#1. Чем брал взятки герой комедии Гоголя “Ревизор” судья Ляпкин – Тяпкин
A. оружием
A. оружием
B. охотничьим снаряжением
B. охотничьим снаряжением
C. борзыми щенками
C. борзыми щенками
#2. Образ Евгения Онегина неоднозначный, как определил критик, “страдающий эгоист”. Какая болезнь одолела Онегина в молодости
C. простуда
C. простуда
A. дифтерия
A. дифтерия
B. хандра
B. хандра
#3. С кем, по утверждению Хлестакова, он был близко знаком (по комедии Гоголя “Ревизор”)
C. с Жуковским
C. с Жуковским
A. с Пушкиным
A. с Пушкиным
B. с Белинским
B. с Белинским
#4. Главный герой повести Васильева “А зори здесь тихие” старшина Васков отправлен на задание “поймать” немцев. С собой он берет из взвода пятерых девчат – зенитчиц. Пока они ждали подмоги, немцев решили ввести в заблуждение таким образом
B. открыли огонь
B. открыли огонь
A. танцевали и пели
A. танцевали и пели
C. изображали лесорубов
C. изображали лесорубов
#5. К какому эпизоду произведения Пушкина “Капитанская дочка” можно отнести слова Сумарокова, приведенные в качестве эпиграфа “В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?” – Спросил он ласково”.
B. Гринёв с помощью Пугачёва вызволяет Машу из заточения
B. Гринёв с помощью Пугачёва вызволяет Машу из заточения
A. Швабрин принимает присягу у Пугачёва
A. Швабрин принимает присягу у Пугачёва
C. Савельеч подает реестр украденных вещей Пугачёву
C. Савельеч подает реестр украденных вещей Пугачёву
#6. Приехав в Белогорскую крепость, Петр Гринев увидел “на площади человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт”. О каких инвалидах идет здесь речь
C. о ветеранах войны
C. о ветеранах войны
B. о роде войск
B. о роде войск
A. о людях, которые утратили трудоспособность вследствие увечья, болезни
A. о людях, которые утратили трудоспособность вследствие увечья, болезни
#7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении“Они только шевелили задумчиво радужными плавниками”
б) эпитет
б) эпитет
A. олицетворение
A. олицетворение
B. эпитет
B. эпитет
#8. Павел Петрович, оппонент Базарова в романе “Отцы и дети” Тургенева, был сибарит. Каково значение этого слова
A. человек избалованный
A. человек избалованный
B. человек, который постоянно спорит с кем – то
B. человек, который постоянно спорит с кем – то
C. влюблённый человек
C. влюблённый человек
#9. В романе Гончарова “Обломов” Илья Ильич большую часть жизни проводит на диване. Его образ жизни и мировосприятие – из детства, из Обломовки. Обломовцы очень любили поспать, поесть. Они “соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, чем…”
C. тратить деньги
C. тратить деньги
A. обидеть человека
A. обидеть человека
B. жить в удобствах
B. жить в удобствах
#10. Марина Цветаева – великий поэт, самобытная поэтесса. Одна из особенностей её лирики
A. много пауз, выраженных с помощью тире
A. много пауз, выраженных с помощью тире
B. недосказанность, многоточие
B. недосказанность, многоточие
C. вопросительные предложения
C. вопросительные предложения
#11. Один из лицейских друзей Пушкина был издателем «Литературной газеты». Но в 1830 году отстранен за публикацию стихотворения французского поэта «Памяти жертв Июльской революции». После его кончины Пушкин заботился о семье друга. Имя этого человека упоминается в стихотворениях «Сонет» и «Художнику», в романе «Евгений Онегин», ему посвящено 3 стихотворения. О ком идет речь
B. Пущин
B. Пущин
C. Данзас
C. Данзас
A. Дельвиг
A. Дельвиг
#12. У Пушкина было кольцо – талисман, которым он очень дорожил, искренне веря в его чудодейственную силу, и не расставался с ним до своей трагической гибели. От кого поэт его получил
A. Воронцовой
A. Воронцовой
C. Бакуниной
C. Бакуниной
B. Гончаровой
B. Гончаровой
#13. Увлечение Пастернака, которое стало смыслом его жизни
B. музыка
B. музыка
A. искусство
A. искусство
C. поэзия
C. поэзия
#14. Главный герой рассказа А. Чехова “Человек в футляре” Беликов был известен тем, что “даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком…” Какой случай, свидетелем которого оказался Беликов, расстроил его планы жениться на Вареньке, сестре его сослуживца
A. езда на велосипедах
A. езда на велосипедах
C. купание в озере
C. купание в озере
B. катание на лодке
B. катание на лодке
#15. Когда Маяковский это произведение отдал цензору, его спросили “Вы что, на каторгу захотели?”. Какая поэма выражает характер автора
B. “Человек”
B. “Человек”
C. “Облако в штанах”
C. “Облако в штанах”
A. “Хорошо”
A. “Хорошо”
#16. У Александра Блока некоторые слова становились символами берег – символом новой жизни, поле – символом России, фигура Христа – символом веры в добро, истину. Символом чего был синий плащ
B. смерти
B. смерти
C. расставания
C. расставания
A. мечты
A. мечты
#17. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении“Привожу слова пушкинского Пимена, но я его несравненно богаче на пёстром фоне хорошо знакомого мне прошлого, где уже умирающего, где окончательно исчезнувшего, я вижу растушую не по дням, а по часам новую Москву”
A. эпитет
A. эпитет
B. гипербола
B. гипербола
б) гипербола
б) гипербола
#18. В романе Пастернака “Доктор Живаго” главный герой был не только врачом, но и поэтом. Какое из стихотворений, по мысли автора, принадлежит главному герою
C. “Любить иных – тяжёлый крест…”
C. “Любить иных – тяжёлый крест…”
B. “Свеча горела на столе, свеча горела…”
B. “Свеча горела на столе, свеча горела…”
A. “По дому бродит привиденье…”
A. “По дому бродит привиденье…”
#19. В комедии Грибоедова “Горе от ума” очень много афоризмов, крылатых выражений. Каково продолжение одного из них “Шел в комнату…”
A. попал на бал
A. попал на бал
B. попал он в другую
B. попал он в другую
C. зашёл в палаты
C. зашёл в палаты
#20. Понтий Пилат, прокуратор Иудеи из романа “Мастер и Маргарита”, постоянно страдал от боли, из-за которой хотел даже умереть. Это была
C. головная боль
C. головная боль
B. боль в сердце
B. боль в сердце
A. боль в душе
A. боль в душе
Слайд 1
Виктор Петрович Астафьева “Царь – рыба” (был удостоен Государственной премии СССР за 1978 год). В . Астафьев «Царь-рыба » (1976) Поединок Игнатьича и царь-рыбы.
Слайд 2
Виктор Петрович Астафьев (1924-2002) Виктор Астафьев родился 1мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина , упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных . О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Слайд 3
Тема природы и экологии Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ « Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник «Конь с розовой гривой». Но важнейшее произведение, связанное с темой природы- «Царь-рыба»
Слайд 4
Высказывания – эпиграфы (способы оформления цитат) … Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране … К.Г.Паустовский “Природа для меня огонь, вода, ветер, камни, растения, животные – все это части разбитого единого существа. А человек и природа – это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство ” ( М.Пришвин ). Ф.И.Тютчев писал: «Не то, что мните вы, природа , // Не слепок, не бездушный лик – // В ней есть душа, в ней есть свобода , // В ней есть любовь, в ней есть язык».
Слайд 5
В каких произведениях показаны взаимоотношения человека и природы ? И.С.Тургенев “Отцы и дети”, В.Распутин “Прощание с Матерой”, Ч.Айтматов “И дольше века длится день”, “Плаха”, Б.Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”, А.Ким “Отец – лес”, В.Белов “Привычное дело”, “ Бобришный угор ”, поэзия Н.Рубцова и другие. Природа – храм или мастерская?
Слайд 6
Жанр произведения Виктор Астафьев признавался : « Начал с главы «Капля», а она потянула на философское осмысление всего материала, повела за собой остальные главы. Друзья подбивали меня назвать «Царь-рыбу» романом. Отдельные куски, напечатанные в периодике, были обозначены как главы из романа, но я сознательно отказался от этого определения… Если бы я писал роман, я бы писал по-другому».
Слайд 7
Композиция Размышляя о предполагавшейся романной форме «Царь-рыбы», Виктор Астафьев замечает: «Возможно, композиционно книга была бы стройнее, но мне пришлось бы отказаться от самого дорогого, от того, что принято называть публицистичностью, от свободных выступлений, которые в такой форме повествования вроде бы и не выглядят отступлениями». Всего «Царь-рыба» включает 12 рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора — лирического героя — по родным местам в Сибири.
Слайд 8
Краткое содержание рассказа « Царь-рыба » Браконьер Игнатьич поймал на Енисее огромную рыбу-осетра, но при попытке перевалить ее в лодку сам упал в воду и зацепился за крючки самолова. Так человек оказался в ловушке вместе со своей жертвой. Выбившись из сил, запутавшись в крючках из собственных самоловов, связанный одной гибельной цепью с царь-рыбой, в итоге герой покаялся в своих грехах и отказался от добычи. В конце рыба освобождается и уходит.
Слайд 9
Анализ рассказа «Царь-рыба » Что говорит В.Астафьев о браконьерах? Почему так много внимания уделял им ? Браконьерство — страшное зло. Автор показывает браконьера Игнатьича . В чем есть своя золотинка человеческой любви, человеческого достоинства, но все это подавляется безграничным хищничеством, превратившимся в стремление урвать лишний кусок. Какова же авторская позиция по отношению к браконьерству ? Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе, причем писатель ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы
Слайд 10
Предыстория Игнатьича Почему главного героя все зовут Игнатьич ? Чем он выделяется среди односельчан? Как жители поселка относятся к Игнатьичу ? Какие отношения сложились с братом?
Слайд 11
Проблемы и их формулировки Проблема БЕЗНРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ Проблема взаимоотношений человека и природы. Проблема ответственности за свои поступки. Проблема покаяния перед лицом смерти. Проблема осмысления жизни (своих поступков). Проблема насилия над природой Проблема пробуждения человеческой совести
Слайд 12
Образ Игнатьича Что происходит с Игнатьичем на рыбалке? Какой увидел рыбу Игнатьич ? Почему же не отпустил рыбу с крючков? Почему не отправился за подмогой? Фамилия героя ? Утробин от слова «утроба» — живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке.
Слайд 13
Ч то такое совесть ? Зачем совесть нужна человеку? К акие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась? О чём просит Игнатьич Бога? Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось? В чём их смысл?
Слайд 14
Человек и царь-рыба Как ведут себя рыба и человек, оказавшись на одной ловушке? Образ рыбы в произведении Астафьева возник не случайно и насыщен символическим смыслом.
Слайд 15
Образ Игнатьича В чем смысл показа судьбы этого героя? Смысл в том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде. В чем состоит самая главная вина Игнатьича ? Это – надругательство над любившей его девушкой. Получается, что начав творить зло, остановится почти невозможно.
Слайд 16
Идея произведения Вмешиваясь в жизнь природы, грубо нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть , к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победы, так как человек и природа «повязаны одним смертным концом»
Слайд 17
Виктор Астафьев заканчивает свое произведение словами: “ Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет. Всему свой час и время всякому делу под небесами: Время родиться и время умирать; Время насаждать и время вырывать насаженное; Время убивать и время исцелять; Время разрушать и время строить; Время плакать и время смеяться; Время стенать и время плясать; Время разбрасывать камни и время собирать камни; Время обнимать и время избегать объятий; Время искать и время терять; Время хранить и время тратить; Время рвать и время сшивать; Время молчать и время говорить; Время любить и время ненавидеть; Время войне и время миру. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”. В этих вопросах — боль за всю землю, боль за человека, так неразумно отдалившего себя от природы. И надежда на восстановление гармонии между матерью природой и ее порождением — человеком.
Слайд 18
«человек», «природа » «Человек — часть природы, человек и природа — единое целое».
Слайд 19
Д.З. Читать В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутин . «Живи и помни »
Слайд 20
Дополнительный материал. Образ Игнатьича Наибольшее внимание в произведении уделил именно образу Игнатьича Астафьев («Царь-рыба»). Главные герои рассказа группируются вокруг центрального персонажа, помогая раскрыть черты его характера. Так, из взаимоотношений с односельчанами и братом мы узнаем о тщеславии Игнатьича . А когда автор рассказывает о мотивах, побуждающих героя самому бороться с царь-рыбой, открывается еще одна нелицеприятная черта его характера – жадность . Как говорилось выше, образ Игнатьича олицетворяет царя природы, привыкшего чувствовать себя хозяином мира. Однако нельзя рассматривать этого персонажа только как отрицательного. У героя и есть и положительные черты. Он хороший хозяин, способный с умом распорядиться своим достатком. К тому же Игнатьич всегда придет на помощь нуждающемуся, какие бы мотивы его к этому ни подвигали. Ну и, наконец, чтобы стать отличным рыбаком, необходимо приложить много усилий, не лениться и стремиться к своей цели. Таким образом, Игнатьич выступает как очень неоднозначный персонаж, наделенный как положительными, так и отрицательными чертами. И главная ошибка этого человека в том, что он не привык считаться с окружающими и ценить их. Осознав же свои прегрешения, Игнатьич получает право начать жизнь заново.
Слайд 21
Рассказ Астафьева «Царь-рыба» имеет ярко выраженную морально-нравственную направленность, поэтому роковая встреча с природой, воплощенной в царь-рыбе, была для Игнатьича неизбежной. Увидев огромного осетра, главный герой изумился невообразимым его размерам. Удивительно, что такая огромная рыбина смогла вырасти, питаясь « вьюнцами » и «козявками». Однако не только эти чувства посетили Игнатьича , что-то зловещее почудилось ему в облике царь-рыбы. Не сможет он в одиночку одолеть такое чудовище.
Слайд 22
Символический образ царь-рыбы Образ рыбы в произведении Астафьева возник не случайно и насыщен символическим смыслом. В образе царь-рыбы ощущается фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, плодотворящей силой, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка). На ней (на рыбке) держится земля, все мироздание, с её смертью наступает катастрофа, вселенский потоп. « Когда кит-рыба потронется , тогда мать-земля всколеблется, тогда белый свет наш покончится…» именно это фольклорный мотив – «рыбы, на которой держится вся Вселенная и которая всем рыбам мати » — является в произведении В. П. Астафьева ведущим и символизирует природу, ту основу жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с её истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть. «Так зачем же перекрестились их пути? Царь реки и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».
Слайд 23
Краткое содержание Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом. В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой . Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и « вьюнцах », он с удивлением называет его «загадкой природы».С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу , что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем». Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почел азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову». Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу …». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» — молит Игнатьич . Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: « Бра-ате-ельни-и-и-ик !..» Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты , за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой , попадется коды — отпушшайте сразу». Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич ? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: « Прос-сти-итееее … её-еээээ … Гла-а-аша-а-а , прости-и-и ». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.
Многомудрый Литрекон предлагает к ознакомлению краткий пересказ рассказа «Царь-рыба» Виктора Астафьева, с помощью которого Вы сможете освежить в памяти основные события произведения. Сюжет истории о рыбаке Игнатьиче, представленный в сокращении, позволяет взглянуть на то, как одно событие может подтолкнуть человека заново переосмыслить многие вещи. Главная мысль, тематика и история создания произведения отражены в его анализе по плану.
(930 слов) В посёлке Чуш, расположившемся на берегу Енисея, живёт рыбак Зиновий Утробин, которого все вежливо зовут Игнатьичем. Человек он доброжелательный и аккуратный, внимательный к людям и всегда готовый прийти на помощь. Работает Зиновий механиком, любит покопаться в технике, а потому нередко чинит моторы другим рыбакам – просто так, бесплатно.
Односельчане по праву почитают Игнатьича за лучшего из местных рыбаков. Завидует ему только младший брат Командор, с детства ощущавший себя в тени удалого старшего брата, с которым они теперь встречаются лишь на реке и при необходимости на семейных торжествах. Случилось даже как-то, что младший Утробин чуть не застрелил Игнатьича из ружья – слухи пошли по всему посёлку, и пришлось ему перед братом извиняться. Да только в ответ начал Игнатьич брата поучать, ещё пуще того разозлив. И решил для себя Командор, что однажды суждено им с братом сойтись так, что не разойдутся…
Стоял промозглый осенний день, когда Игнатьич в очередной раз отправился на рыбалку. Сняв с первых двух самоловов с десяток стерлядей, он поплыл к третьему, стоявшему удачнее остальных. Добрался до третьего конца ловец уже в ночи, промёрзнув до костей, но зато, как только удалось подцепить и приподнять самолов, рыбак понял – ему в руки идёт крупная рыба!
Однако запросто такую добычу не возьмёшь – рыба упрямо давила вглубь, упиралась, не позволяя рыбаку себя поднять. Игнатьич продолжал тянуть, опасливо озираясь во тьме, тщась увидеть, не проплывает ли поблизости рыбнадзор – непростая доля браконьера! Вдруг мелькнул невдалеке огонёк приближающегося судна – заволновался Игнатьич, засуетился. Но повезло ему в этот раз – то была всего лишь грузовая самоходка. В это мгновение рыба снова напомнила о себе, продолжая тянуть самолов, упорно давя вниз. Опытный рыбак, Игнатьич сразу угадал по повадкам рыбы, что попался ему большой осётр.
Вскоре рыба показалась около борта лодки, и, взглянув на неё, Игнатьич буквально опешил: что-то «первобытное» присутствовало в форме её массивного тела, «на доисторического ящера походила рыбина». И не испытывал Игнатьич азарта, привычного рыбаку, а смотря на то, как осётр со скрипящим звуком выплёвывает воздух, почувствовал в нём что-то зловещее.
Начал понимать Игнатьич, что один он с рыбой не справится – нужно всадить в осетра побольше крючков и ждать подмоги младшего брата, который такую добычу не упустит, несмотря на все обиды. Но тут жадность проснулась в рыбаке, ведь икру, добытую из осетра, придётся делить. И сам Игнатьич застыдился, презрел себя за такие мысли, но оставить рыбу не смог. И хотя вспомнились ему дедовы слова о том, что царь-рыбу лучше отпустить, «перекреститься и жить дальше, снова думать об ней, искать её», твёрдо решил Игнатьич, что осетра упускать никак нельзя, ведь лишь раз в жизни такая рыба встречается.
Попытался Зиновий оглушить рыбу, ударив ей обухом по лбу, но тот прошёл вскользь. Медлить было некогда – Игнатьич крепче упёрся в борт ногой и уже почти перевалил рыбу в лодку, когда та резко дёрнулась, ударила по борту, а сам рыбак, не удержавшись, полетел в воду.
Очутившись в воде, Игнатьич почувствовал, что его утягивает на дно, а в тело впиваются крючки самоловных уд. Но рыбак переборол в себе мысль сдаться и начал молиться Богу (чего раньше никогда не делал) о том, чтобы тот отпустил не покорившуюся ловцу рыбу на волю. В это время рыба немного успокоилась, и Игнатьич, ужаснувшись, почувствовал, что осётр упёрся ему в бок остриём носа так, будто пытается съесть заживо. Снова попытался рыбак взобраться на борт лодки, отгоняя тёмные мысли о том, чтобы позволить рыбе утянуть себя на дно, но безуспешно. Тут вспомнилось ему отвратительное зрелище увиденного им однажды на реке утопленника, и, живо представив себя на его месте, Игнатьич из последних сил начал бить рыбу по голове.
Ничего не помогало. Руки Игнатьича совсем ослабли, и он, зацепившись за борт лодки подбородком, принялся уговаривать рыбу умереть поскорее. Попытался звать брата, но вокруг стояла мёртвая тишина. В ушах у Зиновия звенело от большой потери крови, он начал впадать в забытье. Снова взглянув на рыбу, он вдруг ощутил, насколько она омерзительна:
«Из-за неё, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!»
Начал он вспоминать, как всю жизнь гонялся за рыбами, из-за чего его ни депутатом в поссовет не избрали, ни в народную дружину не взяли – браконьеров в селе не жалуют. Снова вспомнился ему и дед, говаривавший, что если есть за душой какой грех – не нужно с царь-рыбой тягаться. Понял Игнатьич, что настало время отвечать за старые грехи.
Это случилось в 1942 году, когда в их посёлок пригнали трудармейцев на лесопилке работать. Во главе отряда был видный лейтенант, который пленил своей красотой всех местных девок, не обойдя стороной и возлюбленную Зиновия – Глашку Куклину. Девушка на ухаживания поддалась, хоть потом сильно о том жалела, сокрушалась перед Зиновием, говоря, что совершила ошибку. Когда боевого командира призвали из тыла, решил Зиновий наказать изменщицу и, уведя её подальше от села, за поскотину, надругался над девушкой и сбросил в воду (на мелкое место, чтоб не утонула). О произошедшем ни он, ни Глашка не рассказали – тяжкой ношей повисла между ними эта тайна. Поступок этот, будучи «молокососом», Зиновий считал поводом для гордости, но постепенно произведённое злодейство обратилось в мучительный стыд.
Спустя много лет пытался он извиниться перед Глашей, никогда больше на женщину руки поднять не смел, из родного села не уезжал, надеясь своим смирением заслужить прощение.
«Но не зря сказывается: женщина – тварь божья, за неё и суд, и кара особые».
Вот и стала царь-рыба для Игнатьича такой карой. Еле владея ртом, просипел Игнатьич слова прощения пред Глашкой Куклиной. Через некоторое время заслышал рыбак неподалёку звук лодочного мотора «Вихрь» и понял, что спасён. Волна от проплывающей лодки пробудила рыбу, которая, толкнувшись что было сил о воду, отцепилась от самолова и, израненная, уплыла прочь. Полегчало, наконец, Игнатьичу – осётр больше не тянул его ко дну, а на душе ощущалось ещё не вполне осознаваемое освобождение.
Автор: Екатерина Вельмакина