Виктор Астафьев – сибиряк, российский писатель. Лауреат Государственных премий СССР и РФ, участвовал в ВОВ.
Виктор Петрович (1924-2001) – красноярец. Детство его проходило трудно. Две его сестренки умерли в младенчестве, отца арестовали за вредительство (а до этого их семью раскулачили), мать утонула при переправе с передачкой. В семь лет мальчика взяли на воспитание бабушка и дедушка – об этом периоде у писателя светлые воспоминания, несмотря на все драмы.
Затем отец освободился, благодаря ударному труду на строительстве Беломорканала, и с новой женой забрал Виктора к себе. В новой семье родился ребенок, и родителям было не до Виктора. Вскоре Мальчик оказался на улице, только через некоторое время попав в интернат. В интернате преподавал поэт И. Рождественский, который разглядел литературный талант Астафьева и стал помогать ему.
После школы работал на железной дороге и к началу войны имел бронь, но все равно вызвался на фронт в 42-м году. Служил в качестве шофера, связиста артиллерийской дивизии. Имеет ордена и медали.
После войны уехал на Урал в город Часовой, где работал на разных рабочих специальностях. Этот город – родина его жены Марии Корякиной. В 1951 попал в редакцию газеты, где начал писать статьи, а также публиковать свои рассказы. Первая книга Астафьева вышла в 1953 году. Потом появились «Огоньки» — книга для детей. Виктор Петрович известен детским рассказом «Васюткино озеро». Через пять лет после издания первой книги был принят в Союз писателей СССР. За год до этого перешел работать на радио.
В 50-е Астафьева уже знают в стране, благодаря лирическим повестям «Стародуб», «Перевал», «Звездопад». В эти годы учится на Высших литературных курсах (до этого грамоте и культуре был обучен плохо, хотя старался много читать). Рассказы публикуются уже не только в местных газетах и издательствах, но и московских (соответственно, и тиражи выше).
Затем с семьей переезжают в Пермь, где автор пишет военный сборник, повесть-посвящение интернату, и повесть о судьбах разных знакомых ему людей. В Перми же написала повесть «Пастух и пастушка» — о военном периоде и месте любви на войне. Астафьев назвал это современной пасторалью.
Первую Госпремию Астафьев получил, проживая в Вологде (туда Астафьевы переехали в 70-м). Это было в 1978 году за сборник «Царь-рыба» о природе и месте человека в ней; о противостоянии городского и деревенского, о влиянии цивилизации на деревню. В Вологде писатель понял, что главное для него – это быть с Родиной.
В 80-м писатель вернулся на Родину. Здесь написана книга «Прокляты и убиты», которую можно назвать одной из главных книг о военной поре. Виктор Петрович описывает весь ужас войны, который пережил сам и другие сослуживцы, командиры. О том, как были перемолоты судьбы юнцов, которых бросили сражаться за Родину малоподготовленными. Описано много быта солдат, их условий жизни на фронте и в учебке. Размышления автора о патриотизме вкупе с моралью и тоталитаризмом.
В 1987 году в повести «Печальный детектив» автор выразил свои опасения грядущим в стране переменам. Наступало время перестройки, совсем скоро и распад Советского Союза. Астафьев чувствовал, что ни к чему хорошему эта якобы свобода не приведет. Мораль, заложенная советским обществом, держала народ на плаву, в мирном сосуществовании. Вот и в повести главный герой, милиционер, безуспешно борется с наступившей (вследствие этих перемен) преступностью.
За годы творчества Виктор Петрович выпустил три романа: «До будущей весны», «Тают снега» и «Прокляты и убиты»; несколько повестей, пьесы «Прости меня» и «Черемуха», три киносценария.
Всё творчество писателя пронизано его любовью к деревне. Тематика от детской до военно-патриотической. Он писал максимально правдиво и достоверно, острым языком. Сам будучи в один момент бездомным, Астафьев знал и о маргинальности в обществе, подростковой преступности, насилия, что также отражал в своих произведениях. О годах сиротства написан отдельный цикл «Последний поклон». Героями книг Астафьева были простые рабочие, воины, дети, даже староверы (его прадед был старообрядцем). Многие его книги переведены на разные языки.
С супругой Виктор пережил схожие трагические моменты, что и его родители. Их первая дочь умерла в раннем возрасте. Затем родились еще дочь и сын, однако Ирина не дожила до сорокалетия, и это также тяжело сказалось на Астафьеве. Ее дети остались на попечении Виктора и Марии. Мария Семеновна была верной спутницей писателя, обеспечивала ему надежный тыл и давала уют, была секретарем и помощницей. Пятьдесят пять лет была рядом.
Умер Виктор Петрович после перенесенных двух инсультов в 2001 году, в родном селе Овсянка Красноярского края. Марии Семеновны не стало в 2011 году в 91 год.
Интересно: Литературный музей в Красноярске носит его имя. В 2020 году в музее проходила выставка, посвященная его жене, Марии Корякиной (ее судьбе и творчеству).
29.11.2021. 10-11 класс. ИС. Направление № 3
ИС. Направление № 3:
«Преступление и наказание — вечная
тема»
(преступление и наказание как
явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние)».
Комментарий:
Тематическое направление
предлагает осмыслить (преступление) и (наказание) как социальные и нравственные
явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать
и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях
можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия
преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и
др.
Многообразны литературные источники,
рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической,
психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая,
мeмyapнaя и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает
роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня
рождения которого все человечество будет отмечать в конце 202l г.
Разбор данного направления подробно дан в онлайн
консультации «Итоговое сочинение – 2021», с которой можно познакомиться по
ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=D8qFDDr02HE
Вместо
предисловия
ИТАК, третье тематическое направление «Преступление и наказание — вечная
тема» (преступление и
наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд,
ответственность, раскаяние).
Преступление можно рассмотреть как социальное
явление, которое приводит общество к определенным последствиям, и как
нравственное явление, за которое человек испытывает угрызения совести, стыдится
и раскаивается. «Преступление» и «наказание» – понятия, которые находятся в
тесной связи как с правовыми понятиями закона и ответственности, так и с
нравственными понятиями вины, стыда, возмездия, совести и раскаяния.
Начнём с определения.
Преступление – это:
·
общественно-опасное
действие или бездействие, направленное против существующего строя или
нарушающее существующий правопорядок.
·
перен.,
недопустимый, непозволительный поступок.
Как видим, слово «преступление»
имеет два основных
значения: нарушение закона и нарушение моральных
устоев и правил.
Нарушение закона – это различные деяния, за которые
следует наказание со стороны государства: убийства, грабежи, коррупция и многое
другое.
Нарушение законов морали – это унижение других, потеря стыда
и совести, предательство своих идеалов, безжалостное отношение к природе,
животным, это любые поступки, которые не соответствуют моральным устоям и
принципам, существующим в обществе.
Наказание – это:
·
мера
воздействия со стороны государства, санкции, которые оно применяет к
совершившему преступление, к преступившему закон;
·
санкции
со стороны общества за аморальные поступки человека, за нарушение им
нравственных законов;
·
тягостное
состояние человека, осознание им самим своего неправильного поведения,
самонаказание, самобичевание, кара.
Какие
произведения художественной литературы можем взять для аргументации?
1. Ф.М.
Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
2. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против
человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих
же амбиций.
3. Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил
жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле
заключалась его вина.
4. Л.Н. Толстой, «Воскрение». Нехлюдов соблазнил простую
девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий
осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
5. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек,
совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
6. И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду,
а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не
построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
7. Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до
самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о
себе всю жизнь.
8. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится
явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не
удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин
хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки
зрения закона он был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который
знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
10. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было
настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он
долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
11. М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный
герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не
был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
12. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления
становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает
закон и преумножает несправедливость.
13. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей —
этот то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
14. И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался
мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его
имения.
15. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру
с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и
исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие
и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
16. М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и
закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так
воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
17. М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее
того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и
честности.
18. А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с
молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и
многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
19. М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил
преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера
показала свою эффективность.
20. А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и
отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано
поражением и дурной истерической славой.
21. А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть
справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то
поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
22. А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на
преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание.
Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
23. М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на
социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников —
бывших, нынешних или будущих.
24. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди
преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в
жизни сиротки Валька.
25. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на
государственной службе порождают многие социальные проблемы.
Произведения, герои. | Наказание. |
А.С. | |
Алексей Иванович Швабрин. · · | Арест за измену. Осуждение со стороны окружающих, презрение к данному человеку о |
Н.В. Гоголь. «Портрет» | |
Художник Чартков Измена идеалам молодости: имея талант | Наказание героя – в потере таланта, в горьком осознании того, |
| |
Порфирий Головлёв Иудушка. Моральное опустошение, скупость, безжалостное отношение к родным, к | Наказание героя – в одиночестве, в осознании ужаса своего |
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». | |
· | Наказание Плюшкина – в одиночестве, в ужасном образе жизни, |
Н.В. Гоголь. «Ревизор». | |
Все чиновники комедии Н.В. Гоголя переступили | Наказание чиновников, на первый взгляд, произошло – они поняли, |
Ф.М. Достоевский. | |
Преступление Р.Раскольникова. · · | · · · |
Преступление Аркадия · · | Осознание ужаса |
Преступление Петра Петровича Лужина. Герой живёт не | Наказание Лужина в том, что не осуществилось его желание |
Преступление старухи-процентщицы, Алёны | Наказание Алёны |
| |
Герой легенды – Ларра, сын | Наказание Ларры – в его изгнании из общества, в вечной жизни, в |
В.В. Быков. «Сотников». | |
Преступление героя повести Рыбака — в его | Наказание – в |
В.Г. Распутин. «Живи и помни». | |
Герой повети Андрей Гуськов совершил | Наказание Гуськова – в его образе жизни, в постоянном страхе за |
В.П. Астафьев. | |
Герой повести – Зиновий | Наказание |
| |
Герой рассказа Экельс совершает | Наказание героя |
Подробный разбор произведений по данному
направлению дается в материалах видеоуроков, с которыми можно познакомиться по
ссылкам:
https://www.youtube.com/watch?v=xWpTd8-Dvv4
https://www.youtube.com/watch?v=5HzyaZbhAms
https://www.youtube.com/watch?v=igzt9O5yxJE
Образцы тем
сочинений
·
Как Вы понимаете
выражение «без вины виноватый»?
·
Согласны ли Вы с
утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
·
Может ли
преступление иметь законное основание?
·
Можно ли
оправдать преступление?
·
Какое преступление
никак нельзя оправдать?
·
Достоин ли
преступник сочувствия?
·
Как убедить
преступника раскаяться в содеянном?
·
Месть — это
преступление или восстановление справедливости?
·
Может ли
преступление быть справедливым?
·
Как Вы понимаете
утверждение Сенеки «Одни преступления
открывают путь другим»?
·
Верно ли, что
тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
·
Согласны ли Вы с
утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
·
Верно ли, что
тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
·
Как Вы понимаете
утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем
сами преступления»?
·
Почему люди
совершают преступления?
·
Какие
преступления нельзя простить?
·
Бывает ли так,
что в преступлении личности виновато общество?
·
Почему люди
становятся преступниками?
·
Что мешает
человеку преступить закон?
·
Какое наказание
для преступника является самым страшным?
·
Какие
обстоятельства могут смягчить вину преступника?
·
Можно ли
оправдать убийство человека?
·
Жестокость по
отношению к животным — это преступление?
·
Может ли
преступник исправиться?
·
Как бороться с
преступностью в обществе?
·
Какие
преступления нельзя прощать?
·
Может ли
справедливость быть жестокой?
·
Справедливость и
гуманность — возможен ли компромисс?
·
Нужно ли
проявлять милосердие по отношению к преступнику?
·
Как Вы понимаете
утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если
преступники сами начнут прощать себя»?
·
Чувство вины —
это хорошо или плохо?
·
Что толкает людей на преступления?
·
Можно ли назвать равнодушие преступлением?
·
Как Вы понимаете утверждение Достоевского: «Во
всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться
назад невозможно».
·
Что такое совесть – и почему к её голосу
необходимо прислушиваться?
Цитаты
Предлагаю
несколько вариантов фраз-эпиграфов (но в основной части приводить эти цитаты,
разумеется, тоже можно:
•
Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.
(Евангелие от Марка)
• Гораздо легче погасить в себе свет, чем рассеять
тьму вокруг.
(С. В. Лукьяненко)
• Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей! (Ф.
И. Тютчев)
•
Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела
земля, если бы с неё исчезли тени? (М. А. Булгаков)
• На свете можно ли безгрешного найти? (Омар Хайям)
• Мы живем, умереть не готовясь, забываем
поэтому стыд, но мадонной невидимой совесть
на любых перекрестках стоит. (Е.
А. Евтушенко)
• Какие б ни грозили горести
И где
бы ни ждала беда,
Не
поступайся только совестью
Ни
днем, ни ночью, никогда! (Э. А. Асадов)
•
Я всё простил, что испытал когда-то,
И ты прости, — взаимная расплата! (У. Шекспир)
ТЕМЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО
СОЧИНЕНИЯ, МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 3 ТИПА:
1.
ТЕМА-ВОПРОС — задаём главный вопрос
темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в
формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать
клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это
высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
2.
ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ
(В Т.Ч. ЦИТАТА) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
3.
ТЕМА —
НАЗЫВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
(ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать
ответы на поставленные вопросы.
ОБЩАЯ
СТРУКТУРА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
I. Вступление (60-70
слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
§
Дoкaзaтeльство,
пpимep № 1
§
Микpoвывoд
(oбoбщeниe нaписaннoгo)
§
Лoгичeский
пepeхoд к нoвoй мысли
§
Дoкaзaтeльство,
пpимep № 2
§
Микpoвывoд
§
Лoгичeский
пepeхoд к заключению.
III. Заключение (60-70 слов)
Структура итогового сочинения подробно
рассматривается в предлагаемом видеоматериале:
https://www.youtube.com/watch?v=ebIeyp5_e6s
I. ВСТУПЛЕНИЕ РАСКРЫВАЕТ
ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ, ВВОДИТ В КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ПРОБЛЕМ.
Вступление состоит из 3 элементов:
1.
объяснение
ключевых слов темы или цитаты;
2.
общие
рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека;
3.
ответ-тезис
на главный вопрос темы. Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано
доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения. Тезисов может быть
несколько.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ | ПРИМЕРЫ | |
1. | Историческое (предполагает краткую | Любое |
2. | Биографическое (сообщаются факты из | |
3. | Аналитическое | Согласно толковому словарю, преступление – это общественно опасное действие, нарушающее Социальная |
4. | Цитатное (содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения) | «Своевольное |
5. | Личностное (заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, | Роман ФМ Достоевского «Преступление и |
ПРИМЕРЫ ВСТУПЛЕНИЯ.
1. Всем
известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом
говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема
интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
2. (Риторические вопросы). Эти вопросы
всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
3. (Риторические вопросы). Вопросы эти на
первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не
являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой
разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл
этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую
ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из
нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
4. «…»- в этих словах, как мне кажется,
выражается главная мысль….
5. Люди часто размышляют о том, что …. (О
том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей
истории).
6. (Вопросы). Эти вопросы очень важны,
потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что ….
Кто-то….
7. Одной из самых волнующих загадок, которые
всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические
вопросы).
8. Начать с цитаты, в которой заключена
главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») -так начинается статья
… .Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много
говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди
понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВСТУПЛЕНИЮ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ
§
Не стоит
начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль
играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком
подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос,
сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
§
Во
вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать
их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
§
Не
увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от
всего сочинения.
§
Во
вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и
формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать
II.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАСКРЫВАЕТ
ИДЕЮ СОЧИНЕНИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ВОПРОСЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СИСТЕМУ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
ВЫДВИНУТЫХ ПОЛОЖЕНИЙ.
Основная часть = Аргументы
Помни!
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм
вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe. - Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов –
2. - Связка — это переход от одной мысли к другой.
Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
АРГУМЕНТ НУЖНО:
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого аргумента написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный
аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два. - если тезисов несколько, то к каждому из них
приводится свой аргумент!
АРГУМЕНТ СОСТОИТ ИЗ 3 ЭЛЕМЕНТОВ:
- Обращение к литературному произведению — называем
автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем
— произведение», чтобы избежать фактических ошибок). - Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету
произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно
несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор
повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает»,
«автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл
туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой
пересказ. - Микровывод (он завершает только одну из микротем,
а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в
этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого
произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем
клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОДВОДИТ
ИТОГИ, СОДЕРЖИТ КОНЕЧНЫЕ ВЫВОДЫ И ОЦЕНКИ.
Заключение должно соответствовать
вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.
Перед написанием заключения нужно
перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так,
чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как
отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых
распространенных содержательно-композиционных ошибок.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО:
- подвести итог всего рассуждения
- использовать уместную цитату, содержащую суть
главной мысли сочинения - дать краткий и точный ответ на вопрос темы.
Объем заключения: не
более 15% от всего сочинения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
Существует несколько
стандартных способов закончить сочинение:
§
ВЫВОД.
Обычно принято завершать сочинение
выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ
закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к.
сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано,
и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
- ПРИЗЫВ.
Это еще один достаточно
распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2
лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто:
каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут
обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу.
Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно
сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»:
«давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
- ВЫРАЖЕНИЕ
НАДЕЖДЫ.
Это один из самых выигрышных вариантов
заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и
логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», —
не стоит, сами понимаете.
ВАРИАНТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
- ВЫВОД
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью.
Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе.
Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти
по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и
есть то, без чего немыслима наша жизнь.
- ПРИЗЫВ
В заключение хочется призвать людей не
забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для
жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром
на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что
нас окружает.
- ВЫРАЖЕНИЕ НАДЕЖДЫ
Подводя итоги сказанному, хочется
выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и
взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в
отношениях поколений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
§
ЦИТАТА
Цитата, подходящая по смыслу. Можно
запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться,
какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать
главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней
встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом
«природа») и не учитывать ее общий смысл.
Например: Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром
Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из
жизни дружбу — все равно, что лишить мир солнечного света».
- ЗАРИСОВКА,
КОТОРАЯ ВОЗВРАЩАЕТ К ВСТУПЛЕНИЮ
Я смотрю на освещенные окна
домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества,
если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.
Перебирая старые фронтовые
письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих
семьи.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ
ПЕРЕХОД К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ.
1.
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
2.
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается
тема…
3.
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
4.
Обратимся к произведениям художественной литературы
5.
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
6.
Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
7.
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос,
заданный во вступлении)
ОБРАЩЕНИЕ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ.
1.
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
2.
Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).
3.
Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении…
(автор, название).
4.
Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей.
Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
5.
Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор,
название).
6.
Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор,
название).
7.
Вспомним героя повести… (автор, название).
8.
Обратимся к роману… (автор, название).
9.
Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЛИ ЕГО
ФРАГМЕНТА.
1.
Автор повествует о…
2.
Автор описывает…
3.
Автор подчеркивает…
4.
Поэт показывает…
5.
Писатель размышляет о…
6.
Писатель обращает наше внимание на…
7.
Он ставит нам в пример…
8.
Он осуждает…
9.
Он акцентирует внимание читателя на…
10.
Он утверждает…
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Промежуточный вывод
1.
Писатель считает, что…
2.
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
2.
Невольно напрашивается вывод…
3.
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
4.
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас
в том, что… 5.
6.
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
7.
(Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста
тоже считает, что ….
8.
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
9.
Итак, можно сделать вывод, что…
10.
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем
помнить о…!
11.
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
АРГУМЕНТЫ
ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«Преступление
и наказание — вечная тема» (преступление и наказание как явление социальное и нравственное,
совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
1. Как бороться
с преступностью? Зачастую главной
причиной преступления является безвыходное положение человека. Загнанный в
угол, он готов на все, чтобы вырваться из нищеты, угнетения или иной западни.
Поэтому каждому человеку, оказавшемуся в трудном положении, необходима
моральная и материальная поддержка. Так, сострадание и милосердие доктора
Пирогова из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» спасли жизнь семьи Мерцаловых
и предотвратили преступление главного героя против себя самого и своих близких.
Глава семьи находился в таком состоянии, что собрался вешаться: дочка серьезно
болела, с работы выгнали, семья голодает. От отчаяния он рассказал о своей беде
случайному прохожему, который и оказался доктором. Пирогов сразу послал старших
детей за едой и дровами, осмотрел больную, выписал бесплатный рецепт, оставил
денег. Он стал для Мерцаловых настоящим ангелом, ведь после его посещения их
жизнь постепенно стала улучшаться. Пирогов проявил сострадание — отложил свои
планы и пожертвовал деньгами, чтобы бескорыстно помочь другим. Милосердие героя
вызывает уважение у читателей, ведь один такой поступок спас несколько человек
и предотвратил самоубийство одного из них. Именно поддержка общества может
переубедить преступника и направить его на путь истинный.
2. Достоин ли преступник сочувствия?
Нередко мы
слышим о сочувствии к преступникам, но очень трудно проявить его, если они не пожалели свою
жертву и не раскаялись в содеянном. Вот
жертва преступления, Лариса Огудалова, героиня драмы А. Н. Островского
«Бесприданница», заслуживает сострадания. Внешне ее жизнь неплоха: поклонники, интересные
знакомства, скорая свадьба. Однако на самом деле мать практически продает девушку
каждому обеспеченному человеку, потому что Лариса — бесприданница. Девушка влюбилась
в Паратова, а он лишь поиграл с ней. Она готова выйти за нелюбимого
Карандышева, лишь бы скорее уехать и начать скромную жизнь. Но и тот использует
Ларису как способ самоутверждения. Девушка ни у кого не находит понимания и
сочувствия, человека в ней не видят, лишь игрушку. Даже Вожеватов и Кнуров
разыгрывают ее в орлянку и рассматривают только в качестве содержанки. Она
вновь верит Паратову, но он предает ее. А жених убивает Ларису, не простив
пренебрежения. Все перечисленные мужчины являются преступниками, ведь своими
действиями или бездействием вовлекают беззащитную девушку в проституцию и
доводят ее до трагической гибели. Однако никто из них не признает своей вины, никто
не видит в унижении женщины ничего преступного. Поэтому сочувствия герои не
вызывают, они же его не проявили.
3. Какие поступки вызывают у человека чувство вины?
Порой мы совершаем то, за что потом стыдно всю жизнь.
Например, когда неблагодарная дочь бросает пожилого отца, — этот поступок
нельзя смыть раскаянием или оправданием. Такой пример мы находим в литературе.
Станционный смотритель Самсон Вырин из одноименной повести А. С. Пушкина жил на
своей отдаленной станции спокойно, пока один проезжий офицер не влюбился в его
привлекательную дочку. Военный прикинулся больным, соблазнил девушку и увез с
собой. Вырин опасался, что дочь станет одной из провинциальных дурочек, которых
обманывают и бросают на произвол судьбы. Он отправился в Петербург, чтобы найти
дочь. Она не проявила должного сострадания к отцу и не писала ему ни строчки о
своей жизни. Поговорить смотрителю с дочерью не дали, напротив – с позором
прогнали. С той поры жизнь Вырина потеряла краски, он вскоре умер. Дочь
приехала к отцу, но было поздно. Ей осталось только чувство вины. Она сама
стала матерью и поняла, насколько была неправа, но изменить уже ничего не могла
и лишь рыдала на могиле.
4. Можно ли оправдать преступление?
Когда человека
к преступлению принуждают невыносимые условия жизни, его нельзя осуждать.
Поэтому лишь сострадание вызывает Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М.
Достоевского «Преступление и наказание». Отец девушки спился, потерял работу.
Его вторая жена болеет чахоткой, у нее дети, которых нечем кормить. Ради семьи
Соне приходится «идти по жёлтому билету». Она занимается противоправным и
преступным делом, разрушает нравственность, но ведь в таком безвыходном
положении у нее нет иного способа заработать. Она не может ждать, пока погибнут
от голода ее сестры и брат, мачеха и отец. Ее преступление вынужденное,
отчаянное, поэтому ее осудить мы не имеем права. Даже среди окружающей ее грязи
Соня остаётся светлой и доброй. А потому автор дает ей шанс начать жизнь с
чистого листа.
5. Нужно ли прощать преступление?
Порой люди оказываются
в таких условиях, когда преступление является единственным выходом из тупика и
возможностью хоть как-то свести концы с концами. В этом случае их можно и
понять и простить, ведь не они виноваты в безнадежности и безвыходности
обстоятельств. Но Алексей Иванов, герой рассказа А. П. Платонова «Возвращение»,
принял это далеко не сразу. Он вернулся с фронта домой, пережил ужас войны. Но
семья героя, жена Любовь, дети Петруша и Настя, также были в сложнейших
обстоятельствах. Любовь работала не покладая рук, чинила соседям обувь, чтобы
получить каких-нибудь продуктов и накормить детей. Женщина заслужила
сострадание и милосердие. Она изменила мужу, когда уже «ее душа умирала». И
хоть сам Иванов изменил, он собрался уходить, не мог простить измену. Но вовремя
одумался, остановило его сострадание к детям, которые побежали его
останавливать. Алексей понял, что хотя бы ради них нужно попытаться построить
новую жизнь и простить то, что даже преступлением назвать нельзя. Он не имел
морального права покидать семью в такое сложное время.
6. Самый жестокий обвинитель — это совесть: так ли
это?
Даже если
преступник не наказан за свое деяние, совесть всегда произнесет свой жестокий
приговор, и от него никуда не деться. Это доказывает пример из литературы.
Главная героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» влюбилась в дворянина
Эраста. Тот вроде бы тоже полюбил ее, но пойти против сословных предрассудков
не смог, женился на другой, а Лизой просто поиграл, приятно провел с ней время.
Однако для девушки это было настоящее чувство, без которого она не смогла жить,
поэтому покончила с собой. Ее история вызывает сострадание, а поведение Эраста
– порицание, ведь он виноват в произошедшем. И сам герой винил себя в гибели
девушки, хоть и не получил формального наказания. Он всю жизнь чувствовал себя
убийцей и прожил годы в мучениях, пытаясь заглушить боль. Совесть стала его
единственным, но пожизненным обвинителем, который не отменил своего приговора
даже спустя долгие годы.
7. Какое преступление никак нельзя оправдать?
Один из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита» сказал, что трусость является самым главным пороком. Именно
преступление, связанное с ним, никак нельзя оправдать, ведь от трусости берут
свое начало многие беды. Иешуа, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и
Маргарита», переживает предательство, пытки, несправедливый приговор, и все эти
несправедливости происходят от трусости людской. Иешуа с состраданием относится
к своему обвинителю, Понтию Пилату. А тот понимает, что за Иешуа правда, но
ничего не может сделать. Почему? Потому что боится лишиться своего статуса,
боится бунта в Иерусалиме, боится признать правоту того, за кем не стоит
общепризнанный авторитет. Из-за трусливого отступничества Пилата от истины
пленника казнили, причем мучительным и изощрённым способом. И прокуратор винил
себя в этой смерти, пытался искупить грех, но тщетно. Все потому, что его
преступление нельзя оправдать: страшась за свою судьбу, человек предал самого
себя, истину и призвание. А это самое страшное, что может случиться с
личностью. Оправдывая ее, мы поощряем куда более серьезные преступления, на
которые такой человек пойдет в будущем, не имея никакой моральной опоры.
8. Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
Самым страшным наказанием для преступника является изгнание.
Бойкот всех людей очень сложно перенести, ведь человек — существо социальное.
Это доказывает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку,
которая отказалась ему подчиниться. Соплеменники предлагали разные варианты
наказания, но старейшины остановились на наиболее действенном. Ларру прогнали
из общины. Теперь с ним никто не общался и никак не контактировал. Сначала
Ларра не испытывал неудобств, ведь был одержим гордыней. Он воровал скот и
уводил насильно женщин. Но со временем одиночество стало сильно давить на него.
Он уже и сам просил о смерти, но Бог покарал его бессмертием. В результате
Ларра потерял человеческий облик и стал тенью среди людей. Без сомнения,
тяжелая кара вынудила его не раз пожалеть о содеянном, раз он призывал смерть.
Оказавшись вне социума, личность осознает свои ошибки и делает все возможное,
чтобы вернуться.
9. Месть — это преступление или восстановление
справедливости?
Очень часто люди думают, что месть обидчику решит все
проблемы и восстановит справедливость, но это не так. Л.Н. Толстой
романе-эпопее «Война и мир» доказал это. Андрей Болконский был обманут
невестой: она не дождалась его и едва не убежала с другим мужчиной из дома.
Герой не смог простить ни Наташу, ни ее соблазнителя. Он решил отомстить Анатолю.
Болконский искал его везде, но начавшаяся война отвлекла его от поисков и
заставила заняться более полезными делами. Однако эта мысль о мести сжимала
душу героя и не давала ему вернуть радость жизни. Он жил этой идеей. Но на
Бородинском поле судьба сама свела счеты: Анатоль потерял ногу, а Андрей
получил серьезное ранение. И в госпитале Болконский смог простить Курагина.
Увидев его мучения, он вдруг осознал, что не может испытывать злость к этому
человеку. Пережитое испытание помогло князю простить и свою невесту. Он
убедился, что месть не восстанавливает справедливость, а преумножает горе.
Только прощение помогает человеку забыть обиду и жить дальше.
10. Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех
преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени»
показал, что равнодушие является источником всех преступлений. Так, Григорий
Печорин безразличен к судьбе людей, которые встречаются на его пути, поэтому
позволяет себе манипулировать ими и даже разрушает их жизни, чтобы развлечься.
Он губит Бэлу, вырвав ее из родной среды. Когда девушка полюбила его, он остыл
и заставил ее страдать. Он обманул и использовал Мери, разбил ей сердце просто
от скуки. Он мучил Веру своей эгоистичной любовью, которая лишь требовала, но ничего
не давала взамен. Он убил Грушницкого просто потому, что он не извинился за
подмену оружия. Наконец, он шутки ради напугал и прогнал прочь «честных
контрабандистов». Сколько дурных поступков, причиной которых стало безразличие!
Григорий не думает о людях, поэтому совершает преступления и не даже не
чувствует своей вины.
11. Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни
преступления открывают путь другим»?
М. Горький в повести «Детство» показал преемственность
преступлений, а не поколений. Василий Васильевич прошел суровую школу жизни, и
все мрачные впечатления перенес в свою семью. Он был плохим отцом: бил и унижал
детей, а дочь даже намеревался выдать замуж против воли ради денег. К чему
привело это домашнее насилие? К тому, что сыновья Каширина выросли такими же
порочными и жестокими. Один из них до смерти избил жену, другой едва не
покушался на жизнь отца. Варвара бежала из такой семьи, и второй брак оказался
неудачным: муж бил ее беременную. Одно преступление за закрытыми ставнями
породило десятки других, даже более ужасных, так как зло размножается спорами:
из одной жестокости быстро выходят другие.
12. Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления,
поощряет его?
Н.В. Гоголь в повести «Шинель» подтвердил это. Улицы
Петербурга кишели преступниками, потому что они были уверены в своей
безнаказанности. «Значительные лица» столицы халатно относились к своим
обязанностям и смотрели на зло сквозь пальцы. Поэтому когда Акакия Акакиевича
ограбили на улице, а он не смог найти справедливости и защиты. Кража шинели
ночью ни у кого не вызывала удивления, правоохранители лишь пожимали плечами:
ничего не поделаешь. «Значительное лицо» и вовсе выгнало просителя вон, чтобы
порисоваться перед приятелем. Поэтому можно смело сказать, что именно генерал
поощряет грабителей. Он тоже оказывается на месте жертвы в финале. А как иначе?
Поддерживая преступников, мы сами становимся потерпевшими рано или поздно.
13. Почему люди совершают преступления?
В.Г. Короленко
в произведении «Дети подземелья» показал мотивы преступления ребенка. Валек
воровал еду, но только потому, что был голоден, как и его умирающая от болезни
сестра. Мальчик понимает, что воровать — это плохо, но что ему остается делать?
Родителей у него нет, родственников — тоже, а обыватели городка считают его
бродягой и сторонятся вместо того, чтобы помочь. В те времена дети не могли
рассчитывать даже на отправку в приют. Валек оказывается совершенно один
наедине с миром, который безразличен к его горю. Поэтому он превращается в
малолетнего преступника только из-за голода и холода.
14. Какие преступления нельзя простить?
М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показал
преступление, которое никак нельзя простить. Аксинью изнасиловал родной отец.
Девушка была связана ремнями и не могла защитить себя. Ее криков никто не услышал.
Более того, после инцидента отец угрожал дочери расправой за донос. Но Аксинья
рассказала о насилии матери и брату. Те не стали даже ждать суда и сами
расправились с преступником. Родной сын убил отца, а мать ему помогала. Его
поступок просто нельзя простить и понять. Насилие над несовершеннолетней
девушкой, еще и над родной дочерью, должно быть наказано самыми строгими
мерами, ведь нельзя допустить его распространения и реабилитации.
15. Что мешает человеку преступить закон?
Н.В. Гоголь в
поэме «Мертвые души» показал, что больше всего преступник боится огласки. Так,
Чичиков скупает крестьян на бумаге, пока о его делах в городе почти никто не
знает. Помещики не говорят о сделке, дабы сбросить налоговое бремя тихо и без
последствий. А сам Чичиков упивается всеобщим уважением и своей
безнаказанностью. Его повсюду приглашают и принимают, как равного члена высшего
общества. Пока никто не догадывается об афере, Павлу Ивановичу нечего
опасаться. Преступление любит тень. Но как только в обществе становится известно
об его махинациях с покупкой мертвых душ, Чичиков сворачивает свою аферу и
спасается бегством. Ему стыдно и неприятно находиться среди людей, которые его
осуждают. Всеобщее порицание и мешает человеку преступить закон. Поэтому все
маргиналы скрывают свой образ жизни и свои деяния. Как только другие узнают об
этом, продолжать противоправные действия уже невозможно, ведь человеку стыдно
за себя и страшно оказаться в изоляции.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ!
Критерии №1 и № 2
являются основными.
2.
Для получения
«зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и №
2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к
«незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному
из других критериев (№ 3-№ 5).
3.
При выставлении
оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и
служебные), то за такую работу ставится «незачет».
4.
Максимальное
количество слов в сочинении не устанавливается.
5.
На всю работу
отводится 3 часа 55 минут.
6.
Если сочинение
списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится
«незачет».
7. Участнику разрешается пользоваться орфографическим
словарем.
Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения 2021-2022 года
Скачать структура и клише для итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать график и расписание итогового сочинения 2021 — 2022
Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению №2: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.
Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: К чему могут привести научные открытия? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.
Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: К чему могут привести научные открытия?
Наверное, почти каждый человек задумывался о том, к чему приведет развитие технологий. Многие мечтают увидеть через несколько лет перед собой летающие машины, различных роботов. Современный мир характеризуется особенно быстрым развитием технологий, поэтому с каждым днем увеличивается количество изобретений. Научные открытия помогают людям делать их жизнь комфортнее и проще. В обществе принято считать, что развитие науки и техники освобождает от различной рутинной работы и дает возможность больше времени уделять совершенствованию людей. Но не только пользу приносят научные открытия.
Я считаю, что сам человек, в силу свойственной ему лени, привыкает к комфорту, теряет некоторые навыки, становится глупее. Появляется опасность для всего человечества, которую замечают далеко не все люди. Через некоторое время роль человека может свестись к тому, что он будет только потреблять блага цивилизации.
Так, в фантастическом романе-антиутопии Евгения Ивановича Замятина «Мы» описана опасность развития техники. Писатель раскрыл проблему поглощения прогрессом духовной стороны жизни общества, показав мир будущего, полного бездушности и условностей. Произведение написано в форме дневника инженера Д-503, который был лишен воли и способности мыслить самостоятельно. Будущее, описанное автором выглядит безумно: у людей нет имен, все живут по обязательному расписанию, общество полностью отделено от природы и основой этой «новой жизни» являются цифры. Произведение Е.И. Замятина наводит на мысль о том, что технический прогресс необходим, но в разумных пределах. Ведь самое главное в жизни – это все же человек и все то, что называется духовностью и нравственностью.
Кроме того, общество все чаще перекладывает свою работу на машины, а такая привязанность к технике может привести к страшным последствиям. Многие современные авторы обращают внимание на это явление. Например, в книге Андрея Владимировича Курпатова «Четвертая мировая война» описывается будущее человечества. Автор пишет о том, что в ближайшие десятилетия мир переживёт самую значительную трансформацию за все время существования. Эта книга рассказывает о искусственном интеллекте, который с каждым днем развивается все больше. Люди сейчас не пользуются картами, ведь маршрут проще узнать с помощью специальных приложений в телефоне; общество стали меньше интересовать книги, ведь гораздо доступнее и быстрее найти всю информацию в Интернете. Из-за этого теперь многие не могут держать в голове большое количество информации, не в состоянии запоминать сложные маршруты. Автор напоминает читателям о том, что мир подвержен постоянным изменениям и если уже сейчас не задумываться над этим, то можно утратить навыки, которыми обладаешь.
Таким образом, изменения, происходящие из-за технического прогресса, являются не всегда положительными. Люди должны помнить, что человечность, духовность, нравственность – это то, что считается основой жизни. Очень важно не потерять контроль и понимать, что предел есть у каждого действия.
В наши становится очевидно, что технический прогресс имеет не только положительные аспекты, но и отрицательные последствия. В частности, очень обострились экологические проблемы, которые возникли из-за бурного развития промышленности и науки. Многие авторы бьют тревогу и призывают нас быть более дальновидными и осторожными на пути к очередным прорывам и достижениям в области технологий.
Проблему влияния прогресса на экологию поднял Е. Носов в рассказе «Кукла». Рассказчик поведал читателю о бурных водах рек с круговым течением, где он когда-то рыбачил. В тех заповедных местах когда-то водилась разнообразная рыба в таком количестве, что кормила близлежащие деревни, и всем хватало улова. Но со временем экологическая ситуация в регионе ухудшилась на фоне индустриализации. Местные поля стали обильно посыпать пестицидами и другими химическими добавками, которые вместе с ветром и дождевой водой начали попадать в реки и разрушать их микроклимат. За несколько лет водоемы обмелели, загрязнились, заросли. «Прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей» — пишет автор. Теперь рассказчик даже удочку разматывать не стал, ведь река была пустой, мертвой. Локальная экологическая катастрофа была спровоцирована именно научно-техническим прогрессом в сельском хозяйстве.
Ту же проблему затронул М. Бургаков в произведении «Роковые яйца». Профессор Персиков изобрел луч, который мог феноменально ускорять процессы жизнедеятельности организмов. По его влиянием клетки размножались и росли быстрее и сильнее. Эту технологию было решено использовать в сельском хозяйстве. Исследователю не дали досконально изучить открытие и сделать необходимые проверки. Вместо этого доступ к лучу получил председатель колхоза Рокк — человек без соответствующего образования. Он умудрился даже перепутать змеиные и куриные яйца. Из-за его промаха на свет появились гигантские и прожорливые монстры, которые разрушали города и убивали людей, дабы насытить голод и утолить жажду агрессии. Конечно, это фантастический сюжет, но разве мы не знаем его реального воплощения в Чернобыльской катастрофе, когда некомпетентность и безалаберность привели к самым масштабным ядерным загрязнениям? Этот пример позволяет сделать вывод: прогресс может навредить природе настолько, что она станет непригодной средой обитания для человека и братьев его меньших.
Таким образом, опасность технического развития состоит в том, что его последствия разрушают среду обитания живых существ и подрывают экологический баланс на планете. Из-за этого человечество претерпевает различные бедствия: загрязнение целых городов радиоактивными отходами, вымирание отдельных видов животных, птиц, рыб, растений, ухудшение климатических условий и другие глобальные проблемы. Если так дальше пойдет, то людям придется искать другой дом и сооружать Ноев ковчег.
Гуманность — очень важное качество в человеке. Каждый человек должен друг к другу относиться с пониманием, добротой и милосердием. Наука помогает нам облегчить жизнь. Совершенствует приборы, машины и остальную технику. Однако любое научное открытие должно быть продумано. Почему это обязательное условие и к чему могут привести научные открытия, лишенные гуманности? Создавая что-либо человек должен думать о последствиях. К каким итогам приведет то или иное открытие, какое влияние окажет на человечество то или иное открытие. Достаточно вспомнить, что создание биологического и химического оружия принесло только вред человечеству.
Никто не имеет права подвергать риску жизнь, особенно люди, жаждущие славы и готовые получить ее любой ценой. Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ: Можно привести пример из рассказ Булгакова «Собачье сердце». Профессор решил провести эксперимент на бездомной собаке, сделав операцию по пересадке человеческого гипофиза. Герой не обдумал, к каким результатам это может привести, а они оказались достаточно плачевными. Из собаки получился очень злобный, жестокий и глупый человек. Шариков хамил всем подряд. Он только имел облик человека, в душе же он был грубым и злым.
Профессор быстро понял свою ошибку, и сделал обратную операцию. Пришедшее понимание помогло избежать дальнейших проблем. Это доказывает, что к науке нужно относиться аккуратно, и думать о том, к чему могут привести эксперименты или создание нового оружия для «защиты». Малейшая ошибка может повлечь за собой множество неприятностей. Так же, можно привести в пример еще одно произведение Булгакова — «Роковые яйца». Главный герой, Персиков, решил вывести новую породу кур. Но все пошло не по плану. Вместо породы он вывел каких-то злобных гигантов, которые были опасны для всего мира. Персиков чуть не погубил невинных людей. Его мотивы были лишены гуманности, а результат оказался хоть интересным, но исключительно отрицательным.
Таким образом, наука может приносить пользу, она будет полезна всем, если к ней походить с гуманностью, думать не только о себе, но и о других людях, как делали врачи, стремящиеся найти лекарство от чумы. Любое открытие должно соответствовать нравственным ценностям. Только если наука будет приносить пользу всем, а не только создателю, все будет хорошо.
Читать сочинение далее…
.
ПРОБЛЕМА
Василий Песков поднимает экологическую проблему: почему люди
должны беречь Землю?
КОММЕНТАРИЙ
Пример-иллюстрация 1
Текст Пескова начинается со слов,
что Земля — шар, на снимке из космоса
видны материки, моря и океаны, но «подробности земной жизни издалека не
видны», — пишет Песков. Песков рассказывает о происхождении жизни на Земле,
о том, что дает человеку тепло солнца, кислород, атмосфера и вода Земли.
Описывая жизнь на Земле, автор замечает, что между огромными многотонными
китами и двухграммовыми землеройками «огромное число животных, которым
Земля стала родным домом».
Пример-иллюстрация 2
С другой стороны, автор обращает
внимание на то, что человек – венец творения – разрушает среду обитания животных и растений: «многие
животные исчезли или стали исключительно редкими», «растут
площади жарких пустынь и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают
озёра, исчезают на равнинах малые реки» — пишет Песков.
Смысловая связь между
примерами-иллюстрациями
Понятно, что с одной стороны,
автор восхищается Землей и ее красотами, а с другой – предостерегает человека
от необратимых поступков, призывая его беречь Землю – наш общий дом. В начале
текста Песков описывает вид Земли из космоса, а завершается текст описанием Земли вблизи: «огни больших городов и
маленьких деревень», «Земля со следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов».
И эта наша Земля, по мысли Пескова, — одна, одна для всех, другой нет и не
будет.
Авторская позиция
Авторская позиция Пескова наиболее
полно выражена в словах ученого, которые так понравились автору: «Во
Вселенной мы одни, и непохоже, что где-нибудь нас ждут. Надо беречь свой дом —
родную Землю».
ОБОСНОВАНИЕ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ
Мне понятна тревога журналиста и
писателя Пескова. Судьба нашей планеты в наших руках. Ученые считают, что через
какое-то время Солнце и Земля погибнут. И уже сегодня планируются полеты на
Марс и другие планеты, чтобы в будущем, возможно, переселить на них жителей
Земли. И чтобы успеть подготовиться к этим полетам, необходимо заботиться о
нашем общем доме – Земле, иначе экологические проблемы могут убить Землю раньше
времени.
292 слова
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
Земля из космоса
(1)Лишь совсем недавно человек узнал,
что Земля — это шар. (2)Думали, стоит Земля на трёх слонах, а ночью звёздный
мир её укрывает. (3)Теперь вокруг шара человек пролетает менее чем за два
часа. (4)Землю можно увидеть со стороны. (5)Вот снимок, сделанный из космоса.
(6)Да, Земля — это шар, на нём видны материки, моря, облака, восходы и
заходы Солнца. (7)Подробности
земной жизни издалека не видны, но они есть, их много…
Надо беречь Землю: мы одни
(8)Два десятка лет назад американцы
провели опрос учёных: что дали человечеству полёты в космос? (9)Много было
интересного в ответах. (10)Мне запомнился этот: «Во Вселенной мы одни, и
непохоже, что где-нибудь нас ждут. (11)Надо беречь свой дом — родную
Землю». (12)Хороший ответ.
Замечательная планета: солнце, кислород, атмосфера, смена времен года, дней
и ночей
(13)Сегодня с высоты своих знаний человек может сказать: «Замечательная нам
досталась планета».
(14)В самом деле, есть на планете вода, без которой жизнь была бы невозможной.
(15)Близость Солнца даёт не иссякающее от времени тепло. (16)Вращение Земли
обеспечивает чередование дней и ночей на планете, смену времён года.
(17)Зелёные растения наполняют атмосферу кислородом. (18)Они накапливают
углерод и выделяют в верхние слои атмосферы животворный кислород и озон,
прикрывающий всё живое от губительных лучей Солнца.
Эволюция жизни
(19)Конечно, зародившейся жизни миллионы
лет приходилось приспосабливаться
к изначальным условиям на планете. (20)Живые организмы уступали место на Земле более совершенным. (21)От
многих животных уцелели лишь кости. (22)Но некоторые виды дожили до наших
времён. (23)Живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты, самые
большие существа, когда-либо жившие на Земле. (24)Самые маленькие из
млекопитающих — мышь-малютка
и землеройка, весящая всего два грамма.
Человек – властелин и хозяин жизни
(25)Между китами и мышами огромное число
животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек. (27)Он
часто решает, кому жить,
а кому в жизни должно быть отказано.
Человек разрушает среду обитания
(28)Миллионы лет отбирала Природа животных,
определяя места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек
давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в
которой животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего
Дома.
Исчезли:
(31)Многие животные исчезли или стали исключительно редкими. (32)Уже давно мы
не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит токующих глухарей, крик
перепёлок. (33)И так везде
на Земле. (34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов,
а в середине прошлого века химия
выкосила в Америке культовую птицу — белоголового орлана. (35)В
Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов: нужна была земля для посевов зерна.
(36)Растут площади жарких
пустынь и пустошей, истощаются
плодородные земли, высыхают
озёра, исчезают на равнинах малые реки.
Земля – единственный дом
(37)Вот что имел в виду учёный, ответивший
на вопрос о космосе. (38)Планету
Земля нам надо беречь. (39)Никто не ждёт высадки землян на другие планеты. (40)А Земля
по-прежнему нас кормит, даёт нам дышать, снабжает водой, теплом и радостью жизни, идущей от
наших соседей: зверей, птиц, рыб, насекомых, образующих сложный узор жизни.
Земля вблизи
(41)Вот как выглядит Земля, если взглянуть
на неё со стороны. (42)Очертания материков. (43)Следы деятельности вулканов.
(44)Огни больших городов и маленьких деревень. (45)Озёра на суше и острова в
океане. (46)Текут по Земле большие реки, струнами вытянуты дороги. (47)Земля,
изрытая шахтами и лисьими норами. (48)Земля со следами зверей, хлебными полями
и кудрями лесов… (49)Такой
общий наш Дом.
(По В. М. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (1930–2013) —
советский и российский писатель, журналист и фотокорреспондент.
Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения ЕГЭ 2021-2022 года
Скачать структура и клише для итогового сочинения 11 класс 2021 — 2022
Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать график и расписание итогового сочинения 2021 — 2022
Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.
Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.
Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. 11 класс. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. С одной стороны многое делается для того, что бы сохранить окружающую среду. И этого нельзя не заметить. Ведь поддержание состояния природы очень важно для нормального развития человека и общества в целом. Но нельзя отрицать того, что не вся деятельность человечества благоприятно сказывается на природе. Внедряя различные новшества, необходимо удостовериться в том, как они скажутся на экологии.
Подобные рассуждения приводит Распутин в своём произведении «Прощание с Матёрой». В этой повести писатель повествует о том, как на месте деревне Матёры планируется построить гидроэлектростанцию. На первый взгляд, кажется, что ничего плохого в этом нет, ведь такое нововведение пойдет на благо страны: ГЭС будет оснащать государство электроэнергией. Однако с другой стороны такое решение может нанести вред самим же людям. Ведь никто не задумывается над тем, как скажется установка станции на экологии. Неправильная подготовка местности к постройке приведет к массовой вырубке деревьев, разрушению почвы, смене условий обитания многих животных, а в будущем неизбежны выбросы веществ, которые будут загрязнять воздух, землю и водоемы.
Над этим также задумывается Толстая в своем романе «Кысь». Действия в произведении происходят после Взрыва. Земля в результате была опустошена и изуродована. Люди же вследствие этого имели полтора лица, уши по всему телу и другие различные мутации. Очевидно, что писательница описывала ядерную катастрофу. С достижениями науки связаны большие риски по отношению к экологии. Самое ужасное, что трагедия вполне вероятна, если люди не будут задумываться о том, как влияет прогресс на окружающую среду. Кажется, что подобного точно не будет, и в романе показан крайний исход прогресса. Однако те вещества, которые выделяются фабриками и заводами не менее токсичны, просто их количества в атмосфере пока не так велики. Но если не задумываться об окружающей среде и не предотвращать избыточного количества выбросов, то, в конечном счете, такая катастрофа неизбежна.
Подводя итог, можно сделать вывод, что гармония между технологическим прогрессом и экологией возможна, но только тогда, когда сами люди серьезно задумаются над важностью сохранения окружающей среды, и сделают все, чтобы добиться этого.
Сегодня мы не представляем свою жизнь без технического прогресса. Его достижения очевидны, мы пользуемся ими ежеминутно. Но всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу? К сожалению, нельзя ответить на этот вопрос утвердительно. Порой успехи человеческой цивилизации наносят урон окружающей среде и самим людям. Рассмотрим такие примеры.
Так, Евгений Носов в рассказе «Кукла» описывает последствия локальной экологической катастрофы в своем регионе. Если раньше он ходил на глубокие и чистые озера и уносил с собой богатый улов, то теперь водные резервуары иссохли и обмельчали, воду затянуло болото. Так случилось из-за промышленного бума и индустриального развития данного городка. В воде он видит обломки пенопласта, голышки бутылок и другой мусор. С полей в реки и озера попадали удобрения и пестициды. Из-за этого воду заволокла черная тина. Разбушевалось дурнотравье, и рыба ушла из этих мест, как и былая красота местности. Обмелели водоемы, и рыбаки махнули рукой, ведь теперь здесь зияла пустота, сотворенная руками человека. Таковы негативные последствия технического прогресса: мусор, промышленные и сельскохозяйственные выбросы сделали водную эко-среду непригодной для жизни рыб и многих других живых существ.
Не менее серьезные проблемы затронул Чингиз Айтматов в романе «Плаха». Чтобы соответствовать невыполнимым планам и не срывать заготовки мяса, жители села решают разорить заповедник. Их сложно винить: за невыполнение требований, далеких от реальности, можно было получить тюремный срок. И вот они решили истребить всех сайгаков — основной рацион волков. Мяса добрали до нормы, но уничтожили целое звено в пищевой цепи и обрекли животных на мучительную голодную смерть. В процессе истребления сайгаков погибло множество волков. Ими охотники не брезговали: всегда можно было взять волчьи шкуры или волчат на забаву. В итоге заповедник оскудел, от него осталось одно название. Будущее этого места печально, ведь экосистема восстанавливается сотни лет, а этого времени ей никто не даст. Очередные планы сверху поставят под удар природу. И нашим потомкам останутся голые разоренные земли — последствия нашей жадности.
Таким образом, прогресс таит в себе угрозу, так как ценой блага для общества нередко становится чья-то жизнь. Люди разрушают окружающую среду ради сиюминутной выгоды и не думают наперед. Бурное развитие техники и производства оставляет возле себя разоренные земли, которые не смогут восстановиться и через сотню лет. Столько еще осталось у нас земель? Как долго природа сможет давать ресурсы, которых меньше с каждым мгновением? Нужно серьезно задуматься об этом и контролировать технический прогресс, чтобы от не было больше блага, чем вреда.
Читать сочинение далее…
.