Царь возвяг и последний подвиг вольги сочинение 4 класс кратко

Характеристика вольги святославовича из одноименной былины обычно составляется учащимися на уроке русской литературы в седьмом классе. этот герой обладает множеством

Характеристика Вольги Святославовича из одноименной былины обычно составляется учащимися на уроке русской литературы в седьмом классе. Этот герой обладает множеством положительных качеств, а потому описать его не составит никакого труда. Попробуем сделать это подробнее.

Первое появление

характеристика вольги святославовича

Характеристика Вольги Святославовича начинается с того момента, как он впервые предстает перед читателем. Этот князь с самого детства проявлял себя как очень образованный и жаждущий приключений человек. Он готов научиться плавать под водой подобно рыбе, летать высоко, как птица, бегать по темным лесам, как хищный волк. Это говорит о его активности и любознательности.

Когда мальчик подрос и стал взрослым юношей, он решил собрать себе большую дружину. Вместе с ней он отправляется в поход. Родной дядя Владимир пожаловал ему дорогой подарок: теперь Вольга — владелец трех городов. Молодой человек захотел посмотреть на них, побывать в той области.

Смелую дружину посадил на карих жеребцов Вольга Святославович. Характеристика героя продолжается анализом его поступков. Князь уважает своих воинов, не жалеет для них лучшего снаряжения и лошадей. Однако его путь прерывает внезапное знакомство.

Микула

характеристика вольги святославовича из былины

Перед нами появляется еще один главный герой былины. Князь очень удивлен новому знакомому. Он настолько силен и смел, что в одиночку пашет огромное поле. Характеристика Вольги Святославовича из былины должна включать и описание Микулы. Этот смелый парень совсем не похож на обычного пахаря: на нем дорогая одежда, которая совсем не свойственна крестьянину-землепашцу. Правда, прежде чем встретиться, главные герои не могли добраться друг до друга три дня. Этим автор хочет показать, насколько огромны бескрайние просторы нашей Родины.

Вольга решил пообщаться с оратаем, рассказав о том, куда путь держит. В ответ ему Микула рассказал о себе. Оказывается, не так давно он тоже побывал в том городе, куда едет князь. Он покупал для себя соль. Автор использует прием гиперболизации и устами Микулы говорит о том, что он настолько силен, что должен был притащить на себе три мешка, в каждом из которых полторы тонны соли. Несомненно, Вольга и его дружина очень удивлены такой силе героя.

Однако не все благополучно сложилось в ту поездку: на Микулу напали разбойники, стали требовать деньги. Богатырь поделился с ними, но тем оказалось мало, они стали избивать оратая. Тогда Микуле Селяниновичу пришлось ответить им. В конечном итоге пострадавшими от одного-единственного пахаря оказались более тысячи мужиков!

Несомненно, этот рассказ впечатлил Вольгу. Он с детства мечтал обладать необычным даром или силой, но, к сожалению, это не всегда в наших силах.

Тогда князь решил позвать богатыря с собой в поход.

Характеристика Вольги Святославовича и его дружины

вольга святославович характеристика героя

Микула не прочь сопроводить в дороге нового знакомого. Но наш земледелец не может просто так бросить орудие своего труда. Его сошка, сделанная из крепкого булата, украшена золотом и серебром. Вряд ли мы встретили бы обычного крестьянина с такой богатой сохой. Но Микула – олицетворение всех мужиков на Руси. По этой причине автор «одевает» его в дорогое одеяние, нарядные сафьяновые сапоги, а в руках у него оказывается орудие труда, которое может быть только у богатыря.

Характеристика Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича продолжается анализом эпизода с дружиной князя. Богатырь просит Вольгу отправить пятерых воинов, чтобы они помогли ему и перенесли соху за куст ракиты. Он хочет сохранить ее не для бедняка или богача, а для простого русского крестьянина.

Князь приказывает ребятам выполнить просьбу оратая. Но, к сожалению, это оказалось им не под силу.

Тогда Вольга отправляет уже десять воинов, но и они не смогли справиться с этим.

Увидев, что дружине никак не выполнить его просьбу, Микула сам решает убрать сошку. Это дается ему очень легко: одной рукой он поднимает ее и перебрасывает на глазах у удивленного Вольги.

Поход

Характеристика Вольги Святославовича из былины включает в себя информацию о том, как он добирался до нужного города. Князь заметил, что лошадь Микулы гораздо быстрее и сильнее его собственной. Он немного удручен этим. Вольга подшучивает над богатырем, что если бы его кобыла была жеребцом, он предложил бы ему целых пятьсот рублей за нее. Но Микула ни за что не хочет расставаться с верной подругой и отвечает князю, что ему нет ничего дороже этой лошади. Он сам выходил ее с самого малого возраста, теперь ему не нужен никто другой.

По приезду в город князь удивился, что мужики, обидевшие три дня назад Микулу, пошли к нему просить прощения. Вольга понимает, что оратай – хороший, добрый и сильный духом человек. Он не хочет расставаться с ним, поэтому предлагает ему стать наместником в его землях. Это говорит о том, что князь благодарный и помнящий доброту человек.

Заключение

характеристика вольги святославовича и микулы селяниновича

Разумеется, характеристика Вольги Святославовича не такая яркая, как у богатыря Микулы. На его фоне меркнет любой, даже самый сильный воин. Однако удалось выяснить, что это человек дружелюбный и отзывчивый. Он не завидует Микуле, а, наоборот, захотел с ним дружить.

Волга-матушка, ты русская река,

Широка, глубока, велика.

В старину было глубокую,

Да за Волгой за широкою

Объявился там царь Возвя́г,

Царь Возвя́г сын Таврульевич.

Он сидит на стуле-бархате

На златом, на ременчатом;

Злые замыслы обдумывает:

Как пойти ему на светлую Русь,

Разорить, полонить, покорить?

Ино вдруг перед задуминой‚

Перед этою озлобиной,

Царь Возвя́г захирел-заболел.

Проняла его хвороба, довела;

В три дуги да поскрючила,

В три погибели Возвягу свела.

Он не спит, он не ест, он не пьёт,

Он от боли извивается,

Он вопит надрывается.

А ведь стонет от Возвяги народ.

А Возвягу и погибель не берет.

Жив злодей, не окочурился!

Поселилася давно в нём смерть,

Забралась невидимкою.

В нем свила гнездо уютливое.

Изнутра его ворочает.

Изнутра ему кости грызёт,

Крутит-вертит-переламывает.

Царь Возвяг корчей корчится,

В три дуги изгибается.

Затрясла его трясучка-лихота.

Затошнила-задушила тошнота.

А и тут у Возвяги-царя

На руках когти выросли,

Изо рта клыки вылезли.

Он себя когтями рвёт и дерёт,

Сам назад перегибается.

Он до пяток башкой достаёт,

В ноги с рёвом вгрызается.

Ну забило-закидало его,

На кровати заподбрасывало.

То ли чад, то ли дым, то ли пар

Заклубился удушливый.

Ан из клубов и повыросла

Одноглазая гремучая змея.

Глаз горит и поблескивает.

А над глазом у змеи — хохолок.

Хохолком змея потряхивает.

За змеюгой-одноглазиной

Смерть сама из пара выросла,

Дыроносая костлявиха.

На Возвягу Смерть уставилася

Пустоглазым тёмным поглядом —

Звягу ест она им поедом.

Кости жёлтые-высохлые

Друг о дружку побрякивают;

А костлявиха покрякивает.

Занесла над Возвягой она

Косу острую-убойную.

Навела на Возвягу она

Ту змеину одноглазую.

Возмолился к ней царь Возвяг,

Запросил пощады-милости.

Отвечала смерть-костлявиха:

“Я дам тебе, царь Возвяг,

дам тебе пощаду милостивую

И навеки от погибели спасу,

Если примешь ты в сердце своё

От змеи‚ моей дочери,

Одно семечко змеиное!»

Царь Возвяга возрадовался

От костлявихиной дочери

Принял гнусное семечко

Он — змеиное в сердце своё.

Принял он, восстал и выздоровел.

И своей избавительнице

Говорил таковы слова:

«Чем тебя одарить-наградить?

Ты моя благодетельница!

Что захочешь, то и спрашивай —

Всё отдам за избавленье тебе

От того часа смертного!»

Отвечала Возвяге Смерть:

«Ничего мне не надобно!

Мне одна только надобна

Чаша крови младенческой.

И возьми-тко ты, царь Возвяг,

Заколи сына единственного.

Нацеди чашу крови из него,

Выпей чашу эту дочиста.

Напои в себе змеёныша,

Что наро́дится из семени,

Из змеиного засеянного.

Этим ты и окупишь мою

Для тебя услугу верную!»

«У меня, благодетельница Смерть,

Сына нет, а дочь единственная!»

«Как змеёныш в тебе вылупится,

У тебя и сын народится!..

Напоишь ты змеёныша

Этой кровью сыновнею —

Станет змей в тебе хранителем,

На войне оберегателем.

Будет он тебя хранить-оберегать:

От любого оградит богатыря!

Не страшна для змеёныша

Ни калёная-перёная стрела,

Ни копьё долгомерное,

Ни булатная сабелька,

Ни тяжёлый-железный меч,

Ни свинцовая палица! —

Говорила Смерть Возвяге-царю. —

Ты страшись-берегись, ты беги

От того человека, Возвяг,

От того, который в смертном бою‚

Может в битве, может в се́ченье

Без раздумья жизнь и голову

Положить за мать-родительницу!»

Наступило утро раннее.

Выходил из почивальни царь Возвяг.

Выходил он рад-радёшенек‚

Он здоров-здоровешенек!

Полетела слава скорая.

Царь Возвяг пооправился,

От хворобы повыздоровел.

Заварились во дворце кутежи,

Началися лихие грабежи,

Кутежи бесшабашные,

Грабежи сильно страшные.

А не зря, а не зря у царя

В сердце семя змеиное

На посев на злой посеяно!

Время шло, с ним исполнил Возвяг

Всё со Смертью по до́говору.

Народился сын единственный —

Загубил, не пожалел он его:

Тёплой кровью младенческой

Воспоил Возвяг змеёныша в себе.

Стал змеёныш помогать ему

На бесчинных насильничествах.

Ныне Звяга со змеёнышем

Ни в каком не победим во бою:

Ни засечь того змеёныша,

Ни убить, ни застрелить его нельзя:

Не брала его, гадёныша,

Ни калёная-перёная стрела,

Ни копьё долгомерное,

Ни булатная сабелька,

Ни тяжёлый-железный меч,

Ни свинцовая палица!

И раздумничает Возвя́г:

«Как пойти войной на светлую Русь?

Если мне со полдён пойти —

Там я с Вольгою встречуся.

Вольгу я не пытал на войне.

Слух идёт о нём по всей земле,

Что его победить нельзя.

Не пойду со полдён я на Русь!

А пойду-ка я на светлую Русь

Со полуночи‚ с севера».

Как пошёл на окол Возвяг,

Взял он город за городом.

На удаче распотешился

И на стуле, на бархате

Он сидит, суды рассуживает,

Он ряды свои разряживает,

Прихлебателей одаривает:

Награждает их и жалует.

Всех прислужников князей да бояр,

Перебежчиков-изменников

Он деревнями, он сёлами

Ублажал, всех поместьями,

Городами с пригородками.

Он Фому дарит То́кмою,

А Ерёму — Красным городом.

Гордея — он Вологдой,

Ахрамея — Васильем-на-Плесу.

Одарил, стал всех чествовать.

Царь Возвяг сын Таврульевич —

Он на стуле, на бархате,

На камке на черевчатой,

Он сидит да он честью честит:

Костылищем размахивает,

Во всю силу охаживает

По боярским бородам, по усам,

По согнутым по ихним горбам,

По прижатым к земле головам,

По сверкающим синим плешам.

Все дары раздарил Звяга-царь.

Тверь одну не подарил, поберёг.

Приготовил богатую

для любимого для зятюшка,

для Щелкана для Дудентьевича.

На делёжке Щелканища

На той не случилося.

Ездил он, ездил зять, лиховать,

Ради чёртова правежу,

Ради дани да выходу,

Брал Щелкан сын Дудентьевич,

Брал он с поля по колосу —

До последнего колосика;

Брал он с улицы по курице —

До последнего цыпленочка;

С мужика брал по пять рублей.

У которого пяти рублей нет,

У того он дитя заберёт.

У которого дитяти нет,

У того он жену заберёт.

А жены у которого нет,

Он того самого заберёт.

У Щелкана не выробишься,

Со двора вон не вырядишься!

Воротился Щелканище:

«Дорогой ты мой тесть Возвяг!

Ты чужих бояр ожаловал —

Ты их селами-поместьями,

Городами-пригородками,

Позабыл только, тестюшко,

Про любимого про зятюшку!»

«Дорогой мой зять Щелканушко!

Зять Щелкан сын Дудентьевич!

Не забыл я, упомнил тебя,

Я припас-уберег городок:

Одарю тебя, Щелканушко,

Одарю Тверью славною.

Тверью-городом богатою!»

Ах, рад был Щелканище,

Веселился Дудентьевич.

Поспешал-добирался он

Вновь до чёртова правежу,

Принимался для Возвяги-царя

Снова брать дани-выходы.

Проклинают Щелканища

Все и всюду его походя:

«Ах, пропал бы ты про́падом,

Сквозь землю провалился бы.

Ох, остыть бы тебе, злодей Щелкан,

На булатном на ножичке,

Ох, на остром бы остыть на копьё!»

Полетели до стольного

Вести-жалобы до Киева,

Все до Вольги Всеславьевича:

«Ты избавь нас, повыручи,

Вольга свет наш Всеславьевич,

Ты избавь нас от Щелканища‚

От пса кровожадного,

людомора живоглотного.

От его ли от пра́вежу

Нет ни жизни, ни роздыху-

у Щелкана не выслужишься,

Со двора вон не вырядишься!»

Собирается Вольга-князь

На Щелкана на Дудентьевича,

На того на Возвягу-царя‚

На Возвягу Таврульевича.

Вольга к Твери приближается,

А Щелканушко кончается.

Вольга в Тверь, за ворота, заступил.

А Щелканище дух испустил.

Спознавал об этом царь Возвяг,

Соскочил он со столика,

Захватил гузно в горсточку,

Полетел он воробышком!

Далеко залетел Возвяга,

Далеко сел за Волгу с перепугу.

А что же теперь ему делать?

А и что же ещё ему замыслить?

И припомнил тогда царь Возвяга

Уговор-разговор со Смертью:

Ведь его тот выкормыш-змеёныш

Оградит от любого человека,

Упасёт от погибели верной.

Упасёт-оградит: ведь не найдётся

Никакой супротивник, не решится

Ради матери жизни лишиться.

Сам Возвяга — он в том уверен.

Да и нету уж матери у Вольги:

Вольга сам стал старенький старец -—

Мать у Вольги давно скончалась.

Значит, Вольги Возвяге не бояться!

Значит, Вольги Возвяге не страшиться!

И вставал-поднимался Возвяга.

И с походом он выступал на Вольгу.

Начиналось великое сраженье.

Добирался князь Вольга до Возвяги.

Извергает Возвяга из пасти

Ядоносного змеёныша на Вольгу.

И вступает со змеёнышем Вольта

Во решительный поединок.

Оперённую стрелу из лука

Выпускает Вольга на змея —

Прямо в голову ему попадает.

Не поранен стрелою змеёныш —

Не разбит, не расколот череп:

Отлетела стрела и упала.

Улыбнулся злорадно Возвяга.

Долгомерным копьём во змея

Ударял князь Вольга с разгону.

Не заколот и копьем змеёныш!

Поломалось о змеиное жало

И на землю копьё упало!

Засмеялся Возвяга лихо!

Вынимал меч булатный Вольга,

Ударял он мечом по змеищу —

Разлетелся на брызги меч булатный!

А и цел-невредим змеёныш!

Захихикал Возвяга зловредный.

И свинцовою палицей Вольга

Ударял во всю силу по змеюге.

Да распалася палица на капли.

А змеёныш-то жив, и готов он

Острым жалом вонзиться в Вольгу.

Царь Возвяга злоедно хохочет,

Говорит он победные речи:

«Князь! Пришел к тебе конец неминучий!

Ты мне лучше в полон сдавайся!

Я тебе жизнь дарую, Вольга:

Укрощу я дите свое — змия!

Он тебя не сразит тогда, Вольга!»

Отвечает Возвяге Вольга:

«Нет, не сдамся тебе в полон я!

А дите твое, Звяга‚ а змеюгу

Укрощу-удушу я рукою!»

«Не тебе удушить его, Вольга!

Только тот удушить его в силах,

Кто за мать, за родительницу, может

Положить свою голову без страха!

У тебя в живых матери нету!

За кого ты свою голову положишь?»

«Ах ты царь, ты Возвяг, просчитался:

Русь моя — мать моя родная! .

она — эта мать моя — бессмертна!

За неё и готов положить я

Жизнь и голову свою за Русь святую!

Не меня, а тебя неминучий

От меня настигнет миг смертный!»

Тут змеёныша Вольга хватает

Да из пасти у Возвяги вырывает.

Пал Возвяг обессиленный на землю.

Наступил на него князь Вольга.

И погиб под стопой его Возвяга.

А змеёныша Вольга рукою

Могутною-богатырскою душит.

Ядоносец, злорадный гадёныш

Извивается в корчах предсмертных.

Весь яд он и всю свою силу

Собирает во змеином жале.

Исторгает змей жало из зева,

Поражает он, жалит Вольгу.

От ужаленья втрое силы

Прибывает в руках у Вольги:

Разрывает Вольга змея на части,

Погубителя страшенного губит

Да и сам упадает бездыханным!

Слава вечная воину Вольге!

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Вольга и Микула Селянинович

В этой былине противопоставляются друг другу два эпических героя. Оба они хороши и сильны, оба – богатыри славные. Один из них – князь Вольга, а второй – крестьянин Микула.

В начале былины прославляется молодой князь. Он был сыном Святослава. Когда родился он, засияло в ясном небе солнце красное. Этот эпитет уже располагает к князю. Рассказывается о том, что Вольга рос да сил набирался, да премудрости постигал. А как стал он воином рослым и сильным, так собрал себе дружину из витязей храбрых. А сам стал во главе ее.

Был у Вольги дядюшка – князь Владимир. Он пожаловал своему племяннику три города. И отправился молодой князь собирать дань с них.

Вот тут-то и начинается самое интересное. По дороге встречает Вольга с дружиною другого богатыря. Только тот, в отличии от него, — крестьянин, простой землепашец. И, как бы славен не был князь, в былине в каждой фразе дальше будет показываться превосходство оратая над ним.

Конечно, в песне немало преувеличений. Но, ведь на то она и есть, чтобы восхвалять. Так, образ простого землепашца рисует народ ярко. Говорится, что одет он в праздничную одежду: кафтан на нем из бархата, сапоги сафьяновые. И, при этом он находится в поле за работой. А соха его и вовсе отделана серебром, да красным золотом.

Описывается и внешность пахаря. Хорош он собой. А из описания этого ясно, что с большой любовью запечатлел народ образ этого героя. Сразу возникают мысли о том, что немало он хорошего сделал для родной стороны. Да и в конце былины, когда мы узнаем имя этого доброго молодца, говорится, что народ любил его и уважал.

Основной идеей этого произведения является превосходство недюжинной силы простого человека. Микула занимается тяжелым крестьянским трудом, который непосилен дружинникам княжеским. Ему незнакома лень. Трудолюбие, так же, прославляется в этой былине. И, показывается, что обычный крестьянин сможет защитить свою родную землю.

Ведь даже Вольга, который тоже был витязем славным, увидав удаль и силушку этого пахаря, зовет с собой его в дальнейший путь. А этот молодец, как дальше становится ясно, превосходит нескольких его воинов, да и самого князя тоже. Это показано тем моментом, когда дружинники князя пытались тщетно сдвинуть с места соху Микулы. А сам он поднял ее с легкостью.

И еще многими моментами показывается это. Воспевая этого крестьянина, народ навеки запечатлел образ человека сильного, готового прийти на подмогу, не боящегося врага.

Другие сочинения: ← Анализ эпизода Плач Ярославны (Слово о полку Игореве)↑ ДругиеСравнительная характеристика Ларры и Данко →

Сочинение на тему вольга и микула селянинович 7 класс

Когда воссияло солнце красное На тое ли на небушко на ясное, Тогда зарождался молодой Вольга, Молодой Вольга Святославович. Как стал тут Вольга растеть-матереть, Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей-соколом летать ему под оболока, Серым волком рыскать да по чыстыим полям. Уходили все рыбы во синии моря, Улетали все птицы за оболока, Ускакали все звери во темныи леса. Как стал тут Вольга растеть-матереть, Собирал себе дружинушку хоробрую: Тридцать молодцов да без единого, А сам-то был Вольга во тридцатыих. Собирал себе жеребчиков темно-кариих, Темно-кариих жеребчиков нелегчёныих. Вот посели на добрых коней, поехали, Поехали к городам да за получкою (1). Повыехали в раздольице чисто поле, Услыхали во чистом поле оратая (2). Как орет в поле оратай, посвистывает, Сошка у оратая поскрипывает, Омешики (3) по камешкам почиркивают. Ехали-то день ведь с утра до вечера, Не могли до оратая доехати Они ехали да ведь и другой день. Другой день ведь с утра до вечера, Не могли до оратая доехати. Как орет в поле оратай, посвистывает, А омешики по камешкам почиркивают. Тут ехали они третий день, А третий день еще до пабедья (4). А наехали в чистом поле оратая. Как орет в поле оратай, посвистывает, А бороздочки он да помётывает, А пенье-коренья вывёртывает, А большие-то каменья в борозду валит. У оратая кобыла соловая (5), Гужики (6) у нее да шелковые, Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, А рогачик-то у сошки красна золота. А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются, У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. У оратая сапожки зелен сафьян Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати. У оратая шляпа пуховая, А кафтанчик у него черна бархата. Говорит-то Вольга таковы слова: – Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко! Орать, да пахать, да крестьянствовати, А бороздки тебе да помётывати, А пенья-коренья вывёртывати, А большие-то каменья в борозду валить! Говорит оратай таковы слова: – Поди-ка ты, Вольга Святославович! Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати. А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь? Тут проговорил Вольга Святославович: – Как пожаловал меня да родной дядюшка, Родной дядюшка да крестный батюшка, Ласковый Владимир стольно-киевский, Тремя ли городами со крестьянами: Первым городом Курцовцем, Другим городом Ореховцем, Третьим городом Крестьяновцем. Теперь еду к городам да за получкою. Тут проговорил оратай-оратаюшко: – Ай же ты, Вольга Святославович! Там живут-то мужички да все разбойнички, Они подрубят-то сляги (7) калиновы Да потопят тебя в речке да во Смородине! Я недавно там был в городе, третьего дни, Закупил я соли цело три меха (8), Каждый мех-то был ведь по сто пуд. . . А тут стали мужички с меня грошей просить, Я им стал-то ведь грошей делить, А грошей-то стало мало ставиться, Мужичков-то ведь больше ставится. Потом стал-то я их ведь отталкивать, Стал отталкивать да кулаком грозить. Положил тут их я ведь до тысячи: Который стоя стоит, тот сидя сидит, Который сидя сидит, тот лежа лежит. – Тут проговорил ведь Вольга Святославович: – Ай же ты, оратай-оратаюшко, Ты поедем-ко со мною во товарищах. А тут ли оратай-оратаюшко Гужики шелковые повыстегнул, Кобылу из сошки повывернул. Они сели на добрых коней, поехали. Как хвост-то у ней расстилается, А грива-то у нее да завивается. У оратая кобыла ступью пошла, А Вольгин конь да ведь поскакивает. У оратая кобыла грудью пошла, А Вольгин конь да оставается. Говорит оратай таковы слова: – Я оставил сошку во бороздочке Не для-ради прохожего-проезжего: Маломощный-то наедет – взять нечего, А богатый-то наедет – не позарится,- А для-ради мужичка да деревенщины, Как бы сошку из земельки повыдернути, Из омешиков бы земельку повытряхнути Да бросить сошку за ракитов куст. Тут ведь Вольга Святославович Посылает он дружинушку хоробрую, Пять молодцов да ведь могучиих, Как бы сошку из земли да повыдернули, Из омешиков земельку повытряхнули, Бросили бы сошку за ракитов куст. Приезжает дружинушка хоробрая, Пять молодцов да ведь могучиих, Ко той ли ко сошке кленовенькой. Они сошку за обжи (9) вокруг вертят, А не могут сошки из земли поднять, Из омешиков земельки повытряхнуть, Бросить сошку за ракитов куст. Тут молодой Вольга Святославович Посылает-от дружинушку хоробрую Целым он ведь десяточком. Они сошку за обжи вокруг вертят, А не могут сошки из земли выдернуть, Из омешиков земельки повытряхнуть, Бросить сошку за ракитов куст. И тут ведь Вольга Святославович Посылает всю свою дружинушку хоробрую, Чтобы сошку из земли повыдернули, Из омешиков земельку повытряхнули, Бросили бы сошку за ракитов куст. Они сошку за обжи вокруг вертят, А не могут сошки из земли повыдернуть, Из омешиков земельки повытряхнуть, Бросить сошку за ракитов куст. Тут оратай-оратаюшко На своей ли кобыле соловенькой Приехал ко сошке кленовенькой. Он брал-то ведь сошку одной рукой, Сошку из земли он повыдернул, Из омешиков земельку повытряхнул, Бросил сошку за ракитов куст. А тут сели на добрых коней, поехали, Как хвост-то у ней расстилается, А грива-то у ней да завивается. У оратая кобыла ступью пошла, А Вольгин конь да ведь поскакивает. У оратая кобыла грудью пошла, А Вольгин конь да оставается. Тут Вольга стал да он покрикивать, Колпаком он стал да ведь помахивать: – Ты постой-ко ведь, оратай-оратаюшко! Кабы этая кобыла коньком бы была, За эту кобылу пятьсот бы дали. Тут проговорил оратай-оратаюшко: – Ай же глупый ты, Вольга Святославович! Я купил эту кобылу жеребеночком, Жеребеночком да из-под матушки, Заплатил за кобылу пятьсот рублей. Кабы этая кобыла коньком бы была, За эту кобылу цены не было бы! Тут проговорил Вольга Святославович: – Ай же ты, оратай-оратаюшко, Как-то тебя да именем зовут, Нарекают тебя да по отечеству?- Тут проговорил оратай-оратаюшко: – Ай же ты, Вольга Святославович! Я как ржи-то напашу да во скирды сложу, Я во скирды сложу да домой выволочу, Домой выволочу да дома вымолочу, А я пива наварю да мужичков напою, А тут станут мужички меня похваливати: “Молодой Микула Селянинович!”. . « 1 2 »

Сочинение по былине Вольга и Микула Селянинович

В этой Былине противопоставляются друг другу два эпических героя. Оба они хороши и сильны, оба — богатыри славные. Один из них — князь Вольга, а второй — крестьянин Микула.

В начале былины прославляется молодой князь. Он был сыном Святослава. Когда родился он, засияло в ясном небе солнце красное. Этот эпитет уже располагает к князю.

Рассказывается о том, что Вольга рос да сил набирался, да премудрости постигал. А как стал он воином рослым и сильным, так собрал себе дружину из витязей храбрых. А сам стал во главе ее.

Был у Вольги

дядюшка — князь Владимир. Он пожаловал своему племяннику три города. И отправился молодой князь собирать дань с них.

Вот тут-то и начинается самое интересное. По дороге встречает Вольга с дружиною другого богатыря. Только тот, в отличии от него, — крестьянин, простой землепашец.

И, как бы славен не был князь, в былине в каждой фразе дальше будет показываться превосходство оратая над ним.

Конечно, в песне немало преувеличений. Но, ведь на то она и есть, чтобы восхвалять. Так, образ простого землепашца рисует народ ярко. Говорится, что одет он в праздничную одежду: кафтан на нем из бархата, сапоги сафьяновые.

И,

при этом он находится в поле за работой. А соха его и вовсе отделана серебром, да красным золотом.

Описывается и внешность пахаря. Хорош он собой. А из описания этого ясно, что с большой любовью запечатлел народ образ этого героя.

Сразу возникают мысли о том, что немало он хорошего сделал для родной стороны. Да и в конце былины, когда мы узнаем имя этого доброго молодца, говорится, что народ любил его и уважал.

Основной идеей этого произведения является превосходство недюжинной силы простого человека. Микула занимается тяжелым крестьянским трудом, который непосилен дружинникам княжеским. Ему незнакома лень. Трудолюбие, так же, прославляется в этой былине.

И, показывается, что обычный крестьянин сможет защитить свою родную землю.

Ведь даже Вольга, который тоже был витязем славным, увидав удаль и силушку этого пахаря, зовет с собой его в дальнейший путь. А этот молодец, как дальше становится ясно, превосходит нескольких его воинов, да и самого князя тоже. Это показано тем моментом, когда дружинники князя пытались тщетно сдвинуть с места соху Микулы.

А сам он поднял ее с легкостью.

И еще многими моментами показывается это. Воспевая этого крестьянина, народ навеки запечатлел образ человека сильного, готового прийти на подмогу, не боящегося врага.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Вольга и Микула Селянинович

В этой былине противопоставляются друг другу два эпических героя. Оба они хороши и сильны, оба – богатыри славные. Один из них – князь Вольга, а второй – крестьянин Микула.

В начале былины прославляется молодой князь. Он был сыном Святослава. Когда родился он, засияло в ясном небе солнце красное. Этот эпитет уже располагает к князю. Рассказывается о том, что Вольга рос да сил набирался, да премудрости постигал. А как стал он воином рослым и сильным, так собрал себе дружину из витязей храбрых. А сам стал во главе ее.

Был у Вольги дядюшка – князь Владимир. Он пожаловал своему племяннику три города. И отправился молодой князь собирать дань с них.

Вот тут-то и начинается самое интересное. По дороге встречает Вольга с дружиною другого богатыря. Только тот, в отличии от него, — крестьянин, простой землепашец. И, как бы славен не был князь, в былине в каждой фразе дальше будет показываться превосходство оратая над ним.

Конечно, в песне немало преувеличений. Но, ведь на то она и есть, чтобы восхвалять. Так, образ простого землепашца рисует народ ярко. Говорится, что одет он в праздничную одежду: кафтан на нем из бархата, сапоги сафьяновые. И, при этом он находится в поле за работой. А соха его и вовсе отделана серебром, да красным золотом.

Описывается и внешность пахаря. Хорош он собой. А из описания этого ясно, что с большой любовью запечатлел народ образ этого героя. Сразу возникают мысли о том, что немало он хорошего сделал для родной стороны. Да и в конце былины, когда мы узнаем имя этого доброго молодца, говорится, что народ любил его и уважал.

Основной идеей этого произведения является превосходство недюжинной силы простого человека. Микула занимается тяжелым крестьянским трудом, который непосилен дружинникам княжеским. Ему незнакома лень. Трудолюбие, так же, прославляется в этой былине. И, показывается, что обычный крестьянин сможет защитить свою родную землю.

Ведь даже Вольга, который тоже был витязем славным, увидав удаль и силушку этого пахаря, зовет с собой его в дальнейший путь. А этот молодец, как дальше становится ясно, превосходит нескольких его воинов, да и самого князя тоже. Это показано тем моментом, когда дружинники князя пытались тщетно сдвинуть с места соху Микулы. А сам он поднял ее с легкостью.

И еще многими моментами показывается это. Воспевая этого крестьянина, народ навеки запечатлел образ человека сильного, готового прийти на подмогу, не боящегося врага.

Другие сочинения: ← Анализ эпизода Плач Ярославны (Слово о полку Игореве)↑ ДругиеСравнительная характеристика Ларры и Данко →

ШколеNET

Микула Селянинович — простой русский пахарь, обладатель недюжинной силы, смелости, народной воли. Описание былинного героя. Микула не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя. Заключение Микула Селянинович как олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери-земле. Издавна былины — традиционно любимый народный жанр. Именно вбылинах славятся подвиги русских богатырей, рассказывается о настоящихнародных героях. Олицетворением недюжинной силы, смелости, народной волиявляется герой былины про князя Вольгу — Микула Селянинович, простойрусский оратай (пахарь), который весь день обрабатывает роднуюматушку-землю. Внешность героя примечательная: А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются; У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. Данные сравнения делают образ оратая более выразительным. Для Микулы пахота — важное событие, поэтому У оратая сапожки зелен сафьян: Вот шилом пяты, носы востры…. У оратая шляпа пуховая, А кафтанчик у него черна бархата. В Древней Руси работа воспринималась как праздник, поэтомунарядная одежда пахаря говорит об особом отношении героя к своему труду.Микула обладает типичными чертами былинного героя: необыкновеннойсилой, ловкостью, поэтому Вольга со своей дружиной три дня не могдоскакать до пахаря, хотя слышал, как тот работал сохой. При описаниисвоего любимца народ использует множество гипербол: «положил тут их яведь до тысячи», «а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья вборозду валит». Никогда не расстается пахарь со своей кобылой, которую«купил… жеребеночком», вырастил, постоянно ухаживает за ней: У оратая кобыла соловая, Гужики у нее да шелковые… Отличительной чертой Микулы как былинного героя является егопринадлежность к сельским жителям, недаром мужики называют егоСелянинович. Русский мужик не только трудолюбив, но и настоящий помощниккнязя: Микула отправляется вместе с князем Воль- гою и его дружиной «кгородам да за получкою». Трудна жизнь Микулы Селяниновича, но с Божьей помощьюкрестьянствует пахарь и поэтому он — олицетворение народного духа,отношения простых людей к труду на матери- земле.ам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, иодеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз можетположить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкойкленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ееиз земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
более месяца назад

Сочинение 7 класс. Герои-богатыри (по былинам «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и «Вольга и Микула Селянинович»)

1 вариант сочинения

Былины — это один из жанров русского фольклора. Это песни, но песни особые, эпические, которые рассказывают о героических событиях, произошедших давным-давно. Не случайно в былинах мы находим множество исторических примет давнего времени, например старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчуга — все это есть у богатыря; в них воспеваются города, действительно существующие или существовавшие ранее: Киев-град, Чернигов, Муром, Галич и другие. Само слово «былины» происходит от слова «быль», то есть в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле, но происходило когда-то прежде, в старину. И потому на протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину-де люди были вовсе не такие, как теперь, — богатыри». В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвиги, которыми разрешаются конфликты общенародного значения. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства. Отсюда и та гиперболизация, с которой изображаются былинные богатыри и их противники. Богатырей отличает огромная физическая сила: они бьются-рубятся с врагами, «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, «скоки» их богатырских коней «по пятнадцать верст». Такие преувеличения выражают отношение народа к былинным героям. Все богатыри олицетворяют свойства, интересы, возможности целого народа, его идеалы. Но у каждого из них свой облик, свои поступки, свое место в кругу былинных персонажей. Например, Добрыня Никитич отличается «вежеством», он не только воин, но и дипломат, и выдающийся музыкант, а Алеша Попович «напуском» силен, он дерзкий и смелый воин. Особое место занимает Илья Муромец. Его подвиги приурочены к Киевской Руси времен княжения Владимира, и у Ильи нет никаких других забот и интересов, кроме защиты родной земли. Его старшинство обнаруживается, например, в том, что обычный при имени других богатырей эпитет «молодой» к Илье Муромцу не применяется. К нему обращаются: «дородный, добрый молодец», «старый казак». О нем уважительно говорят: «Сильный-могучий богатырь, Илья Муромец сын Иванович». Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» он один легко (играючись) устранил сразу три «помехи», которые встретились ему на пути из Мурома в стольный Киев-град: …Первая помеха — очистил я Чернигов-град, Другая помеха — я мостил мосты на пятнадцать верст Через ту реку через Самородину; Третья помеха — я сошиб Соловья-разбойника. Былина о чудесном пахаре Микуле Селяниновиче прославляет крестьянский труд, выражая любовь и уважение народа к оратаю. В образе этого былинного героя воплотились представления народа о крестьянине-богатыре. Прославляются могучая сила (десять дружинников «не могут сошку из земли выдернуть, из оме-шиков земельки повытряхнуть»), стремление к честному труду («орать, да пахать, да крестьянствовати»), достаток, добытый этим трудом («у оратая сапожки зелен сафьян», «у оратая шляпа пуховая, а кафтанчик у него черна бархата»). Былины, прежде всего, произведения искусства, поэтому для них характерен вымысел (этот вымысел называется поэтической правдой) и преувеличение. Но главное и в воинских киевских, и в социально-бытовых новгородских былинах (к которым относят былину «Вольга и Микула Селянинович») — высшая цель, во имя которой живут герои, — вольный труд на мирной земле.

2 вариант сочинения

Былины — это одна из поэтических форм устного народного творчества. Этот жанр возник в те времена, когда еще не было изобретено книгопечатание. Народ, создавая талантливые поэтические произведения, передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Так некоторые былины дошли и до нашего времени. По форме своей былины являются историческими песнями. Главными героями былин были в основном герои, прославляющие своими подвигами Великую Русь, защитники слабых и обиженных. Одним из любимых героев, воспетых в былинах, был Илья Муромец. Например, в былине под название «Илья Муромец и Соловей-разбойник» описывается сражение богатыря с вражеской силой под городом Черниговом, а после — и с самим Соловьем-разбойником. Никто уж и не чаял, что город будет освобожден, а Илья Муромец «Стал конем топтать да стал копьем колоть, аи побил он эту силу всю великую». Радостные люди просили стать своего освободителя воеводой, но тот хотел попасть в Киев, к князю Владимиру. Рассказывая богатырю про короткую дорогу, люди предупредили, что живет у речки Соловей-разбойник. Когда тот свистит, то «что есть людей, все мертвы лежат». Не испугался Илья Муромец и отправился в дорогу. Из тугого лука выпустил он стрелу и выбил разбойнику глаз. Прикованного к стремени, привез богатырь его к Владимиру. И когда князь убедился в том, что враг пойман, Илья вывез Соловья в чистое поле и отрубил ему голову. В былине народ славит смелость, решительность, умение не отступать перед трудностями. Пусть герой немного не благоразумен, но ведь победил же он в конце концов нечисть. О великой физической силе и мощи русских богатырей мы узнаем и из былины «Вольга и Микула Селянинович». Описан в ней такой случай. Князь Вольга Святославович ехал со своим войском-дружиною взимать дань. В поле он увидел, как крестьянин Микула Селянинович пашет, и был поражен его силой. «А пенья-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит». Попросил Вольга присоединиться того к дружине, ведь по дороге рыщут разбойники. Далеко отъехали они от пашни, как вспомнил Микула, что забыл свою соху в земле. Сначала пять дружинников, потом десять, а затем и целое войско не смогло вытянуть сошку из земли. А богатырь «брал эту сошку одной ручкой» и с легкостью вытащил. И когда Вольга, удивленный, спросил: «Кто же ты?» — Микула ответил, что он крестьянин, пашет землю, кормит хлебом матушку-Русь. Описывая в этой былине силу богатыря, народ делает упор на том, что он — выходец из народа, простой селянин. И в соревновании силой победил целое войско. Так народ славил своих героев, восхищаясь их подвигами, их доблестью, мощью и великой силой.

3 вариант сочинения

Обширны и богаты русские земли, много здесь дремучих лесов, полноводных рек, обильных золотых полей. Исстари жил здесь трудолюбивый и мирный народ. Однако мирный не значит слабый, и поэтому довольно часто земледельцам и пахарям приходилось откладывать свои серпы и плуги и выступать с оружием в руках на защиту своей земли от многочисленных врагов — кочевых племен, воинственных соседей. Все это нашло отражение в народных эпических песнях-былинах, в которых воспевалось не только мастерство и трудолюбие простого народа, но и его воинская доблесть. Могучие и величественные образы богатырей встают перед нами в былинах. Грозен и суров Илья Муромец, когда дело касается защиты родной земли. Его не пугает, что У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки, черным-черно, А и черным-черно, как черна ворона. Всю эту «силушку великую» он в одиночку растоптал конем и исколол копьем, «а и побил он эту силу всю великую». Народный любимец Илья Муромец совершает подвиги, которые, конечно же, не под силу одному человеку. Свою великую силу и непобедимость богатырь черпает из родной земли и народной любви. Вот почему он так легко справляется не только с чужеземными захватчиками, но и с невиданным чудом — Соловьем-разбойником. Не меньшей любовью и почетом окружен «оратай-оратаюшко» Микула Селянинович. Он любит свой труд и на пашню выходит каждый день, как на праздник: на нем нарядная одежда, да и от самого молодца глаз не отвести: А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются. У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. Не обделен Микула Селянинович и силушкой. Шутя управляется он с сохой, которую с трудом смогла сдвинуть с места вся дружина Вольги Святославовича. Спокойно жилось русскому народу рядом с такими богатырями-тружениками и богатырями-воинами: никакая беда не могла сломить русский дух, пока на страже стояли такие грозные защитники.

Волга-матушка, ты русская река,
Широка, глубока, велика.
В старину было глубокую,
Да за Волгой за широкою
Объявился там царь Возвя́г,
Царь Возвя́г сын Таврульевич.
Он сидит на стуле-бархате
На златом, на ременчатом;
Злые замыслы обдумывает:
Как пойти ему на светлую Русь,
Разорить, полонить, покорить?
Ино вдруг перед задуминой‚
Перед этою озлобиной,
Царь Возвя́г захирел-заболел.
Проняла его хвороба, довела;
В три дуги да поскрючила,
В три погибели Возвягу свела.
Он не спит, он не ест, он не пьёт,
Он от боли извивается,
Он вопит надрывается.
А ведь стонет от Возвяги народ.
А Возвягу и погибель не берет.
Жив злодей, не окочурился!
Поселилася давно в нём смерть,
Забралась невидимкою.
В нем свила гнездо уютливое.
Изнутра его ворочает.
Изнутра ему кости грызёт,
Крутит-вертит-переламывает.
Царь Возвяг корчей корчится,
В три дуги изгибается.
Затрясла его трясучка-лихота.
Затошнила-задушила тошнота.
А и тут у Возвяги-царя
На руках когти выросли,
Изо рта клыки вылезли.
Он себя когтями рвёт и дерёт,
Сам назад перегибается.
Он до пяток башкой достаёт,
В ноги с рёвом вгрызается.
Ну забило-закидало его,
На кровати заподбрасывало.
То ли чад, то ли дым, то ли пар
Заклубился удушливый.
Ан из клубов и повыросла
Одноглазая гремучая змея.
Глаз горит и поблескивает.
А над глазом у змеи — хохолок.
Хохолком змея потряхивает.
За змеюгой-одноглазиной
Смерть сама из пара выросла,
Дыроносая костлявиха.
На Возвягу Смерть уставилася
Пустоглазым тёмным поглядом —
Звягу ест она им поедом.
Кости жёлтые-высохлые
Друг о дружку побрякивают;
А костлявиха покрякивает.
Занесла над Возвягой она
Косу острую-убойную.
Навела на Возвягу она
Ту змеину одноглазую.
Возмолился к ней царь Возвяг,
Запросил пощады-милости.
Отвечала смерть-костлявиха:
“Я дам тебе, царь Возвяг,
дам тебе пощаду милостивую
И навеки от погибели спасу,
Если примешь ты в сердце своё
От змеи‚ моей дочери,
Одно семечко змеиное!»
Царь Возвяга возрадовался
От костлявихиной дочери
Принял гнусное семечко
Он — змеиное в сердце своё.
Принял он, восстал и выздоровел.
И своей избавительнице
Говорил таковы слова:
«Чем тебя одарить-наградить?
Ты моя благодетельница!
Что захочешь, то и спрашивай —
Всё отдам за избавленье тебе
От того часа смертного!»
Отвечала Возвяге Смерть:
«Ничего мне не надобно!
Мне одна только надобна
Чаша крови младенческой.
И возьми-тко ты, царь Возвяг,
Заколи сына единственного.
Нацеди чашу крови из него,
Выпей чашу эту дочиста.
Напои в себе змеёныша,
Что наро́дится из семени,
Из змеиного засеянного.
Этим ты и окупишь мою
Для тебя услугу верную!»
«У меня, благодетельница Смерть,
Сына нет, а дочь единственная!»
«Как змеёныш в тебе вылупится,
У тебя и сын народится!..
Напоишь ты змеёныша
Этой кровью сыновнею —
Станет змей в тебе хранителем,
На войне оберегателем.
Будет он тебя хранить-оберегать:
От любого оградит богатыря!
Не страшна для змеёныша
Ни калёная-перёная стрела,
Ни копьё долгомерное,
Ни булатная сабелька,
Ни тяжёлый-железный меч,
Ни свинцовая палица! —
Говорила Смерть Возвяге-царю. —
Ты страшись-берегись, ты беги
От того человека, Возвяг,
От того, который в смертном бою‚
Может в битве, может в се́ченье
Без раздумья жизнь и голову
Положить за мать-родительницу!»
Наступило утро раннее.
Выходил из почивальни царь Возвяг.
Выходил он рад-радёшенек‚
Он здоров-здоровешенек!
Полетела слава скорая.
Царь Возвяг пооправился,
От хворобы повыздоровел.
Заварились во дворце кутежи,
Началися лихие грабежи,
Кутежи бесшабашные,
Грабежи сильно страшные.
А не зря, а не зря у царя
В сердце семя змеиное
На посев на злой посеяно!
Время шло, с ним исполнил Возвяг
Всё со Смертью по до́говору.
Народился сын единственный —
Загубил, не пожалел он его:
Тёплой кровью младенческой
Воспоил Возвяг змеёныша в себе.
Стал змеёныш помогать ему
На бесчинных насильничествах.
Ныне Звяга со змеёнышем
Ни в каком не победим во бою:
Ни засечь того змеёныша,
Ни убить, ни застрелить его нельзя:
Не брала его, гадёныша,
Ни калёная-перёная стрела,
Ни копьё долгомерное,
Ни булатная сабелька,
Ни тяжёлый-железный меч,
Ни свинцовая палица!
И раздумничает Возвя́г:
«Как пойти войной на светлую Русь?
Если мне со полдён пойти —
Там я с Вольгою встречуся.
Вольгу я не пытал на войне.
Слух идёт о нём по всей земле,
Что его победить нельзя.
Не пойду со полдён я на Русь!
А пойду-ка я на светлую Русь
Со полуночи‚ с севера».
Как пошёл на окол Возвяг,
Взял он город за городом.
На удаче распотешился
И на стуле, на бархате
Он сидит, суды рассуживает,
Он ряды свои разряживает,
Прихлебателей одаривает:
Награждает их и жалует.
Всех прислужников князей да бояр,
Перебежчиков-изменников
Он деревнями, он сёлами
Ублажал, всех поместьями,
Городами с пригородками.
Он Фому дарит То́кмою,
А Ерёму — Красным городом.
Гордея — он Вологдой,
Ахрамея — Васильем-на-Плесу.
Одарил, стал всех чествовать.
Царь Возвяг сын Таврульевич —
Он на стуле, на бархате,
На камке на черевчатой,
Он сидит да он честью честит:
Костылищем размахивает,
Во всю силу охаживает
По боярским бородам, по усам,
По согнутым по ихним горбам,
По прижатым к земле головам,
По сверкающим синим плешам.
Все дары раздарил Звяга-царь.
Тверь одну не подарил, поберёг.
Приготовил богатую
для любимого для зятюшка,
для Щелкана для Дудентьевича.
На делёжке Щелканища
На той не случилося.
Ездил он, ездил зять, лиховать,
Ради чёртова правежу,
Ради дани да выходу,
Брал Щелкан сын Дудентьевич,
Брал он с поля по колосу —
До последнего колосика;
Брал он с улицы по курице —
До последнего цыпленочка;
С мужика брал по пять рублей.
У которого пяти рублей нет,
У того он дитя заберёт.
У которого дитяти нет,
У того он жену заберёт.
А жены у которого нет,
Он того самого заберёт.
У Щелкана не выробишься,
Со двора вон не вырядишься!
Воротился Щелканище:
«Дорогой ты мой тесть Возвяг!
Ты чужих бояр ожаловал —
Ты их селами-поместьями,
Городами-пригородками,
Позабыл только, тестюшко,
Про любимого про зятюшку!»
«Дорогой мой зять Щелканушко!
Зять Щелкан сын Дудентьевич!
Не забыл я, упомнил тебя,
Я припас-уберег городок:
Одарю тебя, Щелканушко,
Одарю Тверью славною.
Тверью-городом богатою!»
Ах, рад был Щелканище,
Веселился Дудентьевич.
Поспешал-добирался он
Вновь до чёртова правежу,
Принимался для Возвяги-царя
Снова брать дани-выходы.
Проклинают Щелканища
Все и всюду его походя:
«Ах, пропал бы ты про́падом,
Сквозь землю провалился бы.
Ох, остыть бы тебе, злодей Щелкан,
На булатном на ножичке,
Ох, на остром бы остыть на копьё!»
Полетели до стольного
Вести-жалобы до Киева,
Все до Вольги Всеславьевича:
«Ты избавь нас, повыручи,
Вольга свет наш Всеславьевич,
Ты избавь нас от Щелканища‚
От пса кровожадного,
людомора живоглотного.
От его ли от пра́вежу
Нет ни жизни, ни роздыху-
у Щелкана не выслужишься,
Со двора вон не вырядишься!»
Собирается Вольга-князь
На Щелкана на Дудентьевича,
На того на Возвягу-царя‚
На Возвягу Таврульевича.
Вольга к Твери приближается,
А Щелканушко кончается.
Вольга в Тверь, за ворота, заступил.
А Щелканище дух испустил.
Спознавал об этом царь Возвяг,
Соскочил он со столика,
Захватил гузно в горсточку,
Полетел он воробышком!
Далеко залетел Возвяга,
Далеко сел за Волгу с перепугу.
А что же теперь ему делать?
А и что же ещё ему замыслить?
И припомнил тогда царь Возвяга
Уговор-разговор со Смертью:
Ведь его тот выкормыш-змеёныш
Оградит от любого человека,
Упасёт от погибели верной.
Упасёт-оградит: ведь не найдётся
Никакой супротивник, не решится
Ради матери жизни лишиться.
Сам Возвяга — он в том уверен.
Да и нету уж матери у Вольги:
Вольга сам стал старенький старец -—
Мать у Вольги давно скончалась.
Значит, Вольги Возвяге не бояться!
Значит, Вольги Возвяге не страшиться!
И вставал-поднимался Возвяга.
И с походом он выступал на Вольгу.
Начиналось великое сраженье.
Добирался князь Вольга до Возвяги.
Извергает Возвяга из пасти
Ядоносного змеёныша на Вольгу.
И вступает со змеёнышем Вольта
Во решительный поединок.
Оперённую стрелу из лука
Выпускает Вольга на змея —
Прямо в голову ему попадает.
Не поранен стрелою змеёныш —
Не разбит, не расколот череп:
Отлетела стрела и упала.
Улыбнулся злорадно Возвяга.
Долгомерным копьём во змея
Ударял князь Вольга с разгону.
Не заколот и копьем змеёныш!
Поломалось о змеиное жало
И на землю копьё упало!
Засмеялся Возвяга лихо!
Вынимал меч булатный Вольга,
Ударял он мечом по змеищу —
Разлетелся на брызги меч булатный!
А и цел-невредим змеёныш!
Захихикал Возвяга зловредный.
И свинцовою палицей Вольга
Ударял во всю силу по змеюге.
Да распалася палица на капли.
А змеёныш-то жив, и готов он
Острым жалом вонзиться в Вольгу.
Царь Возвяга злоедно хохочет,
Говорит он победные речи:
«Князь! Пришел к тебе конец неминучий!
Ты мне лучше в полон сдавайся!
Я тебе жизнь дарую, Вольга:
Укрощу я дите свое — змия!
Он тебя не сразит тогда, Вольга!»
Отвечает Возвяге Вольга:
«Нет, не сдамся тебе в полон я!
А дите твое, Звяга‚ а змеюгу
Укрощу-удушу я рукою!»
«Не тебе удушить его, Вольга!
Только тот удушить его в силах,
Кто за мать, за родительницу, может
Положить свою голову без страха!
У тебя в живых матери нету!
За кого ты свою голову положишь?»
«Ах ты царь, ты Возвяг, просчитался:
Русь моя — мать моя родная! .
она — эта мать моя — бессмертна!
За неё и готов положить я
Жизнь и голову свою за Русь святую!
Не меня, а тебя неминучий
От меня настигнет миг смертный!»
Тут змеёныша Вольга хватает
Да из пасти у Возвяги вырывает.
Пал Возвяг обессиленный на землю.
Наступил на него князь Вольга.
И погиб под стопой его Возвяга.
А змеёныша Вольга рукою
Могутною-богатырскою душит.
Ядоносец, злорадный гадёныш
Извивается в корчах предсмертных.
Весь яд он и всю свою силу
Собирает во змеином жале.
Исторгает змей жало из зева,
Поражает он, жалит Вольгу.
От ужаленья втрое силы
Прибывает в руках у Вольги:
Разрывает Вольга змея на части,
Погубителя страшенного губит
Да и сам упадает бездыханным!
Слава вечная воину Вольге!

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Царские уши рассказ слушать
  • Царица лебедь из сказки о царе салтане рисунок
  • Царица именинница сказка прикол на юбилей женщине
  • Царевны читать по мультику сказки
  • Царица медной горы сказка
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии