми
узорами. Царь только взглянул:
— Ну, вот это рубашка — в праздник ее надевать.
Пошли братья по домам — те двое — и судят между собой.
— Нет, видно, мы напрасно смеялись над женой Ивана-царевича: она не
лягушка, а какая-нибудь хитрая колдунья.
Царь опять позвал сыновей.
— Пускай ваши жены испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая
лучше стряпает.
Иван-царевич голову повесил, пришел домой. Лягушка его спрашивает:
— Что закручинился?
Он отвечает:
— Надо к завтрему испечь царю хлеб.
— Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренее.
А те невестки сперва-то смеялись над лягушкой, а теперь послали одну
бабушку-задворенку посмотреть, как лягушка будет печь хлеб.
А хитрая лягушка это смекнула. Замесила квашню, печь сверху разломала
да прямо туда, в дыру, всю квашню и опрокинула. Бабушка-задворенка при-
бежала к царским невесткам, все рассказала, и те так же стали делать.
А лягушка прыгнула на крыльцо, обернулась Василисой Премудрой, удари-
ла в ладоши:
— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мяг-
кий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела.
Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен
разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами.
Иван-царевич обрадовался, завернул хлеб в ширинку, понес к отцу. А
царь в то время принимал хлебы от больших сыновей. Их жены-то поспускали
тесто в печь, как им бабушка-задворенка сказала, и вышла у них одна го-
релая грязь. Царь принял хлеб от старшего сына, посмотрел и отослал в
людскую. Принял от среднего сына и туда же отослал. А как подал Иван-ца-
ревич, царь сказал:
— Вот это хлеб, только в праздник его есть.
И приказал царь трем своим сыновьям, чтобы завтра явились к нему на
пир вместе с женами.
Опять воротился Иван-царевич домой невесел, ниже плеч голову повесил.
Лягушка по полу скачет:
— Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки
слово неприветливое?
— Лягушка, лягушка, как мне не горевать? Батюшка наказал, чтобы я
пришел с тобой на пир, а как я тебя людям покажу?
Лягушка отвечает:
— Не тужи, Иван-царевич, иди на пир один, а я вслед за тобой буду.
Как услышишь стук да гром, не пугайся. Спросят тебя, скажи: «Это моя ля-
гушонка в коробчонке едет».
Иван-царевич и пошел один. Вот старшие братья приехали с женами, ра-
зодетыми, разубранными, нарумяненными, насурьмленными. Стоят да над Ива-
ном-царевичем смеются:
— Что же ты без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес. Где ты та-
кую красавицу выискал? Чай, все болота исходил.
Царь с сыновьями, с невестками, с гостями сели за столы дубовые, за
скатерти браные — пировать. Вдруг поднялся стук да гром, весь дворец
затрясся. Гости напугались, повскакали с мест, а Иван-царевич говорит:
— Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка в коробчонке приехала.
Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести белых лошадях,
и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье — частые звез-
ды, на голове — месяц ясный, такая красавица — ни вздумать, ни взгадать,
только в сказке сказать. Берет она Ивана-царевича за руку и ведет за
столы дубовые, за скатерти браные.
Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из ста-
кана да последки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем да косточ-
ки за правый рукав бросила.
Жены больших-то царевичей увидали ее хитрости и давай то же делать.
Попили, поели, настал черед плясать. Василиса Премудрая подхватила
Ивана-царевича и пошла. Уж она плясала, плясала, вертелась, вертелась —
всем на диво. Махнула левым рукавом — вдруг сделалось озеро, махнула
правым рукавом — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву да-
лись.
А старшие невестки пошли плясать: махнули рукавом — только гостей
забрызгали; махнули другим — только кости разлетелись, одна кость царю в
глаз попала. Царь рассердился и прогнал обеих невесток.
В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел там
лягушачью кожу и бросил ее в печь, сжег на огне.
Василиса Премудрая возвращается домой, хватилась — нет лягушачьей ко-
жи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану-царевичу:
— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал? Если бы ты еще только три дня
подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять
земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного…
Обернулась Василиса Премудрая серой кукушкой и улетела в окно.
Иван-царевич поплакал, поплакал, поклонился на четыре стороны и пошел
куда глаза глядят — искать жену, Василису Премудрую. Шел он близко ли,
далеко ли, долго ли, коротко ли, сапоги проносил, кафтан истер, шапчонку
дождик иссек. Попадается ему навстречу старичок.
— Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?
Иван-царевич рассказал ему про свое несчастье. Старичок говорит ему:
— Эх, Иван-царевич, зачем ты лягушачью кожу спалил? Не ты ее надел,
не тебе ее было снимать. Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца
уродилась. Он за то осерчал на нее и велел ей три года быть лягушкой.
Ну, делать нечего, вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай
за ним смело.
Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком. Клубок ка-
тится, он за ним идет. В чистом поле попадается ему медведь. Иван-царе-
вич нацелился, хочет убить зверя. А медведь говорит ему человеческим го-
лосом:
— Не бей меня, Иван-царевич, когда-нибудь тебе пригожусь.
Иван-царевич пожалел медведя, не стал его стрелять, пошел дальше.
Глядь, летит над ним» селезень. Он нацелился, а селезень говорит ему че-
ловеческим голосом:
— Не бей меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь.
Он пожалел селезня и пошел дальше. Бежит косой заяц. Иван-царевич
опять спохватился, хочет в него стрелять, а заяц говорит человеческим
голосом:
— Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь!
Пожалел он зайца, пошел дальше. Подходит к синему морю и видит — на
берегу, на песке, лежит щука, едва дышит и говорит ему:
— Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синее море!
Он бросил щуку в море, пошел дальше берегом. Долго ли, коротко ли,
прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом
себя поворачивается.
— Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу за-
дом, ко мне передом.
Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Иван-царевич вошел
в нее и видит — на печи, на девятом кирпиче, лежит бага-яга, костяная
нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос.
— Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? — говорит ему баба-яга. —
Дело пытаешь или от дела пытаешь?
Иван-царевич ей отвечает:
— Ах ты, старая хрычовка, ты бы меня прежде накормила, напоила, в ба-
не выпарила, тогда бы и спрашивала.
Баба-яга в бане его выпарила, напоила, накормила, в постель уложила,
и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую.
— Знаю, знаю, — говорит ему баба-яга, — твоя жена теперь у Кощея
Бессмертного. Трудно ее будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его
смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот за-
яц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб
Кощей Бессмертный как свой глаз бережет.
Иван-царевич у бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где
растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошел туда Иван-царевич, видит
— стоит, шумит высокий дуб, на нем каменный сундук, а достать его труд-
но.
Вдруг откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем.
Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц — и наутек во всю
прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из
зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на нее се-
лезень кинулся; как ударит ее — утка яйцо выронила, упало яйцо в синее
море…
Тут Иван-царевич залился горькими слезами — где же в море яйцо найти!
Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич раз-
бил яйцо, достал иголку и давай у нее конец ломать. Он ломает, а Кощей
Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал
Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею умереть.
Иван-царевич пошел в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Ва-
силиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Васили-
сой Премудрой воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой ста-
рости.

  • Царевна лягушка встреча с волшебной сказкой презентация
  • Царевна лягушка кто написал эту сказку
  • Царевна змея русская народная сказка
  • Царевич нехитер немудер русская народная сказка смотреть
  • Царевич нехитер немудер русская народная сказка читательский дневник