Царевна лягушка народная или литературная сказка

Сказки русская народная сказка в некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. младшего звали

Сказки

Русская народная сказка

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

Царевна-лягушка

Позвал однажды царь сыновей и говорит им:

— Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

— За кого же нам, батюшка, посвататься?

— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.

Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.

Царевна-лягушка

Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь.

Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь.

Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…

Царевна-лягушка художник Билибин И.Я.

Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.

Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:

— Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.

Опечалился Иван-царевич и отвечает:

— Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!

— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!

Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул ее в платочек и принес в свое царство-государство.

Пришли старшие братья к отцу, рассказывают, куда чья стрела попала.

Рассказал и Иван-царевич. Стали братья над ним смеяться, а отец говорит:

— Бери квакушку, ничего не поделаешь!

Царевна-лягушка. Художник Юрий Васнецов

Вот сыграли три свадьбы, поженились царевичи: старший царевич — на боярышне, средний — на купеческой дочери, а Иван-царевич — на лягушке-квакушке.

На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:

— Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь. Пусть они к утру испекут мне по караваю хлеба.

Поклонились царевичи отцу и пошли. Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — что ты так опечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?

— Как мне не печалиться! — отвечает Иван-царевич. — Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к утру каравай хлеба…

— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!

Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие…

Утром будит квакушка Ивана-царевича:

— Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!

Положила каравай на золотое блюдо, проводила Ивана-царевича к отцу.

Пришли и старшие братья, принесли свои караваи, только у них и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой — сырой да кособокий получился.

Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым.

Принял у среднего, взглянул и сказал:

— Такой каравай только от большой нужды есть будешь!

Дошла очередь и до Ивана-царевича. Принял царь от него каравай и сказал:

— Вот этот хлеб только в большие праздники есть!

Царевна-лягушка

И тут же дал сыновьям новый приказ:

— Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками за ночь выткут мне по ковру!

Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать — кто серебром, кто золотом, кто шелком.

А Иван-царевич воротился домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — почему так печалишься? Или услышал от отца своего слово недоброе?

— Как мне не кручиниться! — отвечает Иван-царевич. — Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковер узорчатый!

— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят…

Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.

Вот пришли все три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил:

— Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!

Принял от среднего, посмотрел и сказал:

— Только у ворот его стелить!

Принял от Ивана-царевича, взглянул и сказал:

— А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!

Царевна-лягушка

И тут же отдал царь новый приказ, чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими женами: хочет царь посмотреть, которая из них лучше пляшет.

Отправились царевичи к своим женам.

Идет Иван-царевич, печалится, сам думает: «Как поведу я мою квакушку на царский пир?..»

Пришел он домой невеселый. Спрашивает его квакушка:

— Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чем запечалился?

— Как мне не печалиться! — говорит Иван-царевич. — Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра к нему на пир привез…

Царевна-лягушка. Художник Билибин И.Я.

— Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи: утро вечера мудренее!

На другой день, как пришло время ехать на пир, квакушка и говорит царевичу:

— Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром — не пугайся, скажи: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!»

Пошел Иван-царевич к царю на пир один.

А старшие братья явились во дворец со своими женами, разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются:

— Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!

Вдруг поднялся стук да гром — весь дворец затрясся-зашатался. Все гости переполошились, повскакали со своих мест. А Иван-царевич говорит:

— Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золоченая карета, тройкой гнедых коней запряжена.

Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.

Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут.

Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые…

Стали гости есть, пить, веселиться.

Царевна-лягушка

Василиса Премудрая из кубка пьет — не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Лебедя жареного ест — косточки за правый рукав бросает.

Жены старших царевичей увидели это — и туда же: чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут. А к чему, зачем — того и сами не знают.

Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди.

Пошли плясать жены старших царевичей.

Как махнули своими левыми рукавами — всех гостей забрызгали; как махнули правыми — костями-огрызками осыпали, самому царю костью чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.

Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне.

Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала — не нашла и говорит Ивану-царевичу:

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня…

Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.

Загоревал Иван-царевич. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.

Царевна-лягушка

Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог износил, два железных хлеба изгрыз, за третий принялся. И повстречался ему тогда старый старик.

— Здравствуй, дедушка! — говорит Иван-царевич.

— Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?

Рассказал Иван-царевич старику свое горе.

— Эх, Иван-царевич, — говорит старик, — зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было!

Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди.

Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком.

Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок.

Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь.

«Дай убью медведя! — думает Иван-царевич. — Ведь у меня никакой еды больше нет».

Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом:

— Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе.

Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошел дальше.

Идет он чистым полем, глядь — а над ним летит большой селезень.

Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему по-человечески:

— Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.

Пожалел Иван-царевич селезня — не тронул его, пошел дальше голодный.

Вдруг бежит навстречу ему косой заяц.

«Убью этого зайца! — думает царевич. — Очень уж есть хочется…»

Царевна-лягушка

Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:

— Не губи меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.

И его пожалел царевич, пошел дальше.

Вышел он к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит щука-рыба. Говорит Иван-царевич:

— Ну, сейчас эту щуку съем! Мочи моей больше нет — так есть хочется!

— Ах, Иван-царевич, — молвила щука, — сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море!

Сжалился Иван-царевич над щукой, бросил ее в море, а сам пошел берегом за своим клубочком.

Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек в лес, к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

Говорит Иван-царевич:

— Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!

Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом. Вошел Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга — костяная нога. Увидела она царевича и говорит:

— Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

— Ах, баба-яга — костяная нога, ты бы меня накормила прежде, напоила да в бане выпарила, тогда бы и выспрашивала!

Царевна-лягушка

— И то правда! — отвечает баба-яга.

Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что он ищет жену свою, Василису Премудрую.

— Знаю, знаю! — говорит баба-яга. — Она теперь у злодея Кощея Бессмертного. Трудно будет ее достать, нелегко с Кощеем сладить: его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Потому он никого и не боится.

— Да есть ли где его смерть?

— Его смерть — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц — в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растет.

Рассказала баба-яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться. Поблагодарил ее царевич и пошел.

Долго он по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришел наконец к Кощееву дубу. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине — кованый ларец.

Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, что ему делать, как ларец достать.

«Эх, — думает, — где-то медведь? Он бы мне помог!»

Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки.

Выскочил из ларца заяц и пустился наутек.

«Где-то мой заяц? — думает царевич. — Он этого зайца непременно догнал бы…»

Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам. Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо.

«Где-то мой селезень?» — думает царевич.

А уж селезень за уткой летит — прямо в голову клюет. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море…

Загоревал Иван-царевич, стоит на берегу и говорит:

— Где-то моя щука? Она достала бы мне яйцо со дна морского!

Вдруг подплывает к берегу щука-рыба и держит в зубах яйцо.

— Получай, Иван-царевич!

Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил — умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.

Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит:

— Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя буду!

Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство.

И стали они жить дружно, в любви и согласии.

Время чтения: 16 мин.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

Позвал однажды царь сыновей и говорит им:

— Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

— За кого же нам, батюшка, посвататься?

— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.

Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.

Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь.

Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь.

Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…Царевна-лягушка

Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.

Царевна-лягушка, фото 2

Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:

— Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.

Царевна-лягушка, фото 3

Опечалился Иван-царевич и отвечает:

— Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!

— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!

Царевна-лягушка, фото 4

Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул ее в платочек и принес в свое царство-государство.

Пришли старшие братья к отцу, рассказывают, куда чья стрела попала.

Рассказал и Иван-царевич. Стали братья над ним смеяться, а отец говорит:

— Бери квакушку, ничего не поделаешь!

Вот сыграли три свадьбы, поженились царевичи: старший царевич — на боярышне, средний — на купеческой дочери, а Иван-царевич — на лягушке-квакушке.

На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:

— Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь. Пусть они к утру испекут мне по караваю хлеба.

Поклонились царевичи отцу и пошли. Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — что ты так опечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?

— Как мне не печалиться! — отвечает Иван-царевич. — Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к утру каравай хлеба…

— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!

Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие…

Утром будит квакушка Ивана-царевича:

— Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!

Положила каравай на золотое блюдо, проводила Ивана-царевича к отцу.

Пришли и старшие братья, принесли свои караваи, только у них и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой — сырой да кособокий получился.

Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым.

Принял у среднего, взглянул и сказал:

— Такой каравай только от большой нужды есть будешь!

Дошла очередь и до Ивана-царевича. Принял царь от него каравай и сказал:

— Вот этот хлеб только в большие праздники есть!

И тут же дал сыновьям новый приказ:

— Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками за ночь выткут мне по ковру!

Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать — кто серебром, кто золотом, кто шелком.

А Иван-царевич воротился домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — почему так печалишься? Или услышал от отца своего слово недоброе?

— Как мне не кручиниться! — отвечает Иван-царевич. — Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковер узорчатый!

— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят…

Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.

Вот пришли все три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил:

— Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!

Принял от среднего, посмотрел и сказал:

— Только у ворот его стелить!

Принял от Ивана-царевича, взглянул и сказал:

— А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!

И тут же отдал царь новый приказ, чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими женами: хочет царь посмотреть, которая из них лучше пляшет.

Отправились царевичи к своим женам.

Идет Иван-царевич, печалится, сам думает: «Как поведу я мою квакушку на царский пир?..»

Пришел он домой невеселый. Спрашивает его квакушка:

— Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чем запечалился?

— Как мне не печалиться! — говорит Иван-царевич. — Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра к нему на пир привез…

— Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи: утро вечера мудренее!

На другой день, как пришло время ехать на пир, квакушка и говорит царевичу:

— Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром — не пугайся, скажи: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!»

Пошел Иван-царевич к царю на пир один.

А старшие братья явились во дворец со своими женами, разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются:

— Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!

Вдруг поднялся стук да гром — весь дворец затрясся-зашатался. Все гости переполошились, повскакали со своих мест. А Иван-царевич говорит:

— Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золоченая карета, тройкой гнедых коней запряжена.

Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.

Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут.

Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые…

Стали гости есть, пить, веселиться.

Василиса Премудрая из кубка пьет — не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Лебедя жареного ест — косточки за правый рукав бросает.

Жены старших царевичей увидели это — и туда же: чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут. А к чему, зачем — того и сами не знают.

Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди.

Пошли плясать жены старших царевичей.

Как махнули своими левыми рукавами — всех гостей забрызгали; как махнули правыми — костями-огрызками осыпали, самому царю костью чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.

Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне.

Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала — не нашла и говорит Ивану-царевичу:

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня…

Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.

Загоревал Иван-царевич. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.

Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог износил, два железных хлеба изгрыз, за третий принялся. И повстречался ему тогда старый старик.

— Здравствуй, дедушка! — говорит Иван-царевич.

— Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?

Рассказал Иван-царевич старику свое горе.

— Эх, Иван-царевич, — говорит старик, — зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было!

Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди.

Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком.

Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок.

Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь.

«Дай убью медведя! — думает Иван-царевич. — Ведь у меня никакой еды больше нет».

Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом:

— Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе.

Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошел дальше.

Идет он чистым полем, глядь — а над ним летит большой селезень.

Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему по-человечески:

— Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.

Пожалел Иван-царевич селезня — не тронул его, пошел дальше голодный.

Вдруг бежит навстречу ему косой заяц.

«Убью этого зайца! — думает царевич. — Очень уж есть хочется…»

Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:

— Не губи меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.

И его пожалел царевич, пошел дальше.

Вышел он к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит щука-рыба. Говорит Иван-царевич:

— Ну, сейчас эту щуку съем! Мочи моей больше нет — так есть хочется!

— Ах, Иван-царевич, — молвила щука, — сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море!

Сжалился Иван-царевич над щукой, бросил ее в море, а сам пошел берегом за своим клубочком.

Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек в лес, к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

Говорит Иван-царевич:

— Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!

Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом. Вошел Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга — костяная нога. Увидела она царевича и говорит:

— Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

— Ах, баба-яга — костяная нога, ты бы меня накормила прежде, напоила да в бане выпарила, тогда бы и выспрашивала!

— И то правда! — отвечает баба-яга.

Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что он ищет жену свою, Василису Премудрую.

— Знаю, знаю! — говорит баба-яга. — Она теперь у злодея Кощея Бессмертного. Трудно будет ее достать, нелегко с Кощеем сладить: его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Потому он никого и не боится.

— Да есть ли где его смерть?

— Его смерть — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц — в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растет.

Рассказала баба-яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться. Поблагодарил ее царевич и пошел.

Долго он по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришел наконец к Кощееву дубу. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине — кованый ларец.

Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, что ему делать, как ларец достать.

«Эх, — думает, — где-то медведь? Он бы мне помог!»

Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки.

Выскочил из ларца заяц и пустился наутек.

«Где-то мой заяц? — думает царевич. — Он этого зайца непременно догнал бы…»

Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам. Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо.

«Где-то мой селезень?» — думает царевич.

А уж селезень за уткой летит — прямо в голову клюет. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море…

Загоревал Иван-царевич, стоит на берегу и говорит:

— Где-то моя щука? Она достала бы мне яйцо со дна морского!

Вдруг подплывает к берегу щука-рыба и держит в зубах яйцо.

— Получай, Иван-царевич!

Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил — умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.

Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит:

— Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя буду!

Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство.

И стали они жить дружно, в любви и согласии.

Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: урок-сказка.

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с основными признаками малого фольклорного жанра «сказка» и музыкальным образом сказочного героя в произведении русского композитора-классика П.И.Чайковского.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с основными признаками сказки;
  • познакомить обучающихся с творческим наследием П.И.Чайковского;
  • совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения;
  • совершенствовать навыки хорового исполнения;
  • расширять кругозор обучающихся;
  • воспитывать интерес и уважение к русской национальной культуре и музыкальному искусству;
  • воспитывать взаимопомощь и уважительное отношение к одноклассникам;
  • развивать творческое воображение и фантазию; развивать внимание и память обучающихся;
  • развивать умение играть в ансамбле на музыкальном инструменте «ложки деревянные»;
  • развивать умение работать в группе и формы общения (монолог, диалог).

Планируемые результаты:

Предметные

Учащиеся научатся:

  • различать основные признаки сказки;
  • правильно, осознанно и выразительно читать;
  • узнают лексическое значение слова «фольклор»;
  • выделять характерные интонационные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные);
  • играть на музыкальном инструменте «ложки деревянные»;
  • исполнять выразительно песню.

Метапредметные

  • регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • познавательные:
    • выбирать наиболее эффективные способы решения заданий;
    • переносить математические знания в новую жизненную ситуацию;
  • коммуникативные – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные

  • развитие интереса к русской национальной культуре;
  • развитие уважительного отношения к одноклассникам;
  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого   потенциала в процессе коллективного музицирования.

Формируемые УУД:

Познавательные:

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение познавательной цели;
  • осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля;
  • поиск и выделение информации;

Действия постановки и решения проблем:

  • формулирование проблемы;
  • создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • сотрудничество при исполнении вокальных и инструментальных номеров;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Личностные:

  • нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные:

  • целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
  • выполнение работы в соответствии с учебной задачей;
  • умение соотносить цель и полученный результат.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • синтезатор;
  • аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Баба Яга»;
  • карточки-модели сказки;
  • разрезные магнитные буквы и цифры;
  • картинки героев русских народных сказок и их героев;
  • ложки деревянные;
  • «волшебный» мешочек;
  • «волшебная» палочка.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие гостей

Презентация 1

— Добрый день. Все готовы к уроку. Молодцы! Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.

Настрой на урок.

Чтение учителем стихотворения:

Мы рады видеть каждого из вас.
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло,
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

2. Мотивация

Звучит музыка слова Ю.Ким, музыка В.Дашкевич «Приходите в гости к нам» из кинофильма «Там, на неведомых дорожках…».

Учитель:

— Вы слышали эту музыку? Знаете, куда она нас зовёт? (В сказку).

— Злой волшебник перепутал буквы. Помогите мне, верните слово, прочитайте его на доске. (Буквы расположены справа налево: акзакс).

— Молодцы, правильно. Это тема нашего урока.

— У нас сегодня необычный урок. Урок будут вести два учителя, все вместе мы будем придумывать и рассказывать свою сказку, создадим её модель.

— Какой вопрос мы перед собой поставим? (Какую «задачу» будем решать?)

(Узнать, что такое сказка, придумать свою сказку).

II. Актуализация знаний

Учитель:

А какие сказки знаете вы?

Ответить вам поможет вот эта «волшебная» палочка, кто её возьмёт, тот правильный ответ назовёт.

(«Репка», «Колобок», «Теремок», «По щучьему велению…», «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят», «Лисичка-сестричка и волк», «Царевна-лягушка», «Кот в сапогах»)

— Вы назвали сказки двух видов. На какие 2 группы, 2 вида можно разделить названные сказки? (Это русские народные сказки. А «Кот в сапогах» — авторская или литературная сказка).

В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучится —
Скажем гостье: «Заходи».

(Входит обучающаяся в национальном русском костюме и играет на свирели).

III. Открытие нового знания

1. Что такое фольклор?

Учитель:

— Ребята, а что такое сказка? Может это красивая девочка, которую мы видим. (На доске появляется слайд 2 — картинка девочки в русском национальном костюме).

(Нет, это не девочка. Это литературное произведение, которое мы можем услышать).

— Сказка — это литературное произведение, его можно услышать и прочитать.

Учитель на доску закрепляет жёлтый круг (с маленькими чёрными глазками)  и говорит:

— Мы возьмём круг как символ сказки. Почему круг?

Слайд 3. (По кругу сидят дети в русской национальной одежде).

— В старину русские люди вечером, после работы, садились в кружок с детьми и рассказывали друг другу сказки. А на празднике водили хороводы по кругу, танцевали и пели.

— А как люди узнавали сказки? Кто их рассказывал? (Их рассказывали бабушки).

— То есть передавали из уст в уста. (Учитель крепит в центре круга ротик).

— Поэтому сказки называют устным народным творчеством или таким словом, как фольклор. (На доске крепится табличка со словом «фольклор»).

2. Сказки и числа

Учитель:

— Давайте начнём свою фольклорную сказку. Как сказки начинаются? (Жили-были…) — В некотором царстве, в некотором государстве жил-был 1…

(Дети хором называют литеру своего класса).

— Дружно жили в трёх теремах, помогали соседям, не обижали друг друга. В первом тереме жили друзья — математики, во втором тереме друзья — музыканты, в третьем — друзья — артисты.

(На доску крепятся нарисованные три терема, с прикреплёнными карточками — стихами (1, 3 терем) и «волшебными» предметами (колобок, мешочек и палочка — 2 терем).

Речевая разминка. Артикуляционная гимнастика

Учитель музыки:

— Перед нашим творчеством нужно разбудить наши голоса.

— Ребята, читаем хором, все вместе Слайд 3.

Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Шо-шо-шо,
Получилось хорошо.

А теперь послушайте, как это можно спеть.

(Учитель поет попевку в сопровождении синтезатора).

— Споем вместе сначала пиано, а потом форте. (Вспоминаем значение терминов «пиано», «форте»).

Учитель:

— Ну-ка, друзья — математики покажите нам как вы дружно живёте!

— Прочитайте нам стихотворение, а вы, ребята, угадайте сказку.

(Учитель даёт детям карточки со стихами. Выходят к доске и читают заранее назначенные дети).

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Волк и семеро козлят) Слайд 5.

Жила в лесу зверей семья.
Однажды девочка пришла.
Очень возмутились звери,
Что в их доме спали, ели.
Назовите поскорей
Этих сказочных зверей. (Три медведя) Слайд 6.

Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут.
Хором песенки поют.
Отвечай скорей дружок
Это сказка? (Теремок) Слайд 7.

Учитель:

— Кто написал эти сказки? (Русский народ)

— Сколько стихотворений вы услышали? (3)

— А какие числа ещё встречались в сказках? (7, 12)

Для сказок это волшебные числа, они часто в них встречаются. Троекратный повтор действий главных героев — особенность русских народных сказок.

(Учитель крепит на доске таблички с цифрами по бокам круга).

— Приглашаю выйти из первого терема добрых молодцев или красных девиц, вас должно быть трое.

Слайд 5. (Играющие ложкари в русских национальных костюмах).

(Трое детей выходят и играют на ложках ритмический аккомпанемент к русской народной песне «Во саду ли в огороде»).

Учитель музыки:

— Ждет вас испытание музыкальное, надо помочь исполнить сказочную мелодию. Послушайте её.

Учитель исполняет со словами 1 куплет песни «Во саду ли в огороде» для того, чтобы впоследствии при выполнении заданий отталкиваться от образа героини песни (девицы).

— Ребята, девица из нашей песни сначала гуляла не торопясь, шагала медленно. Как ложками можно показать медленные шаги? Дети отстукивают шаги четвертями (длительность). Сначала ритм отстукивается без музыки, далее учитель исполняет мелодию на синтезаторе под ритмический аккомпанемент детей.

А потом девица увидела вдалеке своих подружек и побежала к ним. Сыграйте на ложках, как она бежала? Обучающиеся исполняют ложками аккомпанемент шаги – восьмые сначала без музыки, потом совместно с синтезатором.

В процессе выполнения этого задания «тройки» играющих на ложках меняются, чтобы охватить большее количество обучающихся.

IV. ФИЗКУЛЬМИНУТКА, сидя за партой

Учитель музыки:

— Вы ребята, молодцы, а мы не хуже удальцы.
Ручками похлопаем, ножками потопаем,
Глазками моргнём и в соседний терем пойдём.

3. Волшебные герои и предметы в сказках

Учитель музыки:

— А тем временем в теремке друзей-музыкантов что-то происходит, кто-то в гости к ним пожаловал.

— Давайте послушаем музыку и представим себе, кто это?

(Звучит пьеса П.И.Чайковского «Баба-Яга».)

— Кого вам изобразила музыка? (Ответы детей).

— Хорошие ответы у вас получились.

Помогу вам её представить. Послушайте стихотворение… (зачитать фрагмент стихотворения из сборника «Детский альбом»).

Кто там?

Кто там летит в вышине?

Кто там?

В темной ночной глубине?

Кто там воет, кто там стонет,

Кто метлою тучи гонит?

Это Баба-Яга костяная нога (эту строчку учитель проговаривает вместе с детьми) Учитель берёт сборник в руки.

— Музыка про Бабу-Ягу живет в этом нотном сборнике, который вам уже знаком.

— Как он называется? (Детский альбом).

— Какой композитор сочинил эту музыку? (П.И.Чайковский)

Слайд 6. (Портрет и автор П.И.Чайковский)

— В исполнении какого инструмента прозвучала пьеса «Баба —  Яга»?

— Какой получилась Баба-Яга по характеру у Чайковского?

(Злая, серьезная, грубая)

Озвучиваем мелодию (первые фразы) стихотворными строчками, для того чтобы прочувствовать волнение и тревогу, передаваемые музыкой:

— Давайте это покажем нашими голосами. Учитель зачитывает стихотворные строчки:

Что там шумит?
Кто там свистит?
Это Ягуша над лесом летит.

— Подумайте, каким голосом мы споем?

Я сейчас перечислю слова, а вы хлопните в ладоши, если слово подходит.

Мы будем петь… ласково, тревожно, радостно, серьезно.

 — Посмотрите, как художник Билибин Иван Яковлевич изображает Бабу-Ягу.

(Картинка — на доску).

— Какая у художника Баба-Яга? (Злая, сердитая).

Учитель:

— Положите перед собой напечатанные листочки. Давайте прочитаем и узнаем, какой образ Бабы-Яги в сказках.

(Дети из 2 терема читают отрывки из сказок. Остальные учащиеся следят за чтением по листочку).

Царевич взошёл в избушку и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-Яга — костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит.

(Сказка «Царевна-лягушка»).

Повернулась избушка к лесу задом, к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там Баба-Яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос.

(Сказка «Финист — Ясный сокол»).

Учитель:

— В чём сходство и отличие образа Бабы — Яги в музыке, на рисунке и в сказке и в стихотворении? (Вредная, злая — в музыке, некрасивая — на рисунке, страшная, загадочная, непонятная — в сказке, и везде она волшебная).

— Пролетала Яга над нами и выронила «волшебный» мешочек. «Волшебная» палочка и «волшебный» мешочек – это сказочные предметы, в других литературных произведениях вы их не встретите.

(Учитель крепит на доску: символ «волшебной» палочки и «волшебного» мешочка).

Учитель:

— А в мешочке том много интересного, например, волшебный клубочек, который покатился и привел нас к дому колобка. Слайд 11.

— Ребята, давайте вспомним его сказку. Повторяйте за колобком.

(Дети выполняют физкультминутку «Колобок» с помощью проектора).

V. ФИЗКУЛЬМИНУТКА динамическая

Презентация 2

4. Добро побеждает зло

Учитель:

— Сказка наша продолжается. А давайте-ка заглянем в третий терем нашего царства. Эй, друзья-артисты, заскучали? Вам продолжать нашу сказку. Для вас творческое задание. Выразительно прочитать эти строчки, а по возможности даже сыграть мини-сценку. Волшебная палочка, помоги мне выбрать троих желающих!

(Дети выразительно читают слова и показывают движения. Если они читали недостаточно выразительно, можно спросить других желающих, при наличии времени).

1 Чтец (Учитель надевает шапочку Лисы. После чтения вешает картинки-изображения на доску).

Рыжая шкурка, хитрые глазки. 
К вам прибежала прямо из сказки. 
Я колобочка нечаянно съела! 
Так уж случилось, я не хотела! (Лиса Краса)

Учитель:

— Лиса в сказках какая? (Хитрая, льстивая, рыжая, красивая).

Её называют Лиса краса.

2 Чтец (Учитель надевает корону Царевны)

Не могу никак иначе:
Я всё плачу, плачу, плачу…
Кто царевну исцелит?
Несмеяну рассмешит? (Царевна Несмеяна)

— Какая Царевна? (Печальная, плаксивая, жалобная).

3 Чтец (Учитель даёт в руки меч богатыря)

Унеслась моя стрела,
Точно птица ввысь!
Где теперь её искать?
Ну-ка, разберись! (Иван Царевич)

— Царевич кокой? (Сильный, смелый, могучий, храбрый).

4 Чтец

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло!
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Учитель:

— Вот ещё одно отличие сказки: добро побеждает … (хором) зло!

5. Особые слова и образные выражения, концовка в сказке

5 Чтец

Любо было!
Я там был,
Мёдовуху и квас пил.
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.

Учитель:

— Спасибо нашим друзьям-артистам, повеселили нас от души.

— Сказки можно отличить по особым словам, образным выражениям. Вы их только что услышали.

Лиса Краса, Лисичка Сестричка, Царевна Несмеяна, Иван Царевич.

(Учитель крепит таблички на доску). И сказки можно отличить по особым концовкам.

Такая, например. Закончите хором.

Сказка ложь, да в ней намёк,
(хором) добрым молодцам урок.

В нашу модель, колобку, я надеваю шапочку. Она означает: особые слова, урок в сказке, концовка в сказке.

VI. Итого урока

Учитель:

— Так 1 «Е» класс жил-поживал, да добра наживал.

— Помогите мне закончить нашу сказку.

— Сказка ложь, да в ней урок.

— Посмотрите на нашу модель. Расскажите, что особенного есть в сказке? Чем она отличается от других литературных произведений?

(Это литературное произведение устного народного творчества или фольклора. Её можно отличить по троекратным повторам, волшебным героям, превращениям и предметам, в ней есть особые слова, образные выражения, сказка чему-то учит).

— Чему научила вас сказка?

(Дружить, помогать друг другу, узнали новые сказки, научились играть на ложках).

Учитель:

— Подарим друг другу песню «Сказки гуляют по свету…».

VII. Рефлексия «Волшебный мешочек»

Учитель:

— Соберём «волшебный» мешочек впечатлений от нашей сказки. Слайд 12.

Прочитайте буквы на доске хором. Подберите слово на любую букву, которым вы оцените свою работу. Возьмите букву, назовите это слово и положите в наш волшебный мешочек. Слайд 13.

В — было весело,
П — понравилось,
И — интересно или
С — скучно,
Н — не понравилось,
Т — трудно было.

(Если дети не справляются, учитель на слайде презентации выводит эти слова, а дети уже называют буквы в их начале и складывают буквы в «волшебный» мешочек).

Учитель:

— Спасибо всем! Мешочек мы сохраним до следующего урока, посвящённого сказкам.

Царевна-лягушка

Русская народная сказка Царевна-лягушка, которую можно читать онлайн или скачать бесплатно в форматах pdf или doc.

В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

— Сынки, мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.

Сыновья отцу отвечают:

— Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?

— Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили.

Tsarevna lyagushka 01

У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь.

А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу. Иван-царевич говорит ей:

— Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. А лягушка ему отвечает:

Tsarevna lyagushka 2

— Возьми меня замуж!

— Что ты, как Я возьму себе в жёны лягушку?

— Бери, знать, судьба твоя такая.

Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой. Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, среднего — на купеческой, а несчастного Ивана-царевича — на лягушке.

Вот царь позвал сыновей:

— Хочу посмотреть, которая из ваших жён лучшая рукодельница. Пускай сошьют мне к завтрему по рубашке.

Сыновья поклонились отцу и пошли.

Иван-царевич приходит домой, сел и голову повесил. Лягушка, по полу скачет, спрашивает его:

— Что, Иван-царевич, голову повесил? Или горе какое?

— Батюшка, велел тебе к завтрему рубашку сшить. Лягушка отвечает:

— Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее.

Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь.

Василиса Премудрая ударила в ладоши и крикнула:

— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Сшейте мне к утру такую рубашку, какую видела я у моего родного батюшки.

Иван-царевич утром проснулся, лягушка, опять по полу скачет, а уж рубашка лежит на столе, завернута в полотенце. Обрадовался Иван-царевич, взял рубашку, понес к отцу. Царь в это время принимал дары от больших сыновей. Старший сын развернул рубашку, царь принял её и сказал:

— Эту рубашку, в черной избе носить. Средний сын развернул рубашку, царь сказал:

— В ней только, в баню ходить.

Иван-царевич развернул рубашку, изукрашенную златом-серебром, хитрыми узорами. Царь только взглянул:

Tsarevna lyagushka 3

-Ну, вот это рубашка — в праздник её надевать. Пошли братья по домам — те двое — и судят между собой:

— Нет, видно, мы напрасно смеялись над женой Ивана-царевича: она не лягушка, а какая-нибудь хитра… Царь опять позвал сыновей:

— Пускай ваши жёны испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая лучше стряпает.

Иван-царевич голову повесил, пришёл домой. Лягушка, его спрашивает:

— Что закручинился? Он отвечает:

— Надо к завтрему испечь царю хлеб.

— Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренеё.

А те невестки, сперва-то смеялись над лягушкой, а теперь послали одну бабушку-задворенку, посмотреть, как лягушка будет печь хлеб.

Лягушка хитра, она это смекнула. Замесила квашню; печь сверху разломала да прямо туда, в дыру, всю квашню и опрокинула. Бабушка-задворенка прибежала к царским невесткам; все рассказала, и те так же стали делать.

А лягушка прыгнула на крыльцо, обернулась Василисой Премудрой, ударила в ладоши:

— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела.

Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами.

Иван-царевич обрадовался, завернул хлеб в ширинку, понес к отцу. А царь в то время принимал хлебы от боль-ших сыновей. Их жены-то поспускали тесто в печь, как им бабушка-задворенка сказала, и вышла у них одна горелая грязь. Царь принял хлеб от старшего сына, посмотрел и отослал в людскую. Принял от среднего сына и туда же отослал. А как подал Иван-царевич, царь сказал:

Tsarevna lyagushka 4

— Вот это хлеб, только, в праздник его есть. И приказал царь трем своим сыновьям, чтобы завтра явились к нему на пир вместе с жёнами.

Опять воротился Иван-царевич домой невесел, ниже плеч голову повесил. Лягушка, по полу скачет:

— Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки слово неприветливое?

— Лягушка, лягушка, как мне не горевать! Батюшка наказал, чтобы я пришёл с тобой на пир, а как я, тебя людям покажу?

Лягушка отвечает:

— Не тужи, Иван-царевич, иди на пир один, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром, не пугайся. Спросят тебя, скажи: “Это моя лягушонка, в коробчонке едет”.

Иван-царевич и пошёл один. Вот старшие братья приехали с жёнами, разодетыми, разубранными, нарумяненными, насурьмленными. Стоят да над Иваном-царевичем смеются:

— Что же ты без жены пришёл? Хоть бы в платочке её принес. Где ты такую красавицу выискал? Чай, все болота исходил.

Царь с сыновьями, с невестками, с гостями сели за столы дубовые, за скатерти браные — пировать. Вдруг поднялся стук да гром, весь дворец затрёсся. Гости напугались, повскакали с мест, а Иван-царевич говорит:

— Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка, в коробчонке приехала.

Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье — частые звезды, на голове — месяц ясный, такая красавица — ни вздумать, ни взгадать, только, в сказке сказать.

Tsarevna lyagushka 5

Берёт она Ивана-царевича за руку и ведёт за столы дубовые, за скатерти браные.

Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем да косточки, за правый рукав бросила.

Жёны больших-то царевичей увидали её хитрости и давай то же делать.

Попили, поели, настал черед плясать. Василиса Премудрая подхватила Ивана-царевича и пошла. Уж она плясала, плясала, вертелась, вертелась — всем на диво. Махнула левым рукавом — вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались.

Tsarevna lyagushka 6

А старшие невестки пошли плясать: махнули рукавом — только гостей забрызгали, махнули другим — только кости разлетелись, одна кость царю в глаз попала. Царь рассердился и прогнал обеих невесток.

В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне.

Tsarevna lyagushka 7

Василиса Премудрая возвращается домой, хватилась — нет лягушечьей кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану-царевичу:

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного…

Обернулась Василиса Премудрая серой кукушкой и улетела в окно. Иван-царевич поплакал, поплакал, поклонился на четыре стороны и пошёл куда глаза глядят — искать жену, Василису Премудрую. Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли, сапоги проносил, кафтан истёр, шапчонку дождик иссёк. Попадается ему навстречу старый старичок.

— Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?

Иван-царевич рассказал ему про своё несчастье. Старый старичок говорит ему:

— Эх, Иван-царевич; зачем ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её было снимать. Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась. Он за то осерчал на неё и велел ей три года быть лягушкой. Ну, делать нечего, вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай за ним смело.

Иван-царевич поблагодарил старого старичка и пошёл за клубочком. Клубок катится, он за ним идет. В чистом поле попадается ему медведь. Иван-царевич нацелился, хочет убить зверя. А медведь говорит ему человеческим голосом:

Tsarevna lyagushka 8

— Не бей меня, Иван царевич, когда-нибудь тебе пригожусь.

Иван-царевич пожалел медведя, не стал его стрелять, пошёл дальше. Глядь, летит над ним селезень. Он нацелился, а селезень говорит ему человеческим голосом:

— Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе пригожусь, Он пожалел селезня и пошёл дальше. Бежит косой заяц. Иван-царевич опять спохватился, хочет в него стрелять, а заяц говорит человеческим голосом:

— Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь. Пожалел он зайца, пошёл дальше. Подходит к синему морю и видит — на берегу, на песке, лежит щука, едва дышит и говорит ему:

— Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синее море!

Он бросил щуку в море, пошёл дальше берегом. Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

— Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.

Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Иван-царевич взошёл в неё и видит — на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга, костяная нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос.

— Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? — говорит ему Баба-яга. — Дело пытаешь или от дела лытаешь?

Иван-царевич ей отвечает:

— Ах ты, старая хрычовка, ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.

Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую.

Tsarevna lyagushka 9

— Знаю, знаю, — говорит ему Баба-яга, — твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт.

Иван-царевич у Бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошёл туда Иван-царевич, видит — стоит, шумит высокий дуб, на нем казённый сундук, а достать его трудно.

Вдруг, откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц — и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на неё селезень кинулся, как ударит её — утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море.

Тут Иван-царевич залился горькими слезами — где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется.

Tsarevna lyagushka 10Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть. Иван-царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста.

Tsarevna lyagushka 11Иван-царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.

Все русские народные сказки

Автор: Анна Павловна Холоневская

Организация: ДОУ4 «Сказка»

Населенный пункт: Мурманская область, г. Заозерск

Вид деятельности: совместная познавательно — игровая деятельность педагога с детьми.

Цель: способствовать развитию у детей познавательных процессов и доброжелательного отношения к сверстникам.

Задачи:

  • Воспитывать в детях любовь к устному народному творчеству. Продолжать закреплять знания о русских народных и авторских сказках.

  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, поощрять исполнительское творчество.

  • Продолжать учить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять, помочь в овладении средствами образной выразительности.

  • Способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы, желанию принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

  • Развивать память, связную речь, логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать, обобщать, анализировать.

Оборудование:

— атрибуты: таблички с названием туров, модель кроссворда (формат А3), цветные жетоны, набор строительного материала, пластмассовые корзины, наглядный материал к игре: «Угадай, из какой сказки?», медали для награждения по количеству детей.

— музыкальное оборудование: DVD диск Джеймс Ласт «Одинокий пастух».

Предварительная работа:

В течение месяца дети знакомились с русскими народными и авторскими сказками, рисовали иллюстрации к полюбившимся сказкам, в группах разыгрывали театрализованные представления.

ХОД.

Воспитатель: (дети стоят в кругу) Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда начинаем нашу литературную викторину «В гостях у сказки». Вначале – разминка. Кто быстрее даст ответ на мой вопрос?

Воспитатель: Каким бы сказочным героем вы хотели бы стать? Почему? (ответы детей).

Воспитатель: А знаете ли вы, что такое сказка? (ответы детей). Сказка – это живое, увлекательное, яркое, красочное, поучительное произведение искусства в виде устного поэтического рассказа.

Воспитатель: Сегодня мы узнаем, кто всех больше знает сказок и любит читать. Для этого разделимся на две команды, по пять человек в каждой, и придумаем сказочное название своей команде (дети занимают места за столиками, придумывают название и представляются).

Воспитатель: Я буду ведущей нашей викторины, которая состоит из пяти туров (макет). За правильный ответ вы будете получать один жетон. Победит та команда, у которой будет больше жетонов.

Воспитатель: Внимание, тур первый — «Отгадалкино» (показать на макете).

Игра «Отгадай загадку» (Взрослый загадывает загадки по очереди детям из разных команд, задача детей – отгадать о какой сказке идёт речь, правильно отгадавшему сказку ребёнку выдаётся цветной жетон)

ПРЕДЛАГАЮ СОКРАТИТЬ ЗАГАДКИ

1 команда

2 команда

Посадил дед в огороде

Чудо — овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды. (Репка)

Был у деда он, у бабы,

Стало скучно на окне

Покатил через ухабы,

В лес дремучий вдалеке. (Колобок)

Ждали маму с молоком,

А пустиливолка в дом..

Кем же были эти

Маленькие дети?(Семеро козлят)

Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл. (Теремок)

В гости к бабушке пошла,

пироги ей принесла.

Серый волк за ней следил,

            обманул и проглотил.(Красная шапочка)

Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала. (Заюшкина избушка)

Воспитатель: Внимание, тур второй: «Кроссвордный» (показать на макете).

Игра «Разгадай кроссворд» (Взрослый задаёт вопросы, дети отвечают, после чего ответ вписывается в «клеточки» кроссворда. За каждый правильный ответ дети получают разноцветные жетоны).

1. Сказка, о девочке, вылепленной из снега и не любившей весну и особенно лето. Растаяв, превратившаяся в белое облачко. (Снегурочка)

2. Сказка о девочке — сиротке. Ее сводными сестрами были Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. И была у нее любимая рябая коровушка, которая ей помогала. (Хаврошечка)

3. В сказке рассказывается о том, как жил — был поп с попадьею; у них была дочка Алёнушка. Уронила девица веретено в погреб и увидела там разбойника, который и похитил ее. Но в конце сказки отец ее спас. И стали они жить поживать и добра наживать. (Разбойники)

4. Сказка о мачехе и падчерице. Девочка и скотину поила — кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету… Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо. И отправили девушку в лес, где она встретила Мороза Ивановича, который за ее работу наградил ее. А мачехину дочь наказал (погубил) за ее леность и не желание работать. (Морозко)

5. Сказка о коллективной работе в огороде деда, бабы, внучки, Жучки, кошки, и мышки. (Репка)

6. Жил был паук, удалой добрый молодец. Однажды к нему в сеть попала муха, которую он отпустил. Муха же рассказала всем мошкам и блошкам о том, что в лесу появился паук – злодей. Но паук оказался умным и перехитрил всех насекомых. Как звали паука? (Мизгирь)

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились, а значит, мы можем отправляться дальше.

Воспитатель: Внимание, тур третий — «Строительный» (показать на макете).

Воспитатель: Ребята, здесь мы с вами превратимся в настоящих строителей, и будем сооружать постройки, в которых, возможно, захотят поселиться сказочные герои.

Подвижная игра «Построй дом». Дети сооружают постройку по предложенному воспитателем образцу. Команда, которая быстрее и качественнее выполнит задание, получает цветной жетон.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, я уверенна в построенных вами домах обязательно захотят поселиться сказочные герои!

Воспитатель: Двигаемся дальше!

Воспитатель: Внимание, тур четвёртый «Угадалкино» (показать на макете).

Игра: «Угадай, из какой сказки?» (Дети и воспитатель сидят на ковре, образовав круг. Перед ними перевёрнутые картинки с изображением предметов из разных сказок. Задача детей назвать сказку. За каждый правильный ответ даётся цветной жетон).

Золотое или простое яичко («Курочка Ряба»).

Соломенный домик («Три поросёнка»).

Берестяной короб («Маша и медведь»).

Красная шапочка («Красная шапочка»).

Репка («Репка»).

Мальчик («Мальчик с пальчик»).

Щука («По щучьему велению»).

Рыбка («золотая рыбка»).

Лягушка («Царевна лягушка»).

Тарелка с кашей и топор («Каша из топора»).

Дед мороз («Морозко»).

Сокол («Финист – ясный сокол»).

Воспитатель: Внимание, тур пятый «Театральный» (показать на макете).

Игра-драматизация: «Любимая сказка?» (Дети обыгрывают сценку из любой сказки)

Воспитатель: Отлично, ребята, вы действительно хорошо знаете сказки! Я горжусь вами! К сожалению, время нашей литературной викторины закончилось. Вам понравилось?

Дети: Да!

Воспитатель: Что запомнилось вам больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: Главное, помните, что в сказках показана вся наша жизнь, отображаются все наши хорошие и плохие поступки. Ведь не зря в народе говорят: «Сказка — ложь, да в ней намёк –добрым молодцам урок».

Воспитатель: Итак, подошло время подвести итоги нашей литературной викторины и наградить победителей (проводиться подсчёт жетонов и выявляется команда победителей).

Литература:

  1. Материалы сайта: http://skazvikt.ucoz.ru/blog/.

  2. Материалы сайта: http://hyaenidae.narod.ru/.

  3. Дошкольная педагогика//Литературные викторины в старших группах детского сада/ № 1 январь 2008.

  4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью ( старшая и подготовительная группы).

Приложения:

  1. file0.odt.. 17,0 КБ

Опубликовано: 27.11.2021

  • Царевич нехитер немудер русская народная сказка читать аудиокнига
  • Художник васнецов иллюстрации к сказкам
  • Художественные особенности сказки муха цокотуха
  • Художественные средства выразительности в сказке царевна лягушка
  • Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы