Царь женился второй раз через сказка о семи богатырях ответ

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 90-91. укм школа россии1. почему история о

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

1

Тест “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкин

1. Кто является автором «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»:
а) Пушкин +
б) Некрасов
в) Толстой

2. Царица родила дочь:
а) на пасху
б) в сочельник +
в) в рождество

3. Царица умерла, потому что:
а) не снесла радости
б) не вынесла горя
в) не снесла восхищенья +

4. Царь женился второй раз:
а) через год +
б) через три года
в) через два года

5. У новой царицы было:
а) волшебная палочка
б) трюмо
в) зеркальце +

6. Жениха царевны звали:
а) Алексей
б) Елисей +
в) Моисей

7. Какое свойство имело зеркальце у новой жены царя:
а) умело выполнять желания
б) умело светиться ярким светом
в) умело говорить +

8. Из-за чего злая царица так сильно рассердилась на зеркало:
а) оно похвалило не её, а царевну +
б) оно промолчало в ответ
в) оно похвалило её не слишком броско

9. Приданое царевны – это:
а) полцарства
б) три губернии
в) семь торговых городов да сто сорок теремов +

10. Как обзывает царица своё зеркало:
а) Ах ты, грязная стекляшка!
б) Ах ты, мерзкое стекло! +
в) Ах ты, гадкое стекло!

11. Какое слово пропущено в строке «Мать … сидела Да на снег лишь и глядела»:
а) брюхатая +
б) пузатая
в) весёлая

12. Рассердившись, царица бросила зеркальце:
а) Белавка
б) Чернавка +
в) Желтавка

13. Что решила злая царица сделать с царевной:
а) отправить её в лес и связать на съедение волкам +
б) изуродовать ей лицо
в) тайно сбросить её в бездну вод

14. Как поступила Чернавка с царевной при её просьбе помиловать её:
а) отпустила, не связала +
б) отвезла её за тридевять земель
в) всё-таки связала её

15. На что набрела царица, до зари в лесу гуляя:
а) на терем +
б) на дворец
в) на город

16. Кто нагрянул в терем, после как царевна прибралась и тихонько улеглась:
а) семь гномов
б) семь богатырей +
в) злая старица

17. Почему царевна отказалась идти в жёны к одному из семи богатырей:
а) не могла выбрать одного, все были равны по могучести своей
б) ей совершенными не казались
в) уже была невестой +

18. Как злая царица узнала о том, что Чернавка её обманула:
а) Чернавка ей об этом рассказала
б) зеркальце доложило ей правду о том, что по-прежнему не она на свете всех милее +
в) она сама пошла в лес и обнаружила там царевну

19. Почему собака не хотела подпускать к терему нищую черницу:
а) она же всё-таки собака, посторонних в терем не пускала
б) защищала царевну от чужих и нищих
в) чтобы та не передала царевне яблоко, наполненное ядом +

20. Что стало с царевной, после как поела яблоко:
а) бросив терем наутёк, молвила, что дар не впрок
б) головой на лавку пала, тиха, неподвижна стала +
в) за горло ухватилась, пала, еле шевелилась

21. Как богатыри поступили с царевной, обнаружив её мёртвой:
а) положили в хрустальный гроб и отнесли на пустую гору +
б) похоронили под землёй
в) никуда не отнесли и молились, не переставая

22. Как ответило зеркальце злой мачехе в очередной раз:
а) что по-прежнему царевна всех милее, румянее, белее
б) что теперь она на свете всех милее, румянее, белее +
в) ничего не ответило

23. Как ответило красно солнце Елисею на вопрос о его невесте:
а) оно царевну видело живой
б) оно царевну видало, но не слыхало
в) что оно царевны не видало +

24. Что ответил месяц Елисею о царевне:
а) он её увидел, но не помнит, где
б) он её не видел +
в) он подсказал Елисею, где находится царевна

25. Как царевичу ответил ветер насчёт невесты:
а) ничего не ответил, пронёсся мимо
б) сказал, что её не встречал
в) он точно подсказал ему местоположение невесты +

26. Как догадались хозяева дома, что это была царевна:
а) по осанке
б) по речи +
в) по одежде

27. От какого угощения отказалась царевна:
а) от вина +
б) от медовухи
в) от водки

28. Царевна жила у хозяев терема:
а) в передней комнате
б) в темнице
в) в светлице +

29. Старушонка отдала царевне:
а) яблоко +
б) апельсин
в) грушу

30. Что сделали тотчас королевич с невестой после похоронения умершей царевны:
а) стали скорбить по умершей царевне
б) свадьбу учинили +
в) разошлись по домам и жили они долго и счастливо

Тест “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкин

1. Кто является автором «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»:
а) Пушкин
б) Некрасов
в) Толстой

2. Царица родила дочь:
а) на пасху
б) в сочельник
в) в рождество

3. Царица умерла, потому что:
а) не снесла радости
б) не вынесла горя
в) не снесла восхищенья

4. Царь женился второй раз:
а) через год
б) через три года
в) через два года

5. У новой царицы было:
а) волшебная палочка
б) трюмо
в) зеркальце

6. Жениха царевны звали:
а) Алексей
б) Елисей
в) Моисей

7. Какое свойство имело зеркальце у новой жены царя:
а) умело выполнять желания
б) умело светиться ярким светом
в) умело говорить

8. Из-за чего злая царица так сильно рассердилась на зеркало:
а) оно похвалило не её, а царевну
б) оно промолчало в ответ
в) оно похвалило её не слишком броско

9. Приданое царевны – это:
а) полцарства
б) три губернии
в) семь торговых городов да сто сорок теремов

10. Как обзывает царица своё зеркало:
а) Ах ты, грязная стекляшка!
б) Ах ты, мерзкое стекло!
в) Ах ты, гадкое стекло!

11. Какое слово пропущено в строке «Мать … сидела Да на снег лишь и глядела»:
а) брюхатая
б) пузатая
в) весёлая

12. Рассердившись, царица бросила зеркальце:
а) Белавка
б) Чернавка
в) Желтавка

13. Что решила злая царица сделать с царевной:
а) отправить её в лес и связать на съедение волкам
б) изуродовать ей лицо
в) тайно сбросить её в бездну вод

14. Как поступила Чернавка с царевной при её просьбе помиловать её:
а) отпустила, не связала
б) отвезла её за тридевять земель
в) всё-таки связала её

15. На что набрела царица, до зари в лесу гуляя:
а) на терем
б) на дворец
в) на город

16. Кто нагрянул в терем, после как царевна прибралась и тихонько улеглась:
а) семь гномов
б) семь богатырей
в) злая старица

17. Почему царевна отказалась идти в жёны к одному из семи богатырей:
а) не могла выбрать одного, все были равны по могучести своей
б) ей совершенными не казались
в) уже была невестой

18. Как злая царица узнала о том, что Чернавка её обманула:
а) Чернавка ей об этом рассказала
б) зеркальце доложило ей правду о том, что по-прежнему не она на свете всех милее
в) она сама пошла в лес и обнаружила там царевну

19. Почему собака не хотела подпускать к терему нищую черницу:
а) она же всё-таки собака, посторонних в терем не пускала
б) защищала царевну от чужих и нищих
в) чтобы та не передала царевне яблоко, наполненное ядом

20. Что стало с царевной, после как поела яблоко:
а) бросив терем наутёк, молвила, что дар не впрок
б) головой на лавку пала, тиха, неподвижна стала
в) за горло ухватилась, пала, еле шевелилась

21. Как богатыри поступили с царевной, обнаружив её мёртвой:
а) положили в хрустальный гроб и отнесли на пустую гору
б) похоронили под землёй
в) никуда не отнесли и молились, не переставая

22. Как ответило зеркальце злой мачехе в очередной раз:
а) что по-прежнему царевна всех милее, румянее, белее
б) что теперь она на свете всех милее, румянее, белее
в) ничего не ответило

23. Как ответило красно солнце Елисею на вопрос о его невесте:
а) оно царевну видело живой
б) оно царевну видало, но не слыхало
в) что оно царевны не видало

24. Что ответил месяц Елисею о царевне:
а) он её увидел, но не помнит, где
б) он её не видел
в) он подсказал Елисею, где находится царевна

25. Как царевичу ответил ветер насчёт невесты:
а) ничего не ответил, пронёсся мимо
б) сказал, что её не встречал
в) он точно подсказал ему местоположение невесты

26. Как догадались хозяева дома, что это была царевна:
а) по осанке
б) по речи
в) по одежде

27. От какого угощения отказалась царевна:
а) от вина
б) от медовухи
в) от водки

28. Царевна жила у хозяев терема:
а) в передней комнате
б) в темнице
в) в светлице

29. Старушонка отдала царевне:
а) яблоко
б) апельсин
в) грушу

30. Что сделали тотчас королевич с невестой после похоронения умершей царевны:
а) стали скорбить по умершей царевне
б) свадьбу учинили
в) разошлись по домам и жили они долго и счастливо

Литература. 5 класс.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Противоборство добрых и злых сил в сказке.

Урок-исследование

Цели урока.

  1. Содержательная – рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.

  2. Деятельностная – помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развить навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты. Определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям).

  3. Развивающая – умение давать личностную оценку (интерпретацию) произведению в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся.

  4. Воспитывающая – расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе знакомства с произведениями искусства и литературы.

Задачи урока:

  • Образовательные задачи

Совершенствовать понятие о литературной сказке

Видеть противостояние добрых и злых сил в сказке

Дать понятие о гиперболе и антитезе.

  • Развивающие задачи

Совершенствовать навыки выразительного чтения

Развивать навыки критического мышления

Сопоставлять произведения разных видов искусства

  • Воспитательные задачи

Видеть красоту внутреннюю и внешнюю

Ценить человека по поступкам, совершаемым им

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

Методика проведения: комбинированный урок-исследование (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, пересказ эпизодов) .

Работа в группах (одна пара работает у доски)

Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточки со словами, красным карандашом подчеркиваете слова, которые характеризуют черты  положительного героя, синим – отрицательного.

Проверка.

Положительный герой                               Отрицательный герой

доброта                                                              зависть
любовь                                                               злоба
верность                                                             ревность
кротость                                                             эгоизм
отзывчивость                                                     предательство

Добавьте свои слова:  милосердие  ( к положительному герою); равнодушие  (к отрицательному герою).

Обобщение

Положительный герой тот, который совершает героические поступки, творит добро на благо других людей.
Отрицательный герой всегда вредит, старается помешать,  причинить зло другим.

Учитель. ВСЕГДА ЛИ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ, КТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, А КТО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ? В чем раскрывается характер героя?

Ученики. Характер героя раскрывается в его поступках, поведении.

Ход урока.

1-ый этап. Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

Слайд 1.

Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

Ход урока

I. Актуализация прошлых знаний.

1. Вступительное слово учителя.

Вам знакома такая пословица «Мир не без добрых людей».

— А как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.

Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в нашей жизни».

2-ой этап. Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу.

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть внутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Объект исследования — сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Тема исследования – ДОБРО И ЗЛО В СКАЗКАХ ПУШКИНА.

Гипотеза нашего исследования будет такой – Добро побеждает зло

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

IV. Новая тема.

Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы здесь видим? (Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С. Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»;

сказочный дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна — счастливый конец сказки).

Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2

Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».

Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).

Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных). Слайд 3

Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?

Так может она совсем не отрицательный герой?

Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).

Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

(Большой толковый словарь русского языка)

  • Зло – нечто дурное, вредное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.

(Большой толковый словарь русского языка)

Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?

(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)

Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5

Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.

(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.

(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов): «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).

«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

Учитель:

— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель:

— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде

— Ребята, как вы думаете, какие вопросы у нас могут возникнуть в течение урока?

Возможные варианты, предложенные детьми:

1.Как мы можем определить, какой человек – злой или добрый?

2.Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

3.Как поступать с теми, кто делает зло другим?

4.Стоит ли мстить тем, кто причиняет зло людям?

5.А легко ли распознать добро и зло?

6.Что в итоге побеждает: добро или зло?

7.Почему добро часто бывает беззащитным?

— А что нам необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

(Обратиться к тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).

Учитель:

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

— Кто ещё совершает злые поступки?

— Давайте разберемся, добро или зло несут такие персонажи сказки, как Зеркальце, Чернавка, богатыри?

— Умеет ли Зеркальце лгать? (нет, оно всегда говорит только правду)

— Есть ли на нем какая-нибудь вина?

Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей — и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.

Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи.

— А какова Чернавка?

— Есть в ней добрые движения души? (Да, она пожалела царевну, отпустила её)

— Она тоже верно служит. Но кому?

— Чем продиктовано её верное служение царице( ( боится наказания и смерти)

— Вспомните, что означает её имя? (делает черную, грязную работу, помогает царице в её коварных замыслах)

Опять-таки и здесь мы видим и плохое, и хорошее. Чернавка способна пожалеть («не убила, не связала, отпустила и сказала…»), тоже верно служит своей хозяйке. Но служит обману, злу, коварству. Верность её основана на страхе.

— Вспомните, кто обладает настоящей верностью, светлой, лишённой зависти, чёрных замыслов?

Такая верность основана на любви.

Да, это Соколко, который съел отравленное яблоко. Так он рассказал богатырям, что случилось с царевной.

Конечно, это и Елисей. Он ищет любимую, обращается к силам природы, чтобы те помогли ему отыскать невесту.

Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

— Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Слайд 2

Работа с эпиграфом к уроку.

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели.

— Как вы думаете, так ли это?

— Отвечают.

— Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».

Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

— Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

II. Актуализация новых знаний.

1. Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)

— Вы уже прочитали эту сказку дома.

— Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).

— Назовите героев сказки. Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.

Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).

Вопросы на осмысление содержания сказки.

(Задание для 1 группы)

Слайд 3

4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

— Образы каких героев в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

— Царевны и царицы. Слайд 4.

— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела.

(Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу-мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

Слайд 5.

— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Составление небольшого монологического высказывания.

— Как разворачиваются события дальше?

— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

5-ый этап. Первичное закрепление

Работа над образом царевны. Слайд 6 .

Работа в группах по заданному плану.

План.

  1. Представление сказочного персонажа.

  2. Описание внешности.

  3. Черты характера.

  4. Отношение к окружающим.

  5. Отношение окружающих к героине

  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Работа над образом царицы-мачехи.

Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.

Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

Слайд 7.

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.

Учащиеся делают выводы. Слайд 8

Снятие утомления с глаз. Слайд 9

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

— А что же происходит со злой царицей-мачехой?

— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

— Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

— А что же происходит со злой царицей-мачехой?

— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».

И никто не пожалел, что царицы не стало.

Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.

Действительно, нельзя не согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели — прочитать слова эпиграфа.

Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …

— Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина?

6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.

1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.

2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

— Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.

— Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.

— Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?

— А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?

— Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»

— Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)

— Нарисуем два символических дерева(слайд11)

дерево добра дерево зла

Какие качества наших героинь мы можем поместить на ветвях этого дерева?

(как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость)

ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.

— Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?

(Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)

— Какие чувства владеют царицей, когда она совершает злые поступки? (зависть)

Те, кто может справиться с обидой и завистью, становятся на ступеньку выше, преодолевают себя.

Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.

7-ой этап. Рефлексия деятельности.

— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Какими нельзя быть?

Итог урока. Слайд 10

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

2 Выучить понравившийся отрывок наизусть.

В сказках добро всегда побеждает зло.

Выставление оценок

— Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?

— В завершение нашего урока хочется сказать: Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Слайд 21

Домашнее задание .

Наше исследование подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича Елисея и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?! Давайте подарим красивые слова о добре.

Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие добрые слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам нужно будет записать свои пожелания на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все добрые слова, которые вы напишите, вернутся вам и вашим близким людям.

«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» — сказал мыслитель Альберт Швейцер.

V. Итоги урока.

Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.

Слайд 15

Правильно ли мы ответили?

(Ученики отвечают: Да, правильно).

Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной.

Слайд 16

Отдохнув, двигаемся дальше.

Рефлексия. Составление коллективного синквейна.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на «5». Это интересный способ проверить знания. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема  (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия ( прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия ( глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

Учитель.  Для подведения итогов нашего урока предлагаю составит коллективный синквейн.    ( На доске пишет учитель)

1.   ЦАРЕВНА                                                                     1.   ЦАРИЦА,
2.   красивая, кроткая                                                         2.  жестокая, своенравная  
3.   расцвела, догадалась                                                   3.  ненавидит, завидует, просит, сквернословит
4.   Обещает отблагодарить.                                             4.  Готова на все, лишь бы быть лучше всех.
5.  ЧУДО. АНГЕЛ. ЭЛЬФ                                                 5.  ЗЛО. МОНСТР.  (1 слово)

   План описания царевны

1.     Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

2.      Отношение к ней других персонажей сказки:

                   А) Чернавки;  

                   Б) пса Соколки;

                   В) семи богатырей,

                   Г) королевича Елисея.

     3. Поведение царевны:

                    А) в тереме богатырей,

                    Б) по отношению к окружающим её людям.

      4. Отношение автора к героине.

Пушкинский день

Ребята, сегодня в честь дня рождения Пушкина А.С., мы поговорим с вами о великом русском поэте. Он родился в Москве два века назад, с раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка.Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой.

Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна).

Начнёт Арина Родионовна рассказывать, сказки так он не шелохнётся, боится слова пропустить. А сказки, которые ему рассказывала няня, назывались так

«Некоторый царь задумал жениться», «Поп поехал искать работника»,

«Царевна заблудилась в лесу». На основе этих сказок Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите.

Ребята, сегодня день рождения Пушкина «Пушкинский день России». Он посвящен творчеству А. С. Пушкина – великого русского поэта. Саша Пушкин родился в Москве, 6 июня 1799 г. С раннего детства воспитывался в литературной среде, няня Арина Родионовна рассказывала народные сказки, которые он помнил всю жизнь и сочинил свои (некоторые из них мы сегодня вспомним).

В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. День рождения Пушкина объявлен официальным государственным праздником.

Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе, сросся с нею. Мы гордимся таким великим поэтом:

Отмечает целый свет,

Ведь известнее, чем Пушкин, Никого на свете нет!

Его стихи читала в детстве мама. О том, что самый лучший он поэт, Мне кажется, с пеленок еще знала.

Ведущий. Да, мы знакомимся с ним в детстве. Еще не умеем читать, еще только слушаем. Слушаем его сказки, стихи. И на всю жизнь зачаровывает:

«Жил старик со своей старухой у самого синего моря…» Или: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»

Ведущий. Мы взрослеем. Становимся школьниками. И к нам приходит новый Пушкин. Автор замечательных стихотворений о Родине, о желанной свободе, о дружбе, о природе…

Ведущий. Пушкин по-прежнему с нами, в душе каждого из нас, и живут его удивительные строки, безграничная любовь к Отчизне, вера в добро, красоту и справедливость.

Ученик. Вся Отчизна в праздничном цветенье, Словно песня, льется вешний свет.

Здравствуй, Пушкин!

Ученик. День рождения поэта

Ученик. Я с Пушкиным знакома с малых лет, Здравствуй, добрый гений!

С днем рождения, дорогой поэт.

Я предлагаю вам дорогие ребята, путешествие в удивительную страну Лукоморье, где живут сказочные герои А.С. Пушкина. Хочу узнать, знаете ли вы его сказки? Я приготовила для вас интересные задания. Ребята, путь в Страну Сказок лежит через Лукоморье. Мы его прошли, побывали в разных сказках. А кто помнит, где впервые мы встретили это название?

(А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»)

Первый гость на нашем празднике герой из поэмы «Руслан и Людмила». Он будет моим первым помощником.

Входит Кот Учёный. Дети выполняют его задания.

Викторина ко дню рождения Пушкина

сказки пушкина

Перечислите сказки А.С. Пушкина.

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Сказка о золотом петушке

Жених

Сказка о медведихе

(о сказках «Жених», «Сказка о медведихе» ученикам сообщается впервые).

Назвать героев сказок Пушкина.

Кто из сказочных героев ест за четверых, работает за семерых? А. Старик-рыбак.

Б. Черномор. В. Балда.

Что было разбитым у старика со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке»?

А. Зеркальце. Б. Тарелки.

В. Окна землянки. Г. Корыто.

Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?

а) Гвидон.

б) Дадон.

в) Салтан.

К кому не обращался королевич Елисей из сказки Пушкина в поисках царевны?

А. Ветер. Б. Месяц. В. Солнце. Г. Ясень.

Что   три  девицы   под  окном  делали  поздно  вечерком  в   сказке   А. Пушкина?

А. Ткали. Б. Пряли. В. Шили. Г. Гадали.

Где поп повстречал своего будущего работника Балду?

А. В церкви. Б. На базаре. В. На дороге.

Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

А. «Жили-были старик со старухой». Б. «Жил старик со своею старухой». В. «Жили-были дед да баба».

Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».

Какое слово отсутствовало в обращении царицы из сказки Пушкина к зеркальцу: «Я ль на свете всех?»

А. Милее. Б. Белее.

В. Стройнее. Г. Румяней.

Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?

А. Забияки.

Б. Буяна.

В. Скандалиста. Г. Хулигана.

У какого персонажа пушкинской сказки был «толоконный лоб»?

А. У Черномора. Б. У попа.

В. У Балды. Г. У старухи.

За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха?

А. За жадность. Б. За враньё.

В. За лень.

Д. За плохое ведение домашнего хозяйства.

Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка?

А. В клетку.

Б. На спицу. (На спицу шпиля.) В. На трон.

Кто в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина помог Елисею найти невесту?

А. Ветер. Б. Месяц. В. Солнце.

Г. Звёзды.

Что росло на необитаемом острове Буяне до того, как там чудесным образом вырос город?

А. Один дуб. Б. Две пальмы. В. Три сосны.

Г. Берёзовая роща.

За кем или з чем «гонялся» поп в пушкинской сказке?

А. За шмелём. Б. За бесёнком.

В. За дешевизной.

Г. За золотым петушком.

Что сделал старик из сказки А. С. Пушкина, поймав золотую рыбку?

А. Сварил уху.

Б. Отпустил в море.

В. Отправился на базар. Г. Поместил в аквариум.

Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

(Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка.)

Что делала царевна у окна, когда колдунья принесла ей отравленное яблоко в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

а) Пряла.

б) Вышивала. в) Вязала

Что выстроил для своей белки князь Гвидон?

А. Янтарную комнату.

Б. Хрустальный дом. В. Золотое дупло.

Г. Изумрудную пирамиду.

Какими словами начинаются «Сказка о попе и о его работнике Балде»?

(Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой- какого товару.)

Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?

А. Три.

Б. Четыре. В. Пять.

Г. Шесть.

Сколько сыновей было у царя Дадона?

а) 1.

б) 2.

в) 3.

На какую охоту ездили братья-богатыри в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

а) Утиная.

б) Охота на волков. в) На лис.

Какого чуда не было за морем в «Сказке о царе Салтане»?

А. Белка.

Б. Тридцать три богатыря. В. Царевна Лебедь.

Г. Кот учёный.

«Соедини слово и его значение».

Светлица – светлая парадная комната в доме.

Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ногой.

Прясть – скручивать волокна, делать нити.

Корыто – продолговатый сосуд (таз) из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья.

Невод – большая рыболовная сеть.

Звездочет – астролог, человек предсказывающий будущее по звездам.

Меч – старинное колющее и рубящее оружие, символ готовности к бою, призывом к справедливому возмездию.

Работа с пословицами. В русском языке часто используют пословицы (краткие изречения с назидательным смыслом).

Скажите, действия героев какой сказки Пушкина подходят к пословице:

  • Растёт не по дням, а по часам, (быстро растёт) Дети: «Сказка о царе Салтане… »
  • Оказаться у разбитого корыта (Потерять все, что имел, приобрел). Дети «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • Уговор дороже денег. (Напоминание о необходимости соблюдать устные договоренности).

Дети: «Сказка о золотом петушке»

  • «Долг платежом красен? » К какой сказке она подходит? Дети: «Сказка о Попе и работнике его Балде».
  • Лучше один   раз   увидеть,   чем   сто   раз   услышать.   (Впечатление   от увиденного гораздо сильнее, чем от услышанного)

Загадки по сказкам пушкина

Кто сказки Пушкина читает,

Загадки быстро отгадает, т.е. о какой сказке идёт речь?

  1. У царицы злой-презлой

Со6еседник непростой. Неживой, но говорящий,

Скажет правду настоящую.

  1. Чуть опасность затаится —

Верный страж на тонкой спице Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся.

  1. Рыбка непростая Чешуей сверкает. Плавает, ныряет.

Желанья исполняет.

  1. Живет батрак в поповом доме, Спит обычно на соломе.

Полбу ест за четверых, Работает за семерых.

  1. Звездочёт царю Дадону

Петушка поднёс с поклоном…

-Отвечай-ка, милый друг, Что потом стерёг петух?

  1. Князь Гвидон по океану

Трижды плыл к царю Салтану. Незамеченным добрался.

А в кого он превращался?

Сказочные герои пушкина

герои сказок Пушкина

Изобразить сказочных героев.

(Задания Белочка раздаёт в «орешках»).

Золотая рыбка, комар, Белка, старик,

Спящая царевна, золотой петушок; Лебедь, старуха,

Повариха, 7 богатырей.

Подбери рифму к словам.

Для всех слова одинаковые. Выполняют на листочках. Поп – лоб, хлоп, топ.

Белка – стрелка, тарелка, грелка.

Петушок – гребешок, посошок

Царица – девица, косица, больница. Чертёнок — ребёнок, телёнок

  1. Какое произведение А. С. Пушкина начинается так: «У лукоморья дуб зелёный…»? (Поэма «Руслан и Людмила».)
  2. Из какой это сказки? Выбрал я жену себе

Дочь послушную тебе. («Сказка о царе Салтане.)

  1. О какой бабушке идёт речь? А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей… (О бабе Бабарихе.)

  1. Из какой это сказки?

… Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна… (Из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

Петушок, корона, яблоко, зеркало, заяц,..

  • Наше путешествие подходит к концу. И сейчас давайте с вами ответим на несколько вопросов:
  • О ком сегодня говорили?
  • Почему?
  • В какой семье он родился и вырос?
  • Как звали няню Пушкина?
  • Какое любимое время года поэта?

Об   А.С.   Пушкине    можно   говорить   бесконечно,   но   время   нашего праздничного путешествия вышло.

  1. Ученик. Это Пушкин, это чудо. Это прелесть без конца. В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта? Их немного и немало, Но все Пушкинские – наше вечное начало.

Читая сказки Пушкина, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны давшей миру одного из великих поэтов А. С. Пушкина.

Ребята, вы знаете сказки Пушкина, вы сегодня хорошо играли роли, всем было весело и интересно. Пока будет Россия, в душе каждого из живущих здесь пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом. А наш праздник заканчивается.


Post Views:
888

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Царь из сказки 1000 и 1 ночь
  • Царь и мужик сказка бытовая сказка
  • Царь и рубашка план рассказа
  • Царь женился второй раз через сказка о мертвой царевне
  • Царь медведь сказка краткое содержание
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии