Царь возвяг и последний подвиг вольги сочинение о том как важна родина для богатыря

Характеристика вольги святославовича из одноименной былины обычно составляется учащимися на уроке русской литературы в седьмом классе. этот герой обладает множеством

Характеристика Вольги Святославовича из одноименной былины обычно составляется учащимися на уроке русской литературы в седьмом классе. Этот герой обладает множеством положительных качеств, а потому описать его не составит никакого труда. Попробуем сделать это подробнее.

Первое появление

характеристика вольги святославовича

Характеристика Вольги Святославовича начинается с того момента, как он впервые предстает перед читателем. Этот князь с самого детства проявлял себя как очень образованный и жаждущий приключений человек. Он готов научиться плавать под водой подобно рыбе, летать высоко, как птица, бегать по темным лесам, как хищный волк. Это говорит о его активности и любознательности.

Когда мальчик подрос и стал взрослым юношей, он решил собрать себе большую дружину. Вместе с ней он отправляется в поход. Родной дядя Владимир пожаловал ему дорогой подарок: теперь Вольга — владелец трех городов. Молодой человек захотел посмотреть на них, побывать в той области.

Смелую дружину посадил на карих жеребцов Вольга Святославович. Характеристика героя продолжается анализом его поступков. Князь уважает своих воинов, не жалеет для них лучшего снаряжения и лошадей. Однако его путь прерывает внезапное знакомство.

Микула

характеристика вольги святославовича из былины

Перед нами появляется еще один главный герой былины. Князь очень удивлен новому знакомому. Он настолько силен и смел, что в одиночку пашет огромное поле. Характеристика Вольги Святославовича из былины должна включать и описание Микулы. Этот смелый парень совсем не похож на обычного пахаря: на нем дорогая одежда, которая совсем не свойственна крестьянину-землепашцу. Правда, прежде чем встретиться, главные герои не могли добраться друг до друга три дня. Этим автор хочет показать, насколько огромны бескрайние просторы нашей Родины.

Вольга решил пообщаться с оратаем, рассказав о том, куда путь держит. В ответ ему Микула рассказал о себе. Оказывается, не так давно он тоже побывал в том городе, куда едет князь. Он покупал для себя соль. Автор использует прием гиперболизации и устами Микулы говорит о том, что он настолько силен, что должен был притащить на себе три мешка, в каждом из которых полторы тонны соли. Несомненно, Вольга и его дружина очень удивлены такой силе героя.

Однако не все благополучно сложилось в ту поездку: на Микулу напали разбойники, стали требовать деньги. Богатырь поделился с ними, но тем оказалось мало, они стали избивать оратая. Тогда Микуле Селяниновичу пришлось ответить им. В конечном итоге пострадавшими от одного-единственного пахаря оказались более тысячи мужиков!

Несомненно, этот рассказ впечатлил Вольгу. Он с детства мечтал обладать необычным даром или силой, но, к сожалению, это не всегда в наших силах.

Тогда князь решил позвать богатыря с собой в поход.

Характеристика Вольги Святославовича и его дружины

вольга святославович характеристика героя

Микула не прочь сопроводить в дороге нового знакомого. Но наш земледелец не может просто так бросить орудие своего труда. Его сошка, сделанная из крепкого булата, украшена золотом и серебром. Вряд ли мы встретили бы обычного крестьянина с такой богатой сохой. Но Микула – олицетворение всех мужиков на Руси. По этой причине автор «одевает» его в дорогое одеяние, нарядные сафьяновые сапоги, а в руках у него оказывается орудие труда, которое может быть только у богатыря.

Характеристика Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича продолжается анализом эпизода с дружиной князя. Богатырь просит Вольгу отправить пятерых воинов, чтобы они помогли ему и перенесли соху за куст ракиты. Он хочет сохранить ее не для бедняка или богача, а для простого русского крестьянина.

Князь приказывает ребятам выполнить просьбу оратая. Но, к сожалению, это оказалось им не под силу.

Тогда Вольга отправляет уже десять воинов, но и они не смогли справиться с этим.

Увидев, что дружине никак не выполнить его просьбу, Микула сам решает убрать сошку. Это дается ему очень легко: одной рукой он поднимает ее и перебрасывает на глазах у удивленного Вольги.

Поход

Характеристика Вольги Святославовича из былины включает в себя информацию о том, как он добирался до нужного города. Князь заметил, что лошадь Микулы гораздо быстрее и сильнее его собственной. Он немного удручен этим. Вольга подшучивает над богатырем, что если бы его кобыла была жеребцом, он предложил бы ему целых пятьсот рублей за нее. Но Микула ни за что не хочет расставаться с верной подругой и отвечает князю, что ему нет ничего дороже этой лошади. Он сам выходил ее с самого малого возраста, теперь ему не нужен никто другой.

По приезду в город князь удивился, что мужики, обидевшие три дня назад Микулу, пошли к нему просить прощения. Вольга понимает, что оратай – хороший, добрый и сильный духом человек. Он не хочет расставаться с ним, поэтому предлагает ему стать наместником в его землях. Это говорит о том, что князь благодарный и помнящий доброту человек.

Заключение

характеристика вольги святославовича и микулы селяниновича

Разумеется, характеристика Вольги Святославовича не такая яркая, как у богатыря Микулы. На его фоне меркнет любой, даже самый сильный воин. Однако удалось выяснить, что это человек дружелюбный и отзывчивый. Он не завидует Микуле, а, наоборот, захотел с ним дружить.

Гл.1 Жизнь и подвиги богатыря Вольги Всеславьевича

Итак, вот он наш первый герой! И тут мы сразу же сталкиваемся с дилеммой как его в действительности если у него имелся исторический прототип звали-величали?

Одни историки утверждают, что правильно говорить Вольга Святославич, а другие считают, что его следует называть: Волх Всеславьевич)?

Но тем не менее этот «былинный персонаж» продолжает и до нашего времени жить под двумя фамилиями! Отождествление Вольги и Волха не является общепринятым в фольклористике и скорее всего, это разные лица, которые в поздний период бытования эпоса стали сливаться в сознании сказителей из-за сходства имён.

Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц, рыб и зверей. Т.е. тут мы как бы впервые в средне древнерусских богатырей встречаем тот псевдоисторический персонах что в странах Западной Европы называется, как ВЕРВОЛЬФ (волк-оборотень!)

Происхождение образа

В былинной фигуре Волха Всеславьевича много архаических черт, поэтому он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре.

В. Ф. Миллер полагал, что первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и скорая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха.

Предполагалось происхождение имени этого героя от слова «волхв» (путём превращения имени нарицательного в имя собственное).

На основе былинных сведений о Вольге современные исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога Волха.

Сторонники «исторической школы «в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий.

Запомним эти имена чтобы после ознакомления с официальной версией биографии Вольги вернутся к этим прототипам.

Основные сюжеты же в офиц. биографии Вольги такие:

1. Рождение богатыря

Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею.

Тогда он сильно разгневался, но, увидев Марфу Всеславьевну, влюбился.

Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырём, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.

Этот рассказ сохраняет древнейшие представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного

2. Поход на Индийское царство

Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-султана Сулеймана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается к волку и соколу, кормя дружинников охотничьей дичью.

Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч.

Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает воинов в муравьёв, а в стенах города возвращает им человеческий облик.

Победитель женится на жене убитого царя, а своим воинам отдаёт местных девушек, оставленных в живых. Сам он становится царём.

Былина о походе сохранилась в 11 записях.

3. Встреча с Микулой Селяниновичем

Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях».

Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича.

Микула пожаловался на сборщиков налогов города Гурчевца, дерущих с мужика простого втридорога, и рассказал, как наказал их за жадность плёткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей.

Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.

Вольга Святославович и князь Олег

Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика.

Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги.

Кроме того, поход Олега на Царьград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический.

По В. Ф. Миллеру, к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком.

По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом.

А. Н. Веселовский сближает одну из былин о Вольге с «Хождением Карла», а самого Вольгу таким образом он сопоставляет с Карлом Великим.

Вольга носит ещё название Буслаевича, что, по мнению Миллера, вместе с известием о его учёности перенесено на него от Василия Буслаевича новгородского.

А. А. Шахматов Б. А. Рыбаков, И. Л. Андроников, З. И. Власова и некоторые другие исследователи отождествляли Вольгу Святославича и древлянского князя Олега Святославича.

Не забывают Вольгу и в современной нам России. Вот к примеру 2010 году в РФ вышел мультфильм «Вольга и султанова жена» режиссера Айка Ханджян

Я посмотрел. Это не мультфильм для детей дошкольного возраста, а какой-то фильм ужасов с заимствованием персонажей их американского фильма «Ледниковый период «и мультфильмов о похождениях Астерикса и Обеликса.

И вопрос этот собственно для российских историков более серьёзе чем вышеназванный мультфильм. И тут надо отметить что в РФ нашелся один историк который проделав большую работу разобрался с вопросом о том, как звали Вольгу и о его происхождении. http://russkayarech.ru/files/issues/2011/2/15-nosov.pdf(Носов Н. Н. О происхождении былинных имен Волха и Вольги».

И если вы уважаемый читатель уже прочили и материалы рекомендованный в вышеприведенной ссылке, то сами видите, что как ни бьются российские историки, а ничего реального в вышеприведенной «официальной биографии нашего героя-богатыря» так и не нашли!

И тем не менее в «отцы» нашего Вольги российские историки поставили сразу двух прототипов! князя Всеслав Полоцкий и древ янского князя Олега Святослава! Вот и давайте, основываясь пока на единственной исторической ниточке и разобраться хотя бы с происхождением Вольги»

Начнем с князя Всеслава Полоцкого или как его еще называют в древнерусской истории «князя — оборотня»

А работая над сбором и анализом материалов для данной книги я нашел крайне интересную и остро злободневную работу «Князь-оборотень Всеслав Полоцкий» https://diletant.media/articles/45263509/ автор Н. Николаев. Статья богато иллюстрирована, и я рекомендую ее посмотреть по ссылке.

Правнук Владимира Святого всю жизнь соперничал с потомками Ярослава Мудрого, а в народном сознании остался колдуном, представителем потустороннего мира.

Всеслав-князь людям суд правил,

князьям города рядил,

а сам в ночи волком рыскал:

из Киева дорыскивал до петухов Тмутороканя…

Для него в Полоцке позвонили к заутрене рано

у Святой Софии в колокола,

а он в Киеве звон тот слышал.

Безымянный автор «Слова о полку Игореве» очень часто на страницах своего произведения обращался к личности князя Всеслава Полоцкого — фантастические элементы соседствуют на страницах этого шедевра древнерусской литературы с прославлением известного предка.

Вокруг этого имени ходило (и ходит до сих пор) множество легенд, образ Всеслава внушал уважение, страх, гордость — наверное, настолько же многогранную личность трудно найти в до монгольской истории Руси.

Полоцкое княжество — изгой земли Русской

В 980 году князь Владимир, будущий креститель Руси, организовал сватовство к дочери полоцкого князя Рогволда, Рогнеде. Отказ барышни идти замуж за «сына наложницы» послужил, согласно Повести Временных Лет, причиной опустошительного похода Великого Князя на Полоцк, разрушения города и убийства Рогволда.

Сваты Владимира у Рогволда, Рогволд беседует с Рогнедой. Источник: ru.wikipedia.org

Именно с тех давних времён оформляется «особое» положение Полоцкого княжества в системе древнерусских государств. Несмотря на то, что линия полоцких князей была непосредственно связана с Владимиром — престол занимали потомки от его брака с Рогнедой — они всегда стояли особняком в круговороте политических событий, проходивших на Руси до прихода монгольских завоевателей.

Автор текста Повести Временных Лет, видимо, озаботившись обоснованием такого странного положения западного княжества, приводит на страницах летописи историю о покушении Рогнеды на Владимира и заступничестве за мать их сына, Изяслава.

По совету ближайших сподвижников, киевский князь принял решение восстановить разорённое княжество — он построил город Изяславль и отправил княжить туда своего сына вместе с матерью. Так, спустя несколько десятилетий, династия Рогволда вновь стала править Полоцкой землёй.

Потомки Изяслава Владимировича постоянно враждовали с остальными Рюриковичами. Полоцкое княжество проводило активную политику в Прибалтике — данью были обложены племена, проживавшие на территории современной Латвии и Литвы. Постоянными стали столкновения с Новгородом: первый конфликт датируется 1021 годом, когда Брячислав Изяславич разорил торговую столицу Руси и вывез оттуда богатую добычу.

Апогея своего развития княжество достигает при правнуке Владимира Святого — Всеславе Брячиславиче. Его правление совпало с соперничеством сыновей Ярослава за Киевский престол.

Русь в XI веке.

Всеслав Брячиславич против Ярославичей

Описание рождения Всеслава в древнерусской летописной традиции сопровождалось высокой степенью мифологизации и определенной доли сенсационности, что потом была и положена в основу былин о богатыре Вольге!

Судите сами: «Мать родила будущего полоцкого князя «от волхования» и младенец появился на свет с язвой на голове.

Современные исследователи по-разному трактуют это сообщение: одни указывают на родимое пятно, которое Всеслав вынужден был скрывать под головным убором или повязкой, другие — что речь идёт о плаценте, часть которой князь на протяжении всей жизни имел при себе в качестве амулета.

Правление «князя-оборотня» началось в 1044 году.

Всеслав развернул кипучую деятельность, в результате которой Полоцкая земля стала сильнее, чем, когда бы то ни было: подчинил балтские племена на севере и остатки дреговичей на юге.

На завоёванных территориях князь заложил укреплённые пункты. Среди них, например, Менеск (Менск) — современная столица Республики Беларусь. (т.е. мы можем уже и прямо считать нашего богатыря Вольгу — белорусским национальным героем! — автор)

Но главное, чем запомнился князь Всеслав — соперничеством с другими Рюриковичами. Впоследствии его сравнивали с оборотнем или волком неслучайно — практически ни одно крупное политическое событие второй половины XI века не обходилось без его участия.

Первоначально полоцкий князь был лоялен к Ярославичам и даже участвовал в их походе против тюркского племени торков (предков знаменитых «чёрных клобуков»).

Однако в дальнейшем между князьями как будто пробежала чёрная кошка. В 1065 году Всеслав осаждает Псков.

Это мероприятие не увенчалось для князя успехом. Через два года полоцкая дружина подошла к Новгороду и учинила там форменный погром — часть города была предана огню, а колокола Софийского собора увезли в Полоцк.

Зачем Всеславу понадобилась церковная утварь?

Дело в том, что в то время основными храмами на Руси считались две «Софии»: Киевская и Новгородская.

Всеслав заложил третью, Полоцкую, чтобы повысить престиж своего княжества на Русской земле и сформировать третий политический и культурный центр Руси.

Некоторые учёные, говоря о причинах такого вызывающего поведения князя, указывают на его желание «отомстить» Рюриковичам за историю 980 года — уничтожение Полоцка Владимиром.

В наше время трудно установить действительные мотивы действий Всеслава. Однако факт остаётся фактом — он расположил против себя «триумвират» сыновей Ярослава Мудрого.

3 марта 1067 года на реке Немиге состоялось сражение — «триумвират» единым фронтом выступил против полоцкого князя.

Автор «Слова о полку Игореве» так описывал его итоги:

«На Немизе снопы стелют головами, молотят чепи харалужными… Немизе кровави брезе… посеяни костьми руских сынов».

Всеслав потерпел поражение, однако смог избежать пленения и вернуться в Полоцк.

Бегство противника не отвечало интересам Ярославичей, и они прибегли к хитрости — поклявшись на кресте в том, что Всеславу будет обеспечена безопасность, князья предложили встретиться в Орше для урегулирования сложившегося положения

Полоцкий князь поверил «триумвирату» и поплатился за это. 10 июля 1067 года он был пленён и посажен в тюрьму в Киеве.

В «порубе» Всеслав провёл больше года.

Но освобождён он был не по велению князя — сами киявляне выпустили его из заточения и возвели на княжеский престол.

Киевское восстание 1068 года, причиной которому послужило поражение Ярославичей от половцев в битве на реке Альте и фактическое бездействие «триумвирата» в условиях приближения грозного врага к столице государства, позволило добиться «политической реабилитации» полоцкого князя. Многие горожане объясняли бесславный итог битвы на Альте божьим наказанием Ярославичей за нарушение крестного целования в отношении Всеслава.

К сожалению, летописи и другие письменные источники не содержат практически никаких сведений о деятельности Всеслава на киевском троне.

Только автор «Слова о полку Игореве» так описывает этот семимесячный эпизод биографии князя: «людям судяше, князем грады рядяше».

Полоцкий князь не стремился стать Великим Князем — киевский стол не занимал в его сердце и голове такое же место, как для тех князей, которые тратили практически всю жизнь ради того, чтобы стать главным в столице Древнерусского государства.

И когда изгнанный киевлянами Изяслав в сопровождении польских дружин вернулся в страну, то, несмотря на то, что киевская дружина выступила в поход, Всеслав предпочёл в одну из ночей скрыться.

Несколько лет скитался князь, пока, наконец, в 1071 году не утвердился вновь в Полоцке.

Вдоволь насытившись киевскими приключениями, Всеслав перестаёт активно участвовать в политической жизни Руси.

Он лишь ограничивается борьбой на восточных рубежах своего государства — несколько раз ходит с войсками под стены Смоленска, но каждый раз без особого успеха. Владимир Мономах, владевший в 70-е годы XI века этим городом, также несколько раз посещает «с визитом» полоцкие земли.

Всеслав скончался в 1101 году.

Многочисленные сыновья князя стали править в различных уделах страны — Полоцкое княжество постигнет та же участь, как и остальные русские государства. Ослабленное из-за раздробленности, в скором времени оно станет частью Великого Княжества Литовского и Русского.

Князь-колдун в исторической памяти Древней Руси

Образ Всеслава Брячиславича пользовался огромной популярностью в древнерусском фольклоре. Упоминания этого князя в «Слове о полку Игореве» говорят о том, что полоцкий князь прочно вошёл в историческую память светских людей того времени.

Анонимный автор «Слова…», с одной стороны, обвиняя Всеслава в участии в усобицах, в то же время ставил его выше других Рюриковичей.

Вероятно, свою роль сыграло знаменитое бегство князя перед столкновением с Изяславом Ярославичем. Оно показало, что владение киевским столом для полоцкого князя не играло совершенно никакой роли.

Образ Всеслава тесно связан с различными легендами о его чародейских способностях.

Автор «Слова…» указывал на то, что князь, при желании, мог обратиться в волка.

По всей видимости, здесь сказалось недостаточно прочное положение христианства на Руси в XI веке.

Отдалённое от Киева и Новгорода Полоцкое княжество плохо усваивало новые религиозные догмы.

Подтверждением этому могут служить, с одной стороны, тесные связи князей с правящими домами Скандинавии, где христианизация шла отнюдь не мирно и периодически вспыхивали языческие восстания. С другой стороны, данные археологических раскопок говорят о большой популярности различных дохристианских верований в крупных городах вотчины Всеслава.

Исследователи предполагают, что Всеслав Брячиславич, судя по всему, был «двеовером»: принимая христианство, он, в то же время, не до конца смог порвать с языческими обрядами.

Таким образом, князь периферийной вотчины, находящейся, грубо говоря, на «фронтире» христианской цивилизации в Прибалтике, ещё и втайне придерживавшийся язычества, не мог не стать «чародеем» для ортодоксальных христиан Центральной и Южной Руси.»

Как по мне очень хорошая статья показывающая нам реального Вольгу, заслуга которого была лишь в том что он не воевал индийские царства, не соперничал с богатырем Микулой Селяниновичем, не превращался периодически в Верворльфа,, а вел непримиримую и кровавую борьбу,не на жизнь а на смерть с великими киевскими князьями..

Ну всем хорош этот памятник, однако увы он есть всего на всего лишь фантазией скульптора, отягощённой неуместным подражанием памятникам римским императорам!

Выше я уже отмечал что есть и мультфильм о Вольге.

Но это тоже жалкая подделка под «искусство», не говоря, что само по себе есть очередным точно установленным фактом фальсификации российской истории!

А вот «образ» князя Всеслава Волоцкого в современной нам литературе, однако широко востребован. Вот судите сами:

В 1923 году белорусский художник Язеп Дроздович написал портрет «Всеслав Полоцкий»

Является главным антигероем фильма «Могила льва»

Является главным героем цикла рассказов Ника Перумова «Я, Всеслав»

Является главным героем исторического романа белорусского писателя Леонида Дайнеки «След ваўкалака» («Тропой Чародея»)

Является главным героем историко-фэнтезийного романа белорусского писателя Сергея Булыги «В среду, в час пополудни» («Железный Волк»)

Является второстепенным героем исторической повести Елизаветы Дворецкой «Сокровище Харальда»

Всеслав (Венцлав, Вячеслав) Волков (Волхв), князь Полоцкий является одним из главных героев цикла романов А. Валентинова «Око Силы», где широко развивается тема его нечеловеческой сущности.

Является героем песни группы «Пелагея» — «Оборотень-Князь».

Является героем песни группы Молат — «Усяслаў Чарадзей».

Так что не забыт князь Всеслав Полоцкий современниками в отличии скажем от своих политических врагов и прочих недоброжелателей!

А причины такой «популярности князя Всеслава Полоцкого он же прототип богатыря Вольги лучше всего раскрыл белорусский историк Г. Семенчук в своей статье ««Был ли Всеслав Полоцкий «Чародеем»? ТОП-5 фактов о князе-легенде»

https://belsat.eu/ru/news/byl-li-vseslav-polotskij-charodeem-top-5-faktov-o-knyaze-legende/

2019.02.09 14:48

Медиевист и археолог Геннадий Семенчук, который когда-то стал жертвой «чистки профессоров» в Гродненском государственном университете во времена Семена Шапиро, прочитал в Гродно открытую лекцию о мифе «древней Руси». При этом остановился на личности Всеслава Полоцкого, которого называют «Чародеем».

По словам Семенчука, Всеслав Полоцкий — личность незаслуженно демонизированная и униженная сначала киевскими летописцами, а затем российскими и советскими историками. От православных летописцев он получил образ кровожадного язычника, связанного с демоническими силами, а от российских научных шовинистов — образ беженца или конфликтного сепаратиста, который не хотел становиться частью единого «русского» государства, с центром в Киеве.

Нужно ли всему этому верить? Стоит ли слепо пересказывать свидетельства из летописей, которые писались на заказ киевских князей? Почему Всеслав Полоцкий по праву может считаться выдающимся харизматичным политиком, который не раз спутал карты соседям и оппонентам?

Вот некоторые тезисы Геннадия Николаевича.

Геннадий Семенчук прочитал в Гродно открытую лекцию о мифе «древней Руси»

Князь-Волк

В 1065 году Всеслав нападает на Псков, зимой 1066-67-го опустошает Новгород Великий, в том числе снимает колокола с новгородской Софии. Это и стало поводом для создания демонического образа князя, такого себе «злого вампира». Отсюда и провокационные слухи, мол, Всеслав родился «от волхования», а на голове имел при рождении мешочек, который носил под шапкой до конца своих дней, как посоветовали его маме волхвы-язычники.

Загадочность неординарной личности Всеслава для тогдашних жителей Киева, Новгорода, Чернигова вскоре сделала его героем сказок и былин. Там он был уже волхвом, волком, оборотнем, представителем темных сил природы и т.д. Все это — черный пиар, пропаганда оппонентов вместе с банальными народными объяснениями нетипичного поведения харизматичного политика.

По словам Семенчука, Всеслав Полоцкий — личность незаслуженно демонизированная и униженная сначала киевскими летописцами, а затем российскими и советскими историками.

Верил в союзные соглашения и «силу креста»

В самом начале своей карьеры Всеслав ладил с киевскими Ярославичами, вместе они даже ходили в походы против степняков в 1060-м. Потом что-то пошло не так, началась 20-летняя конфронтация с сыновьями и внуками Ярослава. Причиной может быть поход киевского князя Изяслава Ярославича на народ Сосолов, которые жили в Эстонии — что в Полоцке поняли, как угрозу… Всеслав в ответ опустошает Псков и Новгород, а Изяслав идет походом на Минск — та самая Битва на Немиге 1067-го года.

После битвы Изяслав предлагает Всеславу встретиться и поклясться на кресте, что все будет мирно и спокойно. Случилось по-другому: Всеслава с сыновьями берут в плен, везут в Киев и сажают там в поруб. Этот момент — нарушение «крестоцелования» — делает Всеслава авторитетом даже для автора «Повести временных лет». Все последующие события — беды Ярославичей, политический кризис, междоусобицы — подаются в летописях как результат нарушения важного договора, скрепленного «силой креста».

Геннадий Семенчук прочитал в Гродно открытую лекцию о мифе «древней Руси»

«Майдан-1068» и «золотой батон» Изяслава

Из школьных учебников мы знаем эпизод, как киевляне освободили Всеслава из поруба и пригласили на княжение. Почему так случилось? Изяслав не смог защитить свою столицу от набега половцев, не предоставил киевлянам оружие и лошадей. Поэтому вынужден был бежать от разъяренных горожан в Полоцк. Киевляне разграбили княжеский двор, где нашли «множество золота и серебра». Всеслава же освободили и объявили князем.

Что это значило в более широком историческом смысле? За 200 лет (от смерти Ярослава в 1054-м до монгольского ига в 1230-40-е) Всеслав был единственным князем, который занял киевский престол, не будучи Ярославичем, то есть — нарушил династическую линию. Это был именно «политический переворот» (как пишет питерский исследователь Фроянов), а не тайный закулисный заговор, событие уникальное!

«Украденная» победа Всеслава

Период княжения Всеслава в Киеве летописцами вообще никак не отмечен — будто и не было ничего. Вместе с тем, через два месяца после победы половцев над Ярославичами весной 1068 года (из-за чего киевляне и прогнали Изяслава), они устраивают новый поход — на Черниговщину. 1 ноября объединенные княжеские войска победили половцев, взяв в плен их предводителя.

Автор летописи XII в. сознательно умалчивает имя «архитектора» победы — Всеслава. А на первый план выходит Святослав Ярославич Черниговский. Понятно, что последний без Всеслава не смог бы собрать нужное по численности войско (иначе, почему не делал так раньше?), то есть организацией защиты занимался как раз киевский князь. Таким образом, Всеслав выполнил перед киевлянами обещание — защитил от половцев.

Геннадий Семенчук прочитал в Гродно открытую лекцию о мифе «древней Руси»

Эмигрант с мечом в руке

Следующие события свидетельствуют о том, что киевский престол Всеслав занял не «вероломно», по собственному желанию, а силой обстоятельств. Когда в 1069 году Изяслав возвращается из Польши вместе с силами Болеслава Храброго, Всеслав уезжает в Полоцк — не желая бойни, он не защищает город. Все, что хотел, он сделал: вышел на свободу, поссорил Ярославичей, усилил позиции своего княжества.

В том же году мстительный Изяслав идет на Полоцк, изгоняет нашего Всеслава и оставляет там своего сына. Всеслав не имеет должных сил, чтобы защищаться, убегает в Прибалтику, где становится эмигрантом… Но уже осенью во главе финского языческого племени водь берет в осаду Новгород! Поход был неудачный, Всеслав опять попадает в плен. И — удивительно — князь Глеб отпускает его на свободу, возможно, чтобы насолить своему дяде Изяславу в Киеве.

Таким образом, Всеслав Полоцкий был самым успешным и активным борцом против создания единого государства с центром в Киеве, которое сталинские историки и называют «Древнерусским государством». Поэтому Всеслав — это князь независимый, князь-легенда, а для врагов — князь-оборотень.

Теперь переходим к следующему прототипу нашего богатыря Вольги. И это древлянский князь Олега Святославича

Олег Святославич (погиб в 977) — князь древлян, сын Святослава Игоревича, возможно, от брака с угорской княжной Предславой.

Олег был посажен отцом на княжение в 970 году, когда последний отправился в Болгарию.

В летописи нет указаний на стольный город Олега. Овруч (Вручий) упоминается лишь как место его гибели. Вскоре после смерти отца в 972 году между Святославичами началась усобица, в ходе которой старший сын, Ярополк Святославич Киевский, разбил полки Олега под Овручем; сам Олег погиб при попытке укрыться в городе (упал с моста в ров и был раздавлен телами). Согласно летописи, Ярополк сокрушался, узнав о смерти брата, которой не желал.

В «Повести временных лет» сообщается, что усобица началась с того, что Олег в 975 году убил Люта, сына воеводы Свенельда, охотившегося в его лесу. Свенельд, командовавший войсками Ярополка, якобы решил отомстить за смерть сына.

Некоторые текстологи считают, что этот рассказ вставлен в летопись позже создания основного текста и представляет собой чисто легендарное объяснение причин усобицы. Это весьма вероятное предположение, особенно с учётом того, что сама усобица началась лишь через два года после смерти Люта.

Дата рождения Олега неизвестна.

На момент гибели ему должно было быть не больше 20 лет. Совершеннолетие в Древней Руси наступало в 14 лет, а уже в 970 году Олег посажен на самостоятельное княжение.

И «, следовательно, воля его была подчинена влиянию других, влиянию какого-нибудь сильного боярина, вроде Свенельда».

О его браке и детях из русских летописей ничего не известно. Некоторые поздние чешские источники XVI—XVII веков говорят, что у Олега был сын, Олег Моравский, удалившийся в Чехию и ставший родоначальником знатного моравского рода Жеротинов.

Данная информация не подтверждается другими источниками. Однако, учитывая, что союзник Олега, его брат Владимир Святославич, в то же примерно время женился на «чехине», а Ярополк, как известно из независимых источников, вступил в союз с германским императором Оттоном II, противником Чехии, у этой легенды может быть и историческое зерно.

В 1044 году Ярослав Мудрый, возможно не желая оставлять уже умершего родственника язычником, распорядился выкопать останки Олега и его брата Ярополка, крестить их кости (неканоническое деяние, облегчавшееся, видимо, отсутствием в это время греческого митрополита в Киеве) и похоронить в Десятинной церкви.

Вот такая коротка и печальная биография!

И уже в силу этого, можно с уверенностью утверждать, что ну никак древлянский князь Олег Святославович не мог быть прототипом древнерусского богатыря Вольги! даже согласно былинным сюжетам…

Содержание

  1. Сочинение по стихотворению Лермонтова «Бородино»
  2. Сочинение «Образ полковника в стихотворении Лермонтова «Бородино»»
  3. Тема поколений в стихотворении «Бородино»
  4. Сочинение «Бородино» − 5 класс
  5. История стихотворения
  6. Особенности произведения
  7. «Бородино – цена победы» − сочинение 4 класс

Сочинение по стихотворению Лермонтова «Бородино»

Вариант 1

На уроке литературы я прочитала стихотворение “Бородино”. На мой взгляд, война — это самое страшное, что может быть в жизни человека. Стихотворение было написано в 1837 году и посвящалось 25‑й годовщине Бородинской битвы. Рассказывает о сражении солдат, принимавший участие в нем.

Это первое в русской поэзии произведение, в котором был изображен главный герой Отечественной войны 1812 года — народ. Война здесь показана так, как ее видел рядовой участник. Стихотворение написано от лица старого солдата, участника битвы. Его речь задумчива, нетороплива… Чаще использует “мы”, чем “я”.

Солдат вспоминает о настроении воинов перед боем:

“Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!”

На призыв полковника умереть, но не пустить врага в столицу солдаты дают клятву верности:

“И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.”

Рассказчик с гордостью вспоминает о мужестве бойцов во время боя:

“Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел…”

“Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..”

Боевой настрой солдат не иссяк и на следующий день: «Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять».

Я считаю, что солдаты 1812 года с честью выполнили свой долг: они оказались сильнее духом, чем французы, которые намного превосходили по численности русскую армию. Как когда-то былинные богатыри, они до конца стояли за свою землю, защищая от врага русскую столицу. И если бы не мудрый маневр фельдмаршала Кутузова, который спас Москву, то ее спасли бы солдаты ценой своей жизни.

Вариант 2

Лермонтов написал стихотворение «Бородино» в 1837 году, приурочив его к двадцатипятилетней годовщине Бородинского сражения. Оно приобрело широкую популярность благодаря простоте стихотворного языка и патриотическому содержанию.

В произведении описывается одна из важнейших битв Отечественной войны 1812 года. Повествование ведется от лица старого солдата, прошедшего Бородино. Он окунается в воспоминания, словно переживая те события вновь.

Лермонтов одним из первых описал подвиг простого народа, заслуги солдат. Другие поэты выдвигали на передний план вклад в общую победу полководцев и императоров. Герои Лермонтова решительные и отважные, они рвутся в бой больше, чем их командиры. Они полны самоотверженной любви к родной земле и готовы защищать ее до последнего вздоха. Показательно, что рассказчик ни разу не упомянул о своей собственной заслуге в сражении, говоря вместо «я» — «мы». Это говорит о его скромности и отсутствии самолюбования и напыщенности.

Полковник обращается к солдатам, называя их «ребята», в этом сразу чувствуется его родство и близость с ними. Он призывает их отдать родине долг и защитить ее от неприятеля.

Автору удалось так живо передать события, что мы как будто вместе с ним наблюдаем происходящее: природу, лагерь в ночь перед битвой, бурю сражения. Также нам передаются и чувства рассказчика. Лермонтов дает читателю возможность вместе с солдатом пережить все, что пережил он, и преисполниться гордости за великий отважный народ, единство и мощь которого отложились в памяти поколений.

Еще одна мысль прослеживается в стихотворении. Оно противопоставляет старое поколение, не пожалевшее себя для защиты отчизны, новому, прозябающему в бездействии. Думаю, это важная деталь, которую хотел донести поэт.

Вариант 3

Слово “Бородино” знает весь мир. Это название небольшой деревни, находящейся недалеко от Москвы, на старой Смоленской дороге, стало символом побед. И в этом немалая заслуга русских писателей, в числе которых и Михаил Юрьевич Лермонтов.

Но сначала хочется вспомнить другое его стихотворение. Именно в нем поэт смог передать страдания русского воина, умирающего на тюле брани:

Наедине с тобою, брат,

Нам довелось побыть.

На свете мало, говорят,

Мне остается жить.

Поедешь скоро ты домой.

Смотри ж… Да что!

Моей судьбой.

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

Служили в те годы не так, как нынче, — десятилетиями. Фактически солдат всю свою зрелость тратил на армию, теряя связи с родными. Понятия “рекрутчина”, “судьба рекрута” были в России синонимами каторги.

Конечно, за годы службы неграмотный мужик превращался в настоящего воина, умелого, по-своему образованного, бывалого. Но оторванность от исконных корней всегда болезненна. Именно это и сумел передать поэт в небольшом стихотворении:

Отца и мать мою едва ль

Застанешь ты в живых.

Признаться, право, было б жаль

Мне опечалить их.

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив…

Что бился храбро за царя.

Что плохи наши лекаря,

Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали…

В “Бородино”, при всем пафосе, нарочитой маршевой ритмике и плакатной восторженности, мелькают бриллианты таких же скорбных в своей обыденности строк:

…Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел…

…Смешались, в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

…Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой…

Думается, что творческий человек не способен восхвалять войну. Даже — освободительную. В любом сражении поэт увидит вой озверевших людей и смертоносных орудий, хлад вскопанной земли, безразличие трупов и скорбь умирающих.

Лермонтов воевал на Кавказе, воочию видел смерть. Для него война не могла стать чем-то привлекательным. Конечно, он, как и все русские, восхищался победой над Наполеоном, но патриотизм поэта был омрачен знанием того, что любая воинская победа — пиррова. В ней больше печали, чем гимнов. В ней кровь и боль задекорированы знаменами и маршами.

Это интересно: Л. Толстой “Бородинская битва 1812″ краткое содержание отрывка из романа «Война и мир»

Сочинение «Образ полковника в стихотворении Лермонтова «Бородино»»

Художественное произведение, тем более лирическое, требует неоднократного перечитывания (Белинский говорил, что оно доставляет истинное наслаждение). В ощущении наслаждения, в осмыслении впечатления и совершается воспитывающее воздействие произведения на читателя. Значит, надо обратиться к анализу стихотворения. И от того, как мы его организуем, зависит, станет ли великое лермонтовское произведение фактом духовного развития нас или останется для них навсегда закрытым в результате формального «прохождения». Если мы хотим в процессе анализа открыть богатства художественного текста, надо прежде всего определить ту проблему, которая заинтересует школьников. Это должна быть действительно важная для их жизни проблема, соответствующая их возрастным интересам и возможностям.

Лермонтовское стихотворение глубоко отвечает интересам нас, потому что поэт утверждает именно эти ценности как прекрасные. И вместе с тем оно открывает для нас новое: эти нравственные качества наполняются социальным содержанием, воля и мужество раскрываются как действенное проявление патриотизма, утверждается бессмертие подвига во имя Родины, одно из центральных событий русской истории предстает как подвиг народа.

Помочь нам не только узнать близкий их душе идеал, осознать то новое, что в нем открывается, но и познать себя путем сравнения с героями стихотворения, обогатить свою душу, освоить высшие общечеловеческие ценности в сопереживании героям, в эмоциональном восприятии пафоса стихотворения — вот цель анализа.

Начать эту работу целесообразно с постановки общего проблемного вопроса, который даст направление размышлениям нас о стихотворении. Сделать это можно так. Живой и эмоциональный рассказ учителя о битве под Москвой осенью 1941 года, о том, как актуально звучали в тот решающий момент слова поэта: «Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!», естественно перерастает в вопросы: почему более чем через сто лет русских воинов вдохновляли слова Лермонтова? Почему нас сейчас волнуют чувства людей, живших полтораста лет назад? Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить? Не будем торопиться сразу ответить на эти вопросы. Для этого надо внимательно вчитаться в стихотворение.

Теперь постараемся активизировать воображение нас, поможем им представить себе рассказчика и его собеседника, молодого солдата. Попутно вспомним, что речь нескольких людей называется диалогом (это известно из уроков русского языка), а речь одного человека — монологом (моно — один, логос — слово, речь). Читатели хорошо представляют себе возраст и профессию рассказчика («после битвы прошло 25 лет, это старый солдат», «артиллерист: он забил заряд в пушку», «он с седыми усами, на голове кивер»), говорят о «добрых глазах» и «простом русском лице», о том, что он «волнуется, когда рассказывает, потому что гордится своими товарищами, любит Родину».

Сам анализ целесообразно осуществлять в процессе работы над выразительным чтением стихотворения. Перечитывая строфу за строфой, читатели вникают в смысл стихотворения, а вместе с тем определяют интонацию, с которой следует прочитать текст. Таким образом, раздумье над стихотворением происходит в творческой деятельности, а работа над выразительным чтением станет результатом понимания произведения.

Пусть подумают: что испытывали солдаты, когда они «долго молча отступали»? Как показано в стихотворении, почему произошла битва? Как изменилось настроение солдат, когда «нашли большое поле»? Как проявился в том характер русского народа? Попутно обратим внимание на то, что в картине ожидания боя рассказчик дважды говорит «я», а не «мы». Подумаем, почему.

Любовь к Родине и готовность защитить ее даже ценой жизни объединили всех воинов, придали им богатырские силы, вдохновили на подвиг. И Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Для него Бородинская битва — осуществление воли народа, главный герой ее — народ, а участники битвы — «богатыри», «могучее, лихое племя».

В иных местах надо подумать, почему поэт употребил именно такое слово, выражение. Например, сравнить предложения: «И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень» и «Постой-ка, брат мусье!» Чем они отличаются и о чем говорит это различие? Наса хорошо улавливают стилистическое различие торжественной и разговорной речи, иронию. Они находят и другие примеры таких выражений. Читатель же объяснит, какой художественный и идейный смысл заключен в соединении этих двух стихий речи: солдат простой человек, но он хорошо понимает величие происходящего.

В процессе работы вообще необходимо максимальное внимание к слову. Очень часто в ответах звучат слова: «мужество», «храбрость», «смелость», «отвага», «героизм», «стойкость», «удаль» и т. п. Важно, чтобы смысл их был осознан, чтобы слова эти не воспринимались как взаимозаменяемые синонимы. И вообще, чтобы высокие слова не употреблялись «всуе», страшнее всего обесценивание таких слов.

Очень важен образ полковника. Следует подумать, как солдаты относятся к нему, какими словами это передано. Откуда видно, что полковник недаром заслужил любовь и уважение солдат? Почему о нем сказано не убит или погиб, а «сражен булатом, Он спит в земле сырой»? Зачем нужно старинное слово «булат», почему «очи», а не глаза, «молвил», а не сказал? Почему полковник обращается к солдатам: К чему он призывает их? Как меняется смысл слов от повторения: «умремте» — «умирали» — «умереть»? Какой смысл вкладывает он в слово «Москва»? Какую клятву дали солдаты?

Специальных наблюдений требуют строфы, в которых изображается Бородинский бой. Читатели сами еще не умеют увидеть богатство стиха. Надо помочь им вслушаться в его звучание, обратить их внимание на изменение темпа речи. «Прислушайтесь к отрывку,- скажет Читатель и прочтет 11‑ю строфу.- Слышите ли вы звуки боя? Как вы представляете его?» И вместе с учениками он покажет, как от строки к строке сначала ускоряется, затем замедляется речь. Особенно это заметно при сравнении стихов с их прозаическим переложением («Знамена носились как тени, огонь блестел в дыму…»)-это помогает почувствовать, что ‑стих самим своим звучанием передает мысль.

Постепенно все сливается, битва неимоверно тяжела, солдаты устали, невозможно различить отдельные звуки:

  • Смешались в кучу кони, люди,
  • И залпы тысячи орудий
  • Слились в протяжный вой

Идея определяется как «основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство его образов». При изучении стихотворения «Бородино» надо говорить о том, какие главные мысли и чувства переданы в произведении, каков основной смысл его. Определения будут различны, и все они окажутся неполными.

Еще Л. Толстой, когда его спрашивали об идее «Анны Карениной», говорил, что нельзя втиснуть богатое содержание художественного произведения в прокрустово ложе одной фразы и что, если он захочет сформулировать идею произведения, он должен будет написать заново весь роман. Действительно, перевод художественного слова в логический план страшно обедняет его смысл, никакая формула не в состоянии передать всего богатства произведения. К тому же идея зависит и от того, кто является читателем. Так, для Белинского главный смысл «Бородина» состоял в упреке бездеятельным современникам. Для защитников Москвы в Великой Отечественной войне это была конкретная программа.

Тема поколений в стихотворении «Бородино»

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» посвящено событиям Отечественной войны 1812 г. Оно представлено в форме диалога между участником военных событий и представителем молодого поколения.

Произведение раскрывает тему родины, отваги. А также показывает различие между двумя поколениями. Повествование лирического героя начинается после обращенного к нему вопроса: Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Так автор обращает внимание на то, что молодое поколение заинтересовано событиями, затронувшими их родину.

Память о Бородинском сражении сближает людей разных возрастов. Автор, используя гиперболу, подчеркивает это: Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

Солдат, вспоминая свое прошлое, сравнивает поколения и приходит к выводу о том, что люди изменились: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Военные события описываются лирическим героем с детальной точностью. Он вспоминает сражения, свои мысли, настрой солдат, потери…

Автор использует риторические восклицания, которые помогают убедиться в отважности солдат, в их преданности родине: Уж постоим мы головою За родину свою! Именно этой отваги, патриотизма не видит герой в молодых. Он понимает, что теперь они будут защищать родину и сомневается в их силах. Герой будто устрашает своего собеседника, используя сравнения: Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут.

Кольцевая композиция стихотворения подчеркивает его основную мысль: Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри- не вы. Таким образом, представитель старшего поколения уверен, что людям, которые будут жить после него «не видать таких сражений». Он поглощен темой войны, потому что она стала главным событием его жизни. Наверное, он прав в том, что люди, прошедшие войну, по-настоящему «могучее…племя». Но это не значит, что те, кто не встречал войны лицом к лицу, лишены храбрости и любви к родине.

Тема поколений решена через различие их жизней, опыта.

Сочинение «Бородино» − 5 класс

История стихотворения

В 1812 году произошла одна из величайших битв в истории Отечественной войны. Бородинское сражение имело большое значение для победы. Стих написан от лица солдата, который был участником сражения. Он уже постарел и проводит время, вспоминая те страшные времена. Солдат снова и снова переживает пережитые мгновения.

Михаил Лермонтов первый обратил внимание на заслуги обычного народа, описывая подвиги солдат. Многие творческие личность на передний план выдвигали стратегические вклад в победу верхов военных званий. Они считали, что полководцы и императоры определяли победу войска. Лермонтов же сконцентрировался на простых солдатах. Они смелые, решительные, бесстрашные. В них больше героизма, чем в их командирах. Солдаты являются настоящими патриотами своей страны. Чтобы защитить Родину, они готовы пожертвовать собственную жизнь. Повествователь передает свое единство с другими воинами. Он часто использует слово «мы», когда описывает военные действия. Старый солдат не привык хвастаться. Он спокойно ведет рассказ о своей жизни.

Особенности произведения

Командир называет своих подчиненных «ребята». Такое дружеское обращение характеризует теплые отношения, родство душ, стремление к общей цели. Громкие слова полковника направлены на поднятие боевого духа. Он призывает солдат дать достойных отпор врагу, чтобы он не смог поработить народ.

Поэт является настоящим мастером слова. Он создал реалистичную обстановку. Кажется, что ты сам попадаешь в центр событий. А вокруг прекрасная природа, лагерь видит тревожные сны перед битвой, наступают волнительные моменты кровавого боя. При этом читатель знакомиться с чувствами и эмоциями старого солдата. Он может пережить весь спектр ощущений. Чувствуется гордость за полученную победу, сердце переполняет патриотизм. Человек ощущает единство с прошлым поколением.

Стих несет достойный посыл. Кроме этого он обеспечивает сильную мотивацию. Видно, что старое поколение было смелым и бесстрашным. Они готовы были положить свою жизнь ради победы. Современные люди действуют осмотрительно, постоянно испытывая страх. Стихотворение несет действительно важные идеи.

«Бородино – цена победы» − сочинение 4 класс

Вариант 1

Бородино – это тяжелая битва, которая произошла в 1812 году и которая являлась решающей битвой в борьбе с Наполеоном Бонапартом, у которого была отличная армия.

Русские ценой своих жизней старались защитить Москву. Они готовились к бою, заранее поставили редуты, расставили орудия, расставили воинов и вырыли окопы.

И вот показались французы. Сначала была перестрелка, мы стреляли оружием, стреляли пушками. Но через два дня, поскольку по всему полю шел дым, пришлось вступить в рукопашный бой. Тогда все было в дыму, русские уставали, орудия стреляли наобум, земля тряслась от взрывов, и кровавые тела мешали пролетать ядрам. Залпы слились в протяжный вой, из-за которого ничего не было слышно.

Русские отступили и отдали Москву, чтобы набраться сил. И тогда французы вошли в спаленный пожаром, мертвый, разоренный город, такой же, как Чернобыль сейчас, после катастрофы в четвертом энергоблоке на городской АЭС, где ликвидаторы тоже, как и русские воины в Бородинской битве, отдали свои жизни ради того, чтобы люди жили.

Бородино является ценой общей победы в борьбе с Наполеоном Бонапартом. Русские отдали свои жизни за то, что они любили, во что они верили, и если бы не они и их мужество, мы бы никогда не выиграли в этой битве.

Вариант 2

Почти двести лет назад была Бородинская битва. В этой битве погибло много солдат. Против нас бился Наполеон.

Русские воины долго отступали, но когда дошли до Москвы, начали сражение. Русские воины нашли поле и начали устанавливать пушки, редуты, выкапывать окопы. Ведь Наполеон отставал, и русские успели подготовиться.

Сначала русские первые два дня бились в перестрелке, но потом поняли, что это бесполезно и начали драться копьями, мечами, ружьями, пистолетами, перейдя врукопашную. Ядрам пролетать мешали горы кровавых тел. В дыму огонь блестел. Земля тряслась от взрывов, ударов, от топота копыт. Русские устали драться. Французы тоже. И они начали отступать.

Русские отдали спаленную Москву, чтобы Наполеону она не досталась, а сами ушли к Туле, чтобы воины набрались сил и могли сражаться.

Я считаю, что русские просто герои, хитрецы. Они не сдались, ведь с ними сражался Наполеон, который все время выигрывал. Цена нашей победы – Бородинская битва.

Вариант 3

Бородино – это кровопролитная битва между Россией и Францией.

Французы пытались завоевать Россию, но потерпели поражение благодаря храбрости и героизму русских солдат.

В начале русские воины долго отступали. И наконец нашли воины поле и решили там отпор французам дать. На поле построили редуты, расставили солдат, установили оружие, выкопали ямы.

Два дня длилась перестрелка. На третий день схлестнулись в рукопашный бой. Смешались дни и ночи. Смешались воины с двух сторон, в дыму ничего не было видно, убивали всех подряд. И ядрам пролетать мешали горы мертвых солдат.

Битва долго длилась, и поняли солдаты, что силы их равны. Тогда Россия отступила, чтобы набрать побольше войска. Мы спалили Москву, чтобы французам достался холодный, спаленный город.

Если бы не храбрость и смелость русских солдат, французы победили.

Вариант 4

Бородино – это великая кровопролитная битва, в которой участвовали две армии: русская и французская.

Наши солдаты вели себя очень смело. Они оставили на поле битвы много своих товарищей, а все для того, чтобы дать отпор самому великому полководцу Наполеону.

И вот русские нашли Бородинское поле, расставили редуты, выкопали окопы, поставили пушки и разные другие орудия и стали ждать французскую армию. Два дня войска бились в перестрелке, но силы были одинаковы.

В дыму ничего не было видно. Пушки били наугад, руки бойцов колоть устали, горы кровавых тел мешали пролетать ядрам. Кони, люди смешались в кучу, ничего не было слышно.

У наших силы стали слабеть – у французов тоже. Тогда армии разошлись. Мы подожгли Москву и отступили для того, чтобы набрать силы и оружие, а французы вошли в разоренный, пылающий город.

Нам была очень важна победа над могучими армиями Наполеона, но за победу мы отдали очень много жизней опытных солдат на Бородинском поле.

Вариант 5

Бородино – это очень страшная битва. В этой битве наши солдаты проявили большое мужество. Они возмущались, почему не могут командиры дать приказ идти на французов?

Наконец русские нашли большое поле, построили редуты и расставили свои многочисленные пушки. Сначала была перестрелка из пушек, потом армии перешли к рукопашной битве. Иногда ядрам пролетать мешали горы кровавых тел. Дым застилал все поле. Над полем ничего не было слышно. Кони, люди были смешанны, нельзя было разобрать кто где. Силы армий были на исходе. Наши решили отступить за город, чтобы набраться сил, собрать воинов и оружие. Русские сожгли Москву. И французы вошли в спаленный город.

Наши напали на французов и разгромили их, но ценой победы была Бородинская битва, где наши потеряли очень много солдат.


Источник: litfest.ru

Волга-матушка, ты русская река,
Широка, глубока, велика.
В старину было глубокую,
Да за Волгой за широкою
Объявился там царь Возвя́г,
Царь Возвя́г сын Таврульевич.
Он сидит на стуле-бархате
На златом, на ременчатом;
Злые замыслы обдумывает:
Как пойти ему на светлую Русь,
Разорить, полонить, покорить?
Ино вдруг перед задуминой‚
Перед этою озлобиной,
Царь Возвя́г захирел-заболел.
Проняла его хвороба, довела;
В три дуги да поскрючила,
В три погибели Возвягу свела.
Он не спит, он не ест, он не пьёт,
Он от боли извивается,
Он вопит надрывается.
А ведь стонет от Возвяги народ.
А Возвягу и погибель не берет.
Жив злодей, не окочурился!
Поселилася давно в нём смерть,
Забралась невидимкою.
В нем свила гнездо уютливое.
Изнутра его ворочает.
Изнутра ему кости грызёт,
Крутит-вертит-переламывает.
Царь Возвяг корчей корчится,
В три дуги изгибается.
Затрясла его трясучка-лихота.
Затошнила-задушила тошнота.
А и тут у Возвяги-царя
На руках когти выросли,
Изо рта клыки вылезли.
Он себя когтями рвёт и дерёт,
Сам назад перегибается.
Он до пяток башкой достаёт,
В ноги с рёвом вгрызается.
Ну забило-закидало его,
На кровати заподбрасывало.
То ли чад, то ли дым, то ли пар
Заклубился удушливый.
Ан из клубов и повыросла
Одноглазая гремучая змея.
Глаз горит и поблескивает.
А над глазом у змеи — хохолок.
Хохолком змея потряхивает.
За змеюгой-одноглазиной
Смерть сама из пара выросла,
Дыроносая костлявиха.
На Возвягу Смерть уставилася
Пустоглазым тёмным поглядом —
Звягу ест она им поедом.
Кости жёлтые-высохлые
Друг о дружку побрякивают;
А костлявиха покрякивает.
Занесла над Возвягой она
Косу острую-убойную.
Навела на Возвягу она
Ту змеину одноглазую.
Возмолился к ней царь Возвяг,
Запросил пощады-милости.
Отвечала смерть-костлявиха:
“Я дам тебе, царь Возвяг,
дам тебе пощаду милостивую
И навеки от погибели спасу,
Если примешь ты в сердце своё
От змеи‚ моей дочери,
Одно семечко змеиное!»
Царь Возвяга возрадовался
От костлявихиной дочери
Принял гнусное семечко
Он — змеиное в сердце своё.
Принял он, восстал и выздоровел.
И своей избавительнице
Говорил таковы слова:
«Чем тебя одарить-наградить?
Ты моя благодетельница!
Что захочешь, то и спрашивай —
Всё отдам за избавленье тебе
От того часа смертного!»
Отвечала Возвяге Смерть:
«Ничего мне не надобно!
Мне одна только надобна
Чаша крови младенческой.
И возьми-тко ты, царь Возвяг,
Заколи сына единственного.
Нацеди чашу крови из него,
Выпей чашу эту дочиста.
Напои в себе змеёныша,
Что наро́дится из семени,
Из змеиного засеянного.
Этим ты и окупишь мою
Для тебя услугу верную!»
«У меня, благодетельница Смерть,
Сына нет, а дочь единственная!»
«Как змеёныш в тебе вылупится,
У тебя и сын народится!..
Напоишь ты змеёныша
Этой кровью сыновнею —
Станет змей в тебе хранителем,
На войне оберегателем.
Будет он тебя хранить-оберегать:
От любого оградит богатыря!
Не страшна для змеёныша
Ни калёная-перёная стрела,
Ни копьё долгомерное,
Ни булатная сабелька,
Ни тяжёлый-железный меч,
Ни свинцовая палица! —
Говорила Смерть Возвяге-царю. —
Ты страшись-берегись, ты беги
От того человека, Возвяг,
От того, который в смертном бою‚
Может в битве, может в се́ченье
Без раздумья жизнь и голову
Положить за мать-родительницу!»
Наступило утро раннее.
Выходил из почивальни царь Возвяг.
Выходил он рад-радёшенек‚
Он здоров-здоровешенек!
Полетела слава скорая.
Царь Возвяг пооправился,
От хворобы повыздоровел.
Заварились во дворце кутежи,
Началися лихие грабежи,
Кутежи бесшабашные,
Грабежи сильно страшные.
А не зря, а не зря у царя
В сердце семя змеиное
На посев на злой посеяно!
Время шло, с ним исполнил Возвяг
Всё со Смертью по до́говору.
Народился сын единственный —
Загубил, не пожалел он его:
Тёплой кровью младенческой
Воспоил Возвяг змеёныша в себе.
Стал змеёныш помогать ему
На бесчинных насильничествах.
Ныне Звяга со змеёнышем
Ни в каком не победим во бою:
Ни засечь того змеёныша,
Ни убить, ни застрелить его нельзя:
Не брала его, гадёныша,
Ни калёная-перёная стрела,
Ни копьё долгомерное,
Ни булатная сабелька,
Ни тяжёлый-железный меч,
Ни свинцовая палица!
И раздумничает Возвя́г:
«Как пойти войной на светлую Русь?
Если мне со полдён пойти —
Там я с Вольгою встречуся.
Вольгу я не пытал на войне.
Слух идёт о нём по всей земле,
Что его победить нельзя.
Не пойду со полдён я на Русь!
А пойду-ка я на светлую Русь
Со полуночи‚ с севера».
Как пошёл на окол Возвяг,
Взял он город за городом.
На удаче распотешился
И на стуле, на бархате
Он сидит, суды рассуживает,
Он ряды свои разряживает,
Прихлебателей одаривает:
Награждает их и жалует.
Всех прислужников князей да бояр,
Перебежчиков-изменников
Он деревнями, он сёлами
Ублажал, всех поместьями,
Городами с пригородками.
Он Фому дарит То́кмою,
А Ерёму — Красным городом.
Гордея — он Вологдой,
Ахрамея — Васильем-на-Плесу.
Одарил, стал всех чествовать.
Царь Возвяг сын Таврульевич —
Он на стуле, на бархате,
На камке на черевчатой,
Он сидит да он честью честит:
Костылищем размахивает,
Во всю силу охаживает
По боярским бородам, по усам,
По согнутым по ихним горбам,
По прижатым к земле головам,
По сверкающим синим плешам.
Все дары раздарил Звяга-царь.
Тверь одну не подарил, поберёг.
Приготовил богатую
для любимого для зятюшка,
для Щелкана для Дудентьевича.
На делёжке Щелканища
На той не случилося.
Ездил он, ездил зять, лиховать,
Ради чёртова правежу,
Ради дани да выходу,
Брал Щелкан сын Дудентьевич,
Брал он с поля по колосу —
До последнего колосика;
Брал он с улицы по курице —
До последнего цыпленочка;
С мужика брал по пять рублей.
У которого пяти рублей нет,
У того он дитя заберёт.
У которого дитяти нет,
У того он жену заберёт.
А жены у которого нет,
Он того самого заберёт.
У Щелкана не выробишься,
Со двора вон не вырядишься!
Воротился Щелканище:
«Дорогой ты мой тесть Возвяг!
Ты чужих бояр ожаловал —
Ты их селами-поместьями,
Городами-пригородками,
Позабыл только, тестюшко,
Про любимого про зятюшку!»
«Дорогой мой зять Щелканушко!
Зять Щелкан сын Дудентьевич!
Не забыл я, упомнил тебя,
Я припас-уберег городок:
Одарю тебя, Щелканушко,
Одарю Тверью славною.
Тверью-городом богатою!»
Ах, рад был Щелканище,
Веселился Дудентьевич.
Поспешал-добирался он
Вновь до чёртова правежу,
Принимался для Возвяги-царя
Снова брать дани-выходы.
Проклинают Щелканища
Все и всюду его походя:
«Ах, пропал бы ты про́падом,
Сквозь землю провалился бы.
Ох, остыть бы тебе, злодей Щелкан,
На булатном на ножичке,
Ох, на остром бы остыть на копьё!»
Полетели до стольного
Вести-жалобы до Киева,
Все до Вольги Всеславьевича:
«Ты избавь нас, повыручи,
Вольга свет наш Всеславьевич,
Ты избавь нас от Щелканища‚
От пса кровожадного,
людомора живоглотного.
От его ли от пра́вежу
Нет ни жизни, ни роздыху-
у Щелкана не выслужишься,
Со двора вон не вырядишься!»
Собирается Вольга-князь
На Щелкана на Дудентьевича,
На того на Возвягу-царя‚
На Возвягу Таврульевича.
Вольга к Твери приближается,
А Щелканушко кончается.
Вольга в Тверь, за ворота, заступил.
А Щелканище дух испустил.
Спознавал об этом царь Возвяг,
Соскочил он со столика,
Захватил гузно в горсточку,
Полетел он воробышком!
Далеко залетел Возвяга,
Далеко сел за Волгу с перепугу.
А что же теперь ему делать?
А и что же ещё ему замыслить?
И припомнил тогда царь Возвяга
Уговор-разговор со Смертью:
Ведь его тот выкормыш-змеёныш
Оградит от любого человека,
Упасёт от погибели верной.
Упасёт-оградит: ведь не найдётся
Никакой супротивник, не решится
Ради матери жизни лишиться.
Сам Возвяга — он в том уверен.
Да и нету уж матери у Вольги:
Вольга сам стал старенький старец -—
Мать у Вольги давно скончалась.
Значит, Вольги Возвяге не бояться!
Значит, Вольги Возвяге не страшиться!
И вставал-поднимался Возвяга.
И с походом он выступал на Вольгу.
Начиналось великое сраженье.
Добирался князь Вольга до Возвяги.
Извергает Возвяга из пасти
Ядоносного змеёныша на Вольгу.
И вступает со змеёнышем Вольта
Во решительный поединок.
Оперённую стрелу из лука
Выпускает Вольга на змея —
Прямо в голову ему попадает.
Не поранен стрелою змеёныш —
Не разбит, не расколот череп:
Отлетела стрела и упала.
Улыбнулся злорадно Возвяга.
Долгомерным копьём во змея
Ударял князь Вольга с разгону.
Не заколот и копьем змеёныш!
Поломалось о змеиное жало
И на землю копьё упало!
Засмеялся Возвяга лихо!
Вынимал меч булатный Вольга,
Ударял он мечом по змеищу —
Разлетелся на брызги меч булатный!
А и цел-невредим змеёныш!
Захихикал Возвяга зловредный.
И свинцовою палицей Вольга
Ударял во всю силу по змеюге.
Да распалася палица на капли.
А змеёныш-то жив, и готов он
Острым жалом вонзиться в Вольгу.
Царь Возвяга злоедно хохочет,
Говорит он победные речи:
«Князь! Пришел к тебе конец неминучий!
Ты мне лучше в полон сдавайся!
Я тебе жизнь дарую, Вольга:
Укрощу я дите свое — змия!
Он тебя не сразит тогда, Вольга!»
Отвечает Возвяге Вольга:
«Нет, не сдамся тебе в полон я!
А дите твое, Звяга‚ а змеюгу
Укрощу-удушу я рукою!»
«Не тебе удушить его, Вольга!
Только тот удушить его в силах,
Кто за мать, за родительницу, может
Положить свою голову без страха!
У тебя в живых матери нету!
За кого ты свою голову положишь?»
«Ах ты царь, ты Возвяг, просчитался:
Русь моя — мать моя родная! .
она — эта мать моя — бессмертна!
За неё и готов положить я
Жизнь и голову свою за Русь святую!
Не меня, а тебя неминучий
От меня настигнет миг смертный!»
Тут змеёныша Вольга хватает
Да из пасти у Возвяги вырывает.
Пал Возвяг обессиленный на землю.
Наступил на него князь Вольга.
И погиб под стопой его Возвяга.
А змеёныша Вольга рукою
Могутною-богатырскою душит.
Ядоносец, злорадный гадёныш
Извивается в корчах предсмертных.
Весь яд он и всю свою силу
Собирает во змеином жале.
Исторгает змей жало из зева,
Поражает он, жалит Вольгу.
От ужаленья втрое силы
Прибывает в руках у Вольги:
Разрывает Вольга змея на части,
Погубителя страшенного губит
Да и сам упадает бездыханным!
Слава вечная воину Вольге!

Добрых ко́ней у врагов вы повыглядите,

Для себя самолучших повыберите,

Всем остатьним глоточки повырежьте.

Ранним утречком ждите знак от меня.

На сыром на дубу чёрным вороном

Там возграю вам я во первый раз, —

Вы седлайте скорёхонько добрых коней!

Во второй раз возграю чёрным вороном, —-

Вы садитесь-ка, братцы, на добрых коней!

А возграю ещё я во третий раз,

Вы летите-рубите силу вражескую!»

Обернулся князь чёрным вороном,

Полетел во стан ко братьям Ливикам.

Угулялись-уходились вражьи воины —

Загодя свои победы отпраздновали.

Спят-храпят, трудной думушки не думают.

Они тешатся, они видят сны:

Будет завтра раздолье погулять-потоптать

За сто верст кругом землю русскую!

Во шатре своём спят и два Ливика.

А над ними на дубу Вольга бдит — не спит!

Зачиналося утро раннее.

Тут возграял Вольга чёрным вороном —

Просыпались от грая братья Ливики.

Из шатра своего они повыскочили

Да на ворона глаза повыпучили:

«Ах ты чёрный, ты ворон, что ты каркаешь?

Ты упалый-усталый, ты на чью на беду?

Старый ворон, награешь ты беду на себя:

Скоро мы поберем да туги луки;

Накладём на тетивы калёны стрелы —

Мы застрелим тебя, чёрна ворона!

Мы прольём твою кровь по сыру дубу,

Пораспустим твоё перье по чисту полю!»

Во второй раз возграял чёрный ворон в ответ.

Рассержалися больше братья Ливики:

«Чёрный ворон, с чего ты раскаркался?

Ты на чью на беду тут возграялся?

Старый-дряхлый-упалый — на свою на беду:

Мы прольём твою кровь по сыру дубу,

Пораспустим твоё перье по чисту полю!»

А и в третий раз возграял чёрный ворон ещё.

А и тут-то два брата Ливика,

Подхватили они трубы медные,

Похотели затрубить сбор на смертный бой.

Трубы медные не трубят — не гудят!

Это Вольга их за ночь позабил-позалил —

Он травой, он водой, он сырой землёй!

А на ту пору, на то времечко

Удалая дружинушка Вольгина

На конях, на рысьях налетела она

На военный, на ратный, на немецкий стан.

Поднялись-повскакали вражьи воины.

Побежали они ко оружьицу.

Да оружье — оно всё попорчено,

По полям-лугам поразмётано.

Похватались они и за добрых коней —

У коней-то все глотки повырезаны.

Братья Ливики посмутилися,

Прочь с Руси они покатилися

Со дружиной своей со немецкой-то

На уход пошли, на убег побегли.

Понастигла их дружинушка Вольгина,

Всех повысекла, всех повырубила.

Брату Ливику — брату старшему —

Оба глаза стрелой в бою повыстрелило.

А младшему брату Ливику —

Обе ноги ему да повыломало.

Посадили безногого меньшего

На безглазого брата старшего

И отправили во землю немецкую,

Ко тому ли ко дядюшке Чимбал-королю.

Вольга-князь отправлял-приговаривал:

«Ты, безглазый брат, неси безногого!

Ты, безногий, дорогу показывай.

Да и встречным ещё и поперечным всем

К нам на Русь, сюда дорогу заказывай!›

Приходили два брата, два Ливика

На неметчину ко Чимбал-королю.

Увидал да племянничков дядюшка,

Похватался король за головушку:

«Ах вы, ах мои любезные племяннички!

Говорил я вам, удалым молодцам, —

Не ходите вы на святую Русь!

Не бывайте у Вольги Всеславьевича!

Знает он языки ворониные!

Знает Вольга языки все птичие!

Знает он у людей все помыслы!

У него только помыслов узнать нельзя!

И узнать нельзя, и победить нельзя!

Ах, и что же вы, племяннички, наделали?

У меня была сила — рать великая!

А теперь-то я остаюсь ни с чем!

Обесславленный-обессиленный!

Да и вы получили увечье себе;

Да несчастье — на веки на вечные!»

Волга-матушка, ты русская река,

Широка, глубока, велика.

В старину было глубокую,

Да за Волгой за широкою

Объявился там царь Возвя́г,

Царь Возвя́г сын Таврульевич.

Он сидит на стуле-бархате

На златом, на ременчатом;

Злые замыслы обдумывает:

Как пойти ему на светлую Русь,

Разорить, полонить, покорить?

Ино вдруг перед задуминой‚

Перед этою озлобиной,

Царь Возвя́г захирел-заболел.

Проняла его хвороба, довела;

В три дуги да поскрючила,

В три погибели Возвягу свела.

Он не спит, он не ест, он не пьёт,

Он от боли извивается,

Он вопит надрывается.

А ведь стонет от Возвяги народ.

А Возвягу и погибель не берет.

Жив злодей, не окочурился!

Поселилася давно в нём смерть,

Забралась невидимкою.

В нем свила гнездо уютливое.

Изнутра его ворочает.

Изнутра ему кости грызёт,

Крутит-вертит-переламывает.

Царь Возвяг корчей корчится,

В три дуги изгибается.

Затрясла его трясучка-лихота.

Затошнила-задушила тошнота.

А и тут у Возвяги-царя

На руках когти выросли,

Изо рта клыки вылезли.

Он себя когтями рвёт и дерёт,

Сам назад перегибается.

Он до пяток башкой достаёт,

В ноги с рёвом вгрызается.

Ну забило-закидало его,

На кровати заподбрасывало.

То ли чад, то ли дым, то ли пар

Заклубился удушливый.

Ан из клубов и повыросла

Одноглазая гремучая змея.

Глаз горит и поблескивает.

А над глазом у змеи — хохолок.

Хохолком змея потряхивает.

За змеюгой-одноглазиной

Смерть сама из пара выросла,

Дыроносая костлявиха.

На Возвягу Смерть уставилася

Пустоглазым тёмным поглядом —

Звягу ест она им поедом.

Кости жёлтые-высохлые

Друг о дружку побрякивают;

А костлявиха покрякивает.

Занесла над Возвягой она

Косу острую-убойную.

Навела на Возвягу она

Ту

  • Царевна лягушка это русская народная сказка или нет
  • Царевна лягушка сказка ссср
  • Царевна лягушка сказка для малышей
  • Царевна лягушка сказка читать в сокращение
  • Царевна лягушка сказка слушать аудиосказка лягушка царевна