Тест «Царевна-лягушка»
№
1.
Какими словами начинается русская народная сказка «Царевна-лягушка»?
а) В
некотором царстве, в некотором государстве…; б) Жил да был царь…; в)
В старые годы у одного царя… .
№
2.
Где старший брат Ивана-царевича нашел свою стрелу?
а) в
боярском доме; б) в купеческом сарае; в) в крестьянской избе.
№
3.
Куда упала стрела среднего сына царя?
а) на
боярский двор, прямо против девичьего терема; б) у красного крыльца
богатого купца; в) в топкое болото.
№
4.
Как быстро нашел свою стрелу Иван-царевич?
а) сразу же;
б) через месяц; в) на третий день.
№
5.
На ком женился средний сын царя?
а) на
боярышне; б) на купеческой дочери; в) на лягушке.
№
6.
Какого задания царь не давал женам своих сыновей?
а) испечь
каравай мягкого хлеба; б) выткать узорчатый ковер; в) расписать
картину в горнице.
№
7.
В кого превратилась лягушка?
а) в
Василису Премудрую; б) в Василису Прекрасную; в) в царь-девицу.
№
8.
На какое блюдо Иван-царевич положил каравай, испеченный его женой?
а) на
бронзовое блюдо; б) на серебряное блюдо; в) на золотое блюдо.
№
9.
Для чего, по мнению царя, пригодился бы ковер, вытканный женой старшего сына?
а) от дождя
лошадей покрывать; б) у ворот стелить; в) в горнице по большим
праздникам расстилать.
№
10.
Пара каких коней была запряжена в карету, в которой ехала жена Ивана-царевича?
а) пара
вороных коней; б) пара гнедых коней; в) пара пегих коней.
№
11.
Из какого дерева были сделаны столы на царском пиру?
а) из дуба; б)
из липы; в) из березы.
№
12.
Что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей?
а) подарил
женам своих братьев; б) спалил на огне; в) бросил в болото.
№
13.
В кого превратилась жена Ивана-царевича после царского пира?
а) в белую
лебедь; б) в лягушку; в) в Бабу Ягу.
№
14.
Сколько пар железных сапог должен был износить Иван-царевич, прежде чем найдет
свою жену?
а) две; б)
одну; в) три.
№
15.
Что старичок дал Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену?
а) хлеба; б)
стрел; в) клубочек.
№
16.
Как зовут отца Василисы Премудрой?
а) Кощей
Бессмертный; б) Илья Муромец; в) Соловей-разбойник.
№
17.
Кто первым встретился Ивану-царевичу?
а) селезень;
б) медведь; в) заяц.
№
18.
Как Иван-царевич назвал Бабу Ягу?
а) железная
нога; б) деревянная нога; в) костяная нога.
№
19.
На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея
Бессмертного?
а) сосны; б)
дуба; в) ели.
№
20.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Воротился Иван-царевич» в свои
палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил». Какой частью
речи является подчеркнутое слово?
а) именем
существительным; б) именем прилагательным; в) глаголом.
№
21.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву
дались». Что означает подчеркнутое выражение?
а) сильно
удивились; б) с ума сошли; в) испугались.
Ключ к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
а | а | б | в | б | в | а | в | а | б | а | б | а | в | в | а | б | в | б | б | а |
Тест «Царевна-лягушка»
№ 1. Какими словами начинается русская
народная сказка «Царевна-лягушка»? а) В некотором царстве, в
некотором государстве…; б) Жил да был царь…; в) В старые годы у
одного царя… . № 2. Где старший брат Ивана-царевича нашел свою
стрелу? а) в боярском доме; б) в купеческом сарае; в)
в крестьянской избе. № 3. Куда упала стрела среднего сына царя? а)
на боярский двор, прямо против девичьего терема; б) у красного крыльца
богатого купца; в) в топкое болото. № 4. Как быстро нашел
свою стрелу Иван-царевич? а) сразу же; б) через месяц; в)
на третий день. № 5. На ком женился средний сын царя? а)
на боярышне; б) на купеческой дочери; в) на лягушке. № 6.
Какого задания царь не давал женам своих сыновей? а) испечь
каравай мягкого хлеба; б) выткать узорчатый ковер; в) расписать
картину в горнице. № 7. В кого превратилась лягушка? а)
в Василису Премудрую; б) в Василису Прекрасную; в) в царь-девицу.
№ 8. На какое блюдо Иван-царевич положил каравай, испеченный его
женой? а) на бронзовое блюдо; б) на серебряное блюдо; в)
на золотое блюдо. № 9. Для чего, по мнению царя, пригодился бы
ковер, вытканный женой старшего сына? а) от дождя лошадей
покрывать; б) у ворот стелить; в) в горнице по большим праздникам
расстилать. № 10. Пара каких коней была запряжена в карету, в
которой ехала жена Ивана-царевича? а) пара вороных коней; б)
пара гнедых коней; в) пара пегих коней. № 11. Из какого
дерева были сделаны столы на царском пиру? а) из дуба; б)
из липы; в) из березы. № 12. Что сделал Иван-царевич с
лягушачьей кожей? а) подарил женам своих братьев; б)
спалил на огне; в) бросил в болото. № 13. В кого превратилась
жена Ивана-царевича после царского пира? а) в белую лебедь; б)
в лягушку; в) в Бабу Ягу. № 14. Сколько пар железных сапог
должен был износить Иван-царевич, прежде чем найдет свою жену? а)
две; б) одну; в) три. № 15. Что старичок дал
Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену? а) хлеба; б)
стрел; в) клубочек. № 16. Как зовут отца Василисы Премудрой? а)
Кощей Бессмертный; б) Илья Муромец; в) Соловей-разбойник. №
17. Кто первым встретился Ивану-царевичу? а) селезень; б)
медведь; в) заяц. № 18. Как Иван-царевич назвал Бабу Ягу? а)
железная нога; б) деревянная нога; в) костяная нога. № 19.
На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея
Бессмертного? а) сосны; б) дуба; в) ели. №
20. В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Воротился Иван-царевич» в
свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил». Какой
частью речи является подчеркнутое слово? а) именем
существительным; б) именем прилагательным; в) глаголом. №
21. В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву
дались». Что означает подчеркнутое выражение? а)
сильно удивились; б) с ума сошли; в) испугались.
——————————————————————————————————————————————————————
Тест «Царевна-лягушка»
№ 1. Какими словами начинается русская
народная сказка «Царевна-лягушка»? а) В некотором царстве, в
некотором государстве…; б) Жил да был царь…; в) В старые годы у
одного царя… . № 2. Где старший брат Ивана-царевича нашел свою
стрелу? а) в боярском доме; б) в купеческом сарае; в)
в крестьянской избе. № 3. Куда упала стрела среднего сына царя? а)
на боярский двор, прямо против девичьего терема; б) у красного крыльца
богатого купца; в) в топкое болото. № 4. Как быстро нашел
свою стрелу Иван-царевич? а) сразу же; б) через месяц; в)
на третий день. № 5. На ком женился средний сын царя? а)
на боярышне; б) на купеческой дочери; в) на лягушке. № 6.
Какого задания царь не давал женам своих сыновей? а) испечь
каравай мягкого хлеба; б) выткать узорчатый ковер; в) расписать
картину в горнице. № 7. В кого превратилась лягушка? а)
в Василису Премудрую; б) в Василису Прекрасную; в) в царь-девицу.
№ 8. На какое блюдо Иван-царевич положил каравай, испеченный его
женой? а) на бронзовое блюдо; б) на серебряное блюдо; в)
на золотое блюдо. № 9. Для чего, по мнению царя, пригодился бы
ковер, вытканный женой старшего сына? а) от дождя лошадей
покрывать; б) у ворот стелить; в) в горнице по большим праздникам
расстилать. № 10. Пара каких коней была запряжена в карету, в
которой ехала жена Ивана-царевича? а) пара вороных коней; б)
пара гнедых коней; в) пара пегих коней. № 11. Из какого
дерева были сделаны столы на царском пиру? а) из дуба; б)
из липы; в) из березы. № 12. Что сделал Иван-царевич с
лягушачьей кожей? а) подарил женам своих братьев; б)
спалил на огне; в) бросил в болото. № 13. В кого превратилась
жена Ивана-царевича после царского пира? а) в белую лебедь; б)
в лягушку; в) в Бабу Ягу. № 14. Сколько пар железных сапог
должен был износить Иван-царевич, прежде чем найдет свою жену? а)
две; б) одну; в) три. № 15. Что старичок дал
Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену? а) хлеба; б)
стрел; в) клубочек. № 16. Как зовут отца Василисы Премудрой? а)
Кощей Бессмертный; б) Илья Муромец; в) Соловей-разбойник. №
17. Кто первым встретился Ивану-царевичу? а) селезень; б)
медведь; в) заяц. № 18. Как Иван-царевич назвал Бабу Ягу? а)
железная нога; б) деревянная нога; в) костяная нога. № 19.
На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея
Бессмертного? а) сосны; б) дуба; в) ели. №
20. В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Воротился Иван-царевич» в
свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил». Какой
частью речи является подчеркнутое слово? а) именем
существительным; б) именем прилагательным; в) глаголом. №
21. В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву
дались». Что означает подчеркнутое выражение? а)
сильно удивились; б) с ума сошли; в) испугались.
——————————————————————————————————————————————————————
Кадр из мультфильма «Царевна-лягушка». Режиссер М. Цехановский. 1954 год
Советы библиотекаря: выбираем произведения для малышей и обсуждаем с подростками серьезные темы.
Сотрудники московских библиотек по выходным рассказывают читателям mos.ru о детских книгах, которые точно понравятся всей семье. Заведующая библиотекой № 138 Наталья Ключникова рекомендует проверенный временем фольклор и советскую классику, а также произведения современных авторов — Виктории Ледерман, Владислава Серова и Анны Зеньковой.
Малышам
Русские народные сказки
Я считаю, что лучшее чтение для маленьких детей — это сказки. Что может быть прекраснее, чем окунуться в волшебный мир, населенный говорящими животными и другими чудесными существами, полный удивительных превращений и неожиданных поворотов? Сказки знакомят малышей с такими понятиями, как добро и зло, учат сопереживанию и смелости, помогают развивать фантазию, пополняют словарный запас, формируют систему ценностей.
Одна из таких сказок — «Царевна-лягушка». Мамы и папы, помните эту старую добрую историю о заколдованной царевне Василисе Премудрой и храбром Иване-царевиче? Они с честью прошли все испытания, победили Кощея Бессмертного и стали жить в любви и согласии. Существует несколько экранизаций сказки — например, мультфильм 1954 года, снятый Михаилом Цехановским. После чтения обязательно устройте семейный просмотр.
Еще одна сказка, о которой я хотела бы напомнить, — «Маша и медведь». Современные дети знакомы с одноименным мультсериалом, в котором все не совсем так, как в оригинальной сказке. Пора познакомиться с первоисточником. Главная героиня пошла в дремучий лес и заблудилась. Там она повстречалась с медведем, которому понравилось, что Маша умеет печку топить и кашу варить. Не отпускал медведь девочку домой, но Маша все равно от него сбежала. Детям очень нравится, что девочка спасается благодаря своей смекалке.
Ребятам постарше
«К доске пойдет… Василькин! Школьные истории Димы Василькина, ученика 3 “А” класса» Виктории Ледерман
Советую к обязательному прочтению сборник веселых и поучительных историй о третьекласснике Диме, от лица которого и ведется повествование. Мальчик часто попадает в непростые ситуации, но всегда с честью из них выходит. Может быть, что-то похожее случалось и с вами в школе — будет что рассказать детям после прочтения, обсудить с ними. А им самим обязательно понравится читать про своих ровесников.
Автор Виктория Ледерман когда-то работала учительницей, поэтому она хорошо знает, как заинтересовать ребенка. За повесть «Календарь ма(й)я» она получила специальный приз Международной детской литературной премии имени В.П. Крапивина.
«Витус Беринг. Великая Северная экспедиция» Владислава Серова
Графический роман современного писателя и художника Владислава Серова рассказывает о команде офицера русского флота Витуса Беринга. Беринг возглавил Великую Северную экспедицию, в результате которой были составлены навигационные карты северного и восточного побережья России и стали известны морские пути в Японию и Америку.
Вместе с отважными русскими мореплавателями читатели отправляются в плавание на парусном судне от Камчатки до Северной Америки и обратно, знакомятся с навигационными приборами, корабельным снаряжением, морскими терминами. В книге есть историческая справка и карты, по которым интересно проследить путь кораблей, увидеть имена героев Великой Северной экспедиции. В книге всего 56 страниц, но времени на ее изучение потребуется много — иллюстрации, сделанные самим автором, можно рассматривать бесконечно. Думаю, она точно разбудит в юных читателях интерес к истории и путешествиям.
Подросткам
«С горячим приветом от Феклы» Анны Зеньковой
11-летний мальчик Сева — добрый и честный, много читает, любит рисовать. Вот только его жизнь складывается печально. Сначала умирает его самый близкий человек — Фекла, которая когда-то взяла его на воспитание, а потом он отправляется в интернат, где начинается совсем другая жизнь. Сева встречает других детей со сложной судьбой, разными характерами и отношением к жизни. Случаются потасовки, обидные розыгрыши и жестокие шутки.
Однажды ребят вывозят в летний оздоровительный лагерь. Спасаясь от хулиганов, Сева и его друзья убегают в лес и не находят обратной дороги. С собой у них нет ни еды, ни воды. Как они поведут себя, выберутся ли? Прочитайте и все узнаете.
«С горячим приветом от Феклы» — это искренняя и светлая история о взрослении, отношении к себе и окружающим людям, переживаниях от потери близкого человека, страхе перед неизвестностью, настоящей дружбе и вере в добро. Книга стала победителем Международной детской литературной премии имени В.П. Крапивина в номинации «Выбор Командора».
«Балерина политотдела» Юрия Яковлева
Также хочу вам посоветовать роман «Балерина политотдела» советского писателя Юрия Яковлева, это произведение точно не оставит вас равнодушными. В тяжелые дни 1942 года лейтенант Борис Корбут, который был до войны балетмейстером, получает от командования приказ создать танцевальный коллектив для поддержания духа солдат. Учитель находит в блокадном Ленинграде своих бывших учеников, среди которых Тамара Самсонова, увлеченная балетом и невероятно талантливая девочка-подросток.
Сюжет книги основан на реальных событиях. Прототипом Бориса Корбута стал Аркадий Oбрант — советский балетмейстер и режиссер, педагог, создатель и руководитель Молодежного ансамбля танца. Мальчики и девочки из его коллектива дали около трех тысяч концертов в осажденном городе и на фронте. Юные танцоры, несмотря на усталость и голод, часто помогали переносить и перевязывать раненых. А танцевать им порой приходилось на самых передовых участках фронта, без музыки — чтобы не услышал враг.
Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей
Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря»
Тема.
Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.
Цель:
повторить сведения об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести
понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развить память,
внимание, связную речь; воспитывать любовь к русской литературе.
Оборудование:
скороговорка, кроссворд.
Тип
урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный
момент
Настроение у нас отличное,
А улыбка – дело личное.
Пожелаем друг другу добра.
Нам урок начинать пора.
2. Проверка домашнего
задания
— Что такое сказка?
— Для чего нужны чудеса в сказках?
— Какие виды народных сказок вам
известны?
— Расскажите о построении сказок.
3. Сообщение темы и цели
Формирование новых знаний, умений и навыков
использовать материал статьи учебника).
— Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется
сказка, которую мы сегодня будем изучать?
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
— Как называется сказка?
— Посмотрите на доску и прочитайте тему
урока.
— Сформулируйте задачи урока.
4.Работа по теме урока
читать:
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял ее кто—то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
У: — Откройте тетради и запишите название сказки. «Царевна—лягушка».
–
Что
Сказка – это
жанр эпоса фантастического характера, имеющий зачин, противопоставление
добрых героев злым, счастливый конец.
– Как доказать, что данное произведение является сказкой?
Поскольку
художественное повествование
фантастического характера,
имеющее зачин,
деление
героев на добрых
и злых, счастливый конец, считается сказкой.
А
1.
Рассказ учителя
Сказки
хранят в себе мудрость народа, его традиции и законы.
Одной
из величайших ценностей человека является семья. Создание и сохранение семьи
было обязательным для наших предков, поэтому женитьба – важный момент в жизни
человека. В далеком прошлом даже существовал запрет на холостятскую жизнь.
«Жениться
– с людьми расплатиться», говорили наши предки, то есть выполнить свою
обязанность.
Семья
связывает наше настоящее с прошлым и будущим. К неженатому человеку относились
с презрением и недоверием, взимали штрафы.
Женитьба
была делом всего рода, а не только жениха и невесты. А свадьба являлась
своеобразным экзаменом для обеих семей ( как воспитывали, чему научили)
В
народном быту была отмечена сильная власть отца и высокий авторитет матери.
Старший сын выделялся среди других сыновей. В доме царило почтительное отношение
к старшим. Старше – значит, опытнее. Старших почитали и слушали беспрекословно.
Были строгие правила общения, за соблюдение этих правил следили.
Хранительницей
очага и семейных преданий была женщина. К ней всегда было особое отношение.
Мужчина – добытчик – понимал, что содержание семьи и дома он был обязан
женщине.
Мир в
доме, спокойствие мужа полностью зависели от терпения, благожелательности и
мудрости женщины. Правила поведения людей, их взаимоотношения с другими людьми
передавались детям разными способами, в частности, они узнавали о них, слушали
сказки, пословицы, поговорки.
2.
Работа со скороговоркой
Съел молодец тридцать три пирога с
пирогом, да все с творогом.
3.
Работа с текстом
Прочитайте
сказку «Царевна – лягушка» до слов «Иван – царевич хотел…»
-сколько
сыновей было у царя?
— Мог
ли отец в реальной жизни предложить таким образом выбирать жен сыновьям?
—
Почему герои не возразили отцу?
—
Каких жен выбрали себе старший и средний брат?
Прочитайте
со слов «Иван – царевич хотел..» до « И тут же дал..»
—
Каким было первое испытание для невесток?
—
Почему Иван – царевич расстроился?
— Как
встречает расстроенного мужа лягушка?
— Что
она ему говорит?
—
Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?
Физкультминутка
Сказка
даст нам отдохнуть
Сказка
даст нам отдохнуть.
Отдохнем
— и снова в путь!
Нам
советует Мальвина:
—
Станет талия осиной,
Если
будем наклоняться
Влево
— вправо десять раз.
Вот
Дюймовочки слова:
— Чтоб
была спина пряма,
Поднимайтесь
на носочки,
Словно
тянетесь к цветочкам.
Раз,
два, три, четыре, пять,
Повторите-ка
опять:
Раз,
два, три, четыре, пять.
Красной
Шапочки совет:
— Если
будешь прыгать, бегать,
Проживешь
ты много лет.
Раз,
два, три, четыре, пять.
Повторите-ка
опять:
Раз,
два, три, четыре, пять.
Дала
нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова
в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
Прочитайте
со слов «И тут же дал сыновьям…» до «И тут же отдал царь..»
—
Каким было второе испытание?
—
Почему не повезло боярской и купеческой? Как они выполнили задания?
Прочитайте
сказку со слов «И тут же отдал царь…» до «Когда пир был…»
—
Каким было третье задание?
— Что
должна была уметь будущая жена?
— Как
ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления Василисы Премудрой?
— С
чем сравнивают Василису на пиру?
— Как
вы думаете, с какой целью жены царевича повторяют действия Василисы?
Почему
у них не выходит?
Прочитайте
со слов «Когда пир был..» и до конца
— Где
Иван-царевич должен был искать Василису?
— Как
долго Ивану-царевичу пришлось искать Василису Премудрую?
— Кто
указал Ивану-царевичу дорожку в Кащеево царство?
— С
кем встречается Иван-царевич в пути?
— Кто
раскрывает Ивану-царевичу тайне Кащеевой смерти?
— Где
находится смерть Кащея?
— Кто
помогает Ивану-царевичу достать смерть Кащееву?
— Чему
учила девочек эта сказка?
-Какой
должна быть идеальная жена? Какими чертами она должна обладать?
— Как
называет народ Василису в момент, когда она трудится?
—
Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это
сделано?
— Что
такое мораль? (Мораль – система нравственных норм, регулирующая поведение
человека)
—
Сформулируйте в чем мораль этой сказки?
— Что
такое образ?
Образ
— визуальный образ, зрительный образ, изображение.
Художественный
образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и
освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания
эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески
воссозданное в художественном произведении.
— В
чем истинная красота Василисы Премудрой?
Василиса
Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный. В нем сосредоточены
лучшие черты русского национального характера.
Основная
роль героини – быть помощницей своего жениха или мужа.
5. Закрепление
и систематизация
1. Кроссворд
По горизонтали
2. Дочь Кащея Бессмертного
4. Достала яйцо из моря
7. Средство поиска жён
8. Проводник Ивана
10. Куда Иван-Царевич выбросил шкурку у
лягушки
По вертикали
1. Жена Ивана-царевича
3. Смерть Кащея
5. Транспорт лягушонки
6. Хозяйка избушки
7. Догнал утку
9. Вырвал дерево
6.
Итог урока
Прием микрофон
—
Какая тема урока?
—
Выполнили мы все поставленные цели урока?
— Что
вам понравилось на уроке?
— Чему
вы научились?
7.
Домашнее задание.
Прочитать
сказку, пересказать понравившийся эпизод и нарисовать к нему иллюстрацию.